В случае перемены заказчика. Дополнительное соглашение о замене заказчика в муниципальном контракте

Да возможно. Это предусмотрено законом.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. В силу с 09.01.2017)

Статья 95. Изменение, расторжение контракта

Путеводители по закупкам. Вопросы применения ст. 95

1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

(п. 7 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.

3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования , слияния или присоединения.

6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

МЧС России по результатам конкурса заключило госконтракт, и проплатило 1 млн. 300 тыс. аванс. Окончание срока выполнения работ Подрядчиком 31.12.2015 г. до настоящего времени работы не выполнены, деньги отправлены в бюджет, претензионная работа не велась. МЧС России планирует произвести смену заказчика допсоглашением возможна ли в такой ситуации смена заказчика?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Перемена заказчика допустима только в том случае, если новая сторона по контракту является заказчиком в понимании Закона № 44-ФЗ (п.5-7 ст. 3, ч. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, заключение дополнительного соглашения о перемене заказчика возможно только при условии, что данный контракт все еще действует.

В силу ч. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

При этом согласно п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ заказчик - это государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ бюджетное учреждение, осуществляющие закупки.

В силу п. 5 ст. 3 Закона № 44-ФЗ государственный заказчик - это государственный орган, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени РФ или субъекта РФ и осуществляющие закупки.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 44-ФЗ муниципальный заказчик - это муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Таким образом, полномочия новой стороне по контракту могут быть переданы, только если она является заказчиком в понимании Закона № 44-ФЗ.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 425 ГК РФ договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Таким образом, если данным контрактом предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон, то данный контракт следует считать прекращенным (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.08.2014 № Ф07-6207/2014 по делу № А56-63494/2013, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.06.2014 по делу № А29-4089/2013).

Как указал ВАС РФ в Определении от 25.03.2011 № ВАС-2955/11 по делу № А27-22628/2009, договор, прекративший свое действие, не может быть изменен.

Следовательно, в таком случае стороны не могут заключить к контракту дополнительное соглашение о смене заказчика.

В случае отсутствия в контракте условия о том, что с прекращением срока его действия обязательства сторон также прекращаются (п. 3 ст. 425 ГК РФ), такой контракт признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства, а предусмотренные данным контрактом обязательства сторон сохраняются.
Таким образом, в таком случае данный контракт признается действующим, и заказчик вправе решать вопрос о смене заказчика.

Рекомендация:

Внимание: перемена заказчика разрешена без ограничений. Права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику (ч. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: в каких случаях заказчик может передать права и обязанности по контрактам новому заказчику, не являющемуся правопреемником старого предприятия

Передача прав и обязанностей по контрактам может быть осуществлена только в том случае, если новое учреждение относится к категории заказчиков в понимании Закона № 44-ФЗ.

Закон № 44-ФЗ напрямую не устанавливает случаи, когда возможна перемена заказчика, но допускает саму такую возможность (ч. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 21 марта 2016 г. № Д28и-808).

Передача прав и обязанностей исходя из смысла части 6 статьи 95 Закона № 44-ФЗ может быть произведена только новому заказчику.

289 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (4)

    получен
    гонорар 33%

    Юрист, г. Вологда

    Общаться в чате
    • 8,3 рейтинг

    Добрый день, Марина.

    Нужно ли в доп соглашении прописывать пункт про переход прав и обязанностей к новому Заказчику?

    Если заказчик меняется, все прописанные в контракте права и обязанности переходят к нему. Поэтому с юридической точки зрения это не обязательно.

    Может ли Исполнитель потребовать от Заказчика заключения доп соглашения об изменении срока окончания работ? Нужно ли в нем указывать по какой причине увеличивается срок?

    Нет, требовать исполнитель заключения дополнительного соглашения не может, если такая возможность не прописана в тексте контракта. А вот попробовать договориться с заказчиком, объяснив ему причины заключения такого соглашения, можно.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • получен
      гонорар 33%

      Юрист, г. Ставрополь

      Общаться в чате
      • 8,8 рейтинг
      • эксперт

      Здравствуйте, Марина!

      1. В связи с реорганизацией их отдела Заказчик прислал на согласование трехстороннее доп соглашение о смене Заказчика (на МКУ «Управление капитального строительства администрации города»). В данном доп соглашении указаны только пункты, в которых одно название Заказчика меняется на другое. Нужно ли в доп соглашении прописывать пункт про переход прав и обязанностей к новому Заказчику?
      Марина

      Нужно понять действительно ли это реорганизация либо просто изменение наименования организации либо это просто изменение заказчика. Является ли новая организация правопреемником первоначального заказчика.

      Вообще если реорганизации не было (или это не просто изменение наименования), новый заказчик не является правопреемником, то изменение заказчика на другое лицо недопустимо.

      В данной ситуации нужно посмотреть само соглашение. Если есть возможность можете прикрепить к вопросу?


      Марина

      Подрядчик информировал об этом заказчика?

      Вообще изменение сроков работ по 44-ФЗ не предусмотрено. Это фактически означает изменение существенных условий контракта, что не допускается.

      Если заказчик предъявит требования об уплате неустойки, в таком случае вы можете ссылаться на тот факт, что просрочка выполнения работ произошла не по вашей вине.

      Вы не можете изменить сроки в контракте, ст.95 44-Фз не предусматривает подобных оснований.

      Желаю удачи!

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Здравствуйте, Ирина!

      1-й вопрос прояснился, прислали полный текст доп соглашения, оно составлено в соответствии с постановлением главы администрации города______, в соответствии с которым новый заказчик наделяется функциями заказчика по ряду объектов, в том числе и нашего.

      по 2-му вопросу

      1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

      1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

      Мы являемся единственным исполнителем, в контракте предусмотрен

      19.1. В настоящий Контракт могут быть внесены изменения и дополнения,

      которые оформляются дополнительными соглашениями к настоящему Контракту.

      Правильно я понимаю, что можно заключить доп соглашение о продлении сроков или это возможно только в случаях, предусмотренных п. 19.2 контракта (его текст в самом вопросе)?

      получен
      гонорар 33%

      Юрист, г. Вологда

      Общаться в чате

      Добрый день! Есть хорошее пояснение по Вашему вопросу.

      МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
      В соответствии с частью 6 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.
      Таким образом, в указанном в обращении случае при перемене заказчика его права и обязанности переходят к новому заказчику в полном объеме. При этом согласие подрядчика по такому государственному контракту не требуется.
      В соответствии со статьей 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
      В связи с реорганизацией в форме присоединения вновь созданный заказчик самостоятельно формирует свой план-график закупок и вносит в него соответствующую информацию о предстоящих закупках.
      Следует также отметить, что согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
      При этом расчет совокупного годового объема закупок будет производиться с момента реорганизации с учетом объема закупок присоединенных к заказчику организаций.
      Также отмечаем, что план-график присоединяемого учреждения не подлежит применению заказчиком в его закупочной деятельности.
      Согласно части 4 статьи 49 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней или, если в извещение о проведении открытого конкурса такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в отношении конкретного лота должен быть продлен.
      Следует отметить, что согласно пункту 4 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации органам государственной власти (государственным органам), органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, предоставляется право передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (далее - соглашение о передаче полномочий) бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителей, или государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.
      Условия передачи полномочий и порядок заключения соглашений о передаче полномочий в отношении объектов государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями муниципальных образований.
      Соглашения о передаче полномочий являются основанием для открытия органам, указанным в абзаце первом данного пункта, в органах Федерального казначейства (финансовых органах субъектов Российской Федерации и финансовых органах муниципальных образований) лицевых счетов получателя бюджетных средств по переданным полномочиям для учета операций по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.
      Учитывая изложенное, соглашение о передаче полномочий от одного заказчика другому должно содержать условия о передаче таких полномочий в части осуществления процедур закупок.
      Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

      Директор Департамента
      развития контрактной системы
      М.В.ЧЕМЕРИСОВ
      16.12.2016

      Таким образом, даже необязательно заключать никаких соглашений. Они Вас уведомляют, что есть новый заказчик, результаты работ будете сдавать им, расчет от них же. Все обязательства в части контракта перейдут «новому заказчику».

      2. Заказчиком не были своевременно представлены запрашиваемые исходные данные для проектирования (технические условия, которые согласно МК получаются совместно с Заказчиком). По этой причине произошло отставание от графика работ, о чем Исполнитель официально уведомил письмом всех заинтересованных лиц. Уведомлений в адрес Заказчика о приостановлении работы (в связи с отсутствием ТУ – не было). Может ли Исполнитель потребовать от Заказчика заключения доп соглашения об изменении срока окончания работ? Нужно ли в нем указывать по какой причине увеличивается срок?
      Марина

      Что касается этого, то все требования и разногласия предъявляете уже «новому заказчику». Это уже условия контракта.

По прошествии каждого тендера, будь то на поставку товаров или выполнение работ (оказание услуг) – на каждый заказ заключается соответствующий договор. Из двусторонне подписанного документа поставщику понятно в чью пользу должны быть выполнены работы по итогам победы в конкурсе.

Общие положения гражданского законодательства позволяют заменять стороны договора после его заключения. Этот процесс никак не влияет на действительность и необходимость исполнения условий соглашения. Ситуация с государственным либо муниципальным контрактом не является исключением. Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05.04.2013 N 44-ФЗ также позволяет заменить заказчика услуг. Наш адвокат поможет в процедуре, разъяснит, и ответит на все иные Ваши вопросы.

ПОЛЕЗНО : смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал YouTube, чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.

В каких ситуациях возможна замена заказчика?

  1. Реорганизация . Любого рода заказчик во всяком случае в равной мере является юридическим лицом. Статус государственной структуры на нахождение такого органа в реестре юридических лиц никоим образом не влияет. По этой же причине каждое юридическое лицо, в том числе и государственный орган, может быть подвергнут любого рода реорганизации – слияние, изменение организационной формы или выделение. В каждом из перечисленных ситуаций необходимо произвести замену заказчика в государственном контракте.
  2. Ликвидация . Помимо случаев с реорганизацией возможна и полная ликвидация государственного органа как юридического лица. В таком случае на базе предшественника создается новое лицо с вновь созданным наименованием, реестровым номером и так далее. Соответственно, государственный контракт также должен быть изменен на нового заказчика.
  3. Переход прав на имущество . Данный пункт по большей части применим для оказания услуг и выполнения работ, например, по уборке помещений. В этой связи в случае перехода вещных прав (оперативное управление, собственность и т.п.) на обслуживаемое здание заказчиком и соответственно лицом, в пользу которого производятся работы, должен выступать новый владелец объекта недвижимости.

ПОЛЕЗНО : смотрите видео и узнаете как участвовать в тендерах правильно, задайте свой вопрос в комментариях ролика и получите бесплатный совет адвоката по госзакупкам уже сегодня

Дополнительное соглашение о смене заказчика

Процесс замены заказчика в государственном или муниципальном контрактах производится путем подписания дополнительного соглашения, которое является составляющей частью основного договора. При этом, соглашение может быть подписано как с трех сторон одновременно – предыдущий и новоиспеченный заказчик, исполнитель, так и путем подписания только заказчиками. Какого-либо согласия исполнителя на замену стороны заказчика в государственном контракте не требуется. Однако, в случае двустороннего подписания рассматриваемого соглашения, новому заказчику необходимо уведомить поставщика товаров либо услуг о произошедшей замене. В ином случае все негативные риски, связанные с не доведением информации о произошедшей замене стороны по договору, законом возлагаются на сторону заказчика.

Применительно к дополнительному соглашению о замене заказчика необходимо отметить, что принудить государственные органы к такого рода замене стороны исполнитель контракта не вправе.

Перевод долга по государственному контракту

Наравне с заменой заказчика, закон допускает возможность смены и исполнителя. Вместе с тем, подобная процедура возможна в исключительных случаях. Это обуславливается спецификой государственных контрактов, где компанию исполнителя выбирают посредством равного конкурса. Поскольку победителем тендера была избрана только действующая фирма, а иные оценки не получали и не участвовали в закупке, то никакое иное предприятие быть исполнителем, даже с согласия заказчика, не вправе.

Исключением из этого пункта выступают только случаи с правопреемством юридических лиц. Причем, законом четко установлено, что заменить исполнителя допустимо только при изменении организационной составляющей предприятия, при слиянии или присоединении. Соответственно, ни в каких иных ситуациях заменить поставщика невозможно.

Вместе с тем, по итогам уже исполненного контракта замена стороны возможна в любых случаях. Поскольку контракт представляет собой двусторонние обязанности, где заказчик должен оплатить полученные услуги, именно в части прав требования размера вознаграждения закон допускает осуществлять перевод прав по государственному контракту.

Оформление перехода прав требований производится путем подписания договора цессии по 44-ФЗ. Какого-либо согласия на заключение рассматриваемого договора со стороны заказчика не требуется. Однако, в целях действительного получения средств по заключенному договору уступки следует уведомить государственный орган о произошедшем изменении условий договора. В таком случае при переуступке прав требования долга по муниципальному контракту заказчик должен будет произвести оплату полученного товара вновь назначенному кредитору.

Наш адвокат в сфере закупок, поможет отстоять , составит жалобу в ФАС, защитит права заказчика или исполнителя контракта: профессионально, на выгодных условиях и в срок.

Контракт был заключен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в мае 2015 года.
Возможно ли заключение подрядчиком (победителем электронного аукциона на выполнение подрядных работ) после исполнения своих обязательств в полном объёме договора цессии по уступке требований по оплате работ третьему лицу? Препятствует ли заключению договора цессии следующий пункт контракта: "8.2. При исполнении настоящего контракта не допускается перемена подрядчика, за исключением случаев, если новый подрядчик является правопреемником подрядчика по настоящему контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения"?

К сожалению, однозначно ответить на Ваш вопрос мы не можем. Поясним почему.
от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) основан в том числе на положениях ГК РФ ( , Закона N 44-ФЗ). Однако общие положения ГК РФ, в том числе правила главы 24 этого кодекса о перемене лиц в обязательстве, применяются к отношениям в сфере контрактной системы в части, не урегулированной N 44-ФЗ и не противоречащей ему.
Согласно Закона N 44-ФЗ при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее также - контрагент), за исключением случая, если новый контрагент является правопреемником контрагента по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (как видим, упомянутая в вопросе формулировка пункта контракта повторяет это правило). Из приведенной нормы однозначно следует, что не допускается передача контрагентом договора ( ГК РФ), то есть полная замена стороны по контракту. По смыслу данной нормы также очевидно, что запрещается также передача контрагентом другому лицу его обязанностей по поставке товара, выполнению работы, оказанию услуги (то есть перевод долга). Заметим, что именно такие разъяснения давались в Минэкономразвития России от 05.03.2010 N Д22-231 по аналогичной норме Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), регулировавшего соответствующие отношения до 2014 года (смотрите также Минэкономразвития РФ от 22.12.2009 N Д22-1625, письма ФАС России от 02.10.2013 N АД/38430/13).
Что касается возможности уступки контрагентом возникшего у него из контракта права требования к заказчику, то этот вопрос в правоприменительной практике до настоящего времени решается по-разному. Представляется не лишенным оснований подход, предполагающий, что Закона N 44-ФЗ сама по себе не препятствует такой уступке, поскольку ее совершение не влечет замены поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту: по смыслу , ГК РФ при цессии контрагент из договорного обязательства не выбывает. Между тем согласно ГК РФ уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону. С другой стороны, нужно учитывать, что согласно Закона N 44-ФЗ под исполнением контракта понимается комплекс мер, включающий в себя и оплату заказчиком исполненного по контракту, поэтому при "широком" понимании понятия "перемена поставщика (подрядчика, исполнителя)" запрет на уступку действует вплоть до прекращения контракта.
Минфин России неоднократно указывал на то, что цессия по государственным (муниципальным) контрактам не допускается (письма от 11.03.2015 N 02-02-08/12916, от 29.05.2012 N 02-11-05/1904). Невозможность уступки прав требования по контрактам специалисты финансового ведомства обосновывали в том числе особенностями бюджетного процесса. Так, по мнению, высказанному Минфином России в от 02.12.2013 N 02-03-007/52448, порядок санкционирования оплаты бюджетных обязательств по контрактам, возникших у получателей средств федерального бюджета, исключает возможность перечисления денежных средств лицу, не являющемуся стороной по контракту.
Тем не менее в судебной практике подобные соглашения в большинстве случаев рассматриваются как не противоречащие N 44-ФЗ (смотрите, например, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2015 N 12АП-8397/15, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 N , Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 N 19АП-3261/15, Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 N 03АП-2049/15, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 N 17АП-14998/14). Справедливости ради нужно сказать, что представлен в судебной практике и противоположный подход ( Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 N 18АП-7929/15, Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.2016 N Ф10-633/16 по делу N А23-2972/2015, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2015 N 20АП-7508/15, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2015 N 20АП-7367/15).
от 08.03.2015 N 42-ФЗ (далее - Закон N 42-ФЗ), вступившим в силу с 01.06.2015, ГК РФ дополнена пунктом 7. Согласно этой норме, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.
К сожалению, формулировка приведенной нормы, на наш взгляд, допускает возможность неоднозначного толкования, а практика ее применения на сегодняшний день окончательно не сформирована.
С одной стороны, положения ГК РФ могут толковаться аналогично положениям вышеприведенной Закона N 44-ФЗ как не допускающие именно одновременную уступку прав и перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора, - передачу победителем торгов такого договора другому лицу ( ГК РФ), а также перевод долга в части исполнения обязательств по такому договору. Такое толкование может опираться на то, что в данной норме специально указывается на исполнение обязательств по такому договору победителем торгов лично. По нашему мнению, правовой смысл нормы ГК РФ заключается именно в недопустимости возложения исполнения обязательств по договору, заключенному по результатам проведения торгов, на лицо, которое не было признано победителем торгов по установленным критериям, то есть такой запрет по существу установлен с той же целью, которая усматривается из положения Закона N 44-ФЗ: контрагент, который определяется заказчиком по соответствующим критериям, как правило, по результатам конкурентной процедуры выбора из числа участников закупки, не может быть заменен на лицо, не участвовавшее в такой процедуре, кроме случаев, когда такая замена обусловлена правопреемством, связанным с прекращением деятельности контрагента - юридического лица в результате реорганизации.
С другой стороны, буквально из ГК РФ все же следует, что им установлен запрет на заключение лицом, договор с которым заключен на торгах, соглашений, направленных как на перевод долга, так и на уступку прав, возникших у него из этого договора. При этом согласно ГК РФ правила, предусмотренные ГК РФ, применяются также к торгам, проводимым в целях заключения договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг или приобретение имущественных прав, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений. В свою очередь, регулирующий соответствующие отношения N 44-ФЗ прямо не указывает на наличие у контрагента права уступить другому лицу требования об оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) к заказчику. При таком подходе следует признать, что с 1 июня 2015 года любые соглашения об уступке прав из контрактов, которые, в свою очередь, были заключены по результатам конкурентных процедур, предусмотренных N 44-ФЗ, победителями этих процедур, должны квалифицироваться как ничтожные ( ГК РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25). Поэтому до формирования в правоприменительной практике единообразного подхода к вопросу о соотношении ГК РФ и положений N 44-ФЗ уступка участниками закупок прав по контрактам сопряжена с очевидными рисками.
Однако к контрактам, заключенным до 1 июня 2015 г., на наш взгляд, приведенная логика неприменима. К правоотношениям, возникшим по таким контрактам, правила ГК РФ в редакции N 42-ФЗ применяются только в части прав и обязанностей, возникших после вступления в силу этого Закона ( Закона N 42-ФЗ). Согласно ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 той же статьи).
Поскольку N 42-ФЗ к договору аренды лесного участка, заключенному по 1 июня 2015 г. (этот договор предусматривал право арендатора уступить свои права и обязанности по договору другому лицу). К аналогичному выводу пришел Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в от 26.02.2016 N 16АП-176/15. А Второй арбитражный апелляционный суд в от 16.03.2016 N 02АП-11887/15 обосновал правомерность цессии в обязательстве по контракту не только тем, что контракт в рассмотренном судом случае был заключен до 1 июня 2015 г., но и тем, что, по мнению суда, Закона N 44-ФЗ по отношению к ГК РФ является специальной нормой, которая устанавливает исключительно запрет на перемену поставщика (исполнителя, подрядчика) и не препятствует совершению уступки прав (требований) из контрактов.
Однако подчеркнем, что на сегодняшний день единообразный подход к решению вопроса о допустимости цессии в обязательствах по контрактам, в том числе заключенным до 1 июня 2015 г., в правоприменительной практике не сформирован. Поэтому однозначно оценить возможные последствия заключения указанного в вопросе соглашения об уступке прав не представляется возможным.
За официальными разъяснениями по этому вопросу Вы можете обратиться в ФАС России (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.