Отстранение арбитражных управляющих за недоверие суда. Отстранение арбитражного управляющего Основания отстранения конкурсного управляющего

Речь идет о проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части регулирования вопросов применения процедур наблюдения и финансового оздоровления» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=22241). Пункт 17 статьи 1 законопроекта предполагает внесение изменений в Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" .

Статью предлагается дополнить тремя абзацами:

«Арбитражный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей по инициативе арбитражного суда:

в случае выявления после утверждения лица арбитражным управляющим обстоятельств, препятствующих утверждению лица арбитражным управляющим, в том числе, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица арбитражным управляющим;

если арбитражный управляющий предоставляет суду недостоверную информацию, уклоняется от ее предоставления или от явки в суд, нарушает иные процессуальные обязанности, возложенные на арбитражного управляющего, а также при допущенном арбитражным управляющим грубом нарушении законодательства при осуществлении функций арбитражного управляющего, в связи с чем утрачивается доверие суда к арбитражному управляющему и имеются основания полагать, что его деятельность не может способствовать достижению целей соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве».

Законопроект уже прошел процедуру оценки регулирующего воздействия. По результатам проверки решили, что в законопроекте отсутствуют положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности.

Конечно, идея вернуть суду право отстранять арбитражных управляющих далеко не нова и не появилась из пустоты. Президиум ВАС РФ в информационном письме от 14.06.01 г. № 64 «О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», комментируя применение действовавшего в тот период п. 2 ст. 21 Федерального закона от 08.01.1998 № 6-ФЗ , посчитал, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, является основанием для отстранения последнего арбитражным судом без учета согласия собрания кредиторов.

Потом этот подход «унаследовала» практика, сложившаяся после принятия нового Закона о банкротстве. Так, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" в пункте 56 разъяснено следующее:

«При рассмотрении дела о банкротстве суд не может допускать ситуации, когда полномочиями арбитражного управляющего обладает лицо, в наличии у которого должной компетентности, добросовестности или независимости у суда имеются существенные и обоснованные сомнения.

Учитывая изложенное, в тех исключительных случаях, когда совершение арбитражным управляющим неоднократных грубых умышленных нарушений в данном или в других делах о банкротстве, подтвержденное вступившими в законную силу судебными актами (например, о его отстранении, о признании его действий незаконными или о признании необоснованными понесенных им расходов), приводит к существенным и обоснованным сомнениям в наличии у арбитражного управляющего должной компетентности, добросовестности или независимости, суд вправе по своей инициативе или по ходатайству участвующих в деле лиц отказать в утверждении такого арбитражного управляющего или отстранить его».

Закон о банкротстве и сейчас четко не указывает процессуальное событие, которое может стать основанием для отстранения управляющего, если выяснится, что изначально существовали препятствия для его утверждения:

«Конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица конкурсным управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица конкурсным управляющим» (абзац 4 пункта 1 статьи 145 Закона о банкротстве).

Правда, на практике суды выражали недоверие арбитражным управляющим нечасто, в основном руководствуясь при этом волей кредиторов. В практике мне удалось найти только один пример отстранения судом арбитражного управляющего без жалоб кредиторов и решения собрания кредиторов - Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2014 № 09АП-7921/2014 по делу № А40-31270/07-36-79Б. В этой ситуации управляющий представил суду на утверждение порядок, сроки и условия продажи имущества должника. Суд его не утвердил, и, сославшись на п. 2 ст. 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", освободил конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей.

Также в практике встречались ситуации, когда суд на стадии выбора арбитражного управляющего отказывался избрать кандидатуру, о которой просили кредиторы: см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 № 09АП-42640/2014 по делу № А40-47431/14, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.03.2015 N Ф05-1858/2015 по делу N А40-47431/14, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016 № 09АП-33434/2016-АК, 09АП-37833/2016-АК, 09АП-34790/2016-АК, 09АП-37840/2016-АК по делу № А40-200095/14, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу № А64-6059/2012.

В деле № А64-6059/2012 вообще рассматривается достаточно курьезная ситуация - у кредиторов возник конфликт с судом, поскольку суд отказался утверждать кандидатуру арбитражного управляющего, которого ранее (в рамках этого же дела) отстранил. Собрание кредиторов решило это преодолеть, избрав в качестве нового управляющего то же самое лицо.

Будет справедливым отметить, что практика выработала и своеобразный «защитный механизм», запрещая расширительное толкование пункта 56 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве":

«Судом апелляционной инстанции учтена исключительность названной меры, недопустимость фактического установления таким образом запрета на профессию и необходимость ограничения во времени риска ответственности за совершенные нарушения, суд должен также учитывать, что основанием для подобных отказа или отстранения не могут служить нарушения, допущенные управляющим по неосторожности, несущественные нарушения, нарушения, не причинившие значительного ущерба, а также нарушения, имевшие место значительное время (несколько лет и более) назад» (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 № 12АП-1706/2016 по делу № А12-53273/2015).

«Согласно абз. 7 п. 56 Постановления Пленума ВАС РФ № 35, принимая во внимание исключительность меры, предусмотренной абзацем 6 п. 56 указанного Пленума недопустимость фактического установления таким образом запрета на профессию и необходимость ограничения во времени риска ответственности за совершенные нарушения, суд должен учитывать, что основанием для подобных отказа или отстранения не могут служить нарушения, допущенные управляющим по неосторожности, несущественные нарушения, нарушения, не причинившие значительного ущерба, а также нарушения, имевшие место значительное время (несколько лет и более) назад» (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2015 № 13АП-24917/2015 по делу № А56-38600/2013/з12).

И вот теперь законодатель решил «узаконить» право суда на отстранение арбитражного управляющего, причем предоставил возможность делать это по основанию утраты судом доверия к управляющему. В будущей норме даны критерии недоверия, под которым законодатель понимает:

Факт предоставления суду недостоверной информации или отказ от предоставления информации;

Уклонение управляющего от явки в суд (!);

Грубое (по всей видимости, однократное) нарушении законодательства при осуществлении функций арбитражного управляющего;

Нарушение обязанностей арбитражного управляющего.

Конечно, к норме сразу же возникнет масса вопросов, и в первую очередь, от самих арбитражных управляющих, которых в последнее время и так не жалуют разработчики законопроектов. Несмотря на то, что в норме попытались определить, что же из себя представляет недоверие, выраженное судом, при рассмотрении конкретных дел неизбежно будет вызывать вопросы, уклонение какой информации можно считать достаточным для отстранения управляющего, сколько раз он может проигнорировать судебные заседания прежде, чем суд его отстранит. А формулировка «нарушение обязанностей арбитражного управляющего» вообще дает возможность «наполнить» ее практически любыми действиями арбитражного управляющего.

Кстати, несмотря на то, что такого понятия, как недоверие суда арбитражному управляющему в законе пока что нет, уже имеется судебная практика отстранения управляющих с такими формулировками:

«Привлечение специалистов, с которыми заключаются договоры и впоследствии расторгаются, заключение договоров земельного участка и хранения, предусматривающие пользование имуществом должника, и не получение от этого пользования должником денежных средств для пополнения конкурсной массы, приводят к возникновению обоснованных сомнений в способности арбитражного управляющего Панасенко А.И. к надлежащему ведению процедур банкротства. Указанные действия конкурсного управляющего создают ситуацию недоверия к его деятельности, порождают сомнения в его добросовестности.

Суд обоснованно указал, что отстранение конкурсного управляющего Панасенко А.И. будет способствовать назначению указанной меры, поскольку у суда возникли сомнения в дальнейшем надлежащем ведении конкурсного производства в интересах кредиторов, должника и общества (пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве)» (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2014 N 15АП-20471/2014 по делу N А53-7799/2013).

«Помимо этого определением суда от 02.02.2015 по настоящему делу признаны неправомерными действия (бездействие) конкурсного управляющего Никитина Д.С., выразившиеся в затягивании процедуры банкротства. Несмотря на то, что данные действия (бездействие) имели место более года назад и в силу исключительности предусмотренной статьей 145 Закона о банкротстве меры не могут служить самостоятельным основанием для отстранения конкурсного управляющего в настоящее время, несвоевременное обращение кредиторов с рассматриваемым заявлением не свидетельствует об устранении конкурсным управляющим допущенных нарушений и в совокупности с иными обстоятельствами, установленными судом при проверки обоснованности настоящей жалобы кредитора, подтверждают факт ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим Никитиным Д.С. своих обязанностей.

Кроме того, коллегия принимает во внимание, что на очередном собрании кредиторов ООО "Первая Дальневосточная строительная компания", которое состоялось 11.01.2016, по результатам голосования по четвертому вопросу повестки дня кредиторами, совокупно обладающими 58,12% голосов от общего количества голосов конкурсных кредиторов должника, принято единогласное решение "отстранить конкурсного управляющего ООО "Первая Дальневосточная строительная компания", оформленное протоколом собрания кредиторов от 11.02.2016 N 11. Определением Арбитражного суда Приморского края от 01.04.2016 указанный протокол не был признан достаточным доказательством нарушения конкурсным управляющим прав кредиторов и должника о основанием для его отстранения. Однако наличие указанного протокола свидетельствует о недоверии большинства кредиторов, рассчитывающих на соразмерное удовлетворение своих требований, действующему конкурсному управляющему.

На основании изложенного, учитывая, что арбитражный управляющий Никтин Дмитрий Сергеевич своим неразумным бездействием повлек возникновение объективных сомнений в способности надлежащего ведения им конкурсного производства в дальнейшем, он подлежит отстранению от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "Первая Дальневосточная строительная компания"» (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016 N 05АП-3607/2016 по делу N А51-32887/2012).

Хотя есть и противоположная позиция. Так, по мнению ряда судов, само по себе недоверие к управляющему еще не образует самостоятельное основание для его отстранения:

«Суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, указав недоверие к конкурсному управляющему должника в качестве основания для отстранения конкурсного управляющего должника, при этом недоверие не может являться основанием для отстранения конкурсного управляющего в отсутствие нарушений законодательства» (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 по делу N А03-7554/2012).

Подводя итог, отмечу, что с появлением в законодательстве новой нормы, которая «развяжет суду руки» в отношении арбитражных управляющих, работа последних, конечно, усложнится, рисков будет больше. С другой стороны, раньше суды не очень активно пользовались предоставленным им правом отстранять управляющих: может, потому, что законом это было прямо не предусмотрено, а может и потому, что в целом суды не хотят на себя брать такую ответственность, не уяснив позиции кредиторов.

Посмотрим, как будут развиваться события, и в каком виде новая норма появится в Законе о банкротстве.

Отстранение арбитражного управляющего на примере конкретного дела

В ходе представления интересов кредиторов в делах о несостоятельности (банкротстве) часто сталкиваешься с некомпетентностью, а порою и с недобросовестностью арбитражного управляющего.

Интересно, что из общей массы дел откровенно выбивается случай с арбитражным управляющим Ждановым Петром Васильевичем, членом НПО СРО «Национальная гильдия арбитражных управляющих». Поражает то количество нарушений, которые он ухитрился допустить в ходе одной процедуры конкурсного производства, а также характер этих нарушений. Мы до сих пор не знаем, где действия Жданова Петра Васильевича мотивированны незнанием, недалекостью, обычной человеческой забывчивостью, а где злым умыслом, алчностью, жаждой легкой наживы, непорядочностью и непрофессионализмом?

Рассмотрим варианты нарушений со стороны арбитражного управляющего и способы борьбы с ними в делах о несостоятельности (банкротстве) на примере отстранения Жданова Петра Васильевича.

I. О самом важном – о торгах

Начнем с самого важного в любой процедуре конкурсного производства – проведения торгов.

Во-первых , следует помнить, что имущество, стоимостью свыше 500 000 руб. должно продаваться на торгах в электронной форме. Такой порядок специально предусмотрен для того, чтобы в торгах смог принять участие максимально широкий круг лиц. В описанном случае, не смотря на то, что часть имущества имела стоимость свыше 500 000 руб. Жданов П.В. «проводил торги» (о кавычках ниже) в обычной – не электронной форме.

Во-вторых , о проведении любых торгов арбитражный управляющий должен опубликовать объявление в средствах массовой информации. Требования к содержанию такого объявления установлены законом. Это делается для того, чтобы недобросовестные управляющие не могли ограничить участие неугодных им лиц в торгах посредством сокрытия определенной информации.

Так, например, Жданов П.В. в рассматриваемом случае «забыл» указать в объявлении о проведении торгов сведения:

О форме представления предложений о цене;

О порядке, месте, сроке и времени представления заявок на участие в торгах и предложений о цене;

О порядке оформления участия в торгах, перечне представляемых участниками торгов документов и требованиях к их оформлению;

О сроках и порядке внесения задатка, реквизитах счетов, на которые вносится задаток; сведения о величине повышения начальной цены продажи имущества должника (“шаг аукциона”);

О порядке и критериях выявления победителя торгов; сведения о дате, времени и месте подведения результатов торгов;

О порядке и сроках заключения договора купли-продажи;

О сроках платежей, реквизитах счетов, на которые вносятся платежи;

Об организаторе торгов, его почтовом адресе, адресе электронной почты.

Таким образом, практически вся основная информация о проведении торгов была Ждановым П.В. скрыта.

В-третьих , сообщение о продаже имущества должно быть опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Естественно, что управляющий этого не сделал.

В-четвертых , арбитражный управляющий обязан опубликовать проект договора купли-продажи имущества должника в том же Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Это необходимо для того, чтобы заинтересованные лица могли заранее ознакомиться со всеми условиями этого договора. Этого также сделано не было.

Кому выгодны нарушения?

Почему же (или – вернее – для чего?) управляющий может допустить подобные нарушения? Ответ очевиден: для того, чтобы исключить из участия в торгах тех лиц, которые ему «не нужны». Иными словами, провести торги лишь для видимости, а самому продать имущество заинтересованным лицам по заниженной цене.

Так ли поступил Жданов П.В.?

Начнем с того, что в назначенное время в назначенном месте для проведения торгов управляющий вообще не появился. Потом, в суде, Жданов П.В. скажет, что в помещение для торгов он попасть не смог, поэтому провел их в холле здания. К сожалению, он не учел, что в здании ведется видеонаблюдение и на записи с камер никакого Жданова П.В., а тем более проводящего торги – не видно.

Оговорюсь: с такими нарушениями нам еще сталкиваться не доводилось.

Возможно, Жданов П.В. понимал, что видеозаписи, как доказательство судом принимаются весьма неохотно. Так, в рассматриваемом случае суд, в конце концов, указал, что он не располагает сведениями о том, что предоставленная видеозапись выполнена именно во время, когда должны были проводиться торги.

Так что доказать в рамках арбитражного (а не уголовного) процесса, что торги были фиктивными, т.е. вообще не проводились – не удалось.

Но были ли они такими?

Пусть каждый сам сделает вывод с учетом того, что имущество на торгах было продано Белькович Татьяне Ильиничне, а представляла интересы Жданова Петра Васильевича в суде Комаренко О.В., чья девичья фамилия по странному совпадению – Белькович. Впрочем, может быть, это действительно совпадение?

Рекомендации: От риторических вопросов перейдем к рекомендациям. При проведении торгов контролировать нужно все: от размещения объявления до фактического проведения продажи имущества. Желательно заранее узнать место и время, ознакомиться с помещением, в котором будут проводиться торги. На эту немаловажную процедуру необходимо явиться заранее. Ход торгов желательно фиксировать всеми доступными средствами. Если вы видите, что странная цепь случайностей отсекает потенциальных покупателей, а сами торги проводятся ненадлежащим образом, то необходимо срочно действовать.

Путей у вас несколько.

Первый – если торги уже состоялись – подать самостоятельный иск и оспаривать эти торги. Это достаточно трудоемкая работа, с учетом того, что порою данные покупателей от кредиторов арбитражным управляющим всячески скрываются. Однако в случае удовлетворения Вашего иска незаконно проданное имущество может быть возвращено в конкурсную массу.

Второй – обжаловать действия (бездействия) арбитражного управляющего и добиваться его отстранения. Чем раньше это будет сделано – тем лучше. Это не влечет автоматического признания торгов недействительными, но предотвращает произвол управляющего в дальнейшем.

Не вдаваясь в нюансы, скажу, что в нашем случае мы пошли по второму пути. В результате тяжб суд апелляционной (второй) инстанции признал описанные выше нарушения и указал , что изложенное « …могло ввести потенциальных покупателей в заблуждение, повлиять на конкуренцию заявок и результаты торгов».

Дополнительно было установлено , что конкурсный управляющий допустил ненадлежащее исполнение своих обязанностей, выразившееся в «…не подготовке материалов, необходимых для проведения собрания кредиторов…, а также в не предоставлении участникам указанного собрания бюллетеней для голосования».

Иными словами, Жданов П.В., по всей видимости, просто весьма наивно, практически по-детски препятствовал собранию кредиторов в принятии решения по вопросу об обращении в суд с ходатайством об отстранении самого Жданова П.В.

II. Что нужно сделать, чтобы отстранить управляющего?

На этом, однако, история не окончилась, поскольку суд отказал в отстранении управляющего, указав, что кредиторы не доказали причинение им убытков. О таком решении можно вести дискуссию, однако вывод остается прежним: потребовалось дальнейшее оспаривание действий управляющего.

В данном случае для любого кредитора очень важно не опускать руки и продолжать борьбу.

В качестве рекомендации : постарайтесь найти специалиста по делам о банкротстве. Зачастую арбитражный управляющий допускает множество нарушений, однако обнаружить их и дать им надлежащую правовую оценку в силу высокой специфики банкротного процесса может далеко не любой юрист. Заметим также, что шансы на отстранение управляющего в случае если с таким ходатайством обращается собрание кредиторов значительно повышаются, поскольку в такой ситуации согласно существующей арбитражной практике нет нужды доказывать убытки.

В нашем случае неграмотное, недобросовестное, небрежное ведение процедуры управляющим давало хорошую пищу для размышлений. Сложность работы состояла в том, чтобы скрупулезно выявить и систематизировать все многочисленные нарушения, а также подробно и ясно отразить их в жалобе.

В итоге Определением Арбитражного суда Иркутской области от 16.04.2012г. Жданова П.В. с позором отстранили от исполнения им обязанностей конкурсного управляющего.

В результате кропотливой работы Суд отметил и:

- «бездействие конкурсного управляющего, выразившееся в непроведении расчетов с конкурсными кредиторами свыше семи месяцев»;

Не исполнение обязанностей по принятию материальных ценностей должника, не проведение инвентаризации имущества должника;

Проведение реализации имущества через три-четыре месяца после его оценки: управляющий «осуществлял обязанности конкурсного управляющего с периодичностью одно действие в три-четыре месяца, что свидетельствует о затягивании им процедуры конкурсного производства»;

То, что управляющий «не принимал каких-либо мер по обеспечению сохранности имущества должника».

Несколько цитат

Процитируем имеющие ключевое значение выводы суда: «оснований для выводов о том, что такое поведение конкурсного управляющего основывалось на каких-то объективных причинах и названный управляющий проявил заботливость и осмотрительность, которые следовало ожидать в аналогичной ситуации при аналогичных обстоятельствах от арбитражного управляющего, не имеется, что, в свою очередь, исключает возможность признания его поведения разумным и добросовестным ».

«Жданов П.В. ненадлежащим образом выполнял обязанности конкурсного управляющего, осознавал неправомерность своих действий, которые шли вразрез с интересами должника и кредиторов, допущенные им нарушения являются существенными и причинили убытки кредиторам в виде неполучения последними соразмерного удовлетворения своих требований.

Суд полагает, что конкурсный управляющий своими действиями повлек возникновение объективных сомнений в способности надлежащего ведения им конкурсного производства, поэтому он подлежит привлечению к ответственности… в виде отстранения от исполнения обязанностей конкурсного управляющего».

Вместо заключения

Добавить к сказанному практически нечего. Не знаю, как будет складываться дальнейшая карьера Жданова П.В., с учетом того, что его способность вести процедуру банкротства поставлена судом под сомнение. В любом случае, чтобы не получить прозвание «человека неразумного» любой уважающий себя арбитражный управляющий должен понимать, что его функция – обеспечивать интересы кредиторов и должника, а не стремиться любым путем к личному обогащению.

Отстранение конкурсного управляющего все чаще требуется в ходе процедуры банкротства в части защиты прав должника и взыскателей. Конкурсный управляющий - человек, который назначается арбитражным судом руководителем компании-должника после того, как та признана банкротом. Основанием для этого является 45 статья соответствующего закона. После утверждения кандидатуры выносится определение. Срок назначения датируется числом окончания конкурсного производства либо датой остановки дела, касающегося банкротства. Наш адвокат в процедуре или готов взять на себя вопрос об отстранении конкурсного управляющего от дела в случае наличия нарушений Ваших прав.

Основные права управляющего:

  • использование имущества компании-должника в той поочередности и при таких условиях, которые предписаны федеральным законом;
  • увольнение сотрудников банкрота, в число которых входит и руководитель;
  • оформление отказа от соблюдения условий письменных договоров и устных соглашений. Основанием для этого могут выступать обстоятельства, которые являются препятствием на пути к восстановлению платежеспособности банкрота;
  • обращение в арбитражный суд с целью признания неактивными сделок, приведших к убыткам.

Конкурсный управляющий действует от имени компании-банкрота. Его работа должна помочь изъять долги у третьих лиц, остановить действие заведомо невыгодных сделок и восстановить платежеспособность разоренного предприятия. Закажите на предмет правильности действий конкурсного управляющего - мы расскажем Вам, соблюдены ли Ваши права в процедуре. Стоит иметь в виду, что в ряде обстоятельств временно назначенный руководитель может быть снят с должности.

Когда возможна процедура отстранение конкурсного управляющего от дела:

отстранение арбитражного управляющего ) также осуществляется арбитражным судом. Выполняется это в том случае, если человек, получивший столь широкие полномочия, действует в ущерб правам и интересам кредиторов. Регулируется процесс отстранения 145 статьей закона о банкротстве. Выносится решение на основании заявления комитета кредиторов.

Обязательства действующего управляющего:

  1. распоряжение собственностью должника и проведение инвентаризации;
  2. привлечение оценщиков;
  3. включение данных о банкротстве и информации об инвентаризации в реестр;
  4. поиск и изъятие собственности должника у сторонних лиц, в том числе путем инициирования вопроса (подробнее по ссылке);
  5. обеспечение целости оставшегося имущества;
  6. предупреждение об увольнении сотрудников в течение месяца после того, как было введено конкурсное производство;
  7. подача заявлений, касающихся претензий кредиторов;
  8. ведение реестра компаний и частных лиц, перед которыми должник имеет обязательства;
  9. передача на сбережение документов банкрота;
  10. заключение договоров и сделок, одобренных комитетом кредиторов.

Иными словами, конкурсный управляющий - должностное лицо, имеющее огромное количество полномочий. Но исполняться они должны в полной согласованности с федеральным законам и отвечать интересам компании-банкрота и кредиторов. В случае нарушения Ваших прав - обращайтесь за помощью к нашему адвокату. Мы поможем в процедуре отстранение финансового управляющего в деле о банкротстве, а также защитим Ваши права должника, произведем полную

В соответствии с Федеральным Законом №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее закона) арбитражный судможет отстранить арбитражного управляющего от исполнения обязанностей.Данная мера предполагает вынесениеарбитражным судом судебного акта, при наличии доказательств подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей.

Прежде всего, нужно пояснить, кто же этот субъект правоотношения, обладающий такими возможностями и компетенцией, которые позволяют ему определять действияосуществляемые по отношению к должнику.

Законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) установлено, что а рбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который соответствует следующим требованиям: зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; имеет высшее образование; имеет стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности; сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Статьей 25 Закона предусмотрены общие правила отстранения арбитражных управляющих, а именно нарушение арбитражным управляющим требований закона о несостоятельности, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего установленных Правительством РФ.

Также ст. 145 Главы 7 Закона, по которой конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей на основании ходатайства собрания кредиторов (комитета кредиторов), в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение, и в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица конкурсным управляющим.

Что же все-таки является административным правонарушением.

Административное право дает следующее понятие: под административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности арбитражного управляющего разделены на следующие этапы:

1. Составление протокола об административном правонарушении, при надлежащем извещении лица (п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).

В настоящее время не установлен четкий порядок извещения лица, в отношении которого открыто производство по административному производству, однако необходимо учитывать срок привлечения к административной ответственности - 2 месяца, установленный ст. 4.5 КоАП. В данном случае суды руководствуются разъяснениями, данными Пленумом ВАС РФ №10 02.06.2004 г. об извещении лиц, участвующих в деле, о привлечении лица к административной ответственности. В случаях, не терпящих отлагательств, извещение лиц возможно телефонограммой, телеграммой, с помощью факсимильной связи или электронной почте, либо с использованием иных средств связи. ФАС СЗО данные разъяснения используются при решении вопроса о надлежащем извещении о времени и месте составления прокола.

Анализ судебной практики ФАС СЗО показывает, что суд признает надлежащим и ненадлежащим извещением.

Постановлением ФАС СЗО от 23.08.2007 г. по делу №А66-5519/2006, суд привлек к административной ответственности, признав надлежащим извещение, полученное совершеннолетним членом семьи. Суд также руководствовался требованиями пункта 60 Правил оказания услуг телеграфной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 г. №222, в соответствии с данным пунктом, телеграммы адресованные гражданам по месту их нахождения (жительства), должны вручаться лично адресату (а в случае его отсутствия) совершеннолетнему члену семьи».

Постановлением ФАС СЗО от 14.05.2007 г. по делу №А56-31383, суд признал ненадлежащим извещение арбитражного управляющего о месте и времени составления протокола, полученного саморегулируемой организациейарбитражных управляющих.

Постановлением Фас СЗО от 23.08.2007 г. по делу №А66-5519/2006, суд признал надлежащим извещение такую форму связи, как отправление телеграммы, однако пояснив, что вручение телеграммы должно подтверждаться отметкой органа связи.

2. После возбуждения дела и составления протокола об административном правонарушении, материалы направляются в суд по подсудности, в рамках статьи 28.8 КоАП РФ. Вопросы подсудности, в данном случае регулируются положениями АПК РФ.

3. Понятие и признаки малозначительности административного правонарушения регулируются ст. 2.9 КоАП РФ. Однако применение судами данной статьи, позволяющей освободить от административной ответственности лицо при малозначительности его деяния, порождает противоречивую практику. Так как законодательством не определены четкие критерии малозначительности деяния.

Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. №5, разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но при учете характера совершенного противоправного деяния и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести последствий не представляющее существенного нарушения для охраняемых общественных правонарушений. Высший Арбитражный суд РФ, также сформулировал определение понятие малозначительности, пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ №10 от 02.06.2004 г., указано, что судам рекомендуется характеризовать деяние как малозначительное при отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом для определения степени угрозы охраняемым общественным отношениям, не даны четкие критерии.

Суд признает малозначительными такие нарушения как:

  • отсутствие публикации в местном печатном органе сообщения о продаже на торгах имущества и отсутствие в сообщении о проведении открытого аукциона обязательных сведений (постановление ФАС СЗО от 19.07.06 г. по делу № А44-512/2006-10а);
  • неправильное оформление протокола собрания кредиторов, не указание в протоколе полного наименования и места нахождения должника, а также арбитражного суда,в производстве которого находится дело о банкротстве (постановление Фас СЗО от 24.04.2007 г. по делу «А05-12761/2006-10);
  • незначительные нарушения, допущенные формы при составлении предоставляемой кредиторам отчетности (постановление ФАС СЗО 09.10.2006 г. по делу №А66-5998/2006).

Таким образом, стало понятно, что малозначительные нарушения не влияют на ход процедуры банкротства должника.

Выводы суда, об отсутствии в действия арбитражного управляющего признаков малозначительности, сделан судом в случаях когда в действиях (бездействиях) управляющего, присутствует явная угроза общественным отношениям. Под угрозой, подразумевается в данном случае, несоблюдение арбитражным управляющим требований закона, которое может повлечь причинение вреда неограниченному кругу лиц участвующих в процедуре банкротства.

Например:

  • не предоставление отчетности в судебный орган, о своей деятельности в установленный срок;
  • использование двух расчетных счетов должника (постановление ФАС СЗО по делу А56-46098/2006 от 02.05.2007 г.);
  • не проведение ни одного собрания кредиторов с момента открытия конкурсного производства (постановление ФАС СЗО по делу №А26-4224/2006 от 26.12.2006 г.)

4. Назначение наказания арбитражному управляющему.

Назначение наказания, это избрание судом при вынесении постановления о привлечении к административно правовой ответственности.

Согласно п. 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающего административную ответственность арбитражного управляющего, судом может быть назначено мера ответственности за совершенное административное правонарушение в виде взыскания административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей, либо дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет.

Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАп РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественного положения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства отягчающие административную ответственность.

В ч. 1 ст. 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержится четкий перечень административных наказаний, которые могут устанавливаться, в соответствии с темой данной статьи, нас интересуют те административные наказания которые могут быть применены в отношении арбитражного управляющего, а именно:

  • административный штраф
  • дисквалификация

Остановимся на таком новом виде административной ответственности, как дисквалификация.

Кодексом об административных правонарушениях установлено, что дисквалификация заключается в лишении физического лица определенного права, нас в данном случае интересует только лишение права заниматься предпринимательской деятельностью. Напомним, что в соответствии с законом о несостоятельности (банкротстве) арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, который зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Следует отметить то, что в соответствии с ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ дисквалификация устанавливается только данным кодексом, и является основным административным наказанием. Срок назначения данного наказания - от шести месяцев до трех лет (ст. 3.11 КОАП РФ), за административное правонарушение, влекущее применение дисквалификации, физическое лицо может, быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Административное наказание в виде дисквалификации арбитражных управляющих применяется в случаях предусмотренных статьей 14.13 КоАП РФ (Неправомерные действия при банкротстве).

В частности частью 3 вышеуказанной статьи, в случае неисполнения арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно-наказуемого деяния - влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок от шести месяцев до тех лет.

Если проследить цепочку привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности, то можно выделить следующие пункты:

  • подача жалобы лицом, чьи права нарушены действиями арбитражного управляющего, направляются в саморегулируемую организацию, членом которой он является, либо непосредственной в Федеральный регистрационный орган
  • проверка саморегулируемой организацией фактов и при наличии нарушений либо уведомляет регистрирующий орган, либо предоставление ему информацию о нарушении
  • исследование регулирующим органом обстоятельств дела и решение вопроса о возбуждении дела об административном правонарушенииили об отказе в его возбуждении
  • рассмотрение материалов по возбужденному делу арбитражным судом, и принятие решение о дисквалификации управляющего, либо о прекращении производства по делу.

На данный момент, сложилась устойчивая арбитражная практика по привлечению арбитражных управляющих к административной ответственности в виде дисквалификации, например:

1. Постановлением кассационной инстанции оставлено в силе решениеАрбитражного суда о привлечении к административной ответственности Арбитражного управляющего на основании ч. 3 ст. 14.13 КоАП в виде дисквалификации сроком на три года.

Арбитражным управляющим были допущены нарушения требований ФЗ РФ от 08.01.1998 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее закон), выразившиеся в том, что:

  • арбитражный управляющий не провел по требованию кредитора собрания кредиторов, чем нарушил п. 1 ст. 13 Закона.
  • арбитражный управляющийне выполнял своих обязанностей по ежемесячному информированию комитета кредиторов или собрания кредиторов, чем нарушил п. 3 ст. 20 и п. 1 ст. 115 Закона.
  • будучи освобожденным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, изготовил и представил в арбитражный судреестр требований, составленный с нарушением предписаний вступившего в законную силу судебного акта, чем нарушил п. 1 ст. 15, п. 3 ст. 20, п. 1 ст. 28, ст. 16 и 69 АПК РФ.
  • будучи освобожденным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, не передал бухгалтерскую и иную документацию, печати, штампы и иные вещи должника вновь назначенному конкурсному управляющему,чем нарушил п. 2 ст. 101, п. 3 ст. 20, п. 1 ст. 26 Закона.

2. Постановлением федерального арбитражного суда решение арбитражного суда (Московского округа) о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего по части 3 ст. 14.13 КоАП в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.

Арбитражным управляющим были допущены нарушения требований Федерального Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее закон), выразившиеся в нарушении пункта 7 статьи 12 закона, непредставление отчета о проделанной работе с приложением документов, подтверждающих сведения, изложенные в законе, а также определении суда.

3. Постановлением федерального арбитражного суда(Северо-Западного округа) решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего по части 3 статьи 14.13 КоАП в виде дисквалификации сроком на 6 месяцев.

Арбитражным управляющим были допущены нарушения требований Федерального Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее закон), выразившиеся в нарушении статьи 67 закона: не проводил анализа финансового состояния должника, не выявлял кредиторов, не созыва и не проведения первого собрание кредиторов должника.

Наиболее актуальными проблемами на сегодняшний день является:

1. противоречивая судебная практика по освобождению от административной ответственности при применении ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительности деяния), так как в законодательстве о несостоятельности отсутствуют четкие критериев для определения степени угрозы охраняемым общественным отношениям;

2. не достаточно мотивированные решения судов о привлечении к административной ответственности арбитражных управляющих.При том, что состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 14.13 КоАП РФ является формальным, суды зачастую неправомерно отказывают в привлечении к ответственности арбитражных управляющих со ссылкой на отсутствие общественно опасных последствий деяния;

3. отсутствие «промежуточного» вида административной ответственности между установленного законом штрафом в размере 2500-5000 рублей и дисквалификацией от 6 месяцев до трех лет, является существенным пробелом в законодательстве о несостоятельности. Так как установленный размер штрафа, является более чем незначительной суммой с учетом среднего дохода арбитражного управляющего, при этом дисквалификация даже на 6 месяцев, полностью лишает арбитражного управляющего как индивидуального предпринимателя возможности получения дохода.

Противоречивая судебная практика, по применению законодательства о несостоятельности (банкротстве), является наиболее актуальной проблемой, с которой сталкиваются суды при привлечении к административной ответственности арбитражных управляющих.

Постановление ФАС Поволжского округа от 24.06.2014 по делу N А55-13825/2009

Обстоятельства : Определением отказано в отстранении конкурсного управляющего от исполнения его обязанностей в связи с неоднократным нарушением законодательства о банкротстве, поскольку доказательств, подтверждающих нарушение конкурсным управляющим своих обязанностей, а также существенный характер этих нарушений, не представлено.

Решение : Определение оставлено без изменения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 июня 2014 г. по делу N А55-13825/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Минеевой А.А.,
судей Савкиной М.А., Аглиуллиной Ф.Г.,
при участии представителя:
Федеральной налоговой службы – Марченковой Л.Н., доверенность от 15.04.2014,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области
на определение Арбитражного суда Самарской области от 14.02.2014 (председательствующий судья Филатов М.В., судьи: Серебрякова О.И., Стрижнева О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 (председательствующий судья Радушева О.Н., судьи: Липкинд Е.Я., Серова Е.А.)
по делу N А55-13825/2009
по заявлению Федеральной налоговой службы об отстранении Ждановича Дмитрия Валентиновича от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должником в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального предприятия городского округа Тольятти “Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 1”, г. Тольятти, Самарская область (ИНН 6320003900, ОГРН 1026302005146),

установил:

решением Арбитражного суда Самарской области от 22.03.2010 муниципальное предприятие городского округа Тольятти “Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N 1” (далее – МП ТПАТП-1, должник) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2013 конкурсным управляющим утвержден Жданович Дмитрий Валентинович.

Федеральная налоговая служба (далее – ФНС России, уполномоченный орган) 05.12.2013 обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отстранении Ждановича Д.В. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должником, указывая, что неоднократные нарушения законодательства, допущенные в процедуре конкурсного производства должника конкурсными управляющими Молчуном Владимиром Васильевичем и Клемешевым Владимиром Евгеньевичем, установленные судебными актами, свидетельствуют об отсутствии должного контроля со стороны некоммерческого партнерства “Московская Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих” (далее – НП “Московская Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих”) за деятельностью арбитражных управляющих, являющихся ее членами. При этом уполномоченный орган сослался на то, что 15.11.2013 проведено собрание кредиторов должника, на котором принято решение об отстранении конкурсного управляющего МП ТПАТП-1 Ждановича Д.В. от исполнения своих обязанностей, также являющегося членом НП “Московская Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих”.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 14.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014, в удовлетворении заявления отказано.

Судебные акты мотивированы непредставлением ФНС России надлежащих доказательств, подтверждающих нарушение Ждановичем Д.В. обязанностей конкурсного управляющего, а также существенный характер этих нарушений.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ФНС России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Самарской области от 14.02.2014, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 и направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы заявитель указал, что неоднократные нарушения законодательства, допущенные в процедуре конкурсного производства должника конкурсным управляющим Молчуном В.В. и конкурсным управляющим Клемешевым В.Е., дают основания утверждать об отсутствии должного контроля НП “Московская Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих” за деятельностью арбитражных управляющих. Собранием кредиторов принято решение о смене саморегулируемой организации, представляющей кандидатуры арбитражного управляющего для утверждения конкурсным управляющим должником.

В отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий МП ТПАТП-1 Жданович Д.В. просит обжалуемые уполномоченным органом судебные акты оставить без изменений, считая их законными и обоснованными, а также рассмотреть жалобу без его участия.

В судебном заседании окружного суда представитель ФНС России доводы кассационной жалобы поддержал.

Законность определения Арбитражного суда Самарской области от 14.02.2014 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены судебных актов в силу следующего.

В силу пункта 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон о банкротстве) при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20.4 Закона о банкротстве неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, является основанием для его отстранения арбитражным судом от исполнения обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Согласно пункту 1 статьи 145 Закона о банкротстве конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей, в том числе, на основании ходатайства собрания кредиторов (комитета кредиторов) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей; в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов.

Как разъяснено Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 Информационного письма от 22.05.2012 N 150 “Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих”, арбитражный суд не может удовлетворить ходатайство об отстранении конкурсного управляющего, если допущенные нарушения не являются существенными. Отстранение конкурсного управляющего должно использоваться в той мере, в какой оно позволяет восстановить нарушенные права или устранить угрозу их нарушения. Отстранение конкурсного управляющего должно применяться тогда, когда конкурсный управляющий показал свою неспособность к надлежащему ведению конкурсного производства, что проявляется в ненадлежащем исполнении обязанностей конкурсного управляющего.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кредиторы (уполномоченный орган) должны не только констатировать формальное отступление конкурсным управляющим от установленных правил ведения процедуры конкурсного производства, но и доказать, что такое отступление является неустранимым, а дальнейшее осуществление конкурсным управляющим своей деятельности приведет еще к большим нарушениям прав и интересов кредиторов, возникновению или угрозе возникновения убытков для них.

Судами установлено и из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Самарской области от 22.03.2010 в отношении должника введено конкурсное производство, конкурсным управляющим должником утвержден Молчун В.В., член НП “Московская Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих”.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 24.12.2012 конкурсный управляющий Молчун В.В. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МП ТПАТП-1.

Определением суда от 18.01.2013 конкурсным управляющим МП ТПАТП-1 утвержден Клемешев В.Е., член НП “Московская Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих”.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 16.08.2013 арбитражный управляющий Клемешев В.Е. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должником.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 12.09.2013 конкурсным управляющим МП ТПАТП-1 утвержден Жданович Д.В., также являющийся членом НП “Московская Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих”.

Уполномоченным органом 25.06.2012 в Арбитражный суд Самарской области была подана жалоба на ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим Молчуном В.В. обязанностей конкурсного управляющего МП ТПАТП-1.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 05.09.2012 жалоба уполномоченного органа на действия (бездействие) конкурсного управляющего Молчуна В.В. удовлетворена частично. Судом принято решение о признании ненадлежащим исполнение обязанностей конкурсного управляющего.

Также арбитражным судом были рассмотрены объединенные для совместного рассмотрения жалобы ФНС России о признании необоснованными расходов арбитражных управляющих Молчуна В.В. и Клемешева В.С.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 25.10.2013 жалобы ФНС России удовлетворены частично. Данным судебным актом признаны необоснованными и не подлежащими возмещению за счет имущества должника расходы, произведенные арбитражными управляющими Молчуном В.В. и Клемешевым В.С.

Вышеуказанные обстоятельства, а также наличие решения собрания кредиторов должника об отстранении конкурсного управляющего МП ТПАТП-1 Ждановича Д.В. от исполнения своих обязанностей явились основанием для обращения уполномоченного органа в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказывая в удовлетворении требования об отстранении Ждановича Д.В. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должником, судебные инстанции указали на то, что уполномоченный орган в своем заявлении не указал на допущенные конкурсным управляющим конкретные нарушения, послужившие основанием для принятия собранием кредиторов решения об обращении в суд с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего и являющиеся основанием для удовлетворения арбитражным судом данного ходатайства.

Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами судебных инстанций.

Поскольку заявитель в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указал в заявлении и не представил конкретные доказательства, свидетельствующие о том, что конкурсный управляющий Жданович Д.В. действовал недобросовестно или допустил бездействие, противоречащее целям конкурсного производства, а также не представил достаточных и бесспорных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим обязанностей, повлекших нарушение прав и законных интересов заявителя, что причинило или могло причинить убытки должнику и кредиторам, то основания для отстранения отсутствуют.

При этом ссылка ФНС России на членство Ждановича Д.В. в НП “Московская Саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих”, членами которого являются также и ранее утвержденные конкурсными управляющими МП ТПАТП-1 Молчун В.В. и Клемешев В.Е., правомерно отклонена, так как данное обстоятельство не свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих обязанностей арбитражным управляющим Ждановичем Д.В.

Само по себе наличие решений собрания кредиторов об отстранении арбитражного управляющего Ждановича Д.В. и замене саморегулируемой организации, ранее выбранной собранием кредиторов, без установления неправомерности действий (бездействия) арбитражного управляющего, не влечет отстранение последнего.

По смыслу пункта 6 статьи 45 Закона о банкротстве решение о выборе иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих может быть представлено собранием кредиторов в случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

При таких обстоятельствах основания для отмены оспариваемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа