Разъяснен порядок заполнения уведомлений о контролируемых сделках. О порядке заполнения уведомления о контролируемых сделках, в том числе при заключении договоров займа и оказания услуг Бланк сведения о контролируемых сделках образец заполнения

Вопрос: О заполнении Уведомления о контролируемых сделках в отношении группы однородных сделок; о заполнении Уведомления в отношении сделок строительного подряда; о применении допустимых группировок сделок в рамках одного листа разд. 1Б; о заполнении Уведомления о контролируемых сделках, выраженных в иностранной валюте; о заполнении Уведомления при возмещении ущерба в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по сделке; о заполнении Уведомления при безвозмездном получении имущества; об округлении количественных и стоимостных показателей Уведомления.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами налогоплательщиков по вопросам, касающимся порядка заполнения уведомления о контролируемых сделках (далее также Уведомление), сообщает следующее.

1. О возможности заполнения Уведомления в отношении группы однородных сделок.

Согласно п. 4 ст. 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики вправе формировать Уведомление по группе однородных сделок. Однородными сделками признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях (п. 5 ст. 105.7 Кодекса).

Определение идентичности и однородности товаров (работ, услуг) содержится в ст. 38 Кодекса. Порядок определения сопоставимости установлен в ст. 105.5 Кодекса.

Если поставки идентичных (однородных) товаров, указанные в нескольких договорах с сопоставимыми коммерческими и (или) финансовыми условиями с одним или разными контрагентами, объединены в группу однородных сделок, заполняется один лист Раздела 1А, в котором в п. 200 "Группа однородных сделок" указывается цифра "1". Количество листов Разд. 1Б будет соответствовать количеству операций с товаром, включенным в группу.

Соответственно, в п. 300 "Сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в рублях" Разд. 1А отражается сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), определяемых в соответствии с правилами бухгалтерского учета, за календарный год в рублях.

В свою очередь, в п. 310 "Сумма расходов (убытков) по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в рублях" разд. 1А отражается стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком в контролируемой сделке (группе однородных сделок), за календарный год в рублях.

Если сделки нельзя признать однородными, то Уведомление заполняется в отношении каждой конкретной сделки по отдельной товарной позиции, указанной в спецификации к договору. При этом количество листов разд. 1Б будет соответствовать количеству операций с данной товарной позицией спецификации.

При этом следует принимать во внимание, что, например, код ТН ВЭД может не обеспечивать соблюдение критериев, определенных в п. 7 ст. 38 Кодекса для целей признания товаров однородными, в том числе в силу наличия таких требований, как товарный знак, страна происхождения, репутация на рынке и другие. Соответственно, в листах разд. 1Б в п. 040 "Код предмета сделки (код по ТН ВЭД)" код ТН ВЭД, в том числе десятизначный, может совпадать и для неоднородных товаров.

2. О заполнении Уведомления в отношении сделок строительного подряда.

В соответствии с п. 4.1 Порядка заполнения уведомления о контролируемых сделках (далее - Порядок) в разд. 1А Уведомления налогоплательщиком указываются сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). В п. п. 300 и 310 разд. 1А отражается, соответственно, сумма доходов и расходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), определяемых в соответствии с правилами бухгалтерского учета, за календарный год в рублях.

В отношении договоров строительного подряда в бухгалтерском учете применяется Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008)", утвержденное Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н (в ред. от 27.04.2012 N 55н), согласно которому выручка и расходы признаются:

"по мере готовности", т.е. исходя из подтвержденной подрядчиком степени завершенности работ по договору на отчетную дату, если финансовый результат исполнения договора может быть достоверно определен (п. 17 ПБУ 2/2008);

в величине, равной сумме понесенных расходов, которые в отчетный период считаются возможными к возмещению, если достоверное определение финансового результата исполнения договора в отчетный период невозможно (п. 23 ПБУ 2/2008).

Стоимость работ, приходящаяся на отчетный период, может быть подтверждена актами о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справками о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), по которым осуществляются расчеты между участниками сделки.

Фактически, если договором строительного подряда не предусмотрена поэтапная приемка работ, указанные акты для целей бухгалтерского учета квалифицируются как документы, подтверждающие выполнение промежуточных работ, и используются для осуществления взаиморасчетов между заказчиком и подрядчиком. Их подписание не свидетельствует о предварительной приемке результата отдельного этапа работ и о переходе заказчику рисков повреждения и утраты результатов этих работ. В этом случае заказчик не отражает в бухгалтерском учете расходы, в том числе по подписанным актам (форма N КС-2), до того момента, когда ему будет передан результат работ. А подрядчик определяет выручку расчетным путем в соответствии со способом, закрепленным в его учетной политике.

Следовательно, подрядчик в п. 300 листа разд. 1А Уведомления указывает расчетную величину выручки по договору строительного подряда за отчетный период (т.е. за календарный год), а заказчик в п. 310 листа разд. 1А отражает стоимость работ, принятых по договору строительного подряда, а именно - ноль рублей, если в течение календарного года результаты работ приняты не были.

В свою очередь, в разд. 1Б раскрывается информация об отдельных операциях, в данном случае - о выполненных промежуточных работах в рамках договора строительного подряда, сведения о котором приведены в разд. 1А Уведомления.

3. О применении допустимых группировок сделок в рамках одного листа 1Б.

Согласно п. 5.4 Порядка по сделкам, предметом исполнения которых является выполнение комплексных работ (услуг), в частности строительно-монтажных работ, требующих совершения нескольких операций, каждая из которых согласно ст. 38 Кодекса может признаваться отдельной работой (услугой), в п. 030 "Наименование предмета сделки" разд. 1Б отражается работа (услуга), непосредственно указанная в качестве предмета исполнения сделки. Например, в п. 030 разд. 1Б можно написать "Выполнение строительно-монтажных работ по строительству 2-секционного монолитного жилого дома переменной этажности (18-20-22) с пристроенной подземной автостоянкой на 100 машино-мест и индивидуальным тепловым пунктом (ИТП)". Заполнять отдельный лист разд. 1Б уведомления в отношении каждого наименования работ согласно позиции по смете не требуется.

В случае непрерывных долгосрочных поставок в адрес одного и того же покупателя, неизменности условий поставок и иных показателей в листе 1Б (строки 030 - 110 и 130) согласно п. 5.20 Порядка допускается суммирование количества товаров в указанных поставках и заполнение одного листа 1Б.

При этом в п. 120 "Количество" разд. 1Б отражается общее количество товара по всем поставкам с указанными неизменными условиями. Соответственно, в п. 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлин, руб." разд. 1Б указывается стоимость товара, поставленного (приобретенного) в течение действия условий, отражаемых в п. п. 030 - 110 и 130 разд. 1Б. При изменении хотя бы одного из показателей, отражаемых в указанных пунктах разд. 1Б либо окончания отчетного периода, суммирование прекращается. Так, изменение цены товара (п. 130 разд. 1Б), например, вследствие влияния курсовых разниц, свидетельствует о необходимости прекращения суммирования количества товаров в рамках одного листа разд. 1Б.

4. Заполнение уведомления о контролируемых сделках, выраженных в иностранной валюте.

Согласно п. 1.10 Порядка заполнения уведомления все значения стоимостных показателей в уведомлении указываются в полных рублях. В соответствии с п. 5.17 Порядка в п. 130 разд. 1Б указывается цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия цены в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

В силу п. 9 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)", утвержденному Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н, активы и обязательства, которые выражены в валюте или условных единицах, за исключением перечисленных в п. 7 ПБУ 3/2006, принимаются в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте.

Последующий пересчет стоимости активов после принятия их к учету в связи с колебаниями курса иностранной валюты не допускается (п. 10 ПБУ 3/2006). При этом возникающие курсовые разницы, согласно п. 21 ПБУ 3/2006, отражаются отдельно от других видов доходов и расходов организации.

Таким образом, при осуществлении внешнеторговых сделок, выраженных в иностранной валюте, следует пересчитывать стоимость предмета исполнения сделки на дату отражения операции в бухгалтерском учете и, соответственно, отражать указанную стоимость в п. 130 разд. 1Б без учета курсовых разниц.

5. О заполнении Уведомления в отношении возмещения ущерба в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по сделке.

В соответствии с п. 5.1 Порядка, в разд. 1Б раскрывается информация об операциях, то есть действиях, с предметом исполнения сделки (отгрузкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, совершением операций с иным объектом гражданских прав) при исполнении обязательств, возникших в результате совершения контролируемой сделки (группы однородных сделок), сведения о которой приведены в разд. 1А Уведомления.

Допустим, были нарушены условия договора поставки, сведения о котором были соответственно указаны в п. п. 210 "Код наименования сделки" и 211 "Код стороны сделки, которой является налогоплательщик" разд. 1А Уведомления.

Принимая во внимание, что возмещение ущерба в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору (добровольно или по понуждению) является предметом сделки и, соответственно, подлежит отражению в листе 1Б Уведомления следующим образом.

В п. 020 указывается значение, которое соответствует предмету исполнения сделки, при исполнении которой нарушены обязательства, например "1", что означает "товар".

В п. 030 указывается наименование исполненного обязательства, то есть является ли это уплатой или получением штрафных санкций, иных компенсаций в силу неисполнения конкретных условий договора, например, "Возмещение ущерба в связи с односторонним уменьшением (отказом) согласованного объема поставок котельного мазута, с содержанием серы более 1 мас. %".

В п. п. 040 или 043 указываются соответственно код "2710196401" ТН ВЭД (для внешнеэкономической сделки) или "0252115" ОКП товара (для внутрироссийской сделки), объем поставки которого был в одностороннем порядке был уменьшен.

В п. п. 060 "Номер договора" и 065 "Дата договора" указываются реквизиты договора поставки, положениями которого предусмотрено возмещение ущерба в случае ненадлежащего исполнения обязательств по договору.

В п. 070 указывается код страны происхождения товара согласно Общероссийскому классификатору стран мира ОК 025-2001 (ОКСМ).

В п. 080 "Место отправки (погрузки) товара в соответствии с товаросопроводительными документами (заполняется только для товаров)" указывается наименование населенного пункта (в формате код страны/области/населенного пункта), из которого начинается транспортировка товара для исполнения, например, договора поставки. Если, например, место отправки (погрузки) товара находится за пределами населенного пункта, допустимо указать наименование железнодорожной станции или ближайшего населенного пункта.

В п. 090 "Место совершения сделки (адрес места доставки (разгрузки) товара; оказания услуги, работы; совершения сделки с иными объектами гражданских прав)" для товаров указывается населенный пункт (в формате код страны/области/населенного пункта), в котором происходит переход рисков утраты или повреждения товара, а также обязанности нести расходы, связанные с товаром, в терминах Инкотермс, если данные термины использовались участниками сделки. Тогда в п. 100 "Код условия поставки" проставляется код соответствующий термину Инкотермс в соответствии с Приложением N 1 к Порядку. В случае если участники сделки не применяют правила Инкотермс, указывается место перехода права собственности на товар.

В п. п. 110 и 120 указывается, соответственно, код единицы измерения согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (далее - ОКЕИ). Для операции по возмещению ущерба указывается единица измерения, соответствующая наименованию "единица" (код 642) или "штука" (код 796), и непосредственное количественное значение, которое будет равно "1".

Значения в п. п. 130 "Цена" и 140 "Итого стоимость" будут совпадать и соответствовать сумме выплаченной (полученной) компенсации ущерба.

6. О заполнении Уведомления в отношении сделки безвозмездного получения имущества.

В случае если сделка по безвозмездному получению имущества, с учетом положений п. 13 ст. 105.3 и пп. 11 п. 1 ст. 251 Кодекса, признается контролируемой, то Уведомление в отношении указанной сделки заполняется в следующем порядке.

В соответствии с п. п. 4.8 - 4.9 Порядка, в п. п. 210 и 211 разд. 1А Уведомления указываются соответствующие коды наименования сделки и код стороны сделки, которой является налогоплательщик, в соответствии с приложением N 1 к Порядку.

С точки зрения гражданского законодательства безвозмездную передачу имущества следует квалифицировать как дарение. В соответствии с п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Учитывая изложенное, в п. 210 "Код наименования сделки" следует указывать код 008 (дарение), в п. 211 "Код стороны сделки, которой является налогоплательщик" - код 014 (одариваемый).

Согласно п. 4.19 Порядка в п. 300 "Сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке" отражается сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), определяемых в соответствии с правилами бухгалтерского учета, за календарный год в рублях.

Если полученное имущество удовлетворяет условиям, предусмотренным п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, то данное имущество принимается к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01). При получении организацией основных средств безвозмездно первоначальной стоимостью признается их текущая на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во (п. 10 ПБУ 6/01).

В соответствии с п. 10.3 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, рыночная стоимость полученных безвозмездно активов определяется организацией на основе действующих на дату их принятия к бухгалтерскому учету цен на данный или аналогичный вид активов. Данные о ценах, действующих на дату принятия к бухгалтерскому учету, должны быть подтверждены документально или путем проведения экспертизы.

При этом следует учитывать, что нулевая объекта по данным учета передающей стороны не означает, что его рыночная стоимость для целей определения стоимости основного средства у налогоплательщика будет равна нулю.

Показатели листа разд. 1Б Уведомления в отношении сделки безвозмездной передачи имущества заполняется следующим образом.

В п. 020 "Тип сделки" указывается код "1", что соответствует понятию "товар".

В п. 030 "Наименование предмета сделки" указывается наименование товара (имущества), полученного налогоплательщиком, в соответствии с первичными документами.

В п. 050 "Номер другого участника сделки" и в разд. 2 "Сведения об организации - участнике контролируемой сделки" (или в разд. 3 "Сведения о физическом лице - участнике контролируемой сделки") указываются соответственно порядковый номер участника сделки (сквозная нумерация) и его данные.

В п. п. 060 "Номер договора" и 065 "Дата договора" указываются реквизиты договора, на основании которого осуществлена безвозмездная передача имущества.

В п. 110 "Код единицы измерения по ОКЕИ" указывается числовой код единицы измерения, соответствующий количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении, согласно ОКЕИ. При совершении сделок с имуществом по выбору налогоплательщика указывается код, соответствующий наименованию "единица" (код 642) или "штука" (код 796).

В п. 120 "Количество" отражается количественное значение предмета исполнения сделки с учетом единицы измерения, указанной в п. 110 разд. 1Б.

В п. 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлин" указывается стоимость имущества, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия цены в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

Правила формирования дохода, стоимости активов при безвозмездной передаче имущества в целях бухгалтерского учета определяются в соответствии с п. п. 7, 10 ПБУ 6/01 и п. 10.3 ПБУ 9/99.

В п. 150 "Дата совершения сделки" указывается дата признания дохода от безвозмездного получения имущества в бухгалтерском учете налогоплательщика.

7. Об округлении количественных и стоимостных показателей Уведомления.

Согласно п. 5.15 Порядка в п. 110 "Код единицы измерения по ОКЕИ" разд. 1Б Уведомления указывается числовой код единицы измерения, соответствующий количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении, согласно ОКЕИ.

Если в первичном документе указано дробное число с точностью несколько знаков после запятой, то количественное значение предмета исполнения сделки округляется до ближайшего целого, модуль разности с которым у этого числа минимален.

В случае если единица измерения, указанная в первичном документе, не внесена в ОКЕИ, следует использовать ту единицу измерения согласно ОКЕИ, которая позволяет наиболее точно отобразить количественную характеристику предмета исполнения сделки. Например, вместо единицы измерения "100 тонно-километров" следует использовать единицу измерения "тысяча тонно-километров", код 450 согласно ОКЕИ.

Следовательно, в п. 120 "Количество" разд. 1Б Уведомления отражается количественное значение предмета исполнения сделки с учетом единицы измерения, указанной в п. 110 разд. 1Б.

При заполнении стоимостных показателей Уведомления следует руководствоваться положениями п. 1.10 Порядка, согласно которому все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

В п. 130 "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." листа разд. 1Б в соответствии п. 5.17 Порядка отражается цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия цены в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

В случае изменения размерности в п. 110 разд. 1Б Уведомления значение в п. 130 "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." листа разд. 1Б Уведомления следует соразмерно пересчитать.

Обращаем внимание, что в п. 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." листа разд. 1Б Уведомления указывается не расчетное значение, полученное в результате произведения значений п. 120 "Количество" и 130 "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.", но стоимость предмета исполнения сделки из первичных документов, а в случае отсутствия стоимости в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

В части заполнения показателей листа разд. 1А Уведомления следует отметить следующее.

Согласно п. 4.19 Порядка в п. 300 "Сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок)" разд. 1А отражается сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), определяемых в соответствии с правилами бухгалтерского учета, за календарный год в рублях.

В соответствии с п. 4.21 Порядка в п. 310 "Сумма расходов (убытков) налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок" разд. 1А отражается стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком в контролируемой сделке (группе однородных сделок), за календарный год в рублях.

Следовательно, значение показателей п. п. 300 и (или) 310 разд. 1А определяется не расчетным путем, как сумма показателей, отраженных в п. п. 140 листа разд. 1Б, относящихся к данному разд. 1А, а как фактические суммы полученных доходов или произведенных расходов, определяемых в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Суммирование значений по указанным пунктам для целей заполнения Уведомления не требуется.

Прошу довести настоящее письмо до сведения подведомственных налоговых органов и налогоплательщиков.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

Законодательство РФ требует от организации и предприятий предоставления отчетности по контролируемым сделкам. Передача необходимых сведений должна производиться в виде специального уведомления.

ФАЙЛЫ

Что относится к контролируемым сделкам

Перечень контролируемых сделок определяется законом. В частности к ним относятся:

  • различные операции с ценными бумагами;
  • сделки, совершаемые и связи с исполнением кредитных договоров;
  • строительные сделки;
  • аренда;
  • получение имущества в дар и т.д.

Нужно отметить, что не все получаемые организацией доходы признаются результатом контролируемых сделок и нуждаются в том, чтобы их вносили в документ. Например, не требуют уведомления:

Куда передавать уведомление

Заполненный по всем правилам и подписанный должным образом бланк необходимо передавать в территориальное отделение налоговой службы (по месту регистрации фирмы или месту жительства физического лица).

Какие санкции последуют, если не подать уведомление

Уведомление относится к обязательным документам, поэтому если организация или гражданин уклоняются от его подачи, им грозит административное наказание в виде достаточно крупного штрафа.

Сроки подачи уведомления

Период, в который налогоплательщики должны передать уведомление о контролируемых сделках в государственные надзорные органы строго установлен – он продолжается до 20 мая года, следующего за отчетным.

Как передать заполненный бланк

Уведомление можно передать несколькими способами:

  1. Самый простой и быстрый: лично из рук в руки специалисту местной налоговой службы.
  2. Отправить через представителя, при условии, что у него имеется актуальная нотариально заверенная доверенность.
  3. Допустимо переслать уведомление через почту России заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. Если организация имеет официально зарегистрированную цифровую подпись, она может отправить уведомление через электронные средства связи – такой метод подачи уведомлений в последнее время получает все большее распространение.

Правила заполнения документа

Бланк уведомления имеет строго унифицированную форму, применение которой обязательно. Составляется оно один раз в году, в конце отчетного периода.

При формировании уведомления следует помнить о нескольких простых, но важных правилах:

  • данные в него вносить нужно заглавными печатными буквами, слева, направо;
  • в пустые ячейки ставятся прочерки;
  • если вносятся единицы измерения, то их данные должны соответствовать официальным кодам.

Заполнять бланк можно как от руки (с использованием ручек любого темного цвета), так и на компьютере.

Ошибки, помарки и исправления в бланке недопустимы.

Поэтому все вносимые в уведомление данные должны быть актуальными и проверенными, если же так случилось, что неточность вскрылась уже после отправления уведомления в налоговую службу, следует сформировать и переслать туда уточненный отчет.

В тех строках, где речь идет о суммах, значения нужно указывать в рублях (цифры до 50 копеек не учитываются, после 50 — округляются до рубля).

Вносить информацию в рублях нужно даже о тех сделках, которые проводились с использованием иностранной валюты.

Каждую страницу документа надо пронумеровывать и подписывать (причем подпись должна быть только «живой»).

Проштамповывать бланк следует только в том случае, если применение печатей или штампов прописано во внутренних нормативно-правовых бумагах фирмы. Листы уведомления скреплять между собой не нужно.

Титульный лист

Вначале документа находится титульный лист. Сюда вносятся сведения о налогоплательщике:

  • его реквизиты (ИНН, КПП, ОКАТО);
  • номер отделения территориальной налоговой инспекции;
  • фамилия-имя-отчество представителя компании, подающего документ;
  • контактная информация;
  • год, за который формируется отчетность.

Если уведомление пишется от имени физического лица, не зарегистрированного как ИП, то ИНН ставить не надо, достаточно внести на титульный лист персональные данные, в том числе сведения из паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.

Раздел 1А

Этот раздел уведомления нужно заполнять, предварительно, при необходимости, разделив сделки на группы по признакам однородности и идентичности. При этом, разделяя сделки не нужно полагаться на интуицию, следует руководствоваться конкретными нормами НК РФ (п. 5 ст. 105.7, 105.5).

По каждой группе сделок прописываются совокупные сведения о них, а также о размерах доходов, полученных в результате их реализации (берутся из бухгалтерской отчетности). Если разделения на группы нет, то число заполненных блоков в этом разделе должно быть равным числу исполненных контролируемых сделок.

Раздел 1Б

Тут число заполняемых блоков находится в прямой зависимости от предыдущего раздела. Связано это с тем, что он является дополнительным, и сюда вносится информация о выполненных работах или оказанных услугах, поставках товарно-материальных ценностей, отгрузках-погрузках и т.п.

В этой части документа прописывается:

  • ссылка на договор, в ходе исполнения которого совершилась та или иная сделка (номер и дата заключения);
  • место сделки;
  • количество товаров;
  • цена за одну единицу;
  • полная стоимость контролируемой сделки.

При этом приплюсовывать проходящие по одной контролируемой сделке товары друг к другу нельзя, они должны быть указаны отдельно.

Разделы 2, 3

Эта часть уведомления дает представление о сделках в отношении предприятия (при этом информация раздела 1Б не принимается во внимание). В случаях если у налогоплательщика отсутствовали сделки с контрагентами, подлежащие учету, эти листы можно оставить пустыми.

В соответствии с требованиями главы 14.4 Налогового кодекса, всем налогоплательщикам следует извещать налоговые инспекции о совершении так называемых контролируемых сделок. О том, какие именно сделки принято считать контролируемыми, как заполнить уведомление о контролируемых сделках быстро и без ошибок, когда его необходимо сдать в фискальные органы, читайте в этом материале.

Причины составления отчётности

Необходимость отчитываться о проведении контролируемых сделок возникла сравнительно недавно – с 2012 года. К этому времени Правительство РФ решило взять под свой контроль процессы трансфертного ценообразования в компаниях. Поправки в законодательство вынудили налогоплательщиков разработать новые бизнес-процессы, позволяющие правильно структурировать контролируемые сделки и определить методологию расчёта цен по ним.

В рамках отчётности по контролируемым сделкам компании вынуждены собирать пакет оправдательных документов, подтверждающих прозрачность и обоснованность совершённых хозяйственных операций. Хотя действующая на сегодняшний день инструкция по заполнению уведомления о контролируемых сделках не содержит чётко прописанных норм относительно формата подтверждающих документов, их количества и содержания, само уведомление составляют по регламентированной законодательством форме и сдают на ежегодной основе.

Нюансы законодательства

В целях налогообложения, а также с учётом положений и норм ст. 105.16 НК РФ, к контролируемым принято относить сделки, в совершении которых участвуют взаимозависимые лица, а также аналогичные операции, соответствующие критериям п. 1 ст. 105.14 Кодекса.

Основные критерии и признаки взаимозависимости лиц, а также порядок их определения изложены в гл. 14.1 НК РФ. Здесь, например, сказано, что взаимозависимыми всегда признаются сделки, по которым:

  • в течение одного календарного года был получен доход более 60 млн рублей;
  • одна сторона была освобождена от обязанностей по уплате налога на прибыль либо имела право рассчитывать его по ставке 0%, а вторая сторона такими льготами не пользовалась;
  • оба участника зарегистрированы/проживают/имеют статус резидента в РФ.

По действующим нормам налогового законодательства российские налогоплательщики (компании, коммерсанты, нотариусы и адвокаты), совершившие в прошлом календарном году хотя бы одну контролируемую сделку, обязаны известить об этом свою инспекцию ФНС.

Чтобы выполнить требование законодателей, приходится составлять уведомление о контролируемых сделках за 2017 год, форма которого есть в приказе ФНС России за № ММВ-7-13/

В настоящее время заполнение этого документа подразумевает раскрытие большого массива информации по каждой контролируемой операции, а также наличие определённых знаний, необходимых для корректного составления отчётности.

Какие данные нужно отражать

Исходя из вида и особенностей конкретной сделки, в документе показывают самые разные сведения. Рассматривая рядовой пример заполнения уведомления о контролируемых сделках за 2017 год, можно сделать вывод, что обычно в отчёт попадают данные о следующих хозяйственных операциях:

  • аренда имущества, а также его безвозмездное получение;
  • операции со своими и приобретёнными ценными бумагами;
  • сделки строительного порядка;
  • разнообразные агентские операции;
  • сделки, в рамках кредитных договоров и получения займов;
  • возмещение ущерба, возникшего по причине ненадлежащего исполнения обязательств.

Следует учесть, что некоторые доходы не имеют отношения к контролируемым сделкам. Соответственно, они не подлежат отражению в уведомлении. К ним относят суммы, полученные в результате переоценки валютных ценностей и обязательств, драгоценных металлов, ценных бумаг, иного имущества. Сказанное выше касается также доходов от долевого участия, дивидендов, а также сумм восстановленных резервов.

Форма документа и правила заполнения

Составляя этот документ, желательно принимать во внимание все требования глав 14.2 и 14.3 НК РФ. Действующий в настоящий момент порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках предусматривает соблюдение изложенных ниже правил:

  • По итогам прошедшего календарного года составляют всего одно уведомление и в нём отражают сведения обо всех сделках, подлежащих контролю.
  • Заполнять бланк можно как на компьютере, так и вручную. В этом случае необходимо использовать синие/фиолетовые/чёрные чернила.
  • Все поля уведомления нужно заполнять слева направо.
  • Текстовые поля прописываются заглавными печатными буквами.
  • Номера телефонов указывают, начиная с символа «+» или цифры 8 без пробелов.
  • Подчистки, исправления, использование корректирующих средств недопустимо.
  • Бланк распечатывают только на одной стороне листа.
  • Если какой-либо показатель отсутствует, то в данном поле необходимо проставить прочерки.
  • В уведомлении используют только единицы измерения, прямо поименованные в классификаторе ОКЕИ.
  • Все стоимостные показатели налогоплательщик обязан выражать в полных рублях. Числа округляют по правилам математики до ближайшего целого числа: суммы менее 50 копеек при этом не учитывают, а более 50 копеек – округляют до целого рубля. Данное требование становится существенным при большом количестве контролируемых сделок.
  • Если в первичных документах количественное значение указано дробным числом, при заполнении уведомления его округляют по приведённым выше правилам.
  • Если контролируемая сделка проводилась в иностранной валюте, в документе её необходимо отражать в российских рублях. Причём, для пересчёта используют кросс-курс, действовавший на дату отражения операции в бухучёте.

Многие бухгалтеры интересуются, как следует нумеровать уведомление о контролируемых сделках. Образец заполнения этого документа показывает, что его страницы нужно нумеровать, начиная с титульного листа. В специально отведённых для этого клетках проставляют цифры «00001», «00002» и далее по порядку.

Обратите внимание: если уведомление заполняет физлицо, не зарегистрированное как индивидуальный предприниматель, ИНН можно не проставлять. Тогда необходимо заполнить персональные данные. На титульном лице следует указать сведения об удостоверяющем личность документе, дату и место рождения, гражданство.

Состав уведомления

  • Титульный лист: в нём прописывают общие сведения о налогоплательщике.
  • Разделы 1А и 1Б – в них раскрывают суть сделок и указывают сведения об их предмете.
  • Раздел 2 – заполняют в отношении сделок, заключённых с юридическими лицами.
  • Раздел 3 – составляют при сделках с физическими лицами, нотариусами, предпринимателями, адвокатами.

Не все директора компаний знают, нужно ли подписывать уведомление о контролируемых сделках. Пример заполнения этого документа свидетельствует о том, что он должен быть заверен подписью руководителя и скреплен печатью организации. Если фирма приняла решение работать без печати и закрепила это положение в своих учредительных документах, оттиск на отчёте проставлять не нужно.

Правила группировки

Законодатели дали налогоплательщикам возможность группировать сделки по признакам однородности. При реализации этого права следует учесть положения ст. 38 НК РФ, где изложены определения однородности и идентичности. Руководствуясь п. 5 ст. 105.7 Кодекса, компания сможет правильно разделить сделки по группам. Не забудьте также изучить нормы ст. 105.5. Они помогут определить критерии сопоставимости.

Если какие-либо сделки нельзя считать однородными, необходимые сведения о них следует отражать в отдельных графах уведомления. Такое часто случается при закупке нескольких партий товаров. Тогда итоговое количество листов Раздела Б должно совпадать с количеством операций по каждой товарной позиции.

В какие сроки нужно сдавать

Российский Налоговый кодекс однозначно отвечает на этот вопрос: заполнение уведомления о контролируемых сделках необходимо произвести после окончания отчётного периода. Сдать его в инспекцию ФНС по месту регистрации придётся до 20 мая года, следующего за тем, в котором имели место контролируемые сделки. Соответствующий императив содержит текст ст. 105.16 НК РФ.

Уведомление можно сдавать лично в канцелярию своей инспекции ФНС, переслать на её адрес по почте заказным письмом или отправить по электронным каналам связи. Выбор того или иного способа не регламентирован Налоговым кодексом, всё зависит только от желания и возможностей отчитывающегося лица.

Срок сдачи в 2018 году

Ежегодно о совершенных контролируемых сделках организации (физические лица) должны уведомлять налоговые инспекции. В 2018 году (не позднее 21 мая 2017 года) нужно проинформировать инспекции о контролируемых сделках, совершенных в 2017 году. Срок переносится на 21 число, поскольку 20 мая 2018 года – это воскресенье

Что будет, если не подать

Если вы не знаете, как заполнить уведомление о контролируемых сделках, это не причина отказаться от представления этой формы налоговой отчётности. Для тех, кто не сдаст данный документ в инспекцию ФНС, нарушителю грозит наложение штрафа в размере 5 тысяч рублей.

Куда сдавать

Компании и их обособленные подразделения предоставляют составленный и надлежащим образом подписанный документ в инспекцию ФНС по месту своей регистрации. Физлица могут отчитываться по своему месту жительства.

Для крупнейших российских компаний действует аналогичный порядок: используемую сейчас форму уведомления о контролируемых сделках они заполняют по приведённым выше правилам и сдают в налоговый орган, где они числятся на учёте по данному основанию.

Российское законодательство пресекает попытки физических и юридических лиц занизить фискальные отчисления в казну, используя финансовые схемы. Один из распространенных способов уменьшения налога на прибыль – операции между взаимозависимыми хозяйствующими субъектами с использованием цен значительно ниже рыночных. Подобные купли-продажи подлежат усиленному контролю со стороны государственных органов. Их участники обязаны отчитаться о проведенной деятельности, заполнив уведомление о контролируемых сделках за 2017 год.

К числу контролируемых относятся следующие типы сделок:

  • операции, где одна из сторон которых использует специальный режим налогообложения или является плательщиком НДПИ;
  • сделки с резидентами особых экономических зон и участниками инвестпроектов типа «Сколково»;
  • операции с разработчиками морских месторождений;
  • операции с нерезидентами РФ.

Перечисленные сделки становятся объектом интереса налоговых органов, если совокупный доход по ним превышает установленный лимит. Для разных типов операций он устанавливается на уровне 60-100 млн руб. Заполнения отчета требуют обороты между фирмами-резидентами РФ, если их годовой объем превышает 1 млрд руб.

Чтобы налоговики приняли уведомление, при его заполнении необходимо придерживаться следующих правил:

  • Исправления и зачеркивания в документе не допускаются. Если вы заметили ошибку в готовом бланке, нужно либо перепечатать его, либо направить в ИФНС уточненный отчет.
  • Бумага, на которой распечатывается документ, не должна быть испорченной. Листы нельзя скреплять степлером или иными средствами.
  • Каждый символ текста должен находиться в своей ячейке. Единственное исключение – дата.
  • Если у налогоплательщика отсутствуют данные, поле нельзя оставлять пустым, в нем проставляется прочерк.
  • Для заполнения ячеек текстом используются заглавные буквы.
  • Суммы округляются до полных рублей по стандартным правилами математики.
  • Заполнение полей текстом ведется слева направо. Если букв меньше, чем ячеек, в оставшихся проставляются прочерки.

Для заполнения уведомления необходимо пользоваться стандартным форматом КНД 1110025, представленным в приказе налоговой службы. Компания или ИП вправе выбирать, как готовить документ: от руки или с помощью компьютера.

Результат представляется в отделение ИФНС по месту проживания предпринимателя или по адресу регистрации юридического лица. Срок подачи документа – не позднее 21 мая следующего года (включительно).

Контролируемые сделки – критерии на 2017 год

Уведомление о контролируемых сделках: структура документа

Уведомление состоит из пяти элементов: заглавного листа и 4-х разделов. Налогоплательщик обязан заполнить все их достоверными и актуальными данными.

В титульнике прописываются следующие сведения:

  • номер отделения инспекции, которой адресованы направляемые данные;
  • наименование структуры-налогоплательщика согласно уставной документации;
  • ИНН, КПП, ОКТМО налогоплательщика;
  • ОКВЭД компании или ИП;
  • ФИО и должность представителя коммерческой структуры;
  • контактные сведения (телефонный номер, почтовый адрес).

В нижней части титульника проставляется подпись руководителя коммерческой структуры, подтверждающая достоверность отчетной формы в целом, и оттиск печати.

Раздел 1А нужен, чтобы дать общую информацию о контролируемых сделках. Для каждой отводится своя страница. Указывается следующая информация:

  • причины, по которым контрагенты названы связанными лицами;
  • код типа сделки и типа ценообразования;
  • ссылка на законодательный акт, согласно которому операция была отнесена к разряду контролируемых;
  • цена сделки;
  • объем доходной и расходной части по ней и т.д.

Приходные и расходные показатели определяются на основании бухгалтерской отчетности. Если сделки признаются однородными, о них дается обобщенная информация в отчете как о группе.

Раздел 1Б – сведения о предметах сделок. Количество блоков-страниц в нем определяется числом листов раздела 1А. Эта часть отчета посвящена описанию предметов совершенных операций. Указывается номер и дата договора, являющегося документальным подтверждением, место совершения сделки, код страны отправки товара и т.д. Фактически, этот раздел дополняет и расширяет предыдущий.

Разделы 2 и 3 – сведения об организация-участниках сделок и физических лицах соответственно. Например, в данных о компании указывается:

  • вид организации: российская или иностранная;
  • ее полное наименование;
  • ИНН, КПП;
  • адрес (если фирма располагается за рубежом);
  • регистрационный номер за рубежом и т.д.

Количество блоков по каждому разделу определяется не количеством сделок, а числом контрагентов.

Если у налогоплательщика не было сделок с контрагентами конкретного типа (например, с физическими лицами), разделы не заполняются, в них проставляются прочерки.

Ответственность за несдачу уведомления

Если организация не подаст в «свою» ИФНС надлежащим образом заполненное уведомление или представит неверные и неактуальные данные, она будет привлечена к административной ответственности.

За нарушение сроков сдачи отчета, допущенные ошибки и неточности юридическое лицо или ИП облагается штрафом в размере 5 тыс. руб. Если в процессе проверки сданного уведомления вы обнаружили помарки и неверные данные, постарайтесь в кратчайшие сроки направить в ИФНС уточненный документ. Это убережет вас от наложения административных санкций.

Согласно Постановлению Верховного Суда РФ, налоговики вправе наложить штраф только за неправильное указание следующих данных:

  • года отчета;
  • цен сделок;
  • расходов и доходов по операциям;
  • сведений о контрагентах.

Обнаруженные неточности в других полях служат основанием для углубленного контроля со стороны налоговиков, т.е. запроса дополнительных сведений и документов.

Если в процессе проверки выяснится, что налогоплательщик умышленно занизил прибыль от проведения контролируемых сделок, санкции возрастут. Штраф составит 20% от недополученного государством налога, но не менее 100 тыс. рублей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Уведомление о контролируемых сделках - образец заполнения данного документа может быть востребован самым широким кругом бизнесов и является обязательным элементом налоговой отчетности фирм, являющихся субъектами данных сделок. Каковы особенности заполнения соответствующего уведомления?

Структура данных в уведомлении о контролируемых сделках в форме ФНС и в «1С»

В соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ субъекты контролируемых сделок (или приравненных к таковым) должны направлять в ФНС уведомление, отражающее информацию по данным сделкам, до 20 мая года, следующего за отчетным.

Какие сделки признаются контролируемыми, узнайте из публикации .

ВНИМАНИЕ! В 2019 году за 2018-й уведомление подается на новом бланке. Скачать его можно .

Утвержденное ФНС уведомление о контролируемых сделках состоит из следующих основных элементов:

  • 2 листов, в которых отражаются сведения о налогоплательщике;
  • разделов 1А и 1Б, отражающих сведения о контролируемых сделках налогоплательщика;
  • разделов 2 и 3, отражающих сведения о контрагентах, с которыми налогоплательщик вступал в правоотношения.

Современные бухгалтерские программы, такие как 1С, позволяют заполнить форму уведомления о контролируемых сделках посредством ввода указанных выше типов данных в специальные формы программного интерфейса. После внесения пользователем всех данных ПО автоматически переносит их в поля, соответствующие разделам 1А, 1Б, 2 и 3 и формирует документ, идентичный разработанной ФНС форме. Его можно распечатать, подписать и отправить в налоговую.

Рассматриваемое уведомление можно представить в ФНС и в электронном виде, но для этого у плательщика должна иметься квалифицированная электронная подпись (или КЭП) а также соответствующее ПО для отправки файла с КЭП через интернет.

Вне зависимости от способа формирования уведомления о контролируемых сделках (прямой ввод данных в форму или через 1С), сложности у налогоплательщиков вызывает заполнение разделов 1А, 1Б, 2 и 3 соответствующего документа. Сложности связаны прежде всего с определением конкретного перечня фактов, отражаемых в уведомлении.

Рассмотрим, какие именно сведения должны указываться в документе.

Указываем сведения о контролируемых сделках в разделах 1А и 2Б: нюансы

В разделе 1А указываются сведения по каждой заключенной налогоплательщиком контролируемой сделке в отчетный период (или же совокупности однотипных сделок), а также информация о финансовых условиях соответствующих сделок. Заполнять нужно столько листов раздела 1А, сколько было заключено сделок (или совокупностей однотипных правоотношений).

Для большей части информации применяются элементы кодирования. Коды для заполнения разделов уведомления следует искать в приложении №1 к порядку заполнения уведомления, утв. приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@.

В разделе 1Б фиксируются сведения о предмете каждой из контролируемых сделок, отраженных в разделе 1А. То есть — информация о тех товарах, услугах или работах, которые были поставлены или получены налогоплательщиком. Здесь указываются, в частности:

  • наименования товаров, работ и сервисов;
  • даты и номера контрактов на их поставку;
  • места подписания договоров (отправки товара);
  • количество поставленных товаров, работ и сервисов и их контрактная цена без НДС и иных начислений;
  • общая сумма контракта;
  • дата исполнения обязательств по сделке (определяемая исходя из принятого в бухучете фирмы механизма признания доходов).

Общее количество заполненных листов раздела 1Б должно быть равным количеству сделок, отраженных в разделе 1А (или групп однотипных сделок).

Когда беспроцентный заем считается контролируемой сделкой, узнайте из статьи .

Заполняем разделы 2 и 3: на что обратить внимание

Если налогоплательщик заключил сделку с контрагентом в статусе юрлица, то для этой сделки он должен заполнить раздел 2 уведомления. Если контракт подписан с контрагентом в статусе физлица, заполняться должен раздел 3 уведомления. Структура разделов 2 и 3 практически идентична.

В графе 015 раздела 2 или 3 должна быть зафиксирована та же цифра, что указана в графе 050 раздела 1Б. Это порядковый номер контрагента. Налогоплательщик определяет его самостоятельно, например, исходя из очередности заключения договоров.

Аналогично в графе 010 раздела 2 или 3 фиксируется та же цифра, которая указана в графе 010 раздела 1А. Она соответствует порядковому номеру сделки и также определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В общем случае количество листов раздела 2 или 3 соответствует количеству листов разделов 1А и 1Б. На практике количество контролируемых сделок и контрагентов у фирмы может быть очень большим, поэтому указание в документе каждой отдельной сделки может быть процессом исключительно трудоемким.

Но у налогоплательщиков есть возможность отражать в уведомлении однотипные сделки — и это существенное подспорье для них с точки зрения экономии времени. Однако на то, чтобы объединить сделки в одну группу, у фирмы должны быть веские основания.

Изучим основные критерии отнесения сделок, фиксируемых в уведомлении, к однотипным.

Однотипные сделки: каковы их критерии?

В идеале в ФНС требуется предоставлять уведомления о контролируемых сделках, отражающие все хозяйственные операции максимально подробно (письмо ФНС РФ от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433). Но на практике данное пожелание налоговиков, очевидно, труднореализуемо: количество уникальных хозяйственных операций, приходящихся на одно юрлицо, особенно если это крупный бизнес, может исчисляться десятками тысяч.

Поэтому фирмам имеет смысл пользоваться возможностью объединять однотипные сделки в группы, исходя из их схожести по типу товаров, а также сопоставимости по финансовым условиям (п. 5 ст. 105.7 НК РФ). Но критерии отнесения сделок к однотипным, приведенные в НК РФ, довольно поверхностны, и их интерпретация в версии налогоплательщика может не совпасть с подходом ФНС (формирующимся на уровне служебных инструкций и понимания сущности сделок конкретным инспектором).

Какие же критерии следует рассматривать как объективные?

Минфин РФ в письме от 16.08.2013 № 03-01-18/33520 рекомендует объединять сделки, если они схожи по показателям рентабельности, определяемым в соответствии с нормами ст. 105.8 НК РФ. К примеру, продажа овощей и фруктов имеет примерно одинаковую рентабельность вне зависимости от конкретной разновидности реализуемой продукции.

Ведомство разрешает не указывать в уведомлении о группе сделок:

  • цены за единицу товара или услуги,
  • количество поставленных товаров и услуг,
  • место заключения сделки или отправки товара.

Но в форме, как отмечает Минфин, должны фиксироваться наименования групп однотипных сделок, величина полученного за счет них дохода, а также метод ценообразования.

Отметим, что структура формы уведомления не позволяет группировать сделки по поставкам однотипных или вовсе одинаковых товаров, закрепленные разными договорами с одним и тем же поставщиком. Дело в том, что в графах 060 и 065 раздела 1Б в любом случае указывается дата и номер конкретного договора.

Таким образом, с учетом позиции Минфина однотипные сделки можно группировать, если они:

  • отражают поставки товаров с одинаковой рентабельностью;
  • поставлены по одному договору.

Где можно скачать образец уведомления о контролируемых сделках

Скачать образец формы уведомления о контролируемых сделках вы можете на нашем портале. В нем отражена специфика отражения данных о субъектах соответствующих правоотношений в статусе юридических лиц. Образец доступен по ссылке ниже.

Итоги

Все фирмы, являющиеся субъектами контролируемых сделок, до 20 мая года, следующего за отчетным, должны направлять в ФНС уведомления о контролируемых сделках. В данном источнике отражаются данные о соответствующих сделках, а также информация о контрагентах участвовавшей в них фирмы.