Материальная ответственность работника на автомобильном предприятии. Что предусматривает закон

Материальная ответственность сотрудника определяет механизм возмещения вреда, нанесенного имуществу предприятия. По действующему трудовому законодательству работник считается материально ответственным лицом и обязуется компенсировать ущерб, нанесенный по его вине. Это касается и тех, кто занимает должность водителя.

Понятие материальной ответственности водителя

Согласно ст. 243 ТК , соглашение о полной ответственности заключается с лицами, занимающими определенные должности. В эту категорию не входят водители, кроме инкассаторов, экспедиторов и занимающиеся перевозкой материальных ценностей. Перечень должностей утвержден постановлением Минтруда РФ № 85 , и в случае несоответствия с ним оформленный контракт о матответственности не будет юридически действительным.

Для таких ситуаций существует понятие ограниченной ответственности сотрудников, оговоренное статьей 241 ТК . При ее наступлении возмещение потерянных активов возможно в размерах, не превышающих . Такой вариант наиболее распространен при составлении договора материальной ответственности за грузовой автомобиль. Он возлагает на водителя обязанности по сохранности служебного автомобиля.

Права и обязанности водителя

Перечень обязанностей шоферов, помимо управления транспортом, может содержать и другие функции. Для их упорядочивания между работником и руководителем заключается договор, в котором описываются детали сотрудничества, права и обязанности сторон, должностные функции.

Договор на матответственность в этом случае включает:

  • доставку груза от пункта приема до конечной точки;
  • ремонт ТС в дороге (при возникновении необходимости);
  • заправку машины;
  • контроль погрузки и выгрузки товара.

Должность экспедитора подразумевает дополнительные обязанности. Он контролирует:

ВАЖНО! Перечисленные обязанности должностных лиц будут актуальными только при наличии . Если перевозка груза осуществлялась без документа, то в случае нанесения урона водитель не обязан его возмещать. Трудовой контракт не является основанием для привлечения к ответственности.

Какой ущерб возмещает водитель

Водитель несет ответственность в обозначенных договором случаях. К ним относятся:

  • умышленная порча имущества;
  • причинение вреда в состоянии алкогольнольного или наркотического опьянения;
  • признание его виновным при дорожно-транспортном происшествии;
  • преступные действия сотрудника, которые привели к убыткам (по решению суда);
  • административный проступок (при установлении вины государственным органом).

Взыскание компенсации с провинившегося лица производится в полном объеме в течение 30 дней после расчета суммы понесенного ущерба.

ВАЖНО! При истечении срока возмещения вреда или отказе работника выплачивать установленную сумму (если размер выплаты превышает среднюю заработную плату виновника) взыскание возможно исключительно через суд.

Договор о материальной ответственности водителя-экспедитора подразумевает не только возмещение урона ТС, но и ответственность за материальные блага, перевозимые в машине. При этом гражданин будет отвечать только за те ценности, которые прописаны в сопроводительном документе и договоре.

Договор о полной материальной ответственности водителя

При составлении документа, который определяет ответственность водителя при возникновении форс-мажорных ситуаций, необходимо опираться на статью № 232 ТК РФ . Договор о матответственности состоит из следующих частей:

  1. Преамбула содержит информацию о сторонах, месте и дате подписания.
  2. Основная часть (определение обязанностей сторон).
  3. Метод определения суммы нанесённого вреда и порядок взыскания.
  4. Исключающие обстоятельства (отсутствие доказанности вины, условия, при которых сохранность груза не зависит от шофёра).
  5. Подписи сторон и печать организации.

ВАЖНО! Рекомендуется серьезно подходить к составлению соглашения во избежание возникновения споров между сторонами. Чем подробнее будут продуманы и описаны его положения, тем меньше будет трудностей при решении конфликтов и взыскании средств.

Требования к оформлению

Законодательством не установлена форма договора между работодателем и подчиненным. Можно использовать собственно разработанный бланк, но при условии закрепления его формы в локальных актах предприятия.

Договор об ответственности работника разрешается заполнять в письменном или печатном виде, но подписи сторон всегда ставятся вручную.

Ответственность в материальной форме может быть двух видов: первый представляет собой восполнение всего причиненного ущерба работодателю, второй - предусматривает неблагоприятные последствия в виде ответственности работника в рамках среднемесячного заработка.

Существует конкретный перечень, когда лицо можно привлекать к полной ответственности.

Водителя автомобиля там нет.

Кроме того, эксперты в области правоведения сходятся в позиции, что, во-первых, как таковой автомобиль не подходит к категории транспортного объекта, а представляет собой только средство, на котором работник передвигается и тем самым выполняет рабочие обязанности.

Во-вторых, нерациональным является заключение соглашения о полной ответственности в отношении такого средства, как автомобиль, с работником в рамках его должностных функций.

Так ли просто заключить договор материальной ответственности водителя за автомобиль

Если с Вами все-таки заключили такое соглашение, то обратите внимание на практику рассмотрения дел в данной сфере.

Так, например, гражданин, с которым был заключен такой договор, значился в должности водителя-экспедитора. В то время, как он развозил товар, у машины случилось возгорание двигателя. Впоследствии, конечно, установили, что данная поломка была обоснованна лишь неправильной эксплуатацией транспортного средства водителем. Но из-за наличия договора, работодатель взыскал с лица весь понесенный ущерб, включающий затраты по ремонту авто.

И что вы думаете, сказал по этому поводу суд? Было разъяснено, что в данном конкретном случае гражданин совмещал как бы две должности: водитель и экспедитор. При этом, вторая профессия значится в списке занятий, которые предполагают заключение соглашения, а вот первая- такого не предполагает. А это значит, что обязательства должны охватывать лишь должность экспедитора, а не водителя. Что еще раз доказывает положение, гласящее, что автомобиль не может являться предметом договора о полной материальной ответственности.

Как должен выглядеть договор

Как и любое соглашение подобного рода, оно содержит в самом начале предмет. В данном случае «работник» принимает на себя ответственность за полную сохранность переданного ему движимого имущества - автомобиля определенной марки.

  1. Обеспечение корректного вождения, соблюдение правил эксплуатации.
  2. Не оставлять средство повышенной опасности без присмотра за пределами видимости.
  3. Ставить авто на сигнализацию.
  4. Следить за техническим состоянием автомобиля и другие.

Следом за эти разделом раскрываются обязанности работодателя:

  1. Создавать условия нормальной работы для лица, которому вверяется имущество.
  2. Ознакомить работника со всей документацией на автомобиль и иными актами в этой области.
  3. Проведение проверок сохранности имущества и другие.

Одним из оснований для привлечения работника к полной материальной ответственности является недостача ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу (). В силу договоры о полной индивидуальной материальной ответственности могут заключаться только с работниками, выполняющими работы или занимающими должности, поименованные в утвержденном Минтрудом России . Должность "водитель" в этом перечне отсутствует, однако упомянуты, например, работники, осуществляющие транспортировку материальных ценностей. Этим и пользуются многие работодатели, заключая с водителями договоры о полной материальной ответственности за сами вверенные им автомобили (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 28 февраля 2019 г. по делу № 33-897/2019).

Однако суды чаще всего признают такую практику незаконной, указывая на тот факт, что автомобиль по своей природе не является транспортируемой материальной ценностью, а представляет собой инструмент, с помощью которого работник выполняет трудовую функцию.

Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, , и получите диплом установленного образца

Очередной подобный пример недавно имел место в практике Омского областного суда. Работник стал виновником ДТП, в результате которого принадлежащий работодателю автомобиль получил повреждения. Водитель обязался добровольно возместить работодателю ущерб и починил автомобиль за свой счет. Однако после этого передумал и решил взыскать потраченные на ремонт средства в судебном порядке. Суд удовлетворил требования работника частично. Судьи установили, что работник действительно должен нести материальную ответственность за причиненный ущерб, однако лишь в пределах своего среднего месячного заработка.

Договор о материальной ответственности с водителем не может заключаться в отношении транспортного средства, поскольку транспортное средство представляет собой материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции водителя. Закрепленный за работником автомобиль был предоставлен ему для выполнения трудовой функции водителя, а не в качестве материальных ценностей под отчет. В связи с этим оснований для возложения на работника полной материальной ответственности не имеется.

В отношении же добровольно взятых на себя работником обязательств по возмещению ущерба суд отметил, что положения (согласно которой работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично) не являются дополнительным основанием для возникновения у работника полной материальной ответственности, а письменное обязательство о возмещении работником ущерба работодателю не должно противоречить требованиям , ограничивающей размер материальной ответственности работника.

Водитель автотранспортного средства – это не просто человек, который ведет машину из пункта А в пункт Б. Данная профессия настолько многофункциональна, что сочетает в себе несколько специфик. Но когда речь заходит о водителя, не все могут с уверенностью сказать может ли она быть возложена на данную профессию.

Водители в том или ином количестве как наемные лица есть на любом предприятии. Принимая на работу шофера, ему выдается автомобиль и сразу же возникает вопрос, а в какой мере он несет ответственность за столько дорогое транспортное средство.

Как и с другими наемными лицами с шофером при приеме на работу подписывается . В нем оговариваются условия будущего сотрудничества, график работы и размеры оплаты за произведенный труд. Трудовое соглашение закрепляет тот факт, что стороны принимают на себя обоюдную ответственность, и каждый обязан исправно исполнять свою часть контракта. Кроме соглашения, водителю составляется должностная инструкция, которая полно очерчивает его трудовые обязанности.

В обязанности водителя входят:

  1. Следить за исправностью авто и своевременно оповещать нанимателя о необходимости ремонта или ТО.
  2. Поддерживать чистоту как внутри, так и снаружи.
  3. Следовать прописанным маршрутам.
  4. Соблюдать правила дорожного движения.
  5. Следить за погрузкой и выгрузкой пассажиров или грузов.

На работника данной профессии не должны возлагаться обязанности по ремонту авто, он может производить лишь мелкие починки.

Законодательное регулирование вопроса

Но является ли шофер ответственным за груз и машину? Работодатель для решения данного вопроса обязан ориентироваться на существующие законодательные нормы в Российской Федерации.

В РФ Постановлением Минтруда России в 2002 году утвержден Перечень № 85. В нем приводятся списком все профессии, которые могут по желанию нанимателя привлекаться к . Не внесенные в перечень профессии не могут нести обязательства по возмещению причиненного ущерба в полном объеме. Поэтому заключать такие договоры с работниками, которые работают на местах, не внесенных в Перечень нельзя. А если он будет все же заключен, то его правомерность оспаривается в судебном порядке.

Ориентируясь на пункты Перечня можно с уверенностью сказать, что заключить договор о материальной ответственности водителя нельзя.

А вот если водитель, по является еще и экспедитором, то ситуация сразу в корне меняется. Ведь экспедитор, подолгу своей профессии, отвечает за выданные ему материальные ценности с момента их выдачи до момента доставки их до получателя.

Можно ли заключить договор о материальной ответственности?

Чтобы заключить на постоянной основе договор материальной ответственности водителя за автомобиль, необходимо проставить в его трудовое соглашение приставку экспедитор. При наличии такого уточнения обязательства по наступают после того, как будет подписан договор о материальной ответственности. До момента его подписания действуют общие правила возмещения причиненного ущерба, а именно в размере, не превышающем оклад за один месяц.

Отсутствие договора с водителем не означает, что на него нельзя возложить некие финансовые обязательства. Например, можно выдавать грузы по доверенности. Доверенность автоматически подразумевает несение полных обязательств по сохранности, доставке, аккуратной погрузке и выгрузке товаров. Этот документ ограничен временными рамками или является разовым до момента передачи груза. Неудобство данного метода заключается в необходимости подготовки лишних бумаг. Если товары перевозятся не на постоянной основе, то доверенность прекрасно решит проблему с возложением ответственности.

Что касается самого транспортного средства, то здесь каждый случай рассматривается отдельно. Принимаются во внимание факторы, повлекшие поломку или аварию, доказывается виновность лица.

Ответственность водителя за причиненный ущерб

Многие перевозчики опломбируют свои грузы после погрузки. В этом случае водитель всего лишь выполняет функцию доставки. Его не интересует количественные характеристики, он обязан в указанный срок, по указанному маршруту доставить машину, груженую товаром. Получатель вскрывает пломбу и забирает содержимое. Совсем по-иному дело обстоит, когда шофер получает товар по накладной. Он обязан проверить не только его количество, но и целостность грузимого. По приезде в пункт Б он также обязан сдать ценности по описи, а именно по накладной, в указанном количестве и без внешних повреждений. Комплектность, целостность и иные характеристики внутреннего содержимого упаковки шофера не касаются. Исключением является лишь факт неправильной транспортировки, при котором продукция была повреждена по вине самого водителя.

В той или иной мере шофер всегда отвечает за доставленные грузы. Различают:

  1. Полную матответственность.
  2. Ограниченную матответственность.

Что каждая из них влечет за собой для работника данной профессии, рассмотрим более подробно.

Ограниченная ответственность

Ограниченные обязательства несут все работники, которые были приняты на работу с соблюдением законодательных норм о трудоустройстве.

При нанесении ущерба каждый работник подвергается денежным взысканиям, то есть, обязан возместить установленную сумму. При отсутствии заключенной с работодателем договоренности о полных обязательствах возмещение носит лишь частичный характер.

Статья 241 ТК РФ описывает пределы ограниченных обязательств, они не могут превышать одного работника, по вине которого был нанесен ущерб.

Для взыскания суммы наниматель обязан:

  1. Официально засвидетельствовать факт причиненного ущерба.
  2. Доказать виновность работника.
  3. Составить акт об уроне, приложить справку о его полной стоимости.

По приказу нанимателя с водителя взыскивают указанную сумму.

Материальная ответственность водителя автомобиля, работающего по найму, регулируется статьями 238 – 250 Трудового кодекса России и постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».

1. Общие положения.

1.1. Работник (водитель автомобиля) обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

1.2. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

1.3. Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

1.4. Работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника.

1.5. За причиненный ущерб работник (водитель автомобиля) несет ограниченную материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка.

1.6. Статьи 234 — 237 ТК РФ регулируют ответственность работодателя перед работником о нанесении ему материального ущерба.

2. Обязанность работодателя устанавливать размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном Трудовым кодексом.

3. Порядок взыскания ущерба (Статья 248 ТК РФ).

3.1. Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.

3.2. Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

3.3. С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.

3.4. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

4. Полная материальная ответственность водителя автомобиля.

Под ней понимается материальная ответственность работника возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном объеме.

4.1. Согласно вышеуказанных документов, водитель автомобиля не входит в список должностей, с которыми работодатель может заключать договора о полной материальной ответственности. (при нормальном характере выполнения своих прямых обязанностей).

4.2. В тоже время согласно постановления Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 под полную материальную ответственность подпадают работы по приему и обработке для доставки (сопровождения) груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей, их доставке (сопровождению), выдаче (сдаче). Это значит, что водитель может нести полную материальную ответственность за сохранность доставляемого им груза, если с ним заключен договор об экспедировании груза или есть соответствующая запись в трудовом договоре. Совмещение профессий в этом случае производится за дополнительную плату. Пределы ответственности – или полная, или частичная, в зависимости от загруженности водителя по основной профессии и размера доплаты за совмещение.

4.3. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих исключительных случаях, отличных от нормального характера выполнения своих прямых обязанностей.

а) умышленного причинения ущерба;

б) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

г) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

д) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

5. Материальная ответственность водителя за сохранность автомобиля.

Автомобиль является орудием труда при производственной деятельности. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение его состояния, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Здесь под восстановлением наличного имущества работодателя подразумевается ремонт поврежденного автомобиля, под имуществом третьих лиц – товарные ценности (груз), за который отвечает работодатель. Водитель не несет материальной ответственности в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

За повреждение автомобиля водитель может отвечать при исключительных случаях, приведенных в пункте 4.3. настоящей статьи.