В чем состоят нравственные уроки раскольникова. Какие уроки можно извлечь из романа преступление и наказание? Преступление раскольникова нравственная причина табличка

НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ В РОМАНЕ Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Мы живем в очень непростое время. Вопросы нравственного воспитания, казалось бы, отодвинуты обществом на второй план, приоритеты отдаются вопросам материальным, приобретению «земных благ». Но, при этом, и общество, и каждый в отдельности осознает, что без «сокровищ небесных» все попытки навести порядок в других сферах жизни, обречены на провал.

Ответственность перед Богом и людьми за нынешнее поколение молодых людей побуждает педагогов современной школы искать пути и средства духовно-нравственного воспитания. На это ориентирован воспитательный компонент ФГОС, который способствует становлению личностных характеристик обучающихся

    осознающих и принимающих ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества;

    социально активных, уважающих закон и правопорядок, соизмеряющих свои поступки с нравственными ценностями.

Изучение на уроках литературы духовного опыта поэтов и писателей России – одно из важнейших средств становления личности.

У каждого преподавателя есть свои приемы и свои «изюминки» для урока, есть и свои любимые книги, методическая литература, помогающая формировать духовно развитую личность, обладающую гуманистическим мировоззрением, национальным сознанием. На уроке преподаватель строит свою работу таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями (формировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию их разных источниках, включая Интернет и др.). Это следует учитывать при разработке системы уроком по творчеству каждого писателя: направлять работу обучающихся на метапредметные результаты изучения предмета (умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции). Так, например, система уроков по роману Ф.М. Достоевского дает возможность для решения таких нравственных задач, как понимание личной ответственности любого человека за свои поступки; раскрытие причин, влекущих за собой нравственное падение личности; определение значимости опасности эгоистических идей и теорий; раскрытие проблем нравственного здоровья личности.

Ф.М. Достоевский, в полном смысле слова, идеолог и моралист. Его романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» - романы идей; в них идеи вынашиваются, рождаются, вырастают или умирают, как и люди. Изучая творчество писателя, мы узнаем, что конкретный жизненный факт, случай, головное дело становились источником замысла того или иного произведения. Работая по роману «преступление и наказание», преподаватель русского языка и литературы ставит перед обучающимися следующие проблемные вопросы:

    Каким должно быть отношение общества к преступникам? Можно ли оправдать преступление влиянием «среды»?

    Каковы нравственные устои русского народа?

    Какова цель существования человечества?

    Даст ли ему счастье материально изобилие, достигнутое ценой отказа от духовной свободы?

Остановимся на одном из таких вопросов-проблем нравственного здоровья личности.

Первое, что необходимо сделать, приступая к рассмотрению вопроса о духовно-нравственном потенциале уроков литературы – установить точное значение понятия. Это понятие трактуется очень широко в законе «Об образовании». В данной статье рассматривается исключительно один аспект проблемы. Духовно-нравственный – относящийся к религии, церкви, то есть речь идет о том, как с помощью уроков литературы способствовать воспитанию нравственности вообще и внедрению базовых национальных ценностей, определяемых Законом, а только лишь о духовно-нравственном воспитании обучающихся в традициях отечественной православной культуры. Но русские писатели всегда были неотъемлемой часть отечественной православной культуры, духовно-нравственный потенциал их творчества выходит за рамки этого определения.

Умеем ли мы извлекать уроки из произведений классической литературы? Совместная проектная деятельность обучающегося и педагога дает возможность правильно истолковать такие понятия как совесть, моральные принципы, нравственное здоровье. Обучающиеся обращаются к словарям Ожегова С.И. «Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю. Шведовой.- М.: «Русский язык», 1975. Изд. 11 – стереотип.), Ушакова Д. И. «Большой толковый словарь современного русского языка». – М.: «Альта - Принт», 2007,1239 с., но точного готового определения нравственного здоровья в словарях нет, поэтому обучающимся предлагается на основе базовых понятий «совесть», «мораль», «здоровье» дать свое. И в ходе системы уроком обучающиеся приходят к выводу о том, что нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Например, муки Родиона Раскольникова – это не муки совести, не раскаяния, это муки оскорбленного самолюбия, тщеславия, уязвленной гордости. А эти муки, согласно религиозной этики писателя, наказанием быть не могут. По мнению Ф.М. Достоевского, истинным наказанием могут быть только муки совести, раскаявшегося в своем преступлении человека, человека, осознавшего себя преступником.

Отправной точкой духовных поисков на уроках литературы становятся слова Н.В. Гоголя: «Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелие».

И, несмотря на сказанные великим писателем слова, можно использовать список уроков-вопросов, отражающих возможные варианты духовных бесед с обучающимися:

    Можно ли быть счастливым человеком без веры?

    Был ли праведником Ф.М. Достоевский?

    Можно ли «воскресить Лазаря»? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

    В чем смысл жизни?

    Как проявляется всепобеждающая сила молитвы?

    Как в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отразились христианские заповеди?

Результаты размышление над данными вопросами отражаются в сочинениях и устных выступлениях обучающихся.

Анализируя систему образов, преподаватель может организовать работу в группах с использование модульной технологии, благодаря чему самостоятельно достигается конкретная цель учебно-познавательной деятельности. Обучающиеся приходят к выводу: один человек предстает как все люди и отвечает за всех. Чтобы избежать нравственного падения, необходимо осознавать эту меру ответственности. Борьба добра и зла происходит, прежде всего, не во вне, а внутри человека – и исход этой борьбы – результат усилий его собственной души.

В заключение следует сказать о том, что предмет литература – это особый способ постижения жизни, художественная модель мира. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии «эмоционально», но и в интеллектуальном понимании «рационально».

Список литературы:

1. Ачкасова Г.Л. Теория и методика обучения литературе: Диалог искусств в литературном образовании. Конспекты лекций: учебно-методическое пособие. Ч.1.– Курск, КГУ, 2013.– С. 55

2. Беленцов С.И. Педагогические факторы общественной нестабильности и юношеского радикализма и в России во второй половине ХIХ – ХХ веков. – Курск. – 2005. – 241 с. – С. 34-35.

3. Достоевский Ф.М.. Собр. соч. в 7-ми т., Т.2

4. Маранцман В. Г. Проблемный анализ романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / В. Г. Маранцман // Литература в школе. – 2005. – № 10. – С. 22-26 ; №11. – С. 30- 36; № 12. – С. 31-37

5. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». «Идиот» // Русские писатели- классики: Анализ произведений школьной программы / Сост. Н. Олейникова. – Минск, 2003. – С. 230-243

И литературы Марьясовой Галиной Петровной, гимназии №2 Центрального района г. Красноярска.

Содержание урока направлено на постижение смысла произведения, поэтому предложена такая форма, которая помогает проникнуть в художественный замысел писателя. Продумывая ход урока, мне хотелось, чтобы чтение для десятиклассников стало “трудом и творчеством,” поэтому в основе урока лежит диалог – ”совместный поиск истины”. Цель урока – вызвать у старшеклассников эмоции, подвести их к выводам, поэтому использовались эффективные дидактические средства, помогающие пробудить способность учащихся к личностному восприятию литературных произведений, будоражили мысль, без чего в свою очередь нельзя ожидать повышения уровня литературно – художественного образования школьников, качества их гуманитарной подготовки и восприятия творческой, активной личности, в которой так нуждается современное общество.

Урок – эпилог к роману

“Преступление и наказание”.

(Урок – размышление. 2 часа)

Тема: Обретение веры. (Размышляя над страницами романа).

Задачи урока:

· сформировать личное отношение к роману;

· заострить внимание на проблемах, созвучных сегодняшнему дню;

· увидеть и понять нравственные уроки, общественное звучание романа.

Эпиграф к уроку.

Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей.

. “Братья Карамазовы”

Оформление урока:

· портрет;

· выставка книг;

· иллюстрации И. Глазунова к роману Достоевского“Преступление и наказание”.


I. Объявление темы и задач урока.

II. Чтение эпиграфа.

III. Вступительное слово учителя.

Вот и подошла к концу наша встреча с романом “Преступление и наказание ”. Глубокое погружение в текст, бесспорно, привело вас к раздумьям над многими проблемами, вопросами. Я надеюсь на то, что, если многое еще в этом романе в силу вашего возраста и не понято до конца, но мысль уже разбужена.

А это главное!

Еще раз взглянем на обложку романа “Преступление и наказание” – перед нами судебный роман с этическим конфликтом – преступлением – греха и наказания – возмездия. Уже начальная формула - “Преступление и наказание” – внушает нам мысль о высшей закономерности наказания, идее вины и морального суда.

Наши ожидания не напрасны. Действительно, для Достоевского и его героев самое главное –“это мысль разрешить”. И суд имеется в виду”высший”: тот, который вершится в сфере нравственных идей.

В творчестве великого русского писателя, религиозного мыслителя нашел отражение кризис гуманизма, углубившийся в XX столетии. Гуманисты эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) ратовали за расцвет человеческой личности, всех ее потенциальных возможностей, за раскрепощение от пут средневекового католицизма,

Французскими просветителями(XVIIIв.) в идеи гуманизма было привнесено отрицание божественной сути мира, т. е. атеистическое миропонимание. Человеческому разуму приписывались неограниченные возможности. Фридрих Ницше (гг.) создал учение о сверхчеловеке, стоящем по ту сторону добра и зла. В его последних книгах – “Воля к власти”, “Се человек” – попираются все святыни, открыто прославляется зло. Отрицание Бога постепенно приводит к оправданию дьявольского начала. увидел зияющую бездну за этими учениями и пророчески отобразил ее в своих творениях.

Перед изучением эпилога романа мы имеем возможность обобщить накопленные наблюдения. Все это надо сделать предельно кратко.

Отчеты рабочих групп, подготовленных заранее. Ученики в группах работают по карточкам. В них изложены разные задания. Работа объединена общим вопросом. В каждой группе выбирается “дежурный учитель”, который следит за ходом подготовки и готовится в случае необходимости в любой момент заменить любого участника своей группы. Задача учителя – научить читать, понимать, анализировать текст, вслушиваться в голос автора; стремиться к насыщенности уроков самостоятельной творческой деятельностью учеников.

I. Первая учебная ситуация

В чем состоит необычность преступления, совершенного

Р. Раскольниковым?

(: “Преступление Раскольникова – это не тогда, когда он стоял с топором, а когда он мыслил”. Перед нами идейный убийца, и идея эта ” носится в воздухе” – страшная идея о делении людей. Мысль всегда страшнее деяния. Раскольникова в “мысли”, предавшей его душу дьяволу. Иными словами, преступление – в неполноте веры. И все последующие события - расплата за это).

II. Вторая учебная ситуация.

Почему же Р. Раскольников, несмотря на совершенное преступление, воспринимается как личность значительная, вызывающая сочувствие и сострадание?

Выступление ребят. 2 группы: адвокаты Раскольникова(речь в защиту Раскольникова), прокуроры (обвинение Раскольникова)

Ш. Третья учебная ситуация.

Так кто же Раскольников – убийца или спасатель? Можно ли согласиться с “ простой арифметикой ” Раскольникова: ради счастья большинства можно уничтожить ”ненужное большинство”?


(Нет, в построении идеологии преступления допущена серьезная ошибка. Нарушена причинно – следственная связь. Раскольников – “Борись, гордый человек”, возлюби ближнего своего, ради человечества убей человека, т. е. соверши преступление(а совершишь преступление, убиваешь еще и самого себя)- все это нарушение причинно – следственной связи делает теорию нежизнеспособной и губительной для ее носителя).

IV. Четвертая учебная ситуация.

Преступление совершено. Какое же наказание?

(Ясно, что не каторга. А что же? Еще при жизни – ад: “Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку. Тут - таки разом и себя ухлопал навеки ”. Следовательно, ад-это самоубийство навеки; вот что грозит Раскольникову. Надругавшись над живой жизнью в себе, оставив Бога, подчинив душу свою идее, Раскольников обрекает себя на страшные мучения - мучения постепенного умирания души. Начало ада – в отрицании, в торжестве “НЕТ”(нет Бога, нет бессмертия , нет добродетели). Реальный мир утрачен. Старец Зосима из другого романа Достоевского на вопрос: “Что есть ад?” отвечает: “Страдание о том, что нельзя уже более любить”. Это голая гордыня отрицания. Да, Бог дал человеку свободу. Это великий дар, но и великий соблазн. И там, где начинается своеволие и произвол, там подстерегают человека духи тьмы. Недаром Раскольников совершает преступление в 7 часов вечера. “7” – теологическое число. Число – истинно святое число: соединение числа “3”, символизирующее Божественное совершенство, и число “4”,числа мирового порядка, их сумма является символом союза человека с Богом. А Раскольников в 7 часов вечера, убив старушонку, разорвал союз с Богом.

Итак, в результате страшного эксперимента над собой Раскольников убедился, что путь сильной личности, жаждущей и добивающейся власти, позволяющей себе ”кровь по совести”, не для него. Где же выход?

IV. Пятая учебная ситуация.

Зачем ”необыкновенный” человек пришел к “обыкновенному” - к Соне Мармеладовой?

(Раскольников ищет выход. Чтение Нового завета – это кульминация отношений Раскольникова и Сони Мармеладовой. Давайте посмотрим на Раскольникова сквозь притчу о воскрешении Лазаря (сама притча озвучивается заранее подготовленным учеником). Может быть, впервые Раскольников ощутил всевластие божьей правды как земного закона. “Соня представляла собой неумолимый приговор”. Тут или ее дорога, или его – дорога к самоуничтожению).

В эпилоге мы видим Раскольникова на каторге. Каким же предстает он перед нами.

VI. Шестая учебная ситуация.

(Выборочная работа с текстом).

Человеческая натура Раскольникова была слишком противоречивой, чтобы сердце так легко одержало победу над разумом. Но что же оставалось. Вот мы и подошли к самому важному в нашем уроке.

Какими же путями проникает истина в душу человека?

Тут может быть три версии судьбы героя на момент эпилога и конца романа.

Групповые задания.

Проследить по тексту, свой вывод обосновать.

1 версия: нравственное преобразование уже произошло?

2 версия: Раскольников еще только на пороге новой жизни?

3 версия: герой остается несмирившимся, гордым человеком?

Найдите аргументы в защиту своей версии, опираясь на наблюдения по тексту.

Отчет 3-ей группы.

(1. Внешне остался прежним, не зря его не любят каторжане.

2. В теорию свою верит, как и раньше, и страдает от своей слабости: ”О, как бы счастлив бы он был, если бы мог сам обвинить себя. Он бы снес тогда все, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться”.

3. “Зачем ему жить? Что иметь в виду? К чему стремиться? Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования ему всегда было мало: он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он счел себя тогда человеком, которому больше разрешено, чем другому”.

Раскольников убеждает сам себя, убеждает настойчиво, не получая желанного облегчения.

4. Мечта видится ему теперь просто надеждой, фантазией.

“ Чем, чем, - думал он,- моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит?”.

5. Уходит таинственный призрак необыкновенности, но как мучительно смириться с этим, как хочется обрести хоть какую-то точку опоры. Но он скажет: ""Совесть моя спокойна”.

Отчет 2-ой группы.

1. Спокойна ли?

Отчего же вновь и вновь возвращается он к содеянному, в который раз верша суд над собой? Тягостные эти раздумья прерывает голос автора, утверждающего, что невыносимо признать Раскольникову. “Он… не мог понять, что уже тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в своих убеждениях глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения, будущего нового взгляда на жизнь”.

Каторга совпала для Раскольникова с глубоким осознанием случившегося и предчувствием перемен. В это время рождается новый взгляд на жизнь.

Чем он отличается от прежнего?

Задумаемся, почему автор останавливает наше внимание на этих минутах? Потому что именно сейчас предчувствие переходит в прозрение, когда герой учится по - иному слышать и видеть, т. е. рождается новый человек. Он и себя прежнего видит по-новому, словно со стороны: "Он жил как-то опустив глаза: ему омерзительно и невыносимо было смотреть. Но под конец многое стало удивлять его, и он, как-то поневоле, стал замечать то, чего прежде и не подозревал. Вообще же и наиболее стала удивлять его та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом". А ведь раньше подобное обстоятельство воспринималось как должное. Но это прозрение подготовлено теми встречами с "обыкновенными", которые пережил Раскольников, теми уроками, которые они дали.

Жизнь заставила поверить правде Мармеладова, что самое страшное для человека - когда ему некуда пойти, а самое бесценное - это та сила сострадания, в которую он не хотел верить раньше. И самых дорогих людей доверяет Разумихину, в высшей человеческой ценности которого - порядочности - никогда не сомневался. А ведь для Разумихина, Сони, Дуни, Порфирия страшен человек, которому все дозволено!

Разве можно утверждать, что это единодушие не оставило следа в душе Раскольникова?

Отчет 1- ой группы.

И наступает момент, когда в новом свете предстает то, что когда-то было самым сокровенным. Отражением напряженных раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге. (Выборочное чтение с комментированием). Это тревога писателя- гуманиста за будущее человечества, предвиденье, к чему может привести теория эгоцентризма. Как заманчиво все-таки желание ощутить себя лучше других, как велико наслаждение признать себя первым даже среди последних. Но жизнь вносит поправки. В этом сне люди, стремящиеся самоутвердиться любой ценой, предстают “бесноватыми и сумасшедшими”. Где же искать “ чистых”? Уж не среди ли “обыкновенных”? Важность сна для понимания эволюции героя подчеркивает: “Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячечных грез”. Разве это не свидетельство наметившейся переоценки ценностей, не свидетельство перелома во взглядах, в отношении к прошлому, к людям? Начались поиски ответов на вопросы:

Как очиститься от дурных помыслов?

Как научиться жить среди людей?

И пока не смирение, а поиск ответа на эти вопросы приводит его к Евангелию. Иначе, зачем Раскольников просил Соню прочитать о воскресении Лазаря, что хотел услышать? Не слова ли Иисуса “Я есмь воскресение в жизнь” – в романе они выделены курсивом! Изменилось и отношение к Соне (спасительная сила чистоты): “Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени”.

Эти слезы – рубеж нового этапа его жизни: “…он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившемся существом своим…”. “В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжане, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. И даже сам разговаривал с ними, и ему отвечали ласково”.

Новое отношение к людям глубоко психологически оправдано. Если раньше Раскольников подавлял движения сердца, отчаянно противившегося злодейству, то сейчас он освобождается от пут теории и возвращается к самому себе. Раскольникову становиться легче дышать (ранее - “Воздуху!”), а это значит освободиться от плена идеи. Мы видим Раскольникова на берегу большой реки (иллюстрация И. Глазунова), необозримые степные просторы открываются ему, и перед перспективой новой жизни отступает прошлое: “Все, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь… каким – то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом… Вместо диалектики наступала жизнь, и в сознании должно было выработаться что – то совершенно другое”. Какой же дорогой ценой оплачен этот вздох облегчения!

- Ребята, давайте еще раз вслух прочитаем последнее предложение, которым заканчивается роман. Опять появляется цифра 7. Какую смысловую нагрузку она несет? (“Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще семь лет…”- надежда на союз человека с Богом).

Слово учителя.

Прочитан и изучен роман ”Преступление и наказание”. Роман, который раскрывает страшный мир, изображает человека, которому некуда пойти, говорит о нечеловеческих трагедиях. Но он нас и предупреждает, что нет таких причин, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков, т. к., с точки зрения, они ведут в тупик: к безразличию, равнодушию, разрешению в себе человеческого, нравственного долга. Достоевский последовательно опровергает своеволие, ”наполеонизм” Раскольникова. (Вспомним у: ”Мы все глядим в Наполеоны…”).

История достаточно показала тиранов и деспотов, которые ”насильно” устраивали судьбы народов путем уничтожения сотен тысяч, миллионов ни в чем не повинных людей ”обыкновенных”.

Так теория Раскольникова приводит нас к размышлениям над острейшими проблемами нашего времени:

1. убийство является одним из самых тяжелых преступлений, и очень редко имеются причины, способные оправдать его;

2. развенчание вседозволенности – тема очень актуальная для нас сегодня. К счастью, в сердце Раскольникова есть совесть, которая станет источником его возрождения.

Какие же нравственные уроки получает Раскольников?

(Ребята поочередно записывают их на доске. Можно дать индивидуальное задание ученику заранее).

1. Подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью.

2. Страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему все дозволено.

3. Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми.

4. Бесчеловечно, когда за преступление ”героя” расплачиваются другие.

5. Преступление всегда ведет к разрушению личности ”переступившего”… и другие.

Где же источник противостояния злу?

(Зло порождается окружающей действительностью, но человек должен и обязан противостоять ему силой добра, которое сосредоточено в сердце. Именно собственное сердце может заключать ” бесконечные источники жизни”. Но только чистые сердцем обладают такой способностью, поэтому новая жизнь должна начаться с очищения, с осуждения себя).

И Раскольников понимает, что стать человеком – значит обрести те нравственные ориентиры, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений , освященных религией.

Трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, - напрасно прожитой. Нужно научиться слушать голос собственного сердца и помнить, что стремление отогнать от себя сомнения и обрести тем самым душевное спокойствие усугубляет заблуждения. Сомнения - результат интенсивной работы мысли, важнейший компонент жизни, освобождение от которого оборачивается трагедией. Это великий урок.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Написать сочинение по роману ”Преступление и наказание” . ”Размышляя над страницами романа ”Преступление и наказание”.

Во время семинара на доске составляется таблица ”Путь прозрения Раскольникова”. (Опорный конспект)

В свой роман “Преступление и наказание” Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоящих социальных проблем. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим.Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.

Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом.Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам - “униженным и оскорбленным”, - не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теории Раскольникова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными, людьми, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит логике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом.

Достоевского волновало более всего преступление против нравственных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольникова к людям, вражда, отсутствие любви и самоубийство человека охарактеризовано писателем как “убийство” самого себя, уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи-процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души. Достоевский понимает, что “спасти” Раскольникова способен лишь человек, который умеет страдать и чья нравственность выше его собственной. В романе “Преступление и наказание” таким проводником - спасителем души человеческой - является Сонечка Мармела-дова. Она единственная смогла заполнить пустоту, в которой жил Раскольников после убийства.

В романе она предстает перед нами чистой, невинной девушкой: “Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом”. Соня не отличалась особой красотой. И для Достоевского это не имеет никакого значения. А вот глаза Сони, кроткие и милые, говорили много прекрасного о ее душе: “...голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение ее лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней”. Безропотная, беззащитная Сонечка Мармела-дова взвалила на свои плечи непосильную работу. Голод и нищета заставили Соню пойти на позорное унижение.

Видя, как страдает Катерина Ивановна, Соня не могла остаться равнодушной. Все свои деньги Сонечка без жадности отдавала отцу и своей мачехе - Катерине Ивановне. Она относилась к ней как к своей родной матери, любила ее, ни в чем не перечила. В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство.

Соня - “существо приниженное”, и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, чем она, позволили себе издеваться, насмехаться и унижать ее, видя всю невинность и непорочную чистоту. “Приниженной” Сонечка стала из-за общества, в котором живет, из-за людей, что постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Среди всех персонажей романа не найдется более искренней и доброй души, чем Соня.

Лишь презрение можно испытывать к таким, как Лужин, осмелившимся безвинно обвинить ни в чем не виновное существо.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Если Родион Раскольников - носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство «сильной личности», то антиподом ему, противоположным полюсом романа Ф. М. Достоевского...

  2. Загрузка... Читать Ф. М. Достоевского трудно, но интересно. Одним из наиболее значительных его произведений является “Преступление и наказание”. Проблема, над которой бился главный герой Достоевского...

  3. Загрузка... В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году был опубликован в журнале Русский вестник роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Появившееся произведение далеко не во...

  4. Загрузка... Любое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Роман Достоевского “Преступление и наказание” - одно из выдающихся произведений мировой...

  5. Загрузка... Отличительной чертой русской общественной мысли, русской литературы всегда была напряженность духовных исканий, стремление писателей к постановке коренных философских, мировоззренческих вопросов, связанных с нравственной ориентацией...

Основные задачи урока:


«ОК - Преступление и наказание»

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Ненависть

каторжан к

и их любовь к

Соне. Начало

поворота к

новой жизни.


Философское обоснование

Социальные причины

Психологические истоки


ПРЕСТУПЛЕНИЕ

НАКАЗАНИЕ

Приложение №

Нищета и безысходность положения Раскольникова;

Желание помочь матери и сестре, самому завершить образование;

Сострадание к человеческому горю, «большое сердце»;

Желание помочь всем «униженным и оскорблённым».


Деление человечества на два разряда: «тварей дрожащих» и «право имеющих»;

Разрешение «крови по совести, дабы

осчастливить человечество»;

Цель – «свобода и власть».

Душевные муки и поиски выхода из

Уязвлённая гордость и уверенность в своей

исключительности;

Желание испытать себя: кто он – «тварь

дрожащая» или «право имеет».

Нравственные муки Раскольникова до и после убийства, неизбежное отчуждение от людей.

Смерть матери

страдание сестры –

расплата за то, что он

вмешался в «промысел божий».

Осмеяние и

осуждение

теми самыми

«униженными и

оскорблёнными», ради

которых он шёл на преступление.

антигуманной

теории Раскольникова

Сон о моровой язве

(«трихинах»). Ад одного

может обернуться адом

для всех.

Открытие мира христианских ценностей

через любовь к Соне. Путь к покаянию.

«Их воскресила любовь».

Разработка Натальи Мироновой

г. Корсаков, Сахалинская область,

Россия


Просмотр содержимого документа

10 класс

Урок №20

Истоки и мотивы преступления героя.

Эволюция образа Раскольникова и развенчание теории сильной личности, «сверхчеловека»

Цели:

    помочь ученикам проследить развитие образа Раскольникова, определить авторское и личное отношение к персонажу и его идеи;

    развивать навыки работы с текстом, характеризовать образы в их динамике, умение выражать свои мысли, обосновывать их на основе жизненных наблюдений;

    воспитывать гуманизм, лучшие моральные качества.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся определяют причины совершения Раскольниковым преступления, определяют сущность антигуманистической теории героя и её крушение («разрешение крови по совести»); совершенствуют навыки работы с текстом, его анализа и интерпретации; выражают свои мысли по проблемным вопросам романа, обосновывают их на основе жизненного опыта и наблюдений.

Тип урока:

комбинированный

Оборудование:

мультимедийный проектор, ПК, листы ватмана для работы групп, тексты, тетради.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационно-мотивационный этап

    Организационный момент.

    Мотивация учебной деятельности. Работа с эпиграфом.

Есть один закон - закон нравственный.

Достоевский

Как вы понимаете слова писателя, которые служат эпиграфом урока?

* Главное для каждой личности - это закон человеческой совести. Именно совесть диктует моральные принципы жизни.

Как, по вашему мнению, это выражение связано с названием урока?

* В течение урока следует исследовать путь героя от преступления к поступкам, вызванных совестью, - раскаянию.

Мудрец древних времен, баснописец Эзоп сказал: «Плохо станет всем людям, когда каждый потребует своего». Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников решил «спасти мир», создав теорию «сильной личности», которой позволено то, что запрещено остальным людям, и испытал ее на себе. Какими качествами должен быть наделен «сверхчеловек», чтобы иметь право распоряжаться жизнью других, судить виновных и невиновных? Над этим вопросом и многими другими мы и будем работать сегодня.

    Объявление темы и цели урока.

    Мозговой штурм.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ

1. Суд , кара, мучения, муки совести , (всегда ли?) ответное убийство,смертная казнь??? Выпороть ремнем, поставить в угол?

2. Принять наказание :

*понять и осознать свое преступление,

*раскаяться и просить прощения.

3. Суд закона

(какой он? справедлив ли он по-нашему?)

Суд совести!!!

В чем будет выражаться? Как его переносит нормальный человек?

1. Пере-ступил через что? ПЕРЕСТУПИТЬ – через кровь, совесть , родных, через самого себя, если не серийный убийца.

2. З адавлен бытом, живет в жутких условиях, одиночество

3. Д олжностное, политическое

Убийство, воровство, насилие, взятка , травля человека человеком, обман, подкуп,

4. Преступник – жестокий, бессердечный, проблемы жизни,

5. П ротив одного человека, против своего народа , против нации

6. УБИЙСТВО – право лишить жизни другого человека. Такого права нет ни у одного человека.

война, геноцид, терроризм

Серийный убийца – извращение психики.

(на интерактивной доске)

Задание . Составить схему- таблицу

а) Что такое преступление ? Обратите внимание на состав слова.

Через что переступает преступник?

Почему человек совершает преступление?

Каие бывают преступления, приведите примеры;

Кто способен совершить преступление? Какой это человек?

Против кого бывают преступления?

Какое, по-вашему, преступление можно считать самым страшным?

О каких преступлениях в нашем мире вы слышали? Прокомментируйте свои примеры с точки зрения только что высказанных нами мыслей.

А война? А тероризм – это преступление?

б) Что такое наказание ?

Какие бывают виды наказаний?

Как преступник может принять наказание? Понять наказание?

Какое наказание, по-вашему, самое действенное, самое существенное и дает большую пользу?

Какие примеры наказаний в нашем мире вам известны? Прокомментируйте их.

Какова роль союза И?

Приветствуют учителя.

Определяют смысловое значение эпиграфа к уроку.

Записывают тему урока, формулируют цель и задачи.

Составляют схему-таблицу, используя предложенные вопросы.

ФО: «От кулака до пяти пальцев»

    Этап актуализации опорных знаний

    Беседа о герое романа «Преступление и наказание».

Вопросы:

    Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

    Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

    Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?

* Родион Романович – бывший студент Петербургского юридического факультета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкования фамилии героя. Одно происходит от слова раскол , что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество , то есть это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») – так пишет Н. С. Прокурова .

Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа… была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»

Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями… Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу… неуклюжая старая софа… когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях…»

Но Достоевский не просто описывает каморку своего героя, он является, по мнению Н. С. Прокуровой , «большим мастером «одухотворения материи», которая выступает у него как отражение внутреннего мира героя, его мироощущения». «Мир природный и вещный не имеет у Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души» (К. В. Мочульский).

Герой Достоевского – Раскольников – сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.

Вывод . Мы с вами видим, что герой противоречив. Какие противоречивые качества вы можете назвать? (Учащиеся называют качества героя, опираясь на текст).

Чуткость

Холодность

Отзывчивость

Осуждение своей отзывчивости, чуткости

Боль за человека

Равнодушие

Острая реакция на несправедливость и зло

Жестокость

А также быстрая смена настроений, переход от доброго к злому.

Реализация домашнего задания. Отвечают на вопросы учителя. Определяют противоречивые качества героя. Делают записи в тетради.

    Операционно-деятельный этап

    Работа в группах. Создание опорной схемы «Истоки и мотивы преступления героя».

Задание: представить свое понимание причин, которые привели главного героя к преступлению.

При анализе причин писателя интересует: как родилось преступление? Что привело к нему главного героя? Да и только ли главного героя? Ведь в романе каждый переступает определенную черту. Каковы причины? Их много, но можно обобщить их в четыре группы: нравственные, психологические, социальные и философские. И расчленение весьма условно, так как они все тесно связаны.

    Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».

Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве старухи-процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки ее состояний… Мысль крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития, готовясь к реализации». Что толкает Раскольникова на преступление?

Вопросы:

    Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной?

* В. Я. Кирпотин : «Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность… Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он – тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью… Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова».

    Проследите путь героя Достоевского к преступлению. Сжатый пересказ сцены убийства процентщицы и смиренной Лизаветы. (Часть I, гл. 6–7.)

.

Путь Раскольникова к преступлению:

а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации;

б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности;

в) разговор студента и офицера в распивочной;

г) теория о «двух разрядах»;

д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой);

е) мысль героя – решиться хоть на что-нибудь;

ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.

    Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой?

* Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы.

Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил… мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею».

Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», то есть живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», то есть имеющие «дар или талант сказать… новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести».

Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.

    Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления?

* Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»

Преступление, совершенное Раскольниковым, – это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, – вошь, «тварь дрожащая».

В тетрадях можно сделать записи .

* Композиционная пропорция составляет 1:6; это подтверждает авторскую идею: по христианской доктрине и законам справедливости преступление должно быть наказано.

    На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она вос­торжествовала?

* Теория Раскольникова - антигуманистическая по своей сути. В её основе заложены идеи биологического фатализма: судьба человека предопределена от рождения. Он или раб, или господин. Рок возносит над людьми сильную личность, которой разрешено всё, даже преступление,

Для достижения своих целей. Таким образом, теория Раскольникова об­рекла бы большую часть человечества на рабское служение тому, в чьих руках власть. Началась бы стихия всеобщего преступления. Многие за­хотели бы доказать, что и они «наполеончики».

Эта теория привела бы к разобщению людей, к войне всех против всех, когда убивают, терзают, режут друг друга. Почти так и случилось в прошлом веке, когда Наполеон отправился завоёвывать мир, и в 30-х годах нашего столетия, когда к власти пришёл фашизм в Германии...

Создают опорную схему – кластер.

ФО: взаимооценка «Тур по галерее».

Обсуждают выполненные работы, отвечая на вопросы учителя, делают записи в тетради.

    Рефлексивно-оценочный этап

    Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложение:

      К Раскольникову я отношусь...

      Теория «сильной личности» в наше время...

      Меня удивляет (впечатляет) ...

    Чтение притчи.

Однажды один старый мудрый индеец разговаривал со своим маленьким внуком.

    Почему бывают плохие люди? – спросил его внук.

    Плохих людей не бывает, ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и темная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – темный. Понимаешь?

    Понятно,- сказал малыш.- Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

    Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

И я вам всем желаю, чтобы вы кормили светлого волка. Не забывайте, что Любовь и Д оброта спасут мир.

Учащиеся в тетради продолжают данные предложения (заслушать несколько человек или желающих)

Домашнее задание

    Дать письменный развернутый ответ на вопрос: Как вы понимаете слова Раскольникова: «Я себя убил, а не старушонку».

    Групповая работа. Сбор материала по теме «двойники» главного героя и его «антиподы».

1 группа – Лужин

2 группа – Свидригайлов

3 группа – Порфирий Петрович

4 группа – Соня Мармеладова

Записывают домашнее задание, определяют состав групп, форму подачи материала.

Просмотр содержимого документа
«Дискуссионные вопросы»

Дискуссионные вопросы.

    Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова. Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя? Какова теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в “петербургских углах”? Теория связана с преступлением, поэтому главная проблема: возможно ли делать добро людям с помощью преступления?

    Раскольников, действительно, находится как бы между двумя полюсами. Сострадание к людям чередуется в душе героя с приступами гордыни. Это внутреннее противоборство, а внешнее – это метание между знакомыми и родными. Что одержит победу? С чем труднее справиться: со злом внешним или врагом внутри себя? Можно ли логически оправдать принцип “добра” или “зла”?

    “О, если бы я был один и никто не любил меня, и я никого не любил! Не было бы всего этого”, – размышляет Родион Раскольников в конце романа. Следовательно, как это ни парадоксально, одним из мотивов, приведших его к преступлению, была его любовь к людям, желание стать “спасителем человечества”. Каковы же причины, побудившие Раскольникова совершить преступление?

Просмотр содержимого документа
«План сочинения»

План сочинения – Индивидуалистический бунт Раскольникова

I. Причины бунта, приведшие к преступлению.

1. Окружающая действительность: Петербург, нищета, унижения.

2. Особенности личности Раскольникова:

А) сострадание к чужой боли, душевная отзывчивость, уязвленная гордость;

Б) «бесчувствен до бесчеловечия», «ужасно высоко себя ценит».

II. Теория Раскольникова - порождение капиталистического общества и отражение особенностей его личности.

1. Деление людей на два разряда: «гением» и «муравейник».

2. Право «гениев» на «кровь по совести».

3. Право «на кровь» во имя чего? По теории Раскольникова - чтобы «сделаться благодетелем человечества». В действительности же - ради власти над «муравейником». Самообман Раскольникова.

III. Сущность «пробы» - убийство Алены Ивановны. «Кто я - тварь дрожащая или право имею?».

IV. «Катализаторы» преступления Раскольникова.

1. Разговор, услышанный им в трактире.

2. Знакомство с семьей Мармеладовых.

3. Письмо от матери .

V. Отношение Достоевского к преступлению Родиона Раскольникова.

1. Смысл названия романа. Преступление - не только убийство старухи, но сама бесчеловечная теория. Наказание - муки и страдания Раскольникова, начавшиеся до «пробы».

2. Зло преступления Раскольникова множится. Убийство старухи; убийство невинной «блаженной» Лизаветы и ее не родившегося ребенка; принявший на себя вину Николка, сумасшествие и смерть матери. Логическое завершение этой цепочки - сон Раскольникова о моровой язве.

3. в зеркале Лужина и Свидригайлова. Он ненавидит их, но с ужасом понимает, что в нем есть бесчеловечность Лужина, эгоизм, цинизм Свидригайлова,

VI. Возрождение Раскольникова с помощью Сони. Она жила в том же мире, что и Раскольников, но не ожесточилась, не дошла до человеконенавистничества. Она сильна любовью к людям, умением понимать, прощать, жертвовать собой. Ее духовная сила, самопожертвование помогают Раскольникову искупить вину, вернуться в мир

Просмотр содержимого документа
«Чтение легенды»

Чтение легенды.

У Бирбала были недоброжелатели среди придворных. Они только и ждали случая, чтобы очернить его перед падишахом.

Как-то раз один из них обратился к Акбару:

О покровитель мира! Советник Бирбал небеспристрастен в своих решениях. Вчера были схвачены четыре преступника. Они совершили одинаковые проступки, но Бирбал дал им разные наказания. Ты сам можешь в том убедиться.

Когда Бирбал явился во дворец, падишах спросил его:

Я слышал, Бирбал, что ты вчера в суде за одинаковые преступления вынес различные приговоры. Так ли это и что это значит?

Ваше величество! Это правда. Я не допустил несправедливости, я остался верен правосудию. Золото сплющивается от самого легкого удара, а для того, чтобы расплющить железо, надо бить тяжелым молотом. Порядочному человеку хватит и намека, а бессовестного не исправит и наказание. Цель наказания в том, чтобы исправить виновного. Когда я выношу приговор, я всегда думаю о том, что за человек тот, кто провинился, и каким наказанием его можно исправить.

Тогда докажи, что вчера ты вынес справедливые приговоры.

Ваше величество! Одного я отпустил. Я сказал ему только, что такой человек, как он, должен стыдиться своего поступка. Он ушел домой и от стыда принял яд. Другого я сурово отчитал и освободил. Он глубоко осознал свою вину и ушел прочь из города. Третьего я приказал наказать палками. Он теперь заперся дома и не показывается людям на глаза. Самый суровый приговор я вынес четвертому: ему отрезали нос и уши, вымазали лицо сажей, посадили на осла и возили по городу. Так этот бесстыдник ездил по городу и смеялся! А когда увидел на улице своего сына, то приказал передать матери, чтобы она приготовила к его приходу воды для купания и хороший обед. Он, мол, еще покатается немного по городу и скоро вернется.

Разумный наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.


«10 класс Урок №20 Мотивы преступления Раскольникова»



Урок-исследование

Преступление е


Цель урока: исследовать мотивы и причины преступления, совершенного Родионом Раскольниковым.



1.Ну да, чтобы ограбить..

2. Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…

3. Завладев старухиными деньгами, употребить их на себя…

4. …мне надо было узнать, вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая, или право имею?...


Причины преступления Родиона Раскольникова

Нравственные

Психологические

Социальные

Философские


И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился…

«Письмо матери его совсем измучило»

«Не бывать этому браку, пока я жив…»

Нравственные


«Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой.»

«С некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию»

Психологические


«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»

«Он был задавлен бедностью»

«Каморка его… походила более на шкаф, чем на квартиру»

Социальные


«..месяц назад и даже вчера еще она была только мечтой, а теперь… теперь явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном, совсем незнакомом ему виде…»

«В то время он и сам не верил этим мечтам своим и только раздражал себя их безобразностью, но соблазнительною дерзостью»

«Безобразная мечта»

Философские


«Я себя убил, а не старушонку!»

Преступление


Просмотр содержимого презентации
«Достоевский теория Раскольникова»


Антигуманная сущность теории Раскольникова

(По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

900igr.net


  • Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления
  • Показать какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за эту идею, которой руководствуется он в своей жизни
  • Развивать навыки литературного анализа произведения

  • Какова история создания романа?
  • В чем необычность героя?
  • Что дает возможность Раскольникову осуждать других?
  • Какие события способствуют утверждению героя в правильности его «мечты»?
  • В чем суть теории Раскольникова?
  • В связи с чем появляется в романе Лужин?
  • Как теория Лужина связана с теорией Раскольникова?
  • Имел ли Свидригайлов основания сказать Раскольникову «мы одного поля ягоды»?
  • Кто опровергает антигуманную теорию Раскольникова?
  • Что помогло Раскольникову возродиться?

Теория «двух разрядов» -

даже не обоснование преступления.

Она уже и есть преступление.

Она с самого начала решает,

предрешает вопрос – кому жить,

кому не жить.

Ю. Карякин


история Раскольникова – это история

заблудшей души. Это развеянный миф о

«сверхчеловеке», об избранных, которым

все дозволено.

Кулиджанов Л.

Мы – источник веселья и скорби рудник,

Мы – вместилище скверны и чистый родник.

Человек, как в зеркале мир многолик,

Он ничтожен и он же безмерно велик.

О. Хайям


социальный

Жанровое

своеобразие

романа

философский

психологический

Петербургский

роман - опровержение


Причины, побудившие Раскольникова к убийству:

Идеи, витающие в воздухе,

обс тоятельства жизни

Душевное состояние

Внешние:

Внутренние:

  • Состояние Раскольникова («задавлен бедностью», страдает за других, стремление действовать)
  • Характер Раскольникова (замкнут, одинок, самолюбив)
  • «Безобразная мечта»
  • Взгляды революционных

демократов

  • Идеи бонапартизма
  • Тяжелая, душная атмосфера

города

  • Судьбы обездоленных людей

(Мармеладовы,

Дуня, девочка на бульваре,

женщина-утопленница)


Статья Раскольникова в газете «Периодическая мысль»: «О преступлении»

СУТЬ ТЕОРИИ :

Все человечество можно

разделить на два разряда:

«тварей дрожащих» и

«право

имеющих»

«Вошь ли я или право имею?» Мечта о роли властелина мира (Наполеона) и спасителя человечества (Христа)

Исторический прогресс совершается за счет чьих-то страданий


наказание

«чувство

разомкнутости и

разъединенности

с людьми замучило

его»

«…словно бы

ножницами отрезал

себя от них»

«да неужели ж, я в

«я не старушонку,

я себя убил…»

самом деле возьму

топор, стану бить по

голове… Господи,

неужели?»


«…идея – сила, формирующая человека его характер… определяющая его поведение не меньше, чем психология и чем среда»

Раскольников –человек идеи. Идея обхватывает его и владеет им, но имея то свойство, что владычествует в нем не столько в голове его, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда с страданием и беспокойством, и уже раз поселившись в натуре, требует и незамедлительного приложения к делу. Для такого человека измениться в убеждениях значит… тотчас и во всей своей жизни.

Достоевский Ф.М.


Двойники Раскольникова

Соня

Мармеладова

Свидригайлов

Лужин

Наделена даром

бесконечного

сострадания людям.

Идет на страдания

и унижения ради

близких. «Себя убила»

Человек, лишенный

нравственных

устоев, запретов.

Доведенный до

цинизма вариант

теории

Делец, деньги –

единственный его

Бог. Готов

«переступить все

препятствия».

Живет по принципу

«все дозволено»

Бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое

самоутверждение за счет других

Христианская любовь

и смирение спасают


  • Изображая своего героя, Достоевский утверждает неразрывность человечности с истинной совестливостью.
  • Роман и его герой убеждают, что осуществление своих целей за счет ущемления интересов других людей безнравственно и бесчеловечно.
  • Преступления ведут к разрушению личности самого «переступившего».

Каков, по вашему мнению, главный мотив убийства из тех, что Раскольников называет Соне Мармеладовой? (часть пятая, гл.4)

Раскольников о мотивах убийства

Наблюдение Сони за поведением героя

Просмотр содержимого презентации
«Теория Раскольникова»



Словарная работа:

  • Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления.
  • Теория – совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-либо науки.
  • Теория – сложившееся у кого-нибудь мнение, суждение, взгляд на что-то. Это комплекс взглядов, представлений идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления.

Сущность теории.

Право сильной личности на кровь. Он поделил человечество на обыкновенных законопослушных «существователей», «тварей дрожащих» и на людей необыкновенных, «завершителей человечества». Именно они способны разрешить своей совести перешагнуть через любое препятствие, через кровь и преступление во имя дальнейшего блага людей. Теория эта исходит из понимания волевой силы человека, в руках которого находятся все средства изменения мира.


Какие факторы повлияли на формирование данных теорий

Подъем общественного движения разночинцев-шестидесятников. Взгляды революционных демократов. Нигилисты, социал-утописты, бонапартизм, насильственное свержение власти, различные идеи и теории о реформации общественного строя. Ими увлекалась молодежь. «Старые идеалы сваливаются со своих пьедесталов, а новые не нарождаются… Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить и живет в силу каких-то принципов, которым оно не верит»,- писал Салтыков-Щедрин.

Характер

Мир петербургских углов (нищета, несправедливость, ужас существования людей).

Студенческая среда

честность, порядочность, благородство, неравнодушие к жизни народа, страны заставляли размышлять героев о том, что в обществе нужны реформы, что нужно что-то перестраивать, решительность, великодушие, доброта (у Раскольникова)


Как ведет себя Раскольников увлеченный своими идеями?

Сначала замыкается в себе, бросает учебу, уроки. Мечется по улицам Петербурга. Делает «пробу». Болезненно-раздраженный ум, предвзятость (везде ищет перекличку со своей идеей) Терзания за всех. Раздвоение. Письмо Дуни. Знакомство с Соней-«грешницей». Сон Раскольникова об убийстве лошади (отвращение к убийству).


5. Отношение к близким

6. Реализация теории на практике

Грубость, отчуждение, жестокость, стремление избегать их, ложь. С другой стороны – забота, привязанность, любовь.

Разрешил себе «право», допустил «кровь по совести». Убил старуху-процентщицу.


Результат

Причины краха теории

«Переступить» через себя не смог. Это стало «наказанием». Противоречие между умом и сердцем. Не раскаялся.

1) индивидуализм, а человеку не свойственна полная изоляция – физическая и духовная, без общества человек не может. 2) натура (природные нравственные качества) 3) гордыня, презрение к людям, желание власти 4) любовь, дружба 5) случайность (убийство Лизаветы)


Словарная работа:

  • Индивидуализм – нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества.

Просмотр содержимого презентации
«Мотивы преступления Раскольникова»


МОТИВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА

  • познакомиться с героем романа;
  • проанализировать мотивы преступления
  • формировать умения и навыки анализа

художественного произведения;

  • наблюдать особенности художественной

манеры Ф.М. Достоевского;

  • воспитывать бережное, внимательное

отношение к художественному слову.


Роман-исследование

«Ищу человеческое в человеке»

Ф.М. Достоевский

  • Почему убил?
  • Почему признался?
  • Почему воскрес?

«…уничтожить неопределённость, то есть объяснить убийство»

Ф.М. Достоевский

(Из черновиков к роману

«Преступление и наказание»)


Убийство

Глава 6. Разговор студента и офицера

Глава 5. Сон на Васильевском.

Глава 4. Сцена на бульваре.

Глава 3. Письмо матери.

Глава 2. Встреча с Мармеладовым.

Глава 1. Петербург. Проба.


Причины преступления

Социальные

Нравственные

  • «Он был задавлен бедностью»
  • «…углубился в себя и уединился от всех»
  • «…второй день как уж он почти ничего не ел»
  • «Я тогда, как паук, к себе в угол забился»
  • «столько злобного презрения»
  • «И эта же Дунечка за это же кажется замуж идет!..»
  • «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил»
  • «Я просто убил; для себя убил, для себя одного»
  • «Тварь ли я дрожащая или право имею…»

«Путь от страдания к состраданию лежит через преступление».

СО-СТРАДАНИЕ

Страдание

(наказание героя)

Эксперимент

(убийство)

Рождение теории

(«безобразная мечта»)

Страдание

(неудовлетворённость окружающим миром)

О романе

Роман "Преступление и наказание", на мой взгляд, одно из самых великих произведений нашей литературы. В нем Достоевский многогранно изобразил всю внутреннюю боль и тревогу человека, живущего в то время в нищих районах Петербурга. Люди там живут в состоянии постоянного уныния и тревоги, тема безысходности пронизывает весь роман. Безысходность от части и стала причиной толкнувшей главного героя на столь чудовищный поступок. Отчисленный за долги студент Раскольников решается убить старуху процентщицу. Он желает проверить "тварь ли он дрожащая"или сильный мира сего.

Настолько точно автор смог передать чувства героев, возможно, потому что сам во время написания романа был в тяжелом финансовом и душевном состоянии. В это время он находился на каторге. Достоевский писал своему товарищу о том, что этот роман - психологический отчет одного преступления.
Какие уроки можно извлечь из романа

Нельзя сказать, что Раскольников был негодяем, он умеет сострадать и переживать. Об этом говорит случай, когда находясь в доме Мармеладовых, он тихонечко складывает на окно все свои сбережения. Раскольников был:

Сильным,
гордым,
романтичным.

Да и преступление он совершает не из корыстных побуждений, он искренне хочет помочь своей семье. Но, решаясь на преступление Раскольников, не учел то, что он совершит преступление против своей сути. После преступления, Родион не ощущает чувства удовлетворенности. Напротив у него случается нервное расстройство, он становится как бы отрезанным от мира, от людей.

Самый главный урок, который можно вынести из романа говорит читателям о том, что расплата за любое преступление рано или поздно все равно наступит. Для Раскольникова не так страшно было юридическое наказание, как считал сам Достоевский, гораздо страшнее наказание, которому он сам себя подверг, душевные терзания, которые и заставляют героя признаться в преступлении.

О романе

Роман "Преступление и наказание", на мой взгляд, одно из самых великих произведений нашей литературы. В нем Достоевский многогранно изобразил всю внутреннюю боль и тревогу человека, живущего в то время в нищих районах Петербурга. Люди там живут в состоянии постоянного уныния и тревоги, тема безысходности пронизывает весь роман. Безысходность от части и стала причиной толкнувшей главного героя на столь чудовищный поступок. Отчисленный за долги студент Раскольников решается убить старуху процентщицу. Он желает проверить "тварь ли он дрожащая"или сильный мира сего.

Настолько точно автор смог передать чувства героев, возможно, потому что сам во время написания романа был в тяжелом финансовом и душевном состоянии. В это время он находился на каторге. Достоевский писал своему товарищу о том, что этот роман - психологический отчет одного преступления.

Какие уроки можно извлечь из романа

Нельзя сказать, что Раскольников был негодяем, он умеет сострадать и переживать. Об этом говорит случай, когда находясь в доме Мармеладовых, он тихонечко складывает на окно все свои сбережения. Раскольников был:

  • сильным,
  • гордым,
  • романтичным.

Да и преступление он совершает не из корыстных побуждений, он искренне хочет помочь своей семье. Но, решаясь на преступление Раскольников, не учел то, что он совершит преступление против своей сути. После преступления, Родион не ощущает чувства удовлетворенности. Напротив у него случается нервное расстройство, он становится как бы отрезанным от мира, от людей.

Самый главный урок, который можно вынести из романа говорит читателям о том, что расплата за любое преступление рано или поздно все равно наступит. Для Раскольникова не так страшно было юридическое наказание, как считал сам Достоевский, гораздо страшнее наказание, которому он сам себя подверг, душевные терзания, которые и заставляют героя признаться в преступлении.
Еще одним уроком является то, что человек не имеет право лишать жизни другого человека каким бы никчемным он не был. Раскольников решил стать вершителем судеб, но ведь жизнь людям даровал Бог, и забрать ее может только он.