Правовое воспитание в библиотеке. Права или обязанности? (консультация)


10 декабря отмечается День прав человека. В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека.

В библиотеках района проведены мероприятия, приуроченные к этой дате.

День информации «Правовая защита граждан»

В Публичном центре правовой информации центральной районной библиотеки им. Б.В. Стрельцова прошел день информации «Правовая защита граждан». Во время часа вопросов и ответов «Социальная защита пожилых людей, ветеранов и инвалидов» каждый желающий мог получить консультацию специалистов учреждения «Быховский районный центр социального обслуживания населения» по организации социального обслуживания на дому, об условиях помещения пожилых людей и инвалидов в отделение круглосуточного пребывания и т.д.

Также в этот день был проведен обзор тематической выставки «Имею право на права», обзор периодических изданий «Знай свои права: по страницам периодических изданий», информационный курьер «Наша информация – ваш успех».

Правовой турнир «Знатоки права»

Для молодёжи сотрудники центральной районной библиотеки им. Б.В. Стрельцова организовали и провели в ГУО «СШ №1 г. Быхова» правовой турнир «Знатоки права». Учащиеся 11 «А» класса разделились на две команды: «Умники» и «Правознайки», приняли участие в конкурсах: «Разминка», «Пословицы», «Лото», «Даты», «Правовые заморочки». Ребята примерно одинаково справились с заданиями, но команда «Умники» оказалась сильнее, опередив своих соперников на 4 балла. Все участники правового турнира были награждены призами.

Правовой подиум «Выбери свою судьбу»

Библиотекарь Селецкой сельской библиотеки пригласила детей и подростков на правовой подиум «Выбери свою судьбу». Ребята познакомились с историей создания и основными положениями международно-правовых документов о правах человека, рассмотрели случаи нарушения прав человека и способы их защиты. Устный рассказ библиотекаря сопровождался слайд-презентацией.

Больше узнать о правах ребёнка и закрепить полученные знания детям помогли ситуативные игры, викторины и кроссворды. Целью этого мероприятия было формирование правовой культуры у детей через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.

Информационный час «Законы, по которым мы учимся, работаем, живем»

Информационный час «Законы, по которым мы учимся, работаем, живем» в Новобыховской сельской библиотеке способствовал созданию целостного представления о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом. Во время мероприятия была продемонстрирована презентация «Закон приходит к нам на помощь», проведена викторина «Мир права. Конституция Республики Беларусь».

Празднуется по предложению Генеральной Ассамблеи ООН ежегодно, 10 декабря, начиная с 1950 года. В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право каждого на жизнь, свободу и неприкосновенность.
Все люди на планете должны быть защищены Всеобщей декларацией прав человека. Где бы мы ни жили, кем бы ни были – это наши права, и никто не может у нас их отнять.
Веря в эти правила, действуя в соответствии с ними, обещая никогда не нарушать их, мы делаем мир лучше. Мы сами становимся лучше.
В этот день мы хотели бы предложить небольшую подборку книг для детей, которые познакомят с основными правами и свободами, научат применять их в жизни.
Надеемся, что эти книги помогут лучше определять свои действия и поступки, а также оценивать отношение к вам других людей.

«Книга о правах человека»

Как рассказать детям о правах человека? Текст, принятой в 1948 году «Декларации прав человека» слишком абстрактен, комментарии непонятны, учебники скучны. Чтобы выйти из этой ситуации, художница Жаклин Дюэм и правозащитник Роббер Бадентер объединились и создали эту книгу. Сухие слова превратились в сказку. Сказку, которая должная стать понятной и близкой реальностью для сегодняшних детей — завтрашних мужчин и женщин.

«Мы все рождены свободными: всеобщая декларация прав человека в картинках»

«Мы все рождены свободными» – это выдающаяся книга, переведённая на многие языки мира. Она написана специально для маленьких Граждан Мира, поэтому текст Декларации сделан более доступным для их понимания языком, все 30 статей проиллюстрированы известными детскими художниками, а обложка оформлена Петром Сисом.

Усачев, А. «Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых»

Однажды Маленький Человек узнал, что на свете существует Декларация Прав Человека, в которой написано, что Человек Имеет Право. И Маленький Человек понял, что имеет право жить по совести и защищать права других людей, маленьких и прочих. И что другие люди, маленькие и прочие, тоже имеют на это право. Андрей Усачев рассказал вам вдохновенную историю о Декларации Прав Человека, о борьбе Маленького Человека за свои права и о том, что человек в этом мире вовсе не беззащитен, если верит, что он, Маленький Человек, — не просто винтик в сложной и бессмысленной машине, но имеет право быть порядочным и благородным.

Усачев, А. «Приключения маленького человечка»

В книге рассказывается о том, какими правами пользуются люди на земном шаре.
Главный герой книги Маленький Человек. Он очень маленький, и все у него маленькое, и дом, и сад. Его очень огорчала, что большие люди не просто не обращали на него внимания, а просто даже не замечали его.
У Маленького Человека, как и у всех людей, была дома библиотека, и в ней он нашел книгу, которая называлась «Всеобщая Декларация Прав Человека».
Из нее он узнал, что люди должны уважать друг друга и знать свои права.
Маленький Человек не просто прочитал книгу, но и применил полученные знания о правах на практике, защищая слабых и помогая тем, кому нужна была помощь.

Шабельник, Е.С. «Ваши права»

Как же познакомить детей с основными правами человека, провозглашенными Всеобщей декларацией прав человека? И при этом сделать сухое изложение статей Декларации интересным, занимательным, а главное — запоминающимся? Эту весьма непростую задачу призвана решить эта книга. В ней каждая статья Декларации поясняется иллюстрированным сюжетом известных сказок.

Астахов, П. А. «Права ребенка»

Вы совершите небольшое путешествие в мир взрослых людей. Подумаете над возможными последствиями тех или иных поступков; поймёте, как вести себя в различных жизненных ситуациях, узнаете, когда можно и нужно обращаться к помощи государства и закона. Ведь ПРАВО существует для того, чтобы все мы жили в согласии, и всегда отстаивали наши справедливые интересы. А чтобы вам было интереснее, рассказ идёт от лица мальчика по имени Володя, вашего ровесника!

Лопатина, А. «Права подростков в рассказах, рисунках и вопросах»

Что такое права? Могут ли права существовать отдельно от обязанностей? Какие права и обязанности есть у детей? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в книге в форме захватывающих историй с красочными иллюстрациями. К каждой истории предлагается ряд вопросов и творческих заданий.

Астахов, П.А. «Я и государство»

Автор предлагаем серьезно познакомиться с нашей страной и системой правил, которой подчиняются все жители — граждане России. Речь идёт о государственном устройстве, законодательной и исполнительной власти и основном законе Российской Федерации — Конституции.

Серр, А. «Я имею право быть ребенком»

Права ребенка — это не просто громкие слова на бумаге. Права ребенка важны везде: дома и в школе, во дворе и в больнице, на экране телевизора, компьютера и телефона, в книге и игре. Они должны соблюдаться всеми — ведь дети не всегда могут сами себя защитить, — чтобы из счастливых и защищенных детей выросли умные, добрые и сильные взрослые. Французский педагог, писатель и издатель Алан Серр рассказывает о правах ребёнка простым, но ярким, как иллюстрации к этой книге, языком, с ритмом и рифмами. А помогает ему на русском языке замечательный переводчик Михаил Яснов.

Яковлев, Ю. «Ваши права, дети»

Книга известного детского писателя Ю. Яковлева посвящена принятой в 1989 году ООН Конвенции о правах ребенка. Это — первый опыт рассказа детям о серьезнейшем международно-правовом документе, посвященном их правам, рассказа яркого, образного, доступного пониманию маленького человека. Автор, говоря с детьми об их правах, обращается к чувствам ребенка: любви к своим родителям, дому, состраданию к тем, кто слаб и немощен, пробуждает в детях достоинство и самоуважение. Эта добрая и очень нужная книжка, безусловно, будет полезна и детям и взрослым.

Цель: познакомить учащихся с основным документом «Всеобщей Декларацией прав человека», отражающим права ребёнка в обществе

Задачи:

  1. Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
  2. Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
  3. Научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
  4. Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.
  5. Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.
  6. Развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Оформление: выставка плакатов на тему "Права человека".

Оборудование: проектор, экран, пазлы, наборы букв, карточки с заданиями.

Ход мероприятия

Учащиеся разбиты на 3 команды. Каждая команда сидит за своим столом. На экране демонстрируются слайды презентации.

1 слайд «Я – ребёнок, я – человек»

Выходят 2 ученика.

1 ученик.

Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса

2 ученик.

Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.

Учитель. Сегодня мы продолжаем разговор, который начали 16 ноября, в День толерантности, взаимопонимания, уважения друг к другу.

3 слайд «Мы разные, но мы вместе»

Учитель. Мы с вами приняли участие в игре «Мы разные, но мы вместе», где говорили о том, что люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

3 ученик.

Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас –
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети – ты и я,
И у нас одна Земля.

Учитель. Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены. У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. (Дети собирают слово «права»).

Учитель. Правильно, сегодня мы с вами продолжим разговор о правах человека.

4 слайд. Сегодня отмечается День прав человека.

4 ученик.

У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
И каждый должен знать свои права,
Чтоб дать отпор лихому проходимцу,
Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем
Не приклонялась наша голова.

5 слайд. «Зверства фашистов»

Учитель. В середине прошлого века разразилась страшная война, которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла эта воина: смерть, голод, разрушения.

6 слайд. «ООН»

А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик – съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека.

7 слайд «Декларация о правах человека».

Это очень важный документ, где записаны все права людей, вы обязательно позднее подробнее познакомитесь с ним.

После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся.

8 слайд «Права ребёнка».

Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка, потому что дети – это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ – Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция – это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали, главная цель, которой – сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.

9слайд «Права человека».

– О каких же правах идет речь в Конвенции? Это прежде всего право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации. Мы с вами сегодня познакомимся с нашими правами и будем учиться применять их в повседневной жизни.

5 ученик. Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы – люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

Учитель. Что же такое права, и что мы про них знаем?

6 ученик.

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок – веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым –
Он на свете не один!

Учитель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

7 ученик.

Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?

Перекличка имён.

Ребята, каждому из вас при рождении было дано имя. Встаньте, назовите своё имя и объясните, что оно значит.

Дети встают и называют свои имена:

Александра – защитница
Алина – благородная
Алла – лань
Анастасия – воскрешённая
Андрей – мужественный
Дарья – сильная

Екатерина – чистая
Максим – величайший
Мария – желанная
Никита – победитель

Артём – здоровый
Арина – мир
Виктория – победа
Виктор – победитель
Даниил – бог – мой судья
Дамиан – покоритель

Ольга – святая
Руслан – лев
Сергей – высокий
Софья – мудрая
Степан – венец

8 ученик.

Будь всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!

Учитель. Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.

9 ученик.

Мои права (стихотворение-шутка)

У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?

Учитель. Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)

Учитель. Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что – то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним некоторые из них.

Выходят 8 учеников и читают стихотворение "Наши права".

    В своих правах мы все равны:
    И взрослые и дети.
    Все расы, веры, языки –
    Все люди на планете.

    На любовь имеют право
    Все ребята на Земле,
    На заботу и на ласку,
    Право жить в своей семье.

    В дом без спроса к вам никто
    Заходить не может.
    Ваши вещи и добро
    Брать не может тоже.

    Если вдруг захочет кто-то
    Запретить ходить вам в школу,
    Знайте сразу – он не прав –
    Не дано таких им прав.

    Никто не может вас пытать,
    Делать больно, обижать.
    Вы запомните одно –
    Бить людей запрещено.

    О правах своих послушал
    И запомни крепко их.
    Только знай, что очень нужно
    Уважать права других.

    Этих прав лишить не может
    Вас никто и никогда.
    Право каждое поможет
    Быть счастливым вам всегда!

Учитель. Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)

Учитель. Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.

ТРЕНИНГ «ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ».

Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы – могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.

Учитель. Давайте проверим, как хорошо вы знаете свои права.

Конкурс «Собери картинку и скажи, о каком праве идёт речь» (пазлы).

Каждая команда получает набор пазлов. Сложив картинку, дети должны рассказать, о каком праве человека идёт речь и что даёт это право (право на жилище, право на отдых, право на семью).

10-12 СЛАЙДЫ (иллюстрации к сказкам).

На экране демонстрируются иллюстрации к сказкам "Красная Шапочка", "По щучьему велению", "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка", "Айболит", "Золотой ключик", "Белоснежка и семь гномов", к басне "Квартет".

Ребята должны ответить на вопросы:

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (10 слайд)

Какой литературный герой мог бы пожаловаться на то, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (11 слайд)

В какой сказке нарушено право героя владеть своим имуществом? (12 слайд)

13-15 слайды (отрывки из мультфильмов «Буратино», «Чиполлино», «Гадкий утёнок»).

Ребятам предлагается посмотреть отрывки из мультфильмов, и, обсудив в командах, рассказать, о нарушении, каких прав говорится в мультфильме?

16 слайд. Отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик».

Беседа после просмотра отрывка мультфильма «Цветик-семицветик».

  • Какие желания были у Жени?
  • У неё было право выбора?
  • На что она потратила последний лепесток?
  • Правильно ли она поступила? Почему? (ответы детей)

Учитель. Давайте и мы почувствуем, как приятно отдавать своё тепло другим.

ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».

Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.

СЦЕНКА

Серёжа.

В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.

Мама.

Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа.

Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!

Бабушка.

Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.

Серёжа.

Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.

Мама.

Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?

Серёжа.

Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.

Мама.

Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка.

Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.

Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.

Бабушка.

Но только должен ты узнать –
Права у всех равны.

17 СЛАЙД «ОБЯЗАННОСТИ»

Учитель. Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.

– Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, школьников.

Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)

Учитель. Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.

РАБОТА В ГРУППАХ. Командам предлагаются карточки с заданиями.

Задание для 1-ой команды. Запишите 6 прав, которыми должен обладать ребёнок.

Задание для 2-ой команды. Запишите, какие обязанности есть у школьников.

Задания для 3 команды. Вычеркните предложения, не подходят для нашего дружного класса.

  • Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.
  • В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.
  • Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
  • В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
  • Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
  • В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
  • Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.
  • В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.
  • Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
  • Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
  • Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.
  • Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.
  • Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.
  • Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.

После выполнения работы в группах ребята зачитывают тексты, которые у них получились.

Учитель. Давайте карточки с вашими заданиями мы сохраним, и пусть они напоминают нам не только о наших правах, но об обязанностях.

18 СЛАЙД «ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»

Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. 12 декабря в России отмечается День Конституции.

19 СЛАЙД «Я – РЕБЁНОК, Я – ЧЕЛОВЕК».

Выходят 5 учеников, каждый читает по одной строчке. Последнюю строчку ребята произносят все вместе.

  • Я имею право быть чёрным и белым.
  • Я имею право быть ловким и смелым.
  • Ты имеешь право иметь своё имя.
  • Ты имеешь право быть просто любимым.
  • Мы имеем право на всём белом свете.
  • Мы имеем право! Мы – дети!

ПЕСНЯ «ТЫ ДА Я». Дети встают в круг и, обнявшись, исполняют песню. Вовремя исполнения песни на экране демонстрируется видеофильм о жизни нашего класса.

Используемые материалы:

  1. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М. ТЦ Сфера, 2009.
  2. Материалы сайта "Детский правовой сайт".
  3. Стихотворения Резник Ф.Э.

Законы, которые вам помогают
День правовых знаний

Цели и задачи: воспитывать личность, осознающую достоинства человека; формировать умения разрешать конфликты мирным путем; воспитывать гражданские чувства школьников, уважение к своему народу, любовь к Родине; формировать уважительное отношение к жизни, осознание права каждого на жизнь; формировать гражданскую позицию ученика; развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно - исторических традиций родного села, города, края, других народов.

Основной целью деятельности Центральной библиотеки г.Изобильного в вопросах правового просвещения и информирования граждан является создание системы информирования населения по вопросам законодательства и права, повышение уровня правовой культуры и правосознания граждан, распространение знаний о правах ребёнка; обеспечение широкого доступа детского и взрослого населения к правовой информации.

Уделяя большое внимание проблеме защиты прав человека, библиотека использует всё многообразие форм и методов библиотечной работы: проведение обзоров, игровых ситуаций с элементами правовых знаний, правовых викторин, оформление разноплановых книжно - иллюстрированных выставок, электронных презентаций, профилактических бесед на правовые темы, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети, активно используются в работе партнёрские связи с представителями правоохранительных органов и многие другие. Содержание и формы библиотечной работы отразились в тематике Дня правового знания , который состоялся 8 апреля 2014г., и, определяются реальными возможностями библиотеки, спецификой работы Центра правовой информации и результатами мониторинга индивидуальных по-требностей и интересов пользователей в области права.
Воспитание правовой культуры должно начинаться с молодого возраста и потому мы должны всем комплексом воспитательных форм и методов прививать уважение к политическому строю, к правилам поведения людей и порядкам их взаимоотношений, воспитывать дух равноправия, нетерпимости к плохому.
Теме повышения правовой культуры общества и каждого ребёнка отдельно, в рамках программы, был посвящён урок права «Молодёжь в современной России» с учащимися МКОУ СОШ №19. На мероприятии были затронуты вопросы о правах и обязанностях ребёнка в Российской Федерации, о защите этих прав и возможности ими пользоваться, знании законов и последствий за совершённые правонарушения.


Подробно об этом говорила на встрече с учащимися капитан полиции, старший инспектор по делам несовершеннолетних Дробишева Мария Сергеевна. На встрече под названием «Правонарушения несовершеннолетних и их последствия», говорилось о том, какое наказание грозит за нарушение законов несовершеннолетними гражданами, были озвучены цифры и факты по правонарушениям в нашем городе. Мария Сергеевна приводила примеры из жизненных ситуаций, рассказала ребятам о том, как отстоять свои права и не стать жертвами преступлений. В ходе встречи было задано много вопросов, отвечая на которые, гостья подчеркнула, насколько важно быть юридически грамотным и знать не только свои права, но и обязанности. Такие встречи дают не только достоверную информацию, но и способствуют повышению юридической грамотности молодёжи.


В программе использованы материалы познавательного и игрового характера, дающие детям теоретические знания об опасных жизненных ситуациях дома, в общественных местах, на транспорте. Школьников познакомили с важными в их жизни документами, закреплёнными в Семейном и Гражданском кодексах РФ, Конституции РФ, с международными документами о правах ребёнка: Всеобщей Декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребёнка, в которых провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей, с применением электронной слайд презентации «Право быть ребёнком».


Ребятам напомнили, что наличие прав предполагает и обязанности, поэтому вместе обсудили последствия тех или иных противоправных поступков и узнали ответы на вопросы: какова ответственность несовершеннолетних за эти проступки, кто заботится о том, чтобы права и обязанности соблюдались в игровой программе «Правовая компетентность подростка» и электронной версии игры по принципу крестики - нолики «Просто шалости или хулиганство». Были разыграны различные жизненные ситуации «Твои права и обязанности», во время которых дети принимали самостоятельные решения, не нарушая при этом прав других людей.


Одним из важнейших условий обеспечения эффективности проведения Дня правовых знаний является наличие доступа детей к правовой литературе, содержащейся в библиотечном фонде. Раскрыть фонды правовой тематики помогла книжно - иллюстративная выставка, организованная в библиотеке «Детство - территория закона», на которой были представлены правовые документы по заявленной теме, материалы о работе социальных учреждений в этом направлении, о роли семьи и школы в жизни детей.


В заключение встречи всем вручили памятки «Первая встреча с законом» с кратким перечнем прав ребёнка и телефонами и адресами служб, способных ребёнку оказать помощь. Таким образом, в дело правового воспитания несовершеннолетних библиотеки могут внести свой ощутимый вклад и способствовать созданию благоприятных условий для формирования у подрастающего поколения правовой культуры.
Библиотеки всегда были и остаются центрами культуры и нравственности. Имеющиеся информационные ресурсы в библиотеках позволяют вести широкую просветительскую деятельность. «Пользователям электронных ресурсов - о пенсионном законодательстве» - под таким заголовком прошёл познавательный час для людей пенсионного возраста и инвалидов, получивших квалифицированную помощь по различным вопросам: о льготных пенсиях, и о повышении пенсионного возраста, о перерасчётах и индексациях сумм пенсий, предлагались листовки по социальным вопросам, вопросам ЖКХ.



Информационно - правовой экскурс в историю познакомил собравшихся с основными вехами возникновения государственного пенсионного обеспечения в России. В рамках программы был оформлен тематический стеллаж для пользователей библиотеки пенсионного и предпенсионного возраста «Правовое поле пенсионера», на котором были размещены издания, публикации о пенсионной системе в Российской Федерации и проведён обзор литературы по материалам законодательных и нормативно-правовых актов, комментариев и разъяснений к ним.
Одним из важнейших условий обеспечения эффективности работы по правовому информированию граждан можно считать наличие открытого доступа читателей к постоянно обновляющимся правовым базам, таким как: Консультант Плюс, и Интернет-ресурсам, на сайтах которого в течение дня проводились консультации, обучение пользованием этими программами.
По устным опросам, проведёнными с присутствующими будущее пенсионного обеспечения вызывает интерес у всех, несмотря на то, что большинство уже являются пенсионерами. Для желающих организована экскурсия - знакомство "Ваше право на информацию"с основным фондом литературы по вопросам права и проведена консультация по справочно - библиографическому аппарату.

День правовой информации «Моя Отчизна очень велика, она зовется коротко - Россия»: ко Дню России (ЦГМБ)

08.06.2017 г. для ребят из Молодежного координационного центра г. Майкопа был проведен День правовой информации «Моя Отчизна очень велика, она зовется коротко - Россия»: к 12 июня - Дню России.

К мероприятию была оформлена книжная выставка «Моя Родина - Россия», на которой были представлены книги и периодические издания по истории и культуре России.

Гостям мероприятия были продемонстрированы документальные фильмы из истории праздника, интересные факты о нашей стране.

Ребята в качестве гидов совершили виртуальное путешествие по наиболее известным уголкам нашей малой Родины - Адыгеи.

На мероприятии прозвучали стихи и песни о России.

Участникам мероприятия были розданы буклеты «Берегите Россию, нет России другой».






День правовой информации «Флаг наш российский, овеянный славой, три цвета в себе сочетал на века» (ЦГМБ)

23 августа в Центральной городской модельной библиотеке прошел День правовой информации «Флаг наш российский, овеянный славой, три цвета в себе сочетал на века», приуроченный к 22 августа - Дню Государственного флага РФ.

Ежегодно в России 22 августа отмечается День Государственного флага Российской Федерации — один из официально установленных праздников России; установлен в 1994 году указом Президента Российской Федерации, он посвящён «государственному триколору».

В программу мероприятия вошли: историко-познавательный час «Великая страна - моя Отчизна!», просмотр документального фильма «Почему флаг России белого, синего, красного цвета?». Ребята узнали о том, что государственный флаг - официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства наряду с гербом и гимном. Они всегда рядом с нами, слиты воедино с нашей жизнью, бытом, общественной деятельностью. Это часть отечественной истории, отражение прошлого и настоящего страны. Это наши святыни, и все мы должны хорошо знать их историю и с уважением и почитанием относиться к ним. Потому что история символов государства должна быть известна каждому гражданину страны.

Об информационных ресурсах по государственной символике России участники мероприятия узнали из интернет-путеводителя, а свою эрудицию и знания по истории российского флага ребята смогли продемонстрировать в историко-познавательном турнире «Белый, синий, красный цвет - символ славы и побед».

В ходе мероприятия гости ознакомились с материалами выставки «Символы Отечества», где были представлены книги и периодические издания, буклеты, касающиеся происхождения и истории российской символики, среди которых монографии отечественных и зарубежных ученых: В. Г. Буркова, Г. Э. Введенского и других. Ребята получили в подарок буклеты «Триколор нам свят и дорог».






Урок мужества «Вместе против террора» (ЦГМБ)

5 сентября в Центральной городской модельной библиотеке прошел Урок мужества «Вместе против террора», посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом.

В мероприятии приняли участие студенты АПК им. Х. Б. Андрухаева. Гостям был показан видеосюжет о герое событий в Беслане 2004 года - Вячеславе Бочкареве, и о том, сколько ужаса и смерти принес тот теракт. Не смотря на то, что большинство заложников были освобождены, в результате теракта погибло 334 человека, 186 из которых, дети.

Еще один документальный фильм: «Что такое терроризм» поведал о том, как многочисленны и непредсказуемы теракты, во всем мире и в нашей стране, о том, что терроризм не имеет определенного пола, возраста, национальности и конфессии, а так же о том, как следует проявлять бдительность и действовать в случае общей тревоги или реального теракта.

Перед собравшимися выступил представитель Центра по противодействию терроризму и экстремизму МВД Республики Адыгея, который подчеркнул, как серьезен факт существования проблемы и опасен шаг обращения в ограны с ложным заявлением об угрозе. Так же гость встречи обратил внимание ребят на то, что никогда нельзя слушать ложные идеалогии, которые противоречат не только всем настоящим религиям, но и здравому смыслу, человеческой морали, необходимо иметь знания и мужество, чтобы не поддаваться на доводы вербовщиков.

К мероприятию была подготовлена книжная выставка-призыв «Выбирай жизнь», участникам были розданы буклеты «Терроризм - угроза обществу», «Общие правила безопасности: при угрозе теракта» (с сайта «Россия - антитеррор»), «Наказание неотвратимо: заведомо ложное сообщение об акте терроризма».

В финальной части мероприятия был проведен флешмоб «Я выбираю жизнь!», в течение которого студенты прочитали стихотворение «Мы против террора!», прозвучала песня «Мир без войны».

Завершилась встреча пожеланием друг другу мира без агрессии, жестокости и террора.







Урок мужества «Мир против террора» (ЦГМБ)

4 сентября 2018 г. в Центральной городской модельной библиотеке прошел урок мужества «Мир против террора», посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом. В мероприятии участвовали школьники из МБОУ «СОШ №11» г. Майкопа. Оно началось с минуты молчания в память жертв терроризма.

Далее ребятам был показан документальный фильм: «Что такое терроризм», который поведал о том, как многочисленны и непредсказуемы теракты, во всем мире и в нашей стране, о том, что терроризм не имеет определенного пола, возраста, национальности и конфессии, а так же о том, как следует проявлять бдительность и действовать в случае общей тревоги или реального теракта.

После сюжета, перед школьниками выступил участковый уполномоченный Отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по г. Майкопу капитан полиции Н. Н. Тесля, который подчеркнул, как серьезен факт существования проблемы и опасен шаг обращения в органы с ложным заявлением об угрозе. Гость встречи обратил внимание ребят на то, что никогда нельзя слушать ложные идеологии, которые противоречат не только всем настоящим религиям, но и здравому смыслу, человеческой морали, необходимо иметь знания и мужество, чтобы не поддаваться на доводы вербовщиков. Он раздал присутствующим памятки с правилами поведения при теракте.