К полномочиям правительства российской федерации относят. К полномочиям правительства российской федерации не относится

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Статья 112

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 113

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Статья 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Статья 116

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Статья 117

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Правительство в любом государстве осуществляет широкую деятельность, охватывающую государственным управлением практически все сферы жизни. Поэтому конституционно закрепить предметную компетенцию этого органа государственной власти в конституциях с исчерпывающей полнотой весьма затруднительно, вследствие чего она всегда устанавливается только в общей форме.

Таково положение и в Российской Федерации. В ст. 114 Конституции РФ закреплен перечень вопросов, относящихся к компетенции Правительства РФ, но в заключении его говорится, что оно осуществляет и "иные полномочия", возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Следовательно, конституционный перечень не является исчерпывающим, да и сами вопросы, которые включены в него, выглядят скорее как самое общее обозначение основных обязанностей государства.

Компетенция Правительства РФ, установленная в ст. 114 Конституции РФ и соответствующих федеральных законах, включает следующие полномочия.

Бюджет и финансы. Правительство РФ - соучастник бюджетного процесса, т. е. регламентированной законом деятельности органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Оно также представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Социальная политика. Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Практически в каждой из этих областей действуют федеральные законы, устанавливающие конкретные полномочия Правительства РФ.

Управление федеральной собственностью. Правительство РФ (через Государственный комитет по управлению государственным имуществом) осуществляет общее управление федеральной собственностью, решает вопросы приватизации, рационального использования федеральных предприятий.

Оборона, безопасность, внешняя политика. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. Руководители ведущих министерств и ведомств, осуществляющих управление в этих областях, подчиняются Президенту РФ, но в то же время значительные полномочия и ответственность возложены на Правительство РФ.

Обеспечение прав и свобод граждан. В сферу полномочий Правительства РФ входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. На правительственном уровне решаются вопросы, связанные с финансированием и укреплением материально-технической базы правоохранительных органов, проводится анализ состояния законности в стране и эффективности борьбы с преступностью.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что конституционная компетенция Правительства РФ носит самый общий характер. Принято много федеральных законов и указов Президента РФ, дополняющих, уточняющих и конкретизирующих эту компетенцию.

Ряд полномочий Правительства сформулирован в Федеральном законе "О Правительстве Российской Федерации". Полномочия Правительства РФ тесно переплетаются со многими полномочиями Президента РФ, текстуально они никогда не могут быть доведены до абсолютной точности и конкретности. Даже беглый взгляд на структуру и наименования исполнительных органов дает представление о сложности и многообразии вопросов, входящих в компетенцию Правительства РФ.

Кроме того, следует принимать во внимание, что государственное управление неизбежно требует многих оперативных и непредвиденных мер, которые, принципиально не выходя за пределы компетенции Правительства, часто не укладываются в общие законодательные формулировки обязанностей федеральной исполнительной власти.

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией (Основным законом) Российской Федерации и федеральными законами. В определении объема полномочий федерального правительства отражается федеративной устройство российского государства, так как в этих условиях проводится разделение компетенции между Российской федерацией (органами исполнительное власти) и ее субъектами (органами исполнительной власти субъектов). То есть федеральное правительство принимает решения по вопросам, отнесенным конституцией к ведению федерации и совместному ведению федерации и ее субъектов. Правительство Российской Федерации вправе делегировать осуществление части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, если они не отнесены законодательством к исключительным полномочиям правительства, а также по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации. Полномочия федерального правительства охватывают по существу все сферы жизни и деятельности общества.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются федеральному правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных им задач. В случае необходимости федеральное правительство вправе учреждать организации. Образовывать координационные, совещательные или иные органы при правительстве. Задачи и полномочия таких организаций и органов определяются федеральным правительством при их создании. См.: ст.114 Конституции РФ

. В рамках общих полномочий Правительство Российской Федерации в установленных пределах:

1. организует реорганизацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

2. осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

3. обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

4. формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

5. реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

6. Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской

7. Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону и федеральным законам.

Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений. См.:гл.3 ст.13 Федерального конституционный закон о Правительстве Российской Федерации

В сфере экономики Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

осуществляет регулирование экономических процессов;

обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

осуществляет управление федеральной собственностью;

разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

осуществляет общее руководство таможенным делом;

принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

Также в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики

обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

разрабатывает и реализует налоговую политику;

обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

принимает согласованные с Центральным банком Российской Федерации меры по регулированию рынка ценных бумаг;

осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

руководит валютно-финансовой деятельностью в отношении Российской Федерации с иностранными государствами;

разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. См.: ст15 гл.3 Федерального конституционного закона о Правительстве Российской Федерации

Следующий блок полномочий Правительства составляют вопросы, относящиеся к социально-культурной сфере. Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения экологии. См.: п.»в» ч.1 ст.114 Конституции РФ Осуществляя свои функции в названных и других отраслях социально-культурной сферы, Правительство в соответствии с полномочиями в конкретных отраслях социально-культурного строительства выполняет большой объем деятельности по руководству и управлению ими. Более конкретно полномочия Правительства определяются в соответствующем федеральном законодательстве об указанных отраслях. Полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере:

обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья. По обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма. А также санитарно-курортной сферы. См. Ст.16 гл.3 Федерального конституционного закона о Правительстве РФ

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере культуры, науки, образования. Правительства Российской Федерации:

разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки

обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

обеспечивает проведение единое государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение, как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации. См.: ст. 17 гл.3 Федерального государственного закона О Правительстве Российской Федерации

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Правительства Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий См.ст.18 гл.3 Федерального государственного закона О Правительстве РФ.

К числу полномочий Правительства Российской Федерации отнесено управление федеральной собственностью. Федеральная государственная собственность и управление ею находится в исключительном ведении Российской Федерации. См.: п. «д» ст.71 Конституции РФ К федеральной государственной собственности отнесены государственные промышленные предприятия.

Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации. Правительство Российской Федерации:

осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации;

обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;

принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации;

руководит гражданской обороной.

При характеристике компетенции Правительства Российской Федерации следует иметь в виду полномочия Президента в военной области. Президент РФ является Верховном Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ. Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Принадлежащие Президенту названные и другие полномочия как бы предопределяют характер компетенции Правительства как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего многообразные функции и более конкретные полномочия в области обороны, определенные как в самой Конституции, так и в законодательстве по военно-оборонным вопросам.

Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности. В том числе в области контрразведки и внешней разведки, по нормальному функционированию государственной границы. См.: Закон РФ о внешней разведке от 8.07 92 г.; Закон РФ о государственной границе от 1 апреля 1993 г.; Положение о федеральной службе конрразведки РФ (утв. 05.01.94г.)

Согласно Конституции, Правительство Российской Федерации осуществляет меры по реализации внешней политики РФ. Правительство заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров РФ. Однако основные направления внешней политики определяет Президент РФ. См.: Конституция РФ 1993г. Он осуществляет внешней политикой РФ. Ведет переговоры и подписывает международные договоры, осуществляет ряд других важных полномочий. Президенты подведомтсвенно Министерство иностранных дел РФ. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере внешней политики и международных отношений

Правительство Российской Федерации:

осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений Российской Федерации с иностранными государствами, международными организациями;

обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации. Обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам. А также наблюдаем за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территорий;

осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международно-технического и культурного сотрудничества. См.: ст.21 гл.3 Федерального конституционного закона о Правительстве РФ

Необходимо выделить также компетенцию правительства в области внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. В пределах своей компетенции Правительство регулирует осуществление экспорта и импорта. Выдачу лицензий на экспорт сырьевых ресурсов. Устанавливает ставки таможенных пошлин. В ведении Правительства находятся Министерство внешних экономических связей и Государственный таможенный комитет. Федеральная служба по валютному и экспертному контролю - федеральные органы исполнительной власти. Через которые Правительство реализует свои функции в сфере внешнеэкономической деятельности.

Одним из основных направлений деятельности Российской Федерации является осуществление мер по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности предопределяют и полномочия Правительства по охране всех закрепленных в Конституции форм собственности. См.: Конституция РФ 1993 г.

Как мы видим, полномочия Правительства РФ достаточно широки и значительны, что еще раз подчеркивает его исключительную роль в системе государственной власти. Кроме того, Правительство осуществляет многообразные нормативно-правовые и организационные мероприятия по борьбе с преступностью, в том числе с экономическими преступлениями, претворяя совместно с правоохранительными органами (судебными, прокурорскими, МВД, ФСБ и др.) предписания. Содержащиеся в федеральных законах, в указах Президента РФ. Следует отметить, что Конституция не устанавливает (и не должна устанавливать) полный перечень полномочий Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. См.: ст.21 гл.3 федерального конституционного закона о Правительстве Российской Федерации

§3. Порядок прекращения полномочий и отрешения от должности Правительства РФ

Весьма существенными элементами конституционно-правового статуса Правительства являются вопросы о сложении Правительством своих полномочий; об отставке Правительства; о выражении Государственной Думой недоверия Правительству.

Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. См.: ст.116 Конституции РФ В случае сложения своих полномочий Правительство продолжает по поручению Президента РФ действовать до сформирования нового Правительства. См.: ч.5 ст. 117 Конституции РФ Решение о сложении Правительством Российской Федерации своих полномочий оформляется распоряжением Правительства Российской Федерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации. См.: ст.35 гл.3 федерального конституционного закона о Правительстве Российской Федерации

Отставка Правительства возможна в двух случаях См.: ч.1 и 2 ст. 117 Конституции РФ!993г.:

Правительство по своей инициативе может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом;

Президент РФ может принять решение об отставке Правительства. В том числе и в предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации. См.: ст.36 гл.3 федерального конституционного закона о Правительстве Российской

Процедура принятия решения о выражении недоверия Правительству Российской Федерации установлена в ч.3 ст.117 Конституции РФ. Постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения недоверия Правительству Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Отставка Правительства может последовать и в случае, если Председатель Правительства поставит вопрос перед Государственной Думой о доверии Правительству Российской Федерации. Если в таком случае Государственная Дума в доверии Правительству отказывает. Президент в течение семи дней со дня принятия Государственной Думой решения о недоверии правительству принимает решение об отставке Правительства либо роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Так же считаю необходимым отметить, что в случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. Смысл данного положения вполне понятен, ведь н может же функционировать вся система при отсутствии одного из её элементов, коим в нашем случае является Правительство РФ в системе государственной власти.

Согласно Конституции РФ, Правительство является высшим федеральным органом, который реализует исполнительную власть в стране. Порядок деятельности и статус структуры также нормируются федеральным конституционным законом. Изначально необходимо ознакомиться с тем, каковы основные положения, касающиеся действия этой вертикали.

Принцип формирования и роспуска

Государственная функция правительства как основной структуры, представляющей высшую исполнительную власть, состоит в распорядительной и организационной деятельности, это важнейшее звено системы разделения государственного аппарата.

Составные части системы:

  • Правительство страны.
  • Органы федерального значения (Ведомства и Министерства, Комитеты, Агентства).
  • Органы государственных субъектов.

Порядок формирования начинается с назначения Председателя правительства. Президент страны выносит кандидатуру на эту должность на рассмотрение Государственной Думы. Конституционное право обязывает лидера государства соблюдать определенные нормы для реализации этого шага. Законом предусмотрено несколько ситуаций:

  • После отставки прежнего правительства должен быть соблюден двухнедельный срок.
  • Отклонение представленной кандидатуры Госдумой реализуется в течение недели.

Кандидатуру Председателя вправе выдвигать только Президент страны. Если между лидером государства и депутатами возникают разногласия по этому вопросу, путь их решения определен Конституцией. Дума может быть распущена после трехкратного отклонения внесенных на рассмотрение кандидатур. Правительство, порядок формирования и полномочия которого подчиняются строгим законодательным и конституционным принципам, не может функционировать без назначения Председателя.

После проведения соответствующего назначения, наступает момент для выбора кандидатур на должности заместителей, министров федерального значения. Председатель Правительства представляет список лиц Президенту, который реализует выбор и назначение. Процесс не является публичным. Таким образом, фактическое количество членов, входящих в эту структуру определяется лидером государства. Срок полномочий Правительства зависит от избрания или переизбрания Президента.

Роспуск

Конституция страны также регулирует вопросы отставки Правительства. Законом предусмотрены разнообразные основания для реализации этих мер, в зависимости от того, кто стал инициатором процесса. Правительство на заседании, в присутствии всех своих членов, может принять решение об отставке, о чем подписывается соответствующее заявление. В данном случае роспуск является добровольным.

В другом случае инициатором может выступить глава государства. Причины могут быть самые разные, но обычно они касаются обострения противоречий. Кроме того, данной структуре может выразить недоверие Палата Федерального собрания или Госдума. Парламент вправе выразить свой вотум. Решение об отставке принимает Президент, в случае положительной оценки реализуется прекращение полномочий Правительства, структура распускается.

Как устроен аппарат?

После формирования образуется целостная вертикаль исполнительной власти. Правительство, его структура и полномочия каждого звена представлены ниже.

  1. Глава. Сфера компетенции – внесение предложений о совершенствовании соответствующих органов. Определение приоритетного вектора деятельности, организация работы в соответствии с Конституцией, указами Президента, ФЗ. Полномочия Председателя Правительства могут быть делегированы первому заместителю в случае его отсутствия.
  2. Первый заместитель. Компетенция – право решающего голоса на пленумах, выработка и реализация политических вопросов.
  3. Заместители председателя. Полномочия – рассмотрение постановлений, распоряжений, внесенных в структуру. Участие в подготовке постановлений, обеспечение их исполнения, координация работы органов исполнительной власти, имеющих федеральное значение.
  4. Министры РФ. Компетенция – участие в заседаниях с правом решающего голоса, подготовка постановлений и распоряжений, выработка и реализация политики страны, полномочия по руководству соответствующими органами, назначение должностей и низложение полномочий руководителей федеральных органов.

Министерства и ведомства

В структуру Правительства входят следующие министерства:

  • МВД (внутренних дел).
  • МЧС (по делам гражданской обороны, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
  • МИД (иностранных дел).
  • Минобороны.
  • Минюст.
  • Минздрав.
  • Минкультуры.
  • Минобрнауки.
  • Минприроды (природных ресурсов и экологии).
  • Минпромторг.
  • Министерство по развитию Дальневосточного региона.
  • Министерство по делам Крыма.
  • Министрество по делам Северного Кавказа.
  • Минкомсвязь (связи и массовых коммуникаций).
  • Минсельхоз.
  • Минспорт.
  • Минстрой (строительства и ЖКХ).
  • Минтранс.
  • Минтруд (труда и социальной защиты).
  • Минфин.
  • Минэкономразвития.
  • Минэнерго.

Сфера компетенции

Многих граждан нашей страны волнует вопрос о том, каковы полномочия Правительства. Среди людей растет политический интерес и сознательность по отношению к собственному государству, структуре управления, исполнительной власти.

Полномочия Правительства раскрываются следующим образом:

  • Руководство и оценка деятельности федеральных министерств и органов.
  • Распределение функций между полномочными исполнительными органами.
  • Введение порядка создания и функционирования территориальных структур.
  • Установление размера финансовых средств, необходимых для содержания аппаратов власти в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом страны.
  • Назначение и освобождение от должностей заместителей министров РФ, руководителей соответствующих органов.
  • Приостановка или отмена действия исполнительных актов.
  • Учреждение организаций, совещательных органов для расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций.

Общая компетенция

Общие полномочия правительства можно обозначить таким образом:

  • Организация исполнения внешней и внутренней политики страны.
  • Выстраивание единства системы исполнительной вертикали в РФ. Направление и контроль деятельности полномочных органов.
  • Регулирование социально-экономической сферы.
  • Формирование целевых программ и обеспечение условий для их исполнения.
  • Реализация прав законодательной инициативы.
  • Передача полномочий исполнительным органам, если это не противоречит Конституции.
  • Функции и полномочия Правительства в этой области касаются осуществления решений, переданных в структуру федеральными исполнительными органами.
  • Предоставление ежегодной отчетности об итогах деятельности.
  • Направление в палаты Федерального Собрания страны информации о разработке и сроках принятия правовых нормативных актов.

Экономическая сфера

Полномочия Правительства страны в области экономики:

  • Реализация и контроль экономических вопросов.
  • Обеспечение целостности и единства экономического пространства, свободы деятельности, перемещения финансовых средств, услуг, товаров.
  • Составление прогнозов, относящихся к социально-экономическому развитию страны.
  • Разработка и реализация программ развития приоритетных отраслей.
  • Создание инвестиционной и структурной политики, принятие решений, направленных на её реализацию.
  • Исполнение управления федеральной собственностью.
  • Реализация вопросов в сфере инвестиционного, финансового, экономического, международного экономического сотрудничества.
  • Общее руководство таможенной отраслью.
  • Принятие мер по защите отечественных услуг, товаров, производителей.
  • Комплектование мобилизационного экономического плана страны.
  • Обеспечение полноценного функционирования оборонной производственной отрасли РФ.

Кредитная, финансовая, бюджетная политика

Полномочия Правительства в этой сфере можно обозначить следующим образом:

  • Обеспечение проведения единой денежной, финансовой, кредитной политики.
  • Разработка и предоставление федерального бюджета Госдуме и обеспечение его исполнения, выработка соответствующей отчетности.
  • Разработка и внедрение налоговой политики.
  • Исполнение совершенствования бюджетной структуры.
  • Контроль за рынком ценных бумаг.
  • Управление государственными долгами (внешними и внутренними).
  • Валютный контроль и регулирование.
  • Руководство финансовой и валютной деятельностью, касающейся отношений с другими государствами.
  • Разработка и реализация мер по проведению единой ценовой политики.

Социальная сфера

  • Создание условий для проведения единой социальной политики.
  • Реализация гражданских прав, гарантированных Конституцией страны, в области социального обеспечения.
  • Развитие сферы соц. обеспечения и благотворительности.
  • Исполнение трудовых прав граждан.
  • Разработка программ, направленных на устранение безработицы, обеспечение их выполнения.
  • Исполнение единой миграционной политики государства.
  • Реализация гражданских прав в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья.
  • Содействие решению вопросов материнства, семьи, детства, молодежной политики.
  • Взаимодействие с религиозными организациями и общественными объединениями.
  • Полномочия Правительства в социальной сфере касаются принятия и внедрение мер по развитию туризма, спорта, физической культуры, курортной и санаторной сферы.

Культура, наука, образование

Полномочия Правительства в этой области таковы:

  • Реализация и принятие мер по развитию науки.
  • Осуществление поддержки приоритетных направлений в этой области и фундаментальных наук.
  • Создание единого политического вектора в образовательной сфере.
  • Выявление основных направлений совершенствования и развития системы образования, в том числе бесплатного.
  • Обеспечение полной господдержки культуры, сохранение культурного наследия, имеющего общегосударственное значение.

Природопользование, вопросы охраны окружающей среды

Полномочия Правительства распределяются следующим образом:

  • Обеспечение единой политики в данной сфере.
  • Контроль за исполнением гражданских прав по реализации экологического благополучия.
  • Организация деятельности по рациональной эксплуатации природных ресурсов.
  • Регулирование природопользования.
  • Развитие государственной минерально-сырьевой базы.
  • Координация деятельности, направленной на предотвращение развития стихийных бедствий, катастроф и аварий.

Международные отношения, политика

Правительство страны проводит:


Борьба с преступностью, охрана граждан

Полномочия правительства состоят в следующем:

  • Разработка и реализация политики в сфере обеспечения личностной безопасности граждан, общества и государства.
  • Обеспечение законности, прав, гражданских свобод по борьбе с преступностью, общественно опасными явлениями.
  • Разработка и реализация мер, направленных на укрепление кадров, развитие и усиление материальной и технической базы органов правопорядка.
  • Создание условий для обеспечения деятельности судебных органов.

Государственная безопасность и оборона

Основные полномочия правительства в данной области:

  • Обеспечение безопасности и обороноспособности страны.
  • Организация вооруженного оснащения войск и воинских формирований.
  • Внедрение программ, направленных на развитие вооружения, подготовку граждан для военно-учетной службы.
  • Обеспечение социальных гарантий для лиц, служащих в армии.
  • Принятие мер по охране границы страны.
  • Управление гражданской обороной.

Особенности деятельности этой федеральной структуры состоят в том, что при введении режима чрезвычайного или военного положения в силу вступают соответствующие конституционные и федеральные законы, указы главы государства.

Акты Правительства

  • Издание распоряжений и постановлений, обеспечение их исполнения.
  • Нормативные акты по оперативным и текущим задачам, выпускаемые в форме постановлений.
  • Ненормативные акты, выпускаемые в форме распоряжений.
  • Акты являются обязательными к реализации на всей территории государства.
  • Любой документ должен быть подписан Председателем.
  • Постановления, за исключением тех, которые являются государственной тайной, подлежат обязательной публикации.

Полномочия Президента и Правительства нормируются Конституцией страны. При осуществлении своей деятельности правящие структуры принимают множество программ, касающихся функционирования всего государства.

Высшим исполнительным госорганом в РФ является правительство. Его деятельность основана на принципах верховенства Конституции, федерализма, народовластия, гласности, ответственности и других.

Структура правительства

В состав которого входит председатель, его замы и федеральные министры. Первый назначается президентом страны с согласия Госдумы. При трехкратном отклонении кандидатур она может быть распущена. Назначение заместителей и осуществляется по предложению председателя президентом РФ.

Выделяют следующие полномочия правительства РФ:

  • Общие. К ним можно отнести руководство и контроль работы федеральных министерств, других органов исполнительной власти, создание территориальных органов, финансирование их деятельности из федерального бюджета. Также правительство назначает на должности руководителей органов исполнительной власти федерального уровня, заместителей министров и др.
  • Во Заключает международные договоры, осуществляет представительство в международных организациях и иностранных государствах.
  • В экономике. Регулирует экономические процессы в государстве, обеспечивает свободу хозяйственной деятельности и единство экономического пространства, вырабатывает инвестиционную политику. В полномочия правительства РФ входит разработка программ по развитию приоритетных отраслей хозяйства и их реализации, управление федеральной собственностью. Также оно делает прогнозы дальнейшего развития государства в этой области.
  • В сфере культуры, науки, образования. Осуществляет господдержку их развития. В области образования проводит единую госполитику.
  • По обеспечению обороны и госбезопасности. Полномочия правительства РФ заключаются в принятии всех необходимых для этого мер, оснащении вооружением и техникой, ресурсами и материальными средствами воинских формирований и Вооруженных Сил.
  • В социальной сфере. Осуществляет единую политику по соцобеспечению граждан, содействие в реализации их конституционных прав в этой области, разрабатывает программы, направленные на сокращение и ликвидацию безработицы.
  • В сфере бюджетной, финансовой, денежной, кредитной политики. Разрабатывает федеральный бюджет, представляя его затем на утверждение Государственной Думе. В последующем обеспечивает его исполнение, предоставляя полный отчет. Совершенствует бюджетную систему. Реализует налоговую политику.
  • По обеспечению законности, осуществлению борьбы с преступностью, и свобод граждан. Принимает меры, направленные на охрану общественного порядка и собственности, на борьбу с преступностью и совершением правонарушений, обеспечивает безопасность личности, государства и общества.
  • В сфере Полномочия правительства РФ заключаются в проведении единой политики по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды. Содействует реализации прав граждан на обеспечение экологического благополучия.

На правительство могут возлагаться и другие полномочия, которые юридически закрепляются в ФЗ и указах президента.

Полномочия правительства прекращаются в следующих случаях:

При вступлении в должность нового президента;

Если оно подает в отставку по объявлению председателя;

При отставке правительства по решению президента;

При двойном или однократном отказе в доверии Государственной Думы (президент в таком случае в течение недели принимает решение об отставке правительства либо распускает Думу);

При наличии заявления председателя о невозможности исполнения полномочий.