Снятие погон с пожарной охраны в году. Из огня да в полымя пожарные снимут погоны

Экономия государственного бюджета, введённая правительством РФ в 2015 году, касается фактически всех сфер экономики.

Многим бюджетным ведомствам пришлось инициировать процесс оптимизации численности своих сотрудников. Другими словами, объявить о . Но наряду с этим были работникам государственных служб.

Не удалось избежать и сокращений в Министерстве чрезвычайных ситуаций. В 2016 – 2017 годах штат российских спасателей уменьшен за счёт управленческого аппарата, кадровых, финансовых и обеспечивающих структур. В 2018 и 2019 годах массовых сокращений не предусмотрено.

Осуществляемая реорганизация не привела к ухудшению качества работы ведомства. Планы по масштабным сокращениям и реорганизации были приняты ещё в 2015 году.

Как было сказано выше, под сокращение попали:

Произошло общее уменьшение численности офицерского состава спасателей на 10% (около 2 000 человек), а пожарные потеряли до 17% сотрудников . Ещё в конце 2015 года некоторым сотрудникам, уже достигшим , были отправлены соответствующие .

Кроме того, сокращён штат надзорных подразделений и гражданский персонал (до 15%).

Основные цели сокращения

Массовая реорганизация и оптимизация численности сотрудников производится с целью освобождения части финансов и дальнейшего их направления на обеспечение реагирующих или боевых подразделений.

Также эти средства помогут обеспечить достойную социальную защиту сотрудников ведомства.

При массовых сокращениях уведомления отправляются в первую очередь сотрудникам, уже достигшим . Руководство старается сберечь ценные и опытные кадры, которые ещё могут по возрастным показателям продолжить службу и принести пользу стране. Как известно, спасатели первыми принимают участие в ликвидации различных катастроф и стихийных бедствий. И от их подготовки во многом зависит жизнь простых граждан.

Часть сотрудников будет перемещена на гражданские должности, что позволило сбалансировать финансовое обеспечение. Как известно, военные и гражданские должности этого ведомства оплачиваются из разных источников.

Что будет сделано для улучшения работы?

В планах руководителей ведомства находится объединение подразделений этой службы и Министерства обороны. Такой симбиоз будет особо эффективен при борьбе со стихиями и в ликвидации их последствий. Однако такая инициатива пока ещё не получила должной поддержки на правительственном уровне.

... 12.03.2016
Президенту Российской Федерации
Путину В.В.

От ветеранов пожарной охраны
Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Уважаемый Президент Российской Федерации!
Уважаемый Владимир Владимирович!

Обращаются к Вам ветераны пожарной охраны страны.

Основанием для обращения послужило то, что мы больше не можем видеть, как происходит постепенное и продуманное уничтожение федеральной государственной противопожарной службы России, той службы, которая создана, в первую очередь, для обеспечения сохранения жизни и здоровья граждан страны при пожарах.
Мы считаем, что конституционное право граждан на жизнь и здоровье является наиглавнейшим, и никто, в том числе и Министр МЧС России Пучков В.А., не вправе под предлогом «оптимизации пожарной охраны» этим правом пренебрегать.
Даже в сложные 1990-е годы, когда пожарным месяцами по понятным причинам не платили заработную плату, не хватало денег на ГСМ, ремонт пожарной техники, закупку боевой одежды и средств защиты органов дыхания для пожарных, пожарная охрана выстояла и не потеряла главного – своего высокопрофессионального кадрового звена.

Министр МЧС России Пучков В.А., постоянно всем СМИ раздает интервью о том, что: «…пожарная охрана России занимает лидирующее положение в мире… благодаря слаженной и профессиональной работе. … На протяжении последних лет обстановка с пожарами и их последствиями имеет устойчивую положительную динамику».
По нашему мнению, подобные заявления на фоне резонансных пожаров происшедших в последнее время звучат по меньшей мере странно, если не сказать больше…
30 января 2016г. Пожар на швейном предприятии в городе Москве. Площадь пожара превышает 1000 метров. Погибает 12 человек.

13 декабря 2015г. Пожар в психоневрологическом диспансере в Воронежской области. Погибает 23 человека.

11 марта 2015г. Пожар в ТЦ «Адмирал» в городе Казани. Здание уничтожено полностью. Погибло 17 человек.

Июль 2015г. В Республики Хакасия огнем уничтожено 40 населенных пунктов. Погиб 31 человек.

30 января 2015г. Пожар в библиотеке ИНИОН РАН. Здание полностью уничтожено огнем. Безвозвратно утерян уникальный библиотечный фонд.

26 апреля 2013г. Пожар в психоневрологической больнице в Московской области. Погибло 38 человек.

2015 год – череда пожаров в жилом секторе на которых происходит массовая гибель детей…

Этот печальный перечень, к сожалению, можно продолжать и далее. Но суть не в печальной статистике, а в ее причинах.

На наш взгляд эти причины лежат на поверхности.

Это непродуманная, ничем не обоснованная политика Министра МЧС России Пучкова В.А. по «оптимизации федеральной противопожарной службы» приведшая:
1) К фактическому уничтожению органов государственного пожарного надзора, и, как следствие, невозможности осуществления Министерством одной из основных функций – выявление и пресечение нарушений требований пожарной безопасности, профилактики пожаров.

2) Резкому снижению профессионализма должностных лиц МЧС России, занимающихся вопросами организации и тушения пожаров. И это не голословно. Любой профессионал-пожарный скажет, что если после прибытия пожарного подразделения площадь пожара со 100 кв. метров увеличивается до 1 500 кв. метров и более, то это уже просто выжигание объекта под контролем пожарных.
3) К массовому увольнению высококлассных специалистов, занимавшихся тушением пожаров, как то, заместители начальников караулов, командиры отделений, водители специальной пожарной техники, в том числе техники по спасанию с высот (50 и более метров) и т.д.

Думается, если бы названные причины не существовали, то в большинстве случаев катастрофические последствия пожаров не наступили бы.

Но к большому сожалению, никто не задумывается об устранении названных причин.
Наоборот, все то, что за последние десятилетия было создано в настоящее время планомерно разрушается и уничтожается.

Всего лишь несколько примеров:
- за 2014-2015 годы численность территориальных органов государственного пожарного надзора сокращена более чем на 20%. Далее – более. Распоряжением МЧС России от 23.12.2015г. № 47-79-3 предусмотрено сократить с 01 апреля 2016г. численность государственного пожарного надзора еще на 50%. Как это можно соотнести с реально сложившейся обстановкой с пожарами и даже с высказыванием самого В.А. Пучкова: «… одно из важнейших направлений деятельности федеральной противопожарной службы – осуществление государственного пожарного надзора…»?
- в 2014-2015 годах происходило плановое уничтожение пожарно-технических центров, учебных центров, занимавшихся подготовкой пожарных, пожарно-испытательных лабораторий, финансовых и юридических подразделений. Так, например, в Вологодской области из 9-ти пожарно-спасательных отрядов осталось всего 7, в Санкт-Петербурге закрыт учебный центр, а количество сотрудников и работников пожарно-технического центра сокращено более чем на 50%, в двое сокращено количество штатных должностей финансовых работников. Аналогичная ситуация складывается по всей России.

И это далеко не предел.

Так, в настоящее время всем сотрудникам, достигшим 45 летнего возраста, вручены уведомления о предстоящем увольнении. Хотя законодательство допускает продление сроков службы еще на 5-ть лет.

А это живые люди, большинство из которых высококлассные специалисты, посвятившие всю свою жизнь пожарной охране. Например, Андрей Витальевич Плыгун, на котором держится вся служба пожаротушения Санкт-Петербурга.
Для чего? Для сиюминутной выгоды по снижению фонда заработной платы?
Нельзя не сказать и еще об одном направлении так называемой «оптимизации».
В Министерстве принято решение о замене сотрудников на работников в подразделениях технических, кадровых, финансовых, юридических и некоторых других служб ФПС МЧС России, что означает не только снятие погон с людей, но и лишение их прав на выход на пенсию по достижении установленного срока службы, резкое снижение уровня заработной платы (с 40-30 тыс. рублей до 18-13тыс. руб.).
Это нововведение предполагается осуществить с 01 апреля 2016г.
Что за этим последует можно только предполагать.

Глубоко убеждены, что никакой оптимизацией нельзя оправдать сокращение живых людей, работающих непосредственно на «земле» и составляющих основу боеспособности подразделений ФПС МЧС России.

Мы прекрасно понимаем и осознаем трудности современного периода для Страны.
Уверены в необходимости оптимизации деятельности МЧС России в целом и ФПС МЧС России в частности.

Но оптимизация - это ни только и нисколько необдуманное сокращение численности, а прежде всего поиск и разработка оптимальной, взаимосвязанной структуры Министерства, исключающей дублирование функций не только между внутренними подразделениями, но и с исполнительными органами власти и местного самоуправления, а также выполнение задач, которые никоем образом на Министерство не возложены.

Отдельно хочется остановиться на подписанном Министром Пучковым В.А. приказе от 29.01.2016г. № 35 согласно которого Приказ МЧС России №743 от 28.12.2009г., которым программно-аппаратный комплекс «Стрелец-Мониторинг» принят на снабжение, признан утратившим силу.

Комплекс был разработан по поручениям Президента России, которые были даны в 2009 году Министерству после пожара в интернете в Республике Коми, на котором погибло 23 человека.

Комплекс, получивший высочайшую оценку от Вас и от Председателя Правительства России, был развернут в подразделениях пожарной охраны, прикрывающих порядка 90% городов и крупных населенных пунктов России. На него выведены сигналы более чем с 60 000 социально-значимых объектов. Из бюджетов различных уровней на реализацию части 7 статьи 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» затрачено 3,5 млр. рублей.

Отмечаем, что с таким трудом созданная система автоматического вызова пожарных подразделений в учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты в настоящее время стала активно разрушаться.

Но беда не только в пустую потраченных огромных финансовых средствах, а и в том, что опять уровень безопасности социально незащищенных слоев населения вернется к уровню 90-х годов, то есть он будет практически нулевым.

Уверены, что Министр Пучков В.А. принял такое решение без согласия высшего руководства Страны.

Нам не понятно, кто дал право Министру Пучкову В.А., игнорировать указы Президента России и распоряжения Правительства России, единолично брать на себя право разрушать систему, созданную для обеспечения сохранности жизни и здоровья людей при пожарах.

Невольно приходится сравнивать деятельность на посту Министра МЧС России Шойгу С.К. и Пучкова В.А. Если первый был созидатель, то второй за 4-е с небольшим года привел Министерство к утрате большинства позиций практически по всем направлениям деятельности и, как следствие, к потере авторитета. Вспомните, как была оценена нашими гражданами ситуация с замерзающими людьми на автомобильной трассе в Оренбургской области

Большинство из пожарных и спасателей заявлениям и обещаниям Пучкова В.А. уже не верят. Особенно это стало заметно после не выплат зарплат в декабре 2015г., хотя Министр утверждал, что у него все под контролем…, а также на праздновании 25-летия МЧС России, когда зал 15 минут овациями приветствовал Шойгу С.К. и молчаливо встретил Пучкова В.А.

Вот такая невеселая история.

Если Пучков В.А. всерьез заявляет:
- об «оптимизации расходования бюджетных средств», то очевидно, прежде чем такую оптимизацию проводить, необходимо провести аудит финансовой деятельности и ее анализ, и не сводить все только к сокращению штатной численности ФПС МЧС России, сводя на нет ее эффективность и боеспособность.
А, вообще то, по нашему мнению, оптимизация должна проводится на основании серьезных научных разработок.

Уверены, что по данным обращениям подписались бы сотни ветеранов пожарной охраны и тысячи действующих сотрудников МЧС России.

Ветераны пожарной охраны Санкт-Петербурга и Ленинградской области (14 подписей).

Входящий номер обращения в канцелярию Президента – от 03.03.2016г. № 2016030421263211

МЧС последним из ведомств силового блока попало под сокращения. В декабре, когда спасатели чуть не устроили бунт из-за невыплаченных зарплат, их не решились трогать.

Геннадий Гуляев/Коммерсантъ

Большую часть зарплаты за декабрь сотрудники петербургского управления МЧС начали получать в обед 14 января. Но на фоне информации о сокращениях это не было радостью.

В декабре 2015 года пожарных и спасателей «обрадовало» руководство: из-за перерасхода бюджета к Новому году они получат только по 10 тысяч рублей. А все остальное после. Комментировать ситуацию пришлось министру Пучкову, который хоть и отменил премии руководству, но исполнить обещание «войти в новый год без долгов» не смог. Источник в центральном аппарате МЧС рассказывал «Фонтанке», что проблема перерасхода финансирования была ясна еще в августе. Тогда же в Москве поняли, что могут оказаться в еще худшей ситуации в 2016 году.

С момента основания в декабре 1990 года пожарно-спасательное ведомство не испытывало проблем с выделением денег из бюджета РФ на свои нужды. Даже в кризисные 97 – 98-й количество получаемого финансирования было на одном уровне. Многие связывали это с личностью министра - Сергея Шойгу (его стаж на посту главного спасателя РФ более 22 лет). И действительно, до 2012 года перед Новым годом сотрудников в регионах радовали премиями и заботой в многофункциональных центрах здоровья, а не просьбами потерпеть.

А в декабре 2015 года и просить терпеть не стали. Было принято решение о закрытии «в рамках оптимизации» всех учебных пожарно-спасательных частей при ведомственных вузах (по стране их семь). В том числе и в Санкт-Петербурге. Однако городская учебка - не обычное подразделение, а уникальное. Ему более 100 лет, и именно из него выросло первое образовательное учреждение для огнеборцев. Сейчас ПЧ при петербургском Университете МЧС обладает уникальной материально-технической базой, которую раньше не гнушался показывать иностранным гостям глава МЧС Пучков.

12 января в вуз пришел документ из МЧС о закрытии части. Запущена процедура ликвидации уникального подразделения. Из двух десятков сотрудников учебки достигших предельного по выслуге возраста отправят на заслуженный покой, остальным предложат должности либо в университете, либо в действующих пожарных частях города. Туда же, скорее всего, будет передана тренировочная техника. Освободившиеся площади учебной части в Производственно-техническом центре на улице Фучика, 10, возможно, будут переданы под коммерческие цели.

Как сообщили «Фонтанке» в ГУ МЧС РФ по Петербургу, в ведении которого находится эта современная многофункциональная база (спорткомплекс, учебный комплекс), сейчас решается вопрос о дальнейшей судьбе объекта и его финансирования. Говорят, что за осторожной официальной формулировкой стоит понимание невозможности тратить деньги на недвижимое имущество, когда на людей не хватает. В пресс-службе подтвердили, что в конце года перед городом также поставили задачу «оптимизироваться». К весне в Москву должны быть направлены предложения о том, как и кого сократить. Единственное условие - не трогать боевые подразделения. Как говорят, их будут укрупнять по территориальному признаку. Например, есть идея объединить пожарную охрану Васильевского острова и Петроградского района. При подобных слияниях, как правило, автоматически еще и сокращаются несколько руководящих позиций.

Отметим, что окружной центр МЧС - СЗРЦ к январю 2016 года уже оптимизировался. По данным «Фонтанки», из 170 человек центрального аппарата оставалась сотня, из 18 подразделений - 10, а в центре остались только два управления. Остальные минимизировались до отделов. При этом, уверяют в структуре, под нож пошли только штабные сотрудники.

В полиции и Следственном комитете полагают, что МЧС еще повезло. МВД и СК РФ еще в 2014 году отказались от окружных управлений: первое ведомство их ликвидировало, второе – уменьшило до отделов. Но если для следствия этим все и закончилось, то полицейским в 2015 году пришлось не только довольствоваться урезанным из-за кризиса бюджетом, но и сократить 10% личного состава. Как это было в Петербурге, . Финальным аккордом стало сокращение вневедомственной охраны. В частности, управления, отвечавшего за безопасность в музеях. Шумиха, поднятая главами Эрмитажа, Третьяковки и других уважаемых организаций, привела к частичному откату на прежние по численности позиции.

Ажурным обрезанием по живому закончились и слухи о ликвидации Госнаркоконтроля . Как сообщили «Фонтанке» в петербургском управления УФСКН, численность личного состава к концу 2015 года уменьшилась на 25 %. Также были упразднены окружные управления.

А вот Федеральная служба по исполнению наказания (которая в 2015 году получила из госбюджета на 100 миллиардов больше МЧС) решила оптимизироваться совсем радикально: увольнять не сотрудников, а закрывать подведомственные учреждения. Так, в планах ФСИНа на середину 2015 года значилась ликвидация 34 и реорганизация или консервация еще нескольких десятков исправительных колоний. В общей сложности в рамках оптимизации предполагалось сократить около 100 учреждений во всей России. При этом на Петербурге и области эта инициатива пока никак не отразилась.

Сокращение численности силовых ведомств, уверен научный руководитель петербургского Института проблем правоприменения Вадим Волков , дело неплохое, но в своей идее, а не в исполнении. По мнению эксперта, оптимизация необъяснимо раздутого количества штабных сотрудников нужна не только для уменьшения личного состава, но и для уменьшения нагрузки сотрудников на земле.

«Сотрудники аппарата, оправдывая свое существование, заваливают рядовых в районах дополнительным бумагооборотом. Поэтому, по идее, сокращение - это благо. Однако исполнять его будут эти же самые штабные, и, конечно, под нож пойдут раскрывающие преступления сотрудники. А потом аппаратчики будут жаловаться, что работать некому, и требовать опять увеличить оргштатную численность. Как это было после реформирования милиции в полицию», – прогнозирует Волков.

Пока большие люди думают, как сокращать миллионами, на местах решают приземленные вопросы. Например, где взять туалетную бумагу, на которую перестают выдавать деньги. В 1998 – 2000 годах силовики с радостью принимали подарки бумагой для принтера и другой канцелярской мелочью. В начале 2010-х предложение принести картридж было воспринято как оскорбление. А в начале 2016-го в некоторые изоляторы Петербурга, как говорят, быстрее пускают адвокатов с десятком электрических лампочек, а бумага для принтера там стала валютой.

Татьяна Востроилова, «Фонтанка.ру»

Илья Денисов

Начальник ГУ МЧС России по г. Москве, генерал-майор вн. сл.

2016 года объявлен Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Годом пожарной охраны. О том, какая работа проводится на территории столичного пожарно-спасательного гарнизона, рассказал начальник Главного управления МЧС России по г. Москве Илья Денисов.

Илья Павлович, добрый день! Для начала, расскажите о пожарной охране столицы – краткий экскурс в этапы ее становления и развития? С чего все начиналось и какой она стала сейчас?

Об истории пожарной охраны Москвы можно говорить очень долго, ведь она, воистину, богата интересными событиями и любопытными фактами. 30 апреля 1649 года царем Алексеем Михайловичем был издан первый документ, который определил требования пожарной безопасности на Руси - «Наказ о Градском благочинии». До появления профессиональных пожарных тушение проводилось без использования какой-либо специальной техники - по возможности, огонь заливали водой из ведер, горящие здания рубились топорами, а бревна растаскивались крюками в разные стороны – спасти загоревшееся здание удавалось крайне редко, поэтому главная задачей огнеборцев было не допустить дальнейшего распространения огня на соседние здания. В Москве профессиональная пожарная охрана появилась 31 мая 1804 года по указу императора Александра I. Работали по 15-16 часов в сутки.Пожарные гордились своей работой, для горожан выезд пожарного обоза был ярким событием, а многие мальчишки мечтали, став старше, тоже связать свою жизнь с благородным делом. В 1918 году в Москве было образовано Управление пожарной охраны Главного управления внутренних дел Мосгорисполкома, а к 1926 году на смену конным обозам п ришли пожарные автомобили со специальными лестницами, насосами, цистернами и другими средствами тушения. В 1930-х годах в городе велось активное строительство пожарных депо, расширялась водопроводная сеть, устанавливались уличные гидранты. В годы Великой Отечественной войны пожарная охрана внесла свой неоценимый вклад в защиту города, занимаясь оперативным тушением пожаров от немецких зажигательных бомб. С 1965 года части и подразделения военизированной пожарной охраны Москвы стали комплектоваться из призванных на действительную военную службу - до этого пожарные части формировались из солдат сверхсрочной службы. К концу XX века все пожарные части города были оснащены автонасосами, автоцистернами, специальными машинами и устройствами для тушения пожаров. Ну а сегодня, уже в XXI веке, мы уверено шагаем вперед, используя в работе новые методы и подходы, оснащая части современной техникой, и используя в работе инновационные разработки.

Каковы цели проведения Года пожарной охраны, и что в рамках его проведения является для Вас первостепенным?

Гордость Московского гарнизона – это люди. Отважные, сильные, мужественные, готовые на все, ради спасения тех, кто попал в беду. Год пожарной охраны – это работа над созданием еще более сильного и эффективного пожарно-спасательного гарнизона г. Москвы. Так, благодаря профессионализму наших специалистов и их постоянному динамичному развитию, за 6 месяцев этого года нам уже удалось достичь по ряду позиций положительных результатов. У нас лучшие временные показатели оперативного реагирования, уменьшение числа погибших на пожарах на 3,5 процента и увеличение количества спасенных граждан на 25 процентов. Это очень важные и серьезные результаты – ведь сохранение человеческих жизней является нашей самой главной задачей.

Кроме этого, мы уделяем внимание развитию всех видов пожарной охраны, в том числе и добровольных. На сегодняшний день на территории столицы зарегистрировано 818 общественных объединений пожарной охраны, более 15 тысяч добровольных пожарных. В этом году к мероприятиям Главного управления привлекались около 2800 добровольцев – это и совместные обходы мест проживания престарелых граждан, и встречи с населением для проведения разъяснительной работы по вопросам пожарной безопасности. Мы привлекаем их и на оперативные события – с начала года добровольцы выезжали 388 раз, принимая участие в тушении пожаров и загораний.

- Какие мероприятия уже были проведены, и что запланировано до конца года?

Все мероприятия, которые проходят в рамках Года пожарной охраны, направлены на популяризацию профессии пожарного, сохранении памяти о тех, кто отдал свою жизнь ради спасения чужой, и, конечно же, о наших ветеранах, чьи знания опыт заслуживают уважения и почтения.

Память об огнеборцах мы увековечили в архитектурном облике столицы. В парке Сокольники прошло торжественное открытие сквера Московских огнеборцев, в Новомосковском округе столицы одна из улиц была названа улицей «Спасателей», а на жилом доме в Восточном округе появилось памятное граффити, посвященное Герою Российской Федерации Евгению Чернышеву «Горжусь тем, что я - пожарный».

Активная работа ведется с подрастающим поколением. В мае 2016 года прошел конкурс на лучший детский рисунок «Мой папа пожарный», а 1 июня приняли участие в Первом Московском фестивале детского здоровья и безопасности и акции «Стань Первым», прошедшей на территории Московского Дворца пионеров ГПБОУ «Воробьевы горы».

Еще одно направление, которому мы уделяем внимание – спортивная подготовка личного состава. По долгу службы пожарные всегда должны быть в хорошей физической форме. Именно поэтому спорту в пожарно-спасательном гарнизоне столицы уделяется большое внимание. В этом году наши спортсмены достойно боролись на Чемпионате Москвы по пожарно-спасательному спорту, Всероссийских соревнованиях по пожарно-спасательному спорту среди образовательных организаций высшего образования МЧС России, V Чемпионате города Москвы по пожарно-спасательному спорту среди представителей добровольной пожарной команды. Совершенствуют свои навыки не только спортсмены, но и сотрудники подразделений – уже состоялись конкурсы «Лучший пожарный», «Лучший начальник караула», «Лучшее звено газодымозащитной службы», «Лучший диспетчер».

В Московском метрополитене продолжил курсировать именной поезд «МЧС России». Совместно с общественной организацией «Безопасный горд» и Московский городской думой среди студенчества и молодежи был проведен конкурс на лучший слоган, баннер и фотографию-селфи в именном поезде «Жизнь во имя спасения».

Был проведен и ряд культурно-массовых мероприятий. День пожарной охраны России, День пожарной охраны Москвы - на территории Парка Горького и в Измайловском парке прошли плац-концерты оркестра Главного управления МЧС России по г. Москве, демонстрация возможностей пожарно-спасательной техники, а также интерактивные площадки, где каждый мог поближе познакомиться с работой пожарных и спасателей. Подобные мероприятия очень популярны у жителей нашего города – мы всегда прилагаем усилия, чтобы каждый житель нашего города чувствовал себя комфортно, получил новые знания и ушел обязательно с хорошим настроением и приобретёнными навыками безопасности жизнедеятельности.

- Какие результаты ожидаются в ходе проведения Года пожарной охраны

Мы уверены, что комплексный системный подход по развитию всех видов пожарной охраны позволит повысить эффективность системы реагирования на ЧС, пожары и другие происшествия. Позволит повысить оперативность оказания помощи и поддержки каждому человеку, который оказался в беде или непростой жизненной ситуации, угрожающей его безопасности.

Мы надеемся, что благодаря Году пожарной охраны, мы сможем поднять уровень знаний населения о правилах пожарной безопасности до новых высот, а также познакомить еще больше людей с героической, мужественной и благородной профессией пожарного.

Александра Калинберг

Пресс-служба ГУ МЧС России по г. Москве

Государственную противопожарную службу (ГПС) ждет глобальное реформирование. По данным "Известий", пожарных планируется разделить на федеральных и муниципальных. Первые останутся в составе Министерства по чрезвычайным ситуациям. В их обязанности будут входить осуществление противопожарного надзора и тушение особо важных объектов. Муниципальные же пожарные займутся тушением всех остальных пожаров. Предстоящая реформа уже спровоцировала отток кадровых пожарных. Огнеборцы боятся, что реформа лишит их прежних льгот и зарплат.

О предстоящем реформировании в Государственной противопожарной службы, входящей в состав МЧС, говорят уже давно. Однако до сих пор даже самим пожарным неизвестно, какой характер будут иметь грядущие преобразования. Наибольшие опасения у рядовых борцов с пожарами вызывает возможное выведение ГПС из состава Министерства по чрезвычайным ситуациям с последующей "гражданизацией". В первую очередь это волнует пожарных в погонах, которых в ГПС около 155 тысяч из 280 тысяч. Лишение статуса, приравненного к статусу военнослужащих, для них означает потерю всех льгот - возможности рано выйти на пенсию, получить квартиру, бесплатно ездить на общественном транспорте. Кроме того, военные получают дополнительные выплаты за выслугу лет, повышенные пенсии, пайковые. Им предоставляются ведомственное медобслуживание и санаторно-курортное лечение. Средняя прибавка к зарплате пожарного, которая полагается после принятия присяги и получения звания и погон, составляет 2,5 тысячи рублей. В условиях, когда рядовой пожарный в погонах зарабатывает меньше 6 тысяч рублей, прибавка получается весьма значительной.

Наши сотрудники под давлением слухов о предстоящем реформировании пребывают не в лучшем настроении, - говорит начальник ГПС по Саратовской области Валерий Сараев. Они постоянно проходят переаттестацию, имеют погоны, соответственно и льготы военнослужащих. С передачей функций пожаротушения на места все эти преимущества будут сняты. Будет продлен и срок службы пожарных до выхода на пенсию. Мы боимся утечки кадров.

У нас уже начался массовый отток квалифицированных сотрудников, - сокрушается первый заместитель главы МЧС Московской области Алексей Сайко. - Сегодня некомплект составляет 1470 человек. Работа пожарного опасная и ответственная. И пусть зарплаты невысокие, но у людей пока есть хоть какая-то социальная защищенность.

В преддверии скорых лесных и торфяных пожаров возможный отток кадров из ГПС весьма обеспокоил администрации российских регионов. Московская областная дума даже направила специальное письмо Владимиру Путину, в котором попросила уделить особое внимание реформе ГПС.

Владимир Владимирович в прошлом году уже лично звонил Громову (губернатор Московской области. - "Известия") с требованием навести порядок с тушением торфяных пожаров в Подмосковье, - заявил спикер Мособлдумы Валерий Аксаков. - А если сейчас пойдет дым - кто будет ликвидировать возгорание при таком некомплекте?

Однако в МЧС утверждают, что опасения пожарных и депутатов оказались преждевременными.

Погоны и льготы никто не потеряет, - заявил "Известиям" заместитель главы МЧС России Евгений Серебренников. - Министерство действительно прорабатывает проект реорганизации противопожарной службы. Главная идея заключается в разделении функций и полномочий в сфере обеспечения пожарной безопасности между федеральным центром и субъектами федерации. На федеральную группировку, остающуюся в составе МЧС и имеющую федеральное финансирование, будут возложены функции Госпожнадзора и задача обеспечения пожарной безопасности на особо важных, пожароопасных объектах и объектах федерального значения, а также в чрезвычайных ситуациях. Эта служба останется военизированной, и в нее, по планам министерства, должны быть переведены все пожарные, которые сейчас носят погоны. Региональные же подразделения противопожарной службы с гражданским персоналом будут подчинены администрациям субъектов федерации и содержаться за их счет. Они будут обеспечивать противопожарную безопасность в населенных пунктах - тушить несложные пожары. Фактически реформа должна легализовать существующее сейчас положение, когда противопожарная служба наполовину финансируется из местных бюджетов и комплектуется гражданскими специалистами.

По этому проекту разделение противопожарной службы на федеральную и муниципальную должно начаться с января 2005 года и завершиться в 2009 году. Согласно еще не одобренным предложениям МЧС, реформа должна пройти в два этапа. С начала 2005 года МЧС должно принять в свои штаты 126 тысяч штатных единиц, которые пока финансируются из местных бюджетов и предприятий. Весь следующий год планируется отдать регионам на формирование собственных пожарных служб. Естественно, что подготовку сотрудников и их аттестацию будут проводить в МЧС. Нынешнее законодательство обязывает набрать 220 тысяч муниципальных пожарных - из расчета один пожарный на 650 человек. Однако специалисты говорят о необходимости перехода к другому нормативу - времени прибытия пожарной команды. В Европе этот показатель составляет около 10 минут в городе и 15 минут в сельской местности. Авторы реформы планируют использовать в России и другой опыт европейцев - создание частных пожарных компаний. Предполагается, что регионы будут вольны в своем выборе - создавать собственные команды или нанимать "частников". Главное - чтобы уровень подготовки пожарных-муниципалов был высоким и соблюдались общегосударственные нормативы.

По мере создания муниципальных пожарных служб численность федеральной будет сокращаться, и к 2009 году она составит 80-100 тысяч служащих.

Революций не будет, - заявил "Известиям" Евгений Серебренников. - Сокращение федеральной группировки будет осуществлено естественным образом - по мере ухода сотрудников на пенсию.

Согласно проекту реформы, оставшиеся в составе МЧС пожарные будут нести противопожарную охрану объектов ВПК, энергетики, предприятий федерального значения, а также объектов федерального культурного значения - всего около 1100-1200 объектов, на которых будут созданы пожарные части. Сейчас таких объектов около 2000, но противопожарная безопасность на них находится в плачевном состоянии. Передача их под юрисдикцию федералов должна исправить ситуацию. За федеральной противопожарной службой сохранятся функции Госпожнадзора, то есть контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами правил противопожарной безопасности, закрепленных законом. У МЧС останется и телефон "01", операторы которого будут координировать работу всех экстренных служб независимо от принадлежности. Федеральная противопожарная служба будет бороться с огнем при чрезвычайных ситуациях, а также обеспечивать безопасность во время массовых мероприятий государственного масштаба. По мнению руководства МЧС, подобное разделение позволит разгрузить федеральный центр и повысить ответственность местных властей. "Известиям" между тем удалось найти регион, где пожарные команды фактически уже находятся на содержании местных властей. Вот как это выглядит на практике уже сейчас.

За последний год в нашей станице подчистую сгорели три усадьбы, - рассказывает замглавы администрации станицы Григорополисской Ставропольского края Олег Диденко. - Пока пожарные приехали за 35 верст из райцентра, тушить уже было нечего, дома догорали.

Официально считается, что в Григорополисском сельсовете с его десятитысячным населением есть своя пожарная служба, оснащенная машиной и экипажем из двух человек. Она и должна за 10 минут доезжать до любого ближайшего пламени. Но это подразделение еще с советских времен находится на балансе местного сельхозпредприятия "Россия", которое теперь использует технику прежде всего для собственных нужд: летом пожарные дежурят на хлебных полях во время уборки, зимой выезжают на фермы или возят воду на объекты. Словом, выполняют задания своего председателя, который им платит деньги. В прошлом году руководитель "России" Сергей Пьянов предложил сельсовету: хотите, чтоб "пожарка" постоянно дежурила в станице, - вносите свою долю: 150 тысяч рублей в год. Но в тощем сельском бюджете таких денег не нашлось.