В России будет создан аналог ФБР - Федеральная служба расследований (ФСР). Все дела в один котёл


В средствах массовой информации активно обсуждается идея о Федеральной службе расследований (ФСР). Не прошел мимо этой темы и «Собеседник» (№12), написавший о кандидатах на роль начальника нового следственного супер-органа.

Следствие ведут дилетанты

Любопытно, что в дискуссиях на эту тему не выступили, по крайней мере публично, сами руководители силовых ведомств. Информационной поддержкой этого решения занимаются в основном журналисты. Например, небе-
зызвестный депутат-единоросс Александр Хинштейн, якобы эксперт по деятельности спецслужб. В своих публикациях Хинштейн уверяет, что этот, по его мнению, аналог американского ФБР Россию не просто осчастливит. Без него – никуда.
Видимо, вмешиваясь в дела государственной важности, этот член думского комитета по информтехнологиям и связи искренне полагает, что знает проблему лучше всяких специалистов. А ведь он уже давно не работает в комитете по безопасности. Да и нужно ли ему разбираться в нюансах производства следственных действий, если для аргументации своей позиции Александр Хинштейн довольствуется в основном эмоциональными оценками руководителя Следственного комитета при Генпрокуратуре Александра Бастрыкина, назначенного, кстати, лично президентом РФ.

ФСР – не ФБР

Тонкости же здесь очень важны. Видимо, Хинштейну невдомек, что американское ФБР (если кому интересно) – это не просто следственный орган, а целая спецслужба. Поэтому доморощенная ФСР ни при каких обстоятельствах не будет иметь с ФБР ничего общего.
В Штатах процессуальное расследование и оперативно-разыскная деятельность находятся в руках одного человека (детектива или агента), который самостоятельно выбирает стратегию и тактику расследования.
У нас же Уголовно-процессуальный кодекс прямо говорит о том, что «не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-разыскные мероприятия». В переводе на гражданский язык: функции оперативного раскрытия преступления и его предварительного расследования в России четко разделены.
Теперь в нашей стране предлагается создать службу, в которой одновременно будут трудиться следователи всех правоохранительных органов страны – прокуратуры, ФСБ, МВД, Госнаркоконтроля и так далее. Но вся штука в том, что без оперативного обеспечения (какое имеется в ФБР) такая Федеральная служба расследований окажется полностью недееспособна.
Без оперативных данных и результатов экспертиз следователь просто не сможет нормально работать. Ведь чтобы допросить человека, необходимо сначала его отыскать, а чтобы провести экспертизу, нужно предварительно найти улики. Добиться этого лишь процессуальным путем, сидя в кабинете, практически невозможно. Специалисты отмечают, что в любом регионе России есть раскрытые дела, которые не направляются в суд лишь из-за нехватки доказательств. И в первую очередь это касается особо опасных преступлений.
Такого же мнения придерживаются многие ученые и практики. Они приходят к выводу: «Жизнь наглядно показывает, что такие преступления, как террористические акты, наемные убийства, организованные системы взяточничества или вымогательства, наркобизнес и некоторые другие, чисто следственным путем раскрыть зачастую не удается». Это констатируется даже в официальном комментарии к УПК РФ.
Если сейчас взаимодействие следователей и оперативников внутри ведомств (МВД, ФСБ) хоть как-то еще существует, то после возникновения ФСР оно будет окончательно потеряно. И это лишь одна из опасностей, которые подстерегают новую службу. А есть и другие...

Откуда взяться результатам?

Если у прокуратуры совсем отобрать следствие, то кто, к примеру, будет расследовать коррупционные дела в отношении следователей и руководителей ФСР, которые тоже, увы, могут совершить преступления?
И что станет с существующей специализацией среди самих следователей? Что же, рушить весь устоявшийся порядок разделения труда, а потом заново воссоздавать его внутри ФСР?
Нельзя обойти и вопрос кадров. Несложно догадаться, что следователей ФСБ и Госнаркоконтроля переведут на другие должности в их же ведомствах, чтобы не терять специалистов. А значит, кадровый костяк ФСР составят следователи МВД. При нынешнем состоянии следственного аппарата этого министерства, особенно на местах, оценивать профессиональный состав будущей службы можно крайне пессимистично. Да и что в силах привлечь в ФСР высокопрофессиональных, опытных работников? На энтузиазме мало кто будет работать.
Откуда вообще возьмутся средства на создание и содержание ФСР? Экономическая проблема – одна из главнейших. Ясно, что ни о какой самостоятельной материально-технической базе ФСР говорить не приходится. Будут делить то, что уже имеется. Так откуда же тогда ждать скорых выдающихся результатов?
Это – малая толика вопросов, возникающих у специалистов относительно ФСР, которые они адресуют Хинштейну и прочим сторонникам этой идеи.

Кому мешает Бастрыкин

И главное, опыт создания подобной структуры у нас в стране уже был. В конце 50-х – начале 60-х годов следственные подразделения милиции тоже упразднили. Но ловить уголовников оказалось некому: прокуратура просто задыхалась от бытовых преступлений, и следственный аппарат был реанимирован вновь. Вот и создание ФСР грозит обернуться очередной профанацией реформы, которая завершится новым развалом правоохранительной системы с дополнительными финансовыми расходами для бюджета.
Естественный вопрос: почему Александр Хинштейн так забурился в данную проблему? Уже целый цикл статей написал, в которых постоянно публикует порочащие Бастрыкина, а значит, и прокуратуру в целом, материалы. В статье «Рыцари со страхом и упреком» он, к примеру, пишет об отстранении от должности на время служебной проверки ряда заподозренных в коррупции руководителей Главного следственного управления во главе с его начальником Довгием. Хинштейн удивляется: «Странность этой ситуации заключается в том, что ее главный герой Дмитрий Довгий традиционно считался наиболее доверенным человеком главы Следственного комитета прокуратуры Александра Бастрыкина». Журналисту и в голову не приходит, что действия Бастрыкина могут быть признаком принципиальности вне зависимости от личных отношений. Он просто использует искусственно раздутый скандал для очередной суровой критики в адрес руководителя СКП.
Видимо, за свою недолгую работу в руководстве Следственного комитета Александр Бастрыкин слишком многим умудрился «наступить на хвост». Вот обиженные и решили создать новую систему предварительного расследования взамен существующей, а заодно и очернить самого Бастрыкина. А то, что их инициатива породит всплеск преступности в стране, апологетов ФСР ничуть не волнует.
Но думается, неспроста на последнем съезде «Единой России» Владимир Путин пообещал очистить партию от «случайных людей». Глядишь, и некоторые лоббисты Федеральной службы расследований сполна получат по заслугам.

Идея объединить Следственные комитеты всех силовых ведомств в одну единую суперструктуру обсуждалась в Кремле еще с конца 1990-х годов. Но дальше обсуждений дело так и не сдвинулось. Теперь о создании российского аналога американского ФБР заговорили уже на самом высоком уровне. Названы даже приблизительные сроки создания ФСР - осень 2008 года.

Силовая арифметика

Платформой для создания ФСР должен стать Следственный комитет (СК) при МВД. Наиболее многочисленная из всех имеющихся структур: если в Следственном комитете Федеральной службы безопасности насчитывается всего 1000 человек, в СК при Генпрокуратуре - 18 тысяч, то в распоряжении такой же службы МВД - 44 тысячи «следаков ». Объединение пройдет в два этапа. Сначала на базе двух главных управлений СК при МВД - «по расследованию организованной преступной деятельности против экономической безопасности» и «по расследованию организованной преступной деятельности против общественной безопасности» - в ближайшее время должно быть создано единое Главное следственное управление (ГСУ). Затем новая структура начнет разрастаться за счет передачи ей штатных сотрудников СК при Генпрокуратуре, СК при ФСБ и ряда подразделений Госнаркоконтроля.

Те управления СК МВД, что не вольются в новую мегаструктуру, должны стать основой для создаваемого Департамента дознания МВД РФ. Утверждают, что позже эта структура может стать самостоятельным ведомством, в которое вольются дознаватели из таможни, наркоконтроля, Службы судебных приставов, ФСБ, ФСО и Службы внешней разведки.

Перемена мест слагаемых

Смысл подобной перетряски силовых ведомств очевиден. Многие аналитики гадали, как же Путин собирается решить проблему с силовиками: согласно федеральному закону о правительстве и указу президента № 649 от 20 мая 2004 года эти ведомства со «звездочкой » подчиняются президенту РФ. То есть после 7 мая - Дмитрию Медведеву. Передать все 15 силовых ведомств премьеру Путину - проблема небольшая: для внесения изменений в федеральный закон требуется одобрение двух третей Госдумы. Однако Путин обещал, что, став председателем правительства, не будет перераспределять полномочия между президентом и премьером. Причем, если министр внутренних дел входит в кабинет министров и тем опосредованно подчиняется и премьеру, та же Федеральная служба безопасности функционирует автономно от Белого дома и «заточена» исключительно на Кремль. Забирая у Лубянки Следственный комитет (а с ним и службы оперативного наблюдения), Путин сильно ослабляет ФСБ. Что же касается суперведомства ФСР, то оно будет подчиняться напрямую премьеру: следовательно, Путин сохранит столь необходимые в условиях авторитарного режима каналы информации, равно как контроль над друзьями и недругами. Контроль над администрацией президента в том числе.

Осенью 2007 года одно «суперведомство» - СК при Генпрокуратуре - уже создавалось. Как утверждают, Владимир Путин поставил во главе этого комитета своего давнего знакомого Александра Бастрыкина, надеясь, что тот сумеет сохранить независимость и не станет еще одним участником внутривидовой «войны силовиков» 1 . Однако именно это Бастрыкину и не удалось: очень скоро заговорили, что он присоединился к клану, возглавляемому заместителем главы администрации президента Игорем Сечиным и директором ФСБ Николаем Патрушевым. Баланс сил не был сохранен.

Создание ФСР на базе СК при МВД означает раннюю смерть ведомства Бастрыкина, которое толком так и не сумело заработать. Но самое интересное, естественно, кто возглавит ФСР, потому что если утечки из Кремля подтвердятся, то главу нового суперведомства вполне можно будет считать третьим (после Медведева и Путина), если не вторым (после Путина) человеком в государстве.

Пасьянс

В руководители ФСР прочат как минимум трех видных и конкурирующих друг с другом силовиков. В шорт-листе: Александр Бастрыкин, что будет означать резкое усиление клана Сечина и конец всяческим иллюзиям о «медведевской оттепели». Правда, здесь есть несколько нюансов. Во-первых, Игорь Сечин после инаугурации Дмитрия Медведева переедет вместе с Владимиром Путиным в Белый дом. Во-вторых, по информации The New Times , в самое ближайшее время возможна отставка другого лидера этой группировки - директора ФСБ Николая Патрушева по причинам ухудшающегося состояния здоровья. Так что помимо борьбы за создающийся ФСР силовики в настоящий момент дерутся еще и за право возглавить ведомство на Лубянской площади.

Среди возможных руководителей ФСР называют и нынешнего главу Федеральной службы наркоконтроля Виктора Черкесова, которого часто называют лидером другого клана силовиков, ведущего непримиримую борьбу с теми, кого сам Черкесов в известной статье в газете «Коммерсантъ» назвал «торговцами» от КГБ - как антитеза «воинам» из чекистского сообщества. Противостояние между двумя силовыми кланами стало публичным после того, как 2 октября 2007 года оперативники ФСБ и сотрудники Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ задержали начальника департамента оперативного обеспечения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков генерал-лейтенанта Александра Бульбова. Ведомство Бульбова отвечало за оперативную поддержку громкого дела «Трех китов». На свободу Бульбов не вышел до сих пор. Впрочем, стоит отметить, что другие собеседники The New Times прочат Виктора Черкесова на пост директора ФСБ.

Наконец, третья кандидатура на пост главы ФСР - начальник Следственного комитета при МВД Алексей Аничин. Генерал-майор юстиции Аничин, сокурсник Путина, был назначен на свой пост в апреле 2006 года. К моменту его прихода в МВД пост главы СК пустовал уже больше года.

О Владимире Путине часто говорят, что «он держит бога за бороду». Держит или нет - неизвестно, но в аппаратных комбинациях ему, очевидно, нет равных: не переписывая под себя ни Конституцию, ни закон о правительстве, уходящий президент выстраивает структуру власти, в которой он будет не только «национальным лидером» - чиновником, в руках которого будут все главные инструменты верховной власти в стране. Что в этой ситуации будет делать президент Медведев - остается только гадать.

_____________
1 О войне между различными группами силовиков The New Times подробно писал в № 38 от 29 октября 2007 г.

{mosimage}
Уже осенью этого года в России может появиться новая силовая структура,
объединяющая следственные органы всех силовых ведомств под одной крышей
- Федеральная служба расследований (ФСР), аналог американского ФБР.
Создание нового ведомства принципиально одобрено на самом высшем
уровне. На пост главы ФСР претендуют два сокурсника Путина - глава
Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин и
руководитель Следственного комитета при МВД Алексей Аничин, пишет РБК daily.

Обе кандидатуры на пост руководителя ведомства, по мнению издания,
гарантируют Кремлю сохранение максимального влияния на следственные
органы.

Указ о создании ФСР еще не подписан, однако, по словам источника
газеты в Генпрокуратуре, это решенный вопрос. Создание следственного
"суперведомства" решили перенести на период после выборов нового
президента России, и к сентябрю оно должно уже появиться.

Организационные детали пока прорабатываются, но уже известно, что
зарплата следователя ФСР будет на порядок выше сумм, которые получают
нынешние следователи. И заниматься новое ведомство будет
расследованиями всех уровней, как федерального, так и регионального.

Первым пострадает СК при МВД

Как сообщил источник газеты в МВД, на прошлой неделе личному составу
ведомства было объявлено, что реформа начнется со Следственного
комитета (СК) при МВД РФ. На базе его двух управлений - по
расследованию организованной преступной деятельности против
экономической безопасности и по расследованию организованной преступной
деятельности против общественной безопасности - будет создано единое
Главное следст­венное управление (ГСУ).

ГСУ должно будет затем войти в ФСР, куда к тому времени уже перейдет
в полном составе Следственный комитет при прокуратуре РФ и его
региональные представительства. Затем под крыло ФСР перейдут сотрудники
ФСКН и ФСБ.

Все остальные управления СК МВД должны стать основой создаваемого
Департамента дознания МВД РФ. Позже эта структура может стать
самостоятельным ведомством, в которое вольются дознаватели из таможни,
наркоконтроля, службы судебных приставов, ФСБ, ФСО и Службы внешней
разведки, сообщает "Росбалт".

В МВД РФ считают, что именно ГСУ должно стать ядром ФСР, но пока этому
активно противится глава Следственного комитета при прокуратуре РФ
Александр Бастрыкин.

По мнению агентства, в пользу того, что именно ГСУ, а не СК при
прокуратуре РФ, станет основой ФСР, говорит много доводов. У
милицейских следователей уже давно отлажено прекрасное взаимодействие с
оперативниками и дознавателями. Милицейские следователи имеют опыт
работы с большим количеством уголовных дел. Достаточно сказать, что
прокуратурой в 2006 году было возбуждено 318 тыс. дел, тогда как
органами МВД - 3,2 млн.

Бастрыкин против такой реформы

Между тем, по словам источников агентства, Бастрыкин уже якобы
заявил, что не хочет видеть в центральном аппарате ФСР почти никого из
руководителей центрального аппарата СК при МВД РФ. Однако, по некоторым
признакам, в Кремле больше расположены к милицейским следователям.
Например, Александру Бастрыкину так и не дали сформировать собственную
команду заместителей, а с его подчиненными рабочие договора подписаны
всего на год и истекут они как раз к сентябрю 2008 года, когда и должно
заработать ФСР, отмечает агентство.

Существует и еще одна проблема. По данным источника агентства в МВД,
при создании новой структуры 30-50% милицеских следователей (в
некоторых регионах эта цифра доходит до 60%) будут просто уволены, так
как места в ФСР им не найдется, а следствия в милиции больше не
останется.

Напомним, что впервые проект закона "О Федеральном следственном
комитете" был разработан еще в начале 1990-х годов руководителем
Государственно-правового управления президента РФ Сергеем Шахраем.
Затем в 2001 году к идее создания "русского ФБР" вернулся тогдашний
замглавы администрации президента Дмитрий Козак. Тогда резко против следственной реформы выступил генеральный прокурор Владимир Устинов.

Отметим, что в 2003 году, когда идея создания ФСР вновь активно
обсуждалась, на пост ее главы прочили другого однокурсника Путина - Виктора Черкесова, занимавшего тогда пост полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе и возглавляющего сейчас ФСКН.

2003-04-03T08:24+0400

2008-06-05T18:59+0400

https://сайт/20030403/361377.html

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

РИА Новости

https://cdn22.img..png

В России появится Федеральная служба расследований

В рамках реформы следственных органов России будет создана Федеральная служба расследований /ФСР/. Об этом сообщил начальник Следственного комитета при МВД России, генерал-майор юстиции Виталий Мозяков в четверг в прямом эфире радиостанции "Наше время на милицейской волне". "Существует проект закона, - отметил Мозыков, - предусматривающий создание на базе МВД, помимо полиции, национальной гвардии и муниципальной милиции, также и ФСР". Скорее всего, ФСР не будет самостоятельной спецслужбой, добавил Мозяков. Кроме того, он особо подчеркнул, что "речь идет только о проекте закона". Служба, по словам генерал-майора, может быть создана не ранее 2005-2006 года. Чаще всего, отметил Мозяков, проводятся ошибочные аналогии между ФСР и такой спецслужбой, как ФБР в США. "Федеральное бюро расследований наделено не только правом расследования уголовных дел, но и правом проведения оперативно-розыскной работы - чем у нас сейчас занимается уголовный розыск, УБЭП и другие. В ФСР же планируется...

МОСКВА, 3 апреля. /Корр. РИА "Новости"/. В рамках реформы следственных органов России будет создана Федеральная служба расследований /ФСР/.

Об этом сообщил начальник Следственного комитета при МВД России, генерал-майор юстиции Виталий Мозяков в четверг в прямом эфире радиостанции "Наше время на милицейской волне".

"Существует проект закона, - отметил Мозыков, - предусматривающий создание на базе МВД, помимо полиции, национальной гвардии и муниципальной милиции, также и ФСР". Скорее всего, ФСР не будет самостоятельной спецслужбой, добавил Мозяков. Кроме того, он особо подчеркнул, что "речь идет только о проекте закона". Служба, по словам генерал-майора, может быть создана не ранее 2005-2006 года.

Чаще всего, отметил Мозяков, проводятся ошибочные аналогии между ФСР и такой спецслужбой, как ФБР в США. "Федеральное бюро расследований наделено не только правом расследования уголовных дел, но и правом проведения оперативно-розыскной работы - чем у нас сейчас занимается уголовный розыск, УБЭП и другие. В ФСР же планируется деятельность только следователей, и строго в рамках своих полномочий", - пояснил начальник Следственного комитета.

В последние несколько дней активно обсуждаются слухи о грядущем создании нового следственного органа, некоего аналога американского ФБР - федерального бюро расследований. Скорее всего, называться новая структура будет Федеральная служба расследований - ФСР.

Этим шагом будет логично завершена реформа следственных органов, начатая в сентябре прошлого года. Тогда у прокуратуры были изъяты следственные функции и переданы во вновь созданный Следственный комитет, формально входящий в структуру органов прокуратуры.

В ближайшее время - до конца года - должно произойти слияние следственных управлений прокуратуры, МВД, ФСБ и Госнаркоконтроля. Таким образом всё следствие будет объединено под одной структурой, как в большинстве современных стран.

Последствия этого будут достаточно серьезны. Надзирающим органом, как и прежде, останется прокуратура, при этом ее полномочия по надзору будут восстановлены в полном объеме. Сокращение полномочий произошло после создания СК: логика законодателя в том, что СК и прокуратура являются единой структурой и общие нормы надзора в данном случае неприменимы.

Статус новой структуры вызывает большие вопросы. Мне кажется что произойдет еще большее разделение следствия и дознания, при этом в следствии останется куда меньше дел, чем сейчас. Давно ходят слухи о том, что уголовные дела средней тяжести и менее тяжкие целиком будут переданы дознанию, а в следствии останутся только тяжкие и особо тяжкие.

Объединение следователей столь разных структур не может не привести к уравниванию их в правах. Даже сейчас зарплата и полномочия бывших следователей прокуратуры не идут ни в какое сравнение не только с работниками милиции, но и ФСБ. Несомненно, в новой структуре будет лучше, чем в милицейском следствии сейчас, но особых привилегий ждать не приходится.

Борьба разразится за руководство новым органом. Концентрация всего следствия - государственного преследования важных преступлений - в одних руках это очень лакомый кусок власти.

Депутат Госдумы А. Хинштейн, известный своими тесными знакомствами с руководителями федеральных правоохранительных структур, так высказывался по этому вопросу:

Вопрос в том, насколько верна информация, что решение принято на высоком политическом уровне. У меня подтверждений этому пока нет.

Впрочем, сегодня самостоятельный орган следствия просто необходим, потому что то, что произошло с появлением СК, - мера половинчатая, не давшая положительного результата. При создании ФСР необходимо восстановить функции реального надзора у прокуратуры, потому что перегибов в сторону того или иного субъекта быть не должно.

Сама служба, полагаю, будет выглядеть так: все следственные органы четырех ведомств будут выведены из штата и образуют собой новую структуру. Как внутри нее они будут делить свои обязанности - пока не ясно. Но очевидно, что по направлению и профилю своей работы.