Как проходят торги земельных участков на право аренды под ИЖС и как их выиграть? Порядок проведения аукциона по продаже земельных участков Продажа земельных участков с торгов.

Россия — страна необъятная и у нее много свободных земель, которые могут быть использованы в предпринимательской деятельности. Для передачи в право собственности специализированные органы государственной власти проводят аукционы по их продаже .

Что это такое, в каких случаях проводится

Аукцион по реализации муниципальных земель представляют собой организованное мероприятие, на котором представители местного самоуправления предоставляют возможность для определенных .

Проводиться аукцион может только если получен , только в этом случае он признается полностью готовым к эксплуатации.

Аукционы, проводимые муниципальными властями, позволяют приобретать земельные участки по более низким ценам, чем на .

Цели обозначаются организатором аукциона. Это могут быть , участки для комплексного освоения, для строительства складских территорий и т. п.

Кто организует аукцион

Занимается организацией аукционов представители комитета управления муниципального имущества .

Организатор определяет время, а также место, где будет проводиться аукцион, определяет порядок проведения. Извещение о том, что аукцион будет проведен размещается за 30 дней , которые размещаются в печатных издания и на официальных сайтах муниципального района.

Прекращение приема заявок организаторами начинается за 5 дней до начала аукциона .

У организатора есть право отказаться от проведения аукциона не менее чем за 15 дней до определенной ранее даты. Извещение о том, что аукцион по реализации проводиться не будет размещается на сайте муниципального образования, а также в печатных изданиях.

Следует отметить, что организатор обязан разместить в течение 3 дней извещение о отмене проведения аукциона по реализации земельного участка. Размещается данное объявление на сайте муниципального образования, а также организатор должен лично известить участников в течение 3 дней .

Кто может участвовать, что требуется для участия

Принять участие в аукционе по продаже земельного участка могут физические и юридические лица .

Земельным кодексом в статье 38.1 определяется, что подать заявку на участие не могут :

  1. Претенденты, предоставившие не весь пакет документов;
  2. Участники аукциона, которые не внесли задаток (порядка 10% от изначальной стоимости участка);
  3. Лица, которым законодательно отказано в праве на приобретение собственности;
  4. Юридические лица, у которых отсутствуют сведения в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП.

В статье 38.1 ЗК РФ указывается, что для подачи заявки на аукцион необходимо 3 документа:

  1. Заявка, составленная по прилагаемой форме к закону, в которой обязательно указываются реквизиты расчетного счета для зачисления на него задатка;
  2. Выписки ЕГРЮЛ, либо ЕГРИП для юридических лиц, и документы удостоверяющие личность (паспорт) для физических лиц;
  3. Документы, которые подтверждают факт зачисления для участия в аукционе.

Не допускаются к участию в аукционах по продаже земельных участков иностранные граждане, не имеющие российского гражданства, а также иностранные компании, уставный капитал которых более чем на 50% принадлежит иностранным гражданам.

Форма проведения аукциона и его процедура на практике

Основными формами аукционов считаются открытые и закрытые. В последнее время набирают популярность электронные торги.

Согласно ЗК РФ предпочтительнее открытая форма. В этом случае аукцион может посетить любой желающий.

Законодательно рекомендуется привлекать представителей прессы, представителей архитектурных и градостроительных отделов местной администрации, а также представителей организации профессиональных строителей. При проведении аукциона сторонней организаций, присутствие представителя муниципального отдела по работе с землей является обязательным.

После объявления характеристик представленных лотов аукционер называет изначальную стоимость участка и «шаг аукциона», для продажи земельных участков характерно повышение стоимости на 1-2% от начальной цены .

Задачей аукционера является наблюдение за желанием участников предложить большую стоимость и огласить ее остальным присутствующим. Повышать стоимость на земельный участок, претенденты могут посредствам поднятия билета.

Если аукционер называет одну и ту же стоимость трижды, победителем считается участник, который предложил данную цену.

Это общие принципы проведения торгов. Организаторы аукционов в рамках закона (Гражданский, Земельный и Градостроительный кодексы) могут вносить в процедуру свои коррективы, точную информацию о порядке проведения конкретного аукциона всегда можно получить в информационных бюллетенях, в печатном или электронном виде.

Результаты: определение победителя и его документирование

Участник, который предложил наивысшую стоимость по итогам аукциона, признается победителем.

После завершения аукциона по продаже земельного участка оформляется протокол, который подписывается организатором и победителем.

Протокол выступает основанием для подписания договора купли-продажи с победителем аукциона.

Договор заключается не позднее 5 дней с момента подписания сторонами протокола результатов аукцион а.

Способы и порядок расчетов

Задаток, который был внесен победившим участником, учитывается в оплату приобретенного земельного участка. Оставшаяся сумма оплачивается покупателем в соответствии с порядком, определенным договором купли-продажи .

Участники, которые проиграли аукцион, получают свои денежные средства не позднее трехдневного срока на расчетный счет, указанный в заявке.

После расчетов с участниками, организатор обязан разместить в тех же источниках, в которых размещалось извещение о проведении аукциона, его результаты . На размещение данной информации у организатора есть месяц .

Оформление прав на участок, полученный по аукциону

Для оформления в собственность прав на выигранных земельный участок, глава муниципального образования составляет соответствующие постановление.

На всю процедура оформления победителям земельного участка отводится 1 месяц , отсчет которого начинается со дня подписания протокола.

Обязательным пунктом в процессе оформления права собственности является соблюдение Федерального закона о госрегистрации.

Победителю необходимо подать документы в регистрирующий орган, для того чтобы стать полноправным владельцем земельного участка, полученного по итогам проведенного аукциона.

Какие нюансы следует знать, чтобы не совершить ошибок при покупке земли на аукционах? Рассказывает практикующий инвестор

Как быстро провести оценку земельного участка, что нужно учесть при покупке земли с торгов и как сделать оптимальный выбор с точки зрения цена-качество? Ответы — на видео.

8. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если:

1) границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости";

2) на земельный участок не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если такой земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

3) в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений;

4) в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона;

5.1) земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона;

6) земельный участок не отнесен к определенной категории земель;

7) земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;

8) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и продажа или предоставление в аренду указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства является предметом другого аукциона либо указанные здание, сооружение, объект незавершенного строительства не продаются или не передаются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) земельный участок изъят из оборота, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральным законом изъятые из оборота земельные участки могут быть предметом договора аренды;

11) земельный участок ограничен в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;

12) земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка;

13) земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, или территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении;

14) земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;

15) земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой;

16) в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления;

17) в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении;

18) земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования;

19) земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

9. Аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи.

10. Участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта, могут являться только юридические лица.

(см. текст в предыдущей редакции)

Участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Участниками аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, в отношении которых не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.

11. Организатором аукциона вправе выступить уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.

12. Начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона.

13. По результатам аукциона по продаже земельного участка определяется цена такого земельного участка.

14. Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящей статьи.

15. В случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории (за исключением случая проведения аукциона в соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса) начальной ценой предмета аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка является размер первого арендного платежа, определенный по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

(см. текст в предыдущей редакции)

16. По результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы.

По результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории (за исключением случая проведения аукциона в соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса) определяется размер первого арендного платежа.

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Если аукцион признан несостоявшимся и договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо договор аренды такого земельного участка не заключен с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, или с единственным принявшим участие в аукционе его участником, начальная цена предмета повторного аукциона может быть определена ниже ранее установленной начальной цены предмета аукциона, но не более чем на тридцать процентов начальной цены предмета предыдущего аукциона.

18. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона.

19. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

20. Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

21. Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:

1) об организаторе аукциона;

2) об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона;

3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;

4) о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории); пунктами 8 и 9 статьи 39.8 настоящего Кодекса;

10) о размере ежегодной арендной платы при предоставлении земельного участка юридическому лицу в аренду для комплексного освоения территории, за исключением первого арендного платежа, размер которого определяется по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории. При этом размер ежегодной арендной платы, если предметом аукциона является размер первого арендного платежа, определяется в порядке, установленном для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов;

(см. текст в предыдущей редакции)

11) о льготах по арендной плате в отношении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", если такие льготы установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

12) об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки, в срок, не превышающий двенадцати месяцев;

13) об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, либо по представлению в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев;

14) об обязательстве по приведению в соответствие с установленными требованиями здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в срок, не превышающий трех лет. настоящей статьи. Извещение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте организатором аукциона в течение трех дней со дня принятия данного решения. Организатор аукциона в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона обязан известить участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возвратить его участникам внесенные задатки.

Физические и юридические лица могут приобрести или арендовать земельный участок, находящийся в собственности Московской области, через торги. Соответствующую услугу предоставляет Министерство имущественных отношений Подмосковья. О том, какие документы понадобятся для обращения за госуслугой и сроках ее оказания, читайте в материале портала сайт.

Ограничение на участие в торгах по продаже земельных участков

Источник: , сайт администрации Сергиево-Посадского района

Земли сельскохозяйственного назначения не могут иметь в собственности:
- лица без гражданства, иностранные юридические лица и иностранные граждане;
- юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства составляет более 50%.
Перечисленные категории участников торгов могут только арендовать земли сельскохозяйственного назначения.
Одному физическому или юридическому лицу предоставляется в собственность не более 25% от общей площади сельхозугодий, которые находятся на территории одного подмосковного муниципалитета.

Как получить услугу

Чтобы подать заявление и необходимые для получения услуги документы в министерство имущественных отношений региона, можно обратиться лично в территориальное подразделение или многофункциональный центр.
Кроме того, у заявителя есть возможность воспользоваться электронной формой на портале государственных и муниципальных услуг Московской области.

Необходимые документы


Источник: РИАМО , Александр Кожохин

В качестве обязательных документов заявитель должен представить на участие в торгах, свидетельство о госрегистрации юридического лица и учредительные документы юридического лица.
К дополнительным документам относятся:
- подтверждающий личность заявителя документ;
- заверенный перевод на русский язык документов о госрегистрации юридического лица, если в роли заявителя выступает иностранное юридическое лицо;
- платежный документ, подтверждающий перечисление установленного задатка в счет оплаты по договору (размер задатка указывается в документации и информационном сообщении по проведению аукциона).

Результат и сроки предоставления услуги
В качестве результата оказания услуги заявитель получает:
- акт приема-передачи в случае продажи земельного участка;
- договор аренды или купли-продажи участка или отказ в заключении договора;
- протокол о результатах торгов или отказ в допуске к участию в торгах;
- уведомление о признании торгов несостоявшимися;
- возврат внесенного задатка и документов.
Для юрлиц срок регистрации документов составляет один рабочий день, максимальный срок оказания услуги - 60 рабочих дней.

Отказ в предоставлении услуги
Основаниями для отказа в предоставлении услуги или ее приостановлении может быть отказ министерства от проведения торгов, отсутствие задатка на момент рассмотрения заявок на участие в аукционе, отсутствие необходимых для участия в аукционе документов или содержащиеся в них недостоверные сведения.
Кроме того, в услуге могут отказать лицу, которое не имеет права быть участником конкретного аукциона. Если заявитель числится в реестре недобросовестных участников аукциона, это также может стать основанием для отказа в предоставлении услуги.

Порядок обжалования отказа
Обжаловать порядок предоставления услуги заявитель может в Министерстве имущественных отношений или Министерстве государственного управления Московской области при личном письменном обращении, через региональный портал госуслуг, портал правительства Подмосковья или сайт Минмособлимущества, а также через многофункциональный центр.
Срок рассмотрения жалобы в региональном Мингосуправления не превысит 30 дней и будет равен периоду проверки фактов о нарушении порядка предоставления услуги. В Министерстве имущественных отношений жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней.
С более подробной информацией о составлении жалобы можно ознакомиться государственных и муниципальных услуг Московской области.

Полина Зотова

Время чтения: 8 минут

Многие россияне считают приобретение земельного надела хорошим вложением средств, ведь его можно использовать для ведения сельского хозяйства, строительства, отдыха и прочее. Выгоднее всего покупать землю у муниципальной или государственной структуры. Однако претенденту, как правило, приходится принимать участие в торгах, по результатам которых и определяется покупатель. В связи с этим следует разобраться, как проводится аукцион по продаже земельных участков.

Определение земельного аукциона и основания для его проведения

Аукцион – это процедура, в ходе которой конкретный объект выставляется на продажу. Принять участие в торгах могут все желающие. Победителем признается лицо, предложившее наибольшую цену.

Организуются и проводятся аукционы по продаже муниципального имущества РФ на основании решений, принятых уполномоченными органами власти, в собственности которых находится участок.

Властная структура, имеющая статус организатора торгов, устанавливает:

  • время и место их проведения;
  • сумму задатка;
  • начальную цену;
  • существенные условия договора.

Порядок, в соответствии с которым проводятся государственные и муниципальные торги, закреплен в ст.39.12 ЗК РФ .

Также следует знать, что проявить инициативу по приобретению земли на аукционе могут и сами граждане. Например, это касается случаев, когда имеются проекты межевания территории. При отсутствии проекта аукцион может проводиться, если участок расположен на территории, находящейся между соседними населенными пунктами.

В остальных случаях официальные торги проводятся исключительно по инициативе уполномоченной властной структуры муниципального или государственного уровня.

Как можно узнать о проведении торгов

Наиболее доступный способ выяснения информации о предстоящем аукционе – посещение исполкома. Нередко на стендах учреждения размещаются все нужные сведения, в том числе перечисляются выставленные на торги земельные участки. Администрация исполкома обязана уведомлять граждан и организации о проведении этого мероприятия либо о его отмене.

Граждане, которые пользуются интернетом, могут ознакомиться с условиями предстоящих торгов на веб-ресурсе органа местного самоуправления. Как правило, сведения о предстоящем событии должны появиться на сайте за 30 дней до аукциона.

Кроме того, эта информация обязательно публикуется в местных СМИ – официальных печатных органах исполнительной власти.

Также существует официальный сайт по земельным торгам в РФ . С 2013 по 2016 годы на нем состоялось 440 000 аукционов по продаже и аренде земельных участков.

У заинтересованных лиц нередко возникает вопрос, как проходят торги дистанционно. Как правило, такие аукционы проводятся на главных электронных торговых площадках (ЭТП), к которым относится:

Проведение аукциона по продаже земельного участка в электронной форме предусматривает прохождение каждым участником процедуры аккредитации на ЭТП.

Для начала нужно обратиться в сертифицированный центр, чтобы оформить электронную цифровую подпись. Без этого реквизита заинтересованное лицо не будет допущено к участию в торгах.

Разновидности аукционов

Аукционные торги по земельным участкам дают возможность гражданам и организациям:

  • стать собственниками наделов;
  • получить землю в аренду.

Этот способ покупки имеет одну существенную особенность. Заключается она в том, что стоимость государственной или муниципальной земли более выгодна для покупателя, чем рыночная цена аналогичного объекта.

Аукционы по продаже

Основные критерии разделения аукционов на виды – круг участников и способ проведения. Если говорить о первом типе, торги по продаже права собственности земельных участков бывают следующих видов:

  1. Открытые. Ограничения в отношении численности участников либо их категории не накладываются. Предложение о проведении мероприятия распространяется на всех потенциальных претендентов и находится в общем доступе.
  2. Закрытые. Этот вариант предусматривает ограничения как по численности, так и по характеристикам участников. Например, если планируются торги по продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения, от иностранных граждан заявки не принимаются.
  3. Эксперты считают, что открытая форма проведения аукционов наиболее предпочтительна. Она справедлива, поскольку наделяет всех претендентов равными правами.

    Участники торгов должны учитывать одно требование: на продажу выставляются только наделы, поставленные на кадастровый учет и, соответственно, имеющие номер по кадастру.

    Аукционы по аренде

    Торги по аренде земельных участков организуют органы местной власти. Преимущество таких наделов состоит в том, что пользователи могут подключиться ко всем инженерным коммуникациям, в том числе к электричеству и газоснабжению.

    К претенденту предъявляются определенные требования: он должен продемонстрировать серьезность своих намерений по участию в торгах и быть платежеспособным.

    Подтверждением платежеспособности является внесение первоначального взноса. Эта сумма будет учтена при проведении дальнейших расчетов.

    Размер задатка для участия в аукционе по аренде земельного участка составляет не менее 20% от начальной величины арендной платы (Постановление Правительства РФ № 808 от 11.11.2002). Согласно этому же документу, организаторы мероприятия имеют право установить так называемый “шаг” аукциона. Участники торгов должны учитывать этот финансовый аспект торгов.

    Соискателю также следует понимать, что значит ежегодная арендная плата за земельный участок на аукционе и как она устанавливается. Ранее размер определялся на основании:

  • результатов торгов, которые проводились в форме аукционов;
  • ставок арендной платы, либо утвержденных Минэкономразвития РФ правилах ее расчета;
  • конкретного надела;
  • рыночной стоимости земельного участка, значение которой определялось с учетом норм законодательства об оценочной деятельности.

Начиная с 2015 года арендная плата устанавливается исключительно по результатам торгов.

Аукционы земель под ИЖС

Аукцион проводится на общих основаниях. Однако при выборе надела необходимо учитывать, что построить частный дом там, где захочется, нельзя.

Каждый участок земли характеризуется видом разрешенного использования. Отражено это, как правило, в генплане застройки территории, где находится земля.

Как следует из норм Градостроительного Кодекса РФ , на участках под ИЖС разрешается возведение частных домов высотой до 3 этажей. Располагаются такие наделы обычно в населенных пунктах.

На аукционе можно получить в распоряжение и муниципальную землю. Однако следует принимать во внимание один нюанс. С июня 2015 года городские торги по продаже проводятся в отношении наделов, непосредственно прилегающим к границам крупного населенного пункта, но не в его пределах.

На законодательном уровне допускаются аукционы исключительно по аренде городской земли. Причем инициировать данное мероприятие, как и в других случаях, может претендент на надел.

Кто организует торги

Организацией аукционов, согласно Федеральному закону № 101- ФЗ от 24.07.2002, занимаются органы местного самоуправления и государственной власти. Торги проводит учреждение, которое имеет лицензию на эту деятельность.

В Постановлении Правительства РФ № 1272 от 10.12.1993 определено, что продавать наделы можно не только на аукционах, но и путем объявления конкурсов. Проведение торгов на земельные участки в первом случае допускается, если к дальнейшему его использованию выдвигается лишь одно требование: соблюдение целевого назначения.

Конкурс же объявляется, когда покупатели должны отвечать определенным условиям в отношении эксплуатации участка (п. 4 ст. 447 Градостроительного кодекса РФ). Победителя в этом случае определяет конкурсная комиссия, а не организатор торгов.

Отдельно стоит упомянуть вопрос наличия лицензий на проведение аукционов. Выдают их те же учреждения, которые по своему статусу имеют право организовывать публичные торги земельных участков – администрации района (города) на основании представления городского (районного) комитета по землеустройству и земельным вопросам.

Как показывает практика, будущего хозяина надела интересует, прежде всего, его площадь. Однако в первую очередь покупатели должны обращать внимание на вид разрешенного использования земли. Игнорирование этой характеристики может повлечь серьезные проблемы.

Изучая опубликованный организатором перечень земельных участков, выставленных на торги, покупатель, который планирует возвести коттедж, не должен останавливать свой выбор на наделе «под огородничество». Хотя его цена, несомненно, привлекательна, получение разрешения на строительство будет сопряжено с большими трудностями.

Кто может принять участие в торгах

Стать участником аукциона могут не все заинтересованные лица. Заявки на участие не принимаются у иностранных граждан, а также у россиян, которые:

  • своевременно не предоставили пакет нужной документации;
  • не внесли задаток;
  • не состоят на учете в Едином государственном реестре;

Перед тем как участвовать в аукционе, следует ознакомиться со списком ограничений и правилами проведения торгов. А подавать заявку можно только в случае соблюдения всех условий.

Требования к участникам

В первую очередь участник должен подготовить и вовремя подать пакет документов. Датой начала срока подачи бумаг является день появления в СМИ извещения о проведении торгов.

В отношении конечного срока действует одно ограничение: прием документов на аукцион по продаже земельного участка прекращается не ранее 5 дней до даты проведения этого мероприятия.

Перечень требуемых к подаче бумаг можно найти в уведомлении о проведении торгов. Их форма не стандартизована, а устанавливается организатором аукциона.

Если в полученных документах обнаружатся несоответствия, соискателя ждет отказ на участие в этом мероприятии.

Обратите внимание, как выглядит образец заявления на участие в торгах.

Следует учитывать, что торги могут не состояться по следующим причинам:

  • недостаточное количество участников. Подать заявку должны хотя бы 2 соискателя;
  • предмет аукциона не был приобретен по начальной цене ни одним участником;
  • продавец объявил об отказе от торгов. Сделать это он может не позднее чем за 15 дней до указанной в извещении даты проведения мероприятия. Его заявка на участие в аукционе будет аннулирована.

Форма и порядок проведения торгов

Ранее торги проводились только в традиционном формате – участники присутствовали на аукционе лично либо направляли по доверенности своих представителей. Лицитатор оглашал цену лота, пока не оставался один участник, готовый оплатить озвученную стоимость.

Внедрение электронной формы не изменило порядок проведения аукциона по продаже земельных участков в 2019 году. Принцип остался тем же: победителем признается лицо, выразившее готовность выплатить наибольшую сумму.

Отличие от традиционных торгов заключается в следующем:

  • чтобы принять участие в аукционе, проводимом в электронной форме, нужно открыть на соответствующем сайте личный кабинет;
  • благодаря автоматизации электронного сервиса в лицитаторе необходимость отсутствует;
  • правила проведения аукциона по продаже земельных участков в режиме удаленного доступа предусматривают, что для идентификации и совершения иных юридически значимых действий участник использует электронную цифровую подпись.

Все это обеспечивает торгам, проводимым в такой форме, большую объективность. Еще один плюс – отсутствие влияния человеческого фактора на то, как проводятся аукционы на землю в электронном формате, и, соответственно, на результат торгов.

Итоги торгов и выбор победителя

Принимая участие в торгах, соискатель рассчитывает на приобретение или аренду участка. Неудивительно, что каждого участника интересует вопрос, как выиграть земельный аукцион. Успех зависит от правильного сопоставления гражданином своих финансовых возможностей с предполагаемым способом использования участка.

При ограниченном бюджете стоит подбирать территорию, инфраструктуру которой можно назвать относительно благоприятной, но имеющей хорошую перспективу. Эта информация размещается на сайтах с планами по развитию и застройке конкретных населённых пунктов. Их следует изучить заранее. Тогда покупка земельного участка с торгов позволит заинтересованному лицу стать победителем даже с небольшими вложениями денежных средств.

Другое дело, если речь идет о наделе, расположенном в непосредственной близости от города с развитой экономикой, недалеко от основных автомагистралей. Чтобы выиграть аукцион, предложив максимальную сумму, потребуется солидный бюджет.

Участнику, ставшему победителем торгов, выдается:

  • заполненная в соответствии с требованиями организатора форма протокола аукциона по продаже земельного участка, в которой отображены его результаты;
  • проект договора аренды или купли-продажи надела.

В предусмотренных законом случаях победитель получит проект договора по вопросу комплексного освоения территории.

Порядок оплаты покупки

Как упоминалось выше, задаток учитывается как часть оплаты выставленного на продажу объекта. Что же касается оставшейся суммы, то приобретение земельного участка через торги предусматривает ее уплату в порядке, который установлен договором купли-продажи.

Участникам, которые проиграли аукцион, денежные средства возвращаются на указанный в заявке банковский р/с в трехдневный срок после завершения мероприятия.

Произведя расчеты, организатор обязан разместить уведомление о проведении торгов и их результаты. Закон отводит на это 1 месяц.

Переход прав на землю

Оформление в собственность прав победителя на земельный надел осуществляется на основании постановления, которое издает глава муниципального образования. Продолжительность данной процедуры – месяц с момента подписания протокола.

Помимо того, заключение договоров на торгах на земельный участок предусматривает, что на заключительном этапе покупатель сам подаёт в регистрирующий орган необходимые документы. Только после этого он становится полноправным владельцем надела. Это же касается и аренды участка.

Забегая вперед, скажем, что в отношении последнего варианта Земельный Кодекс устанавливает ряд исключений. Более подробно о случаях, когда предоставляется право заключения договора аренды земли без проведения аукциона, речь пойдет ниже. Упомянем лишь, что всего в законодательстве прописаны 32 исключения.

Как избежать ошибок при покупке земли на аукционах

Приобретая землю на аукционе, граждане не застрахованы от совершения крупных ошибок. Одни допускают промахи по причине неопытности, другие – в погоне за дешевизной. Чтобы впоследствии не жалеть о напрасно потраченных деньгах, приобретение прав на земельные участки на торгах нужно предварить следующими действиями:

  • лично побывать на участке и посмотреть, нет ли на нем возвышенностей, канав, рвов;
  • перед подачей заявки на аукцион провести мониторинг цен в районе предполагаемой покупки надела;
  • выяснить разрешенное использование земли.
  • уточнить кадастровую стоимость участка. Тем, кто не знает, где посмотреть эти сведения, сообщаем: информация размещена на сайте Росреестра ;
  • изучить прилегающую территорию на присутствие захоронений, болот и других снижающих цену факторов.

Если этого не сделать, возрастает риск стать собственником неликвидной недвижимости.

Основаниях для предоставления надела без проведения аукциона

Выше упоминалось о 32 предусмотренных законом ситуациях, при которых возможна передача земли в собственность без проведения торгов:

  • в аренду по договору, предусматривающему комплексное освоение территории;
  • некоммерческой организации в целях ИЖС на условии комплексного освоения территории;
  • некоммерческой организации для ведения дачного хозяйства, огородничества и садоводства.
  • юрлицу для ведения дачного хозяйства.

Еще одно законное основание предоставления земельного участка без проведения торгов распространяется на граждан, имеющих в собственности дома и сооружения, возведённые на этих наделах (п.2 ст.39.9 ЗК РФ) и так далее.

Заключение

Порядок проведения аукционов по продаже земельных наделов регулируют ст. 39.3 – 39.17 ЗК РФ и Постановление Правительства №808 от 11.11.2002. Договор купли-продажи заключается в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Торги бывают открытыми и закрытыми. Первый вариант обеспечивает всем претендентам равные права. Извещение о проведении аукциона публикуется в периодических СМИ и на сайтах органов местной власти. Эта информация должна быть доступна не позднее чем за 30 дней до даты торгов.

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.