Работа с текстами по темам: "Правопорядок" и "Правосознание". Образцы заданий Чем по мнению автора состоит

Задание 21 открывает серию заданий, связанных с приведенным текстом. Нужно провести анализ источника и ответить на вопрос, который подразумевает нахождение в тексте мнения автора – например, выделить данные им критерии или определения. За это можно получить два первичных балла. Главное – внимательно прочитать текст и задание, чтобы не выбрать то, чего не требуется. Как таковой теории нет, поэтому переходим сразу к разборам типовых вариантов!

Разбор типовых вариантов задания №21 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

Социально-экономические изменения в России конца XX – начала XXI в. сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Под гражданским обществом мы понимаем систему негосударственных организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления, оказывая влияние на государственный менеджмент и частный сектор, корректируя государственную политику и процесс принятия решений предпринимателями в направлении повышения их социальной эффективности. При этом гражданское общество может оказывать влияние на общественно-политические процессы в целом – как система социальных коммуникаций; и в частности – с помощью специфических институтов, непосредственно связанных с защитой прав человека в различных сферах жизни общества. Одним из таких институтов являются профессиональные союзы. С распространением индустриальных отношений на весь мир профсоюзы превратились в основную форму институционализации социальных интересов наёмных работников, единственную гражданскую силу, защищающую права человека в сфере социально-трудовых отношений.

Опыт стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой наглядно демонстрирует, что для проведения успешной социальной политики, направленной на формирование эффективной системы социальной защиты работников, системы, способной защитить права граждан в сфере трудовых отношений, необходимо наличие сотрудничества между работодателями, наёмными рабочими и государственными структурами.

Важнейшим условием для этого является, прежде всего, наличие равноправных представителей интересов наёмных работников, работодателей и государства, способных и заинтересованных в том, чтобы решать социальные и трудовые вопросы как на уровне предприятий, фирм, корпораций, государственных учреждений и организаций, так и на уровне национальной экономики и международных социально-трудовых отношений. Но если государство и работодатели располагают широкими политико-правовыми и экономическими возможностями, чтобы эффективно отстаивать свои интересы на всех уровнях социально-трудовых отношений, то свои интересы, свои неотъемлемые социально-экономические права наёмным работникам по-прежнему приходится отстаивать самостоятельно, зачастую один на один с мощными государственными и частными структурами. Именно поэтому единственным институтом, который в состоянии оказать действенную поддержку трудящимся в борьбе за их социально-экономические права, остаются профессиональные союзы.

(по А. В. Петрову)

Какое опре­де­ле­ние граж­дан­ско­му об­ще­ству даёт автор? Чьи дей­ствия кор­рек­ти­ру­ет граж­дан­ское общество, с точки зре­ния автора?

  1. Гражданское общество – система негосударственных организаций, ассоциаций, учреждений, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления.
  2. Гражданское общество корректирует действия государства (проводимую государством политику) и предпринимателей (процесс принятия ими решений в направлении повышения социальной активности).

Второй вариант задания

Своеобразие конкуренции заключается в том, что в конкретных ситуациях, когда она значима, её действие не может быть проверено, а может быть лишь засвидетельствовано тем фактом, что рынок будет выигрывать при сравнении с любыми альтернативными социальными механизмами.

Какие блага являются редкими или какие предметы являются благами? И какова их редкость или ценность? Именно это и призвана выявлять конкуренция. Предварительные результаты рыночного процесса на каждой отдельной стадии указывают индивидуумам направление поиска. Чтобы использовать знания, широко рассеянные в обществе с развитым разделением труда, недостаточно полагаться на людей, которым досконально известно, на какие конкретные цели могут быть употреблены хорошо знакомые предметы из их привычного окружения. Какая именно информация относительно предлагаемых рынком разнообразных товаров и услуг может представлять интерес, подсказывают индивидуумам цены. Это означает, что рынок находит применение личным знаниям и умениям, образующим всегда уникальные в том или ином отношении индивидуальные сочетания и основанным не только и даже не столько на усвоении таких фактов, которые можно было бы перечислить и сообщить по требованию некоей власти.

В прямом смысле слова «хозяйство» - это организация или социальное устройство, где некто сознательно размещает ресурсы в соответствии с единой шкалой целей. В создаваемом рынком спонтанном порядке ничего этого нет: он функционирует принципиально иначе, чем собственно «хозяйство». Он отличается, в частности, тем, что не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных, по общему мнению, потребностей, а потом менее важных. В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка. В самом деле, весь социализм есть не что иное, как требование превратить рыночный порядок в «хозяйство» в узком смысле, в котором общая шкала приоритетов определяла бы, какие из различных потребностей подлежат удовлетворению, а какие - нет.

С этим социалистическим замыслом сопряжены трудности двоякого рода. Как и в любой сознательной организации, проект собственно «хозяйства» может отражать только знания самого организатора, а все участники такого, понимаемого как сознательная организация, «хозяйства» должны руководствоваться в своих действиях единой иерархией целей, которой оно подчинено. Соответственно, у спонтанного рыночного порядка есть два преимущества. В нём используются знания всех его членов. Цели, которым он служит, являются частными целями индивидуумов во всём их разнообразии и противоречивости.

Решающее значение для понимания функционирования рыночного порядка имеет то обстоятельство, что высокая степень совпадения ожиданий с реальностью прямо зависит от систематического расхождения с нею у определённой их части. Но взаимоприспособление планов - не единственное достижение рынка. Он гарантирует также, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими делать это с меньшими или, по крайней мере, не с большими издержками, чем тот, кто данного продукта не производит.

Если даже в высокоразвитых экономических системах конкуренция важна как исследовательский процесс, в ходе которого первооткрыватели ведут поиск неиспользованных возможностей, доступных в случае успеха и всем остальным людям, то в ещё большей степени это справедливо по отношению к неразвитым обществам.

(Ф. А. фон Хайек)

В данном тексте ответ не лежит непосредственно на поверхности, но найти его после внимательного прочтения текста не так уж трудно. Давайте обратим внимание на третий абзац, в котором впервые упоминается слово «хозяйство» — в нем оно сравнивается с рыночным типом организации экономики, причем здесь рассматриваются его положительные стороны. Подтверждение этому можно найти во фразе «В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка», то есть «в этом кроется главная причина, по которой люди поддерживают «хозяйство». В следующем же абзаце автор рассказывает о трудностях, с которыми сопряжено «хозяйство», сравнивая их с преимуществами рынка.

В конечном счете ответ будет выглядеть так:

Проявления привлекательности:

  • отсутствие спонтанности;
  • гарантия обязательного удовлетворения сначала более важных, по общему мнению, потребностей, а затем – менее важных.

Трудности:

  • отражение только целей и знаний «организаторов», а не частных целей;
  • отсутствие гарантии, что любой продукт будет производиться людьми, умеющими это делать с меньшими или, по крайней мере, не с большими издержками, чем тот, кто данного продукта не производит.

Третий вариант задания

Пра­во­со­зна­ние — это от­но­ше­ние людей к праву…

Клю­че­вой пункт пра­во­со­зна­ния — осо­зна­ние лю­дь­ми цен­но­стей права и од­но­вре­мен­но пред­став­ле­ния о дей­ству­ю­щем по­зи­тив­ном праве, о том, на­сколь­ко оно со­от­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям ра­зу­ма и справедливости, пра­во­вым цен­но­стям и идеалам.

Раз­ли­ча­ют­ся пра­во­со­зна­ние научное, профессиональное, обыденное, а также массовое, групповое, индивидуальное. Эти раз­но­вид­но­сти пра­во­со­зна­ния по-разному вли­я­ют — но все они влияют! — на со­вер­шен­ство законодательства, эф­фек­тив­ность ра­бо­ты суда, всех пра­во­охра­ни­тель­ных органов, на то, на­сколь­ко граж­да­не стра­ны яв­ля­ют­ся законопослушными, добровольно, строго, точно ис­пол­ня­ют нормы по­зи­тив­но­го права, какие они вы­дви­га­ют пра­во­вые требования.

Среди видов и форм пра­во­со­зна­ния вы­де­ля­ет­ся как раз пра­во­вая идео­ло­гия — ак­тив­ная часть правосознания, не­по­сред­ствен­но вли­я­ю­щая на законодательство, юри­ди­че­скую прак­ти­ку и по­то­му вхо­дя­щая в на­ци­о­наль­ную пра­во­вую си­сте­му страны…

В связи с пра­во­со­зна­ни­ем и пра­во­вой идео­ло­ги­ей — крат­ко о пра­во­вой культуре. Пра­во­вая куль­ту­ра — это общее со­сто­я­ние «юридических дел» в обществе, т.е. со­сто­я­ние законодательства, по­ло­же­ния и ра­бо­ты суда, всех пра­во­охра­ни­тель­ных органов, пра­во­со­зна­ния всего на­се­ле­ния страны, вы­ра­жа­ю­щее уро­вень раз­ви­тия права и правосознания, их место в жизни общества, усво­е­ние пра­во­вых ценностей, их ре­а­ли­за­цию на практике, осу­ществ­ле­ние тре­бо­ва­ния вер­хо­вен­ства права. Одним из по­ка­за­те­лей пра­во­вой куль­ту­ры яв­ля­ет­ся пра­во­вая вос­пи­тан­ность каж­до­го человека, т.е. надлежащий, вы­со­кий уро­вень правосознания, про­яв­ля­ю­щий­ся не толь­ко в законопослушании, но и в пра­во­вой активности, в пол­ном и эф­фек­тив­ном ис­поль­зо­ва­нии пра­во­вых средств в прак­ти­че­ской деятельности, в стрем­ле­нии в любом деле утвер­дить пра­во­вые на­ча­ла как выс­шие цен­но­сти цивилизации. Пра­во­вая куль­ту­ра — яв­ле­ние более ши­ро­кое и ёмкое, чем про­сто над­ле­жа­щий уро­вень правосознания; глав­ное в пра­во­вой куль­ту­ре — вы­со­кое раз­ви­тие всей пра­во­вой системы, до­стой­ное место права в жизни общества, осу­ществ­ле­ние его вер­хо­вен­ства и со­от­вет­ству­ю­щее этому по­ло­же­ние дел во всём «юридическом хозяйстве» стра­ны (подготовка и ста­тус юри­ди­че­ских кадров, роль юри­ди­че­ских служб во всех под­раз­де­ле­ни­ях го­су­дар­ствен­ной системы, по­ло­же­ние адвокатуры, раз­ви­тость на­уч­ных учре­жде­ний по во­про­сам права, уро­вень пра­во­во­го об­ра­зо­ва­ния и т.д.).

В первой половине текста автор рассуждает о правосознании, а последний абзац (самый большой) посвящает именно правовой культуре, в самом его начале давая определение, которое мы и перепишем в первую часть ответа. Во втором предложении абзаца автор говорит о правовой воспитанности и подряд перечисляет ее признаки – нужные нам проявления.

  1. Правовая культура — это общее со­сто­я­ние «юридических дел» в обществе, т.е. со­сто­я­ние законодательства, по­ло­же­ния и ра­бо­ты суда, всех пра­во­охра­ни­тель­ных органов, пра­во­со­зна­ния всего на­се­ле­ния страны, вы­ра­жа­ю­щее уро­вень раз­ви­тия права и правосознания, их место в жизни общества, усво­е­ние пра­во­вых ценностей, их ре­а­ли­за­цию на практике, осу­ществ­ле­ние тре­бо­ва­ния вер­хо­вен­ства права.
  2. Проявления правовой воспитанности:
  • надлежащий, высокий уровень правосознания;
  • проявление законопослушания и правовой активности;
  • полное и эффективное использование правовых средств в практической деятельности;
  • стремление в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации.

Книга жизни открыта не только глазам учёного, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать. Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различают в первую очередь по тому, на опыте какого характера они основаны.

Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. ...Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию.

Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. (Во всяком случае, ответ на подобный вопрос является идеалом научного знания.) Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано.

Сущность научного знания заключается в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Процесс научного познания носит по самой своей сущности творческий характер. Законы, управляющие процессами природы, общества и человеческого бытия, не просто вписаны в наши непосредственные впечатления, они составляют бесконечно разнообразный мир, подлежащий исследованию, открытию и осмыслению. Этот познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл...

К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является учёный, член академического сообщества, то для практического познания - инженер или промышленный управляющий. Цель учёного - открытие закономерности, общего принципа, «узнавание» новой идеи. Цель инженера- создание новой вещи (прибора, устройства, компьютерной программы, промышленной технологии и т. д.) на основе уже полностью известных, зафиксированных принципов.

(А.Г. Спиркин)

С2. На основе текста сформулируйте два отличия практического познания от житейского.

С3. Укажите на основе текста любые два отличия научного познания от житейского. Опираясь на обществоведческие знания, материалы СМИ, собственный социальный опыт, проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером.

С4. Опираясь на знания курса, назовите три метода (средства), с помощью которых осуществляется научное познание. Конкретизируйте один из них.

Мышление

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении…

Мышление – осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных её закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.).

Мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определённой знаковой системе, которая может быть естественной (обычный, разговорный язык) или искусственной (язык математики, символической логики, химических формул и т.д.).

Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жёсткого стандарта. Здесь сознательно отвлекаются (а не игнорируют!) от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, постоянное.

Разум - диалектическое мышление, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (рефлексия). Только на этом своём высшем уровне мышление может постигать сущность вещей, их законы, причины и противоречия, адекватно выражать логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи, берутся в их взаимосвязях, развитии, всесторонне и конкретно…

Формы мышления (логические формы) – способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения.

(В.П. Кохановский)

С2. Опираясь на текст, сформулируйте две цели, на которые направлен процесс диалектического мышления.

С3. Используя знание обществоведческого курса, дайте краткую характеристику каждой из названных автором исходных форм мышления (логических форм).

С4. Актор пишет о том, что «мышление осуществляется в теснейшей связи с речью». Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите три аспекта этой связи.

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах (видах, типах) ненаучного познания, и одно предложение, раскрывающее любую особенность одной из этих форм (видов, типов).

2. Назовите любые три формы познания мира и проиллюстрируйте примером каждую из них.

3. Назовите любые две особенности житейского опыта как формы познания объективного мира и проиллюстрируйте примером каждую из них.

4. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира? Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.

5. Сформулируйте суждение о роли мышления в жизнедеятельности человека и проиллюстрируйте его с помощью трех примеров.

6. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Познание мира». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

7. Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Многообразие путей познания мира». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

Под наблюдением в социологии понимается сбор первичных данных, связанных с объектом исследования, осуществляемый исследователем лично путём непосредственного восприятия. Наблюдение проводится различными способами.

Под невключённым наблюдением понимается такой способ осуществления наблюдения, когда исследователь не участвует непосредственно в наблюдаемых событиях, изучая их отстраненно, как бы извне. Включённое наблюдение, напротив, предполагает полное или частичное участие наблюдателя в исследуемом процессе. В таких случаях исследователь либо находится в прямом контакте с участниками этого процесса, либо сам входит на правах участника в исследуемую группу.

Прежде всего, социолог, осуществляющий включённое наблюдение, должен решить, в какой форме войти в социальную группу, которую собирается изучать. Он может выступать в роли «открытого» включённого наблюдателя, откровенно поставив в известность членов группы о том, кто он такой и каковы его цели, а может играть роль «скрытого» включённого наблюдателя, не объявляя никому, кто он на самом деле. У социологов нет однозначного мнения, какая форма наблюдения предпочтительнее. Однако открытое присутствие исследователя, несомненно, сказывается на поведении членов группы. При закрытой форме включённого наблюдения, когда изучаемые не знают, что за ними наблюдают, они ведут себя естественно.

Сторонники включённого наблюдения считают, что этот метод сводит к минимуму воздействие исследователя на изучаемую среду. С помощью этого метода учёный может быть непосредственным свидетелем жизни людей. Учёный или журналист, практикующий метод включённого наблюдения, должен сознавать, что его действия ограничены соображениями уважения к личности человека, соблюдение элементарных прав человека (ст. 21 Конституции РФ гарантирует охрану достоинства личности и запрещает без добровольного согласия человека подвергать его научным, медицинским и иным опытам).

Недостатком метода наблюдения является неизбежное проявление необъективности исследователя, проистекающее из самого факта его личной вовлечённости в жизнь наблюдаемого объекта.

(По В.В. Касьянову, В.Н. Нечипуренко)

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

C1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать

основным смысловым фрагментам текста и отражать основную

идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты :

1) Что социологи понимают под наблюдением.

2) Невключённое и включённое наблюдение.

3) Формы включённого наблюдения.

4) Достоинства включённого наблюдения.

5) Недостаток метода наблюдения.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие

сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных

смысловых блоков

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия

(пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента

Количество выделенных фрагментов может быть различным

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста,

их названия (пункты плана) отражают основные идеи

соответствующих частей текста.

ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все

названия (пункты плана) отражают основную идею каждого

фрагмента текста

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не

соответствуют основной идее соответствующих частей текста,

являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

ГИА, 2013 г.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

C2 Какой научный метод называют наблюдением? В чём, по мнению авторов, состоит его недостаток? Своими словами поясните сущность этого недостатка.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1) ответ первый вопрос : наблюдение – это сбор первичных данных,

связанных

объектом

исследования,

осуществляемый

исследователем лично путём непосредственного восприятия;

2) ответ

вопрос :

недостатком метода наблюдения

является неизбежное проявление необъективности исследователя;

3) пояснение , допустим: сам учёный вовлечён в процесс познания

объекта, поэтому на результаты наблюдения могут повлиять

знания, имеющийся социальный опыт и даже настроение

наблюдателя.

Элементы ответ могут быть даны в иных, близких по смыслу

формулировках

Правильно даны ответы на два вопроса, приведено пояснение

Правильно дан ответ на один любой вопрос, приведено пояснение.

ИЛИ Правильно даны только ответы на два вопроса

Правильно дан только ответ на один любой вопрос.

ИЛИ Приведено только пояснение.

Приведены

рассуждения

характера,

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

C3 Какие две формы включённого наблюдения рассмотрены в тексте? Укажите различие между ними.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) две формы включённого наблюдения : «открытое» и «скрытое»

(закрытое) включённое наблюдение;

2) различие , допустим: при «открытом» включённом наблюдении

исследователь ставит в известность членов группы наблюдения о

том, кто он такой и каковы его цели, а при «скрытом» действует

формулировках

Правильно названы две формы, и указано различие

Правильно названы только две формы.

ИЛИ Правильно названа только одна форма, и указано различие.

ИЛИ Только указано различие

Правильно названа только одна форма.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

ГИА, 2013 г.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

C4 Объясните, почему использование метода включённого наблюдения порождает этические и правовые проблемы (дайте объяснение по каждому виду проблем). Как выбор формы включённого наблюдения влияет на достоверность получаемой информации?

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) объяснения по каждому виду проблем , например:

этические проблемы

связаны с тем, что исследователь

(особенно при «скрытом» наблюдении) невольно обманывает

людей, входит к ним в доверие, и они рассказывают ему то,

что, возможно, не рассказали бы чужому человеку;

правовые проблемы связаны с тем, что исследователь может

нарушить конституционные права человека, нормы закона,

требующие получить

согласие испытуемых на проведение

исследования;

2) ответ на вопрос , допустим: при закрытой форме испытуемые

ведут себя более естественно, чем при открытой форме, поэтому

информация может быть более достоверной.

Элементы ответа могут быть сформулированы иначе

Правильно даны объяснения по двум видам проблем и ответ на

Правильно даны только объяснения по двум видам проблем.

ИЛИ Правильно даны объяснение по одному любому виду проблем

и ответ на вопрос

Правильно дано только объяснение по одному любому виду

ИЛИ Правильно дан только ответ на вопрос

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

C5 Новый учитель математики знакомится с классом, определяет характер отношений между учениками, следит за выполнением домашних заданий. Какой способ наблюдения использует учитель? Подтвердите свой ответ соответствующим фрагментом текста.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) способ – включённое наблюдение;

2) фрагмент текста : «включённое

наблюдение, напротив,

предполагает полное

или частичное

участие наблюдателя в

исследуемом процессе».

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу

формулировках

Правильно назван способ наблюдения, и приведён фрагмент текста

Правильно назван только способ наблюдения.

ИЛИ Только приведён фрагмент текста

Ответ неправильный

Максимальный балл

и приведены

соответствующие пояснения , например:

1) школьный психолог (его задача – помогать школьникам в учёбе,

общении с другими детьми; для этого необходимо хорошо знать

учащихся, их индивидуально-психологические особенности,

манеру поведения, что невозможно без применения метода

наблюдения);

2) врач (наблюдает своего пациента в процессе лечения, чтобы

понять, насколько эффективно применение тех или иных способов

лечения, лекарственных средств).

быть указаны

профессии, приведены другие

пояснения

Указаны две профессии, выбор пояснён в каждом случае

Указаны одна-две профессии, выбор пояснён только в одном

Указаны только одна-две профессии.

Приведены

рассуждения

характера,

соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

Эссе

Структурные элементы эссе

1) цитата

3) смысл высказывания

4) собственная точка зрения

5) аргументация на теоретическом уровне

6) фактическая аргументация – два примера из социальной практики, истории, литературы, подтверждающих верность высказанных суждений

7) вывод

Основные фразы-клише по элементам структуры эссе

Элементы структуры

Фразы-клише

1. Формулирование проблемы, темы высказывания; актуальность проблемы

Данная проблема является актуальной в условиях …

… глобализации общественных отношений;

…формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;

… обострения глобальных проблем современности;

… особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;

… развития международной интеграции;

… современной рыночной экономики;

… развития и преодоления мирового экономического кризиса;

… жесткой дифференциации общества;

… открытой социальной структуры современного общества;

… формирования правового государства;

… преодоления духовного, нравственного кризиса;

… диалога культур;

… необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

3. Формулирование собственной позиции выпускника

Действительно…

Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…

Отчасти я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться.

А не задумывались ли вы над тем, что…

4. Теоретическая аргументация

Рассмотрим высказывание с точки зрения (философии, социологии, экономической науки, политической науки)…

Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…

Данное высказывание может быть теоретически обосновано как…

Определим сущность … как ключевого понятия в данном высказывании…

В курсе обществознания данное социальное явление рассматривается как…

5. Фактическая аргументация

Множество примеров из истории нашей страны подтверждают мысль автора…

Данное теоретическое положение я могу подтвердить фактом из собственной жизни…

Факты общественной жизни подтверждают (опровергают) мысль автора…

Приведу примеры социальных реалий, подтверждающих мысль автора…

Обратимся к примерам из произведений русской литературы…

Средства массовой информации представляют множество доказательств соответствия точки зрения автора действительности…

6. Вывод

Таким образом, можно сделать вывод…

На основании своих рассуждений подведу итог…

В заключении можно утверждать, что

Философия

Основные проблемы

1. Соотношение материи и сознания.

2. Пространство и время как формы бытия.

3. Движение и развитие как способы существования.

4. Проблема сущности сознания.

5. Соотношение сознательного и бессознательного в деятельности человека.

6. Бесконечность процесса познания.

7. Вопрос о возможности познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.

8. Соотношение субъекта и объекта познания.

9. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.

10. Интуиция и ее роль в познании.

11. Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.

12. Проблема взаимосвязи самопознания и познания общества и мира в целом.

13. Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

14. Единство чувственного и рационального познания.

15. Проблема взаимосвязи теории и практики.

16. Взаимодействия природы и общества.

17. Экологическая проблема и пути ее решения.

18. Соотношение материальной и духовной стороны общественной жизни.

19. Соотношение личности и общества.

20. Проблема единства свободы и ответственности личности.

21. Проблема морали в науке.

22. Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.

23. Многовариантность общественного развития.

24. Сущность цивилизации.

25. Многообразие подходов к изучению общества.

26. Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.

27. Духовная жизнь общества.

28. Общественное сознание, его структура и формы.

29. Наука как форма общественного сознания.

30. Эстетическое сознание.

31. Философское понимание искусства.

32. Религия как форма культуры, тип мировоззрения.

33. Нравственное сознание.

34. Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.

35. Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.

36. Глобализация общественной жизни.

37. Роль народных масс и личности в истории.

38. Проблема закономерности общественного прогресса.

39. Проблема противоречивости общественного прогресса.

40. Эволюционный и революционный пути развития общества.

41. Человек как существо биосоциальное.

42. Проблема жизни и смерти.

43. Проблема подвига и самопожертвования.

44. Проблема нравственного выбора.

45. Проблема прекрасного и безобразного.

Экономика

Основные проблемы

1. Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.

2. Проблема экономического выбора.

3. Факторы производства и их значение в экономике.

4. Труд как вид деятельности и экономический ресурс.

5. Капитал как экономический ресурс.

6. Значение экономики и экономической деятельности в развитии общества.

7. Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике.

8. Сущность и функции денег в экономике.

9. Эффективность использования ресурсов.

10. Значение общественного разделения труда.

11. Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация.

12. Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

13. Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.

14. Роль торговли в развитии общества.

15. Стимулы и эффективность производства.

16. Справедливость в распределении.

17. Сущность рыночных отношений.

18. Социальная функция бизнеса.

19. Конкуренция и ее значение в экономике.

20. Налоги и их значение в развитии страны.

21. Значение производства в жизни общества.

22. Сущность предпринимательской деятельности.

23. Сущность и последствия инфляции в экономике.

24. Особенности и функции Центрального банка в экономике страны.

25. Проблема рационального поведения потребителя.

26. Роль государства в регулировании экономикой.

27. Проблема материальных стимулов к труду.

28. Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкретных преимуществ в экономической деятельности.

Социология, социальная психология

Основные проблемы

1. Соотношение объективных и субъективных факторов на общественные процессы.

2. Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.

3. Социальное неравенство и его значение в обществе.

4. Сохранение стабильности общественной жизни.

5. Поступательное изменение (прогресс) организации общества.

6. Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.

7. Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.

8. Проблема компромисса во взаимоотношениях людей.

9. Соотношение социального статуса и поведения человека в обществе.

10. Процессы передачи информации между социальными группами.

11. Молодежь как социальная общность.

12. Особенности отношения к жизни и к людям представителей различных поколений.

13. Особенности образа жизни молодежи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций.

14. Социальная мобильность.

15. Особенности выполнения людьми различных социальных ролей.

16. Наука как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.

17. Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.

18. Взаимодействие религии и общества.

19. Семья как социальный институт и малая группа.

20. Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.

21. Отношение человека к труду, его социальная активность.

22. Социальные проблемы современности: алкоголизм, наркомания, проституция и их последствия.

23. Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.

24. Национальное самосознание.

25. Национальные отношения и тенденции их развития.

26. Межэтнические конфликты.

27. Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения.

28. Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.

29. Барьеры в межличностных отношениях и возможные варианты их устранения.

30. Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека.

31. Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.

32. Психологический климат коллектива.

33. Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.

34. Сущностные характеристики малой группы.

35. Взаимоотношения индивида и группы.

36. Особенности формирования групп.

37. Роли, нормы и статус личности.

38. Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.

39. Самоопределение как выбор собственной позиции.

40. Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.

41. Взаимосвязь основных сфер в социализации личности.

42. Проблема таланта и гениальности человека.

43. Значение деятельности в развитии способностей человека.

44. Общение и его значение в жизни человека.

45. Сущность социального конфликта.

46. Взаимоотношения личности и коллектива.

47. Семейные взаимоотношения.

48. Конфликт «отцов и детей».

49. Сущность толпы и стадный инстинкт.

50. Социально-психологический портрет лидера.

51. Детство как важный этап формирования личности.

Политология

Основные проблемы

1. Сущность политики и политической жизни.

2. Политическая система и ее роль в жизни общества.

3. Место и роль государства в политической системе общества.

4. Политические партии и общественно-политические движения в политической системе общества.

5. Особенности современных политических отношений.

6. Политическое сознание. Типы отношений человека к политике.

7. Политическая культура.

8. Проблема ограничения власти законом.

9. Проблема обеспечения целостности государства, его суверенитета и безопасности.

10. Регулирование политического поведения и политической деятельности. Политика и мораль.

11. Соотношение целей и средств в политике.

12. Политический прогресс и его критерии.

13. Соотношение экономики, политики и права.

14. Сущность и особенности политической власти.

15. Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы.

16. Политический режим: понятие и признаки.

17. Сущность демократического режима.

19. Тоталитарный режим.

20. Политическая система общества: понятие, функции и структура.

21. Место и роль государства в политической системе общества.

22. Происхождение государства.

23. Сущность и признаки государства.

24. Государственный суверенитет.

25. Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

26. Форма государства и ее элементы.

27. Соотношение общества и государства.

28. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

29. Соотношение и взаимосвязь государства и права.

30. Правовое государство: понятие и принципы.

31. Разделение властей как принцип правового государства.

32. Государство и личность: взаимная ответственность.

33. Понятие, функции, виды и структура политических партий.

34. Партийные системы.

35. Общественно-политические движения, группы давления.

36. Политические отношения и их особенности.

37. Политический плюрализм.

38. Сущность и структура политического процесса.

39. Революция и реформа как виды политических преобразований.

40. Политическая модернизация, реформирование государства и политической системы.

41. Значение выборов в жизни общества и государства, проблема абсентеизма.

42. Политические компании: их стратегия и тактика.

43. Популизм: понятие и признаки.

45. Политическое решение.

46. Сущность и функции политического лидерства.

47. Политическое сознание: понятие, структура, функции.

48. Роль идеологии в политике.

49. Политическая культура: понятие и структура, типы.

50. Функционирование политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.

Правоведение

Основные проблемы

1. Право как регулятор общественной жизни. Социальная ценность права.

2. Сущность права как выражения гуманизма во взаимоотношениях между людьми.

3. Проблема качества законов.

4. Соотношения права и морали.

5. Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.

6. Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.

7. Государство и гражданское общество.

8. Проблема значения правовых знаний в вопросе реализации прав граждан на защиту от необоснованного привлечения к ответственности.

9. Правовой нигилизм и пути его преодоления.

10. Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений.

11. Сущность юридической ответственности.

12. Правовая культура и ее значение.

13. Равенство всех перед законом.

14. Неукоснительное соблюдение законов всеми участниками общественных отношений – непременное условие развития и процветания общества.

15. Значение справедливого наказания для общественных отношений.

16. Проблема реализации принципа верховенства закона как условия суверенитета и могущества государства.

17. Принцип единообразного толкования закона.

18. Соотношение права с другими социальными нормами.

19. Сущность и предназначение наказания за совершение правонарушений.

20. Проблема взаимосвязи прав и обязанностей личности.

21. Проблема гарантий соблюдения правовых норм в обществе и государстве.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Что такое эссе? ЭССЕ Лат. exagium - взвешивание Фр. essai опыт, проба, попытка, набросок, очерк Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные. (Краткая литературная энциклопедия) Жанр философской, литературно-критической, историко- биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. (Большой энциклопедический словарь)

Признаки эссе 1. НАЛИЧИЕ КОНКРЕТНОЙ ТЕМЫ ИЛИ ВОПРОСА 3. НЕБОЛЬШОЙ ОБЪЕМ 4. СВОБОДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 5. НЕПРИНУЖДЕННОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ 6. ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ 8. ОТКРЫТОСТЬ 7. ВНУТРЕННЕЕ СМЫСЛОВОЕ ЕДИНСТВО 2. СУБЪЕКТИВНОСТЬ НО ЧТО ТАКОЕ ЭССЕ, НИКОГДА В ТОЧНОСТИ НЕ БЫЛО ОПРЕДЕЛЕНО

Критерии оценивания эссе на олимпиадах по обществознанию Самостоятельность, проявление индивидуальности. Дискуссионность и диалогичность. Композиционная свобода, способствующая раскрытию темы. Образность и глубина раскрытия проблемы. Внутреннее смысловое единство. Оригинальность решения проблемы.

Эссе по обществознанию: оцениваемые элементы (ЕГЭ) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа; аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Как выбрать тему эссе? 2. С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? 1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор? 3. Согласен ли я с приведенным высказыванием, как выразить свое отношение к нему? 4. Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? 5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта?

Пример Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) 1. Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел сказать автор? 2. С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? 3. Согласен ли я с приведенным высказыванием? 4. Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? 5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта? 1. Автор утверждает, что потребителю необходимо научиться рационально расходовать свои доходы, прежде чем приобретать товары и услуги. 2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления. 3. Я полностью согласен с данным высказыванием. 4. Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления… 5. Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.

Задание №1 Передайте смысл следующих высказываний: «Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий» (О. Мандельштам) «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» (Р. Эмерсон) «Прогресс – отец проблем» (Г. Честертон)

Быть в контексте задания!!! ... это значит: 1. Соответствовать базовой науке, к которой отнесена выбранная проблема. 2. Грамотно определить круг подлежащих рассмотрению вопросов. 3. Ясно выражать и аргументировать собственное понимание проблемы и отношение к ней. 4. Использовать те термины, понятия, обобщения, факты, примеры, которые относятся к выбранной проблеме.

Задание №2 В контексте ли автор эссе? Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) «Люди по своей натуре стремятся продавать и покупать. Купля- продажа свойственна не всем и не всем она легко дается. Некоторые легко покупают, но продают с трудом, а другие – наоборот. Мне кажется, что искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать. Нередко что-нибудь купив, я задумы- ваюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевую подделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее. Как известно, продается и покупается не все на свете. Но неко- торые люди так не думают. Такое мнение бытует среди тех, у кого много денег, и они ошибаются. В мире есть вещи, которые не продаются и не покупаются: здоровье, жизнь. Последнюю в наше время уже, наверное, можно продать».

И еще… Приветствуются следующие дополнительные аргументы: Краткая информация об авторе высказывания (например: И. Кант, родоначальник немецкой классической философии). Имена его предшественников, последователей или научных противников. Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению. Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе. Указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Задание №3 Напишите эссе по одной из тем Философия. «Все то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье». (С. Маршак). Социальная психология. «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем». (Аристотель). Экономика. «Судить об эффективности той или иной хозяйственной системы следует, сопоставляя ее с альтернативными вариантами». (А. Смит). Социология. «Свобода есть право на неравенство». (Н.А. Бердяев). Политология. «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной». (Б.Н. Чичерин). Правоведение. «Для граждан право является разрешением делать все, что не запрещено». (Л.Н. Толстой).

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Обществознание ЕГЭ часть С

Задание 25.

  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Составьте два предложения: одно - о признаках политических партий, другое – о видах политических партий.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Составьте два предложения: одно – о видах инфляции, другое – о мерах борьбы с инфляцией.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданские правоотношения»? Составьте два предложения: одно – о признаках гражданских правоотношений, другое – о субъектах гражданских правоотношений.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий общественного прогресса»? Составьте два предложения: одно – о об изменениях критериев общественного прогресса, другое – о современных критериях общественного прогресса.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «налоговые льготы»? Составьте два предложения: одно – о видах налоговых льгот, другое о субъектах льгот.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рыночное равновесие»? Составьте два предложения: одно – о признаках рыночного равновесия, другое – о видах рыночного равновесия.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Составьте два предложения: одно – о видах социальной мобильности, другое – о социальных лифтах.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальное неравенство»? Составьте два предложения: одно – о критериях социального неравенства, другое – о функциях социального неравенства.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «способности»? Составьте два предложения: одно – о функциях способностей, другое – о проявлениях способностей.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «юридическая ответственность»? Составьте два предложения: одно – о принципах юридической ответственности, другое – о видах юридической ответственности.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Составьте два предложения: одно – о видах политического режима, другое – о функциях политического режима».
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Составьте два предложения: одно – о видах истины, другое – о критериях истины.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Составьте два предложения: одно – о функциях социальных норм, другое – о видах социальных норм.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государственный суверенитет»? Составьте два предложения: одно – о сущности государственного суверенитета, другое – о механизмах реализации государственного суверенитета.
  • Анализируя задачи экономической политики государства в условиях рыночной экономики, ученые рассматривают несовершенства рынка. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «несовершенства рынка»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о несовершенствах рынка.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «конституционное право»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о конституционном праве.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический плюрализм»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом плюрализме.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной стратификации.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об относительной истине.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «религия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о религии.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «правонарушение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о правонарушении.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «местное самоуправление»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о местном самоуправлении.

Задание 26.

  • Какие вопросы регулируют нормы конституционного права? Назовите любые три из них и проиллюстрируйте примерами.
  • Назовите любые два условия (фактора), влияющие на процессы социальной мобильности, и проиллюстрируйте примером каждое из них.
  • Назовите любые три формы познания мира и проиллюстрируйте примером каждую из них.
  • На трех примерах покажите влияние конкуренции на деятельность фирмы.
  • Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три проявления хозяйственно-экономической функции семьи.
  • Назовите любые три структурных компонента политической системы и проиллюстрируйте примером каждый компонент.
  • назовите три функции политической партии в современном обществе и раскройте их на конкретных примерах.
  • Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три фактора, определяющие существенные различия в уровнях заработной платы работников.
  • Назовите любые две особенности теоретического уровня научного познания (исследования) и каждую из них проиллюстрируйте соответствующим примером.
  • Проиллюстрируйте тремя примерами влияние экономической политики государства на экономический рост.
  • Проиллюстрируйте примерами любые три критерия социального прогресса. В каждом случае сначала укажите критерий, а затем приведите пример.
  • Назовите три любых объекта гражданских прав и проиллюстрируйте примерами правоотношения, возникающие по их поводу.
  • Назовите любые три функции государства в области образования и культуры и проиллюстрируйте примером каждую из них.
  • Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским Кодексом РФ.
  • Проиллюстрируйте тремя примерами влияние конкуренции на развитие производства.
  • Социологи различают семью патриархального (традиционного) и партнерского (демократического) типов. Укажите три критерия, на основании которых может проводиться сравнение этих типов семей. Конкретизируйте с помощью примера один из критериев.
  • Раскройте на примерах влияние природной среды на любые три сферы жизни общества.
  • Назовите три права собственника, составляющие юридическое содержание собственности, и каждое право проиллюстрируйте примерами.
  • Определите роль гражданских неполитических организаций (институтов гражданского общества) в развитии политической системы современного демократического общества. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством.
  • Проиллюстрируйте тремя примерами теоретическое положение о разнообразии способов получения человеком доходов от собственности. В каждом случае сначала назовите способ получения дохода, а затем – пример.
  • Сформулируйте суждение о роли мышления в жизнедеятельности человека и проиллюстрируйте его с помощью трех примеров.
  • С помощью трех примеров проиллюстрируйте социальные функции науки. В каждом случае сначала укажите функцию, а затем приведите пример.
  • На примере конкретного преступления покажите два обстоятельства, отягчающие наказание.

Задание 27.

  • В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира? Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.
  • В политической жизни современного общества часто составляются рейтинги ведущих политикой. Для этих целей службы изучения общественного мнения проводят специальные опросы и публикуют их итоги. Укажите три фактора, способные оказать влияние на формирование рейтинга политического лидера.
  • Правительство страны Z ввело пропорциональную шкалу индивидуального подоходного налога. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента (обоснования) в пользу подобного выбора.
  • В ходе социологического опроса 2007 г. 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос: «Какие из следующих проблем нашего общества тревожат вас больше всего?» Полученные результаты, наряду с результатами аналогичного опроса 2002 г., представлены в таблице.

Вариант ответа

% респондентов

2002 г.

2007 г.

Рост цен

Бедность, обнищание большинства населения

Рост безработицы

Кризис в экономике, спад производства в промышленности и сельском хозяйстве

Рост числа уголовных преступлений

Кризис морали, культуры, нравственности

Коррупция, взяточничество

Рост платности, недоступность образования

Рост наркомании

Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Интерпретируйте один из сделанных выводов.

  • Главной целью предприятия «Коржик, производящего кондитерские и хлебобулочные изделия, является извлечение прибыли. Оно проводит открытую подписку на выпускаемые им ценные бумаги и осуществляет их продажу. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите еще один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.
  • Страна П – унитарное государство. По согласованию с центральной властью в двух округах страны с компактным проживанием национальных меньшинств прошли референдумы, в ходе которых большинство граждан высказались за предоставление своим округам статуса автономных. Укажите любые три значимые изменения, которые необходимо внести в новую конституцию страны П.
  • Приехав из деревни в город, молодой человек устроился слесарем на завод. Спустя некоторое время он женился, но так как работа его не устраивала, он решил заняться фермерством и вновь вернулся в деревню. Поскольку экономических знаний и умений у него не было, то спустя три года его ферма разорилась. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие два направления этого социального процесса присутствуют в этом сюжете? Приведите примеры из сюжета, иллюстрирующие каждое из названных направлений.
  • Одним из недостатков рынка ученые признают то, что он не обеспечивает полной занятости населения. Используя обществоведческие знания, выскажите три объяснения причин данного недостатка рынка.
  • В первой половине 90-х годов ХХ века немалое число людей в нашей стране были вынуждены заняться торговым посредничеством, приобретая недорогие товары за рубежом и реализуя их в стране. Среди так называемых челноков были работники средней и высшей школы, инженеры и представители других профессий, требующих образования и квалификации. В дальнейшем некоторые из них вернулись к своей прежней деятельности. Но были и те, кому удалось создать свое дело и стать успешными предпринимателями. Какое социальное явление отражено в условии задания? Назовите два направления этого явления, указанные в условии, и проиллюстрируйте каждое из названных направлений примером, содержащимся в условии.
  • По данным ООН, в мире около 113 млн. детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн. человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн. человек – в Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн. человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведенных данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этого региона лидируют по числу детей, не посещающих школу.
  • В государстве Z после долгих лет диктаторского режима власти решили провести первые выборы. Был определен круг кандидатов в депутаты Законодательного собрания и безальтернативная кандидатура диктатора на пост президента. Можно ли подобные выборы назвать демократическими? Укажите два признака демократических выборов.
  • В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение.
  • Известный современный общественный деятель сказал, что в эпоху глобализации изоляция в национальных границах «равносильна массовому самоубийству». Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три аргумента в подтверждение высказанной позиции.
  • Превысивший разрешенную скорость автомобилист К. стал виновником дорожно-транспортного происшествия. При этом был поврежден забор, ограждающий земельный участок гражданина У. Какие два вида правонарушения совершил гражданин К.? Назовите два вида ответственности, предусмотренные соответствующими кодексами за совершенные правонарушения.
  • На фондовой бирже значительно снизился курс акций компаний энергетического сектора. Сформулируйте три причины, которые, согласно законам рыночной экономики, могли привести к подобному положению. Поясните одну из сформулированных вами причин.
  • Какова общая черта деятельности ребенка, играющего со своими товарищами в новую игру; А. Эйнштейна, формулирующего теорию относительности; домохозяйки, изобретающей новый соус для мяса? Обоснуйте свое мнение. Укажите любые два качества личности человека, обеспечивающие успешность подобной деятельности.
  • В школах страны С. Много внимания уделяется здоровью детей. Проводятся регулярные физкультурные паузы, устанавливаются приборы, очищающие воздух. Для детей с ограниченными возможностями проводятся занятия на дому. Какая тенденция развития образования проявляется в стране С.? Назовите два признака, по которым вы это определили. Назовите любое проявление данной тенденции, не упомянутое в условии задания.

Задание 28.

  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экономические системы».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Гражданский процесс».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная мобильность и изменение социального статуса»
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Политическая власть как особый тип общественных отношений».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Многообразие путей познания мира».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Трудовые правоотношения»
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Изменение взаимодействия человека и природы в процессе общественного развития».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Правовое государство и гражданское общество».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Малая социальная группа и ее роль в обществе».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Многопартийность и партийные системы».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный контроль в обществе».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Рынок труда».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Политические организации».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Виды знаний».
  • Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности».

С 9.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Правопорядок и правоотношения

Правопорядок – это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов…

В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка.

Нормы права – это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее «идеальный» правопорядок.

Правоотношения – элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок

Правопорядок есть реализованная система права. Он включает в себя конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права…

Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государства. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права; норм морали; норм общественных организаций; норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

21. Какое определение общественного порядка содержится в тексте? В чем, по мнению автора, заключается специфика правопорядка? Приведите любую особенность правопорядка, отмеченную автором.

22. Какие два элемента системы права названы в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите еще один любой элемент системы права.

23. Какие три предпосылки правопорядка названы в тексте? Покажите каждую из них на примере имущественных отношений.

24. Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения мнения автора: «Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов».

Правосознание

«Поскольку право представляет собой социальное явление, у людей, живущих в одном обществе, формируются определенные представления о нем. Их совокупность и образует отношение людей к этому общественному институту. В одних случаях люди доверяют праву, возлагая именно на него решение жизненных проблем. В других, напротив, право не приемлют, доказывая его ненужность, неэффективность. В таких условиях развивается правосознание, которое, по мнению современных юристов, включает такие элементы, как правовая психология и правовая идеология.

Человек в своих поступках руководствуется определенными чувствами, на его поведение оказывает влияние настроение, переживания, формируя определенное отношения к праву. Современный законодатель придает юридическое значение душевным волнениям и настроениям людей при совершении определенных поступков… Правовой психологии свойственна стихийность, связь с личными интересами и ценностями.

У людей существуют определенные убеждения, принципы, влияющие на их отношение к праву. Этот элемент правосознания называют главным, так как он связан с рациональным мышлением, на базе которого вырабатывается осмысление правовых явлений. В правовой идеологии заключаются требования общества и социальных групп, предъявляемые к личности. В демократических обществах правовая идеология обладает нравственным потенциалом, выражающимся в утверждении высокой ценности прав и свобод личности, разделении властей, многопартийности и идеологического многообразия, деятельности суда.

В формировании правовой идеологии и распространении ее в обществе принимают участие юристы, политологи, государственные и политические деятели, представители средств массовой информации.

Правовая идеология и правовая психологии тесно взаимодействуют.

Правомерное поведение во многом определяется уровнем правосознания членов общества. Отрицая право как важную ценность общества, проявляя нигилистическое отношение к нему, человек лишает себя основы, на которой только и возможны правопорядок, государственное и общественное развитие. Правосознание играет регулирующую роль и в процессе законотворчества и в процессе реализации права, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоприменительных актов.

Знание и понимание права, а также совершение поступков в соответствии с ним позволило юристам сформировать еще одно юридическое понятие, которое назвали правовая культура. Это понятие более широкое, так как включает в себя не только представления о праве. Но и правомерное поведение. Человек должен не только знать право, но и уметь пользоваться им при совершении поступков.

22. В чем, по мнению автора, состоит нравственный потенциал правовой идеологии в демократическом обществе? Кто, по мнению автора, оказывает влияние на формирование правовой идеологии? Проиллюстрируйте влияние одного из этих субъектов конкретным примером.

23. Каким образом, по мнению автора, связаны между собой правосознание и правомерное поведение? Используя обществоведческие знание, охарактеризуйте понятие «правовой нигилизм» и укажите в чем состоит его негативное влияние на личность и общество в целом.

24. Привлекая обществоведческие знания, назовите любые три фактора, влияющие на правовую культуру общества.