Как стать на очередь на улучшение жилищных условий. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

№ 356-ПП О порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.Москве

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 13 мая 1997 г. N 356-ПП О порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.Москве На основании Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года, Указа Президента Российской Федерации от 9 апреля 1993 года N 442 "О мерах по обеспечению права граждан на жилище", в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и в целях расширения жилищной реформы в г.Москве, направленной на обеспечение конституционных прав граждан на жилище, и упорядочения системы предоставления жилых помещений Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Положение о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.Москве (приложение) и ввести его в действие с 10 июля 1997 года. 2. Префектам административных округов, Комитету муниципального жилья провести необходимую организационную и разъяснительную работу в связи с введением в действие Положения (п.1) и в дальнейшем процессе реализации жилья руководствоваться настоящим постановлением. 3. Установить, что за гражданами, принятыми на учет по улучшению жилищных условий до 10 июля 1997 года в соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве, утвержденными решением исполкома Моссовета и президиума МГСПС от 30 ноября 1984 года N 3365 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве" и последующими изменениями и дополнениями, сохраняется право улучшения жилищных условий в соответствии с существующей очередностью, а также с учетом установленных данными Правилами льгот по предоставлению жилых помещений. Жилые помещения этим гражданам предоставляются в соответствии с ежегодно утверждаемыми Правительством Москвы направлениями реализации жилой площади, по нормам и в порядке, установленным настоящим постановлением. 4. Комитету муниципального жилья совместно с префектами административных округов до 1 октября 1997 года провести перерегистрацию граждан, принятых на учет по улучшению жилищных условий по месту жительства до 10 июля 1997 года. 5. С 10 июля 1997 года считать утратившими силу решения исполкома Моссовета и президиума МГСПС от 30 ноября 1984 года N 3365 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве", от 4 августа 1986 года N 1809 "О некоторых дополнениях и изменениях "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в г.Москве", решения исполкома Моссовета, президиума МГСПС и МГК ВЛКСМ от 17 декабря 1986 года N 2986 "Об утверждении Правил учета граждан, желающих стать жителями молодежных жилых комплексов, и предоставления жилых помещений в домах молодежных жилых комплексов в г.Москве", решения исполкома Моссовета и президиума МГСПС от 7 июля 1987 года N 1601 "О дополнении "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в г.Москве" и постановление Правительства Москвы от 8 января 1992 года N 4 "О некоторых дополнениях и изменениях Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве". 6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы, руководителя Комплекса социальной сферы Шанцева В.П. и членов Правительства Москвы - префектов административных округов. П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 13 мая 1997 г. N 356-ПП ПОЛОЖЕНИЕ о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.Москве Настоящее Положение устанавливает порядок учета граждан, желающих приобрести в собственность или получить на условиях социального либо коммерческого найма жилые помещения из государственного и муниципального жилищных фондов г. Москвы, а также общий порядок приобретения и предоставления жилых помещений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Граждане, желающие улучшить свои жилищные условия, имеют право: а) на предоставление в установленном порядке жилого помещения: - по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищных фондов г.Москвы в пределах социальной нормы жилья, - по договору коммерческого найма; б) на приобретение жилого помещения: - у собственников недвижимости в жилищной сфере, - путем участия в строительстве жилья жилищными товариществами, жилищно-строительными кооперативами, - путем участия в финансировании жилищного строительства, - путем покупки и погашения жилищных ценных бумаг, - по другим законным основаниям. 2. Предоставление жилых помещений осуществляется по норме предоставления жилья. Норма предоставления жилья - размер общей площади, приходящейся на каждого члена семьи, в пределах которого осуществляется предоставление жилья в зависимости от способа улучшения жилищных условий: а) по договору социального найма - норма предоставления составляет 18 кв.м общей площади на одного человека (социальная норма); б) путем вступления в ЖСК - из расчета: не менее социальной нормы жилья и не более одной комнаты на каждого члена семьи независимо от ее площади; в) по договору коммерческого найма или приобретения жилья в собственность - размер жилья не ограничивается; г) путем вступления в строительные или иные товарищества и объединения, а также финансирования строительства за счет собственных или привлеченных средств - размер жилья не ограничивается. Жилое помещение может быть предоставлено с превышением указанной в подпункте "а" настоящего пункта нормы, если оно составляет одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для заселения лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов, а также при наличии льгот, дающих право на дополнительную жилую площадь. Дополнительная жилая площадь предоставляется отдельным категориям граждан по договору социального найма сверх установленной настоящим Положением социальной нормы в пределах, установленных действующим законодательством. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение дополнительной площади, устанавливается Правительством Российской Федерации, законами и иными нормативными актами города Москвы. 3. На условиях договора социального найма жилое помещение предоставляется гражданам в домах жилищного фонда социального использования, формируемого из государственного и муниципального жилищных фондов города Москвы, объемы которого утверждаются Правительством Москвы. 4. По договору социального найма жилого помещения наймодатель передает нанимателю жилое помещение в пользование в пределах нормы на срок, установленный законодательством, а наниматель обязуется использовать его для проживания, своевременно вносить плату за пользование им и оплачивать коммунальные услуги. 5. Органы исполнительной власти обязаны по обращению граждан о замене занимаемого по договору социального найма жилого помещения площадью, превышающей норму, установленную в пункте 2 "а" настоящего Положения, на жилое помещение в пределах социальной нормы, предоставить им соответствующие жилые помещения также по договору социального найма. 6. Жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов города Москвы предоставляются по договорам коммерческого найма гражданам пригодными для постоянного проживания, в виде отдельных квартир (или комнат), благоустроенные применительно к условиям г.Москвы и отвечающие санитарным и техническим нормам. 7. По договору коммерческого найма жилого помещения наймодатель передает нанимателю жилое помещение без ограничения размеров за договорную плату во временное владение и пользование, а наниматель обязуется использовать его в соответствии с назначением и своевременно выполнять обязательства по договору. 8. Условия и порядок предоставления жилых помещений по договорам коммерческого и социального найма регулируются законодательством Российской Федерации и города Москвы. 9. Доли жилой площади во вновь вводимом в эксплуатацию государственном и муниципальном жилищных фондах города Москвы, предоставляемой по договорам социального или коммерческого найма, а также подлежащей продаже, утверждаются ежегодно Правительством Москвы. 10. Доли жилой площади, освобождающейся за выбытием граждан в муниципальном жилищном фонде города Москвы, предоставляемой по договорам социального или коммерческого найма, определяются ежегодно префектурами административных округов. 11. Граждане, проживающие в жилых помещениях по договорам социального и коммерческого найма, а также члены жилищных товариществ и жилищно-строительных кооперативов, граждане и члены их семей, имеющие жилые помещения на праве собственности, принимаются на учет по улучшению жилищных условий в общем порядке в соответствии с настоящим Положением. Предоставление жилых помещений этим гражданам по договорам социального найма производится в общем порядке и с учетом имеющегося у них жилья, как занимаемого по месту регистрации, так и принадлежащего им на праве собственности. Проверка данных о наличии у граждан жилой площади, а также о сделках по ее отчуждению при предоставлении жилья является обязательной для органов, осуществляющих учет граждан и предоставление им жилой площади. 12. Жилые помещения в коммунальных квартирах предоставляются гражданам в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными актами города Москвы. 13. Приобретение жилой площади в собственность в соответствии с настоящим Положением распространяется на все случаи приобретения жилья с использованием льгот и государственной помощи, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы (дотации, кредиты, субсидии, займы и т.д.). Приобретение жилой площади на рынке жилья регулируется гражданским законодательством Российской Федерации и нормативными актами города Москвы. 14. Лица, виновные в нарушении порядка постановки на учет граждан, желающих улучшить свои жилищные условия, снятия с учета, предоставления и приобретения жилых помещений, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. II. ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ И ПОСТАНОВКИ ИХ НА УЧЕТ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЛИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛЬЯ. 15. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно проживающие (с соблюдением правил регистрации) в городе Москве не менее 10 лет и: а) занимающие жилые помещения менее установленной нормы жилья на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет. Нормой постановки на учет является размер приходящейся на каждого постоянно проживающего и зарегистрированного в жилом помещении члена семьи площади, в том числе с учетом отсутствующих в связи с призывом в Вооруженные Силы, командированных на работу за границу, выехавших на учебу в другие населенные пункты и иных лиц, за которыми сохраняется право на жилую площадь на период их временного отсутствия, составляющий менее 10 кв.м общей площади для отдельных квартир и 18 кв.м общей площади для коммунальных квартир, который дает право постановки на учет по улучшению жилищных условий путем получения жилья по договору социального или коммерческого найма либо приобретения его на возмездной или частично возмездной основе с использованием льгот, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы; б) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых утверждается постановлением Правительства Российской Федерации, при которых совместное проживание с больными (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно; в) проживающие в смежных неизолированных комнатах, а также в однокомнатных квартирах по две и более семьи независимо от размеров занимаемого жилья, в т.ч. семьи, которые состоят из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке; г) проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке не пригодными для постоянного проживания, независимо от размеров занимаемого жилого помещения. 16. Граждане, прожившие в г.Москве не менее 40 лет и имеющие трудовой стаж на предприятиях и в учреждениях Москвы не менее 25 лет, подлежат постановке на учет из коммунальных квартир независимо от размеров занимаемой площади при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее 20 лет. 17. Ветераны, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, герои и ветераны труда, иные категории граждан, которые в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и города Москвы имеют право на первоочередное или внеочередное предоставление жилой площади, подлежат постановке на учет и предоставлению жилой площади в соответствии с имеющимися у них льготами. 18. Граждане, принятые и состоящие на учете по улучшению жилищных условий по правилам, действовавшим до введения в действие настоящего Положения, сохраняют свою очередность и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Положением и другими нормативными актами города Москвы. 19. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в территориальных жилищных органах по месту жительства. 20. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином подается заявление с приложением документов, необходимых для решения данного вопроса, перечень которых утверждается городскими нормативными актами. В случае наличия у граждан и членов их семей нескольких квартир или комнат, занимаемых по договорам социального (коммерческого) найма или на праве собственности, расчет площади при принятии на учет производится исходя из суммарного размера всех занимаемых и принадлежащих им на праве собственности жилых помещений. 21. Очередность принятых на учет по месту жительства граждан устанавливается распоряжением префекта административного округа и ведется в муниципальных жилищных органах по годам постановки на учет. 22. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилья по месту работы на предприятиях и в учреждениях, созданных на базе государственной и муниципальной собственности и финансируемых за счет бюджетных средств, которым выделяется жилая площадь из государственного и муниципального жилищного фондов, осуществляется по решению администрации и профсоюзного комитета в соответствии с настоящим Положением. Решение администрации и профсоюзного комитета о постановке на учет и предоставлении жилой площади утверждается распоряжением префекта административного округа. 23. Постановка на учет и предоставление жилой площади в организациях и на предприятиях, созданных на базе иных форм собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, осуществляется на основании заключаемых трудовых, коллективных или иных соглашений работников с администрацией этих организаций и предприятий под контролем профсоюзных органов. По соглашению трудовых коллективов, профсоюзных органов и администрации этих предприятий и организаций допускается осуществление контроля и утверждение решений о постановке на учет и предоставлении жилой площади со стороны исполнительных органов власти г.Москвы. 24. Заявления граждан об улучшении жилищных условий и прилагаемые документы, в том числе подтверждающие наличие установленных жилищным законодательством льгот, сведения о доходах, должны быть рассмотрены общественной жилищной комиссией при префекте административного округа. В результате рассмотрения заявлений граждан комиссия должна рекомендовать способ улучшения жилищных условий (социальный наем, коммерческий наем, приобретение жилья в собственность с учетом соответствующих льгот). 25. В случае принятия комиссией рекомендации о невозможности улучшения жилищных условий гражданину путем предоставления жилой площади по договору социального найма, он имеет право сам выбрать вариант улучшения жилищных условий путем коммерческого найма или приобретения жилья в собственность, в том числе с использованием субсидий и иных льгот, установленных действующим законодательством. При ухудшении жилищных условий (путем обмена, мены, раздела жилой площади, отчуждения имеющегося в собственности жилья), в результате чего на каждого проживающего стало приходиться менее нормы, установленной пунктом 15 "а" настоящего Положения, граждане подлежат постановке на учет для получения жилья по договору социального найма по истечении 5 лет после ухудшения жилищных условий. 26. Рекомендация комиссии с учетом выбранного гражданином варианта улучшения жилищных условий утверждается распоряжением префекта административного округа. 27. По результатам рассмотрения документов граждан формируются: а) список граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма; б) список граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам коммерческого найма; в) список граждан, желающих приобрести в собственность жилые помещения из жилищного фонда г.Москвы с использованием субсидий и иных льгот, установленных действующим законодательством. 28. Граждане должны быть в месячный срок со дня подачи заявления письменно уведомлены о принятом решении, а в случае постановки на учет - с указанием способа улучшения жилищных условий. 29. Право состоять на учете сохраняется за гражданином до получения или приобретения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в п.30 настоящего Положения. 30. Граждане снимаются с учета: - по личному заявлению граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, подаваемому в письменном виде по месту учета; - в случае изменения жилищных условий, а также увеличения уровня доходов на каждого члена семьи, если отпали основания для постановки на учет по улучшению жилищных условий; - в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства; - в случае получения в установленном законом порядке субсидий, кредитов или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений; - в случае выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на соответствующий учет; - в случае погашения облигаций Московского жилищного облигационного займа в форме квартиры. 31. Не подлежат снятию с учета нуждающихся в получении или приобретении жилых помещений семьи, не обеспеченные жильем по социальным нормам и имеющие доход на каждого члена семьи ниже уровня, установленного Правительством Москвы, а также граждане, являющиеся очередниками по улучшению жилищных условий и проживающие в коммунальных квартирах. 32. Ежегодно, в установленные Правительством Москвы сроки, муниципальные жилищные органы проводят проверку данных учета граждан, принятых на учет по улучшению жилищных условий. В случае изменения оснований, по которым граждане были приняты на учет, они подлежат переводу в списки на получение жилья в соответствии с изменившимися условиями, либо снятию с учета, если данные проверки отвечают требованиям п.30 настоящего Положения. 33. Снятие с учета осуществляется органом, по решению которого граждане были приняты на учет, с обязательным письменным уведомлением их о принятом решении. III. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ. 34. По договору социального найма жилая площадь предоставляется гражданам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий, имеющим на каждого члена семьи доходы ниже уровня, установленного Правительством Москвы, и относящимся к категории лиц, перечисленных в п.35 настоящего Положения. 35. Жилые помещения по договору социального найма предоставляются: а) семьям, имеющим в своем составе инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов труда I и II групп; б) семьям погибших или пропавших без вести воинов, лиц, погибших при исполнении государственных обязанностей; в) семьям, имеющим в своем составе лиц с тяжелыми формами заболеваний или инвалидов по заболеванию (по заключениям лечебных учреждений, органов социального обеспечения или ВТЭК); г) не имеющим жилой площади военнослужащим сверхсрочной службы, прапорщикам, мичманам и лицам офицерского состава Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск и органов безопасности, уволенным в запас и/или отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, имевшим до призыва в Вооруженные Силы жилую площадь в г.Москве и призванным на военную службу из г.Москвы; д) детям-сиротам, достигшим совершеннолетия и проживающим в интернатах, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании; е) детям-инвалидам, пребывающим в стационарных учреждениях, являющимся сиротами, по достижении совершеннолетия, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность вести самостоятельный образ жизни; ж) гражданам, утратившим право пользования жилым помещением в г.Москве вследствие незаконного осуждения, при невозможности возврата ранее занимаемого ими жилого помещения; з) гражданам, возвратившимся из мест лишения свободы, в случае предоставления жилищными органами их прежней жилой площади другим лицам; и) семьям, проживающим на жилой площади, не пригодной к постоянному проживанию (по заключению МВК), если они занимают ее по договору социального найма; к) государственным служащим, судьям, работникам прокуратуры и иным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и г.Москвы; л) гражданам, указанным в п.16 настоящего Положения; м) иным категориям граждан, установленным действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы. Граждане, перечисленные в подпунктах "а","в","е" настоящего пункта и страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы, обеспечиваются жилой площадью в специально построенных домах либо на первых этажах жилых домов. 36. Вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, перечисленным в подпунктах "д","е","ж" пункта 35 настоящего Положения, состоящим на учете по улучшению жилищных условий по правилам, действовавшим до введения в действие настоящего Положения и имеющим право на внеочередное получение жилой площади, а также проживающим в жилых помещениях (жилых домах), признанных в установленном порядке аварийными или грозящих обвалом. 37. В первую очередь жилые помещения по договору социального найма предоставляются: а) инвалидам I и II групп, а также лицам, получившим инвалидность в связи с выполнением служебных обязанностей; б) гражданам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий до введения в действие настоящего Положения и имеющим право на первоочередное получение жилой площади; в) гражданам, перечисленным в подпунктах "б","в" п.35 настоящего Положения; г) другим категориям граждан в соответствии с законодательством г.Москвы. Остальным гражданам жилые помещения в государственном и муниципальном жилищных фондах предоставляются на возмездной или частично возмездной основе в порядке очередности на условиях коммерческого найма или приобретаются ими в установленном законодательством Российской Федерации и г.Москвы порядке. Граждане, перечисленные в п.35 настоящего Положения, могут по их желанию получить жилые помещения по договорам коммерческого найма либо приобрести их в собственность с использованием субсидий и иных льгот, установленных действующим законодательством в первоочередном порядке. 38. Льготы по первоочередному или внеочередному предоставлению жилой площади при получении жилья из социального фонда могут быть использованы гражданином только один раз. Последующее улучшение жилищных условий производится в порядке и на условиях настоящего Положения с учетом реализованного права на жилищные льготы. 39. Жилищные вопросы граждан, расторгнувших брак, постоянно проживающих в Москве, решаются путем предоставления жилых помещений на условиях коммерческого найма, приобретения жилья в собственность или путем обмена жилой площади. 40. Не допускается предоставление жилых помещений социального использования гражданам, не состоящим на учете, за исключением: неотложного расселения граждан (в связи со стихийным бедствием, из домов (помещений), признанных в установленном порядке аварийными, грозящих обвалом, подлежащих сносу или освобождению и т.п.), решения народного суда, а также в других случаях, установленных действующим законодательством. 41. Освобождающиеся изолированные жилые помещения в коммунальных квартирах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам г.Москвы, в которых проживают несколько нанимателей, должны предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (с учетом права на дополнительную площадь), а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы на одного человека. Предоставление жилой площади сверх установленных социальных норм осуществляется на возмездной основе. Оплата за образующиеся излишки жилья производится в соответствии с нормативно-правовыми актами г.Москвы при условии оформления квартиры в собственность. 42. При отсутствии в квартире указанных в п.41 граждан освободившееся жилое помещение передается иным нанимателям этой квартиры по договору коммерческого найма или купли-продажи. 43. При согласии всех проживающих один из них может приобрести иные жилые помещения и передать их для переселения другим нанимателям коммунальной квартиры в частную собственность, занять освободившиеся в квартире жилые помещения и оформить их в собственность в установленном порядке без дополнительной платы. 44. При отсутствии в квартире граждан, желающих заселить освободившееся жилое помещение, оно предоставляется другим гражданам в установленном законом порядке. 45. Вопросы заселения жилых помещений, освобождающихся в домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности г.Москвы, и в домах муниципального жилищного фонда, рассматриваются жилищными органами в административных округах. 46. Лицо, которому предоставлено жилое помещение, обязано в течение 15 дней заключить договор социального или коммерческого найма с собственником этого жилого помещения либо уполномоченным им органом. 47. В случае пропуска указанного срока свыше одного месяца по неуважительным причинам орган, принявший решение о предоставлении жилой площади, может его аннулировать и выделить жилую площадь другому лицу с обязательным письменным уведомлением гражданина о принятом решении. 48. В случае пропуска срока, указанного в п.46 настоящего Положения, по уважительным причинам (болезнь, командировка и др.) и их документального подтверждения он может быть продлен органом, принявшим решение о предоставлении жилой площади. 49. В случае невозможности заключения договора найма по вине органа, предоставившего жилое помещение, срок, указанный в п.46 настоящего Положения продлевается на время, необходимое для устранения причин, препятствующих заключению вышеуказанного договора, либо ранее предоставленное помещение подлежит замене на равнозначное или равноценное.

Документ опубликован в соответствии с Законом № 63 от 28.11.2012 О внесении изменений в статью 21 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» и статью 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах города Москвы»

К сожалению, не все российские граждане могут самостоятельно обеспечить себе достойные условия для проживания. Одни семьи живут в домах, не отвечающих даже минимальным техническим и санитарным нормам, другие, нарушая все существующие нормативы, ютятся на маленьких площадях, а третьи, вообще не имеют никакого жилья, и поэтому вынуждены разменивать одну съемную квартиру на другую. Становится ясно, что без помощи государства здесь не обойтись. К счастью, подобная помощь в виде целевой программы улучшения жилищных условий, сегодня в нашей стране существует.

Т.к. снабдить абсолютно всех квадратными метрами не представляется возможным, существует определенные категории лиц, которые имеют полное право рассчитывать на подобную поддержку государства. Именно о них, и о процедуре улучшения условий проживания, в общем, и пойдет речь в нашей статье.

Кто может получить право на улучшение жилищных условий

Процедура и условия улучшения жилищных условий довольно конкретно изложены в Жилищном кодексе РФ. К примеру, согласно положениям главы 7 «Основания и порядок предоставления жилого помещения по соглашению социального найма» ЖК РФ, право на улучшение жилищных условий имеют:

Лица, признанные нуждающимися в помощи и не снимающими жилье по договорам соцнайма, объектами которых является квартира или дом, состоящие в муниципальной или государственной собственности.

Лица, признанные остро нуждающимися и малоимущими, учитывая уровень дохода семьи и стоимости всего имущества, состоящего в собственности членов семьи.

Лица, уже снимающие жилье по соглашениям социального найма. Такие имеют право на улучшение жилищных условий только тогда, когда они не обеспечены положенной жилой площадью по расчету на одного члена семьи. Когда в семье несколько жильцов арендуют жилье на основании соглашения социального найма, то для расчета жилищного минимума на одного жильца будет определяться совокупная общая площадь арендного жилья.

Лица, владеющие аварийными домовладениями, которые не отвечают минимальным требованиям законодательства России и негодны для жизни в них.

Лица – собственники или арендаторы жилых площадей, которые живут в этих помещениях вместе с людьми, страдающими болезнями , делающими проживание с ними опасным (сюда следует причислить кишечные инфекции, не подлежащие медикаментозному лечению, устойчивые психические расстройства, тяжелые формы туберкулеза, онкологические образования, сопровождающиеся сильными выделениями и т.д.). Список хронических болезней, при которых опасно совместное проживание, прописан в постановлении Правительства № 378 от 16.06.2006 г.

Сразу скажем, что для лиц, вставших на очередь, субсидии на улучшение жилищных условий будут выделятся в форме предоставления им квадратных метров в домах муниципального или же государственного жилфонда в силу соглашения социального найма. Получается, полноправным владельцем недвижимости лицо стать не сможет. Граждане прочих государств и лица без определенного гражданства не могут рассчитывать на получение подобной помощи. Это прерогатива только российских граждан.

Также, очередь на жилые квадратные метры матери одиночке и подобным категориям лиц, причисленным к социально незащищенным категориям людей, придется дожидаться на общих основаниях.

Установленные жилищные нормативы

Право на улучшение жилищных условий есть шанс получить только тогда, когда лицо будет официально признано «нуждающимся в жилье» . Когда же говорится о собственниках аварийной недвижимости и лицах, делящих квартиру с родственниками, страдающими крайними формами хронических болезней, то положено отталкиваться от учетной жилищной нормы.

Стандартной нормой площади жилого помещения считается минимальный метраж площади жилого помещения, какой причитается каждому жильцу. Данная норма рассчитывается в каждом субъекте РФ организациями местного самоуправления. На пример, в столице или Вологде данная норма составляет 10 м кв. для собственных квартир и 15 м кв. – для коммунальных, в Самаре норма куда скромнее - всего лишь 8 кв. м. В отношении отдельных категорий населения, в число которых входят военнослужащие, инвалиды детства, судьи Конституционного суда и т.д., подобные нормы могут немного разниться: они устанавливаются Указами Президента и федеральными нормативными актами.

Крайне важно знать, что права на улучшение жилищных условий матерям одиночкам не предусматривают для них послаблений по расчету учетной нормы. При расчете учетной жилищной нормы берется общий метраж квартиры, учитывая санузел, кухню, коридоры и т.д. Далее будет складываться метраж всей недвижимости, которой владеют члены семьи (или которые они арендуют по соглашению социального найма), но при условии, что они находятся в одном и том же городе. Значит, если у мужа, живущего в Москве, имеется жилье в Калуге, его метраж не будет суммироваться со столичными квадратными метрами.

Кто имеет право на внеочередное улучшение жилищных условий

Мы уже отметили, что процесс улучшение жилищных условий применений к матерям одиночкам проистекает на общих началах и без каких-либо послаблений. Значит, подобная категория граждан не имеет права на внеочередное приобретение социального жилья. Плюс, с 1 января 2013 года на внеочередное приобретение жилья утратили право и дети-сироты, которые после роспуска из детского дома остаются без какого-либо жилья.

На внеочередное предоставление жилья могут претендовать только:

Лица, жилье которых в законном порядке установлено непригодными для нормальной жизни и реконструкции, а также ремонту не подлежит (отталкиваясь именно от этой нормы, государство довольно быстро может снабдить жильем семьи, пострадавшие в следствии взрывов в многоквартирных домах и т.д.).

Лица, страдающие тяжелыми хроническими болезнями (исчерпывающий перечень приведен в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ)

Обычно, квартира вне очереди выдается не слишком скоро: только в крайних случаях у граждан есть шанс получить муниципальную квартиру в течение 2-4 месяцев.

Имеется немаловажный нюанс, который следует знать соискателям на социальное жилье – «совместная собственность». Когда у разведенных супругов имеется квартира, метраж которой превышает 2 учетные нормы (когда нет детей) или 3 и более учетные нормы (когда в семье 1 и более детей), ни один из бывших супругов не может надеяться на получение жилья, даже если по документам не живет с другим супругом.

Какой порядок постановки в очередь

Для того чтобы встать на очередь, следует предоставить в исполнительный территориальный орган по месту регистрации следующие бумаги:

Паспорта каждого члена семьи;

Выписку о регистрации имеющегося жилья на каждого из членов данной семьи;

Правоустанавливающие бумаги на жилье, находящееся в законной собственности (в распоряжении) у соискателя и совместно с ним живущих членов его семьи;

Выписки с места работы и обучения всех членов семейства.

Оригиналы свидетельств о рождении малолетних детей, СНИЛС, пенсионных книжек, свидетельств о регистрации брака членов семьи (когда имеется).

Далее, после подачи заявки о постановке на учет соискатель получает письменное подтверждение от уполномоченного сотрудника учреждения о принятии бумаг. Затем, в течение 30 дней со времени подачи заявки, лицо, подавшее заявку на постановку на учет, должно получить письменный ответ. Когда он положительный, гражданин может надеяться на получение квартиры. На практике, даже если не брать в расчет очередь на жилье матерей одиночек и иных социально незащищенных прослоек населения, примерный срок предоставления квартир «очередникам» составляет 15 - 20 лет. Только поэтому граждане ищут альтернативу, в том числе – и связанную с получением ипотечных кредитов. Так называемая социальная ипотека и ипотека с участием маткапитала являются довольно приемлемыми вариантами в подобных ситуациях.

Гражданину, желающему получить помощь от государства в отношении своего места проживания, необходимо собрать документы для постановки на очередь на улучшение жилищных условий.

Помощь в данном направлении оказывается государственными органами только тем гражданам, которые действительно нуждаются в этом.

Основания и обращение

Чтобы встать в очередь на улучшение условий жилья, необходимо признать гражданина нуждающимся. По Жилищному кодексу основанием является заключенный договор найма социального характера. Нуждающимися в улучшении жилищных условий могут быть:

  • лица, которые не имеют статус хозяев объекта недвижимости;
  • граждане, наниматели площади и члены их семьи, подававшие письменное требование в орган с просьбой признать их нуждающимися в то время, когда их жилую территорию признали непригодной для проживания;
  • лица, являющиеся нанимателями объекта недвижимости, не обеспеченные установленной площадью на каждого из членов семьи;
  • граждане, обосновавшиеся на одной территории с людьми, болеющими хроническими заболеваниями, когда проживание рядом невозможно по нормам санитарии;
  • несколько семей, которые проживают на одной жилплощади и не имеют между собой родственных связей.

Для признания нуждающимися лица должны подать заявление с установленным перечнем документов в отдел жилищной политики того региона, в котором проживает семья. После подачи бумаг у органа есть один месяц для рассмотрения заявления.

Важно! После того как поданные документы будут рассмотрены специалистами жилищного отдела, заявитель получит ответ, будет ли он поставлен в очередь или нет. Если он получит отказ в своей просьбе, то он обязательно должен быть обоснован. У заявителя есть возможность обжаловать такое решение в суде.

Помимо жилищного отдела, у лиц есть право подать документы в МФЦ. Многофункциональный центр выполняет посредническую функцию между органом и заявителем. В таком случае проверкой на правильность заполнения бумаг будет заниматься также работник центра, он и передаст весь пакет в жилищный отдел.

Существенным минусом такой подачи заявления будет только немного длительный срок рассмотрения, так как передача бумаг непосредственно в отдел займет несколько дней.

При подаче в жилищный отдел документов гражданин всегда получает расписку о том, что бумаги были приняты на рассмотрение. В ней указываются сведения о лице, которое приняло их, время, когда можно будет прийти за результатом, а также полный список поданных бумаг. Если заявителя поставят на учет, то он получит об этом соответствующее уведомление.

Необходимые документы

Какие нужны документы для того, чтобы встать на очередь на улучшение жилищных условий? В орган обязательно должно быть подано заявление с просьбой встать на очередь на улучшение жилищных условий. В нем нужно указать:

  • какие условия на жилом объекте имеются у лица;
  • кто конкретно обращается – семья, имеющая более двух детей, недавно зарегистрировавшая свой союз пара т.д.;
  • сколько лет семья обратившегося гражданина проживает на территории жилого помещения;
  • какие льготы имеются у семьи гражданина, и имеются ли они вообще.

Кроме письменного заявления, необходимо подготовить:

  • документ, который удостоверяет личность обратившегося с заявлением гражданина;
  • бумага о неимении долгов по коммунальным услугам;
  • выписка о составе семьи обратившегося лица;
  • договор о социальном найме;
  • план недвижимого объекта;
  • бумага, указывающая на доход работающих членов семьи за последние два года;
  • документ, который содержит сведения о том, что у всех проживающих в квартире отсутствует право собственности на какой-либо объект недвижимого имущества;
  • документ о постановке на учет в налоговый орган;
  • свидетельство о появлении на свет ребенка;
  • бумага о регистрации брачного союза – когда обратившийся с требованием гражданин состоит в официальном браке.

Чтобы понять, какие нормы площади установлены в конкретном регионе на одного человека, необходимо обратиться с заявлением в жилищный отдел, находящийся на территории расположения недвижимости. Также следует представить паспорт, сведения из домовой книги и документ о появлении на свет малыша.

Возможные варианты улучшений

Для улучшения жилищных условий государство использует совокупность действий, которые помогут обеспечить поддержку нуждающимся слоям населения. Такая помощь может быть представлена в виде:

  • получения сертификата, с помощью которого можно на льготных условиях получить жилое помещение;
  • помощь с получением ипотечного кредитования на особых условиях;
  • получение субсидий, которые, по закону, положены определенному слою населения;
  • право на постановку в очередь на квартиру или иной объект недвижимости.

Очередность в каждом регионе контролируют соответствующие органы. По статистике, средний срок очереди на получение гражданином нового жилого помещения составляет около 20-30 лет. Это связано непосредственно с тем, что государство вынуждено помогать огромному количеству нуждающихся. Оказать поддержку сразу всем у органов просто нет возможности.

Чтобы встать на очередь на улучшение жилищных условий, нужно соответствовать определенным требованиям, которые установило государство. О возможности получить именно такую помощь можно узнать, обратившись в местные органы в регионе проживания нуждающегося лица.

Гражданин, который обращается за помощью, должен помнить, что он вступает в правовые отношения с государственными органами и должен быть готовым к соблюдению определенных обязательств.

Документы для лиц, проживающих в непригодном помещении и инвалидов

Какие документы нужны лицам, проживающим в жилых помещениях, которые непригодны для нормального проживания? Им необходимо подготовить:

  • требование, выраженное в письменном виде;
  • документ, удостоверяющий личность обратившегося;
  • бумага, содержащая информацию из домовой книги;
  • документ об отсутствии долгов по коммуналке;
  • план БТИ;
  • справка, указывающая на проведенную проверку условий на объекте;
  • бумаги, которые будут подтверждать наличие родственных связей.

Что нужно подготовить инвалидам и тяжелобольным лицам, чтобы встать на учет:

  • письменное требование;
  • документы, подтверждающие личность обратившегося гражданина;
  • бумага об отсутствии долгов по платежам за коммунальные услуги;
  • справка о проверке условий жилья;
  • сведения из домовой книги;
  • план БТИ;
  • документы, которые подтверждают наличие кровных и родственных связей между лицами, проживающими в квартире;
  • бумаги, подтверждающие наличие льготы.

Такие документы могут подготовить также участники ВОВ, герои России или СССР, семьи погибших или умерших участников событий на ЧАЭС.

Документы, необходимые для лиц, уволенных с военной службы

Какие необходимы документы для постановки военнослужащих на очередь на улучшение жилищных условий?

При предъявлении ходатайства из военкомата не более чем через три года с момента увольнения, по достижению предельного возраста, а также в год увольнения, из-за ухудшения состояния здоровья или сокращения штата, понадобится:

  • заявление;
  • сведения из домовой книги;
  • выписка из личных документов о составе семьи бывшего военного;
  • ксерокопия документа, указывающего на денежный счет;
  • информация из личного дела о месте и времени призыва.

При предъявлении ходатайства из военкомата в отношении уволенного с военной службы понадобятся:

  • заявление;
  • удостоверение уволенного военного на право воспользоваться определенной льготой;
  • выписка из личного дела гражданина о составе семьи;
  • бумага, содержащая информацию из приказа об увольнении;
  • данные из книги объекта недвижимости;
  • документ, подтверждавший отсутствие брони на жилье;
  • выписка из приказа об устранении лица из перечня личного состава;
  • бумага о неимении во владении объекта недвижимости;
  • справка из органов о неполучении иной помощи в отношении условий жилья, например, субсидий или сертификатов на жилье.

От правильности собранных документов всегда зависит скорость постановки на учет. Если пакет бумаг собран с нарушениями, гражданину придется их исправлять, и он просто потеряет лишнее время. Точный список нужных документов всегда можно узнать, обратившись в жилищный орган в регионе проживания.

Кто там, в очереди за жильем?

С советских времен сохранилась, пожалуй, одна самая длинная очередь – за жильем от государства. Она растянулась на годы и годы. Некоторые граждане успели за время своего ожидания состариться, выйти на пенсию и обзавестись внуками...

Но очередь очереди рознь. Их несколько, в соответствии с категориями москвичей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Попробуем разобраться в видах очередей, кто в них числится или может быть зачислен на законных основаниях.

Итак, всех нуждающихся в решении квартирного вопроса можно подразделить на несколько категорий. Приводим их официальные названия, как сказано в городском законе.

1. Жители Москвы, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий

Это так называемые старые очередники, те москвичи, которые встали на жилищный учет по месту жительства до 1 марта 2005 года, то есть до вступления в действие нового Жилищного кодекса РФ. После этой даты попасть в эту категорию очередников стало невозможно.

До 1 марта 2005 года в стране действовал Жилищный кодекс РСФСР, который так же, как и ныне действующий Жилищный кодекс РФ, предусматривал право граждан получить жилплощадь по социальному найму. Естественно, обеспечить всех и сразу квартирами было нереально, поэтому за жильем выстраивалась очередь из тех, кого причисляли к нуждающимся в улучшении жилищных условий.

На что можно рассчитывать?

Все, кто встал на жилищный учет, сохраняют право на улучшение жилищных условий и сейчас. Они могут рассчитывать на получение бесплатного жилья от города по одному из следующих вариантов:
– предоставления жилых помещений по договору социального найма;
– предоставления жилых помещений по договору найма;
– предоставления жилых помещений по договору безвозмездного пользования из специализированного жилищного фонда.

По договору социального найма жилье предоставляется очередникам в порядке очередности, исходя из времени постановки на жилищный учет.

На получение жилья по договору безвозмездного пользования могут рассчитывать очередники, отнесенные к следующим категориям:
– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. А также лица из их числа, то есть молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет, которые в возрасте до 18 лет стали сиротами или остались без родительского попечения;
– пожилые люди и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, если они отказались от услуг этого учреждения.

Внимание!

Кроме безвозмездных способов получения жилья, эти очередники, если у них есть желание и некоторое количество накопленных сбережений, могут участвовать в возмездных городских программах. Например, приобрести в собственность жилье:
– с помощью городской безвозмездной субсидии;
– с рассрочкой платежа и использованием заемных (кредитных) средств, жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы.

При этом те «нуждающиеся в улучшении жилищных условий», которые имели жилищные льготы, сохраняют свое право на первоочередное обеспечение жильем. При условии, что они представили до 1 марта 2005 года соответствующие документы и на момент предоставления или приобретения с помощью города квартиры сохраняют основания, по которым им полагались льготы.

2. Москвичи, признанные нуждающимися в жилых помещениях

Это жители столицы, которых ставят на жилищный учет начиная с 1 марта 2005 года. С этого момента они называются уже не нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а нуждающиеся в жилом помещении. Изменилось не только наименование очереди, но и основания постановки на учет.

Ранее для постановки на учет в расчет бралась норма обеспеченности жилой площадью на одного человека. Учитывались также такие основания, как проживание в помещении, не отвечающем санитарным и техническим требованиям. Или в квартире, занятой несколькими семьями, если в семье имелись больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно. А также проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений и т. д. С 1 марта 2005 года все поменялось.

Теперь для того чтобы попасть в очередь на бесплатное жилье, помимо того что семья нуждается в нем по причине нехватки квадратных метров на «душу населения», необходимо быть и малоимущим. Причем свою бедность надо еще доказать.

Таким образом, законодательством установлено два критерия для постановки на жилищный учет: невысокие доходы и необходимость в дополнительных квадратных метрах.

При этом основания для признания человека нуждающимся в жилом помещении установлены в ст. 51 Жилищного кодекса РФ. А вот принципы и основания для признания гражданина малоимущим везде разные. В одном субъекте России могут быть одни критерии, а в другом совершенно другие.

В Москве эти критерии прописаны в Законе Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Встав в жилищную очередь, гражданин или семья могут получить жилье в общем порядке, то есть в зависимости от даты постановки на учет или во внеочередном порядке.

Во внеочередном порядке жилье предоставляется:
– гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
– детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; а также лицам из их числа по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях (в том числе в учреждениях социального обслуживания), в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных cилах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
– гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

На что можно рассчитывать?

По сравнению со «старыми» очередниками, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, «новые» очередники – те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года – имеют менее богатый выбор для решения своих жилищных проблем. Они вправе рассчитывать только на бесплатное получение жилья – на основании договора социального найма. Либо на основании договора безвозмездного пользования.

Условия, позволяющие встать в «новую» очередь

В соответствии со ст. 8 Закона Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» москвичи признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
– размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, составляет менее учетной нормы (для отдельных квартир 10 кв. м, для коммунальных – 15 кв. м;
– жилые помещения признаны непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежат, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
– в квартире, занятой несколькими семьями, есть больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним на одной жилплощади невозможно. При этом у семьи нет иного жилья, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности;
– в доме отсутствует хотя бы один из видов удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка), независимо от учетной нормы площади жилого помещения;
– новые очередники не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых Москва является местом пребывания).

Внимание!

Москвичи, которые встали на жилищный учет после 1 марта 2005 года, вправе перейти в категорию нуждающихся в содействии города Москвы, если у них изменилось имущественное положение. Другими словами, если человек уже перестал быть малоимущим (вдруг зарплату повысили, наследство от дядюшки получил и т. п.), но все еще нуждается в лишних метрах, то он может перейти в другую очередь (нуждающихся в содействии) с сохранением даты постановки на жилищный учет. При этом сохраняется год постановки в прежней очереди. Для того чтобы перейти из одной очереди в другую, надо написать заявление о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Это важно! По закону можно состоять только в одной из названных очередей (по выбору гражданина).

На что можно рассчитывать?

Перейдя в категорию нуждающихся в содействии города, москвичи могут решить свои жилищные проблемы путем:
– предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору найма;
– участия в накопительных системах в рамках городских жилищных программ для накопления денежных средств для приобретения жилья на рынке недвижимости;
– предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений;
– приобретения в собственность с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы;
– предоставления либо приобретения жилых помещений по другим законным основаниям.

Но им тоже придется подождать помощи от города. В настоящее время только формируется очередь нуждающихся, а обеспечивать жилплощадью «новых» очередников начнут после того, как дадут жилье «ветеранам», признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года (cогласно «Об итогах выполнения городских жилищных программ в 2007 году и о городских жилищных программах на 2008–2010 годы»).

На заметку

30 марта 2009 года Межведомственной комиссией правительства Москвы утверждена величина субсидии на строительство или приобретение жилья на II квартал 2009 года.

Новая величина субсидии составила 96 635 рублей за 1 кв. м площади жилого помещения. Предыдущая величина составляла 100 969 рублей.

Где об этом сказано

1. Жилищный кодекс РФ.
2. Закон города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» № 29 от 14 июня 2006 года (в ред. Законов г. Москвы от 24.01.2007 № 2, от 18.06.2008 № 24, от 24.09.2008 № 45).
3. Закон города Москвы от 18 июня 2008 года № 24 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
4. Постановление правительства города Москвы от 26 августа 2008 г. № 774-ПП «Об итогах выполнения городских жилищных программ в 2007 году и о городских жилищных программах на 2008–2010 годы».
5. Закон города Москвы «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве» № 61 от 30.11.2005.

3. Жители Москвы, признанные нуждающимися в содействии города

Это относительно новая очередь москвичей, желающих улучшить свои жилищные условия, используя содействие города и собственные средства. Она введена с 21 июля прошлого года после того, как Мосгордума приняла поправки в жилищное законодательство, установив новую категорию – «нуждающиеся в содействии города в улучшении жилищных условий». По федеральному закону, как известно, встать в очередь на получение бесплатного жилья могут только малоимущие граждане. Но в столице живет немало и таких семей москвичей, которые под этот критерий не подходят, но и самостоятельно купить квартиру по баснословным московским ценам не могут. Те, кто входит в установленную законом новую категорию, не могут рассчитывать на бесплатное получение жилья. Но если у них есть собственные сбережения, имеют право улучшить свои жилищные условия, участвуя в возмездных жилищных городских программах, таких как:
– социальная ипотека;
– покупка жилья по льготной цене в рассрочку;
– возможность воспользоваться субсидией на строительство или приобретение жилья и др.

Все эти способы обеспечения жилплощадью основаны на возмездных формах, реализуемых при поддержке города.

Кто может быть признан нуждающимся в содействии?

Нуждающимися в содействии города в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ могут быть признаны жители столицы, которые:
– имеют гражданство РФ;
– проживают в Москве по месту жительства не менее 10 лет;
– не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших за собой ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
– являются нуждающимися в жилых помещениях.

Какие документы собрать?

Для того чтобы вас приняли на учет, необходимо написать соответствующее заявление и вместе с другими документами подать все это в управу района Москвы.

Помимо заявления необходимы документы, которые подтверждают следующие сведения:
– о личности, гражданстве РФ и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство РФ и место жительства) заявителя и членов его семьи;
– о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях;
– о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы, в отношении которых заявитель или члены его семьи обладают или обладали на протяжении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, самостоятельным правом пользования или правом собственности (в случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таковых нет);
– полномочия представителя заявителя (доверенность, оформленная в установленном порядке), в случае если заявление подает доверенное лицо;
– о личности (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность) доверенного лица заявителя (в случае если заявление подает доверенное лицо);
– свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет:
а) копия финансово-лицевого счета;
б) выписка из домовой книги;
в) справка о проверке жилищных условий.

В течение 30 рабочих дней с момента подачи всех документов должно быть принято решение о признании семьи (гражданина) нуждающимися в содействии города либо об отказе в таком признании.

В случае положительного решения заявителю выдадут на руки извещение о признании семьи или гражданина нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилого помещения в рамках городских жилищных программ.

После этого в течение одного года нужно подать заявление в одну из действующих городских жилищных программ. Если заявители будут отвечать условиям участия в данной программе и признаны ее участниками, то срок действия распоряжения о признании заявителей нуждающимися в содействии города Москвы будет ограничиваться сроком действия этой городской жилищной программы. Если же заявление об участии в программе не будет подано в течение одного года, то решение об оказании помощи в приобретении жилья с помощью города будет считаться недействительным.

Наша справка

На учете граждан в целях реализации городских жилищных программ в городе Москве по состоянию на 19 мая 2009 года зарегистрированы 145 278 семей / 472 900 человек.

В Москве улучшают жилищные условия с помощью следующих программ.
1. Программа обеспечения бесплатной жилой площадью очередников.
2. Программа переселения жителей из сносимых, ветхих, аварийных, пятиэтажных домов (реконструкция, реновация), капитальный ремонт объектов жилищного фонда.
3. Программа улучшения жилищных условий очередникам с использованием субсидий.
4. Программа «Молодой семье – доступное жилье».
5. Московская программа «Социальная ипотека».
6. Программа приобретения жилья по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа.
7. Программа расселения квартир коммунального заселения.
8. Программа расселения общежитий.
9. Программа компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений.
10. Программа приобретения жилья отдельными категориями очередников, обеспечиваемых за счет средств федерального бюджета, с использованием государственных жилищных сертификатов.

Для сравнения – в 1990-х работала всего одна программа предоставления жилья, а сейчас их 10. Среди них есть как возмездные (реализуются с привлечением денег граждан), так и безвозмездные (бесплатные).

Екатерина Дагинова