Земельное право. Землеустройство и виды землеустроительных работ Основные понятия землеустройства

Землеустройство - это одно из важнейших направлений в законодательстве, с помощью которого происходит планирование, изучение, организация и использование земельных ресурсов. Причем регулируются отношения, касающиеся всех форм собственности, а именно государственной, муниципальной или частной.

Основные задачи

Поскольку землеустройство - это правовая категория, регулирующая сферы по эксплуатации земли, она включает в себя перечень определенных мероприятий и действий. Они используются в следующих случаях:

  • изменение размеров и границ различных ;
  • использование проблемных участков, улучшение их качества;
  • защита земли от природных катаклизмов, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  • обнаружение объектов с различными нарушениями;
  • восстановление земли после воздействия природных катаклизмов.

Основные функции и задачи данной сферы заключаются в следующих действиях:

  • получение информации, касающейся качества земли по всей территории РФ;
  • разработка планов по использованию участков;
  • составление описи, включающей в себя информацию о расположении и качестве земли;
  • определение границ;
  • контроль над землями, находящимися в ведении коренных народов.

Землеустройство - это в первую очередь действия, направленные на контроль и сохранение земель, находящихся на территории России.

Цели

Цели землеустройства достаточно обширны и составляют следующий список:

  • обеспечение эффективного ;
  • охрана территорий как от природных катаклизмов, так и от противоправной деятельности человека;
  • улучшение качества земель и обеспечение благоприятных условий.

Также землеустройство включает в себя проведение работ, направленных на оптимизацию использования земель и их восстановление.

Виды

Виды землеустройства различаются по задачам и направлениям действия. Принято выделять 3 основные группы.

Государственное землеустройство считается самой обширной отраслью, деятельность которой сводится к выполнению следующего:

  1. Изменение планировок для более удобного использования.
  2. Осуществление организации работы сельскохозяйственных предприятий, чья деятельность влияет на экономику государства.
  3. Борьба с эрозией почвы, улучшение ее плодородия.
  4. Обнаружение бесхозных земель и постановка их на учет.
  5. Установка границ городов, поселков и т.д.
  6. Произведение замера и прочих обследований территорий.
  7. Изъятие земель при обнаружении нарушения законодательства.

Каждый вид землепользования отвечает за выполнение конкретных функций. Данное разграничение способствует более эффективной работе системы.

Субъект и объект

Описание землеустройства будет неполным без указания, что такое этих отношений.

В качестве объекта рассматривается вся территория Российской Федерации, а именно земли различного целевого назначения, принадлежащие государству, муниципалитету и т.д.

Субъекты землепользования включают в себя:

  1. Само государство в целом, его субъекты, выступающие в лице властных органов.
  2. От имени муниципальных образований действуют органы самоуправления.
  3. Юридические лица (предприятия, организации и т.д.).
  4. Физические лица.

К специальной части этой категории права относятся земли, принадлежащие коренным народам.

Документы

Землеустройство, как и любая другая отрасль, включает в себя наличие определенной документации, а именно:

  • схемы и планы, на которых наглядно показано разделение всей территории на участки;
  • проекты внутрихозяйственного землеустройства;
  • отчёты по проведению различных исследований;
  • карты, на которых наглядно показана цель использования участков и качество ландшафта;
  • материалы, содержащие оценку плодородия почвы и прочие показатели;
  • планы по улучшению, защите и освоению земельных участков.

Землеустройство - это категория права, основным направлением которой является сохранение богатого потенциала земель, их защита и восстановление. Также с помощью данной отрасли проводится контроль над использованием и качеством территорий. Если бы такая категория, как землеустройство, отсутствовала в Российском законодательстве, то, скорее всего, многие богатые земли давно бы были истощены, ресурсы использовались с меньшей эффективностью, а количество правонарушений увеличилось в несколько раз.

2. Землеустройство обеспечивает:
1) планирование и организацию рационального использования и охраны земель независимо от форм собственности и форм хозяйствования;
2) разработку федеральных и региональных программ повышения плодородия почв, использования и охраны земель с учетом градостроительных, экологических, экономических и иных особенностей территорий;
3) межевание земель с установлением (восстановлением) на местности границ административно - территориальных образований, границ земельных участков собственников, владельцев, пользователей и арендаторов по единой государственной системе и их техническое оформление;
4) отвод земельных участков в натуре (на местности), оформление планов земельных участков, подготовку документов для удостоверения прав на землю;
5) разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов использования и охраны земель;
6) разработку рабочих проектов рекультивации нарушенных земель, защиты почв от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, засоления, загрязнения отходами производства, радиоактивными и химическими веществами, улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, сохранения и повышения плодородия почв;
7) обоснование размещения и установления границ особо охраняемых территорий;
8) закрепление и изменение на местности черты поселений;
9) проведение топографо - геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических, историко - культурных и других обследовательских и изыскательских работ по землеустройству;
10) разработку землеустроительной документации по ресурсной оценке, использованию и охране земель, сохранению и развитию исторически сложившейся хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
11) проведение инвентаризации всех земель и систематическое выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земель;
12) составление кадастровых и тематических карт и атласов состояния и использования земельных ресурсов;
13) проведение мероприятий по оценке земли.
3. Землеустройство проводится по решению органов исполнительной власти, в том числе по инициативе территориальных органов федерального органа исполнительной власти по управлению земельными ресурсами, органов местного самоуправления или по ходатайству собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков.
4. Землеустройство осуществляется на основе научно обоснованной, обсужденной и утвержденной землеустроительной документации с участием заинтересованных собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков.
5. После утверждения соответствующими органами исполнительной власти или органами местного самоуправления проекты землеустройства являются обязательными для исполнения собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков и переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков знаками установленного образца. Проект внутрихозяйственного землеустройства утверждается владельцем земельного участка.
6. Землеустроительные работы осуществляются государственными землеустроительными проектными организациями, а также другими организациями и гражданами, получившими лицензии на проведение этих работ.
7. Порядок землеустройства устанавливается федеральным законом и соответствующими законами субъектов Российской Федерации о землеустройстве.

  • Предмет и метод земельного права
  • Исторические предпосылки современного земельного правопорядка Российской Федерации
    • Крестьянская реформа 1861 г.
    • Столыпинские реформы земельного правопорядка
    • Земельное законодательство советского периода
    • Современная земельная реформа в Российской Федерации и ее результаты
  • Источники земельного права
    • Понятие «источники земельного права»
    • Классификация источников земельного права
  • Правовые формы собственности на землю в Российской Федерации
    • Земельная собственность как экономическая и правовая категория
    • Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации
    • Конституционные правомочия собственников земельных участков
  • Права на земельные участки граждан и юридических лиц - не собственников земли
  • Возникновение прав на землю
    • Основания возникновения прав на землю
    • Документы о правах на земельные участки
    • Ограничение оборотоспособности земельных участков
    • Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
    • Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков
    • Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством
    • Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение
    • Особенности купли-продажи земельных участков
  • Права и обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов при использовании земельных участков
    • Общая характеристика прав и обязанностей
    • Особые права и обязанности, обусловленные особенностями земельных участков
  • Прекращение прав на землю
    • Основания прекращения права собственности на земельный участок
    • Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
    • Основания прекращения аренды земельного участка
    • Основания прекращения безвозмездного срочного пользования земельным участком
    • Основания прекращения сервитута
    • Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Полномочия государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области управления земельными ресурсами на современном этапе
    • Общая характеристика полномочий государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области земельных отношений
    • Система государственных и муниципальных органов управления Российской Федерации в области земельных отношений
  • Плата за землю и оценка земли
    • Законодательные основы платности пользования землей в Российской Федерации
    • Правовые основы оценки земель
  • Юридический механизм в сфере использования и охраны земель
  • Государственный мониторинг земель Российской Федерации
  • Землеустройство и его виды
  • Государственный кадастр объектов недвижимости
    • Состояние правового регулирования государственного кадастра недвижимости
    • Государственный кадастр недвижимости
    • Состав сведений и документов государственного кадастра недвижимости
    • Кадастровая деятельность
  • Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
    • Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
    • Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств
    • Правовой режим земель, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями
    • Правовой режим земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества
    • Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
  • Правовой режим земель населенных пунктов
    • Понятие «земли населенных пунктов»
    • Состав земель поселений и зонирование территорий
    • Правовой режим закрытых территорий
  • Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и безопасности, земли иного специального назначения
    • Общая характеристика земель промышленности и иного специального назначения
    • Правовой режим земель железнодорожного транспорта. Особенности приватизации земель железнодорожного транспорта
  • Правовой режим земель, предоставленных для разработки недр
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов
    • Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
    • Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий
    • Земли рекреационного назначения
    • Особо ценные земли
  • Правовой режим земель лесного фонда
    • Понятие и общая характеристика земель лесного фонда
    • Особенности управления землями лесного фонда
    • Право лесопользования
    • Аукционы по продаже прав на лесопользование
  • Правовой режим земель водного фонда и запаса
    • Понятие и общая характеристика земель водного фонда
    • Право водопользования и его виды
    • Организации и граждане как субъекты прав водопользования
    • Понятие «земли запаса» и их правовой режим
  • Общая характеристика земельного законодательства в зарубежных странах

Землеустройство и его виды

Землеустройство - необходимый элемент упорядоченного земельного правопорядка. Оно включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Вот такое (в шестьдесят с лишним слов) предложено российским гражданам понятие землеустройства в Земельном кодексе РФ (ст. 68). Есть в нем и другие многословия при формулировании правовых понятий, но данное - самое длинное и труднопроизносимое из имеющихся.

Порядок проведения землеустройства определяется Федеральным законом «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г., другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Землеустройство проводится на основании решений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, судебных решений и договоров о проведении землеустройства.

Проводя землеустроительные мероприятия, государство осуществляет управление землями независимо от того, в чьей собственности находятся земельные участки. При этом объектами землеустройства признаются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных и административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, землеустройство проводится в обязательном порядке. Такие случаи, например, названы в Федеральном законе «О землеустройстве» (ст. 3):

  • изменения границ объектов землеустройства;
  • предоставления и изъятия земельных участков;
  • определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
  • перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства; для выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболочиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
  • проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от негативных воздействий.

При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы в установленном порядке.

В случаях изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства.

Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 6 ст. 69 ЗК РФ).

Цель землеустройства - обеспечение рационального использования земель, их охрана, создание благоприятной окружающей среды и улучшение ландшафтов.

Его основными элементами являются:

  • планирование и организация рационального использования земель и их охраны;
  • изучение состояния земель;
  • геодезические и картографические работы;
  • почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;
  • оценка качества и инвентаризация земель;
  • образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, их межевание.

Действующее законодательство различает территориальное и внутрихозяйственное землеустройство.

Территориальное землеустройство предусматривает выполнение работ по межеванию объектов землеустройства, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства. Порядок проведения территориального землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Этот вид землеустройства проводится путем выполнения работ по организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства и организации территории, используемой коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока, для обеспечения их традиционного образа жизни. В ходе этих работ разрабатываются мероприятия по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых, восстановлению, консервации и рекультивации нарушенных земель, защите их от негативных воздействий.

В процессе проведения землеустройства разрабатывается и оформляется предусмотренная законодательством землеустроительная документация. Ее основной перечень составляют: генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель, проекты территориального и внутрихозяйственного землеустройства, материалы межевания объектов землеустройства, проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий.

При образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства составляются карты (планы) объектов землеустройства. Они используются при нанесении их границ на соответствующие дежурные кадастровые карты (планы).

Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию по каждому объекту землеустройства, другие касающиеся этого объекта материалы.

Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения соответствия землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства землеустроительная документация подвергается экспертизе. Правила ее проведения определены в Положении о государственной экспертизе землеустроительной документации, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 214.

Федеральное агентство государственной регистрации, кадастра и картографии организует проведение экспертизы следующей документации:

  • генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации;
  • документации по вопросам землеустройства, разработанной в соответствии с решениями органов государственной власти;
  • документации, касающейся земель, находящихся в федеральной собственности.

Проведение экспертизы остальной землеустроительной документации организуют территориальные органы Федерального агентства государственной регистрации, кадастра и картографии.

Экспертиза землеустроительной документации осуществляется по решению органов государственной власти, органов муниципального самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц (заказчики экспертизы). Они направляют землеустроительную документацию в Роснедвижимость России или его территориальные органы, где она регистрируется в установленном порядке. Данные органы в срок не более семи дней с даты регистрации землеустроительной документации уведомляют заказчика экспертизы о принятии землеустроительной документации на экспертизу (при соответствии ее установленным техническим условиям и требованиям) либо о сроках представления недостающей документации.

В течение 14 дней после регистрации землеустроительной документации Роснедвижимость России или ее территориальный орган определяет состав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь, иные члены экспертной комиссии) и утверждает задание на осуществление экспертизы и срок ее проведения. С учетом объема и вида представленной на экспертизу землеустроительной документации срок ее проведения составляет, как правило, один месяц. При необходимости он может быть продлен до трех месяцев.

Руководитель экспертной комиссии обеспечивает проведение экспертизы и подготовку проекта заключения экспертной комиссии. Он имеет право запрашивать у заказчика экспертизы дополнительную информацию, необходимую для подготовки проекта заключения. При одобрении проекта заключения экспертной комиссией не менее чем двумя третями голосов членов комиссии оно подписывается всеми членами комиссии. При несогласии некоторых членов экспертной комиссии с заключением они его подписывают с пометкой «особое мнение».

Положительное заключение должно содержать выводы о соответствии землеустроительной документации, представленной на экспертизу, исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства. Отрицательное заключение может содержать выводы о невозможности проведения землеустройства ввиду несоответствия землеустроительной документации, представленной на экспертизу, исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства, о необходимости доработки (переработки) землеустроительной документации с учетом замечаний и предложений экспертной комиссии и представления этой документации на повторную экспертизу.

Заключение экспертной комиссии утверждается Федеральным агентством государственной регистрации, кадастра и картографии или его территориальным органом. Данное заключение и копия приказа о его утверждении направляются утвердившим ее органом заказчику экспертизы в течение пяти дней с даты подписания приказа.

Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации. Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передавать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Цель и задачи проведения землеустройства – обеспечить рациональное использование земель и их охрану, создать благоприятную окружающую среду и улучшение природных ландшафтов.

Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Основополагающим федеральным законом, регулирующим порядок проведения землеустройства, является Федеральный закон «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ, в редакции федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ.

Землеустройство как социально-экономический процесс

Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель, изучения состояния земель, в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включают в себя следующие виды работ:

– почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

– оценка качества земель;

– инвентаризация земель.

Все виды землеустроительных работ, как социально-экономический процесс, регулируются Федеральным законом «О землеустройстве», иными нормативно-правовыми актами РФ и актами субъектов РФ. Данные действия направлены на повышение плодородия почв, повышение платности землепользования и учета земель.

Землеустроительная документация при выполнении землеустройства по 1 экз. сдается в государственный фонд данных полученных в результате землеустройства.

Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.

Виды, формы, принципы и содержание землеустройства

Согласно ст.19. Федерального закона «О землеустройстве» квидам землеустроительной документации относятся:

– генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации;

– схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации;

– схема землеустройства муниципальных образований;

– схемы использования и охраны земель;

– карты (планы) объектов землеустройства;

– разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства;

– проекты улучшения сельскохозяйственных угодий; освоения новых земель;

– разработка проектов по рекультивации нарушенных земель; защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;

– материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий;

– материалы оценки качества земель;

– материалы инвентаризации земель и систематического выявления неиспользуемых, нерационально используемых, используемых не по целевому назначению земель;

– обоснование размещения и установление границ особо охраняемых территорий; поселковой и т.п.;

– проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических, историко-культурных и других обследовательских и изыскательских работ;

– тематические карты и атласы состояния и использования земель;

Другие виды землеустроительной документации могут устанавливаться Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону «О землеустройстве» к формам землеустроительной документации относятся:

1. Карта (план) объекта землеустройства (документ, отображающий в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики).

Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Тематические карты и атласы состояния и использования земель. Они составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.

Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации (государственный фонд данных).

Основные принципы землеустройства включают:

1. Создание экологически устойчивых антропогенных ландшафтов, защита земель от нерационального использования, создание условий для охраны природы.

2. Сбалансированность интересов в использовании земель всех отраслей, землевладельцев и землепользователей при соблюдении приоритета сельского хозяйства.

3. Неразрывная связь организации рационального использования земли и обустройства территории.

4. Необходимость учета природных, экономических и социальных условий региона, зоны, территории хозяйства и отдельных массивов земель.

5. Строгое соблюдение требований законодательства, связанного с решением политических, социально-экономических и экологических задач рационального землепользования.

6. Создание организационно-территориальных условий, способствующих росту эффективности производства на основе передовых методов и систем ведения хозяйства, повышения культуры земледелия.

Землеустройство включает в себя систему мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений, организацию использования земли, учет и оценку земельных ресурсов, а также разработка федеральных и региональных программ использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства.


На протяжении тысячелетий развитие цивилизации происходило на земле. И хотя довольно давно человек стал надолго уходить в море, несколько веков назад рискнул подняться в воздух, а по историческим меркам совсем недавно дотянулся до космического пространства, земля остается для него единственно возможным местом жизни. Даже покидая ее, он стремится быстрее вернуться назад.

Хотя сегодня может создаться впечатление, что значительная часть людей «оторвалась от земли», потеряла с ней связь, пусть и в переносном смысле слова. И если некоторые из них пытаются эту потерю компенсировать эпизодическими поездками на дачу, другие, воспринимая прилагательное «приземленный» исключительно в негативном контексте, об этой на самом деле несуществующей потере нисколько не жалеют.

С бесспорными подтверждениями значимости земли, а в современных условиях еще и важности правого обеспечения ее оборота, человек сталкивается постоянно. И это закономерно, ведь любая недвижимость стоит на земле, и, как правило, неразрывно с ней связана (да и сама земля помимо прочих своих функций является недвижимостью). А всякое владение, пользование или распоряжение землей требует ее измерения.

Землеустройство сегодня ─ это комплекс мероприятий, преследующий достижение широкого спектра целей: изучение состояния земель, планирование и организацию их рационального использования и охраны, описание местоположения и установление на местности границ объектов землеустройства. (Объекты землеустройства ─ это территории субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, а также территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий и их части).

Организация территорий, используемых общинами или отдельными лицами из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, направленная на обеспечение их традиционного образа жизни, равно как и организация рационального землепользования в пределах уже выделенных земельных участков, обозначаются термином «внутрихозяйственное землеустройство».

Землеустройство включает проведение кадастровых съемок, аэросъемку, выполнение топографо-геодезических и почвенно-геоботанических работ, межевание границ и проч.