Статьи по административному праву. Магистерские диссертации, дипломные, курсовые работы по административному праву

Аннотация: В предлагаемой статье рассмотрены вопросы использования административных регламентов в механизме нормативного правового регулирования организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Отдельное внимание в работе уделяется анализу сущности административных регламентов. Автор приходит к выводу о том, что нормативная регламентация общественных отношений, урегулированных административными регламентами, нуждается в дальнейшем совершенствовании.




Аннотация: В статье рассматриваются основные подходы к определению юридических категорий «ад- министративный процесс», «административная юрисдикция», «административная юстиция», анали- зируются причины отсутствия единого понимания данных терминов среди представителей научного сообщества. В результате анализа научной полемики как в ее ретроспективе, так и в современных реалиях автор отмечает отсутствие тенденций к гармонизации данного понятия и приходит к выво- ду, что основной причиной, которая затрудняет выработку единой концепции понимания института административного процесса, является различие в правовой природе административной юстиции и производстве по делам об административных правонарушениях. С учетом положений доктрины адми- нистративной юстиции, разработанной в западноевропейских странах, а также положений концепции «criminal matter», сформулированной Европейским Судом по правам человека, автор приходит к выводу, что доказывание по делам об административных правонарушениях должно базироваться на ключевых принципах уголовного судопроизводства; в противном же случае правовая система государства не мо- жет считаться соответствующей требованиям международно-правовых стандартов.




Аннотация: В статье рассматриваются вопросы использования электронных документов в качестве доказательств по делам об административных правонарушениях в области антимонопольного зако- нодательства. Освещаются способы получения и легализации электронных доказательств должност- ными лицами антимонопольных органов. Проводится сравнение правовых оснований для использования электронной переписки в качестве доказательства в гражданском процессе, арбитражном процессе и производстве по делам об административных правонарушениях. Затрагиваются проблемы отсут- ствия нормативного закрепления в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкурен- ции» понятия доказательств, а также их источников. На основе анализа судебной практики автор при- ходит к выводу, что применительно к делам об административных правонарушениях в области анти- монопольного законодательства РФ действует презумпция принадлежности электронных сообщений лицу, указанному в качестве их адресата, до тех пор пока не доказано иное.




Аннотация: При применении отдельных мер обеспечения производства по делам об административ- ных правонарушениях должностными лицами подразделений пограничного контроля на практике воз- никают некоторые проблемные вопросы, требующие разрешения. Проведенное исследование позво- ляет выделить такие насущные проблемы, как имеющиеся в законодательстве коллизии и правовые неопределенности, в частности существующие противоречия между нормами административного за- конодательства, регулирующими сроки применения административного задержания. Недостаточно полным, по мнению автора статьи и других ученых, является и перечень субъектов, уполномоченных применять такую меру обеспечения производства, как доставление. Помимо этого требуют более де- тального урегулирования вопросы, связанные с порядком его применения. Для устранения обозначенных проблем автором предлагаются возможные пути совершенствования правового регулирования адми- нистративного производства в области защиты государственной границы РФ.12




Аннотация: В статье анализируются подходы к пониманию подведомственности дел об администра- тивных правонарушениях, указанных в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, производство по которым осуществля- лось в форме административного расследования. Обсуждается, является ли она альтернативной или исключительно судебной подведомственностью районного суда, вносятся предложения по формиро- ванию единой правоприменительной практики. Автор придерживается подхода, что дела об админи- стративных правонарушениях, названных в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, производство по которым проводи- лось в форме административного расследования, подлежат рассмотрению судьями лишь в том случае, когда административный орган или должностное лицо передают дело на рассмотрение судье.




Аннотация: В статье рассматриваются разнообразные подходы к определению понятий «контроля» и «надзора» и различия между ними. Автор исследует цели государственного контроля и сравнивает внеш- ний и внутренний контроль. Анализируются правовые аспекты соотношения терминов «контроль» и «надзор». Автор приходит к выводу о том, что разделение понятий «контроль» и «надзор» лишено прак- тического смысла, и термин «надзор» следует рассматривать в качестве традиционного наименования определенных разновидностей контроля.




Аннотация: В настоящей статье отражаются вопросы осуществления административного надзора в Российской Федерации и Испании; дан краткий анализ понятий «контроль», «надзор»; изучены «инспек- ционные действия», проводимые в Испании в рамках государственного надзора, выявлены общие черты административного надзора в России и Испании.




Аннотация: Автор статьи исследует тенденцию развития административно-правового регулирования деятельности иностранных коммерческих организаций на территории российского государства с конца XIX в. до настоящего времени. Автором выявлены формы и методы административного управления, применя- емые в отношении деятельности иностранных коммерческих организаций и составляющие основу их адми- нистративно-правового режима. На основании проведенного анализа обширного ряда нормативных право- вых актов, как действующих, так и утративших силу, с применение исторического и логического методов, автором представлена оригинальная периодизация становления и развития административно-правового регулирования деятельности иностранных коммерческих организаций в российском государстве. В рамках представленной периодизации автор выделяет шесть этапов, объединенных в три периода - имперский, советский и современный. Автором выявлена взаимосвязь между тенденцией изменения административ- ных форм и методов управления деятельностью иностранных коммерческих организаций и реализуемой го- сударственной политикой привлечения иностранных инвестиций в экономику государства.




Аннотация: Музейная деятельность, как и любая значимая сфера жизни общества, требует законода- тельного урегулирования. Нуждается в нормативном определении и понятийный аппарат. Единствен- ный Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации», посвященный регулированию деятельности музейного фонда и музеев в РФ, дает определения наиболее необходимым и важным для осуществления музейной деятельности терминам: музейный предмет, му- зейный фонд, музей, музейная коллекция, культурные ценности. В статье сравниваются нормативные и научные определения базовых понятий в сфере музейной деятельности. При их рассмотрении выясняется, что то, что сами музейные работники считают самым главным в существовании музея, законодатель не учел. Закон не соответствует научному подходу, сформированному учеными-музееведами и непосред- ственными участниками музейной деятельности, что влечет за собой то, что большинство статей Закона является исключительно декларативным и нежизнеспособным. При этом отсутствуют те опре- деления и нормы, которые исключительно важно урегулировать на законодательном уровне.




Аннотация: Общественный контроль в сфере государственных и муниципальных услуг служит реше- нию многих задач, затрагивающих как вопросы обеспечения прав и свобод граждан, так и вопросы эф- фективности деятельности государственного аппарата. Автор предлагает дифференцировать пред- мет, объем и степень общественного контроля в сфере предоставления услуг населению, обращает внимание на понятийную противоречивость и разобщенность законодательства. Важным моментом оценки предоставляемых услуг населению является то, насколько эти услуги способствуют реализации одноименных основных прав и свобод граждан. Универсальной формой общественного контроля, охватывающего как правотворческий, так и реализа- ционный аспекты осуществления государственной деятельности в сфере услуг, является обществен- ный мониторинг. В статье предлагается разбить на соответствующие сектора в зависимости от профиля решаемой задачи материал, получаемый в результате такого мониторинга. Значение субъек- тов общественного контроля в сфере публичных услуг определяется автором с учетом таких при- знаков, как форма деятельности, компетенция, независимость. Обращается внимание на сложности идентификации деятельности по предоставлению услуг в системе иных действий публичных органов власти по предоставлению гражданам социальных благ в сферах здравоохранения, образования и др. Материал статьи содержит современные данные из докладов (отчетов) Общественной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В статье высказываются собственные выводы и предложения автора по совершенствованию законодательства, связанного с осуществлением общественного контроля в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг населению.




Аннотация: В данной статье научный анализ по теоретическим и практическим вопросам публич- но-правовых и частноправовых особенностей государственных служебных отношений охватывает следующие направления. Осуществляемое в современной Азербайджанской Республике строитель- ство правового государства, являясь многогранным и сложным процессом, характеризуется ком- плексной системой. Одной из составных частей этой системы и является институт государствен- ной службы. Государственная служба является одним из основных средств обеспечения реа лизации государственной власти и государственного управления. Современная государственная служба ха- рактеризуется социаль ными, политическими и правовыми аспектами. Наличие различных элемен- тов правовых аспектов в системе государственной службы привлекает особое внимание. С этой точки зрения государственная служба как правовая категория содержит систему комплексных от- ношений. В то же время следует отметить, что право государственной службы в Азербайджан- ской Республике как самостоятельная отрасль права находится на стадии формирования. Усовершенствование правовой базы, регулирующей деятельность государственных служащих, и вопрос принятия новых правовых актов являются одной из актуальных проблем, требующих раз- решения. Воп рос отнесения норм, регулирующих деятельность государственных служащих в сфе- ре публично-правовых или частноправовых отношений, представляет большой научный интерес. В целом этот вопрос имеет большое значение в определении правового статуса государственных служащих. Нормы различных отраслей права, соединившись, создали систему правовых отношений государственной службы. Правовые отношения, возникающие внутри этой системы, характеризу- ются сложными внутренними компонентами. Одной из актуальных проблем в системе правовых отношений государственной службы, требующих научного анализа, является именно определение публично-правовых и частноправовых особенностей этих отношений.




Аннотация: В статье рассматривается запрет, установленный действующим законодательством для государственных и муниципальных служащих, на публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения выше- стоящего государственного органа, если это не входит в их должностные обязанности. Автор рас- сматривает практику применения данной нормы и приходит к выводу, что этот запрет не соот- ветствует ни цели организации и функционирования государственной и муниципальной службы, ни принципам правового государства в целом.




Аннотация: Статья посвящена исследованию правовых последствий общественного контроля за дея- тельностью органов государственной власти. Отмечается создание в России ряда возможностей для выявления государством настроений и желаний общества, определения вопросов, требующих по- вышенного внимания государственной власти. Анализируются проблемы реализации предложений, содержащихся в итоговых документах, выдвижения общественной инициативы и оспаривания нор- мативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти как результатов общественного контроля. На основе изучения нормативных правовых актов Российской Федерации и правовых актов субъектов Российской Федерации автор приходит к выводу о наличии противоречий в декларированных и реальных возможностях донесения результатов общественного контроля до органов государственной власти. В то же время отмечается активная самостоятель- ная деятельность граждан по приданию значимости результатам общественного контроля путем публикации информации о них в средствах массовой информации и сети Интернет. Автор обраща- ет внимание на необходимость совершенствования правового регулирования внедрения результатов общественного контроля в деятельность органов государственной власти и предлагает ряд мер в этой сфере.




Аннотация: Наибольшую значимость в реализации основных положений института администра- тивной ответственности имеют принципы. Проблема понятия и системы принципов администра- тивной ответственности широко исследована, но трактовка этого понятия до сих пор не явля- ется однозначной. На сегодняшний день практика установления принципов административной от- ветственности должна основываться на нормах не только национального права, но и законода- тельства зарубежных стран. В статье на основании критического анализа современного состояния административно-деликтного законодательства Российской Федерации и некоторых иностранных государств обосновываются предложения, направленные на совершенствование правового регули- рования административной ответственности в нашей стране. Полного единства и унификации принципов установления административной ответственности в законодательстве зарубежных стран и в нашей стране нет. Это объясняется тем, что в систему названных принципов включа- ют принципы, на которые должен ориентироваться законодатель, принимая административно- деликтные нормы, и принципы применения мер административной ответственности, а также ад- министративно-юрисдикционные принципы (принципы производства по делам об административных правонарушениях). Автор предлагает разграничить данные принципы, выделить и обосновать не- обходимость законодательного закрепления принципов установления административной ответ- ственности в Российской Федерации.




Аннотация: В статье рассмотрены проблемы, возникающие в деятельности полиции, по применению доставления, административного задержания, медицинского освидетельствования на состояние опьянения и привода как мер обеспечения производства по делам об административных правонару- шениях. Сделан вывод о необходимости установления предельного срока нахождения доставленного гражданина в помещении органа внутренних дел, если административное задержание не применя- лось. Дана критическая оценка отсутствию нормативно установленных оснований административ- ного задержания. Названы виды административных правонарушений, за совершение которых лицо должно подлежать направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствии со статьей 27.12.1 КоАП РФ. Сформулировано понятие привода и обоснована необхо- димость закрепления в главе 27 КоАП РФ новой меры обеспечения в виде обязательства о явке.




Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией обязанности работо- дателей информировать о приеме на работу (заключении гражданско-правового договора) быв- ших государственных и муниципальных служащих, занимавших коррупционно опасные должности, их представителей нанимателя. Отмечаются проблемы, связанные с тем, что рассматриваемая обязанность возложена законодателем лишь на нового работодателя, но не на самого бывшего служащего; установлена чрезмерно высокая сумма указанного гражданско-правового договора; обя- занность информирования возникает в случае принятия бывших служащих на работу в органы местного самоуправления.




Аннотация: Проблема обеспечения законности в различных сферах жизнедеятельности общества остается по-прежнему насущной. Особенно остро она проявляется в сфере исполнения уголовных наказаний. В целях обеспечения законности в указанной области государством и обществом осу- ществляется контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказа- ния. Исходя из обзора обращений граждан, опубликованных на официальном сайте Федеральной служ- бы исполнения наказаний, о нарушении законности сотрудниками уголовно-исполнительной систе- мы можно сделать вывод о том, что государственный контроль в рассматриваемой сфере мало- эффективен, поскольку субъектам такого контроля сложно контролировать самих себя. В связи с этим автор уделяет особое внимание характеристике контроля Уполномоченного по правам чело- века в РФ и общественного контроля в сфере исполнения наказаний, так как указанные виды конт- роля призваны сбалансировать государственный контроль и обеспечить его объективность. В ста- тье приведены примеры деятельности Уполномоченного по правам человека и общественной наб- людательной комиссии в Саратовской области.

Аннотация: В статье дана характеристика допустимости в качестве правового свойства доказа- тельства по делам об административных правонарушениях, сформулированы ее критерии и функции. На основе нормативных положений Общей части КоАП РФ, разъяснений высших судебных инстанций, судебной практики по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды обосновывается вывод о необходимости категоризации нарушений закона, допускаемых в ходе производства по делам об административных правонарушениях, определены основания для признания их существенности, влекущие утрату доказательствами юридической силы. Проведенное исследо- вание позволяет сделать вывод о том, что констатация недопустимости доказательства связана с определением качества допущенных нарушений закона с точки зрения их существенности, ставящей под сомнение полученные данные, грубого нарушения положений КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо иных участников судопроизводства. Автором сформулированы предложения дополнить КоАП РФ правовы- ми нормами, регламентирующими процедуру признания доказательств недопустимыми.




В этом разделе приведена действующая редакция главы 12 кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях". Именно в этой главе КоАП содержится описание всех административных штрафов и других наказаний, которые могут быть наложены на водителя за нарушение требований .

Подробную информацию о последних изменениях штрафов ГИБДД Вы можете получить в статьях " " и " ". Эти штрафы действуют с 2017 года.

Список штрафов в форме, предназначенной для печати, Вы можете найти на странице " ".

Кодекс об административных правонарушениях подвергается обновлениям очень часто. Иногда в течение месяца в него вносятся десятки изменений. Что касается главы 12, содержащей информацию о штрафах, то она обновляется 5-7 раз в год.

Статья 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака "Инвалид" Статья 12.31. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб

Юридическая наука. 2016. № 3

НАУЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ОБЗОР НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО КРУГЛОГО СТОЛА «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА» (г. РЯЗАНЬ, 22 АПРЕЛЯ 2016 г.)

Аннотация. В обзоре представлены тезисы выступления участников научно-практического круглого стола «Актуальные проблемы административного права и процесса», прошедшего на базе Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина 22 апреля 2016 г.

Annotation. Review 1 represents the highlights of reports authored by the participants of research and practice round table discussion themed "Topical Problems of Administrative Law and Process " that was held on the base of Ryazan state university on April 22, 2016.

Ключевые слова: административно-правовые отношения, система административного права, административная ответственность, административное правонарушение.

Keywords: administrative legal relationship, system of administrative law, administrative liability, administrative offense.

На базе кафедры финансового, административного права и основ правоведения юридического факультета Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина состоялось межрегиональное научное мероприятие в формате круглого стола по актуальным вопросам административного права и административного процесса.

Достаточно широко очерченный предмет для научных дискуссий в такой важнейшей отрасли публичного права, как административное право, позволил обсудить актуальные вопросы государственного управления, соотношение научных терминов и методологические подходы к пониманию категорий «государственное управление» и «исполнительная власть», концептуальные и прикладные вопросы административной ответственности в связи с разработкой проектов кодексов об административной ответственности и кодифицированного акта, сохранившего традиционное наименование - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, проблемы противодействия коррупции в различных областях государственной деятельности, эффективность правовых средств борьбы с этим злом, а также существующие методики антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, ряд других вопросов, требующих научного осмысления и поиска путей их решения.

Тезисы докладов участников круглого стола

В.А. Юсупов

О системе административного права

Развитие российского законодательства в последние десятилетия, начиная с 90-х гг. ХХ в. и заканчивая текущим 2016 г., можно охарактеризовать как процесс медленного, порой противоречивого и бессистемного принятия отдельных законов или кодифицированных актов. Специалисты в области общей теории права уже обратили внимание на бессистемность и внутреннюю противоречивость нынешнего состояния законодательства и даже заметили, что появляется вопрос о неприменимости к нему такой категории, как «система»1.

Для того чтобы понять сущность системы законодательства, дать ей научную характеристику, нужно соотнести ее с системой права. Для административного законодательства это означает, что его система должна отражать характер и особенности административного права как совокупности административно-правовых отношений. Между тем, вопрос о системе административного права до сих пор

1 Общая теория государства и права. Академический курс. М., 2007. Т. 2. С. 592.

Научные мероприятия

до конца не исследован и требует пристального к нему внимания.

Как известно, любые нормы права объединяются друг с другом по предметно-функциональному признаку. Именно на этой основе образуются правовые институты и подотрасли права. Что касается административного права, то оно в системе отраслей права представляет особый, довольно большой массив, который с полным основанием можно назвать мегаотраслью права.

Структура системы административного права складывается из трех групп правоотношений.

Первая группа объединяет административно-правовые отношения в сфере государственного управления хозяйственно-экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни российского общества. Характерной особенностью этих правоотношений является то, что они, реализуя управленческую волю государства, являются средством организации планирования, обеспечения управляемых объектов финансовыми средствами. Они координируют работу нижестоящих исполнительно-распорядительных органов, предприятий, организаций и учреждений. Наконец, в процессе реализации управленческих административно-правовых отношений обеспечивается контроль и надзор как особые функции государственного управления. Эти отношения формируют подотрасль административного права - административно-управленческое право.

Другая группа административно-правовых отношений возникает в ходе разрешения конфликтов в сфере государственного управления в процессе обеспечения органами государственного управления общественного порядка, общественной безопасности. Эти отношения возникают на основе деликтов. Деликт в административном праве можно определить как умышленное виновное действие (бездействие), совершенное субъектом административного правоотношения, нарушающего нормы административного права и влекущее за собой административную ответственность. Административный деликт представляет собой сложную систему связей между органами государственного управления (или его законным и полномочным представителем) и управляемыми субъектами. Один из них - управляющий - своим поведением осуществляет управленческую волю государства, а другой (его в литературе называют административным де-

ликвентом) своими действиями или бездействиями противоречит осуществлению этой воли. Между ними возникают информационные, организационные или правоприменительные связи, которые регулируют поведение сторон. Нормы административного права регулируют эти связи, формируют особую группу административных правоотношений - административно-деликтные правоотношения. Административно-деликтные правоотношения, хотя и примыкают к административно-управленчес-ким правоотношениям, но по своей сущности отличаются от них своим негативным, коллизионным характером. Именно этот коллизионный характер проводит линию разграничения и в то же время соприкосновения двух подотраслей административного права: административно-управленческого и административно-деликтного.

Административно-управленческое право объединяет следующие институты:

Институт административно-правового регулирования прогнозной деятельности;

Институт административно-правового регулирования государственного планирования, формирования и исполнения государственного бюджета;

Институт административно-правового обеспечения принятия государственно-управленческих решений;

Институт административно-правового обеспечения координации работы органов государственного управления;

Институт административно-правового регулирования процесса создания управленческих структур, а также их реформирования;

Институт административно-правового регулирования контроля и надзора в государственном управлении.

Предметом же административно-деликт-ного права, как убедительно показал А.В. Ки-рин, являются:

Институт административных правонарушений (деликтов);

Институт административной ответственности (административных наказаний);

Институт административной юрисдикции;

Институт производства по делам об административных правонарушениях;

Институт исполнения решений по делам об административных правонарушениях2.

2 Кирин А.В. Административно-деликтное право. Административное право. М., 2015. Т. 6. С. 126.