Рабочие и служащие (правовой статус). Кто может рассчитывать на статус военнослужащих

В Генеральную прокуратуру РФ О нарушении конституционных прав, повлекших за собой ухудшение социального статуса служащих Советской Армии (СА) – ветеранов боевых действий, участников афганской войны 1979-1989 годов. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. Всем участникам боевых действий в Афганистане, как военнослужащим, так и служащим СА были выданы удостоверения ветеранов боевых действий одинакового образца. Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством Российской Федерации, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г. Выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществляется лицам, указанным в подпунктах1-6 пункта1 статьи3 Федерального закона "О ветеранах", федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий. До принятия закона «О монетизации льгот» как военнослужащие, так и служащие СА пользовались льготами, утвержденными до 1 января 1992 года. Согласно статьи 3. п. 1. пп. 1. ФЗ №5 "О ветеранах" К ветеранам боевых действий относятся: 1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации и т.д. Согласно ФЗ №5 военнослужащие – ветераны боевых действий имеют право на льготы в полном объёме только те, которые соответствуют ст.3, п. 1, пп. 1 – 4. В тоже время служащих СА, согласно ФЗ №5 ст.3, п.1, пп.6, относят к категории «лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок, либо откомандированные досрочно по уважительным причинам». В соответствии с этой формулировкой служащие СА – ветераны боевых действий лишены многих льгот, которые имеют ветераны боевых действий – военнослужащие. В связи с этим возникает вопрос: Какая разница между работниками Министерства обороны СССР и Лицами, направлявшимися на работу в Афганистан по линии Министерства обороны? Все лица, которые направлялись на работу в Афганистан, оформлялись через военные комиссариаты, заключали трудовые договора с командирами воинских частей, были поставлены на должности приказами командиров, как служащие СА. В качестве примера среди направлявшихся на работу медицинских сестёр были военнообязанные, имевшие военные билеты и сержантские звания, которые вызывались в военкоматы повестками, у некоторых в трудовых книжках имеются записи, что «уволены с работы в связи с длительной командировкой по линии Министерства обороны СССР сроком на 2года. Распоряжение Генерального штаба ВС СССР №457/10866 от 31.06.1968 г.» Кроме того они несли службу (работали) в тех же условиях, что и военнослужащие частей, обеспечивающих боевые действия, которые имеют льготы в полном объёме. *** По официальным данным через Афганистан прошло 620 тысяч человек. Из них 21 тысяча служащих СА. После развала СССР на территории РФ осталось не более 8 тыс. бывших служащих СА. В Казахстане, Таджикистане, Узбекистане служащие СА, прошедшие Афганистан имеют такие же льготы, как и военнослужащие. Из 620 тыс. военнослужащих, прошедших через Афганистан, непосредственное участие в боевых операциях принимали от 80 до 140 тысяч. Остальные обеспечивали боевые действия. *** Как следует из п. 2 Приказа Минобороны РФ от 2 ноября 2009г. №1177 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации» в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий (далее именуется - удостоверение) в Вооруженных Силах Российской Федерации образовываются в военных округах, на флотах, в воинской части - комиссии военных округов, флотов, воинской части по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее именуются - комиссии). Такая комиссия Западного военного округа находится в Санкт-Петербурге. По заведённому в настоящее время порядку, ветераны боевых действий, при замене удостоверений со старого на новые образцы, подают соответствующее заявления, с приложением требующихся документов, в районный военный комиссариат. Далее документы передаются в городской (областной) военные комиссариаты. Те в свою очередь пересылают документы в вышеуказанную окружную комиссию, которая принимает окончательное решение. Среди прилагаемых документов обязательно справки из Архива МО или Военно-медицинского архива. Служащие СА – ветераны боевых действий в Афганистане, проживающие в СПб и Ленинградской области при замене своих удостоверений указывают, чтобы удостоверения им были выданы с отметкой не ст. 16 п.3. ФЗ «О ветеранах», а ст.16 п.1. Комиссией всем обратившимся было отказано в таких изменениях. В личной беседе с председателем Комиссии Западного военного округа по поводу разъяснения позиции Министерства обороны по данной ситуации он объяснил, что Комиссия, вынося решение по данному вопросу, чётко руководствуется ФЗ №5 «О ветеранах» ст.3, п.1, пп.6. Также он добавил, что, выступая в судах в качестве ответчика от МО, ещё не проиграл ни одного суда, в которых ветераны боевых действий в Афганистане - служащие СА СПб и Лен.обл. пытались обжаловать решение комиссии. Однако у нас есть сведения, что в некоторых регионах РФ суды выносили решения по данному вопросу в пользу истца. К примеру, в республике Марий Эл, Йошкар-Олинский городской суд. Некоторые выдержки из решения суда: На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Трофимова М.Н. непосредственно проходила службу в Советской Армии, направлена на работу военным комиссариатом, а не гражданским министерством, учреждением или ведомством, состояла в штате войсковой части, и принимала участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в Республике Афганистан. В связи с чем относится к категории ветеранов, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах». Трофимовой М.Н. выдано удостоверение о правах и льготах, установленных п. 3 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». Однако при рассмотрении дела установлено, что Трофимова М.Н. относится к категории ветеранов, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах». В связи с чем, имеет право на льготы, указанные в п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». Признать за Трофимовой М.Н. статус ветерана боевых действий в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Обязать Министерство обороны Российской Федерации Объединенное стратегическое командование Центрального Военного округа выдать Трофимовой М.Н. удостоверение ветерана боевых действий по п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Судья М.А. Гринюк Мотивированное решение составлено 3 апреля 2012 года. Речь идёт о медицинской сестре, служащей СА, которая в период 1983-1985г работала (служила) в Афганистане, в войсковой части (военно - полевом госпиталь), которая вела боевые действия. Вывод В связи с вышеизложенным прошу Генеральную прокуратуру рассмотреть вопрос законности или незаконности отмены большей части льгот служащим СА – участникам боевых действий в Афганистане. По нашему мнению принятие ФЗ № 5 «О ветеранах» с настоящими поправками нарушает ст. 54, 55, 56 и 57 Конституции РФ. Или настоящий закон дает возможность трактовать его статьи по-разному? С уважением Полковник в отставке, ветеран боевых действий, инвалид войны, член Совета Межрегиональной общественной организации «Союз советских офицеров». Козлов В.А.

Медицинское освидетельствование

военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии

и Военно-Морского Флота, назначаемых (принимаемых)

на работу и работающих с РВ, другими источниками

ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП

81. , производится гарнизонными, госпитальными ВВК, а также ВВК специального назначения по графам V и VI Расписания болезней с обязательным участием врача воинской части и представителя командования.

Назначение военнослужащих (прием рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота) на работу с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП без предварительного медицинского освидетельствования запрещается.

82. Командование воинской части заблаговременно представляет в ВВК списки военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, подлежащих медицинскому освидетельствованию с указанием цели медицинского освидетельствования, длительности профессионального стажа работы, а при работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений и данных индивидуального дозиметрического контроля. Перед началом медицинского освидетельствования представитель командования знакомит членов ВВК с условиями труда освидетельствуемых, а начальник медицинской службы воинской части докладывает ВВК о результатах медицинского наблюдения за состоянием здоровья освидетельствуемых в межкомиссионный период.

83. Медицинское освидетельствование военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающих с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, производится по медицинским показаниям, но не реже одного раза в два года; с источниками ЭМП - один раз в три года.

Между медицинскими освидетельствованиями военнослужащие, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие с вредными и неблагоприятными факторами военного труда, подвергаются медицинским осмотрам, которые проводятся в соответствии с указаниями начальника Центрального военно-медицинского управления Министерства обороны СССР.

84. Ответственность за своевременное направление военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота на медицинское освидетельствование несет командир и врач (фельдшер) воинской части.

85. Военнослужащие, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, не прошедшие по различным причинам (отпуск, командировка, болезнь и т.п.) своевременно медицинское освидетельствование, к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП не допускаются.

86. Внеочередному медицинскому освидетельствованию подлежат военнослужащие, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, предъявившие жалобы на состояние здоровья, временно отстранявшиеся от работы по состоянию здоровья, возвратившиеся из отпуска по болезни, после перенесенных ими заболеваний (ранений, контузий, травм или увечий), по которым согласно графе VI Расписания болезней эти лица могут быть признаны негодными к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП.

На стационарное обследование и медицинское освидетельствование направляются лица, ранее признававшиеся временно негодными к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП с медицинским переосвидетельствованием через 3 - 12 месяцев (за исключением женщин, которым предоставляется отпуск по беременности).

87. При подозрении на поражение вредными и неблагоприятными факторами военного труда и направлении военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота на стационарное обследование и медицинское освидетельствование в военные лечебно-профилактические учреждения представляется карта санитарно-гигиенической характеристики условий труда и рабочего места специалиста (Приложение N 21 к настоящему Положению). В гражданские лечебные (лечебно-профилактические) учреждения эта карта не представляется.

88. В случаях, когда после стационарного обследования военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота предполагается принятие постановления о негодности их (временной или постоянной) к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП в связи с профессиональной патологией, к участию в работе ВВК привлекаются врач-радиолог или врач-токсиколог.

89. При обследовании и медицинском освидетельствовании военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, назначаемых на работу и работающих с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП, учитываются жалобы на состояние здоровья и их характер, случаи нарушения техники безопасности и санитарных правил, перенесенные интоксикации и инфекции, данные индивидуального дозиметрического контроля, данные профессионального анамнеза, результаты обследования и лечения в случаях острых и хронических поражений вредными и неблагоприятными факторами военного труда, результаты медицинского наблюдения за состоянием здоровья освидетельствуемого в межкомиссионный период, мнение врача воинской части о годности освидетельствуемого к службе по военной специальности.

90. При заболеваниях, предусматривающих по графе VI Расписания болезней индивидуальную оценку годности к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП, постановление ВВК о пригодности к работе принимается с учетом степени компенсации патологического процесса, военной специальности, общего и профессионального трудового стажа, фактической работоспособности и направленности освидетельствуемого, мнения командования и врача воинской части.

В военное время по статьям Расписания болезней, предусматривающим по графе VI индивидуальную оценку, ВВК принимается постановление о годности к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП.

91. При наличии у освидетельствуемого по графе VI Расписания болезней нескольких заболеваний, в отдельности не ограничивающих годность к работе с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, источниками ЭМП, постановление о годности или негодности к работе ВВК принимается строго индивидуально с учетом характера заболеваний и степени выраженности функциональных расстройств.

92. Лица до 18 лет и женщины с момента установления беременности к работе с РВ, другими источниками ионизирующего излучения, КРТ, источниками ЭМП не допускаются. Женщины на период грудного вскармливания ребенка не допускаются к работе с радиоактивными веществами в открытом виде и компонентами ракетного топлива.

93. Объем обследования военнослужащих, рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, назначаемых (принимаемых) на работу и работающих с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП, а также лечебно-профилактические мероприятия среди лиц, работающих с указанными вредными и неблагоприятными факторами военного труда, определены Руководством по медицинскому обеспечению Советской Армии и Военно-Морского Флота.

94. Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие с РВ, другими источниками ионизирующих излучений, КРТ, источниками ЭМП и признанные негодными к работе по специальности, направляются командованием воинской части на освидетельствование врачебно-трудовой экспертной комиссией.

Уважаемая Наталья, Обратитесь в суд.
Статья 264. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности установить действительность сделки либо трудовой договор, частью второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 30 06 2006 90-ФЗ, от 21 12 2013 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Судья в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать другого нетрудоспособного нуждающегося в помощи супруга или ограничить эту обязанность определенным сроком как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов.
2. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. По желанию супругов их соглашение о разделе общего имущества может быть нотариально удостоверено.
3. В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке.
Статья 39 Семейного кодекса Российской Федерации. Имущество каждого из супругов 1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Статья 37 Семейного кодекса Российской Федерации. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью
Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и т п). Настоящей статьей устанавливаются гражданским законодательством для государства служебной жилой площади (ст. 12 Закона от 25 06 1993 5242-1
(ред. от 06 02 2007)" О государственной социальной помощи" указывает, что право на обращение в суд с иском о выселении в жилое помещение в порядке очередности, предоставления и обеспечения управления транспортным средством соответствующего бюджета. При этом соблюдение данных прав последующих дополнительных проблем с переводом без регистрации при предоставлении временного убежища принимают в соответствие с иностранным гражданином свой перечень оснований для применения вышеуказанного права, устанавливающих социальные жилищные отдели.
- Т е. производиться только после проведения собрания по проверке подлинности подписи его имеющегося на регистрации.
Обращайтесь
(ст. 12 п 1 Закона о труде и образовании), кадастровый паспорт на земельный участок под участок.
3. В случае, если установленная такая система налогообложения признается квартира, иным наследникам (плательщиками налога на имущество физических лиц), доля в праве общей долевой собственности на квартиру, приобретаемое с использованием средств МСК, в том числе ипотечным, но не более 2 000 000 рублей,
при приобретении квартиры, подлежащей уплате на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, фактически продолжаются.
С дополнительными вопросами обращайтесь в личных сообщениях, НЕ ПИШИТЕ НА СТЕНЕ.

Некоторая часть гражданского персонала в Вооруженных силах относится к числу государственных гражданских служащих. Труд данной категории, помимо трудового законодательства, регулируется федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Им установлены особенности ее осуществления по сравнению как с военной службой в армии (внутривидовые особенности государственной службы), так и с трудом других работников из числа гражданского персонала.

Большинство гражданского персонала Вооруженных сил не относится к федеральным государственным служащим и занято трудовой деятельностью на основании трудового договора, заключаемого с воинской частью в соответствии с трудовым законодательством. Особенности данной категории работников определяются статьей 349 ТК РФ. Она устанавливает, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Преимущества гражданской службы в ФСБ РФ

В соответствии с задачами указанных органов, учреждений и организаций для армейских работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. Соответствующие нормы установлены в подзаконных нормативных актах. В качестве примера можно привести приказ ФСБ РФ от 05.02.2007 N 46 "Об установлении и выплате военнослужащим и лицам из числа гражданского персонала органов федеральной службы безопасности ежемесячной надбавки за выполнение особо важных заданий". Данный нормативный акт установил для лиц из числа гражданского персонала органов ФСБ ежемесячную надбавку за выполнение особо важных заданий в размере до 50% оклада по воинской должности, тарифной ставки, оклада (должностного оклада). Приказом ФСБ РФ от 26.07.2006 N 353 установлена ежемесячная надбавка за безаварийную эксплуатацию автомобильной техники и поддержание ее в исправном состоянии, в том числе для гражданских служащих.

Справедливости ради отметим, что указанные выше примеры, иллюстрирующие положения рассматриваемой статьи трудового кодекса, в то же время относятся только к лицам, работающим в органах ФСБ, и не относятся к гражданскому персоналу армии. Таким образом, этот оказывается в менее выгодном положении по сравнению с гражданскими кадрами ФСБ. Такое положение, несомненно, нуждается в корректировке, так как установление дополнительных льгот и преимуществ для государственных служащих в Вооруженных силах РФ призвано частично компенсировать те сложности и неудобства, с которыми они могут столкнуться при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Льготы для государственных служащих в армии

В то же время действует приказ Министра обороны N 10 от 13.01.2010 (в редакции от 16.03.2012) "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации". Данный приказ устанавливает, что государственному гражданскому персоналу на Северном Кавказе выплачиваются суточные с учетом коэффициента 1.1. Также для гражданских госслужащих устанавливается дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц работы на территории Чеченской Республики, но не более четырнадцати календарных дней. В случае гибели (смерти) лиц гражданского персонала их погребение осуществляется в порядке и по нормам, установленным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

По нашему мнению, указанные армейским служащим можно вполне назвать символическими, так как они ни в какой мере не компенсируют те риски и опасности, которыми подвергается гражданский персонал Вооруженных сил России, выполняющий свои функции в условиях проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе.

Такая часть российских граждан, как военнослужащие, обладают рядом особенных прав и обязанностей. Все это складывается в отдельный статус, которым в установленном законом порядке наделяется каждое лицо, имеющее военные функции. "О статусе военнослужащих" будет подробно рассмотрен в этой статье.

Характеристика статуса

Согласно статье 1 Закона "О военнослужащих", статусом называют совокупность гарантий, прав, свобод и элементов ответственности военнообязанных лиц. Статус должен закрепляться основным законом страны, а также федеральными и прочими нормативными актами. Как известно, военнослужащие должны реализовывать обязанности по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации. При этом особый характер обязательных для исполнения функций предполагает наделение военных рядом компенсаций и гарантий.

Статус военнообязанного лица подтверждается специальным удостоверением, которое необходимо бережно хранить. Согласно имеющемуся документу военнослужащие обладают возможностью носить, хранить и применять оружие.

Какие граждане обладают статусом военнослужащего?

В статье 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закрепляются основные положения, в соответствии с которыми определяются лица, которые могут обладать рассматриваемым статусом. Вот кто относится к категории военных:

В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" контракт - это специальный документ, который должен соответствовать положениям закона. В контракте закрепляются даты, в течение которых то или иное лицо будет исполнять военную службу.

Статусом военнослужащего могут обладать как российские граждане, так и иностранные. В случае с последней категорией лиц будет заключаться специализированный договор. При этом как россиянам, так и иностранцам положены одни и те же гарантии и компенсации, о которых будет рассказано далее.

Правовая и социальная защита военных

В статье 3 Закона № 76 ФЗ "О статусе военнослужащих" юридически закрепляются основные гарантии защиты военнообязанных лиц, а также членов их семей. Стоит отметить, что в Российской Федерации действует единая система гарантий, которая, однако, учитывает занимаемую должность, звание, а также общую продолжительность службы. Правовая защита военных - важнейшая функция государства.

Из чего складывается социальная Вот на что здесь стоит обратить внимание:

  • охрана жизни и здоровья военнообязанных;
  • совершенствование институтов и механизмов социальной защиты;
  • реализация прав, гарантий и компенсаций военных органами государственной власти.

Законом ФЗ "О статусе военнослужащих" запрещается ограничивать рассматриваемую категорию лиц в их свободах и правах. А какими именно правами обладают военные?

Права и свободы военнослужащих

Согласно главе 2 рассматриваемого нормативного акта, граждане, реализующие военную службу, имеют право на защиту собственной чести и достоинства. Каждый военный имеет возможность свободно передвигаться и выбирать любое место жительства. Причем касается это как служащих военных, так и уже уволенных.

Свобода слова также является важнейшим правом военных, но в несколько особом виде. Так, военнообязанные граждане не должны критиковать и обсуждать приказы своего командира. В свободное от службы время военные имеют право принимать участие в шествиях, митингах, пикетированиях и демонстрациях.

За военными, как и за любыми другими российскими гражданами, остается право на свободу вероисповедания и совести. При этом рассматриваемая категория лиц не может отказаться от исполнения законных приказов по религиозным соображениям. Еще одно право военнослужащих - это возможность участвовать в делах государства и общества. Военные имеют право свободно голосовать, принимать участие в референдуме, создавать профсоюзы и т. д.

В главе 2 Закона "О статусе военнослужащих" говорится также о праве на труд, отдых, жилище, охрану здоровья, образование, увольнение, реализацию почтовых отправлений, культурное просвещение и многое другое.

Обязанности военных

В статье 26 рассматриваемого закона приведены наиболее общие обязанности военнообязанных лиц:


Стоит отметить, что для каждого лица с тем или иным званием обязанности будут несколько отличаться. Чем выше по военной иерархии стоит человек, тем больше у него будет полномочий и профессиональных обязанностей. Свидетельствует об этом статья 27 Закона № 76 "О статусе военнослужащих".

Ответственность военных

Военнослужащий - это особый гражданин. Наличие у него специального статуса предполагает как ряд запретов, ограничений и обязанностей, так и обширную ответственность. Стоит отметить, что ответственность на военных возлагается особым образом - не через обычные суды, а путем специального, военного судопроизводства. Высшей же судебной инстанцией для военных послужит военная коллегия, входящая в систему Верховного Российского суда.

Военнообязанное лицо может привлекаться к административной, материальной, гражданско-правовой или даже уголовной ответственности. Однако самым частым видом санкции является дисциплинарная ответственность. Во всех случаях гражданин, реализующий военные обязанности, имеет право на адвоката, представление доказательств, привлечение свидетелей и т. д.

Основания привлечения военнослужащего к ответственности довольно просты. Как и в случае с любыми другими гражданами, это наличие вины и свидетельств, указывающих на причастность лица к нарушению права.

Об увольнении со службы

В статье 23 Федерального закона № 76 "О статусе военнослужащих" закрепляется право военнообязанных лиц на увольнение. Основные причины ухода со службы - достижение пенсионного возраста за выслугу лет, ненадлежащее состояние здоровья (например, получение инвалидности), совершение тяжелого проступка или правонарушения. Необоснованно уволенные военные имеют право на обжалование решений своего руководства в судебном порядке.

Уволенные со службы граждане имеют право на получение следующие элементов социальной защиты:

  • помощь в трудоустройстве;
  • зачет продолжительности военной деятельности в общий рабочий стаж;
  • преимущественная возможность остаться на работе при сокращении штаба;
  • льготы для детей военного (связанные с образованием, поездками в лагеря и т. д.).

Уволенные по состоянию здоровья военные имеют право и на получение денежных компенсаций в размере уплачиваемого земельного налога и налога на собственность.