Внесение изменений в карту движимого имущества. Согласование списания федерального имущества с росимуществом

До декабря 1991 года все имущество: земля, вода, недры, здания и квартиры, было государственным. В конце 91 года Верховный Совет издает постановление №3020-I, которым определяются принципы деления госимущества между федерацией, субъектами и муниципалами .

Регистрация права собственности РФ: особенности

Критерии федеральной собственности по приложению №1 постановления :

  1. казна РФ;
  2. имущество всех федеральных учреждений, предприятий;
  3. особо охраняемые объекты;
  4. высшие учебные заведения и т.п.

На всю остальную недвижимость, приобретенную или построенную Росимуществом , будут уже другие документы-основания;

  • Субъект права заносится в ЕГРП как «Российская Федерация». Так как государство юр. лицом не является и других реквизитов, кроме названия, не имеет.

Порядок регистрации права собственности

  1. представителем Росимущества на основании письменной доверенности, составленной в простой форме на бланке. Это исключение из общего правила;
  2. Госпошлина не оплачивается , так как федеральные органы госвласти освобождены от такой уплаты в соответствии с НК РФ;
  3. Постановление № 3020-1 на регистрацию права собственности РФ не предоставляется, так как относится к категории общеизвестных и доступных документов. Если право РФ возникает по другим основаниям, такие документы предоставляются на перерегистрацию права собственности, в рамках закона о регистрации;
  4. Остальные документы предоставляются на общих основаниях.

Перерегистрация права собственности

Реестр федеральной собственности пополняется также и за счет имущества, приобретенного Росимуществом по иным основаниям:

  1. Выморочное имущество - в случае отсутствия всех наследников на объекты, не подлежащие передаче местной власти, либо субъекту РФ;
  2. Недвижимость, приобретенная на федеральные деньги по сделкам, оформленным в рамках закона о госзакупках;
  3. Передача имущества в федеральную собственность на основании решения территориального агентства Росимущества, изданного во исполнение ст. 154 (п. 11) закона № 122 от 22.08.2004. В этом случае перерегистрация права собственности носит формальный характер, т.к. право государства уже возникло в силу закона (если в решении о передаче это предусмотрено). Особенности порядка регистрации права собственности в данном случае :
  • заявление на переход права от передающей стороны может и не подаваться;
  • правоустанавливающий документ - решение, как акт органа госвласти, представляется в двух заверенных Росимуществом копиях, либо в подлиннике и копии (если подлинник выдадут представителю);
  • на перерегистрацию права собственности РФ представляется акт приема-передачи, составленный во исполнение решения о передаче. Акт относится к иным документам . Поэтому представляется в подлиннике и копии.

За счет особенного субъекта права - государства, порядок регистрации права собственности РФ имеет свои тонкие нюансы, разобраться в которых поможет только опытный юрисконсульт .

О. Сизонова, эксперт

Вопросы списания имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, часто волнуют наших читателей. Списание какого имущества необходимо согласовывать с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом)? Почему следует производить согласование списания с указанным органом при отсутствии возражений со стороны главного распорядителя? Какие документы необходимо представить, чтобы получить от Росимущества разрешение на списание? Является ли нарушением отсутствие такого разрешения при списании имущества, находящегося в федеральной собственности? Эти и другие вопросы рассмотрены в данной статье.

Порядок списания (выбытия) объектов основных средств устанавливается федеральными органами исполнительной власти (главными распорядителями) для учреждений и органов, находящихся в их ведении. Например, такие порядки утверждены:

– Федеральной антимонопольной службой (Приказ от 15.02.2010 № 74 );

– Минсельхозом (Приказ от 06.11.2009 № 479 );

– Минкультуры (Приказ от 31.12.2008 № 296 );

– ФМБА (Приказ от 01.12.2006 № 367 )

В этих документах есть ссылка на то, что согласованные с главным распорядителем документы по выбытию (списанию) основных средств направляются в территориальный орган Росимущества для принятия окончательного решения. Вместе с тем зачастую неясно, какие документы следует представлять для согласования списания федерального имущества с Росимуществом, каким образом оно осуществляется, списание каких объектов основных средств подлежит согласованию (объекты, которые зарегистрированы в реестре федерального имущества согласно Положению об учете федерального имущества, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.07. 2007 № 447 (далее – Постановление № 447), или же все независимо от их стоимости).

Чтобы разобраться в этой ситуации, прежде всего необходимо обратиться к нормам гражданского законодательства, согласно которым собственником федерального имущества является Российская Федерация, а федеральные государственные учреждения владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними имуществом на праве оперативного управления в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества (ст. 120, 296 ГК РФ ). При этом бюджетные учреждения не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника.

Полномочия Росимущества

Согласно п. 1 Постановления № 432 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Росимущество (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

К полномочиям Росимущества, в частности, относятся:

– осуществление полномочий собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений в порядке и пределах, определенных законодательством РФ;

– учет федерального имущества в установленном порядке (в том числе ведение реестра федерального имущества и выдача выписок из указанного реестра);

– контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления федеральных государственных учреждений;

– проведение в пределах своей компетенции документальных и иных проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности (в том числе проведение ревизий и принятие решений о проведении аудиторских проверок федеральных государственных учреждений) в целях определения эффективности использования и сохранности федерального имущества.

Росимущество осуществляет свои полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта РФ, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ, в том числе составляющего государственную казну РФ, через свои территориальные органы (п. 4.1 Положения № 374).

При этом согласно Приказу Росимущества от 23.12.2009 № 366 «О порядке рассмотрения Федеральным агентством по управлению государственным имуществом обращений по вопросам списания федерального имущества» территориальные органы Росимущества самостоятельно принимают решения о списании федерального движимого имущества, за исключением утилизации объектов движимого имущества, составляющего имущество государственной казны РФ (п. 1). Обращения бюджетных учреждений о согласовании списания федерального недвижимого имущества, закрепленного за указанными учреждениями, направляются на рассмотрение в структурные подразделения Росимущества, осуществляющие полномочия собственника в отношении данных учреждений (п. 2).

Таким образом, согласование списания движимого имущества осуществляется территориальными органами Росимущества, а недвижимого имущества – центральным аппаратом Росимущества. В любом случае бюджетные учреждения представляют необходимые для списания документы в территориальный орган по месту регистрации (направление их обращений в части списания недвижимого имущества в центральный аппарат Росимущества осуществляется территориальными органами самостоятельно).

Порядок представления документов в Росимущество для получения разрешения на списание

Получение разрешения на списание объектов основных средств, числящихся на балансе федерального бюджетного учреждения, осуществляется на последнем этапе подготовки документов (после согласования с главным распорядителем).

Перечень необходимых документов для согласования списания федерального имущества определяется соответствующими административными регламентами территориальных органов Росимущества, которые могут быть представлены в виде отдельного документа или информации, размещенной на официальном сайте его террито-риальных органов (например, ТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге разместило такую информацию на сайте: www.rosim-spb.ru , ТУ Росимущество по Нижегородской области – на сайте: rosim.nnov.ru). Анализ информации, изложенной на отдельных официальных сайтах территориальных органов, позволил нам составить перечень документов, которые представляются бюджетными учреждениями в органы Росимущества для согласования списания федерального имущества. Рассмотрим его в разрезе объектов движимого и недвижимого имущества и стоимости последнего.

При подготовке соответствующих документов для согласования в Росимуществе списания объектов движимого и недвижимого имущества, закрепленного за федеральными государственными учреждениями, рекомендуем уточнить их перечень непосредственно в территориальном органе Росимущества по месту регистрации учреждения.

При выбытии объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб ., относящихся к движимому имуществу, согласование с органами Росимущества не требуется. Порядок списания такого имущества устанавливается учреждениями самостоятельно по согласованию с вышестоящим органом в виде отдельного документа или официального письма федерального органа исполнительной власти. Например, подобные разъяснения по списанию основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно приведены в Письме Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2010 № 01/6856 10-32 (для подведомственных ему учреждений и территориальных органов Роспотребнадзора).

Выбытие движимого имущества стоимостью от 3 000 до 200 000 руб . Для согласования списания объектов основных средств, относящихся к движимому имуществу, стоимостью от 3 000 до 200 000 руб., пришедших в негодность, необходимо представить в территориальный орган Росимущества (по месту регистрации учреждения) следующие документы:

1) письмо на бланке федерального государственного учреждения, содержащее его полное наименование, с приложением перечня объектов основных средств, относящихся к движимому имуществу, списание которых подлежит согласованию (при списании большого количества основных средств такой перечень необходимо представить в электронном виде на дискете).

В перечне объектов основных средств, относящихся к движимому имуществу, списание которых подлежит согласованию, указываются:

– номер по порядку;

– инвентарный номер объекта основных средств (а также государственный регистрационный номер, тип, марка в отношении автотранспорта);

– год выпуска объекта основных средств;

– объекта основных средств на момент списания;

– , установленный для данного объекта основных средств, и срок фактического использования на момент списания;

– краткое обоснование списания и нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств;

3) акты о списании объектов основных средств, составленные в установленном порядке, в двух экземплярах:

– Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);

– Акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004);

– Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033);

– Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143);

– Акт о списании исключенной из библиотеки литературы (ф. 0504144) с приложением списков исключенной литературы в соответствии с Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету.

– Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031);

5) копия заключения о техническом состоянии объекта основных средств, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию, выданная организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, с приложением копий лицензий (если таким объектом является оборудование, техника и т. п.) или дефектная ведомость, составленная бюджетным учреждением в произвольной форме (если таким объектом является мебель или хозяйственный инвентарь);

6) копия приказа о создании постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств учреждения.

Выбытие автотранспортных средств, пришедших в негодность . Помимо перечня документов, приведенного выше, представляются:

а) копия паспорта технического средства;

б) копия свидетельства о регистрации технического средства.

Выбытие движимого имущества стоимостью свыше 200 000 руб. Дополнительно к перечисленным выше документам представляется выписка из реестра федерального имущества, которой подтверждается, что федеральное имущество внесено в указанный реестр.

Выбытие недвижимого имущества. Для получения разрешения на списание объектов основных средств, относящихся к недвижимому имуществу, находящихся на балансе федерального государственного имущества, представляются:

1) письмо на бланке федерального государственного учреждения, содержащее его полное наименование, с приложением перечня объектов основных средств, относящихся к недвижимому имуществу, списание которых подлежит согласованию.

В перечне объектов основных средств, относящихся к недвижимому имуществу, списание которых подлежит согласованию, указываются:

– номер по порядку;

– наименование объекта основных средств;

– инвентарный номер объекта основных средств;

– год постройки объекта основных средств;

– первоначальная стоимость объекта основных средств;

– остаточная стоимость объекта основных средств на момент списания;

– срок полезного использования, установленный для данного объекта основных средств, и срок фактического использования на момент списания;

– подробное обоснование необходимости списания объекта основных средств, относящегося к недвижимому имуществу;

2) согласование (письмо) федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится федеральное государственное учреждение;

3) акты о списании объектов основных средств, составленные в установленном порядке, в двух экземплярах – Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003).

В случае передачи (выбытия) имущества сторонней организации:

– Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);

– Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности (права оперативного управления) на объекты недвижимого имущества в установленных законодательством РФ случаях;

4) копия инвентарной карточки учета основных средств;

5) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект основных средств, относящийся к недвижимому имуществу, подлежащий списанию;

6) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект основных средств, относящийся к недвижимому имуществу, подлежащий списанию;

7) копии правоустанавливающих документов на земельный участок (с приложением копии кадастрового плана земельного участка);

8) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок (занятый объектом основных средств, относящимся к недвижимому имуществу, подлежащим списанию), подтверждающая факт государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок;

9) копия технического паспорта на объект основных средств (подлежащий списанию), действительного на дату его представления, выданного организацией, осуществляющей государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности, либо копия справки о техническом состоянии объекта, выданной той же организацией (в случае значительного износа или повреждения объекта);

10) выписка из реестра федерального имущества, которой подтверждается, что объект основных средств, относящийся к недвижимому имуществу, внесен в указанный реестр;

11) копия приказа о создании постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств учреждения.

Все копии документов должны быть заверены учреждением.

Исключение сведений из реестра (внесение изменений в реестр) федерального имущества.

В соответствии с Постановлением № 447 бюджетное учреждение при совершении операций выбытия федерального имущества с баланса в двухнедельный срок представляет информацию об изменениях сведений об имуществе в соответствующий территориальный орган для исключения из реестра (внесения изменений в реестр) федерального имущества.

Ответственность за соблюдение процедур списания федерального имущества

Меры ответственности, которые могут быть применены в случае отсутствия разрешения Росимущества на списание имущества, находящегося в федеральной собственности, КоАП РФ не определены. Порядок списания основных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти (главным распорядителем). В случае выявления Росфиннадзором нарушения в виде непредставления сведений о списании имущества в территориальный орган Росимущества выносится предписание об устранении этого нарушения. Невыполнение в установленный срок данного предписания (постановления, представления, решения) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 1 000 до 2 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб. (ст. 19.5 КоАП РФ ).

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 7

Согласно нормам гражданского законодательства собственником федерального имущества является Российская Федерация, а федеральные государственные учреждения владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними имуществом на праве оперативного управления в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества (ст. ст. 120, 296 ГК РФ). О том, каким образом осуществляется учет федерального имущества в Росимуществе, расскажем в статье.

В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере управления имуществом РФ, является Росимущество (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти, например функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляет Минобороны (Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом")).

Согласно п. 4.1 Приказа Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом" Росимущество осуществляет свои полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта РФ, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ, в том числе составляющего государственную казну РФ, через свои территориальные органы.

Поскольку в отношении основной массы имущества федеральных государственных учреждений собственником выступает Росимущество, рассмотрим порядок представления сведений по имуществу госучреждениями в данный орган.

Общие положения по учету федерального имущества

Порядок учета федерального имущества регламентирован Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 (далее - Положение N 447). Нормы этого документа не распространяются на учет федерального имущества, сведения о котором составляют государственную тайну.

В силу п. 3 Положения N 447 объектом учета является расположенное на территории РФ или за рубежом следующее федеральное имущество:

  • недвижимое (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);
  • движимое (акции, доля (вклад) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество).

Учет находящихся в федеральной собственности природных ресурсов (объектов), в том числе драгоценных металлов и драгоценных камней, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейного фонда, средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов регулируется соответствующим законодательством РФ (о природных ресурсах, драгоценных металлах и драгоценных камнях, музейном фонде) и бюджетным законодательством.

Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества, структура и правила формирования которого устанавливаются Росимуществом.

Реестр имущества ведется на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях (п. п. 5 - 6 Положения N 447).

Реестр состоит из трех разделов:

  • разд. 1, включающего сведения о федеральном недвижимом имуществе;
  • разд. 2, содержащего информацию о движимом имуществе;
  • разд. 3, включающего данные о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем.

Каждый из разделов состоит из подразделов, соответствующих видам недвижимого и движимого имущества и лицам, обладающим правами на объекты учета и сведениями о них.

Сведения об объекте учета и указанных лицах вносятся в карту объекта учета и карты соответствующих лиц, каждая из которых идентифицируется номером, состоящим из номера подраздела и порядкового номера карты в соответствующем подразделе (далее - карты сведений об объекте учета) (п. 8 Положения N 447).

Документы реестра подлежат постоянному хранению. Уничтожение, а также изъятие из реестра каких-либо документов или их частей не допускаются. Правила хранения документов реестра определяются Росимуществом, а передача их на постоянное хранение в государственные архивы осуществляется в установленном порядке (п. 9 Положения N 447).

Порядок представления сведений в Росимущество

В силу п. 14 Положения N 447 госучреждение для внесения сведений в реестр об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством РФ, представляет в двухнедельный срок со дня приобретения имущества в соответствующий территориальный орган надлежащим образом заверенные:

  • карты сведений об объекте учета в соответствии с Формами реестра федерального имущества согласно Приложению 1;
  • копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии подтверждающих сведения об объекте учета иных документов, реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.

При изменении сведений об объекте учета или о лицах госучреждение в двухнедельный срок со дня получения изменений или окончания срока (квартального и годового) представления бухгалтерской отчетности, установленного законодательством РФ о бухгалтерском учете (при изменении остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), представляет в соответствующий территориальный орган для внесения в реестр новые сведения об объекте учета и соответствующем лице (п. 15 Положения N 447):

  • запись об изменениях сведений об объекте учета или лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, в соответствующей карте сведений об объекте учета или лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, заверенную надлежащим образом. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета или лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, правообладатель представляет запись по каждой из них;
  • копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учета или соответствующем лице, заверенные надлежащим образом.

Правообладатели, возникшие в результате реорганизации являющегося правообладателем юридического лица, или учредитель указанного лица, которому передано оставшееся в случае ликвидации этого лица федеральное имущество, представляют записи об изменениях сведений и копии документов, подтверждающих изменения сведений, в соответствующие территориальные органы в установленном порядке.

В соответствии с изменениями, внесенными в Положение N 447 Постановлением Правительства РФ от 04.02.2011 N 47, карты и записи представляются госучреждением в Росимущество на бумажном носителе в двух экземплярах и на электронном носителе в виде файлов в формате, аналогичном формату файлов, размещенных в сети Интернет на официальном сайте данного органа в автоматизированной информационной системе ведения реестра на электронных носителях и предназначенных для копирования (использования) правообладателем. В случае невозможности представления карт и записей на электронном носителе госучреждение формирует их на электронном носителе в территориальном органе Росимущества, который создает для этого необходимые условия (п. 17 Положения N 447).

К сведению. В случае ликвидации госучреждения записи о прекращении права собственности РФ на имущество и запись об изменениях сведений формируются территориальным органом в двухнедельный срок после получения выписки из ЕГРЮЛ и ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс не требуется, если лицо было признано судом несостоятельным (банкротом) и ликвидировано в порядке конкурсного производства (п. 18 Положения N 447).

Далее территориальный орган Росимущества в месячный срок со дня получения карт или соответствующих записей и копий документов, обязан зарегистрировать их, внести запись в журнал учета документов, провести экспертизу документов госучреждения и по ее результатам принять одно из следующих решений (п. 19 Положения N 447):

  • о присвоении объекту учета постоянного реестрового номера федерального имущества и заверении карт сведений о нем или записей об изменениях сведений либо о прекращении права собственности РФ на имущество, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;
  • об отказе в заверении карт сведений об объекте учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе право собственности РФ на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности РФ;
  • о приостановлении процедуры учета, если установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений, либо у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности указанных документов и сведений, либо документы по форме и содержанию не соответствуют установленным требованиям Положения N 447 и законодательства РФ.

В силу п. 26 Положения N 447 решения об отказе в заверении карт учета могут быть обжалованы госучреждением в порядке, установленном законодательством РФ, в том числе в Росимущество, которое вправе самостоятельно провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам подтвердить принятые территориальным органом решения или отменить их.

В случае отмены указанных решений Росимущество направляет в территориальный орган мотивированное уведомление об отмене решения и обязывает его заверить карты сведений об объекте учета, записи об изменениях сведений или прекращении права собственности РФ на имущество либо самостоятельно заверяет их и вносит необходимые сведения в реестр в установленном порядке. После заверения указанных карт или записей в отношении соответствующего объекта учета и дальнейшего изменения сведений о нем заверение записей об изменениях осуществляется территориальным органом.

Осуществление контрольных мероприятий по представлению сведений

В соответствии с п. 27 Положения N 447 контроль полноты, достоверности и своевременности представления правообладателем к учету федерального имущества, принадлежащего им на соответствующем вещном праве, по результатам сверки сведений реестра и иных государственных информационных систем и муниципальных информационных систем, документальных и других проверок правообладателей осуществляется территориальными органами в порядке, установленном Росимуществом.

Для обеспечения осуществления контроля госучреждение ежегодно до 10 апреля текущего года представляет в соответствующий территориальный орган на бумажном и электронном носителях надлежащим образом заверенные (п. 28 Положения N 447):

  • копии годовой бухгалтерской отчетности, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью учреждения;
  • копии соответствующих инвентаризационных описей и актов инвентаризации по результатам обязательной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

При наличии у госучреждения средств электронной цифровой подписи или иных средств подтверждения отсутствия искажений в документах на электронном носителе указанные документы допускается представлять только на электронном носителе.

В случае невыполнения госучреждением указанного требования территориальный орган обязан в десятидневный срок со дня окончания срока, установленного для выполнения требования (п. 29 Положения N 447):

  • присвоить картам сведений о правообладателях соответствующие номера и (или) объектам учета - временные реестровые номера федерального имущества, внести присвоенные номера и даты их присвоения в третий экземпляр соответствующих карт сведений об объектах учета, в том числе карт сведений о правообладателях, надлежащим образом заверить их и поместить в соответствующие подразделы реестра, а копии документов, подтверждающих содержащиеся в картах сведения, - в дело;
  • заверить третьи экземпляры записей об изменениях сведений об объектах учета, исключить из соответствующих карт сведений об объектах учета изменившиеся сведения и внести в них изменения, поместить записи в соответствующие подразделы реестра, а копии документов, подтверждающих приведенные в них изменения сведений, - в дело;
  • заверить третьи экземпляры записей о прекращении права собственности РФ на имущество, исключить все сведения из соответствующих карт сведений об объектах учета и поместить записи в соответствующие подразделы реестра, а копии документов, подтверждающих прекращение указанного права, - в дело;
  • инициировать принятие к правообладателю мер ответственности согласно законодательству РФ.

Для справки. В соответствии с п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб. (или дисквалификацию на срок до трех лет);
  • на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.

Копии заверенных карт и записей не позднее пяти рабочих дней со дня их помещения в соответствующие подразделы реестра направляются правообладателю на бумажном и электронном носителях в одном экземпляре с уведомлением о помещении в соответствующие подразделы реестра и инициировании принятия к нему мер ответственности на основании законодательства РФ. Копия уведомления помещается в дело.

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

19. Правообладатель для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном им по договорам или на иных основаниях, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязан в 14-дневный срок со дня приобретения имущества направить в систему учета:

б) документы, подтверждающие приобретение объекта учета правообладателем и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета.

20. В отношении федерального имущества, принадлежащего правообладателю на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или в силу закона и не учтенного в реестре, правообладатель обязан в 14-дневный срок со дня выявления такого имущества направить карты сведений об объекте учета и документы в систему учета.

21. При изменении сведений об объекте учета или о лицах, указанных в пункте 12 настоящего Положения, правообладатель для внесения в реестр новых сведений об объекте учета либо о соответствующем лице обязан в 14-дневный срок со дня получения документов, подтверждающих изменения сведений, или окончания срока представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (при изменении балансовой, восстановительной или остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), направить в систему учета:

а) запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, по форме согласно приложению N 2 (далее - запись об изменениях сведений) в карте сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, то правообладатель направляет запись об изменениях сведений в отношении каждой из них;

б) документы, подтверждающие новые сведения об объекте учета или о соответствующем лице.

22. Правообладатели, возникшие в результате реорганизации являющегося правообладателем юридического лица, или учредитель указанного лица, которому передано оставшееся в случае ликвидации этого лица федеральное имущество, направляют записи об изменениях сведений и документы, подтверждающие изменения сведений, в систему учета в установленном порядке.

При изменении места государственной регистрации (места жительства) правообладателя записи об изменениях сведений и документы, подтверждающие изменения сведений, направляются им в установленный срок в систему учета для внесения изменений территориальным органом в субъекте Российской Федерации, на территории которого зарегистрировался (постоянно или преимущественно проживает) правообладатель и в который территориальным органом, ранее осуществившим учет в реестре принадлежащего правообладателю объекта учета, передаются карты сведений об объекте учета и записи об изменениях сведений, а также документы, подтверждающие содержащиеся в них сведения. Такой порядок направления и передачи карт сведений об объекте учета, записей об изменениях сведений и документов действует также в случае перехода права хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения в отношении объекта учета к другому правообладателю, зарегистрированному (постоянно или преимущественно проживающему) на территории иного субъекта Российской Федерации.

Порядок взаимодействия территориальных органов при изменении сведений о федеральном имуществе в случаях, когда изменившиеся сведения о федеральном имуществе, ранее учтенном в реестре одним территориальным органом, должны быть исключены из реестра другим территориальным органом, включая поступление объекта учета в государственную казну Российской Федерации, устанавливается Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

23. В случае если право собственности Российской Федерации на имущество прекращено, лицо, которому оно принадлежало на вещном праве, для исключения из реестра сведений об имуществе обязано в 14-дневный срок со дня получения сведений о прекращении указанного права направить в систему учета:

а) запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество по форме согласно приложению N 3 (далее - запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество) для исключения сведений из карты сведений об объекте учета. Если прекращение права собственности Российской Федерации на имущество влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то лицо, которому оно принадлежало на вещном праве, направляет запись в отношении каждой из них;

б) документ, подтверждающий прекращение права собственности Российской Федерации на имущество или государственную регистрацию прекращения указанного права, если им является недвижимое имущество.

24. В случае прекращения права собственности Российской Федерации на имущество в результате процедуры банкротства его правообладателя запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 23 настоящего Положения, направляются правообладателем в систему учета в 14-дневный срок со дня получения определения арбитражного суда о прекращении производства по делу о банкротстве.

25. Карты сведений об объекте учета, записи и документы, указанные в пунктах 19 - настоящего Положения (далее - документы правообладателя), направляются в систему учета правообладателем, лицом, которому имущество принадлежало на вещном праве, в форме электронных документов и электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае невозможности направления документов правообладателя в электронном виде они формируются и заверяются правообладателем, лицом, которому имущество принадлежало на вещном праве, в территориальном органе, который создает необходимые условия для направления их в систему учета.

26. В случае ликвидации являющегося правообладателем юридического лица формирование и заверение записи о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и записи об изменениях сведений, а также исключение всех сведений об объекте учета из реестра осуществляются территориальным органом в 14-дневный срок после получения выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс не требуется, если лицо было признано судом несостоятельным (банкротом) и ликвидировано в порядке конкурсного производства.

27. Территориальный орган в 21-дневный срок со дня получения документов правообладателя обязан провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам принять одно из следующих решений:

а) об учете в реестре объекта учета под постоянным реестровым номером федерального имущества, исключении изменившихся сведений об объекте учета из реестра и внесении в него новых сведений об объекте учета или исключении всех сведений о нем из реестра, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;

Б) об отказе в учете в реестре объекта учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации;

в) о приостановлении процедуры учета в реестре объекта учета в следующих случаях:

установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений;

у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности документов правообладателя и содержащихся в них сведений;

документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям.

28. В случае принятия решения, указанного в подпункте "а" пункта 27 настоящего Положения, территориальный орган обязан в день принятия решения учесть в реестре объект учета под постоянным реестровым номером федерального имущества, исключить из реестра изменившиеся сведения об объекте учета и внести новые сведения об объекте учета либо исключить все сведения о нем из реестра.

В тот же день правообладателю направляется уведомление о присвоении объекту учета постоянного реестрового номера федерального имущества, исключении изменившихся сведений об объекте учета из реестра и внесении в него новых сведений об объекте учета или об исключении всех сведений о нем из реестра.

Указанное уведомление, а также иные уведомления, извещения и требования, приведенные в настоящем Положении, направляются правообладателю посредством системы учета.

29. В случае принятия решения, указанного в подпункте "б" пункта 27 настоящего Положения, территориальный орган обязан в день принятия решения известить правообладателя о принятом решении (с обоснованием принятия такого решения).

30. В случае принятия решения, указанного в подпункте "в" пункта 27 настоящего Положения, территориальный орган обязан в день принятия решения приостановить процедуру учета и известить об этом правообладателя (с обоснованием принятия такого решения).

Правообладатель в течение 30 дней со дня получения извещения о приостановлении процедуры учета обязан дополнительно направить в систему учета карты сведений об объекте учета, записи об изменениях сведений или записи о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, содержащие также недостающие и (или) уточненные сведения и подтверждающие их документы. При этом дополнительно направленные правообладателем документы должны соответствовать установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям.

В случае если правообладатель в течение 3 рабочих дней со дня получения извещения направит в систему учета заявление с указанием причин необходимости продления срока представления дополнительных документов более чем на 30 дней, указанный срок продлевается территориальным органом, но не более чем на 90 дней со дня приостановления процедуры учета. Извещение о продлении указанного срока направляется правообладателю в течение 3 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган заявления правообладателя.

31. После направления правообладателем дополнительных документов территориальный орган обязан в 14-дневный срок со дня получения провести их экспертизу и по ее результатам принять одно из следующих решений:

а) об учете объекта учета в реестре под постоянным реестровым номером федерального имущества, исключении изменившихся сведений об объекте учета из реестра и внесении в него новых сведений об объекте учета или об исключении всех сведений о нем из реестра, если установлены подлинность и полнота дополнительных документов, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;

б) об отказе:

в учете в реестре объекта учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации;

во внесении в реестр новых сведений об объекте учета или исключении всех сведений о нем из реестра, если дополнительные документы не содержат недостающие и (или) уточненные сведения, не соответствуют установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям;

в) о присвоении объекту учета временного реестрового номера федерального имущества, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, находится в собственности Российской Федерации. Такое решение принимается в следующих случаях:

установлены неполнота и (или) недостоверность дополнительно представленных правообладателем документов и (или) содержащихся в них сведений;

указанные документы не соответствуют установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям;

правообладатель в установленный срок не направил дополнительные документы.

32. В случае принятия решения, указанного в подпункте "а" или подпункте "б" пункта 31 настоящего Положения, территориальный орган обязан в день принятия решения учесть в реестре объект учета в порядке, установленном пунктом 28 настоящего Положения, либо известить правообладателя в порядке, предусмотренном пунктом 29 настоящего Положения.

33. В случае принятия решения, указанного в подпункте "в" пункта 31 настоящего Положения, территориальный орган обязан в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения учесть в реестре объект учета под временным реестровым номером федерального имущества после исключения из карт сведений об объекте учета недостоверных сведений, а также сведений, не подтвержденных копиями соответствующих документов, и внесения в карты сведений об объекте учета недостающих сведений, содержащихся в государственных информационных системах и (или) подтвержденных копиями соответствующих документов.

В тот же срок правообладателю направляется уведомление о присвоении объекту учета временного реестрового номера, в котором также указывается на необходимость направления записей об изменениях сведений в отношении исключенных и недостающих в картах сведений об объекте учета сведений и документов, подтверждающих содержащиеся в записях новые сведения.

После получения правообладателем всех необходимых для завершения учета документов он обязан в течение 3 рабочих дней со дня получения последнего документа направить в систему учета записи об изменениях сведений и документы, подтверждающие содержащиеся в записях новые сведения.

Территориальный орган обязан в течение 2 рабочих дней со дня получения всех необходимых для завершения учета документов при их соответствии документам, указанным в уведомлении, внести в реестр новые сведения об объекте учета и изменить временный реестровый номер федерального имущества на постоянный реестровый номер федерального имущества.

В этот же день правообладателю направляется уведомление о присвоении постоянного реестрового номера федерального имущества объекту учета и завершении его учета в реестре.

34. Решения территориального органа, указанные в подпункте "б" пункта 27 и подпункте "б" пункта 31 настоящего Положения, могут быть обжалованы правообладателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе обжалованы в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое вправе самостоятельно провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам подтвердить принятые территориальным органом решения или отменить их.

При отмене одного из указанных решений Федеральное агентство по управлению государственным имуществом направляет в территориальный орган мотивированное уведомление об отмене решения, обязывает территориальный орган учесть в реестре объект учета, исключить изменившиеся сведения об объекте учета, внести в реестр новые сведения или исключить все сведения о нем из реестра либо самостоятельно вносит необходимые сведения в реестр в установленном порядке. В случае самостоятельного внесения Агентством необходимых сведений в реестр в отношении соответствующего объекта учета дальнейшее изменение сведений о нем осуществляется территориальным органом.

35. Учет федерального имущества в реестре, внесение в него новых сведений об указанном имуществе и о лицах, обладающих правами на него и сведениями о нем, а также исключение всех сведений о них из реестра осуществляются также по результатам документальных и других проверок правообладателей и (или) проведения иных мероприятий (далее - мероприятия) (в том числе с использованием сведений, содержащихся в государственных информационных системах).

36. Если по результатам проведения мероприятия выявлено имущество, сведения о котором не учтены в реестре и (или) новые сведения о котором не представлены для внесения изменений в реестр, и установлено, что это имущество (в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации) находится в собственности Российской Федерации, либо выявлено имущество, не находящееся в собственности Российской Федерации, которое учтено в реестре, территориальный орган в 7-дневный срок со дня завершения мероприятия:

а) формирует в системе учета карты сведений об объекте учета, в том числе карты сведений о правообладателях, и (или) записи об изменениях сведений либо о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество соответственно по формам, предусмотренным приложениями N 1 - к настоящему Положению, путем внесения в них сведений, содержащихся в документах, полученных при проведении мероприятия, и государственных информационных системах;

б) направляет правообладателю сформированные карты сведений об объекте учета и (или) записи об изменениях сведений на электронном носителе с требованием в 14-дневный срок со дня его получения завершить формирование карт сведений об объекте учета и (или) записей об изменениях сведений либо о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и направить их в систему учета (в том числе с дополнительными документами, подтверждающими недостающие в картах сведения) или завершить формирование карт сведений об объекте учета и (или) записей в территориальном органе, если у него нет такой возможности.

37. В случае невыполнения правообладателем указанного в подпункте "б" пункта 36 настоящего Положения требования территориальный орган обязан в 7-дневный срок со дня окончания срока, установленного для выполнения требования, осуществить:

а) учет в реестре объектов учета под постоянными реестровыми номерами федерального имущества, в отношении которых сформированы карты сведений об объекте учета, содержащие в полном объеме сведения, необходимые для осуществления такого учета, или под временными реестровыми номерами федерального имущества, в отношении которых сформированы карты сведений об объекте учета, содержащие достаточные для соответствующего учета сведения;

б) внесение в реестр новых сведений об объектах учета либо исключение всех сведений о них из реестра согласно сформированным в отношении соответствующих объектов учета записям.

38. Правообладателю в 7-дневный срок направляется уведомление об учете в реестре объектов учета под постоянными реестровыми номерами федерального имущества и (или) временными реестровыми номерами федерального имущества, о внесении новых сведений об объектах учета в реестр и (или) исключении из него всех сведений об объектах учета. При этом обязанность правообладателей по представлению сведений о принадлежащем им на вещном праве федеральном имуществе не будет признана исполненной, а правообладатель соответственно освобожден от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации за непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в орган, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом.

39. После поступления имущества в собственность Российской Федерации Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или территориальный орган в 10-дневный срок со дня получения документов, содержащих сведения об этом имуществе, возникновении права собственности Российской Федерации на него и принятии его в государственную казну Российской Федерации, а в отношении имущества, ранее поступившего и принятого в государственную казну Российской Федерации, - со дня получения документов, содержащих сведения об этом имуществе:

а) проводит экспертизу поступивших документов, выявляет недостающие в них сведения об указанном имуществе в государственных информационных системах и принимает решение о присвоении объекту учета:

постоянного реестрового номера федерального имущества, если установлены подлинность и полнота поступивших документов, а также достоверность и полнота сведений об объекте учета, содержащихся в этих документах и государственных информационных системах и предусмотренных в картах сведений об объекте учета;

временного реестрового номера федерального имущества, если подтверждено поступление объекта учета в собственность Российской Федерации, но установлены недостоверность и (или) неполнота сведений об объекте учета, содержащихся в поступивших документах и государственных информационных системах, и их достаточность для осуществления соответствующего учета;

б) формирует в системе учета карты сведений об объекте учета по формам , предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, путем внесения в карты в соответствующих подразделах реестра сведений, содержащихся в поступивших документах и государственных информационных системах.

40. Копии документов, содержащих сведения об обращенном в собственность Российской Федерации имуществе и возникновении права собственности Российской Федерации на него, направляются соответствующим федеральным органом исполнительной власти с учетом пункта 6

Документы, содержащие сведения об имуществе, унаследованном Российской Федерацией по завещанию или в силу закона, и документы, содержащие сведения о возникновении права собственности Российской Федерации на такое имущество, направляются соответствующим территориальным органом Федеральной налоговой службы с учетом пункта 6 настоящего Положения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или территориальный орган в 10-дневный срок со дня получения им указанных документов.

Копии документов, содержащих сведения об акциях, долях (вкладах) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ (в том числе сведения об этих обществах и товариществах), в которых права акционера (участника) от имени Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти либо государственная корпорация, а также о возникновении указанных прав, направляются в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом федеральным органом исполнительной власти или государственной корпорацией в 10-дневный срок со дня получения указанных документов от хозяйственных обществ и товариществ. форме , предусмотренной приложением N 3 к настоящему Положению (далее - запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации), для исключения сведений из карты сведений об объекте учета, если по результатам экспертизы установлена подлинность поступившего документа. Если прекращение права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то запись формируется в отношении каждой из них;

в) исключает из реестра все сведения об объекте учета в соответствии с правилами ведения реестра федерального имущества.

43. В случае если при экспертизе документов, указанных в пунктах 39 - настоящего Положения, установлены недостаточность сведений об объекте учета и неполнота и (или) недостоверность содержащихся в этих документах сведений либо у должностного лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом или территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности поступивших документов и сведений, Агентство или территориальный орган запрашивает в федеральных органах исполнительной власти, иных органах и (или) организациях дополнительные документы и завершает учет в 10-дневный срок со дня получения дополнительных документов, если они соответствуют требованиям, установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации.

44. Внесение сведений о федеральном имуществе в предусмотренные настоящим Положением формы осуществляется должностным лицом Федерального агентства по управлению государственным имуществом или территориального органа либо правообладателем в соответствии с Правилами заполнения форм реестра федерального имущества и записей об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, и о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество согласно приложению N 4.

Учет федерального имущества ведется расширения базы Реестра федерального имущества. Каждый объект, принадлежащий Российской Федерации, должен быть учтен и добавлен в Реестр, чтобы информация, содержащаяся в базе, была как можно более точной, актуальной и полной. При учете федерального имущества обязательно следует указать все доступные данные об объекте, который вносится в базу. Такой порядок помогает контролировать состояние имущества казны, служит плацдармом для проведения всевозможных статистик, подведения итогов и т. п. Вот почему так важно иметь полное и правильное представление о том, как проводится учет имущества РФ.

Последовательность учета федерального имущества

Ответственность за начало процедуры учета имущества казны всегда лежит на управляющем собственности, который, согласно с законодательством РФ, обязан за срок до 14 дней со дня поступления имущества в его собственность (уполномоченной передачи либо приобретения) отправить запрос о регистрации имущества либо смене сведений о нем с прикреплением следующих данных:

  1. Заполненные карты о состоянии имущества по форме №1. Это могут быть сведения о космических объектах, движимого и недвижимого имущества, воздушное либо морское судно и т. п. для каждого вида собственности предусмотрена своя необходимая к заполнению форма № 1;
  2. Документы, которые способны подтвердить сведения, указанные в заполненной правообладателем форме №1, где было подробно описано состояние имущества;
  3. Документы, подтверждающие передачи в право владения управляющего имущества, о котором идет речь в форме №1.

Важный момент! Все документы отправляются правообладателем в электронной форме для большего удобства проверки и отправления. При этом документация должна быть правильно оформленной и заверенной официальной электронной подписью правообладателя. Если же правообладатель не имеет возможности воспользоваться электронной формой отправки, то возможно предоставление и бумажной версии документов.

Забегая наперед, следует сказать о том, что после прекращения срока привилегии собственности на имущество казны, бывший управляющий должен точно также в 14-дневный срок отправить заявление по форме №3 о окончании срока управления государственным имуществом. Форма №3 является единой для управляющих всеми возможными видами имущества казны. Также к заявлению, разумеется, следует прикрепить документы, которые показывают, что физическое либо юридическое лицо больше не является управляющим данного имущества. Такая процедура действительна как при добровольном отказе от управления, так и при банкротстве организации и во всех других случаях, ведь главная ее цель – сохранить актуальность сведений, которые содержатся в Реестре.

Совет! В первую очередь представителям территориальных органов необходимо обязательно проверить подлинность полученных документов и правильность их оформления. В случае несоответствия установленным нормам, пакет документов может быть возвращен управляющему на дополнительную корректировку. В таком случае, объект следует оформить как «приостановленный в процедуре учета» до получения более точной и достоверной документации либо правильного заполнения формы управляющим.

За установленный законодательством срок (до 21 дня) представители органов местного самоуправления обязаны установить подлинность и полноту документов (либо неподлинность и неполноту) и на основе полученных сведений осуществить одну из нижеуказанных процедур:

  1. Зарегистрировать полученные от управителя данные об объекте и управителе федерального имущества и удалить все предыдущие, содержащееся в Реестре, данные о представленном объекте и его прошлом управляющем в целях избегания возникновения путаницы;
  2. Отказать в регистрации представленного объекта (причиной чего может послужить только тот факт, что имущество не является собственностью РФ и потому его нельзя добавить в Реестр имущества казны);
  3. Приостановить процедуру учета по причине возникновения затруднений у управляющего с оформлением документации.

В случае принятие первого из перечисленных решений, объекту присваивается новый регистрационный номер, и полученные данные вносятся в Реестр, при этом все предыдущие сведения об объекте удаляются из Реестра. С этого момента объект можно назвать учтенным федеральным имуществом.

Если же было принято отрицательное решение, то правообладатель указанного объекта (инициатор его учета) должен получить аргументированный отказ от добавления объекта в Реестр в письменном виде.

Порядок внесения изменений в сведения об объектах, состоящих на учете как федеральное имущество

Инициатором внесения изменений должен быть правообладатель имущества казны. А именно в течении 14-дневного срока со дня вступления изменений в силу он должен предоставить в органы местного самоуправления такие документы, как:

  1. Заявление по форме №2 с указанными в нем изменениями, которые необходимо внести в Реестр учета федерального имущества, где указывается перечень произошедших изменений и перечень документов, которые подтверждают действительность изменений;
  2. Документы, подтверждающие действительность изменений.

Важный момент! Представители органов местного самоуправления обязательно должны проверить подлинность всех поступивших документов и правильность их оформления перед тем, как вносить сведения об изменениях в реестр.

Изменения, которые требуют занесения в реестр, могут быть связаны со следующими факторами:

  • Изменение личности правообладателя;
  • Изменение размера общей стоимости федерального имущества;
  • Изменения в фондовых средствах правообладателя;
  • Изменения отметки о государственной регистрации управляющего имуществом казны.

Совет! В случае перемены места государственной регистрации правообладателя федерального имущества необходимо предоставить весь необходимый пакет документов представителям органов местного самоуправления того региона, в котором правообладатель действительно зарегистрирован, а не по бывшему месту регистрации.

Порядок обжалования решения органов местного самоуправления о невнесении предложенного правообладателем объекта в реестр

Правообладатель, которому было дважды отказано во внесении объекта федеративного имущества в Реестр по причине неподлинности или неполноте документов имеет право обжаловать такое решение органов местного самоуправления в специально установленном законодательством порядке, который предусматривает:

  1. Обращение в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с просьбой провести повторную экспертизу предоставленной правообладателем федеративного объекта документации, с целью учета федеративного имущества в Реестре;
  2. В случае позитивного решения Федерального агентства будут предприняты меры по внесению имущества в Реестр в одном из двух установленных порядков:
    • Федеральное агентство одобрит обращение правообладателя и в течение 7 календарных дней отправит извещение о установленном заключении в органы местного самоуправления, представителями которого было ранее отказано в учете представленного управляющим имущества казны. Постановление Федерального агентства обязательно должно быть подкреплено аргументированием и подтверждающей необходимость вышеуказанных действий. Представители органов местного самоуправления обязаны будут внести изменения в Реестр и отправить уведомление об этом правообладателю;
    • Представители Федерального агентства самостоятельно внесут все необходимые изменения в Реестр, а правообладатель и представители местного самоуправления того региона, в котором зарегистрирован правообладатель федерального имущества будут извещены о принятом решении и внесенных изменениях;
  3. В случае отрицательного постановления Федерального агентства, правообладатель будет уведомлен в течение 7 календарных дней о невнесении объекта в Реестр, при этом причины таких действий должны быть разъяснены аргументацией и подкреплены соответствующими документами.

Реестр необходим для качественного и своевременного осуществления важных государственных процессов, а потому каждый сознательный гражданин РФ должен следить за своевременным внесением в него необходимой информации.