Статья несоблюдение условий контракта. Основания и порядок увольнения военнослужащего по нук

Контракт с военнослужащим является основанием для прохождения военной службы. После исполнения воинского долга по срочному призыву гражданин при желании может заключить контракт и остаться в рядах армии. Можно стать контрактником и без прохождения армейской службы.

Положения контракта обязательны для выполнения обеими сторонами. Если со стороны военного имеются нарушения воинской дисциплины или закона, то командование имеет право уволить его до истечения срока действия контракта. Но процедура должна быть проведена с соблюдением всех требований законодательства. В противном случае увольнение может быть признано незаконным.

Военнослужащий имеет право сам потребовать расторгнуть контракт, если командование не выполняет своих обязательств перед ним. Рассмотрим в статье эти основания подробнее.

Уволить из армии по НУК – что это значит?

Расшифровка аббревиатуры НУК – несоблюдение условий контракта. Контракт для военнослужащего – это то же самое, что трудовой договор для гражданского работника. Но различие заключается в том, что при расторжении следует пользоваться нормами не трудового, а военного законодательства.

Расторгнуть контракт можно в случаях, если его условия не соблюдаются одной из сторон. Основания указаны в ст. 51 закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 .

Нарушения со стороны контрактника

  • после выявления нарушения в течение 10 дней проводится расследование;
  • командующий подает рапорт на досрочное расторжение контракта;
  • в результате рассмотрения рапорта принимается решение об увольнении досрочно;
  • оформляется приказ на расторжение контракта.

Непосредственный начальник должен инициировать проведение внеплановой аттестации (п. 2.2 ст. 51 закона № 53-ФЗ). В ее процессе проверяют, насколько военнослужащий отвечает требованиям, предъявляемым к нему с учетом его звания.

При аттестации в общую процедуру добавляются такие шаги:

  1. формирование комиссии;
  2. уведомление военнослужащего о проверке за 2 недели до ее начала;
  3. комиссия устанавливает факты ненадлежащего выполнения условий контракта;
  4. составляется протокол об этом;
  5. направляется предложение о досрочном расторжении контракта;
  6. высшее командование знакомится с представленными документами и выносит свое решение по этому вопросу.

Если основанием для увольнения является несоблюдение условий контракта самим военнослужащим, решение не зависит от того, подал он рапорт или нет. Командование может и не принять этот документ к рассмотрению.

Факт расторжения контракта оформляется приказом.

Какие выплаты положены, если уволен по НУК?

В связи с тем, что увольнение из армии происходит на основании нарушения, военнослужащий теряет право на получение ряда выплат. Согласно ч. 3 и 4 ст. 3 закона № 306-ФЗ от 07.11.2011 при увольнении по НУК служащие не получают единовременной выплаты в размере нескольких окладов.

При расторжении контракта в связи с невыполнением его условий военнослужащий лишается права на такие денежные выплаты:

  • Пособие – 2 или 7 ежемесячных окладов.
  • Премии.
  • Ежегодная материальная помощь. Но если она уже была начислена и выплачена, военнослужащий не должен ее возвращать.

Последствия: чем грозит такое расторжение договора?

При расторжении контракта в связи с невыполнением его условий военнослужащий лишается права на:

Кроме того, он должен будет сдать вещевое имущество (шинель и т. д.), срок службы которых еще не истек.

Если уволенный является участником военной ипотеки, а увольнение произошло по его вине, он должен вернуть государству полученные в виде жилищного займа денежные средства.

Проценты перечисляются ежемесячно до полного их погашения (ч. 2 ст. 15 закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ). Основание увольнения не учитывается, только если выслуга составляет более 20 лет.

Что делать при незаконном расторжении договора?

Если военнослужащий считает, что его увольнение незаконно, у него есть возможность выразить свое несогласие с результатами расследования или опротестовать его . Сделать это можно через суд. Также необходимо предоставить документальные доказательства того, что увольнение было незаконным либо процедура не была проведена в точном соответствии с законом.

Подать жалобу командиру (начальнику) можно в течение 10 суток с даты, когда дисциплинарное взыскание было применено (п. 83 Дисциплинарного устава).

Возможно ли восстановиться на военной службе?

Иногда возникает ситуация, что человек уволился по НУК, но хочет восстановиться.

Дисциплина - мать победы.

А.В. Суворов

Процедура досрочного увольнения военнослужащего в связи с невыполнением условий контракта, выяснение законности и обоснованности такого увольнения представляют определенную сложность не только для командиров (начальников), которые принимают эти решения, но и для юристов при проверке указанных решений.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военная служба в системе государственной службы Российской Федерации представляет особый вид государственной службы.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21 марта 2013 г. N 6-П указал, что особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Исходя из этого военная служба предполагает предъявление повышенных требований как к уровню профессиональной подготовки военнослужащих, так и к их морально-психологическим и иным личностным качествам, а равно их повышенную ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей военной службы. Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться в совершении виновных действий (бездействии), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.
Законодатель в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" не дал определения, что необходимо понимать под "невыполнением условий контракта". В связи с этим автор полагает, что под невыполнением условий контракта о прохождении военной службы следует понимать виновное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение военнослужащим своих обязанностей, заключающееся в совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка (нескольких дисциплинарных проступков), уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, которые свидетельствуют об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.
Таким образом, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, по мнению автора, могут быть уволены по невыполнению условий контракта только за совершение трех видов правонарушений:
- дисциплинарного проступка;
- административного правонарушения;
- преступления.
В случае совершения военнослужащими проступков, за которые они могут быть привлечены к гражданско-правовой и материальной ответственности, эти военнослужащие к досрочному увольнению по указанному основанию не представляются.
В настоящей статье автор рассматривает основания для увольнения военнослужащих с военной службы по невыполнению условий контракта в случаях совершения ими дисциплинарных проступков.
В двух законах, регламентирующих прохождение военной службы, предусмотрены основания для досрочного увольнения военнослужащих в связи с невыполнением условий контракта.
Так, в подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" содержатся положения о досрочном увольнении военнослужащих в связи с невыполнением условий контракта.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" в ст. 28.4 также предусматривает дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения военнослужащего в связи с невыполнением условий контракта.
Таким образом, военнослужащий может быть уволен по данному основанию в порядке аттестации, устанавливающей отсутствие у него необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы, или в порядке применения к нему соответствующего дисциплинарного взыскания.
Рассмотрим особенности увольнения по указанному основанию в порядке аттестации.
А. При совершении грубого дисциплинарного проступка. После совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка командиром (начальником) проводится разбирательство в порядке, предусмотренном ст. 28.8 Федерального закона "О статусе военнослужащих", с составлением протокола о грубом дисциплинарном проступке для установления вины военнослужащего. Если по результатам разбирательства вина военнослужащего в совершении грубого дисциплинарного проступка будет доказана, к нему применяется дисциплинарное взыскание (не в виде увольнения с военной службы). После чего военнослужащий по решению командира может быть рассмотрен на заседании аттестационной комиссии по вопросу соответствия занимаемой воинской должности и требованиям, которые предъявляются к военнослужащим.
При этом решение аттестационной комиссии для увольнения по указанному основанию является обязательным.
Если аттестационная комиссия придет к выводу, что военнослужащий не соответствует занимаемой воинской должности или требованиям, которые предъявляются к военнослужащим, и командир (начальник), обладающий полномочиями по увольнению такого военнослужащего, согласится с этим решением и утвердит решение аттестационной комиссии, с военнослужащим проводится беседа, составляется представление о досрочном увольнении с военной службы и он представляется к досрочному увольнению в связи с невыполнением условий контракта в соответствии с подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Как правило, совершение только одного грубого дисциплинарного проступка при отсутствии ранее нарушений воинской дисциплины не может служить достаточным доказательством того, что военнослужащий перестал отвечать требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
В то же время судебная практика свидетельствует о том, что в некоторых ситуациях совершение военнослужащим одного грубого дисциплинарного проступка может являться достаточным основанием для рассмотрения вопроса о его увольнении с военной службы.
В качестве примера приведем следующий случай.
Военнослужащий управления Центрального регионального командования внутренних войск МВД России в воинском звании "подполковник" проходил военно-врачебную комиссию в военном госпитале.
Во время нахождения в госпитале употребил спиртные напитки, был освидетельствован на состояние опьянения и выписан из госпиталя за нарушение режима (согласно п. "з" ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" нахождение на лечении является исполнением обязанностей военной службы).
Командованием проступок указанного военнослужащего был расценен как грубый - исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, проведено разбирательство, составлен протокол о грубом дисциплинарном проступке. После этого военнослужащий был рассмотрен на заседании аттестационной комиссии, которая пришла к выводу о несоответствии его занимаемой воинской должности и требованиям, предъявляемым к военнослужащим, и ходатайствовала перед главнокомандующим внутренними войсками о целесообразности его увольнения по невыполнению условий контракта.
Главнокомандующий внутренними войсками указанное решение аттестационной комиссии утвердил. С военнослужащим была проведена беседа, составлено представление об увольнении с военной службы, и приказом главнокомандующего внутренними войсками МВД России он был уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Не согласившись с указанным решением, военнослужащий обжаловал его в Наро-Фоминском гарнизонном военном суде, который 23 декабря 2010 г. отменил решение должностного лица об увольнении с военной службы в связи с необоснованностью.
Московский окружной военный суд Кассационным определением от 31 марта 2011 г. N КГ-555 отменил решение Наро-Фоминского гарнизонного военного суда, приняв новое решение - об отказе в удовлетворении заявления.
При этом суд кассационной инстанции указал, что совершение грубого дисциплинарного проступка являлось достаточным условием для увольнения военнослужащего в связи с невыполнением условий контракта.
Б. При совершении негрубого дисциплинарного проступка. Систематическое совершение военнослужащим дисциплинарных проступков, которые не входят в перечень грубых дисциплинарных проступков, можно также расценивать как нарушение со стороны военнослужащего условий контракта. Но при этом до представления к увольнению с военной службы в связи с невыполнением условий контракта к военнослужащему, совершающему эти проступки, должны быть применены все предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации меры воспитательного характера и дисциплинарной ответственности.
При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка (негрубого) вид взыскания должен избираться командованием с учетом общественной опасности, последствий совершенного правонарушения, поведения военнослужащего до совершения правонарушения, наличия у него дисциплинарных взысканий и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Так, например, за систематическое нарушение воинской дисциплины при построении военнослужащему может быть объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Если военнослужащий не исправится и повторно совершит аналогичное правонарушение, военнослужащему может быть объявлено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора.
При этом указанные взыскания должны объявляться не в один и тот же день, а военнослужащему должно быть предоставлено достаточно времени для исправления и воздействия дисциплинарного наказания как воспитательной меры.
После того как к военнослужащему были применены все предусмотренные действующим законодательством меры воспитательного и дисциплинарного характера (были объявлены взыскания в виде выговоров, строгих выговоров, предупреждения о неполном служебном соответствии, др.), а он продолжает нарушать воинскую дисциплину путем совершения дисциплинарных проступков, по решению соответствующих командиров (начальников) он может быть аттестован на соответствие занимаемой воинской должности и требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Если по результатам аттестации аттестационная комиссии придет к выводу, что военнослужащий не соответствует занимаемой воинской должности и не отвечает предъявляемым требованиям военной службы, этого военнослужащего можно представлять к досрочному увольнению по невыполнению условий контракта в соответствии с подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Аттестация военнослужащих должна проводиться объективно и с соблюдением процедуры ее проведения.
Однако не всегда аттестация военнослужащих проводится объективно, а решения аттестационных комиссий соответствуют требованиям закона и являются обоснованными.
Приведем следующий пример.
Военнослужащий в воинском звании "капитан" был рассмотрен на заседании аттестационной комиссии воинской части по вопросу соответствия занимаемой воинской должности в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка - уклонение от исполнения обязанностей военной службы. Аттестационная комиссия, рассмотрев военнослужащего, посчитала, что в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка военнослужащий не соответствует тем требованиям, которые предъявляются к нему, и ходатайствовала перед командиром воинской части о досрочном увольнении офицера по невыполнению условий контракта. Командир воинской части, который инициировал проведение аттестационной комиссии, согласился с этим решением, и военнослужащий был представлен к досрочному увольнению в связи с невыполнением условий контракта.
В ходе проверки законности и обоснованности принятого решения и проверки обстоятельств совершения грубого дисциплинарного проступка установлено, что военнослужащий отказался заступать дежурным по контрольно-пропускному пункту воинской части.
Вместе с тем в соответствии со ст. 291 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, дежурный по контрольно-пропускному пункту назначается из прапорщиков или сержантов.
В связи с изложенным назначение дежурным по контрольно-пропускному пункту военнослужащего в воинском звании "капитан" не соответствовало Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и решение аттестационной комиссии было признано незаконным.
Далее рассмотрим особенности увольнения военнослужащих в порядке применения дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
А. При совершении грубого дисциплинарного проступка. Для установления вины военнослужащего проводится разбирательство в порядке, предусмотренном ст. 28.8 Федерального закона "О статусе военнослужащих", с составлением протокола о грубом дисциплинарном проступке. После этого в установленный этой же статьей Закона срок (10 суток) издается приказ о применении к военнослужащему меры дисциплинарной ответственности в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Приказ должен быть издан воинским должностным лицом, обладающим дисциплинарной властью по применению такого дисциплинарного взыскания к конкретному военнослужащему.
Например.

ПРИКАЗ
командира войсковой части 0000

"___" ____________ 201__ г. N ____

О применении
дисциплинарного взыскания к сержанту
(указать фамилию и инициалы)

Указать:
событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
лицо, совершившее дисциплинарный проступок;
вину военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форму вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;
наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка (при наличии);
причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. За совершение грубого дисциплинарного проступка, выразившегося в... (указать, что совершил военнослужащий), применить к сержанту (указать фамилию, имя, отчество полностью) дисциплинарное взыскание - досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

Б. При совершении негрубого дисциплинарного проступка. В случае совершения негрубого дисциплинарного проступка допускается возможность применения дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы по невыполнению условий контракта. В практике автора настоящей статьи это взыскание применялось к военнослужащему, если после применения взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии он совершал два проступка (негрубых), за которые к нему применялись дисциплинарные взыскания в виде выговора или строгого выговора, а при совершении третьего проступка - взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
При увольнении военнослужащих в порядке применения дисциплинарного взыскания проведение аттестации не требуется.
Об этом свидетельствует и пример из обзорной справки Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации "О судебной работе военных судов по рассмотрению гражданских дел в 2013 году".
Владикавказский гарнизонный военный суд удовлетворил заявление проходившего военную службу по контракту старшины Б. об оспаривании действий командования, связанных с досрочным увольнением его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Удовлетворяя заявление Б., суд первой инстанции исходил из того, что при увольнении заявителя была нарушена установленная Положением о порядке прохождения военной службы процедура, так как вопрос о его досрочном увольнении с военной службы не был рассмотрен на заседании аттестационной комиссии.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке этот вывод суда признан ошибочным по следующим основаниям.
Приказом начальника Пограничного управления к Б. за совершение им грубого дисциплинарного проступка применено дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Привлечению к дисциплинарной ответственности предшествовало проведенное с соблюдением установленной процедуры разбирательство с оформлением письменных материалов по факту совершенного Б. дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении им 1 апреля 2013 г. правил несения службы по охране и обороне военного объекта.
При этом воинским должностным лицом соблюдены установленные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации порядок, сроки и остальные элементы процедуры применения этого вида дисциплинарного взыскания.
Законодательство о порядке прохождения военной службы и уставные положения не предусматривают необходимости проведения аттестации в отношении военнослужащих, досрочно увольняемых с военной службы в порядке дисциплинарного взыскания.
С учетом изложенного Северо-Кавказский окружной военный суд решение суда первой инстанции отменил и принял новое решение, которым досрочное увольнение Б. с военной службы признал правомерным и в удовлетворении заявления ему отказал.
Таким образом, подводя итог, необходимо сделать следующие выводы:
1. Решение должностного лица об увольнении военнослужащего по невыполнению условий контракта в порядке, предусмотренном подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (не в порядке применения дисциплинарного взыскания), должно приниматься по результатам проведения аттестации, по итогам которой сделан вывод, что военнослужащий не соответствует занимаемой воинской должности и требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
2. При представлении военнослужащего к увольнению с военной службы за совершение негрубых дисциплинарных проступков к нему до этого должны быть применены все предусмотренные меры дисциплинарного и воспитательного характера. При этом командованием и аттестационной комиссией должен быть сделан вывод, что эти меры не привели к исправлению военнослужащего и у него отсутствуют необходимые качества для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.
3. При проведении аттестации должна быть соблюдена процедура ее проведения. Решение аттестационной комиссии должно быть законным и справедливым.
4. При увольнении военнослужащего в порядке применения к нему дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта проведение аттестации не требуется.
5. Решение командира (начальника) о применении указанного дисциплинарного взыскания должно соответствовать требованиям законодательства, быть обоснованным с точки зрения соответствия применяемой меры дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка и степени вины военнослужащего.



Вводные положения из Постановления КС РФ..

Конституционный Суд РФ рассмотрел подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» той мере, в какой на его основании военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта в случае неоднократного привлечения его к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарных проступков и при наличии у него дисциплинарных взысканий, а также в случае осуждения его за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы или лишением воинского звания либо права занимать воинские должности в течение определенного срока

Конституционный Суд РФ ещё раз подтвердил ранее высказанные позиции о том, что служба в современной российской армии предполагает предъявление повышенных требований как к уровню профессиональной подготовки военнослужащих, так и к их морально-психологическим и иным личностным качествам, а равно их повышенную ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей военной службы. Соответственно, целями сохранения боеспособности воинских подразделений, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прекращения военно-служебных отношений с военнослужащими, которые более не отвечают установленным требованиям.

Вместе с тем, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования. В частности, последствия невыполнения военнослужащим требований, предъявляемых к лицам, проходящим военную службу по контракту, должны определяться таким образом, чтобы обеспечивалась возможность учета характера нарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, причин и условий совершения, а также личности военнослужащего и степени его вины и тем самым гарантировалась соразмерность неблагоприятных для военнослужащего правовых последствий степени тяжести допущенного им нарушения.

Правовые позиции КС РФ.

1. Совершение дисциплинарных проступков.

По мнению КС РФ, основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.

В том числе, невыполнение условий контракта о прохождении военной службы может выражаться в совершении военнослужащим дисциплинарного проступка, уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения.

И вот Конституционный суд делает вывод, который в 90-х годах был само собой разумеющимся, но в 2000-х годах стал легко обходится судебной практикой путём игры слов и явной демагогии, о которой автор писал во второй части:
совершение военнослужащим дисциплинарного проступка может повлечь применение к нему установленной государством в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков меры ответственности –

«обязательным условием досрочного увольнения с военной службы за невыполнение условий контракта должно являться совершение военнослужащим дисциплинарного проступка»,

И раскрывает понятие невыполнение условий контракта:

«под невыполнением условий контракта о прохождении военной службы в данном случае должны подразумеваться именно существенные нарушения условий контракта , в частности:

Совершение одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»,

Либо совершение военнослужащим дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий.

Примечание : Перечень грубых нарушений воинской дисциплины, указанных в пункте 2 стаьи 28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих» приведён в отдельном документе.

Подход, связывающий возможность досрочного увольнения с военной службы лишь с наиболее существенными отступлениями от воинской дисциплины , в целом соответствует характеру данного дисциплинарного взыскания , которое влечет для военнослужащего серьезные негативные последствия и, соответственно, требует при решении вопроса о его применении строгого соблюдения положений Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, касающихся:

Проведения разбирательства по факту совершения дисциплинарного проступка,

Обстоятельств, подлежащих установлению в ходе такого разбирательства,

Порядка и сроков применения и исполнения дисциплинарных взысканий и других элементов дисциплинарной процедуры,

Что гарантирует военнослужащему защиту от произвольного увольнения и позволяет ему воспользоваться правами , предоставляемыми в силу закона военнослужащим, привлекаемым к дисциплинарной ответственности.

Далее КС РФ в очередной раз подтверждает, что Конституция и закон о статусе военнослужащего не допускают привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности повторно за один и тот же дисциплинарный проступок , что в том случае, когда невыполнение военнослужащим условий контракта выражается в совершении дисциплинарного проступка, его

Соответственно, неоднократное совершение военнослужащим дисциплинарных проступков само по себе не является основанием прекращения военно-служебных отношений в порядке реализации дисциплинарной ответственности, если эти дисциплинарные проступки уже повлекли применение к нему дисциплинарных взысканий.

Правовые позиции КС РФ.
2. В каких случаях проводится аттестация.

Вместе с тем, отмечает Конституционный Суд РФ, недобросовестное отношение военнослужащего к своим обязанностям, в том числе подтверждаемое наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, может послужить основанием для постановки вопроса о его соответствии требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу, с точки зрения деловых и личных качеств.

Решение по данному вопросу должно приниматься в рамках процедуры аттестации военнослужащих , которая проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, определения соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования.

Аттестация является специальным правовым инструментом, использование которого позволяет оценить готовность военнослужащего к исполнению воинского долга и обязанности по защите Отечества, выражающуюся не только в высоком профессионализме, но и в особых личностных качествах, а также в отношении к исполнению обязанностей, предусмотренных контрактом о прохождении военной службы.

Процедура аттестации предполагает беспристрастное и всестороннее рассмотрение соответствующих материалов членами аттестационной комиссии и принятие ими решения на основе коллегиальности с учетом в равной мере всех обстоятельств, имеющих значение для всесторонней характеристики военнослужащего, включая причины совершения им дисциплинарных проступков, иных отступлений от требований, предъявляемых к военнослужащим, наличие неснятых дисциплинарных взысканий.

Объективность выводов аттестационной комиссии, равно как и соблюдение прав и законных интересов военнослужащего, подлежащего аттестации, обеспечиваются помимо прочего:

Предоставлением ему возможности ознакомиться с аттестационным листом,

Заявить в письменной форме о своем несогласии с отзывом о своей служебной деятельности,

Сообщить дополнительные сведения,

Лично участвовать в заседании аттестационной комиссии (в установленных случаях),

Обжаловать ее заключение и порядок проведения аттестации как вышестоящему командиру, так и в суд, что позволяет избежать принятия произвольного, необоснованного решения о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы,

При этом наличие у военнослужащего дисциплинарных взысканий само по себе не должно предопределять выводов аттестационной комиссии относительно оценки данного военнослужащего как не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе требованиям по занимаемой воинской должности, и рекомендаций о перспективах его дальнейшего служебного использования.

Правовые позиции КС РФ.
3. Увольнение военнослужащего в связи с осуждением.

Наличие обвинительного приговора суда является самостоятельным основанием для увольнения с военной службы, которое является обязательным в тех случаях, когда по приговору суда военнослужащему назначено наказание в виде лишения воинского звания, лишения свободы, лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно, или лишения права занимать воинские должности в течение определенного срока.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности, т.е. в этом случае увольнение не является обязательным - оно может быть произведено по решению соответствующего командира (начальника).

Это не лишает командование права принять в отношении военнослужащего, которому по приговору суда назначено наказание, не связанное с лишением свободы (реальным или условным), лишением воинского звания, права занимать воинские должности в течение определенного срока, решение о досрочном увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В таких случаях увольнение военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», хотя и связано с его осуждением за совершение преступления, т.е. с его виновными действиями, представляет собой не меру юридической ответственности, а последствие привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, обусловленное тем обстоятельством, что командование, оценив характер совершенного преступления и личность военнослужащего, не нашло возможным - учитывая специфику его профессионально-служебной деятельности - продолжение военно-служебных отношений с ним как лицом, фактически переставшим удовлетворять предъявляемым к нему законодательством о военной службе требованиям.
Но!

Поскольку положение подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает именно возможность, а не обязательность досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, привлечение военнослужащего к уголовной ответственности (за исключением специально указанных в названном Федеральном законе случаев) не может безусловно приводить к увольнению с военной службы .

Кроме того, если характер назначенного военнослужащему по приговору суда наказания, например, в виде ограничения по военной службе, установленного статьей 51 УК Российской Федерации, напрямую связан с прохождением военной службы, то его увольнение с военной службы воспрепятствует исполнению такого наказания).

Соответственно, решение о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в таких случаях не может быть произвольным и обусловливаться одним лишь фактом его осуждения за совершение преступления, а должно основываться на оценке соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям, обстоятельств нарушения условий контракта, выразившегося в совершении военнослужащим преступления, его характера и тяжести, последствий, отношения самого военнослужащего к совершенному им деянию, а также учитывать особенности объекта преступного посягательства.

Обоснованность решения о досрочном увольнении с военной службы в таких, равно как и в иных случаях увольнения по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», когда это связано с возникновением обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии деловых и личных качеств военнослужащего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе по занимаемой воинской должности,

польку именно в указанной процедуре возможна максимально полная и всесторонняя оценка соответствия военнослужащего установленным требованиям.

Конституционный суд обратил внимание на то, что ни Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ни иные действующие в этой сфере нормативные правовые акты не содержат указания на срок, в течение которого с момента вступления обвинительного приговора суда в законную силу либо выявления иных обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении военнослужащим условий контракта и препятствующих продолжению военной службы, военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы

Указав на необходимость совершенствования законодательства, КС РФ сделал вывод:

Таким образом, допуская в системе действующего правового регулирования досрочное увольнение военнослужащего с военной службы за невыполнение условий контракта в связи с совершением преступления или иным виновным отступлением от требований законодательства о военной службе независимо от того, какой срок прошел с момента соответственно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего дисциплинарного взыскания , подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» нарушает тем самым права военнослужащих , гарантированные им статьями 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда РФ.

Важное замечание . Наверно, проще всего было бы дать ключевые цитаты из резолютивной части этого постановления, но витиеватость, запутанность формулировок, построение фраз «от противного» подвигли автора на изложение правовых позиций Конституционного Суда в собственной, упрощенной редакции. Скорее, это даже не изложение правовых позиций, а авторский комментарий. Поэтому, при использовании данной статьи, во избежание возможных ошибок, обращайтесь к первоисточнику.

1. Если военнослужащий совершил грубое нарушение воинской дисциплины, увольнение его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, соответствует Конституции РФ, в том числе и без проведения аттестации или, как указано в Постановлении, «лишь с соблюдением общих принципов юридической ответственности», однако с соблюдением «процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности »

Вывод : при совершении грубого нарушения воинской дисциплины и последовавшего за ним досрочного увольнения проведение аттестации не обязательно, однако должны строго соблюдаться требования Конституции РФ, законов РФ и Дисциплинарного Устава ВС РФ о порядке наложения дисциплинарных взысканий.

2. Если военнослужащий имеет неснятые взыскания и совершает новое (не грубое) нарушение воинской дисциплины – он представляется к увольнению в связи с невыполнением условий контракта при подтверждении аттестационной комиссии , при этом сама аттестация должна проводится в строгом соответствии с правилами, установленными законодательством РФ – только в этом случае Конституция РФ не будет нарушаться.

3. Признать подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не соответствующим Конституции Российской Федерации , ее статьям 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, допуская досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы военнослужащего, осужденного за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, а также военнослужащего, не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, что подтверждается в том числе наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, не устанавливает срок , в течение которого, начиная с момента возникновения соответствующего юридически значимого обстоятельства, а именно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего из дисциплинарных взысканий, такое увольнение может быть произведено.

Вывод: увольнение в связи с осуждением за преступления и назначения наказания, не связанного с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, должно производится:

На основании заключения аттестационной комиссии;
- в разумный срок.

Мнение автора.

Конечно, мы обязаны исходить из презумпции добросовестности любого командира и начальника. Вместе с тем, учитывая судебную практику, невозможно полностью исключить недостойное поведение отдельных командиров, которые иногда могут произвольно принимать решения о досрочном увольнении военнослужащих, единолично «рубая шашкой». Ситуации, когда начальник и подчинённый «не сошлись характером», когда существует личная (иногда ни на чем не основанная) неприязнь, да и просто банальная месть, увы, не исключены.

Цена вопроса слишком велика, и законодатель должен принять такие нормы, которые бы гарантировали предварительные письменные разбирательства, коллегиальность рассмотрения вопроса о досрочном увольнении с участием аттестационных комиссий, а суды должны особое внимание уделить проверки правильности порядка наложения дисциплинарных взысканий, порядка проведения всего комплекса мероприятий по аттестации, и строгого соблюдения всех формальностей при досрочном увольнении.

По мнению автора, любые нарушения установленного порядка наложения дисциплинарных взысканий, проведения процедуры аттестации и досрочного увольнения, должны стать объектом пристального внимания со стороны правоприменительных органов, и при сомнениях в соблюдении прав военнослужащего, становиться основанием для отмены приказов о досрочном увольнении.

В приложении к этой статье выкладываю документы дела 2000 года. Я давно уже списал его в архив – как за давностью, так и в связи с полной невозможностью в современных условиях применить старый опыт.

Однако комментируемое сегодня Постановление Конституционного Суда РФ позволило этому делу «заиграть новыми красками», появились лучики надежды на пересмотр судебной практики и возврат к предыдущему опыту 90-х годов. Поживём – увидим.

По этому делу заявление К. о восстановлении на военной службе было оставлено без удовлетворения, однако окружной суд нашу кассационную жалобу удовлетворил, решение отменил, а при новом рассмотрении дела К. был восстановлен на военной службе.

Особое внимание хочу обратить на кассационную жалобу – в ней можно проследить тот объём работы , который зачастую необходим для восстановлении нарушенных прав при досрочном увольнении, в том случае, когда ответчик идёт на явную фальсификацию документов, использует некоторых своих подчинённых в качестве марионеток при даче свидетельских показаний.

Ранее, в начале 2000-х годов я уже публиковал рассказ об этом деле и его можно прочитать здесь.

Для командира увольнение военнослужащего по несоблюдению условий контракта подразумевает осуществление довольной сложной процедуры. Нельзя расторгнуть контракт без оснований, так как это будет нарушением прав офицера. Кроме того, решение об увольнении принимается в индивидуальном порядке и зависит от ряда обстоятельств.

Для того чтобы получить статус военнослужащего, гражданину РФ необходимо подписать контракт. Это документ заключается не только с офицерами, но и с рядовыми. Таким образом он заменяет стандартный трудовой договор. Но такое соглашение содержит гораздо больше различных условий и ограничений.

Военнослужащие, как и любые другие граждане, могут быть уволены. Но в данном случае на военных распространяются нормы не трудового законодательства, а военного. Главная причина расторжения контракта – это несоблюдение его условий. Другими словами, это грубое нарушение офицером норм военного права.

С момента подписания документа военнослужащий обязуется соблюдать все условия, указанные в документе. Помимо этого в его обязанности входит выполнение распоряжений командования, а отказ может быть рассмотрен как нарушение дисциплины.

Увольнение военнослужащего по несоблюдению условий контракта применяется, если лицо совершило дисциплинарный проступок, административное или уголовное преступление и т. д. Тогда контракт с офицером расторгается согласно установленной процедуре.

Дисциплинарный проступок

Под дисциплинарным проступком подразумевается совершение военнослужащим проступка, который содержится в Дисциплинарном уставе. Увольнение по несоблюдению контракта осуществляется, если им был допущен один или несколько грубых проступков. Ситуацию усугубляет наличие взысканий, которые не были сняты с нарушителя.

Если нарушения имеют систематический характер, то это должно быть зафиксировано. Но командиру или начальнику запрещено привлекать военнослужащего дважды за одно и то же нарушение. Другими словами, если за проступок лицу уже вынесено взыскание, то уволить его совершение нельзя.

Причиной расторжения контракта также может стать отказ офицера выполнить приказ командира. Таким примером может служить отказ отправиться в командировку. Военнослужащий объяснил свое решение тем, что в документе указаны сведения о прохождении службы в конкретном месте. Конфликт решался в суде и тот признал, что офицер не имел права отказываться от выполнения своих обязанностей.

Увольняют и за другие дисциплинарные нарушения. К примеру, многие военнослужащие искренне считают, что при выезде заграницу им не нужно писать соответствующий рапорт. На самом деле это считается серьезным нарушением правил и грозит увольнением.

Административное правонарушение или преступление

Если военнослужащим было совершено уголовное преступление или правонарушение, за которое он может быть привлечен к административной ответственности, его увольняют со службы. Сроки расторжения контракта с таким лицом законом не установлены. Кроме того, не существует конкретного списка административных правонарушений, за которые можно уволить военнослужащего.

Поэтому все случаи рассматриваются индивидуально, а договор может быть как расторгнут досрочно, так и не расторгнут вовсе. Если учесть, что согласно воинскому уставу каждый военнослужащий обязан соблюдать законы страны и быть примером для всех, то большинство административных правонарушений могут привести к увольнению.

Допустим, офицер был задержан за рулем транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения. Данный факт будет приравнен к нарушению воинской дисциплины.

При этом человек будет уволен не конкретно за свой поступок, так как дважды за одно правонарушение наказывать нельзя. Увольнение со службы будет осуществлено по причине несоблюдения контракта со стороны военнослужащего. Если речь идет об уголовном преступлении, то такая мера используется только после вынесения судебного решения.

Несоблюдение контракта командованием

Нарушить условия договора может не только военнослужащий, но и его командир, ведь это двухсторонний документ. В случае с офицером или рядовым его поведение может привести лишь к нарушению дисциплины или невыполнению приказа. А вот командир при этом может нарушить права своего подчиненного. К примеру, без оснований лишить его премий или отпуска.

Для того чтобы доказать нарушение контракта командиром и восстановить свои права, необходимо для начала составить рапорт с описанием своих претензий. В документе можно указать все нарушения командира по пунктам и просьбу их устранить. Если это принесло результатов, то у него ест два способа. Первый способ – это обращение в суд или военную прокуратуру. Второй способ – расторжение контракта.

Процедура увольнения

Увольнение по несоблюдению условий контракта может использоваться в качестве взыскания или являться способом реагирования командира. В любом случае расторжение договора не может быть произвольным и основываться только на проступке лица. Обязательно должна быть проведена соответствующая оценка выполнения им всех своих обязанностей.

В связи с этим расторжение контракта с военнослужащим можно поделить на два вида:

  1. Как дисциплинарное взыскание. После того, как станет известно о неправомерных действиях лица, командованию следует провести разбирательство. Сроки не должны превышать 10 дней. После осуществления проверки уполномоченный офицер принимает решение о расторжении контракта с нарушителем.
  2. Аттестация. Данная проверка позволяет выяснить, соответствует ли офицер должности, которую занимает. Все правонарушения или преступления, совершенные лицом, подтверждают этот факт.

Аттестацию проводит специальная комиссия, которая имеет доступ к необходимым документам и свидетельским показаниям. За 2 недели до проведения данной процедуры военнослужащий получает соответствующее уведомление. В его обязанности входит выражение собственного мнения по поводу проверки.

Помимо этого, он имеет право:

  • выразить несогласие;
  • принимать участие в заседаниях комиссии;
  • обжаловать результаты проверки.

Если комиссия обнаружит факты, указывающие на несоответствие лица занимаемой должности, командиру будет направлено предложение о расторжении контракта с военнослужащим.

Справка: офицер может уволиться из части самостоятельно, подав соответствующий рапорт.

Увольнение военного предусматривает следующие решения:

  • оформление отставки;
  • отнесение нарушителя к гражданскому запасу;
  • исключение из состава для отбывания наказания за уголовное преступление.

Для отчисления военнослужащего командованию следует оформить соответствующий приказ. Если ему было предложено уволиться самостоятельно, то следует подать рапорт. Процедура осуществляется так:

  • офицер или рядовой составляет рапорт;
  • командование направляет документ аттестационной комиссии;
  • комиссия принимает решение о расторжении контракта по инициативе военного;
  • окончательное решение остается за командиром части.

Если командование откажет, то можно отстоять свое право на увольнение в военной прокуратуре с помощью жалобы.

Последствия

Нарушив дисциплину или условия контракта, следует быть готовым не только к увольнению, но и к другим последствиям. Уволенных в связи с невыполнением правил дисциплины лиц ожидают следующие последствия:

  1. Они не вправе рассчитывать на выплату выходного пособия.
  2. Не получают премию за выполнение своих профессиональных обязанностей.
  3. Не получают ежегодную материальную помощь. Исключение составляют случаи, когда военнослужащий уже получил эти выплаты, так как взыскать их не имеют права.

Он может рассчитывать лишь на получение денежного довольствия (выплачиваемого ежемесячно). Если офицер принимал участие в военной ипотеке, то после увольнения он обязан вернуть ту часть суммы, которую компенсировало государство. В дальнейшем ипотеку бывшему офицеру придется выплачивать самостоятельно. По закону у лица есть 10 лет, чтобы вернуть долг государству. Если гражданин этого не сделает, средства будут взысканы с помощью суда.

Когда дело доходит до расторжения контракта, то командирам следует помнить, что необязательно увольнять подчиненных за любое нарушение. Все случаи должны тщательно проверяться и рассматриваться индивидуально. И только если нарушение не соответствует поведению военнослужащего, позорит его, то следует принять меры.

Офицер имеет право обжаловать решения командира и аттестационной комиссии, поэтому за безосновательное увольнение командование может быть наказано. Существует большое количество нюансов, которые следует учитывать обеим сторонам.

Прекращение службы по контракту может произойти по разным причинам. Но когда речь заходит о несоблюдении условий контракта, командованию необходимо провести ряд мероприятий. Речь идет не только об аттестационной комиссии, но и об установлении самого факта нарушения, выяснения обстоятельств и т. д.