Сбил человека: что делать при ДТП с участием пешехода. ДТП с пешеходом: виновники, последствия, наказания Дтп с участием пешеходов причины

Дорожно-транспортное происшествие – это настоящая трагедия для всех людей причастных к аварии. Хорошо, если ущерб нанесен только материальный, разбита машина, выведены из строя комплектующие агрегата.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но, к большому сожалению, авария редко обходится без жертв. Зачастую виной столкновений является нарушение правил дорожного движения водителем, в частности превышение скорости. Вследствие чего автовладельцу не хватает времени адекватно оценить ситуацию.

Но не всегда виновник аварии, сидящий за рулем человек. Создателем аварийных ситуаций часто выступают пешеходы, как полноправные участники дорожного движения.

Граждане, пренебрегая правилами и безопасностью, переходят дороги в неположенных местах, там, где им захочется, молодежь дурачится на окраинах тротуаров и так же выскакивает на дорогу.

Статистика по РФ за 2020 год

Сотрудники ГИБДД и экспертный центр «Движения без опасности» ежегодно проводят исследования и ведут различную статистику касающеюся ДТП.

Они подсчитываю абсолютно все, начиная от количества аварий и заканчивая процентными показателями соотношения числа аварий в различных городах России в зависимости от причин возникновения происшествия.

Результаты исследования показывают, что самым опасным краем для пешеходов оказалась Калужская область и Тыва. Наиболее комфортная и безопасная жизнь у жителей Чукотки и Мурманской области.

Статистика показывает, что количество аварий с участием пешеходов увеличивается именно в осенний период, когда появляются заморозки, дождь. То есть тормозной путь автомобиля рассчитать очень сложно.

Соответственно пенсионеры и пожилые люди не учитывают этого и переходят дорогу как летом, ни взирая на погодные условия, и часто становятся виновниками происшествий.

Каждый год в России осуществляется около 60-65 тыс. наездов на пешеходов, как по вине водителя и самих людей. Пострадавших пешеходов от наездов около 20 тыс.

Как говорят статистические данные, пешеходы часто попадают под колеса автомобилей по собственной вине. То есть об ответственности и осторожности на дороге со стороны граждан не может идти и речи.

Ведь с 13 тысяч погибших людей, около 5 тысяч попали под колеса автотранспорта исключительно по своей вине.

Всем не раз приходилось видеть такую картину, когда на улице имеется достаточное количество пешеходных переходов, а люди перебегают дорогу через каждые 10 метров, кому, где надо.

Основная причина наездов на пешеходов – переход участков дороги в запрещенных местах. В 2020 году нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов посопутствовало 20 тысячам авариям.

Согласно статистическим данным из-за неожиданных появлений пешеходов на дороге (вышли из-за машины, дерева) случилось еще 2500 аварий. Идентичное количество несчастных случаев произошло по вине пешеходов, что были в состоянии алкогольного опьянения.

Выше указывались места, когда пешеходы становились причиной аварии вследствие нарушений правил дорожного движения. Что касается их правомерной деятельности, и перехода дороги в указанных местах, то и тут не все гладко.

Люди умудряются нарушать и на пешеходных переходах, светофорах. Хотя процент гораздо ниже. По вине пешеходов на переходах погибло около 13 % людей, в 87 % случаев виновниками стали водителя транспортных средств.

Интересный факт, что вероятность попасть под колеса машины, на регулируемом перекрестке, гораздо выше, чем на нерегулируемом. Этому есть элементарное объяснения. Водитель автомобиля часто любит нарушать правила и ехать на красный свет.

Но пешеход, будучи уверенным в своей правоте и видя перед собой зеленый коридор, без оглядки идут вперед. Вследствие чего и получается дорожно-транспортное происшествие.

Причины ДТП по вине пешехода

Давайте рассмотрим с участием пешеходов, где они выступают виновникам событий:

  • самая основная причина, в подтверждение этому вышеуказанные статистические данные – это переход дороги в нежелательном и запрещенном месте.

Большинство аварий случается в тех местах, где поток автомобилей огромный и человек просто не успевает оценить свои шансы прейти дорогу, рассчитать скорость водителя машин, посмотреть во все стороны.

Для автовладельца, что спокойно едет и не ждет на данном участке перебегающего дорогу человека, появления гражданина становится неожиданностью. В силу того, что агрегаты сейчас мощные и быстрые, человек просто не успевает среагировать и вовремя обойти препятствие и остановиться.

Это ему не дает сделать технические параметры машины. Однако пешеход думает по-другому. Часто люди переходят дороги под сигналы авто и еще при этом умудряются не торопиться.

Существует такая категория людей, что вообще не смотрит по сторонам и смело идет через дорогу, думая, что увидевший водитель остановится и пропустит его. Это некие «вип-персоны», что живут по своим установленным правилам. Смешав вместе все сказанное и, получается около 60 тыс. наездов в год;

  • вторая причина – это непреднамеренные появления и неаккуратность пешеходов. К примеру, внезапные появления на дороги из-за препятствий, машин, деревьев, что закрываю обзор человеку. Это баловство школьников и студентов, что слишком увлекаются собой и не видят как оказываются около края тротуара, что легко можно перешагнуть черту и ты уже на дороге.
  • третья причина – это пешеходы, что находятся в состоянии алкогольного опьянения. Таким особам не играет место перехода, препятствия или еще что-нибудь. Пьяные граждане могут идти по центру проезжей части, и им будет все равно, при этом ругаясь матом.

Под колеса пьяные люди попадают из-за своей нарушенной координации движения при обгонах авто. Передвигаясь сзади неуверенно идущего человека, обязательно сбавьте скорость. Ведь нет гарантии того, что его в эту же секунду не поведет в вашу сторону.

Какое наказание несет водитель и пешеход

По поводу ответственности за сбитого пешехода, то законодательство неправильно расставило приоритеты, и нет единого механизма, с помощью которого будут расследоваться неправомерные действий пешеходов, что повлекли за собою аварию и как притягивать этих граждан к ответственности.

Ведь не сравнить степень ответственности пешехода, что нарушил и того же водителя автомобиля.

Согласно теоретическим рассуждениям в обязанности пешехода входит знание правил, но привлечения его к ответственности, как показывает практика это дело топовой сложности.

Человек попросту может скрыть с места аварии, убежать, не иметь при себе подтверждающих документов. А как вы установите его личность, что запишет в бланк, номера ведь отсутствуют?

Наведем такой пример. Представьте что пешеход, что находится в состоянии алкогольного опьянения пытается пересечь дорогу в неположенном месте, где разрешенная скорость авто 90 км. Максимум что получит человек это штраф в размере 500 рублей.

Что касается водителя, что ехал по правилам, ничего не нарушал, и виноват лишь в том, что находился в этот момент за рулем, может избежать наказания.

Однако оплатить лечения, похороны гражданина придется, такова логика правоохранительных органов. Конкретнее в , где указано, что автовладельцев находившийся за рулем должен отвечать и платить за происшествие.

Человек должен возмещать ущерб нарушившему правила пешеходу. Видите ли, водитель находился в источнике повышенной опасности. Но если собственник авто ничего не нарушал, то есть не виновен, суд освобождает водителя от ответственности.

Большинство гражданских активистов выступают за внесения равнозначной ответственности за совершенные аварии, как по вине водителя, так и по вине пешехода.

В то же время нет механизма, который будет привлекать к ответственности таких людей. Но с этим нужно бороться. Ведь из-за пешеходов происходят страшные аварии, погибают люди, а ответственности нет. Как вы докажете что именно пешеход был виновником аварии?

Необходимо остановить человека, попросить документы, а если их нет, вести в отделение, а если тот преставится кем-то другим, баз в МВД пока на граждан нет. Поэтому большинство пешеходов остаются безнаказанными.

Как доказать вину

Доказать вину пешехода очень сложно, практически нереально. Для этого необходимо иметь фото подтверждения, а лучше видео, где показано движение человека. Это могут быть скрытые камеры наблюдения.

Необходимо иметь много свидетелей, что пойдут против человека, которого сбила машина. А как показывает практика, люди всегда за пострадавшего, хоть он и есть виновником, да и закон находится на его стороне.

Примеры из судебной практики

Рассмотрим несколько значимых примеров из судебной практики.

Пример 1

ДТП с участием пешехода обычные ситуации, количество которых с каждым годом растет. И причина не только в водителях, которые время от времени нарушают ПДД, но и в пешеходах. Прохожие нередко переходят дорогу в неположенных местах и тем самым провоцируют аварию. К причинам ДТП (кроме уже названной) можно отнести невнимательность, игры на проезжей части, игнорирование сигнала светофора и прочие факторы. Как действовать водителю правильно? Какую ответственность он несет? Взимается ли штраф с пешехода за нарушение ПДД? Эти и другие аспекты рассмотрим ниже.

Виды ущерба

Повреждения могут иметь различную степень тяжести:

  • Легкая. В этом случае полное восстановление наступает в срок до 3-х недель.
  • Средняя. При таких обстоятельствах человек болеет больше 21 дня.
  • Тяжелая. Полномочия по определению такой формы лежат на судебном органе.

Действия водителя при ДТП с пешеходом

По вине водителя

Если человек за рулем совершил наезд на пешехода, главное в таком случае не поддаваться панике. Любая ситуация разрешима, и при правильном подходе можно минимизировать ответственность. Алгоритм действий следующий:

  1. Останавливаемся без промедлений, и включаем «аварийку».
  2. Выставляем знак аварийной остановки, чтобы предупредить других водителей о сложившейся ситуации.
  3. Быстро выходим из авто и осматриваем состояние пострадавшего.
  4. Если человек не двигается, проверяем его пульс в области сонной артерии. Большой плюс, если имеются навыки оказания первой помощи.
  5. Вызываем скорую, а после полицию.
  6. Связываемся со знакомыми и родственниками, чтобы быстро найти опытного юриста, который поможет в разрешении ситуации. Желательно, чтобы специалист также выехал на место ДТП. В крайнем случае, требуется переговорить с ним в телефонном режиме и обсудить дальнейшие действия.
  7. В случае аварии со смертельным исходом до встречи с адвокатом давать показания запрещено. Это особенно актуально, ведь водитель находится в состоянии шока. При таких обстоятельствах можно наговорить много лишнего, что усугубит наказание.

По вине пешехода

Возможна и другая ситуация, когда виновником происшествия является вторая сторона ДТП. Бывает, что прохожий попал в аварию по причине нарушения ПДД, не пострадал, и убежал с места аварии, чтобы не отвечать за поврежденный транспорт. В такой ситуации необходимо принять меры, чтобы остановить участника событий. После этого вызываем работников автоинспекции.

В законодательстве РФ предусмотрен пункт, подразумевающий также ответственность пешехода за создание аварийной ситуации. Это особенно актуально, если в результате нарушения ПДД человеком пострадало имущество или здоровье водителя. Если расследование докажет, что шофер не нарушал скоростной режим, а показания свидетелей подтвердят неадекватные действия пешехода, закон поддержит человека за рулем. При этом ответственность при ДТП с участием пешехода будет нести именно последний. Стоит отметить, что судебная практика в этом вопросе неоднозначна, поэтому рассчитывать на полное снятие вины при нарушении ПДД пешеходом все-таки не стоит. Уйти от наказания удастся в том случае, если человек намеренно бросился под колеса, и это удалось доказать. В остальных ситуациях водителя ожидают проблемы.

Как избежать столкновения с пешеходом?

Согласно статистике наибольшими нарушителями ПДД являются женщины и дети. Вот почему водителям при появлении таких участников движения на проезжей части важно проявить особую осторожность. При этом не имеет значения, в каком именно месте они переходят дорогу.

Если столкновение уже произошло, оформляется протокол с подробным разъяснением произошедшей ситуации. Кроме того, проводится экспертиза, по результатам которой делаются выводы о наличии достаточной видимости для водителя. Также анализируются прочие факторы — расстояние, скорость движения и так далее. Измеряется тормозной путь. Если в результате проверки устанавливается, что его длина меньше расчетного расстояния пути торможения, с которого человек за рулем мог увидеть пешеходов, это свидетельствует о невозможности остановиться без столкновения.

Что касается методов, позволяющих избежать ДТП, здесь каждая ситуация индивидуальна. Для ухода от столкновения можно применять не только торможение, но и объезд выбежавшего пешехода. Большой плюс, если на автомобиле установлена ABS, ведь в этом случае транспортное средство остается управляемым.

Ответственность водителя и пешехода

По действующим правилам ПДД пешеход — такой же участник движения, как и водитель. Это значит, что в случае ДТП каждая из сторон может признаваться виновной в происшествии. При этом все аварии с участием пешеходов бывают двух видов — по их вине или из-за человека за рулем.

По статистике большая часть аварий происходит из-за нарушения ПДД обычными людьми, которые ощущают собственную безнаказанность. Пешеходы считают, что при любых ДТП с их участием будет виноват только водитель, ведь он перемещается на средстве повышенной опасности. На самом деле это не так. Такие нарушители также наказываются штрафом в 500 рублей. Если произошла авария из-за действий пешехода, последнего ожидает более серьезное наказание:

  • Штрафные санкции в размере 1-1,5 тысяч рублей. Такая сумма взимается, если человек получил легкие или средние повреждения.
  • Тюрьма до 2-х лет (для тяжелых травм), до 4-х лет (при гибели 1 человека) и до 7-ми лет (при смерти от 2-х и более людей).

Ответственность водителя

В практике ДТП ответственность водителей выше, поэтому наказания также более серьезные. Это актуально даже в тех ситуациях, когда прямой вины человека за рулем нет. Сразу стоит отметить, что оформление аварии занимает много времени. Даже при незначительном столкновении на прохождение всех процедур уйдет не меньше 9-11 часов. Если при этом имеются пострадавшие, потери времени будут больше. В наиболее сложных ситуациях пешеход убегает с места происшествия (при наличии его вины), и тогда нести материальные расходы приходится лично водителю.

Человек за рулем, как правило, несет ответственность за наезд на пешехода на повороте, на регулируемом перекрестке, на регулируемом переходе, а также в случае превышения допустимой скорости передвижения. При этом уровень наказания формируется из нескольких факторов:

  1. Штрафные санкции за нарушение ПДД, что повлекло за собой аварию. К примеру, наезд на человека, который перемещался по обозначенному переходу, обойдется в 1 тысячу рублей.
  2. Штрафные санкции за несоблюдение иных правил, что было обнаружено в дальнейшем. К примеру, ситуация усугубляется наличием алкоголя в крови или отсутствием полиса ОСАГО .

Если при аварии имеются пострадавшие, речь идет о причинении вреда. В этом случае имеет место такое наказание:

Под легкими понимаются травмы, после которых можно восстановиться в срок до 21 дня. Для средних повреждений характерен более продолжительный период лечения — от 3 недель и более.

Что касается уголовной ответственности, она имеет следующие особенности:

  1. При тяжелых травмах — до 2-х лет тюрьмы.
  2. В случае гибели — до 5-ти лет (для 1 человека) и до 7-ми лет (для 2-х и более погибших).

При определении виновной стороны эксперты определяют, мог ли водитель при определенных обстоятельствах избежать столкновения. Для решения этой задачи проводится экспертиза автомобиля и обследуется ситуация на дороге. Здесь определяются следующие факторы:

  • С какого расстояния водитель мог увидеть человека.
  • Каков тормозной путь движения авто. С помощью этих измерений определяется и скорость движения ТС.

После проведения экспертизы делаются выводы. Если специалисты приходят к мнению, что водитель не мог избежать ДТП, он признается невиновным. В случае обратного решения человек, который был за рулем, вправе оспорить решение и требовать еще одной экспертизы. Чтобы запустить процесс заново, требуется предъявить серьезные доводы и доказать актуальность очередной проверки. Вне зависимости от наличия вины водителя, человек, который пострадал вследствие ДТП, может подать в суд и потребовать покрытия убытков.

Стоит также учесть, что в таких вопросах не существует понятия исковой давности. Это значит, что пешеход может связать свой недуг со старым ДТП даже через 5 или более лет. При этом он вправе обратиться в судебный орган и требовать компенсировать ущерб.

Водитель, в свою очередь, должен привлечь независимого эксперта для определения уровня повреждения ТС. Такое действие позволяет хотя бы частично обезопаситься от судебного разбирательства. Если суд станет на сторону водителя, компенсировать убытки придется уже пешеходу. Этот факт может остановить последнего на пути к оформлению искового заявления.

Итоги

В случае аварии с участием пешехода водителя ожидают разные виды ответственности, степень которых зависит от ситуации на дороге. Кроме того, за пострадавшей стороной остается право подать иск в судебный орган с требованием компенсации (в том числе и моральной). Чтобы избежать таких ситуаций, важно быть внимательным на дороге, а особенно на участках с плохой видимостью.

Традиционно при наезде на человека, шедшего по проезжей части, сразу обвиняют водителя, и это отчасти справедливо, ведь он управляет средством повышенной опасности и несет за это определенную ответственность. Однако на практике ДТП по вине пешехода случаются в 20% случаев.

Как правило, результатом становится нанесение ущерба здоровью, а иногда трагическая гибель под колесами авто.

Возможные причины аварий по вине пешехода

Специалисты проводят анализ причин, приводящих к авариям. Так, было установлено, что ДТП с пешеходом происходят довольно часто и в большинстве случаев по его собственной вине. Наши граждане переходят дорогу там, где им удобно. Одни считают, что водители обязаны пропускать людей всегда, другие руководствуются приоритетным правом на дороге, о котором говорится в ПДД. Но не стоит забывать, что автомобили имеют разные технические характеристики, и резко затормозить удается не всегда.

По сведениям госавтоинспекторов, причины ДТП по вине самих пешеходов, бывают следующие:

  • незнание и нежелание соблюдать правила движения на дороге;
  • перебегание автомагистрали на красный свет;
  • попытки догнать отъезжающую маршрутку;
  • отсутствие на верхней одежде световозвращающих элементов;
  • выход на дорогу в состоянии опьянения после употребления алкогольных напитков;
  • неловкое движение, повлекшее падение под колеса движущегося автомобиля.

Рассмотрим подробнее распространенные ситуации, когда в аварии виноват пешеход.

Нарушение ПДД

Частыми являются случаи, когда гражданам не хочется искать ближайший переход либо у них нет на это времени. В спешке они перебегают дорогу в максимально удобном месте перед близко идущим транспортом.


Если пешеход не успеет преодолеть отрезок дороги, а водитель не успеет вовремя среагировать и нажать на тормоз, в результате все может закончиться плачевно. В зимний период на скользкой дороге тормозной путь транспортных средств увеличивается, и угроза наезда возрастает.

На втором месте находятся ситуации, когда граждане перебегают через дорогу на красный свет. Им не хватает терпения дождаться момента, когда загорится зеленый. Они начинают движение по «зебре», но неожиданно из-за поворота выезжает автомобиль на высокой скорости. Столкновение с ним будет неминуемым. Дети, которых родители не научили вести себя на дороге, выбегают на проезжую часть, совершенно не отдавая отчета своим действиям.

Некоторые пенсионеры вообще не знают ПДД, привыкли жить во времена, когда автомобили на дороге проезжали раз в день, а то и в неделю. В ходе ремонтных работ место расположения «зебры» рабочие обычно переносят, а люди по привычке продолжают ходить по прежнему месту, что бывает опасно.


Стараясь не опоздать на работу, люди бегают по проезжей части за маршрутками или троллейбусами, а потом страдают от своей повышенной активности.

Попадание пешехода в ДТП происходит по причине невнимательности, граждане элементарно не смотрят по сторонам, когда собираются пересечь дорогу. Большинство, подходя к переходу, не стараются убедиться в том, что все транспортные средства остановились по сигналу светофора и пропускают идущих людей. Иногда передвигающиеся позади или сбоку автомобили не останавливают движение, и в результате человек попадает под колеса.

Темное время суток

В темное время суток дорожные аварии происходят чаще всего по той причине, что люди не используют дополнительные средства защиты. На их одежде отсутствуют световозвращающие элементы, которые улучшают видимость пешехода на дороге со стороны водителя. Расстояние видимости идущего человека при наличии у него на брюках и куртке отражающих свет элементов возрастает до 400 метров.

В зимний период на улице темнеет рано, так что опасность оказаться под колесами авто возрастает в разы. Человек в черной одежде становится заметен водителям только на расстоянии трех метров. Резко затормозить при этом они не смогут. Пешеходы не желают ставить себя на место водителя, для которого бывает гораздо сложнее ориентироваться и контролировать ситуацию на дороге в темное время суток.

Другие ситуации

Граждане в состоянии алкогольного опьянения часто погибают при дорожных происшествиях, потому что не могут адекватно воспринимать происходящее вокруг.


ДТП происходят также при падении человека под колеса автомобиля, передвигающегося на большой скорости. Рискует собственным здоровьем и тот, кто пересекает дорогу в местах, где транспорт движется со скоростью до 100 км/час. Даже заметив идущего человека на большом расстоянии, водитель в таких условиях не сможет вовремя остановить авто. Кроме того, за его автомобилем движется еще десяток машин на такой же повышенной скорости.

Таковы основные причины аварий с участием пешеходов. На сегодняшний день поводов для возникновения ДТП насчитывается несколько десятков. Ошибки совершают как водители, так и те участники движения, которые передвигаются пешком. Усугубляют ситуацию неблагоприятные погодные условия и техническое состояние транспортных средств. Иногда причинами происшествий становятся сторонние факторы, например, выход из строя тормозной системы автомобиля.

Неисправный автомобиль относится к ряду случайных факторов, хотя инспектор ГИБДД, прибывший на место аварии, может подумать иначе. Водитель вовремя не позаботился о техническом обслуживании и ремонте своего авто, значит, он виноват.

Статистические данные

Статистика за прошедший 2016 и завершающийся 2017 год выглядит следующим образом:


  1. Сотрудники госавтоинспекции зарегистрировали всего 38 500 контактов пешеходов с автомобилями, из них 4 567 случаев были смертельными, а 35 687 человек получили телесные повреждения разной степени тяжести.
  2. Нередки были случаи нанесения вреда людям со стороны неаккуратных водителей, заезжающих прямо на тротуары и обочины, пытаясь обогнать идущий впереди транспорт. Статистика отмечает 12 250 подобных происшествий, в которых 780 человек погибли, а 12 234 гражданам был нанесен тяжкий вред здоровью.
  3. В условиях плохой видимости произошло 13 870 наездов и столкновений, в итоге пострадали 11 870 человек и погибли 2 780.
  4. Зафиксировано 20 877 ДТП по вине водителя, управляющего транспортным средством и не справившегося с управлением (часто в состоянии алкогольного опьянения), 20 100 человек получили травмы, а 1 890 лишились жизни. К сожалению, автовладельцы, находясь за рулем, допускают превышение скорости передвижения внутри города, не снижая обороты двигателя перед пешеходными переходами.

Статистика ежегодно меняется, но в основном динамика происшествий является отрицательной, автомобильные аварии по вине пешеходов происходят все реже. Но это не означает, что можно расслабиться. Уровень дорожных аварий продолжается оставаться на высоком уровне. Положительные изменения незначительны, и чаша весов может в любой момент склониться в обратную сторону.

Принятый алкоголь и незнание ПДД неизбежно влекут за собой ДТП. Здесь приведены официальные данные ГИБДД по России.


Нужно отметить, что сведения, предоставляемые статистами, не всегда объективно отражают ситуацию. Внимательным и бдительным нужно быть всегда, особенно на проезжей части. Это поможет избежать сложных и смертельно опасных ситуаций. Нужно заблаговременно позаботиться о своей безопасности и предварительно разобраться в причинах происшествий.

Приблизительно 10% из числа людей, попадающих в ДТП, погибают, то есть жизни лишается каждый десятый. Остальные 90%, оказавшись под колесами, чувствуют себя не лучше, получают травмы и ранения, порой, приводящие к инвалидности.

Последствия для виновного пешехода

Как показывает статистика, нередко в дорожном происшествии бывает виноват пешеход. Следовательно, он должен нести ответственность за свои действия и поступки. Меру наказания определяет всегда суд. Обычно нарушителю приходится заплатить административный штраф в размере 1000 рублей.


Если по вине пешехода нанесен материальный ущерб, вред здоровью водителя или пассажира, то наказание может быть более серьезным:

  1. Причинение легкого вреда здоровью водителя наказывается штрафом до 1500 рублей.
  2. Если имеют место тяжелое состояние пострадавшего или его гибель, то виновнику грозит уголовная ответственность.
  3. Если после аварии наступила смерть нескольких человек, то судья вправе лишить виновника ДТП свободы на срок до 7 лет.
  4. По решению Конституционного суда с 2012 года гражданина, виновного в ДТП, могут обязать произвести выплату компенсации пострадавшему за ремонт поврежденного транспортного средства.

По статье 1064 ГК РФ виновник совершения ДТП обязан возместить причиненный пострадавшему водителю материальный вред в полном объёме. В случае смерти самого причинителя вреда, средства на возмещение ущерба взыскиваются из оставленного им наследства.

Осторожными на дороге нужно быть всем. В каждом случае за нарушения правил виновный неминуемо понесет ответственность, вплоть до тюремного заключения. Кроме того, пешеходам отвечать приходится собственным здоровьем и жизнью. Изучайте правила дорожного движения сами, разъясняйте их своим детям, чтобы уберечь молодое поколение от попадания под колеса автомобиля.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про ДТП с участием пешехода . Такие аварии являются довольно опасными для пешеходов и часто ведут к серьезным последствиям как для здоровья пешехода, так и для кошелька водителя.

Однако сразу же следует отметить, что виновником наезда на пешехода далеко не всегда является водитель автомобиля. Соответственно, не всегда водителю придется нести наказание за аварию.

ДТП по вине пешехода

Прежде чем переходит к рассмотрению конкретных дорожных ситуаций, хочу отметить, что большое количество наездов на пешеходов происходит в темное время суток . Связано это с тем, что водитель не всегда успевает вовремя заметить на дороге пешехода в темной одежде и затормозить. Что касается пешеходов, то далеко не каждый из них понимает, что в темное время суток водителю хуже видно дорогу. Поэтому многие пешеходы переходят дорогу точно также, как делают это днем.

Если Вам приходится часто переходить дорогу в темное время суток, тем более дорогу неосвещенную или плохо освещенную, то рекомендую обзавестись светоотражающими элементами одежды . Например, это могут быть 2 белые светоотражающие полосы на штанинах брюк. Пешехода с подобными элементами хорошо видно в темноте, поэтому риск попасть под колеса намного меньше.

Примечание. Напомню, что пешеходы вне населенных пунктов обязаны иметь световозвращатели. В населенных пунктах такой обязанности нет, однако правила все же рекомендуют иметь подобные элементы.

Перейдем к рассмотрению аварий по вине пешеходов. Для того, чтобы пешеход оказался виновником ДТП, необходимо, чтобы он нарушил один из пунктов . Чаще всего имеют место следующие нарушения:

  • Пешеход переходит дорогу по регулируемому переходу на красный сигнал светофора.
  • Пешеход переходит дорогу .

Рассмотрим самые распространенные причины, по которым пешеходы нарушают правила:

1. Пешеход торопится и поэтому хочет перейти дорогу по кратчайшему пути. Именно спешка является причиной очень многих дорожно-транспортных происшествий. Поэтому если Вы понимаете, что приходится торопиться при участии в дорожном движении, то остановитесь на пару минут и переведите дух. Лучше опоздать по делам, чем попасть в ДТП и опоздать еще больше.

2. Пешеход не знает правил и переходит там, где маневр ему кажется наиболее удобным и безопасным. Этот пункт может быть разбит на несколько распространенных ситуаций:

  • Пешеход-ребенок выбегает на дорогу в процессе игры. Чаще всего такие случаи происходят в спальных районах городов, поэтому там устанавливают знаки, дополнительно ограничивающие скорость (40 км/ч).
  • Пешеход-пенсионер , который помнит те времена, когда машины были диковинкой и появлялись на дороге не чаще раза в неделю. Поэтому он ходит по проезжей части, как по тротуару. Такого пешехода, к сожалению, переубедить очень сложно.
  • Местный пешеход , который по привычке переходит дорогу там, где еще недавно был пешеходный переход. Организацию дорожного движения время от времени меняют, в связи с этим исчезают привычные переходы. Однако далеко не каждый пешеход обращает внимание на знаки и разметку. Многие продолжают ходить по привычному маршруту в течение нескольких недель после демонтажа пешеходного перехода. Ситуация довольно опасная, так как водители уже не уступают дорогу, а пешеходы все равно идут.
  • Пешеход бежит за троллейбусом . В данном случае человек сильно нервничает, т.к. боится опоздать на общественный транспорт. При этом спешка затуманивает мозг и пешеход может вообще не обратить внимание на автомобили, перед которыми он пытается проскочить. Так что будьте крайне внимательны проезжая мимо остановок общественного транспорта. Рядом с ними ежегодно происходит огромное количество наездов на пешеходов.

Это лишь несколько распространенных ситуаций, о которых должны знать и пешеходы и водители.

Напомню, что при переходе проезжей части вне пешеходного перехода (на перекрестке или просто на дороге) пешеход не должен создавать помех транспортным средствам и выходить из-за препятствий , ограничивающих обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся машин.

Кроме того, рекомендую и на пешеходных переходах не выходить из-за припаркованных автомобилей, не убедившись в собственной безопасности. В случае ДТП на переходе виноватым скорее всего окажется водитель автомобиля, однако и самому пешеходу следует позаботиться о собственной безопасности. Не следует выходить на переход не глядя. Лучше постоять подольше и дождаться, когда Вас пропустят, чем поспешить и уехать в больницу на автомобиле скорой помощи.

Ответственность пешехода за ДТП

В 2020 году ответственность пешехода за нарушение правил дорожного движения невелика. Максимальный штраф - 1 000 рублей ().

Однако если по вине пешехода произойдет ДТП, в котором будет причинен вред здоровью, то наказание будет более серьезным:

  • Легкий или средней тяжести вред здоровью - штраф в размере 1 000 - 1 500 рублей (статья 12.30 КоАП).
  • Тяжкий вред здоровью - уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до двух лет (статья 268 УК РФ).
  • Смерть человека - уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до четырех лет (статья 268 УК РФ).
  • Смерть двух или более людей - уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до семи лет (статья 268 УК РФ).

Обратите внимание, что пешеход может в том числе попасть за решетку при нарушении правил дорожного движения.

Наезд на пешехода по вине водителя

В отличие от пешехода водитель может допустить гораздо больше нарушений, которые приведут к наезду:

  1. ДТП на нерегулируемом пешеходном переходе. Причиной наезда может послужить то, что водитель вовремя не заметил пешехода, либо вообще не заметил пешеходный переход.
  2. ДТП при повороте на перекрестке (пункт 13.1 ) либо при съезде с дороги (пункт 8.3 ПДД). К сожалению, далеко не каждый водитель знает о том, что при повороте следует уступить дорогу пешеходам. Кроме того, далеко не всегда удается заметить пешехода, которого скрывают припаркованные автомобили или других препятствия.
  3. Наезд на пешехода на регулируемом пешеходном переходе.
  4. ДТП вне пешеходного перехода при движении с превышением скорости или при нарушении другого пункта правил.

Однако не только нарушения правил могут послужить причиной наезда. Существуют несколько ситуаций, при которых водителю следует быть особо внимательным:

  1. Остановки общественного транспорта. В непосредственной близости от них пешеходы могут неожиданно появляться на дороге.
  2. Притормаживающие автомобили. Некоторые водители пропускают пешеходов везде (в том числе вне пешеходных переходов) и если этого вовремя не заметить, можно попасть в неприятное ДТП.
  3. Припаркованные у края проезжей части автомобили. Хаотичная парковка транспортных средств затрудняет движение по дороге. Однако это не останавливает пешеходов и они могут неожиданно выйти на проезжую часть.
  4. Пешеходы, переходящие проезжую часть в темное время суток и не имеющие светоотражающих предметов. Даже на пешеходном переходе человека, одетого в темную одежду, удается заметить не сразу.
  5. Неширокие дороги в спальных районах города. На такую дорогу может неожиданно выбежать ребенок, увлеченный игрой.

Если скомбинировать несколько перечисленных факторов, получится еще более неприятная ситуация:

Например, нерегулируемый пешеходный переход, расположенный около остановки общественного транспорта, рядом с которым припаркован грузовик или микроавтобус, в темное время суток. В такую ситуацию может попасть любой водитель. Вероятность неожиданного появления пешехода при этом довольно большая, а заметить его вовремя оказывается довольно сложно. Так что будьте предельно осторожны, двигайтесь со скоростью 20-30 км/ч, внимательно следите за другими участниками движения.

Ответственность водителя за наезд на пешехода

Водитель, который допустил наезд на пешехода, может быть привлечен к ответственности по следующим пунктам:

1. За нарушение правил, повлекшее наезд на пешехода.

Например, в случае наезда на пешеходном переходе - штраф в размере 1 500 - 2 500 рублей.

2. Штрафы за другие нарушения правил, которые могут быть между делом выявлены сотрудниками ГИБДД.

3. Дополнительное административное или уголовное наказание в случае причинения вреда здоровью пешехода:

  • Легкий вред здоровью - штраф 2 500 - 5 000 рублей или на 12 - 18 месяцев.
  • Причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего - штраф 10 000 - 25 000 рублей или на 18 - 24 месяцев.
  • Тяжкий вред здоровью потерпевшего - уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.
  • Смерть пешехода - уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.
  • Смерть нескольких пешеходов - уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до семи лет.

Примечание. Водитель должен быть наказан лишь в том случае, если с его стороны было совершено нарушение правил дорожного движения, которое и повлекло возникновение дорожно-транспортного происшествия.

Если рассматривать ситуацию в целом, то следует отметить, что наезд на пешехода чаще всего происходит случайно из-за одновременного воздействия нескольких факторов. Поэтому и пешеходам, и водителям транспортных средств нужно внимательно следить за дорожной ситуацией и не рисковать собственными жизнью и здоровьем.

Удачи на дорогах!

При ДТП водитель-пешеход в 2020 году есть очень несправедливая для водителей ответственность, даже притом, что последние не виноваты . Но она ещё больше при вине автолюбителя. О том, какое наказание за сбитого пешего участника дорожного движения, особенно, если тот пострадал или погиб, как работает ОСАГО в таких случаях, и другие тонкости аварий, если сбили пешехода, и рассмотрим ниже.

Обязанности водителя и пешехода по ПДД

В дорожном движении отношения водитель-пешеход регулируются Правилами через соответствующие запреты и обязанности, коррелирующие так, чтобы одной группе участников движения было что-то было запрещено или предписано уступить дорогу, а другой – дано право приоритета.

И в этом контексте далеко не все автолюбители, и, тем более, пешие участники знают свои права, а, главное, обязанности. Потому наш долг – перечислить их.

Итак, в обязанности пешеходов входит:

  • переходить дорогу только по пешеходному переходу , а если последний регулируемый, то только на зелёный (п. 4.3 и 4.4 ПДД),
  • но есть возможность и перейти вне перехода, при условии, что его нет в зоне видимости, и при этом пешеход обязан уступить дорогу автомобилисту, не должен выходить из-за стоящих машин и несёт ответственность за неисполнение обязанности (пункт 4.3),
  • двигаться только по тротуарам и пешеходным дорожкам, если их нет – по обочине, если нет её – по краю проезжей части против хода движения и в один ряд (п. 4.1),
  • если на перекрёстке нет перехода, то переходить можно вдоль линии тротуара или дорожки,
  • если пешеход не успел перейти дорогу на зелёный и загорелся красный, то обязан остановиться на разделительной линии или островке при их наличии,
  • равно как и водители, пешие лица обязаны пропускать автомобили спецслужб с включёнными маячками и сиреной.

Обязанности водителя согласуются с правами пешехода, чтобы не допустить наезда на последнего, и они нижеследующие:

  • уступать дорогу везде пешеходам с белой тростью в руке (которая сигнализирует о том, что участник движения слепой),
  • дать пешеходу закончить переход, если для того загорелся красный ,
  • при поворотах не создавать пешеходам помех.

Самая важная тонкость ДТП с участием пешехода заключается в том, что водитель в этом случае несёт 2 вида ответственности: административную за нарушения ПДД и гражданскую – за вред, причинённый пешеходу. Равно как и пешеход обязан возместить вред при своей вине в ДТП, а также подлежит штрафу или уголовной статье в зависимости от последствий наезда.

ДТП с пешеходом – что делать?

В первую очередь, выполнить все обязанности , предусмотренные пунктами 2.5-2.6.1 ПДД:

  1. выставить знак аварийной остановки,
  2. включить "аварийку",
  3. вызвать ГИБДД.

Это особенно важно, если вам кажется, что наезд на пешехода был очень лёгкий, вреда тому нет, и сам пеший участник движения подтверждает это и претензий не имеет.

В 2020 году просто на удивление часты случаи, когда пешеход, не имевший никаких претензий и увечий при ДТП, уже после этого идёт в травмпункт и фиксирует вред здоровью. Если ГАИ на место аварии вызвано не было, то водителя ждёт лишение прав по части 2 статьи 12.26 КоАП.

Административная ответственность водителя

Она наступает как в случае с ДТП по вине водителя, так и при отсутствии последствий нарушения.

Без ДТП

За простое нарушение - непропуск пешехода - водителя ждёт ответственность по статье 12.18 КоАП с штрафом от 1500 до 2500 рублей .

Это тот случай, когда не произошло аварии с наездом на пешего – если водитель не уступил дорогу:

  • на переходе – самая распространённая ситуация, когда водитель несёт ответственность в виде штрафа за пешехода,
  • при повороте на перекрёстке,
  • при повороте на прилегающую территорию,
  • во всех других случаях, когда идущий пешком имеет преимущество.

Если произошло ДТП с участием пешехода

Здесь рассматриваем случай, когда виноват водитель, а пешеход получил травмы, но не погиб. И наказаний уже за этот проступок два в зависимости от того, к каким последствиям для здоровья привела авария:

  • если в результате наезда на пешехода тот получил лёгкий вред здоровью, то штраф 2500-5000 рублей или лишение прав на срок от года до полутора лет,
  • если вред средний по вине водителя – штраф повышается уже до 10-25 тысяч рублей, а срок лишения до 1,5-2 лет.

Как различить степень вреда в результате ДТП с пострадавшим пешеходом, довольно сумбурно регулируют примечания к статье 12.24 КоАП:

1. Под причинением лёгкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Уголовная ответственность

УК РФ применяется в тех случаях, когда пешеходу нанесены травмы тяжёлой степени либо повлёкшие его смерть. Но, несмотря всего на 2 градации, наказаний гораздо больше.

При ДТП с пешеходом со смертельным исходом ответственность водителя в 2020 году увеличивается кратно – как в качестве, так и в количестве применяемых возможных статей.

  • если пешеходу причинён тяжкий вред, но автолюбителя ждёт часть 1 статьи 264 УК,
  • если водитель при этом , то наказание ещё жёстче – по части 2 этой же статьи,
  • часть 3 ждёт водителя, если ДТП принесло своим результатом смертельный исход,
  • часть 4 – если автолюбитель во время ДТП был в состоянии опьянения и причинил смерть на пешеходном переходе или в других местах, где пеший участник был прав по ПДД,
  • часть 5 – если трезвый автомобилист сбил 2 человек или более,
  • часть 6 – если пьяный водитель сбил 2 человек и более,
  • часть 1 статьи 111 УК – если автовладелец сбил пешехода умышленно и нанёс тому (по результатам экспертизы) тяжкий вред здоровью,
  • часть 4 ст. 111 Уголовного кодекса за аналогичный умышленный наезд на пешехода, и в результате ДТП тот погиб.

Возмещает ли ОСАГО пешеходу?

Да. Автогражданка призвана защитить водителя от ответственности перед другими участниками дорожного движения. И таковая не ограничивается лишь возмещением ущерба по ОСАГО при причинении вреда другим автомобилям .

В частности, ОСАГО работает в таких ситуациях:

  • если вы сбили пешехода и испачкали его, порвалась его одежда, разбился телефон и так далее, то страховка пешеходу возмещает имущественный вред в пределах установленного лимита 400 тысяч рублей ,
  • если в результате наезда на пешехода тот погиб или причинён вред его здоровью, то ОСАГО компенсирует за этот вред ; лимит уже составляет 500 000 рублей,
  • и даже если водитель скрылся с места происшествия, то по автогражданке пешеходу подлежит возмещение в виде компенсационной выплаты; основание – пункт 1 статьи 18 ФЗ "Об ОСАГО".

И ещё неожиданнее – даже если пешеход виноват, он всё равно сможет получить возмещение по страховке автовладельца. Но об этой возможности поговорим чуть ниже - по части гражданской ответственности.

Административная ответственность пешехода

Разумеется, пешеходы также несут солидарную ответственность при нарушении ими ПДД. Но, в отличие от водителя, штрафы пешим гораздо меньше:

  • 500 рублей или предупреждение за любое нарушение ПДД без последствий в виде ДТП (12.29 КоАП),
  • если такое нарушение создало помехи в дорожном движении – 1000 рублей (ч.1 ст. 12.30),
  • если в результате произошло дорожно-транспортное происшествие с причинением лёгкого или среднего вреда здоровью – 1000-1500 рублей (ч.2 это же статьи).

Могут ли задержать?

Да. И основанием для этого служит отсутствие у пешехода документа, удостоверяющего личность. Есть также и другие основания , но они применяются гораздо реже.

Уголовная ответственность пешехода

Она наступает в тех случаях, когда по вине пешехода произошло ДТП – неважно с наездом на него или же тот просто создал помеху, в результате чего, к примеру, другие транспортные средства столкнулись, где людям причинён тяжкий вред здоровью или смерть.

И данный вопрос регулируют 2 статьи УК:

  • если в ДТП по вине пешехода погиб человек, то применяется часть 1 статьи 109 Уголовного кодекса – причинение смерти по неосторожности,
  • при 2 и более погибших, где виновник – пешеход, применяется уже часть 3 этой же статьи,
  • за тяжкий вред будет , ч.1 УК.

Судебная практика ВС, где рассматривались дела с пешеходами, которым вменялась или .

Гражданская ответственность пешехода

Как мы уже указали выше, помимо административной и уголовной, которые применяются как наказанием участникам дорожного движения от государства, есть ещё гражданская ответственность. Она выражается в возмещении ущерба здоровью, имущественного и морального вреда тому, кому таковые нанесены.

И при ДТП с участием пешеходов, где виновник – именно пеший участник, ответственность в полной мере несёт это лицо. Например, если человека сбила машина в неположенном для перехода месте, то ответственность несёт пешеход за вред автомобилю – помятые кузовные детали. Суров закон, но это закон 2020 года!

Если скрылся

Главное, чтобы пешеход не сбежал, ведь идентифицировать его, в отличие от транспортных средств, у которых есть госномера, очень сложно. Следовательно, при ДТП с пешеходом, где тот скрылся с места, практически отсутствует вероятность найти его.

В любом случае ваша обязанность вызвать сотрудников ГИБДД, которые по факту скрытия обязаны возбудить дело для поиска виновника.

Если пьяный

В этом случае для потерпевшего водителя последствия возмещения вреда от пешехода ничем не отличаются от того, как если бы тот был трезвый. А вот для последнего административная (штраф вместо предупреждения) или уголовная ответственность (лишение свободы вместо штрафа, как пример) будет жёстче, так как опьянение – несомненно, отягчающее обстоятельство в ДТП.

И ГИБДД следует вызывать в этом случае, тем более. Дело в том, что возможный вред здоровью в случае, если пешеход пьяный, может быть совсем не очевиден – тот просто не чувствует боли при опьянении, например. А притом, что пешеход – потенциальный виновник дорожно-транспортного происшествия, становится особенно важно вовремя зафиксировать все обстоятельства последнего.

Можно ли водителю обращаться по ОСАГО?

Нет. Как мы уже описали выше, по ОСАГО страхуется автогражданская ответственность водителя. Не имущество, а именно ответственность. Поэтому такой вид страховки покрывает ущерб от автовладельца третьим лица, а имущество страхует Каско. Если у вас есть такой полис, то безусловно вы можете обратиться по нему.

Гражданская ответственность водителя

Она аналогично заключается в возмещении причинённого вреда имуществу, жизни или здоровью пешехода, и в случаях, когда водитель виновен полностью в ДТП, всё предельно ясно. Но есть одна важная тонкость, когда водитель обязан возместить вред пешеходу при невиновности первого.

Если водитель не виновен, а пешеход – виноват

Таким образом, в этом случае в стандартных ситуациях происходит следующий расклад ответственности сторон аварии:

  • пешеход, так как они виновен в ДТП, возмещает имущественный и иной вред водителю по статье 1064 Гражданского кодекса,
  • водитель же возмещает также любой вред (кроме морального) пешеходу на основании статьи 1079 ГК как владелец ИПО.

Покрывает ли ОСАГО вред по ИПО?

Да. Так как ответственность водителя застрахована, то вред пешеходу в ДТП возмещается по страховке. Пеший же участник как виновник платит водителю из своего собственного кармана .

При этом, водитель, разумеется, не получит выплату за собственный автомобиль по ОСАГО – такое право есть только у пешехода.

И это тот самый нелогичный, на первый взгляд, случай, когда даже при отсутствии вины водителя в происшествии, наступает его ответственность (при этом, нет наказания), и у него повышается КБМ , если пешеход будет обращаться за компенсацией ущерба.

Кроме того, обратите внимание, что, согласно судебной практике, также вследствие владения ИПО вред возмещается не только в ДТП водитель-пешеход, но и водитель-велосипедист и велосипедист-пешеход .

Если автомобилист скрылся

В случаях, когда в случившемся ДТП с наездом на пешехода водитель машины скрылся с места ДТП, то даже если подтверждена виновность пешего участника, вред также подлежит возмещению по ИПО. Однако, его уже выплачивает не водитель, а собственник транспортного средства.

Дело в том, что 1079 ГК говорит именно о владельце автомобиля. А таковым, если не установлен водитель, является собственник.

Судмед-экспертиза при пострадавшем пешеходе

Обычно ДТП, связанные с пешеходами, где те пострадали, длятся достаточно долго – до 1 года. Причиной тому служит факт установления вреда, причинённого их здоровью. Такая же ситуация происходит при авариях только автомобилей, просто пострадавшие в таких случаях бывают реже, потому для ДТП с наездом на пешехода это становится более актуально.

Длительность административного расследования здесь прямо коррелирует с длительным процессом констатации травм и их степени. В результате этого водителю выносится определённое наказание, если тот виновен.

Но и пешеход по ОСАГО с водителя не сможет получить возмещение до окончания судебно-медицинской экспертизы и вынесения решения об ответственности автомобилиста.