Экологические права и обязанности в конституции рф. Какие права граждан в сфере экологической безопасности закрепил в нашей конституции? Понятие и виды экологических

Положения законодательства в сфере экологической безопасности нацелены на сохранение окружающей среды и природных богатств. Обусловлен такой подход предписанием Конституции о том, что каждый гражданин имеет право на благоприятное для жизни окружение. В Российской Федерации имеется несколько законов, регламентирующих вопросы экологии.

Природоохранные законы РФ нацелены на охрану и обеспечение природного фонда страны. Положения законодательства относятся не только к последствиям жизнедеятельности людей. Устанавливаются предписания по устранению техногенных и природных катаклизмов, а также по минимизации их ущерба для окружающей среды.

Для регламентирования соответствующих положений в России действует ряд правовых актов. принят 19 июля 1995 года. Назначение документа – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную среду и предупреждение негативных воздействий. ФЗ 174 решает следующие вопросы:

  • полномочия Президента РФ, федеральных и региональных органов власти;
  • проведение государственной экологической экспертизы;
  • права граждан и общественных организаций, а также заказчиков документации по проводимой экспертизе;
  • финансовое обеспечение, международные договоры;
  • ответственность за нарушения законодательства, а также порядок решения возникающих споров.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ принят 22 мая 1998. Он регламентирует вопросы по обращению и утилизации отходов, которые могут принести вред гражданам или окружающей среде. Учитываются возможности переработки и вторичного использования. Положения ФЗ 89 регулируют следующие аспекты:

  • полномочия Российской Федерации, ее регионов и местных органов самоуправления;
  • общие требования к обращению с отходами;
  • нормирование, государственный учет и система отчетности;
  • экономическое регулирование поставленных задач;
  • регулирование действий, направленных на обращение с твердыми коммунальными отходами;
  • система государственного надзора за исполнением предписаний;
  • ответственность за нарушения.

Регулирует вопросы, направленные на охрану здоровья граждан и обеспечение благоприятной для жизни экологической обстановки. Документ регламентирует следующие правовые нормы:

  • права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды;
  • обеспечение профилактических мероприятий;
  • государственное регулирование предписанных действий и организация государственного федерального надзора;
  • ответственность за нарушение предписанных норм.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ принят 2 апреля 1999 и регулирует аспекты, связанные с предотвращением загрязнения атмосферного воздуха. Обусловлено это тем, что таковой по ФЗ 96 является жизненно важным компонентом для жизни человека, растений и животных. На основе данного заключения устанавливаются правовые нормы по охране атмосферного воздуха. Выражаются они в следующих положениях:

  • формирование управления в области охраны атмосферного воздуха;
  • организация соответствующей деятельности;
  • государственный учет источников вредного воздействия на атмосферу;
  • обеспечение государственного надзора и экономический механизм охраны и регулирования;
  • права граждан и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
  • ответственность за нарушение данного закона;
  • международные договора и сотрудничество РФ.

Основным экологическим законом является ФЗ 7 «Об охране окружающей среды» . Документ регулирует общие аспекты, связанные с экологической безопасностью. Предписываются правовые нормы взаимодействия общества и природы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности граждан.

Описание закона об экологии

Федеральный закон об экологической безопасности РФ «Об охране окружающей среды» принят 20 декабря 2001 года. По структуре он состоит из нескольких глав, объединяющих в себе тематические положения законодательства по экологической безопасности. ФЗ 7 содержит в себе следующие правовые нормы:

  • общие положения , регулирующие основные понятия закона и правовые принципы, на которые он опирается, учитываются также категории объектов, негативно влияющие на экологическую ситуацию;
  • основы управления в области охраны окружающей среды – определяются полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, разграничение прав и система управления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и юридических лиц предписываются в контексте государственной системы мер по обеспечению экологической безопасности;
  • принципы экономического регулирования основываются на взыскании за негативное воздействие и определение лиц, обязанных регулярно вносить соответствующую плату; предписывается также система контроля и государственная поддержка деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности;
  • нормирование в области охраны окружающей среды – определяются нормативы для допустимых действий в нарушении экологии;
  • оценка воздействия на экологию и порядок проведения экологической экспертизы;
  • требования по экологической безопасности при осуществлении отдельных видов хозяйственной или иной деятельности;
  • процедура установления зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций;
  • учет объектов природы , которые числятся под особой охраной, их правовой режим и меры, направленные на их сохранение;
  • лесопарковые зеленые пояса – их создание, размещение информации о них, принципы охраны;
  • государственное экологическое наблюдение за ситуацией, функционирование его единой системы и фонд обеспечения;
  • государственный экологический надзор обеспечение производственного и общественного контроля, учет объектов, деятельность которых негативно сказывается на окружающей среде;
  • определение принципов проведения научных исследований экологии ;
  • основы формирования экологической культуры – меры, направленные на образование и просвещение граждан;
  • ответственность за нарушения закона – ее виды, порядок решения споров, возмещение нанесенного ущерба и ограничение деятельности соответствующих объектов;
  • ликвидация накопленного вреда экологии – выявление такового и организация мероприятий по устранению;
  • принципы международного сотрудничества Российской Федерации по вопросам экологической безопасности.

В заключительные положения закона 7 ФЗ входят предписания о его вступлении в силу, а также приведение иных законодательных актов в правовое соответствие. Закон вступил в силу в день своего официального опубликования – 10 января 2002. С данного момента он претерпел ряд изменений, нацеленных на устранение неточных формулировок и актуализацию правовых норм. Последние поправки были внесены в 2016 году.

Изменения в законе по экологии

Изменения в экологическом законе «Об охране окружающей среды» последний раз вносились в 2016 году. Поправки были введены различными документами 5 апреля, 23 июня и 3 июля. Общий перечень определяется следующими изменениями:

  • в статьях 1, 19, 29 и 70 после слов «документы » были добавлены слова «, федеральные нормы и правила » в соответствующих падежах;
  • статья 78 закона об экологии дополнилась пунктом 2.1 об учете затрат на устранение нанесенного окружающей среде;
  • была добавлена глава 14.1 о ликвидации вреда , нанесенного окружающей среде, соответствующие поправки были внесены также в статьи 1, 5.1, 28.1 и 65;
  • в закон об экологии введена глава 9.1 о лесопарковых зеленых поясах , дополнительно была скорректирована редакция статьи 44, а также добавлены пункты 4-7 в статью 68 о возможности граждан оказывать помощь государственным службам в обеспечении экологической безопасности;
  • в пункт 1 статьи 50 добавлен абзац о запрете выращивания растений и животных с генно-инженерным материалом, исключение составляют лишь научно-исследовательские работы и проведение экспертизы.
  • Можно ли с помощью закона уменьшить озоновые дыры?
  • Надо ли платить за использование природных ресурсов?
  • Какое наказание ждет загрязнителей воздуха?
  • Не страдаем ли мы экологической безнравственностью?

Наши экологические права и обязанности . В наиболее общем виде права и обязанности граждан нашей страны в области экологической безопасности и охраны природы указаны в основном законе страны - Конституции Российской Федерации.

В ее 42-й статье читаем: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Сразу обратим внимание на три составляющие этой нормы закона.

  1. Право на благоприятную окружающую среду предполагает, что каждый из нас имеет возможность проживать в здоровой в экологическом отношении местности, дышать чистым воздухом, пить чистую воду и т. п.
  2. Право на достоверную информацию означает, что граждане могут требовать от соответствующих организаций своевременных, полных и правдивых сведений, к примеру о радиационной обстановке, о концентрации вредных соединений в воздухе, о местах захоронений опасных отходов.
  3. Если предприятие или отдельный человек вызвали своей деятельностью неблагоприятное воздействие на окружающую среду и нанесли этим самым вред здоровью других людей или ущерб их имуществу, то каждый из них вправе требовать возмещения этих потерь. Допустим, в результате аварии нефтяного танкера разлившаяся нефть сделала невозможным морской рыбный промысел - источник существования жителей прибрежных деревень. Хозяева судна должны будут компенсировать упущенные профессиональные возможности рыбакам, а тем, кто решил оставить это место жительства, оплатить расходы, связанные с переездом.

Вернемся к конституционным нормам. В статье 58 Конституции РФ сформулирована обязанность каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Положения Конституции нашли свою конкретизацию во многих законах, регулирующих природоохранную деятельность человека и направленных на защиту окружающей среды. Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» указано, что право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду обеспечивается, в частности, социальным и государственным страхованием граждан, образованием резервных фондов помощи, государственным контролем за состоянием природной среды.

Помимо конкретизации данного конституционного права, закон формулирует еще ряд прав граждан: создавать общественные объединения, фонды по охране природы, принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, референдумах по охране окружающей среды, требовать отмены решений о строительстве вредных объектов, о прекращении работы предприятий, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных в экологических правонарушениях.

Конституционная обязанность граждан по охране природы имеет также достаточно полное выражение: принимать участие в охране природы, соблюдать требования природоохранного законодательства, личным трудом оберегать природные богатства, повышать уровень своих знаний о природе, свою экологическую культуру.

Как закон охраняет природу? В уже упомянутом законе «Об охране окружающей природной среды» весьма четко указано, что подлежит охране. Это естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты.

Напомним, что экологическая система - это природная система, в которой живые организмы и среда их обитания объединены в единое целое. Под генетическим фондом в экологии понимается вся совокупность видов живых организмов с их наследственными задатками. Особого упоминания требует проблема сохранения озонового слоя атмосферы, возникшая сравнительно недавно. В этом слое, который, как вам хорошо известно, служит защитой от ультрафиолетового излучения, образовались так называемые дыры, через которые солнечная радиация беспрепятственно проникает на Землю. Многие исследователи полагают, что одной из причин появления этих дыр стало широкое использование в аэрозолях и холодильниках газов, которые вступают в реакцию с озоновым слоем и ослабляют его. В 80-е гг. XX в. многие страны мира подписали специальное соглашение об охране озонового слоя. В соответствии с ним наше государство проводит поэтапное сокращение производства и использования озоноразрушающих веществ.

Какие же меры предусмотрены в законе для охраны этих природных объектов?

Прежде всего вводится нормирование качества окружающей природной среды. Это означает, что устанавливаются предельно допустимые наличия опасных для здоровья человека веществ, выбросов, сбросов вредных веществ, предельная нагрузка на окружающую среду, нормы защиты санитарных зон и т. п. Для определения степени опасности или вредности той или иной деятельности проводится экологическая экспертиза (от лат. ехрегtus - опытный), т. е. исследование специалистами соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям.

Чтобы уменьшить ущерб, наносимый человеком природе, побудить людей более экономно расходовать ее богатства, закон вводит плату за использование природных ресурсов.

С учетом угрозы живому, возникшей на определенной территории, выделяются зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия. К зонам чрезвычайной экологической ситуации относятся местности, где под влиянием деятельности человека происходят устойчивые изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью человека и состоянию экологических систем. Там прекращается деятельность, отрицательно влияющая на природную среду. Одна из таких зон возникла в Уральском регионе. Чрезвычайная экологическая ситуация стала следствием деятельности производственного объединения «Маяк», занимающегося переработкой использованного в реакторах ядерного топлива. Высокотоксичные отходы закачиваются в емкости, изготовленные десятилетия назад. В 1957 г. одна из таких емкостей взорвалась, что привело к тяжелейшим экологическим последствиям.

Территории, где под влиянием деятельности человека происходят необратимые изменения природной среды, существенно ухудшается здоровье людей, деградирует растительный и животный мир, объявляются зонами экологического бедствия. Здесь прекращается всякая хозяйственная деятельность, кроме той, которая обеспечивает жизненные нужды проживающего населения. Зоной экологического бедствия стала местность, прилегающая к Чернобыльской атомной станции, после аварии на одном т ее блоков в 1986 г.

Наряду с территориями, где уже возникли крупные экологические проблемы, деятельность людей ограничивается и в другиx местностях, отнесенных природоохранным законодательством к особо охраняемым природным территориям и объектам. Речь идет о заповедниках, заказниках, природных парках.

Законы в области охраны окружающей природной среды, как и законодательство в любой другой области, предусматривают различные виды ответственности за экологические правонарушения. Это может быть дисциплинарная ответственность (ее несут руководители предприятий, другие должностные лица, если, к примеру, превышены нормативы вредных выбросов предприятия в окружающую среду), административная (так, на предприятие или отдельное лицо может быть наложен штраф за неподчинение государственным органам, осуществляющим экологический контроль). Те же, кто совершил экологическое преступление, несут уголовную ответственность. К примеру, если захоронение радиоактивных веществ произведено с нарушением установленных правил и это привело к заражению окружающей среды, то виновные в этом деянии лица наказываются лишением свободы на срок до пяти лет. Конечно, преступность подобных действий, непосредственно наносящих непоправимый вред всему живому, очевидна. В Уголовном кодексе к экологическим преступлениям отнесены и незаконная порубка деревьев и кустарников, и уничтожение критических мест обитания для организмов, внесенных в Красную книгу, и нарушение режима заповедников, национальных парков и других охраняемых природных территорий.

Экология и нравственность . Нашими поступками в отношениях с природой должны двигать не только опасения понести наказание за экологическое правонарушение, но в первую очередь внутренняя убежденность в необходимости бережного отношения к природе и ее богатствам.

К сожалению, еще немало людей, которые руководствуются в повседневной жизни весьма привычными принципами: «После нас - хоть потоп», «На наш век хватит». Есть и такие, которые недооценивают опасность экологического кризиса. Вот типичный пример их рассуждений: «Ну что запугиваете? Природа и не такое вытерпит! Сколько лет грозят, а так ли уж страшно? Ну, в городах вода и воздух, конечно, неважные, но стоит отъехать на пару десятков километров... Вот у меня на даче...»

Между тем ученые говорят о наступившей беде с конкретными цифрами в руках. Писатели-фантасты изображают мрачное будущее человечества: безжизненная, изгаженная, обезображенная земля и человек, превратившийся из властелина в изгоя, вынужденный отыскивать на планете редкие уголки, еще пригодные для жизни. И все это плоды неразумного хозяйствования и безответственного отношения к природе многих поколений людей.

В одной из журнальных публикаций приведен следующий пример: «Несколько десятилетий тому назад подняли целинные земли. Сделали это, не задумываясь о роли почвы в биосфере. Как-то не вспомнили о ней и не принимали эффективные меры по защите земли... Начали распахивать степь сплошь, в то время как можно лишь полосами. Лесопосадки тоже оказались излишними... В результате миллиарды тонн плодородных земель пустили на ветер... Уничтожены уникальные сообщества трав, животных, насекомых. Наконец, во множестве исчезли овцы, лошади, коровы... Нет прежнего режима почв, нет букета трав. Нет скотоводства. Сушь. Ветер. Страшные пыльные бури. Опустошение».

Чем было вызвано резкое ухудшение экологической обстановки в этой местности? Очевидно, что главное здесь - не отсутствие современной техники и дело не просто в неумелом ведении хозяйства. «Случившееся,- пишет автор,- следствие примитивного представления о природе и отсутствия фундаментальных знаний о биосфере и еще, я бы сказал,-экологической безнравственности: брать и брать, не восполняя и не возвращая свой долг природе».

Преодолевая эту «экологическую безнравственность», нужно помнить, что нельзя к природе относиться потребительски ради сиюминутной выгоды, пагубные последствия скажутся и на ней, и на самом человеке. Жизнь подтверждает правило: отношение человека к природе характеризует и его отношение к самому себе, другим людям, обществу в целом.

Общественные движения в защиту природы . Сегодня во многих странах мира существуют различные общественные организации, провозгласившие своими главными целями охрану природы и обеспечение экологической безопасности. В борьбе за чистоту атмосферы, вод, против ядерной угрозы «зеленые», как называют защитников окружающей среды, делают много полезного. Нередко они вынуждали власти закрыть предприятия с вредными выбросами или поставить на них дополнительные очистные сооружения. «Зеленые» входят в Европейский парламент, в ряде стран они превратились во влиятельные политические партии. В десятках стран мира имеет свои отделения независимая международная общественная организация «Гринпис», главная цель которой - предотвратить деградацию окружающей среды.

В нашей стране также растет число тех, кто активно выступает за оздоровление экологической обстановки. Вы, наверное, слышали о многочисленных выступлениях в защиту озера Байкал, когда люди протестовали против строительства на его берегах целлюлозно-бумажного комбината. Широко известны активные выступления в советское время против проекта переброски течения сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию, что могло бы привести к серьезным экологическим последствиям. Под давлением участников экологических движений было закрыто несколько предприятий, наносящих своей деятельностью вред окружающей среде, в частности мебельный комбинат в Приозерске.

Вместе с тем не всегда деятельность «зеленых» вызывает одобрение. Так, сегодня многие из них выступают против биотехнологий, возможности которых, по оценкам многих ученых, очень велики. С помощью биотехнологий производят все более чистые лекарства, ферменты для бытовых моющих средств, добавки для нейтрализации нефтяных и ядовитых отходов. Использование биотехнологий помогает повысить защитные свойства растений, их противостояние неблагоприятным погодным условиям, сокращает потребность в опасных для окружающей среды удобрениях.

В то же время некоторые лидеры «зеленых» утверждают, что биотехнологии - это всего лишь «еще один способ эксплуатации бедных фермеров за счет подчинения их интересам большого бизнеса». Ученые многих стран мира озабочены подобным положением, считая, что в данном случае движение «зеленых» тормозит решение насущных, в том числе и экологических, проблем.

Активные выступления в защиту окружающей среды приносят свои результаты. Но это лишь первые шаги. Впереди - огромная работа. И сегодня каждому из нас стоит задуматься, какие нравственные требования к людям предъявляет сложившаяся экологическая ситуация, какой собственный вклад мы могли бы внести в дело защиты окружающей среды.

    Основные понятия

  • Экологическое право, экологические права и обязанности, объекты природоохранной деятельности, экологическая экспертиза, ответственность за экологические правонарушения.

    Термины

  • Нормирование качества окружающей среды, зона чрезвычайной экологической ситуации, зона экологического, бедствия, особо охраняемые природные территории.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие права граждан в сфере экологической безопасности закреплены в нашей Конституции?
  2. Какова конституционная обязанность граждан нашей страны в области охраны природы?
  3. Как экологические права и обязанности конкретизированы в законе «Об охране окружающей природной среды»?
  4. Какие природные объекты в соответствии с этим законом подлежат охране?
  5. Что означает нормирование качества окружающей природной среды?
  6. Каково назначение экологической экспертизы?
  7. Покажите на конкретных примерах различия между зонами чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия.
  8. Что относится к особо охраняемым природным территориям?
  9. Приведите примеры экологических правонарушений.
  10. Каковы виды экологической ответственности?
  11. Какие действия закон относит к экологическим правонарушениям?
  12. В чем проявляется «экологическая безнравственность»?
  13. За что выступают «зеленые»?

Задания

  1. Между предприятием и государственным органом возникли споры по поводу:
    • суммы налоговых отчислений в бюджет,
    • размера платы за вредные выбросы,
    • размещения нового объекта,
    • заключения экоэкспертизы.

    Определите, какие из этих споров можно отнести к экологическим.

  2. Из приведенного перечня выделите, что относится к причинам, а что - к последствиям экологического кризиса:
    1. ухудшение среды обитания человека,
    2. грубые механические приемы земледелия,
    3. нерациональное использование природных ресурсов,
    4. исчезновение многих видов животных и растений,
    5. потребительское отношение к природе,
    6. увеличение промышленных отходов,
    7. жизненный принцип: «После нас - хоть потоп»,
    8. рост наследственных заболеваний.
  3. Экологическая ответственность основывается на принципе «загрязнитель платит». Установите, кто должен платить в следующих конкретных случаях:
    • На военном полигоне многие годы проводилось испытание ядерного оружия. В результате произошло разрушение экосистемы данной местности, уничтожены многие виды растений и животных, радиоактивное заражение сделало невозможным использование земель в хозяйственных целях.
    • Частное предприятие по производству химических красителей имело слабые очистные сооружения. Вредные сбросы попадали в реку, воду из которой местные жители использовали для хозяйственно-бытовых нужд. Следствием этого стал заметный рост числа заболеваний.
  • Вводный урок бесплатно ;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей , с носителем языка - от 1500 рублей

Экологические права граждан закреплены в следующих международных и государственных нормативных документах.

В международном законодательстве это: Декларация Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г.; Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г.; Декларация Рио-де-Жанейро (Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г.); Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы 4 ноября 1950 г., вступила в силу 3 сентября 1953 г., ратифицирована Государственной Думой РФ 20 февраля 1998 г.).

В Декларации прав и свобод человека и гражданина определены следующие права:

Право каждого на экологическую информацию: "государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом" (ст. 31);

Право каждого на судебную защиту его прав и интересов (ст. 32).

В Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод определены следующие экологические права:

Право на свободу мирных собраний и свободу ассоциаций с другими (ст. 11);

Право каждого человека на жизнь (ст. 2). В Конституции РФ закреплены следующие экологические права:

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9);

Право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29);

Владение, использование и распоряжение землей и другими ресурсами осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36);

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41);

Каждый гражданин имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды (ст. 42);

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

В экологическом законодательстве определены права, закрепленные в природоохранительных нормативных правовых актах, таких как: Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды", ст. 11 и 12;

Федеральный закон 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Основы законодательства об охране здоровья граждан от 18 июня 1993 г.; Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе";

Это право на:

Участие в проведении государственной и общественной экологических экспертиз (Федеральный закон "Об экологической экспертизе");

Участие в общественных слушаниях в рамках оценки воздействия на окружающую природную среду (Положение об ОВОС в РФ, утвержденное приказом Минприроды РФ от 18 июля 1994 г.);

Участие непосредственно и (или) через своих представителей в управлении государственными делами в сфере охраны окружающей природной среды, в принятии экологически значимых решений;

Условия труда, отвечающие требованиям экологической безопасности;

Охрану здоровья от вредного воздействия факторов окружающей среды, право требовать их рассмотрения;

Участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды.

В блоке природно-ресурсного законодательства обозначен спектр специальных экологических прав граждан-природопользователей:

Права на земельные участки, примыкающие к поверхностным водным объектам; права на обособленные водные объекты; права общего пользования водными объектами и т. п. (ст. 12, 43, 92 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ);

Право на использование недропользователями земельных участков для предпринимательской деятельности, которая соответствует цели, обозначенной в лицензии и не противоречащей законодательству РФ (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах");

Право на пребывание в лесах для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, минерально-технического сырья, участие в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях (Лесной кодекс РФ, ст. 21, 82, 86);

Права по охране и использованию животного мира (Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире", ст. 10, 40, 48, 49);

Основные экологические права граждан распространяются на всех физических лиц, проживающих на территории России, и закреплены одновременно в нескольких нормативных актах. Это право на:

Благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду;

Создание экологических общественных объединений (Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях");

Судебную защиту своих экологических прав (право на обращение с исками: о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением, негаторный иск о прекращении экологически вредной деятельности и т. п.). Соответствующая норма содержится в Конституции РФ (ст. 46), Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (ст. 11) и в Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Каждый гражданин может реализовать свои экологические права как самостоятельно, так и путем создания и участия в общественных объединениях. Исходя из этого, экологические права граждан транспонируются в следующие экологические права общественных объединений:

Право на создание общественных экологических фондов, определение порядка их функционирования и расходования средств;

Право требовать от государственных органов и органов местного самоуправления предоставления полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;

Право на проведение общественной экологической экспертизы;

Право на проведение общественного экологического контроля;

Право на обращение в суд или административные органы с заявлениями о привлечении к ответственности лиц за экологические правонарушения;

Право на предъявление в суды исков о возмещении ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан;

Иные права, предусмотренные законом. Осуществление экологических прав всегда связано с выполнением всеми определенных ответных обязанностей перед обществом и государством. Исходя из этого, граждане и юридические лица несут общие и отраслевые (специальные) экологические обязанности.

Общие экологические обязанности:

Охрана и рациональное использование природы и окружающей среды;

Восстановление нарушенных экосистем животных и растительности;

Предупреждение экологических правонарушений;

Соблюдение экологических требований (нормы, правила, нормативы качества окружающей природной среды);

Уплата установленных налогов и сборов, предусмотренных для финансирования природоохранных и природовосстановительных мероприятий;

Выполнение соответствующих экологических предписаний и постановлений государственных органов и их должностных лиц;

Содействие экологическому воспитанию подрастающего поколения и повышению экологической культуры населения;

Иные обязанности, предусмотренные законом. Отраслевые (специальные) экологические обязанности:

Соблюдение правил пожарной безопасности в лесах и т. п. (ст. 83 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ);

Сохранение природных ландшафтов особо охраняемых природных территорий;

Не допускать уничтожения или разорения мест обитания животных, птиц, рыб, насекомых и иных живых существ (Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире", ст. 40);

Пользование землей и иными природными объектами в соответствии с экологическим законодательством РФ (ст. 53 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г.);

Соблюдение стандартов, регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод (ст. 92 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ);

Экологически безопасное ведение работ при строительстве и разработке недр.

Каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную и материальную.

За наиболее тяжелые нарушения (поджог леса и т. п.) виновный может быть подвергнут уголовному наказанию (лишение свободы, наложение крупных денежных штрафов, конфискация имущества). Чаще применяется административная ответственность (наложение штрафа на отдельных лиц и на предприятия в целом), она наступает в случаях порчи или уничтожения природных объектов, загрязнения природной среды, невыполнения мер по восстановлению нарушенной окружающей среды, браконьерства. Должностные лица могут подвергаться дисциплинарной ответственности (полное или частичное лишение премий, понижение в должности, выговор или увольнение) за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов. Выплата штрафа не освобождает от материальной гражданско-правовой ответственности (возмещение причиненного загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству).

Закон "Об охране окружающей природной среды" формулирует также экологические требования при строительстве и эксплуатации различных объектов, показывает экономический механизм охраны окружающей среды, провозглашает принцип международного сотрудничества в этой области.

Несмотря на то, что природоохранительное законодательство обширное и разностороннее, на практике оно действует недостаточно эффективно. Одна из важнейших причин этого - несоответствие тяжести наказания тяжести преступления (низкие ставки взимаемых штрафов: для должностного лица - от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда; для рядовых граждан - до десятикратного размера минимальной оплаты труда), ведь часто невозможно возместить нанесенный вред - он может достигать многих миллионов рублей или вообще не поддаваться денежному измерению. За год в стране рассматривается не более 20 дел по ответственности за загрязнение воздуха и воды, повлекшее тяжелые последствия, да и дела по браконьерству не превышают 1,5 тыс. в год, что гораздо меньше реального количества правонарушений. Правда, в последнее время наметилась тенденция роста этих цифр.

Экологические права человека - это узаконенные, имеющие правовые основания притязания индивида на природу (или ее отдельные ресурсы), связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его разнообразных потребностей при взаимодействии с ней и обеспечением такого удовлетворения.

Достаточно широкое регулирование субъективных экологических прав в формируемом законодательстве является свидетельством демократизации права. Признание прав стимулирует рост самосознания граждан, экологическое сознание и культуру. Оно способствует вовлечению граждан в охрану окружающей среды, стимулирует деятельность государства в данной сфере, так как реализация права на благоприятную окружающую среду, других экологических прав предполагает возможность требовать соответствующего поведения от других субъектов, прежде всего от государственных органов.
Юридическое значение признания этого рода прав предопределено их содержанием и возможностями гражданина как обладателя права.

Так, обладанием правом для соответствующего субъекта означает:

  1. свободу поведения индивида в границах, установленных нормой права;
  2. возможность для индивида пользования определенным социальным благом;
  3. полномочие совершать определенные действия и требовать совершать соответствующих действий от других лиц;
  4. возможность обратиться в суд за защитой нарушенного права.

Признание и правовое регулирование экологических прав человека и гражданина важно не только для самого индивида, но и для общества и государства. Социальное государство, устанавливая те или другие права, может рассчитывать на то, что граждане, реализуя эти права, будут способствовать повышению эффективности природоохранительной деятельности самого государства. Например, предоставляя гражданам право участвовать в процессе подготовки и принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений в процедуре оценки их воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, можно ожидать повышения эффективности соответствующей деятельности органов исполнительной власти.
Соответственно общество и государство не остаются безразличными к тому, как гражданин реализует свои права. Они должны быть заинтересованными в активности граждан.
Таким образом, при последовательной реализации экологические права имеют существенное правовое значение как основа для постепенного восстановления благоприятного состояния окружающей среды в стране, призваны обеспечить нормальную жизнедеятельность человека.

Анализ закрепленных в законодательстве экологических прав, т.е. прав человека на природу или связанных с природой, показывает, что функционально назначение их различно. При этом можно объединить их в следующие группы (виды) :

  1. Права, направленные на удовлетворение потребностей человека за счет ресурсов природы .
  2. Права, направленные на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды .
  3. Права, служащие средствами обеспечения соблюдения и защиты прав на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды .
  4. Право собственности на природные ресурсы .
  5. Экологические права будущих поколений .

Права, направленные на удовлетворение потребностей человека за счет ресурсов природы.

К ним относятся право на благоприятную окружающую среду и права на природопользование. К этой разновидности прав относятся также право на благоприятную среду обитания (ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Права, направленные на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

В той степени, в какой состояние здоровья человека зависит от состояния окружающей среды, к этой разновидности прав можно отнести конституционные права на охрану здоровья (ст. 41), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (ст. 37), а также на радиационную безопасность, установленное ст. 22 Федерального закона "О радиационной безопасности населения".

Права, служащие средствами обеспечения соблюдения и защиты прав на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Эта разновидность прав достаточно многочисленна. И в этом можно видеть одно из достоинств современного экологического законодательства. В нее входят права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на возмещение вреда окружающей среде и др.

К этой группе относятся права, установленные, в частности, в ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды": создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях; и др.

Право собственности на природные ресурсы.

В отношении граждан это право справедливо регулируется в ограниченных размерах. Эта разновидность прав чрезвычайно важна. Установление права частной собственности на природные ресурсы, прежде всего на землю, создает правовые предпосылки для развития рыночной экономики. Согласно ст. 36 Конституции РФ граждане вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно ст. 40 Водного кодекса РФ в собственности гражданина или юридического лица могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому или юридическому лицу, если иное не установлено федеральными законами.

С учетом специфики природных объектов как объекта права собственности недра, воды, леса, животный мир должны находиться преимущественно в публичной собственности, прежде всего государственной. Государство, обслуживающее человека, обеспечивающее его права и интересы, реализует свои полномочия собственника по распоряжению природными ресурсами с учетом экологических прав и интересов человека и под контролем граждан и их объединений.

Экологические права будущих поколений.

Права будущих поколений вытекают из концепции устойчивого развития. В этом - одна из ее существенных характеристик: устойчивое развитие определяется как такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Эта разновидность экологических прав еще не оформлена должным образом в российском законодательстве. Некоторые шаги российского государства в этом направлении сделаны. В соответствии с Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г., следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

Права будущих поколений на радиационную безопасность косвенно предусматриваются Федеральным законом "О радиационной безопасности населения". Радиационная безопасность населения определяются этим Законом как состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения (ст. 1).
Такие права презюмируются и Федеральным законом "Об охране окружающей среды". В соответствии с преамбулой он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Под экологическими правами понимают закрепленные в законодательстве права гражданина, которые обеспечивают удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природой.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на:

¨ благоприятную окружающую среду;

¨ достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

¨ возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Под благоприятной окружающей средой понимают такое ее состояние, которое соответствует критериям, нормативам и стандартам, установленным в экологическом законодательстве по показателям чистоты, ресурсоемкости, экологической безопасности, видовому разнообразию и др. Другими словами, гражданин Российской Федерации имеет право на среду обитания, факторы которой не оказывают на него негативного влияния.

Право на благоприятную окружающую среду ¾ это одно из фундаментальных прав человека, возникающих с рождением и прекращающихся со смертью индивида, наряду с такими основополагающими правами, как право на жизнь, свободу слова, равенство и др. (Социал.-эколог. проблемы…, 2001).

Важнейшим способом реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду является не только соблюдение всеми лицами экологических норм, правил и нормативов, но и получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.

Согласно действующим законодательным актам граждане имеют право требовать от соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц предоставления объективной информации о состоянии окружающей среды. Эта информация должна быть достоверной, т. е. заведомо не искаженной, своевременной и полной.

Например, граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, за исключением той ее части, которая отнесена законодательством РФ к категории информации ограниченного доступа.

Следует знать, что закон запрещает относить к подобного рода к информации документы, содержащие данные о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, санитарно-эпидемиологическую, демографическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасности граждан и населения в целом (Красов, 2001).

Одним из наиболее важных способов защиты права на благоприятную окружающую среду считается право на возмещение ущерба , понесенного гражданами в результате экологического правонарушения.

Помимо экологических прав, закрепленных в Конституции, существуют и иные экологические права, содержащиеся в других законах и кодексах.

Так, каждый гражданин имеет право на общее природопользование . Это право регулируется Земельным, Водным, Лесным кодексами, законами «О недрах», «О животном мире», «Положением о лицензировании деятельности по организации любительского лова» и т. д. Например, граждане имеют право свободно (бесплатно) находиться на территории лесного фонда и в лесах, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения и техническое сырье, если иное не предусматривается законодательством РФ.

Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002 г.) граждане имеют также право:

¨ создавать общественные объединения, фонды и иные общественные формирования по охране окружающей среды;

¨ принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по вопросам охраны окружающей среды;

¨ выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении;

¨ предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

В середине 80-х гг., в связи с возросшей социально-политической активностью населения, во многих регионах страны начали формироваться массовые общественные экологические организации (союзы, объединения, ассоциации, фонды и т. д.). Среди них ¾ Социально-экологический союз, ассоциация «Экология и мир», Экологический фонд, Общественный комитет спасения Волги, Фонд защиты Байкала и др.

Еще ранее в Западной Европе (ФРГ, Дании и др.) возникло движение «зеленых». Оно выступает за сохранение среды жизни, против ядерной угрозы, за чистоту атмосферы, вод и т. д. К целям и задачам движения «зеленых» наиболее близки Российское экологическое движение и Экологический фонд России.

Высоко оценивая общественные экологические движения в защиту природы в нашей стране, нельзя не отметить и некоторых преувеличений со стороны «зеленых», посягательства в отдельных случаях на сами системы жизнеобеспечения населения. Оптимальный вывод просматривается в соблюдении принципа экологической безопасности населения с подключением беспристрастной научной экспертизы, если потребуется, также и международной.

Пользуясь экологическими правами, каждый гражданин должен выполнять и определенные ответные обязанности в сфере экологических интересов общества и государства. Он должен быть готовым к активному личному участию в осуществляемых природоохранных мероприятиях, выполнять обязанности не только по охране и рациональному использованию природных ресурсов, но и по предупреждению экологических правонарушений, а также выполнять иные обязанности, предусмотренные экологическим законодательством.

«Каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция РФ, ст. 58).

В соответствии с Конституцией, а также законами «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» и рядом других законодательных актов, граждане, в частности, обязаны:

¨ личным трудом оберегать и приумножать природные богатства;

¨ соблюдать установленные нормативы качества окружающей среды;

¨ сохранять природный ландшафт;

¨ не допускать уничтожения или порчи деревьев и кустарников, засорения лесов, уничтожения или разорения мест обитания животных, птиц, рыб, насекомых и иных живых организмов;

¨ соблюдать стандарты, регламентирующие условия охраны атмосферного воздуха, земель, поверхностных и подземных вод, лесов, недр;

¨ соблюдать правила пожарной безопасности в лесах;

¨ выполнять соответствующие экологические предписания и постановления государственных природоохранных органов и их должностных лиц;

¨ платить установленные налоги и сборы, предусмотренные для финансирования природоохранных и природовосстановительных мероприятий;

¨ иметь необходимую экологическую подготовку (для должностных лиц, связанных с деятельностью, оказывающей влияние на окружающую среду и здоровье человека);

¨ содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения и повышению экологической культуры населения.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения является одной из форм государственного принуждения; ее задача ¾ обеспечить реализацию экологических интересов в принудительном порядке.

Экологические правонарушения различны по своему составу, но всегда складываются в сфере природы: будь то загрязнение природной среды, незаконная порубка леса или нарушение законодательства о континентальном шельфе. Наибольшее число экологических правонарушений связано с охраной и использованием животного мира (охота и рыболовство) и с охраной атмосферного воздуха.

Общий критерий всех экологических нарушений ¾ причинение вреда окружающей природной среде. В тех случаях, когда вред наносят не природной среде, а среде обитания человека, например, сверх нормативов загрязняют воздух в производственных помещениях, говорят о санитарных правонарушениях.

Экологические правонарушения, не относящиеся к категории общественно опасных, именуют экологическими проступками . Если же они представляют общественную опасность, посягают на экологическую безопасность общества, причиняют ощутимый вред окружающей среде и здоровью человека, их относят к категории экологических преступлений.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) различают следующие виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарную, административную, уголовную и имущественную.

Дисциплинарные наказания (предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы) налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреждения за невыполнение ими своих производственных обязанностей, связанных с правовой охраной окружающей среды.

При этом следует учитывать два важных момента: 1) дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Так, по Б. В. Ерофееву (1992), нельзя привлекать к ответственности водителя за выпуск в эксплуатацию автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ превышало установленные нормы, поскольку исполнительный контроль за этот выпуск не входит в число водительских обязанностей; 2) недопустимо наказывать в дисциплинарном порядке лиц, которые нарушают экологические правила во внерабочее время.

К административной ответственности могут быть привлечены организации, предприятия, должностные лица, отдельные граждане. Административная ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие, нарушающее законодательство об охране окружающей среды. К их числу относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т. д.

Наиболее распространенная мера административного взыскания ¾ денежный штраф, кроме того, применяются предупреждения, общественное порицание, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой продукции и т. д.

Мера административной ответственности определяется специально уполномоченными на то органами Минприроды России и др.

За экологические правонарушения, которые отличаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лишение свободы, конфискация имущества, крупный штраф и т. п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодексом, вступившим в действие с 1 января 1997 г. Единственным основанием назначения уголовного наказания является приговор суда.

К тяжелым экологическим преступлениям относится, например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога. Менее тяжкими преступлениями считаются загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, незаконная порубка леса, незаконная охота и некоторые другие.

Все предприятия и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу других граждан, обязаны возместить его в полном объеме. Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут материальную ответственность .

1. Назовите основные экологические права и обязанности граждан России.

2. Каковы роль и значение общественного экологического движения?

3. Какие существуют виды ответственности за экологические правонарушения?

4. В каком объеме возмещается вред, причиненный окружающей среде?