Обеспечение безопасности человека в техносфере. «Техносферная безопасность» что это за специальность Безопасность жизнедеятельности в техносфере что

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Системы защиты среды обитания.
системы обеспечения микроклимата помещений.
Параметры микроклимата помещений различного назначения.
Системы создания и обеспечения заданного микроклимата помещений.
Системы отопления зданий.
требования к системам отопления.

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Системы защиты среды обитания (ч..
ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.
Классификация сточных вод.
Режимы водоотведения.
Нормы водопотребления и водоотведения.
Определение расчетных расходов производственных сточных вод.
Режим водоотведения.
Системы водоснабжения и вод

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Радиационная безопасность.
РАДИОАКТИВНОСТЬ.
Строение атома.
Виды ионизирующих излучений, их физическая природа и особенности распространения.
ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ДОЗЫ РАДИОАКТИВНОСТИ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
ИСТОЧНИКИ РАДИОАКТИВНОГО ОБЛУЧЕНИЯ.
Источники радиоак

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Надежность технических систем и техногенный риск.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАДЕЖНОСТИ.
Общие замечания.
Вероятность безотказной работы. Вероятность отказа.
Частота отказов. Средняя частота отказов.
Интенсивность отказов.
Среднее время безотказной работы.

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Мониторинг среды обитания.
Общие понятия о мониторинге. Краткая историческая справка.
Среда обитания. Человек как звено в экологической цепочке.
Понятия о мониторинге.
Организация систем мониторинга, цели и задачи мониторинга.
общие понятия мониторинга.
Слу

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Оценка воздействия на окружающую среду.
ОХРАНА ПОВЕРХНОСТНЫХ И ПОДЗЕМНЫХ ВОД ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ.
Термины и определения.
Требования к санитарной охране водных объектов (СанПиН.
.
– .
).
Общие положения.
Правовые основы расчета ПДС.
Методические основы расчета ПДС.
Расчет кратнос

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Неионизирующие электромагнитные поля и излучения. Часть.
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ.
Основные теоретические положения.
Источники электрического поля.
Линии электропередачи.
Распределительные устройства.
Биологическое действие и нормативы.
Биологическое действие постоянного электрическог

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Ноксология.
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ РИСКА.
Мировая история.
История России.
Развитие теории риска в рамках экономических теорий.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ РИСКА.
Биосоциотехническая система – концептуальная модель окружающего мира для изучения проблем опасности.
Концептуальная модель деяте

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Источники загрязнения среды обитания.
Человек как элемент системы «человек – среда».
Система «человек – среда».
Биосоциотехническая система.
определение основных понятий.
Загрязнитель, загрязнение, источники загрязнения, объекты загрязнения.
Классификация загрязнителей и источников загрязн

Безопасность жизнедеятельности в техносфере / Безопасность труда.
ПОНЯТИЕ РИСКА.
опасные и вредные производственные факторы.
Классификация опасных и вредных производственных факторов.
Основные нормативы безопасности труда.
Метеорологические условия производственной среды.
Теплообмен человека с окружающей средой.
Основные

С 1990-х гг. в России развивается интегральная система обеспечения безопасности людей -- «Безопасность жизнедеятельности человека в техносфере», которая решает задачу комплексного обеспечения безопасности в совокупности систем «человек -- среда обитания» для техногенных условий обитания.

Безопасность жизнедеятельности-- наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой. (Понятие «безопасность жизнедеятельности» формализовано впервые в России в 1990 г. решением Коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию от 27 апреля 1990г. № 8/3 «О мерах по созданию системы непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности».)

Цель БЖД -- создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техноген­ного и естественного происхождения.

Объектами науки о БЖД являются человек, коллективы людей.

Предмет исследований в науке о БЖД-- это опасности и их совокупности, действующие в системах «человек -- источник опасности», а также методы и средства защиты от опасностей.

Современные научные и практические знания, используемые в БЖД, обычно направлены только на защиту человека от опасностей в техносфере. Это сужает круг знаний и компетенций специалиста, призванного решать задачи комплексного обеспечения БЖД человека в техносфере, поскольку обеспечение человека качественными природными ресурсами рассматривается в БЖД весьма ограниченно, так как входит в задачи специалистов по защите окружающей среды от негативного влияния техносферы.

БЖД опирается на принципы:

  • 1. Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например: предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый уровень (ПДУ), нормы переноски и подъема тяжести, продолжительность трудовой деятельности.
  • 2. Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, который устроен так, что воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление. Например: предохранительные клапаны, разрывные мембраны, защитное заземление, молниеотводы, предохранители и др.
  • 3. Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом сведений, выполнение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности (например: предупредительные надписи, маркировка оборудования и др.).
  • 4. Принцип существования внешних негативных воздействий на человека и природу. Человек и природа могут подвергнуться негативным внешним воздействиям. На человека и природу постоянно воздействуют внешние по отношению к ним системы. Вполне вероятно, что некоторые из них будут способны причинять ущерб здоровью человека или угрожать природе.
  • 5. Принцип антропоцентризма. Сохранение и продление жизни человека - высшая ценность. Реализация принципа делает приоритетной деятельность, направленную на сохранение здоровья и жизни человека при воздействии на него внешних систем. К ней относятся такие направления исследований как идентификация опасностей и зон их действия, разработка и применение человекозащитных средств, контроль их состояния и т.п.
  • 6. Принцип природоцентризма. Природа - лучшая форма среды обитания, ее сохранение - необходимое условие существования жизни на земле. Изучается негативное воздействие промышленных, бытовых отходов, техногенных аварий, селитебных и промышленных зон на региональные природные территории и акватории; анализируется воздействие опасных техногенных объектов на природу в межрегиональных, межконтинентальных и глобальных масштабах.
  • 7. Принцип возможности создания качественной техносферы. Создание человеком качественной техносферы принципиально возможно и достижимо при соблюдении в ней ПДУ воздействия на человека и природу.
  • 8. Принцип выбора путей реализации безопасного техносферного пространства. Безопасное техносферное пространство создается за счет снижения значимости опасностей и применения защитных мер.
  • 9. Принцип отрицания абсолютной безопасности. Абсолютная безопасность человека и целостность природы - недостижимы.
  • 4. Защита окружающей среды

Защита окружающей среды-- комплекс научных и практических знаний, направленных на сохранение качественного состояния биосферы (природной среды).

Цель ЗОС -- защита биосферы от негативного воздействия техносферы.

Предмет исследований в науке о ЗОС -- негативное воздействие техносферы на природу, средства и системы защиты биосферы от него; а объект защиты -- природная среда.

В этой статье, мы подробно объясним, что такое «Техносферная безопасность», дадим определение, расскажем об истории возникновения специальности, предоставим законодательные акты РФ и дадим рекомендации о том, стоит ли учиться по этому направлению. Мы также объясним, кем работать по направлению «Техносферная безопасность» и получать ли специальность «Техносферная безопасность».

Начнем…

Техносферная безопасность – это направление подготовки специалистов в области охраны труда, обеспечения промышленной безопасности технологических процессов и производств как в нормальных условиях, так и в условиях чрезвычайной ситуации.

Так что же это за специальность «Техносферная безопасность» и что нужно знать в первую очередь?

  • это главная специальность, которую необходимо получить специалисту по охране труда для осуществления своей деятельности. Вы это поймете, если дочитаете данную статью до конца;
  • это укрупненное направление подготовки среди специальностей по охране труда таких как «Безопасность технологических процессов», «Безопасность технологических производств», «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Защита окружающей среды» и проч. Поэтому именно эту специальность мы рекомендуем получать прежде всего будущим, а также действующим специалистам по охране труда.

Специальность подходит тем лицам, которые хотят заниматься вопросами обеспечения безопасностью на производстве, промышленной безопасностью, пожарной безопасностью, экологической безопасностью. Выпускники по данной специальности в короткие сроки занимают руководящие должности. Например, становятся руководителями служб охраны труда.

В связи с тем, что государство уделяет особое внимание вопросам охраны труда на предприятии, спрос над данную специальность значительно превышает предложение. Поэтому проблем с трудоустройством не будет. Так, достаточно зайти на любой сайт вакансий, чтобы убедиться в этом.

Кем работать по специальности «Техносферная безопасность»?

Лица, прошедшие подготовку по специальности «Техносферная безопасность» могут работать по следующим профессиям:

— специалист по охране труда;
— инженер-эколог;
— специалист надзорных организаций в области охраны труда и противопожарной безопасности
— специалист экспертных организаций в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности (проведение экспертной оценки условий труда, экспертиза безопасности труда, законодательства, обучения по ОТ и проч.)

Так, что это за специальность «Техносферная безопасность»? Все профессии этой специальности не связаны с физическим трудом. Необходимые умения — это прежде всего, знать законодательство в области охраны труда, соблюдать должностные инструкции и нормативные акты. Аналитические способности работника должны быть на среднем уровне. Данные профессии универсальны. Они сочетают в себе как гуманитарные, так и технические навыки. Выбор, кем работать по данной специальности за вами!

Специальность «Техносферная безопасность», востребованность

Специалист по охране труда – это наиболее востребованная профессия. Об этой профессии можете прочитать на странице

Инженер-эколог – это специалист, который занимается вопросам сохранения окружающей среды. В процессе своей деятельности эколог изучает состояние поверхности земли, оценивает воздействие вредных веществ на атмосферу. Эколог может работать как в природоохранных предприятиях, в учреждениях образования и здравоохранения. В настоящее время профессия инженера-эколога считается не очень востребованной, но в связи с тем, что государство начало уделять особое вниманию проблемам экологии, профессия эколога в будущем будет более востребована.

Специалист надзорных организаций – это фактически профессия «Государственный инспектор по труду». Инспектор труда является служащим трудовой инспекции. Он проводит проверки предприятий на предмет соблюдения законодательства в сфере охраны труда. Профессия инспектора труда по специальности «Техносферная безопасность» является востребованной.

Специалист экспертных организаций – это прежде всего эксперт по оценки условий труда на предприятиях. Т.к. специальную оценку условий труда должны проходить все предприятия, поэтому данная профессия является востребованной.

Вывод: специальность «Техносферная безопасность» очень востребована! Вам достаточно сделать свой выбор, кем работать по специальности «Техносферная безопасность». А затем

Какая заработная плата специалистов по «Техносферной безопасности»?

При выборе любой профессии необходимо определиться, насколько она будет интересной и какова будет оплата труда. «Техносферная безопасность» — что это за специальность и какова зарплата? На первый вопрос мы ответили. Что касается оплаты труда, то можно сказать, что она выше, чем по другим специальностям.

Оплата труда «Техносферная безопасность» по состоянию на 2019 год по данным сайта HeadHanter :

Средняя заработная плата специалиста по охране труда:
Москва и Санкт-Петербург — 50-90 тысяч рублей
В северном регионе России – 50-70 тысяч рублей
В центральном регионе России – 25-35 тысяч рублей

Средняя заработная плата инженера-эколога:
Москва и Санкт-Петербург — 35-50 тысяч рублей
В северном регионе России – 35-40 тысяч рублей
В центральном регионе России – 15-25 тысяч рублей

Средняя заработная плата государственного инспектора труда:
Москва и Санкт-Петербург — 55 тысяч рублей
В северном регионе России – 40 тысяч рублей

Средняя заработная плата эксперта по специальной оценки условий труда:
Москва и Санкт-Петербург — 45-65 тысяч рублей
В северном регионе России – 40-50 тысяч рублей
В центральном регионе России – 30 тысяч рублей

Нужно ли специалисту по охране труда проходить подготовку по Техносферной безопасности?

Если вы собираетесь работать, либо уже работаете специалистом по охране труда, у вас может возникнуть вопрос: Получать ли специальность «Техносферная безопасность»? Постараемся ответить.

В настоящее время специалист по охране труда должен вести свою деятельность строго в соответствии с . В нем есть обязательное требование к должности специалиста. Занимать должность специалиста по охране труда имеют право лица, имеющие высшее или среднее образование по охране труда. В случае отсутствия должного образования по охране труда, специалист должен

Вывод:

Если вы желаете работать специалистом по охране труда, вам просто необходимо образование по охране труда по направлению «Техносферная безопасность»!

Если вы уже работаете специалистом по охране труда в организации, то вам достаточно иметь специальность в дипломе «Техносферная безопасность» либо аналогичную по охране труда, например, «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность технологических процессов и производств» и проч.

История появления специальности «Техносферная безопасность», ее значимость

Вы уже узнали, что такое «Техносферная безопасность», теперь расскажем об истории появления данной специальности. Еще в далеком 2003 году Постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 г. N 276-ст введен в действие Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2003. Он создан для упорядочивания и удобства учета специальностей в Российской Федерации.

Специалисту по охране труда будут интересны следующие коды ОКСО:

Код специальности Направления подготовки

280100 Безопасность жизнедеятельности
280101 Безопасность жизнедеятельности в техносфере
280102 Безопасность технологических процессов и производств
280103 Защита в чрезвычайных ситуациях
280104 Пожарная безопасность
280201 Охрана окружающей

В то время лицам, окончившим обучение, могла быть присвоена квалификация «инженер по охране труда», «инженер-эколог», либо просто «инженер» или «техник».

В связи с переходом высшего профессионального образования РФ на международные образовательные стандарты, сроки и названия квалификаций высшего образования изменилась. Появился бакалавриат со сроком обучения 4 года и магистратура + 2 года. Поэтому, надо было привести специальности, указанные в ОКСО к международному стандарту, и указать, какие профессии из ОКСО будут соответствовать бакалавриату, а какие магистратуре.

В связи с этим вышел Приказ Минобрнауки РФ 17.09.2009 г. N 337 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования» , в котором перечислены все возможные специальности для бакалавриата и магистратуры.

В этом приказе появилось первое упоминание о специальности «Техносферная безопасность» с кодом квалификации 280700. Указано, что по этому направлению готовят как бакалавров, так и магистров.

Направление подготовки высшего образования «Техносферная безопасность» приравняли к специальностям по охране труда из ОКСО. Так, согласно Приказу Минобрнауки РФ от 17.02.2011 г. N 201 устанавливается следующее соответствие направления подготовки высшего профессионального образования:

Приказ 337 от 17.09.2009г. Постановление 276-ст от 30.09.2003г. (ОКСО)

Техносферная безопасность

=

280101 Безопасность жизнедеятельности в техносфере
280201 Охрана окружающей среды
280102 Безопасность технологических процессов
280103 Защита в чрезвычайных ситуациях
280104 Пожарная безопасность
280200 Защита окружающей среды
280202 Инженерная защита окружающей среды

В 2013 году на смену Приказа 337 от 17.09.2009 года вышел Приказ 1061 от 12.09.2013 г. с обновленным перечнем специальностей . С точки зрения нашей специальности этот приказ ничего не поменял, кроме кода направления подготовки. Код направления подготовки «Техносферная безопасность» 280700 меняется на коды 20.03.01, 20.04.01 и 20.06.01.

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ


Техносферная безопасность»

Квалификация (степень) выпускника

________________бакалавр_________________

(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с Перечнем специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 12.09.2013 № 1061)

Форма обучения

Очная, заочная

(очная, очно-заочная, заочная)

Пермь, 2016


Программа практики составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность»

Профиль подготовки «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»

Разработчик: к.т.н. доцент Крашевский Л.В

Ученая степень, должность, Ф.И.О.

Рецензенты к.т.н. доцент директор ООО «Текос» Ковин М.И.

Протокол от 29.04.2016 г. № 8.

Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании методической комиссии инженерного факультета _04.05.2016 , отвечающего за подготовку выпускника данного направления подготовки/специальности. Протокол от 04. 05. 2016 г. № 9.

Согласовано:

1. Культурно-информационный центр ______________/__________

«__» _______ 2016 г.

2. Отдел качества и информатизации ______________/_____________

«__» _______ 2016 г.

© ФГБОУ ВО Пермская ГСХА,2016 © __________, 2016 Ф.И.О. разработчика


1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1. Место практики в структуре ОПОП

Цель практики

Задачи практики

1.4. Место практики в профессиональной подготовке выпускника

Вид практики

Способы проведения практики

Формы проведения практики

Место и время проведения практики

Структура практики

Организация практики

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

(ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

5 . ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРАКТИКЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ

7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ,
НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) бакалавриата. Направлена на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее – ФГОС ВО) и ОПОП вуза.

Место практики в структуре ООП бакалавриата

Производственная практика базируется на гуманитарном, социальном и экономическом цикле, а так же на математическом и естественнонаучном циклах. Прохождение практики студентами направленно на приобретение практических знаний и навыков работы по специальности, изучение организации производства, методов и средств обеспечения безопасности управления производством, анализ технико-экономических показателей работы отдельных участков, цехов и предприятий в целом, приобретение навыков применение средств индивидуальной защиты, первичных средств пожаротушения. Производственная практика является основой профессионального образования студентов и дает представление об основных задачах профессиональных дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности», «Надзор и контроль в сфере безопасности», «Теория горения и взрыва», «Экология», «Ноксология», «Электробезопасность», «Безопасность жизнедеятельности в ЧС», «Управление техносферной безопасностью».

Цель производственной практики

Закрепить и расширить теоретические знания :

В области оценки опасных и вредных факторов среды обитания на промышленном объекте, в районе, городе;

Структуры производства и основных технологических процессов;

Функционирования служб охраны окружающей среды, охраны труда и гражданской обороны.

Приобрести практические навыки :

Методов и средств защиты окружающей среды, используемых на объекте;

Действие систем обеспечения безопасности объекта;

Определение качественных и количественных показателей промышленной безопасности на предприятии;

Порядка составления и оформления ПДВ, ПДС, ПДР промышленного объекта

Приемов ликвидации последствий аварий и несчастных случаев.

Ознакомиться :

С мерами обеспечения надежности функционирования объектов в промышленном производстве;

С системой контроля за показателями состояния среды обитания на промышленном предприятии в городе, районе;

С экспертной процедурой определения экологической и промышленной безопасности, действующих, реконструируемых или проектируемых объектов;

ОПК-5: готовностью к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе

ПК -19: способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности

ПК-8: способностью выполнять работы по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

ПК-6: способностью принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты

ПК-11: способностью организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды

Задачи производственной практики

Закрепить теоретические знания, полученные в вузе, на основе изучения работы предприятия, организации, учреждения, на которых студенты проходят практику;

Овладеть производственными навыками в процессе прохождения практики на конкретном рабочем месте;

Овладеть передовыми методами труда, приобрести опыт организаторской и воспитательной работы;

Изучить основы производственного процесса, функционирование служб охраны окружающей среды, охраны труда и гражданской обороны;

Получить практические навыки составления и оформления соответствующих нормативных документов;

Получить практические навыки ликвидации опасных последствий аварий и оказания первой помощи пострадавшим в результате несчастных случаев.

Графики прохождения производственной практики составляются руководителем практики от вуза и предприятия, исходя из условий и организационной специфики проведения практики, не менее, чем за две недели до её начала. Этот график утверждается зав.кафедрой и руководством предприятия, принимающего студентов-практикантов.

Вид практики.

Производственная практика

Способы проведения практики

Выездная

Формы проведения практики

Основной формой проведения практики является самостоятельная работа студентов на рабочих местах по выполнению индивидуальных заданий.

СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Структура практики

Общая трудоемкость практики составляет 2 з. е., 14 дней, 2 (недели).

Этапы и распределение часов по практике представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Содержание практики

№ п/п Этапы практики (Указываются разделы (этапы) практики. Например: подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике и т.д.) Трудоем-кость, дней Форма текущего контроля Время проведения и форма промежу-точной аттестации
Организационное собрание на кафедре по проведению учебной практики. Знакомство с целями и задачами практики. Проведение инструктажа. За 2 недели до начала практики Отметка в журнале регистрации инструктажей. Ответственный по практике на кафедре.
Групповое занятие по ознакомлению с с/х предприятиями, на которых будет проходить практика. Прохождение инструктажа по технике безопасности и противопожарнрго инструктажа. 1-ый день практики Отметка в путевке Студент
Экскурсии по с/х предприятиям. Знакомство с системами охраны труда,безопасности оборудования и технологических процессов. 2-6-ой день практики Отметка в журнале регистрации вводных инструктажей по ОТ Специалисты предприятия по охране труда
Составление отчета по 1-му этапу практики. 7-ой день практики Отметка в журнале регистрации инструктажа по ОТ на рабочем месте Руководитель практики от предприятия
Прибытие на предприятие (в организацию)для выполнения индивидуального задания по учебной практике. Прохождение вводного и первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте, получение спецодежды. Знакомство с деятельностью предприятия (организации). 8-ой день практики Отметка в журнале Руководитель практики от предприятия, студент
Выполнение программы практики: Изучение технологической схемы предприятия; Изучение источников вредных и опасных факторов; Знакомство с работой систем безопасности, методами и средствами защиты персонала; Знакомство с нормативными документами по безопасности труда, промышленной безопасности; Изучение работы служб и должностных лиц по охране труда; Освоение порядка проведения инструктажей; Изучение причин травматизма, аварий и пожаров; Ознакомление с системой контроля по охране труда. 9-13-ый день практики В течение практики
Составление отчета по 2-му этапу практики. Получение характеристики от руководителя практики от предприятия. 14-ый день практики В течение практики
Сдача отчета по практике. В соответствии с графиком учебного процесса В последний день практики

Приложение 1


Приложение 1

КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ

Код и название КОМПЕТЕНЦИИ:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ОПОП:

Итоговый контроль сформированности компетенции ОПК-5,ПК-19, ПК-8, ПК-6, ПК-11 осуществляется в форме дифференцированного зачета

§ Отчет и защита

§ Проведение конференций по результатам практики

§ Дифференцированный зачет

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ


Направление подготовки (специальность)

Техносферная безопасность»

код и наименование направления

Профиль подготовки (уровень бакалавриата)

Безопасность жизнедеятельности в техносфере

В пособии рассматриваются вредные и опасные факторы, сопутствующие человеку в повседневной жизни, и их воздействие на человека, правила поведения в сложной экологической обстановке. Рассмотрены основные причины роста травматизма и профессиональной заболеваемости, структура законодательной и нормативно-правовой базы охраны труда, концепция безопасности и стратегия защиты от опасностей в современной техносфере. Издание 2-е выходило под названием «Безопасность жизнедеятельности в техносфере. Ч. 1».

* * *

компанией ЛитРес .

2. КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР БЖД

2.1. Аксиома о потенциальной опасной деятельности

Человеческая практика дает основания для утверждения о том, что любая деятельность потенциально опасна. Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, можно сформулировать следующее заключение: любая деятельность потенциально опасна. Это хорошо иллюстрируется данными японских исследователей.


Среднее число погибших за 10 часов в разных видах деятельности


Идентификация опасностей – это процесс выявления и установления временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности человека.

В процессе идентификации выполняется паспортизация опасностей и выявляется их номенклатура. Номенклатура опасностей – перечень названий, терминов, систематизированных по определенному признаку, например: ядовитые вещества, пестициды и т. д. При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных производств, цехов, профессий и т. д. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) имеет номенклатуру опасностей в алфавитном порядке, например: алкоголь, вибрация и т. д. Поскольку опасность – понятие сложное, имеющее много признаков, опасности классифицируются и систематизируются.

Наука о классификации и систематизации сложных явлений, объектов, понятий называется таксономией .

Таксономия (классификация) опасностей:

1) опасности бывают реальные и потенциальные;

2) по происхождению:

– естественные (природные) – землетрясения и т. д.;

– технические (движущиеся части машин);

– антропогенные (обрушение зданий, отравление рыбой);

– экологические (загрязнения биосферы);

– смешанные;

– по локализации (месту существования) – в литосфере, гидросфере, космосе, атмосфере;

3) по виду источника:

– физические (различные излучения);

– химические (химические вещества);

– биологические (бактерии, микробы);

– психофизиологические (эпилепсия, лунатизм, усталость, монотонность);

4) по времени проявления последствий:

– мгновенные (действующие сразу, так называемые импульсивные);

– кумулятивные (действующие с запаздыванием);

5) по вызываемым последствиям:

– утомление;

– травмы;

– заболевания;

– стресс;

– летальные исходы;

6) по виду ущерба:

– технический;

– экономический;

– экологический;

– социальный;

7) сферы проявления:

– бытовая;

– производственная;

– дорожно-транспортная;

– спортивная – и т. д.;

8) по структуре (строению):

– простые;

– сложные, порождаемые взаимодействием простых;

9) по характеру воздействия:

– активные (воздействуют сами);

– пассивные, активизирующиеся за счёт энергии человека (колющие, режущие, неподвижные элементы; неровности, уклоны, по которым перемещается человек).

2.2. Классификация оборудования по степени опасности (критичности)

Имеется 4 класса опасности оборудования:

I – безопасный. Состояние, связанное с ошибками персонала, конструктивными недостатками, которые не приводят к существенным нарушениям, не вызывают повреждений оборудования и несчастных случаев;

II – граничный. Состояние, приводящее к нарушению работы оборудования, которое может быть взято под контроль, без повреждения оборудования и несчастных случаев;

III – критический. Состояние, приводящее к нарушениям в работе оборудования, его повреждению, появлению опасной ситуации, требующей немедленного спасения персонала;

IV – катастрофический. Состояние, приводящее к утере оборудования, гибели людей или массовому травматизму.

При прогнозировании и моделировании условий возникновения опасных ситуаций в первую очередь необходимо проводить анализ опасностей IV класса.

2.3. Стадии изучения опасностей

Изучение опасностей осуществляется в 3 стадии.

Стадия 1 – предварительный анализ опасностей, разбита на 3 этапа:

а) выявление источников опасностей (утечка, коррозия и др.);

б) определение конкретных частей системы, которые могут вызвать эти опасности (ёмкости, трубопроводы и др.);

в) введение ограничения на анализ, т. е. исключаются опасности, которые не будут изучаться (диверсии, землетрясения и др.).

Стадия 2 – выявление последовательности опасных ситуаций, построение деревьев причин и опасностей (попадание воды → появление ржавчины, утонение стенки, разрыв ёмкости и др.), (попадание воды → образование ржавчины, попадание ржавчины в предохранительный клапан, перекрытие клапана, разрыв ёмкости и др.).

Стадия 3 – анализ последствий аварии (выброс химических веществ, отравление людей, ударная волна, разлетание осколков и др.).

В последующем, исходя из сопоставления затрат и выгод, разрабатываются и внедряются мероприятия по предотвращению аварий.

2.4. Построение дерева причин и опасностей

Любая опасность может перейти в нежелательное событие из-за какой-то причины или нескольких причин, которые, в свою очередь, являются следствием других причин. Причины и опасности образуют цепные структуры или системы. Графическое изображение таких зависимостей напоминает ветвящееся дерево. Для построения и анализа деревьев используют символы событий (логические символы) и логические операции. Чаще всего употребляются «И» и «ИЛИ» (рис. 2.1), а также другие символы (рис. 2.2).


Рис. 2.1. Логические операции для анализа методом дерева отказов


Операция (или вентиль) «И» указывает на то, что, для того чтобы произошло событие А, должны произойти оба события: Б и В. Операция «ИЛИ» указывает, на то, что для того чтобы произошло событие Г, должно произойти одно из событий: Д или Е.

Вероятность событий А или Г рассчитывается по формулам:

где Р(А) – вероятность события А.

Построим дерево событий на примере полученной на производстве травмы (рис. 2.3).


Рис. 2.2. Символы для построения дерева событий:

1 – символ какого-либо события; 2 – символ «И»; 3 – символ «ИЛИ»; 4, 5 – символы, обозначающие исходные события, обеспеченные (достаточными) данными; 6 – домик, событие, которое может случиться или не случиться


Рис. 2.3. Дерево событий на примере полученной травмы


2.5. Методы анализа безопасности

Анализ безопасности осуществляется априорно или апостериорно, т. е. до или после нежелательного события.

При априорном анализе рассматривают такие нежелательные события, которые являются потенциально возможными для данной системы, и пытаются составить набор различных ситуаций, приводящих к их появлению (например, горение газа (CH 4) → сгорит футеровка печи).

Априорный анализ особенно эффективен, когда анализируются системы или оборудование, у которых есть аналоги, т. е. продолжительный опыт эксплуатации аналогичных систем и механизмов.

При анализе сложных систем, новой техники (и тем более при отсутствии опыта их эксплуатации) используют апостериорный анализ – определяют причину после свершившегося нежелательного события (например, авария на подводной лодке «Курск»).

2.6. Анализ безопасности методом дерева отказов

Данный вид анализа предполагает сначала установление определенного нежелательного события, так называемого «венчающего» события (рис. 2.4).


Рис. 2.4. Схема венчающего события


Венчающим событием работы блока питания реактора будет взрыв из-за неправильного соотношения в нём «топливо – окислитель». Для предотвращения реактора от этой опасности используют защитную цепь, в состав которой входят установленные на линиях подачи топлива и окислителя два датчика расхода ДР-2 и ДРЗ-4 и два регистрирующих регулятора расхода РР-1 и РР-3 (рис. 2.5). Венчающее событие – взрыв – происходит, когда во взрывчатой смеси возникает зажигание, а также когда интенсивна подача топлива или слишком низка подача окислителя.


Рис. 2.5. Структурная схема защитной цепи


Имея дерево отказов для анализа взрыва в химическом реакторе (см. рис. 2.6), можно (при проектировании) заранее предусмотреть мероприятия, которые бы или предотвращали, или своевременно информировали о появлении опасности, например, установку звуковой сигнализации при нарушении работы задвижек и т. п.

Основной проблемой при анализе безопасности является установление параметров или границ системы. Если система будет чрезмерно ограниченна, некоторые опасные ситуации могут оставаться без внимания; если рассматриваемая система слишком обширна, то результаты анализа могут оказаться крайне неопределёнными.

До какого уровня следует вести анализ, зависит от конкретных его целей, уровня квалификации, предшествующего опыта работы аналога, и обычно он выполняется с использованием сложных компьютерных программ.

Общий же подход к анализу безопасности состоит в том, чтобы выявить главные события, на которые с учётом класса опасности в данной конкретной ситуации можно влиять посредством предупредительных мер.


Рис. 2.6. Дерево отказов для анализа взрыва в химическом реакторе:

1 – испортился датчик расхода РР3 и даёт завышенные показания; 2 – испортился преобразователь РР3 и даёт сигнал уменьшить подачу; 3 – испортился регулятор РР3 и даёт сигнал уменьшить подачу; 4 – испортился клапан РР3, заедает в закрытом положении; 5 – испортился нагнетатель окислителя; 6 – не работает задвижка, ДР3-4; 7 – не полностью открылась задвижка после пуска ДР3-4; 8 – испортился датчик расхода РР1 и даёт заниженные показатели; 9 – испортился преобразователь РР1 и даёт заниженные показатели; 10 – испортился регулятор РР1 и даёт сигнал увеличить подачу; 11 – испортился клапан РР1 и заедает в открытом положении; 12 – не работает задвижка ДР3-2; 13 – воспламенение


2.7. Принципы обеспечения безопасности

О значении принципов французский философ Гельвеций (1715– 1771) писал: «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов»1 .

Принцип – это идея, мысль, основное положение теории, основа устройства, действия.

Имеется 4 основных вида принципов обеспечения безопасности.

1. Ориентирующие принципы:

– активность оператора;

– гуманизация деятельности;

– замена оператора;

– ликвидация опасности;

– системность;

– снижение опасности;

– деструкция (разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо).

2. Технические принципы:

– блокировка;

– вакуумирование;

– герметизация;

– увеличение расстояния;

– компрессия (сжатие газа);

– прочность;

– слабое звено;

– флегматизация;

– экранирование.

3. Организационные принципы:

– защита временем;

– информацией (передача знаний, обеспечивающих безопасность);

– резервированием;

– несовместимостью;

– нормированием;

– подбор кадров;

– последовательности;

– эргономичность.

4. Управленческие принципы:

– контроль;

– адекватность (соответствующий, равный);

– обратная связь;

– ответственность;

– планирование (например, нагрузки на рабочих);

– стимулирование;

– автоматизация;

– управление;

– эффективность.

2.8. Методы обеспечения безопасности

Метод – это путь, способ достижения цели, исходящий из знаний наиболее общих закономерностей.

Для раскрытия применяемых на практике методов обеспечения безопасности необходимо ввести два новых понятия.

Гомосфера – пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности. Ноксосфера – пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.

Метод А состоит в пространственном и (или) временном разделении гомосферы и ноксосферы. Совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с позиции безопасности (кран – стропальщик). Реализация метода А осуществляется с помощью автоматизации средств дистанционного управления и т. д.

Метод Б состоит в нормализации ноксосферы путём исключения или в значительном снижении опасностей. Реализуется через совокупность мероприятий, защищающих человека от пыли, шума, излучений и т. д.

Метод В – повышение адаптации человека к среде – осуществляется при помощи средств индивидуальной защиты (СИЗ), профотбора, обучения и т. д.

В реальных условиях используется комбинация этих методов.

2.9. Средства обеспечения безопасности

Средства обеспечения безопасности разделяются:

1) на средства коллективной защиты – вентиляция, заземление, зануление, ограждения и т. д.;

2) СИЗ – специальная одежда, противогазы, беруши, каски и т. д.;

3) повышение надежности систем.

Под надёжностью понимается свойство системы выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных показателей.

Существуют показатели надёжности и показатели ремонтопригодности. Показатели надёжности – среднее время безотказной работы; вероятность безотказной работы; интенсивность отказов. Показатели ремонтопригодности – вероятность восстановления; среднее время восстановления; интенсивность восстановления.

2.10. Квантификация риска и опасностей

Квантификация – это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий.

При анализе безопасности машин, оборудования, технических систем наиболее распространённой оценкой опасности является риск.

Многие специалисты предлагают ввести стоимость человеческой жизни. Однако это вызывает возражение из-за недопустимость финансовых сделок вокруг человеческих жизней. Чтобы обойти этот нравственный вопрос, количественную или экономическую оценку рассматривают обычно так: сколько необходимо затратить средств, чтобы спасти человеческую жизнь? Данная цифра колеблется в пределах 660 тыс. – 7 млн. долл. США. В Германии за смерть работника на производстве выплачивается семье 0,1–0,5 млн. евро. Денежная оценка опасности является для работодателя как бы финансовым наказанием за реализованную опасность. Подтверждением этого является тот факт, что в США, наряду с выплатой определённой суммы пострадавшим, предприниматель выплачивают солидную сумму за каждый несчастный случай на производстве в страховой фонд. Поэтому зачастую выгоднее вложить средства в обеспечение безопасности производства, нежели осуществлять соответствующие выплаты.

2.11. Методические подходы к определению риска

Процедура определения риска приблизительна и имеет 4 методических подхода:

1) инженерный, опирающийся на статистический расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасностей и причин;

2) модельный, основанный на построении моделей воздействия опасных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т. д.;

3) экспертный – вероятность различных событий определятся на основе опроса опытных специалистов – экспертов;

4) социологический, базирующийся на опросе населения.

Чаще всего все 4 подхода применяются вместе.

2.12. Основные положения теории риска

Риск – это вероятность наступления нежелательного события или количественная оценка опасности. Риск оценивается как отношение числа неблагоприятных последствий к их возможному числу за определённый период. Например, риск смерти на производстве R можно определить как

где n – количество людей, погибших на производстве от травм в России за год;

N общее число работающих, которые могли бы умереть на производстве от травм в России за год.

Риск таких явлений, как смертельная травма, заболевание, материальный ущерб, утомление, профессиональное заболевание, можно рассчитывать. Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного человека.

Индивидуальный риск смерти от различных видов деятельности в США в год, чел.:

1) автотранспорт – 3 · 10 – 4 ;

2) станочное оборудование, огнестрельное оружие – 1 · 10 – 5 ;

3) отравление – 2 · 10 – 5 ;

4) утопление – 3 · 10 – 5 ;

5) пожар и ожог – 4 · 10 – 5 ;

6) падения – 9 · 10 – 5 ;

7) железная дорога – 4 · 10 – 6 ;

8) падающие предметы, электроток – 6 · 10 – 6 ;

9) водный, воздушный транспорт – 9 · 10 – 6 ;

10) молния – 5 · 10 – 7 ;

11) ядерная энергия на 100 реакторов – 2 · 10 – 10 .

Социальный (групповой) риск для группы людей отражает зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.

Английский ученый В. Маршал считает, что риск – частота реализации опасности. Но говорить о частоте применительно к проблемам безопасности можно лишь условно, т. к. вероятность её проявления не фиксирована во времени. Опасность может проявиться в любое время, в момент появления причины, но не чаще, чем это характерно для данного вида деятельности (рис. 2.7).

Эмоционально групповой риск воспринимается более тяжело.

Люди резко реагируют на события редкие, сопровождающиеся большим числом единовременных жертв (гибель 700 чел. на теплоходе «Адмирал Нахимов», авиакатастрофы с гибелью всех пассажиров и т. д.). В то же время частые события, в результате которых погибают небольшие группы людей, например ежедневная гибель на производстве 20–30 чел., менее впечатляют и не вызывают столь напряженного отношения.

2.13. Концепция приемлемого (допустимого) риска

Традиционная техника безопасности базировалась на категорическом требовании обеспечить полную безопасность, не допустить никаких аварий. Но опыт свидетельствует, что любая деятельность потенциально опасна.

В современных условиях от тезиса абсолютной безопасности перешли к концепции допустимого (приемлемого) риска, суть которой – в стремлении к такой малой опасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями её достижения. Нужно иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны.

На рис. 2.8 показан упрощенный пример определения приемлемого риска.

Говоря о риске, необходимо иметь в виду, что, помимо прямого риска R пр, создаваемого данным оборудованием (на уменьшение которого направлены мероприятия по обеспечению безопасности), существует ещё и косвенный риск R косв, состоящий из социального и технического, зависящего от усложнения систем безопасности. С ростом расходов Х на безопасность R пр уменьшается, а R косв. растёт. Из рис. 2.8 видно, что начиная с некоторого уровня этих расходов при их дальнейшем росте будет происходить возрастание полного риска

R полн = R пр + R косв

При увеличении затрат технический риск снижается, но растёт социальный, т. к., затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности, можно нанести ущерб социальной сфере, например ухудшить медицинскую помощь (рис. 2.9).

Суммарный риск имеет минимум при определённом соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство и нужно учитывать при выборе риска, с которым общество пока вынуждено мириться.

Приемлемый риск в некоторых странах, например в Голландии, установлен в законодательном порядке. Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели обычно считается 1 · 10 – 6 в год. Пренебрежимо малым считается индивидуальный риск гибели 1·10 – 8 в год.


Рис. 2.8. Определение приемлемого риска


Рис. 2.9. Определение полного риска


Максимально приемлемым риском для экосистем считается тот, при котором может пострадать 5 % видов биогеоценоза.

Приемлемый риск обычно на 2–3 порядка строже фактического. Следовательно, введение приемлемых рисков является акцией, направленной на защиту человека.

Помимо коллективной приемлемости, существует также и индивидуальная приемлемость, установленная для себя осознанно или неосознанно и являющаяся балансом между риском и выгодой. В определённых случаях люди готовы добровольно идти на риск, в 1000 раз больший, чем приемлемый. Решающая роль в принятии такого решения лежит в психологии человека.

2.14. Управление безопасностью жизнедеятельности

Под управлением БЖД понимается организованное воздействие на системы «человек – среда», «человек – производство», «человек – машина» для перевода объекта из одного опасного состояния в другое, менее опасное. При этом должны соблюдаться на основе сопоставления затрат и выгод условия экономической и технической целесообразности.

Управление БЖД – это в то же время есть управление риском. И осуществляться оно должно на всех стадиях деятельности: научный замысел, НИР, проект и его реализация, испытание, производство, транспортирование, эксплуатация, реконструкция, консервация, ликвидация и захоронение.

Управление БЖД (риском) осуществляется по нескольким направлениям:

1) обучению персонала и профессиональному отбору;

2) психологической подготовке персонала;

3) совершенствованию технических систем;

4) экономическому стимулированию;

5) управлению режимами труда и отдыха;

6) использованию средств индивидуальной и коллективной защиты;

7) воспитанию культуры безопасного поведения;

8) организации контроля;

9) прогнозированию и организации управления чрезвычайными ситуациями (ЧС);

10) материально-техническому обеспечению.

Одним из путей повышения БЖД является активное содействие всех участников трудовой деятельности в сборе и анализе информации о безопасном ведении работ, для чего все сотрудники обязаны сообщать о выявленных ими ошибках, их причинах, возможных последствиях. Накопленные данные анализируются и разрабатываются предложения по совершенствованию производства, рабочей среды, оборудования. Таким образом создаются банки данных о безопасности работы как оборудования, так и систем.

2.15. Психология и безопасность

По вине самих пострадавших происходит 60–90 % травм в быту и на производстве. В современной психологии ошибки работников рассматриваются как неизбежный элемент деятельности, причина которых связана с психическим состоянием людей, так называемым личным фактором.

Изучением особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производства и управления, а также требований, предъявляемых к конструкциям машин и приборов, с учётом психических свойств человека занимается инженерная психология.

Часто встречающимися (производственными) психическими состояниями людей являются: психическое напряжение (стресс); утомление; особые психические состояния работника.

2.16. Стресс

Стресс – это нормальная реакция человека, мобилизующая физические и психические ресурсы на выполнение какой-либо работы. Оказывает положительное влияние на работоспособность до определённого, так называемого запредельного напряжения.

Американские исследователи Р. Иеркс и Дж. Додсон экспериментально показали, что по мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (так называемый «мобилизующий эффект стресса»), доходят до максимума, а затем начинают падать . Чрезмерные формы психического напряжения приводят к снижению результатов труда вплоть до полной утраты работоспособности.

Зависимость между уровнем активации нервной системы и продуктивностью, получившая название инвертированной V -образной кривой, представлена рис. 2.10.


Рис. 2.10. Закон Иеркса–Додсона, связывающий активацию нервной системы А с продуктивностью действий W : I – случай, когда приращение активации ведет к приросту продуктивности ΔW 1; II – к снижению продуктивности ΔW 2; А кр – критическая активация


2.17. Утомление

До 50 % несчастных случаев происходит в конце смены в результате утомления. Запредельные психические формы утомления проявляются в двух типах реакции человека.

Тормозной тип характеризуется скованностью, замедленностью действий, замедлением мыслительной деятельности, ухудшением внимания и другими признаками, не свойственными человеку в обычной обстановке. Замедленная психическая деятельность увеличивает время операций и число совершенных ошибок.

Возбудимый тип характеризуется вспыльчивостью, грубостью, суетливостью, многословностью, дрожанием рук, излишними ненужными действиями.

2.18. Особые психические состояния

Контроль за психическим состояниям может выявить особые состояния, которые не всегда являются постоянным свойством личности, возникают спонтанно и существенно изменяют работоспособность человека. Встречается три вида особых психических состояний (рис. 2.11).


Рис. 2.11. Особые психические состояния


Параксиальное состояние связано с заболеванием мозга и проявляется отключением сознания на 1–2 мин в виде обморока, эпилепсии, лунатизма.

Психогенное состояние наступает после конфликта, гибели близких людей, обиды и т. д. Проявляется в виде снижения настроения, апатии, замедления мышления и может длиться от нескольких часов до двух месяцев. Под влиянием обид, неудач, оскорблений может развиваться аффективное состояние (взрыв эмоций, сопровождаемый агрессивными и разрушительными действиями).

Еще один вид особых психических состояний возникает в результате действия стимуляторов. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизма и не должны назначаться на специальности с высокой ответственностью.

2.19. Действие стимуляторов

Приём лёгких стимуляторов (чай, кофе) помогает в борьбе с сонливостью и может способствовать повышению работоспособности на короткий период. Активные стимуляторы (фенамин, первитин) уменьшают скорость реакции, ухудшают самочувствие. Транквилизаторы (седуксен, элениум) оказывают успокоение и предупреждают развитие неврозов, однако могут снизить психическую активность, вызвать апатию и сонливость.

Алкоголь как транквилизатор приносит при избыточном употреблении колоссальный ущерб здоровью человека, разрушая прежде всего нервную систему и психику человека. Алкоголизм приводит к деградации человека, что особенно характерно для женщин. С употреблением алкоголя связаны 40–60 % случаев автомобильного травматизма и 64 % смертельных случаев на производстве.

Посталкогольная астения (похмелье) ведёт к заторможенности человека и снижению чувства осторожности («пьяному море по колено»).

Изменчивость психической деятельности под влиянием бытовых и производственных воздействий требует организации постоянного контроля над психикой человека для снижения уровня травматизма.

Учитывая, что в системе «человек – машина» самым слабым звеном является человек, контроль его над психическим состоянием на специальностях с высокой ответственностью должен быть ежедневным. Контроль осуществляется при помощи следующих приёмов:

1) предварительного осмотра;

2) профессионального отбора2 ;

3) контроля за психическим состоянием в процессе труда. Существуют тесты, позволяющие определить состояние человека в процессе работы;

4) проведения исследований по проблемам психологии, в частности, поведенческих особенностей человека;

5) обучения и тренировки человека по типу аварийных игр, т. е. с помощью имитационного моделирования; с его помощью решаются следующие задачи:

– приобретение навыков управления, мастерства;

– обучение принятию решений и анализу документации;

– отработка лидерских навыков;

– повышение эффективности взаимодействия персонала;

– обучение деятельности в экстремальных условиях без угрозы безопасности работающих.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Безопасность жизнедеятельности в техносфере. В 2 частях. Часть 1. Основные сведения о БЖД (В. С. Цепелев, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром -