Что такое духовная сфера общества. Научная работа: Духовная сфера общества

  • Что такое духовная сфера?
  • Что относится к духовным ценностям?
  • Из чего складывается духовная культура?
  • Что такое нравы?

Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу различных духовных ценностей: их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Под духовными ценностями подразумевают моральные нормы и нравственные идеалы, традиции и обычаи, религиозные нормы, произведения живописи, музыки, литературы и других видов искусства, а также научные знания и теории.

Духовная сфера общества является важной частью культуры.

Что такое культура?

В переводе с латинского языка слово «культура» (cultura) означает «возделывание», «развитие». В Древнем Риме под культурой понимали возделывание земли. В XVIII веке этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утончённого в манерах. До сих пор слово «культура» связывается у нас с хорошим воспитанием, картинной галереей, консерваторией.

Современные учёные под культурой понимают все достижения людей, всё то, что создано человечеством (автомобили, компьютеры, музыкальные произведения, литература, кинофильмы, одежда, традиции, нормы и ценности и т.д.).

Культура настолько необходима, что её, как и воздух, мы не замечаем, но жить без воздуха, как и без культуры, не можем.

Культура - сложная система, создававшаяся тысячами поколений людей. В культуре находят отражение черты того или иного народа, общества, социальной группы. Именно своей культурой отличаются они друг от друга. Культура народа - это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое. В культуру входят и социально-бытовые правила, принятые в обществе, жесты вежливости и приветствия, этикет, гигиенические привычки. Сфера культуры включает в себя деятельность библиотек, музеев и выставок, зрелищных предприятий, клубных учреждений, парков культуры, ботанических садов и зоопарков, телевидения и радиовещания.

Большинство учёных сходится во мнении, что культура имеет два измерения - материальное и духовное. Это деление условно. Материальная культура включает всё созданное человеческими руками: паровую машину, книги, орудия труда, жилые дома, церковные здания, украшения, произведения искусства и многое другое. Духовную (нематериальную) культуру образуют: нормы и правила поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, мифы, знания, идеи, верования, обычаи, традиции, язык и т.д. Нематериальная культура тоже результат деятельности людей, но сотворена она не руками, а скорее разумом и существует в нашем сознании, поддерживается обществом. Духовная культура может воплощаться в явлениях материальной культуры: книгах, картинах, скульптуре, архитектуре и т.д.

Из чего складывается духовная культура

Духовная культура в широком смысле слова включает все проявления человеческой деятельности в области материальной и нематериальной культуры, касающиеся искусства и науки, архитектуры, музыки, балета, театрального, музейного и библиотечного дела. В узком смысле слова - это только высоконравственные духовные ценности и поступки - героизм, патриотизм, совестливость и честность, альтруизм и т.д.

К духовной культуре относятся искусство, наука, образование, религия. Искусство отражает мир в художественных образах. Наука призвана открывать новые знания, создавать передовые технологии, проекты космических станций, расшифровывать старинные тексты, описывать законы Вселенной и т.д. Наука делает мир более понятным человеку.

Благодаря образованию (и самообразованию) знания передаются последующим поколениям. В систему образования входят школы, гимназии, лицеи, академии, университеты и др.

В чём значение науки, образования в жизни человека?

Существуют разные религии (среди них - три мировые: христианство, буддизм, мусульманство) - представления, основанные на вере в существование Бога или богов. Но все они содержат систему моральных принципов, представлений о добре и зле, которые придают смысл человеческой жизни, помогают бороться со всеми проявлениями зла ради утверждения на Земле любви и добра.

Духовную культуру создаёт множество людей - поэты, писатели, композиторы, художники, издатели книг и журналов, лекторы, радио- и телеведущие, учёные и изобретатели, деятели церкви. Много учреждений и организаций участвует в этом процессе: академии наук, школы и вузы, художественные галереи, театры, музеи, библиотеки и др. Они способствуют созданию, сохранению, распространению художественных произведений, научных теорий, изобретений.

Можно также сказать, что духовная культура является результатом деятельности всех людей. Ведь мало сочинить стихотворение, песню, написать картину, снять фильм или поставить спектакль. Без читателей, слушателей, зрителем литература, музыка, живопись, театр, кино - мертвы. Если мы не будем соблюдать традиции, правила поведения - они перестанут существовать. Гениальность изобретения может быть оценена по достоинству, если только оно станет общественным достоянием.

    Дополнительное чтение
    В развитии духовной сферы огромную роль сыграло возникновение письменности и появление книгопечатания. Европейский изобретатель книгопечатания немец Иоганн Гутенберг в 1455 году напечатал первую большую книгу - «Библию», которая до сих пор считается шедевром полиграфии.
    В 1564 году в России вышла первая печатная датированная книга «Апостол», её издал Иван Фёдоров.
    С первых печатных станков сходили молитвенники, сборники проповедей, учебники, грамматики для детей, моральные наставления, правила хорошего тона.
    Первые печатные учебники неузнаваемо изменили сам процесс обучения. Раньше, сидя перед учителем у подножия кафедры, ученики старательно записывали его слова под диктовку. Теперь перед учениками лежали красиво изданные книги.
    Роль книгопечатания невозможно переоценить. Без него не было бы образования, а без образования - науки и культуры.

Объясните, как появление книгопечатания повлияло на развитие духовной сферы общества?

Основой духовной культуры выступают морально-нравственные принципы и нормы, т.е. представления о добре и зле; правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о справедливости, долге, чести, совести и др.

В любом обществе существуют свои нравственные ценности и идеалы. Их отражают нравы.

    Интересные факты
    В современном обществе считается безнравственным обижать слабого. А вот древние греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Отец должен был отнести новорождённого к старейшинам. Те осматривали ребёнка, если находили его крепким, отдавали отцу. Если же ребёнок был слабым и болезненным, его сбрасывали с обрыва в пропасть.

Благородные нравственные поступки не требуют наград, слов благодарности или правительственных орденов. Благодарностью служит сам добрый поступок. Он помогает поверить в себя, укрепляет всё лучшее в нас.

Высокоморальным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим. Уважение к родителям и забота о них - одна из основ человеческой морали. Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если в них присутствует чувство ответственности за другого человека.

    Умная мысль
    «Нравы говорящего, убеждают больше, чем его речи».
    - - Публий Сир, древнеримский поэт - -

Какое бы решение в своей жизни ни принимал человек, будь то коммерческая сделка, бракосочетание, выбор друзей, устройство на работу, участие в голосовании на выборах в органы государственной власти или моральный выбор, он так или иначе руководствуется нравственными принципами.

    Подведём итоги
    Духовная сфера общества включает высшие проявления человеческой деятельности в области литературы, живописи, науки, музыки, архитектуры, поэзии и т.п. В них главную роль играют морально-нравственные принципы.

    Основные термины и понятия
    Духовная сфера общества, культура, нравы.

Проверьте свои знания

  1. Объясните значение следующих понятий: «культура», «нравы».
  2. Чем материальная культура отличается от духовной? Приведите примеры.
  3. Из чего складывается духовная культура? Кто участвует в её создании?
  4. Расскажите о нравах, играющих большую роль в нашей жизни.

Практикум

В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.

Сегодня мы поговорим о седьмой, последней привычке. Седьмая привычка стоит несколько особняком по отношению ко всем остальным привычкам и в каком-то смысле является их основой. Эту привычку Стивен Кави формулирует так: «Не забывайте заточить пилу».

Что это значит?

Это название произошло от притчи о человеке, который пилит дерево.

Один человек пилит изо всех сил дерево. В руках у него большая пила. С него градом течет пот. Он страшно устал. Другой человек, видя, как он устал, подходит к нему и спрашивает:

Что ты делаешь?

Ты что не видишь? Я спиливаю дерево, - отвечает он.

И сколько ты этим занимаешься?

Уже пять часов подряд.

Почему бы тебе ни остановиться немного и ни заточить свою пилу? Потому что если ты пять часов спиливаешь одно дерево, то должно быть у тебя очень тупая пила.

Неужели ты не понимаешь, что у меня нет на это времени?

Таков аллегорический смысл этой привычки. У всех нас есть определенная «пила», с помощью которой мы пытаемся достичь какой-то цели, и эта «пила», в частности, наше тело и мы сами. И для того, чтобы действовать эффективно и реально достигать успеха, мы не должны забывать о самих себе. То есть мы не должны забывать «заточить пилу».

Иначе говоря, у нас есть какие-то способности, которые дал нам Кришна, и чтобы мы смогли достичь успеха в своей деятельности, мы должны со своей стороны уделять внимание этим способностям и стараться их развивать.

Четыре сферы жизни

Существует четыре сферы жизни, четыре основных стороны человеческой личности, и четыре способности или таланта, которые даны нам в связи с этими четырьмя сферами. Эти четыре сферы жизни или деятельности человека - это физическая сфера, умственная сфера, духовная и эмоциональная.

Этот список из четырех сфер жизни исчерпывает практически все то, что мы делаем. Любая наша деятельность относится либо к физической, либо к умственной, либо к духовной, либо к эмоциональной сфере. И каким бы духовным ни был человек, он все равно занимается физической, умственной и также эмоциональной деятельностью. И я даже осмелюсь предположить, что мы большую часть времени занимаемся именно этими формами деятельности.

Чтобы понять, что подразумевает под собой седьмая привычка и что нам нужно, чтобы действительно добиваться успеха, необходимо рассмотреть, что же представляют собой эти различные сферы деятельности, и что способствует обновлению способностей человека.

Иначе говоря, седьмая привычка, о которой мы будем сегодня говорить - это привычка обновлять самого себя, привычка развивать свои способности, закаливаться и пополнять ресурсы, которые у нас есть.

Если мы будем только полагаться или использовать то, что нам дано, не обновляя это, то эти ресурсы рано или поздно иссякнут, и мы окажемся у разбитого корыта. В этом случае мы будем просто эксплуатировать свои ресурсы, не пополняя их, и в результате окажемся в очень плачевном положении.

В сущности, эта привычка является основой успеха во всех остальных привычках и в жизни вообще, поэтому нужно очень большое внимание уделять этой деятельности.

К какому квадрату деятельности относится деятельность по обновлению? Деятельность по обновлению и пополнению своих ресурсов (способностей) - это, безусловно, типичная деятельность, относящаяся ко второму квадрату. Она не срочная, но важная. До тех пор, пока мы не оказываемся полностью разбитыми, мы не понимаем, насколько это срочно заботиться о своем физическом и умственном здоровье. Пока мы ни сходим с ума, мы не понимаем, что необходимо заботиться о своем умственном благополучии. То есть в так называемом нормальном состоянии - это несрочная деятельность, и поэтому люди имеют склонность пренебрегать ей или забывать о ней. Но это, безусловно, очень важная деятельность, которой ни в коем случае нельзя пренебрегать.

Сейчас мы одну за другой опишем различные сферы деятельности и поговорим, что подразумевает под собой эта привычка. Но сначала давайте поймем, что же нам мешает заниматься этим. Это - лень, которая, как известно, родилась раньше нас. Именно эта прародительница всех человеческих грехов - лень - является тем самым препятствием, которое мешает нам заниматься всем этим. И чтобы побороть эту лень у человека должна быть дисциплина.

1. Физическая сфера

Итак, начнем с физической сферы, которая для всех является очевидной вещью. Я хочу начать описание обновления физической деятельности с очень нескромного вопроса: «Кто из вас регулярно делает физические упражнения?»

Если человек делает регулярно физические упражнения, то он имеет какую-то надежду на успех в этой жизни, а остальные, хочу вас разочаровать, этой надежды не имеют (смеется).

Мы обязательно регулярно должны делать физические упражнения, и главное, чего мы этим добиваемся - это даже не столько наше физическое здоровье, что, безусловно, является очень важной вещью, сколько то, что когда человек делает это регулярно, он начинает себя уважать. Это очень известный факт. То есть регулярная деятельность по поддержания самого себя в порядке нужна нам даже в большей степени для того, чтобы научиться этой дисциплине, нежели чисто для физического здоровья. Только очень дисциплинированный человек, который действительно знает, чего он хочет, способен делать это. Обычно люди говорят: «У меня нет для этого времени». Люди находят время для всего чего угодно, но не могут найти пятнадцати или двадцати минут в день для того, чтобы сделать физические упражнения и весь оставшийся день и всю оставшуюся жизнь чувствовать себя хорошо.

По сути дела мы говорим: «У меня нет времени для того, чтобы заточить пилу». И у нас нет на это времени до тех пор, пока мы ни оказываемся на смертном одре, и 33 миллиона болезней одновременно поселяются в нашем теле и раздирают нас в разные стороны.

Я помню, как однажды после живого эфира ко мне в БиБиТи позвонил человек и стал жаловаться на сознание Кришны. Он стал рассказывать, как он был преданным, как читал мантру, как приходил в храм и как абсолютно разочаровался. Он поделился тем, насколько странно выглядит храм для человека, который приходит со стороны. Первое, что видит такой человек, особенно если ему не посчастливится прийти рано утром, когда все сидят и читают джапу - он видит кучу сутулых людей, которые, сгорбившись, сидят и что-то бормочут. Он говорит, что зрелище это абсолютно страшное, потому что любой более или менее разумный человек понимает, что физическое здоровье человека, прежде всего, зависит от его осанки, от того, насколько прямой его позвоночник.

Теперь я хочу спросить, сколькие из вас следят за тем, чтобы ваш позвоночник был прямой? И мне кажется, что тут срабатывает принцип Парето, в соответствии с которым хорошей деятельностью занимается примерно 20% людей, а 80% занимается ерундой.

По сути дела, из 168-ми часов, которые есть в неделе, для того, чтобы поддерживать себя в хорошем физическом состоянии нам нужно всего лишь 2 часа в неделю. Из 168-ми часов, которые у нас есть нужно потратить 2 часа в неделю, то есть 20 минут в день для того, чтобы в течение всей своей жизни поддерживать себя в нормальном состоянии. И у человека нет никаких оправданий, чтобы не делать этого.

Шрила Прабхупада сам является лучшим примером этого. Каждый день как часы он выходил на прогулку. С этим связана очень интересная история. Однажды, еще до того, как Шрила Прабхупада приехал на Запад, он очень сильно заболел - у него было не очень здоровое сердце. Когда он лежал с сердечным приступом, его родственники вызвали какого-то врача, который оказался типичным млеччхой. Этот врач пришел, шатаясь. Он был в стельку пьян. Один его глаз смотрел в одну сторону, другой - в другую, язык его заплетался, и при этом от него разило перегаром. Он подошел к Шриле Прабхупаде, посмотрел на него, лежащего в кровати, и сказал: «Ты должен делать упражнения», - и ушел.

Любой из нас, кто находился бы в этой комнате, воспринял бы уже сам тот факт, что врач был пьян, как достаточное основание для того, чтобы не следовать его совету. Ни правда ли? Но, как известно, Чанакья Пандит советует, что если хороший совет идет из дурного источника, мы должны принять его и пользоваться этим советом.

С тех пор, как пьяный врач дал Шриле Прабхупаде этот совет, Шрила Прабхупада каждый день выходил на прогулку и делал упражнения. Это хороший пример и урок для всех нас, кто считает себя последователями Шрилы Прабхупады. На самом деле это очень просто. Кто-то может заниматься 20 минут в день йогой, кто-то может бегать.

Это то, с чего человек может начать процесс овладения самим собой и своими чувствами. Если человек делает это, то он начинает действительно чувствовать уважение к самому себе. Он начинает чувствовать, как обретает власть над собой. И наоборот, человек, который не способен на эту простую вещь, теряет всякое самоуважение к себе и, в конце концов, отчаивается.

У меня есть друг, который раз десять в году говорит: «Начиная с этого дня, я каждый день буду бегать». Он покупает новые кроссовки, новый тренировочный костюм и бежит. В течение нескольких лет я наблюдал, как он это делает. Это продолжается обычно 2-3 дня. Но каждый раз он очень уверенно об этом заявляет. Однако с годами уверенность в его словах уменьшается, уменьшается и уменьшается. Теперь, когда он говорит: «С этого дня я каждый день буду бегать», - он уже сам себе не верит, и это в нем чувствуется. Вначале, когда он только начинал это делать, в нем чувствовалась очень большая уверенность и энтузиазм, он был очень воодушевлен самим фактом этого. Теперь же он продолжает делать это по привычке, но очень быстро заканчивает.

На самом деле, работать над физической сферой может каждый. Это та вещь, которая находится в самом центре круга нашего влияния, в самом центре того, что мы можем сделать. Это совсем не трудно. Единственное, что в начале нам не будет это нравиться, в начале нам естественно будет трудно, но главное начать, и, начав однажды, делать это каждый день, и мы никогда об этом не пожалеем.

Однако тут есть другая опасность, которая в особенности подстерегает преданных. Преданные имеют тенденцию сначала ничем не заниматься и всем пренебрегать, говоря, что мы трансцендентны и целиком находимся под покровительством божественной энергии, которая прямо-таки за волосы тащит нас в духовный мир. А потом, когда, нарушив все физические законы, которые только можно, они начинают получать последствия всего этого, то они бросаются в другую крайность и начинают целиком сосредотачиваться на своем теле, начав заниматься йогой по четыре часа в день и т.п.

Тут ни в коем случае нельзя перестараться. Особенно, если человек долго пренебрегал этим, то он ни в коем случае не должен сразу бросаться и целый час в день бегать или еще что-то. Есть очень хорошая русская поговорка, которая, к сожалению, очень часто относится к преданным: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет». Я думаю, что очень полезно помнить об этой поговорке.

Итак, если мы будем регулярно делать физические упражнения, то нас ожидает чувство удовлетворения от ежедневной победы над самим собой, то есть над своей ленью. Если мы сможем каждый день одерживать победу над своей ленью, то будем гораздо лучше себя чувствовать и наша самооценка сильно увеличится.

2. Умственная сфера

Обучение

Сейчас мы рассмотрим следующую сферу деятельности - это умственная деятельность. Здесь следует заметить, что наряду с физическим развитием, очень важно также постоянно развивать свои умственные способности. Что происходит, когда человек кончает учиться? Сначала он считает дни, когда же сдаст выпускные экзамены в институт или из института, или из школы, и как только он кончает учиться, то забрасывает учебники на дальнюю полку и забывает обо всем этом.

На самом деле для того, чтобы развивать свои умственные способности, человек обязательно должен продолжать учиться. Это единственный способ поддерживать свой ум в нормальном здоровом и сильном состоянии. Мы должны тренировать свои умственные мускулы, и самый лучший способ для этого - постоянно учиться. Михаил Булгаков сказал одну очень умную мысль: «Никакая школа не может ничему научить человека. Человек всему учится сам. Но что может дать школа? Школа может привить человеку дисциплину, которая необходима для того, чтобы он учился». Для того чтобы заставить себя каждый день учиться, каждый день обновлять свои умственные способности, у человека должна быть определенная дисциплина. И если человек прошел эту школу: сначала обучение в школе, потом в институте, - то он развивает в себе дисциплину или способность продолжать учиться, и дальше уже учится целую жизнь.

Целую жизнь, не переставая учиться - это то, что мы должны делать и как преданные и просто как люди. Вместо этого, как только люди оканчивают институт, они забрасывают все учебники, и весь остаток своего времени посвящают … Чему? Телевизору! Статистика показывает, что в среднем «нормальный» человек проводит 45-50 часов в неделю около телевизора. 45-50 часов - это больше, чем он уделяет чему бы то ни было еще. 45-50 часов человек сидит перед этим ящиком для идиота, уставившись в него, и при этом мозги его медленно, но верно покрываются паутиной. Телевизор выбрасывает на человека всякую гадость и глупость, он программирует его определенным образом, и более того, человек привыкает к этому. Привычка смотреть телевизор подобна употреблению наркотика. Я знаю людей, которые, став преданными, были вынуждены отказываться от этой привычки, они проходили через такие ломки, через которые проходит ни каждый наркоман. Смотрение телевизора настолько их засасывало, что они были постоянно одержимы мыслью, как бы поскорее приникнуть к этому животворящему источнику энергии и наслаждения.

В Америке, например, есть возможность смотреть около 50 программ, и известно, что некоторые люди покупают ни один телевизор, а четыре или пять. Они одновременно включают их и смотрят все эти программы, чтобы полностью отключить всякую умственную деятельность, чтобы полностью забить все свои чувства.

В наше время все перевернуто с ног на голову: люди настолько привыкли к этому (к смотрению телевизора), что если в какой-нибудь статье пишут, что сектанты перестают смотреть телевизор, то они сразу же начинают кричать: «Какой ужас! Сектанты сводят людей с ума. Люди перестают смотреть телевизор». Тогда как на самом деле с ума сводит телевизор.

Итак, первое условие для того, что бы поддерживать свой ум в форме - необходимо постоянно учиться. Некоторые люди думают, что у человека с возрастом способность учиться ослабевает, что в детстве все могут учиться, а с возрастом эта способность притупляется. На самом деле это полный предрассудок. Человек сохраняет способность усваивать новое до самого глубокого возраста. Я лично знал женщину, которая выучила немецкий язык в 90 лет. Она переехала из России в Германию, не зная немецкого, и там выучила его и умерла со знанием немецкого языка на 91-м году жизни. Таким образом, человек может учиться до последнего дня своей жизни. Каждый человек может и должен продолжать учиться, он должен ставить перед собой какие-то цели, должен осваивать какие-то новые сферы и тогда его жизнь будет очень интересной и наполненной хорошей энергией.

Чтение

Другая особенность, характерная для людей ленивых и перестающих заниматься поддержанием своего ума в порядке это то, что они перестают читать. Обычно в детстве они читают, но потом в какой-то момент утрачивают всякий интерес к чтению и перестают читать. На самом деле привычка к чтению - это вещь, которая очень хорошо поддерживает наши умственные способности. Мы обязательно должны читать, причем не только священные писания, но и книги, которые способствуют нашему умственному развитию и совершенствованию в нашей профессиональной сфере.

У всех - даже материалистичных - людей, добившихся успеха, была эта привычка. Они постоянно читали. Скажем, знаменитый американский президент Франк Рузвельт имел замечательную привычку - читать одну книгу до завтрака. Он естественным образом обладал способностью к скорочтению, и каждый день перед завтраком прочитывал одну книгу, причем очень хорошо ее осваивал, и только потом завтракал. До тех пор, пока он не прочитывал книгу, он к завтраку не приступал.

Я очень хорошо понимаю это сейчас. По роду своей деятельности я даю живые эфиры на радио «Кришна-лока», и мне задают такие вопросы, после которых понимаешь, что на самом деле нужно развить эту привычку и читать по одной книге до завтрака.

Чтение и изучение священных писаний - это непосредственно духовная деятельность, но помимо этого мы все равно должны читать какие-то книги, которые будут способствовать тому, что мы будем развиваться и более эффективно заниматься тем служением, которое мы делаем.

Письмо

Еще одна форма деятельности, которая развивает умственные способности человека, приучает его мыслить и заставляет поддерживать свой ум в рабочем состоянии - это привычка писать. Люди, особенно сейчас, очень ленятся писать. Пора длинных писем и дневников прошла. Сейчас едва ли кто-то занимается всем этим. Но на самом деле привычка писать, что-то анализировать, что-то разбирать - это очень хорошая привычка, которая помогает человеку глубже освоить какой-то предмет. В сущности, мы можем видеть, что самые хорошие методики обучения подразумевают, что человек пишет. Что он ни просто изучает какой-то материал, ни просто читает или слушает, а садится после этого и пытается изложить на бумаге тот материал, который он услышал, пытается изложить какие-то свои мысли, которые пришли ему в голову, и сделать это последовательно, логически. Если человек будет это делать, то процесс его обучения будет гораздо более эффективным.

Мы знаем, что в некоторых курсах по бхакти-шастри учителя требуют, чтобы человек практически написал сочинение по каждой из тем Бхагавад-гиты которые есть. Для того, чтобы действительно хорошо изучать, и чтобы ум был в хорошей форме, мы должны ни просто читать что-то, но мы должны также писать и пытаться критически разбирать то, что мы прочитали.

Заучивание стихов

Еще одна очень важная форма деятельности, помогающая человеку развивать умственные способности - это заучивание стихов. Это очень полезная вещь, которую необходимо делать. Когда мы учим что-то наизусть, то это поддерживает наш ум и нашу память в остром состоянии.

И, кроме того, духовные преимущества этой деятельности тоже неоспоримы, так как если вы будете учить одну шлоку в день, а это может сделать каждый человек, то через два года вы будете знать всю Бхагавад-гиту наизусть. А если вы будете знать всю Бхагавад-гиту наизусть, то никто не сможет одолеть вас в споре.

Для того, чтобы выучить одну шлоку нужно на самом деле 15 минут времени и немножко усилий. Необходимо выучить одну шлоку в день, в течение дня и перед сном ее повторить, а потом употребить ее к делу. Вначале, безусловно, нашему заскорузлому уму, который долго не тренировался и покрылся паутиной, очень трудно будет это делать. Но нужно лишь почувствовать вкус к этому. Это вещь, которая будет доставлять нам необычайное наслаждение. Мы увидим, как изучение шлок помогает нам: во-первых, усилить свою память и развить умственные способности; во-вторых, углубить наше понимание священных писаний и того, зачем мы занимаемся духовной практикой.

И если мы будем делать это, если мы будем заниматься всем этим каждый день, то каждый день мы будем одерживать победу над собой, над собственной ленью. Каждый день мы будем ложиться спать и с удовлетворением думать: «Еще раз я одержал победу над этим ленивым негодяем, который хочет оставаться в этом болоте материального мира».

3. Духовная сфера

Третья сфера - это духовная сфера деятельности. Не нужно думать, что если мы просто внешне совершаем какие-то обряды, то занимаемся таким образом духовной деятельностью. Духовная деятельность - это, прежде всего, внутренний процесс - процесс работы над самим собой, процесс осмысления того, что я делаю, процесс анализа, когда мы постоянно сверяем, правильно ли я прожил этот день, в соответствии ли со своими ценностями и принципами. Человек должен подвергать себя самоанализу, он должен каждый день как бы возобновлять свое посвящение тому делу, которому он некогда себя отдал.

Люди склонны забывать об этом. Преданные думают, что если они утром в течение полутора часов повторят «шник шник», то они свою духовную деятельность отработали, оттарабанили. Они повторят 16 кругов и говорят: «Уф, слава Богу. Теперь можно заняться настоящим делом».

На самом деле духовная деятельность подразумевает, что человек помнит, для чего он это делает, он помнит, каковы его ценности. Поэтому мы, например, каждое утро проводим утренние программы, которые, на самом деле очень и очень важны. Но нужно помнить, что суть утренней программы не в том, чтобы просто прийти и находиться здесь в пассивном состоянии. Обычно люди думают, что вся духовная деятельность - это нечто очень пассивное, что от них ничего не требуется, что они должны просто прийти и пооткрывать рот: «Блам, блам. Шри гуру чарана падма …». Кто думает при этом о смысле того, о чем он говорит? А ведь это на самом деле молитва, это определенная духовная деятельность. Каждый день мы поем Шриле Прабхупаде: «Шрила Прабхупада, твои лотосные стопы - это единственный путь обретения чистого преданного служения», и мы должны думать об этом, понимать, что это значит. Поэтому в «Шри Шри Гурв-аштаке» - в этих утренних молитвах - говорится, что, по крайней мере, три раза в день мы должны вспоминать об этом. Вишванатха Чакраварти Тхакур очень хорошо понимал, с кем он имеет дело. Он понимал, что в течение всего дня мы не сможем помнить об этом. Поэтому он сказал, что, по крайней мере, три раза в день вспоминайте о том, что ваш духовный учитель пришел для того, чтобы дать вам милость Кришны; о том, что милость Кришны вы получаете через своего духовного учителя. И это будет на самом деле духовная деятельность. Жить духовной жизнью означает проверять себя, сравнивать то, что мы делаем с ценностями, по которым мы живем. По сути дела мы должны усвоить духовные ценности, по которым мы живем.

Другой обычай, который есть в нашей практике - это день вьяса-пуджи. Вьяса-пуджа - это день явления духовного учителя. В этот замечательный день человек должен еще раз вспомнить, что он делает здесь в движении сознания Кришны, для чего он сюда пришел и какую роль играет духовный учитель.

Все это различные формы духовной деятельности и мы должны очень серьезно к этому подходить .

Интересно, что две этих вещи, составляющие духовную деятельность: первое - это чтение и изучение священных писаний, и второе - это молитвы или интроспекция - изучение самого себя, являются одним из принципов ниямы, или предварительной йогической деятельности.

Изучение священных писаний на санскрите называется свадхьяя. Свадхьяя - очень интересное санскритское слово, которое объясняет, что значит по-настоящему изучать священные писания. Сва - значит «свое», дхьяя - значит «размышлять». Свадхьяя - буквально значит «размышлять над самим собой», размышлять над тем, как я живу. И ачарьи объясняют, что смысл этого сводится к тому, чтобы изучать священные писания. Иначе говоря, эти две вещи идут рука об руку. То есть мы должны ни просто читать священные писания, а должны понимать, каким образом эти священные писания относятся к нам, анализировать, прилагать их к своей собственной жизни. Тогда это будет настоящая свадхьяя, настоящий самоанализ.

На самом деле истинный самоанализ подразумевает изучение священных писаний и размышление над тем, что они значат в моей жизни, а не просто понимание того, что я как был негодяем так им и остался, а священные писания как были хорошими, так и остались. Мы должны привнести ценности священных писаний в свою собственную жизнь и сделать их своими собственными ценностями. Именно это и является развитием своей духовной способности. Каждый день мы должны вносить в свою жизнь эти духовные ценности, жить и действовать в соответствии с ними и проверять, насколько эти ценности стали нашими ценностями. И для начала мы должны, по крайней мере, делать то, что говорим, и соответственно потом постепенно мы будем осваивать эти ценности.

Итак, чтение священных писаний, регулярное, хорошее повторение мантры (что, безусловно, является самым главным), и молитва - когда человек думает или размышляет над этим - это три вещи, которые необходимы для того, чтобы человек развивался духовно. Шрила Прабхупада говорил, что если человек будет повторять 16 кругов мантры каждый день, и делать это до десяти часов утра, то он будет находиться вне влияния майи. Одно это может избавить человека от влияния майи.

Есть одна очень хорошая цитата Мартина Лютера - основателя лютеранства. Он сказал: «Если я знаю, что у меня сегодня будет очень много дел, то это значит, что я должен на один час больше провести на коленях в молитве». Другими словами, чтобы наша деятельность в течение дня была духовной, утро мы должны посвятить духовной деятельности: мы должны повторить мантру, должны прийти на лекцию по Шримад-Бхагаватам, должны следовать садхане. И если мы будем это делать, то наша деятельность в течение дня будет действительно духовной.

Если же мы будем повторять мантру на бегу, когда направляемся из одного конца материального мира в другой, совершая какую-то деятельность, и при этом у нас из разных дырок вырываются какие-то звуки, то это по сути дела не является духовной деятельностью. Духовная деятельность значит, что мы повторяем мантру, зная, зачем мы это делаем, почему мы это делаем и как мы это делаем. Иногда люди говорят: «У меня слишком много дел. Я слишком занят служением. У меня марафон». Марафон сейчас стал отговоркой для того, чтобы не повторять мантру. Я очень часто это слышал и видел. Люди объявляют марафон ни с того ни с сего: «Я объявляю марафон». И обычно это значит - я перестаю читать мантру, или перестаю это делать утром, и начинаю делать непонятно в каком состоянии и как.

Итак, если каждый день мы будем делать это, если каждый день мы будем заниматься духовной деятельностью, если каждый день мы будем одерживать победу над собой, тогда все у нас будет хорошо.

4. Эмоциональная сфера

Четвертая сфера деятельности - это социальная или эмоциональная сфера. Это очень важный аспект нашей деятельности, которым мы, к сожалению, очень часто пренебрегаем. Мы думаем, что это сентиментальность, и что правильное общение с другими людьми ни так важно; главное заниматься служением. И что мы видим в результате? Мы видим, что сердце человека, который действовал таким образом, начинает черстветь и, в конце концов, становится совершенно сухим.

Если человек забывает, что он социальное существо и живет в общении с другими преданными, и перестает уделять достаточно внимания социальному аспекту своей деятельности, то есть перестает строить любовные взаимоотношения с другими, то он очень скоро очерствеет, и превратится, в конце концов, в какого-нибудь йога. Черствость сердца - это на самом деле одна из характеристик йогов. Йог уходит куда-то и сидит там в одиночестве, в результате чего его сердце становится черствым.

Об этом говорил Прахлада Махарадж, и об этом же говорил Шрила Прабхупада. Прахлада Махарадж говорил, что есть люди, которые занимаются так называемой духовной деятельностью, и ради этой духовной деятельности уходят в Гималаи и пытаются спасти себя. Но я должен развивать в себе сострадание к другим живым существам, и проявлять его в общении с другими, находясь на своем месте.

Это то, что, в конечном счете, должны делать мы для того, чтобы нормально развиваться.

Забывая об эмоциональной сфере своей деятельности, мы превращаемся в имперсоналистов, а это то, чем мы не должны быть. Интересно, что эта деятельность даже не требует отдельно-выделенного времени. Если, скажем, на занятия, по развитию своих умственных или физических способностей, или на духовную деятельность, нужно время, то общение происходит естественным образом, и человек должен лишь хотеть и стремиться правильно строить свои взаимоотношения, он должен стараться понять других людей, стараться сделать что-то хорошее для других и тогда все у него будет хорошо.

Итак, если мы будем уделять должное внимание всем четырем сферами жизни, то сможем развить привычки, о которых мы говорим. В действительности, это очень ни простая вещь, и реально развить эти привычки очень трудно. И чтобы, с одной стороны, действительно развивать в себе эти привычки, а с другой, нормально и правильно общаться с другими людьми, человек, в сущности, должен иметь одно единственное качество - он должен чувствовать внутреннюю защищенность или уверенность в себе.

Все о чем я говорил - это, в каком-то смысле первая из семи привычек. Уверенность или внутренняя защищенность непосредственно связана с первой привычкой, но она также связана и со всеми остальными привычками, и, в сущности, она связана с самим качеством нашего существования в материальном мире.

Если у человека нет этой внутренней защищенности или внутренней уверенности в себе, то он никогда не сможет чувствовать себя нормально, полноценно, не сможет нормально общаться с другими людьми и нормально духовно развиваться.

Семь источников внутренней защищенности или уверенности в себе

Сейчас мы последовательно рассмотрим семь источников внутренней защищенности или уверенности в себе, то откуда приходит к человеку это чувство и как можно его в себе развивить.

Это очень важное качество, над которым должен работать каждый человек. И чтобы понять его, нужно понять его природу, его источник. Это философский принцип: для того, чтобы понять что-то, мы должны понять, откуда это исходит.

1. Внутренняя честность человека

Итак, первый источник, откуда к нам приходит чувство защищенности или уверенности в себе - это то, о чем мы говорили на многих лекциях, то есть внутренняя честность или внутренняя целостность человека, принципиальность человека. Когда человек живет в соответствии со своими принципами, когда его привычки и образ жизни соответствуют его ценностям и идеалам, тогда его можно назвать действительно внутреннее целостным или честным человеком.

У англичан есть очень хорошая поговорка - «work what you talk», которая означает «делай сам то, о чем говоришь». Другими словами, мы должны поступать в соответствии с тем, что говорим. Это то, что люди сразу замечают. Если человек провозглашает что-то, а сам живет по-другому, то это первый признак лицемерия. Это то, в чем люди иногда обвиняют преданных. У нас очень высокие идеалы и реально воплотить их в нашей жизни очень трудно (но, тем не менее, мы должны стараться это делать), и когда люди приходят к нам, то первое, что они видят - это разницу между идеалом и реальностью, и поэтому они начинают обвинять нас в лицемерии. Это действительно лицемерие. Поэтому наша обязанность заключается в том, чтобы стать действительно чистыми и сильными, а для этого не должно быть этой пропасти между нашим идеалом и нашей практикой, нашей ежедневной жизнью. Только тогда мы сможем обрести внутреннюю целостность, и тогда естественным образом мы будем чувствовать внутреннюю защищенность или уверенность в себе.

В нашем случае это, прежде всего, следование тем обетам, которые мы дали когда-то своему духовному учителю. Мы склонны забывать об этом сплошь и рядом, и это на самом деле самая большая трагедия. Иногда человек, побуждаемый майей (иллюзий) - склонностью к чувственным наслаждениям - думает, что если он нарушит регулирующие принципы, то будет счастлив. Но я должен вас огорчить. Если вы нарушите регулирующие принципы, вы не будете счастливы. Вас всегда будет глодать чувство вины за то, что вы нарушили свое обещание, за то, что вы не живете в соответствии со своими принципами.

Идеалы сознания Кришны настолько глубоки и настолько естественны, что они входят в плоть и кровь человека, и если человек, тем не менее, по слабости своей живет не в соответствии с этими идеалами - это самый несчастный человек.

Однажды я наблюдал такую сцену. Проходя по Москве, я увидел человека - бывшего преданного. Он был очень хорошим преданным, но к сожалению, из-за слабости совершил некоторые ошибки и поэтому ушел из сознания Кришны. Я увидел его за таким занятием. Он сидел на лавочке рядом с девушкой, и покуривая, рассказывал ей о смысле жизни, о преданном служении, и о том, как нужно жить. Это на самом деле ужасное состояние, в котором может оказаться человек.

В глубине души мы знаем, что наши идеалы, наши принципы верны. И если мы пытаемся жить не в соответствии с ними, то это приносит нам одни несчастья. Мы ни в коем случае не должны этого делать. Мы должны раз и навсегда понять, что у нас просто нет альтернативы. Мы должны просто идти этим путем и только в этом случае сможем быть по-настоящему счастливыми. Если мы живем в соответствии с этим, то мы будем счастливы. Если же мы думаем, что, нарушив тайком от всех какие-то принципы, мы будем счастливыми, то мы ошибаемся. В этом случае мы никогда не будем счастливыми, потому что и Кришна и мы сами, что самое печальное, знаем об этом. И понимая, что поступаем неправильно, мы будем несчастны.

2. Богатая внутренняя жизнь

Второй источник уверенности в себе, или внутренней защищенности, которую испытывает человек - это богатая внутренняя жизнь. Иначе говоря, человек должен любить все то, что он делает, ему должно быть очень интересно то, чем он занимается. Он должен целиком отдавать себя этой деятельности. Когда человек целиком отдает себя чему-то, тогда это становится ему интересным. До тех пор пока мы занимаемся чем-то вполовину своего сердца, мы никогда не будем действительно счастливы в этой деятельности. Чтобы быть по-настоящему счастливым и иметь чувство собственного достоинства, исходящее от этого, мы должны целиком отдать себя своей деятельности, полностью, безоговорочно, окончательно, и тогда наша деятельность будет для нас источником постоянного вдохновения.

3. Постоянное самообразование

Следующий источник самоуважения или уверенности в себе - это постоянное обучение, постоянное самообразование. Если человек следует этим двум принципам: отдает всего себя и при этом старается делать то, что он делает как можно лучше, то есть постоянно этому учится, - то к нему приходит осознание собственной ценности, он понимает, что совершает большой вклад в это дело. И как следствие к нему сразу же приходит осознание защищенности, так как он чувствует свою полезность. Он понимает, что все, что он делает - необходимо людям.

Многие люди думают, что внутреннее чувство защищенности зависит от социальной защищенности. Например, от того, что они откладываются какие-то деньги в пенсионный фонд. Иногда нас упрекают: «Люди уходят в секту, а кто будет их обеспечивать в старости?» и т.п. И некоторые люди действительно чувствуют в этом какую-то незащищенность. Но на самом деле это чувство незащищенности возникает только от того, что они не чувствуют своей полезности. Когда мы чувствуем, что все, что мы делаем, приносит пользу, то у нас не будет этого чувства незащищенности. Если мы будем знать, что до самого конца своих дней мы сможем быть полезными, то нам не нужно будет никаких других принципов для того, чтобы быть защищенными.

4. Стремление к служению

Следующий принцип, из которого исходит чувство защищенности - это стремление к служению. Очень интересно, что Кави говорит об этом. Это свидетельствует о том, что он действительно обнаружил изначальные принципы, которые заложены в основе человеческой природы. Мы знаем, что служение, или стремление служить, является санатана-дхармой человека. Это изначальная деятельность души. И он говорит, что если человек занимается служением, если он чувствует, что вносит какой-то вклад в дело, то к нему приходит ощущение собственной ценности и собственной защищенности.

Далее Кави говорит очень интересную вещь. Он говорит, что служение бывает двух видов. Одна форма служения - это когда мы занимаемся какой-то деятельностью и вносим большой вклад. Это то, что мы обычно понимаем под служением. Например, я распространяю много книг. Это мое служение. Вторая форма служения - это так называемое анонимное служение, когда человек делает что-то тайком - он служит другим людям, но старается сделать это так, чтобы никто об этом не знал. Эта форма служения не менее важна, чем первая, и она необходима для того, чтобы человек почувствовал вкус к служению. Анонимное служение, когда человек старается сделать что-то, не ожидая ничего взамен, является источником, во-первых, осознания своей ценности, и, во-вторых, приносит человеку очень большое удовлетворение.

Существует очень интересное наблюдение о том, какое действие оказывает служение на человека. Стресс, как известно, является главным фактором, который укорачивает жизнь. Один ученый провел большое исследование и написал книгу о том, как бороться со стрессом. И основной вывод, к которому он приходит в своей книге, таков. Он говорит: «Если вы хотите прожить долгую жизнь, то всю свою жизнь вы должны служить. Ни в коем случае не уходите на пенсию, ни в коем случае не пускайтесь в погоню за чувственными наслаждениями, а просто служите. Если вы будете просто служить всю свою жизнь, то проживете долгую и счастливую жизнь. Это самый лучший способ для того, чтобы избавиться от стресса».

Размышляя над этим, я вспомнил одну историю. Как-то я читал книгу об одном целителе. Это был знаменитый целитель, который в один прекрасный момент открыл в себе эти способности и стал целить людей направо и налево. Он легко исцелял их в больших количествах от самых тяжелых болезней, одного за другим, одного за другим. В один прекрасный момент к нему пришел человек и сказал: «У меня больна мать. Пожалуйста, исцели ее». Он встретился с ней, стал направлять на нее свою энергию, делать пассы и т.д. Мать на какое-то время вроде бы встала и сразу же начала что-то делать, но потом, как только он ушел, она опять слегла. И он пытался ее исцелить и так и сяк, но у него ничего не получалось. В конце концов, он понял, что она просто умирает естественным образом - пришла пора - и тут ничего не сделаешь.

Очень интересно, каким образом он понял, что это естественная смерть. В тот момент, когда он направлял на нее энергию, то ей становилось немного лучше, и первое, что делала эта старушка, которая до этого лежала, она сразу же вскакивала и начинала что-то делать. Она сразу же начинала служить. Эта несчастная старушка, которая сама уже ни на что не была способна, благодаря его энергии начинала ухаживать за другими больными, которые лежали рядом с ней. И когда он увидел, что она каждую каплю своей энергии использует для служения, и, тем не менее, не может поправиться, то он понял, что она умирает своей смертью; просто ей пришла пора.

На самом деле большинство людей, которые умирают неестественной смертью, умирают именно потому, что сами лишили себя возможности служить, они не служат сами. И если человек правильно относится к жизни, если он видит смысл своего существования в служении, а в этом на самом деле смысл нашего существования, то нет большей гарантии внутренней защищенности и гармоничности нашей личности, чем эта.

Аналогия четырех сфер деятельности, применительно к организации

Принцип этих четырех сфер деятельности и заботы об их обновлении, в равной степени относится как к индивидуальному человеку, так и к организации. В случае с организацией происходит все то же самое. Если человек пренебрегает одной из этих сфер деятельности, то он перестает быть гармоничным человеком и его ожидает падение. Тоже самое, и даже еще яснее, видно на примере организаций.

Аналогом физической деятельности для организации являются финансы, так как они являются источником ее физического существования. Поэтому люди, занимающиеся организацией, должны уделять этому вопросу определенное внимание.

Аналогом умственной деятельности в пределах организации является забота об образовании членов этой организации; забота о том, чтобы люди чувствовали внутренний рост, чувствовали, что они развиваются. Психологический климат, то есть поощрение людей, тоже относится к сфере умственной деятельности в рамках коллектива, поэтому необходимо уделять внимание этому также.

Социальная или эмоциональная сфера - это взаимоотношения между людьми внутри этой организации.

И, наконец, аналогом духовной деятельности для организации в целом является четко поставленная цель, и деятельность в соответствии с миссией.

Таким образом, у каждой организации есть эти четыре сферы, и если одной из них пренебрегают, то организация не сможет добиться успеха. Если у нас, скажем, хорошо поставлены финансы, но при этом хромает социальная или духовная сфера, то эту организацию ожидает неудача. Или более близкий пример. Если у нас хорошо поставлена духовная деятельность, но очень хромают финансы, то в данном случае организация тоже не сможет добиться успеха. Если же в организации не уделяется внимание умственной деятельности, если члены этой организации не чувствуют своего умственного развития, то организация также не сможет добиться успеха.

Это в частности относится к каждому храму. Каждый храм должен оценить свою деятельность в соответствии с этими четырьмя сферами, и постоянно обновлять свои ресурсы в этих четырех сферах. Каждый храм, чтобы преуспевать, будучи самостоятельной единицей, должен уделять внимание физической деятельности, то есть финансовой деятельности, умственной деятельности, то есть образовательным программам, социальной деятельности, то есть поддерживать и развивать отношения между людьми, и духовной деятельности, то есть иметь четкую цель - вклад.

В связи с этим можно увидеть гениальность Шрилы Прабхупады - то, каким образом он организовал ИСККОН. Это совершенно гениальное творение. Если мы будем делать все, как сказал Шрила Прабхупада, то добьемся успеха во всем. Например, знаменитая формула Шрилы Прабхупады о том, что книги являются основой нашего движения. Одна сама по себе эта формула, эта сутра, которую дал Шрила Прабхупада - «книги - это основа нашего движения», - по сути дела включает в себя все то, о чем я говорил до этого. Книги с одной стороны приносят финансы - это основа финансового благосостояния. Если люди распространяют книги, то это приносит финансы. Это основа умственной деятельности, потому что мы должны ни просто продавать эти книги, а должны также изучать их и таким образом развивать свою умственную деятельность. Это основа социальной деятельности, потому что если мы будем изучать эти книги, то будем знать, как правильно налаживать свои отношения. И это, безусловно, основа духовной деятельности, потому что книги содержат в себе цель. Таким образом, в одной этой сутре заложено практически все это. И по сути дела для нашей организации, для ИСККОН, смысл сбалансированного подхода заключается в том, чтобы мы опять вернулись к наставлениям Шрилы Прабхупады и поняли, что книги являются основой нашей деятельности, а все остальное, так или иначе, приложится.

Итак, мы благополучно покончили с книгой Кави и можем приступать к книгам Шрилы Прабхупады, поняв необходимость всего этого.

Ответы на вопросы:

В: Расскажите, пожалуйста, об органайзере.

О: Это большая тема, которая заслуживает подробного описания, но я могу немного рассказать о принципах недельного планирования на примере органайзера, построенного на принципах этой книги. Давайте рассмотрим таблицу недельного планирования, которая есть в этом органайзере.

Первое, что тут нарисовано - это пила, которую нужно затачивать, и указаны четыре сферы, на которые нужно обратить внимание. Таким образом, человеку каждую неделю напоминается о том, что существуют эти четыре сферы деятельности, на которые он должен обращать внимание. И каждый человек должен написать в новую неделю, пообещав тем самым себе, что он собирается делать. Рядом с физической графой он должен написать, что он будет, например, заниматься физическими упражнениями или бегать 20 минут в день и т.п. Вторая графа - это социальная, или эмоциональная сфера. Следующее - это умственная сфера, и человек должен поставить перед собой какую-то конкретную цель, что он хочет сделать в умственной сфере на этой неделе. Прочитать, например, какую-то книгу, выучить шлоку и т.д. И, наконец, духовная сфера. Если человек чувствует, что какой-то аспект его духовной деятельности так или иначе хромает, то он должен поставить перед собой определенную задачу.

Очень интересно, что в самом верху написаны афоризмы, которыми должен руководствоваться человек, когда он заполняет весть этот план. Первое, что он должен сделать - это связать все со своей миссией. В этом органайзере очень большое внимание уделяется миссии; в нем есть особый раздел, посвященный миссии. И, таким образом, человека как бы подводят к тому, чтобы он написал свою собственную миссию, чтобы он, наконец, понял, для чего он живет, зачем он делает все то, что делает. И поэтому здесь говорится, что задача первого шага недельного планирования (которое состоит из шести шагов) заключается в том, чтобы все наши планы, которые мы строим на неделю, так или иначе были связаны с этой миссией. Второе - мы должны пересмотреть свои роли, то есть должны понять, какие роли конкретно я играю. Тут определено место для семи основных ролей, которые человек играет в своей деятельности, и человек должен расписать, что «я такой-то и такой-то», и в соответствии с определенной ролью он должен определить цель на неделю. Эта цель должна быть связана с миссией через роль. У человека есть миссия, и для достижения этой миссии он играет определенную роль, и, соответственно, ставит перед собой определенную цель на неделю. И тут определяется место для списка целей, которых хочет достичь человек. Далее идет просто расписание на каждый день, когда человек может сначала запланировать все эти важные дела.

Такое понедельное планирование очень важно, потому что помогает человеку находиться в квадрате важных, но несрочных дел. Таким образом, человек изначально планирует важные дела, которые он, если бы не планировал, то имел бы тенденцию пропустить или отложить назавтра, на послезавтра, на следующий год, на старость или на следующую жизнь. А так как он связывает все это с миссией и заранее планирует, то, запланировав важные дела, он видит, что всегда остается масса времени для всяки текущих дел и всего остального. В то же время, есть один из законов менеджмента, который нужно помнить тем, кто не занимается планированием. «Работа занимает все время, которое на нее выделяется». Другими словами, если у нас что-то не запланировано, то текучка будет заполнять все время, которое мы на нее выделили. Если мы просто плывем по течению, то текучка будет одолевать нас и ничего кроме нее не будет.

Таким образом, планируя на неделю, человек перечисляет цели, которые он должен достичь, и потом пытается разместить их по дням недели.

Также в этой графе о заточке пилы есть своя распечатка по дням, и каждый человек может поставить крестик, что в понедельник я сделал упражнения, во вторник я сделал упражнения, в среду я сделал упражнения, а в четверг я уже упражнения не сделал. То есть человек сам проверяет себя на честность.

Итак, я описал четыре шага недельного планирования: первый - связь с миссией, второй - рассмотрение ролей, которые мы играем, третий - определение целей, и четвертый - организация, или расположение этого по неделе. Следующий, пятый, обязательный и очень важный шаг - человек, каждый вечер или в конце недели, после того как сделал это, должен оглянуться и посмотреть, насколько он был честен перед самим собой, насколько он добился того, чего хотел добиться, сколько времени он выделил тому, что должен был сделать. Или же он просто написал это, почувствовал себя хорошо в течение пяти минут, а потом забыл и не стал этого делать. И, наконец, шестой шаг - это оценить, сделать какие-то выводы. Если что-то не получилось, то учесть это в следующей работе. Если он не сделал что-то, то должен обязательно оценить, почему он не сделал этого: потому что просто поленился или же у него действительно были серьезные причины. Такова вкратце схема недельного планирования.

В: …

О: Роли - это, безусловно, индивидуальные вещи. Каждый человек играет определенные роли. Я говорил об этом в предыдущих лекциях. Например, одна из наших ролей, которые мы играем - это роль ученика нашего духовного учителя, и в этом смысле у нас есть определенная миссия, определенная задача, определенные цели. У нас могут быть различные роли, которые мы играем, например, мойщик посуды, лектор или еще кто-то. То есть мы играем определенные роли в своей жизни, мы выполняем определенные функции. И каждый человек должен просто посмотреть и определить, какие роли он играет. У одного человека может быть не семь ролей, а только две, одна или вообще ни одной (смеется), а у кого-то их может быть больше, и тогда он не будет знать, какую роль ему надо играть.

На самом деле число семь - это оптимальное число, потому что человек не может выполнять серьезно большего числа функций. Ему не нужно слишком много на себя брать. Это одна из ошибок, которая подстерегает людей, когда они хотят сделать все сразу. Например, когда я начинаю писать свои роли, то мне иногда не хочется писать вообще никакие роли, а хочется просто забыться и заснуть; а иногда мне приходится писать двадцать различных ролей, и я не знаю, что с этими ролями делать, потому что мне нужно сделать все сразу. Таким образом, семь - это более или менее оптимальное число ролей, которые мы исполняем. У нас есть роль преданного. У нас есть роль в соответствии с нашим служением. У нас есть роль друга такого-то и такого-то даса. Это тоже наша определенная роль, в которой мы также можем ставить определенные цели. Если я друг с этим дасом, но мои отношения с ним, так или иначе, расстроились, то я могу поставить перед собой цель наладить эти взаимоотношения, и это будет очень важная цель, потому что люди имеют тенденцию забывать об этом и пренебрегать этим.

Духовная сфера общества.

1. Специфика духовной сферы общества.

2. Особенности духовного производства.

3. Наука как вид духовного производства.

4. Искусство как вид духовного производства.

5. Религия как вид духовного производства.

1.Духовная сфера общества – это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и потребления. Духовная сфера складывается исторически и вбирает в себя географические, национальные особенности общества и проявляется в национальном характере (менталитете). Духовная сфера – это поле деятельности учреждений образования, воспитания, профессионального искусства (театр, музыка, изобразительное искусство и т.д.). В духовной сфере люди формируются эстетически и нравственно, поэтому ее трудно переоценить. В совокупности с экономической и социально-политической сферами она определяет специфику общества во всей его целостности. Духовная сфера включает в себя духовную культуру (научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную), которая формирует определенный тип человеческой личности в интересах общества, регулирует поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры – формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.

Элементы духовной сферы общества:

· духовные потребности людей: являются продуктом чисто социального взаимодействия

· духовные ценности: взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат

· духовное потребление

· духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения, например, на основе эстетических, религиозных, нравственных отношений.

· духовное производство

2.Духовное производство – деятельность общества по производству, сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей. В сфере распределения и освоения духовных ценностей духовное производство охватывает образование, нравственное и эстетическое воспитание и другие формы приобщения к духовной культуре.

При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предметом труда в нем выступают не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции. Духовное производство– производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи и теории, ценности, духовные общественные отношения и сам человек как духовное существо.Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.Духовное производство в отличие от материального носит всеобщий, общественный характер, продукты духовного производства доступны всем. Пятью хлебами не накормишь тысячу, а пятью идеями или шедеврами искусств можно удовлетворить духовные потребности миллиона людей. Однако следует заметить, что само производство духовных ценностей всегда индивидуально. Примером может послужить то, что нобелевские премии в науке коллективам авторов не присуждаются. В целом, большие открытия и творения делают одиночки, ведь творчество всегда уникально и индивидуально. Творчество – основная сила духовного производства, в то время как в материальном производстве таких производительных сил множество (сырье, машины, рабочие руки, дороги и пр.). Духовная деятельность самоценна, обладает значимостью нередко безотносительно к результату. Так искусство существует ради искусства. В отличие от материальной деятельности, для которой ценно не создание, а обладание благами, в духовной деятельности ценно само создание. Функции духовного производства: 1. Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей.2. Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией.3. Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях.4. Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент.5. Формирование духовных потребностей, т.е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям.

Виды духовного производства:

2. Искусство.

3. Религия.

    Наука как вид духовного производства. Наука 1) система знаний; 2) социальный институт.

Наука – систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Наука создает идеальный мир, в котором отражаются закономерности объективного мира.

Основные признаки научного познания:

  • Систематичность и логичность
  • Наличие идеализированных объектов
  • Необходимость методов, методологии и средств научного познания
  • Специализированность, предметность, дисциплинарность научного знания
  • Наличие особого языка науки
  • Строгость и объективность открываемых истин
  • Кумулятивность научного знания: накапливание, совершенствование, поступательное развитие науки

Функции науки:

  • Познавательная
  • Объяснительная
  • Практически-действенная (наука дает метод по преобразованию мира, а также служит внедрению технологий и созданию техники)
  • Прогностическая (например, предвидение природных аномалий)
  • Мировоззренческая
  • Функция социальной памяти

Дифференциация и интеграция научного знания.

Дифференциация науки – процесс, связанный с возрастанием числа специальных наук, становлением новых научных дисциплин, формированием новых научных направлений, подходов, концепций, теорий. Если во времена Аристотеля наука едва ли делилась на 20 областей знаний, то сейчас это деление не знает границ. Этому во многом способствовало открытие микроскопа и телескопа. Физика разделилась на механику, оптику, электродинамику, статистическую механику, термодинамику, гидродинамику и т.д. Появляются и новые науки, например, генетика. Дифференциация приводит к прогрессирующей специализации научных работников, отсутствию взаимопонимания представителей различных научных направлений и дисциплин, что не способствует прогрессу науки.

Интеграция науки – процесс, связанный с объединением наук на основе единства различных уровней и фрагментов универсума. Многие науки, например, химия, физика, астрономия и пр. объединяются на основе изучения элементарных частиц . Интеграция проявляется как:

· Организация исследований «на стыке» смежных научных дисциплин

· Разработка «трансдисциплинарных» научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, компьютерный эксперимент)

· Поиск «объединительных» теорий и принципов (например, теория эволюции)

· Разработка теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (кибернетика, синергетика)

· Комплексный характер решения проблем

Дифференциация и интеграция – две взаимодополняющие тенденции в науке.

4. Искусство – такой вид духовного производства, который представляет собой творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в области эстетического. Эстетическое есть не только в искусстве, оно разлито по всей социальной реальности и вызывает особенные эстетические чувства у людей (например, при любовании горами). В искусстве же эстетическое носит самодовлеющий характер.

Первоначально искусство не было чисто эстетической деятельностью, оно служило магии, религии и передаче социального опыта (наскальные рисунки). В классовом обществе искусство становится самостоятельным.

Искусство имеет социальное содержание, что особенно проявляется в кризисные периоды развития общества. Конец XIX в. – начало XX в. характеризуется «дегуманизацией искусства» (термин Ортеги-и-Гассета) – дистанцированием от реальности, изгнанием из искусства непосредственности чувств, всего человеческого, живого. Искусство становится бесчеловечным, отвлеченным, холодным и ироничным. Дегуманизация затронула и все другие сферы общественной жизни.

Другой пример социального характера искусства – тоталитарное искусство XX века. Ярким примером является направление соцреализма в СССР, которое считалось главной и единственно правильной формой искусства. Тоталитарное искусство становится орудием политики, власти, идеологии. Государство монополизирует и контролирует деятельность художников, все не признанные официальными стили искусства запрещаются.