Трудовая эмиграция. Современные центры притяжения и основные последствия миграции рабочей силы Трудовые миграции населения

В процессе развития международного рынка труда в сферу его деятельности вовлекались все новые и новые страны. Постепенно сложилось несколько основных центров, в которых процессы миграции рабочей силы имеют наиболее активный характер.

Западная Европа традиционно является регионом, в котором активно протекают процессы миграции. Странами, принимающими основную часть иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды.

По данным на 1990 г. в Германии насчитывалось 4 630 тыс. иностранных рабочих (в основном, турки, югославы, итальянцы), во Франции - около 4 млн. (в основном африканцы), в Великобритании -1736 тыс. В конце 80-х годов проявилась новая тенденция в использовании иностранной рабочей силы в Западной Европе: ее доля уменьшилась в отраслях промышленности и строительства, но возросла в сфере услуг, в финансовых учреждениях, в торговле недвижимостью.

Если первоначально центром трудовой миграции были в основном страны Западной Европы, то в 70-е годы стремительно сформировался рынок рабочей силы в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. К началу 90-х годов здесь насчитывалось более 4,5 млн. трудящихся-мигрантов (в то время, как численность местных рабочих составляла 2 млн. человек).

Удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочей силы весьма значителен. Он составляет в Объединенных Арабских Эмиратах около 97%, в Катаре - 95,6%, в Кувейте - 86,5%, в Саудовской Аравии и Бахрейне - по 40% .

Главный экспортер рабочей силы в данном регионе - Египет, здесь также работают эмигрировавшие из Ирака, Ливана, Сирии, Иордании, из Пакистана, Индии, Бангладеш.

Следует отметить, что падение цен на нефть в середине 80-х годов повлекло за собой сокращение потребности в рабочей силе в данном регионе. По оценкам западных экспертов в странах Персидского залива в начале 90-х годов безработица составляла около 3,7% трудоспособного населения. Видимо этот показатель в данном регионе будет расти, и не только в связи с неблагоприятной конъюнктурой на нефть, но и в связи с таким фактором, как быстрый рост экономически активного населения.

Некоторые арабские страны являются одновременно и экспортерами, и импортерами рабочей силы, например, Иордания, Йемен.

Традиционно крупнейшим центром, притягивающим мигрантов, являются Соединенные Штаты Америки. По оценкам специалистов в 80- е годы около половины прироста населения США приходилось на иммигрантов. В настоящее время там насчитывается около 3 миллионов легальных иностранных рабочих.

Однако следует отметить, что иммиграция в эту страну традиционно носит ассимилированный характер, то есть основная часть въезжающих в страну мигрантов стремится остаться в ней. Таким образом, здесь в основном имеет место переселенческая миграция.

Вместе с тем, здесь достаточно распространено использование труда нелегальных иммигрантов. В 1986 году был принят закон, предусматривающий наказание предпринимателей, использующих нелегальную рабочую силу, в виде штрафов и других санкций, вплоть до тюремного заключения. Но удельный вес использования труда нелегальных мигрантов все равно возрастает, особенно в сельском хозяйстве, строительстве, пищевой промышленности.

Еще один центр международной миграции страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь основными импортерами рабочей силы являются Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Республика Корея, Тайвань..

Для этих стран характерны различные формы трудовой миграции. Во-первых, регулируемая трудовая миграция. Она характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея, Гонконга. Во-вторых, скрытая или нелегальная миграция, которая развита в Восточной и Западной Малайзии, Гонконге, Пакистане, Тайване. В-третьих, миграция рабочей силы высокой квалификации, которая сопровождает прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Японией, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром, Австралией.

Межстрановая миграция рабочей силы имеет место также и в Африке, и в Латинской Америке. В сферу международного рынка рабочей силы втягиваются все новые и новые страны. Миграционные потоки являются немаловажным фактором развития мирового хозяйства в целом..

Россия стала участников международного рынка труда только в начале 90-х годов. До этого, в период административно-командной экономики население С ССР пр инимало минимальное участие в процессах международной трудовой миграции. Выезд за границы и въезд из-за границы были строго регламентированы государством. Советские специалисты выезжали на работу по трудовым контрактам в основном в страны третьего мира, которые провозглашали стремление идти по социалистическому пути развития. Организация процессов международной миграции производилась только государственными органами.

В период перестройки экономики нашей страны, отхода от административно-командных методов управления во всех сферах жизни процессы международной трудовой миграции значительно интенсифицировались.

Немалую роль здесь сыграл и распад СССР. Если раньше приезд на работу в Российскую Федерацию из Армении, Грузии или других республик являлся внутренней миграцией, то теперь аналогичные процессы относятся к международной трудовой миграции.

Россия является в настоящее время как страной-донором, так и страной-реципиентом. Немало российских граждан выезжает в развитые страны с целью заработка. Причем не всегда речь идет о работе по специальности. В связи с высоким уровнем безработицы люди нередко соглашаются выполнять низко квалифицированную работу, так как получают за это, по их мнению, относительно высокую заработную плату.

В то же время, в Россию устремился поток трудовых мигрантов из республик ближнего зарубежья, так как уровень жизни в РФ относительно выше, чем уровень жизни на Украине, В Беларуси и других республиках СНГ.

Характерной чертой участия России в процессах международной трудовой миграции является слабая роль государства в регулировании данных процессов. В результате этого большое число иностранных работников используются на нелегальных условиях.

С другой стороны, не созданы механизмы использования положительных сторон эмиграции работников по трудовым контрактам, что не позволяет обеспечить должный приток валютных средств в экономику России как от фирм-посредников, так и от официальных переводов самих мигрантов на родину.

В процессе развития международного рынка труда в сферу его деятельности вовлекались все новые и новые страны. Постепенно сложилось несколько основных центров, в которых процессы миграции рабочей силы имеют наиболее активный характер.

Миллионы людей покинули родные края и устремились в другие страны, дальние и близкие, в поисках материального достатка и избавления от неравенства. И в наши дни явление международной миграции как выражение процесса интернационализации не стало достоянием истории. Но больше невозможно делить страны на три четких категории: эмиграции, иммиграции и транзита. Все большее количество стран не только изменяют свой статус, но и сочетают характеристики двух или даже трех категорий. Так, примерами стран в Европе, которые потеряли статус страны эмиграции, являются Греция, Италия, Португалия и Испания. В Азии - это Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Таиланд. Даже Мексика и Тунис столкнулись с наплывом иностранных работников, которые видят там больше перспектив, чем в своих родных странах. Существует и контрпоток, протекающий с Запада на Восток - в Польшу, Чехию, Венгрию как страны с новым экономическим горизонтом. Эти три страны вместе с Болгарией, Россией, Беларусью, Украиной, помимо всего прочего, становятся загруженным перекрестком транзитных путей мигрантов из Африки, Азии и Среднего Востока.

Западная Европа традиционно является регионом, в котором активно протекают процессы миграции. Странами, принимающими основную часть иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды.

По данным на 1990 г. в Германии насчитывалось 4 630 тыс. иностранных рабочих (в основном, турки, югославы, итальянцы), во Франции - около 4 млн. (в основном африканцы), в Великобритании - 1736 тыс. В конце 80-х годов проявилась новая тенденция в использовании иностранной рабочей силы в Западной Европе: ее доля уменьшилась в отраслях промышленности и строительства, но возросла в сфере услуг, в финансовых учреждениях, в торговле недвижимостью.

Если первоначально центром трудовой миграции были в основном страны Западной Европы, то в 70-е годы стремительно сформировался рынок рабочей силы в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. К началу 90-х годов здесь насчитывалось более 4, 5 млн. трудящихся-мигрантов (в то время, как численность местных рабочих составляла 2 млн. человек).

Удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочей силы весьма значителен. Он составляет в Объединенных Арабских Эмиратах около 97%, в Катаре - 95, 6%, в Кувейте - 86, 5%, в Саудовской Аравии и Бахрейне - по 40%.

Главный экспортер рабочей силы в данном регионе - Египет, здесь также работают эмигрировавшие из Ирака, Ливана, Сирии, Иордании, из Пакистана Индии, Бангладеш.

Следует отметить, что падение цен на нефть в середине 80-х годов повлекло за собой сокращение потребности в рабочей силе в данном регионе

По оценкам западных экспертов в странах Персидского залива в начале 90-х годов безработица составляла около 3, 7% трудоспособного населения. Видимо этот показатель в данном регионе будет расти, и не только в связи с неблагоприятной конъюнктурой на нефть, но и в связи с таким фактором, как быстрый рост экономически активного населения.

Некоторые арабские страны являются одновременно и экспортерами, и импортерами рабочей силы, например, Иордания, Йемен.

Традиционно крупнейшим центром, притягивающим мигрантов, являются Соединенные Штаты Америки. По оценкам специалистов в 80-е годы около половины прироста населения США приходилось на иммигрантов. В настоящее время там насчитывается около 3 миллионов легальных иностранных рабочих.

Однако следует отметить, что иммиграция в эту страну традиционно носит ассимилированный характер, то есть основная часть въезжающих в страну мигрантов стремится остаться в ней. Таким образом, здесь в основном имеет место переселенческая миграция.

Вместе с тем, здесь достаточно распространено использование труда нелегальных иммигрантов. В 1986 году был принят закон, предусматривающий наказание предпринимателей, использующих нелегальную рабочую силу, в виде штрафов и других санкций, вплоть до тюремного заключения. Но удельный вес использования труда нелегальных мигрантов все равно возрастает, особенно в сельском хозяйстве, строительстве, пищевой промышленности.

Еще один центр международной миграции страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь основными импортерами рабочей силы являются Бруней, Япония Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Республика Корея, Тайвань.

Для этих стран характерны различные формы трудовой миграции. Во - первых, регулируемая трудовая миграция. Она характерна для Малайзии Сингапура, Брунея, Гонконга. Во-вторых, скрытая или нелегальная миграция, которая развита в Восточной и Западной Малайзии, Гонконге, Пакистане Тайване. В-третьих, миграция рабочей силы высокой квалификации, которая сопровождает прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Японией Тайванем, Гонконгом, Сингапуром, Австралией.

Межстрановая миграция рабочей силы имеет место также и в Африке, и в Латинской Америке. В сферу международного рынка рабочей силы втягиваются все новые и новые страны. Миграционные потоки являются немаловажным фактором развития мирового хозяйства в целом.

Россия стала участников международного рынка труда только в начале 90 - х годов. До этого, в период административно-командной экономики население СССР, принимало минимальное участие в процессах международной трудовой миграции. Выезд за границы и въезд из-за границы были строго регламентированы государством. Советские специалисты выезжали на работу по трудовым контрактам в основном в страны третьего мира, которые провозглашали стремление идти по социалистическому пути развития.

В период перестройки экономики нашей страны, отхода от административно - командных методов управления во всех сферах жизни процессы международной трудовой миграции значительно интенсифицировались.

Немалую роль здесь сыграл и распад СССР. Если раньше приезд на работу в Российскую Федерацию из Армении, Грузии или других республик являлся внутренней миграцией, то теперь аналогичные процессы относятся к международной трудовой миграции.

Россия является в настоящее время, как страной-донором, так и страной - реципиентом. Немало российских граждан выезжает в развитые страны с целью заработка. Причем не всегда речь идет о работе по специальности. В связи с высоким уровнем безработицы люди нередко соглашаются выполнять низко квалифицированную работу, так как получают за это, по их мнению, относительно высокую заработную плату.

В то же время, в Россию устремился поток трудовых мигрантов из республик ближнего зарубежья, так как уровень жизни в РФ относительно выше, чем уровень жизни на Украине, в Беларуси и других республиках СНГ.

Характерной чертой участия России в процессах международной трудовой миграции является слабая роль государства в регулировании данных процессов. В результате этого большое число иностранных работников используются на нелегальных условиях.

С другой стороны, не созданы механизмы использования положительных сторон эмиграции работников по трудовым контрактам, что не позволяет обеспечить должный приток валютных средств в экономику России как от фирм - посредников, так и от официальных переводов самих мигрантов на родину.

Список использованной литературы

1. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. М., «М.О.», 2009.

2. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. М., «М.О.», 2010.

3. Казаков А.П. - Минаева Н.В. Экономика. М„ ЦИПККАП, 2010.

4. Основы внешнеэкономических знаний. Словарь справочник. М., Высшая школа, 2010.

5. Внешнеэкономический бюллетень, 7(1) М., 2009.

Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, они зачастую пересекаются. Решающее значение при этом имеют экономические возможности принимающей страны, ее роль в современном мире, а иногда и ее исторические, географические, этнические корни.

В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:

  • 1. Миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;
  • 2. Миграция в рамках промышленно развитых стран;
  • 3. Миграция рабочей силы между развивающимися странами;
  • 4. Миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся стран в промышленно развитые);
  • 5. Миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999 - 264 с.

Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда и просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих. В 80-е годы для развивающихся стран Азии, Латинской Америки, отчасти Африки (особенно ЮАР в середине 90-х годов) стала характерной "утечка умов". В конце 80-х годов только в США работало около 1,5 тыс. южнокорейских специалистов, имеющих ученую степень, что превышало численность защитивших диссертации в высших учебных заведениях Южной Кореи. Такой разрыв объяснялся тем, что многие корейские студенты по окончании учебы в США не возвращались на родину, продолжая научные исследования в американских научных и учебных учреждениях.

Привлечение интеллектуальной иммиграции для США - обычная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особенно программного обеспечения, обеспечивает импорт иностранной рабочей силы. Ведь затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600-800 тыс. долл.

В XIX в. международная миграция населения (всего свыше 28 млн. человек) была направлена в основном из Европы в Америку. За период с 1815 по 1900 из Великобритании эмигрировало около 13 млн. человек, из них 65 % направлялись в США, 15% - в Канаду, 11% - в Австралию, 5% - в Южную Америку. Второе место занимала Германия, за 1841-1900 из нее эмигрировало 4,9 млн. чел., в основном в США, меньшая часть в Бразилию и другие страны Америки. Потоки переселенцев из Италии (3,9 млн. человек, с 1876 по 1900) направлялись большей частью в Аргентину, Бразилию, США. На протяжении второй половины XIX в. около 1,5 млн. человек эмигрировало из стран Северной Европы. Продолжалась колонизация Америки испанцами и португальцами. Международные миграции населения происходили и из стран Восточной Европы, но их учет был неудовлетворительным. В XIX в. - первой пол. XX в. происходило также значительное перемещение населения из Китая и Индии. Китайцы поселялись в странах Юго-Восточной Азии, индийцы - преимущественно в районах, прилегающих к Индийскому океану, а также в странах Тихоокеанского (Фиджи) и Карибского (Гайана, Тринидад и Тобаго) бассейнов.

Международная миграция населения первой половины XX в. отличалась от миграции XIX в. масштабами и направлениями. За 1900-1939 из Европы выехали 28,6 млн. человек. Как и в XIX в., большая часть из Великобритании, но теперь они направлялись главным образом в британские владения. Резко возросла реэмиграция (т.е. добровольное, самостоятельное возвращение эмигрантов на родину, как правило, с восстановлением гражданства) среди англичан и ирландцев. Эмигранты из Германии следовали главным образом в США, после Первой мировой войны возрос поток мигрантов в Бразилию. Если британская и германская эмиграция в XX в. характеризовалась тенденцией к сокращению, то итальянская эмиграция значительно расширилась. Основная масса мигрантов осела в США (80%), остальные - в Бразилии, Аргентине, Уругвае и Парагвае, а также в странах Африки. Особое место вплоть до 1939 в эмиграции из Европы продолжали занимать страны Северной Европы и балканские страны. Так, за 1901-1930 из балканских стран за океан переселилось свыше 1 млн. человек.

Международная миграция населения в 1940-х г. была связана с военными действиями и их последствиями. Основная часть этих переселений завершилась к 1950 г. или несколько позднее. В 1950-1970-х гг. наряду с США, Канадой, Австралией сформировались новые центры притяжения иммигрантов, обусловленные прежде всего экономическими факторами. Самый мощный центр сложился в рамках ЕЭС, он существенно изменил миграционную ситуацию в мире - Европа из поставщика иммигрантов за океан (межконтинентальная миграция составила за 150 лет примерно 60 млн. человек) превратилась в их «потребителя»: на начало 1990-х г. в ЕЭС насчитывалось около 15 млн. трудящихся-мигрантов и членов их семей. В середине 1970-х такой же центр возник в районе Персидского залива (Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Кувейт и др.), где сложилась уникальная демографическая и экономическая ситуация. В начале 1990-х г.70% рабочей силы этого региона были иностранцы. В Латинской Америке центрами притяжения мигрантов стали Аргентина, Венесуэла, Бразилия (все - с числом иммигрантов от 5 до 8 млн.), в Юго-Восточной Азии - Сингапур, Гонконг, Япония, в Африке - Южно-Африканская Республика, Республика Кот-д"Ивуар (все - в среднем с численностью иммигрантов свыше 6 млн.). В Израиль в начале 1990-х г. в среднем прибывало 190 тыс. человек в год.

Основные поставщики иностранной рабочей силы: в Азии - Индия, Пакистан, Филиппины, Малайзия, Вьетнам; на Ближнем Востоке - Египет, Ливан, Иордания; в Африке - Марокко, Алжир, Тунис, Гана, Мали, Чад, Гвинея, Мозамбик, Ботсвана; в Южной Америке - Парагвай, Боливия, Колумбия; в Северной Америке - Мексика; в Европе - Польша, Португалия, Италия, Ирландия, Турция.

С конца 1980-х г. в международную миграцию населения вовлекаются страны Восточной Европы и Российская Федерация. С падением «железного занавеса» и распадом Советского Союза действительно можно говорить о глобальном характере международной миграции населения. Брук А.С., Кабузан В.М. Миграциология. М., 1989 Миграция населения. М., 1992

Двумя традиционными центрами притяжения рабочей силы являются США и Западная Европа. Что касается США, то трудовые ресурсы этой страны исторически сложились за счет иммигрантов. В 50-е годы США стали проводить политику привлечения высококвалифицированных кадров, которая осуществляется до сего времени. Довольно активно привлекаются низко- и полуквалифицированные работники (особенно из Мексики), которые сейчас составляют преобладающую группу иммигрантов в США. В 70-е годы число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн. человек (20% прироста населения за эти годы), на треть больше, чем в предшествующее десятилетие. В 80-е годы масштабы иммиграции еще больше возросли - на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн. легальных и 2 млн. нелегальных иммигрантов. В первой половине 90-х годов интенсивность иммиграции не уменьшилась. Вместе с тем, по мнению некоторых российских экономистов, поскольку иммиграция в эту страну носит ассимиляционный характер, то этот центр является неперспективным для трудовой миграции. Другой традиционный центр притяжения рабочей силы - это Западная Европа. По оценке Международной организации труда на нее приходится более четверти иностранной рабочей силы мира. Средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет здесь 600 тыс. человек, а вместе с членами семей - не менее 1,3 млн. человек. В 80-е годы произошла некоторая перестройка в структуре занятости иностранных рабочих. Однако приток в страны ЕС практически не замедлился. Лидерство в Европе по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания. Формирование в 60-70-е годы новых полюсов экономического роста, так называемого "периферийного капитализма", привело к возникновению новых региональных центров притяжения рабочей силы. К числу таких центров относятся нефтедобывающие страны Ближнего Востока - Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт и др. Например, в середине 90-х годов только в Саудовской Аравии насчитывалось около 4 млн. трудовых мигрантов со всего света, занятых в различных сферах производства, экономической и социальной жизни этого богатейшего нефтедобывающего государства мира. Главным экспортером рабочей силы в этом регионе является Египет. Все больше мигрантов направляются сюда из Южной и Юго-Восточной Азии, а также некоторых арабских стран. Некоторые арабские страны являются одновременно экспортерами и импортерами рабочей силы. К их числу относятся Йемен, Ирак, Ливия. Важным центром притяжения рабочей силы является Австралия. В стране используется до 200 тыс. иностранных работников. Как и США, Австралия нацелена на ассимиляцию иммигрантов. Одним из мировых центров притяжения рабочей силы является Южная Африка. Южная-Африканская республика еще со второй половины 50-х годов встала на путь использования "лишней" рабочей силы из других африканских стран. Проникновение международных монополий в Южную Африку и Намибию в 70-е годы сделало миграцию африканских рабочих достаточно устойчивой. В последние годы Южная Африка привлекает работников и из других частей света. Набирающим обороты центром привлечения рабочей силы становятся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего азиатские "новые индустриальные страны". Так, по данным тайваньской печати, этому островному государству в середине 90-х годов требовалось 100 тыс. рабочих и 20 тыс. ИТР. Кроме "новых индустриальных стран", в этом регионе рабочую силу импортирует Бруней. В 60-е годы стал формироваться международный центр притяжения рабочей силы в Латинской Америке, где рабочих из других стран принимают в основном Аргентина и Венесуэла. Наиболее распространенная форма - сезонная сельская миграция. В эти страны прибывают рабочие из других стран Латинской Америки, а также из азиатских и некоторых африканских стран.

Трудовая миграция населения – это перемещение больших групп людей на значительные расстояния с намерением заполнить свободные рабочие места. В поисках работы жители перебираются из одного административного региона в другой. Лица, пересекающие государственную границу, получают статус эмигрантов.

Возможно вам будет интересно:

Во все времена процесс перемещения населения выглядит вполне естественным. Сейчас усиление миграции часто провоцируется экономической ситуацией. Перетекание трудовых ресурсов из одного региона в другой обостряет многие социальные и политические проблемы.

Статус трудового мигранта

Статус трудового мигранта определяется в нескольких юридических документах. Базовым является закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в последней редакции от 25.07. 2002 г. (№ 115-ФЗ). От его нормативных положений отталкиваются многие изменяющие документы.

В 2014 году в этот базовый закон были внесены изменения (№ 357-ФЗ). Существенные правки коснулись 13 статьи. Ее новое название «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» отражает ведущие тенденции в законодательной базе. Начальный пункт 13 статьи обозначает общие права трудовых мигрантов:

" 1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом."

Это положение гармонично сочетается с подходом, отраженным в международных конвенциях ООН. Определяют статус трудовых мигрантов договоры Совета Европы, стран СНГ. 18 декабря отмечается как Международный день мигранта.

Страны трудовой эмиграции


На международную миграцию трудовых ресурсов влияют:

  • военные конфликты;
  • отсутствие политической и экономической стабильности;
  • экологические проблемы;
  • уровень социальной и правовой защиты.

Приоритетным остается фактор поиска лучшей заработной платы.

Трудовые эмигранты стремятся попасть в государства с высоким уровнем доходов. На такие привлекательные страны приходится 62…65 % от общих потоков международных мигрантов.

Главные районы трудовой иммиграции на карте мира расположены на различных континентах и во многих регионах. Мировыми центрами притяжения трудовых эмигрантов являются:

  • Канада;
  • Австралия;
  • Германия;
  • Россия;
  • Саудовская Аравия.

Этот список дополняется несколькими странами Западной Европы (Франция, Великобритания, Нидерланды и другие), некоторыми странами Азиатско-Тихоокеанского региона, нефтедобывающими государствами Ближнего Востока.

Чем обусловлена трудовая миграция


Основные причины трудовой миграции связаны с:

  • применением импортного техоборудования, для установки, наладки, обслуживания которого требуются квалифицированные иностранные специалисты;
  • реализацией инвестиционных проектов при участии иностранного капитала;
  • отсутствием отечественных кадров определенной квалификации;
  • использованием новейших технологий в строительстве;
  • соблюдением качества, сроков выполнения установленных объемов работ;
  • ухудшением уровня жизни в соседних странах.

Приведенный перечень можно дополнять другими причинами. Изменения в экономике и политике, динамика рынка труда каждый раз определяют все новые причины.

Статистика трудовой миграции в России в 2018 году


Трудовая деятельность иностранных граждан в РФ регламентируется несколькими Федеральными законами. Их положения конкретизируются статистическими данными. Количественные предложения обосновываются Минтрудом и утверждаются Правительством России.

Постановлением Правительства РФ (№ 1479 от 06.12.2017 г.) устанавливаются квоты по привлечению иностранных работников на 2019 год. Потребность страны в трудовых мигрантах снижена почти на 20% по сравнению с предыдущим годом:

" Утвердить на 2019 год квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы:
140423 приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;
140423 разрешения на работу."

По численности квот лидируют такие профессионально-квалификационные группы:

  1. рабочие для горной, горно-капитальной, строительно-монтажной, ремонтно-строительной отраслей – 44608;
  2. квалифицированные рабочие других профессий на мелкие и крупные промышленные предприятия – 22092;
  3. работники для металлообрабатывающей, машиностроительной промышленности – 14826.

Законы и постановления создают правовую почву, на которой производится государственное и международное регулирование трудовой миграции. Квоты формируются с учетом общих условий рынка труда. Учитываются предложения от субъектов РФ.

Оказание услуг миграционными центрами


Содействует переезду граждан, их трудоустройству столичный или региональный центр трудовой миграции. В таком учреждении предоставляется комплекс основных услуг.

Прибывшим гражданам создаются комфортные условия для оформления документов. Сотрудники центра помогут в переоформлении и выдаче патентов для найма физическими, юридическими лицами. В действующие патенты вносятся необходимые изменения.

Миграционные центры организовывают оказание дополнительных услуг по:

Трудовые мигранты вправе рассчитывать на помощь или консультации в жилищном обустройстве. Региональные центры помогут иностранным гражданам, их семьям в трудоустройстве и переезде.

Основные миграционные потоки


Примеры трудовой миграции свидетельствуют, что чаще покидают родные страны люди с высокой квалификацией. К ним относятся:

  • ученые;
  • спортсмены;
  • бизнесмены;
  • уникальные специалисты.

Миграционные потоки характеризуются различной продолжительностью. Люди выезжают на заработки посезонно. Некоторые получают официальные разрешения на временное перемещение. Есть категория граждан, которые безвозвратно покидают родину и переезжают в другую страну на ПМЖ (постоянное место жительства).

Специальные структуры ООН мониторят трудовую миграцию. Благодаря этому удалось установить крупные миграционные коридоры. В их числе:

  1. Мексика – США;
  2. Индия – ОАЭ;
  3. Украина – Россия;
  4. Россия – Украина;
  5. Бангладеш – Индия.

Россия одновременно является страной-реципиентом и страной-донором. Такое качество дополняется особым характером миграционных процессов. Значительная их часть реализуется в нелегальных условиях.

Процессы трудовой миграции связаны с правовой защитой иностранных работников. Для решения многих вопросов нужны консультации с юристами, правозащитниками, правоохранителями, работниками миграционных центров. Рекомендации от профессионалов помогают найти выход из различных проблемных ситуаций.

В процессе развития международного рынка труда в сферу его деятельности вовлекались все новые и новые страны. Постепенно сложилось несколько основных центров, в которых процессы миграции рабочей силы имеют наиболее активный характер.

Западная Европа традиционно является регионом, в котором активно протекают процессы миграции. Странами, принимающими основную часть иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды.

По данным на 1990 г. в Германии насчитывалось 4 630 тыс. иностранных рабочих (в основном, турки, югославы, итальянцы), во Франции - около 4 млн. (в основном африканцы), в Великобритании - 1736 тыс. В конце 80-х годов проявилась новая тенденция в использовании иностранной рабочей силы в Западной Европе: ее доля уменьшилась в отраслях промышленности и строительства, но возросла в сфере услуг, в финансовых учреждениях, в торговле недвижимостью.

Если первоначально центром трудовой миграции были в основном страны Западной Европы, то в 70-е годы стремительно сформировался рынок рабочей силы в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. К началу 90-х годов здесь насчитывалось более 4,5 млн. трудящихся-мигрантов (в то время, как численность местных рабочих составляла 2 млн. человек).

Удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочей силы весьма значителен. Он составляет в Объединенных Арабских Эмиратах около 97%, в Катаре - 95,6%, в Кувейте - 86,5%, в Саудовской Аравии и Бахрейне - по 40%.

Главный экспортер рабочей силы в данном регионе - Египет, здесь также работают эмигрировавшие из Ирака, Ливана, Сирии, Иордании, из Пакистана, Индии, Бангладеш.

Следует отметить, что падение цен на нефть в середине 80-х годов повлекло за собой сокращение потребности в рабочей силе в данном регионе. По оценкам западных экспертов в странах Персидского залива в начале 90-х годов безработица составляла около 3,7% трудоспособного населения. Видимо этот показатель в данном регионе будет расти, и не только в связи с неблагоприятной конъюнктурой на нефть, но и в связи с таким фактором, как быстрый рост экономически активного населения.

Некоторые арабские страны являются одновременно и экспортерами, и импортерами рабочей силы, например, Иордания, Йемен.

Традиционно крупнейшим центром, притягивающим мигрантов, являются Соединенные Штаты Америки. По оценкам специалистов в 80-е годы около половины прироста населения США приходилось на иммигрантов. В настоящее время там насчитывается около 3 миллионов легальных иностранных рабочих.

Однако следует отметить, что иммиграция в эту страну традиционно носит ассимилированный характер, то есть основная часть въезжающих в страну мигрантов стремится остаться в ней. Таким образом, здесь в основном имеет место переселенческая миграция.

Вместе с тем, здесь достаточно распространено использование труда нелегальных иммигрантов. В 1986 году был принят закон, предусматривающий наказание предпринимателей, использующих нелегальную рабочую силу, в виде штрафов и других санкций, вплоть до тюремного заключения. Но удельный вес использования труда нелегальных мигрантов все равно возрастает, особенно в сельском хозяйстве, строительстве, пищевой промышленности.

Еще один центр международной миграции страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь основными импортерами рабочей силы являются Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Республика Корея, Тайвань.

Для этих стран характерны различные формы трудовой миграции. Во-первых, регулируемая трудовая миграция. Она характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея, Гонконга. Во-вторых, скрытая или нелегальная миграция, которая развита в Восточной и Западной Малайзии, Гонконге, Пакистане, Тайване. В-третьих, миграция рабочей силы высокой квалификации, которая сопровождает прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Японией, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром, Австралией.

Межстрановая миграция рабочей силы имеет место также и в Африке, и в Латинской Америке. В сферу международного рынка рабочей силы втягиваются все новые и новые страны. Миграционные потоки являются немаловажным фактором развития мирового хозяйства в целом.

Россия стала участников международного рынка труда только в начале 90-х годов. До этого, в период административно-командной экономики население СССР принимало минимальное участие в процессах международной трудовой миграции. Выезд за границы и въезд из-за границы были строго регламентированы государством. Советские специалисты выезжали на работу по трудовым контрактам в основном в страны третьего мира, которые провозглашали стремление идти по социалистическому пути развития. Организация процессов международной миграции производилась только государственными органами.

В период перестройки экономики нашей страны, отхода от административно-командных методов управления во всех сферах жизни процессы международной трудовой миграции значительно интенсифицировались.

Немалую роль здесь сыграл и распад СССР. Если раньше приезд на работу в Российскую Федерацию из Армении, Грузии или других республик являлся внутренней миграцией, то теперь аналогичные процессы относятся к международной трудовой миграции.

Россия является в настоящее время, как страной-донором, так и страной-реципиентом. Немало российских граждан выезжает в развитые страны с целью заработка. Причем не всегда речь идет о работе по специальности. В связи с высоким уровнем безработицы люди нередко соглашаются выполнять низко квалифицированную работу, так как получают за это, по их мнению, относительно высокую заработную плату.

В то же время, в Россию устремился поток трудовых мигрантов из республик ближнего зарубежья, так как уровень жизни в РФ относительно выше, чем уровень жизни на Украине, В Беларуси и других республиках СНГ.