Органы попечительства и опеки. Деятельность органов опеки и попечительства

  • Основные начала (принципы) семейного права
  • Система и источники семейного права
    • Источники семейного права
  • Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства и норм международного права
    • Применение к семейным отношениям норм международного права
  • Осуществление и защита семейных прав
    • Защита семейных прав
    • Способы защиты семейных прав
  • Сроки исковой давности в семейном праве
  • Понятие брака. Условия и порядок его заключения. Недействительность брака
    • Понятие брака по семейному праву
    • Условия заключения брака. Препятствия к заключению брака
      • Препятствия к заключению брака
    • Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
    • Порядок заключения брака
    • Недействительность брака
      • Лица, имеющие право требовать признания брака недействительным
      • Обстоятельства, устраняющие недействительность брака
      • Правовые последствия признания брака недействительным
  • Прекращение брака
    • Понятие и основания прекращения брака
    • Расторжение брака в органах загса
      • Расторжение брака в органах загса по заявлению одного из супругов
    • Расторжение брака в судебном порядке
      • Расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака
      • Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака
      • Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака
    • Момент прекращения брака при его расторжении
      • Правовые последствия расторжения брака
    • Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим
  • Права и обязанности супругов
    • Личные неимущественные правоотношения между супругами
    • Имущественные отношения между супругами
    • Законный режим имущества супругов
      • Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов
      • Собственность каждого из супругов (раздельная собственность)
      • Раздел общего имущества супругов
    • Договорный режим имущества супругов
      • Изменение и расторжение брачного договора
      • Признание брачного договора недействительным
    • Ответственность супругов по обязательствам
  • Права и обязанности родителей и детей
    • Установление происхождения детей
      • Добровольное установление отцовства
      • Установление отцовства в судебном порядке
      • Правовые последствия добровольного или судебного установления отцовства
      • Запись родителей ребенка в книге записей рождений
      • Оспаривание отцовства (материнства)
    • Права несовершеннолетних детей
      • Личные неимущественные права несовершеннолетних детей
        • Право ребенка выражать свое мнение
        • Право ребенка на имя, отчество и фамилию
      • Имущественные права несовершеннолетних детей
    • Права и обязанности родителей
      • Осуществление родительских прав несовершеннолетними родителями
      • Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
      • Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей
      • Право родителей на защиту родительских прав
      • Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
    • Споры, связанные с воспитанием детей
      • Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей
      • Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей
    • Лишение родительских прав и их восстановление
      • Восстановление в родительских правах
    • Ограничение родительских прав и его отмена
      • Отмена ограничения родительских прав
      • Немедленное (досудебное) отобрание ребенка у родителей
  • Алиментные обязательства членов семьи
    • Общая характеристика алиментных обязательств
    • Алиментные обязательства родителей и детей
      • Размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых в судебном порядке
      • Обязанности родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей
      • Участие родителей в дополнительных расходах на детей
      • Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей
      • Участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей
    • Алиментные обязательства супругов и бывших супругов
      • Алиментные обязанности бывших супругов
      • Освобождение супруга от обязанности по содержанию другого супруга или ограничение этой обязанности сроком
    • Алиментные обязательства других членов семьи
      • Обязанность воспитанников по содержанию своих фактических воспитателей
      • Обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков
      • Обязанности братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер
    • Соглашения об уплате алиментов
      • Форма соглашения об уплате алиментов
      • Порядок заключения, исполнения, изменения, расторжения и признания недействительным соглашения об уплате алиментов
      • Содержание алиментного соглашения
      • Индексация размера алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов
    • Порядок уплаты и взыскания алиментов
      • Сроки обращения за алиментами
      • Взыскание алиментов до разрешения спора судом
      • Обязанность администрации организации по удержанию алиментов
      • Обращение взыскания на имущество лица, обязанного уплачивать алименты
      • Определение задолженности по алиментам
      • Основания освобождения от уплаты задолженности по алиментам
      • Недопустимость зачета и обратного взыскания алиментов
      • Индексация алиментов
      • Уплата алиментов в случае выезда лица, обязанного уплачивать алименты, в иностранное государство на постоянное жительство
      • Ответственность за несвоевременную уплату алиментов
    • Изменение установленного судом размера алиментов и освобождение от их уплаты
    • Прекращение алиментных обязательств
  • Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
    • Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
      • Органы опеки и попечительства
      • Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей
      • Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей
    • Усыновление (удочерение) детей и его отмена
      • Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей
      • Лица, имеющие право быть усыновителями
      • Условия усыновления
      • Порядок усыновления
      • Вопросы, разрешаемые судом при усыновлении ребенка
      • Правовые последствия усыновления ребенка
      • Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления
    • Опека и попечительство над детьми
      • Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения
      • Права детей, находящихся под опекой (попечительством)
      • Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения
      • Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка
    • Приемная семья
  • Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных лиц и лиц без гражданства
    • Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права
    • Правовое регулирование брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
      • Недействительность брака, заключенного на территории Российской Федерации или за ее пределами
      • Расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами
    • Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений супругов при наличии иностранного элемента
    • Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента
    • Правовое регулирование - усыновления (удочерения) при наличии иностранного элемента
    • Установление содержания и ограничение применения норм иностранного семейного права
      • Ограничение применения норм иностранного семейного права
  • Органы опеки и попечительства

    Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

    Однако согласно ст. 132 Конституции РФ и ст. 6 (п. 1 и 4) Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.

    В соответствии с Законом РФ от б июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» органы местного самоуправления всех уровней (поселковая (сельская), районная и городская администрации) обязаны принимать меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан. Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в СК, в ГК, а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов РФ), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности.

    В СК не называются структурные подразделения органов опеки и попечительства и стоящие перед ними задачи, как это ранее было сделано в ст. 120 КоБС. Указанные вопросы решаются в уставах муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. Однако фактически, как и прежде, функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей закреплены в них за муниципальными отделами образования, входящими в структуру органов местного самоуправления (местной администрацией).

    Ряд функций по опеке и попечительству реализуется путем принятия местной администрацией решений (постановлений, распоряжений) в порядке, предусмотренном законодательством. Деятельностью местной администрации руководит глава местной администрации, конкретное наименование должности которого устанавливается исходя из местных традиций и закрепляется в положении (уставе) о местном самоуправлении (ст. 30 Закона о местном самоуправлении в Российской Федерации).

    Например, в Москве организация и осуществление опеки и попечительства отнесены к предмету ведения муниципальных образований. При этом необходимое взаимодействие с муниципальным образованием осуществляется управой района г. Москвы, как территориальным органом исполнительной власти города, подведомственным Правительству Москвы. В реализации государственной политики по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по созданию им наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания принимает также участие Департамент образования г. Москвы.

    В ряде субъектов РФ приняты специальные законы о деятельности органов опеки и попечительства, в том числе и по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Организация методической помощи и оказание содействия органам опеки и попечительства возложены на Министерство образования РФ. В субъектах РФ такая работа выполняется соответствующими управлениями (департаментами, комитетами) образования субъектов РФ. Так, в Москве методическое руководство работой органов опеки и попечительства по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи возложено на Департамент образования.

    СК устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (т.е. речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).

    Несмотря на то что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, запрещена, тем не менее, они обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны.

    Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст. 122 СК решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей. Понятно, что в этих целях они должны располагать полной и достоверной информацией, которая, в свою очередь, может быть в самых разных учреждениях и организациях.

    Главным образом, такие сведения имеются в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и т.п.) по месту обучения несовершеннолетних, в учреждениях здравоохранения по месту лечения (смерти) их родителей, в жилищных органах (КЭУ, ЖЭК, ЖКО, ДЭЗ и др.) по месту проживания несовершеннолетних детей и их родителей, в органах предварительного следствия и прокуратуры в связи с заключением под стражу родителей, а также в органах загса по месту государственной регистрации смерти родителей несовершеннолетних или их рождения.

    Так, первоначальные сведения о подкинутых (найденных) детях появляются при государственной регистрации их рождения по заявлению медицинской, воспитательной организации или организации социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, органа внутренних дел или лица, нашедшего ребенка, органа опеки и попечительства. Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит и при регистрации вынужденных переселенцев.

    Территориальными органами миграционной службы проводится опрос таких детей с заполнением опросного листа, после чего дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются органам опеки и попечительства.

    Проведение мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, входит также в компетенцию центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, примерное положение о которых в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896.

    Как установлено п. 1 ст. 122 СК, должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учреждений) обязаны немедленно сообщать о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

    О фактах утраты детьми родительского попечения может стать известно любому гражданину и не обязательно в связи с исполнением служебных обязанностей (например, соседи или знакомые умерших родителей, родственники и т.д.). Однако не каждый гражданин по тем или иным причинам (в силу возраста, занятости по работе, стесненного материального положения и т.д.) имеет возможность самостоятельно принять неотложные меры по оказанию таким детям необходимой помощи. Тем не менее, п. 1 ст. 122 СК обязывает всех граждан сообщать в органы опеки и попечительства известные им сведения о детях, лишившихся родительского попечения.

    Таким образом, обязанность сообщать в орган опеки и попечительства о факте утраты детьми родительского попечения возлагается законом на всех без исключения лиц, располагающих соответствующими сведениями (независимо от должностного положения, рода деятельности и источника информации).

    Возможна ситуация, когда сами родители в связи с отсутствием возможности воспитывать своих несовершеннолетних детей (из-за отъезда на работу в иностранное государство, длительной болезни и т.д.) могут обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об устройстве детей.

    Следует отметить, что обязанность должностных лиц учреждений и граждан РФ по информированию органов опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей, предусматривалась и ранее действовавшим законодательством (ст. 122 КоБС в ред. Федерального закона от 7 марта 1995 г. № 28-ФЗ). Однако, как и прежде, данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении должностных лиц учреждений и граждан РФ за ее неисполнение.

    Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, с целью, в частности, проверки достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей (истребование и изучение соответствующих документов, бесед с окружающими детей лицами и т.п.). Наряду с этим органом опеки и попечительства принимаются меры к выяснению возможного наличия у ребенка родственников и установлению их местонахождения.

    При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.

    Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 3 ст. 122 СК порядок формирования и использования этого банка данных установлен Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

    Органы опеки и попечительства или ООП – органы государственного значения, которые уполномочены опекать несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они представляют исполнительную власть Российской Федерации на всей ее территории.

    Права и обязанности, функции таких органов регламентируются , а также Гражданским и Семейным Кодексами.

    Не исключено, что органы опеки и попечительства присутствуют не во всех населенных пунктах, округах и поселениях, потому органы местного самоуправления могут брать на себя полномочия органов опеки и попечительства над малолетними детьми и лиц с ограниченными возможностями, что предусмотрено российским законодательством. Эта практика действует, как видно на примерах городов федеральной значимости Москвы и Санкт-Петербурга.

    Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» содержит в себе полный перечень прав и обязанностей, задач и полномочий органов опеки на территории РФ.

    ООП взаимодействуют с множеством государственных структур. Медицинские, социальные, образовательные, жилищные организации на постоянной основе сотрудничают с ними. Это могут быть ВУЗы, интернаты, санатории, дома престарелых, психиатрические лечебницы, жилищные инспекции. Они частично выполняют задачи ООП.

    ООП регулируют процесс попечительства в рамках времени, качества, эффективности и безопасности граждан, которые временно или постоянно пользуются помощью из-за ограниченности способностей.

    Могут функционировать, как отдел или быть частью какого-либо государственного департамента. Это никак не отражается на полномочиях и задачах , которые есть у ООП.

    В состав штата входят специалисты, инспекторы, консультанты специальной подготовки, а также узких направлений.

    Требования к качеству подготовки, квалификации и навыкам сотрудников, а также методическая литература для работы и управления прописываются и устанавливаются Правительством РФ.

    Официальный сайт органов опеки и попечительства – это сайт регионального министерства или департамента образования. Там вы можете найти необходимую информацию, задать вопрос или же найти адрес , телефон и время работы.

    Задачи органов опеки и попечительства

    В статье 7 Федерального закона о попечительстве говорится о задачах, которые преследуют государственные органы опеки:

    1. Защищать права, интересы людей, которые нуждаются в помощи государства.
    2. Следить за исполнением обязанностей лиц или организаций, в руки которых вверена жизнь гражданина с ограниченными возможностями.
    3. Контролировать целостность и сохранность имущественных ценностей несовершеннолетних детей или лиц с ограниченными возможностями, которые находятся под опекой и надзором социальных, медицинских, образовательных заведений.

    Также органы попечительства несут и другие задачи, которые предписаны законами РФ:

    • защищать права малолетних детей, проживающих с родителями или опекунами;
    • ведение профилактической деятельности против безнадзорности малолетних детей.

    Полномочия органов

    В статье 8 Федерального закона упомянуты все полномочия ООП:

    • поиск и регистрация недееспособных граждан;
    • ходатайство об определении недееспособности гражданина или же восстановлении его полноценных способностей;
    • установление государственной опеки, попечительства над гражданином;
    • контроль деятельности лиц, которые оказывают опеку и попечительство, и условиями жизни недееспособных, отстранение опекунов от обязанностей в связи с окончанием недееспособности или же некачественного выполнения опекунских задач;
    • возможность руководить сделками с имуществом граждан под опекой;
    • поиск и учет потенциальных опекунов и попечителей;
    • защита прав, интересов недееспособных лиц;
    • предоставлять информацию опекунам о возможности передачи гражданина в семью.

    Также существуют дополнительные полномочия органов опеки и попечительства, которые предусмотрены законами РФ. К примеру:

    • разрешение на ;
    • запрос характеристики на родителя ;
    • разрешение на трату опекуном доходов несовершеннолетних детей;
    • решать текущие вопросы с недвижимостью;
    • соблюдение прав и обязанностей попечителей и опекунов;
    • ведение контроль своевременной отчетности опекунов;
    • активная профилактика ;
    • выявление факта нарушения прав граждан и защита пострадавших.

    ООП имеют право издавать акты, на основе которых осуществляется опека, ее остановка, продление или прекращение. Документ такого значения разрешено оспаривать в суде. К примеру, если опекун не согласен с отменой опекунских прав на ребенка, то он может обжаловать решение ООП в суде.

    Обязанности при переезде подопечного

    Если недееспособный гражданин вместе с опекуном или попечителем переезжает на новое место жительства, то регистрация и наблюдение за ним осуществляется уже на новом месте проживания. Деятельность органов в таком случае заключается в оформлении факта перемены места жительства, отправке дела несовершеннолетнего или недееспособного гражданина на новое место проживания в течение 3 рабочих дней с момента информирования опекуном о переезде в другой населенный пункт.

    Также все обязанности, полномочия и задачи полностью возьмет на новый орган опеки по другому месту жительства с того дня, как личное дело получено. Гражданин также будет находиться под защитой и наблюдением ООП, как и раньше, но уже в другом регионе. При этом законодательная база остается едина для всей территории Российской Федерации, как и качество присмотра, выполнение задач ООП.

    Заключение

    В качестве основной функции органов выступает защита лиц с ограниченными возможностями. Под эту категорию попадают как дети, не достигшие 18 лет, так и взрослые, которые по каким-либо причинам не в состоянии полностью содержать себя в финансовом и физическом плане временно или до конца жизни. ООП имеет право менять решение о необходимости предоставления или помощи лицам от государства на основе объективных причин.

    Также ООП:

    1. Являются государственной структурой.
    2. Обладают полномочиями исполнительной власти.
    3. Всегда остаются гарантом безопасности и защитником прав недееспособного лица, в том числе перед лицом закона, после передачи опекунских и попечительских прав.

    1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1.1. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

    1.2. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

    3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

    4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

    Как вести себя в ситуации, когда представители опеки приходят в Ваш дом.

    Я не помню, откуда собрала эти рекомендации (если авторы есть - напишите мне, я обязательно на вас сделаю ссылку), как вести себя, если в дом пришлиили есть подозрения что могут прийти представители органов опеки.В ЖЖ опять появились посты о попытках "наезда" на многодетные семьи по надуманным основаниям.Например у


    la_angel , у ledydara . На мой взгляд, семьи уже допустили ошибки в общении с соц.работниками. Поэтому внимательно читаем и запоминаем.Конспектируем. Вешаем около входной двери.Проводим беседы с детьми о том, что нельзя никому рассказывать, что происходит дома. Предупрежден - значит, вооружен! Итак:

    К сожалению, не все родители выполняют возложенные на них Богом, обществом и государством родительские обязанности должным образом, не все заботятся о здоровье, физическом, психическом, духовном развитии своих детей. Статья 77 Семейного кодекса Российской Федерации предоставляет органам опеки и попечительства право при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребёнка отбирать его у родителей. Никто не сомневается, что забота о детях есть главная обязанность семьии государства.Я не берусь утверждать, что все дети у насживут хорошо. Однако эта статья СК дает право забирать детей из ЛЮБОЙ семьи, если кто-то этого захотел.И не всегда из семей, где родители не заботятсяо здоровье, физическом и психическом, духовном развитии своих детей. Теоретически представители опеки могут прийти с проверкой в любую семью, в отношении которой поступил «сигнал» от врача, из образовательного учреждения или от соседей, с тем, чтобы убедиться, что с ребенком всё в порядке.

    Чтобы избежать большей части сигналов, следует просто-напросто не пренебрегать соблюдением установленных законом процедур: не стоит уходить из роддома без выписки (всегда можно получить выписку «под расписку»), а также игнорировать необходимость сделать прививки (вместо написания отказа от них), затягивать посещение детской поликлиники и получение свидетельства о рождении. Взгляните на эти ситуации глазами сотрудников опеки - и Вы поймете проявленный в такой ситуации интерес к семье. Например, если беременная не наблюдалась в женской консультации, родила дома, а потом не стала торопиться с регистрацией ребенка - это может равновероятно означать как то, что она придерживается теории естественного родительства, так и то, что женщина пропустила сроки для аборта и желает избавиться от ребенка после его рождения. «Молчаливый» отказ от прививок может свидетельствовать не об осознанной позиции, а о банальном разгильдяйстве. Поэтому:

    П равило номер один : не давайте органам опеки лишних поводов приходить в ваш дом. Если Ваш ребенок занимается в секции карате



    или бокса - это должны знать школьные учителя (чтобы не интерпритировать синяк полученный на тренировке как побои отца/матери); если Вы пользуетесь услугами платного педиатра - поставьте об этом в известность заведующего детской поликлиникой. Поверьте, с них очень серьезно спрашивают за прививки. Не считайте себя самым умным.

    Если же все же визит произошел, его, опять же, не следует воспринимать в штыки, как вмешательство в частную жизнь. Но не стоит и вести себя безропотно, если по отношению к вам опека ведет себя не совсем корректно и предубежденно. Запомните , что в соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище является неприкосновенным . Против воли проживающих в помещении лиц доступ туда осуществляется только либо по решению суда, либо в случаях, установленных законом. Единственный установленный законом случай, применимый к подобным ситуациям, - это право сотрудников милиции (но не опеки! ) входить, в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 18 Закона о милиции, в жилые помещения при наличии достаточных данных, что там совершено или совершается преступление (например, ребенок громко и надрывно кричит, просит о помощи). В любом случае родители имеют право выяснить у милиционеров, какие именно основания для таких предположений у них имеются.

    Таким образом, вопрос о том, пускать ли сотрудников опеки в квартиру, остаётся на усмотрение родителей.

    Правило второе . Перед тем, как пустить сотрудников опеки в квартиру, стоит убедиться, что перед вами действительно они (это, на самом деле, универсальная рекомендация). Не надо стесняться проверить у пришедших документы (удостоверение и паспорт) - ведь, в конце концов, именно Вы отвечаете за безопасность своего малыша, и Вы должны быть уверены, что впускаете в квартиру именно представителей опеки, а не мошенников. Не лишним будет записать фамилию, имя, отчество пришедших к вам лиц, чтобы потом не вспоминать мучительно, с кем же именно Вы общались. Необходимо также перезвонить в орган опеки по телефону, заранее выписанному из справочника, и уточнить, работают ли там указанные люди, и направлялись ли они с проверкой на Ваш адрес. Возможно, Вы будете испытывать определенное чувство неловкости, но иногда лучше чувствовать себя неловко, чем стать жертвой преступления.

    В ходе визита исходите из элементарных правил:

    1.У ребенка есть режим дня, и визит сотрудников опеки - это не повод его нарушать. То есть если ребенок спит - совсем не обязательно его будить.

    2.Если в Вашей квартире принято разуваться, мыть руки - то и сотрудники опеки должны это сделать. Следует вежливо, но твердо попросить их об этом. Помимо чисто практического, это еще и психологический момент: в большинстве случаев человек без обуви тут же теряет «начальственный» тон. В случае отказа разуться - не стесняйтесь выставить визитёров за дверь.

    3.Все находящиеся в Вашей квартире люди должны быть в поле Вашего зрения одновременно. Например, если кто-то отказался разуться под предлогом «я постою в прихожей» попросите его покинуть квартиру и заприте за ним дверь, продолжив для остальных «экскурсию» по квартире. Попытки «разделиться, чтоб побыстрее осмотреть квартиру» следует немедленно пресекать: «Пожалуйста, следуйте за мной», «Я Вас в ту комнату пройти не приглашала», «Я вам всё покажу, но, пожалуйста, в моём присутствии».

    Настройтесь на то, что хозяева в квартире по-прежнему Вы, и Вы не совершили ничего такого, что бы дало посторонним людям право самостоятельно заглядывать в Ваш холодильник или ящик для нижнего белья.

    4.Любые отмеченные сотрудниками опеки «странности», например, отсутствие детской коляски по причине использования слинга, следует пояснить и настаивать на фиксации этих пояснений в акте осмотра (об этом подробнее ниже).

    5.Будет хорошо, если осмотр квартиры будет производиться при свидетелях, например, можно пригласить присутствовать соседей. При наличии возможности постарайтесь записать весь визит на видео или диктофон. Не стесняйтесь предупредить, что все будете записывать на видео/диктофон.

    6.По окончании визита комиссии настаивайте, чтобы так называемый «Акт об осмотре жилого помещения» был составлен тут же, при вас, в двух экземплярах, и каждый экземпляр был подписан вами и членами комиссии. В нём не должно быть «пустого пространства», прочёркивайте или заполняйте все пробелы перед подписанием. Если представители опеки будут ссылаться на то, что у них есть 7 дней на составление подобного документа, обратите их внимание на то, что Вы просите составить не акт об обследовании условий проживания несовершеннолетнего , а именно акт осмотра , это разные документы.

    7.Если опека желает, чтобы вашего малыша осмотрел врач - помните, что Вы обязаны ехать с ребёнком в одной машине «Скорой помощи», присутствовать при всех медицинских манипуляциях, которые совершаются с ним. Более того, согласно статье 32 Основ законодательства РФ об охране здоровья, никакое медицинское вмешательство (в том числе и банальный осмотр) не может проводиться без вашего согласия.

    8.Любые разногласия с опекой (опека пришла в неудобное для Вас время, например, когда ребенок спит; Вам пришлось отказать в посещении квартиры по причине того, что пришедшие отказались разуваться) лучше решать в письменном виде. Сразу по окончании визита напишите соответствующее заявление («После 22-00 мой ребенок спит, и я не вижу повода нарушать установленный режим его дня. Прошу в дальнейшем не допускать визитов комиссии в ночное время» или «Прошу сотрудников опеки в случае визита в мою квартиру с проверкой иметь при себе сменную обувь»), снимите с него копию и отнесите в опеку, получив на копии отметку о приёме. Если вдруг такое заявление откажутся принимать - его можно направить по почте ценным заказным письмом с уведомлением о вручении с описью вложения.

    И самое важное. Отобрать , то есть «изъять ребёнка из семьи», можно только на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации . И при отсутствии этого акта никто не имеет права прикасаться к Вашему ребенку.

    В случае, если по какой-то причине проверяющие вошли в квартиру без вашего согласия, не реагируют на просьбы или пытаются забрать ребёнка силой без соответствующих документов - не стесняйтесь звонить по телефону 02 с сообщением, что неизвестные против вашей воли ворвались к вам в квартиру и похищают(забирают) ваше дитя. Приехав, милиция убедится, конечно, что это сотрудники опеки, однако настаивайте на том, что Вы их пройти в квартиру не приглашали и необходимые документы у них отсутствуют. Настаивайте на том, чтобы сотрудники милиции помогли Вам защитить Ваши законные права.

    И еще несколько советов.

    1. 1. Если есть подозрение, что к вам могут прийти ювенальщики, заранее проконсультируйтесь у юристов как себя вести, какие документы лучше уже начать собирать и т.д.
    2. 2.Все документируйте.Фото, видео и т.д. Отсюда пункт 3
    3. 3. У вас всегда должна быть наготове видео-фото записывающая техника. Если понимаете, что вас начинают прессовать по этой линии - поставьте скрытые видео камеры дома и включайте, как только раздается звонокювенальщиков в вашу дверь. Дорого. Но иного способа защиты своих детей у вас нет.
    4. 4. Будьте готовы оперировать статьями законов. Выучите их. Дома можете завести папку «Опека» и хранить там копии всех необходимых законов и прочих законодательных актов. Папку держите возле входной двери. Факт наличия такой папки должен показать социальному работнику, что Вы знаете законы, и Вы подготовлены к защите! Вы не собираетесь делиться «свидетельствами» против вас с социальным работником. Они не имеют никакого права на это иначе чем через суд.
    5. 5. . Все записывайте при возможности и на бумагу. Не стесняйтесь настаивать, что бы сотрудники опеки ждали, пока вы все запишите. Вы имеете на это полное право.
    6. 6. Фиксируйте в записной книжке каждый контакт с любым социальным работником. Не останавливайтесь на этом! Подготовьтесь заранее, и твердо стойте на своем при общении с ними! После каждого контакта , напишите письмо (некоторые рекомендуют заверить нотариально такое письмо), детально описывающее что произошло, и просите, чтобы социальный работник подтвердил или отрицал факты. Такой документ может позже быть использован как свидетельство в Вашу пользу в суде по делам несовершеннолетних.
    7. 7. Не приглашайте социального работника в дом — Вы имеете право ему отказать. Согласно закону, Вы имеете право на частную жизнь в Вашем доме. Никакому сотруднику никакого правительственного органа не разрешено входить в Ваш дом без Вашего разрешения. Мы знаем много случаев, когда вход был принужден утверждениями «впустите меня, или я заберу Ваших детей». Не сдавайтесь! Не позволяйте себя запугать! Твердо стойте на своем! Если Ваши права не соблюдают, Вы можете позже предъявить им иск, но лучше придерживаться Ваших интересов сейчас. Единственное исключение, когда сотрудник Опеки пришел с судебным исполнителем, имеющим ордер на обыск.
    8. 8. Запомните раз и навсегда - сотрудник опеки приходит в ваш дом для СБОРАСВИДЕТЕЛЬСТВ. Не нужно помогать ему. Обычно у опеки нет достаточных вещественных доказательств, чтобы изъять ваших детей сразу же. У них нет оснований для получения ордера на обыск. Как правило, он будет действовать на основании заявления, звонка того или тех, кто хочет что бы против Вас приняли меры. Это может быть сосед по подъезду, которому вы мешаете ставить машину у подъезда или улыбающаяся вам соседка на лестничной клетке, завидующая вам. Если Вы будете говорить много, то Ваши слова будут искажены таким образом, чтобы использовать их против Вас в суде. Также, если Вы позволите этому человеку войти в Ваш дом, то он наиболее вероятно найдет что-нибудь к чему можно придраться и это будет использовано против Вас в суде. Раковина с восьмью немытыми тарелками может обнаружиться в его акте обследования как «раковина, полная грязных тарелок в грязной кухне». Конечно, это выставит вас в невыгодном свете перед судьей. Поэтому, не позволяйте этим людям войти в ваш дом. Вы понятия не имеете, из чего они сделают проблему.
    9. 9. Не доверяйте сотрудникам органов опеки. Если этот социальный работник работает в отделе, где рассматривают дела и принимают решения относительно изъятия детей, то, естественно, этот человек будет под подозрением, если он или она никогда не изымал ребенка! Чтобы продемонстрировать свою занятость, этот работник должен будет изъять и поместить под опеку определенное количество детей… Помните, даже если Вам нравится человек, внутри каждой приятной персоны есть потребность хранить верность системе.
    10. 10. Ни в чем не признавайтесь. Вынудите их ДОКАЗАТЬ свои случаи в суде, в ПОЛНОМ СУДЕБНОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ. Не соглашайтесь только на слушания, где Вы заведомо вынуждены будете только согласиться с их условиями. Они испробуют каждую уловку, чтобы вы согласились на их отвратительное «сервисное обслуживание». Вы должны твердо стоять на своем и твердо говорить «нет», когда они просят, чтобы Вы предали свои законные права.
    11. 11. Будьте готовы к давлению. Лучше сказать «Нет — я хочу полного судебного разбирательства — Вы должны доказать свои обвинения!» Если Вы поддадитесь на их давление, то будете прыгать через их «обручи» в течение многих месяцев. Если Вы доводите судебное разбирательство до конца, есть возможность отвоевать свою свободу от этого государственного вмешательства в жизнь Вашей семьи.
    12. 12. Если Вы проходите судебное обследование, и Ваш ребенок объявлен государственным подопечным, тогда конечно Вы должны приложить все усилия, чтобы закончить каждую часть этого обследования перед следующим слушанием суда. Этот план будет наиболее вероятно включать психологическое тестирование. Возможно следует пройти психологическое тестирование заранее у независимого. уважаемого специалиста. После слушания суда, если социальные работники пытаются вынудить Вас на «услуги» (например тест на наркотики), которые не входят в приказанный судом план, Вы можете отказаться сотрудничать. Вы обязаны делать только то, что постановил судья. Вы должны зафиксировать все такие незаконные предложения дополнительных услуг, которые не требовались судьей. Вы можете просить обсудить это с Судьей по административным делам. Аналогично Вы можете столкнуться с тем, что социальные работники пытаются помешать или задержать прохождение программы услуг, которую назначил суд. Вы должны зафиксировать свои повторные запросы о таких услугах и оправдания, которые социальные работники дают для того, чтобы задержать начало. Сотрудники Опеки, как было известно, задерживают услуги для того, чтобы Ваш случай продлился дольше. Если Ваш ребенок находится на государственном попечении в течение 15 месяцев, Ваши родительские права могут быть отобраны на одном только этом основании. Ваша цель будет состоять в том, чтобы возвратить Вашего ребенка при следующем слушании суда, так что не позволяйте задержки!
    13. 13. Говорите как можно меньше! Будьте внимательны к тому, что говорите. Поскольку любое слово может быть искажено и использовано против Вас!
    14. 14. Ни при какихусловиях не говорите опеки, что вы или ваш супруг/супруга были когда-либо сами на государственном попечении. Когда Вы говорите им, что Вы были воспитанником, прежде всего они узнают, что у них есть дело на вас, из которого они могут достать документы, чтобы использовать как «свидетельство» против Вас. В деле может быть отметка, что вы кусались, когда вам делали укол в детском саду или начальной школе. Преподнесут это как врожденную агрессию или жестокость ко всем людям, и в первую очередь к детям. Если Вы говорите им, что Вы были воспитанником, это характеризует Вас как жертву и заставляет их думать, что Вы можете более активно преследоваться ими. Это действительно не их дело. Вы не должны открывать свой рот, чтобы помочь им найти доказательства против Вас.
    15. 15. Не давайте телефоны Ваших родных, знакомых, врачей, юристов, сослуживцев. Пусть сами ищут.
    16. 16. Всегда говорите «НЕТ».
    17. 17. Сохраняйте все чеки, в т.ч. и на покупку продуктов.Отлично если вы ведете домашнюю бухгалтерию с помощью одной из специализированных программ. У вас, в таком случае, будет доказательство достаточного обеспечения детей продуктами, одеждой и т.д.
    18. 18. Ежегодно берите выписку о состоянии здоровья вашего ребенка. Так называемый эпикриз. У вас должны быть на руках медицинские документы, подтверждающие, что ваш ребенок здоров, что вы полностью выполняете все предписания врачей.
    19. 19. Помните всегда - ЭТО ВОЙНА!

    Если у Вас есть время, чтобы подготовиться к визиту заранее, Вам очень повезло. Большинство людей не воспринимают угрозу вмешательства государства в их жизнь серьезно пока это не случится с ними. Если ювенальщики хотят забрать Вашего ребенка, пусть объяснят что за непосредственная угроза нависла над ним? Пусть они видят, что Вы знаете законы!

    Например, если они утверждают, что кое-что случилось в понедельник с Вашим ребенком, но они являются в пятницу днем, чтобы забрать Вашего ребенка, Вы должны сказать этим социальным работникам, что, очевидно, что никакой «непосредственной угрозы» не существует, иначе они отреагировали бы на сообщение сразу же! Если Вы не будете твердо стоять и указывать на их ошибки, то они переступят через Вас, и будут нарушать свои собственные законы различными способами. Да, Ваш ребенок все еще может быть изъят, но если Вы показываете им, что знаете их законы и можете говорить на их малопонятном жаргоне, они дважды подумают прежде, чем выбрать Вас своей новой жертвой. Не помогайте сотрудникам Опеки найти повод обвинить Вас.

    Интервью с Вашим Ребенком.

    Сотрудники Опеки захотят поговорить с Вашим ребенком. Скажите «НЕТ». Скажите сотрудникам, что Ваш ребенок имеет право, чтобы его предоставлял юрист, и что, если они настаивают на интервью, тогда Вы и бабушки и дедушки и юрист будете присутствовать, и интервью будет записано, предпочтительно на видео. Конечно, если Ваш ребенок посещает школу, то, вероятно, Вы можете не получить шанса сказать «нет». То, что случится, — социальный работник пойдёт в школу и, за Вашей спиной получит от учителей разрешение говорить с Вашими детьми. Вы можете заранее оставить в школе письмо о том, что не разрешаете такие интервью, или что-либо кроме основной образовательной деятельности. Однако, Вы не должны полностью доверять работникам школы. Ваш юрист может написать письмо для школы, запрещающее интервью с сотрудниками Опеки. Внушите ребенку, что с чужими людьми разговаривать опасно. Тем более, если они интересуются семьей. Убедитесь, что Ваши дети знают, что они имеют право сказать «я не хочу быть опрошенным без моих родителей, юриста и магнитофона». Соцработники не будут напоминать Вашему ребенку, что он или она имеет на это право. Если еще есть время, Вы должны обучить своего ребенка, как иметь дело с представителями госструктур. Внушите, научите детей сразу звонить вам, если кто-то пытается с ними заговоритьиз органов опеки или учителя по поводу того, что происходит в вашей семье. Убедитесь, что Ваш ребенок знает последствия интервью с сотрудниками Опеки. Если дети скажут что-то неправильно, то они могут быть разлучены, возможно, надолго, с родителями, родными братьями, друзьями, родным городом, с их домашними любимцами, и всем остальным, чем они дорожат в жизни! Они будут травмированы этой разлукой и возможно их накачают вредными взрослыми психотропными наркотиками, чтобы спокойнее себя вели. Если они будут слишком много жаловаться на то, что в государственном детском доме они находятся как заключенные в тюрьме, то их могут поместить в психиатрическую больницу, или обездвижить, что, как известно, может быть смертельно. «Учите Ваших детей хорошо», как говорится в старой песне. Мы живем в опасные времена. Мы должны объяснить это нашим детям, чтобы помочь им научиться иметь дело с госструктурами, которые могут навредить им. Помните, дети в восемь — десять раз чаще подвергаются риску злоупотребления в приютах и приемных семьях. Но мы, почему то не слишком усердствуем в обучении наших детей мерам самозащиты.

    Если Вы подозреваете, что Ваших детей хотят изъять.

    Алгоритм действий:

    1. Надо написать вышестоящему начальству жалобу на чиновника, который оскорбил ваши честь и достоинство тем, что назвал плохим родителем. Жалобу отправлять только заказным письмом с уведомлением. В этом случае вам обязаны ответить.

    2. Если ответ вас не удовлетворил, то писать надо более вышестоящему начальству. И так дойти до самого верха.

    3. Если нигде в профильных инстанциях вам не помогли - не остановили обидчика. Обратиться к своему депутату.

    4. Создать инициативную группу (это всего 6 чел.), которые подтвердят, что вы - прекрасный родитель, и на вас организована травля.

    5. Всё это предавать максимальной огласке.

    6. Подготовить доказательства, что вы хороший родитель, что у вас прекрасные отношения с детьми.

    6. Всё вышеперечисленное можно сделать и без адвоката. Но желательно “подключить” его СРАЗУ!!!

    Многие современные родители с ужасом думают о вероятности какого-либо соприкосновения с органами опеки и попечительства. Некоторых пугает необходимость взаимодействия на предмет получения разрешений и согласований, другие опасаются, что к ним в дом вломятся невменяемые тетеньки, которые начнут считать апельсины в холодильнике. Особенно эти страхи характерны для родителей-одиночек, которые небезосновательно чувствуют себя куда более беззащитными, чем супружеские пары.

    Действующее законодательство позволяет разобраться в отдельных аспектах деятельности органов опеки и попечительства и понять, так ли они страшны, и как с ними лучше взаимодействовать, если придется.

    Кому подчиняется опека

    Начнем с того, что на общероссийском уровне никаких органов опеки и попечительства нет. Все они либо органы исполнительной власти субъекта федерации, либо местного самоуправления. Это сразу помогает понять, куда обращаться в случае недовольства деятельностью органов опеки.

    К сожалению, выяснить, какой именно орган кому подчиняется, можно только на месте - закон позволяет субъектам федерации наделять такими полномочиями органы местного самоуправления по своей воле.