Типичный обыватель или индивидуальность? Классный час «Гражданин и обыватель». Чем гражданин отличается от подданного

Введение

Понятие «гражданин» пускает свои корни во времена Древней Греции. Само слово в прямом переводе с греческого обозначает «житель города». Гражданами в этом древнем государстве называли людей, которые обладали правом голоса.

В настоящее время термин гражданин имеет несколько значений:

1. Гражданин - это человек, который имеет правовую связь с определенным государством, что позволяет ему иметь все права, предоставляемые законами этой страны и исполнять все установленные законами обязанности.

2. Гражданин -- индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.

3. Гражданин - субъект гражданского права, участник регулируемых им имущественных и личных неимущественных отношений, лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Прежде чем рассматривать взаимосвязь между гражданином и властью, нужно рассмотреть понятие власти.

Власть -- это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Власть -- специфический инструмент управления, используемый для достижения поставленных целей.

Власть - это особое общественное отношение, которое проявляется в способности эффективно воздействовать на людей и вещи, прибегая к различным средствам - от убеждения до принуждения.

Итак, в данной работе мы рассмотрим отношения между властью и гражданином.

Понимание статуса и роли гражданина, его отличия от обывателя и подданного с точки зрения политологии

Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

Отличие от обывателя и подданного

Прежде чем рассматривать различия между гражданином, обывателем и подданным, необходимо рассмотреть эти понятия.

Гражданин - это человек, который знает свои права и обязанности и, что самое главное, обладает общественным чувством соучастия в больших и малых делах. Это человек, который понимает свой гражданский долг, у которого есть гражданская ответственность, гражданская совесть.

Обыватель - человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами, мещанин.

Подданный - человек, состоящий в подданстве какого-нибудь (монархического) государства.

Понятие «гражданин» появилось еще в античности. Имело два смысловых аспекта: принадлежность к полису (по-современному - гражданство) и набор прав, обязанностей, качеств члена полиса (по-современному - гражданственность).

Гражданин - человек, систематически занимающийся гражданской (не политической) деятельностью. Гражданская деятельность - деятельность человека, направленная на изменение или удержание существующего порядка взаимоотношений людей в обществе за счет использования законно приобретённых властных полномочий над государством. Т.е. гражданин - это сознательный член общества. Индивид, занимающий активную гражданскую позицию.

Гражданин имеет двойственное лицо: первое - как принадлежащий к своему государству, защищаемый им и наделенный комплексом прав и обязанностей (гражданство, его юридический, правовой смысл), и второе - как согражданин, обладающий комплексом (или хотя бы частью его) социально-духовных, нравственных качеств, свидетельствующих, что он не замкнулся в себе как обыватель, а способен соизмерять собственные частные интересы с таковыми интересами сограждан и объединяться с ними при необходимости их отстаивания как перед государством, так и с его помощью - перед корыстными, аморальными криминальными согражданами.

Знание о своем генеральном статусе и социальной роли гражданина называется - гражданским сознанием. Истинный гражданин своей страны должен обладать этим сознанием, т.е. осознанием своей принадлежности к государству или государственной гржданско-полититической нации. Гражданское сознание имеет особое значение, оно способствует освобождению гражданина от политического угнетения со стороны госудавственно-чиновничих структур.

Кроме того, гражданин должен обладать гражданской культурой. Гражданская культура - важнейший показатель активного гражданства, инициативного поведения и практического гражданского соучастия в общественных делах. Гражданская культура в собственном смысле слова и относится к типу активистской культуры как «культуры участия». Главной функцией гражданской культуры выступает обеспечение социальной интеграции общества, единства действий в достижении общей цели гражданского процесса.

Также неотъемлемый признак гражданина это гражданственность. Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы. Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням.

Обыватель же не обращает внимания на вопросы общественно значимые, вообще вопросы, связанные с общественными делами, т. к. не видит в них лично для себя пользы. Обыватель полагает, что решение его мелких личных проблем есть основная задача общества, что удовлетворение его мелких потребностей есть главный движитель всех процессов. Основная цель обывателя - просто существование, и он совершенно уверен, что его личные мелкие интересы есть мера всех вещей, поэтому он ищет выгодный и удобный для себя вариант вне зависимости от общественных интересов.

Гражданское сознание отличается от обывательского в том, что оно формируется под влиянием научной мысли, осознания исторического опыта и просвещения - как в филогенезе поколений, так и в онтогенезе каждого здравствующего поколения. Таким образом, гражданское сознание формируется на протяжении, как исторического, так и индивидуального развития организмов.

По моему мнению, обыватель это - человек предпочитающий виртуальную жизнь, реальной повседневной суете. Зашел в социальные сети, написал несколько комментариев о том, как плохо живется или о том, как надоел произвол властей. Но, который никогда не выйдет на митинг или демонстрацию, не устроит забастовку в знак протеста. Собрание в доме провести, лампочки ввернуть, полы в подъезде помыть, убрать мусор - это не для него. Он будет сидеть и жаловаться, при этом не предпринимая никаких действий.

Термин «гражданин» это лицо принадлежащее к определенному государству, связанное с ним с одной стороны, определенными правами и обязанностями по отношению к государству (право на равный доступ к государственной службе и обязанность платить налоги), а с другой стороны - права и обязанности государства по отношению к гражданину (например, право соответствующих государственных органов разрешать или не разрешать массовые уличные политические демонстрации, обязанность защищать право личной собственности).

Тогда как термин «подданный» применяется в монархиях. Он отражает личную связь человека с монархом ("подданный его величества"). Для подданного, характерным является постоянное ожидание от государства какой-либо благодетели и который связывает все свои надежды, чаяния и стремления не с собственными возможностями и своим трудом, а исключительно с деятельностью государства.

Но развитых странах это различие на деле носит лишь словесный характер: основы правового положения личности в монархии Великобритании мало чем отличаются от ситуации в республике Франции. К тому же в последние десятилетия в европейских монархиях, в Японии и некоторых других странах оба термина употребляются как равнозначные, а вместо подданства все чаще используется термин «гражданство». В ряде государств первый термин вообще исключен из широкого употребления и применяется лишь при особых церемониях.

Обыватель, чиновник, гражданин…

«Я - обыватель». Невозможно было услышать такое лет пятнадцать назад, когда тысячи защитников перестройки и гласности заполняли Манежную площадь, скандируя лозунги типа «Если мы едины, мы непобедимы». Обывателем тогда считался тот, кто на демократические митинги не ходит. То есть, по словарю Ожегова, «человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами».

Отмечалось в словаре и другое значение - «городской житель», но с оговоркой: «в царской России». Старинный глагол «обывать» означал «жить, проживать, обитать». Так он объясняется у Даля, причем стоящее рядом слово «обыватель» только жителя и обозначает, без всяких там сарказмов. Но не всегда стоит пользоваться историей слова как главным аргументом. Ведь, скажем, «негодяй» и «негодник» в давние времена означали рекрутов, непригодных к военной службе. Однако теперь, защищая своего отпрыска от нежеланного призыва, уже никто не будет упрашивать военкомат признать юношу «негодяем». Меняются значения слов, и мы все в этом процессе принимаем участие.

Русская литература с ее нравственным максимализмом еще в царское время придала словам «обыватель» и «мещанин» презрительный смысл. Кто не писал школьных сочинений про щедринского «премудрого пискаря» (в текстах классика он все еще пишется через «и» - в отличие от простых, неаллегорических пескарей) с его обывательской ограниченностью! Гордый Блок возвышался над «читателем и другом», не знающим ничего, кроме «обывательской лужи». Так достали бедного обывателя, что Саша Черный даже взял его под защиту:

Молю тебя, Создатель

(Совсем я не шучу),

Я русский обыватель -

Я просто жить хочу!

Это из «Жалоб обывателя», опубликованных в журнале «Леший» в 1906 году. Через сто с лишним лет стихотворения зазвучало вполне современно. Не под силу каждому из нас решать мировые проблемы и «обустраивать Россию» - справиться бы как-нибудь со своими личными, сиюминутными, «мелкими» задачами! Вот и звонят люди на радио, пишут в газету, начиная свои вопросы словами: «Я как обыватель хочу знать про реформу ЖКХ». То есть как простой человек, которому надо сводить концы с концами. Или просят говорить с ними без научной зауми, без мудреных терминов: объясните мне, обывателю, что такое птичий грипп или, скажем, компьютерный вирус. «Обыватель» приобретает новое значение «неспециалист». Что ж, в известном смысле абсолютное большинство людей - это обыватели, люди, не обремененные ни большими денежными средствами, ни большими знаниями и умениями.

Невеселая, конечно, точка зрения, но реалистичная. Не то, что в советское время, когда от всех требовали духовного горения, а «обывателя» объявляли врагом. Маяковский в поэтическом экстазе заявлял от имени самого Маркса: «Страшнее Врангеля обывательский быт» и призывал свернуть головы канарейкам. Птички, конечно, были ни в чем не виноваты, а под знаменем борьбы с «мещанством» головы пошли сворачивать и обывателям, и общественно активным людям.

Реабилитировано ли слово «обыватель» навсегда? Не уверен. К тому же робкая прелюдия «я как обыватель» часто звучит «не по делу», мы просто не привыкли отстаивать свои права и зачем-то принижаемся. Да мы с вами многое можем не просить «как обыватели», а требовать как граждане своей страны! Довольно нелепо писать: «Как обыватель хочу знать правду о событиях в Беслане». Если вас этот вопрос волнует, значит, вы совестливый гражданин. Выше голову!

И уж совсем не к лицу маска «обывателя» народным избранникам. Есть в Государственной Думе одно ответственное лицо, которое явно злоупотребляет модным выраженьицем: «Я не экономист, а простой обыватель, которого больше интересует, когда правительство повысит минимальный размер оплаты…» Не надо лукавить: к «простым обывателям» вы не принадлежите хотя бы по материальному статусу.

С ними вы смыкаетесь разве что по уровню речевой культуры, но мы сейчас не об этом. В парламенте все-таки нужны не «простые обыватели», без определенного уровня экономических знаний там, пожалуй, и делать нечего.

И уж поскольку речь зашла о «больших людях», то хочется коснуться истории слова «чиновник». С ним произошла совершенно аналогичная метаморфоза. В том же ожеговском словаре «чиновник» как «государственный служащий» изображен только «в России до 1917 г.». А современное значение - исключительно ругательное: «человек, который ведет свою работу равнодушно, без интереса, бюрократически». Теперь, однако, средства массовой информации называют чиновниками всех, кто сидит в важных кабинетах и решает важные вопросы. Не становится ли это слово стилистически нейтральным? Не потеряет ли оно оттенок отрицательной оценки? Тем более что отнюдь не все чиновники «до 1917 года» были болванами, карьеристами и лихоимцами. Водились среди них и подлинные сыны отечества. В общем, посмотрим, как дальше ляжет речевая фишка.

Каждый человек имеет право быть простым обывателем. А также простым чиновником, добросовестно справляющим свою должность. Бурная политическая активность, творческое или научное подвижничество, самоотверженная благотворительность - все это занятия сугубо добровольные. Но если смиренные обыватели и исполнительные чиновники составят сто процентов населения… Нет, никак не обойтись России без энного количества людей, которых можно определить старинным и вечным понятием - «гражданин».

Из книги Фанаты. Прошлое и настоящее российского околофутбола автора Козлов Владимир

Фанаты vs. обыватель Было бы странно ждать от обывателя хорошего отношения к футбольным фанатам. Субкультура шумная, часто эпатажная, потребляющая алкоголь и дерущаяся, вряд ли может быть социально одобряемой. Но созданный в массовом сознании образ футбольного фаната

Из книги Избранные труды. Теория и история культуры автора Кнабе Георгий Степанович

Из книги Московские обыватели автора Вострышев Михаил Иванович

Из книги Скворешниц вольных гражданин автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Из книги Многослов-2, или Записки офигевшего человека автора Максимов Андрей Маркович

Из книги Фёдор Достоевский. Одоление Демонов автора Сараскина Людмила Ивановна

Чиновник Они похитили бы у меня зубы во время моего сна, если бы они могли вытащить их у меня изо рта, не разбудив меня при этом. Император АЛЕКСАНДР I – об окружающих его сановниках «Чиновник» – слово неприятное, и эмоции вызывает сугубо негативные. Почему? Что за вопрос?

Из книги Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо (1900-1910) автора Креспель Жан-Поль

Глава третья. Гражданин литературы: свобода и призвание IЕсли под свободой, которой так жаждал запертый в училище Достоевский, подразумевалась жизнь самостоятельная, независимая и неподконтрольная, то она наступила 5 мая 1841 года, когда из кондукторов он был произведен в

Из книги Цивилизация Древней Греции автора Шаму Франсуа

Из книги Личности в истории. Россия [Сборник статей] автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Урок по предмету «Обществознание» 9 класс

«Гражданин – человек свободный и ответственный»

Цель : сформировать представление учащихся о гражданине как о носителе основных гражданских ценностей и добродетелей; о том, что он имеет права и несет ответственность перед законом.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны понимать:

Учащиеся должны уметь:

    Кто такой гражданин? Что значит быть гражданином?

    Гражданин неразрывно связан со своей страной.

    Гражданин – человек, который любит свою Родину, переживает ее беды и проблемы как свои собственные.

1.Слово «гражданин» имеет разный смысл.

2.Конституция США (1787г.), декларация независимости (1776г.), Декларация прав человека и гражданина (1789г.) обеспечивают свободу путем провозглашения его естественных прав.

1.Анализировать текст:

2.Объяснять смысл понятий;

3.Видеть и показывать, чем различаются гражданин и обыватель.

Тип урока – изучение нового материала с элементами беседы

Ход урока

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Н.А. Некрасов

Учащимся предлагается найти ассоциации к слову «гражданин»

Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

Гражданин – взрослый человек, а также форма обращения к нему.

«Гражданка Иванова! Вам предоставляется слово для выступления»

«Гражданин СССР Ю.А.Гагарин совершил первый в мире полет человека в космос».

«Такое отношение к уплате налогов характеризует вас как гражданина».

«Граждане, передайте деньги за проезд!»

Работа по группам

Предлагается ученикам продолжить фразы

Гражданин – человек, который

Любит_____________________________________

Переживает_________________________________

Действует___________________________________

Протестует__________________________________

Требует_______________________________________

Потому что____________________________________

У Василия Шукшина есть рассказ о деревенском парне Пашке. Все вокруг знали о его несерьезном характере и называли его балаболкой. Но вот когда на автостоянке загорелся бензовоз, все кинулись врассыпную, так как боялись, что взорвется. А Пашка вскочил в машину, за руль полыхающего чудовища, и погнал автомашину в реку. Он едва успел спрыгнуть с подножки. А бензовоз полетел с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Пашка балагурит: мол, в космос запускали, а парают не раскрылся.

Как можно оценить поступок Пашки?

Все ли могут поступить так, как герой рассказа?

Какие чувства заставили его совершить этот поступок?

Какие гражданские черты вы увидели в Пашке?

Чтобы понять, что такое гражданские чувства, необходимо припомнить обычные человеческие чувства, которыми обладает каждый из нас. Это обоняние, вкус, осязание и так далее, т.е. естественные чувства.

Но у людей есть социальные, или общественные, чувства.

Приведите примеры социальных чувств.

Гражданские чувства – это движение души, не позволяющие честному человеку спокойно взирать на беды страны, несчастья других людей. Гражданские чувства побуждают искать пути улучшения жизни в обществе и совершать поступки, направленные на улучшение жизни.

Задание.

Выберите из предложенного перечня пять чувств человека, которые являются гражданскими, затем сократите новый перечень до трех чувств. Объясните свой выбор.

Гуманность

Чувство долга

Стыдливость

Скромность

Чувство чести

Сочувствие

Чувство

справедливости

Искренность

Чувство ответственности

Честность

Чувство вины

Милосердие

Приведите примеры гражданских поступков из истории.

Для того чтобы совершить гражданский поступок, необходим гражданский мотив, или мотив гражданского поведения

Мотив – это то, что побуждает человека к действию, деятельности, ради чего она совершается.

Расскажите реальный или вымышленный пример действия людей, в основе которых лежали гражданские мотивы.

Для совершения любого полезного поступка нужны нравственные усилия, усилия души и разума, а особенно большие усилия требуются для того чтобы совершить поступок на благо страны или других людей.

Есть люди, которые ничего в своей жизни не совершают, день прожит – и хорошо, но при этом они честно выполняют работу, не нарушают закон.

Фукидид, древнегреческий философ, писал: « Одни и те же люди у нас одновременно бывают заняты делами и частными, и общественными. Однако и остальные граждане, несмотря на то, что каждый занят своим ремеслом, так же хорошо разбираются в политике. Ведь только мы признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, не благонамеренным гражданином, а бесполезным обывателем».

Толковый словарь Ожегова

    В царской России: городской житель (купец, мещанин, ремесленник), а также вообще житель, относящийся к податным сословиям. Городской о. Сельский о. 2. Человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами, мещанин (во 2 знач). Превратиться в обывателя. || ж. обывательница, -ы. || прил. обывательский, -ая, -ое. Обывательские лошади (не почтовые, наемные; устар.). Обывательские настроения.

    Обыватель, таким образом, отнюдь не тот, кому «малого нужно» – напротив, ему нужно много! Ведь за то он себя и уважает – что имеет. Уважать себя есть задача моральная. И вот, обывателю нужно все, что есть у других, «всех», и притом по возможности в максимальной степени (ибо моральным нельзя быть «от сих до сих», но только в полной мере). И во всяком случае ему, обывателю, нужно гораздо больше того, что диктуют ему его реальные потребности, а часто и что-то, что по существу идет им вразрез.

    Первое, чего желает обыватель - комфорт. Это цель всей жизни. Он будет ходить на ненавистную работу, улыбаться, держа фигу в кармане, предавать по-крупному и просто мелко жульничать - и всё ради удержания и преумножения комфорта.

Кто такой обыватель в нашем представлении?

Отличаются ли ваши взгляды от взглядов Фукидида?

Могут ли в человеке присутствовать черты гражданина и обывателя?

Задание.

Нарисовать словесный портрет обывателя.

Выскажите свое отношение и мнение по поводу слов Демокрита о гражданской позиции: «Кто хочет жить спокойно, тот пусть не делает много ни для себя лично, ни для пользы общества».

Вывод. Благополучие общества во многом зависит от того, какими качествами обладают его члены, от их характера, чувств, воли, мотивов, способностей.

Нравственный кодекс человека-личности – гражданина.

Возьмите карандаш и напишите слово «совесть», и вспомните, когда вы думали о ней.

Каждое утро, выпрямившись во весь рост, вспомните:

Я – человек - личность - гражданин-

Всегда готов встать рядом или впереди,

Протянуть руку помощи,

Легко нагнуться к малому или слабому,

Подставить плечи под груз тревог и забот,

Обернуться к отставшим,

Дотянуться до мечты,

Балансировать между желаниями и возможностями,

Перепрыгнуть через усталость и боль,

Подняться после неудачи,

Пронести через всю жизнь дружбу и любовь,

Бороться с собственной тенью,

Глубоко вздохнуть по несбывшемуся

И повторить комплекс опять и с начала – до победы.

Учащимся предлагается в качестве рефлексии урока написать синквейн

Справка: синквейн – нерифмованное пятистрочие, составленное по строгим правилам:

первая строка заключает в себе слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает предмет или объект, о котором пойдет речь;

вторая строка содержит два слова – чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного для синквейна предмета;

третья строка образуется тремя глаголами ил деепричастиями, описывающими характерные действия заданного предмета;

четвертая строка – это фраза из четырех слов, которая выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету;

в пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета.

Примеры синвейна на тему « Право» и «Закон»

Право

Естественное, вечное.

Защищает, охраняет, принуждает.

Наука о добром и справедливом.

Предписание.

Закон.

Справедливый, обязательный.

Обязывает, карает, гарантирует.

Особый социальный регулятор поведения.

Этот текст (точнее, его концептуальная часть) родился во многом случайно, как побочный продукт работы над другими вопросами. Я не старался изо всех сил «прикрутить» собственную теорию мотивов к государству. «Оно само» так получилось. Я догадываюсь, что мои мысли о социуме и государстве мало кому могут быть полезными, но, быть может, кто-то в них найдет рациональное зерно. Я хочу написать о мотивации человека в отношении государства, иными словами, что человек хочет получить от своей страны. Мне кажется, время пропагандистских воззваний в духе «не спрашивай, что Америка сделала для тебя» прошло. Времена меняются, требования к власти растут количественно и качественно. Что лежит в их основе? Что на самом деле требует житель страны от властей?

Государство, гражданин, обыватель

Итак, есть государство - система администрирования и управления территорией, населением закрепленным за этой территорией и инфраструктурой, физически размещенной на данной территорией. Мотивация государства весьма многогранна и значительно выходит за рамки представления, диктующего «осчастливить своих подданных». Я готов допустить, что мотивация государства в отношении людей не отличается от мотивации скотовода в отношении своих подопечных. «Есть дела и поважнее, а скотину достаточно кормить и убирать навоз». Однако, люди (граждане государства) значительно сложнее домашних животных, поэтому вопрос «кормить и убирать навоз» в отношении людей также сложнее. И недоработки на этом уровне чреваты социальными катаклизмами, которые могут поставить под угрозу само существование государства. Но что и как должно делать государство, дабы его граждане оставались лояльны? Тем более, что в настоящее время репрессивные меры для подавления недовольных граждан становятся все менее эффективными и даже опасными для власть предержащих. Чего же хочет «народ»?

Народ хочет «и того и другого, и можно без хлеба», как говорил голосом Евгения Леонова Винни Пух в замечательном мультфильме. Мотивация людей сложна, притом не принимать ее во внимание нельзя. Запрет на реализацию потребностей чреват социальной напряженностью и возможностью бунта. А невозможность реализации потребностей чревата депрессией, отсутствием желания делать что-либо для общества вообще. Парадокс в том, что жизнь современного человека существенно легче физически чем жизнь предков, живущих еще 100 лет назад, и это обилие свободного времени дополнительно усложнило мотивацию людей (они стали задумываться о том, что им не могло прийти в голове ранее). Само собой, развитие желаний в полном соответствии с буддистскими истинами «умножило страдания», то есть усилило недовольство существующей ситуацией. И это общемировая проблема. Впрочем, факт кризиса западного общества уже давно является общим местом, но западное общество как-то еще может балансировать между революцией и всеобщей апатией. В России же, кризис дошел до того, что у нас наблюдается и депрессия и предреволюционная ситуация одновременно. Так как мотивация жителей страны не находит адекватного отклика в действиях государства в лице конкретных персон и институтов.

Нет, я не говорю о том, что государство обязано стараться осчастливить реальными инициативами всех граждан. Для психики и мотивации, которая растет из психической реальности, нет различия между воображаемым и реальным. То есть некоторые мотивационные устремления могут быть реализованы не через реальные действия, а посредством канализации мотивов через пропагандистские усилия (оптимален конечно комплекс из реальных дел и активной их пропаганды). Но в любом случае, разбираться с мотивацией необходимо. Иначе, это не даст возможности каких-либо позитивных изменений: недовольство и нежелание делать что-либо во благо - плохие союзники для развития.

Понятно, что мотивация всех людей, формально являющихся гражданами конкретного государства, не одинакова. На одной границе социума - самомотивированные индивиды, которым от государства в принципе ничего не надо, это «граждане мира» (или «безродные космополиты» - кому как нравится), на другой - маргиналы, также не требующие ничего от государства в силу отсутствия такого понятия в их мотивационной системе. Между этими крайностями размещена основная масса людей, о мотивации (потребностях, определяющих активную заинтересованность и поведение) которых и пойдет речь. Концептуально, я бы выделил 2 основных направления мотивации, которые можно назвать «Обыватель» и «Гражданин». Это не типология людей, это только направленность мотива, и эти виды направленности в тех или иных пропорциях присущи всем людям, которых принято считать «нормальными». Мотивация «Обывателя» сугубо индивидуалистична, эгоистична: «хочу чтобы государство дало мне…». Мотивация «Гражданина», в противоположность «Обывателю» начисто лишена индивидуалистической компоненты: «хочу чтобы государство было…» и включает в себя абстрактные желания о поведении государства в отношении граждан в целом, в отношении «народа». И то и другое - крайности, которые в чистом виде можно встретить только в словесных интернет-баталиях, когда оппоненты скорее общаются с демонами в своей голове, нежели с реальными собеседниками. Люди (кроме маргиналов, которых мы уже исключили) в реальности руководствуются как мотивацией Обывателя, так и мотивацией Гражданина. Поэтому, рассматривать требуется оба направления мотивации людей, это покажет более полную картину. И после этой достаточно длинной увертюры, я перейду к собственно потребностям с точки зрения Обывателя и Гражданина.

Модель 8 мотивов и государство

Мы в свое время выделили 8 базовых потребностей, движущих людьми во всех ситуациях потребления. Это: Доминирование, Безопасность, Принадлежность, Размножение, Гедонизм, Экономия, Исследование, Забота. Я склонен думать, что они полностью покрывают и мотивацию людей в описываемом контексте. Тем более, что в нашем «потребительском» мире, и к государству отношение во многом потребительское, как к продукту. Люди, недовольные тем, как ведет себя по отношению к ним государство, действуют точно так же, как будто они недовольны продавцом, который продал им некачественную стиральную машину - они сразу же начинают искать возможности найти другой «продукт» (эмигрировать), протестовать, жаловаться и иными способами требовать «справедливости», то есть пытаться восстановить попранные потребительские права. А маргинальные группы («космополитов» и «бомжей», грубо говоря), способных вести себя иначе, мы исключили из рассмотрения.

Доминирование

Доминирование - стремление достичь и продемонстрировать высокий уровень в социальной или групповой иерархии.

Для Обывателя это означает дословно то же самое: «я хочу иметь возможность повысить свой уровень в иерархии и показать это всем». Речь здесь идет о социальных лифтах и символах статуса. Как только государство костенеет и социальные лифты перестают работать без «социального лифтера» - в обществе зреет недовольство. Если сравнить СССР и США, в данном контексте, то преимущества США были налицо: хоть социальные лифты в СССР, возможно, работали даже лучше, в СССР было крайне плохо с символами демонстрации статуса. Были ограничения и на различные групповые иерархии - «самым крутым фриком» было довольно сложно стать. В итоге было ощущение «хочещь жни, а хочешь куй, все равно получишь фигу». В то время, как в США активно педалировали тему «американской мечты» (воображаемый социальный лифт с понятными правилами игры) и бесчисленные возможности воображаемых социальных лифтов в отдельных группах (что не позволяет говорить о реальном росте статуса в социуме, но позволяет канализировать эту потребность в безобидное для власть имущих русло). В демократической же России, с символами статуса проблем нет (скорее их избыток), а вот отсутствие социальных лифтов и торжество родственных и дружеских связей во всех точках роста вызывает массу негатива.

Для Гражданина, Доминирование означает, что он живет в стране, которая «самая-самая», страна доминирует во всех сферах, где есть возможность сравнения с другими государствами. Мотивация Гражданина, как противоположная по знаку мотивации Обывателя может во многом нивелировать ее, что и было в СССР - «колбасы нет, но зато мы в космос летаем». Сейчас России похвастать особо нечем (в том числе и по причине слабости пропагандистской машины, неспособной даже явные достижения на мировой арене подать так, чтобы это не вызывало волны недовольства). Кстати, победы в спорте также напрямую связаны с потребностью в Доминировании. И в настоящее время, на общем фоне это хоть какой-то способ успокоения Гражданина, желающего видеть свою страну великой. Правда, способ не всегда удачный и очень ситуативный. И вообще, лучше иметь в запасе и другие способы показать величие государства Гражданину, который живет в каждом. Еще один аспект доминирования, важный для Гражданина - ограничение возможностей реализации этой потребности через установление четких социально-приемлемых правил игры (работы социальных лифтов) и жесткий контроль соблюдения (справедливость). Ситуацию с данным аспектом в современной России лучше не комментировать…

Безопасность

Безопасность - очевидное стремление обезопасить себя во всех сферах.

Безопасность Обывателя - личная безопасность и безопасность своих близких. Понятно, что никто не застрахован от несчастий, но градус отсутствия безопасности в России (в том числе и созданный стараниями СМИ) зашкаливает.

Безопасность Гражданина - безопасность страны от опасных воздействий. Это уверенность в том, что в случае любой опасности, будь то террористы, некий внешний враг или метеориты с марсианами, государство выстоит и защитит всех. Это вопрос соответствующих государственных ведомств. И это в том числе пропагандистский вопрос.

Принадлежность

Принадлежность - стремление принадлежать к группе, ощущать себя частью чего-то целого.

Обыватель, как я уже сказал - индивидуалист, ему чужда забота о группе. Но и эта потребность касается его. Обыватель избегает принадлежности к угнетаемой группе. Иными словами, Обыватель не против угнетения вообще, он против угнетения таких, как он. Мы все принадлежим в силу ряда причин к нескольким различным группам, этническим, социальным, культурным. И никто не хочет ощущать себя принадлежащим к угнетенным. Эту карту успешно разыгрывали в информационных войнах во все времена, разжигая ощущение угнетенности в какой-либо группе, сплачивая людей и толкая их на агрессивное изменение ситуации (зачастую в худшую для них же сторону). В России ситуация в этой области вообще парадоксальная - самой «угнетенной» считается системообразующая этническая группа - русские.

Гражданин же хочет принадлежности в чистом виде, принадлежности к чему-то большему, к чему-то хорошему и правильному, к сильной стране с великой историей и великим народом. А у нас как-то так вышло, что страна есть, а ничего великого и не осталось. Последние остатки величия - героическую историю, изо всех сил стараются смешать с грязью… Вообще, по части реализации Принадлежности, как для Обывателя, так и для Гражданина, ситуация сложилась просто не поддающаяся сравнению. Это просто дико. Особенно для русской ментальности, где понятия коллективизма, гордости за коллективные достижения являются одними из ключевых.

Размножение

Стремление к продолжению рода - фундаментальная мотивация всех живых существ, вроде бы и не нуждающаяся в расшифровке. В продолжение рода вовлечен целый ряд поведенческих актов, от биологичного коитуса до социально обусловленных ритуалов ухаживания и т.п.

Обыватель хочет всего комплекса (сексуальное удовольствие пока не трогаем): возможность нахождения себе пары, создания семьи и возможность успешного деторождения. И конечно же, он хочет помощи от государства, позволяющей успешно и без потерь реализовать эту программу. Впрочем, поддержку деторождения оказывает каждое уважающее себя государство (что может совсем и не сказываться на уровне воспроизводства), так что Америку тут не открыть. Обыватель всегда будет хотеть больше и больше - чтобы за каждого ребенка выдавали яхту и виллу, например. Это эгоистичное желание компенсирует мотивация Гражданина.

Гражданин хочет, чтобы все «плодились и размножались». Мотивация Гражданина отвечает за социальные стандарты многодетности в семьях. И в традиционных обществах, социальные стандарты могут значительно подавлять эгоистичную мотивацию Обывателя, где «плодятся и размножаются» вне зависимости от наличия поддержки со стороны государства. Но в обществах, где вопрос формирования социальных стандартов отобран у авторитетного «Гражданина» и отдан на откуп масс-медиа, все иначе. Размножение сведено к гедонизму, культ которого не дает работать ни программам стимулирования рождаемости ни социальным стандартам. Россия в данном вопросе на перепутье - мы еще не стали однозначно эгоцентричным обществом, как то навязывается масс-медиа, и мы уже давно перестали быть традиционным обществом в чистом виде. Очевидно, что нужно работать со всеми видами мотивации. Негативная демографическая динамика видна уже не первый год, и что-то нужно менять.

Гедонизм

Каждое живое существо стремится к удовольствию и избегает неудовольствия. Примитивный (по смыслу, а не по механике) биохимический механизм коррекции поведения, человек превратил в самостоятельную мотивирующую силу, с которой подчас не может совладать.

Обыватель хочет доступного удовольствия, получаемого всеми возможными способами. От государства Обыватель многого не требует - сделать удовольствия максимально доступными. Или хотя бы минимизировать набор запрещенных удовольствий. Что, в общем-то и реализуется, а бизнес привычно удовлетворяет существующие запросы и формирует новые. В итоге, в современном мире, стремление к удовольствию стало культом. Но проблема в том, что Обыватель не в состоянии контролировать этот процесс и готов стимулировать свой «центр удовольствия» до потери сил. Природа поставила жесткие рамки получения позитивного биохимического, эмоционального или иного подкрепления, на этом же, во многом стояла и мораль. Но Обыватель, «взломав» эту систему, сделал удовольствие самоценным. Что лишило смысла привычные схемы реализации иных потребностей. Зачем заниматься утомительным делом создания семьи и воспитанием потомства, когда сексуальное удовольствие доступно и без этого? Кроме того, семья существенно снижает возможности получения и других видов удовольствий. Отсюда, причины низкого уровня деторождения в развитых странах совсем не удивляют. Гедонизм «перетянул» доминирующую мотивацию на себя.

Гражданин имеет диаметрально противоположную мотивацию в данном вопросе: он хочет жесткого контроля государства над гедонистической сферой. Гражданин вообще большой моралист. И всегда хочет максимального сужения спектра возможных удовольствий, где остаются доступными только социально-приемлемые формы гедонизма. Подобную шизофреническую мотивацию мы часто видим в людях - для себя хотим одного, «для народа» - совсем другого. Но в масштабах государства, подобное двоемыслие реализуемо с огромным трудом, если вообще реализуемо. У нас в стране это особенно наглядно: каждый хочет поменьше работать, но больше развлекаться. Для «народа» же каждый располагает целым веером требований. К сожалению, люди представляющие собой власть, руководствуются точно такой же шизофренической логикой. И это началось еще задолго до Перестройки, пожалуй в 50-е ХХ века…

Экономия

Человек всегда стремится экономить свои силы и ресурсы. Впрочем это свойственно и другим животным, которые не будут шевелиться без необходимости. Ресурсы всегда небезграничны. Просто у человека больше ресурсов, которые он может осознанно экономить. И больше различных смыслов для экономии.

Обыватель в вопросах экономии сил и средств завязан на реализацию индивидуалистичных потребностей. И если уж торжествует гедонизм, то экономия или является его частью (поменьше работать, побольше лениться) или же является ступенькой к тому или иному виду гедонизма (накопить денег, купить большой телевизор). Впрочем, другие потребности также могут быть связаны с экономией, например доминирование: накопить деньги и купить большой автомобиль.

Гражданин мотивирован на реализацию более сложных поведенческих схем, он рассматривает экономию в разрезе стратегических (социально приемлемых или позитивных) целей. Но в целом, мотивация Обывателя и Гражданина дополняет друг друга. И роль государства в обеих случаях схожа - обеспечение возможности экономии. Экономия это «экономить ресурсы для…». То есть, нужно, чтобы:

А) ресурсы можно было экономить в принципе (при инфляции в сотни процентов или грабительской банковской политике, очевидно, экономия теряет смысл вообще);

В) было что экономить в принципе (при отсутствии свободных ресурсов, речь может идти лишь о выживании и тут не до экономии, это сильнейший стресс);

С) была цель экономии (иначе вся экономия выльется в банальную лень) - купить лучший дом, скажем. Больше от государства в разрезе этой потребности не требуется.

Исследование

Мотивация, двигающая познать мир вокруг и самого себя присуща людям от рождения и зачастую до самой смерти.

Обыватель в принципе не любопытен, его интересует только достаточно узкий круг тем - скандалы, интриги, расследования и телепрограмма на неделю. От государства здесь требуется только одно - отсутствие табуированных тем. Если нечто является «запретным», потребность в исследовании просыпается у самых ленивых и нелюбопытных, и вот уже вся страна читает самиздатовский вариант «Один день Ивана Денисовича» или распространяет слухи, один нелепее другого. С этим в России традиционная проблема - «власти что-то скрывают», и это утверждение, помноженное на проблемы в других мотивационных блоках, порождает самые безумные слухи. Так было во времена Чернобыля, так было во время потопа в Крымске.

Гражданин же требует, чтобы государство всемерно стимулировало исследовательскую мотивацию, развивая образование и науку. И конечно же, чтобы власти ничего не «скрывали».

Забота

Потребность в заботе, в мотивации Обывателя и Гражанина раскладывается в двух взаимодополняющих плоскостях.

Обыватель хочет, чтобы государство заботилось о нем и его семье, что бы с ним ни случилось и где бы это ни произошло. По своей дурости попал в снежный буран на другом конце Земли - государство должно заботиться.

Гражданин хочет, чтобы государство заботилось о слабых, немощных и тех, кто не способен проявить или реализовать себя в полную силу.

И то и другое подразумевает эффективно работающие институты социальной защиты и ряд мер по контрою и сохранению жизни и безопасности своих граждан. Впрочем, с законностью этих требований как правило глупо спорить.

Этим список жизненно важных мотивов в контексте «житель страны - управляющая надстройка» исчерпан. К сожалению, мотивация человека во многом двулична или даже шизофренична: для себя мы хотим «хорошего», для других - «правильного». Это ставит жирный крест на создании даже жалкого подобия «идеального общества» или «идеального государства». И если некие силы начинают раздувать то, что жители страны или отдельные группы получают что-то «плохое» или «неправильное», сразу возникают волнения. А удовлетворить всех - невозможно. Тем более, что государственная машина отличается медлительностью и неповоротливостью. Тем более такая огромная машина, как Российское государство. Быть может, если рассматривать работу институтов государства не с позиции этих институтов, а с позиции мотивации и влияния (реальном или виртуальном) на людей, дело как-то улучшится? Как знать…

Разные мотивационные элементы неравнозначны - одни являются системообразующими. Это Доминирование, Безопасность, Размножение, Принадлежность. Другие являются как-бы служебными, обслуживающими более важные потребности - это Экономия, Исследование, Забота, отчасти даже Гедонизм (который всегда приходится направлять и контролировать). Одни потребности требуют системных изменений на уровне государства, другие - лишь корректировки. В любом случае, для успешной работы с мотивацией самой важной является информационная система, предназначенная для сбора обратной связи и информировании жителей различными способами и при помощи различных каналов. В России с этим большая проблема, что вместе с проблемами удовлетворения потребностей жителей, заставляет создавать и тиражировать негативные настроения. Что влечет к росту и депрессии и революционных настроений в разных аспектах бытия.

Вы можете спросить -а как же свобода, демократия, общечеловеческие ценности, права человека и меньшинств? Лично для меня эти ментальные конструкты не более, чем символы манипулирования общественным и индивидуальным сознанием. Для мотивации подобных абстракций не может существовать. Эти вещи всегда привязаны к тем или иным аспектам реализации конкретных потребностей. Привязаны реальной или мнимой цепью причинно-следственных связей. И эти понятия можно вывернуть как в одну, так и в другую сторону. Впрочем, для пропагандистской риторики, эти понятия подходят как нельзя лучше. Но в более широком, системном контексте, эти понятия - бессмыслица. Люди могут быть довольны жизнью и «под гнетом тирании», люди могут быть несчастны и в «самой свободной стране мира». Мотивация первична. Этого не изменить.

Спасибо за внимание.

Наши проекты

13:42

После развала СССР, мы начали строить «демократическое, гражданское общество». Каждый из нас, кто имеет паспорт, может смело сказать, что он Гражданин России, ведь это прописано в удостоверении личности. Но числиться и быть – это одно и тоже? Или же есть разница? Кто же такой Гражданин в широком смысле слова и чем он отличается от Обывателя и Быдла? Давайте поворчим, но разберемся.

ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА
Не так давно стал свидетелем, как в одном из дворов Красноярска, ответственные квартиросъемщики вышли на собрание жильцов. Обсуждали важный вопрос – чем застроить территорию на выделенные средства по программе благоустройства дворов «Комфортная городская среда».

Суть в том, что эта программа предполагает софинансирование самих жильцов. Процент минимальный, но все же он из кошелька каждого собственника жилья. Зато дает возможность решать самому, что необходимо сделать в первую очередь. Ведь: «Кто платит, тот и заказывает музыку». Естественно, что на собрание пришли далеко не все. Но и малая горстка людей успела поссориться, решая, чем облагодетельствовать всех.

Одни хотели положить асфальт и установить новые лавочки и урны. Но их оппоненты парировали: «Скамейки есть – надо лишь отремонтировать и покрасить; урны не нужны, почти возле каждого подъезда есть мусорные баки; асфальт класть не надо - летом он расплавиться, на туфлях не пройдешь, все каблуки собьешь».
Другие выступали за строительство детской площадки. Старую (построена три года назад) снести, поставить новую, еще более современную. Чтобы было, где детям играть, а мамочкам обустроить место, где бы можно посидеть, пообщаться. «Лучше беседку, чтобы дождь не капал».

Третьи выступали за увеличение парковочных мест. Аргумент – машин с каждым годом больше и больше, ставить уже некуда. Все снести и организовать большую бесплатную парковку, а чтобы не ссориться, закрепить места за квартирой: «А то построили рядом платную стоянку, чтобы тянуть с народа деньги, но она пустует. Как ей не пустовать, ведь за месяц приходится отдавать 2500-3000 рублей!».
Четвертые были за клумбы и мини-парк, пятые – за площадку для выгула собак, шестые – вообще были ни за что, но против всего. «Понравилось» высказывание одной женщины: «А давайте мы не будем софинансировать, пусть нам построят на выделенные деньги что-нибудь поменьше и подешевле, но без наших вложений!».

Произошла эта история… А в принципе неважно, на левом или правом берегу, в Солнечном или Академгородке. Потому что могла она случиться в любом дворе Красноярска. Разве не так?

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЕЕ ОТСУТСТВИИ
На днях разговорились с приятелем. Два высших образования, интеллигент, как минимум в третьем поколении. У него двое взрослых детей. Сын работает в государственной корпорации (папа помог), дочь учится в вузе. В ходе беседы мой приятель сказал, что выходные будут теплые и надо обязательно съездить на дачу, отдохнуть «в последние денечки».
А я спросил:
- А что на выборы не пойдете?
- А зачем?
- Ну, ты же гражданин России?
- Конечно, и даже, считаю себя патриотом, ведь мой дед воевал, но причем тут выборы? Там уже давно все за нас решили. Какой смысл?

Спорить я не стал, чтобы не выслушивать получасовую демагогию по обозначенной тематике.
По статистике, 82 % опрошенных социологами россиян считают, что не могут повлиять на происходящее в стране. При этом, большая часть не хочет принимать участие в политических процессах и менять власть, которая, по мнению опрошенных, обманывает население и не гарантирует защиту от произвола. То есть, власть плохая, «творят, что хотят, но поменять ее мне лень, а те, кто ее выбирал жулики или лохи, не то, что я, который не ходил на выборы, поэтому ко мне претензий быть не может».

Явка на выборы любой власти за последние годы в Красноярском крае варьируется в пределах 30 процентов. На президентских она чуть выше, на голосовании за местные органы самоуправления – ниже. Нынешняя власть привыкла, что она слаболегитимная, но что из того? Ведь руководят и правят. По неофициальным данным, на каждые конкретные выборы делается установку. Работать на явку или нет. Например, выборы президента России назначили в этом году на 18 марта, а выборы в органы местного самоуправления – 9 сентября, когда люди отдыхают «последние денечки» на даче, убирают урожай. Потому что в первом случаем «работали» на явку, во втором – она не нужна.
Но что с того? Власть хитрит, но бездействуем же мы сами. Никто нас не пытается остановить на входе в избирательный участок, отобрать у нас бюллетень. Сами не идем. Почему? Потому что апатия и неверие? Или потому что лень и безразличие?

В 18-19 веках по всему миру шла массовая борьба за равные права. Рабочие и крестьяне требовали равноправия с аристократией, колониальные государства хотели стать независимыми от «хозяев», а женщины добивались равных прав с мужчинами. И главное, чего требовали в акциях протеста и революциях – право выбора. Добились, чтобы в 20-21 веках добровольно от этого отказаться.
Те, кто считает, что «своя рубашка ближе к телу» не может считать себя Гражданином. Это житель страны, обыватель. Он не хочет ответственности, его устраивает и то, что он может просто «поворчать». Настоящий Гражданин – тот, кто не ставит свои интересы выше общественных, а также тот, кто действительно способен принести пользу государству и социуму. Кроме того, он желает, чтобы настало лучшее будущее, всеми силами и возможностями стремясь к нему.

Мотивация «Обывателя» сугубо индивидуалистична, эгоистична: «хочу, чтобы государство дало мне…». Мотивация «Гражданина», в противоположность «Обывателю» начисто лишена индивидуалистической компоненты: «хочу, чтобы государство было таким-то…» и включает в себя абстрактные желания о поведении государства в отношении граждан в целом, в отношении «народа».

О БЕДНОМ БЫДЛЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО
Сегодня слово быдло – дерогатив, ругательство. Но еще несколько веков назад так называли крупнорогатый скот. Применили к людям его во время войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитной в 16 веке. Так поляки-католики презрительно называли православных крестьян, которые проживали на завоеванных у Руси территориях. Позже быдлом стали величать отдельные помещики крепостных крестьян – «рабочий скот».

Сегодня у этого слова более широкий смысл. Употребление его к обозначению отдельно взятого человека показывает на причастность этого индивидуума к большой группе людей, т.е. он выходец из этой толпы, выходец из этого стада. Более мягким, неругательным синонимом являются слова «массы», «толпы». Однако массы не обязательно быдло. Быдло - бездумные массы людей. Слово «быдло» в современном, ошибочном понимании многие представляют в значении, «тупой, грубый, неотесанный, без культурный человек». Им еще называют гопников (Гопники - жаргонное слово русского языка, обозначающее представителей городской прослойки низкого социального статуса. В XIX веке в России существовали «Городские общества призора» (ГОП), при которых имелись приюты для бездомных, калек, сирот и т.д. Прим. Редакции). Одного конкретно взятого гопника называют быдлом. Если человек грубит вам, оскорбляет, угрожает какой-то расправой, пренебрежительно относится и смотрит на вас свысока, то он не быдло - он хам или жлоб. Быдло не обязательно люмпен-пролетариат или жители городских окраин. Быдло может иметь два высших образования, престижную работу и хорошую зарплату.

Нужно ли говорить, что «Обыватель» не далеко ушел от быдла. Но все же ему присущи мотивации «Гражданина». Он любит свою страну где-то глубоко в душе. Может занять активную гражданскую позицию, например, на кухне в споре с соседом или в социальных сетях. В нем нет покорности стада, а его безразличие происходит из-за лени. Случись что, он будет громко кричать, но никогда не делать. Воспользоваться своими правами в том же суде, ему «некогда». Есть более значимые дела. Та же дача или недочитанная книга. Пойти и выбрать власть ему просто «в лом», поэтому она оправдывает себя «неверием». Быдло не ходит на выборы потому, что не знает, как и кого выбрать. Для него самый лучший человек – это он сам. У него много ярлыков и стереотипов, которые мешают думать. У него узкий круг интересов, в которые судьба государства, края, города, просто не входят. Но его всегда можно узнать по простым фразам.

10 ПРИЗНАКОВ БЫДЛА

1. «САМЫЙ УМНЫЙ, ЧТО ЛИ?»
Быдло пользуется телефоном, причем зачастую дорогой модели (он же не лох какой-нибудь!) и ездит на автомобиле. Он считает всех глупее себя, но при этом лечиться предпочитает «красной ниткой, снятием порчи и куриным пометом». Он не любит тех, кто не разделяет его взгляды: «Самые умные, что ли, или больше всех надо?» .

2. «ВЫ ВСЕ МЕНЯ БЕСИТЕ!»
Быдло не терпит всех, кто не входит в его рамки «правильности», в его стереотипы. Поэтому начальник – дурак, власть – воры и жулики, умные люди – «ботаники» и так далее. На всех и вся вешаются ярлыки. Быдлу так легче понимать окружающий мир и ориентироваться в нем.

3. «А МНЕ ТАК УДОБНО!»
Быдло не ведает о существовании чужого личного пространства. Если душа требует песен, то громкую музыку слушает весь дом. Захотел пикник, зачем идти на природу, во дворе места много, мангал установит под окнами соседей. Гонять на мотоцикле следует непременно по главной улице города (кому слишком громко, пусть переезжают), а парковаться обязательно посреди тротуара или на входе в подъезд. Кого-то не устраивает? Не мои проблемы!

4. «А ЧЕ ТАКОВА?»
Быдло не понимает слова дресс-код. Он может прийти в театр в шортах. Пройтись по улице, запросто сняв майку, обнажить пузо и голый торс. Они могут выдыхать табачный дым в пробках в окно рядом стоящего автомобиля. Мчатся по лужам, не обращая внимания на пешеходов. И они делает это не назло, а от непонимания, что творят непотребное, объясняя поступки фразой: «А че такова?»

5. «Я САМЫЙ КРАСИВЫЙ!»
Гламур – это тоже особый вид быдлячества. Все должно быть ярко и вызывающе. Они забивают Инстаграм фотками с деликатесами, снимают себя полуобнаженными, выставляя на обозрение общественности. Снимаются на экскурсиях на курортах, в вызывающих позах и так далее. Смотрите, какой я, что я ем, и где отдыхаю!

6. «ТЫ МЕНЯ УВАЖАЕШЬ?»
Быдло агрессивно и при этом мнительно. Ему кажется, что его осуждают, смотрят свысока, недостаточно уважают. Поэтому он устроит: ссору на работе, легко ударит или оскорбит жену или мужа (если он слабее), разборку в автомобильных пробках и на парковках. У них особое чутье, каким-то образом безошибочно вычислять, на кого можно безнаказанно поднять руку, а кто ответит жестко и незамедлительно. С тем лучше не связываться.

7. «САМ ВИНОВАТ!»
Быдло не испытывает сочувствия и сострадания. Помочь ребенку больному раком? Да никогда, ведь деньги «не дойдут, их курадут». Мошенник обманул жертву, девушку изнасиловали, так все по тому, что «сами виноваты». При этом само быдло никогда не признает своей вины. В его плохой жизни виноваты: муж или жена, соседи, соперница-ведьма, невоспитанные и неблагодарные дети, власти всех уровней и государствов целом. Ему легче признать, что его «сглазили», чем извиниться.

8. «ЕСТЬ ДВОРНИК, ПУСТЬ И СЛЕДИТ ЗА ЧИСТОТОЙ!»
Раз есть люди, которым «плотят» за то, чтобы они следили за порядком – значит, их нужно обеспечить фронтом работ. Поэтому допил бутылку на балконе, брось ее на улицу. Докурил сигарету, кинь бычок на асфальт. Урны вовсе не для мусора, кругом же трава. Быдло минует коврик для вытирания ног, и легко пойдет по только что помытому полу.
Быдло уважает только свое. Ко всему остальному можно относиться пренебрежительно. Это, если на твое расстеленное на пляжу одеяло, кто-то наступит – плохо. А мыть машину, где купаются люди запросто. Они считают, что дома нужно поддерживать чистоту, но выйдя за порог, делать эту уже и необязательно. Это в квартире собаку ругают, если нагадила, а сходить в песочницу ей, не только можно, но и «паадумаешь, развели трагедию».

9. «Я СЕБЯ НЕ НА ПОМОЙКЕ НАШЛА!» (ВАРИАНТ: «Я МАТЬ!»)
Быдлу все обязаны. И, прежде всего, все должны его уважать и считаться с его правами. Оно прекрасно их знает, но только в отношении себя, забывая, что и другие люди имеют такие же права. Он не уступит место в автобусе пожилой или беременной женщине. Она только вошла, я первый занял. Мамашки будут оправдывать хамство прикрываясь своим ребенком. На все аргументы против – сразу переходят на личности, открыто грубят.

10. «НЕ ВМЕШИВАЙСЯ, А ВДРУГ ЭТО БЫДЛО?»
Быдло крайне равнодушное ко всему, что не касается его лично и крайне боязливо. Он пройдет мимо жертвы, которую избивают хулиганы. Не вызовет скорую, заметив, что человеку стало плохо. Не сделает замечания подросткам, которые ломают скамейку. Не позвонят в полицию, если увидят, что нарушается закон. Лучше не связываться, мало ли что?

P.S.
Надеюсь, что каждый, прочитав этот материал, задумается: «А кто же я?». В нас присущи черты и «Гражданина», и «Обывателя», и «Быдла». Такова наша человеческая природа. Но также мы сами вправе решать, кто мы есть и куда движемся. Что нам дорого, а что и не так уж важно. Какая власть будет нами руководить, и так ли мы уж бесправны. Будем ли мы равнодушными и черствыми или поймем, что все мы члены одной большой семьи – России. А значит, станем чувствовать ответственность не только за себя, а за всех.
Андрей Иванов
Фото: gubdaily.ru/ lampoviedushi.hammarlund.ru