Обжалование предписания гострудинспекции. Обжалуем решения государственного инспектора труда

Ларионов Роман , юрисконсульт компании «Гарант»

Как следует из статьи 361 Трудового кодекса, предписания государственных инспекторов труда (а также постановления о назначении административного наказания) могут быть обжалованы. Однако при их обжаловании работодатель должен не только иметь доказательства, подтверждающие необоснованность вынесенного решения, но и соблюсти установленную законодательством процедуру подачи жалобы. Сегодня мы расскажем, в какие сроки и в каком порядке это можно сделать.

Способы обжалования

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы двумя способами: по подчиненности и (или) в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ)*. В порядке подчиненности жалоба на решение государственного инспектора труда может быть подана руководителю соответствующей государственной инспекции труда или главному государственному инспектору труда Российской Федерации. При этом подача жалобы по подчиненности не препятствует одновременному обжалованию этого же решения госинспектора труда в судебном порядке. Хотя следует отметить, что одновременно подавать жалобу в обе инстанции не имеет смысла, так как в этом случае она будет рассматриваться только в суде (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ). Вышестоящее должностное лицо или судья при поступлении к ним жалобы не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме.

Давайте более подробно поговорим о порядке обжалования предписаний госинспекторов труда и постановлений о наложении штрафа. Поскольку именно эти документы чаще всего выносятся по результатам проверок.

Протокол об административном правонарушении

При выявлении в ходе проверки нарушений трудового законодательства госинспектор труда, как правило, в первую очередь составляет протокол об административном правонарушении**. Именно этот документ может служить основанием для привлечения работодателя (его представителя) или иного должностного лица, в отношении которого составлен протокол, к административной ответственности.

Следовательно, к этому документу нужно отнестись очень внимательно. Тщательно изучите зафиксированные в нем нарушения. Если вы с ними не согласны, не торопитесь давать объяснения немедленно. В графе, предусмотренной для объяснений, можно написать в какой срок они будут представлены. И к этому сроку, имея на руках копию протокола, подготовить объяснения в письменном виде на отдельном листе. В дальнейшем указанные объяснения могут использоваться вами при обжаловании постановления о назначении административного наказания. Протокол об административном правонарушении должен быть составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.

Цитируем закон

Нарушение законодательства о труде и об охране труда – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Федерации
об административных

Правонарушениях

Постановление о назначении административного наказания

На основании протокола, как сказано выше, выносится постановление о назначении административного наказания (по форме № 5-ГИТ)***. Если вы сочтете наказание незаконным и необоснованным, то вы вправе его обжаловать в течение 10 суток со дня вручения вам копии постановления или получения ее по почте (ст. 30.3 КоАП РФ). При этом обращаем ваше внимание, что только в суде рассматриваются жалобы на постановление инспектора о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до девяноста суток).

Что касается штрафов за нарушение трудового законодательства, то их можно оспорить (как мы уже отмечали выше) как в судебном порядке, так и руководителю госинспектора труда в порядке подчиненности. Если в течение 10 суток со дня вручения постановления о назначении административного наказания оно не будет обжаловано, то постановление вступает в законную силу. И с этого момента будет идти отсчет дней по уплате штрафа. Штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). По истечении указанного срока материалы направляются судебному приставу для взыскания в принудительном порядке****. В случае пропуска срока на обжалование по уважительной причине указанный срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

Порядок обжалования предписания

С целью устранения выявленных нарушений трудового законодательства государственные инспекторы труда предъявляют представителю работодателя обязательные для исполнения предписания. В этом документе содержатся требования к устранению выявленных правонарушений с указанием сроков выполнения. Следует отметить, что сроки обжалования предписаний в порядке подчиненности законодательством не определены. В Трудовом кодексе (ст. 357) говорится лишь об обжаловании в судебном порядке. Оспорить предписание можно в течение 10 дней со дня его получения.

Требования к составлению жалобы

Жалоба, как правило, должна содержать следующие сведения:

  • наименование органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
  • наименование работодателя (Ф.И.О. должностного лица), обжалующего решение госинспектора труда (с указанием места нахождения (почтового адреса));
  • реквизиты обжалуемого решения (предписания, постановления) с указанием обстоятельств, на основании которых заявитель считает указанное решение незаконным;
  • просьба к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе (например, признать незаконным обжалуемое решение или постановление о назначении административного наказания отменить).

Образец жалобы на решение государственного инспектора труда.

Жалоба должна быть датирована и подписана уполномоченным лицом (законным представителем работодателя либо должностным лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу). В обоснование заявленных требований к жалобе могут быть приложены подтверждающие документы.

Определяем подведомственность

Теперь давайте определимся с подведомственностью, то есть в какой суд (если вы решили обратиться именно туда) – общей юрисдикции или в арбитражный – должна подаваться жалоба. Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагаются (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Если говорить об обжаловании предписаний, то жалобы на указанные решения госинспекторов труда подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Дело в том, что предписания выдаются работодателю не как субъекту предпринимательской и иной экономической деятельности, а как работодателю, допустившему нарушения трудового законодательства. И поскольку арбитражному суду не подведомственны споры, вытекающие из трудовых отношений, то и дела об оспаривании решений государственных инспекций труда не подлежат рассмотрению в арбитражном суде (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

Что касается подведомственности дел об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности, то данный вопрос до сих пор вызывает немало споров. Так, согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобы работодателей на постановления о назначении административного наказания должны подаваться в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Однако при поступлении такой жалобы арбитражные суды, как правило, прекращают производство по делу ввиду неподведомственности спора, ссылаясь при этом на разъяснение Конституционного Суда РФ*****. Дело в том, что, по мнению высшей судебной инстанции, указанная норма закона (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ) не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица (или индивидуального предпринимателя) к административной ответственности. Если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. И поскольку предметом спора при обжаловании постановлений являются выводы о том, что работодателем допущены нарушения в сфере трудовых отношений, то указанный спор, действительно, не подпадает под юрисдикцию арбитражного суда.

Эту позицию подтвердил также Пленум Верховного Суда РФ******. В своем постановлении он отметил, что решения (действия) должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов (в частности государственных инспекторов труда), могут быть оспорены по правилам статьи 25 Гражданского процессуального кодекса. А это значит, что жалобы на постановления о назначении административного наказания так же должны подаваться в суд общей юрисдикции.

Цитируем закон

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Федерации об административных

Правонарушениях

* За исключением решений главного государственного инспектора труда Российской Федерации, которые могут быть обжалованы только в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ). В том случае если обжалуется постановление о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до 90 суток), так же нужно обращаться только в суд.

** По форме № 3-ГИТ, утвержденной приказом Роструда от 10 декабря 2004 г. № 47 (далее – приказ Роструда № 47).

*** Утвержденной приказом Роструда № 47.

**** Кроме того, неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Обжалование предписания трудовой инспекции может проводиться двумя способами: по подчиненности или в судебном порядке. В первом случае действия инспектора труда оспариваются путем подачи заявления руководителю соответствующей инспекции труда. Также предусмотрена возможность обращения с жалобой к главному государственному инспектору труда РФ.

Лицу, которому направлено предписание государственной инспекции труда, предоставлена возможность самостоятельно выбрать способ обжалования. При этом необходимо учесть, что постановления о назначении наказания в виде приостановления деятельности могут обжаловаться только в судебном порядке.

Сроки и порядок обжалования предписания

Сроки, в которые может проводиться оспаривание предписания трудовой инспекции в порядке подчиненности, законодательством не установлены. Для подачи жалобы в судебные инстанции предусмотрен 10-дневный срок обращения.

Если обжалуется постановление об административном правонарушении, вынесенное инспектором труда, то в соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ, оно может быть оспорено в течение 10 дней с момента его получения.

Жалоба, поданная в вышестоящий орган, должна быть рассмотрена не позже 30 дней с момента ее подачи. Если заявитель не получит ответ в указанный срок, то в течение 3-х месяцев он может обратиться в суд. В случае отказа вышестоящего органа, работодатель имеет право в течение месяца обжаловать его решение через суд.

Как составить жалобу на решение государственного инспектора труда

Существует ряд требований, которые необходимо соблюдать при оформлении жалобы. В документе должны быть указаны:

  • наименование и реквизиты органа или должностного лица, в адрес которого направляется заявление;
  • почтовый адрес и наименование работодателя или Ф.И.О. должностного лица, которое обжалует действия инспектора труда;
  • реквизиты обжалуемого документа с перечислением фактов и доказательств, на основании которых заявитель считает решение трудовой инспекции незаконным;
  • просительная часть, в которой указываются требования заявителя (например, отменить предписание инспекции труда или признать действия инспектора неправомерными).

При подаче жалобы необходимо иметь два экземпляра документа, первый из которых передается в канцелярию, а на втором проставляется входящий номер, свидетельствующий о принятии документа к рассмотрению. Также жалоба на предписание трудовой инспекции может быть отправлена по почте заказным письмом с уведомлением.

Определение подсудности

Прежде, чем направить ответ на предписание трудовой инспекции, необходимо определиться с подсудностью рассмотрения данного вида споров.

Физические лица, привлеченные к административной ответственности, могут подать жалобу:

  • вышестоящему должностному лицу или его заместителю;
  • в вышестоящий орган;
  • главному инспектору труда РФ или его заместителям;
  • в районный суд.

Жалобы юридического лица или лица, осуществляющего экономическую деятельность, также направляются в суд общей юрисдикции, так как они вытекают из трудовых отношений между работником и работодателем, и не подлежат рассмотрению арбитражным судом.

Образец заявления о признании незаконным предписания государственного инспектора труда скачать .

Инструкция

Судебный порядок обжалования предписаний уполномоченных надзорных органов предусмотрен Гражданским и Арбитражным процессуальными кодексами РФ, поэтому для начала следует определиться с подсудностью. Так если предписание касается или иной экономической деятельности лица, в отношении которого оно вынесено, и является по своей сути ненормативным правовым актом, то заявление по его обжалованию следует направлять в Арбитражный суд. Если же предписание касается, например, должностного лица, в действиях которого выявлены нарушения закона, оспорено оно может быть путем обращения в суд общей юрисдикции.

Как правило, предписание по итогам проведенной проверки и содержит сведения о конкретных нарушениях законодательства и мероприятиях, которые необходимо предпринять для их устранения. Как показывает , суды по–разному смотрят на вопрос возможности оспаривания предписания. Одни отказываются принимать к рассмотрению такие заявления, обосновывая свою позицию тем, что предписание не является ненормативным правовым актом, не содержит властно-распорядительных повелений и запретов и вообще носит информативный характер. Другие (и их позиция представляется более верной) расценивают предписание именно как властно-распорядительный акт, вынесенный уполномоченными органами в рамках их законных полномочий по контролю за осуществлением какой-либо деятельности.

К об оспаривании предписания предъявляются общие требования к искам, подаваемым в арбитражные суды и суды общей юрисдикции. К обязательным реквизитам относится указание суда, наименование заявителя, а также органа или лица, которые вынесли оспариваемое предписание.

Назвать документ можно, например, так: «Заявление о признании недействительным предписания №… от…, вынесенного… (указать госорган)». В тексте заявления помимо своих доводов четко укажите ваши права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым предписанием. Обязательно сделайте ссылку на законы и иные нормативные правовые акты, которым не соответствует предписание. Также в текст заявления можно включить ходатайство о приостановлении действия предписания.

К заявлению прилагаются документы, обычно подаваемые с исками (квитанция об уплате госпошлины, доверенности и д.т.), а также текст оспариваемого предписания.

Обратите внимание

Существует административная ответственность за неисполнение в установленный срок законного предписания контролирующего органа (ст. 19.5 КоАП РФ). Поэтому принимая решение о его обжаловании, подумайте над вопросом: стоит ли исполнить требования, изложенные в предписании и потом подать заявление в суд или же сразу обратиться в судебные органы? При выборе второго варианта не забудьте уведомить соответствующий государственный орган власти о поданном вами заявлении. И лучше это сделать еще до назначения заявления к рассмотрению - так можно избежать лишних проблем с пропуском срока на исполнение предписания.

Срок обжалования предписания государственного контролирующего органа – 3 месяца с момента его получения.

Внимание! Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 19.4 — 19.7, п. 2 ст. ст. 5.27, 5.42 КоАП РФ, вправе рассматривать и привлекать к ответственности по ним только суд. Решения инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, Главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения Главного государственного инспектора труда РФ обжалуются только в суд. Работодатель может обратиться в вышестоящие уполномоченные органы с требованием отменить тот или иной акт либо дать оценку действиям соответствующих органов и должностных лиц, которые, по его мнению, нарушают его права либо законные интересы. Так, например, подписание акта проверки еще не означает, что работодатель согласен с его содержанием, а свидетельствует лишь о том, что работодатель ознакомлен с данным документом.

Как обжаловать решения трудовой инспекции?

Посмотрим кто сидит в думе, кто дебоши устраивает, кто покупает себе места в данной думе и ответим на вопрос с может ли двоишник, уголовник, мошенник принять констицтуции соответствующую норму. Ежели для НПА установлена правовая экспертиза, то почему для ФЗ являющегося также нормативным актом данной экспертизы нет? Сегодня я впервые увидал данный закон и просто обалдел от содержания его #9 IP/Host: 82.145.223.


Дата регистрации: 29.03.2012Сообщений: 5,402 Re: обжалование постановления ГИТ. Посмотриш по ТВ заседание этой госдумы и без смеха и слез обойтись ни как, оди друг другу морду бьют, другие спят, третьи в носу ковыряются дамы же обсуждают какой у них наряд, маникюр и причоска – наплевать им на все за что они голосуют.
Далее посмотрим на сайт конституционного суда и видим – признать ст. не соттветствующую … Признать ст. Противоречащую …

Обжалуем решение инспектора по труду

Что конкретно должно быть указано в заявлении об оспаривании предписания ГИТ в суд? Согласно требованиям ст. 131 и 247 ГПК РФ в заявлении об оспаривании предписания ГИТ, подаваемом в судебном порядке, должны быть указаны: 1) наименование суда, в который подается заявление; 2) наименование заявителя (поскольку мы подаем документ, который называется заявлением, следовательно, стороной будет заявитель), его место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем; 3) наименование государственного органа, чьи действия вы обжалуете, его место нахождения; 4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения ваших прав, свобод или законных интересов; 5) обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; 6) перечень прилагаемых к заявлению документов.

Порядок обжалования результатов проверки трудовой инспекции

Копия вручается работодателю (представителю работодателя) под расписку либо высылается по почте в течение трех дней со дня вынесения этого постановления (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ). Напомним, что ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены следующие виды ответственности: - административный штраф; - дисквалификация руководителя; - административное приостановление деятельности работодателя.
При этом если привлекать к административной ответственности и приостанавливать деятельность организации имеет право инспектор по труду, то дисквалификация осуществляется только по решению суда. То есть если инспектор выявит правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, он составляет протокол и в течение трех суток передает документы в суд (который рассматривает дело и выносит постановление), а работодателю направляет копию протокола.


В силу ст.

Обжалование постановление гит

Однако предписания ГИТ не имеют экономического содержания, а вытекают из трудовых правоотношений между работником и работодателем, заключение и исполнение трудового договора между которыми не является предпринимательской или иной экономической деятельностью. Поэтому жалоба не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а направляется в суд общей юрисдикции.


Данную позицию на практике поддерживают и арбитры (Постановления ФАС СКО от 20.07.2006 N Ф08-2996/2006-1305А, от 03.08.2006 N Ф08-3282/2006-1410А, от 08.06.2006 N Ф08-2401/2006-997А, ФАС ВСО от 17.03.2006 N А74-5572/05-Ф02-1033/06-С1, от 09.03.2006 N А74-72/06-Ф02-942/06-С1, ФАС ВВО от 21.09.2006 N А79-4906/2006). Согласно п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии.

Обжалование решений государственных инспекторов труда

Она может быть в виде соответствующего письма с приложением копии приказа, копии локальных актов с внесенными изменениями и дополнениями, а также платежных поручений, ведомостей оплаты труда и т.д. Дело об административном правонарушении рассматривается не позднее чем в 15-дневный срок со дня составления протокола и других материалов дела (ст.

Внимание

КоАП РФ). Рассматривает его, как правило, инспектор, проводивший проверку, хотя закон не запрещает передать его другим должностным лицам ГИТ. По результатам рассмотрения может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.


Второй вариант возможен, в частности, в случае передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

Как восстановить пропущенный срок для обжалования постановления гит

В случае выявления при проверке каких-либо нарушений действующего законодательства в обязательном порядке требуются объяснения от руководителя организации или его представителей. Как правило, сотрудники инспекции требуют представить такие объяснения непосредственно после выявления нарушений, и чем меньше этих объяснений, тем проще в дальнейшем будет выстроить свою позицию при обжаловании решений инспекции, вынесенных по результатам проверки.

В случае обнаружения очевидных нарушений трудового законодательства в срок не более двух суток (ст. 28.5 КоАП РФ) составляется протокол об административном правонарушении, в котором отражается место, время совершения и суть правонарушения со ссылкой на нарушенные законы и иные нормативные акты по пунктам. Подписание руководителем или представителем учреждения протокола не означает согласия с его содержанием.
ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений вправе обжаловать эти документы в трудовую инспекцию, приложив документы, подтверждающие обоснованность возражений. Обратите внимание! Предписание об устранении выявленных нарушений обязательно для исполнения.

Если организация его не выполнит, она будет привлечена к административной ответственности по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Руководствуясь ст.

Обжалование постановления гит об административном правонарушении

Важно

Но не надо думать, что инспектор в суде будет доказывать законность своих действий, а суд и вы будете только слушать его и ничего более. В отмене незаконного предписания заинтересованы прежде всего вы, поэтому именно вам надо будет доказать, что данное предписание нарушило ваши права: в чем это выразилось и чем это подтверждается.

СРОКИ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ ГИТ Обратите внимание!Срок обжалования решений ГИТ составляет 15 дней с даты получения работодателем акта проверкиСроки обжалования решений ГИТ крайне важны, поскольку их пропуск влечет отказ в рассмотрении жалобы. Конечно, закон в случае пропуска срока по ходатайству лица, подающего жалобу, предоставляет право судье восстановить срок.

Но, подчеркнем, это его право, а не обязанность, так что рисковать в данном случае не стоит. В соответствии со ст.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Помимо нарушения сроков инспектор по труду может также нарушить процессуальные нормы при составлении протокола об административном нарушении.

Поскольку КоАП РФ установлена специальная процедура составления и заполнения протокола, ее нарушение тоже может стать причиной освобождения от административной ответственности. Но такие нарушения должны быть существенными. Требования к составлению протокола установлены ст.

28.2 КоАП РФ. Согласно п.

Обжалование постановления гит об административном правонарушении образец

Это прежде всего нарушение сроков привлечения к ней. Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения нарушения.

А за административные правонарушения, влекущие дисквалификацию руководителя, он может быть привлечен к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). При длящемся административном правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения этого нарушения. К сведению. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Все могут ошибаться, в том числе инспекторы по труду. В частности, проверяя организацию, они могут неправильно применить нормы законодательства или нарушить процедуру привлечения к ответственности. Возможно, работодатель просто не согласится с мнением инспектора и воспользуется своим правом на обжалование его решения. О том, как правильно это сделать, в какой орган обратиться и в какие сроки, вы узнаете из статьи. В силу ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее - Положение).

1. Не согласны с решением ГИТ? Обжалуйте его в административном или судебном порядке

2. Не пропустите срок обжалования, иначе суд не рассмотрит вашу жалобу и вернет документы обратно

3. Не пытайтесь оспорить предписание или постановление по формальным признакам

4. Если инспекция провела проверку с нарушениями, суд признает незаконной и саму проверку, и выданное по ее результатам предписание 5. В приложении к статье найдете пример жалобы в инспекцию

Если работодатель не согласен с итогами контрольных мероприятий, он может оспорить и саму проверку, и предписание или постановление.

Обжаловать действия и решения трудовых инспекторов можно:

Обратите внимание

Не обращайтесь одновременно и в суд, и к соответствующему руководителю инспектора по подчиненности - в этом случае жалобу все равно будет рассматривать только суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

1. В административном порядке - вышестоящему должностному лицу или в Роструд. Решения главного государственного инспектора труда России можно обжаловать только в суд. Возражения подают в письменной форме, можно и в электронном виде с усиленной квалифицированной подписью. К заявлению можно приложить документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений.

2. В судебном порядке. Предписания и постановления обжалуют по-разному. Порядок обжалования проверок и предписаний установлен ст. 361 ТК РФ, ч. 12 ст. 16 и п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), а постановлений - ст. 361 ТК РФ и п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ.

В какой срок обжаловать
Сроки обжалования предписаний государственной инспекции труда приведены в таблице.

Документ, который обжалуют Срок обжалования в слудебном порядке в административном порядке

Предписание 10 дней с момента получения предписания (ч. 2 ст. 357 ТК РФ) 15 дней с момента получения предписания (ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ)

Постановление 10 дней с момента получения постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ РФ) 10 дней с момента получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ)

Если жалобы и документы поданы после того, как истек процессуальный срок, и не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд их не рассмотрит и вернет обратно (ч. 2 ст. 94 КоАП РФ).

В какой суд обжаловать предписание и постановление

Обратите внимание

Если инспектор вынес постановление по результатам проверки филиала, подсудность определяют по месту государственной регистрации филиала. Предписание оспаривают в судах общей юрисдикции (п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ). Заявление об оспаривании предписания подают в районный суд по местонахождению государственной инспекции труда.

Если суд установит, что контрольные мероприятия ГИТ провела с нарушениями, он признает незаконной не только проверку, но и выданное по ее результатам предписание. Если же проверку оспорить не получится, останется шанс обжаловать предписание.

Порядок обжалования постановлений предусмотрен Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Ошибка - подавать жалобу в суд по местонахождению трудовой инспекции. Жалобу на постановление подают в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в районный суд по месту рассмотрения дела (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Жалобу на постановление ГИТ, вынесенное в отношении организации или ее генерального директора, подают в суд, к территориальной подсудности которого относится этот адрес.

Дополнительно к теме

Представлять интересы организации в суде может адвокат или человек с высшим юридическим образованием. В суде он должен предъявить документ об образовании (ст. 55 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Как обжаловать предписание

В первую очередь в своем заявлении попросите суд приостановить срок исполнения предписания. Сам факт оспаривания предписания в суде не является основанием для приостановления срока его исполнения. Приостановить срок исполнения предписания до вступления решения в законную силу может только суд. Если суд удовлетворит вашу просьбу, он вынесет соответствующее определение.

Не пытайтесь обжаловать предписание по формальным признакам. Суд не признает незначительные нарушения во время проверки основанием для отмены предписания. Другое дело - грубые нарушения. Если инспектор допустил одно из нарушений, указанных в ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ, то суд отменит результаты проверки.

Если работник параллельно с жалобой в инспекцию обратился и в суд, укажите это в своем заявлении. Если инспектор выдал предписание (он мог не знать о факте обращения работника в суд), напишите это в заявлении. Доказательством могут послужить копии полученного от работника искового заявления с отметкой канцелярии суда о принятии или решения суда. Такое обращение - основание для вынесения судом решения о признании предписания (или его отдельных пунктов) незаконным.

Как обжаловать постановление

Обжаловать постановление по формальным признакам не получится. Ваша задача - привести суду доказательства того, что этот документ или вся проверка в целом незаконны.

По результатам рассмотрения возражений постановление об административном правонарушении суд может оставить без изменений, отправить на новое рассмотрение или отменить. Принятое решение доводят до организации в течение трех календарных дней с момента вынесения. Копию решения могут вручить лично представителю организации или направить по почте. Это указано в ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ.

Если нет оснований, чтобы оспорить постановление, можете включить в жалобу просьбу о снижении размера штрафа до минимального уровня, предусмотренного ст. 5.27 или 5.27.1 КоАП РФ.

На что можно сослаться в жалобе?

1. Административный орган грубо нарушил правила организации и проведения проверки. Перечень грубых нарушений проверки приведен в ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ.

2. Инспектор неправильно составил протокол. Протокол и содержащиеся в нем объяснения и сведения - это основные доказательства по делам об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). Если инспектор нарушил установленную процедуру его составления, протокол нельзя рассматривать в качестве доказательства (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

3. Инспектор нарушил срок давности. Сейчас этот срок составляет один год с момента совершения нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Поэтому если инспектор оштрафовал вас за прошлогоднее нарушение, то это говорит о незаконности наказания. Исключение - длящиеся нарушения, при которых сроки давности исчисляют с момента их выявления инспектором.

4. Инспектор по труду не известил всех участвующих в процессе лиц (в т. ч. и работника) о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по результатам проверки. Эта обязанность установлена п. 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.

5. К ответственности привлекли не то должностное лицо. Например, если директор не является должностным лицом в совершенном правонарушении, об этом также стоит указать в жалобе. Скорее всего, суд примет эти доводы и освободит директора от наказания по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

6. Инспектор квалифицировал нарушение неправильно. Если суд установит этот факт, он признает постановление незаконным.

Как вернуть уплаченный штраф

На оспаривание штрафа может уйти много времени, за которое постановление вступит в силу. Если постановление о наложении штрафа суд признает незаконным, а штраф вы уже уплатили, деньги можно вернуть. Для этого обратитесь с письменным заявлением в трудовую инспекцию. Она является администратором доходов бюджета и принимает решения о возврате уплаченных, но обжалованных штрафов (п. 2 ст. 160.1 БК РФ).

В заявлении попросите ГИТ принять решение о возврате денежных средств и представить поручения в орган Федерального казначейства. Без этих поручений вернуть деньги не получится. В самом заявлении не забудьте указать реквизиты счета для перечисления вам денег. Заявление составьте в свободной форме.

К заявлению приложите:

* постановление о назначении штрафа;

* платежное поручение, подтверждающее уплату штрафа, с отметкой банка о принятии;

* решение суда, который признал постановление незаконным, с отметкой о вступлении в законную силу.

Сроки рассмотрения подобных заявлений законом не установлены. Поэтому подготовьте копии заявлений и попросите канцелярию ГИТ поставить на них отметки о принятии. Можно направить документы и заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении - у вас останется подтверждение, что инспекция получила документы. Отслеживать ход заявления вы можете по входящим номерам.
___________________________
Грубые нарушения Закона № 294-ФЗ, которые позволят отменить результаты проверки надзорного органа

Плановая проверка проведена ранее чем через три

года после проведения последней проверки Часть 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ Пункт 1 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Плановая проверка проведена в отсутствие

ежегодного плана, разработанного органом

государственного контроля (надзора) или органом

муниципального контроля в соответствии

с их полномочиями Часть 3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ Пункт 1 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Орган государственного контроля уведомил

организацию (или предпринимателя) о проведении

плановой проверки в течение трех рабочих дней

до начала ее проведения, хотя такое уведомление

должно быть произведено не позднее трех дней.

Орган государственного контроля должен

направить копии распоряжения или приказа

муниципального контроля о начале проведения

плановой проверки заказным почтовым

отправлением с уведомлением о вручении или

иным доступным способом Часть 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ Пункт 1 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Юридическое лицо (или предприниматель)

уведомлено органом государственного контроля

(надзора) или органом муниципального контроля

о проведении внеплановой выездной проверки

менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Исключение составляет внеплановая выездная

проверка, основания проведения которой указаны

в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ Часть 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ Пункт 1 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

К проведению мероприятий по контролю

привлечен неаккредитованный гражданин или

организация Пункт 7 ст. 2 Закона № 294-ФЗ Пункт 1.1 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Отсутствие оснований для проверки Пункт 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ Пункт 2 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Грубое нарушение Что нарушено Основание для признания результатов проверки недействительными

Обращение или заявление не позволяет установить

лицо, обратившееся в орган государственного

контроля (надзора), орган муниципального

контроля Часть 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ Пункт 2 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Обращение или заявление не содержит сведений

о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ Часть 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ Пункт 2 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Внеплановая выездная проверка юридического

лица или индивидуального предпринимателя

не была согласована с органом прокуратуры

по месту осуществления деятельности такого

юридического лица или индивидуального

предпринимателя Часть 5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ Пункт 2 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

В отношении одного субъекта малого

предпринимательства общий срок проведения

плановых выездных проверок превысил

определенное количество часов в год. Для малого

предприятия это 50 часов, для

микропредприятия - 15 часов в год Часть 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ Пункт 3 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Проверка проведена без распоряжения или приказа

руководителя, заместителя руководителя органа

государственного контроля (надзора), органа

муниципального контроля Часть 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ Пункт 4 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Орган государственного контроля затребовал

документы, не относящиеся к предмету проверки Пункт 3 ст. 15 Закона № 294-ФЗ Пункт 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Установленные сроки проверки превышены Пункт 6 ст. 15 Закона № 294-ФЗ Пункт 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Орган государственного контроля не представил

акт проверки Часть 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ Пункт 6 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

Проведена плановая проверка, которая не была

включена в ежегодный план проведения плановых

проверок Часть 3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ Пункт 7 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ

В проведении проверки участвует эксперт

(экспертная организация), состоящий в гражданско-

правовых или трудовых отношениях

с юридическим лицом (предпринимателем),

в отношении которого проводится проверка Часть 6 ст. 12 Закона № 294-ФЗ Пункт 8 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ Примечание. Закон № 294-ФЗ - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

© Материал из КСС «Система Кадры»