Статья 39 тк рф с комментариями. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

1. Статья 39 ТК РФ гласит, что лицами, участвующими в коллективных переговорах, считаются:

  • уполномоченные работодателем (объединением работодателей, иными представителями работодателей) для участия в работе соответствующей комиссии должностные лица;
  • работники (члены профсоюзных органов), направленные в соответствующую комиссию по решению профсоюза, объединения профсоюзов, первичной профсоюзной организации, иного представителя работников;
  • эксперты, специалисты, посредники, принимающие участие в коллективных переговорах по приглашению обеих или одной из сторон.

2. Ст 39 ТК РФ содержит список лиц, участвующих в коллективных переговорах, в т.ч. эксперты, специалисты и посредники, которые пользуются следующими гарантиями:

  1. на время переговоров, но на срок не более 3 месяцев, они освобождаются от основной работы;
  2. на этот период сохраняется средний заработок;
  3. компенсируются затраты, связанные с участием в переговорах.

При этом важно учитывать, что вопрос о сохранении средней заработной платы на период участия в коллективных переговорах специалистам, экспертам и посредникам решается по соглашению между ними и приглашающей стороной.

3. Норма ч. 1 ст 39 ТК РФ предусматривает сохранение места работы и среднего заработка на период не более 3 месяцев, т.е. предполагается, что коллективные переговоры должны быть проведены в этот срок и завершены подписанием коллективного договора или соглашения. Однако надо учитывать возможность более длительного проведения коллективных переговоров при разработке и заключении коллективного договора (см. коммент. к ст. 40) или соглашения (см. коммент. к ст. 47). Очевидно, в этом случае срок предоставления гарантий может быть продлен по соглашению сторон.

4. Компенсация затрат, связанных с участием в коллективных переговорах, производится по соглашению сторон, поскольку законодательством не предусмотрены размеры и порядок такой компенсации. На практике затраты считаются необходимыми, если коллективные переговоры проводятся в другом населенном пункте. Например, для участия в заключении областного отраслевого соглашения представители территориального объединения профсоюзов должны приехать в областной центр. В указанном случае допустимо использование аналогии, например, с командировкой. Очевидно, размер компенсации затрат, связанных с участием в коллективных переговорах, не может быть меньше норм возмещения расходов работников, направляемых в командировку.

5. Услуги экспертов, специалистов, посредников, которые оказывают сторонам содействие в согласовании условий и подготовке проекта коллективного договора, соглашения, оплачивают представители той стороны, которая пригласила их для участия в коллективных переговорах. По соглашению сторон, отраженному в коллективно-договорном акте, оплата подобных услуг может быть возложена на работодателя (объединение работодателей, иного представителя работодателей).

6. Для представителей работников установлены дополнительные гарантии.

В период ведения коллективных переговоров для них устанавливается особый режим привлечения к дисциплинарной ответственности, изменения и расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Помимо соблюдения общего порядка указанные действия необходимо согласовать с тем представительным органом работников, который уполномочил их на участие в коллективных переговорах. Профсоюз (совет трудового коллектива, иной орган) должен дать предварительное согласие на применение дисциплинарного взыскания (кроме увольнения), перевод на другую работу (в т.ч. и временный), увольнение работника по инициативе работодателя, за исключением увольнения за виновное поведение (п. п. 5 - 8, 11 ч. 1 ст. 81 ТК).

7. Норма ч. 3 статьи 39 ТК РФ не предусматривает необходимость обосновать отказ в даче согласия на увольнение представителя работников. Однако надо учитывать общее правило, согласно которому мнение профсоюзного органа (а равно иного представителя работников) должно быть мотивированным (см. коммент. к ст. 82). Кроме того, необходимо учитывать Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. N 3-П (СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 745), установившее, что лишение работодателя возможности применить дисциплинарное взыскание к нарушителям трудовой дисциплины нарушает закрепленные в Конституции РФ принципы равенства прав граждан (ч. 1 и ч. 2 ст. 19), представляет собой несоразмерное ограничение прав работодателя как стороны в трудовом договоре и в то же время субъекта экономической деятельности (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 37, ч. ч. 1, 2 ст. 38), нарушает свободу экономической (предпринимательской) деятельности, право собственности, искажает существо принципа свободы труда и в силу этого противоречит предписаниям ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 35, ч. 1 ст. 37, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Следовательно, сам факт наложения дисциплинарного взыскания без предварительного согласия органа, уполномочившего работников на участие в коллективных переговорах, не может служить основанием для признания такого взыскания незаконным и вынесения решения о его отмене.

Процедура заключения коллективного договора четко регламентирована трудовым законодательством. Одним из обязательных моментов в этой процедуре является проведение переговоров между сторонами коллективного договора — представителями работников и работодателя. Эта процедура также регламентирована Трудовым кодексом. Кто может представлять интересы работников на переговорах по заключению или изменению коллективного договора? В какие сроки они должны быть проведены? Как быть, если согласие между сторонами не достигнуто? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответы, прочитав данную статью.

Социальное партнерство в сфере труда — это система отношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Статья 27 ТК РФ гласит, что такое партнерство может осуществляться в форме коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Обратите внимание! Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК РФ).

Трудовым кодексом понятие коллективных переговоров не определено, зато в Конвенции МОТ 1981 года N 154 «О содействии коллективным переговорам» термин «коллективные переговоры» означает все переговоры, которые проводятся между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся — с другой, в целях:

— определения условий труда и занятости;

— регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися;

— регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.

Представители работников при проведении коллективных переговоров

На основании ст. 36 ТК РФ представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Давайте разберемся, кто же может выступать от имени работников. Статьей 29 ТК РФ установлено, что представителями работников в социальном партнерстве могут быть:

— профессиональные союзы и их объединения;

— иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;

— иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Если коллективные переговоры проводятся с целью заключения или изменения соглашения, разрешения коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществления контроля за их выполнением, а также для формирования и осуществления деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, интересы работников будут представлять соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов и объединения территориальных организаций профсоюзов.

А вот при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением интересы работников представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

К сведению. Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, которые связаны общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Первичные профсоюзные организации и их органы представляют интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а значит, и образуется такая организация на конкретном предприятии.

Иногда первичная профсоюзная организация может представлять интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Если работники не являются членами профсоюза, но желают принять участие в коллективных переговорах, они могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (ст. 30 ТК РФ).

На основании ст. 31 ТК РФ, если работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием из числа работников может быть избран иной представитель (представительный орган). При этом наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников.

Представители работодателя при проведении коллективных переговоров

Представители работодателя различаются в зависимости от вопросов, по которым необходимо вести коллективные переговоры. Например, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения последних.

А вот при проведении коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников интересы работодателя представляют:

— руководитель организации;

— работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);

— иные уполномоченные работодателем лица.

Примечание. Объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представления интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 33 ТК РФ).

Порядок ведения коллективных переговоров

Повторим: с инициативой по проведению коллективных переговоров может выступить любая сторона трудовых отношений. Представители стороны, в письменной форме получившие предложение о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения. Для этого инициатору переговоров направляется ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Если по истечении указанного срока сторона уклонилась от коллективных переговоров (например, проигнорировала обращение), то работодатель (его представители) может быть привлечен к ответственности (ст. 54 ТК РФ).

Немного о комиссии. Выделение и уполномочивание представителей сторон должно быть оформлено приказом или распоряжением работодателя, решением профсоюзного органа или собрания (конференции) работников в случаях, когда их представляет не профсоюз, а иной представитель. Комиссия по ведению коллективных переговоров определяет регламент работы, порядок обсуждения вопросов и принятия решений. Достигнутое комиссией решение о порядке разработки и заключения коллективного договора является обязательным для сторон коллективных переговоров.

Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором переговоров указанного ответа (ст. 36 ТК РФ).

Обратите внимание! Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями.

Предложение о начале переговоров. Две первичные профсоюзные организации или более (например, профсоюзы разных департаментов внутри организации), объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров. Формируется такой орган на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза, в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций. Единый представительный орган может направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Также от имени всех работников, причем без создания единого представительного органа, может направить работодателю предложение о начале коллективных переговоров первичная профсоюзная организация, если она объединяет более половины работников организации или индивидуального предпринимателя.

А как быть, если ни одна из первичных профсоюзных организаций (или их совокупность) не объединяет более половины работников данного работодателя? В таком случае общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников.

Обратите внимание! В случаях, когда первичная профсоюзная организация не определена или работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями (ст. 37 ТК РФ).

Профсоюз или иной представительный орган обязан одновременно с направлением работодателю предложения о начале коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или откажутся направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия.

При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

К сведению. На основании ст. 5.28 КоАП РФ работодателя или его представителя за уклонение от участия в переговорах по заключению коллективного договора могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб.

Приведем пример предложения о начале коллективных переговоров.

Первичная профсоюзная организация Общество с ограниченной

ООО «Матрица» ответственностью «Матрица»

Исх. N 19 603147, г. Нижний Новгород,

───────────────

Сообщаем Вам о том, что первичная профсоюзная организация ООО «Матрица», объединяющая более половины общего количества работников, предлагает начать коллективные переговоры с целью заключения коллективного договора на 2012-2014 гг. Согласно протоколу заседания профсоюзного комитета от 13.07.2011 N 2 представлять интересы работников в переговорах будут:

— председатель первичной профсоюзной организации ООО «Матрица» В. П. Рожков;

— заместитель председателя первичной профсоюзной организации ООО «Матрица» О. А. Соболькова.

Просим сообщить о готовности вступить в переговоры и указать представителей со своей стороны.

Председатель

первичной профсоюзной организации Рожков /В. П. Рожков/

Стороны не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса должны предоставлять друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Например, согласно Рекомендациям МОТ 1967 года N 129 нужно предоставлять информацию по следующим вопросам:

общие условия занятости, включая условия найма, перевода и увольнения;

— описание обязанностей, подлежащих исполнению на различных работах, и место конкретной работы в структуре предприятия;

— возможности профессионального обучения и перспективы продвижения по работе на предприятии;

— общие условия труда;

— правила техники безопасности и гигиены труда и инструкции по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

— процедуры, установленные для рассмотрения жалоб, а также правила и практика, регулирующие их применение, и условия, дающие право прибегать к ним;

— социально-бытовое обслуживание персонала (медицинское обслуживание, здравоохранение, столовые, жилищные условия, условия отдыха, условия для хранения сбережений, банковское обслуживание и т. д.);

— системы социального обеспечения или социальной помощи, существующие на предприятии;

— положения национальных систем социального обеспечения, распространяющиеся на трудящихся в силу того, что они работают на предприятии;

общее положение предприятия и перспективы или планы его дальнейшего развития;

— разъяснение решений, которые могут прямо или косвенно повлиять на положение трудящихся на предприятии;

— методы консультаций, дискуссий и сотрудничества между администрацией и ее представителями, с одной стороны, и трудящимися и их представителями, с другой.

Отметим, что ст. 5.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров. Так, непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в двухнедельный срок необходимой информации грозит предупреждением или наложением административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб.

Информационная безопасность. Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной).

Норма закона Состав правонарушения Лица, привлекаемые к ответственности Наказание
Статья 13.14 КоАП РФ Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей Граждане Штраф от 500 до 1000 руб.
Должностные лица Штраф от 4 000 до 5 000 руб.
Статья 183 УК РФ Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе Должностные лица Штраф в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; исправительные работы на срок до двух лет; лишение свободы на срок до трех лет
Статья 283 УК РФ Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц Должностные лица Арест сроком от четырех до шести месяцев либо лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия Должностные лица Лишение свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

Кроме административной и уголовной, Трудовым кодексом предусмотрена гражданско-правовая ответственность. Так, ст. 1472 ГК РФ установлена ответственность за нарушение исключительного права на секрет производства: лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие секрет производства, и разгласило или использовало эти сведения, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства, обязано возместить убытки, причиненные нарушением исключительного права на секрет производства. А статья 17 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» позволяет лицам, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, обратиться за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.

Обратите внимание! Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе переговоров, производится в порядке, установленном гл. 61 «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров» ТК РФ.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися их участниками. Ими же решаются вопросы материально-технического обеспечения работы комиссий. Эти вопросы обычно решаются по предварительной договоренности сторон (в заключаемом ими соглашении) либо в положениях о соответствующих комиссиях. Статья 40 ТК РФ гласит, что коллективный договор должен быть заключен в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, даже если стороны не пришли к согласию по его отдельным положениям (в таком случае коллективный договор подписывается с протоколом разногласий). Казалось бы, статья ограничивает срок переговоров. Однако это не так, ведь коллективные переговоры, предметом которых станут неурегулированные разногласия, могут продолжаться.

Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы. Для этого работодатель должен издать приказ. Унифицированной формы такого приказа не предусмотрено, поэтому он составляется в произвольной форме с обязательным указанием сотрудников, которые освобождаются от работы, а также срока такого освобождения. Дни освобождения от работы в связи с участием в коллективных переговорах обязательно фиксируются в табеле учета рабочего времени (унифицированные формы Т-12, Т-13) буквенным обозначением «Г» или цифровым «23».

За работниками, участвующими в коллективных переговорах, сохраняется средний заработок на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев (ст. 39 ТК РФ).

К сведению. Оплату услуг экспертов, специалистов и посредников производит приглашающая сторона, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, не могут быть:

— подвергнуты дисциплинарному взысканию;

— переведены на другую работу по инициативе работодателя;

— уволены по инициативе работодателя.

Однако, чтобы исключить злоупотребление правом со стороны работника, участвующего в переговорах, законодатель установил, что уволить работника все же можно, но только за совершение проступка. То есть увольнение по сокращению или в связи с ликвидацией возможно только с согласия профсоюзной организации, а вот прекращение трудовых отношений ввиду прогула, совершения аморального поступка или кражи правомерно и без такового.

Подведем итог

Итак, коллективные переговоры — процесс длительный и трудоемкий. Он основан на диалоге представителей работников и работодателей, результатом которого является проект коллективного договора, соглашения и их заключение, установление коллективных условий труда, решение других вопросов регулирования трудовых отношений.

Гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами (ст.

164 ТК РФ).

Гарантии и компенсации предоставляются лицам, участвующим в коллективных переговорах, к которым можно отнести представителей работников и работодателей, экспертов, специалистов, посредников и других лиц.

Трудовым законодательством, в частности ст. 39 ТК РФ и ст. 9 Закона о коллективных договорах и соглашениях, указанным лицам предоставляются следующие гарантии и компенсации:

1) освобождение от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более 3 месяцев;

2) компенсация затрат, связанных с участием в коллективных переговорах;

3) лица не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без разрешения органа, уполномочившего их на представительство.

От основной работы с сохранением средней заработной платы освобождаются лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, а также специалисты, приглашенные для участия в этой работе.

Закон о профсоюзах разделяет работников, входящих в состав профсоюзных органов, на освобожденных от основной работы и неосвобожденных. В связи с этим данным лицам предоставляются различные гарантии и компенсации.

Так, после окончания срока полномочий профсоюзных работников, освобожденных от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, им предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же или в другой организации. При невозможности предоставления работы (должности) по прежнему месту в случае реорганизации организации работодатель (его правопреемник), а в случае ликвидации организации профсоюз сохраняют за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года. Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж. Освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением или в другой организации (ст. 26 Закона о профсоюзах).

Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным от исполнения трудовых обязанностей, определяются ст. 25 Закона о профсоюзах. Они освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей определяются коллективным договором, соглашением.

Компенсация затрат, связанных с участием в коллективных переговорах, производится в порядке, установленном ТК РФ, коллективным договором или соглашением. Услуги экспертов, специалистов и посредников оплачиваются приглашающей стороной, если иное не установлено коллективным договором, соглашением. Компенсационные выплаты лицам, участвующим в коллективных переговорах, производятся за счет средств работодателя.

Следующая гарантия распространяется лишь на представителей работников. Данные лица не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия уполномочившего их органа.

Так, для привлечения к дисциплинарной ответственности работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, работников объединений профсоюзных органов, органов общественной самодеятельности в период ведения коллективных переговоров необходимо предварительное согласие профсоюзного органа, членами которого они являются, в отношении руководителей профсоюзных органов в организации, профорганизаторов - органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.

Перевод, перемещение или увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.

Статья 36. Ведение коллективных переговоров

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее - единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй - четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Статья 38. Урегулирование разногласий

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 39. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

Полный текст ст. 39 ТК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 39 ТК РФ.

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

Комментарий к статье 39 ТК РФ

1. В комментируемой статье определены гарантии, которые предоставляются лицам, участвующим в ведении коллективных переговоров.

Согласно ч.1 комментируемой статьи лица, участвующие в ведении коллективных переговоров, а также в подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы. Под проектами следует понимать подготовленные сторонами примерные положения коллективного договора, соглашения, которые должны быть согласованы и подписаны сторонами коллективных переговоров с учетом замечаний и предложений каждой из сторон.

В связи с тем, что участники коллективных переговоров освобождаются от основной работы, возникает вопрос о правовых основаниях и правовой процедуре такого освобождения. Учитывая, что согласно ч.1 комментируемой статьи за указанными лицами сохраняется средний заработок, то, например, в отпуск без сохранения заработной платы на время ведения коллективных переговоров они уйти не могут, а также не могут уйти и в ежегодный оплачиваемый отпуск, так как отпуск - это время, которое работники могут использовать по своему усмотрению, а не для ведения коллективных переговоров (см. комментарий к ст. 106). Поэтому наиболее правильным вариантом освобождения от основной работы будет освобождение работника только от исполнения трудовых обязанностей на время ведения коллективных переговоров. Иными словами, в этом случае для работника исполнением трудовых обязанностей будет участие в коллективных переговорах.

При этом, как уже отмечено выше, за работником, участвующим в ведении коллективных переговоров, сохраняется средний заработок, под которым исходя из ст. 1.2 ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" понимается средняя сумма выплаченных в расчетном периоде заработной платы, иных выплат и вознаграждений. Срок, на который работник освобождается от основной работы, устанавливается в соглашении сторон. Форма этого соглашения не определена. Вместе с тем полагаем, что поскольку в ч.1 комментируемой статьи оговорен максимальный срок, на которой работник освобождается от основной работы, - три месяца, то соглашение должно быть заключено в письменной форме с указанием конкретного срока, который не должен превышать три месяца.

2. Часть 2 комментируемой статьи содержит бланкетную норму, согласно которой затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. На наш взгляд, реализация данной нормы представляется затруднительной, поскольку нормы трудового права регулируют в части, касающейся производства выплат, только выплаты заработной платы и иных стимулирующих и компенсационных выплат, к числу которых, в частности, комментируемый закон выплаты в связи с участием в ведении коллективных переговоров, не относит.

Кроме того, ст. 2 комментируемой статьи содержит еще одну норму, реализация которой, по нашему мнению, в принципе не является возможной. Заключается эта норма в том, что приглашающая сторона должна произвести оплату услуг экспертов, специалистов и посредников. Эксперт - это специалист, имеющий квалификацию в определенной области знаний, который привлекается, как правило, для проведения исследований, консультирования, дачи заключений, проведения экспертизы. Специалист - физическое лицо, которое привлекается в целях консультирования по определенному вопросу или вопросам одного определенного направления, но не для проведения экспертизы. Посредник - лицо, способствующее установлению контактов и отношений.

С учетом данного положения ч.2 комментируемой статьи представляется неопределенным вопрос о том, каким образом работники, профсоюзы, единый представительный орган будут оплачивать услуги названных субъектов, если они являются приглашающей стороной, то есть стороной, по обращению которых данные субъекты, в частности, давали консультации, выдавали заключения и проводили экспертизы. Иными словами, за счет каких средств работники, профсоюзы, единый представительный орган будут оплачивать услуги данных субъектов. Полагаем, что данная норма со стороны этих участников коллективных переговоров является нереализуемой, и поэтому она должна быть исключена.

3. Часть 3 комментируемой статьи содержит норму, которая напрямую связана с положением ч.1 комментируемой статьи, в соответствии с которым работники на период ведения коллективных переговоров освобождаются от основной работы. В связи с этим они не могут без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, так как собственно трудовые обязанности они в этот период не исполняют. Вместе с тем с учетом ч.3 комментируемой статьи и в соответствии со установлено исключение из данного правила, заключающееся в том, что, если работник совершает проступки, за которые в соответствии с вышеуказанными нормами он может быть уволен, то, соответственно, увольнению он подлежит.

Другой комментарий к ст. 39 ТК РФ

1. От основной работы на время ведения коллективных переговоров, как правило, освобождаются участники переговоров со стороны работников. Для лиц, представляющих работодателя (руководителя организации, лиц, им уполномоченных), участие в коллективных переговорах является частью должностных обязанностей. Однако учитывая возможность участия в коллективных переговорах со стороны работодателя лиц, для которых данная деятельность не предусмотрена трудовой функцией, а также поручения какому-либо из работников в течение срока ведения переговоров исполнять обязанности, направленные исключительно на обеспечение переговорного процесса, данные лица также могут быть освобождены от основной работы.

Срок такого освобождения определяется по соглашению сторон переговоров, но не может превышать трех месяцев. Вместе с тем если стороны коллективных переговоров принимают решение о продолжении переговоров по неурегулированным разногласиям, не прибегая к процедуре коллективного трудового спора, то они могут принять решение об освобождении участников переговоров от основной работы и на более длительный срок.

За лицами, освобожденными от основной работы для участия в коллективных переговорах, сохраняется средний заработок. Трудовой кодекс не определяет, какая из сторон будет нести расходы по его сохранению. Однако следует признать, что, поскольку все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном законодательством, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением, стороны, принимая решение о сроке освобождения, должны оговорить и обязанности по проведению соответствующих выплат (если они не предусмотрены коллективным договором, соглашением). В том случае, когда соответствующее соглашение не достигнуто, сохранение среднего заработка обязан обеспечить работодатель.

Если стороны для подготовки предложений к проекту коллективного договора, соглашения привлекают экспертов, специалистов, а для участия в непосредственных переговорах - посредников, то оплата услуг этих лиц должна производиться приглашающей стороной (работодателем, профессиональным союзом, органом государственной власти, органом местного самоуправления). Представители работников, которые не приобрели права юридического лица, не могут проводить оплату услуг данных лиц. В коллективный договор, соглашение могут быть включены условия об оплате услуг экспертов, специалистов и посредников, участвующих в коллективных переговорах, за счет средств работодателя, органа государственной власти, органа местного самоуправления.

2. В период ведения переговоров их участники, представляющие работников, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, в том числе и временно, уволены по основаниям, не связанным с виновными действиями работника, только с предварительного согласия органа, уполномочившего их представительство (профсоюза, профсоюзной организации, объединения профсоюзов, иного представителя).

Трудовой договор с представителями работников, участвующими в коллективных переговорах, может быть расторгнут на общих основаниях (без предварительного согласия органа, уполномочившего их представительство) за совершение проступка, за который ТК, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы (см. ст. 192 ТК и комментарий к ней).

Консультации и комментарии юристов по ст 39 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 39 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.