Современное понятие права и его признаки. Понятие права: многообразие определений и единство понятия

Право — явление сложное , многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т. п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, эстетических и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т. п.).

Во-вторых , выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством.

Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

1) волевой характер (право есть проявление воли и сознания людей,

Но не любой воли , а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит , большинства общества);

2) общеобязательность (в этом проявляется суверенитет государства, означающий, что выше власти, чем власть государства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов);

3) нормативность (означает, что право, прежде всего, состоит из норм, то есть общих правил поведения, регулирующих большое количество общественных отношений);

4) связь с государством (означает, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью);

5) формальная определенность (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязательно должно быть объективировано, воплощено во вне);

6) системность (означает, что право не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждая элемент имеет свое место и играет свою роль).

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта :

1) то, что любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная сторона);

2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Если при анализе сущности права останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнеримское и современное право Италии тождественны по своей сущности. Между тем это в корне не верно. Главное в сущности права — его содержательная сторона, другими словами то, чьи интересы прежде всего данный регулятор обеспечивает.

В этой связи можно выделить следующие подходы к сущности права:

классовый , в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);


общесоциальный , в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т. п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря , сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

2. Понятие права в объективном и субъективном смысле. Право как государственный регулятор общественных отношений?

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право (или собственно право) — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п.), которые субъективном смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и от его воли и сознания.

Если объективное право — это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Вместе с тем следует не забыват ь, что не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения, и обязанность государства — признавать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле Юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений.

Наиболее существенным признаком права, включенным в определение данного понятия, выступает его тесная связь с государством, который выражается в том, что:

1) государство официально устанавливает право , обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т. п.;

2) право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах. Согласно этому право служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации разносторонней управленческой и иной деятельности, осуществление его задач и функций;

3) право имеет общеобязательный характер , что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора, в виде критерия правомерного и неправомерного поведения;

4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.

Право – один из видов регуляторов общественных отношений, система общеобязательных, формально-определенных, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

По мере развития общества у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий, суждений

Идеи и основные положения естественного права нашли своё отражение в конституционном и текущем законодательстве многих современных государств. Например, в Конституции Российской Федерации предусмотрено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст.17 ч.2). Это значит, что они не даруются и не устанавливаются свыше, а возникают и существуют в силу естественных ни от кого не зависящих причин. Право всегда выражает и закрепляет, прежде всего, волю и интересы стоящих у власти социальных классов, слоев, групп, прослоек. Оно всегда конкретно и реально.

В юридической литературе, отечественной и зарубежной, нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нем представления. Спектр мнений здесь весьма широк и разнообразен.

2.1 Основные признаки права:

· Системность и упорядоченность;

· Нормативность;

· Императивный, чаще - государственно-волевой, властный характер;

· Общеобязательность, общедоступность;

· Формальная определенность;

· Проявление в качестве всеобщего масштаба и равной меры по отношению ко всем индивидам;

· Обладание регулятивным характером;

· Всесторонняя (с помощью государственных и негосударственных институтов) обеспеченность и гарантированность.

1) Обратим внимание, прежде всего на то, что право - это, прежде всего совокупность, а точнее система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выделенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения, это - система. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой.

2) Право - это не простая система норм, а система норм, подавляющее большинство которых установлено или санкционировано государством. Создавая нормы права, государство действует через свои уполномоченные на то органы или же путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями.

3) Право всегда выражает государственную волю, которая воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации. Мировой опыт существования и функционирования государства и права говорит о том, что в праве выражается, прежде всего, воля властвующих. Вместе с тем неопровержимым фактом является и то она, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждена считаться с волей и интересами подвластных.

4) Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с ней развивается и изменяется, и одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.

5) Право охраняется и обеспечивается, прежде всего, государством, а в случае нарушений требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Государство не может безразлично относиться к актам им издаваемым или санкционируемым. Оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и их гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то организациями, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными законом процессуальными правилами.

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале он должен выражать волю и интересы народа;

4) он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

По их юридической силе (Конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов федерации);

По субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

По предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т. п.);

По характеру (материальные и процессуальные);

По сроку действия (постоянные законы и временные);

По сферам действия (общефедеральные и региональные);

По степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - УК РФ, ГК РФ и т. п.);

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1) Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 83 Основного закона РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83-90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Распоряжения - это вторые по значимости (после указа) подзаконные акты главы государства. Они обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера).

2) Постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнении законов Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3) Приказы, инструкции, положения министерств. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел и т. п.

4) Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5) Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6) Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т. п.

7) Локальные нормативные акты - это нормативные предписания,

принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

Нормативные акты государственных органов;

Нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);

Нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

Нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

Общефедеральные;

Нормативные акты субъектов Российской Федерации;

Нормативные акты органов местного самоуправления;

Локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

Нормативные акты неопределенно-длительного действия;



Понятие права

Право как один из видов регуляторов общественных отношений представляет собой особую категорию, в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что универсальное определение права не может быть дано и всегда зависит от конкретной правовой системы .

Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это определение П. указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе П., его происхождении и основах до сих пор остается одной из нерешенных в науке проблем .

Согласно либертарно-юридическому подходу, выражающему правопонимание одной из наиболее авторитетных философско-правовых школ России :

Право - единство равной для всех нормы и меры свободы и справедливости .

Согласно *Теории государства и права* .

Право - официальная мера свободы, устанавливаемая государством для отдельных индивидов, социальных объединении, общества в целом.

Право - это производная форма определяющая уровень свободы.

Право - это всегда ограничение свободы личности ради гарантий ее свободы.

Конкретное определение права зависит от типа правопонимания , которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представлений о праве). В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм , которого не всегда удается добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти.

В некоторых определениях или контекстах право может сливаться с системой права (объективным правом), либо правовой системой . При этом право как система права находит выражение в , а её правовое содержание составляется нормами права . Когда же говорится о праве как о правовой системе , помимо системы права будут подразумеваться и другие правовые явления: правовая культура и правореализация .

Право- узаконенная, охраняемая, обеспеченная государством возможность что-либо делать

Признаки права

В зависимости от правопонимания представления об основных признаках права сильно отличаются, однако, практически все теории признают следующие признаки права:

  • Является регулятором общественных отношений
  • Носит объективный характер
  • Неперсонифицированность и неоднократность действия нормы. Юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Не имеют конкретного адресата, обращены ко всем (кроме преступлений, когда личность становится адресатом).
  • Справедливость содержания юридических норм. Выражает общую волю граждан.

Представления о праве и понятия права

Чтобы систематизировать представления различных учёных о существе права (правопонимание разных учёных) составляются классификации правопониманий и понятий, которые (понятия) создаются в рамках этих правопониманий.

Большая часть этих классификаций заключается в делении правопонимания на позитивистское и философско-правовое. В. А. Четвернин называет их как потестарное и непотестарное, О. Э. Лейст как правопонимание нормативистской и нравственной школы права, В. С. Нерсесянц как легистское и юридическое правопонимание.

Позитивистское правопонимание

Для позитивистов правом являются принудительные нормы , которые устанавливаются властью, имеющей возможность обеспечить их выполнение. Именно принудительность этих норм, а не их особое содержание является сущностным признаком права по мнению позитивистов.

Для позитивистов пра́во - это система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения , обеспечиваемых возможностью государственного принуждения. Так Марксистская школа, например, говорит о возведённой в закон воле господствуещего класса и вместе с тем совокупности правовых норм.

Так как согласно данному подходу право представляет собой продукт деятельности государства, устанавливаемый государственной властью и охраняемый силой государственного принуждения, право и закон (точнее, право и его источник, форма) для позитивистов - суть одно и то же.

С точки зрения позитивистов властная принудительность является единственной отличительной особенностью права. Показательным тут является высказывание Томаса Гоббса : «Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена». Подобные представления в XIX веке развивали Д. Остин, Ш. Амос, Г. Ф. Шершеневич .

Правопонимание философско-правовых школ

Для философско-правовых школ право обладает самостоятельной сущностью.

Школами, следующими философско-правовому правопониманию право рассматривается как форма общественного сознания.

Для таких правовых школ характерна та или иная версия различия права и закона (права и формы, источника права). При этом под правом имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола власти.

Концепции происхождения права

Правовая система

Правовой системой называют совокупность права (в первую очередь в позитивном смысле, смысле системы права), правосознания и правовой практики (правореализации). Понятие правовой системы часто используется, чтобы обозначить всё связанное с правом в определённой стране, охарактеризовать историко-правовые и культурные отличия права разных государств и народов.

Правовую систему не следует путать с системой права, которая является лишь частью правовой системы.

Система права

Система права - совокупность норм, институтов и отраслей права.

Норма права

Норма права регулирует конкретный вид общественных отношений, содержит установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные принудительной силой государства и отражённые в .

Признаки правовой нормы:

  • Норма права - правило общего характера, имеет неперсонифицированный характер, обращено ко всему населению или к группе лиц, объединенных одним признаком (например, пенсионерам).
  • Норма права всегда обращена в будущее и рассчитана на многократное применение.
  • Норма права имеет определенную внутреннюю структуру.

Структура правовой нормы:

Все нормы права в совокупности составляют систему права, а регулирующие определённый круг общественных отношений - отрасль права . Внутри отраслей нормы также группируются в правовые институты.

Источники права

Как правило, под термином «источник права» понимается та внешняя форма, в которой выражается объективное право (совокупность всех норм права, система права). В этом смысле источниками права являются: правовой акт , правовой обычай , судебный прецедент , правовая доктрина , нормативный договор .

Правовой обычай

Нормативный договор может быть международным , либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами .

Правовая доктрина

Правовая доктрина, то есть научные работы на правовую тематику, может становится источником права, если санкционируется государством. Некоторое время правовая доктрина имела большое значение в качестве источника права в системе римского права .

Нормативно-правовой акт

Нормативно-правовой акт - документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативно-правовой акт в России (а также во многих других правовых системах, относящихся к романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. В России и ряде других стран существенно деление нормативно-правовых актов на законы и подзаконные акты, при этом первые обычно принимаются законодательной ветвью власти, а вторые исполнительной.

Систематизация нормативных актов

Систематизация нормативных актов - деятельность по внутреннему и внешнему упорядочению нормативных актов. Её видами являются инкорпорация (объединение нормативных актов по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания), консолидация (унификация нормативных актов, устранение их множественности, что достигается путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства) и кодификация (создание нового, систематизирующего правового акта).

Кодексы широко распространены в странах романо-германской правовой семьи.

Отрасли права

Частное право и Публичное право

Частное право регулирует отношения, возникающие на началах равенства сторон, а Публичное право регулирует властные отношения на началах подчинения.

Материальное и процессуальное право

В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Гражданское право

В Викисловаре есть статья «ius civile »

Уголовное право

Уголовное право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения , связанные с совершением преступных деяний , назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера , устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания .

В странах романо-германской правовой семьи преступлениями признаются только правонарушения , имеющие наибольшую общественную опасность.

Правовая культура

Правовая культура - система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности (государственной, религиозной,этнической) и используемых для регулирования их деятельности. В рамках одного государства может существовать одновременно несколько П.к. Особенно это характерно для многонациональных и мультирелигиозных обществ. Так, в России существует русская, элементы мусульманской, обособленная П.к. у цыган и некоторых других этнических общностей. При этом можно говорить о П.к. как общности (общества) в целом, так и П.к. отдельной личности (индивидуума). В правовой теории существует оценочный подход к зрелости П.к.: говорят о "высокой" и "низкой" П.к., о необходимости повышения П.к. общества и личности, В то же время применительно к общностям (обществам) высказывается мнение о несопоставимости разных видов П.к., самоценности каждой из них.

Правовая практика

Правовая практика - процесс осуществления правовых предписаний, воплощения этих предписаний в жизнь, в поведение людей и конечный результат данного процесса.

Правовые институты

О правовых институтах можно говорить и как об элементах системы права, объединяющих правовые нормы, регулирующие общественные отношения определённого плана, и как о совокупности соответствующих отношений, развивающихся в соответствии с регулирующими их нормами.

Важнейшую роль в либеральных демократических государствах играют институты прав человека , разделения властей , правосудия и независимости суда, институт представительного законодательного органа, гражданского общества .

Права человека

Наиболее известной является классификация правовых систем французского учёного Рене Давида , в соответствии с которой выделяются: романо-германская правовая семья, англосаксонская правовая семья, религиозная правовая семья, социалистическая правовая семья, некоторые другие правовые семьи.

Англо-саксонская правовая семья

К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады , США , Ямайки , Австралии . Прародительницей этой правовой семьи была Англия .

В основах этой правовой системы - принцип stare decisis (лат. стоять на решенном ), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту .

Религиозная правовая семья

Религиозная правовая система - это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха).

Правовые системы по государствам

Римское право

Правовая система Российской Федерации

Во второй половине 1980-х - первой половине 1990-х годов в России началось построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма и многопартийности, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 22 ноября 1991 года в РСФСР была ратифицирована Декларация прав и свобод человека и гражданина. С распадом СССР в 1991 году образовалась Российская Федерация как суверенное государство.

Источниками права в России являются законы и подзаконные акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры , акты органов конституционного контроля и признаваемые российским правом обычаи.

В системе федеральных нормативных актов России Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, далее по юридической силе следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы, законами также являются законы о поправках к Конституции РФ (они были приняты в году).

Правовая система США


Международное право

Правовые науки

Правовые науки - группа общественных наук , изучающих право и все правовые явления.

Теоретические и философские правовые науки

Теория права и государства - юридическая наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, изменения и развития права и государства. В рамках теории права и государства вырабатывается общеюридическая терминология, изучается существо право, вырабатываются его понятия и доктринальные понимания, разрабатывается проблематика предмета и метода юриспруденции.

Иногда от теории права отделяют философию права - раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

Прикладные юридические науки

Литература

Право – это система общеобязательных, формально определенных, обеспеченных государством норм (правил дозволенного и не дозволенного поведения), которые выражают возведенные в закон волю политической элиты и всего общества, и выступающих в роли общественных отношений.

В современной юридической литературе, термин право принято употреблять в нескольких значениях:

Во-первых, под правом понимается социально-правовые притязания людей , обусловленные природой человека и самого общества (право на жизнь или на личную неприкосновенность). Это право принято рассматривать в естественном смысле, так как оно принадлежит человеку от рождения и неотъемлемо для него.

Во-вторых, правом называют систему юридических норм – это право в объективном смысле, так как нормы не зависят от воли и сознания людей, а устанавливаются законодателем и гарантируются силой государства.

В-третьих, право понимается, как официально признанные возможности физических лиц и организаций (право избирать, право собираться мирно и без оружия). Это право в субъективном смысле, так как оно принадлежит отдельному лицу, субъекту права.

Признаки права:

1. Нормативность – означает, что право состоит из норм, а нормы это правила поведения общего характера, мера дозволенного и не дозволенного поведения, тем самым, право регулирует общественные отношения.

2. Системность – право представляет собой совокупность юридических норм, взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных.

3. Формальная определенность и закрепленность – этот признак означает, что право имеет строго установленную форму (закон, указ, постановление), письменно закреплено в документе. Определенность, означает, что правовые предписания отличаются ясностью, понятностью и не подлежат двусмысленному толкованию.

4. Общеобязательность права состоит в том, что право обязательно для исполнения для всех на кого оно распространяется.

5. Обеспеченность права институтом государственным принуждением , т.е. если кто-то полностью или частично не исполняет требования правовых норм, то государство заставляет (принуждает) их исполнять.

6. Волевой характер права – воля это сознательно-обусловленное психологическое состояние человека, вороженное в целенаправленном поведении. Правовые нормы не создаются спонтанно, они всегда выражают чью-то волю, создаются людьми сознательно, для регулирования общественных отношений и в чьих-то интересах.

Сущность права

Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять:

1. Классовый подход к сущности права

2. Общесоциальный подход к сущности права

3. Диалектический подход к сущности права

Функции права

Функции права – это основные направления его воздействия на общество. Принято выделять две группы функций права:

Общесоциальные функции права – в рамках данных функций государство использует право для достижения своих интересов, поэтому функции права и государства здесь совпадают:

1. Экономическая функция права

2. Политическая функция права

3. Воспитательная функция права

Специальные юридические функции (собственно-правовые функции)

1. Регулятивно-статистическая функция права – отражают статистику правовой системы (в правовой системе есть элементы, обладающие стабильностью и статичностью). Регулирование общественных отношений здесь происходит посредством закрепления права и запретов.

2. Регулятивно-динамическая функция права – регулирование общественных отношений осуществляется посредством установления (будущего поведения человека) обязанностей.

3. Охранительная функция права – ее назначение заключается в охране регулятивных норм от нарушения. Посредством этой функции в праве закрепляются меры ответственности.

4. Оценочная функция права – право позволяет оценить поведение человека.