"Закон Димы Яковлева" — Российская газета. «Закон Димы Яковлева»: что изменилось за пять лет Закон о запрете усыновления

Существует ряд причин, по которым российские супружеские пары отказываются от усыновления/удочерения , это и заболевания, и необходимость проведения редких операций с последующим курсом длительной реабилитации, и невозможность материальной помощи ребенку. Иностранных граждан такие проблемы не пугают, поскольку усыновление малышей за рубежом связано с огромными трудностями, тогда как в России, эта процедура проще.

Необходимо понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по жилищным вопросам по телефонам горячих линий:

Позвоните прямо сейчас и решите свои вопросы - это быстро и бесплатно!

Начать процесс усыновления граждане зарубежных стран могут тогда, когда полностью отсутствует возможность найти родителей такому малышу в России. Отсутствие шанса усыновления ребенка российской семьей, должно быть запротоколировано на совете судебной коллегии .

Усыновление малышей из РФ происходит по законам той страны, подданным которой, при подаче заявления, приходится иностранный гражданин, но с учетом выдержки всех правил и норм, предусмотренных и статьи 21 Конвенции о правах ребенка. На начальном этапе процедуры усыновления необходимо учесть все права и интересы усыновляемого малыша, такого рода как: национальность, особенности культуры, вероисповедания и родного диалекта. Суду необходимо предъявить свидетельства возможности предоставления усыновляемому ребенку полнейшего физиологического, психологического, религиозного и морального воспитания.

Согласно законам РФ, физическое здоровье усыновляемого ребенка, не несет ограничений для усыновления.

Дети, являющиеся братьями и сестрами, могут быть усыновлены в одну семью, исключением служат обстоятельства, учитывающие интересы малышей.

Для граждан других стран, которые состоят в официальном союзе с российскими гражданами и желают усыновить ребенка из РФ, осуществляется по законодательству России.

Запрет на усыновление российских детей иностранными гражданами

По закону РФ, на основании постановления премьер – министра России, действует запрет на усыновление малышей гражданами Америки ( от 28 декабря 2012 года), и ограничение усыновления российских детей подданными тех стран, в которых узаконены союзы между людьми подобного пола.

Текст данного постановления говорит о том, что усыновление возможно при достижении совершеннолетия, особами женского и мужского пола, но не связанными брачными узами с лицом такого же пола. Закон был опубликован 3 июля 2013 года.

Требования к иностранцам

Усыновить малыша может супружеская пара. Допускается усыновление одним человеком, независимо от его семейного положения. Иностранные граждане, не смогут усыновить/удочерить одного и того же малыша, если их брак не зарегистрирован.

По законодательству РФ, иностранные граждане не смогут стать усыновителями, если они:

  • не могут совершать действия, носящие юридический характер, и не отвечают за свои поступки;
  • состоят в законном браке с недееспособным лицом, либо способности этого лица носят ограниченный характер;
  • судом либо эти ;
  • освобождены от попечения, как не исполняющие законные обязанности;
  • являлись уже усыновителем, но усыновление отменено по решению суда;
  • болеют тяжелыми заболеваниями;
  • не имеют средств, для обеспечения ребенка;
  • не имеют собственного жилья;
  • находятся под следствием либо ранее были осуждены;
  • имеют судимость, которая не снята;
  • не прошли специального обучения.

Порядок усыновления/удочерения ребенка

Усыновление детей иностранными гражданами происходит в определенном порядке.

  1. Желающие усыновить малыша иностранцы , должны сделать обращение в федеральный государственный банк либо в региональный отдел социальной защиты и попечения.
  2. Усыновитель осуществляет выбор малыша из реестра базы данных и ему дают позволение на посещение ребенка. При визитах к ребенку, желательно найти к нему подход и, приняв намерение об усыновлении, оповестить об этом попечительский совет.
  3. Вердикт об усыновлении оглашает Верховный республиканский либо областной суд, дело об усыновлении может быть рассмотрено судом автономного округа либо городским судом.

Список документов

Усыновление российского ребенка иностранными гражданами возможно при наличии следующего пакета бумаг. В региональное управление отдела социальной защиты усыновитель предъявляет:

  • паспорт иностранного подданного, признаваемый на территории РФ ;
  • прошение об усыновлении и ознакомлении со сведениями о детях, находящимися в реестре базы данных;
  • анкета, определенного образца;
  • подписку о регистрации усыновленного малыша в консульском отделе РФ;
  • подписка о возможности обследовать условия быта усыновленного ребенка органами контроля;
  • документ, удостоверяющий, что законодательство страны, подданным которой является усыновитель, запрещает браки между людьми одного пола;
  • письменное заверение полномочной организации страны проживания иностранного гражданина о проверке условий жизни, в которых находится малыш, и передаче отчетов;
  • письменное заверение полномочной организации страны о постановке на учет в консульский отдел РФ усыновленного малыша;
  • дубликат свидетельства, гарантирующего компетенцию этой организации;
  • дубликат свидетельства о прохождении подготовки претендента на усыновление, составленный согласно правилам законодательства иностранного государства к документам такого типа;
  • дубликат программы прохождения подготовки;
  • свидетельство на право иностранного учреждения проводить подготовку претендентов на усыновление и выдавать документ о её прохождении.

Лица, постоянно живущие за рубежом, дополнительно предъявляют:

  • дубликат претендента на усыновление;
  • дубликат , если гражданин не связан брачными узами;
  • письменное соглашение на усыновление иностранного малыша одного из супругов.

Кроме вышеуказанных бумаг, иностранный подданный, желающий усыновить русского малыша, состоящего с ним в близком родстве, должен предоставить подтверждение этого родства.

Пакет бумаг должен быть законным, переведен на русский язык, правильность перевода подтверждена консульским отделом Российской Федерации в стране проживания иностранца либо нотариально завизирована в России.

После выбора малыша, дело об усыновлении передается в судебный орган. Зарубежный подданный либо его представитель указывают в заявлении:

  • сведения о себе, страну и пункт проживания;
  • полные данные об усыновляемом малыше и пункте его регистрации, информацию о существовании родных братьев или сестер, сведения об отце и матери малыша;
  • причину усыновления и свидетельства, подтверждающие эту причину;
  • ходатайство о смене основных данных малыша (фамилии, имени, отчества), сообщение о населенном пункте, где родился малыш, даты рождения (детям, до исполнения одного года), записи усыновителей, в качестве родителей малыша, в документ о его рождении.

Вместе с заявлением в суд передаются такие бумаги:

  • для лиц, не связанных брачными узами – дубликат документа о рождении;
  • для граждан, состоящих в брачном союзе – дубликат документа о браке;
  • соглашение мужа или жены, если малыш усыновляется одним из супругов либо свидетельство о прекращении совместного проживания, в течение более одного года;
  • заключение медицинских специалистов об отсутствии тяжелых заболеваний и общем состоянии здоровья иностранных усыновителей;
  • информация со службы о профессии и размере доходов;
  • справка о праве собственности на жилье;
  • справка о взятии в реестр претендента на усыновление;
  • документ о курсе специальной подготовки для принятия малыша в семью;
  • справка полномочного представительства зарубежной страны, подданными которой являются усыновители, о состоянии быта и возможности стать усыновителями;
  • санкция полномочной конторы зарубежной страны на приезд усыновленного малыша и его нахождения, на постоянной основе, на территории данной страны.

Бумаги, передаваемые в судебную инстанцию, переводятся на русский язык, заверяются нотариусом и оформляются в двух экземплярах.

Осуществление контроля

Иностранцы, ставшие родителями усыновленного малыша, приехав в страну проживания, не позднее 3 месяцев с момента прибытия производят регистрацию его в консульском представительстве РФ.

Полномочное представительство зарубежной страны, выступившее гарантом проведения контроля, должно зафиксировать взятие малыша на учет. Не позднее 1 месяца, после регистрации, в правительственное учреждение РФ по попечительству и социальной защите, передается свидетельство о взятии ребенка на консульский учет.

Рапорты о состоянии быта, воспитанности, микроклимате в семье, учёбе, здоровье, внешнем виде, с приложением фотоснимков, и заполненные по определенному образцу, составляются полномочным органом иностранного государства и передаются в исполком РФ. Обследования, отраженные в отчетах, совершают по принципиальной схеме, до исполнения ребенку 18 лет.

Заключение

Подводя итоги по порядку и особенностям усыновления малышей из РФ иностранцами, можно отметить:

  1. Желая усыновить малыша, иностранцы должны сделать обращение в федеральный государственный банк либо в региональный отдел социальной защиты и попечения.
  2. Выбрать малыша из реестра базы данных, получить разрешение на его посещение, подружиться с ним и принять решение об усыновлении.
  3. Собрать пакет, требующихся документов, сделать их перевод на русский язык и нотариально подтвердить.
  4. Передать прошение об усыновлении в суд.
  5. Получить, как показывает судебная практика по усыновлению детей иностранными гражданами, чаще положительный, чем отрицательный, вердикт суда.
  6. Опираясь на решение судебных инстанций, забрать ребенка из детского приюта.
  7. По приезду в страну проживания, поставить малыша на консульский учет.

Говоря терминами статистики, можно отметить уменьшение числа детей, усыновленных иностранцами, начиная с 2012 года. Современная Россия повысила требования к правилам усыновления, введя ограничения для стран, где разрешены официально браки между людьми одного пола. Чаще всего российские дети усыновляются итальянцами, испанцами, французами, немцами. Ранее, до принятия «Закона Димы Яковлева», российские дети усыновлялись гражданами Америки. Парламентариями РФ было внесено на рассмотрение предложение в закон об усыновлении, о смягчении некоторых его пунктов, но поддержки это предложение не получило.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по усыновлению детей иностранными гражданами

Вопрос: Хотим с женой усыновить ребёнка из Ближнего Зарубежья. Что необходимо сделать, чтобы он смог переехать с нами в Россию? Михаил.

Ответ: Михаил, усыновление иностранного ребенка гражданином РФ подразделяется на два этапа. Конвенция о правах детей допускает такой вид усыновления только в тех случаях, когда дома у ребёнка не осталось возможности найти опекуна, братьев и сестёр.

Во-первых, Вам необходимо пройти процедуру, установленную законами родины ребёнка. Поскольку эти обстоятельства происходят в Ближнем Зарубежье, законодательство, вероятно, не сильно отличается от российского и Вам необходимо обращаться сначала в органы опеки (комиссии по делам детей), а затем в суд. Процедура с усыновлением беженцев происходит по межгосударственным актам РФ, что в данной ситуации не актуально.

После того, как одобрение родной страны получено, необходимо получить предварительное разрешение на усыновление в органах опеки. С момента получения ребёнок может въехать в Россию вместе с Вами. Дальнейшее рассмотрение дела в России будет проходить, согласно статье 165 СК РФ (пункт 4).

Дело рассматривают суды общей юрисдикции в особом порядке с привлечением Прокуратуры и компетентных органов, защищающих права детей.

В последнее время большим спросом для усыновления пользуются российские дети, и приезжая в Российскую Федерацию, многие иностранцы желают усыновить ребенка.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но для оформления потребуется соблюдать не только законодательство России, но и страны, откуда прибыл данный гражданин.

Законодательство

Основными законодательными актами в России в данном случае становятся:

  • – условия по отношению к усыновляемым детям, соблюдение интересов;
  • оговаривает обязательства усыновителей и принятие возможности процесса судом;
  • оговаривает ;
  • Постановление Правительства от 29 марта 2000 года регламентирует правила передачи детей иностранным людям.

Основные условия

Действующее законодательство не запрещает усыновлять русских детей иностранными гражданами.

В том числе, иностранцами считаются лица:

  • россияне, проживающие за границей более полугода;
  • лица, не имеющие гражданства;
  • граждане, кто имеет сразу несколько гражданств, одно из которых российское, но при этом он не проживает на территории страны.

Условия передачи детей иностранным гражданам аналогичны, но имеют несколько особенностей.

Преимущество при усыновлении ребенка отдано российским гражданам. Поэтому получить право на усыновление может иностранный гражданин, если россиянин не желает оформлять над малышом опекунство.

Отсутствие такого спроса стоит подтверждать документально. Усыновление как и в случае усыновления россиянином, происходит только через суд.

Усыновление иностранным гражданином – процесс, который рассматривается судом.

При этом орган опеки и попечительства обязуется доказать государственной инстанции невозможность устройства ребенка внутри страны.

Судья проверяет наличие сведений о малыше в диной базе данных. При этом присутствовать информация о ребенке должна не менее года до начала судебного процесса. То есть досье крохи должно находится в течение года в базе данных, которой мог воспользоваться гражданин России. В период года для иностранцев существует запрет определения малыша в свою страну.

Далее суд рассматривает и проверяет точность предоставленной информации о сироте. Согласно действующему законодательству, приоритет дается именно российским гражданам. Если существует запрос даже на опеку ребенка, то суд откажет в усыновлении. Проверяются такие данные для того, чтобы проверить чистоту сделки.

Если российские родители получали недостоверные сведения, то люди, ответственные за это, понесут наказание, а в усыновлении будет отказано.

И только при полном отсутствии спроса иностранцу позволяется оформить усыновление.

Совершаются такие действия для исключения коррупции и заинтересованной сделке. Ведь некорректные сведения предоставляются органами опеки и попечительства достаточно часто.

Требования

Иностранные усыновители должны также отвечать по всем требованиям российского законодательства, в том числе и с поправками законодательства их страны.

Они не вправе получить разрешение, если:

  • не получают достаточный доход для обеспечения подопечного;
  • не имеют постоянного места для проживания;
  • состоят в браке с недееспособными лицами;
  • находятся под следствием;
  • освобождены от попечения или усыновления в принудительном порядке;
  • несовершеннолетние;
  • имеют судимость или ограничения по дееспособности;
  • не прошли соответствующих курсов.

Усыновление иностранными гражданами российских детей

Для многих иностранцев оформление – большая головоломка. Именно она вызывает не мало проблем. Чаще всего они обращаются к компаниям, которые представляют их интересы в Российской Федерации.

Такие организации ведут дело на основании лицензии, выдаваемой Министерством образования и науки. Они имеют право представлять интересы своего подопечного в суде и передавать документацию от его лица в базу данных. Как только процесс усыновления будет завершен, вступает запрет на осуществление деятельности.

Орган опеки и попечительства также ограничивает иностранцев в доступе в базу данных сирот.

При положительном решении судебной инстанции ему позволяется воспользоваться данными для определения ребенка. В России также действует запрет на общение с малышом до судебного решения.

Как только иностранец познакомиться с кандидатом, он принимает решение. Если оно положительное, то сообщает оператору базы данных о нем.

Уже с заявлением он обращается в судебную инстанцию, затем в ЗАГС для регистрации факта усыновления. Как только оформление заканчивается, на руки иностранцу выдается свидетельство об усыновлении, паспорт в ОВИРе и иммиграционная документация в посольстве.

В любом случае, даже если ребенок усыновлен, за ним сохраняется российское гражданство.

Усыновитель вправе запросить гражданство в стране, где будет проживать ребенок. Но российские органы должны контролировать процесс перехода гражданства и проживания ребенка в другой стране.

Органы опеки и попечительства в стране проживания заявителя также должны обследовать условия проживания малыша.

Затем постоянно контролировать действия иностранца по отношению к подопечному, убеждаться в отсутствии проблем. До трех лет после факта усыновления государственный орган посещает подопечного не менее 4 раз в год.

Порядок оформления

иностранцами ничем не отличается от усыновления русским гражданином:

  • гражданин приходит в орган опеки и попечительства за консультацией;
  • собирает полный пакет документов;
  • подает заявление с приложением необходимой документации;
  • ожидает решение;
  • принимает представителя органа опеки и попечительства на своем месте жительства;
  • знакомиться с актом проведения обследования и соответствия требованиям законодательства;
  • в течение двух недель получает ответ на разрешение усыновления;
  • выбирает ребенка из базы данных;
  • подает заявление в суд с приложением подтверждающих документов;
  • присутствует на заседании;
  • при положительном ответе забирает ребенка, документы, регистрирует в органах загс;
  • ставит ребенка в миграционной службе.

Пакет документов

Для оформления усыновления иностранцу необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • паспорт иностранца или иной документ, удостоверяющий личность;
  • заявление в орган опеки и попечительства с намерением усыновить ребенка;
  • анкета иностранца;
  • документ, подтверждающий наличие информации о сироте в БД;
  • разрешение на въезд на территорию постоянного места проживания;
  • документ, подтверждающий обязательство на регистрацию для учета в консульстве России;
  • согласие на проживание ребенка, контроль в консульстве России компетентной инстанции;
  • обязательство от заявителя о позволении органам опеки посещать место жительства для проверки соблюдений требований;
  • заключение уполномоченной инстанции об условиях проживания заявителя;
  • согласие на проведение мониторинга приемной семьи, предоставления отчетов в страну –заявителя;
  • при представительстве компанией–посредником – лицензия на осуществление деятельности.

Судебный процесс

Суд должен получить от органа опеки и попечительства все доказательства усилий, которые были приложены для оформления усыновления русскими людьми. Инстанция должна понять основания и мотивацию почему русские не могут усыновить такого малыша.

Судебная инстанция вправе вызвать усыновителей, которые просматривали информацию о малыше и приняли решение об отказе от него.

Заседание и решение происходит в течение двух месяцев. За этот период человек должен доказать свою платежеспособность и дееспособность, а также наличие хороших условий для проживания сироты.

Осуществление контроля

Контроль осуществляется местными органами опеки и попечительства. Они же обязуются предоставлять отчет государственным органам на территории России.

Осуществляется контроль не менее 4 раз в год на протяжении трех лет. Далее количество сокращается до двух раз в год.

В течение трех месяцев новые родители обязуются поставить кроху на учет. При этом государственный орган, взявший на себя обязательства гарантии, фиксирует взятие крохи на учет. В течение месяца передается документ в РФ.

Запрет

Порядок усыновления иностранными гражданами российских детей устанавливается приказом президента и Семейным кодексом.

Усыновление иностранными гражданами российских детей имеет ограничения в виде проведения процесса гражданами Соединенных Штатов Америки. Оговаривает данный факт статья 4 Закона от 28 декабря 2012 года. Этот закон направлен на защиту интересов ребенка.

Поводом такого ограничения стали постоянные нарушения интересов детей представленными гражданами, в том числе доходило все до летального исхода.

Судебная практика

Судебная практика 2020 года показывает, что удочерение и усыновление для иностранных граждан имеет не мало нюансов. Например, если гражданин решил взять ребенка, то его не допустят до разговора с ним и установления контакта. Это станет возможным только после судебного процесса.

При этом, если ребенком интересуются русские усыновители, но еще находятся на стадии сбора документации, иностранцу откажут в выполнении процесса.

Судебная практика показывает, что процент одобрения искового заявления практически 10%.

Организации, занимающиеся оформлением

Существует немало организаций, которые выступают представителями иностранца. Для обращения к ним нужно заполнить анкету, рассказать о своих интересах и оплатить их услуги.

Компания должна иметь лицензию на осуществление такого рода деятельности. Но и таковым компаниям ограничен доступ к базе данным.

Часто задаваемые вопросы

Многие иностранные граждане сталкиваются с проблемами оформления ребенка. При возникает не мало вопросов, касаемо перевода документов, гражданства, перевозки и иных проблем, с которыми столкнется усыновитель.

Гражданство детей

После усыновления ребенка усыновитель является полноправным родителем. Именно поэтому он вправе менять ему гражданство.

Исключением в этом вопросе становится возраст ребенка. Если ему уже исполнилось 10 лет, то он принимает сам решение на основании статьи 132 Семейного кодекса.

Перевод документов

Уже пять лет в России действует закон Димы Яковлева, запрещающий американцам усыновлять русских детей. Данное постановление является одним из самых резонансных решений российского правительства и получило множество неофициальных названий, включая «закон подлецов». Именно такой хэштег был выведен в свое время в мировые тренда Твиттера.

Принятие закона Димы Яковлева ударило по детям-сиротам с проблемами со здоровьем, которые потеряли шанс быть усыновленными американцами и получить в Штатах ту медицинскую помощь, которая на территории России просто невозможна.

Закон Димы Яковлева был принят 21 декабря 2012 года и назван в честь двухлетнего мальчика, усыновленного американцами и погибшего вследствие халатности своих приемных родителей.

Дима Яковлев родился в 2006 году в Псковской области. Родная мать отказалась от сына, и мальчик попал в детский дом для детей с органическим поражением нервной системы с нарушением психики. Российские семьи не хотели брать малыша с проблемами со здоровьем. В 2008 году мальчика усыновила американская семья Харрисон. Харрисоны увезли Диму Яковлева в Америку, в штат Вирджиния, и дали мальчику имя Чейз.

Через три месяца после усыновления мальчик погиб. Его приемный отец Майлс Харрисон оставил малыша на 9 часов запертым в машине на солнцепеке. Мужчина должен был завезти мальчика в ясли по пути на работу, но просто забыл это сделать, и не заметил, что ребенок остался в автомобиле.

Майлсу Харрисону грозило до 10 лет тюремного заключения за непреднамеренное убийство, однако в итоге суд снял с мужчины все обвинения. В феврале 2009 года приемный отец Димы Яковлева сказал в интервью для The Washington Post:

«Я молю российский народ о прощении. Есть хорошие люди в этой стране, которые заслуживают детей, и есть дети в России, которые нуждаются в родителях. Пожалуйста, не наказывайте всех за мою ошибку».

Это не единственный случай жестокого обращения с российскими детьми, усыновленными американцами. Еще одним таким случаем стало происшествие с Ваней Скоробогатовым. Мальчик родился в 2002 году в Челябинской области, через год его усыновила американская чета Крэйвер. А в 2009 году Ваня скончался в больнице от черепно-мозговой травмы, также на его теле было обнаружено около 80 различных повреждений. Супругам Крэйвер было предъявлено обвинение в убийстве, но осуждены они были всего лишь на 16 месяцев тюремного заключения.

Подобные случаи, безусловно, имеют место, однако много российских сирот обрели в Штатах новую семью, получили хорошее образование и ведут счастливую активную жизнь. Светлана Прудовская, журналистка «Голоса Америки», представила видео-проект о том, как живется усыновленным русским детям в Штатах, и какие радостные изменения произошли с ними за 10 – 15 лет жизни в приемных семьях.

Закон Димы Яковлева вызвал широкий резонанс у общественности. Жара в дискуссию добавил инцидент, когда в Нижнем Новгороде через полгода после принятия закона умер сирота с пороком сердца, которого планировали усыновить американцы и даже начали оформлять документы.

Российские семьи не хотят брать на воспитание детей с проблемами со здоровьем, в то время ка американцы часто брали на усыновление именно таких российских сирот. Усыновленным детям в США оказывалась более квалифицированная медицинская помощь, многие из них в Америке получили шанс на здоровое будущее.

После принятия закона к Владимиру Путину обращались известные журналисты, усыновившие детей, с просьбой не принимать данного постановления:

«Мы считаем, что эти поправки, в первую очередь, ударят по судьбам российских граждан – детей-сирот, детей-инвалидов. Мы, как родители усыновленных детей, как никто другой, знаем о проблемах российских детских домов. Мы знаем, что там находится более 120 тысяч детей, большинство из которых в российских условиях никогда не получат квалифицированной медицинской помощи и ухода. И родительской любви и ласки».

Чтобы привлечь к усыновлению российских граждан, правительство решило увеличить финансовые выплаты опекунам и приемным родителям. Но это привело к тому, что брать сирот стало «выгодным решением». Дети у таких «профессиональных родителей» не получают должного ухода и нормального отношения. Некоторые опекуны вообще после получения единовременной выплаты предпочитают возвращать воспитанников обратно в детский дом. Подобные «возвраты» являются сильной психологической травмой для детей, так как фактически ребенок второй раз переживает потерю родителей.

Как рассказывает Игорь Рыбкин, волонтер и выпускник детского дома Тверской области:

«Это большие деньги для усыновителей в регионах, на них можно жить. Иногда семьи специально берут детей, чтобы получить выплаты. И руководствуются именно корыстными мотивами».

Многие жители США, которые в детском возрасте были усыновленными американцами и увезены из России, оставляли свои комментарии относительно закона Димы Яковлева. Параолимпийская чемпионка по плаванию Джессика Лонг, в детстве получившая имя Таня и воспитывавшаяся в российском детдоме, пишет:

«Кто бы мог себе представить, что девочка с инвалидностью из сибирского приюта для сирот станет тем, кем я стала сегодня? Я живое доказательство того, что ты можешь исполнить все свои мечты».

Многие усыновленные русские сироты получили в США образование и билет в счастливое будущее, в то время как других воспитанников российских приютов закон Димы Яковлева навсегда лишил такой возможности.

Об одном из положительных примеров недавно Леонид Парфенов.

К мерам воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, относятся:

а) причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека;

б) совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, или причастных к их совершению;

в) наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

г) в чьи должностные обязанности входило принятие решений, отсутствие или наличие которых привело к освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

д) причастных к похищению и незаконному лишению свободы граждан Российской Федерации;

е) вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан Российской Федерации;

ж) осуществляющих необоснованное юридическое преследование граждан Российской Федерации;

з) принявших необоснованные решения, нарушившие права и законные интересы граждан и организаций Российской Федерации;

2) арест на территории Российской Федерации финансовых и иных активов граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан.

Статья 2

1. Список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию, и организаций, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. В отношении граждан Соединенных Штатов Америки, включенных в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи:

1) устанавливается запрет на распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

2) приостанавливается деятельность на территории Российской Федерации находящихся под их контролем юридических лиц;

3) приостанавливаются полномочия (членство) в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

3. Предложения о внесении изменений в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, могут представляться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, а также государственными органами.

4. Порядок ведения списка, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

5. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, не реже одного раза в год информирует палаты Федерального Собрания Российской Федерации о ходе выполнения настоящего Федерального закона.

Статья 3

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки или реализуют на территории Российской Федерации проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет сведения о некоммерческих организациях, деятельность которых приостановлена, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство Соединенных Штатов Америки, не может быть членом или руководителем некоммерческой организации, ее структурного подразделения либо структурного подразделения международной или иностранной некоммерческой организации (отделения, филиала или представительства), участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Нарушение данного запрета влечет за собой приостановление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, деятельности указанной некоммерческой организации (структурного подразделения).

3. Приостановление деятельности некоммерческой организации (структурного подразделения) в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи влечет наступление последствий, предусмотренных абзацем первым пункта 6 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В отношении имущества некоммерческих организаций (структурных подразделений), деятельность которых приостанавливается в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, решение о наложении на него ареста принимается судом по заявлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

4. В случае, если некоммерческая организация, деятельность которой была приостановлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратит безвозмездное получение денежных средств и иного имущества от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки либо прекратит на территории Российской Федерации реализацию проектов, программ либо осуществление иной деятельности, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, деятельность такой организации возобновляется по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Статья 4

1. Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей.

2. В связи с установленным частью 1 настоящей статьи запретом на передачу детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки прекратить от имени Российской Федерации действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года.

Статья 5

Внести в подпункт 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 2003, № 2, ст. 159; 2006, № 31, ст. 3420; 2007, № 3, ст. 410; 2008, № 19, ст. 2094; № 30, ст. 3616) изменение, изложив его в следующей редакции:

"7) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе если этот гражданин включен в список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию;".

Статья 6

Действие настоящего Федерального закона и подпункта 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан государств, которые приняли решение о запрете въезда граждан Российской Федерации на территории этих государств и об аресте активов граждан Российской Федерации по мотиву причастности граждан Российской Федерации к нарушениям прав человека в Российской Федерации.

Статья 7

Президент Российской Федерации В.Путин

К мерам воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, относятся:

а) причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека;

б) совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, или причастных к их совершению;

в) наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

г) в чьи должностные обязанности входило принятие решений, отсутствие или наличие которых привело к освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

д) причастных к похищению и незаконному лишению свободы граждан Российской Федерации;

е) вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан Российской Федерации;

ж) осуществляющих необоснованное юридическое преследование граждан Российской Федерации;

з) принявших необоснованные решения, нарушившие права и законные интересы граждан и организаций Российской Федерации;

2) арест на территории Российской Федерации финансовых и иных активов граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан.

Статья 2

1. Список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию, и организаций, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. В отношении граждан Соединенных Штатов Америки, включенных в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи:

1) устанавливается запрет на распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

2) приостанавливается деятельность на территории Российской Федерации находящихся под их контролем юридических лиц;

3) приостанавливаются полномочия (членство) в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

3. Предложения о внесении изменений в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, могут представляться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, а также государственными органами.

4. Порядок ведения списка, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

5. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, не реже одного раза в год информирует палаты Федерального Собрания Российской Федерации о ходе выполнения настоящего Федерального закона.

Статья 3

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки или реализуют на территории Российской Федерации проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет сведения о некоммерческих организациях, деятельность которых приостановлена, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство Соединенных Штатов Америки, не может быть членом или руководителем некоммерческой организации, ее структурного подразделения либо структурного подразделения международной или иностранной некоммерческой организации (отделения, филиала или представительства), участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Нарушение данного запрета влечет за собой приостановление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, деятельности указанной некоммерческой организации (структурного подразделения).

3. Приостановление деятельности некоммерческой организации (структурного подразделения) в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи влечет наступление последствий, предусмотренных абзацем первым пункта 6 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В отношении имущества некоммерческих организаций (структурных подразделений), деятельность которых приостанавливается в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, решение о наложении на него ареста принимается судом по заявлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

4. В случае, если некоммерческая организация, деятельность которой была приостановлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратит безвозмездное получение денежных средств и иного имущества от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки либо прекратит на территории Российской Федерации реализацию проектов, программ либо осуществление иной деятельности, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, деятельность такой организации возобновляется по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Статья 4

1. Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей.

2. В связи с установленным частью 1 настоящей статьи запретом на передачу детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки прекратить от имени Российской Федерации действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года.

Статья 5

Внести в подпункт 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 2003, № 2, ст. 159; 2006, № 31, ст. 3420; 2007, № 3, ст. 410; 2008, № 19, ст. 2094; № 30, ст. 3616) изменение, изложив его в следующей редакции:

"7) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе если этот гражданин включен в список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию;".

Статья 6

Действие настоящего Федерального закона и подпункта 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан государств, которые приняли решение о запрете въезда граждан Российской Федерации на территории этих государств и об аресте активов граждан Российской Федерации по мотиву причастности граждан Российской Федерации к нарушениям прав человека в Российской Федерации.

Статья 7

Президент Российской Федерации В.Путин