Новый порядок призыва граждан на военную службу. Призыв на военную службу

Введение………………………………………………………………………….. 2

    Порядок призыва на военную службу…………………………………....4

    1. Этапы призыва……………………………………………………....4

      Сроки военной службы………………………………………......…6

      Отсрочка от призыва…………………………………………......…7

    Альтернативная служба……………………………………………………8

Заключение…………………………………………………………………….…10

Список использованной литературы…………………………………………...11

Введение

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, представляющий собой деятельность граждан, которым присваиваются воинские звания, на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, входящих в состав военной организации государства.

Служба в Вооруженных Силах – важный этап в биографии каждого мужчины. Ведь сегодня в российской армии большое внимание уделяется физической подготовке, дисциплине, воспитанию ответственности и умению постоять за себя и своего боевого товарища. Долг, честь, служба Отечеству – вот главные составляющие мотивации военной службы. Призыв осуществляется на основании Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" № 53-ФЗ от 28 марта 1998 г. (сокращённо ЗВОВС) с изменениями, внесенными в 2000-2002 годах Федеральными законами.

Законом установлены:

а) правила и порядок:

Воинского учёта,

Присвоения офицерских воинских званий гражданам, закончившим ВУЗы с военными кафедрами,

Призыва на военную службу,

Поступления на военную службу по контракту гражданским лицам и военнослужащим;

Военной службы по призыву,

Призыва на военные сборы и их прохождения

б) ответственность за невыполнение обязанностей:

По воинскому учёту,

По призыву на военную службу,

По призыву на военные сборы,

Военнослужащих.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, разделены Законом на 2 категории:

1) граждане, не пребывающие в запасе,

2) граждане, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера - это выпускники гражданских Вузов с военными кафедрами, которые будучи студентами 2 или 3 курса заключили (добровольно!) с Министерством обороны РФ контракт “О военном обучении по программе по программе подготовки офицеров запаса и военной службе по призыву”. В этом контракте (договоре), возможность и правила заключения которого определены Гражданским кодексом РФ, предусмотрены обязательства сторон и основания для расторжения контракта.

Во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, силовые ведомства издали приказы, которыми они руководствуются по вопросам, касающимся призыва граждан на военную службу и прохождения военной службы.

  1. Порядок призыва на военную службу

    1. Этапы призыва

Призыв осуществляется два раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря, но не раньше, чем будет издан соответствующий указ Президента РФ. Своим указом Президент может сократить, но не продлить сроки призыва. Согласно п. 1 ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу призывников включает в себя:

    явку на медицинское освидетельствование;

    явку на заседание призывной комиссии;

    явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы;

    нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Таким образом, и медицинское освидетельствование, и заседание призывной комиссии, и мероприятия по организации и осуществлению отправки к месту прохождения военной службы соотносятся с таким правовым институтом, как «призыв на военную службу», как частное с общим, а в своей совокупности и составляют призыв. Говоря языком образов и схем,

Призыв = медицинское освидетельствование + заседание призывной комиссии + организация отправки.

Будучи элементами призыва, рассматриваемые мероприятия могут производиться только в сроки призыва. Практикуемые врачами военных комиссариатов медицинские освидетельствования в марте и сентябре и отправки в войсковые части в январе незаконны. Результаты медицинского освидетельствования до начала призывной кампании ничтожны и не имеют юридической силы. Это не означает, что с практической точки зрения нельзя являться по повестке на медицинское освидетельствование, скажем, в сентябре: согласитесь, интересно узнать, как отнесутся к медицинским документам призывника врачи в то время, когда они связаны сроками призыва, и призывная комиссия не имеет возможности вынести решение о призыве и, тем более, осуществить отправку к месту прохождения военной службы.

    Граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом Вооружённых Сил РФ. В настоящее время такого перечня не существует;

    Граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;

    Граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля.

Важно отметить, что каждый этап призыва имеет в своём завершении юридически значимые последствия.

Медицинское освидетельствование завершается вынесением врачами-специалистами и врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, заключения о годности гражданина к военной службе . Заключение предопределяет содержание решения призывной комиссии.

На заседании призывной комиссии выносится решение о призыве на военную службу (об освобождении от призыва, о предоставлении отсрочки от призыва, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о зачислении в запас). От содержания решения зависит проведение отправки к месту прохождения военной службы. Таким образом, отправка – не обязательный, а факультативный элемент призыва.

В рамках отправки к месту прохождения военной службы определяется правовой статус гражданина. Согласно п. 10 ст. 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», гражданин теряет статус призывника и приобретает статус военнослужащего в день присвоения воинского звания рядового приказом военного комиссара.

И заключение врача, и решение призывной комиссии, и действия должностных лиц, выразившиеся в отправке к месту прохождения военной службы, и решение о присвоении воинского звания можно оспорить в суде.

Решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после достижения им 18-летнего возраста. От призыва на военную службу освобождается гражданин:

    признанный негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья;

    проходящий или прошедший военную службу;

    прошедший военную службу в вооруженных силах другого государства;

    имеющий неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления;

    гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.

Организация работы призывной комиссии

33. Для осуществления призыва граждан на военную службу решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации создаются призывные комиссии.

При этом члены призывных комиссий могут наделяться следующими правами и обязанностями:

знакомиться со всеми материалами личных дел призывников, в отношении которых предстоит принимать решения;

уточнять у призывников фактические данные, необходимые для принятия решения в отношении его в соответствии с законодательством Российской Федерации;

высказывать свои предложения при принятии призывной комиссией решения, а если оно не совпадает с мнением большинства, изложить его письменно в книге протоколов заседаний призывной комиссии;

высказывать председателю призывной комиссии, заместителю председателя призывной комиссии свои предложения по совершенствованию организации призыва граждан на военную службу;

участвовать в принятии решения в отношении граждан, подлежащих призыву на военную службу;

отвечать за соответствие законодательству Российской Федерации принятых решений в отношении призывников, проходящих призывную комиссию;

знать действующее законодательство, которое регулирует вопросы призыва граждан на военную службу;

в установленное председателем призывной комиссии время прибывать на заседания призывной комиссии. В случае невозможности прибытия на заседание призывной комиссии заблаговременно информировать об этом председателя призывной комиссии или заместителя председателя призывной комиссии;

накануне дня заседания призывной комиссии знакомиться со всеми личными делами граждан, подлежащих призыву на военную службу, в отношении которых предстоит принимать решения, определяя при этом, какие сведения для принятия решения требуют уточнения;

принимать участие в работе комиссии. Уточнять у граждан, подлежащих призыву на военную службу, в отношении которых предстоит принимать решения, необходимые сведения для принятия решения;

заверять своей подписью принимаемые призывной комиссией решения;

при участии в работе призывной комиссии соблюдать установленный регламент;

своевременно выполнять поручения председателя, заместителя председателя призывной комиссии, отданные в пределах их компетенции.

Функциональные обязанности членов призывной комиссии разрабатывает в соответствии с основными направлениями их деятельности военный комиссар - заместитель председателя призывной комиссии и утверждает глава местной администрации или иной представитель местной администрации - председатель призывной комиссии.

Для обеспечения плановой работы призывных комиссий на случай отсутствия по уважительным причинам кого-либо из назначенных членов призывных комиссий определяется резервный состав.

При обслуживании военным комиссариатом нескольких муниципальных образований призывная комиссия создается в каждом из них. Военный комиссар либо заместитель военного комиссара (в случае обслуживания военным комиссариатом двух и более муниципальных образований) обязаны участвовать на постоянной основе в заседаниях каждой такой призывной комиссии в течение всего срока ее работы в качестве заместителя председателя комиссии. В этом случае военным комиссариатом по согласованию с главами местных администраций разрабатывается график очередности работы призывных комиссий. Призывная комиссия соответствующего муниципального образования имеет право рассматривать вопросы, связанные с призывом на военную службу граждан, проживающих (зарегистрированных) только в этом муниципальном образовании.

В городском округе призывные комиссии создаются, как правило, по числу военных комиссариатов, обслуживающих соответствующие территории округа, для принятия решений в отношении призывников, состоящих на воинском учете в этих военных комиссариатах. В состав названных призывных комиссий включаются должностные лица, определенные Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", входящие в администрацию городского округа. Персональный состав (основной и резервный) комиссий согласовывается и представляется для включения в проект решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) одним из военных комиссаров, назначаемым военным комиссаром субъекта Российской Федерации.

34. После создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к настоящей Инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.

Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

35. Граждане, вызываемые на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, за исключением граждан, являющихся инвалидами I группы или имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе необходимые документы (порядок организации работы призывного пункта и призывной комиссии при проведении призыва граждан на военную службу приведен в приложении N 31 к настоящей Инструкции).

(п. 35 в ред. Приказа Министра обороны РФ от 29.06.2012 N 1661)

36. Медицинское освидетельствование граждан при призыве на военную службу проводится в установленном порядке.

37. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору с гражданами при их призыве на военную службу проводятся в установленном порядке.

На основе оценки психологических качеств и с учетом образования и профессиональной подготовленности призывников специалист по профессиональному психологическому отбору выносит заключения о целесообразности распределения их по видам, родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам, воинским должностям (по военно-учетным специальностям).

38. В отношении граждан, годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья, не имеющих права на отсрочку и освобождение от призыва на военную службу, военный комиссар вносит в призывную комиссию предложения о предназначении граждан, призываемых на военную службу, для подготовки и прохождения военной службы по соответствующим военно-учетным специальностям с учетом следующих требований:

призывники, обладающие высокими морально-деловыми качествами, имеющие среднее (полное) общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, дисциплинированные, инициативные и физически развитые, подлежат направлению в режимные воинские части и учебные воинские части для подготовки сержантов (старшин) и солдат (матросов)-специалистов в пределах имеющихся заданий на призыв. Для подготовки солдат-специалистов разрешается направлять в учебные воинские части призывников, имеющих основное общее образование и отнесенных к I и II категориям профессиональной пригодности в отношении воинских должностей (военно-учетных специальностей), на которые проводится подготовка в этих учебных воинских частях;

призывники, окончившие образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и отвечающие требованиям подготовки в учебных воинских частях, направляются в учебные воинские части для подготовки из их числа сержантов (старшин) и солдат (матросов)-специалистов по военно-учетным специальностям, родственным полученной ими специальности, в пределах имеющихся заданий на призыв;

призывники, имеющие неудовлетворительную нервно-психическую устойчивость, не направляются в режимные и учебные воинские части, а в учебные воинские части - отнесенные к IV категории профессиональной пригодности в отношении воинских должностей (военно-учетных специальностей), на которые проводится подготовка в этих учебных воинских частях;

призывники, окончившие образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования и не отвечающие требованиям подготовки в учебных воинских частях, предназначаются в линейные воинские части, как правило, на должности, родственные полученной ими специальности;

призывники, имеющие специальности, родственные военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, направляются на укомплектование воинских должностей преимущественно с учетом полученной ими подготовки;

призывники из числа проживающих в муниципальных образованиях, почетные наименования которых носят соединения и воинские части (корабли), по возможности предназначаются для этих соединений и воинских частей (кораблей), в пределах имеющегося задания на призыв;

братья-близнецы, если они призываются на военную службу одновременно одной призывной комиссией, должны направляться для прохождения военной службы, как правило, в одну воинскую часть;

призывники, проживающие на Камчатке, Чукотке, Сахалине и на побережье Охотского и Японского морей, если они по состоянию здоровья и другим требованиям годны для службы в Военно-Морском Флоте, предназначаются, как правило, в воинские части и на корабли Тихоокеанского флота; проживающие в Мурманской и Архангельской областях, - в воинские части и на корабли Северного флота; проживающие в Калининградской области, - в воинские части и на корабли Балтийского флота;

призывники, имеющие детей, а также больных и пожилого возраста родителей (женщины - старше 55 лет, мужчины - старше 60 лет), но не попадающие под требования подпункта "б" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", по возможности направляются для прохождения военной службы в воинские части Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированные вблизи места их проживания, в пределах установленных норм призыва граждан на военную службу для соответствующих муниципальных образований. При этом гражданин обязан документально подтвердить наличие у него указанных родственников;

призывники, окончившие образовательные учреждения по специальностям морского и внутреннего водного транспорта Российской Федерации, при призыве на военную службу предназначаются для прохождения военной службы в воинские части и на корабли Военно-Морского Флота;

призывники, подготовленные по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях общественных объединений, начального профессионального и среднего профессионального образования, должны распределяться строго в соответствии с полученной ими военно-учетной специальностью и имеющимся заданием на призыв;

при предназначении водителей автомобилей необходимо учитывать уровень их профессиональной подготовки и особенности эксплуатации автотранспорта в соответствующих регионах. Наиболее подготовленные водители отбираются и направляются в первую очередь в автомобильные воинские части и подразделения, постоянно занятые перевозкой личного состава и подвозом материальных средств.

Организацию направления в воинские части, организации Вооруженных Сил и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, отдельных категорий призывников, в том числе имеющих дефицитные специальности, осуществляет Генеральный штаб (Главное организационно-мобилизационное управление).

39. Решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу или от исполнения воинской обязанности, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в перечне, приведенном в приложении N 32 к настоящей Инструкции.

40. Решение призывной комиссии заносится в протокол заседания призывной комиссии согласно приложению N 33 к настоящей Инструкции. В конце рабочего дня протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.

В удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, секретарем призывной комиссии производится соответствующая запись, которая подписывается военным комиссаром и заверяется печатью военного комиссариата.

Организация отправки призывников на сборный пункт

41. В первую очередь на сборный пункт представляются граждане старших возрастов, в отношении которых призывной комиссией принято решение призвать на военную службу, и они по всем показателям предназначения соответствуют требованиям формируемой на сборном пункте воинской команды.

Накануне отправки призывников на сборный пункт военный комиссариат обязан:

а) подготовить личные дела призывников и оформить на отправляемых:

военные билеты (при наличии допуска для исполнения специальных обязанностей военной службы заполнить раздел VIII);

учетно-послужные карточки, наклеив на них фотографии и заполнив пункты 1, 2 - 8, 10 - 14 (при наличии допуска для исполнения специальных обязанностей военной службы необходимо заполнить пункт 27).

При призыве на военную службу гражданина, ранее отчисленного из военно-учебного заведения до достижения им 18-летнего возраста, в пункте 19 военного билета и в пункте 18 учетно-послужной карточки, а также в разделе VIII военного билета и в пункте 27 учетно-послужной карточки делаются записи соответственно о приведении гражданина к Военной присяге и продолжительности зачтенного ему срока обучения в военно-учебном заведении, которые заверяются подписью военного комиссара и печатью военного комиссариата;

карты профессионального психологического отбора согласно приложению N 34 к настоящей Инструкции по результатам социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, содержащимся в документах личного дела призывника. Карты профессионального психологического отбора подписываются специалистом профотбора и военным комиссаром и заверяются печатью военного комиссариата;

б) составить в четырех экземплярах именной список призывников, направляемых в составе команды на сборный пункт для отправки к месту прохождения военной службы, в соответствии с приложением N 35 к настоящей Инструкции;

в) обеспечить призывников при необходимости продовольственно-путевыми деньгами или рационами питания. Возмещение расходов лицам, назначаемым из числа представителей местной администрации и военного комиссариата для сопровождения команд до сборного пункта и обратно, производится в порядке, определенном для лиц, направляемых в служебную командировку.

В день отправки призывников на сборный пункт проверяется полнота их явки, проводится опрос о состоянии здоровья и проверяется наличие:

паспорта гражданина Российской Федерации;

удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, которое в этот же день у него изымается, а взамен под личную подпись выдается военный билет;

(в ред. Приказа Министра обороны РФ от 19.01.2011 N 37)

соответствующих удостоверений о наличии военно-учетных специальностей, полученных в образовательных учреждениях общественных объединений, начального профессионального и среднего профессионального образования;

водительского удостоверения - у водителей транспортных средств;

исправной одежды и обуви (по сезону).

Если по каким-либо причинам отправка призывника не состоялась, удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, с произведенной в нем соответствующей отметкой возвращается владельцу, а военный билет у него изымается, о чем производится запись в учетной карте призывника.

В случае неявки призывника для отправки в войска (силы) военный комиссар в именном списке на команду производит запись о причине его неявки, которая заверяется его подписью и печатью военного комиссариата. При этом принимаются меры к полному укомплектованию команды, отправляемой на сборный пункт.

Старшему из числа лиц, сопровождающих команду призывников, военный комиссар вручает под личную подпись:

три экземпляра именного списка призывников (приложение N 35 к настоящей Инструкции);

машинный носитель (регистрируется в делопроизводстве военного комиссариата, выдается под расписку и возвращается в военный комиссариат по прибытии старшего команды со сборного пункта) с электронным массивом данных на призывников, включенных в список, для создания на сборном пункте базы данных призывников, доставленных из военных комиссариатов;

личные дела призывников (в день отправки призывников со сборного пункта к месту прохождения военной службы личные дела призывников со вторым экземпляром списков через представителя военного комиссариата возвращаются в военные комиссариаты);

учетно-послужные карточки;

карты профессионального психологического отбора;

карты медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Прибытие призывников на сборный пункт предусматривается с учетом времени, необходимого для формирования воинских команд, изучения представителями воинских частей, проведения всех предусмотренных перед отправкой мероприятий и обеспечения положенными видами довольствия, но не позднее чем за двое суток до отправки их к месту прохождения военной службы.

Организация работы сборного пункта

42. Отправка граждан, призванных на военную службу, производится со сборных пунктов, создаваемых при содействии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

43. Для работы на сборном пункте при содействии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации военным комиссариатом субъекта Российской Федерации создается временный штат администрации сборного пункта в следующем составе:

а) командование:

начальник сборного пункта;

заместитель начальника сборного пункта;

помощник начальника сборного пункта по воспитательной работе;

б) медицинское отделение:

начальник отделения - председатель военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации или лицо, его замещающее;

врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, дерматовенеролог, при необходимости врачи других специальностей - численностью, обеспечивающей работу сборного пункта;

медицинские сестры - по одной на каждого врача-специалиста;

рентгенотехник;

в) отделение формирования:

начальник отделения;

помощники начальника отделения (с учетом загрузки пункта);

специалисты по профессиональному психологическому отбору (с учетом загрузки пункта);

специалисты по дактилоскопической регистрации (с учетом загрузки пункта);

2 - 3 машинистки (оператора персонального компьютера);

г) комендантское отделение:

комендант сборного пункта;

дежурные помощники коменданта;

патрульные;

д) хозяйственное отделение:

начальник отделения;

помощник начальника отделения по вещевому обеспечению;

помощник начальника отделения по продовольственному обеспечению;

бухгалтер по вещевому и продовольственному обеспечению и выдаче перевозочных документов;

начальник столовой (пункта питания);

заведующий вещевым складом;

заведующий продовольственным складом.

Функциональные обязанности должностных лиц сборного пункта утверждаются заместителем военного комиссара по призыву - начальником второго отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации.

Обеспечение жизнедеятельности сборного пункта организуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

44. На сборном пункте следует предусмотреть:

помещение призывной комиссии субъекта Российской Федерации;

помещения для размещения призывников, прибывших из военных комиссариатов и подлежащих отправке к месту прохождения военной службы, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

помещение для проведения воспитательной и культурно-массовой работы с призывниками (с количеством посадочных мест не менее двух третей от расчетной загрузки пункта);

кабинет председателя военно-врачебной комиссии;

кабинеты для проведения медицинского осмотра из расчета по одному кабинету на каждого врача-специалиста;

помещение (место) для флюорографической установки и лаборатория;

помещения для проведения социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования (группового обследования и индивидуального изучения и собеседования);

помещение для отделения формирования воинских команд (эшелонов);

помещения для размещения личного состава, прибывшего для приема и сопровождения граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы;

пункт набора граждан на военную службу по контракту;

общежитие для временного размещения военнослужащих, принятых на военную службу по контракту, до их отправки к месту прохождения военной службы;

помещения для переодевания;

вещевой склад;

продовольственный склад;

помещения для санитарной обработки (баня, душ) прибывших призывников;

бытовая комната;

комната для хранения личных вещей;

пункт питания (столовая), буфеты, оборудованные места для продажи товаров первой необходимости;

санитарный пропускник с дезинфекционными камерами, изолятор на два вида инфекционных заболеваний, санитарные узлы;

места для построения призывников и проведения с ними строевых и спортивных занятий;

помещение для проведения мероприятий дактилоскопической регистрации призывников;

умывальник и туалет из расчета загрузки пункта.

Кроме того, на сборном пункте должны предусматриваться места для размещения командования сборного пункта, дежурной службы и других лиц, назначаемых для поддержания порядка и дисциплины.

45. На сборном пункте предусматривается:

прием по именным спискам (приложение N 35 к настоящей Инструкции) от представителей военных комиссариатов, призывников, подлежащих отправке к месту прохождения военной службы. О лицах из числа включенных в указанные списки и не доставленных на сборный пункт во всех экземплярах списков в установленном порядке производится запись с указанием причины неявки, которая заверяется печатью;

прием электронного массива данных на призывников, включенных в именные списки (приложение N 35 к настоящей Инструкции). Машинный носитель возвращается старшему команды от военного комиссариата;

внесение при необходимости в графу 21 учетно-послужной карточки номеров военно-учетных специальностей и кодов воинских должностей, по которым необходимо подготовить гражданина во время прохождения военной службы;

медицинский осмотр призывников, подлежащих отправке к месту прохождения военной службы, врачами-специалистами. Лабораторные и инструментальные исследования, а также санитарная обработка призывников проводятся по показаниям;

проверка правильности оформления карт профессионального психологического отбора, обоснованности и достоверности содержащихся в них заключений о профессиональной пригодности призывников к подготовке и службе на конкретных воинских должностях;

выдача призывникам вещевого имущества и подгонка обмундирования;

проведение для призывников, зачисленных в команды для воинских частей Вооруженных Сил, обязательной государственной дактилоскопической регистрации и внесение в графу 26 их учетно-послужных карточек и пункт 32 военных билетов соответствующих записей;

внесение в графу 16 учетно-послужной карточки гражданина, призванного на военную службу, записи о присвоении воинского звания, а в пункт 20 военного билета - записи о присвоении воинского звания с указанием, кем присвоено, даты и номера приказа о присвоении, которая подписывается военным комиссаром субъекта Российской Федерации и заверяется печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации;

выдача гражданам, призванным на военную службу и зачисленным в команды для воинских частей Вооруженных Сил, жетонов с личным номером и внесение соответствующих записей в военные билеты и учетно-послужные карточки;

внесение в графу 15 учетно-послужной карточки гражданина, призванного на военную службу, записи о дате убытия к месту прохождения военной службы и в части второй пункта 6 военного билета записи о дате убытия к месту прохождения военной службы и из какого военного комиссариата субъекта Российской Федерации, которые подписываются военным комиссаром субъекта Российской Федерации и заверяются печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации;

составление на каждую воинскую команду именного списка согласно приложению N 36 к настоящей Инструкции в трех экземплярах, а также акта о готовности воинской команды к отправке в соответствии с приложением N 37 к настоящей Инструкции в двух экземплярах;

передача начальнику воинской команды по именному списку граждан, призванных на военную службу, отправляемых со сборного пункта. Выявленные при проверке воинской команды недостатки устраняются до ее отправки.

Начальником сборного пункта при передаче граждан, отправляемых со сборного пункта, начальнику воинской команды вручаются:

а) первый и второй экземпляры списков команды;

б) учетно-послужные карточки;

в) карты профессионального психологического отбора;

г) карты медицинского освидетельствования граждан, призванных на военную службу;

д) второй экземпляр акта о готовности воинской команды;

е) воинские перевозочные документы на перевозку воинской команды;

ж) акт приема-передачи вещевого имущества;

з) вещевой аттестат на каждого гражданина, призванного на военную службу и зачисленного в команду;

и) продовольственный аттестат на команду;

к) маршрутный лист воинской команды;

оказание помощи начальнику воинского эшелона (в случае его формирования) в распределении воинских команд по ротам, взводам, отделениям и составлении, во взаимодействии с органами военных сообщений, схемы посадки их по вагонам.

46. На сборном пункте призывники обеспечиваются питанием по нормам, установленным Правительством Российской Федерации для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и в установленном порядке.

47. На сборном пункте разрешается иметь резерв призывников (до 3 процентов от числа отправляемых в воинских эшелонах или командах), который используется при необходимости для пополнения воинских эшелонов (команд) в случае заболевания отдельных призывников или невозможности их отправки по другим причинам. Призывников, находящихся в резерве, возвращать в военные комиссариаты запрещается.

Разрешенный резерв призывников, находящихся на сборном пункте, распределять по последним командам с таким расчетом, чтобы к моменту выполнения нормы призыва граждан на военную службу на сборном пункте их не оставалось.

48. С призывниками на сборном пункте проводится воспитательная и культурно-массовая работа. При этом предусматривается проведение лекций и бесед об истории России, ее Вооруженных Силах и боевых традициях, о Военной присяге, об основных положениях общевоинских уставов, о порядке прохождения военной службы, о правах и обязанностях военнослужащих, о льготах для граждан, проходящих военную службу по призыву, и членов их семей, о правилах поведения в пути следования.

Организуются встречи с ветеранами войны и труда, военнослужащими, образцово выполняющими воинский долг, просмотр кинофильмов, телепрограмм, другие культурно-массовые мероприятия, а также проводится разъяснительная работа с родителями и другими родственниками граждан, призванных на военную службу.

Воспитательная и культурно-массовая работа на сборном пункте организуется и ведется при содействии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и с участием представителей местной администрации, исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юстиции, науки и культуры, общественных организаций, офицеров, пребывающих в запасе и в отставке, и должна носить не только массовый характер, но и индивидуальную направленность.

Военные комиссариаты совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления организуют на сборных пунктах торжественные проводы граждан, призванных на военную службу, отправляемых к месту прохождения военной службы.

49. Личный состав, назначенный для приема и сопровождения граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы, должен прибывать на сборный пункт заблаговременно, с учетом времени, необходимого для приема, изучения личного состава, а также обеспечения положенными видами довольствия, в том числе вещевым имуществом, но не позднее чем за двое суток до отправки воинских команд с оформленной в установленном порядке доверенностью на право получения этих граждан. Доверенность приобщается к третьему экземпляру именного списка граждан, призванных на военную службу, отправляемых воинской командой (приложение N 36 к настоящей Инструкции), и хранится в военном комиссариате субъекта Российской Федерации.

Указанный личный состав во время нахождения на сборном пункте подчиняется начальнику сборного пункта и обязан совместно с командованием сборного пункта участвовать в формировании воинских команд и погрузке их в транспортные средства, изучать граждан, призванных на военную службу, в беседе и по личным делам призывников, проводить с ними занятия по строевой подготовке, сопровождать их для приема пищи, прохождения санитарной обработки и участвовать в других мероприятиях, предусмотренных распорядком работы сборного пункта.

Начальникам воинских команд и другим лицам, прибывшим из войск для получения и сопровождения к месту прохождения военной службы граждан, призванных на военную службу, категорически запрещается предъявлять при этом какие-либо требования по отбору призывников, не предусмотренные законодательными, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами Министерства обороны.

50. Организация перевозки граждан, призванных на военную службу, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация работы призывной комиссии субъекта
Российской Федерации

51. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации:

организует медицинский осмотр призывников перед отправкой их к месту прохождения военной службы;

организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу или получивших отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья;

организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;

осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий;

проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождения от призыва на военную службу;

контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах, родах войск Вооруженных Сил, других войсках, воинских формированиях и органах;

рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения призывных комиссий.

При этом члены призывной комиссии субъекта Российской Федерации могут наделяться следующими правами и обязанностями:

уточнять у граждан, не пребывающих в запасе, фактические данные, необходимые для принятия решения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

высказывать свои предложения при принятии призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения, а если они не совпадают с мнением большинства, изложить его письменно в протоколе заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации;

высказывать свои предложения по совершенствованию работы призывной комиссии субъекта Российской Федерации;

отвечать за соответствие принятых решений в отношении граждан, не пребывающих в запасе, законодательству Российской Федерации;

знать законодательство Российской Федерации по вопросам призыва граждан на военную службу;

прибывать на заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации в установленное председателем призывной комиссии субъекта Российской Федерации время. В случае невозможности прибытия на заседание призывной комиссии субъекта Российской Федерации заблаговременно информировать об этом председателя или заместителя председателя призывной комиссии субъекта Российской Федерации;

изучать накануне дня заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации личные дела граждан, не пребывающих в запасе, определяя при этом, какие сведения для принятия решения требуют уточнения;

принимать участие в работе призывной комиссии субъекта Российской Федерации;

уточнять сведения по гражданам, не пребывающим в запасе, необходимые для принятия решения;

подписывать протокол заседания призывной комиссии, в который внесены решения, принимаемые призывной комиссией субъекта Российской Федерации;

соблюдать установленный регламент в ходе заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации;

выполнять поручения председателя и заместителя председателя призывной комиссии субъекта Российской Федерации, отданные в пределах их компетенции.

Функциональные обязанности членов призывной комиссии субъекта Российской Федерации разрабатывает в соответствии с основными направлениями их деятельности военный комиссар субъекта Российской Федерации - заместитель председателя призывной комиссии и утверждает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - председатель призывной комиссии.

На рассмотрение призывной комиссии субъекта Российской Федерации представляются личные дела призывников, в отношении которых приняты решения об освобождении от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (при необходимости представляются для медицинского освидетельствования призывники) и о призыве на военную службу, но не реализованные в течение текущего призыва на военную службу по различным основаниям. Личные дела призывников, которые освобождены от призыва или которым предоставлены отсрочки от призыва по основаниям, не связанным с состоянием здоровья, представляются на рассмотрение призывной комиссии субъекта Российской Федерации выборочно - по решению председателя призывной комиссии субъекта Российской Федерации.

Призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря):

а) принимает решение:

об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья. При этом одновременно с отменой решения принимает одно из решений, указанных в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". При принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид, род войск Вооруженных Сил, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане должны проходить военную службу;

об отмене не реализованного в ходе текущего призыва решения о призыве граждан на военную службу. До принятия данного решения в отношении граждан старших возрастов (20 лет и старше) члены призывной комиссии заслушивают военного комиссара, представившего личные дела призывников, о причинах, по которым эти граждане не были представлены на сборный пункт для отправки к местам прохождения военной службы;

б) заносит в протокол заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации согласно приложению N 38 к настоящей Инструкции вновь принятое в отношении гражданина решение и в конце рабочего дня подписывает его.

Выписки из протокола призывной комиссии субъекта Российской Федерации, оформленные в установленном порядке, помещаются в личные дела призывников.

Личные дела призывников с оформленными в установленном порядке выписками из решений призывной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней со дня принятия этих решений через представителей военных комиссариатов или в ином порядке возвращаются в военные комиссариаты.

В военном комиссариате с получением личного дела призывника в течение 3 рабочих дней производится запись в графе 7 протоколов призывной комиссии об отмене решения с указанием даты, номера протокола и принятого призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения (повторно призывник в протокол не записывается).

При отмене решения о призыве гражданина, доставленного на сборный пункт для отправки к месту прохождения военной службы, военному комиссару направляется служебное письмо согласно приложению N 39 к настоящей Инструкции с указанием причины, по которой он возвращен в военный комиссариат, а также принятое призывной комиссией субъекта Российской Федерации решение. Граждане, по которым принято решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации, отличное от решения нижестоящей призывной комиссии (кроме призывников, призванных на военную службу и в отношении которых решения не реализованы по причине отсутствия задания), учитываются в книге учета призывников, возвращенных со сборного пункта, в соответствии с приложением N 40 к настоящей Инструкции. В этом случае начальником сборного пункта в первом и втором экземплярах именного списка (приложение N 35 к настоящей Инструкции) производится соответствующая запись, которая заверяется печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации.

52. Штабы военных округов оказывают помощь призывным комиссиям субъектов Российской Федерации и военным комиссариатам субъектов Российской Федерации в методическом руководстве деятельностью призывных комиссий.

Мероприятия, проводимые после завершения призыва граждан
на военную службу

53. Военный комиссар:

а) организует проведение всех необходимых отметок в учетно-алфавитных книгах в отношении граждан, призванных на военную службу, зачисленных в запас по различным причинам, получивших отсрочки от призыва на военную службу;

б) организует формирование картотеки личных дел призывников для составления отчета о призыве и в дальнейшем для проведения очередного призыва граждан на военную службу;

в) в течение 20-дневного срока после окончания очередного призыва граждан на военную службу создает комиссию под председательством начальника одного из отделений, кроме начальника 2 отделения, по проверке правильности построения картотеки личных дел призывников, наличия документов, подтверждающих право граждан на отсрочку от призыва на военную службу, правильности ведения и хранения документации по призыву граждан на военную службу, а также по сверке наличия личных дел призывников с данными учетно-алфавитных книг. При этом результаты проверки оформляются актом, который утверждается военным комиссаром (хранится в военном комиссариате 2 года).

  • II. Функции штабов военных округов и военных комиссариатов в области подготовки и проведения призыва граждан на военную службу
  • III. Порядок подготовки граждан к призыву на военную службу
  • IV. Порядок подготовки и планирования призыва граждан на военную службу
  • V. Организация и проведение призыва

Воинская служба - почетная обязанность. Российская армия - в числе сильнейших в мире, даже по признанию экспертов из ведущих зарубежных держав. И потому многие молодые ребята мечтают попасть в ее ряды. Тому способствует принцип комплектования Вооруженных сил РФ. Значительный процент офицеров армии нашей страны - контрактники. Однако прохождение службы по призыву - важнейшее условие боеспособности Вооруженных сил России. Рассмотрим нюансы, связанные с организацией зачисления в армию новобранцев.

Служба в армии: законодательный аспект

Общие принципы, отражающие функции государственной армии, а также обязанности граждан по отношению к службе в Вооруженных силах зафиксированы уже на уровне Конституции РФ. Призыв на военную службу в РФ регулируется ФЗ "О воинской обязанности", принятым 6 июля 2006 года. Данный правовой акт регулирует практически все аспекты, актуальные для комплектования Вооруженных сил РФ призывниками, а также кадрами по контракту.

Конкретно призыв в армию регулируется 4-м разделом рассматриваемого ФЗ. В частности, в самом его начале, в 22-й статье, указывается, кто может быть призван на службу в ВС РФ. Начнем, таким образом, с этого аспекта.

Кто подлежит призыву?

Прохождение военной службы по призыву - обязанность всех граждан РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. В числе ключевых критериев - нахождение на воинском учете, а также отсутствие статуса пребывающего в запасе Вооруженных сил. В свою очередь, не могут быть призваны в армию россияне, которые в официальном порядке получили освобождение от соответствующей обязанности, те, у кого есть отсрочка, а также граждане, которые по тем или иным причинам не подлежат зачислению в ряды ВС РФ.

Освобождение от призыва

Рассмотрим аспект, касающийся освобождения от призыва в армию. Во-первых, это возможно, если гражданин признан не годным к службе в ВС РФ в силу состояния здоровья. Есть закрепленный законодательно перечень заболеваний, которые могут быть препятствием к зачислению человека в армию. В числе ключевых источников соответствующих сведений - Постановление РФ № 123, принятое 25 февраля 2003 г. Во-вторых, освобождаются от призыва, конечно же, те, кто уже зачислен в ряды армии РФ, отслужил и уволился, а также те, кто проходит службу в альтернативном порядке. В-третьих, не призываются граждане, которые уже находились в рядах ВС других государств.

В ФЗ "О воинской обязанности" есть формулировки, в соответствии с которыми у отдельных категорий граждан есть право на то, чтобы освободиться от призыва в ВС РФ. Так, например, могут не пойти в армию люди с официальной ученой степенью - кандидаты и доктора наук. Также право на освобождение имеют сыновья или братья военнослужащих, отдавших за Родину свою жизнь в период службы по призыву.

Конечно, обладатели ученых степеней могут пойти по желанию в армию. Правда, призывниками они могут стать, только если им еще не исполнилось 27 лет. После - только на контрактной основе.

Кто не подлежит призыву

Есть категории граждан, для которых прохождение военной службы по призыву в законодательном порядке запрещено. Так, не могут быть зачислены в ряды ВС РФ парни, которые отбывают наказание в тюрьме, арестованные или люди с судимостью, которая не погашена. А также лица, в отношении которых правоохранительные органы ведут следствие, или же которым предстоит участвовать в качестве обвиняемых в уголовном судебном процессе.

Отсрочка

Законодательство РФ предусматривает вариант, при котором призыв на военную службу может быть перенесен. Существуют различные виды отсрочки от зачисления в ВС РФ. Рассмотрим их специфику.

Отсрочку могут получить граждане, получивших статус временно не годных к зачислению в ВС РФ. Срок, в течение которого человека не могут призвать - до одного года.

Получить отсрочку также могут граждане, которые ухаживают за больными ближайшими родственниками (если этого больше некому делать, а также при условии, что аналогичную функцию не выполняют государственные органы). Опекуны братьев или сестер, которым еще нет 18 лет, также могут не идти в армию до совершеннолетия подопечных.

Призыв на военную службу в установленном законом порядке переносится, если у гражданина есть ребенок, и он воспитывает его сам. Также мужчина может не идти в армию, если у него двое и более детей. При этом если у призывника один ребенок, но его жена вновь беременна (срок - 26 недель и более), то также дается отсрочка. То же касается гражданина, воспитывающего ребенка с инвалидностью, которому нет 3 лет.

Если человек служит в силовых органах, пожарной службе, на таможне - при условии, что он отучился в специализированных ведомственных образовательных структурах - то на период работы в соответствующих учреждениях он может воспользоваться правом не идти в армию. Правда, при этом гражданин должен обладать специальным званием.

Отсрочку от призыва в армию имеют депутаты Госдумы, а также парламентских структур субъектов федерации и муниципальных образований. Аналогично мэры городов и главы районов также временно освобождаются от службы в ВС РФ - пока находятся на соответствующих должностях. Можно отметить, что и кандидаты на рассматриваемые государственные и муниципальные посты получают отсрочку - пока участвуют в выборах.

В числе самых распространенных оснований для отсрочки - обучение в учебных заведениях. Если человек получает среднее образование, то он может не идти в армию до 20 лет. Если в вузе - освобождается на все время учебы. Или пока актуален установленный законом возраст призыва на военную службу. Аналогично - если человек учится в аспирантуре. Таким образом, призыв на военную службу студентов не осуществляется, но только если их статус (как слушателя того или иного заведения) на момент проведения кампаний по зачислению в армию подтвержден. Но если они отчислены, то военкомат вышлет им повестку в период осеннего или весеннего призыва.

Еще вариант, при котором зачисление в ВС РФ может быть отложено: гражданин России призывного возраста, годный к армии и не имеющий оснований для отсрочек, находится за границей. Призвать его из-за рубежа, конечно же, военкомат не вправе. Однако по возвращении человека из-за границы в период весеннего или осеннего призыва соответствующие структуры вполне могут вручить ему повестку.

Сроки призыва

Организация призыва на военную службу осуществляется в определенные сроки. Это происходит два раза в год. С 1 апреля по 15 июля идет весенний призыв. Юридическое основание для него - соответствующий указ Президента РФ. С 1 октября по 31 декабря организуется осенний призыв. Указанные сроки могут отличаться применительно к проведению кампаний по зачислению граждан РФ в армию в некоторых районах Крайнего Севера или на территориях, приравненных к ним. Там весенний призыв проходит с 1 мая по 15 июля. Аналогично, если человек работает преподавателем. Осенний призыв на Крайнем Севере и приравненных к нему территориях - с 1 ноября по 31 октября. То есть соответствующие сроки заметно сокращаются. Также законом определено, что осенний призыв в отношении граждан, которые заняты на сельскохозяйственных работах, проходит с 15 октября по 31 декабря.

Аспекты организации

Рассмотрим аспекты, касающиеся организации призыва россиян в армию. Первый этап - это обеспечение явки гражданина на медицинский осмотр и последующее заседание территориальной призывной комиссии, ответственной за зачисление в ВС РФ новобранцев. Далее - в рамках сроков, утвержденных законом, призывник должен явиться в военкомат по месту регистрации, а затем отправиться к месту несения службы. Коммуникации между военным комиссариатом и гражданами, которые подлежат призыву, осуществляются посредством повесток.

Кроме призывной комиссии, призыв граждан на военную службу подразумевает участие и ряда иных структур. Каких именно? Прежде всего, это вышестоящая призывная комиссия субъекта РФ. Также если военкомат определит, что человек намеренно избегает армии, то инициируется передача необходимых сведений о личности призывника в компетентные правоохранительные органы.

Деятельность территориальной призывной комиссии

Рассмотрим, каков порядок призыва на военную службу граждан РФ в аспекте деятельности соответствующей комиссии. Каковы обязанности данной структуры? Прежде всего, это принятие по факту исследования личной информации о призывнике (главным образом медицинского характера) решений, связанных с прохождением службы в общем порядке или альтернативным способом, предоставлением отсрочки, освобождением от зачисления человека в ВС РФ или определением гражданина в запас.

Комиссия определяет, в какой род войск должен быть направлен гражданин, зачисляемый в армию. Решения, принятые рассматриваемой структурой, фиксируются в рамках документа установленной формы. Призывник может запросить его копию. Решение призывной комиссии может быть обжаловано в вышестоящих структурах. Собственно, полезно будет рассмотреть специфику работы соответствующих органов подробнее.

Особенности комиссий на уровне субъектов

Призывные комиссии, таким образом, существуют не только на уровне муниципальных территорий, но также и в привязке к политической структуре субъекта федерации. На практике это можно проследить уже на примере принципов формирования таких ведомств. В частности, призывные комиссии на уровне субъекта федерации формируются высшим должностным лицом региона. Специфика деятельности данных структур в некоторой степени подобна работе территориальных комиссий. Так, в компетенцию рассматриваемых учреждений входит медосмотр, освидетельствование на предмет возможного освобождения от службы в армии, а также работа с заявлениями граждан, считающих, что призывная комиссия на нижестоящем уровне отработала не вполне качественно (в аспекте вынесения решения относительно пригодности их к службе).

Комиссии на уровне субъектов также разрабатывают различные методические рекомендации, касающиеся деятельности нижестоящих структур в военкоматах, проверяют, корректно ли предоставляются отсрочки, правильно ли поняты сотрудниками локальных призывных комиссий критерии освобождения граждан от зачисления в армию. Рассматриваемые учреждения также проверяют, насколько обоснованны решения локальных структур, отражающие географию распределения новобранцев по местам службы.

Призывные комиссии, работающие на уровне субъектов, вправе отменять решения, принятые нижестоящими структурами. При этом соответствующее учреждение принимает одно из альтернативных. То есть если, например, отменено решение, касающееся определения гражданина непригодным к службе, то сразу же оформляется сценарий, связанный, к примеру, с зачислением человека в армию посредством вручения повестки.

В свою очередь, если призывник не согласен с решением комиссии на уровне субъекта РФ, то он может его обжаловать через суд. При этом определенные учреждением сценарии не могут быть реализованы, пока результат судебного слушания не вступит в законную силу.

Если пришла повестка

Призыв на военную службу подразумевает, что гражданин должен относиться к зачислению в армию как к обязанности. Можно отметить тот факт, что повестка из военкомата - не просто формальность, а документ, прямо предписывающий человеку явиться в соответствующий орган на медосмотр. Получать ее нужно под расписку. Если человек проигнорирует содержание повестки, то в отношении него на законных основаниях может быть инициировано дело об уклонении от призыва в армию РФ.

Сколько нужно служить в армии?

Сейчас срок военной службы по призыву - один год. Это, надо сказать, исторически один из самых коротких периодов. Например, до 2007 года служить нужно было вдвое дольше, чем сейчас. Был сравнительно небольшой период, с 1993 по 1996 гг., когда россияне призывались в армию на полтора года. Но затем срок выполнения воинского долга в ВС увеличился. С 2007-го начался постепенный переход к службе в течение одного года.

Особенности службы в армии РФ

Военнослужащие - это граждане, которые имеют особый статус. Если человек попал в армию по призыву, он также имеет основные права и обязанности соответствующей категории лиц. В частности, служба в ВС РФ часто связана с работой со сведениями, содержащими государственную тайну. Военнослужащие не имеют права участвовать в различных акциях и забастовках. Стоит вместе с тем отметить, что спектр прав и обязанностей солдат-призывников и офицеров, находящихся в армии по контракту, в ряде позиций существенно отличается.

Призыв в армию наряду с контрактной формой зачисления военнослужащих - ключевой механизм комплектования состава ВС РФ. Есть сведения, что в обозримом будущем состав Вооруженных сил России будет пополняться также и гражданами иностранных государств. Но пока успешный призыв - в числе ключевых факторов обороноспособности страны. И потому военные комиссариаты, организуя весеннюю и осеннюю комиссии по призыву, подходят к своей работе с особой ответственностью.

Традиционно служба в российской армии считается почетной обязанностью. И это может быть не только военная подготовка. Призывники, которые служат в войсках, могут в ряде случаев принимать участие в реальных боевых действиях. Особенности военной службы по призыву вместе с тем предполагают главным образом активную подготовительную работу. Это может осуществляться в том числе и посредством участия солдат в военных учениях, которые в последние годы проводятся в армии РФ достаточно регулярно и в довольно больших масштабах.

Принципы военной службы

Служба в армии - это прежде всего порядок. Который подкрепляется беспрекословностью принципа "приказы не обсуждаются". Единоначалие - другой важнейший аспект армейского порядка, и он закреплен в Уставе Вооруженных Сил России. Командир обладает распорядительной властью в отношении подчиненных в полном объеме при условии персональной ответственности за свои действия.

В числе ключевых обеспечивающих функционирование российских Вооруженных сил, - ФЗ "Об обороне". В нем присутствуют положения, отражающие то, каким образом должно осуществляться взаимодействие тех или иных структур власти при решении задач, связанных с защитой суверенитета государства. Другой значимый закон - "О статусе военнослужащих".

Отмеченный нами выше ФЗ "О воинской обязанности" - также в перечне важнейших. В самом начале статьи мы отметили, что к числу основополагающих источников права в аспекте организации армии можно отнести также и Конституцию РФ. В 59-й статье основного закона России сказано, что защита Отечества - это долг и обязанность каждого гражданина страны.

Классификация уставов

Документы, регламентирующие ход военной службы, быт солдат, принципы ведения боевых действий в армии РФ - уставы. В современных российских Вооруженных силах есть несколько типов соответствующих источников - боевые и общевоинские. Каковы их особенности?

Уставы, относимые к общевоинским, устанавливают общие для всех видов ВС России принципы, согласно которым должны выстраиваться взаимоотношения между офицерами, их права и обязанности. В период призыва на военную службу новобранец в обязательном порядке знакомится с соответствующими принципами. Какие именно документы относятся к общевоинским? Прежде всего, это Устав внутренней службы ВС РФ. Также аналогичный документ функционирует и в отношении гарнизонных и караульных структур армии. Есть дисциплинарный и строевой Уставы ВС РФ.

В свою очередь, существуют соответствующие документы, которые относятся к категории боевых. Такие уставы базируются на ключевых формулировках национальной военной доктрины РФ, а также опыте ведения боевых действий. Данного рода источники могут быть использованы в ходе практического задействования армии в условиях войны.

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами России в различных воинских формированиях и войсках РФ. Прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту). На руководителей организаций или ответственных за военно-учетную работу должностных лиц предприятия накладывается ряд обязанностей, в том числе обеспечить гарантии военнообязанным работникам в связи с исполнением воинской обязанности и поступлением на военную службу по контракту. Поговорим о том, кого могут призвать и как оформить отсутствие в компании данного сотрудника, а то и его увольнение с работы, если работника призвали служить.

Кого могут призывать на военную службу?

Д ля начала определимся, кто из работников организации может быть призван на воинскую службу. Это необходимо для правильного оформления отсутствия сотрудника и для признания правомерности данных действий. Всех сотрудников организации согласно Федеральному закону от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон № 53-ФЗ) можно разделить на 4 категории:

  • граждане, подлежащие призыву на военную службу;
  • граждане, не подлежащие призыву на военную службу;
  • граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности и призыва на военную службу;
  • граждане, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу.

Граждане, подлежащие призыву, - это лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие на воинском учете, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Не подлежат призыву на военную службу следующие граждане (ч. 3 ст. 23 Закона № 53-ФЗ):

  1. Отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы.
  2. Имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления.
  3. В отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
  1. Признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
  2. Проходящие или прошедшие военную службу в РФ.
  3. Проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу.
  4. Прошедшие военную службу в другом государстве.
  5. Имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень.
  6. Являющиеся сыновьями (родными братьями):
    • а) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
    • б) граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют различные категории граждан, подробно перечисленные в ст. 24 Закона № 53-ФЗ. Нам будет интересна только та категория граждан, которая имеет отсрочку от призыва на военную службу: "… признанные временно негодными к военной службе по состоянию здоровья в установленном Законом № 53-ФЗ порядке". Эта категория граждан имеет отсрочку на 1 год и обязана проходить медицинское освидетельствование ежегодно. Таким образом, граждане, попадающие в первую и четвертую категории, могут быть вызваны в военный комиссариат для участия в мероприятиях, связанных с призывом на военную службу.

Обязанности гражданина, подлежащего призыву на военную службу

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, состоит из следующих этапов (ст. 26 Закона № 53-ФЗ):

  • явка на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
  • явка в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Первая обязанность гражданина, подлежащего призыву, - явка по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии для уточнения сведений воинского учета или отправки в воинскую часть для прохождения военной службы (направления на альтернативную гражданскую службу). Для этого он должен иметь при себе удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, паспорт (иной документ, удостоверяющий личность) гражданина РФ и другие документы, указанные в повестке.

В случае неявки без уважительной причины по повестке военного комиссариата на перечисленные мероприятия гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:

  • заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Законодательство дает исчерпывающий список уважительных причин, поэтому неявка вследствие выполнения трудовых обязанностей уважительной причиной не является. Таким образом, организация обязана отпустить работника, получившего повестку.

Данное требование к организации также закреплено в ст. 170 ТК РФ. Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Так как воинская служба - это особый вид государственной службы, организация на период исполнения работником своей обязанности освобождает его от работы. Статьей 6 Закона № 53-ФЗ уточнено данное положение. В частности, гражданин освобождается от работы с сохранением за ним места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы для решения вопросов о призыве или добровольном поступлении на военную службу, при необходимости прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения. При этом работнику организация обязана также возместить расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также выплатой командировочных расходов.

Итак, первоначально гражданин получает повестку (см. Пример 1). Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военного комиссариата (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее, чем за 3 дня до срока, указанного в повестке. При получении повестки, присланной на адрес организации, работник, отвечающий за воинский учет, обязан:

  1. сообщить об этом работнику, которому адресована повестка,
  2. взять расписку с работника о получении повестки (см. Пример 2),
  3. подготовить проекты документов для освобождения работника от работы на период, указанный в повестке (см. Пример 3).

Бездействия работника, отвечающего за воинский учет, в этом случае влекут административное наказание по ст. 21.2 КоАП РФ. При этом законодательство не регламентирует получение работником, отвечающим за воинский учет, от работника, которому вручается повестка, расписки. Но тогда у организации нет никаких доказательств факта вручения расписки, и в случае неявки работника в военный комиссариат виновата будет организация и, в частности, работник, отвечающий за воинский учет.

Если период, указанный в повестке, приходится на трудовой оплачиваемый отпуск работника, то согласно ст. 124 ТК РФ его переносят на другое время или продлевают его по желанию самого работника. Оформляется это соответствующим приказом по предприятию.

Отсутствие работника на работе в этот период отмечается в табеле учета рабочего времени буквенным кодом "Г" или цифровым кодом "23". В трудовой книжке данное отсутствие никак не отражается.

По возвращении работник предъявляет повестку, где должны быть проставлены печати военного комиссариата с указанием даты и времени нахождения гражданина в данной организации. Это тем более важно, что явка может быть в повестке на одну дату, а задействован работник будет в течение нескольких дней. Например, медицинская комиссия с привлечением узких специалистов может проходить по определенным дням недели либо узкий специалист принимает только по определенным дням, поэтому процедура проведения медицинской комиссии может в совокупности длиться 2 недели, но общее количество дней может не превышать пяти.

Компенсация расходов

Так как организация на период отсутствия работника выплачивает ему средний заработок, а работник фактически не работает, то организации согласно законодательству положено возмещение затрат. Производится оно за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Минобороны России. Организации компенсируются следующие расходы:

  • проезд граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно;
  • найм (поднайм) жилья;
  • выплата командировочных (суточных);
  • выплата среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.

Выплата компенсации данных расходов осуществляется путем перечисления на счет организации компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, соответствующему военному комиссариату. Таким образом, выплату компенсации должен производить военкомат на основании представленных организацией копий документов, подтверждающих расходы. В связи с этим в военкомат нужно направить соответствующее письмо, где указать сведения о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации), в частности, указать размер среднего заработка работника, начисленного ему в период выполнения государственных обязанностей.

Призыв на военную службу

(англ. call-up to military service) - в РФ основание прохождения военной службы. Согласно ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»** П. на в.с. подлежат граждане РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывник), а также окончившие гос-ные муниципальные или имеющие гос-ную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.

Порядок П. на в.с. определяется Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации** в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

П. на в.с. призывников организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования. Нормы П. на в.с. устанавливаются Минобороны РФ для каждого субъекта РФ и доводятся до них через штабы соответствующих военных округов (флотов), а до главы органа местного самоуправления и военного комиссара - через военного комиссара субъекта РФ.

П. на в.с. осуществляет , которая создается в каждом районе, городе без районного деления, ином муниципальном образовании решением главы органа местного самоуправления. В целях обеспечения деятельности призывной комиссии решением главы органа местного самоуправления выделяются и оборудуются необходимые помещения и территории (призывные пункты).

Призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе** (см. Военно-врачебная ). Оповещение призывников о явке на медицинское , на заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть с целью прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования.

Вручение повесток производится под расписку работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) призывника руководителями* др. ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций, а также ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов местного самоуправления, как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки призывников на заседание призывной комиссии или . Оповещение призывников должно быть завершено до начала работы призывной комиссии. Вызову на заседание призывной комиссии подлежат все призывники.

Председатель призывной комиссии контролирует явку призывников на заседание призывной комиссии и в отношении отсутствующих лиц принимает меры по установлению причин их неявки. В случае уклонения призывника от П. на в.с. призывная или направляет соответствующие материалы прокурору по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его в соответствии с законодательством РФ к ответственности.

Решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил РФ, др. войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану.

Призывнику, в отношении которого принято о П. на в.с, вручается повестка о явке его на призывной пункт для отправки к месту прохождения военной службы.

В целях обеспечения организованной отправки призывников к месту прохождения военной службы, формирования воинских эшелонов (команд) призывников, передачи их представителям воинских частей решением органа исполнительной власти субъекта РФ выделяются и оборудуются помещения и территории (сборные пункты).

Призывники обязаны прибыть в для последующей отправки на сборный пункт в исправной одежде и обуви, а отправляемые в воинские части в холодное время года или в местности с холодным климатом должны иметь теплую одежду и обувь. При отправке призывников со сборного пункта к месту прохождения военной службы в их документах персонального учета (военном билете и учетно-послужной карточке) записывается дата убытия со сборного пункта, которая заверяется гербовой печатью военного комиссариата субъекта РФ.

В течение 15 дней с даты окончания П. на в.с. глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром информирует главу органа исполнительной власти субъекта РФ об итогах призыва. В течение 25 дней с даты окончания призыва глава органа исполнительной власти субъекта РФ совместно с военным комиссаром субъекта РФ информирует Минобороны РФ об итогах призыва.

П. на в.с. граждан, зачисленных в запас, организует и осуществляет военный . В этих целях граждане, зачисленные в запас, вызываются повестками военного комиссара на медицинское освидетельствование, которое проводится в соответствии с требованиями Положения о военно-врачебной экспертизе. Оповещение граждан, зачисленных в запас, о явке на медицинское освидетельствование и к военному комиссару производится в таком же порядке, как и оповещение призывников.

После прохождения гражданином, зачисленным в запас, медицинского освидетельствования военный комиссар принимает в отношении него одно из следующих решений: о П. на в.с; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Гражданину, зачисленному в запас и призванному на военную службу, в военном комиссариате вручаются 2 экземпляра предписания об убытии к месту прохождения военной службы, получив которые он самостоятельно убывает к месту ее прохождения. После откомандирования гражданина к месту прохождения военной службы его личное дело в 3-дневный срок высылается военным комиссариатом в воинскую часть, куда он направлен. По прибытии такого гражданина в воинскую часть части делает об этом отметку на одном из экземпляров предписания, выданного военным комиссариатом, и возвращает его в этот военный комиссариат.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Призыв на военную службу" в других словарях:

    Призыв на военную службу в РФ - Призыв на военную службу ‑ установленное законом привлечение граждан для исполнения воинской обязанности (повинности) в рядах вооруженных сил и других войсках; составная часть комплектования вооруженных сил личным составом. В соответствии с… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Призыв на военную службу - (англ. call up to military service) в РФ основание прохождения военной службы. Согласно ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»** П. на в.с. подлежат граждане РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные… … Энциклопедия права

    Призыв на военную службу - Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола: в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете (или обязанные состоять на воинском учете) и не пребывающие в запасе; в возрасте от 18 до 27 лет, которые окончили… … Административное право. Словарь-справочник

    Призыв на военную службу - установленное законом привлечение граждан к выполнению воинской обязанности (повинности) в рядах ВС. Согласно Закону СССР о всеобщей воинской обязанности очередные П. на действительную военную службу проводятся повсеместно 2 раза в год. Могут… … Словарь военных терминов

    Призыв на военную службу - см. Комплектование армии и флота и Новобранцы. П. запасных см. Запас армии и флота. П. ополченцев см. Ополчение государственное … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    История призыва на военную службу в России - Хорошо организованное войско существовало еще в Московском государстве. Постоянную службу несли дворяне, а остальное население призывалось только в случаях особой необходимости. Главной военной силой на рубеже XV XVI веках была конница, а при… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия