К дипломатическому персоналу относятся. Какие категории персонала имеются в дипломатическом представительстве
ПЕРСОНАЛ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ
Штатный состав сотрудников дипломатических представительств. Он состоит из трёх категорий сотрудников: 1) официального, т. е. собственно дипломатического, штата, включающего помимо главы представительства также и всех остальных работников, обладающих дипломатическим качеством, т. е. советников, секретарей, атташе (военных, морских, авиационных и прочих специальных атташе). В практике многих стран, отражённой и в международном праве, принято причислять к дипломатическому штату священников и врачей представительств, несмотря на явно не дипломатический характер их функций, а на Востоке - драгоманов (переводчиков); 2) канцелярского (технического) персонала, в который входят заведующие канцеляриями, архивисты, секретари консульских отделов, личные секретари, машинистки, стенографистки, бухгалтеры, заведующие хозяйством и т. д.; 3) обслуживающего персонала: швейцаров, курьеров, шофёров, лифтёров, дворников, садовников, поваров, камердинеров, домашней прислуги и т. п.
Право лиц, принадлежащих к первой категории, на дипломатические привилегии, в т. ч. на дипломатический иммунитет (см.), является общепризнанным положением международного права со времён Гуго Гроция. После Гаванских конвенций 1928 (см.) о дипломатических должностных лицах это право стало международно-правовой нормой также для всех американских государств. Оно обычно зафиксировано и во внутреннем законодательстве государств. Законодательство СССР, исходя из целевой установки предоставления привилегий - абсолютной независимости и безопасности представителя, - признаёт дипломатические привилегии лишь за официальным персоналом, точно указывая при этом его номенклатуру. "Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР" от 14. I 1927 гласит: "Дипломатическим представителям и членам дипломатических представительств иностранных государств: советникам (в т. ч. торговым), первым, вторым и третьим секретарям и атташе (в т. ч. торговым, финансовым, военным, морским) предоставляются на началах взаимности все права и преимущества, присвоенные им по положению согласно нормам международного права" (ст. 2).
Старые теории международного права и практика многих государств распространяли дипломатические привилегии на персонал второй и третьей категорий, что приводило к серьёзным злоупотреблениям и не оправдывалось необходимостью. В настоящее время считается почти общепризнанным, что обслуживающий персонал не пользуется такими привилегиями. Что касается канцелярского персонала, то вопрос рассматривается как спорный. В последнее время наблюдается всё больше сторонников его решения в отрицательном смысле. В частности Гаванские конвенции 1928 обусловливают неприкосновенность и неподсудность лишь официального персонала, не определяя, правда, детально круга этих лиц.
В практике государств, не признающих дипломатических привилегий за лицами технического персонала, аресты и предание их суду имеют место только в редких случаях, когда дело идёт о тяжёлых преступлениях. Обычно правительства ограничиваются требованием отозвания или высылкой провинившегося лица.
Обязанностью персонала дипломатических представительств, к какой бы категории он ни принадлежал, является уважение к законам страны пребывания и невмешательство в её внутренние дела. Законодательство СССР запрещает советским дипломатическим представителям и персоналу представительств всякое вмешательство во внутренние дела страны пребывания.
Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .
Смотреть что такое "ПЕРСОНАЛ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ" в других словарях:
Персонал дипломатического представительства дипломатический персонал (дипломаты); административно технический персонал: делопроизводители, машинистки, переводчики и т. п.; и обслуживающий персонал. Административно технический и… … Википедия
ПЕРСОНАЛ ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА - штат представительства, включает в себя дипломатический персонал (т.е. дипломатов), административно технический персонал (делопроизводителей, машинисток, переводчиков и т.п.) и обслуживающий персонал (шоферов, уборщиц, поваров и т.п.)… … Юридическая энциклопедия
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КОРПУС, в широком смысле весь дипломатический персонал (с членами семей) дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве. В узком смысле только главы дипломатических представительств. От имени… … Современная энциклопедия
В широком смысле весь дипломатический персонал (с членами семей) дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве; в узком смысле только главы дипломатических представительств. Возглавляется старшиной (дуайеном) … Большой Энциклопедический словарь
В широком смысле весь дипломатический персонал (с членами семей) дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве; в узком смысле только главы дипломатических представительств. Возглавляется старшиной (дуайеном).… … Политология. Словарь.
Корпус (Corps diplomatique) совокупность послов идр. Д. агентов, аккредитованных При одном и том же государе илиправительстве. Лишь с тех пор как вошло в обычай содержать постоянныепосольства, стало возможным рассматривать представителей их как… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - (фр. corps diplomatique, CD) дипломатический персонал дипломатических представительств, находящихся в данной стране. В узком смысле главы дипломатических миссий в их совокупности, включая временных поверенных в делах; в широком… … Википедия
Дипломатический корпус - весь дипломатический персонал (с членами семей), аккредитованный в данной стране. В Д.к. входят не только главы представительств, но и все дипломатические работники, в том числе официальные представители Пограничной службы России в сопредельных… … Пограничный словарь
Лекция 4. ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО: ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА, ПЕРСОНАЛ
1. Персонал и структура дипломатического представительства
3. Дипломатические привилегии и иммунитеты
1. Персонал и структура дипломатического представительства
Персонал дипломатического представительства состоит из главы дипломатического представительства, дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала.
Возглавляет посольство дипломатический представитель, имеющий класс посла (нунция - представителя Ватикана), а миссию - дипломатический представитель, имеющий класс посланника (интернунция - представителя Ватикана). Посольство или миссию может возглавлять временный поверенный в делах при отсутствии аккредитованного дипломатического представителя (в связи с отъездом за пределы страны пребывания в отпуск, в командировку, в связи с болезнью и в Других случаях до момента вручения главе государства пребывания отзывных грамот). Это же правило существует и в случае начала деятельности вновь открытого в данном государстве посольства (или миссии) до прибытия дипломатического представителя - посла (или посланника).
Членами дипломатического персонала считаются лица, имеющие дипломатические ранги. Под эту категорию подпадают лица, назначаемые на должность советников-посланников, советников, секретарей и атташе .
Членами административно-технического персонала являются лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства: обычно референты, заведующие канцелярией, секретари, машинистки и другие лица.
К членам обслуживающего персонала относятся шоферы, повара, уборщицы, садовники, дворники и т. д., то есть лица, которые выполняют обязанности по обслуживанию представительства.
Кроме перечисленных категорий глава дипломатического представительства имеет право содержать так называемых "частных домашних работников", к которым могут относиться личный секретарь, врач, шофер, уборщица и другие лица.
Членам персонала не требуется получение агремана и им не надо вручать верительные грамоты. Их назначение, в отличие от главы дипломатического представительства, производится по упрощенной схеме. О прибытии членов дипперсонала (равно как и об отъезде) принято уведомлять министерство иностранных дел страны пребывания вербальной нотой. Но перед этим для них запрашиваются въездные визы, и принимающая сторона имеет возможность выразить свое отношение к тому или иному лицу путем выдачи такой визы или отказа в ней.
Структура дипломатического представительства определяется штатными возможностями аккредитующей страны и зависит от степени развитости отношений между нею и государством пребывания. Однако можно перечислить вопросы, которыми занимаются все посольства, независимо от того, какое государство они представляют. К таковым относятся вопросы: политические, экономические, консульские, культурных связей, средств массовой информации , протокольные. Они входят в компетенцию собственно дипломатического персонала посольств.
2. Дипломатический корпус. Дипломатические ранги
Понятие "дипломатический корпус" используется в двух значениях:
· дипкорпус в узком смысле - это совокупность независимых друг от друга глав дипломатических представительств, общими для которых являются страна пребывания и характер их деятельности;
· дипкорпус в широком смысле включает всех работников посольств и миссий, которых страна пребывания признает в качестве дипломатического персонала, а также членов их семей (жен, несовершеннолетних детей и незамужних дочерей). Кроме того, сюда входят торговые представители (советники) и их заместители, военные атташе и их помощники, специальные советники и атташе (по экономическим вопросам, культуре, сельскому хозяйству и т. д.), а также члены их семей.
Дипломатический корпус не имеет статуса какой-либо политической организации или иного органа, основанного на нормах международного права. Признано, что дипломатический корпус не обладает юридическими правами, не может выступать в качестве политической силы.
Дипломатический корпус в государстве пребывания позволяет более оперативно решать некоторые протокольные и церемониальные вопросы, касающиеся всех дипломатических представительств, аккредитованных в данной стране, способствует обеспечению их своевременной информацией о тех или иных аспектах политического курса этой страны, позволяет осуществлять постоянные контакты с официальными кругами и между представительствами.
Во главе дипломатического корпуса стоит дуайен (старшина). Им становится глава дипломатического представительства, который ранее других своих коллег вступил в должность. Время вступления в должность определяется моментом вручения главой дипломатического представительства своих верительных грамот. Дуайеном может быть только дипломатический представитель высшего класса - посол (папский нунций). В некоторых странах, обычно католических, в соответствии с установившимся обычаем, папский нунций становится дуайеном независимо от времени его аккредитования. Дуайен - должность почетная, но каких-либо прав по отношению к другим членам возглавляемого им дипломатического корпуса он не имеет. Указания, исходящие лично от него, не являются обязательными, и каждый дипломатический представитель вправе отнестись к высказываниям дуайена исходя из собственных соображений или имеющихся инструкций от своего правительства. Дуайен выполняет некоторые протокольные и организационные функции. В целях выработки общей позиции в дипкорпусе он периодически организует с главами дипломатических представительств консультативные совещания, которые носят неофициальный характер и проводятся во время завтрака или обеда. Дуайен от имени дипкорпуса устраивает приемы по случаю отъезда или приезда одного из его членов. Все эти мероприятия проводятся за счет взносов диппредставительств. Кроме того, собираемые средства расходуются на некоторые другие цели, например на приобретение подарков для отбывающего дипломата - главы представительства или венков, возлагаемых от имени дипкорпуса и т. п. Сбором взносов в кассу дипкорпуса ведает казначей, избираемый из числа глав представительств. Периодически он отчитывается перед дипкорпусом по вопросам расходования средств.
От имени дипкорпуса дуайен часто выступает на торжественных церемониях в стране пребывания, делает поздравления или выражает соболезнования официальным лицам. В случае необходимости дуайен вправе предпринять шаги в защиту интересов дипкорпуса или его членов, если, например, усмотрит в действиях местного протокола ущемление их привилегий или нарушение норм и правил дипломатического этикета.
Дипломатические ранги - это особые служебные звания, присваиваемые дипломатическому персоналу ведомства иностранных дел и дипломатических представительств за границей.
Присвоение личного дипломатического ранга призвано стимулировать профессиональный рост дипломатического работника, развивать его профессиональные качества. Наличие того или иного личного ранга характеризует его опыт как дипломата, способности и уровень приобретенных знаний. Кроме того, лица, имеющие дипломатические ранги и работающие в системе МИДа, получают денежные надбавки к установленным должностным окладам в соответствии с рангом. В качестве исключения дипломатический ранг может быть присвоен лицам, не работающим непосредственно в центральном аппарате или в заграничных учреждениях МИДа, но имеющим значительные заслуги в области внешней политики и дипломатии.
Действующее в настоящее время расписание штатных должностей и дипломатических рангов как в России досталось нам в наследство от МИДа СССР и не претерпело каких-либо существенных изменений. Оно формировалось в ходе становления советской дипломатии.
3. Дипломатические привилегии и иммунитеты
Дипломатические привилегии и иммунитеты представляют собой те особые права и преимущества, которые предоставляются иностранным дипломатам и дипломатическим представительствам в государствах пребывания для эффективного выполнения возложенных на них полномочий. Иммунитет (от лат. immunitus - освобождение, избавление от чего-либо) - это изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Привилегии - это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются. Государство, предоставляя иностранным дипломатам особые права и освобождая их от своей юрисдикции, считает их "абсолютно свободными" в выполнении порученной миссии. Этот принцип является производным суверенного характера государств и их равноправия как субъектов международного права.
Привилегии и иммунитеты складывались на протяжении всего исторического периода развития дипломатических институтов с учетом традиций и обычаев, существующих в различных странах. Известно, что священные законы Древней Индии ("Законы Ману") запрещали под страхом смерти поднимать руку на посла, так как "послы, в силу своей миссии, от которой зависят мир и война, находились под божественным покровительством, а потому поднимающий руку на посла идет к гибели и уничтожению". В Древней Греции и Древнем Риме личность посла считалась священной и неприкосновенной. Нарушение посольского иммунитета воспринималось как грубейшее нарушение так называемого "права народов", как в те времена в Риме именовалось международное право . "Если кто-либо нанесет ущерб послу враждебной страны (!), это должно рассматриваться как нарушение права народов, все послы признаются священными особами", - так трактовался посольский иммунитет римскими правоведами.
В наше время привилегии и иммунитеты, которыми пользуются дипломатические представительства, их главы и сотрудники, регулируются как двусторонними соглашениями, так и многосторонними конвенциями. Наиболее полно они представлены в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., которую подписали более 140 государств. В некоторых из них Венская конвенция вошла в национальные законодательства, а многие страны приняли специальные законы.
Дипломатическими иммунитетами и привилегиями обладает дипломатический персонал: главы дипломатических представительств (послы, поверенные в делах, временные поверенные в делах), посланники, советники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, секретари-архивисты, а также торговые представители, их заместители, торговые советники (атташе), атташе по вопросам обороны и их помощники, специальные атташе (по вопросам науки, культуры, сельского хозяйства, пресс-атташе). Они распространяются также и на членов семей дипломатических работников, проживающих с ними.
Для подтверждения принадлежности к дипломатическому персоналу дипломатам и членам их семей служба государственного протокола МИДа выдает дипломатические карточки. В этом документе имеется запись о том, что его владелец пользуется всеми привилегиями и иммунитетами. Основанием для выдачи дипломатической карточки служит дипломатический паспорт, где указан дипломатический ранг сотрудника диппредставительства.
Венская конвенция устанавливает две категории привилегий и иммунитетов: относящиеся к дипломатическому представительству как таковому и личные , т. е. принадлежащие главам и персоналу представительства.
К первой категории иммунитетов относится неприкосновенность помещений представительства. Власти государства пребывания не могут вступать в них иначе как с согласия главы представительства. Под помещением представительства понимаются здания или часть зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию ее главы и прилегающий земельный участок. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать надлежащие меры защиты помещений представительства от всякого вторжения, нанесения ущерба и для предотвращения нарушения спокойствия работников посольства. Предметы обстановки и другое находящееся в помещениях имущество, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. Неприкосновенной считается также официальная корреспонденция представительства, а дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.
В Венской конвенции подтверждена международная практика освобождения дипломатических представительств от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания (электроэнергию, газ, воду, телефон и т. д.) - так называемый фискальный иммунитет.
Кроме того, Конвенция 1961 г. предоставляет представительствам несколько привилегий. Таможенные привилегии разрешают государству пребывания ввозить и освобождает от всех пошлин предметы, предназначенные для официального использования в представительстве. Еще одной привилегией является право пользования флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на средствах передвижения.
Ко второй категории относятся личные иммунитеты и привилегии. Первым среди иммунитетов называется личная неприкосновенность дипломатических представителей. Глава представительства и члены дипломатического персонала не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме, а государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство.
Частная резиденция дипломата пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства. Это же относится и к бумагам, корреспонденции, имуществу и средствам передвижения.
Дипломаты пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Если в следственные и судебные органы этой страны поступают требования о производстве следствия и суда в отношении дипломатов, то такие дела должны быть признаны неподсудными. Иммунитет от уголовной юрисдикции обеспечивается дипломату для осуществления функций дипломатического представительства. Поэтому от него может отказываться только правительство страны назначения.
Дипломаты пользуются также иммунитетом от гражданской юрисдикции, кроме случаев относительно:
1) вещных исков по частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания;
2) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой через частное лицо;
3) исков, которые относятся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.
Дипломаты не обязаны давать показания в качестве свидетелей, но могут это делать, если сами того пожелают. Они пользуются также иммунитетом от административной юрисдикции, их нельзя оштрафовать или подвергнуть какому-либо иному административному взысканию .
В случае автомобильного инцидента по вине дипломата, в результате которого причинен значительный материальный ущерб, против дипломата нельзя возбудить дело о взыскании убытков в суде. В соответствии с дипломатическими привилегиями дипломатические сотрудники освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов , обычно включаемых в цену товаров и обслуживания; сборов и налогов за частное недвижимое имущество; налогов на наследство, на частный доход, источник которого находится в стране пребывания; уплаты за конкретные виды обслуживания; регистрационных и иных пошлин и сборов в отношении недвижимого имущества. Дипломатические сотрудники освобождаются от всех трудовых и государственных повинностей независимо от их характера, а также от военных повинностей, таких как реквизиция, контрибуция и военный постой.
Конечно, привилегии и иммунитеты, предоставляемые дипломату, не освобождают его от обязанности уважать законы и постановления страны пребывания, он не имеет права вмешиваться в ее внутренние дела. Нарушение этого требования может привести к объявлению дипломата "персоной нон грата".
Одной из привилегий дипломатических сотрудников представительств является возможность свободного передвижения по территории страны пребывания. Исключение составляет въезд в зоны, которые обозначены как запретные по соображениям безопасности.
Персонал дипломатических учреждений
дипломатический привилегия иммунитет представительство
Венская конвенция о дипломатических отношениях 1961 года в статье первой делит персонал дипломатических представительств в зависимости от функций, которые они проделывают, на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.
К дипломатическому персоналу относятся лица, имеющие дипломатический ранг. В Венской конвенции их называют дипломатическими агентами. В Российской Федерации согласно Указу Президента РФ №1371 от 15.10.1999 г. о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов Федеральным государственным служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами существуют такие ранги, как Чрезвычайный и Полномочный Посол (как правило именно они возглавляют посольство., дипломатическую миссию возглавляют Чрезвычайные и полномочные посланники, либо Поверенные в делах), Чрезвычайный и полномочный посланник 1 класса (представляют РФ в международных организациях), Чрезвычайный посланник 2 класса (могут быть постоянные представители РФ при ООН, Заместители посла, Генеральными Консулами и т.д.), Советник 1 класса (Руководители территориального органа в субъекте РФ, старшие советники в посольстве, консул РФ), Советники 2 класса (Консул-советник, заместитель руководителя территориального органа в субъекте РФ, советники в посольстве), Первый секретарь 1 класса, первый секретарь 2 класса (Консульские функции, первые секретари в посольствах), Второй секретарь 1 класса, второй секретарь 2 класса (Вице-консулы, консульские агенты, вторые секретари в посольствах), Третий секретарь(трети секретари в посольствах), Атташе. В персонал дипломатического представительства могут так же входить представители других госорганов. Такое право закреплено в Положении о Посольстве РФ от 1996 года. В соответствии с постановлениями Правительства РФ дана возможность направления, так например, советников по экономическим вопросам, атташе по таможенным вопросам, военный атташе и т.д. Одним словом это люди, которые узко специализируются по определенному вопросу и могу тем самым помогать дипломатическому персоналу. Данные персонал осуществляет дипломатическую и политическую работу, иначе говоря, производят непосредственно сами отношения с официальными лицами и органами зарубежного государства.
Следующей категорией дипломатического представительства - является административно-технический персонал. В него включают бухгалтеров, шифровальщиков, канцелярских работников, переводчиков и тому подобных. Придерживаясь постоянной практики, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, в весомой степени приравняла административно-технический персонал, включая членов их семей к дипломатическому персоналу, за определенными принципиальными исключениями. Данный иммунитет от гражданской и административной юрисдикции, государства пребывания, не распространяется на действия, реализованные не при осуществлении служебных обязанностей. Административно -технический персонал имеет возможность без налогообложения ввозить предметы предварительного приобретения, однако не защищаются от таможенного досмотра. Данные возможности прописаны в пункте 2 статьи 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.
В последую третью категорию включают обслуживающий персонал -это повара, шоферы, охранники, садовники, горничные и др. Члены данного персонала имеют иммунитеты в отношении действий, выполненных при исполнении своей служебной должности, и избавляются от налогов на зарплату, получаемый по службе, естественно, при условии, того что они не являются гражданами страны пребывания, согласно пункту 3 статьи 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.
Правовой статус главы дипломатического представительства характеризуется двумя особенностями. Во-первых, глава дипломатического представительства является единственной официальной лицом государства, аккредитует, которая представляет ее по всем вопросам в государстве пребывания. Во-вторых, он также является старшим должностным лицом государства, аккредитует отношении всех других возможных представителей этого государства.
В международном праве утвердилась классификация старшинства (классы) дипломатических представителей (агентов). До XIX века такой стройной классификации не существовало, что нередко приводило по поводу старшинства к столкновениям и конфликтам во время проведения официальных мероприятий. Этот вопрос был урегулирован Венским протоколом 1815 года, установивший такие три класса дипломатических агентов:
I класс - посол и папский легат или нунций;
II класс - посланник, министр и другой уполномоченный при главе государства;
III класс - поверенный в делах, аккредитованный при министре иностранных дел.
Аахенский протокол 1918 дополнил эту классификацию классом министра-резидента, занял позицию между посланником и поверенным в делах. Но данная новация не прижилась и Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года восприняла трех звеньевую классификацию. В соответствии со статьей 14 настоящего Конвенции главы представительств подразделяются на:
а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других главах представительств эквивалентного ранга;
б) класс посланников и интернунциив, аккредитуемых при министрах иностранных дел;
в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.
Следует отметить, что класс поверенного в делах нельзя путать с должностью временного поверенного в делах, который исполняет обязанности главы дипломатического представительства на период его отсутствия (болезнь, командировка, отпуск).
Венская конвенция закрепляет, что не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу, за исключением вопросов старшинства и этикета. Класс, к которому должны принадлежать глава представительств, определяется соглашениями между государствами.
От классов глав дипломатических представительств следует отличать дипломатические ранги. их основное отличие заключается в том, что классы дипломатических представителей находятся в сфере регулирования нормами международного права, а дипломатические ранги - Это служебные звания старшинства дипломатов, установленными в соответствии с внутригосударственного права государства, аккредитует. При этом каждое государство имеет свою систему дипломатических рангов. Как правило, класс дипломатического представителя совпадает с его рангом.
В Украине согласно Постановления Верховной Рады Украины «О дипломатических рангах Украина »от 31 января 1992 года установлены следующие ранги:
Чрезвычайный и полномочный посол;
Чрезвычайный и полномочный посланник I и II классов
Советник I и II классов
Первый секретарь I и II классов
Второй секретарь I и II классов
Третий секретарь;
Высшие дипломатические ранги (посла и посланника) присваиваются конечно главой государства, остальные - министром иностранных дел. Ранг атташе, является первичным (самым младшим) дипломатическим рангом, присваивается, как правило, выпускникам институтов и факультетов международных отношений при поступлении на службу в ведомство внешних сношений (министерство иностранных дел). Этот ранг не следует путать с должности военного, морского и воздушного атташе, не является дипломатической должности, потому что ее занимают сотрудники военного ведомства государства, аккредитует, которые проходят военную службу на должностях офицерского состава (Обычно старшие офицеры и генералы различных родов войск). Эти лица при получении назначения на должность и прибытии к месту прохождения службы специально аккредитуются при военном ведомстве страны пребывания. Одновременно эти сотрудники выполняют функции военных советников главы дипломатического представительства.
Процедура назначения главы дипломатического представительства регламентируется как нормами международного, так и нормами национального (внутригосударственного) права.
Как уже отмечалось, дипломатические отношения устанавливаются между государствами результате признания de jure. Постоянное дипломатическое представительство учреждается в результате взаимного согласия государств на базе установления дипломатических отношений. Согласно статье 4 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года для того, чтобы конкретное лицо была назначена главой дипломатического представительства, государство, аккредитует, должна направить принимающем государстве, запрос о его согласии на назначение данного лица на эту должность. В запросе излагаются биографические данные лица, сведения о ее карьере и должность, которую занимает, семейное положение, причем эта информация должна быть изложена очень лаконично и быть абсолютно точной.
Положительный ответ принимающего государства, на запрос означает предоставление агремана (от француз, agrement - согласие) на принятие указанной в запросе лица в качестве главы дипломатического представительства. С этого момента кандидат считается persona grata - Желанной лицом в принимающем государстве. Отрицательный ответ на запрос означает отказ в агремане, а кандидат признается persona non grata - нежелательным лицом. При этом принимающее государство не обязано сообщать государству, аккредитующим мотивы отказа в агремане. Таким образом, отказ в предоставлении агремана не нуждается дополнительных разъяснений. Процедура получения агремана носит конфиденциальный характер.
После получения агремана начинается осуществление определенных процедурных форм, протекают в государстве, аккредитует. Во-первых, кандидат получает аудиенцию у главы государства. Потом выходит правоприменительный акт о назначении его в качестве дипломатического представителя. Этот акт публикуется не только в средствах массовой информации государства, аккредитует, но и в СМИ страны пребывания. В Украине такие назначения осуществляет Президент. Указ Президента Украины о назначении соответствующего лица Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в определенном государстве публикуется в газетах «Урядовый курьер» и «Голос Украины».
Перед выездом к месту службы глава дипломатического представительства получает верительную грамоту, является юридическим основанием для начала миссии дипломатического представителя в принимающем государстве. Документы посла подписывается главой государства, аккредитующим (в некоторых государствах, например в Российской Федерации, верительные грамоты подписывает министр иностранных дел), и адресуется главе принимающего государства. В документе содержится просьба «верить» ее обладателю как официальному лицу, что представляет свое государство во всех отношениях с государством пребывания. Таким образом, глава государства, аккредитует, легитимирует перед своим визави (главой другого государства) лицо, которому действительно поручено представлять представляемое государство в полном объеме. Глава
дипломатического представительства получает вместе с верительной грамотой и ее копию. После этого дипломатический представитель может следовать к месту начала миссии.
Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года устанавливает ординарный режим назначение дипломатических представителей из числа граждан государства, аккредитует (ч. 1 статьи 8). Время ею предполагается экстраординарный порядок назначение таких представителей - из числа граждан государства пребывания. Но это может быть сделано не иначе как с согласия этого государства, причем такое согласие может быть в любое время аннулировано. Кроме того, государство пребывания может оговорить за собой такое же право в отношении граждан третьего государства, которые не являются одновременно гражданами государства, аккредитует (части 2, Из статьи 8).
Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года связывает момент начала дипломатической миссии в государстве пребывания, т.е. начало выполнения главой дипломатического представительства своих функций с практикой, существующей в конкретной государстве, которая должна применяться единогласно, или:
а) с момента вручения своих верительных грамот, или
б) с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другого министерства, в отношении которого имеется договоренность (статья 13).
Большинство государств, включая Украину, придерживаются практики, что глава дипломатического представительства приступает к выполнению своих функций с момента вручения своих верительных грамот главе государства, принимающего или лицу, его заменяет.
Ряд государств с целью экономии средств используют практику кумуляции (Совмещение) дипломатического представительства, то есть аккредитация того же лица в качестве главы представительства в другом или нескольких государствах одновременно при отсутствии возражений против этого государства пребывания. Кроме того, одна и та
лицо может представлять два и более государства в одном государстве при соблюдении указанной выше условия. Такая возможность предусмотрена статьей 6 Венской конвенции 1961 года. Украина уже имеет в этом вопросе определенные практические наработки. Так, например, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Финляндии по кумуляцией выполняет функции главы дипломатического представительства Украины в Швеции, Норвегии, Дании и Исландии; Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Бельгии за кумуляцией выполняет эти же обязанности в других государствах Бенилюкса - Нидерландах и Люксембурге. Очень часто практику кумуляции государства используют и в отношении международных организаций. Например, глава дипломатического представительства какой-то государства во Франции одновременно назначается официальным представителем этого государства при ЮНЕСКО, так как местонахождение этой организации - Париж; если дипломатический представитель выполняет свою миссию в Бельгии или в государствах Бенилюкса - То при НАТО (штаб-квартира НАТО расположена в Брюсселе / Бельгия /), как это имеет место в Украине. Глава дипломатического представительства выполняет возложенные на него международным и внутригосударственным правом обязанности до прекращения своих официальных функций. В международной практике и международном праве (статья 43 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года) сложились такие основания прекращении миссии дипломатического представителя:
а) отзыва его государством, аккредитует (например, с целью ротации);
б) объявления его persona non grata за деятельность, несовместимую со статусом дипломата;
в) разрыв дипломатических отношений между государствами;
г) война между государством, аккредитующим и принимающим государством;
д) прекращение существования государства, аккредитует и принимающего государства (или одной из них) как субъектов международного права (например, как это имело место в 1991 году с Союзом ССР и ГДР).
В ординарных условиях к основаниям могут быть также отнесены выполнения дипломатическим представителем порученной миссии (например, подписание мирного договора или значительного политического соглашения), смерть дипломатического представителя и инсурекция - отказ дипломата выполнять свои функции.
Причинами объявления дипломатического представителя persona non grata могут быть разнообразные действия, так или иначе связаны с поведением самого дипломатического агента - это: а) неуважение к законам и правилам, которые существуют в государстве пребывания; б) вмешательство в ее внутренние дела, в) злоупотребление дипломатическими привилегиями и иммунитетами г) заявления, расцениваемые как политически бестактные и оскорбительные для государства пребывания, наконец, д) совершение деяния, предусмотренного уголовным законом принимающего государства, и т.п. Следствием такого поведения является требование государства пребывания, которая выдвигается в государства, аккредитует, об отзыве данного дипломата или прекращения его функции в представительстве. В силу статьи 9 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года государство пребывания не обязана излагать мотивы, по которым он принял решение объявить того или иного дипломатического агента persona non grata, есть нежелательным лицом (если речь идет о сотруднике недипломатичного персонала, то применяется выражение «Неприемлемая лицо»).
Если лицо, объявлена persona non grata, не покидает государство пребывания в указанный ею срок, к ней может быть применен дисмисла - объявления дипломата частным лицом. Юридическим последствием дисмисла является распространение на соответствующее лицо юрисдикции государства пребывания в том же объеме, что и на обычных иностранных граждан, что может привести ее арест. Чаще всего прибегают не к дисмисла, а к угрозе его применения.
В ординарных условиях прекращение дипломатической миссии наступает следующим образом: правительство государства, аккредитует, посылает дипломатическим каналам отзывные грамоты, или эти грамоты привозит вновь назначен дипломатический представитель. Отзывные грамоты вручаются главе государства пребывания или же отозванным дипломатическим, представителем, или его наследником при вручении своих верительных грамот.
Для выполнения своих сложных и ответственных функций дипломатическое представительство располагает необходимый персонал. В соответствии статье 11 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года при отсутствии конкретного соглашения о численности персонала дипломатического представительства государство пребывания может предложить такую численность представительства, которую она считает разумным и нормальным, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства. Таким образом, оптимальным вариантом решения вопроса численности дипломатического персонала является заключение соглашения между государством, аккредитующим и принимающим государством. Исходя из дипломатической практики, конечно численность персонала зависит от уровня и интенсивности отношений между государствами и может колебаться от нескольких лиц до многих десятков сотрудников.
Персонал дипломатического представительства подразделяется на три группы:
1. Дипломатический персонал - это лица, имеющие дипломатические ранги (как правило, они являются гражданами государства, аккредитует, но в некоторых случаях на дипломатическую должность могут быть назначены граждане государства пребывания или третьего государства, но только с согласия властей принимающего государства).
2. Административно-технический персонал - к нему относятся экономисты, бухгалтеры, переводчики, шифровальщики, канцелярские работники, представители внутренней охраны безопасности посольства и другие сотрудники, выполняющие административную или техническую работу (в основном это граждане государства, аккредитует, но могут приниматься на определенные должности и граждане государства пребывания).
3. Вспомогательный персонал включает шоферов, садовников, уборщиков, лифтеров, горничных, курьеров и других лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию дипломатического представительства (он комплектуется из граждан государства, аккредитует и принимающего государства).
Ведомство иностранных дел принимающего государства, должно своевременно получать информацию о всех назначениях и изменениях в составе персонала дипломатического представительства.
В любом государстве пребывания находятся дипломатические представительства различных иностранных государств. Обычно они имеют свое местоположение в столице государства. Здесь главы дипломатических представительств, члены дипломатического персонала и члены их семей участвуют в различного рода официальных мероприятиях и церемониях, проведенных властями государства пребывания. С этих позиций на основе международного порядка в дипломатическом праве возник институт дипломатического корпуса. Именно понятие «дипломатический корпус» в международном праве используется как в узком, так и в широком смысле.
В узком смысле дипломатический корпус - это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в стране пребывания. Совокупность всех лиц, имеющих дипломатические ранги, которые находятся в составе дипломатических представительств иностранных государств, а также членов их семей, составляет дипломатический корпус в широком смысле.
Следует отметить, что дипломатический корпус не признается в качестве самостоятельной юридического лица на территории страны пребывания, он не имеет каких-либо политических функций. Его основной задачей является участие в определенных протокольно-церемониальных мероприятиях: поздравлениях по случаю национального праздника государства пребывания; инаугурации (вступления в должность) нового главы государства; посещение исторических мест, промышленных и научных центров принимающей, участие в церемониях траурного характера и т.п.
Учитывая наличие в дипломатического корпуса коллективных интересов протокольного характера, из числа глав дипломатических представительств выделяется дуайен (в англоязычных странах он именуется старейшиной, деканом) дипломатического корпуса. Обычно им становится старший по классу и по времени аккредитации в государстве пребывания дипломат. В некоторых католических государствах, согласно сложившейся традиции, дуайена является папский нунций. Дуайена выступает от имени дипломатического корпуса йа разного рода протокольных мероприятиях и является своеобразным посредником между властями государства пребывания и дипломатическим корпусом по вопросам, касающихся статуса дипломатического корпуса. Одна из его основных функций заключается в консультировании вновь назначенных глав дипломатических представительств в отношении традиций, протокола и особенностей взаимоотношений с властями государства пребывания. Функции дуайена имеют чисто представительский характер, поэтому, выступая в этом качестве, он не должен делать политических заявлений.
Ведомство иностранных дел принимающего государства регулярно публикует список дипломатического корпуса, аккредитованного в данной стране. В государстве пребывания иностранным дипломатам выдаются дипломатические карточки, подтверждающие их правовой статус, а также специальные номерные знаки на автотранспортные средства.