Проблемы безопасности техносферы риск аварий и катастроф. Оценка риска аварий опасных объектов техносферы

безопасность вредность пожар

Авария - происшествие в технической системе, не приводящее к гибели людей, хотя восстановление технических средств часто невозможно или нецелесообразно.

Катастрофа - происшествие в технической системе, которое сопровождается гибелью людей или пропажей их без вести.

Под катастрофой понимают чрезвычайную ситуацию (ЧС), вызванную силами природы или деятельностью человека и сопровождающуюся массовым поражением людей и природы и для ликвидаций последствий которой требуется привлечение сил и средств извне района бедствия. Катастрофа может произойти практически везде, и не существует "абсолютного оружия", способного предотвратить ее.

Биосфера - природная область распространения жизни на земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия. Именно в ней человек из поколения в поколение развивался и совершенствовался на протяжении многих миллионов лет, оставаясь зависимым от состояния биосферы и изменений, происходящих в ней. Естественная среда, кроме позитивного влияния на человека, всегда обладала рядом негативных воздействий (опасностей), которые приводили к потере здоровья и гибели людей. К ним прежде всего следует относить:

Факторы неживой природы (абиотические факторы): изменение климата, переменную освещенность земной поверхности, рельеф местности, геоаномалии, атмосферное электричество, лесные и степные пожары, извержение вулканов и др.;

Социальные факторы (антропогенные опасности): угрозы, связанные с войнами, переносом инфекционных заболеваний, вредных привычек и др. Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему «человек-среда обитания». В процессе эволюционного развития Мира составляющие этой системы непрерывно менялись. Совершенствовался человек, нарастала численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялись общественный уклад и социальная основа человеческого общества. Изменялась и среда обитания: увеличивались территория поверхности Земли и ее недра, освоенные человеком; естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого общества; появились искусственно созданная человеком бытовая, городская и производственная среды.

Техносфера - часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств, с целью удовлетворения своих материальных и социально-экономических потребностей.

В современном обществе техническая оснащенность достигла наивысшего уровня, а техногенные и антропогенные опасности стали определяющими во взаимодействии человека со средой обитания. Широкое развитие и применение получили химические и биохимические процессы, энергетические системы, электронные средства получения и передачи информации. Техносфера стала для человека практически основной средой обитания. В настоящее время в развитых странах мира в техносферных зонах реально проживает более 75% населения.

Современная техносфера многообразна. Характерными ее представителями являются города, в состав которых входят промышленные и селитебные зоны, транспортные узлы и магистрали, торговые и культурно-бытовые зоны и отдельные помещения, ТЭС и ТЭЦ, зоны и т.п. Взаимодействие современного человека с техносферой показано на рис.4. Развитие регионов техносферы происходит, как правило, высокими темпами за счет преобразования и разрушения природной среды. Во многих случаях биота оказывается полностью вытесненной (промышленные площадки, заводские территории, полигоны, аэродромы и т.п.), а в городах - сохраняется лишь в виде отдельных очагов (скверов, газонов, садов, парков и т.п.).

Опасность - явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить вред здоровью человека непосредственно или косвенно.

Опасность - центральное понятие науки о безопасности жизнедеятельности, однако до настоящего времени не существует единства взглядов на его смысловое содержание. В различных работах опасность отождествляется с возможным или состоявшимся событием (процессом, явлением); представляется как потенциальный источник. Близким по смыслу является понятие «угроза». «Угроза - это возможное событие (процесс), реализация которого способна нанести вред окружающей среде, материальным, духовным или иным ценностям».

Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: человеку, обществу, природной среде, материальным ценностям. Отметим, что опасными свойствами обладают все объекты окружающего мира; данные свойства проявляются в процессе взаимодействия субъекта и объекта опасности; взаимодействие субъекта и объекта может приводить к возникновению ущерба.

В соответствии с законом сохранения жизни Ю.Н. Куражковского в непрерывном обмене потоками вещества, энергии и информации принимает участие весь материальный мир. Следовательно, он и является источником воздействия на все материальное, в том числе на людей и природу. При наличии жизни эти потоки существуют всегда. Теперь остается только оценить, когда потоки могут быть опасны, а когда нет. Опасность реализуется, когда появляется совокупность необходимых и достаточных условий: а) есть субъект и объект воздействия; б) субъект обладает потенциальной энергией; в) субъект и объект находятся в одной области пространства в одно время (рис.6) Отсутствие любого из приведенных условий по сути означает отсутствие возможности взаимодействия между субъектом и объектом. Следовательно, необходимым условием для возникновения и проявления опасности, является некое стечение обстоятельств, обусловливающее возможность взаимодействия (событие, явление или процесс). Данные условия являются необходимыми, но недостаточными. События, явления или процессы могут быть признаны опасными лишь тогда, когда их реализация приводит (или может привести) к каким-либо негативным последствиям в виде ущерба, вреда и т.п. В противном случае эпитет «опасный», как и сама опасность, теряют всякий смысл.

Вредный фактор - негативное воздействие на человека, приводящие к ухудшению самочувствия или заболеваниям (шум, вибрация, запыленность воздуха, не достаточная освещенность и т.д.).

Травмоопасный фактор - негативное воздействие на человека, приводящее к травме или к летальному исходу (электрический ток, взрыв и т.д.).

В настоящее время перечень реально действующих негативных факторов (опасностей) значителен и насчитывает более 100 видов. К распространенным и обладающим достаточно высокими уровнями относятся производственные негативные факторы. Из них вредными являются: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные или пониженные параметры атмосферного воздуха (температура, влажность, подвижность воздуха, давление), недостаточное и неправильное освещение, монотонность деятельности, тяжелый физический труд и др., а к травмирующим относятся: электрический ток, падающие предметы, высота, движущиеся машины и механизмы, части разрушающихся конструкций и др.

1

В настоящее время к природным естественным опасностям прибавилась совокупность техногенных угроз, оказывающих негативное влияние на окружающую среду и, главное, здоровье человека. Глобальный технический прогресс вывел человечество на такой уровень загрязнений природной среды, что люди оказались в чрезвычайно опасном экологическом кризисе, который повернуть назад уже невозможно. Несмотря на многочисленные исследования проблем безопасности, включая анализ, прогнозирование и управление рисками, интегрированные подходы к решению природоохранных задач отсутствуют. Необходим новый экологический императив, который привел бы к императиву нравственному, утверждающему принципы коэволюции человека и природы, а следовательно, изменению структуры ценностей человека, смены мировоззренческих основ. В статье показаны некоторые возможные пути решения проблем экологической безопасности в контексте современного цивилизационного процесс.

технобезопасность

экологический императив

анализ риска

экологическая парадигма

техносфера

1. Быков А. А. О проблемах техногенного риска и безопасности техносферы // Проблемы анализа риска. - 2012. - № 3. - С. 4–6.

2. Малинецкий Г. Г. Перспективы и технологии управления стратегическими рисками в первой половине XXI века // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. -2013. - Т. 3, №. 2(5). - С. 15-17.

3. Марков Ю. Е. Кризис человека как отражение глобальных проблем человечества //Вестник Томского государственного университета.-2007. - № 304. - С. 45–48.

4. Рубанова Е. В.Экологическая парадигма // Известия Томского политехнического университета. -2007. - Т. 3, №. 2. - С. 75–81.

5. Рубанова Е. В. Проблемы современного экологического образования // Известия Томского политехнического университета. -2009. - Т. 315, №. 6. - С. 205-209.

6. Моисеев Н.Н. Актуальные проблемы глобальной нравственности // Глобальная нравственность / под ред. Н.Н. Моисеева. - М.: ИИЦ «Экспресс», Изд-во НИИ Общей педагогики, 1989. – 123 с.

7. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума.- М.: МНЭПУ, 1998. 226 с.

8. Моисеев Н. Н. Современный рационализм. - М.: МГВП КОКС, 1995. 376 с.

9. Моисеев Н. Н. Экология и образование. - М.: ЮНИСАМ, 1996. 190 с.

10. Реймерс Н.Ф. Концептуальная экология. Надежды на выживание человечества. - М.: Россия молодая, 1992. 367 с.

11. О природе ноосферного образования [Электронный ресурс]. URL:http://raen-noos.narod.ru/b-masl3.htm(дата обращения: 03.11.2009).

Стратегия устойчивого развития России предполагает поступательное движение к прогрессу техногенно-природных систем как основных адресатов повышения эффективности государственной экологической политики.

Однако, несмотря на множество механизмов экологического менеджмента, Россия в настоящее время не учитывает возможные сценарии развития государства и общества до 2030-2050 годов, то есть не имеет стратегического прогноза развития общества, экономики, энергетической системы .

Возникшая ситуация осложняется тенденцией расширения границ техносферы, а значит и усилением рисков техногенных катастроф. Масштабы последствий аварий, их количество постоянно растут. Важнейшей особенностью угроз катастроф в природно-техногенной сфере является невозможность их полного предотвращения и обеспечения гарантированной безопасности с нулевым риском. Анализ основных угроз, имеющих непосредственное отношение к национальной безопасности России, показывает, что их структура неоднородна.

При техногенных авариях и катастрофах возникают как отдельные, так и комбинированные поражающие факторы: отравление химически опасными веществами, бактериологическое заражение, радиационное излучение, взрывные и ударные волны, тепловое излучение, механическое повреждение, импульсные ускорения, электромагнитные нагрузки. Эти факторы воздействую на людей, объекты и окружающую среду. Н.Ф. Реймерсом сделан принципиальный вывод о том, что «...наступил момент, когда на человека воздействует... измененная человеком природа. Это - экологическая опасность. Эта опасность тем реальнее, чем выше технико-экономический потенциал и численность человечества» .

Таким образом, развитие техносферы усиливает риски и экологические катастрофы.

Анализ статистических данных показывает, что, хотя свыше 60% аварий происходит из-за ошибок персонала, центр технических проблем лежитвсе-таки в области управления . Принципиально новый арсенал технологических средств, методологических, биотехнологических, нанотехнологических, в т.ч. новых подходов в природопользовании -должны создать возможности управления рисками в XXI веке.

Возможные подходы решения проблем экобезопасности в техносфере на технологическом этапе развития современного общества предсказаны академиком В.А. Легасовым более 20 лет назад. Им определены несколько существенных показателей, которые будут приоритетными для современного технологического общества. В частности, оно должно быть:

Существенно менее энерго- и ресурсоемким;

Осуществившим диверсификацию энергоисточников и энергоносителей;
- соблюдающим принцип примата науки над промышленностью и осуществляющим "фундаментализацию" научной армии;

Максимально осуществившим переход от монофункциональности к принципу многофункциональности, синергизма и безотходности;

Значительно усилившим роль человеческого фактора.

Кроме того, важный аспект технобезопасности связан с развитием в обществе ценностей и разнообразных достижений с сохранением культурного наследия наций и народностей России. Насаждение избытка современных технократических идей в образовании и воспитании молодежи привело к чрезвычайно опасному экологическому кризису. И при таком подходе исходное состояние природы прошлого уже никогда не может быть.

Еще Н.Н. Моисеев говорил о необходимости новой философии экологической безопасности. Потребительская, присваивающая цивилизация, сделавшая своим фетишем прибыль во имя еще большей прибыли, утратила право на существование, ибо не решила практически ни одной социально значимой задачи разумного человеческого общества. Необходима новая экологическая парадигма - синтез рациональных желаний человека с его нравственной ответственностью перед природой и собственным внутренним началом. Реализация экологического императива невозможна без переосмысления целей и стимулов жизни. Отметим, что в нашей стране с конца 90-х годов появились центры по безопасности и риску, интегрирующие мировой опыт в области техногенеза, исследующие природоохранные механизмы, которые выявляют, прогнозируют и управляют рисковыми факторами во всех сферах деятельности человека.

Методология анализа риска стремительно развивается. Существуют научные школы, специализированные кафедры в высших учебных заведениях, осуществляющие профессиональную подготовку специалистов по риску и проблемам экобезопасности - Российское научное общество анализа риска, Русское общество управления рисками, Академия наук риска и др., издаются специализированные журналы по риску - "Проблемы анализа риска", "Управление риском" и другие.

Однако, оптимальных, единых подходов по вопросам проблем обеспечения технобезопасности в природоохранной политики России на сегодняшний день нет, и поэтому управление экологическим рисками приобретает особую актуальность.

Управленческие коррективы должны вести, в первую очередь, к принципиальным изменениям в самоорганизации человечества. Принцип потребительства, о котором говорилось выше, необходимо менять на «принцип солидарности», который невозможен без расширения сферы разума и духовности при внедрении культуры экобезопасности в методологию построения новых технологических систем для дальнейшего технического развития общества с минимальным риском аварий и катастроф.

Наступивший экологический кризис - это кризис человеческого эгоизма. Он ведет не только к угрозе полной потери ресурсообеспечения, но и ставит вопрос о существовании человечества в целом. Такие мыслители, как В. И. Вернадский, Тейяр де Шарден, Н. Н. Моисеев и др. явились первыми инициаторами смен парадигм в жизни человечества. Н.Н. Моисеев соотносит экологические кризисы с экономическими. Он подчеркивает, «что человечество следует «монополистической» установке в отношениях с окружающей средой, что и предопределяет появление экономических кризисов» .

Н.Н. Моисеев также полагает, что для этого необходимо научиться распознавать опасности и сущность угроз, осваивать новый образ мысли, чувств, жизни во всех её проявлениях, переходить к иной организации производительной деятельности. Цивилизационные подходы решения экологического, экономического, образовательного кризисов - это смена образа мыслей, мотивов, самокоррекционных устоев, разумная стратегия ресурсопотребления в масштабах не только России, но и всех стран («принцип солидарности»).

Такие стратегии управления были известны еще во времена Платона и Конфуция. «Разумные стратегии» предполагают идею «коэволюционных» отношений между человеком и природой. Об этом говорит Н. Н. Моисеев: «Стратегия будет касаться всех сфер жизни людей - технического развития, культуры, образования, нравственности... придется изменить всю систему общественных и межстрановых отношений, шкалы ценностей... в банальной трактовке устойчивого развитиявне контекста эпохи ноосферы каждая страна будет встречать и преодолевать кризисы, взлеты и падения, в непрерывных поисках, а это не устойчивое развитие....Требуется качественное совершенствование механизма эволюции и необходимо целенаправленное действие коллективного интеллекта... как инструмента самопознания и воли человека» .Стратегия разума - это выход из экологического и цивилизационного кризисов благодаря согласованным управленческим механизмам, культуре и духовности.

Формирование нового экологического императива должно быть связано и с парадигмой социального развития. Согласно представлениям некоторых экологов современности необходимы существенные изменения в мышлении человека . Подобные изменения возможны как в нравственном, так и в технологическом аспектах, причем первый из них является более значимым. Эту мысль высказывал и академик Н.Н. Моисеев:

Важно «осознание человеком необходимости опережающего решения нравственных проблем по сравнению с технологическим»;

Формирование единой общепланетарной нравственности, то есть утверждение экологического императива «не повреди биосферу»;

Недопущение войн, насилия в решении конфликтов;

Ощущение «общепланетарной общности».

Однако антропоцентризм неверно истолковывает «высоту» человека как венца творения Природы. Человек - «творит» природообустройство не с позиции ресурсосбережения, а с позиции ее неисчерпаемости. Это приводит лишь к отторжению общества самой природной средой. Природа при антропоцентрической экологической парадигме подчинена человеку, его практическим и эгоцентрическим интересам и целям. В такой системе отношения общества и природы приводят к безответственному и безнравственному порядку, точнее, беспорядку.

«Экологическая парадигма» представляет собой понятие, определяющее систему принципов и взглядов, ценностных и целевых мотиваций, которые характерны для эволюционного развития в системе «Человек-Природа-Общество».

Антропоцентрическая парадигма объявляет человека главным манипулятором природы. Природопользование подчинено прагматическим целям человека, а потому ресурсосбережение оказывается слабым звеном в деле охраны природы и экономном природопользовании.

Экологическая парадигма, которая должна прийти на смену антропоцентризма в период экологического кризиса на Земле, рассматривает человека и природу в гармонии, природопользование малоотходным, ресурсосберегающим, использующим альтернативные источники энергоносителей, развитие природы и человека в едином процессе коэволюции, что возможно при создании целостной, глобальной системы новых методологических, технологических, природоохранных мероприятий и технологий.

Кризис экономический вызывает кризис экологический и в свою очередь, кризис цивилизации, приводящий к кризису системы экологического образования и воспитания.Разделение абстрактного, логического и образного в мышлении человека через разграничение естественнонаучных, гуманитарных, технических дисциплин сформировало фрагментарное видение реальной социальной и естественнонаучной картины мира так, что системность взглядов на общество и природу сменяется хаотичностью, отсутствием интегрированных подходов к их изучению.

Некоторые авторы предлагают «концепцию ноосферного образования». Концепция ноосферного образования - это система научно-технических, гносеологических, методологических и практических взглядов на природу образования, возможности его эффективного достижения в обществе на этапе ноосферного перехода .

Ноосферное образование должно вносить в систему высшего образования новый мировоззренческий аспект. Причем оно должно быть внедрено в программы и технических, и гуманитарных, и естественнонаучных направлений. Отсюда - ключевое звено ноосферного образования - синергетика естественнонаучных и философско-гуманитарных наук, основ духовной культуры, позволяющая интенсифицировать творчество человека, выводить «мозговой потенциал» на уровень «разумных стратегий».

Новая парадигма не отрицает былые ценности системы научных и практических знаний, но переориентирует их на установки, способствующие ресурсосберегающему природопользованию, гармонизации отношений людей друг с другом и природой.

Человек как пользователь природной среды должен адекватно оценивать не только свои технологические, технические и иные возможности, но и учитывать силы природы, которые мощнее человеческих. Однако в современных условиях не происходит переосмысление ценностей жизни и взаимосвязей между человеком и природой.

Дальнейшие перспективы и проблемы общества зависят от «разумных стратегий», предполагающих рациональное и бережное отношение к природе. Причем, «разум» этот должен быть еще и нравственным. Проблема выживания человека связана с оценкой глобальных проблем современности, одной из которых является сохранение уникальной человеческой личности. Это проблема и естественников, и философов, и гуманитариев. Человек в современную эпоху научно-технического прогресса находится в хаосе парадоксов и противоречий, связанных с научно-техническим, социальным и нравственным развитием. Обездушивание человека, межличностных отношений, потеря духовности каждого индивидуума привело к деморализации и дезорганизации во всех сферах и системах общества, социальноэкономических, культурных, политических, включая оборонные и банковские.

У человека остается одна альтернатива - сохранить свою человечность, гуманность к другому человеку, природе, миру в целом. Для этого необходимо менять нравственно-нормативные механизмы управления в системе «Человек-Природа-Общество», развивать творческие возможности и быть ответственными за свои действия.

В своей работе Марков Ю.Е. пишет, что «...прагматизм и «холодный» расчет становятся определяющими в межиндивидуальных отношениях, они вытесняют милосердие и сострадание, стремление прийти на помощь в трудную минуту - все, что не может принести материальную выгоду. Перманентное соперничество и конкуренция, пронизывающая все сферы общества, рождают зависть к успеху других, чувство личной обделенности и неудовлетворенности достигнутым: стремительный рост различных материальных благ, предлагаемых обществом потребления, лишает человека гедонистического возможности достичь удовлетворения от обладания малым. Самодостаточность и обособленность, оторванность от других членов общества, отсутствие отношений, основанных на дружбе и взаимном доверии, лишенных всякого материального расчета, неизбежно ведут к одиночеству» .

Интуитивно любой человек осознает свое «Я», свою судьбу, свои ценности и цели. Если это личное, внутреннее начало он теряет, происходит кризис собственного «я». Так же и в обществе: деформация и десистемность социально-экономических, политических, образовательных, культурных связей приводит к кризису цивилизации в целом.

Поэтому новые управленческие и образовательные идеи требуют иных образовательных структур, университетов, в которых осуществлялся бы синтез гуманитарного, технического и естественнонаучного знания. Для этого необходимо отражение идей новой экологической парадигмы в учебных программах высшей и средней школы, разработка новых, интегральных подходов в экологическом образовании при подготовке управленцев и специалистов всех сфер деятельности.

Россия имеет для этого духовно-интеллектуальные генетические истоки, мощные возможности культуры, практику управления в самом широком смысле этого слова. Только при таком синтезе новых методологий и опыта исторически проверенных идей самосохранения станет возможной стратегия устойчивого развития Отечества в контексте современного цивилизационного процесса.

Рецензенты:

Удочкина Л.А. д.м.н., профессор, заведующая кафедрой анатомии, ГБОУ ВПО "Астраханский ГМУ, г. Астрахань;

Фельдман Б.В., д.б.н., доцент, заведующий кафедрой биологии с основами ботаники, ГБОУ ВПО "Астраханский ГМУ, г. Астрахань.

Библиографическая ссылка

Аношкина Е.В., Сентюрова Л.Г. ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНОСФЕРЫ В СВЕТЕ НОВОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23503 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Негативный результат опасного и чрезвычайно опасного взаимодействия человека со средой обитания определяют опасности - негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе "человек - среда обитания".

Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Различают опасности естественного, техногенного и антропогенного происхождения .

Естественные опасности обусловлены климатическими и природными явлениями. Они возникают при изменении погодных условий и естественной освещенности в биосфере, а также от стихийных явлений, происходящих в биосфере (наводнения, землетрясения и т. д.).

Негативное воздействие на человека и среду обитания, к сожалению, не ограничивается естественными опасностями. Человек, решая задачи достижения комфортного и материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различных производств и т. п.), генерируя в среде обитания техногенные и антропогенные опасности.

Техногенные опасности создают элементы техносферы - машины, сооружения, вещества и т. п., а антропогенные - возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.

В настоящее время перечень техногенных, реально действующих опасностей значителен и включает более 100 видов. К распространенным, имеющим достаточно высокий уровень опасности, относятся производственные опасности: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения, повышенные или пониженные параметры атмосферного воздуха (температуры, влажности, подвижности воздуха, давления), недостаточное и неправильное освещение, монотонность деятельности, тяжелый физический труд и др., а к травмирующим (травмоопасным) относятся: электрический ток, падающие предметы, высота, движущиеся машины и механизмы, части разрушающихся конструкций и др.

Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Травмирующий (травмоопасный) фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

В быту нас сопровождает также большая гамма негативных факторов:

воздух, загрязненный продуктами сгорания природного газа, выбросами ТЭС, промышленных предприятий, автотранспорта и мусоросжигающих устройств;

вода с избыточным содержанием вредных примесей;

недоброкачественная пища;

шум, инфразвук;

вибрации;

электромагнитные поля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП, радиорелейных устройств;

ионизирующие излучения (естественный фон, медицинские обследования, фон от строительных материалов, излучения приборов, предметов быта);

медикаменты при избыточном и неправильном потреблении;

табачный дым; бактерии, аллергены и др.

Разновидность опасностей, угрожающих личности, непрерывно увеличивается. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействует одновременно, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в конкретный момент времени, зависит от текущего состояния системы человек - среда обитания». На рис.3 показана характерная суточная миграция городского жителя (сотрудника промышленного предприятия) в системе "человек - техносфера", где размер радиуса условно соответствует относительной доле негативных факторов антропогенного и техногенного происхождения в различных вариантах среды обитания.

Рис. 3. Зависимость уровня негативных факторов, действующих на человека, от его суточной миграции:

БС - бытовая среда; ГС - городская среда; ПС - производственная среда

Опасности по вероятности воздействия на человека и среду обитания разделяют на потенциальные, реальные и реализованные (рис.4).

потенциальная опасность

реальная опасность

реализованная опасность

происшествие

чрезвычайное происшествие

катастрофа

стихийное бедствие

Рис. 4. Виды опасности по вероятности воздействия на человека и среду обитания

Потенциальная опасность представляет угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем воздействия. Например, в выражениях "шум вреден для человека", "углеводородные топлива - пожаровзрывоопасны" говорится только о потенциальной опасности для человека шума и горючих веществ.

Наличие потенциальных опасностей находит свое отражение в утверждении, что жизнедеятельность человека потенциально опасна . Оно предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Потенциальные опасности реализуются в определенных условиях, которые называют причинами. Причины характеризуют совокупность обстоятельств, в результате которых опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, например, экологический или экономический ущерб, травмы, заболевания и др.

Превращение потенциальной опасности в реальную происходит в результате протекания процесса: опасность – причины – нежелательные последствия (рис. 5).

Электрический ток

Электротравма

Нарушение изоляции проводов

Ядовитые вещества в воздухе рабочей зоны

Отсутствие средств для оздоровления воздушной среды, т.е. вентиляции

Отравление

работающих

(опасность) (причина) (нежелательное последствие)

Рис. 5. Превращение потенциальной опасности в реальную

Чаще всего нежелательные последствия вызывает комбинация нескольких опасностей. Нередко одна и та же опасность может реализовываться в нежелательное событие через разные причины.

Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой воздействия на объект защиты (человека); она координирована в пространстве и во времени. Например, движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью "Огнеопасно" представляет собой реальную опасность для человека, находящегося около автодороги. Как только автоцистерна исчезает из зоны пребывания человека, она становится по отношению к этому человеку источником потенциальной опасности.

Реализованная опасность - факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям. Если взрыв автоцистерны привел к ее разрушению, гибели людей и/или возгоранию строений, то это реализованная опасность.

Реализованные опасности принято разделять на происшествия, чрезвычайные происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Происшествие - событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным или материальным ресурсам.

Чрезвычайное происшествие (ЧП ) - событие, происходящее обычно кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные и материальные ресурсы. К ЧП относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Авария - происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Катастрофа - происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей.

Стихийное бедствие - происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - состояние объекта, территории или акватории, как правило, после ЧП, при котором возникает угроза жизни и здоровья для группы людей, наносится материальный ущерб населению и экономике, деградирует природная среда.

Объекты защиты, как и источники опасностей, многообразны. Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей. В порядке приоритета к объектам защиты относятся: человек, сообщество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т. п.

Основное желаемое состояние объектов защиты - безопасное . Оно реализуется при полном отсутствии негативных воздействий опасностей. Состояние безопасности достигается также при условии, когда действующие на объект защиты опасности (потоки) снижены до предельно допустимых уровней воздействия.

Безопасность - состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

Термин "безопасность" имеет практическое значение лишь применительно к системе "объект защиты - источник опасности". Отсутствие объекта защиты и, тем более, источника опасности переводит разговор о безопасности в беспредметную область.

Чтобы правильно оценить принадлежность процесса обеспечения безопасности к его исполнителю, необходимо термин "безопасность" всегда рассматривать в сочетании с системой "объект защиты - источник опасности". Пользуясь этой схемой, можно правильно оценить обстановку.

Однако одна и та же опасность может проявить себя в двух системах. Например, неисправные тормоза у автомобиля, и, как следствие, наезд на людей, техническая авария автомобиля или и то и другое одновременно. Вывод - опасность проявила себя в двух системах: не обеспечена безопасность пешеходов и автомобиля одновременно. В табл.2 представлены реально существующие системы безопасности человека.

Раздел 1. Человек и среда обитания

Вопросы:

Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности.

Принципы гигиенического нормирования, оценка и классификация условий труда.

Безопасность жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения.

Задачи дисциплины: освоение нормативно-правовых основ обеспечения охраны труда; идентификация негативных воздействий рабочей среды и трудового процесса; разработка и реализации мер защиты работников от вредных и опасных производственных факторов; создание комфортного (нормативного) состояния рабочей среды и трудового процесса. Использование методов определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду; проведение измерений уровней опасностей в среде обитания, обработка полученных результатов, составление прогнозов возможного развития ситуации; определение характера взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учётом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов; определение опасных, чрезвычайно опасных зон, зон приемлемого риска; контроль состояния используемых средств защиты, приятие решения по замене (регенерации) средства защиты.

Цель дисциплины – формирование у обучающихся готовности и способности личности использовать в профессиональной деятельности теоретические знания и практические навыки защиты работающих от негативных факторов современного производства для обеспечения сохранения здоровья и работоспособности в процессе труда.

Ноксология (от лат. noxius - вредный + греч. logos - учение) наука об опасностях Вселенной.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - раздел ноксологии, изучающий опасности техносферы, а также условия и средства реа­лизации комфортного и допустимого взаимодействия человека с техносферой, БЖД - наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой.

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнеде­ятельность человека, его здоровье и потомство.

Техносфера - среда обитания, возникшая с помощью прямого или косвенного воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социально-экономи­ческим потребностям человека.



Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации - состояние, при котором отсут­ствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружа­ющей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Безопасность жизнедеятельности в техносфере - интегральная система обеспечения безопасности людей, которая решает задачу комплексного обеспечения безопасности в системе «человек - среда обитания» для техногенных условий обитания.

Система «человек - среда обитания» - широко используемое в области БЖД понятие для описания процессов негативного взаимо­действия человека с окружающей его средой обитания, реализующих принцип антропоцентризма, который заключается в том, что человек есть высшая ценность, сохранение и продление его жизни является целью его существования (приоритетный принцип основных, исход­ных положений, на которые опираются научные знания в данной сфере).

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работни­ков в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, сани­тарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитацион­ные и иные мероприятия.

Опасность - фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья. В зависимости от количественной характерис­тики и продолжительности действия отдельные факторы рабочей среды могут стать опасными.



Опасная ситуация - ситуация, которая может вызвать воздей­ствие на работающего опасных и вредных факторов.

Риск - сочетание вероятности возникновения в процессе трудо­вой деятельности опасного события (ситуации), тяжести травмы или другого ущерба для здоровья человека, вызванных этим событием.

Объект защиты от опасности (в науке БЖД - человек).

Безопасность (объекта защиты) - состояние защищенности от опасностей, при котором отсутствует недопустимый риск.

Безопасность труда - состояние условий труда на рабочем месте, при котором воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (либо отсутствует недо­пустимый риск, связанный с возможностью нанесения ущерба здо­ровью работников).

Риски техносферы и их анализ.

В современных условиях государственная политика в области создания безопасного труда и приоритетные направления ее совер­шенствования базируются на положениях Конституции РФ, статьях Трудового кодекса РФ (ТК РФ), посланиях Президента страны, за­конодательных и подзаконных нормативных актах, содержащих го­сударственные нормативные требования охраны труда.

За последние годы наблюдается тенденция снижения количества пострадавших со смертельным исходом, однако недостатков и упу­щений еще очень много, и абсолютные показатели остаются доста­точно высокими. По данным Роструда, ежегодно гибнут более 2000 работников на производстве (2007 г. - 3677 чел., 2008 г. - 3238 чел., 2009 г. - 2426 чел.), а наиболее травмоопасными видами экономиче­ской деятельности являются строительство, обрабатывающие про­изводства, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, про­изводство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт. Ухудшение демографической ситуации, угроза здоровью, в том числе репродуктивному, происходит в результате неудовлетворитель­ных условий труда, являющихся риском (до 40%) профессиональных и производственно обусловленных заболеваний работников. По дан­ным Росстата, в стране каждый четвертый трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, и самое тре­вожное, что эта динамика из года в год имеет тенденцию к росту (2007 г. - 24,9%, 2008 г. - 26,2%, 2009 г. - 27,5%). Производственно обусловленная заболеваемость проявляется в более тяжелом течении общих заболеваний человека, сокращении трудовой активности, по­вышенных уровнях инвалидности и смертности. По данным Роспотребнадзора за 2009 г., в стране был зарегистрирован 8081 случай профессиональных заболеваний и отравлений, из них у женщин - 1310 (2008 г. - 7487 случаев, из них у женщин - 1534; 2007 г. соответ­ственно - 7691 и 1512). Более 67% впервые признанных инвалидами вследствие профессиональных болезней приходится на возрастную категорию от 45 до 54 лет (женщины), от 45 до 59 лет (мужчины). Анализ причин смертности работающих на предприятиях ряда отраслей промышленности свидетельствует, что у рабочих основных профес­сий значительно повышены риски смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, практически по всем нозологическим классам болезней.

Таким образом, вредные и опасные условия, в которых занята значительная часть трудоспособного населения страны, являются существенным фактором риска не только в развитии профессио­нальных и производственно обусловленных заболеваний, но и по­вышенного уровня смертности от них, что приводит к серьезным социальным и экономическим потерям.

Основные принципы обеспечения требований безопасности труда соотносятся с общими фундаментальными принципами обес­печения безопасности жизнедеятельности, тесно связанными с го­товностью управлять возможными будущими событиями и пред­отвращать их, если они могут представлять опасность.

Первый принцип - профилактика (предотвращение). Он состоит в постоянном (систематическом) выполнении различных меропри­ятий, направленных на профилактику, предупреждение, предотвра­щение опасностей, ликвидацию или снижение риска. Все мировое сообщество убеждено, что это основной, главный принцип обеспе­чения реальной безопасности.

Второй принцип - минимизация последствий неблагоприятного события, которое не удалось предотвратить. Он состоит в выполне­нии мероприятий постоянной готовности к ликвидации появления опасности и минимизации ее последствий, исходя из аксиомы не­возможности обеспечения абсолютной безопасности. Поэтому его роль не менее важна.

Первым практическим шагом, который необходимо осуществить и соответствии с требованиями основного принципа обеспечения без­опасности в простом процессе труда, является организация и реали­зации превентивных мер, осуществление профилактики производствен­ного травматизма и профессиональной заболеваемости работников. С этой целью используют способы и мероприятия по безопасности труда и производственной санитарии; средства промышленной, ради­ационной, транспортной, электротехнической, конструкционной и

других видов безопасности; применяют достижения эргономики и инженерной психологии, производственной санитарии и гигиены труда, медицины труда и промышленной экологии, а также эффектив­ной практики социального партнерства работодателя и работников.

Второй шаг предполагает проведение комплекса лечебно-оздо­ровительных мероприятий для работников, занятых во вредных усло­виях труда или пострадавших на производстве в результате тех про­явлений производственных факторов, которые не удалось предотвра­тить комплексом профилактических мер.

Необходимо подчеркнуть, что основные принципы обеспечения безопасности труда приводят к определенной логике ранжирования профилактических мер и соблюдения последовательности (приори­тетности) выполнения различных мероприятий на основе програм­мно-целевого подхода.

Исходя из этих принципов, в целях повышения демографической устойчивости Указом Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 утверж­дена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, где среди приоритетных задач особое внима­ние уделено снижению смертности трудоспособного населения от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболева­ний до уровня развитых европейских стран.

Главной целью концепции является защита здоровья работника и обеспечение охраны труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлече­ния в управление этими рисками основных сторон социального партнерства - государства, работодателей и работников.

Программа направлена на достижение следующих стратегических задач:

Снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Повышение качества условий труда на рабочих местах;

Снижение смертности от предотвратимых причин;

Улучшение здоровья работающего населения.

0

Лекция № 2

Опасности техносферы

Опасности бывают естественного происхождения и антропогенного происхождения. Классифицируют опасности на механические, физические, химические, биологические, психофизиологические.

Методы анализа опасности:

· качественный позволяет идентифицировать источники опасности;

· количественный - это методы расчета вероятности и статистический анализ.

Рассмотрим качественный анализ. Он включает предварительный анализ опасности, анализ последствий отказов, анализ опасности с помощью дерева причин, анализ с помощью дерева последствий, анализ ошибок персонала, причинно-следственный анализ.

Количественные методы анализа:

p n ( E n ) - определение вероятности возникновения аварии. Количественный метод определяет опасности с помощью рисков.

Риск - это частота реализации опасности.

Частота определяется с учетом потенциальных опасностей и по числу реализовавшихся факторов риска.

Риски бывают индивидуальные, социальные, экономические, экологические, психологические.

R t = P ( t )/ L ( t ), P ( t ) - количество аварий, L ( t ) - число подобных технических систем, подверженных этому же фактору риска.

R Э = (В / П) * 100%, П = Д б - З б - В, У < Д - З б

Приемлемый риск - это такой низкий уровень опасности травматизма и инвалидности, который не влияет на экономические показатели предприятия, отрасли экономики и государство, и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями их достижения: R u = 1 * 10 -6

Профессиональный риск - это возможность повреждения здоровья или гибели человека, связанное с исполнением трудовых обязанностей.

Выделяет 22 уровня опасности:

· 1 уровень: образование, культура, здравоохранение;

· 22 уровень: добыча угля открытым способом.

Принципы обеспечения безопасности:

· ориентирующие:

1. принцип автоматизации, принцип роботизации;

2. принцип ликвидации опасности (когда опасные факторы заменяются на безопасные);

3. принцип снижения опасности - это не полностью ликвидация опасности, а снижение до безопасного уровня;

· технические:

4. принцип блокировки;

5. принцип вакуумирования - проведение технологических процессов при пониженном давлении по сравнению с атмосферным;

6. принцип слабого звена - это применение устройств, которые разрушаются и обеспечивают сохранность самой установки;

7. принцип флегматизации - применение ингибиторов (замедлителей);

8. принцип недоступности;

9. принцип экранирования - это установка преграды между человеком и источником опасности;

10. принцип защиты расстоянием;

· организационные :

11. принцип защиты временем - сокращение до безопасных значений длительности нахождения людей в условиях воздействия опасности;

12. принцип информации;