Формационный подход к типологии государства. Курсовая работа: Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства 1 типология государства формационный и цивилизационный подходы

государство рабовладельческий буржуазный религия

Помимо формационного и цивилизационного подходов в литературе выделяются и иные подходы к типологии государств.

В мировой литературе предлагалось немало оснований классификации государств. Пожалуй, чаще других звучало предложение подразделять их на демократические и недемократические. Такая классификация в определенных познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый См.: Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов// Советское государство и право. 199О.№ 10.С. 15..

Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религии. Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, не вправе выполнять ни политических, ни юридических функций, не могут вмешиваться в дела государства.

Для правового режима церкви в светском государстве характерны следующие особенности: государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии; государство не вмешивается во внутри церковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство; государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи; религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций; конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом.

Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др.

Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений.

Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

1) признание за церковью права собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;

получение церковью от государства различных субсидий и материальной помощи, налоговых льгот;

наделение церкви рядом юридических полномочий, например, правом регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения;

4) право церкви участвовать в политической жизни страны и нередко иметь свое представительство в государственных органах;

5) осуществление церковью контроля в области образования, воспитания, введение религиозной цензуры печатной продукции, кино, телевидения и др.

В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной религии, тем не менее, слияния государства и церкви не происходит. Объявление той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа.

К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.

Для теократических государств характерны следующие черты: государственная власть принадлежит церкви, которая определяет статус государственной религии; религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни. Более того, религиозные нормы имеют приоритет перед законом; глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем. Например, согласно Конституции Ирана государственное управление страной находится под контролем факиха, стоящего выше президента Исламской Республики Иран. Он назначает генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т.д. Послания факиха стоят выше закона и ими должны руководствоваться судебные органы.

К теократическим государствам обычно относят Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Марокко и др.

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями.

Это выражается, в частности, в том, что:

церковь лишается экономической основы - своей собственности;

религиозные организации и другие объединения конфессионального характера либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;

Религиозные объединения не имеют прав юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;

Репрессируются священнослужители и верующие;

Запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание религиозной литературы и ее распространение;

Свобода совести сводится к свободе пропаганды атеизма.

Государством воинствующего атеизма было Советское государство, особенно в первые годы его существования, а также некоторые бывшие социалистические страны, например Албания. Конституцией 1976 г. в этой стране была запрещена всякая религия.

В типологии государств иногда выделяют государства переходного состояния, или так называемые переходные государства См.: Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. -Саратов. 1984. С. 52.. Такого рода государства признавали в свое время основоположники марксистской теории, когда «государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам» (экономически господствующему и эксплуатируемому). В.И. Ленин также писал о возникновении в России государства переходного типа (от феодального к буржуазному) в период проведения буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. Как переходный оценивал он и процесс перехода к социализму отдельных государств, минуя стадию капитализма, например в Монголии, у народов Средней Азии и Севера. Как переходное характеризуется и государство современной России.

Спорным является вопрос о том, составляет ли переходное государство самостоятельный тип.

Представляется, что государство переходного состояния можно отнести к самостоятельному типу по следующим основаниям:

переходное состояние нередко занимает длительный период и даже может составить целую эпоху;

переходное состояние предполагает не только смену власти, формы государства, различных государственно-правовых институтов, но и изменение ценностей общества, качественного его состояния, общественных структур, связей и отношений;

переходное государство - явление конкретно-историческое, обладающее национально-культурной ориентированностью и отражающее накопленные конкретным народом духовные и иные ценности.

В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В демократическом государстве высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами.

В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».

Тоталитарное государство является более реакционым, характеризуется ограничениями не только в политической, но в личной жизни граждан.

Среди иных вариантов классификации государства, выдвигаемых в последние годы, хотелось бы отметить идеологический подход, который обосновывается тем, что «будучи признаком государственности как таковой, идеология может служить основанием для типологии ее форм» См.: Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Идеологическая деятельность государства и типология государственности. - СПб., 1998. С. 155; 156-172. Эндрейн Ч.Ф. Сравнительный анализ политических систем. Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования. - М., 2000. С. 19-24..

В рамках данной типологии выделяют следующие типы государств:

Государства с коммунистической идеологией, в которых сохранилась государственность коммунистического типа (в их числе КНР, КНДР, Куба);

Государства с социалистической идеологией, под которыми понимаются страны, где у власти находятся социал-демократические партии (среди них широкий спектр государств с весьма различными политическими и социальными системами: от Великобритании и до Танзании);

Государства с либеральной идеологией, разделяющие концепции не ограниченной государственными структурами индивидуальной свободы и свободы предпринимательства, свободной от невмешательства кого бы то ни было, в том числе и самого государства, деятельности гражданина (США периода правления президента Б. Клинтона);

Государства с консервативной идеологией, стоящие за сохранение традиционных ценностей, связанных с семьей, религией и нравственностью, приверженностью порядку, дисциплине и сильной власти государства (Великобритания - М. Тэтчер, Германия - Г. Коль, США - Дж. Буш);

Государства с националистической идеологией, оправдывающие тезис приоритетности титульной нации (Латвия, Эстония и др.);

Идеолархические государства, в которых идеология из средства достижения политических целей становится самоцелью, определяющей функции государства (КНДР, Ливия, Ирак и др.) См.: Оксамытный В.В. Теория государства и права. - М., 2004. С. 133-134..

Типология государства - это теория (учение) о ее типы. Тип государства - совокупность государств, имеющих общие черты, которые проявляются в единстве закономерностей и тенденций развития на основе подобных экономических (производственных) отношений, одинаковом сочетании обще-социальной и узко-классовой стороны их сущности, близком уровне культурно-духовного развития и научно-технического прогресса.

Существуют два подхода к типологии государств: формационный (Кол. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) и цивилизационный (Н. Єллінек, Г. Кельзен, Н. Коркунов, Г. Гэлбрейт, А, Тойнби, С. Хартингтон).

Формационный подход основывается на учении о смене общественно-экономических формаций (их базис - тип производственных отношений), каждой из которых соответствует свой исторический тип государства. Формация - это исторический тип общества, имеет определенный способ производства, господствующую форму собственности, классовую структуру Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем. При таком подходе государство приобретает исключительно классовой определенности, выступает как диктатура экономически господствующего класса.

Выделены такие исторические тылы государств: 1) эксплуататорская рабовладельческая (рабовладельческий способ производства; наличие классов рабов и рабовладельцев; диктатура последних); феодальная (большая собственность феодалов на землю и натуральное хозяйство зависимых от феодалов крестьян; наличие классов крестьян и феодалов; диктатура последних); буржуазная (капиталистический способ производства, основанный на свободе частной собственности на орудия и средства производства и эксплуатации наемной рабочей силы; наличие класса рабочих и буржуазии; политическое господство последней); 2) эксплуататорские: социалистическое государство (общая социалистическая собственность и плановое хозяйство; разделение населения на рабочих, крестьян и интеллигенцию; диктатура пролетариата). Считалось, что в ближайшей исторической перспективе социалистическая государство должно перерасти в общественное коммунистическое самоуправление.

Преимущества информационного подхода: 1) акцентирование внимания на существенной роли экономических отношений в формировании государств и изменении их типов; 2) подчеркивание классовой сущности государства (интересы какого класса выражает); 3) рассмотрение развития государств в поэтапности и естественности исторического характера. Недостатки информационного подхода: 1) переоценка классово-экономического фактора, что не всегда должен и может иметь решающее значение в процессе образования государства, уступая лидирующей роли других факторов; 2) оставление вне поля зрения огромного пласта культурно-ценностных идей и представлений, не могут быть охарактеризованы как классовые; 3) рассмотрение социалистического государства как антикапиталистической и отрицание ее преемственности; 4) неоправданное восхваление социалистического государства как высшего и последнего исторического типа; 5) порождение мифа о общество коммунистического самоуправления.

Ориентирован на преувеличенное (в наиболее существенных чертах) представление о исторические типы государств, формационный подход не учитывает проблем, которые не укладываются в обычные рамки классового, информационного анализа. Так, рабы нигде в древних обществах не были основной производственной силой, классический феодализм существовал только в некоторых странах Европы, а классический капитализм был реальностью преимущественно в Англии и Германии. Классово-формационный подход может быть использован при типологии государств мира до второй половины XIX века.

Гражданский подход применяет понятие "цивилизация" (от лат. civilis) - тип культуры как основу типологии государств. Под "цивилизацией" понимают относительно замкнутое и локальное состояние общества, характеризующееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других признаков (А. Тойнби насчитывает 21 цивилизацию: египетская, китайская, западная, православная, индуистская и др.).

Достоинства цивилизационного подхода: 1) раскрывает сущность любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценности и целях ее собственной деятельности; 2) рассматривает государство как важнейший фактор духовно-культурного развития общества, направленного на ограничение и исключение даже легализованного насилия в отношении лица; 3) утверждает зависимость типов государств от разнообразия национальных культур, мировоззрения общества, его морали, ценностной ориентации. Недостатки цивилизационного подхода: 1) недооценивает экономический фактор, отводит ему второстепенное место в развитии цивилизаций; 2) игнорирует влияние социальной дифференциации общества, классовых противоречий на цивилизационные процессы; 3) возводит в абсолют культурный элемент, квалифицирует его как "душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации" (А. Тойнби).

Сторонники цивилизационного подхода разделяют цивилизации на первичные и вторичные.

Первичные - Древний Египет, Персия, Шумер, Вавилон, Бирма и др., характеризующиеся командно-административной организацией государственной власти. Государство (власть), находясь в сочетании с культурно-религиозным комплексом, обеспечивает как политический, так и социально-экономическое развитие общества, а не определяется ими. Из первичных цивилизаций сохранились только те, которые смогли последовательно развить духовно-культурные основы во всех видах деятельности человека (египетская, китайская, мексиканская, западная, православная, арабская и др.).

Вторичные - государства Западной Европы, Восточной Европы, Северной Америки и др. - возникли на основе различий, что первоначально обозначились между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказалась не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она представала в первичных цивилизациях. Европейская цивилизация с древнейших времен тяготеет к рыночно-собственнического уклада, гражданского общества и правовой организации. Государства Северной Америки восприняли и развили эту направленность европейских государств.

Кроме того, различают цивилизации доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные; восточные, западные, смешанные; древние, средневековые, современные.

С позиций общечеловеческих ценностей, которые стали доминирующими во второй половине XX века, привлекательным представляется цивилизационный подход, особенно к типологии современных государств, которые невозможно подвести под формационную классификацию типов государств. Современная концепция цивилизации (что отказалась от прежней оценки цивилизации только как культурной общности и базируется на признании ее комплексного характера: культура, экономика, политика и др.) оказывается значительно шире и богаче информационного подхода. Она позволяет познавать прошлое через все формы деятельности человека - экономико-трудовую, социально-политическую, культурно-духовную и другие - во всем многообразии общественных связей. Она актуальна потому, что в центр изучения прошлого и настоящего ставит человека как творческую и конкретную личность, а не как классово-обезличенный индивидуум; различает не только противостояние классов и социальных групп, но и учитывает сферу их взаимодействия на почве общечеловеческих ценностей. Однако на основе цивилизационного подхода еще не построена четкая типология государств.

Типология – это система знаний, которые используются для классификации государств на основе выделения их сущностных характеристик. Классификация может проводится по разным основаниям, при этом подтипом понимаются общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Типология государств – не абстрактная, умозрительная конструкция. Она базируется на обобщении большого фактического материала, на выявлении объективных процессов и связей существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем (Л.А. Морозова).

Типология государств дает возможность исследовать исторический процесс развития государств и понять последовательность и закономерности перехода от одного типа государства к другому, изучить не только общие, но и частные особенности того или иного государства, спрогнозировать развитие государств.

Подходы в типологии государств: основных 2 (этой позиции придерживаются:Л.А.Морозова, Т.В.Власова)

1) Формационный – в основе лежит понятие «общественно- экономическая формация», т. е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства. Данный подход присущ марксистскому учению о государстве.

Согласно данному подходу выделяется 5 типов формаций. Каждой формации, кроме первобытнообщинной, соответствует свой тип государства. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер.

- первобытно- общинная

- рабовладельческая – рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного слоя, его экономическую основу составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов.

- феодальная – второй исторический тип государства, экономическую основу составляет феодальная собственность на землю. Основные классы – феодалы и крепостные крестьяне. Власть в руках феодалов

- капиталистическая – появилось в результатебуржуазных революций. Экономическую основу оставляли капиталистическая система хозяйствования и частная собственность на орудия труда и средства производства. Основные классы – буржуазия и пролетариат.

- социалистическая – государство возникло в результате социалистической революции. Экономическая основа – общественная собственность на орудия и средства производства, Частноая собственность ликвидируется.

Достоинства формационной типологии:

- продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

Показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки формационной типологии:

Во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

Недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

2) Цивилизационный подход. Основоположники (А.Д. Тойнби, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер). Сущность заключается в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы, которые в совокупности образуют понятие «культура», а в свою очредь родственные культуры образуют цивилизацию.

У.Ростоу – классифицировал государства по стадиям экономического развития. Тем самым ученый показал зависимость экономического прогресса от духовно-культурных условий развития общества. Чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества.

А. Тойнби – попытался разработать критерии цивилизации и классифицировать их. В качестве критериев он называл религию, образ мышления, общность историко-политической судьбы и др. По эти критериям он выделил более 100 самостоятельных цивилизаций. , затем сократил до двухдесятков. Он полагал, что по типу цивилизации и можно выделить соответствующие типы государств, однако типологию по данному подходу он так и не разработал.

В юр. литературе отсутствует типология по цивилизационному подходу, однако выделяют этапы цивилизации:

- локальные цивилизации (шумерская, эгейская и др.)

- особенные цивилизации (китайская, исламская, западноевропейская, восточноевропейская и др)

- всемирная цивилизация, охватывающая все человечество, основанная на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

Кроме того выделяют:

а) социокультурное направление цивилизационной типологии:

- первичные цивилизации – играют ключевую роль в развитии социально- экономической сферы, обеспечивают не только политическое, но и хозяйственное функционирование общества (древнеегипетская, шумерская, японская и др)

- вторичные цивилизации – не составляют экономического базиса, но здесь устанавливается различие между государственной властью и культурно- религиозным комплексом (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др)

б) универсалистский вид цивилизационной типологии (суть его в том, что развитие государственности рассматривается как единый для всех стран и всего человечества путь развития политико-правовой жизни общества исключительно по восходящей линии. Данный вид различает 2 основные цивилизации:

- традиционалистскую (аграрную) – характеризуется нерасчлененностью общественной жизни на экономическую, политическую, социальную и духовную (государства: Др. Египет, Китаю, Др. Индия, Вавилон, средневековые Запад и Восток)

- техногенную – непосредственно связана с научно-техническим прогрессом, характеризуется активным развитием общественной и государственной жизни, расширением рынка, ростом экономики, науки, образования и в целом высоким уровнем жизни населения.

Достоинства цивилизационной типологии:

Определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

В связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки цивилизационной типологии:

Недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

Выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

В типологии государств выделяют государства переходного периода . Спорным является вопрос о том, составляет ли переходное государство самостоятельный тип. Его можно назвать самостоятельным по следующим критериям:

Переходное состояние занимает длительны период

Перех состояние предполагает не только смену власти, формы государства, но и изменение ценностей общества, связей, отношений и др.

Перех. государство - явление конкретно-историческое, обладающее национально – культурной ориентированностью и отражает накопленные конкретным народом духовные ценности.

Данный тип моет быть виделен как в формационном, так и в цивилизационном подходах

В литературе выделяют и иные классификации. Так например, классификация по отношению к религии:

- светские – государство не контролирует отношение своих граждан к религии, не вмешивается во внутрицерковную деятельность, не оказывает ни одной из кнфессий помощи, религиозные организации не выполняют юридических функций по просьбе государства. (Россия, Германия, государства СНГ и др.)

-клерикальные – государства, где та или иная религия имеет статус государственной, церковь получает от государства помощь, церковь вправе учавствовать в политической жизни страны, церковь наделяется рядом юридических полномочий, например правом регистрировать брак, церковь осуществляет контроль в области образования и др. (Великобритания, Норвегия, Швеция, Испания, Япони)

-теократические – государственная власть принадлежит церкви, религиозные нормы составляют источник законодательства, глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем (Ватикан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия)

-атеистичские – религиозные организации и преследуются властями, церковь лишена собственности, религиозные организации запрещены либо находятся под жестким контролем, священнослужители и верующие репрессируются, свобода совести сводится к свободе пропаганды атеизма (Албания 1976г.)

ПЛАН

Введение

1. Понятие и назначение типологии государств. Исторический тип государства

  1. Формационный подход к типологии государств
  2. Цивилизационный подход к типологии государств
  3. Иные подходы к типологии государств

Заключение

Список литературы

Введение

Значимость проблемы обусловлена тем, что научная типологии играют значительную роль в познании, поскольку служат важнейшим средством теоретического воспроизведения объекта исследования типологий как с одной из основных форм представления объектом или их типов и соответствующего расчленения всего материала. Теория государства и права тоже обращается к классификации для построения различных типов государства и права. В науке общей теории государства и права типология государств занимает одно из центральных мест, "является одним из важнейших приемов и средств познания исторического процесса развития государства...".

Проблемами классификации, типологии государства и права уделялось большое внимание в советской юридической науке. При этом теоретические построения в рамках общественных наук, включая государствоведение, были возможны лишь на основе теории формаций. Отсюда любые типологии, построенные на других основаниях, в том числе и форме, признавались возможными только "внутри отдельных исторических типов". Построение типологий государства на основании каких-либо других теорий не осуществлялось.

Однако есть еще один подход к построению типологии государства- цивилизационный. Цивилизационный подход начал проникать в советскую гуманитарную науку в 50-60-х годах, но лишь в последнее время о нем стали говорить как о полноправном основании для типологии государства и права.

Формационная и цивилизационная типологии государства и права рассматриваются в качестве наиболее глобальных, претендующих на охват значительных временных и пространственных массивов.Целью данной работы, как видно из её названия, является обзор типологий государства, т. е. таких как формационный, цивилизационный.

Ученые - правоведы пытались предложить разнообразные типологии государства и права. Г. Ел линек выделял пять типов государств: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное.

Типология государств, предложенная Г. Еллинеком, позволяет последить процесс признания прав и свобод личности в государстве, тенденцию развития характера власти государства..

Методологическую основу курсовой работы составили методы диалектики, системный, комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, логические приемы, общесоциологические и правовые методы: системный, конкретно-социологический, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой. В работе использовались и эмпирические методы познания, статистический анализ, исследование документов, печатных изданий и других средств массовой информации и т.д.

1. Понятие и назначение типологии государств. Исторический тип государства

Политическая история человечества предложила разнообразные варианты государственной организации. В мире существовало и существует большое количество государственных форм. Каждое государство уникально в своем роде и- несет на себе отпечаток тех природно-климатических, географических, социально-экономических и иных условий, в которых оно возникло, развивалось и функционировало. Сходные условия существования государств порождают и сходство государственной организации, это позволяет классифицировать государства, то есть объединить их в группы в зависимости от того или иного критерия (основания). При этом под типом понимаются общие системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Классификация государства по типам предполагает:

  • установление сложившегося способа производства;
  • выделение производственных отношений как фундаментальной структуры общества;
  • исследование социальной структуры общества, основных классов и других социальных групп, на которые оно разделяется;
  • выявление сущности государства и его социального назначения;
  • рассмотрение функций государства, его форм, устанавливаемой и охраняемой им правовой системы;
  • анализ иных надстроечных факторов, оказывающих на государство существенное влияние;

рассмотрение государства в системе надстройки классового общества;

выявление «деформаций», отклонений данных государственно-правовых форм от их обычного состояния. Возникновение тех или иных типов государств неразрывно связано с историческими особенностями развития общества, обусловлено спецификой той или иной общественно-экономической формации.

Таким образом, необходимость и значимость классификации государств определяется тем, что она позволяет выявить общее и особенное в развитии государств, установить те причины, которые определяют это сходство и различие, а также выявить закономерности возникновения, развития и существования различных государственных форм, а также сущность происходящих в них структурных изменений.

Типология государств базируется на обобщении большого фактического исторического, социологического, правового и иного материала, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем.

Задачу научной классификации государств призван решить такой раздел государствоведения как типология государств, то есть система знаний о принципах, способах и основаниях классификации государств.

Базовой категорией типологии является исторический тип государства, под которым понимается совокупность необходимых родовых черт государств, имеющих сходные социально-экономические, политические и иные основания.

Историко-типологический подход к государству фиксирует наше внимание на его относительно устойчивых сущностных свойствах в развитом состоянии. Это предполагает необходимость познания государства в динамическом состоянии зарождения, перехода к развитым формам, гибели данного конкретно-исторического типа государства и замены его государством нового исторического типа.

Научное понятие исторического типа государства, в основе которого лежит объективная зависимость классового содержания государственной власти от господствующих экономических отношений, общность основных существенных признаков всех государств данной общественно-экономической формации, дает возможность понять закономерности, которые присущи большому разнообразию государственных форм, существовавших в прошлом и существующих ныне. Это понятие вооружает пониманием внутренней логики исторического процесса, является основой научного предвидения.

2. Формационный подход к типологии государств

До недавнего времени формационный подход признавался у нас в качестве единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства.

Суть его в том, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип государства. Аналогично понятием типа государства охватываются общие, наиболее существенные признаки, характерные для всех государств одной и той же социально-экономической формации. При этом под социально-экономической формацией понимается определенный социально-экономический строй общества, который обусловлен господствующими в данный период отношениями собственности. Маркс пять таких формаций -первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную, коммунистическую.

Главным классификационным критерием в данной типологии являлся уровень развития производительных сил и производственных отношений, который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства.

Для определения типа государства в данном значении необходимо ответить на три вопроса. Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство? Орудием какого класса оно является? Каково социальное назначение данного "государства? Для обозначения выделяемых на этом основании типов государства используется термин «исторические типы государства».

Таким образом, особенность формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи государства и права с другими социальными явлениями. Вместе с тем формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии - первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями к государствообразованию.

Каждый тип государства имеет свои специфические особенности, которые определяются характером господствующих экономических отношений, социальных и политических организаций. В связи с этим представляется возможным выделить следующие исторические типы государств.

Восточное государство . Оно характеризуется господством государственной и общественной собственности на средства производства, индивидуальная (частная) собственность здесь не получила широкого распространения и имела лишь вспомогательный характер; основную массу населения составляли крестьяне-общинники, которые являлись основной производительной силой и объектом налогообложения, основными рабовладельцами являлись государство и храмы; социальный статус индивида определялся его местом в государственной иерархии, это же определяло его отношение к средствам производства; подавление человека, его инициативы, его личности, его воли начиналось и осуществлялось уже в пределах того коллектива, к которому он принадлежал по рождению; государственная организация характеризовалась сосредоточением власти в руках монарха, который зачастую являлся также и главой церковной организации; государственный аппарат был представлен тремя основными ведомствами: ведомство общественных работ, военное, налоговое; особое место в государственном аппарате занимала профессиональная армия; неразвитость товарно-денежных отношений определяла невысокий уровень развития права.

В дополнение к таким вездесущим ведомствам, какими являлись финансовое и военное, на Древнем Востоке неизменно фигурирует ведомство публичных работ, занятое строительством и поддержанием оросительных систем, дорог и пр. Финансовое и военное ведомства служат в известном смысле его дополнениями: военное ведомство поставляет рабов-иностранцев, финансовое изыскивает средства, необходимые на содержание весьма развитого управленческого аппарата, для пропитания массы людей, занятых в строительстве, и т.п.

В своей совокупности все три ведомства - военное, финансовое и публичных работ - составляют государственный бюрократически организованный аппарат власти, в свою очередь нуждающийся в связующем звене, каковым и являются для него фараон и т. д.

Тем не менее именно здесь, на Востоке, возникли и развились земледелие, скотоводство, ремесла, архитектура и т. д., а вместе с тем государственность и право, юридическая литература и культура вообще,

Вместе с тем нельзя не видеть, что все основное, что происходило в хозяйственной или правовой жизни стран Древнего Востока, не может быть понято вне рабства как главного фактора в жизнедеятельности древневосточных обществ.

Рабовладельческое государство . Классическая форма его существовала в Древнем Риме.

В момент основания Рима и до правления последних царей у римлян существовал родообщинный строй, постепенно изменявшийся в сторону ремесленных и профессиональных делений (жрецы, земледельцы, воины, скотоводы, кожевенники, оружейники, торговцы и др.)- Родовые общины делились на семейные, и со временем они стали основными ячейками (институтами) общества с неограниченной властью отца-домовладыки. Среди племен, входивших постепенно в Римское государство-общину, возникали конфликты и соперничество за представительство и участие в учреждениях власти.

Общество делилось на две большие группы: свободное население и рабы. Власть принадлежала и выражала интересы рабовладельцев. Полноправными в римской общине были только лица, принадлежавшие к одному из родов и зачисленные в курию. Их называли патрициями -потомками знатных родоначальников. Такие зависимые отношения поддерживались обычаями и религией.

Среди форм политической власти большое распространение получила республика, что было обусловлено существованием значительной группы мелких и средних собственников. Республика являлась той формой, которая позволяла находить компромисс между конкурирующими социальными группами.

Право здесь получило большое развитие. Классическим примером тому явилось римское право, которое отличается высоким уровнем разработанности правовых институтов, регулирующих товарно-денежные отношения.

В римском полисе выработалось осознание противоположности между интересами и заботами государства (в данном случае всей римской общины) и интересами подданных (область частной пользы). Это различение интересов и забот впоследствии было зафиксировано в виде различения двух основных отраслей правового общения и регулирования - области публичного и частного права.

Феодальное государство . Экономическую основу данного типа государств составляла феодальная собственность, которая носила условный характер. Верховным собственником был монарх, а все остальные держатели этой собственности.

Социальная организация характеризуется делением общества на сословия, то есть большие группы людей, которые имеют одинаковые права и обязанности, передающиеся по наследству. Причем социальное неравенство было законодательно закреплено.

Основной формой государственного устройства была монархия. В своем развитии феодальное государство прошло четыре этапа: период раннефеодальной монархии; политической раздробленности; сословно-представительной монархии; абсолютной монархии.

Основу правовой системы составляли правовые обычаи, дополненные королевским законодательством.

Буржуазное государство . Оно базируется на таких принципах, как экономическая свобода, формальное равенство, народное представительство.

История феодальных общественных отношений позволяет увидеть, как из массы городского люда, находившегося под гнетом сеньоров, вырастает мало-помалу третье сословие, а затем класс буржуазии. В той же степени можно заметить рождение пролетариата. Его историческими предшественниками являются крепостной крестьянин и подмастерье.

Экономическая структура капитализма вырастала из экономической структуры феодализма.

Возникновение класса наемных рабочих стало возможным с ликвидацией тех отношений, которые привязывали крестьянина к земле, а подмастерье к его цеху. «Наемный труд в национальном масштабе, а потому также и капиталистический способ производства, возможен только там, где рабочий лично свободен. Он покоится на личной свободе рабочих».

Зарождение капиталистической системы происходит в XIV-XVI столетиях, когда наиболее характерной формой капиталистического производства является еще мануфактура. Со второй половины XVIII века на смену ей приходит фабрика, а вместе с ней зарождается крупная промышленность.

Кардинальные перемены происходят и в тех сферах человеческой активности, которые относятся к техническому прогрессу, идеологии, вкусам и нравам (изобретение цепа, служащего для обмолота хлебов, коса, ветряные мельницы, возрождается строительное искусство, высоким образцом которого является готика, и т. д.).

Буржуазное государство прошло в своем развитии следующие этапы:

-домонополитические государство. В это время буржуазия добивается ликвидации наиболее одиозных остатков феодализма; буржуазные производственные отношения, буржуазное государство и право, буржуазная идеология становятся господствующими; экономическое развитие, реализуя возможности, заложенные в новом способе производства, происходит по восходящей линии (несмотря на периодические кризисы перепроизводства); противоположность между трудом и капиталом хотя и выявлена, но не достигает еще особой остроты.

-примерно с 70-х годов Х1Хв. начинается этап монополитического государства, когда оно превращается в инструмент политики монополистической буржуазии.

Со второй четверти ХХ в. начинается третий этап, суть которого состоит в трансформации буржуазного государства в социальное.

Это рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства. Первые три из них охватываются единым родовым понятием эксплуататорского государства. В качестве противоположности указанным типам государства классики марксизма рассматривали государство нового, социалистического типа, которое характеризовали как «государство не в собственном смысле» или «полугосударство». Марксистская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации.

Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и соответствующих типов государства, от одного исторического тина государства к другому, более высокому. Если буржуазное государство -последний тип эксплуататорского государства - подлежит революционному слому, социалистическое государство - исторически последний тип государства вообще - постепенно «отмирает». Переход от одного исторического типа "государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества.

Рассматривая формационный подход к типологии государств в тесной связи с марксистским учением о государстве в целом историческом плане, нельзя не заметить, что марксистской трактовке этих вопросов принадлежит значительная роль в научном объяснении возникновения и развития рабовладельческого и феодального типов государства.

Марксистскую типологию государств можно критиковать, можно отказаться от нее, но сначала нужно предложить взамен нечто более совершенное. Быть может, плодотворными будут совершенствование и развитие формационного подхода? К уже известным формациям сторонники такого подхода предлагают добавить «восточное государство», «азиатский способ производства» и «профеодализм».

Вместе с тем марксистская типология государств давно подвергается критике, в том числе из-за излишней детерминированности способа производства.

Пора по-новому подойти и к характеристике «посткапиталистического» государства. Что это: новый тип государства или переходное состояние? Нельзя игнорировать также государства, которые идут по социалистическому пути развития. Например, крупнейшее в мире государство - Китайская Народная Республика - продолжает строить социализм с китайской спецификой.

На мой взгляд, критически надо отнестись и к связанному с формационным подходом мнению, что социалистическое государство - исторически последний и в этом смысле высший тип государства. Из этого делался вывод, что не только Советский Союз, но и такие именуемые социалистическими страны, как КНДР, Куба, Монголия и другие, значительно отстающие экономически от США и других развитых государств Запада, в социально-политическом отношении опережают их на целую эпоху. Конечно же, это не соответствует действительности.

3. Цивилизационный подход к типологии государств

Другим заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства является цивилизационный. Данная типология получила большое распространение в странах западной политико-правовой мысли. Ее видными представителями были Тойнби, Ростоу, Шпенглер. Значительный вклад в ее развитие внесли и русские мыслители Данилевский, Леонтьев.

В настоящее время в нем преобладает так называемое «технологическое» направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство.

Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является «теория стадий экономического роста», автор которой известный американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории, призванной, по словам ее автора, «бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории», все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий:

традиционное общество;

переходное общество, в котором закладываются основы преобразования;

общество, переживающее процесс сдвига;

общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия - это период трансформации «традиционного общества» в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия - «сдвиг», «взлет» научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости», когда на основе применения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. И, наконец, пятая стадия - это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг.

В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия». На данной стадии, по мнению Ростоу, находились лишь США и другие высокоразвитые капиталистические государства, тогда как Советский Союз только вступал в стадию «зрелости».

Следует отметить, что к теории «стадий экономического роста» тесно примыкают и теории «менеджеризма», «единого индустриального общества», «индустриального общества» и др., согласно которым в современную эпоху необходимость в революционном изменении условий жизни общества отпадает или уже отпала, ибо научно-техническая революция по своим социальным последствиям спонтанно, автоматически выступает как заменитель социальной революции, который, неся все основные социальные преобразования, не затрагивает основы капитализма - частной собственности.

Значительное место в ряду этих теорий занимает идея «дивергенции», сближения двух систем, социалистической и капиталистической, в разработку которой весомый вклад внес академик А.Д. Сахаров. Суть ее в сближении и воплощении в едином типе общества и государства того лучшего, что содержат в себе обе системы в целях обеспечения прогресса, свободы и мира внутри каждой страны и на Международной арене.

Представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах государства является английский историк А. Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более двух десятков цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих, подобно ветвям дерева, рядом друг с другом. Так, вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций - египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др..

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития.

В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивилизации, например:

локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская и др.);

особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

Государство - это организация власти, поэтому анализируя особенности различных государств, внимание следует обращать прежде всего на аспекты формирования, принадлежности, осуществления государственной власти. С таких позиций при цивилизационном подходе к типологии государств в основу классификации берется соотношение государства и личности. В соответствии с этим подходом различают государства традиционные и современные (или конституционные).

Под традиционными государствами подразумеваются, прежде всего, рабовладельческие и феодальные монархии. Здесь народ не является источником государственной власти, государство обладает практически неограниченными полномочиями в отношении большинства населения, отрицается равноправие людей, наличие у них естественных прав.

Традиционные государства возникли стихийно в глубокой древности, в процессе разложения первобытнообщинного строя и преобразования институтов общественной власти под влиянием ряда факторов, основным из которых был переход от присваивающей к производящей экономике.

Современные (конституционные) государства - в основном это буржуазные республики и конституционные монархии. В них народ является источником государственной власти, им формируются законодательные органы, государство подчинено обществу, сфера его деятельности ограничена (прежде всего конституцией, поэтому современные государства называют и конституционными), признаны и гарантированы права человека. Зачатки современной (конституционной) государственности возникают в Новое время в период буржуазных революций, путем революционных или эволюционных изменений различных государств. Этот процесс продолжается и в настоящее время.

В сущности традиционных государств если и не преобладала, то играла значительную роль одна сторона: государство выступало в качестве орудия для подавления эксплуататорских классов, в качестве средства принуждения. Что касается современных (конституционных) государств, то в них значение государства как средства принуждения ограничено в основном сферой отклоняющегося поведения отдельных лиц, государство выступает прежде всего в качестве инструмента организации общественной жизни.

В научной литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется тем, что государство играет ключевую роль в развитии социально-экономической сферы. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую и др.

Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

Однако, по мнению В.Е. Чиркина данная классификация по цивилизационному признаку страдает схематизмом, серьезной недоработанностью, ей не достает точности, которая присуща формационной типологии.

Несмотря на имеющиеся недостатки, достоинством цивилизационного подхода является то, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он значительно богаче и более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества. С позиций цивилизационного подхода государство служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей.

Говорить о противопоставлении формационного и цивилизационного подходов нельзя, так как они взаимно дополняют друг друга. Это позволяет наиболее полно охарактеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, оба подхода должны применяться в комплексе.

4. Иные подходы к типологии государств

государство рабовладельческий буржуазный религия

Помимо формационного и цивилизационного подходов в литературе выделяются и иные подходы к типологии государств.

В мировой литературе предлагалось немало оснований классификации государств. Пожалуй, чаще других звучало предложение подразделять их на демократические и недемократические. Такая классификация в определенных познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый.

Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религии. Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, не вправе выполнять ни политических, ни юридических функций, не могут вмешиваться в дела государства.

Для правового режима церкви в светском государстве характерны следующие особенности: государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии; государство не вмешивается во внутри церковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство; государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи; религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций; конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом.

Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция, все государства СНГ и др.

Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений.

Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

1)признание за церковью права собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;

  1. получение церковью от государства различных субсидий и материальной помощи, налоговых льгот;
  2. наделение церкви рядом юридических полномочий, например, правом регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения;

4)право церкви участвовать в политической жизни страны и нередко иметь свое представительство в государственных органах;

5)осуществление церковью контроля в области образования, воспитания, введение религиозной цензуры печатной продукции, кино, телевидения и др.

В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной религии, тем не менее, слияния государства и церкви не происходит. Объявление той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа.

К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.

Для теократических государств характерны следующие черты: государственная власть принадлежит церкви, которая определяет статус государственной религии; религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни. Более того, религиозные нормы имеют приоритет перед законом; глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем. Например, согласно Конституции Ирана государственное управление страной находится под контролем факиха, стоящего выше президента Исламской Республики Иран. Он назначает генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т.д. Послания факиха стоят выше закона и ими должны руководствоваться судебные органы.

К теократическим государствам обычно относят Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Марокко и др.

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями.

Это выражается, в частности, в том, что:

  • церковь лишается экономической основы - своей собственности;
  • религиозные организации и другие объединения конфессионального характера либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;
  • -религиозные объединения не имеют прав юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;
  • -репрессируются священнослужители и верующие;
  • -запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание религиозной литературы и ее распространение;
  • -свобода совести сводится к свободе пропаганды атеизма.
  • Государством воинствующего атеизма было Советское государство, особенно в первые годы его существования, а также некоторые бывшие социалистические страны, например Албания. Конституцией 1976 г. в этой стране была запрещена всякая религия.
  • В типологии государств иногда выделяют государства переходного состояния, или так называемые переходные государства. Такого рода государства признавали в свое время основоположники марксистской теории, когда «государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам» (экономически господствующему и эксплуатируемому). В.И. Ленин также писал о возникновении в России государства переходного типа (от феодального к буржуазному) в период проведения буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. Как переходный оценивал он и процесс перехода к социализму отдельных государств, минуя стадию капитализма, например в Монголии, у народов Средней Азии и Севера. Как переходное характеризуется и государство современной России.
  • Спорным является вопрос о том, составляет ли переходное государство самостоятельный тип.
  • Представляется, что государство переходного состояния можно отнести к самостоятельному типу по следующим основаниям:
  • переходное состояние нередко занимает длительный период и даже может составить целую эпоху;
  • переходное состояние предполагает не только смену власти, формы государства, различных государственно-правовых институтов, но и изменение ценностей общества, качественного его состояния, общественных структур, связей и отношений;

переходное государство - явление конкретно-историческое, обладающее национально-культурной ориентированностью и отражающее накопленные конкретным народом духовные и иные ценности.

В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В демократическом государстве высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами.

В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».

Тоталитарное государство является более реакционым, характеризуется ограничениями не только в политической, но в личной жизни граждан.

Среди иных вариантов классификации государства, выдвигаемых в последние годы, хотелось бы отметить идеологический подход, который обосновывается тем, что «будучи признаком государственности как таковой, идеология может служить основанием для типологии ее форм».

В рамках данной типологии выделяют следующие типы государств:

-государства с коммунистической идеологией, в которых сохранилась государственность коммунистического типа (в их числе КНР, КНДР, Куба);

-государства с социалистической идеологией, под которыми понимаются страны, где у власти находятся социал-демократические партии (среди них широкий спектр государств с весьма различными политическими и социальными системами: от Великобритании и до Танзании);

-государства с либеральной идеологией, разделяющие концепции не ограниченной государственными структурами индивидуальной свободы и свободы предпринимательства, свободной от невмешательства кого бы то ни было, в том числе и самого государства, деятельности гражданина (США периода правления президента Б. Клинтона);

-государства с консервативной идеологией, стоящие за сохранение традиционных ценностей, связанных с семьей, религией и нравственностью, приверженностью порядку, дисциплине и сильной власти государства (Великобритания - М. Тэтчер, Германия - Г. Коль, США - Дж. Буш);

-государства с националистической идеологией, оправдывающие тезис приоритетности титульной нации (Латвия, Эстония и др.);

-идеолархические государства, в которых идеология из средства достижения политических целей становится самоцелью, определяющей функции государства (КНДР, Ливия, Ирак и др.).

Заключение

Каждый исторический тип государства представляет особое состояние государственности, имеющее специфические законы возникновения, развития и перехода к более высокой ступени. Специфические законы являются общими по отношению к государствам в отдельных странах. Но действуют эти законы не по шаблону. Конкретно-исторические условия, свойственные развитию государства в отдельных странах, приводят к разнообразию форм, в которых проявляется действие общих для данного типа государства законов.

Качественные изменения, произошедшие в процессе становления в современной России основ правовой государственности и гражданского общества, настоятельно подводят к необходимости изучения понятия типов государства, их особенностей и возможных своеобразий проявления различных моделей государств.

Следует отметить, что наряду с изменением политического режима в пользу демократического также изменяется и сложившееся мировоззрение. В настоящее время наше общество и государство стоят у истоков формирования правового государства. Это означает такое взаимодействие государства и права, где государство, опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят права и свободы человека и гражданина.

Россия полностью исчерпала лимит революционных потрясений, крутых реформ, волюнтаристского экспериментаторства, бездумного заимствования чужеземного опыта. В опоре на собственные силы, богатые возможности, исторические, социально-культурные и национальные традиции, талантливый народ может и должен твердо встать на испытанный мировым опытом путь преобразований, сочетающий необходимую стабильность, преемственность и динамизм. Вместе с тем и от правовой активности каждого гражданина и нации в целом в стремлении поднять уровень значимости общечеловеческих ценностей и права во всех сферах общественных отношений в немалой степени зависит формирование истинного правового государства на российской земле.

Список литературы

  1. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1993.
  2. Теория государства и права. Учебник/Под ред. Бабаева В.К. - М: Юристъ,1999.
  3. Гуревич Н.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. 1990, № И.
  4. Захаров А. Еще раз о теории формации// Общественные науки и современность. 1992, №2
  5. Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. - М., 1998.
  6. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов// Советское государство и право. 1990, №10.
  7. Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  8. Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001, №7.

9.Оксамытный В.В. Теория государства и права. - М., 2004.

10.Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. - Саратов. 1984

11 .Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова, А.В.Малько.- М.:Юристъ, 1997

Понятие типа государства относится к числу важнейших кате­горий теории государства и права.

В настоящее время выделяют два основных подхода к типоло­гии государства: формационный и цивилизационный.

До недавнего времениформационный подход признавался у нас в качестве единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства. Суть его в том, что выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из кото­рых в условиях существования классов соответствует определен­ный тип государства. Аналогично понятием типа государства ох­ватываются общие, наиболее существенные признаки, характер­ные для всех государств одной и той же социально-экономичес­кой формации. Тип государства означает конкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности и социального назначения.

Для обозначения выделяемых на этом основании типов госу­дарства используется термин «исторические типы государства». Это рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалисти­ческий типы государства.

Первые три из них охватываются единым родовым понятием эксплуататорского государства.

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО по догматизированной теории - это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявший собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Полная собственность рабовладельцев на всё и на работников производства - рабов.

По своей сущности оно является машиной организованного насилия рабовладельцев, главным средством охраны, укрепления и развития рабовладельческого экономического базиса.

ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО стоит вторым по трактовке формационной теории. Это особая политическая организация класса феодалов. Основу производственных отношений феодального общества составляет собственность феодалов на землю как главное средство производства в эпоху феодализма. И опять же с точки зрения формационного подхода феодальное государство, есть орудие организованного насилия над крепостными крестьянами, орган диктатуры феодалов, важнейшее средство охраны, укрепления и развития феодального базиса.

БУРЖУАЗНОЕ ГОСУДАРСТВО - третий исторический тип государства. Закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Суть этого типа государства в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии, комитет, управляющий её общими делами, машину в руках капиталистов, чтобы держать в подчинении рабочий класс и другие трудящиеся классы и слои. На первый план теперь выходит экономическое принуждение, в отличие от рабовладельческого и феодального государства.

Последний тип - СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО - утверждается якобы это последний и высший исторический тип государства. Это - организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшая организационная форма экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Общественные социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства. Нет частной собственности.

Согласно формационному подходу к типологии государства в процессе смены общественно-экономических формаций в ре­зультате социальных революций с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому. Если буржуазное государство - пос­ледний тип эксплуататорского государства - подлежит револю­ционному слому, социалистическое государство - исторически последний тип государства вообще - постепенно «засыпает», «отмирает».

Цивилизованный подход.

Другим заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства являетсяцивилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое «технологическое» на­правление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненно­го уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство.

Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является «теория стадий экономического роста», автор которой известный амери­канский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Соглас­но этой теории, призванной, по словам ее автора, «бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории», все общества по экономическому развитию можно от­нести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переход­ное общество, в котором закладываются основы преобразова­ний; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее об­щество и общество, достигшее высокого уровня народного по­требления.

К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия - это период трансформации «тради­ционного общества» в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности. Третья стадия - «сдвиг», «взлет» научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости», когда на основе при­менения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода достигается устойчивое превышение вы­пуска продукции над ростом населения. И, наконец, пятая ста­дия - это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг.

В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «госу­дарством всеобщего благоденствия». На данной стадии, по мне­нию Ростоу, находились лишь США и другие высокоразвитые капиталистические государства, тогда как Советский Союз толь­ко вступал в стадию «зрелости».

К теории «стадий экономического роста» тесно примыкают теории «менеджеризма», «единого индустриального общества», «постиндустриального общества» и др., согласно которым в со­временную эпоху необходимость в революционном изменении условий жизни общества отпадает или уже отпала, ибо научно-техническая революция по своим социальным последствиям спонтанно, автоматически выступает как заменитель социаль­ной революции, который, неся все основные социальные преоб­разования, не затрагивает основы капитализма - частной собст­венности. Значительное место в ряду этих теорий занимает идея «конвергенции», сближения двух систем, социалистической и капиталистической, в разработку которой весомый вклад внес академик А.Д. Сахаров. Суть ее в сближении и воплощении в едином типе общества и государства того лучшего, что содержат в себе обе системы в целях обеспечения прогресса, свободы и мира внутри каждой страны и на международной арене.

Представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах государства является английский ис­торик А.Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общест­ва, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностя­ми развития, а существующих, подобно ветвям дерева, рядом друг с другом. Обращает на себя внимание смешение А.Тойнби поня­тий общества и государства.

Цивилизации делятся на ПЕРВИЧНЫЕ и ВТОРИЧНЫЕ.

ПЕРВИЧНЫЕ - древнеегипетская, шумерская, иранская, бирманская, японскую, сиамскую и т. п. Основная особенность - соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство связано с духовным производством.

ВТОРИЧНЫЕ цивилизации. Заподно-европейская, североамериканская, восточно-европейская, латиноамериканская и т. п. Отчётливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом, Власть не столь всемогущая сила.

Данные подходы нужно использовать вместе для более полного и подробного исследования типов государства.


Похожая информация.