Сколько статей в конституции рт. Противоречия конституции татарстан конституции рф

Основной закон республики: на год раньше российского, споры с Москвой и фактор федерализма

Сегодня в Татарстане отмечается День Конституции республики. Советский Союз распался, а автономные республики требовали от Кремля самостоятельности. После долгой и кропотливой работы 27 лет назад в Казани был принят основной закон РТ. Историк Алексей Бушуев в колонке, написанной для «Реального времени», рассказывает, как в непростых политических и экономических условиях принимался этот важный для региона и страны документ.

Вопрос о статусе республики

Сегодня республика Татарстан отмечает особый для себя день - День Конституции. 27 лет назад, 6 ноября 1992 года, в сложных исторических условиях был принят этот важный документ. Событие оказалось неординарным в современной российской истории, ведь оно не только определило вектор развития республики на многие годы вперед, но и на год опередило рождение новой Конституции России. Принятие Конституции Татарстана стало важной вехой в истории государственного строительства и выстраивания отношений между Москвой и Казанью после распада Советского Союза.

Вопрос о необходимости принятия Конституции республики обозначился в политической повестке практически сразу после принятия Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР 30 августа 1990 года, так как требовалось законодательное закрепление достигнутых в ней позиций. Распад Союза ССР в декабре 1991-го сделал решение этого вопроса не просто актуальным, а необходимым.

Главным камнем преткновения здесь был вопрос о статусе республики и ее взаимоотношениях с Российской Федерацией. На самом деле этот вопрос начал обсуждаться еще до распада СССР в процессе подготовки нового союзного договора, когда бывшие автономные республики одна за другой стали выдвигать новые требования, желая самостоятельно (а не в составе РСФСР) подписывать этот договор. Тогда же начались сложные переговоры о порядке подписания союзного договора Татарской республикой, которые затянулись на три с половиной года и завершились подписанием двустороннего договора о взаимном делегировании полномочий с Россией в феврале 1994 года.

К началу 1992-го обстановка в стране была сложной, все жили «под впечатлением» от распада казавшегося неуязвимым Советского Союза. Но развитие политических процессов это не останавливало, а лишь добавляло остроты. Москва старалась держать руку на пульсе: только в первом полугодии 1992 года в Казани побывали ряд высокопоставленных российских чиновников - от заместителя председателя Совета Министров РСФСР Рамазана Абдулатипова, до председателя Госкомнаца - министра РФ Валерия Тишкова.

После проведенного 21 марта 1992 года референдума о статусе республики, на котором 61,4% участвовавших в нем граждан высказались в поддержку суверенного статуса Татарстана, был открыт прямой путь к принятию основного закона республики. Начатая ранее в Верховном Совете Республики Татарстан подготовка проекта Конституции была продолжена, и уже в конце мая на X сессии Верховного Совета РТ состоялось его первое обсуждение. Уже тогда стало ясно, что этот процесс легким не будет.

На референдуме 1992 года в Татарстане. Фото Михаила Козловского.

Острота дискуссий зашкаливала

20 мая 1992 года с докладами на сессии Верховного Совета Республики Татарстан выступил председатель конституционной комиссии, президент РТ Минтимер Шаймиев, а также депутаты, предложившие альтернативные проекты Конституции, - Валентин Михайлов (от группы «Народовластие») и Зиннур Латыпов (от Движения демократических реформ Татарстана). После возникшей дискуссии решено было взять за основу для дальнейшей работы предложенный проект конституционной комиссии Верховного Совета, хотя ряд депутатов протестовал против этого, а некоторые и вовсе предлагали отложить рассмотрение вопроса о Конституции до решения вопроса о полномочиях республики в ходе продолжавшихся тогда переговоров с Россией. Надо сказать, что состав депутатов законодательного собрания республики в тот период был достаточно демократичным и включал представителей разных политических сил - от умеренных до самых радикальных. И поэтому острота дискуссий в его стенах порой зашкаливала.

Следующий этап обсуждения проекта Конституции Татарстана начался на открывшейся 28 сентября 1992 года XI сессии Верховного Совета Республики Татарстан. Но очередь до него дошла только к 1 октября: в парламенте республики накопилось много острых вопросов, связанных, прежде всего, с налогами и бюджетом и требующих решения. За время, прошедшее с предыдущей сессии, конституционной комиссией Верховного Совета республики было рассмотрено более 460 поступивших поправок и предложений. В результате изменениям были подвергнуты в той или иной мере 59 статей проекта Конституции, некоторые статьи были исключены, некоторые - добавлены.

Однако ряд поправок, предлагавшихся депутатской группой «Согласие», был отклонен, поэтому депутаты настояли, чтобы состоялись прения, в ходе которых обсуждались позиции, вызывавшие наиболее острые споры. В результате, в дополнение к конституционной комиссии было решено создать еще одну - согласительную. Таким образом, работа над проектом Конституции республики была напряженной, и в этой работе были задействованы практически все представители депутатского корпуса.


Сессия Верховного совета ТАССР, 1992 год. Фото Михаила Козловского

К началу XII сессии Верховного совета Республики Татарстан, которая открылась 28 октября 1992 года, проект основного закона республики предстал перед депутатами в доработанном виде. Вся сессия была посвящена постатейному рассмотрению проекта Конституции. В ее работе, наряду с депутатами республиканского парламента, принимали участие юристы Казанского университета Борис Железнов , Рустем Тарнопольский и другие. Были и участники российской делегации по переговорам с Татарстаном - заместитель председателя Верховного Совета РСФСР Юрий Яров и ответственный секретарь конституционной комиссии Олег Румянцев, а также члены конституционной комиссии Анатолий Ковлягин и Евгений Данилов. Таким образом, Москва внимательно следила за развитием ситуации в республике.

Компромиссные формулировки

Но далеко не все были довольны ходом конституционного строительства в Татарстане - как в самой Казани, так и в Москве. Сторонников национального движения не устраивала излишняя медлительность и нерешительность в этом вопросе, они хотели поскорее принять Конституцию суверенного Татарстана. Представители национального движения, собравшиеся на площади Свободы, даже передали депутатам обращение, в котором указывали не недопустимость участия в работе сессии представителей российской делегации, считая это «вмешательством во внутренние дела Татарстана».

Депутатские группы «Согласие» и «Народовластие», напротив, призывали решать в первую очередь наболевшие социально-экономические вопросы, отложив вопрос с Конституцией до завершения переговорного процесса с Российской Федерацией. Представители российской конституционной комиссии, присутствовавшие на сессии, были озабочены содержанием ряда положений рассматриваемого проекта: их не устраивало отсутствие в проекте Конституции указания на конституционную взаимосвязь Татарстана и России, положение о самостоятельном определении республикой своего государственно-правового статуса и верховенстве законов Республики Татарстан на ее территории, формулировка о возможности граждан РТ сохранять «по своему желанию гражданство РФ», которая, по их мнению, могла трактоваться неоднозначно.

В такой напряженной обстановке продолжилось постатейное обсуждение проекта Конституции. Споры по некоторым статьям были настолько острые, что представителям разных депутатских групп порой приходилось отдельно собираться, чтобы согласовать и предложить сессии компромиссный вариант. В конечном итоге депутатам удалось найти формулировки, которые устроили большинство и постатейный разбор проекта Конституции был завершен, и 6 ноября 1992 года Конституция Татарстана была принята. В этот же день депутаты приняли закон «О Дне Конституции Республики Татарстан», объявив 6 ноября праздничным днем.

Выступление Минтимера Шаймиева на сессии Верховного совета, 1992 год. Фото Михаила Козловского

Принятие Конституции стало важной вехой в истории Татарстана, которая не только вобрала в себя многие надежды и чаяния республики, но и явилась своеобразным отражением проблем и противоречий политической жизни начала 90-х годов. И если с юридической точки зрения к отдельным положениям принятой тогда Конституции у разных сторон процесса могли возникать вопросы, то исторически этот документ не только подвел логический итог определенного этапа государственного строительства в современной России, но и стал основой для продолжения переговоров с российской стороной и развития федерализма.

Алексей Бушуев

Справка

Алексей Сергеевич Бушуев - историк, ученый секретарь Института истории им. Ш. Марджани, к. и. н.

  • 2003 год - Казанский государственный педагогический университет, исторический факультет.
  • 2007 год - Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, аспирантура по кафедре современной отечественной истории. Кандидат исторических наук (отечественная история).
  • С 2008 года - работа в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • Лауреат Госпремии РТ в области науки и техники, премии РТ для государственной поддержки молодых ученых в области «Истории, языка и литературы».
  • Область научных интересов: общественно-политическая активность, демографические и социальные процессы в молодежной среде в Поволжье с 1980-х годов до современности; применение математических методов в историческом исследовании.

Сегодня официально истек срок действия 10-летнего договора о разграничении полномочий между властями России и Татарстана, вступившего в силу 11 августа 2007 года. Месячной давности обещание пресс-секретаря Владимира Путина, что позиция московского Кремля по поводу возможности его пролонгации «будет сформулирована и озвучена соответствующим образом» оказалось неисполненным. Хотя похоже, что эта позиция, не будучи озвученной для общественности, до казанского Кремля была доведена внятно и просто: «Не болтай».

Еще в конце прошлого года Фарид Мухаметшин и Рустам Минниханов как главы законодательной и исполнительной властей Татарстана вполне отчетливо говорили о желательности пролонгации договора. Но чем ближе становилась роковая дата его конца, тем сильнее было впечатление, что эта тема намеренно устраняется из публичной повестки.

Внезапный всплеск всколыхнул это политическое болото лишь за месяц до дня истечения договора: 11 июля Госсовет РТ (как было озвучено, по предложению 26 своих депутатов) принял обращение к Владимиру Путину. Однако хотя формально обращение и было посвящено теме договора, о нем в этом тексте было сказано уклончиво: договор, мол, «стал важным фактором сохранения политической, межнациональной и межконфессиональной стабильности» и вдобавок горячо поддерживается населением республики... Главным же, зачем парламент Татарстана обратился к президенту России, неожиданно оказалось не предложение продлить столь необходимый договор, а просьба «поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица Республики Татарстан».

После того, как татарстанские законодатели столь отчетливо выразили готовность ради возможности для Рустама Минниханова зваться президентом пожертвовать особым статусом Татарстана, стали довольно очевидными два обстоятельства. Договор - всё, это во-первых...

Во-вторых же, при той легкости, с какой республиканские власти сдали принципиальный вопрос статуса, на их мнение по поводу декоративного титула федеральный центр может уже не обращать особого внимания. Таким образом определение «президент Татарстана» приблизилось к тому, чтобы в свой черед стать экспонатом музея татарстанской государственности.

К тому же исчезновение договора немедленно поставило на политическую повестку изменение самой Конституции РТ. И в первую очередь, ее главной - первой статьи. Ведь истекший договор не просто упоминается в ней, но и обосновывает особость положения Татарстана в РФ: «Республика Татарстан – демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан...».

Готовятся ли в Татарстане к изменению основного закона? Или все еще надеются, что Владимир Путин, прочитав обращение Госсовета о былых заслугах договора, растрогается и согласится пролонгировать его на новый срок? Автор этого письма к Путину - депутат Госсовета Николай Рыбушкин на вопрос «Вечерней Казани», известно ли ему о какой-либо реакции на инициированное им обращение, безмятежно ответил: «Ничего не могу сказать - я на даче, пока не знаю». На вопрос к нему как к юристу - предстоит ли теперь переписывание Конституции? - он также ответил: «Не знаю».

В пресс-службе Госсовета РТ на просьбу «ВК», чтобы предстоящее изменение Конституции РТ прокомментировал Фарид Мухаметшин, сказали, что тот «находится далеко». Сегодняшний переломный день татарстанской государственности спикер Госсовета провел в Азнакаевском районе на фестивале народного творчества тюркских народов...

Правда, в самой татарстанской Конституции заложена глубоко эшелонированная оборона на случай ее изменения по требованию «извне». Ее статья 123 гласит, что не только а) положения 1-й статьи «могут быть изменены только по результатам референдума Республики Татарстан», но и б) для изменения самой этой 123-й статьи тоже необходим всенародный референдум.

А уж что можно сделать из обыкновенного референдума при наличии умелых рук и политической смекалки, жители Татарстана после марта 1992-го знают как никто... Но в настоящее время рецепт таких острых блюд, говорят, утрачен, и политики-практики вместе с юристами-теоретиками бьются преимущественно над вопросом: а нельзя ли как-то обойти это требование референдума.

Мы над этим думаем давно, обсуждаем эту тему и пока слабо представляем себе решение, - признался «ВК» один из авторов Конституции РТ - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права КФУ, академик РАН Борис Железнов. - Вся нынешняя проблема описывается поговоркой «против лома нет приема». Руководство России решило, что не будет подписывать новый договор, и с этим ничего не поделать: любая из сторон вправе решить, подписывать или не подписывать...

Конечно, Конституцию придется изменять, теоретически возможен и референдум, отметил профессор Железнов. И, переспросив, не сделали за за последние часы руководители Татарстана каких-либо заявлений на эту тему, заметил: «Я бы тоже в такой ситуации прятался»:

Недавно я видел Шаймиева - он тоже ничего не говорил об этом. Никто не готов к решению этого вопроса. Думали, что все-таки договор будет пролонгирован...

Впрочем, одна идея выхода из создавшейся травмирующей ситуации с наименьшими имиджевыми потерями у юристов все же есть. А именно: внесение изменений в Конституцию - отложить. Мало ли недействующих норм бывает в наших законах! Например, отмечает Борис Железнов, в той же Конституции РТ «норма о Конституционном суде Татарстана появилась в 1992-м, однако вместо него до 1998 года работал только Комитет конституционного надзора, и все молчали!».

В общем, это можно тянуть долго, по пословице «Улита едет, когда-то будет», - предполагает характер будущих событий вокруг татарстанской Конституции профессор Железнов. - А может, тем временем они еще и договорятся! Конституция России в 11-й статье предполагает ведь договорные отношения между федеральной властью и регионами...

Самые масштабные изменения Основной закон Татарстана переживал 13 лет назад, когда Генпрокуратура РФ требовала приведения в соответствие федеральному законодательству более 50 статей Конституции РТ, начиная с исключения из нее заветного слова «суверенитет». Тогда улита татарстанской власти ехала в указанном Генпрокуратурой направлении так долго, что дело уже почти дошло до роспуска Госсовета РТ за «уклонение от исполнения судебных решений»... Тут уж нервы у республиканской элиты не выдержали, и Конституция была фактически переписана заново.

Экс-министр юстиции РТ Мидхат Курманов, в то время - председатель парламентской комиссии по законодательству тогда представлял Госсовет РТ в судах, успешно затягивая процесс приведения татарстанской Конституции в соответствие федеральному законодательству. И он согласен с профессором Железновым в том, что «тактика улиты» и сейчас может быть взята на вооружение.

Да, сегодня нет договора, а может, лет через 20 будет! - объяснил он «ВК». - Ведь оставили же в свое время в нашей Конституции выборность президента - а потом вернулись к ней. Так же и с договором может быть.

В самом деле, статья о выборности президента Татарстана остается наиболее ярким примером «спящей» юридической нормы. После отмены в 2004 году Владимиром Путиным всенародных выборов глав субъектов РФ в Татарстане не стали исключать из Конституции статью о выборах президента, а лишь специальным законом приостановили ее действие. А в 2012-м Дмитрий Медведев «амнистировал» выборность региональных глав, и норма Конституции РТ «проснулась»...

РЕФЕРАТ

«Противоречия Конституции Татарстан Конституции РФ»

Предметы ведения и полномочия Российской Федерации, субъектов РФ тесно между собой связаны, оформляют разные составные элементы единых государственных функций. Поэтому работа по разграничению полномочий будет эффективной только в связке с работой по согласованию полномочий разного уровня. Мало разделять полномочия, надо еще состыковывать их между собой функционально, нормативно, организационно. Но возникают и противоречия. Так, Конституционный Суд Российской Федерации 22 января 2002 г. рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности части второй статьи 69, части второй статьи 70 и статьи 90 Конституции Республики Татарстан (в редакции от 6 ноября 1992 г.), а также пункта 2 статьи 4 и пункта 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан "О выборах народных депутатов Республики Татарстан".

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина М.М. Салямова на нарушение его конституционных прав рядом положений Конституции Республики Татарстан (в редакции от 6 ноября 1992 г.) и Закона Республики Татарстан "О выборах народных депутатов Республики Татарстан".

В ходе судебного разбирательства Конституционный Суд Российской Федерации установил, что при проведении в 1999 году выборов в Государственный Совет Республики Татарстан гражданин М.М.Салямов был выдвинут кандидатом в народные депутаты по Азнакаевскому районному административно-территориальному избирательному округу N 22, однако решением Азнакаевской окружной избирательной комиссии от 10 ноября 1999 года ему было отказано в регистрации в связи с тем, что он постоянно не проживает и не работает на территории данного избирательного округа. Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан своим постановлением от 15 ноября 1999 года подтвердила правильность обжалованного М.М.Салямовым решения окружной избирательной комиссии, а Азнакаевский городской суд отказал в принятии жалобы на это решение со ссылкой на то, что заявитель зарегистрирован кандидатом в народные депутаты по другому административно-территориальному избирательному округу.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.М.Салямов оспаривал конституционность ряда положений Конституции Республики Татарстан (в редакции от 6 ноября 1992 г.) и Закона Республики Татарстан "О выборах народных депутатов Республики Татарстан". Как следует из жалобы, в деле заявителя фактически были применены находящиеся в нормативном единстве положения о проведении выборов в Государственный Совет Республики Татарстан по административно-территориальным и территориальным округам (часть вторая статьи 69, часть вторая статьи 70, статья 90 Конституции Республики Татарстан (в редакции от 6 ноября 1992 г.) и пункт 2 статьи 4 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 1994 года "О выборах народных депутатов Республики Татарстан", а также положение, в соответствии с которым право быть выдвинутыми в качестве кандидатов в народные депутаты и право быть избранными в Государственный Совет Республики Татарстан по административно-территориальным избирательным округам имеют граждане Республики Татарстан, постоянно проживающие или работающие на территории данного избирательного округа (часть вторая статьи 70 Конституции Республики Татарстан (в редакции от 6 ноября 1992 г.) и пункт 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 1994 года "О выборах народных депутатов Республики Татарстан".

По мнению заявителя, названные положения нарушают его конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти (активное и пассивное избирательное право), а потому не соответствуют статье 32 Конституции Российской Федерации.

Предметом рассмотрения по рассматриваемому делу являлись часть вторая статьи 69, части вторая статьи 70 и статья 90 Конституции Республики Татарстан (в редакции от 6 ноября 1992 г.), а также пункт 2 статьи 4 и пункт 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан "О выборах народных депутатов Республики Татарстан", которые связаны с реализацией закрепленных Конституцией Российской Федерации избирательных прав граждан в процессе их участия в формировании Государственного Совета Республики Татарстан - однопалатного законодательного (представительного) органа Республики Татарстан.

Конституционное регулирование, лежащее в основе избирательного законодательства Российской Федерации и ее субъектов, содержит относящиеся к основам конституционного строя нормы-принципы, а также другие нормы, предопределяющие правовую базу выборов в органы народного представительства. Прежде всего это: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, соблюдение и защита которых является обязанностью государства (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), обеспечивающего равные права граждан Российской Федерации на всей ее территории (статья 6, часть 2; статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации); провозглашение единственным источником власти многонационального народа России, осуществляющего свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, при том что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3 Конституции Российской Федерации), а также закрепление единства системы государственной власти как основы федеративного устройства Российской Федерации (статья 5, часть 3, Конституции Российской Федерации).

В развитие указанных конституционных положений статья 32 Конституции Российской Федерации предусматривает, что граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и участвовать в референдуме (части 1 и 2); не имеют права избирать и быть избранными лишь граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы (часть 3). Данные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Ратифицированная Российской Федерацией Конвенция о защите прав человека и основных свобод закрепляет право на свободные выборы и в целях реализации этого права устанавливает обязанность государства проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивают свободное волеизъявление народа при выборе законодательной власти (статья 3 Протокола N 1); согласно Международному пакту о гражданских и политических правах каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (статья 25).

Названные нормы, как следует из статей 15 (часть 4) во взаимосвязи со статьей 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, являются составной частью правовой системы Российской Федерации, а закрепленные в них принципы избирательного права признаются и гарантируются Российской Федерацией в качестве конституционных прав и свобод.

Кроме того, в Конституции Российской Федерации провозглашается, что выборы являются свободными (статья 3, часть 3), при этом применительно к выборам Президента Российской Федерации прямо закрепляется, что они проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 81, часть 1). В этой специальной норме о порядке выборов Президента Российской Федерации в то же время - по смыслу статей 1, 2, 3, 17, 19, 60 и 81 Конституции Российской Федерации - выражены общие принципы, лежащие в основе реализации конституционного права гражданина Российской Федерации избирать и быть избранным на подлинных свободных выборах. Соответственно и образуемые в Российской Федерации путем свободных выборов органы народного представительства должны формироваться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Положение о праве на участие в свободных выборах законодательного (представительного) органа на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании составляет существо закрепленного статьей 32 Конституции Российской Федерации права гражданина, без этого оно теряет свое реальное содержание. Однако регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина составляют ведение Российской Федерации (статья 71, пункт "в"), субъекты же Российской Федерации, реализуя свои полномочия в сфере защиты прав и свобод, находящейся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "б" части 1), не могут снижать уровень конституционных гарантий избирательных прав, обеспечиваемый в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и соответствующим положениям Конституции Российской Федерации.

Порядок формирования законодательных (представительных) органов относится к общим принципам организации законодательных (представительных) органов государственной власти в Российской Федерации, составляет один из существенных элементов их статуса и тем самым также конституционного статуса субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации предусматривает, что статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики (статья 66, часть 1); установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "н" части 1); система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (статья 77, часть 1).

Четверть века назад, 6 ноября 1992 года, Татарстан первым среди регионов России принял «постсоветскую» конституцию. О перипетиях работы над этим документом, «национальном» давлении на его авторов и реакции Москвы на его появление в интервью «Реальному времени» рассказал один из авторов основного закона - профессор кафедры конституционного и административного права КФУ Борис Железнов.

Объединить нельзя ассоциировать

Да, я написал главу о национально-государственном устройстве Республики Татарстан. Теперь ее в том виде не существует, она называется «Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан». В той главе были статьи о нашем суверенитете, которые потом «вылетели». Кроме того, я написал закон о президенте Республики Татарстан - вместе с Шаймиевым, в его присутствии. Этот закон позже целиком вошел в конституцию отдельной главой.

- К этому мы еще вернемся, а пока, если позволите, такой вопрос - почему для составления статей основного закона обратились именно к вам? И кто к вам обратился?

В 1990 году Верховный совет Татарской республики образовал Конституционную комиссию в составе 39 человек во главе с Шаймиевым (тогда он был председателем Верховного совета). В эту комиссию вошли политики, депутаты и пять преподавателей юрфака нашего университета, в том числе я. Это произошло после принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана 30 августа 1990 года. В ней, собственно, и говорилось о необходимости приступить к подготовке конституции (на основе декларации).

Я, кстати, был и одним из авторов декларации. Как это было? В 1990 году большая группа политиков и ученых набросала ее первый текст. Этот проект мы опубликовали в газете «Советская Татария», и затем он был внесен на рассмотрение сессии Верховного совета. И огромная часть депутатов сочла его слишком «просоюзным». Была образована редакционная комиссия, которая должна была учесть многие замечания депутатов, занимавших, так сказать, более националистические позиции. Текст сразу же начали править, и фактически он был дезавуирован.

- Какие, к примеру, статьи были пересмотрены?

Не могу вам сейчас точно сказать. Никто этих деталей и не припомнит. Помню, что убрали положение о том, что мы находимся в составе РСФСР. В комиссии, в которую вошел и я, были разногласия, однако большинством голосов был принят текст декларации в том виде, в котором его все знают. Там указывалось, что мы суверенное государство, что наши законы обладают верховенством на территории Татарстана, а Россия почти не упоминалась. То есть был принят жесткий вариант.

Возвращаясь к нашей теме - члены Конституционной комиссии были разбиты на рабочие группы, распределенные «по главам» будущего документа. В группе, которой руководил я, были пять-шесть человек и среди них оказались депутаты, которые жестко выступали за суверенный статус республики. Вопросы решались демократическим голосованием, у нас были споры.

Мы разработали проект Конституции (это уже 1992 год) и вынесли его на рассмотрение сессии. Поднялась большая буча. Наш проект стали резко критиковать, особенно Байрамова, Сафиуллин и другие. Снова создали редакционную комиссию, парламент заседал несколько дней, и к 6 ноября, последнему дню работы сессии, почти все вопросы были согласованы

Кто-то даже написал мне такую анонимку: «Господин Железнов, если в нашей конституции не будет четкого указания на суверенитет республики, мы отправим вас в рай». Когда увидел эту записку на своем столе на кафедре, сразу пошел к Шаймиеву. Говорю ему: «Минтимер Шарипович, я даже не татарин. Угроза серьезная». А он отвечает: «Да я такие угрозы каждый день получаю». Я ему: «Но у меня нет милицейского поста около моего дома. Короче, я ухожу из Конституционной комиссии». В этот момент зашел Лихачев (Василий Лихачев - в 1990-1991 гг. председатель Комитета конституционного надзора РТ, позднее вице-президент РТ, председатель Госсовета РТ, ныне - член ЦИК РФ, - прим. ред. ). Шаймиев говорит ему: «Железнов больше не хочет работать в Конституционной комиссии». А тот в ответ: «Отдайте его мне». Но все равно меня таскали на заседания комиссии. Мы разработали проект конституции (это уже 1992 год) и вынесли его на рассмотрение сессии. Поднялась большая буча. Наш проект стали резко критиковать, особенно Байрамова, Сафиуллин и другие. Снова создали редакционную комиссию, парламент заседал несколько дней, и к 6 ноября, последнему дню работы сессии, почти все вопросы были согласованы. В первоначальном тексте «Российская Федерация» упоминалась только два раза и в родительном падеже.

- Ф ормулировка референдума марта 1992 года в этом проекте была?

Да, была. Но не в 123-й статье как сейчас. В 61-й статье было указано, что Татарская республика - демократическое государство, объединенное (вот здесь собака зарыта) с Российской Федерацией Конституцией России, Конституцией Татарстана и Договором о разграничении полномочий.

Часть депутатов категорически возражала против слова «объединенное». Многие националисты в Верховном совете были в принципе против «объединения», они считали, что мы уже вышли из России. Они не хотели даже указывать на какую-либо связь с Российской Федерацией. Причем, если помните, текст критиковала и пророссийская часть парламента, уже со своих позиций. В общем, накануне последнего заседания Шаймиев собрал пятерых ученых из состава комиссии. И спросил меня как государствоведа: «Я слышал, что есть такое понятие, как ассоциированное членство». Я ответил, что да, есть, например, Пуэрто-Рико - ассоциированный член США, у них тесные связи, в американском Конгрессе присутствуют два представителя Пуэрто-Рико с правом совещательного голоса.

И вот наступило 6 ноября. Все основные главы конституции приняты, но опять поднимается буча вокруг 61-й статьи. Многие другие статьи вытекали из нее - например, что наши ребята служат в армии Российской Федерации только по договоренности с Татарстаном, что республика определяет, где им служить; что все содержимое недр нашей земли принадлежат Татарстану; и так далее. Надо было решать, кто мы.

Уже было 5 часов вечера, все устали, вокруг здания бушует море из людей в зеленых повязках. Тогда Шаймиев вышел на трибуну и предложил записать не «объединенное», а «ассоциированное государство». Это произвело эффект: каждый понял это слово в меру своих знаний. Большая часть депутатов ведь не были юристами, они восприняли слово «ассоциированная» как противовес «объединенному», то есть как будто мы не входим в РФ.

В общем, Шаймиев выступил и тут же предложил поставить эту формулировку на голосование. И буквально все проголосовали за. А в подвале для нас уже были накрыты столы. Проголосовали - и пошли водку пить. Все были довольны.

Когда рухнул Советский Союз, все автономные республики продолжали оставаться субъектами РФ, а мы оказались в подвешенном состоянии. Надо было решать вопрос - кто мы?

- С того момента прошло 25 лет. Скажите, как вы оцениваете этот документ сейчас?

Конечно, Конституция Татарстана служила неким образцом. Башкиры основательно отталкивались от нее. Меня приглашали в Башкортостан, я проводил экспертизу их проекта. Представители Республики Саха, Тувы приезжали к нам, знакомились с нашими законами. Декларацию, насколько я помню, мы приняли четвертыми, а вот в конституционном строительстве были, так сказать, флагманом.

- Вы сказали, что писали закон о президенте в его присутствии. К акие были пожелания со стороны Минтимера Шариповича?

Никаких. Я с ним советовался, когда писал, но мы все делали с чистого листа. Я не брал никаких источников и аналогий. Как мы представляли этот статус - так и писал. Два дня у него в кабинете.

- Но какой-то вектор он задавал?

Вектор был задан декларацией и всем ходом событий.

Правовая коллизия

- А как отреагировала на принятие конституции Москва?

Это большой разговор. Напомню, Ельцин был здесь 8 августа 1990 года, до принятия нашей декларации. Тогда в битком набитом зале УНИКСа он сказал ту самую фразу: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Потом он вышел, мы его окружили, и он опять это повторил. Так вот, когда он выступал в УНИКСе, я отправил ему записку, предложив изменить статус автономной республики и обсудить эту проблему. Тогда я писал докторскую диссертацию на эту тему.

Он назначил мне встречу 1 сентября в 9 часов 15 минут в Белом доме. Я приехал, мы поговорили. Борис Николаевич тогда заявил: «Я уверен, что республика всегда будет с Россией. И разговоры о выходе республики будут сняты». Вернувшись в Казань, я доложил Шаймиеву о нашем разговоре. Но когда мы приняли декларацию, Ельцин помалкивал. Потому что для него это была конкуренция с Горбачевым. 26 апреля 1990 года Верховный совет СССР принял закон, в котором автономные республики, наряду с союзными, были названы субъектами союзной федерации.

- Это означало приравнивание?

Нет. Приравняли на словах, автономии оставались субъектами второго сорта. Но Горбачев - в том числе этим - рассчитывал, что автономные республики поддержат его в борьбе с Ельциным. Но Союз рухнул. И все автономные республики, кроме нашей, в своих декларациях записали, что они входят в состав РСФСР. У нас же отмечалось, что мы суверенная республика, что на нашей территории действуют те законы РСФСР, которые не противоречат нашему законодательству. Это было практически объявление суверенного государства. То есть, когда рухнул Советский Союз, все автономные республики продолжали оставаться субъектами РФ, а мы оказались в подвешенном состоянии. Надо было решать вопрос - кто мы?

Мы еще в декларации предусмотрели заключение договора с Россией на равных. И мы начали переговоры о нашем статусе. По указу Шаймиева была создана комиссия (я в ней тоже состоял), которую направили в Москву. Возглавил ее Лихачев. Ельцин своим указом образовал свою комиссию во главе с государственным секретарем РФ Геннадием Бурбулисом.

123-я статья нашей Конституции говорит, что ее первая статья (о статусе республики) может быть изменена только референдумом. А российский закон о референдуме 2002 года категорически запрещает субъектам выносить на референдум вопрос их статуса. Круг замкнулся

И в августе 1991 года, за несколько дней до ГКЧП, мы встретились в здании Белого дома. Вышли навстречу друг другу, тепло поздоровались, поскольку многие были хорошо знакомы. В их комиссию входил министр юстиции Николай Федоров, мой бывший студент. Он вообще нарушил этикет: увидев меня, бросился, поднял, стал кружить. Тут заходит председатель Совета министров: «Вы что делаете?!».

А потом сели и начали ругаться. Ругались долго, по-настоящему, целых два дня. Приняли протокол: решать все проблемы политическим путем и уважать стремление сторон к повышению своего статуса. Это известный документ от 14 августа 1991 года, он стал основой дальнейших переговоров, результаты которых учитывались при подготовке нашей конституции. Наши делегации встречались потом еще несколько раз (я к тому моменту ушел из комиссии).

В конце концов была выработана общая договоренность, в соответствии с которой мы в своей конституции сочинили вот такую связь с Российской Федерацией. А Россия у себя это не учла. И в соответствующей статье Конституции РФ мы были обозначены просто как входящие в состав федерации, наряду с другими республиками и областями. Получилось так, что их статья не соответствовала нашей. И такое противоречие есть и сегодня: «там» мы просто в составе, а здесь у себя сохранили первую статью: мы суверенное государство, мы связаны договором. Да, в российской конституции тоже есть упоминание о субъектах-государствах, точнее о «республиках (государствах)». Но слово «суверенное» оттуда вылетело. А в договоре от 1991 года значилось, что мы «республика (суверенное государство)». То есть у нас сохраняется это положение (за исключением полномочий, переданных Российской Федерации).

И у нас сегодня проблема. В первой статье нашей Конституции говорится, что мы суверенное государство, объединенное с Российской Федерацией конституциями и договором. А договора нет. Что делать?

123-я статья нашей Конституции говорит, что ее первая статья (о статусе республики) может быть изменена только референдумом. А российский закон о референдуме 2002 года категорически запрещает субъектам выносить на референдум вопрос их статуса. Круг замкнулся.

- Какой выход предложили бы вы сами?

Я пока не вижу прямого выхода. Необходимо какое-то политическое решение. Наше руководство этот вопрос сейчас не поднимает. Я был на мероприятии, на котором отмечалось 25-летие конституции, и я так понимаю, никто не знает, что с этим делать. Они подняли шум по поводу татарского языка , а насчет этого как будто договорились. Но - никуда не денешься, статья-то есть, и вопрос так или иначе надо будет решать.

Моя единственная идея передать дело на рассмотрение Конституционного суда РФ. Или в наш Конституционный суд. Пусть они ломают голову. Так что мы опять на распутье.

Рустем Шакиров, Тимур Рахматуллин, фото Тимура Рахматуллина

Справка

Борис Железнов профессор кафедры конституционного и административного права КФУ, академик РАН, Российской академии гуманитарных и социальных наук и Российской академии юридических наук. Доктор юридических наук. Один из авторов Конституции Татарстана. В свободное время пишет стихи.

Информационный материал

к Парламентскому уроку – 2012

Конституция – это основной закон государства, закрепляющий основы существующего общественного, экономического и государственного строя, права и свободы человека и гражданина, учреждающий систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления . Слово «конституция » в переводе с латинского означает «установление», «устройство».

Конституции стран мира

Каждая конституция – это лицо своей страны, душа общества, в которой можно найти характеристику, обычаи этой страны.

Принято считать, что американская конституция является самой первой конституцией в мире. А на самом деле, первая – польская. Но так как её даровал монарх, а не принял народ, многие учёные о ней забывают. Первая польская Конституция – самая старая в Европе. Она была принята 3 мая 1791 года, на полгода раньше французской.

Конституция США была принята в 1787 году. Несмотря на то, что Конституция была принята в 18-ом веке, за два с лишним столетия в ней произошло всего 27 поправок, первые 10 из них получили имя «Билл о правах человека». Характерной чертой Конституции США является то, что поправки не внесены в текст Конституции, как это делается во многих других странах мира, они написаны сразу после основного текста Конституции в виде приложения к тексту: так американцы проявляют свое уважение к своему основному закону.

Конституция Индии считается самой большой конституцией в мире. Она состоит из 395 статей, 12 приложений, 500 поправок и изменений и около 117.400 слов. Она также считается одной из самых трудно понимаемых конституций.

В Конституции Японии сказано, что народ Японии впредь отказывается от войны, как способа осуществления государственного суверенитета. За всю историю в ней не было сделано ни одного изменения.

А вот, например, у Великобритании вообще отсутствует какой-либо единый документ, который можно было бы назвать основным законом страны. Более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции.

В Ливии в 1977 году была принята декларация, гласившая, что основным законом государства признается Коран.

Конституция Мальты провозглашает страну «нейтральным государством, активно стремящимся к миру», придерживающимся политики неприсоединения и отказывающимся входить в какие-либо военные союзы.

В настоящее время в Израиле вместо единой конституции действует свод основных законов, потому что противоречия между духовными и мирскими законами Израиля оказались слишком велики, чтобы их все можно было разрешить в одном документе.

Конституция Италии считается одной из наиболее демократических в современном мире.

Тувалу – одно из самых маленьких государств в мире. В конституции страны указываются точные координаты местонахождения государства.

Сегодняшняя конституция – прочный фундамент демократического развития государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны - Закон , который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов - норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.

С уважения к Конституции начинается уважение к закону в нашей повседневной жизни. Высший же смысл и назначение Конституции как закона – это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

История создания Коституции в Республике Татарстан

В нашей республике Коститутция принималась 4 раза.

Впервые проект Конституции ТАССР был принят на пленарном заседании VI Всетатарского съезда Советов 13 марта 1926 года. В Коституции 1926 года республика определялась как Татарская Республика – социалистическое государство рабочих и крестьян, входящее на началах федерации , согласно ст. 8 постановления III-го Всероссийского Съезда Советов (декларация прав трудящегося и эксплоатируемого народа) в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. В Конституции 1926 года было записано, что вся власть в пределах ТССР

принадлежит Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Конституция предоставляла свободу совести, свободу выражения своих мнений, свободу собраний, свободу союзов. Ставилась задача предоставить всем трудящимся полное, всестороннее и бесплатное образование. Труд признавался обязанностью всех граждан Республики. Почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставлялось только трудящимся. Конституция определяла территориальный состав Татарской Социалистической Советской Республики, в нее входило 12 кантонов.

Государственными языками в Татарской Социалистической Советской Республике признавались татарский и русский.

Носителем верховной власти в Татарской Социалистической Советской Республике провозглашался съезд Советов Татарской Социалистической Советской Республики, а в период между Съездами – Центральный Исполнительный Комитет Татарской Социалистической Советской Республики.

Проект Конституции ТАССР 1926 года не был утвержден Всероссийским съездом Советов и в силу основного закона республики не вступил.

Конституция Татарской АССР 1937 года принята XI Чрезвычайным съездом Советов ТАССР 25 июня 1937 года, утверждена III сессией Верховного Совета РСФСР 2 июня 1940 года. В Коституции 1937 года республика определяется уже как Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика – социалистическое государство рабочих и крестьян.

Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика входила в состав РСФСР на правах Автономной республики . В основном законе было записано, что вся власть в Татарской АССР принадлежит трудящимся города и деревни. Новая конституция предоставляла право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, на образование. Женщине предоставлялись равные права с мужчиной. Церковь и мечеть отделялись от государства и школа от церкви и мечети. Защита отечества являлась священным долгом каждого гражданина Татарской АССР. Гражданам закон гарантировал свободу слова, свободу печати, свободу собраний и митингов и свободу уличных шествий и демонстраций. В новой Коституции говорилось, что законы, принятые Верховным Советом Татарской АССР, публикуются на татарском и русском языках за подписями председателя и секретаря Президиума Верховного Совета Татарской АССР.

Высшим органом государственной власти ТАССР являлся Верховный Совет ТАССР.

власть в Татарской АССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Татарской АССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов. Впервые было закреплено право граждан Татарской АССР на жилище. Высшим органом государственной власти Татарской АССР являлся Верховный Совет Татарской АССР.

Ныне действующая была принята Верховным Советом Республики Татарстан в 1992 году. Эта Конституция Республики Татарстан принималась в очень непростой политической обстановке. С начала перестройки Татарстан, став одним из лидеров национальных движений в России, претендовал на статус союзной республики. 30 августа 1990 года после принятия декларации о государственном суверенитете РСФСР, в которой предусматривалось право народов «на самоопределение в избранных ими национально-государст-

венных и национально-культурных формах», Верховный Совет ТАССР принял декларацию «О государственном суверенитете ТАССР».

Но в результате августовского путча в 1991 года и последовавшего затем распада СССР политическая ситуация изменилась, надежды на подписание Союзного Договора и подтверждения нового статуса республики не оправдались. В России начались серьезные экономические и социальные преобразования, формировались новые общественные отношения. В то же время, страна продолжала жить по советской, социалистической Конституции. В этих условиях Республика Татарстан принимала законодательные акты в опережающем режиме.

В сложнейших политических условиях 21 марта 1992 года в Татарстане был проведен референдум по вопросу о его статусе уже в рамках отношений с Россией, на котором почти 62% голосовавших отдали свои голоса за укрепление статуса республики. Итоги мартовского референдума, наряду с Декларацией о государственном суверенитете легли в основу разработки Конституции Татарстана.

В мае 1992 года на X сессии Верховного Совета Республики Татарстан состоялось первое чтение проекта Конституции Республики Татарстан. На рассмотерение постоянным комиссиям Верховного Совета было предложено три проекта Коституции, один был представлен Президентом Шаймиевым, альтернативный проект был представлен группой «Движение демократических реформ», третий проект – от группы депутатов «Народовластие». Проект Коституции, который был представлен Президентом прошел общенародное обсуждение, и предложения о поправках поступали только на этот проект. Бурное обсуждение вызывали вопросы взаимоотношений Татарстана и России, республиканского гражданства и государственного языка.

Оставаться ли Татарстану в России или же искать свой путь? Иметь ли жителям республики два гражданства – татарстанское и российское? Целесообразно ли объявлять государственными сразу два языка – татарский и русский? И это – лишь небольшая часть вопросов, ответы на которые были найдены во время эмоционального обсуждения на сессиях Верховного Совета Татарстана.

Конституционной комиссией были рассмотрены более пятисот поправок, поступивших от народных депутатов, ни один народный депутат, ни одна депутатская группа не остались в стороне от участия в работе над проектом Основного Закона.

Конституция Республики Татарстан была принята на ХII сессии Верховного Совета 6 ноября 1992 года.

Основной закон республики придал ее суверенитету правовую форму. Конституция подтверждала многие из принципов, отраженных в Декларации о государственном суверенитете 1990 года. В новой Коституции появилось ключевое положение о государственно-административном статусе Республики Татарстан: «Республика Татарстан – суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики. Государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан». Статья 4 определяла татарский и русский в качестве государственных языков. Статья 19 устанавливала республиканское гражданство, отмечая, что «граждане Татарстана обладают гражданством Российской Федерации», и предоставляла возможность двойного гражданства. И, наконец, статья 20 предоставляла равную защиту со стороны закона всем гражданам независимо от происхождения, социального, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности и гарантировала всем гражданам пользование родным языком.

После принятия Конституции Татарстана началась стабилизация политической обстановки. Республика утверждала свой статус, искала пути перехода к рыночной экономике, создавала демократические институты. Конституция республики заложила прочную правовую базу межэтнического и межконфессионального согласия.

Но Конституция 1992 года не остается неизменной, руководство Татарстана отмечало и раньше, что Конституция республики будет корректироваться, поскольку для этого есть объективные причины. Отдельные положения Конституции Татарстана 1992 года явно устарели, требовали внесения поправок, некоторые полномочия республики, записанные в Конституции, были делегированы федеральному центру на основе Договора. В то же время есть базовые статьи, определяющие статус республики, которые должны сохраниться с учетом политических реалий.

Структура Конституции Республики Татарстан

Структура Конституции Республики Татарстан представляет собой систему конституционных норм и имеет преамбулу (вступление), основную часть, заключительные и переходные положения. Конституционные нормы включаются в разделы и главы.

В Коституции Республики Татарстан 7 разделов, 4 главы и 126 статей.

В Преамбуле закрепляются основные принципы, на которых базируется Конституция. В основной части Конституции раскрываются: основы конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина; статус и полномочия Президента, Государственного Совета Республики Татарстан, Кабинета Министров, органов судебной власти, Прокуратуры; принципы осуществления местного самоуправления; вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.

Преамбула Конституции достаточно лаконична, ее положения имеют очень важное общеполитическое и идеологическое значение и играют исключительно важную роль в понимании смысла всей Конституции и ее отдельных глав и статей, в правильном толковании и применении ее норм. В преамбуле говорится, что Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан, реализует приоритет прав и свобод человека и гражданина, исходя из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов их равноправия, добровольности и свободы волеизъявления.

Раздел I Конституции посвящен основам конституционного строя . Основы конституционного строя определяют главные черты государственного и общественного строя Татарстана: Республика Татарстан характеризуется как демократическое правовое государство и как субъект Российской Федерации. В демократическом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Конституция Республики Татарстан относит к уровню основ конституционного строя такие принципы, как разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную), систему органов государственной власти. В определенном соотношении с органами государственной власти выступает местное самоуправление.

Раздел II «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина» определяет основы политико-правового статуса личности. В разделе рассматриваются личные, политические и экономические права. Личные права и свободы включают в себя право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища. Политические права и свободы включают: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным. К числу экономических, социальных и культурных прав относятся: свобода предпринимательства, право частной собственности, право на труд, на отдых, на забастовку, на охрану семьи, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, свободу творчества и др. В разделе говорится не только о правах человека, но и о его обязанностях. Например об обязанности соблюдать Конституцию и законы Республики Татарстан, платить налоги и сборы, сохранять природу, нести военную службу. Этот перечень не является исчерпывающим, в разделе указываюся лишь наиболее частые характеристики прав и обязанностей.

Раздел III «Административно-территориальное устройство» содержит перечень административно-территориальных единиц Республики Татарстан. Территория республики включает в себя 43 района и 15 городов республиканского значения.

Раздел IV «Организация государственной власти» посвящен органам государственной власти в Республике Татарстан. Государственная власть в республике состоит из трех ветвей: законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательную власть осуществляет Государственный Совет Республики Татарстан – парламент Республики Татарстан. Парламент избирается сроком на 5 лет, он состоит из 100 депутатов. 20 депутатов работают на постоянной профессиональной основе, остальные совмещают депутатские обязанности с основной работй. Депутатом Государственного Совета Республики Татарстан может быть избран гражданин в Республике Татарстан, достигший 21 года. Основным направлением деятельности парламента является принятие Конституции Республики Татарстан, разработка и принятие законов по предметам ведения Республики Татарстан и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий Республики Татарстан. Принятый Государственным Советом закон Республики Татарстан в течение четырнадцати календарных дней направляется Президенту Республики Татарстан, Президент Республики Татарстан подписывает и обнародует закон Республики Татарстан. Не обнародованный закон не имеет юридической силы.

Главой государства, высшим должностным лицом Республики Татарстан является Президент Республики Татарстан . Президент обеспечивает права и свободы граждан Республики Татарстан, возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, определяет внутреннюю и внешнюю политику республики, подписывает законы Республики Татарстан либо отклоняет законы, принятые Государственным Советом Республики Татарстан, издает указы и распоряжения. С 2012 года Президент Республики Татарстан избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент избирается сроком на 5 лет.

Исполнительную власть в республике осуществляет Кабинет Министров Республики Татарстан . Кабинет Министров Республики Татарстан состоит из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра, министров. Кабинет Министров Республики Татарстан ответствен перед Президентом Республики Татарстан. Основная задача Кабинета Министров – обеспечить исполнение федеральных законов и законов Республики Татарстан, бюджета Республики Татарстан.

Судебная власть в Республике Татарстан осуществляется Конституционным, Верховным и Арбитражным судами Республики Татарстан и мировыми судьями. Конституционный суд Республики Татарстан рассматривает дела о соответствии законов Коституции. Верховный суд Республики Татарстан – суд общей юрисдикции, который рассматривает уголовные, гражданские и административные дела. Арбитражный суд Республики Татарстан рассматривает экономические споры.

Прокурор Республики Татарстан осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации , Конституции Республики Татарстан, федеральных законов и законов Республики Татарстан.

В разделе V «Местное самоуправление» говорится о том, что местное самоуправление в республике самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью , формируют, и исполняют местный бюджет , устанавливают местные налоги и сборы. Органы местного самоуправления (представительный орган муниципального образования , глава муниципального образования, администрация муниципального образования) не входят в систему органов государственной власти.

Раздел VI «Государственные символы и столица Республики Татарстан» посвящен государственым символам: гербу, флагу, гимну, а также столице Республики Татарстан, которые являются неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Татарстана.

Завершается основная часть Коституции разделом VII «Порядок принятия Коституции Республики Татарстан и внесения изменений и дополнений в Коституцию Республики Татарстан», в котором говорится, что изменения или дополнения могут быть внесены в Конституцию только в результате референдума или Государственным Советом Республики Татарстан.

6 ноября 2012 года в День Конституции Татарстана мы отметим 20-летие со дня принятия нашей Конституции. За эти десятилетия Конституция Татарстана позволила пройти большой путь, связанный не только с социально-экономическими, но и политическими преобразованиями. Основной Закон нашей республики заложил основы для стабильного и поступательного развития Татарстана, способствовал повышению самостоятельности республики в решении важных вопросов, повышению международного статуса Татарстана, укреплению межэтнического и межконфессионального согласия. Опыт конституционного строительства Татарстана получил широкое признание отечественной и международной общественности, стал существенным вкладом в утверждение принципов подлинного федерализма в России.

В преддверии празднования 20-летия Конституции Татарстана в Казани в начале ноября пройдет международная научно-практическая конференция «Становление новой федеративной России: опыт конституционного законотворчества Республики Татарстан». В форуме примет участие свыше 500 человек, это известные ученые, эксперты, политики, общественные деятели, руководители федеральных и региональных ведомств , а также представители Германии, Швейцарии, Италии и других стран.

Как празднуется День Конституции в других странах

концертные программы в театрально-концертных залах и на открытых площадках.

хотя государственным выходным днем он не является. Ежегодно Министерство Образования США разрабатывает методические пособия и рекомендации для школьников и студентов. Этот день отмечается вдохновенными речами о правах и почетных обязанностях каждого гражданина. В течение Недели Конституции на уроках проходят занятия по истории ее создания. Обеспеченные граждане вносят пожертвования в благотворительные фонды.

Годовщина принятия Конституции 17 мая – национальный день Норвегии. В этот день в 1814 году на Национальном собрании в Эйдсволле была подписана Конституция, утвердившая свободу и независимость Норвегии.

Национальный день Норвегии – это поистине обще-национальное торжество. Дома, яхты и автомобили украшаются национальными флагами. Это радостный весенний праздник, главным событием которого являются красочные шествия детей со знаменами, флагами и лентами.

Празднование проходит по всей стране, начиная с отдаленных прибрежных районов и заканчивая столицей Осло, где королевская семья приветствует проходящее шествие с балкона дворца.