Субъективная сторона экологического правонарушения. I

Экологическое правонарушение – противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Объектом экологического правонарушения является совокупность общественных отношений по охране окружающей природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности.

Природная среда в целом и ее отдельные компоненты (природные объекты) являются предметом правонарушения. Предмет является одним из важнейших признаков экологического правонарушения. Именно он позволяет определить, в орбиту каких отношений вовлечен природный объект, какова его социально-экономическая сущность, и отграничить рассматриваемые правонарушения от иных.

Предметом экологических правонарушений следует считать различные компоненты природной среды, не отторгнутые человеческим трудом от естественных природных условий, либо аккумулирующие в себе определенное количество труда настоящих и предшествующих поколений людей, но остающиеся в природной среде либо внесенные в нее человеком для выполнения своих биологических и иных природных функций.

Объективную сторону экологических правонарушений составляют:

· действия или бездействия, нарушающие общеобязательные правила природопользования и охраны окружающей природной среды;

· вред экологическим интересам личности, общества или государства либо реальная угроза причинения такого вреда;

· причинная связь между экологически опасным деянием и наступившим вредом.


В случаях, предусмотренных законодательством, в объективную сторону включаются место, время, обстановка, орудия, способы совершения правонарушения. Например, состав незаконной охоты включает охоту в запрещенное время, в запрещенном месте, запрещенными орудиями и способами.

Субъектом экологического правонарушения могут быть юридические и физические лица. Субъектами уголовной, дисциплинарной материальной ответственности могут быть только физические лица (в том числе должностные), субъектами административной и гражданско-правовой ответственности могут быть также и юридические лица.

Что касается субъективной стороны экологического правонарушения, то могут существовать обе формы вины: умысел (прямой и косвенный) и неосторожность (небрежность и самонадеянность). Мотивы и цели могут быть различными, и, как правило, в качестве обязательного признака состава экологического правонарушения не указываются, хотя и могут учитываться при назначении наказания.

Экологические правонарушения делятся на преступления и проступки, среди последних различают административные проступки, дисциплинарные проступки и гражданско-правовые деликты. Соответственно, совершение правонарушения может повлечь наступление уголовной, административной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой ответственности.

Экологическое правонарушение – это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или несущее угрозу причинения либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Экологическому правонарушению соответствуют следующие признаки:

– противоправность (общая и специальная), т. е. наличие запрета поведения, установленного нормой экологического или иного закона;

– виновность;

– наказуемость, т. е. наличие санкции за нарушение запретов, установленных в законе, и органов (лиц), уполномоченных от имени государства на их применение;

– экологичность причиняемого вреда, что проявляется в характеристиках объекта посягательства;

– субьектность как указание на статус, качества, свойства либо принадлежность лиц (физических и юридических), привлекаемых к ответственности;

общественная опасность;

– тип составов правонарушений.

Классификация экологических правонарушений:

по виду юридической ответственности – экологические преступления, административные и дисциплинарные экологические проступки, гражданско-правовые нарушения;

по объекту посягательства – земельные, водные, лесонарушения, нарушения законодательства об охране животного мира, континентального шельфа и т. п.;

по субъекту – совершаемые должностными лицами, гражданами, юридическими лицами;

по объективной стороне деяния – противоправное уничтожение и повреждение природных объектов, ухудшение состояния (качества) окружающей среды и ее компонентов, нарушение правил природопользования; невыполнение правил охраны окружающей среды, незаконное использование из корыстных побуждений;

по субъективной стороне – совершенные умышленно и по неосторожности (без вины);

по источнику права – предусмотренные только экологическим законодательством, иным законом, тем и другим;

по принадлежности субъекта , управомоченного на реализацию мер юридической ответственности, – наказуемые судебными и административными органами (должностными лицами) РФ и международными органами.

Объектом экологических правонарушений являются общественные отношения, возникающие по поводу окружающей среды в целом или отдельных ее компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права.

Для объективной стороны экологических правонарушений характерны: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения экологического вреда; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом.

Субъектами экологических правонарушений могут быть как граждане РФ, так и иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица и лица, исполняющие административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в коммерческих организациях, а также юридические лица (организации, учреждения и др.).

Субъективная сторона – вина в форме умысла (прямого и косвенного) либо неосторожности. В ряде случаев обязательными признаками являются также мотив и цель.

В соответствии со ст. 75 Закона «Об охране окружающей среды» выделяют следующие виды ответственности за экологические правонарушения: имущественную; дисциплинарную; административную; уголовную.

Состав экологического правонарушения :

· объект;

· субъект;

· объективная сторона;

· субъективная сторона.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются:

· собственности на природные ресурсы;

· природопользования;

· охраны окружающей среды от вредных воздействий;

· экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

1. противоправность поведения;

2. причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

3. причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.

Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной - должностные лица и граждане, административной - юридические лица, должностные лица и граждане.

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную - с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины:

1. умысел (прямой или косвенный);

2. неосторожность.

Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, то есть не в установленном для этого месте).

Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность.

Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).

35. Виды юридической ответственности за нарушение правовых экологических требований. Общая характеристика

Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

· противоправность поведения;

· причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

· причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия – административную и гражданско-правовую.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами (ст. 82 Закона «Об охране окружающей природной среды»). К нарушителям в соответствии с Кодексом законов о труде (с изменениями и дополнениями от 25 сентября 1992 г.) могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, другие наказания (ст. 135).

Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Применение административной ответственности регулируется как природоохранительным законодательством, так и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. (с изменениями и дополнениями). Закон «Об охране окружающей природной среды» расширил перечень составов экологических правонарушений, при совершении которых виновные должностные, физические и юридические лица несут административную ответственность. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке и т.д.

Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Административные штрафы налагаются уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ. При этом постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда (ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В нем предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, загрязнение вод, атмосферы и моря, нарушение законодательства о континентальном шельфе, порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.

Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Закон «Об охране окружающей природной среды» стоит на той позиции, что предприятия, организации и граждане, причиняющие вред окружающей среде, здоровью или имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством (ст. 86).

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред в результате нарушения правовых экологических требований.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

· стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

· компенсаторную, направленную на возмещение потерь в природной среде, возмещение вреда здоровью человека;

· превентивную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания: за нарушение; нарушение, повлекшее значительный ущерб; нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия). Смерть человека вследствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию). Видами наказаний при экологических нарушениях могут быть штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

Одним из самых тяжких экологических преступлений является экоцид – массовое уничтожение растительного мира (растительных сообществ земли России или отдельных ее регионов) или животного мира (совокупность живых организмов всех видов диких животных, населяющих территорию России или определенный ее регион), отравление атмосферы и водных ресурсов (поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы), а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Общественная опасность экоцида состоит в угрозе или нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.

Экологическая катастрофа проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушении циклов сезонных изменений биотического кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экоцида может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера, совершение действий с прямым или косвенным умыслом.

Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, оптимальным сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер.

36. Юридическая ответственность за экологические преступления.

Экологическое правонарушение – противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Объектом экологического правонарушения является совокупность общественных отношений по охране окружающей природной среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности.

Природная среда в целом и ее отдельные компоненты (природные объекты) являются предметом правонарушения. Предмет является одним из важнейших признаков экологического правонарушения. Именно он позволяет определить, в орбиту каких отношений вовлечен природный объект, какова его социально-экономическая сущность, и отграничить рассматриваемые правонарушения от иных. Предметом экологических правонарушений следует считать различные компоненты природной среды, не отторгнутые человеческим трудом от естественных природных условий, либо аккумулирующие в себе определенное количество труда настоящих и предшествующих поколений людей, но остающиеся в природной среде либо внесенные в нее человеком для выполнения своих биологических и иных природных функций.

Объективную сторону экологических правонарушений составляют: действия или бездействия, нарушающие общеобязательные правила природопользования и охраны окружающей природной среды; вред экологическим интересам личности, общества или государства либо реальная угроза причинения такого вреда; причинная связь между экологически опасным деянием и наступившим вредом. В предусмотренных законом случаях в объективную сторону включаются место, время, обстановка, орудия, способы совершения правонарушения. Например, состав незаконной охоты включает охоту в запрещенное время, в запрещенном месте, запрещенными орудиями и способами.

Субъектом экологического правонарушения могут быть юридические и физические лица. Субъектами уголовной, дисциплинарной материальной ответственности могут быть только физические лица (в том числе должностные), субъектами административной и гражданско-правовой ответственности могут быть также и юридические лица.

Что касается субъективной стороны экологического правонарушения, то могут иметь место обе формы вины: умысел (прямой и косвенный) и неосторожность (небрежность и самонадеянность). Мотивы и цели могут быть различными, и, как правило, в качестве обязательного признака состава экологического правонарушения не указываются, хотя и могут учитываться при назначении наказания.

Экологические правонарушения делятся на преступления и проступки, среди последних различают административные проступки, дисциплинарные проступки и гражданско-правовые деликты. Соответственно, совершение правонарушения может повлечь наступление уголовной, административной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой ответственности.

37. Административная и дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в ст. 75 Закона об охране окружающей среды. Ее основания, круг субъектов и меры дисциплинарного наказания регулируются Трудовым кодексом РФ. Дисциплинарная ответственность выражается в наложении работодателем на виновного работника дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды. Правонарушение может, к примеру, заключаться в неисполнении главным инженером предприятия требований должностной инструкции относительно эксплуатации промышленного оборудования. В отличие от уголовного и административного законодательства более или менее систематизированный перечень экологических дисциплинарных проступков отсутствует.

Субъективной стороной дисциплинарного экологического проступка является, как правило, неосторожность. В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Порядок наложения и снятия дисциплинарного взыскания урегулирован в трудовом законодательстве. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием дня применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания к работнику не будет применено новое дисциплинарное взыскание, он считается не имеющем дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, по просьбе самого работника, по ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Наложение дисциплинарного взыскания не исключает при наличии правовых оснований возможности применения к виновному работнику более строгих видов ответственности - административной, уголовной, гражданской.

Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административной взыскания за совершение административного экологической правонарушения. Таким правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Крассов О.И. Экологическое право. - М.: Норма, 2004.с. 394

Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ об административных правонарушениях. Административные экологические правонарушения в названном Кодексе сформулированы в области охраны собственности (гл. 7), охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10).

В соответствии с КоАП РФ к административной ответственности за экологические правонарушения могут привлекаться граждане, должностные лица и юридические лица.

По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому КоАП РФ одним из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводятся, как правило, в УК РФ. Это -- повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

Привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического или экогенного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законодательством в бюджет или на специальные счета экологических фондов.

38. Понятие и виды экологического вреда. Порядок возмещения экологического вреда.

Экологический вред - это любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое посягательство на охраняемые законом материальные и нематериальные блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц.

Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе. Таким образом, невозможно восполнить в денежном эквиваленте ущерб, причиненный окружающей среде (невосполнимый вред), а возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, то есть такое возмещение носит условный характер, поскольку объекты природы не имеют стоимости (относительно восполнимый вред). В денежной сумме оценивается лишь то, что, как правило, нельзя восполнить в натуре (фактический восполнимый вред).

1. Природоресурсовый экологический вред, при котором ущерб наносится природным объектам и в первую очередь экономически значимой их части.

В силу этого юридически значимые признаки экологического вреда, причиненного каждому из этих объектов, предусмотрены в специальных природоресурсовых законах: кодексах (Земельном, Водном, Лесном) и иных законах (в федеральных законах о недрах, о животном мире, об охране атмосферного воздуха),

2. Гуманитарный экологический вред (от лат. «гомо сапиенс» – человек разумный) – разновидность экологического вреда, выражающегося в нанесении его человеку, являющемуся главным объектом охраны окружающей среды, поскольку именно для него и осуществляется вся природоохранная деятельность.

Гуманитарный вред выражается во вредоносном воздействии на здоровье человека, в нанесении ему физических и нравственных страданий (морального вреда), в ущемлении экологических прав человека и гражданина. Например, нарушение экологического благополучия на территориях лечебно-оздоровительных местностей лишает человека его прав на отдых и полноценное восстановление сил в данной местности.

Особенностью этого вида экологичекого вреда является то, что порядок определения и возмещения регулируется специальным санитарно-эпидемиологическим законодательством.

3. Имущественный экологический вред отличается тем, что пострадавшие объекты имеют, как правило, неорганический характер. Например, гидротехнические сооружения, пострадавшие от паводка; горное оборудование, пострадавшее от аварий в шахтах, и т.д.

Вместе с тем экологический вред может быть нанесен и имущественным объектам органического характера. Например, вытаптывание и поедание урожая сельскохозяйственных культур дикой фауной; задирание коров и другого домашнего скота волками и медведями и т.д.

В практике все эти три вида экологического вреда тесно переплетаются порой так, что трудно отделить экологический вред от иных форм имущественного вреда. Например, нарушение противопожарных правил при выполнении уборки зерновых, повлекшее за собой пожар, перекинувшийся на соседний лесной массив, повлекло за собой возникновение как экологического, так и обычного имущественного вреда.

Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

39. Порядок обращения с отходами производства и потребления.

Общие требования к обращению с отходами

Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности

1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.

2. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, не вправе осуществлять указанную деятельность на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другими индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

Статья 10. Требования в области обращения с отходами при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов

1. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

2. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными требованиями, правилами и нормами в области обращения с отходами.

Статья 11. Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами

1. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;

вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;

соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии;

проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;

в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

1. Пункт 1 статьи 12 утратил силу с 1 января 2015 г. согласно Федеральному закону от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ.

2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Пункт 8 статьи 12 вступает в силу с 1 января 2017 г. согласно Федеральному закону от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ.

8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Экологическое правонарушение имеет как общие признаки, присущие всем видам правонарушений, так и специфические признаки, характеризующие его состав. Состав экологического правонарушения включает в себя четыре элемента - субъект, объект, субъективную и объективную стороны.

Объект экологического правонарушения

Объектом экологического правонарушения в широком смысле его понимания являются общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности населения, благоприятной для человека среды обитания. Экологическое право России. Учебник. / Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. - М.: Триада, ЛТД, 2006. С.92.

Объектом экологического правонарушения являются публичные дела по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти дела по собственному содержанию касаются принадлежности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных действий, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Ивакин В.И. Понятие и состав экологического правонарушения // Право и государство, 2007, № 11. С. 83.

Предметом данного правонарушения могут быть окружающая природная среда или ее отдельные компоненты, то есть такие природные объекты, которые находятся в естественной экологической связи с природной средой. Если такая связь прерывается, то имеют место правонарушения другого рода, не являющиеся экологическими. Например, хищение заготовленной древесины или рыбы из рыбохозяйственных товарных водоемов, уничтожение сельскохозяйственных либо домашних животных и т. д. Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998г. № 14.

Природная среда в целом и ее отдельные компоненты (вода, воздух, животные, например) являются предметом правонарушения. Это один из важнейших признаков экологического правонарушения.

Именно он позволяет определить, в орбиту, каких отношений вовлечен природный ресурс (какова его социально-экономическая сущность) и отграничить рассматриваемые правонарушения от иных. Так, добыча рыбы в реке с нарушением установленных правил образует состав незаконной рыбной ловли, а те же действия, совершенные в пруду рыбопромыслового хозяйства, -- хищение имущества, поскольку в последнем случае рыба не является природным ресурсом, находящимся в естественной обстановке, а представляет собой товарно-материальную ценность. Нельзя рассматривать в качестве экологического правонарушения загрязнение воздуха производственных помещений (шахт, цехов и др.). Здесь деяние посягает не на отношения по охране природного объекта, а на отношения по охране здоровья при исполнении трудовых функций.

В экологических правонарушениях их предмет всегда следует рассматривать в связи с объектом. Изолированный анализ предмета не позволяет уяснить то отношение, которому причиняется ущерб, порождает ошибки и путаницу в правовой оценке правонарушения.

Предметом экологических правонарушений следует считать различные компоненты природной среды, не отторгнутые человеческим трудом от естественных природных условий, либо аккумулирующие в себе определенное количество труда настоящих и предшествующих поколений людей, но остающиеся в природной среде либо внесенные в нее человеком для выполнения своих биологических и иных природных функций (например, лесные насаждения, выпущенные для разведения звери, птицы, мальки рыб).

Под объектом правонарушения в узкой трактовке экологического правонарушения понимается то, на что направлено посягательство, т.е. определенная группа общественных отношений, урегулированных нормами конкретной отрасли права и охраняемые законодательством об административных правонарушениях.

  • - общий - вся совокупность административных правоотношений в сфере экологии;
  • - родовой - 1) отношения собственности на природные ресурсы; 2) отношения по рациональному использованию и охране природных ресурсов, сохранению окружающей среды и обеспечению экологических прав граждан; 3) отношения, складывающиеся в процессе управления охраной природы;
  • - непосредственный - отношения в области конкретных объектов природы и экологических прав граждан. Деревянко Л. А. Экологическое преступление и проступок: сравнительный анализ законода-тельства об ответственности за кологические правонарушения // Право и окружающая среда: Материалы научно-практической конференции. Ставрополь, 2001.С.54.

Предмет экологического правонарушения в узком понимании не ограничивается только вышеуказанными элементами. В отдельных случаях информация является непосредственным предметом правонарушения. Например, предметом правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, - сокрытие или искажение экологической информации является полная и достоверная информация о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке.

Важной является взаимосвязь предмета и объекта эколого-административного правонарушения, игнорирование которой может вызвать ошибки в правоприменительной практике.

Гражданское и экологическое право

объект экологического правонарушения: понятие и особенности социального содержания

В. Г. АБРАМОВ, кандидат юридических наук

Объект правонарушения, являясь одним из структурных элементов состава правонарушения, часто играет ведущую роль в процессе дифференциации разнообразных форм противоправного поведения. Это положение полностью применимо и к «экологически негативным» деяниям, поскольку именно объект посягательства выступает основным идентификационным признаком нарушений законодательства в области охраны окружающей среды . Данное обстоятельство обусловливает несомненную теоретическую и практическую значимость адекватного понимания категории объекта экологического правонарушения.

Необходимость детального рассмотрения означенного вопроса предопределяется и другими не менее принципиальными моментами. В частности, выявление признаков, характеризующих особенности содержательной стороны анализируемого объекта, позволяет, с одной стороны, раскрыть социальную сущность противоправного поведения, характер и степень его вредо-

носности, а с другой - установить сферу применения эколого-правовых охранительных норм.

В наиболее общем смысле объектом преступления в уголовно-правовой доктрине признается то, на что направлено посягательство и чему причиняется или может быть причинен вред в результате совершения преступного деяния ; объектом административного правонарушения в науке административного права - «общественно-правовые отношения, подлежащие юридической защите» нормами административного права . В общей теории права объект правонарушения трактуется как совокупность социальных отношений, личных и общественных интересов, регулируемых и охраняемых нормами права . Такая его дефиниция органично вписывается в представление о правонарушении как о правовой категории, обобщающей всю совокупность свойств многообразных противоправных поступков.

© В. Г. Абрамов, 2006

Однако специалистами

области ственные экологические отношения

экологического права высказываются (отношения в сфере взаимодействия

самые разные мнения по вопросу о общества и природы), явно недоста-

сущности объекта экологического точна. Сущность рассматриваемого

правонарушения, в котором в одних объекта раскрывается в результате

случаях видят: 1) природные объек- анализа их содержания и структуры,

ты и комплексы, окружающую среду Общественные отношения тракту-

в делом, охраняемые законом от за- ются в социологии и юриспруденции

грязнения, истощения и разрушения, а, как устойчивая система существенных как следствие, и здоровье человека, и закономерных связей, объективно материальные ценности, чье состоя- складывающихся между субъектами в ние зависит от качества данной среды ; 2) собственно ка-

процессе

социально

значимой

деятельности . Исходя из по-

чество последней . В дру- добного толкования их природы воз-

гих случаях речь ведется о нормах можно выделить следующие их глав-

законодательства природоохранитель- ные моменты: 1) это общественные

ного и природоресурсовых отраслей и (социальные) связи между субъекта-

урегулированные ими общественные ми; 2) они возникают в результате

отношения , в третьих - об социально значимой деятельности;

отношениях между людьми по поводу 3) связи организуются в определен-

окружающей среды как основы су- ную структуру; 4) они имеют объек-

ществования и жизнедеятельности тивный и устойчивый характер.

общества , в четвер-

Общественные экологические отно-

о природоохранительном инте- шения как проявление социальных ресе . Имеются и некоторые отношений в сфере взаимодействия и другие точки зрения. общества и природы предстают в

Таким образом, единое определение объективной действительности

объекта данного правонарушения от- виде социальных связей субъектов,

сутствует. Наиболее рациональной и порождаемых необходимостью охра-

соответствующей положениям действу- ны окружающей среды. Федеральный

ющего законодательства в области ох- закон «Об охране окружающей сре-

раны окружающей среды представля- ды» вкладывает в ее понятие достается позиция тех ученых, которые фор- точно широкое содержание: это дея-

мулируют его понятие как сложного тельность органов государственной целостного комплекса фактических об- власти Российской Федерации и ее щественных отношений экологического субъектов, органов местного самоуп-характера . (Вполне очевидно, равления, общественных и иных нечто формулировка базируется на обще- коммерческих объединений, юриди-теоретическом подходе к сущности ис- ческих и физических лиц, направлен-следуемой категории.) ная на сохранение и восстановление Однако только констатация поло- благоприятного качественного состо-жения, что объектом экологического яния природной среды, рациональное правонарушения выступают обще- использование и воспроизводство

природных ресурсов, предотвращение циальные связи между субъектами и негативного воздействия на нее хо- осуществляется общественно значимая зяйственной и иной деятельности и деятельность последних. Применительно к социальным отношениям в сфере оги- взаимодействия общества и природы в

ликвидацию ее последствий . Специфика общественного эко.

ческого отношения обусловлена осо- качестве таких предметов предстают бенностями его внутреннего строения, как окружающая среда в целом, так и

философской и социологической

различные ее составляющие. Закон

тературе наиболее устойчива позиция, «Об охране окружающей среды» важ-

согласно которой структурными эле- нейшей составляющей выделяет при-

ментами общественного (социального) родную среду (природу), которую обра-

отношения являются: 1) субъекты зует совокупность отдельных ее компо-

данного отношения; 2) общественно нентов, а также природных и природно-

значимая деятельность (социальная антропогенных объектов. Другой эле-

связь), отражающая его основные мент - антропогенные объекты: мате-

свойства и сущность; 3) предметы, по риальные блага, созданные людьми для

поводу которых складывается эта дея- обеспечения своих социальных потреб-

тельность, т. е. факторы, опосредству- ностей и не обладающие естественны-

ющие возникновение и существование ми природными свойствами .

указанной связи . Аналогич- Следует обратить внимание на то,

ную структуру имеет и социальное от- что предмет нельзя ассоциировать с

ношение в сфере взаимодействия об- самим отношением, поскольку он все-

щества и природы.

гда остается лишь частью целого, свое-

Субъектный состав, позволяющий образной формой «объективизации»

определить уровни проявления соци- общественного отношения, какое бы

альных связей между участниками влияние ни оказывал на его содержа-

данного отношения, нашел норматив- ние. Поэтому не вполне обоснована

ное закрепление в изложенной выше позиция тех авторов, которые считают

законодательной формулировке. Дан- объектом нарушений законодательства

ные связи могут функционировать на в области охраны окружающей сре-

уровнях индивидуального взаимодей- ды отдельные компоненты природной

ствия физических лиц, взаимодей- среды, природные объекты и ресурсы,

ствия юридических лиц между собой В подобных суждениях не проводится

и с отдельными гражданами, а также различия между объектом и предметом

государства и муниципальных образо- экологического правонарушения.

Современная доктрина экологическо-

ными образованиями. Отмеченное об- го правонарушения и положения дей-

стоятельство весьма существенно для ствующего законодательства предпола-

установления возможных уровней гают достаточно широкую трактовку

противоправного поведения и круга содержания понятия рассматриваемого

потенциальных правонарушителей. объекта как отношений в

вании с индивидами и их коллектив-

объекта как отношений в сфере взаи-Предмет общественного отноше- модействия общества и природы. В их то, по поводу чего возникают со- состав входят самые многообразные

социальные связи субъектов. Следова- го существования юридически значительно, общественные экологические мых социальных отношений и регули-отношения выступают в виде интегри- рующих их правовых норм, некоторые рованного, комплексного объекта право- ученые стали включать последние в нарушения. Они представляют собой состав элементов объекта экологи-целостную систему, структуру которой ческого правонарушения .

образуют отдельные разновидности со-

Такая позиция вызывает серьезные

циальных отношений в области взаи- возражения. Как справедливо отме-

модействия общества и природы.

тил при анализе сущности экологи-

Последние целесообразно сгруппи- ческих преступлений В. Л. Мунтян,

ровать в отношения по охране отдель- их общественная опасность «заключа-

ных компонентов природной среды, ется не в посягательстве на юриди-

природных, природно-антропогенных и ческую форму, а в проявлении пре-

антропогенных объектов. Предпосыл- ступных действий против обществен-

кой дифференциации общего объекта ных отношений. Уголовный закон ох-

противоправных деянии,

соверша- раняет материальное содержание яв-

ющихся при названном взаимодей- ления, а не его юридическую форму, ствии, является комплексный характер Преступление нарушает сферу общеокружающей среды, обусловливающий ственных связей и отношений между

органическую

взаимозависимость людьми, нарушая при этом правовые

отмеченных групп отношений, которые формы регулирования соответствую-

в совокупности образуют единое це- щих отношений, но сами юридические

лое. Если подобную совокупность рас- формы не становятся от этого объек-

сматривать как систему определенных том уголовно-правовой охраны» . «Объектом преступления мо-

элементами, то нетрудно заметить, что жет быть признано лишь то, что тер-

вред этой системе может быть причи- пит ущерб в результате преступле-

нен путем оказания негативного воз- ния. В связи с этим не являются

действия на любое звено.

объектом преступления сами по себе

Общественные отношения объек- уголовно-правовые нормы, запрет ко-

тивно нуждаются в регулировании со- торых нарушает преступник. Уголов-

циальными нормами. Поскольку их но-правовая норма не терпит и не мо-

разновидностью выступают правовые жет терпеть ущерба от совершенного

нормы, то вполне естественно можно преступления» . Приведен-

предположить, что объект экологиче- ные суждения логически обосновыва-

ского правонарушения

не вся сово- ют недопустимость включения эколо-

купность социальных связей, возника- го-правовых норм в число элементов

ющих и функционирующих в сфере объекта экологического правонаруше-

взаимодействия общества и природы, а ния. Данный вывод вытекает и из

только те из них, которые взяты под того, что социальные отношения и

охрану эколого-правовыми нормами юридические нормы нельзя рассмат-

(нормами экологического права), ривать в качестве равнозначных, од-

Однако, опираясь на факт неразрывно- нопорядковых категорий.

В то же время правовой аспект общественных отношений не может быть чем-то отвлеченным от их внутреннего содержания, поэтому при характеристике объекта экологического правонарушения не стоит полностью абстрагироваться от юридической формы соответствующих отношений. Первичность социальных связей субъектов в сопоставлении с регулирующей их нормой объективного права предопределяет обусловленность формы общественных отношений (нормативного закрепления) их содержанием (социальной связью). Следовательно, нарушение внутреннего содержания юридически значимых социальных отношений влечет одновременное нарушение их внешней (правовой) «оболочки».

Итак, анализ общественного экологического отношения как сложного социального механизма приводит к выводу о возможности выделения на теоретическом уровне его фактической и юридической составляющих. Данное обстоятельство послужило основанием для признания некоторыми учеными объектом нарушений законодательства в области охраны окружающей среды экологического правопорядка . Наиболее рациональным представляется конструировать формулировку, базируясь на общетеоретическом понимании категории правопорядка как состояния общественных отношений . Соответственно и применительно к сфере взаимодействия общества и природы данное понятие должно трактоваться как состояние общественных экологических отношений, урегулированных правовыми нормами. Таким образом, экологический

правопорядок предстает в виде со- I стояния упорядоченности, организованности этих отношений, закрепленного эколого-правовыми нормами и обеспечиваемого посредством выполнения общеобязательных правил.

Сущность и содержание анализируемого объекта дают основание для выделения в искомом качестве экологических правоотношений (эколого-пра-вовых отношений), которые представляют собой охраняемые правовыми нормами отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Это не противоречит и определению его как экологического правопорядка. Однако придание этой роли общественным (социальным) отношениям раскрывает более «глубинный» пласт, поскольку указывает на явление, служащее фундаментом исследуемого понятия.

Иные категории, рассматриваемые в качестве объекта экологического правонарушения, производны от общественных экологических отношений. В частности, только соответствующее их состояние свидетельствует об экологическом правопорядке и экологической безопасности. (Последняя определяется в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также их последствий ). Первично общественное отношение и в сопоставлении с правоотношением. В связи с этим следует признать нецелесообразным выделение означенных правовых категорий в качестве общего

объекта противоправных деяний, совершающихся в сфере взаимодействия общества и природы.

Длительное время в теории права и отраслевых юридических науках под объектом правонарушения традиционно понимались определенные общественные отношения. Однако в последние годы в уголовно-правовой доктрине все более настойчиво утверждается точка зрения, согласно которой объект преступления представляет собой охраняемые уголовным законом социально значимые интересы, блага, на которые посягает преступное деяние . Данная позиция выглядит вполне обоснованной, поскольку именно интересы, будучи «реальной причиной социальных действий» , стимулируют возникновение соответствующих социальных связей субъектов. (В общей теории права охраняемый законом интерес характеризуется как «юридически предусматриваемое стремление субъекта к достижению тех благ, обладание которыми дозволено государством и обеспечено правовыми возможностями определенного вида» .)

Следует отметить, что понятие объекта экологического правонарушения может трактоваться в широком и узком значениях. Во втором случае он отождествляется с непосредственным объектом противоправного посягательства и представляет собой конкретную разновидность отношений, интересов в сфере взаимодействия общества и природы. Основываясь на ранее изложенном материале, можно констатировать, что они проявляются в объективной действительности в виде устойчивой системы социальных свя-

зей субъектов, порожденных стремлением к сохранению и восстановлению благоприятного качественного состояния окружающей среды.

Однако применительно к экологическому правонарушению как собирательному понятию, объединяющему в своем содержании всю совокупность признаков разнообразных вариантов противоправного поведения, совершающегося в области взаимодействия общества и природы, рациональнее выглядит комплексная формулировка его объекта как совокупности охраняемых эколого-правовыми нормами социальных отношений, личных и общественных интересов. Подобная трактовка охватывает целый комплекс многообразных отношений, интересов, которые могут подвергнуться негативному воздействию в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды.

Экологическая направленность противоправного поведения определяется сочетанием двух факторов: 1) посягательства на специфический объект - отношения, интересы в сфере взаимодействия общества и природы; 2) причинения вреда окружающей среде (отдельным ее составляющим) либо существования реальной угрозы наступления такого вреда. Именно в посягательстве на специфическую область социальных отношений, личных и общественных интересов, а также в наступлении негативных последствий в первую очередь заключается вредоносность нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды. Экологическое правонарушение причиняет вред, оказывая негативное воздействие на определенные общественные

отношения, охраняемые правом интересы. В свою очередь, последствия противоправного поведения всегда отражаются на объекте правонарушения. Они «как бы высвечивают, материализуют сущность и специфику конкретного объекта посягательства» .

Особенность объекта экологического правонарушения объясняется также следующим обстоятельством. Вполне очевидно, что негативные изменения в качественном состоянии окружающей среды способны оказать отрицательное влияние на иные охраняемые эко-лого-правовыми нормами блага, интересы, в том числе такие, которые обладают повышенной социальной ценностью, - жизнь и здоровье людей. Поэтому они обоснованно включаются в содержание анализируемого понятия.

Но сами жизненно важные интересы человека, имущественные интересы физических, юридических лиц, го-

сударства, муниципальных образований, которые берутся под охрану эко-лого-правовыми нормами, никогда не являются основным объектом противоправных деяний, совершающихся в области взаимодействия общества и природы. Нанесение ущерба здоровью граждан (в том числе и наступление смерти), имуществу субъектов в такой ситуации предполагается не в виде прямого посягательства на них, а опосредованно - в результате причинения вреда общественным экологическим отношениям. Следовательно, жизненно важные интересы человека, имущественные интересы субъектов надлежит рассматривать в качестве дополнительных объектов исследуемого правонарушения (в случае указания эколого-правовой нормы на нарушение их наряду с основным объектом - экологическими отношениями и интересами).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агапов А. Б. Административная ответственность: учебник / А. Б. Агапов. М.: Статут, 2000. 251 с.

2. Афанасьев В. Г. О структуре целостной системы / В. Г. Афанасьев // Филос. науки. 1980. № 3. С. 84 - 95.

3. Бушуева Т. А. Объект уголовно-правовой охраны природы / Т. А. Бушуева, П. С. Дагель / / Советское государство и право. 1977. № 8. С. 77 - 83.

4. Дубовик О. Л. Механизм действия права в охране окружающей среды / О. Л. Дубовик. М.: Наука, 1984. 168 с.

"5. Дубовик О. Л. Причины экологических преступлений / О. Л. Дубовик, А. Э. Жалинский. М.: Наука, 1988. 240 с.

6. Кравченко С. Н. Имущественная ответственность за нарушение природоохранительного законодательства / С. Н. Кравченко. Львов: Вища школа; Изд-во при Львов, ун-те, 1979. 183 с.

7. Курс уголовного права: в 5 т. Т. 1. Учение о преступлении / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М.: Зерцало, 2002. 624 с.

8. Малеин Н. С. Правонарушение: Понятие, причины, ответственность / Н. С. Малеин. М.: Юрид. лит., 1985. 192 с.

9. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., перераб. и доп. / А. В. Малько. М.: Юрист, 2003. 250 с.

10. Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. / А. В. Наумов. М.: БЕК, 2000. 590 с.

11. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

12. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2002. 520 с.

13. Общественные отношения: Вопросы общей теории / под ред. П. А. Рачкова. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. 200 с.

14. Пакутин В. Д. Уголовно-правовая охрана внешней природной среды (объект и система преступлений): учеб. пособие / В. Д. Пакутин. Уфа: Изд-во Башкир, ун-та, 1977. 80 с.

15. Петров В. В. Экологическое право России: учеб. для вузов / В. В. Петров. М. : БЕК, 1995. 557 с.

16. Шемшученко Ю. С. Правовые проблемы экологии / Ю. С. Шемшученко. Киев: Наук, думка, 1989. 232 с.

17. Шемшученко Ю. С. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды / Ю. С. Шемшученко, В. Л. Мунтян, Б. Г. Розовский. Киев: Наук, думка, 1978. 280 с.

18. Шестерюк А. С. Вопросы кодификации законодательства об охране окружающей среды / А. С. Шестерюк. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 120 с.

19. Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды / отв. ред. О. С. Колба-сов, Н. И. Краснов. М.: Наука, 1985. 225 с.

Поступила 05.12.05.

современные теории

о сущности недвижимого имущества

И. А. ЕМЕЛЬКИНА, кандидат юридических наук

Недвижимое имущество - старинная и известная во всех государствах правовая конструкция. Созданная в Риме, она проникла в правовые системы большинства стран. Исторические и политические события в разных странах не могли не повлиять на правовую природу, сущность и содержание категории недвижимости. Российское государство не исключение: в истории развития нашего отечества отношение к этой категории менялось с крайней противоположностью. Неудовлетворительное состояние дел в области правового регулирования недвижимости заставляет представителей гражданско-правовой. науки находиться в поисках наиболее оптимального варианта создания правовой категории недвижимости.

Итак, удовлетворяет ли потребности правоприменительной практики и гражданско-правовую теорию определение недвижимости, имеющееся в законодательстве? Со всей очевидностью можно говорить, что нет. В громкий голос ученые заявляют, что законодательство о недвижимости требует совершенствования. В этой связи рабочей группой Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства подготовлена Концепция развития гражданского законодательства о недвижимых вещах. Концепция изобилует предложениями по совершенствованию действующего законодательства, но вместе с тем в ней, тем не менее, предлагается сохранить имеющееся легальное определение недвижимости . Недоработки зако-

© И. А. Емелькина, 2006

В зависимости от объектов, на которые посягают нарушители в области природопользования и охраны окружающей среды различаются правонарушения, связанные нарушением права собственности на природные ресурсы, так и с нарушением порядка рационального использования и их охраны.

Основанием возникновения эколого-правовой ответственности является экологическое правонарушение - противоправное деяние (действие или бездействие), нарушающее законы об охране окружающей среды и причиняющее вред природе, здоровью человека, либо создающее реальную угрозу такого причинения. Перечень экологических нарушений приводится в природоресурсовом законодательстве. Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды и ее отдельных компонентов, регулируемые нормами права.1

Предметом экологического правонарушения выступает сама природная среда, как условие жизни на земле, представленная в виде отдельных частей ее ресурсов, либо комплексов природных территорий.

Субъектами правонарушения в области охраны окружающей среды выступают предприятия, организации (в том числе кооперативы, агрофирмы), учреждения, их должностные лица и граждане. Должностные лица как субъекты экологического правонарушения могут одновременно рассматриваться и как

субъекты должностных правонарушений. Неисполнение или неправильное исполнение возложенных на них обязанностей по охране окружающей среды и рациональному использованию её ресурсов может являться одновременно и невыполнением служебных обязанностей.

В качестве субъектов правонарушения могут выступать предприятия, организации и учреждения, осуществляющие природопользование, выполняющие функции контроля за использованием и охраной природы, либо не состоящие в каких-либо конкретных правоотношениях по поводу эксплуатации или охраны окружающей среды.

Объективная сторона экологического правонарушения выступает в качестве противоправного поведения виновного лица, и как правило, выражается в нарушении установленного экологического правопорядка. Иначе говоря, нарушения системы общественных отношений, сложившихся в результате активных действий лиц.

Субъективной стороной правонарушений является вина, которая выражена в форме умысла, неосторожности или небрежности. При умышленном нарушении природоохранительного закона виновное лицо сознает, что своими действиями либо бездействиями причиняет вред природной среде и желает этого (прямой умысел), либо осознанно допускает наступление вредных последствий (косвенный умысел). Мотивы и цели умышленного поведения лиц могут быть самыми различными. Здесь может быть корыстная заинтересованность (к примеру, отстрел диких животных, самовольный захват вод для удовлетворения личных потребностей).

Кроме того, субъектами экологического правонарушения могут быть отдельные предприятия, превышающие нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в окружающую среду.

Так, Челябинский электрометаллургический комбинат систематически выбрасывает в атмосферу вредные вещества (взвешенные частицы), окиси серы и другие химические элементы, что отрицательно сказывается на здоровье населения г. Челябинска и прилегающих районов. Здесь важно подчеркнуть, что ответственность ложится в основном на должностных лиц комбината.

Неосторожность проявляется в виде небрежного, халатного, самонадеянного поведения, при котором виновный осознает или должен осознавать, что своими действиями либо бездействиями нарушает правила охраны окружающей среды, причиняет вред природной среде, но относится к этому безразлично, либо надеется, не имея на то оснований, избежать вредных последствий.

К неосторожности следует также отнести такие деяния, как несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах, невыполнение обязательных требований эксплуатации очистных сооружений, неисполнение требований по охране почв от эрозии, пренебрежение правилами пользования химическими средствами в сельском хозяйстве, и другие деяния.

Однако необходимо отметить, что некоторые виды правонарушений в области охраны окружающей среды могут быть совершены только умышленно. К таким видам нужно отнести: незаконный лов рыбы, умышленная потрава лесонасаждений, самовольная порубка леса. Другие могут быть совершены по небрежности: уничтожение леса в результате нарушения правил пожарной

безопасности, бесхозяйственного использования земель. В ряде случаев правонарушение предполагает обе сферы виновного поведения умышленного и неосторожного. К примеру, загрязнение атмосферного воздуха и водоемов.