Подсудность военных судов в уголовном процессе. Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам

Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

(п. 2 в ред. Федерального конституционного закона от 27.12.2009 N 8-ФКЗ)

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

(п. 4 введен Федеральным конституционным законом от 30.04.2010 N 3-ФКЗ)

2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

2.1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

(часть 2.1 введена Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 N 2-ФКЗ)

3. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

(часть третья.1 введена Федеральным конституционным законом от 04.12.2006 N 5-ФКЗ)

4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

5 - 6. Утратили силу. - Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности.

(часть 6.1 введена Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 N 2-ФКЗ)

7. Утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 2-ФКЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

35. Органы ФСБ: задачи и структура

В настоящее время правовую основу деятельности органов ФСБ составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г., Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от б июля 1998 г. № 806, с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 26 августа 1998 г. № 990, Федеральный закон-«Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г., другие федеральные законы и нормативные акты федеральных органов государственной власти, а также международные договоры Российской Федерации.

Основными задачами, стоящими перед ФСБ, являются:

Контрразведывательная деятельность;
борьба с преступностью;
разведывательная деятельность.

Контрразведывательная деятельность органов ФСБ заключается в выявлении, предупреждении и.пресечении разведывательной и иной деятельности спецслужб иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. По указу Президента РФ Ельцина ФСБ были приданы функции головного контрразведывательного органа РФ. На основании этого указа служба получила право заниматься контрразведывательным обеспечением МВД, ФАПСИ, Государственного таможенного комитета, Департамента налоговой полиции и других силовых структур, а службы собственной безопасности этих ведомств обязаны согласовывать свои действия с ФСБ.

Основания для осуществления контрразведывательной деятельности определены в законодательном порядке:

Наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности спецслужб, иностранных организаций и отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба РФ;
защита сведений, составляющих государственную тайну
проверка лиц, оказывающих конфиденциальную помощь ФСБ;
обеспечение собственной безопасности.

Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей неприкосновенность жилища граждан, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

В сфере борьбы с преступностью органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

На органы ФСБ РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная деятельность Федеральной службы безопасности направлена на получение информации об угрозах безопасности Российской Федерации. Осуществляется в пределах своих полномочий, в тесном взаимодействии с органами внешней разведки РФ. Порядок проведения разведывательных мероприятий, использование негласных методов и средств определяются нормативными актами ФСБ России. Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.

ФСБ возглавляется директором, имеющим статус федерального министра. Его должности соответствует воинское звание генерала армии. Имеются также заместители директора, которые вместе с директором и некоторыми другими руководящими работниками образуют Коллегию ФСБ. Решения коллегии принимаются большинством голосов и оформляются приказами директора ФСБ. При наличии разногласий между директором и коллегией директор ФСБ проводит в жизнь свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ.

Количество заместителей директора и членов коллегии с течением времени менялось. Так, согласно Положению «О Федеральной службе контрразведки России», утвержденному Указом Президента РФ от 5 января 1994 г., устанавливались должности первого заместителя директора, пяти заместителей и заместителя директора - начальника Управления ФСК по Москве и Московской области, а численность Коллегии ФСК определялась в 11 человек. Подобная структура руководства сохранилась и после преобразования ФСК в ФСБ. 24 июля 1995 г. указом Президента в ФСБ была введена вторая должность первого заместителя директора. Соответственно количество членов коллегии ФСБ увеличилось до 12. Однако Указом Президента от 22 мая 1997 г. количество первых заместителей было сокращено до одного, а членов коллегии - до 11. 26 августа 1998 г. первых заместителей вновь стало два, а заместителей - восемь: шесть руководителей департаментов ФСБ, статс-секретарь и начальник управления ФСБ по Москве и Московской области. При этом численность коллегии увеличилась до 17 человек. Наконец, согласно указу Президента от 17 июня 2000 г. в ФСБ были установлены следующие должности: первый заместитель директора, заместитель - статс-секретарь, пять заместителей - руководителей департаментов и еще один заместитель директора.

В 2003 году структура центрального аппарата ФСБ выглядела следующим образом:

Департамент контрразведки (1-й департамент);
Департамент по борьбе с терроризмом (2-й департамент);
Департамент экономической безопасности (4-й департамент);
Департамент анализа, прогноза и стратегического планирования (5-й департамент);
Департамент организационно-кадровой работы (6-й департамент);
Управление военной контрразведки (3-е управление);
Управление конституционной безопасности (8-е управление);
Следственное управление;
Управление собственной безопасности (9-е управление);
Управление делами;
Договорно-правовое управление;
Военно-мобилизационный отдел (10-й отдел).

Подразделения центрального аппарата ФСБ направляют, координируют и контролируют деятельность управлений ФСБ в республиках, краях и областях.

Органы Федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят управления по отдельным регионам и субъектам Федерации (территориальные органы безопасности) и управления (отделы) ФСБ в Вооруженных Силах России, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Федеральной службы. Кроме того, центральный аппарат ФСБ имеет в своем подчинении предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.

В соответствии ст. 7 Закона военным судам подсудны:
1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;
3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.
Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.
Подсудность дел об административных правонарушениях и дел о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, которые совершили правонарушения в период прохождения военной службы, военных сборов, и гражданские лица, устанавливается соответствующими федеральными процессуальными законами.
Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.
Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы, не подсудны военным судам.
Военные суды рассматривают жалобы на применение лицом, производящим дознание, следователем или прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление указанными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.
Военные суды в пределах своих полномочий и порядке, установленном федеральным законом, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.
Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами.

Комментарий к статье 25 гпк рф. Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам

В статье 25 ГПК РФ, конкретизируя положения статьи 22 ГПК РФ, установлена подсудность гражданских дел военным и иным специализированным судам. При этом под специализированными судами понимаются суды, которые уполномочены рассматривать дела, прямо отнесенные исключительно к их подсудности законом исходя из категории дела или исходя из состава участников судебного разбирательства.

В настоящее время в Российской Федерации существует два вида специализированных судов. Это военные суды и Суд по интеллектуальным правам (созданный в системе арбитражных судов). Создание указанных судов закреплено в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

К подсудности военных судов отнесены дела о защите прав военнослужащих, а также граждан, проходящих военные сборы, от решений, действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц, о восстановлении на военной службе, об отмене дисциплинарных взысканий, об оспаривании отказов в расторжении контрактов о прохождении военной службы, о взыскании всех видов невыплаченного денежного довольствия, жилищные споры и другие.

Вопросы подсудности дел военным судам подробно разъяснены Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих».

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Гарнизонные военные суды рассматривают основную массу подсудных военным судам гражданских дел по первой инстанции. Окружные (флотские) суды рассматривают жалобы на судебные постановления гарнизонных судов, а также дела отнесенные к их подсудности. Следующей судебной инстанцией для военных судов является Верховный Суд РФ, в котором создана Военная коллегия.

Гарнизонные военные суды действуют на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Окружные (флотские) суды, как следует из названия, действуют на территории соответствующих военных округов или флотов.

К подведомственности Суда по интеллектуальным правам отнесены следующие споры:

    об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) Роспатента, Федеральной антимонопольной службы и других федеральных органов исполнительной власти, например, о выдаче патента или об отказе в выдаче патента на изобретение;

    об установлении патентообладателя;

    о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, предоставления правовой охраны товарному знаку;

    о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием.

Такие споры рассматриваются Судом по интеллектуальным правам независимо от состава участников правоотношений, в том числе юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Статья 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не исключает возможность создания других специализированных судов в будущем времени, что исходя из нынешних тенденций к узкоспециализированной направленности, будет являться основным направлением развития судебной системы.

Предъявление иска, подсудного специализированному суду, в районный (городской суд или мировому судье приведет к возвращению искового заявления (статья 135 ГПК РФ), в связи с неподсудностью дела.

Комментарий к статье 25

1. В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о судебной системе Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды составляют систему федеральных судов общей юрисдикции. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В случае если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории РФ, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором РФ.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Законом о военных судах.

2. В соответствии со ст. 7 Закона о военных судах применительно к гражданскому судопроизводству военным судам подсудны:

Гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Военным судам на территории РФ не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и жалобам граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании не выданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы).

Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, административные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.

Военные суды в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральным законом, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища.

3. Особенности подсудности дел военным судам определены также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» <*>.

Военными судами рассматриваются требования военнослужащих о защите нарушенных прав от действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц. При этом следует иметь в виду, что нормы гл. 25 ГПК РФ применяются, когда требования военнослужащих, в т.ч. имущественного характера, непосредственно вытекают из административно-правовых отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. В тех случаях, когда обжалуемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами не в порядке осуществления административно-властных полномочий, а в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства. В порядке искового производства также должны разрешаться дела, хотя и вытекающие из административно-правовых отношений, но рассмотрение которых по существу требует решения спора о праве других лиц.

4. Предусмотренные комментируемой статьей специализированные суды в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют. Достаточно долго дискутируется вопрос о создании Патентного суда, который мог бы специализироваться на рассмотрении споров в сфере интеллектуальной собственности и заменил бы собой Апелляционную палату и Высшую патентную палату при Роспатенте. Однако правовой статус этого органа остается неопределенным, в т.ч. вопрос об осуществлении правосудия. Вероятно, Патентный суд будет представлять особой орган, осуществляющий защиту прав и законных интересов в административной форме.

Военные суды Российской Федерации.

§ 1. Военные суды Российской Федерации (далее - военные суды) входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее также - органы) (п. 1 ст. 1 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах (п. 2 ст. 1 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом Российской Федерации (п. 3 ст. 1 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Особенности организации и деятельности военных судов в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами (п. 4 ст. 1 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Законодательство Российской Федерации о военных судах.

§ 2. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 2 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Осуществление правосудия военными судами.

§ 3. Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 3 ФКЗ от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах РФ").

Основные задачи военных судов.

В соответствии с Законом о судебной системе военные суды создаются и действуют по территориальному признаку по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах

Подсудность

и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой инстанции. В настоящее время подсудность уголовных дел военным судам определяется ч. 5-8 ст. 31 УПК и Федеральным законом «О военных судах Российской Федерации». Военные суды при определении подсудности руководствуются территориальным (место совершения преступления) и персональным (принадлежность субъекта преступления к военной службе) признаками. Из Закона «О военных судах Российской Федерации» следует, что военным судам подсудны дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются:

1) военнослужащие, которые по призыву или по контракту проходят в момент совершения преступления военную службу в Вооруженных Силах, а также в войсках Федеральной пограничной службы, внутренних войсках, железнодорожных войсках, войсках и органах Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки, органах ФСБ России, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти, а также создаваемых в военное время специальных формированиях;

2) граждане, проходящие военные сборы;

3) граждане, уволенные с военной службы, и граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены в период прохождения военной службы, военных сборов.

Гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам (ч. 5 ст. 31 УПК).

Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела, указанные в ч. 6 ст. 31 УПК в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии возражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении них выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. В случае, если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, Данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции (ч. 7 ст. 31 УПК).

Раздел III. Производство в суде

Уголовно-процессуальный закон определяет также подсудность уголовных дел о преступлениях военнослужащих и иных лиц, имеющих отношение к воинскому контингенту, который находится за границей России. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации, если: 1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации; 2) иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Как и районный суд, военный суд соответствующего уровня принимают решения в ходе досудебного производства по уголовному делу, руководствуясь ч. 2 и 3 ст. 29 УПК.

Рассмотрение уголовных дел военными судами в отношении лиц, не являющихся военнослужащими, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5-8 ст. 31 УПК.

Дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни (ч. 1 ст. 14 Закона о военных судах), рассматриваются окружными (флотскими) военными судами. Территориальный признак подсудности уголовных дел военным судам действует ограниченно. Подсудность определяется главным образом принадлежностью подсудимого к определенной военной части, гарнизону, соединению.

В соответствии с Конституцией Российской федерации (часть 1 статьи 47, часть 3 статьи 128) подсудность дел определяется Федеральным Конституционным Законом (ФКЗ). Именно Конституционным, в связи с чем действующая ныне подсудность, определенная ГПК РФ установлена «не тем» законом — «обычным Федеральным», а не Конституционным, на что Конституционный суд не раз обращал внимание законодателей.

Подсудность военным судам определена Федеральным Конституционным Законом 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О военных Судах Российской Федерации», статьёй 7 которого предусмотрено:

1. Военным судам подсудны:
1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее — военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
......
2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Но — такая уж у нас система, что, вопреки Конституции РФ подсудность может определяться не только ФКЗ, не только «обычным» ФЗ, но и... Постановлением Пленума Верховного Суда РФ!

В частности, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» предусмотрено, что:
«Военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и заявлениям граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и заявлениям граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы)».

Достаточно сравнить часть 2 ФКЗ «О военных судах РФ» с установлением Пленума ВС РФ, как становится ясно, что ФКЗ устанавливает право гражданина, уволенного с военной службы (то есть утратившего статус военнослужащего) обратиться не только в районный суд, но и в военный, то есть вводит альтернативную подсудность , что не раз подчеркивалось в юридической литературе, в том числе и в статье экс-Председателя Военной Коллегии Верховного Суда РФ Н.Петухова. Однако «игра слов» в Постановлении Пленума ВС РФ привела к тому, что огромная категория дел по искам и жалобам бывших военнослужащих, связанных с незаконным увольнением, стала безальтернативно относиться к подсудности военных судов.

Еще большее удивление вызывает следующее разъяснение Пленума Верховного Суда РФ:

9. Основания и порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный государству при исполнении служебных обязанностей, определяются Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О материальной ответственности военнослужащих».
В случаях, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», решение о возмещении ущерба, причиненного военнослужащим, принимается судом по иску воинской части. Дела по таким искам должны рассматриваться военными судами в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Достаточно внимательно изучить статью 7 ФКЗ «О военных судах РФ», чтобы понять — о исках воинских частей к военнослужащим там нет ни слова. Это означает лишь одно — должны действовать общие прапвила подсудности — то есть воинские части должны обращаться к военнослужащим в обычный районный суд.