Гиперактивность ребенка 3 лет симптомы. Вылечить нельзя, можно помочь

Необоснованно активное поведение детей, которое выходит за рамки обычных игр, неусидчивость или неспособность сосредоточиться на умственном труде могут говорить о таком нарушении, как СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Это распространенная проблема в детском возрасте, и если ее оставить без внимания – синдром может иметь серьезные психологические последствия уже во взрослой жизни.

Как определить синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у ребенка, по каким симптомам и признакам можно говорить о наличии заболевания у детей до 1 года, дошкольного (в 2, 3, 4, 5 лет) и школьного возраста, есть ли , и что при этом делать родителям? Обо всем по порядку!

Что это такое

  • преждевременные роды;
  • сильные токсикозы у матери в период беременности;
  • затяжные или, наоборот, слишком стремительные роды;
  • внутриутробная асфиксия.

Не всегда эта проблема возникает на стадии вынашивания. Гиперактивность часто диагностируется у детей, чьи родители придерживаются слишком строгих методов воспитания.

Нарушение проявляется на фоне постоянных стрессов, которые испытывают дети в конфликтных семьях.

Основные признаки СДВГ у детей

Определить наличие синдрома просто даже неспециалисту.

Скорее всего, гиперактивность есть, если родители замечают следующие особенности в поведении:

  • В умственном развитии ребенок не отстает от других детей и успешно занимается умственной работой, но допускает нелепые и простые ошибки по причине невозможности сосредотачиваться на заданиях. Задачи могут выполняться не до конца.
  • В ходе выполнения сложных задач, состоящих из нескольких этапов, на определенной стадии теряется к таким занятиям интерес, даже если у него получается. Более того – дети стараются отлынивать от таких заданий.
  • Вне зависимости от вида деятельности или игры всегда находятся отвлекающие факторы.
  • Ребенок часто теряет свои вещи, проявляет забывчивость в разных делах.
  • Во время волнения отмечаются непроизвольные движения конечностей, подергивания, мимические жесты.
  • Дети с СДВГ чаще передвигаются бегом, чем пешком, и вообще не способны долго оставаться в спокойном состоянии.
  • Детям с СДВГ не нравятся спокойные настольные игры.
  • Во время занятий постоянно возникает потребность встать с места.
  • Беседы с такими детьми долго могут не прекращаться. Если общаются другие люди, находящиеся поблизости, дети вмешиваются в беседу.

По отдельности каждый из этих признаков не говорит о серьезных нарушениях , и иногда это - проблема воспитания.

Но детей, у которых наблюдается, как минимум, шесть-семь таких симптомов, необходимо обязательно проверить на наличие гиперактивности, особенно если такие признаки не проходят в течение 4-5 месяцев и дольше.

Диагностика

Для постановки диагноза «гиперактивность» (или его опровержения) ребенка необходимо показать детскому психологу и неврологу.

Опрашивают родителей врачи с целью выяснить, нормально ли протекала беременность. Психолог со своей стороны выявляет разницу в поведении малыша дома, в общественных местах и на прогулках.

Иногда за гиперактивность ошибочно можно принять последствия вседозволенности со стороны родителей. Дети могут так вести себя только в кругу семьи.

Их цель – не только выявить умственные способности, но и понаблюдать за поведением ребенка во время тестирования.

При подозрении на патологии головного мозга, которые могут приводить к подобным расстройствам, назначаются инструментальные обследования: реография, электроэнцефалография и МРТ.

Способы лечения, прогнозы на будущее

Сам синдром как заболевание не лечится радикальными методами . Предполагается лишь симптоматическая терапия, направленная на снижение активности и нейтрализацию агрессивного поведения.

Медикаментозные

Медикаментозное лечение:

  • Симпатомиметики. Такие средства стимулируют работу головного мозга и повышают тонус его клеток, приводя в норму мозговую активность.
  • Психостимуляторы. Действие препаратов направлено на нормализацию биоэлектрической активности мозга. При таком лечении снижается активность и уменьшается риск развития депрессивных и неустойчивых состояний.
  • Ноотропы. Такие препараты улучшают обменные процессы головного мозга, вследствие чего стабилизируется и поведение.
  • Антидепресанты. Способствуют повышению внимания и устраняют чрезмерную активность и импульсивность.

Рецепты народной медицины

Народная медицина – это дополняющее лечение , которое помогает снизить активность ребенка и лишь во вторую очередь такие средства влияют на умственные способности, улучшают сон, память и повышают внимание.

Использовать можно следующие средства:

  • На полтора стакана кипятка добавляют две столовые ложки шишек хмеля. Кипятят еще 3-5 минут, а после остывания фильтруют через марлю.

    Средство необходимо пить по одной чайной ложке три раза в день.

  • В стакане кипятка в течение 15 минут настаивают столовую ложку зверобоя. Отфильтрованный состав дают ребенку по две столовые ложки два раза в день.
  • В кастрюлю наливают три литра воды и доводят ее до кипения, кладут в нее 2-3 столовые ложки хвои.

    Через двадцать минут, когда хвоя даст в кипяток соки, воду выливают в ванну, в которой будет купаться ребенок. Такие ванны рекомендуется принимать каждый вечер перед сном.

Еще больше о симптомах гиперактивности у детей и способах лечения патологии узнаете, посмотрев следующее видео:

Хотя гиперактивность и распространенный синдром, он не является серьезным патологическим нарушением. Более того – часто с такой проблемой можно справиться даже без медикаментозного или психотерапевтического лечения.

Достаточно терпеливо и регулярно проводить с ребенком беседы о непристойности его поведения и не допускать дома стрессовых и напряженных обстановок.

Вконтакте

В настоящее время все чаще говорят о гиперактивности детей. Многие люди не до конца понимают, что означает это термин, и применяют его ко всем подвижным и активным детям. Однако гиперактивность – это не просто повышенная активность малыша, это нарушение поведенческих реакций ребенка, связанных с нарушением работы мозга.

Какой он гиперактивный ребенок? Что делать родителям такого ребенка? Ведь им предстоит столкнуться с массой проблем, научиться корректировать поведение своего чада, помочь ему адаптироваться в школе, а это обычно очень непросто.

Сам термин «гиперактивность» означает сильно повышенную активность и возбудимость человека. Гиперактивность наиболее часто встречается у детей, так как они хуже контролируют свои эмоции.

При гиперактивности обычно не уравновешена нервная система. У ребенка возникают поведенческие расстройства, требующие коррекции. В современном мире все больше детей страдают этим расстройством.

Обычно гиперактивный ребенок имеет такие нарушения:

  • Не может длительно концентрировать внимание на каком-либо действии. Это особенно часто приносит проблемы в школе.

Ведь ребенку трудно высидеть урок, слушать учителя, выполнять задания. Такие дети забывчивы, рассеяны. Даже надолго усидеть перед телевизором проблематично для таких детей.

  • Повышенная эмоциональность и импульсивность.

Гиперактивные дети часто не могут контролировать свои эмоции, выплескивая их на окружающих, совершают неожиданные импульсивные действия.

  • Двигательная активность сверх меры.

Многие дети особенно в дошкольном и начальном школьном возрасте бывают довольно подвижны. Однако гиперактивные дети выделяются даже на их фоне. Он не могут усидеть на месте, буквально приплясывают, если их усадили. В движении находятся их кисти рук, ноги, бегают глазки, меняется мимика.

Если у ребенка имеется одно или два и приведенных выше нарушений, то, скорее всего, это просто возрастные особенности поведения. С возрастом ребенок научится лучше контролировать свои эмоции, его поведение выровняется. Однако если у малыша все перечисленные нарушения, то это повод проконсультироваться со специалистом.

Важно вовремя заподозрить и диагностировать это нарушение, чем потом пожинать плоды непонимания своего чада.

С медицинской точки зрения гиперактивность – гипердинамический синдром – это диагноз. Установить его может врач невролог или невропатолог. Чаще всего этот диагноз связан с минимальной мозговой дисфункцией и нарушениями функции ЦНС.

В следующем видео о том, что такое гиперактивность, вам расскажет доктор Комаровский:

Когда проявляется

Считается, что наиболее ярко синдром гипердинамической активности проявляется в дошкольном (4-5 лет) и начальном школьном возрасте (6-8 лет). Ребенок попадает в детский коллектив и не выдерживает современного темпа обучения.

Сразу проявляются все признаки его гиперактивности: с ребенком не справляется воспитатель или учитель, он не усваивает программу обучения и прочие проблемы его поведенческих нарушений.

Однако первые признаки гипердинамического синдрома можно обнаружить еще в младенческом возрасте. Такие детки очень подвижны и эмоциональны: выпутываются из пеленок, падают, стоит лишь на мгновенье отвернуться, плохо спят, их сон поверхностный, беспокойный, а могут всю ночь прокричать без причины.

По мере взросления поведение гиперактивных детей продолжает «радовать» родителей: выбираются из манежей и колясок, часто падают, везде влезают, все опрокидывают.

Малыши уже в 1-2 года активные и чрезмерно подвижные, мамы едва успевают за ними. Их не интересуют игры, где нужно думать, складывать, строить. Гиперактивному малышу трудно дослушать сказку, досмотреть мультфильм, он не может сидеть на месте.

Что делать родителям, если они заподозрили в ребенке синдром гиперактивности?

Норма или патология. Ложная гиперактивность

Очень часто гиперактивность путают с нормальным поведением ребенка, ведь большинство детей в возрасте 3-7 лет довольно активны и импульсивны, трудно контролируют эмоции. Если ребенок неусидчивый, часто отвлекается, то говорят, что он гиперактивный. Однако для детей младших классов недостаток концентрации внимания и невозможность долго усидеть на месте обычно является нормой. Поэтому гипердинамический синдром бывает непросто диагностировать.

Если ребенок помимо дефицита внимание и повышенной активности имеет проблемы с установлением отношений со сверстниками, невнимателен к чувствам других, не учится на своих ошибках, не умеет приспосабливаться к обстановке, то эти признаки указывают на патологию – синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

С точки зрения неврологии этот диагноз является довольно серьезным и ребенку необходимо лечение, чем раньше, тем лучше.

Диагностика

Если родители заподозрили у своего ребенка СДВГ, то необходимо обратиться за консультацией к детскому неврологу. Врач назначит соответствующее обследование, которое необходимо пройти. Ведь под симптомами гипердинамического синдрома могут скрываться и более серьезные патологии.
Диагностика включает в себя три этапа:

  1. Врач собирает данные о поведении и реакциях ребенка , об особенностях протекания беременности и родов, перенесенных заболеваниях, наследственных патологиях членов семьи.
  2. Проводит специальные тесты и оценивает результаты и количество затраченного времени, а также реакцию и особенности поведения ребенка при этом. Обычно такие тесты проводят для детей 5-6 лет.
  3. Электроэнцефалограмма . Это обследование позволяет оценить состояние мозга ребенка. Оно безболезненно и неопасно.

После получения всех результатов врач – невролог ставит диагноз и дает свое заключение.

Признаки

Основные признаки, помогающие распознать гиперактивность ребенка:

  1. Ребенок обладает повышенной беспричинной двигательной активностью . Он все время крутится, прыгает, бегает, везде лезет, даже если знает, что нельзя. У него отсутствует процесс торможения в ЦНС. Он просто не может себя сдерживать.
  2. Не может усидеть на месте , если его усадить, то он крутится, встает, ерзает, не может сидеть спокойно.
  3. При разговоре часто перебивает собеседника, не выслушивает вопрос до конца, говорит не по теме, не задумывается.
  4. Не может тихо сидеть . Даже играя, он шумит, пищит, делает неосознанные движения.
  5. Не может выстоять очередь, капризничает, нервничает.
  6. Имеет проблемы при контакте со сверстниками . Вмешивается в чужие игры, пристает к детям, не умеет дружить.
  7. Не считается с чувствами и потребностями других людей.
  8. Ребенок очень эмоционален, не имеет возможности контролировать ни положительные, ни отрицательные эмоции . Часто устраивает скандалы и истерики.
  9. Сон ребенка неспокойный , днем часто вообще не спит. Во сне ворочается, сворачивается калачиком.
  10. Быстро теряет интерес к занятиям , перескакивая с одного на другое и не доводя до конца.
  11. Ребенок рассеянный и невнимательный , не может сконцентрировать внимание, часто делает из-за этого ошибки.

Родители гиперактивных детей сталкиваются с трудностями с ранних лет. Ребенок не слушается родителей, необходимо все время его контролировать, постоянно находится рядом.

Подробнее о признаках этого синдрома вы можете узнать, посмотрев видео:

Причины

Основными причинами, которые могут вызывать нарушение функций нервной системы ребенка, а, следовательно, и синдром гиперактивности, специалисты считают следующие ситуации:

  • Наследственность (генетическая предрасположенность)
  • Повреждения клеток мозга во внутриутробном периоде или во время родовой деятельности.

Это могут быть гипоксия плода, инфекции, родовые травмы.

По статистически данным гиперактивностью чаще страдают дети мужского пола . На пять мальчиков только одной девочке ставят такой диагноз.

Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Выделяют такие разновидности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ):

  1. Гипердинамический синдром без дефицита внимания.
  2. Синдром дефицита внимания присутствует, однако без гиперактивности (обычно бывает у детей женского пола — это девочки спокойные, рассеянные, тихони).
  3. Сочетание синдрома дефицита внимания и гипрединамичности.

СДВГ может быть первичным, возникшим во внутриутробном периоде, и вторичным (приобретенным), полученным после рождения в результате травмы или заболевания.

Также различают простую форму заболевания и осложненную. При осложненной форме СДВГ к симптомам добавляются другие признаки: нервный тик, заикание, энурез, головные боли.

Лечение

К лечению СДВГ необходимо подходит комплексно. Применяют некоторые процедуры, медикаменты, диеты, но основной упор делается на психологическую коррекцию и правильный подход в воспитании гиперактивного ребенка.

В странах Европы и в США для лечения СДВГ широко применяют психостимулирующие препараты. Они довольно эффективны, но имеют много побочных реакций. Основные из них – нарушения пищеварения, головные боли, бессонница, задержка роста. В России СДВГ лечат ноотропными препаратами, которые положительно влияют на функции мозга (Холитилин, Энцефабол, Кортексин).

Эти средства более эффективны при дефиците внимания.
При упоре на гипердинамический синдром применяют препараты, влияющие на тормозные реакции центральной нервной системы (Фентибут, Пантогам).

Назначать лекарственные препараты может только врач! Прием лекарств проводится под наблюдение специалиста. Кроме того возможно применение процедур, связанных со стимуляцией мозга слабыми импульсами электрического тока.

Важно и питание ребенка. Так при несбалансированной диете метаболизм детей нарушается, что может провоцировать раздражительность и капризность. Растущий организм требует белок, витамины и минералы. В рационе должны присутствовать продукты с высоким уровнем Омега3-жиров, оказывающие полезное действие на ЦНС. А вот количество сладостей и углеводов лучше уменьшить. Лучше давать ребенку ягоды и фрукты. Можно оставить в рационе немного черного шоколада.

Обязательна при лечении психологическая коррекция поведения ребенка. Психолог помогает ребенку лучше разобраться в своих действиях, а также даст советы родителям по построению отношений с таким ребенком и методам его воспитания и обучения.

Большая часть детей «перерастает» это заболевание, если у них не было осложнений и оказано своевременное лечение. В некоторых случаях СДВГ переходит и во взрослую жизнь, особенно при неоказании своевременной адекватной помощи ребенку.

Больше информации о лечении синдрома вы можете узнать из видео:

Особенности общения с такими детьми

Воспитывать гиперактивного ребенка бывает не просто. Даже при сильной любви к своему чаду, родители не всегда могут выдерживать все его проделки, часто срываются и кричат. А бывает, что вообще перестают заниматься его воспитанием, решив «что вырастет, то вырастет».

Не редко родители пытаются привить такому малышу строгую дисциплину, жестоко пресекая все его выходки и непослушание. Ребенка наказывают за малейшую провинность. Однако такое воспитание только усугубляет проблемы поведения ребенка. Он становится более замкнутым, неуверенным, непослушным.

Перегибать в отношении детей с СДВГ нельзя, чтобы к уже имеющимся нарушениям не добавить новые проблемы (заикание, недержание мочи и прочие). К каждому ребенку с СДВГ необходимо найти свой подход, учитывая его неврологические особенности.

Что делать родителям, воспитателям и учителям

Ребенку с гипердинамическим синдромом требуется много родительского внимания. Необходимо стараться его выслушивать, помогать выполнять задания, развивать его усидчивость и взаимодействие с окружающим миром. Ему нужны похвалы и награды, одобрение и поддержка, больше родительской любви . Родители прежде, чем наказать ребенка, должны учесть, что он вполне нормальный по интеллекту, но у него проблемы с регулированием своей моторной деятельности. Поэтому он не специально совершает то, что ему запретили, а просто не может себя остановить.

Необходимо правильно организовать режим дня. Придумать свои ритуалы. Больше гулять на улице. Желательно записать ребенка на спортивную секцию. Хорошо подойдут плаванье, гимнастика, бег, верховая езда, спортивные танцы. Необходимо и дома устроить спортивный уголок, чтобы ребенку было, где выплеснуть энергию.

Отдавая ребенка в детский сад, необходимо заранее выбрать подходящий, где есть группы с возможностью играть, дети активно двигаются, выполняют задания и отвечают по желанию. Поговорите с воспитателем об особенностях малыша.

Если из-за поведения ребенка возникает конфликт в саду, то лучше забрать его оттуда. Нельзя обвинять кроху, что в этом виноват он, скажите, что просто ему не подошла эта группа.

Учеба в школе также имеет свои сложности. Обсудите, что делать учителю, чтобы не травмировать гиперактивного ребенка, помочь ему адаптироваться в классе. При выполнении домашних заданий следует подготовиться заранее, не отвлекаться. Занятия должны быть короткими, но эффективными, чтобы ребенок не потерял внимание. В

ажно делать уроки регулярно, в одно и то же время. Необходимо понаблюдать за ребенком и определить наиболее подходящее время: после еды или после физической нагрузки.
При наказании гиперактивного ребенка не стоит выбирать те, которые не дают ему двигаться: ставить в угол, сажать на специальный стул.

Положительные качества гиперактивных детей

Несмотря на все неприятные поведенческие особенности детей с гипердинамическим синдромом, они имею и много положительных качеств, развитию которых родители должны уделить особое внимание.

  • Гиперактивный ребенок обладает креативным творческим мышлением.

Он может выдавать массу интересных идей, а если хватит терпения, то и заниматься творчеством. Такой ребенок легко отвлекается, но имеет своеобразный взгляд на окружающий мир.

  • Гиперактивные дети обычно энтузиасты. Они не бывают скучными.

Интересуются многими вещами и являются, как правило, яркими личностями.

  • Такие дети энергичны и деятельны, но часто непредсказуемы.

Если у них есть мотив, то они выполняют все быстрее, чем обычные дети.

  • Ребенок с СДВГ очень гибкий, изворотливый, и может найти выход там, где другие не заметят, решить задачу необычным способом.

Интеллект детей с СДВГ никак не нарушен. Очень часто они имеют высокие художественные и интеллектуальные способности.

Конкретные способы общения и взаимодействия с такими детьми приводятся в следующем видео:

Психологи отмечают, что ели у ребенка имеются признаки гиперактивности, то следует начать их устранение, чем раньше, тем лучше. Такой подход помогает избежать трудностей, возникающих из-за поведенческих нарушений ребенка, стрессов и разочарований со стороны его родителей и окружающих людей, да и самого малыша. Поэтому при установленном диагнозе СДВГ не следует пренебрегать помощью врача – специалиста и психолога, чтобы не потерять время.

Психологи отмечают, что правильно организованный распорядок дня, благоприятная обстановка в семье помогает ребенку в лечении СДВГ. Кроме того советы психолога такие:

  1. Обеспечьте ребенку спокойную, стабильную, нераздражающую обстановку. Это поможет снизить накопление и выброс сильных эмоций.
  2. У него должны сформироваться необходимые рефлексы, которые помогут четко соблюдать распорядок дня. Например, лечь спать после того, как мама прочтет сказку или споет песенку.
  3. Для сброса лишней двигательной активности необходимо организовать ребенку занятия в спортивных секциях.
  4. Не заставляйте гиперактивного ребенка долго заниматься утомительной работой, сидеть на одном месте. Периодически позволяйте активные действия для выхода лишней энергии.

Устранить проблемы, связанные с гиперактивностью у детей вполне выполнимая задача. Главное давать ребенку возможность выплеснуть лишнюю энергию, заинтересовывать учебным процессом, развивать творческие способности, а главное учитывать особенности ребенка при оценке его действий.

Мульфильмы для профилактики гиперактивности.

Следующие мультфильмы помогут вашему ребенку больше понять о своем состоянии, обсуждая сюжет и героев со своим ребенком вы сможете помочь ему бороться с этой проблемой.

Итак список мультфильмов:

  • «Непоседа, Мякиш и Нетак»
  • «Маша больше не лентяйка»
  • «Вот какой рассеянный»
  • «Крылья, ноги, и хвосты»
  • «Петя Пяточкин»
  • «Обезьянки»
  • «Непослушный медвежонок»
  • «Нехочуха»
  • «Осьминожки»
  • «Непослушный котенок»
  • «Непоседа»
6176

Гиперактивность - синдром, характеризующийся преобладанием у ребенка процессов возбуждения над процессами торможения. Раньше имел место термин «гипердинамичность», который буквально означает «слишком много движений». Однако, проблема заключается не только в этом. Быстрота и острота психических реакций, бурное выражение эмоций (зачастую негативных), сверхповышенная активность с последующим упадком сил - вот что такое детская гиперактивность. Лечение такой проблемы лучше начинать с самого раннего возраста, дабы она не принесла негативных последствий во взрослую жизнь.

СДВГ - понятие и определение

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - это состояние, для которого характерны чрезмерная возбудимость и неумение сохранять сосредоточенность . Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способностью управлять своим поведением.

СДВГ - это последствие плохого воспитания и стресса или болезнь? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Скорее всего, имеет место комбинация факторов - внешних и внутренних.

3 формы СДВГ:

  1. Синдром дефицита внимания без проявлений гиперактивности. Наиболее характерна такая патология для девочек. Они будто сами по себе, в своих фантазиях и мечтах, «витают в облаках».
  2. Синдром гиперактивности без явлений дефицита внимания. Редкая форма. Часто является симптомом органического поражения ЦНС.
  3. Самая частая форма - гиперактивность с дефицитом внимания у детей. Лечение такой патологии проводится комплексно минимум тремя специалистами: психотерапевтом, детским психологом и неврологом.

Причины

Факторы, провоцирующие развитие гиперактивности у ребенка:

  1. Осложнения при родах - гипоксия плода, затяжные или очень стремительные роды, угроза выкидыша, преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты.
  2. Тактика семьи в отношении воспитания ребенка - чрезмерная строгость, много запретов, гиперопека или игнорирование.
  3. Сопутствующие патологии - заболевания органов чувств, вегетососудистая дистония, болезни эндокринной системы.
  4. Стрессовые факторы окружающей среды - нервозная обстановка в детском коллективе.
  5. Постоянное нарушение режима бодрствования и сна.

Признаки гиперактивности

Гиперактивность у детей дошкольного возраста лечится не так сложно, как в более старшем возрасте. Многие родители и педиатры ошибочно считают, что пока ребенок маленький, СДВГ - это не патология: вот пойдет в школу - станет спокойным. Но увы, в школе проявления гиперактивности не прекращаются, а только усугубляются.

Дошкольники

Особенности гиперактивности у детей до 7 лет:

  • Излишняя возбудимость. Ребенок «заводится» с пол-оборота, его очень сложно успокоить.
  • Очень сильная и бурная реакция на различные манипуляции. Малыш не любит одеваться, упорно не хочет куда-либо идти и так далее.
  • Чрезмерная эмоциональная лабильность. При любом, даже самом безобидном, замечании сразу начинается плач.
  • Острая реакция на внешние раздражители (свет, звук) - крик, визг, нарушение сна. Такие дети очень плохо засыпают и тяжело просыпаются.
  • Дефекты развития речи. Говорит много и быстро, но получаются бессвязные, плохо различимые звуки - детский лепет с дефектами дикции.

Конечно, причин для капризов в глубоком детстве может быть масса: от прорезывания зубов до неусвоения компонентов пищи из-за врожденной ферментативной недостаточности. Следует исключить подобные патологии.

Школьники

Гиперактивность у детей школьного возраста протекает тяжелее, чем у дошколят. В этот период наступает социализация, а гиперактивность мешает ей. Следовательно, могут возникнуть проблемы с успеваемостью, нелады во взаимоотношениях со сверстниками . Учителя жалуются на таких детей: они считают, что родители разбаловали ребенка. А те, в свою очередь, уверены, что педагог не умеет «управлять» детьми.

Характерные симптомы гиперактивности у школьника:

  • Неусидчивость. Среднестатистический ученик может продуктивно заниматься 20-25 минут, гиперактивный - не более 10 минут. Далее, он начинает хулиганить, отвлекая одноклассников различными способами (дерганье за косички, бросание бумажек).
  • Капризность.
  • Невнимательность. Можно 10 раз сказать одно и то же, но понимания не добиться;
  • Непослушание. Кажется, что ребенок запрограммирован на плохое поведение.
  • Вспыльчивость. На любую реплику ребенок может нагрубить.
  • Заниженная самооценка, переходящая в депрессию. Из-за особенностей поведения ребенка окружающие начинают плохо его воспринимать. Он чувствует себя изгоем, а затем вымещает свои комплексы на окружающих, доказывая, что он хорош и крут.

К поведенческим проявлениям гиперактивности зачастую присоединяются психоневрологические симптомы: депрессии, головная боль и головокружение, нервные тики (на фоне стресса начинает «дергаться» глаз или дрожать руки), фобии (внезапные и необоснованные страхи), энурез.

Гиперактивность у детей школьного возраста без лечения может привести к плачевным последствиям.

Проявления физической агрессии при подростковой гиперактивности:

  • драки;
  • издевательства над животными и сверстниками (даже зверства);
  • суицидальные наклонности.

Дифференциальная диагностика

Прежде чем определиться, чем и как лечить гиперактивность, врачу следует дифференцировать данное состояние от других серьезных соматических заболеваний:

  • гипертиреоз;
  • хорея;
  • эпилепсия;
  • нарушение зрения/слуха;
  • вегетососудистая дистония по гипертоническому типу;
  • начальные стадии аутизма.

При диагнозе «гиперактивность ребенка» лечению должен предшествовать сбор анамнеза: беседы, интервьюирование, наблюдение за поведением, опрос родителей.

Лечение гиперактивности

Лечение гиперактивного ребенка проводится в двух направлениях: медикаментозная и немедикаментозная терапия.

Коррекция поведения и образа жизни

Неспецифическая (немедикаментозная) терапия включает целый комплекс мер

  • обучение по специальному плану (сокращенные уроки, малое количество человек в классе, соответствующий профиль педагогов);
  • полноценный сон;
  • соблюдение режима;
  • длительные прогулки;
  • физическая активность (гиперактивные дети с удовольствием посещают бассейн, тренажерный зал; можно заниматься бегом, катанием на велосипеде или роликовых коньках).

Как лечить ребенка с такими психическими особенностями? Сами взрослые являются примером для ребенка. Они должны быть сдержаны, лишний раз не повышать голос на ребенка и иметь эмоциональный контакт с ним. Когда ребенок почувствует, что его понимают и поддерживают, он перестает драться, огрызаться и обижать своих сверстников . Драчливость детей говорит о том, что в семье что-то не так.

Гиперактивный ребенок требует к себе повышенного внимания. Его надо уметь увлечь, вовремя дать деликатную оценку результатов его действий, сменять виды деятельности. Спокойные занятия следует комбинировать с динамическими - например, рисование и танцы. Все это следует проводить в игровой форме.

Нужно уметь стимулировать ребенка к деятельности. Поощрение и похвала не возбраняется, а наоборот, приветствуется - таким детям она необходима, как воздух.

Важен также физический труд. Очень хорошо влияют прогулки с чередованием спокойных видов деятельности (наблюдение за природой) и подвижных игр (мячик, скакалка, роликовые коньки, соревнования по бегу).

В общественных местах часто можно наблюдать, как мамы повышают голос на детей, дергают за руку, даже дают подзатыльник. Кажется, что родители стыдятся их. На таких матерей все глядят с сочувствием. С гиперактивным ребенком обязательно проводится «инструктаж» о том, как вести себя в магазине, в кино, бассейне, на детской площадке.

Нужно практиковать обоснованные запреты: нельзя говорить ребенку «нет», ничего не объяснив. Следует терпеливо озвучить причину того или иного табу, предлагая альтернативный вариант . Если чаду удалось вести себя хорошо, то вечером его должна ждать «награда» - совместная игра в его любимые игрушки, просмотр фильма, лакомство.

Самое лучшее для гиперактивных детей - лечение на ранних стадиях, когда можно обойтись без лекарств.

Специфическое лечение

В подростковом периоде гиперактивный ребенок без лечения становится очень агрессивным и даже опасным. Тут не обойтись без медикаментов.

  1. Аутогенные тренировки, психотерапия (индивидуальная или групповая).
  2. Лекарственные средства:
  • Ноотропные препараты для улучшения кровоснабжения головного мозга - Пирацетам, Фенибут, Энцефабол, Кортексин (в таблетках и уколах).
  • Антидепрессанты. В детской практике лучше использовать ингибиторы захвата серотонина (Мапротилин, Флуоксетин, Паксил, Деприм), которые способствуют повышению настроения, уменьшению частоты суицидальных мыслей, а также борьбе с хронической усталостью.
  • Глицин - аминокислота, «тормозной» медиатор в головном мозге.

Народные методы

Лечение гиперактивности у детей народными средствами заключается в использовании лекарственных трав по отдельности (мелисса, ромашка) или успокаивающих травяных сборов.

Средства на основе трав:

  • Экстракт левзеи - тонизирующее, улучшающее настроение, повышающее работоспособность средство.
  • Настойка лимонника - общеукрепляющее, антидепрессивное действие.
  • Настойка женьшеня - снижение утомляемости и повышение способности концентрироваться.
  • Персен - применяется при плохом засыпании и повышенной нервной возбудимости.

Важно вовремя поставить точный диагноз и правильно подобрать терапевтические методы. Без лечения СДВГ в детстве никуда не исчезает по мере взросления . Такие люди даже в зрелом возрасте не могут сосредоточиться и сконцентрировать внимание на чем-то важном, ничего не успевают. У них случаются неприятности на работе, что приводит к депрессиям и неврозам.

В медицинской практике геперактивность — это сложное поведенческое расстройство, которое не требует какого либо медицинского вмешательства и проявляется в раннем дошкольном возрасте.

Расстройство может повлиять на успехи ребенка в школе, отразиться на межличностных отношениях, быть заметным по чрезмерной психической и моторной активности.

Признаки расстройства у разных детей могут обнаруживаться по разному. У большинства детей расстройство связано со спонтанными реакциями, которые ребенок не может подавить. Реакции влияют на подвижность ребенка, его речь и внимание. Считаются признаками неуравновешенной нервной системы, в среде взрослых называются чрезмерной эмоциональностью.

При гиперактивности ребенок испытывает трудности с концентрированием внимания, не может сидеть на месте, ждать очереди. Он выкрикивает ответы раньше других детей, тянет руку чтобы первым ответить на вопрос, проявляет неорганизованность, рассеянность и забывчивость.

Из-за сверхактивности ребенок плохо успевает в школе, не способен качественно выполнять поручения, он много двигается, много разговаривает, прерывает разговор сверстников и взрослых.

Признаки и симптомы расстройства, как правило, начинают проявляться в возрасте до семи лет. Их можно спутать с другим расстройством — синдромом дефицита внимания, а так же нормальным поведением ребенка. Поэтому, если родители заметили у ребенка один или несколько признаков расстройства — это не значит, что ребенок — гиперактивен. И напротив, если признаки присутствуют во всех ситуациях — дома, в школе, при внеклассных занятиях и на прогулках — пришло время поближе познакомиться с психологом и врачом.

Причины гиперактивности у ребенка

Первопричинами гиперактивности могут выступать:

Различные инфекции;

Родовые травмы, трудные роды, роды раньше или позже срока;

Отравление тяжелыми металлами и опасными для здоровья химикатами;

Неправильное питание, плохой распорядок дня.

Исследования доказывают, что гиперактивность чаще проявляется у мальчиков. Она может сопровождаться нарушением режима сна, энурезом, различными нарушениями речи, сердечными расстройствами. Расстройство часто встречается в рамках синдрома дефицита внимания.

Основные признаки гиперактивности

Распознать гиперактивность у ребенка можно по следующим признакам:

1. У ребенка практически всегда присутствуют беспокойные движения конечностей. Он не может сидеть на стуле, встаёт, вертится, ерзаёт, крутится, теребит одежду, когда должен спокойно сидеть.

2. Ребенок проявляет высокую двигательную активность без какой-либо причин. Он бесцельно бегает, прыгает, залезает на стулья, диваны, кресла, причем даже в тех ситуациях, когда этого нельзя делать.

3. Ребенок не может сосредоточиться на игре, тихо и спокойно заниматься чем либо. Он кричит, пищит, выполняет резкие неосознанные движения.

4. В разговоре ребенок очень несдержан, не может до конца выслушать вопрос, отвечает на вопросы не в впопад, не задумываясь.

5. Ребенок не может стоять и дожидаться очереди в любых ситуациях, начинает нервничать и капризничать.

6. Ребенок мешает другим детям, пристаёт к окружающим, вклинивается в чужую игру, мешает своим поведением.

7. Ночью и днём ребёнок очень неспокойно спит, переворачивается с одного бока на другой, сбивает простыню, сбрасывает одеяло и при этом любит позу калачиком.

8. Ребенок неспособен распознать чужие потребности и желания.

9. Ребенок склонен к эмоциональным потрясениям и не может контролировать эмоции — как хорошие, так и плохие. Ребёнок может испытывать гнев в неподходящее время или закатывать истерики, при чем совершенно без причины.

10. Ребенок проявляет интерес ко многим вещам, но практически всегда имеет проблемы с пониманием вещей. Например, он начинает интересоваться рисованием, но оставляет незаконченным рисунок и и переключается на игру в мяч, при этом полностью теряя интерес к рисованию.

11. Ребенок неспособен концентрировать внимание, даже тогда, когда к нему обращаются смотря в лицо. Он слышит речь, но не может повторить разговора, или того, что было сказано ему.

12. Ребенок часто делает ошибки по невнимательности.

Симптомы и отклонения выясняются специалистами путем наблюдения и оценки ребенка и его действий.

Дефицит внимания и гиперактивность у ребенка

Если окружающие утверждают, что ребёнок гиперактивен, это может означать что у него присутствует так же синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). СДВГ может определить только врач на основании заключения нескольких специалистов — психолога, психотерапевта и детского врача. Врач в процессе обследования так же постарается выяснить признаки других расстройств и заболеваний, которые схожи с СДВГ и нуждаются в различных видах лечения.

Если врач определяет, что ребенок имеет СДВГ, он предлагает родителям помочь в решении проблемы. Многим детям назначаются лекарства, помогающие контролировать поведение. На текущий момент существует огромное количество медикаментов, которые могут полностью вылечить это состояние. Медицина может помочь детям: фокусировать внимание, успокоить нервную систему, уравновесить поведение, улучшить память и внимание.

Некоторые лекарства ребёнок будет принимать только перед школой, некоторые — каждый день в рамках проведения лечебного курса. Лекарства предлагаются детям в виде сладких жидкостей, таблеток, капсул и жевательных конфет. Назначить лечение может только врач, после консультаций с родителями.

Детям имеющим СДВГ нужна не только медицина, но и изменение образа жизни. В этом случае терапевт и психолог может предложить родителям индивидуально разработанный план по изменению образа жизни, дать рекомендации о том, что будет полезно, а чего следует избегать.

Детям так же очень полезна релаксация и поведенческая терапия. В релаксотерапии врач научит ребенка расслабляться, успокаиваться, делать глубокие дыхательные упражнения, расслаблять различные группы мышц. Поведенческая терапия может научить детей ставить перед собой цели и достигать их.

Если ребенок геперактивен (то есть поставлен именно такой диагноз) об этом обязаны знать не только родственники и врач, но и учителя и директор школы, которую посещает ученик. Тогда ребенок сможет получить дополнительную помощь в учебе, если это необходимо. Школа может предложить родителям индивидуальный план обучения, спокойное место в классе, предоставить дополнительное время для выполнения заданий.

В большинстве случаев дети имеющие СДВГ имеют нормальное, счастливое детство, а при правильном подходе полностью устраняют недуг.

Положительные эффекты у детей с гиперактивностью

Помимо проблем, у синдрома дефицита внимания присутствуют положительные моменты. В ходе многочисленных исследований удалось выяснить, что дети с СДВГ, как правило, являются:

1. Очень креативными и творческими. Ребенок, который мечтает и имеет в своей голове десятки разных мыслей может в будущем стать великим мастером, решающим сложные задачи и выбрасывающим фонтан идей. Дети с СДВГ могут легко отвлекаться, но в отличие от других видят то, чего другие не замечают.

2. Очень гибкими и изворотливыми. Ребенок может одновременно рассматривать несколько вариантов решений вопроса и открыт для различных идей.

3. Энтузиастами. Дети с СДВГ редко бывает скучными. Их интересует огромное количество вещей и яркие личности. Они притягивают к себе окружающих, имеют огромное количество друзей.

4. Очень энергичными и не предсказуемыми. Когда дети мотивированы какой-либо идеей, они работают и исполняют задания гораздо быстрее, чем обычные дети. Их бывает сложно отвлечь от решения задачи, если они в ней заинтересованы и если она связана с активным образом жизни.

Стоит заметить, что СДВГ не имеет ничего общего с интеллектом и талантом. Многие гиперактивные дети являются очень интеллектуальными и художественно одаренными.

Психологи всего мира считают, что если у детей наблюдается признаки гиперактивности, обусловленные поведенческим расстройством — их следует устранять, чем раньше, тем лучше. Это позволит избежать разочарований и трудностей, которые могут возникнуть от низкой самооценки, а так же трения и стресса накапливающего у семьи и окружающих.

Если у ребенка обнаружены симптомы гиперактивности, которые схожи на СДВГ, не стоит пренебрегать помощью квалифицированного врача и психолога. Вы сможете вовремя устранить гиперактивность, применив простые общедоступные меры.

Вариантов устранения недуга сегодня существует огромное множество. В качестве терапевтических мер может быть назначено изменение диеты, комплекс физических упражнений, изменение домашней обстановки, посещение детских кружков, любые другие отвлекающие факторы, которые позволят свести проблему к минимуму.

Гиперактивный ребенок требует много сил и внимания от взрослых. Ребенка необходимо всегда слушать, помогать ему закончить начатые задачи, учить быть усидчивым. Гиперактивным детям нужны эффективные стратегии воспитания развивающие структурность, систематичность и четкое взаимодействие с окружающим миром. Им нужны награды и поощрения, большое количество родительской любви, поддержка и одобрение.

Психологи советуют:

1. Четко организовывать распорядок дня ребенка и не менять его на протяжении продолжительного времени. В этой ситуации ребенок сможет приобрести необходимые рефлексы, например ложиться спать после прочитанной сказки.

2. Создать для ребенка спокойную, предсказуемою обстановку, без каких либо раздражителей. Это позволит минимизировать случаи выброса энергии.

3. Организовать для ребенка активный физических режим с посещением спортивных секций и занятий.

4. Не ограничивать ребенка в выполнении активных действий, когда это позволяет обстановка. Это позволит расходовать лишнюю энергию.

5. Гиперактивного ребёнка нельзя наказывать, заставлять долго сидеть на месте или выполнять какую либо утомительную работу.

Как показывает опыт, устранение проблем гиперактивности у детей — это выполнимо. Ребенку следует давать расходовать излишнюю энергию вне стен учебных заведений, пробуждать интерес к учёбе и творчеству.

Гиперактивность – явление, которое проявляется у многих детей, мешая их полноценной адаптации в обществе. Согласно различным статистическим данным, страдают им от 2,5 до 18 процентов детей. Такие дети независимо от ситуации все время бегают, суетятся, бесцельно двигаются, а в некоторых случаях также неспособны надолго задерживать свое внимание на предметах. Что представляет собой детская гиперактивность, как с ней справиться и чего делать категорически не стоит?

Понятие гиперактивности

Еще в шестидесятых годах прошлого века врачи определяли чрезмерную двигательную активность как патологическое состояние, вызванное минимальными расстройствами функций головного мозга. В восьмидесятых годах гиперактивность начали относить к разряду самостоятельных заболеваний.

На данный момент понятие гиперактивности трактуется как состояние, в котором возбудимость и активность человека значительно превышают норму. Если же подобное поведение становится проблемой для окружающих, чрезмерную активность относят к разряду психических расстройств.

В случае, если явление сопровождается нарушением внимания, заболевание называют СДВГ – «синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».

Кто подвержен проявлению гиперактивности?

Чаще всего данное состояние наблюдается у детей или

Поскольку вызвано оно эмоциями. При этом мальчики страдают гиперактивностью в 4-5 раз чаще, нежели девочки. Это объясняется тем, что парни появляются на свет более крупными и у них позже созревает головной мозг, что создает предпосылки для получения родовых или внутриутробных травм.

Симптомы, как правило, начинают проявляться в возрасте двух-трех лет. Однако средний возраст ребенка, когда родители принимают решение обратиться к врачу, составляет 8-10 лет. Причина этого кроется в том, что если на первых годах жизни от крохи не требуют ответственности и гиперактивность легко спутать с детской активностью и невнимательностью, то в возрасте десяти лет работа по дому и учеба уже требуют от ребенка сосредоточенности и самостоятельности.

Активность и гиперактивность детей – в чем разница?

Слишком послушные и спокойные малыши пугают – сразу появляются мысли вроде «Кажется, что-то с ним не так». Однако и чрезмерная активность, когда ребенок прыгает двадцать четыре часа в сутки, не является нормальной. Так где же граница между нормой и откровенным «перебором»?

Тест на гиперактивность – нечто вроде игры «Найди пять отличий». К примеру, активный ребенок большую часть дня не сидит на месте, предпочитает активные занятия пассивным, однако при необходимости может почитать с мамой книгу или уделить час-полтора складыванию паззлов. Гиперактивный ребенок на такое не способен – он находится в постоянном движении, даже если устал от этого, а окончательно выбившись из сил, начинает истереть и плакать.

Активный малыш задает множество вопросов из любознательности, а гиперактивный – просто потому, что не может по-другому, он много говорит и спрашивает, не выслушивая при этом ответов. Активист спокойно относится к запретам и не проявляет агрессии, а гиперактивный ребенок воспринимает все «в штыки».

Причины проявления детской гиперактивности

На данный момент существует множество теорий о том, что могло бы провоцировать проявление у ребенка гиперактивности или синдрома ДВГ, однако нельзя сказать, что картина до конца очевидна. До сих пор проводятся исследования и специалисты работают над решением этой проблемы. Тем не менее, многие факторы можно назвать и на сегодняшний день.

Причинами проявления гиперактивности у детей могут быть следующие факторы:

  • Наследственность. По данным специалистов, около 57% родителей, чьи дети подвержены повышенной активности, в детстве жаловались на те же симптомы. Правда, иногда в таких семьях наблюдаются и другие проблемы, к примеру, наличие асоциальных психопатий, аффективных расстройств или серьезных аллергических заболеваний (астма, экзема), употребление алкоголя, курение.
  • Внутриутробная гипоксия. Кислородное голодание плода приводит к органическим поражениям головного мозга.
  • Травмы во время беременности. Причем не только физические, но и психологические.
  • Преждевременные или трудные роды.
  • Родовые травмы.
  • Серьезные инфекции или травмы на первых годах жизни, хронические заболевания.
  • Неправильное или плохое питание, свинцовое отравление, дефицит питательных элементов.

Основными симптомами гиперактивности являются:

  • Частые подъемы с места.
  • Резкие подъемы с места, после чего – быстрый бег.
  • Ребенок ведет себя, как будто «заведенный».
  • При волнении ребенок ерзает на стуле или совершает другие бесцельные и интенсивные движения руками или ногами.
  • Неспособность участия в мирном и спокойном досуге.
  • Неспособность подождать своей очереди в игре, во время занятия и т.д.
  • Вмешательство в разговоры или деятельность других людей.
  • Попытки дать ответ на вопрос, прежде чем он был сформулирован до конца.
  • Выкрики или прочие шумные выходки на занятии, мероприятии и т.д.

Симптомы нарушения внимания

Поскольку часто чрезмерная активность у детей сочетается с дефицитом внимания, необходимо уметь идентифицировать и его:

  • Снижение избирательного внимания, небрежные ошибки.
  • Неспособность на протяжении длительного времени сосредотачиваться на том или ином предмете, а также его деталях.
  • Ребенка легко отвлечь даже незначительным посторонним шумом.
  • Несобранность при выполнении задания, неспособность довести дело до конца.
  • Трудности с организацией собственной деятельности.
  • Ощущение, будто ребенок не слушает, если к нему обращаются.
  • Ребенок старается избегать решения задач, которые требуют продолжительного умственного напряжения.
  • Повышенная забывчивость.
  • Постоянные потери вещей.

Для диагностики дефицита внимания или гиперактивности необходимо проявление шести из описанных выше девяти симптомов. Если у ребенка наблюдаются признаки из обеих категорий, скорее всего, ребенок столкнулся с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В любом случае, заподозрив у ребенка какие-либо нарушения, родителям следует как можно быстрее обратиться к врачу.

Если у ребенка наблюдаются какие-либо из вышеописанных симптомов и врач подтвердил опасения родителей, конечно же, лечением будет заниматься специалист. Однако есть вещи, которые могут и обязаны делать для ребенка его родители.

Итак, несколько советов мамам и папам о том, как общаться с гиперактивным ребенком:

  • Совет первый – «правильная» формулировка запретов. Гиперактивные малыши в большинстве своем болезненно реагирует на запреты, поэтому родителям, чтоб не провоцировать агрессию, следует избегать отрицаний и слова «нет». К примеру, вместо «Не бегай по траве!» намного лучше сказать «Выйди, пожалуйста, на дорожку!».
  • Совет второй – спокойствие и еще раз спокойствие. При возникновении конфликтных ситуаций следует сохранять спокойствие, так как в противном случае это лишь усилит болезненную активность и даже спровоцирует агрессию малыша.
  • Совет третий – последовательность. Так как главной отличительной чертой гиперактивных малышей является невнимательность, не рекомендуется давать им несколько поручений под ряд. К примеру, услышав от мамы «Переоденься, вымой руки и приходи ужинать», ребенок скорее всего вовсе отвлечется на что-то другое и не выполнит ни одного задания.
  • Совет четвертый – направить избыточную энергию в нужное русло. Гиперактивному ребенку полезно будет иметь хобби. Выбирая его, в первую очередь следует ориентировать на интересы ребенка.

Если ребенок подвержен СДВГ, к советам, приведенным выше, стоит добавить еще два:

  • Совет пятый – четкая постановка задач. Поскольку дети с синдромом ДВГ отличаются отсутствием концентрации внимания и слабым логическим мышлением, задачи им необходимо формулировать как можно более просто и четко. Следует говорить короткими предложениями без излишних смысловых нагрузок.
  • Совет пятый – соблюдения распорядка дня. Это – основа успешного воспитания ребенка с СДВГ. Выполнение одних и тех же действий в назначенное время будет дисциплинировать малыша, а здоровый сон поможет стать спокойнее.

Какая бы схема воспитания ни была выбрана и к каким бы советам ни прислушивались родители, главное в воспитании гиперактивного ребенка – это позитивная модель общения. Хвалите малыша, если он был молодцом, не игнорируйте даже незначительных успехов и уж тем более не ругайте его по поводу и без. Так воспитание будет не только эффективным, но и приятным!