Проблемы становления и развития ювенальной юстиции в россии. Проблема ювенальной юстиции в россии Ювенальная юстиция проблемы и перспективы

Малкова Екатерина Александровна

студент 1 курса, кафедра «Теория государства и права» Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, РФ, г. Шахты

E - mail : Diva _2727@ mail . ru

Суханов Александр Вячеславович

научный руководитель, ст. преподаватель кафедры «Уголовно-правовые дисциплины» Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, РФ, г. Шахты

Институт ювенальной юстиции приобрел широкое распространение в странах Западной Европы и США, в связи с чем, Россия оказалась перед очень сложным и противоречивым вопросом: необходимо ли создание специализированной судебной системы для несовершеннолетних в Российской Федерации? Данная проблема вызвала у меня научный интерес, поэтому рассмотрим положительные и отрицательные аспекты данной судебной системы.

Изначально ювенальная юстиция зародилась в июле 1899 года в Чикаго в качестве необходимости нового подхода для рассмотрения дел несовершеннолетних. Благодаря созданию в США ювенального суда и появилось новое для XIX века понятие «несовершеннолетний преступник» - именно оно и стало субъектом судебной системы для несовершеннолетних. По истечению некоторого времени данная судебная система получила свое распространение в Великобритании и Франции, затем и в других европейских странах. Однако в Российской империи американская новелла также получила некое отражение: был создан первый детский суд, который просуществовал всего 8 лет, а затем был упразднен и не приобрел своего распространения в будущем. Начиная с начала XX века, российский народ скептически относился к созданию ювенальной юстиции в своем государстве. На формирование данной точки зрения повлияли различные основательные факты и причины.

В РФ политика внедрения института ювенальной юстиции проводилась вплоть до 2010 года. Сущность данной специализированной судебно-правовой системы должны были составить как государственные, так и негосударственные структуры, занимающиеся вопросами несовершеннолетней преступности, контроля за исправительно-реабилитационной деятельностью соответствующих органов и социальной защитой прав и свобод несовершеннолетних. Но в России практически все население активно выступило против введения ювенальной юстиции в судебную систему РФ. Народ получил поддержку в лице президента РФ - Владимира Владимировича Путина. Именно в силу этих причин проект ФКЗ № 38948-3 «О внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» (в части создания ювенальных судов) был отклонен во втором чтении в Государственной Думе.

Крайне негативное отношение российского общества к созданию в судебной системе РФ такого звена, как ювенальная юстиция, базируется на несоответствии ее принципов основам уникального менталитета, истинной народной культуры, старинным традициям и обычаям, духовной сплоченности и непоколебимой веры русского народа. Правовое равенство родителей и детей в России неизбежно приведет ее к разрушению и деградации не только основного социального института - семьи, но и всего общества и государства, а также отдельной личности. Активное внедрение ювенальной юстиции породит колоссальный рост преступности среди несовершеннолетних слоев населения, разрушение семейного правопорядка и семейных ценностей, широкую агитацию среди молодежи порочного и безнравственного образа жизни, демонстрации и протесты в сторону Правительства РФ от лица родителей, массовое лишение родительских прав, а, следовательно, массовое сиротство и суициды в результате сильного удара по несформированной детской психике, а также самоубийства среди самих родителей.

При введении специализированного суда для несовершеннолетних в России необходимо учитывать, что широкий перечень полномочий в области семейного устройства, методов воспитания детей, способов поддержания дисциплины, образовательного процесса каждого ребенка будет передан в руки социальных работников ювенальной юстиции. Если ювенальные структуры посчитают поведение родителей слишком жестоким и агрессивным по отношению к их ребенку или получат какую-либо жалобу со стороны несовершеннолетнего, или найдут иную абсурдную причину лишения родительских прав, то они имеют полное право в соответствии с законодательством сделать это, а ребенка предоставить органам опеки и попечительства. Кроме того, трактовка и указания родителям в области воспитания их ребенка, его образования, культурного, духовного, морально-этического развития, физической активности, медицинского здоровья, условий проживания, взаимоотношений с семьей или какими-либо социальными группами и слоями является нормальным способом вмешательства социальных служб в институт семьи. При установлении ювенальной юстиции постепенно должна развиваться тенденция о том, что главным рычагом в воспитании детей являются такие социальные представители как работники ювенальной юстиции, психологи, учителя, врачи, но только не родители. Родительское воздействие на их ребенка является лишь второстепенным и незначительным. А данное положение дел в стране никак не соответствует социально-политическим взглядам современного российского общества и государства.

Еще одним очень важным аспектом в вопросе о ювенальной юстиции является неопределенная трактовка терминов и выражений в ювенальном законодательстве. Существование следующего терминологического оборота: «ребенок в опасной ситуации» вызывает целое множество споров и дискуссий, в связи с тем, что данная формулировка может быть использована практически во всех ситуациях, связанных с несовершеннолетними в Российской Федерации. А в результате подобных выражений ювенальная юстиция сможет сделать немалое количество детей и несовершеннолетних сиротами, лишенными родительского внимания, любви и заботы. Использование в правовой системе достаточно субъективных, неоднозначных и двусмысленных выражений и формулировок, которые достаточно часто встречаются в разных нормативно-правовых актах российского законодательства, может неизбежно сместить право РФ на низшую ступень развития, так как понятия подобного рода не могут получать своего распространения в современных правовых системах, они являются характерными лишь для средневековых государств, находящихся в процессе формирования будущей политико-правовой системы. Для законодательной власти РФ самым главным принципом является единообразие и однозначность в понимании какого-либо закона, подзаконного акта и любого другого нормативно-правового акта, - данная тенденция является характерной чертой российского законодательства.

Следующей причиной отрицательного отношения народа и государства России к специализированной судебной системе для несовершеннолетних выступает злоупотребление властью органов ювенальной юстиции. С установлением ювенальной системы ее чиновникам и работникам предоставляется широкий спектр полномочий и возможностей в сфере злоупотребления своими функциями. Например, в случае лишения родителей их прав на ребенка на них возлагается обязанность выплачивать определенную, установленную сумму денежных средств для несовершеннолетнего. На данный момент эта сумма приблизительно составляет двадцать тысяч рублей в месяц. А в связи с несовершенством любой судебной системы разбирательство по поводу нелегального лишения родительских прав может длиться месяцами или даже годами. Поэтому в течении срока рассмотрения данного дела родители ребенка обязаны выплачивать ему указанную денежную сумму, которая со временем вырастет до довольно крупного размера. В случае неспособности родителей ежемесячной выплаты органы ювенальной юстиции смогут на вполне законных основаниях изымать ценные предметы их собственности и недвижимости. Такое положение дел влечет за собой анархию, безработицу, бедность, высоких уровень преступности и социальную деградацию общества.

Очень важным фактом несостоятельности ювенального института является отрицательный опыт в зарубежных странах. Например, во Франции уровень несовершеннолетней преступности возрос в несколько раз, поскольку мягкие условия ювенального правосудия порождают в детях чувство безнаказанности и бесстрашия: подростки занимаются воровством и грабительством, поджогом школ, больниц, магазинов, полицейских участков, убийствами и изнасилованиями. Во Франции почти каждый второй лишен своих родительских прав в силу каких-либо ложных причин и мотивов, но, по мнению ювенальной юстиции, данное изъятие детей является законным и легальным. Еще одним печальным примером может послужить сложившаяся ситуация в Финляндии. В данной стране органы ювенальной юстиции представляют собой мощный механизм порождения фашизма и уничтожения семьи как главного социального института общества. Кроме того специализированная судебная система для несовершеннолетних выступила в качестве главной движущей силы в руках атеистов против устоев христианской церкви и морально-нравственных ценностей верующих .

В силу всех вышеуказанных причин я могу отметить, что российский народ начал бороться против веяния США и Западной Европы в виде учреждения ювенальной юстиции в России. С конца 2009 года начались массовые протесты, демонстрации, выступления и пикеты, направленные против внедрения ювенального института в судебную систему РФ. Начали образовываться региональные общественные комитеты, посвященные правам родителей, защите традиционных семейных устоев, нравственных и этических соображений.

Данную проблему не оставил без своего внимания и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. На открытии XIV Всемирного русского народного собора в своей речи он высказался о ювенальной юстиции и отметил, что никакие органы не имеют права устанавливать родителям, как воспитывать их ребенка и какими методами, какое образование следует ему дать, какое мировоззрение необходимо сформировывать у несовершеннолетнего, какому образу жизни он должен придерживаться. Эта выдающаяся личность подчеркнула важность широкого обсуждения и массовой дискуссии вопроса, касающегося ювенальной юстиции, среди всех социальных слоев российского общества.

Итак, подводя итог поставленному вопросу, мне бы хотелось сделать следующее умозаключение: применение в Российской Федерации ювенальной юстиции обязательно приведет к растлению детей и несовершеннолетних, формированию малолетней преступности, разрушению семейных устоев и традиций, духовной стабильности русского народа, морально-нравственных принципов, повышению уровня самоубийств, бедности и безработицы, поскольку родители фактически утратят былое влияние и воздействие на детей, ввиду ювенального контроля и защиты на ними . Дети смогут самостоятельно принимать решения в несоответствующем возрасте, в момент частичной и неполной дееспособности, шантажировать родителей обращением в суд и лишением родительских прав - данное положение вещей подтверждается отрицательным опытом в странах Западной Европы. Также сегодняшнее представление об органах ювенальной юстиции сводится к исключительной гуманизации наказаний, применяемых к несовершеннолетним, которое влечет за собой безнаказанность преступников и формирование у детей чувства вседозволенности и безответственности. Кроме того, специализированный суд для несовершеннолетних в условиях современной Российской Федерации выступает не в качестве института, а в качестве определенной идеологии, которая направленна на разрушение семьи и ее основных социальных функций, установление более глобальных властных структур в области общественного устройства, пропаганду и распространение таких аморальных аспектов, как внесемейное, внеродительское воспитание детей, установление антисемейного мировоззрения. Ювенальная юстиция способна окончательно разрушить институт семьи и брака, сформировать безнравственное будущее поколение и породить настоящую анархию в стране. Поэтому необходимо вытеснять и уничтожать любые зачатки и предпосылки ювенального законодательства в российском государстве, не копировать иностранную модель правосудия, которая не может сочетаться с менталитетом и духовностью народа России, а может привести только к плачевным результатам. Российская Федерация должна отказаться от всех зарубежных принципов и начать формировать и образовывать собственные, строить совершенно новую правовую конструкцию с учетом специфики и особенностей всего населения и государственности.

Список литературы:

  1. Арутюнян А.А. Медиация в уголовном процессе: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
  2. Тимошина Е.М. О ювенальных судах в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. № 4.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Обеспечение бесплатной юридической помощи несовершеннолетним.

4.Подход к проблеме с учетом приоритетности социальной профилактики.

Диверсификация мер обращения с несовершеннолетними в зависимости от характера и тяжести деяния.

Приоритетность социально-психологической, педагогической реабилитации.

Использование альтернативных мер в целях обеспечения принципа, согласно которому ограничение и лишение свободы несовершеннолетних должны применяться в качестве крайней меры.

Подход к проблеме с учетом ее комплексности.

Формирование многоуровневой системы предупреждения преступности несовершеннолетних.

Создание системы координации предупредительной деятельности в соответствии с принципами: конкретности, дополнительности и многоуровневого подхода.

Создание единого пространства профилактики.

Образование системы мониторинга деятельности по формированию и реализации политики.

Подход к проблеме с учетом региональных условий.

Оценка криминогенной ситуации.

Реализация принципа полноты региональных инфраструктуры реабилитационного пространства, профилактики и исполнения уголовного наказания.

Максимальное использование для предупреждения преступности несовершеннолетних имеющихся в регионе ресурсов.

Принятие законов и иных подзаконных актов.

Согласование программ предупреждения преступности на региональном

уровне с программами потребностями на местном уровне.

3. Перспективы ювенальной юстиции в России

3.1 Проект Федерального закона

15 февраля 2002 г. принят в первом чтении проект федерального конституционного закона «О внесении дополнений в Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации «О судебной системе в Российской Федерации» (в части создания ювенальных судов), в котором, в частности, говорится:

«Статья 1. Дополнить Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе в Российской Федерации (Собрание Законодательства Российской федерации, 1997, N 1, ст.1) статьей 22-1 следующего содержания:

Статья 22-1. Ювенальные суды.

1. В целях защиты прав несовершеннолетних по территориальному принципу создаются ювенальные суды.

2. Ювенальные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела, одной из сторон в которых являются несовершеннолетние, в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности ювенальных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.»

Проект закона был внесен депутатами Виктором Зоркальцевым (КПРФ), Екатериной Лаховой (ОВР), Гаджи Махачевым («Народный депутат»), Еленой Мизулиной (СПС), Анатолием Чекисом (АПР), Александром Чуевым («Единство»), Татьяной Ярыгиной («Яблоко»). Подготовлен рабочей группой, возглавляемой президентом фонда «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН) Олегом Зыковым.

Этот проект - первый шаг на пути к восстановительному правосудию. Одновременно это хороший пример эффективности общественного лоббирования: проект продвигался усилиями фонда НАН и общественного центра «Судебно-правовая реформа» Михаила Флямера и Рустема Максудова, ювенальные модели отрабатывались в региональных судебных экспериментах в Москве и Петербурге.

В пояснительной записке к проекту федерального конституционного закона Российской Федерации «О внесении дополнений в Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации «О судебной системе в Российской Федерации» говорится:

«Несовершеннолетние являются одной из наиболее криминально пораженных и наименее социально защищенных категорий населения. Преступность несовершеннолетних в России в последнее десятилетие росла примерно в 6 раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы.

В настоящее время чрезвычайную остроту приобретают проблемы, связанные с ростом подростковой преступности. 80% правонарушений, совершенных подростками, составляют тяжкие и особо тяжкие преступления.

Действующая судебная система оказалась не готовой гарантировать право ребенка на своевременное, качественное и беспристрастное рассмотрение уголовного дела в отношении его компетентным судебным органом, которое закреплено в ст.40 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Россией.

В связи с увеличением количества дел, рассматриваемых судами, нехватки судей, уголовные дела в отношении несовершеннолетних, а они составляют примерно 12% от общего количества дел, не рассматриваются в течение нескольких лет, ждут своей очереди, а подростки ожидают справедливого решения в следственных изоляторах.

Об этом свидетельствуют и цифры:

По состоянию на 1.01.98 г. в следственных изоляторах УИС МВД России несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых содержалось 5% от общего количества лиц, находящихся в СИЗО.

Удельный вес несовершеннолетних в общем числе осужденных составил - в 1996 г. - 10,9%., 1998 г. - 12,3 % (статистику смотри также в приложениях). См. прил. № 1 -3.

Без радикального совершенствования судопроизводства в отношении несовершеннолетних не возможно говорить о справедливости правосудия в нашей стране.

Изменить такое положение возможно только путем создания в системе судов общей юрисдикции самостоятельных судов по делам несовершеннолетних, ювенальных судов (термин международный).

Современная судебная система должна рассматривать ребенка, совершившего правонарушение или преступление, прежде всего, не как объект репрессий, а как субъект реабилитации.

Экспертное заключение на проект закона, подготовленное в мае 2002 г. кандидатом юридических наук О.А. Шварц, координатором проекта «Судебная реформа» Российского фонда правовых реформ, гласит:

«Рассматриваемый законопроект, как следует из пояснительной записки к нему, направлен на воссоздание российской ювенальной юстиции, первым шагом к которой является введение в судебную систему России такого понятия, как "ювенальный суд".

По мнению авторов законопроекта, системная разобщенность ныне действующих государственных институтов, занимающихся проблемами несовершеннолетних, не позволяет достичь положительных результатов как в области снижения количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними, так и в сфере защиты ребенка от криминальной среды. Только соединение усилий различных государственных органов и структур, а также негосударственных организаций в единое социально-правовое пространство в виде целостной системы ювенальной юстиции позволит решить названные вопросы.

Институт ювенальной юстиции представляет собой весьма сложный комплекс концепций и "схем" влияния на подростка, его семью и непосредственное окружение, а также социальные структуры. Он включает, в том числе, ориентирование суда на решение задач социализации молодых людей и обеспечения их будущего в качестве законопослушных членов общества».

Однако данный проект закона вызвал у членов экспертной комиссии и ряд возражений. В частности, «вызывает возражения и определение, данное в самом общем виде, специализации ювенальных судов, так как в соответствии со статьей 55 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком (несовершеннолетним) признается лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. И лишь несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту. Согласно части первой статьи 32 Гражданского процессуального кодекса РСФСР способность осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит гражданам, достигшим совершеннолетия. Таким образом, нельзя говорить о делах, стороной в которых выступает несовершеннолетний, поскольку по закону он не вправе самостоятельно осуществлять защиту своих прав».

Тем не менее, принятый проект закона является важным шагом на пути становления ювенального права в России.

Известный политолог Борис Золотухин свое заключение на проект принятого в первом чтении закона завершил следующими словами: «Принятие рассматриваемого законопроекта не означает немедленного введения ювенальных судов, но создает необходимые правовые предпосылки к незамедлительному началу этой крайне необходимой для страны работы».

3.2 Ювенальная юстиция и восстановительное правосудие

Восстановительное правосудие стало в определенном смысле ответом на тот кризис, который переживала ювенальная юстиция.

На протяжении второй половины 20 века и начала 21 века в ряде стран происходит качественная коррекция миссии и принципов ювенальной юстиции, сложившихся в конце 19 века под влиянием реабилитационной парадигмы. Эта коррекция проявилась в реформах и принятии нового законодательства. «Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа». Учебное пособие/ под ред. Л. М. Карнозовой. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2001г.

В принципы ювенальной юстиции в ее истории впервые была включена необходимость обеспечения защиты общества от противоправного поведения молодежи и ответственности правонарушителей. Эти акценты определенно контрастирует с прежней философией, согласно которой делинквент рассматривался исключительно как ребенок, ставший жертвой неправильных жизненных установок и заблуждений, ребенок, нуждающийся в помощи, поощрении и содействии. Сегодня, в противоположность такому пониманию, к примеру, новозеландская модель ювенального суда исходит из следующей, установленной законом цели: обеспечить, чтобы малолетний правонарушитель «отвечал за свое поведение и принимал на себя ответственность за него…, чтобы все его нужды находили признание, и он имел возможность в будущем развиваться как ответственный, приносящий пользу себе и обществу человек». Аналогично в Канаде Закон «о молодых правонарушителях гласит:

«…а. 1) подростки ни в коем случае не должны быть приравнены к взрослым, в том что касается уровня их ответственности и последствий их поступков; тем не менее, молодые правонарушители должны нести ответственность за свои правонарушения;

б) хотя общество должно принимать разумные меры, чтобы предотвратить преступное поведение молодежи, оно должно быть в состоянии защитить себя от любого незаконного поведения;

в) положение молодых правонарушителей требует надзора, дисциплины и заботы; при этом, учитывая зависимое состояние, в котором они находятся, степень их развития и зрелости, они испытывают специфические потребности и нуждаются в помощи и советах;

в. 1) ресоциализация молодого правонарушителя всякий раз, когда это возможно, направлена на защиту общества, что является одной из основных целей уголовного права применительно к молодежи; добиться ресоциализации можно только учитывая потребности молодого человека и обстоятельства, способные объяснить его поведение;

г) если молодых правонарушителей решено привлечь к ответственности, следует рассматривать возможность замены судебной процедуры, предусмотренной настоящим законом в целях защиты общества, альтернативными мерами…».

Провозглашение этих принципов вовсе не стало шагом назад к карательному подходу: сама коррекция на новой почве возникновения и расширения практики восстановительного правосудия.

Ответственность правонарушителя здесь понимается как возникшее в результате преступления обязательство по заглаживанию причиненного вреда, а не наказание.

Противоречие, которое стало возникать в рамках ювенальной юстиции, - между принципом минимизации контактов с судебной системой и необходимостью призвать несовершеннолетнего правонарушителя к ответственности, - нашло свое разрешение в рамках восстановительного правосудия.

3.3 Предложения по формированию системы ювенальной юстиции в РФ

Интересы охраны прав несовершеннолетних и молодежи, обеспечения наиболее эффективного содействия их благополучию, сокращения использования в отношении детей карательных санкций делает актуальной задачу создания в России системы ювенальной юстиции.

Основополагающим принципом при разработке этой системы должно стать положение ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка, в соответствии с которым во всех действиях государственных, частных учреждений, суда, административных и законодательных органов, предпринимаемых в отношении детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению их интересов.

Ювенальная юстиция должна быть построена на более гуманистических процессуальных нормах и могла бы включать в себя сеть разнообразных социальных, правоохранительных служб для несовершеннолетних правонарушителей, специализированных судов по делам семьи и несовершеннолетних.

В систему ювенальной юстиции в широком понимании должны входить:

v институт ювенального судьи;

v ювенальная прокуратура;

v детская адвокатура;

v агентства уполномоченных по правам ребенка;

v инфраструктура социальных учреждений и институт социальных работников; Резолюция Всероссийского семинара-совещания «Перспективы создания системы ювенальной юстиции в Российской Федерации» 28-30 апреля 2003г., г. Санкт-Петербург.

Непосредственное уголовное наказание должно стать чрезвычайной мерой наказания для подростка. Распространенной формой правоприменительной практики, основанной на реализации в отношении несовершеннолетнего мер воспитательного воздействия, не связанных с уголовным наказанием, должно стать присуждение подростка к различным социально-психологическим и реабилитационным программам, направленным на его ресоциализацию.

Таким образом ювенальная юстиция должна обеспечивать:

v эффективную профилактику правонарушений среди несовершеннолетних;

v справедливость любого правового решения в отношении несовершеннолетних;

v защиту прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи при разрешении гражданских, административных и уголовных дел, связанных как с их условиями жизни и воспитанием, так и совершаемыми ими правонарушениями;

v обеспечение социализации личности детей в максимально благоприятных условиях жизни;

На сегодняшний день мы вынуждены признать отсутствие ювенальной юстиции в Российской Федерации. Основная часть специалистов пока не задумывается, что правосудие в отношении несовершеннолетних должно отличаться от общего правосудия. Проблемы правосудия в отношении несовершеннолетних по-настоящему не изучаются.

Поэтому в обществе недостает знания и понимания этих проблем. В связи с этим важно своевременно проанализировать развитие судебной системы и увидеть перспективы правосудия в отношении несовершеннолетних с учетом имеющегося российского и международного опыта.

Заключение

В сегодняшней России за решеткой находиться 45 тысяч детей - это в три раза больше, чем в дореволюционной 170-миллионной Российской империи. Специалисты эксперты признают, что лишение свободы для многих несовершеннолетних - избыточная мера наказания. Нам необходимо изменить свое отношение к детям, следуя примеру большинства развитых стран, в которых отношение к ребенку, переступившему закон, иное - его не спешат карать, а предпочитают воспитывать, считая, что рецидивист, выросший из малолетнего заключенного, в конечном счете, обойдется обществу дороже.

Уже более 100 лет известна форма судопроизводства, с помощью которой цивилизованное государство «протягивает руку» ребенку, сделавшему неверный шаг.

Хочется верить, что Россия станет цивилизованным государством, обратясь к своему будущему, детям.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

3. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские соглашения), приняты резолюцией 40/ 33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985г.

4. Федеральный Конституционный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации», от 31. 12. 1996г.

5. Уголовный кодекс РФ, от 13. 06. 1996г.

6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, от 18. 12. 2001г.

7. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ, от 24. 07. 1998г.

8. Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ, от 24. 06. 1999г.

9. Закон Пермской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» № 533-83, от 09. 09. 1996г.

Научная и учебная литература
1. Астемиров З. А. «Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних». М., 1976г.
2. Лунеев В. В. «Преступность 20 века». М., 1997г.
3. Люблинский П. И. «Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки)». М., 1923г.
4. Мельникова Э. Б. «Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии». М.: Дело, 2001г.
5. Мельникова Э.Б. «Из истории российской ювенальной юстиции»// Правозащитник. 1998г., №3.
6. Ткачев В. Б. «В Ростовской области создается региональная модель ювенальной юстиции», статья, «Российская юстиция» № 2, 2002г.
7. «Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа». Учебное пособие/ под ред. Л. М. Карнозовой. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2001г.
8. Дигесты Юстиниана: избр. Фрагменты/ пер. и примеч. И. С. Перетерского. М., 1984г.
9. «Каролина»: Уголовно-судебное уложение Карла 5. Алма-ата, 1967г.
10. «Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение». Казань. Издательство Казанского Университета, 1993г.
11. «Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних». М., Юридическая литература, 1986г.
12. Правосудие по делам несовершеннолетних: Перспективы развития/ Сб. ст. Вып.1.М., 1999г.
13. Резолюция Всероссийского семинара-совещания «Перспективы создания системы ювенальной юстиции в Российской Федерации». 28-30 января 2003 года, г. Санкт-Петербург.
14. Резолюция Всероссийской конференции «Ювенальная юстиция: правовой и образовательный аспекты». 14-15 января 2005 года, г. Ростов-на-Дону.
15. Свод законов Российской империи. Том 15. 1909г.

Подобные документы

    Модели и подходы к ювенальной юстиции в США, которые применялись в разные периоды времени. История ювенальной юстиции в Канаде. Современная ювенальная юстиция в странах романо-германской системы права (на примере стран Латинской Америки и Германии).

    контрольная работа , добавлен 13.01.2017

    Понятие и история ювенальной юстиции. Профилактика подростковой преступности. Специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних. Особенности системы ювенальной юстиции в Швеции. Запрет телесных наказаний детей. Службы государственного патроната.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2013

    Основные этапы становления института ювенальной юстиции в России. Практика реализации восстановительного подхода в правосудии по делам несовершеннолетних. Институт примирения сторон в уголовном праве. Цели восстановительного подхода к ювенальной юстиции.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2017

    Особая система правосудия в отношении несовершеннолетних, вступивших в конфликт с уголовным законом. Несовершеннолетие в ювенальной юстиции. Основные подходы к определению понятия делинквентности несовершеннолетних. Парадигмы ювенальной юстиции.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2017

    История становления ювенальной юстиции в России, ее основные принципы, функции и международные стандарты. Выявление проблем правосудия по делам несовершеннолетних и органов, обеспечивающих защиту их прав и интересов на примере Ростовской области.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2010

    Этапы становления ювенальной юстиции в странах Запада и США – родины ювенального правосудия, анализ развития правосудия по делам несовершеннолетних. Ювенальная юстиция дореволюционной России. Профилактика преступности среди несовершеннолетних в России.

    дипломная работа , добавлен 06.01.2010

    Сущность, особенности и порядок осуществления правосудия по делам несовершеннолетних в соответствии с международно-правовыми стандартами. Назначение, функции, возможная модель ювенальной юстиции в России, основные проблемы и перспективы ее развития.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2016

    Проблемы становления ювенального права как самостоятельной отрасли, пути продвижения ювенальной юстиции в России, проект федерального закона. Ювенальная политика должна базироваться на ювенальном законодательстве.

    реферат , добавлен 12.10.2003

    Перспективы развития ювенальной юстиции в России. Восстановление социальных отношений, нарушенных в результате преступления. Ресоциализация несовершеннолетних, ограничение поля действия карательных технологий за счет участия граждан в социальном контроле.

    реферат , добавлен 20.10.2009

    Ювенальная юстиция – правосудие в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с уголовным законом: история, понятие, принципы и задачи. Особенности и недостатки специализированной судебно-правовой системы защиты прав несовершеннолетних в Швеции.

Ювенальная юстиция– это совокупность правовых механизмов, предназначенных для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений, организаций и должностных лиц.

Помимо правосудия для несовершеннолетних ювенальная юстиция включает в себя профилактику:

· подростковой преступности;

· преступлений против детей;

· социально-психологическую реабилитацию несовершеннолетних, как совершивших преступление (в том числе осужденных и отбывающих наказание в местах лишения свободы), так и несовершеннолетних жертв преступлений.

По мнению противников ювенальной юстиции, её нормы вступают в противоречие с национальной российской ментальностью, духовностью и традиционной культурой, поскольку уравнивание в правах родителей и детей, предлагаемое ювенальной юстицией, ведёт к дестабилизации (разрушению) не только семьи и школы, но и всей системы общественных отношений.

Результаты деятельности ювенальной юстиции в странах запада, опыт работы пилотных проектов в РФ демонстрируют повсеместно отрицательные результаты:

Возрастание преступности среди несовершеннолетних;

Распад семейных связей;

Попирание прав родителей;

Распространение порочных привычек среди молодёжи;

Активный протест родителей;

Увеличение количества дел по лишению родительских прав.

Считается, что с введением ювенальной юстиции социальные работники ювенальных служб будут наделены слишком широкими полномочиями на вмешательство в процесс воспитания и образования любого ребёнка, однако при этом не будут нести должностной ответственности за свои действия.

В результате этого возрастает вероятность неконтролируемого вмешательства данных структур в дела отдельных семей. В результате этого наделённые широкими полномочиями ювенальные органы способны изъять любого ребёнка из любой семьи по любому, самому абсурдному поводу, а также диктовать родителям, как следует воспитывать детей, поскольку принципы ювенальной юстиции предполагают воспитание детей главным образом социумом (психологи, врачи, учителя) и специалистами по «правам и свободам ребёнка», а не родителями.

Вызывает также серьёзное опасение открывающаяся для ювенальных чиновников (сотрудников органов опеки и попечительства) возможность финансовых злоупотреблений.

Вопрос 15 Мораль и право – общее и различие.

Мораль представляет собой системы негласных норм, регламентирующих поведение людей в рамках общественных отношений на основе принципа справедливости.

Единство морали и права отраженно в том, что:

1. Право и мораль регулируют общественные отношения (единый объект воздействия).

2. Право и мораль являются исключительно социальными явлениями (исходят из природы общества).

3. Действие права и морали распространяется на все общество и общественные отношения в целом.

Различие между моралью и правом отраженно в том, что:

1. Происхождение права неразрывно с процессом становления государства, тогда как мораль возникает вместе с обществом и обусловлена его культурными особенностями и установками.

2. Право находит свое внешнее выражение в системе нормативных правовых актов, тогда как мораль закреплена в сознании каждого конкретного человека.

3. Право выступает универсальным, единым критерием должного и противоправного поведения, тогда как мораль может существенно различать в индивидуальном сознании каждого человека.

4. Мораль не зависит от воли государственной власти и его представителей, тогда как право может не отвечать критериям добра и справедливости.

5. Право регулирует ограниченный круг общественных отношений (как правило, наиболее значимые), мораль же регулирует все общественные отношения вне зависимости от их проявлений и значимости.

6. Природа происхождения права и морали различна: мораль осознается и осмысливается обществом в процессе исторического развития, право санкционируется и устанавливается исключительно волей государства.

7. Обеспечение исполнение правовых норм осуществляется всей силой государственного принуждения, тогда как нарушение норм морали приводит к мерам общественного воздействия.

Ювенальная юстиция: актуальность создания

Захаренко О. Н.

Правосудие в отношении несовершеннолетних, вопреки рас­пространенному мнению, должно быть основано вовсе не на снис­хождении к правонарушителям, а на понимании причин преступ­ного поведения и поиске эффективных способов воздействия на виновных с учетом их возрастных особенностей. Его цель - попы­таться избежать дальнейшей криминализации личности и способ­ствовать социальной реабилитации ребенка, а не его отчуждению от общества.

В этой связи все более актуальной становится проблема созда­ния в России ювенальной юстиции - юстиции, обеспечивающей за­щиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Россия, к сожалению, все еще относится к тем немногим странам современного мира, в которых суды и другие правоприменитель­ные органы и службы по делам несовершеннолетних не выделены в самостоятельную подсистему. В то же время опыт реализации в различных государствах тех или иных элементов ювенальной юс­тиции доказал достаточно высокую эффективность в деле защиты прав, свободы и законных интересов детей 20 .

С момента создания первого суда для несовершеннолетних про­шло 100 лет. Если даже учитывать, что основные его модели - анг­лосаксонская и континентальная - сформировались окончательно примерно через пять - десять лет после этого события, все равно срок немалый. Очевидно, что ювенальная юстиция, сформировав­шись в целом, не могла, развиваясь, оставаться застывшей право­вой схемой. Она менялась и меняется. Однако эти изменения не затрагивали концепцию и философию ювенальной юстиции, не по­сягали на задачи деятельности суда для несовершеннолетних как суда уголовной юрисдикции 21 .

Изменения в правосудии по делам несовершеннолетних происхо­дили по причинам, общим для всех стран, где оно имелось, и по причинам, которые можно определить как национальные.

Объявление:

Общими, как всегда, оказались рост и ухудшение статистичес­кого содержания преступности несовершеннолетних и недостаточ­ная эффективность борьбы с ней. По экспертным оценкам, в Рос­сии действует более 300 крупных преступных синдикатов и 1000 молодежных преступных банд. Участие в тех или иных преступных кланах и группировках становится для молодежи социально пре­стижным занятием. В настоящее время более половины всех пра­вонарушений совершается молодыми людьми. В российских мега­полисах до 30% социально опасных деяний совершается подрост­ками моложе 14 лет. За 5 лет на 25% увеличилось число несовер­шеннолетних, находящихся в федеральном розыске 22 . Возрастает доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем числе правона­рушений, совершенных малолетними преступниками, причем сре­ди них стали преобладать уголовные деяния с использованием раз­личного оружия. В настоящее время число школьников, вооружен­ных разными видами холодного оружия и средствами самозащи­ты, составляет около 35%. В региональном разрезе наибольшая криминальная пораженность подростков характерна для Дальнего Востока, Восточной и Западной Сибири, российского Севера. Здесь число преступлений несовершеннолетних на 100000 населения со­ставляет от 4 до 6 тыс. В меньшей степени подростковая преступ­ность распространена на Северном Кавказе, в Поволжье, в Цент­ральном и Центрально-Черноземном регионах. В составе преступ­ных деяний несовершеннолетних преобладают (до 85%) преступле­ния против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, угон транспортного средства, умышленное уничтожение или повреж­дение имущества). Устойчивой чертой становится групповой харак­тер преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Свыше 60% составляет доля групповых преступлений, причем групповая пре­ступность несовершеннолетних все более приобретает признаки организованности 23 . Криминальные группы, утвердившиеся во всех сферах жизни, составляют сильную конкуренцию политическим, экономическим и другим официальным структурам. В криминаль­ной среде сформировалась собственная, "теневая" социальная струк­тура со своими "теневыми” стратами, вхождение в которые гаранти­рует молодым людям определенный уровень материального дос­татка и присущий им набор социальных возможностей. Участие в деятельности, принадлежность к тем или иным преступным кланам и группировкам нередко становится для некоторых подростков пре­делом желаний и социальных ожиданий. Часть несовершеннолет­них мечтает пополнить ряды уголовников и войти в состав крими­нальных структур. В связи с прогнозируемым ухудшением уровня жизни, ростом наркомании и алкоголизма в обозримый период вре­мени можно ожидать продолжение роста молодежной преступнос­ти. Криминальные тренды несовершеннолетних дают основание прогнозировать дальнейшее увеличение числа грабежей и разбо­ев, совершаемых организованными группами подростков.

Основными причинами преступных проявлений несовершенно­летних являются недостатки воспитания и влияние среды. Обще­ство вынуждено определённую долю ответственности брать на себя или возлагать ее на малые социальные группы и конкретных лиц, не обеспечивающих должное влияние или оказывающих прямое от­рицательное влияние, смягчая уголовную ответственность самих равонарушителей. Действующее законодательство закрепляет положение о том, что граждане обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить достой­ными членами общества. Забота о воспитании молодежи, в особен­ности несовершеннолетних, рассматривается как конституционная обязанность всех граждан, всех государственных органов и обще­ственных организаций. Реализация правовой реформы предполага­ет улучшение трудового, идейно-политического и нравственного воспитания молодёжи.

В настоящее время, когда решение социальных проблем по вос­питанию молодежи стало одной из первоочередных задач государ­ственных органов и общественных организаций, неизмеримо воз­росли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его граждан­ское и трудовое становление.

Совершаемые подростками преступления - сигнал обществу о существующих недостатках в нравственном и правовом воспита­нии молодого поколения. Обеспечить успех такого воспитания крайне необходимо, поскольку речь идет о формировании граждан право­вого государства, которые впоследствии сами будут призваны со­здавать законы, обеспечивать их исполнение, совершенствовать законодательство, участвовать в управлении делами государства и общества.

Положение России оказывается своеобразным, когда речь идет о современных изменениях ювенальной юстиции, во-первых, по­тому, что самой ювенальной юстиции в ее общепринятом понима­нии в России нет, а следовательно, нельзя говорить о модерниза­ции именно ювенальной юстиции; во-вторых, некоторые варианты изменений правосудия для несовершеннолетних, которые проис­ходили в мире, в России уже были или произошли, хотя сама юве-нальная юстиция отсутствовала. Речь идет об упоминавшихся не раз комиссиях по делам несовершеннолетних. Еще один вариант модернизированной ювенальной юстиции - семейный суд - в Рос­сини предполагается создать. Вот почему так актуально создание самостоятельной подсистемы по вопросам борьбы с преступнос­тью несовершеннолетних.

Давыдова Юлия Хафизовна

аспирантка кафедры гражданского права Московского государственного университета экономики, статистики и информатики

Проблемы применения

ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Yuliya H. Davydova

graduate student. Department of civil law, Moscow State University of Economy, Statistics and Informatics [email protected]

Problems of application of

JUVENILE JUSTICE IN

THE FIELD OF PROTECTION OF

THE RIGHTS OF MINORS

Аннотация. В данной статье автором рассмотрены основные проблемы, связанные с защитой прав несовершеннолетних детей в Российской Федерации. Дается определение понятию «ювенальная юстиция». Формируются предложения по поводу усовершенствования представленной системы. Сравнивается статистика отобрания детей в России и в западных странах. Формируется основное представление о ювенальной модели. Рассматривается деятельность следственных подразделений органов внутренних дел, следователей прокуратуры в отношении несовершеннолетних. Предлагаются различные меры профилактики безнадзорности среди детей и подростков. Обозначается проблема, связанная с закреплением ювенальной юстиции на государственном уровне. Приводится мнение общественности по поводу внедрения ювенальных технологий. Подводятся итоги рассмотренной тематики и даются рекомендации по улучшению законодательства в отношении несовершеннолетних.

Ключевые слова: ювенальная юстиция, ювенальный суд, семейное право, права несовершеннолетних, безнадзорные дети, отобрание ребенка, защита детей, ювенальная модель.

Annotation. This article considers the main problems relating to the protection of the rights of minors in the Russian Federation. The author gives the definition of the concept of «juvenile justice», forms suggestions for improving the present system, compares statistics of removal of children in Russia and the Western countries, forms the basic idea of juvenile model. We consider the activities of the investigative units of internal affairs investigator for minors and various measures of prevention of neglect of children and adolescents. The paper represents the problem with fixing the juvenile justice system at the state level, gives the public opinion about the implementation of juvenile technologies. The author summarizes the discussed topics and gives recommendations for improving the legislation concerning minors.

Keywords: Juvenile justice, juvenile court, family law, rights of minors, street children, removal of the child, protection of children, juvenile model.

На сегодняшний день мы сталкивается с недоработками в системе законодательства Российской Федерации в области защиты прав несовершеннолетних. Мы много слышим о некоторых реализуемых проектах и планах в теории права о защите детей и спешим реализовать их на практике, но не всегда такие методы оказывают положительное влияние в обществе. Поэтому необходимо относиться с должным вниманием в принятии законодательных актов в отношении лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Реализуя на практике, так называемые, «пилотные проекты» ювенальных судов в некоторых регионах страны, необходимо рассматривать все положительные и отрицательные результаты, а не спешить реализовать и распространять еще не утвердившуюся программу в других регионах России.

Конечно, можно с уверенностью, ссылаться на многолетний опыт зарубежных стран и с такой

же уверенностью, как и сейчас это происходит, применять их на территории Российской Федерации, но нельзя забывать, что речь идет, прежде всего, о детях. Вся судебная система и система семейного права в отношении несовершеннолетних лиц строится с целью как можно больше обезопасить и защитить детей от пагубного влияния сложившихся обстоятельств на психику ребенка, обеспечить ему дальнейшее полноценное развитие личности. Если рассматривать деятельность следственных подразделений органов внутренних дел, то у некоторых отдельных следователей находятся дела об уголовном преступлении подростков, и, помимо этого, также находятся на рассмотрении дела совершеннолетних лиц. То же можно наблюдать и в органах дознания, следователей прокуратуры. Поэтому многое из рассматриваемых правонарушений подростками пропускается или ведется без внимания. Получается, что существует специально подобранный комплекс мер профи-

лактики правонарушений среди несовершеннолетних лиц, но нет отдельных органов или уполномоченных лиц по рассмотрению таких дел. Для этого в нашей стране были созданы отдельные ювенальные суды, которые работают и рассматривают дела только с участием несовершеннолетних. Но закрепления их на государственном уровне так и не произошло, и дела с участием детей передаются в суды общей юрисдикции. Почему? Хотелось бы подробнее остановиться на данной проблеме и выяснить, почему ведутся такие неумолкающие споры по поводу закрепления в нашей стране системы ювенальной юстиции. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, необходимо выяснить, что такое «ювенальная юстиция». На мой взгляд, ювенальная юстиция представляет собой комплекс объединенных и неразрывно связанных юридических, психолого - педагогических и реабилитационных мер, которые реализуются в области защиты нарушенных прав несовершеннолетних лиц, а также система деятельности правоохранительных и судебных органов с целью профилактики предупреждения безнадзорности и преступности среди детей и подростков.

То есть, это сложная система, которая включает в себя, с одной стороны, группу юридических мер и способов защиты нарушенных прав несовершеннолетних, а с другой - группу, представляющую собой педагогические, психологические и профилактические меры. Это очень важно понимать. Так как при разработке различных актов в области прав несовершеннолетних детей, многие юристы опираются, соответственно, только на законодательство, но в данном случае мы сталкиваемся с тем, что ювенальная система предполагает включение в себя также аспектов с точки зрения педагогики, психологии и медицины. Поэтому считаю необходимым создание целого комплекса методов по ювенальной юстиции не только лицами, имеющими юридическое образование, но также и специалистами таких профессий, как психологи, педагоги и социальные работники. Получается, что для юристов, занимающихся вопросами ювенальной юстиции и работающими в ней, обязательно получение дополнительного образования в педагогической или психологической сфере. На мой взгляд, это очень важно, так как мы все знаем, что дети -это еще не сформировавшаяся личность, требующая внимания, заботы и поддержки. Если мы не будет заниматься нравственным воспитанием подрастающего поколения сейчас и не будем его оберегать от негативного воздействия, то сложно представить, что ждет нас в недалеком будущем.

К сожалению, создание на территории Российской Федерации системы ювенальной юстиции показывает, что общество не готово к ее принятию. Более того, проведенный мною опрос среди молодежи и семей, имеющих детей, отражает негативное отношение к ней. Многие ссылаются на то, что это неэффективная программа, направленная не на защиту детей и подростков, а наоборот, на разрушение семьи. Одним из аргументов было то, что несовершеннолетние в соответствии с принципами

ювенальной юстиции наделяются большими правами, чем их родители.

Институт семьи в нашей стране формировался в определенной иерархической последовательности, где определялись ее роли и обязанности членов. Последнее слово и решение всегда остается за главой семьи, и все остальные беспрекословно должны слушаться. Традиции и культура России создавались веками и прочно закрепились в мировоззрении каждого человека, проживающего на ее территории. Несмотря на то, что сейчас многие считают их устаревшими и стараются жить в «ногу со временем», так или иначе, быть может, на подсознательном уровне, выстраивают свои отношения в семье, также в определенной иерархии, ничего не меняя. Но с введением новых ювенальных правил главенствующую верхушку занимают дети, и лишь потом родители. В Западных странах давно пропагандируется равенство не только в отношении женщин и мужчин, но и несовершеннолетних в семье, где дети с раннего возраста почти наизусть знают свои права и обязанности. Вопрос возникает следующего характера, хорошо это или плохо? Если посмотреть статистику органов опеки и попечительства об изъятии несовершеннолетних детей из семей в связи с насилием над ними или ненадлежащем уходе за ребенком, то она просто ужасающая. Сколько можно привести примеров, когда «родители» чуть ли не до полусмерти замучивали ребенка. Дети беспомощны и напуганы жестоким обращением со стороны родителей. Не зная, куда можно обратиться и что делать, терпят все издевательства или сбегают из дома, становясь безнадзорными. Не всегда вовремя могут выявить такие семьи органы опеки и попечительства, что приводит к печальным последствиям. Лишь бдительность посторонних и неравнодушных людей может помочь несчастным детям. Быть может действительно, если бы несовершеннолетние больше были бы осведомлены о своих правах и знали, что их могут защитить государственные органы, если они обратятся, то несчастных случаев стало бы меньше? К тому же, зная о последствиях и наказании, неблагополучные родители изначально старались бы не допускать таких ситуаций. Здесь с уверенностью мы можем ответить на наш вопрос, что это хорошо. Но опять возникают проблемы с тем, что многие дети, зная о своих правах и зная, что их могут защитить государственные органы, начинают злоупотреблять ими. Если обратиться к западной статистике, то иногда детей изымают из семьи по той простой причине, что родители не могут купить более модную одежду или запрещают проводить свободное время за компьютерными играми и так далее. В данном случае, если отвечать на поставленный ранее вопрос, то конечно, ответ будет отрицательный. По моему мнению, необходимо доработать модель ювенальной юстиции, и лишь после положительного результата пробовать вводить, постоянно модернизируя и дополняя ее, не выходя за рамки традиций, обычай и культуры нашей страны.

Литература:

1. Нагаев В.В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы: учеб. пособие для студентов вузов. М. : ЮНИТИ-ДОНА: Закон и право, 2013.

2. Рабеи, AM. Ювенальное право РФ: учебник для магистров. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2013.

3. Ювенальная юстиция; под редакцией А.Н. Машина. М. : Дело и Сервис, 2014.

1. Nagaev V.V. Juvenile justice. Social problems: manual for students. M. : UNITY-DANA: Zakon I pravo, 2013.

2. Rabets A.M. The juvenile law of the Russian Federation: textbook for graduates.. 2nd ed., rev. and add. M. : Yurait, 2013.

3. Juvenile justice; ed. by A.N. Chashin. M. : Business and Services, 2014.