Военнослужащему предлагают уволиться или заведут уголовное дело. Возбуждение уголовного дела

Раздел 11. Документы, связанные с возбуждением уголовного дела и дознанием в отношении военнослужащих

Постановление о возбуждении уголовного дела

Вариант 1

(согласен, не согласен)

Прокурор ________________________

(наименование органа прокуратуры,

классный чин, фамилия,

_________________________________

инициалы прокурора)

_________________________________

(подпись)

«_________» ______________20_____ г.

Постановлениео возбуждении уголовного дела и принятии его к производству

________________________ «___» ___________20_____ г.

(место составления)

Ч ____ мин

Командир войсковой частиполковник,_______

(наименование органа предварительного следствия или дознания, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя)

рассмотрев сообщение о преступлении - рапорт об обнаружении признаков преступления по факту применения физического насилия в отношении рядового войсковой части, поступившее от командира роты,______________________________

(от кого, когда)

установил:

В ходе расследования уголовного дела в отношении военнослужащего войсковой частирядового последний показал, что в начале августа 2004 г. на спортивных мероприятиях к нему со стороны ефрейтора той же войсковой части Кливоденко применялись неуставные методы воздействия.

Так, Кливоденко во время выполнения Маркиным упражнения «отжимание от земли» в момент нахождения того в положении «упор лежа» с целью показать свое мнимое превосходство нанес Маркину удар ногой в область живота. От удара Маркин ощутил резкую боль в области живота и упал. В результате нанесенного удара ефрейтором Кливоденко у Маркина образовалась гематома в области живота.

9 августа 2004 г. он видел гематому в области живота у рядового Маркина, со слов которого ему стало известно о факте применения к Маркину неуставных методов воздействия со стороны Кливоденко.

В ходе допроса в качестве свидетеля рядового последний показал, что 8 августа 2004 г. он видел, как Кливоденко нанес удар в область живота Маркину в момент, когда тот находился в положении «упор лежа».

Таким образом, в действиях ефрейтора усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч.1 ст. 335 УК РФ.

В данный момент ефрейтор проходит военную службу по призыву в войсковой части, г. Москва.

Принимая во внимание, что имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 335 УК РФ, и руководствуясь ст. ст. 37, 140, 145 и УПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Возбудить уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 335 УК РФ возбудить уголовное дело в отношении ,________________

(фамилия, имя, отчество подозреваемого)

в деяниях которого усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 335 УК РФ.

2. Уголовное дело принять к производству дознавателю войсковой части

3. Копию настоящего постановления направить прокурору

военной прокуратуры гарнизона

(наименование органа прокуратуры)

Командир войсковой части____________________________

(подпись)

Копия настоящего постановления направлена прокурору _____

военной прокуратуры гарнизона

«____» _____________ 20___ г. в ____ ч ____ мин

О принятом решении сообщено заявителю ____________________

(фамилия, инициалы)

и лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело,

(фамилия, инициалы)

Дознаватель войсковой части______________________

(подпись)

Комментарий

Получив сообщение о совершении какого-либо из преступ­лений, перечисленных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, командир воинской части немедленно поручает дознавателю установить обстоятельства совер­шения преступления.

По сообщениям о других преступлениях при наличии повода и оснований, указанных в законе, командир воинской части или по его поручению дознаватель в тот же день возбуждает уголовное дело, о чем выносит постановление. В постановлении должны быть указаны время, место, кем оно состав­лено, повод и основания к возбуждению дела, статья уголовного закона, по признакам которой оно возбуждается, и кому поручено производство расследования по данному уголовному делу.

Об обнаруженном преступлении и начатом дознании командир воинской части немедленно уведомляет военного прокурора (ст. 146 УПК РФ и ст. 91 УВС ВС РФ). Дознаватель перед началом расследования выносит постановление о принятии дела к своему производству. Копии постановлений о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству дознавателем командир части не поз­днее двадцати четырех часов направляет военному прокурору.

Постановление дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), - соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более пяти суток. О решении прокурора дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Когда заявление или сообщение не содержит достаточных дан­ных о признаках преступления, по нему могут быть истребованы необходимые материалы и получены объяснения в срок не более трех суток; по ходатайству следователя, дознавателя соответственно прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе продлить срок проверки до десяти суток, а в исключительных случаях - до тридцати суток для принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его возбуждении (ст. 144 УПК РФ).

Дознаватель не может принимать участие в расследова­нии дела и подлежит отводу, если он является по своему служеб­ному положению начальником или подчиненным лица, в отноше­нии которого возбуждено уголовное дело, а также при наличии иных оснований, указанных в ст. 61 УПК РФ.

При наличии оснований для отвода дознаватель обязан устра­ниться от участия в расследовании, доложить об этом командиру воинской части. Участие дознавателя в дознании, которое проводи­лось им ранее по данному делу, не может являться основанием для его отвода.

Вопрос об отводе дознавателя решается военным прокурором (ст. 67 УПК РФ).

Дознание в отношении офицеров поручается, как правило, до­знавателю в должности и воинском звании не ниже должности и воинского звания лица, в отношении которого возбуждается уголов­ное дело.

Дознание производится всесторонне, полно и объективно. Подлежат исследованию обстоятельства, как уличающие, так и оп­равдывающие обвиняемого, а равно все обстоятельства, как отягча­ющие, так и смягчающие его ответственность. По уголовному делу должно быть установлено:

а) действительно ли совершено преступление и какое именно;

б) где, т. е. в каком месте, совершено преступление;

в) когда совершено преступление (год, месяц, число, время);

г) при каких обстоятельствах, каким способом, с применением каких орудий и средств совершено преступление;

д) кто совершил преступление, подробные сведения, характери­зующие его личность;

е) виновность обвиняемого, с какой целью совершено преступ­ление и его мотивы;

ж) какие причины и условия способствовали совершению пре­ступления;

з) последствия преступления, характер и размеры причиненного ущерба;

и) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответствен­ности обвиняемого, указанные в ст. ст. 61 и 63 УК РФ, и другие об­стоятельства, имеющие существенное значение для дела (ст. 73 УПК РФ).

В соответствии со ст. 74 УПК РФ наличие или отсутствие преступления, а также вывод о виновности лица, его совершившего, должны быть подтверждены фактическими данными (доказательст­вами), которые устанавливаются: показаниями свидетелей, потер­певшего, подозреваемого, обвиняемого; заключением эксперта, ве­щественными доказательствами, протоколами следственных дейст­вий и иными документами.

По выявленным причинам и условиям, способствовавшим совершению преступления, командир воинской части обязан своев­ременно принимать меры, направленные на их устранение и пре­дупреждение преступлений (ст. 40 УПК РФ).

Если совершению преступления способствовали ненадлежащие действия или упущения со стороны вышестоящих органов (служб, должностных лиц), командир воинской части докладывает об этом вышестоящему командиру и информирует военного прокурора.

Постановление о принятии дела к производству

ПОСТАНОВЛЕНИЕо принятии уголовного дела к производству

________________________ «___» ________________ г.

(место составления)

Я, _________________________________________________________

(наименование органа предварительного следствия или дознания,

классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя)

рассмотрев материалы уголовного дела № ________________________

(возбужденного когда, кем)

и учитывая, что производство расследования поручено мне ____________________________________________________________,

руководствуясь ч. 2 ст. 156 УПК РФ,

Постановил:

1. Уголовное дело № ____ принять к своему производству и приступить к расследованию.

2. Копию настоящего постановления направить прокурору ____

(наименование органа прокуратуры, классный чин, фамилия, инициалы прокурора)

Дознаватель войсковой части__________________________

(подпись)

_________________________________

(утверждаю, не утверждаю)

Начальник _______________________

(наименование органа дознания,

_________________________________

звание, фамилия, инициалы

_________________________________

начальника органа дознания)

_________________________________

(подпись)

«________» ________________20 ___ г.

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела

_________________________ «___» ____________20 _ г.

(место составления)

Дознаватель войсковой части__________________________,

(звание, фамилия, инициалы следователя, дознавателя, иного должностного лица органа дознания)

рассмотрев сообщение о преступлении - применение неуставных методов воздействия к рядовому войсковой части сержантом войсковой части __________________

(излагается содержание сообщения)

поступившее от рядового войсковой части,_______________

(от кого, когда)

УСТАНОВИЛ:

Рядовой проходит военную службу по призыву в войсковой части 0000 (Московская область , г. Реутов-3), в воинском звании «рядовой», в должности «старший пулеметчик».

4. Место жительства и (или) регистрации Войсковая часть 00 000

телефон -

5. Гражданство Российская Федерация

6. Образование Высшее

7. Семейное положение, состав семьи Холост

8. Место работы или учебы Войсковая частьв звании «лейтенант», в должности «командир взвода »

телефон -

9. Отношение к воинской обязанности Военнослужащий по контракту____________________________________

(где состоит на воинском учете)

10. Наличие судимости Со слов не судим____________________

(когда и каким судом был осужден, по какой статье УК РФ, вид и размер наказания, когда освободился)

(подпись)

11. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность свидетеля Личность удостоверена

12. Иные данные о личности свидетеля По национальности «русский»

Свидетель __________________________

(подпись)

Иные участвующие лица ______________________________________

(процессуальное положение, фамилия, инициалы)

Участвующим лицам объявлено о применении технических средств

(каких именно, кем именно)

Перед началом допроса мне разъяснены права и обязанности свидетеля, предусмотренные ч. 4 ст. 56 УПК РФ:

1) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ. При согласии дать показания я предупрежден о том, что мои показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае моего последующего отказа от этих показаний;

2) давать показания на родном языке или языке, которым я владею;

3) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

4) заявлять отвод переводчику, участвующему в допросе;

5) заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;

6) являться на допрос с адвокатом в соответствии с ч. 5 ст. 189 УПК РФ;

7) ходатайствовать о применении мер безопасности, предусмотренных ч. 3 ст. 11 УПК РФ.

Свидетель _________________________________________________

2. Письменные и иные доказательства о наличии и размере материального ущерба.

Дата Подпись

Исковое заявление о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда

В____________________________

(наименование суда)

______________________________

(наименование организации или

______________________________

фамилия, имя, отчество, адрес полностью)

Исковое заявлениео защите чести и достоинства и компенсации морального вреда

____________________________________________________________

(указать, когда, кем и где распространены сведения, порочащие, по мнению истца,

_____________________________________________________________

его честь и достоинство, в чем заключаются эти сведения

_______________________________________________________________

и почему они не соответствуют действительности; при желании привести

______________________________________________________________

доказательства в подтверждение изложенного, обосновать размер сумм в счет

_________________________________________________________________

компенсации морального вреда)

В соответствии со ст. ст. 151, 152 Гражданского кодекса Росисйской Федерации

1. Обязать_________________________________________________

(наименование организации или фамилия, имя, отчество гражданина)

Опровергнуть порочащие мою честь и достоинство сведения __________________________________________

(указать характер сведений и порядок их опровержения)

___________________________________________________________.

2. Взыскать в счет компенсации морального вреда ___________________________________________________________

(сумма цифрами и прописью)

Руб.

В подтверждение иска вызвать в суд свидетелей _______ _____________________________________________________________

(фамилии, имена, отчества, адреса)

__________________________________________________________.

Приложения :

1. Имеющиеся у истца доказательства распространения порочащих его сведений_________________________________________

(вырезка или выписка из печатных изданий, выписка из протоколов

___________________________________________________________

собраний, заседаний и т. д. с приведением в них выступлений ответчика;

___________________________________________________________;

письменные обращения в те или иные организации, письма граждан и т. п.)

3. Копия искового заявления.

Дата Подпись

Исковое заявление о возмещении ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей

В____________________________

(наименование суда)

Истец:_________________________

______________________________

Ответчик:______________________

(наименование организации или

______________________________

фамилия, имя, отчество, адрес полностью)

Исковое заявлениео возмещении ущерба, причиненного работникомпри исполнении трудовых обязанностей

Работает _____________________

(указать место работы и должность)

___________________________________________________________.

С ним заключен договор о полной материальной ответственности .

Проведенной «___» ________________ 20____ г. ревизией (инвентаризацией) подотчетных ответчику товарно-материальных ценностей выявлена недостача:

_____________________________________________________________

(указать перечень

недостающих ценностей и их стоимость)

Недостача образовалась вследствие__________________________

____________________________________________________________.

(обстоятельства образования недостачи)

Вина ___________________________________________________ в

(фамилия, имя, отчество ответчика)

недостаче товарно-материальных ценностей подтверждается ____________________________________________________________

(привести доказательства в подтверждение иска)

___________________________________________________________.

В соответствии с п. 2 ст. 243 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Взыскать с ____________________________________ в пользу

(фамилия, имя, отчество ответчика)

_____________________________________________________________

(наименование истца, сумма прописью и цифрами)

Руб. в возмещение ущерба и _______________________________ руб. судебных расходов, а всего ________________________________________

Руб.

2. В обеспечение иска наложить арест на имущество ответчика _____________________________________________________________.

Приложения :

1. Копия приказа о приеме ответчика на работу.

2. Копия договора о полной материальной ответственности.

3. Акт ревизии (инвентаризации).

4. Иные документы, подтверждающие обоснованность иска (материалы проверок, объяснительные записки, копии приказов о наложении дисциплинарных взысканий , докладные и т. п.).

5. Копия искового заявления.

6. Квитанция об уплате государственной пошлины.

Подпись и печать Дата

Исковое заявление о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья

В____________________________

(наименование суда)

Истец:_________________________

(наименование организации; фамилия, имя, отчество истца, адрес)

______________________________

Ответчик:______________________

(наименование организации или

______________________________

фамилия, имя, отчество, адрес полностью)

Цена иска _____________________)

Исковое заявлениео возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья

С «___»___________ 200_ г. я работал на _____________________

В должности ______________________.

«___»___________ 200_ г. на территории завода при исполнении трудовых обязанностей мне было причинено увечье ____________________________________________________________

(указать обстоятельства и причины)

_____________________________________________________________,

в результате чего я находился на излечении до «___» _______ 200_ г., а затем был признан инвалидом _______________ группы со сроком переосвидетельствования _____________ в год.

(сколько раз)

В связи со случившимся у меня имеется утрата ______%

(указать)

профессиональной трудоспособности. Мой средний заработок до увечья составлял ________________ руб.

(указать сумму)

Кроме того, мной были понесены дополнительные расходы____________________________________________________

(дополнительное питание, медикаменты и т. п. - подробно перечислить)

в сумме _____________________ руб.

(указать сумму)

Нормы и ассортимент продуктов, входящих в рацион дополнительного питания, определены специалистом по лечебному питанию ___________________ больницы.

(наименование)

Подтвердить обстоятельства, указанные в иске, могут следующие свидетели:

1. ______________________________________________.

2. ______________________________________________.

(фамилия, имя, отчество полностью)

3. ______________________________________________.

(фамилия, имя, отчество полностью)

На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. 1084-1086 Гражданского кодекса Российской Федерации

ПРОШУ :

1. Взыскать с ___________________________________________,

(наименование предприятия, учреждения)

в мою пользу в возмещение вреда, причиненного утратой заработка, _______________________________________________________

(сумма цифрами и прописью)

Руб. и расходы на дополнительное питание (медикаменты, протезирование и т. п.) в сумме _______________________________________________________ руб.

(сумма цифрами и прописью)

2. Взыскание проводить ежемесячно, начиная с «___»_______ 200_ г.

Приложения :

В____________________________

(наименование суда)

Истец:_________________________

(наименование организации; фамилия, имя, отчество истца, адрес)

______________________________

Ответчик:______________________

(фамилия, имя, отчество, адрес полностью)

Цена иска _____________________

Исковое заявление о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием (в порядке регресса)

Работает в качестве водителя

(фамилия, имя, отчество ответчика)

автомашины ________________________________________________

«____»__________________________ 20___ г. по его вине ____________________________________________________________

(указать обстоятельства и место дорожно-транспортного происшествия)

____________________________________________________________,

в результате чего причинены гражданину _______________________

(фамилия, имя, отчество)

_____________________________________________________________

(указать степень телесных повреждений)

телесные повреждения, а автомобилю _________________________,

(марка, государственный номер)

Принадлежащему ____________________________________________________________

(наименование предприятия)

_____________________________________________________________

(или на праве личной собственности гражданину)

технические повреждения _____________________________________

(указать перечень повреждений автомобиля)

___________________________________________________________.

Вина ответчика подтверждается ____________________________

(указать: проверкой органов ГИБДД , постановлением следователя, приговором суда)

___________________________________________________________.

Решением _______________________________ мирового судьи, городского (районного) суда (арбитражного суда)_______________ области (края, республики) от «___» ________________ 20___ г. с предприятия в пользу потерпевшего гражданина ________________

(фамилия и инициалы)

(предприятия______________________________________________)

(наименование)

взыскано________________________________ руб. Эта сумма складывается из суммы___________________________________________

Руб., которая взыскана в погашение вреда, причиненного аварией его здоровью; суммы ________________________________ руб. - стоимость восстановительного ремонта и утраты товарного вида принадлежащего ему автомобиля. Указанная сумма полностью перечислена взыскателю.

Организация, возместившая вред, причиненный по вине ее работника при исполнении им своих трудовых обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) к этому работнику в размере выплаченного возмещения.

Руководствуясь ст._____ Трудового кодекса Российской Федерации,

(ст. 238 или ст. 243)

ПРОШУ:

1. Взыскать с _____________________________ в пользу

(фамилия, имя, отчество)

______________________________________________________________

(наименование предприятия, организации, учреждения)

в возмещение ущерба______________________________ руб. и государственную пошлину в сумме ________________________ руб.

В обеспечение иска наложить арест на имущество ответчика

____________________________________________________________.

(при наличии сведений указать местонахождение имущества)

Приложения :

1. Копия искового заявления.

2. Копия решения суда о взыскании ущерба.

3. Справка о перечислении денег потерпевшему.

4. Квитанция об уплате государственной пошлины.

5. Справка о заработной плате ответчика.

Подпись руководителя Дата

В одном из дел право не увольняться по плохому пытался отстоять в суде некий прапорщик из Калининградской области. Он служил начальником склада в одной из частей внутренних войск. А попался на том, что попытался откупиться от проверяющих.

В январе 2014 года прапорщик передал через посредников сто тысяч рублей ревизору. Но давать в наши времена взятки не менее опасно, чем брать. Проверяющий не просто отверг деньги, а доложил по инстанциям о том, что его попросили закрыть глаза раньше, чем окончится проверка.

На начальника склада завели уголовное дело по статье УК "Дача взятки". В декабре 2014 года дело было закрыто в связи с деятельным раскаянием обвиняемого. Это значит, что вину он признал и постарался загладить ущерб. А суд, оценив такое поведение, закрыл дело и избавил прапорщика от судимости. Однако, говоря юридическим языком, это нереабилитирующее основание. То есть нельзя сказать, что ничего не было. Человек виноват, но его решили не наказывать. Закон такое допускает.

Но дальше встал вопрос: вправе ли продолжать служебную карьеру человек с подобным пятном в биографии? Формально судимости у него нет. Однако и сказать, что прапорщик в этом деле совсем чист, нельзя. Взятку все-таки он давал, и что-то хотел прикрыть.

Поэтому начальство уволило человека по плохой статье. С формулировкой "в связи с невыполнением условий контракта". Того, у кого в личном деле такая отметка, обратно на службу скорее всего уже не примут. И вообще, кадровики в серьезных государственных организациях, как минимум, будут задавать вопросы. А скорее всего, скажут категоричное нет, для таких кадров у нас нет мест.

Прапорщик попытался за 100 тысяч рублей откупиться от ревизора, на этом попался и был уволен

Поэтому вполне объяснимо желание прапорщика, если не остаться на службе, то хотя бы изменить формулировку увольнения на что-то более спокойное. Чтобы не резало глаз кадровиков.

Нижестоящие суды отменили злой приказ об увольнении, сославшись на то, что военнослужащий не был признан судом виновным в совершении уголовного преступления, дисциплинарных взысканий у него не было. Так что, мол, нет повода увольнять человека по нехорошим основаниям.

"Однако данные выводы судов основаны на неправильном толковании норм материального права и противоречат материалам дела", пояснил Верховный суд России.

Закон допускает возможность досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта о прохождении военной службы при подтверждении аттестационной комиссией в установленном порядке, что данный военнослужащий при совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, наличии неснятых дисциплинарных взысканий и иных юридически значимых обстоятельств, а также специфики служебной деятельности этого военнослужащего перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе.

Решение по этому вопросу должно приниматься в рамках процедуры аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В данном случае как раз так и было: аттестационная комиссия изучила дело прапорщика и решила его уволить.

Аналогичные решения были приняты и в других подобных делах. Так что, даже если дело военного будет закрыто, это не спасет его карьеры.

Гражданином Поваловым, работающим менеджером ООО «Савенрок» было направлено заявление о преступлении, предусмотренное ч. 1 ст. 201 УК РФ, в следственный отдел при Борском РОВД. Данное преступление, по мнению гражданина Повалова, было совершённо директором коммерческой организации ООО «Савенрок» гражданином Куголовым. В ходе проводимой проверки сообщения о преступлении было выявлено, что гражданин Куголов, злоупотребив своими служебными полномочиями, причинил существенный вред правам и законным интересам названной организации. Кроме того, в материалах проводимой проверки отсутствуют какие-либо данные, свидетельствующие о согласии ООО «Савенрок» на привлечение гражданина Куголова к уголовной ответственности, также нет другого заявления этой организации, необходимого для осуществления уголовного преследования в отношении него за исключением заявления гражданина Повалова.

Какое решение должен принять руководитель следственного отдела при РОВД по городу Борску? Имеются ли все основания и поводы для возбуждения уголовного дела? Обоснуйте Ваш ответ.

Если деяние, причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия. (ст. 23 УПК РФ). Основанием для отказа в возбуждении данного уголовного дела будет п. 5 ст. 24 (отсутствие заявления руководителя коммерческой организации).

Михеев, находившийся в состоянии опьянения в вечернее время попытался вступить в разговор с гражданками Есиной и Зининой, а затем начал преследовать Есину, которая скрылась от него в автомашине. Желая остановить указанный автомобиль, Михеев нанес несколько ударов ногами по его кузову. Прибывший в составе наряда ППС на место происшествия старший сержант милиции Янин попытался пресечь незаконные действия Михеева, однако последний нанес ему удар кулаком в лицо, причинив кровоподтек в области глаза, и порвал ему форменную одежду. Старшим сержантом милиции Яниным был составлен рапорт по данному поводу и направлен начальнику Борского РОВД. Кроме того, Михеев был задержан в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ и помещён в ИВС. При проверке было установлено, что Михеев является военнослужащим дислоцированной рядом с городом Борском воинской части. Начальником Борского РОВД было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК РФ в отношении военнослужащего Михеева. После возбуждения уголовного дела все материалы были направлены руководителю военно следственного отдела Следственного комитета при прокуратуре РФ по Борскому гарнизону для производства предварительного следствия.

Начальник Борского РОВД правильно возбудил дело,поводом для его возбуждения стал рапорт (письменный) сержанта, а основанием признаки состава преступления ч.1 ст. 318 применение насилия в отношении представителя власти. Так как Михеев военнослужащий, то все материалы передаются по подследственности военно-следственному отделу.

Ашихмин из-за неприязненных отношений к Горенову затеял с ним ссору, в результате которой не менее двух раз ударил Горенова бейсбольной битой по голове, чем причинил ему вред здоровью средней тяжести. Друг Ашихмина Керкин после того как были нанесены удары бейсбольной битой по голове от которых Горенов уже не мог сопротивляться, нанёс ему несколько ударов в область головы тупым металлическим предметом от которых Горенов скончался. При этом заранее договорённости об совместных действиях в отношении Горенова у Ашихмина и Керкина не было. После содеянного, Ашихмин, совместно с Керкиным, сбросили труп Керкина в воду.

Имеются ли основания для возбуждения уголовного дела в отношении Ашихмина? Если такие основания имеются, то по признакам какого преступления должно быть возбуждено уголовное дело? Обоснуйте Ваш ответ.

Для возбуждения уголовного дела в отношении Ашихмина имеется основание - признак состава преступления предусмотренной ч. 1 ст. 112 причинение средней тяжести вреда здоровью.

Ч.2 ст. 140 Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Гражданка Мамонтова обратилась в следственный отдел Следственного комитета при прокуратуре по Борскому району с заявлением, в котором содержалась просьба возбудить уголовное дело по признакам ст. 286 УК РФ по факту нарушения Законодательной Думой Н-ской области ст. 55 Конституции РФ. Данное нарушение, по мнению заявительницы, заключалось в том, что данный орган власти отменил ранее предоставленные права на дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка молодым семьям, и, данная отмена этого пособия нарушает её права, предусмотренные действующим законодательством.

Какое решение должен принять руководитель следственного отдела Следственного комитета при прокуратуре по Борскому району? Имеются ли основания для возбуждения уголовного дела? Обоснуйте Ваш ответ.

В данном случае дело возбуждено не будет, так как здесь нет оснований для возбуждения уголовного дела (т.е. отсутствуют признаки состава преступления). Хотя повод к возбуждения уголовного дела есть - заявление. Руководитель следственного отдела при прокуратуре по Борскому району, может разъяснить заявительнице порядок обжалования публично-правового акта органа государственной власти, в рамках гражданского судопроизводства, который противоречит К. РФ.

Гражданин Кошкин обратился в дежурную часть Борского РОВД с заявлением, что он, будучи в нетрезвом состоянии 10 лет назад убил гражданку Лотову. По факту убийства гражданки Лотовой 10 лет назад было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ. В настоящий момент производство по данному уголовному делу в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ приостановлено.

Как должен поступить дежурный по Борскому РОВД? Является ли данное обращение гражданина Кошкина явкой с повинной? Обоснуйте Ваш ответ.

На основании ст. 142 добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении- является явкой с повинной. Оно является поводом для возбуждения уголовного дела, а основанием будет является преступное деяние по признакам состава преступления ч. 1 ст. 105 Убийство. Дежурный должен удостоверить личность, принять заявление о совершенном преступлении от лица, которое оформляется в виде протокола явки с повинной.


Осуществление прокурорского надзора за исполнением законов в Вооруженных Силах РФ возложено на органы военной прокуратуры.
К Вооруженным Силам относятся органы военного управления, воинские части, военные учреждения, военно-образовательные учебные заведения, предприятия, организации, подразделения Министерства обороны (в том числе военные комиссариаты, военные комендатуры, военно-медицинские учреждения, военные представительства на предприятиях и др.), а также Внутренних войск МВД России, Пограничных войск Федеральной пограничной службы, Железнодорожных войск РФ, Войск гражданской обороны и Министерства по чрезвычайным ситуациям, Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Главного разведуправления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, Федеральной службы охраны РФ, федеральных органов мобилизационной подготовки и другие воинские формирования любых иных министерств и ведомств, где федеральным законодательством предусмотрено наличие таких формирований с прохождением военной службы, включая военно-строительные и инженерно-технические подразделения.
Все военные прокуратуры организационно входят в общую систему органов прокуратуры и подчинены Главному военному прокурору, который по должности является одним из заместителей Генерального прокурора. К компетенции одних из них относится расследование преступлений на определенной территории (военные прокуратуры гарнизонов, округов), другие расследуют преступления не по территориальному признаку, а по признаку принадлежности виновных к тому или иному виду Вооруженных Сил (военные прокуратуры флотов, Федеральной пограничной службы России, Ракетных войск стратегического назначения и непосредственно подчиненные им военные прокуратуры). Работа отдельных военных прокуратур окружного подчинения организована по смешанному принципу (например, военные прокуратуры, к компетенции которых относится расследование преступлений в воинских частях и соединениях внутренних войск МВД России на территории отдельного гарнизона). Существуют также военные прокуратуры отдельных соединений, дислоцированных, в частности, за пределами Российской Федерации.
Общий порядок определения подследственности органов военной прокуратуры, которая не ограничивается одними лишь преступлениями против военной службы, регламентирован уголовно-процессуальным законом.
В соответствии с правилами, установленными подп. «а» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ и изданным на их основе приказом Генерального прокурора РФ, следователи военной прокуратуры осуществляют предварительное расследование по уголовным делам: о преступлениях против военной службы;
об остальных преступлениях, совершенных военнослужащими или проходящими военные сборы гражданами, а также должностными лицами органов Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации;
о преступлениях лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ (других войск, воинских формирований и органов), совершенных в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении воинской части, соединения, учреждения, гарнизона. Таким образом, органам военной прокуратуры подследственны не только все преступления против военной службы, но и любые преступления, совершенные лицами перечисленных категорий, в том числе те, что в отношении остальных граждан расследуются органами внутренних дел или налоговой полиции.
Кроме того, по специально принимаемому решению Генерального прокурора РФ в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие органы расследования, следовате-

Глава 52. Расследование преступлений против военной службы
лям военной прокуратуры может быть поручено производство предварительного расследования по уголовным делам о любых других преступлениях.
Для определения подследственности преступления органам военной прокуратуры не имеет значения, был ли при исполнении служебных обязанностей совершивший преступление военнослужащий, находящийся на военных сборах гражданин или должностное лицо перечисленных федеральных служб. Любые преступления, совершенные ими как на службе, так и в свободное от службы время, подследственны военной прокуратуре. То же самое относится и к преступлениям, совершенным военнослужащим в период самовольного нахождения вне места службы (включая дезертирство).
В отношении гражданского персонала Вооруженных Сил подследственность определяется по иным правилам. Под таким персоналом понимаются не состоящие по DocnnoK ьл^/лОс граждане, работающие по трудовому договору в воинских частях и военных учреждениях (водители автомобилей, работники бухгалтерии, обслуживающий персонал и пр.).
Следователи военной прокуратуры производят предварительное следствие по уголовным делам не обо всех преступлениях лиц указанной категории, а только о тех, которые совершены теми в связи с исполнением служебных обязанностей, либо без этой связи, но непосредственно на территории воинской части (соединения), обособленного (закрытого) военного гарнизона или военного учреждения, где работает данный гражданин. Не относятся к подследственности военной прокуратуры преступления, совершенные гражданским персоналом Вооруженных Сил вне связи с выполнением служебных обязанностей или за пределами территории воинской части, соединения, военного учреждения или гарнизона.
Если преступление совершено группой лиц, из которых хотя бы один участник относится к чис
лу субъектов подследственности органов военной прокуратуры, предварительное следствие по делу
в отношении всех виновных производится военной прокуратурой с соблюдением требований
ст. 153 УПК РФ. - .
То же самое относится и к ситуациям, когда участник преступления на момент его совершения находился на военной службе или проходил военные сборы, но ко времени возбуждения уголовного дела уже был уволен с военной службы или убыл в установленном порядке с военных сборов.
Органам военной прокуратуры подследственны и уголовные дела в отношении тех лиц, которые, занимаясь преступной деятельностью длительное время, хотя бы одно преступление совершили во время прохождения военной службы или при нахождении на военных сборах.
В случае совершения любого общеуголовного преступления лицом, виновным также в совершении преступления против военной службы, дело подлежит направлению по подследственности^ военную прокуратуру независимо от того, каким правоохранительным органом возбуждено данное уголовное дело. В том же порядке с соблюдением правил ст. 153 УПК РФ передаются уголовные дела о групповом совершении общеуголовного преступления, если в составе преступной группы находилось лицо, отдельно совершившее преступление против военной службы.
Не относятся к подследственности военной прокуратуры преступления, совершенные:

  • лицом до поступления на военную службу или после увольнения с военной службы, даже если
    на момент производства предварительного расследования он является военнослужащим;
  • в отношении военнослужащего гражданским лицом, не относящимся к персоналу Вооруженных
    Сил. а равно известным органам следствия посторонним гражданином на территории воинской
    части, военного учреждения, гарниюна.
В соответствии с имеющимся приказом 1 енерального прокурора РФ, если лицо, совершившее преступление на территории воинской части, не установлено, расследование до выявления виновного должно проводиться военной прокуратурой. После раскрытия такого преступления вопрос о его подследственности разрешается в общем порядке.
Когда уголовное дело возбуждалось в отношении группы военнослужащих и гражданских лиц, не имеющих отношения к Вооруженным Силам, но в ходе расследования отдельные материалы дела в отношении военнослужащих производством полностью прекращены по реабилитирующим основаниям, дело подлежит направлению по подследственности в территориальные органы.
Уголовные дела из территориальных органов по подследственности передаются военному про
курору не по месту прохождения службы виновным, а по месту совершения преступления, по мес
ту задержания или по месту заключения под стражу.
Разграничение подследственности между конкретными категориями военных прокуратур осу
ществляется по правилам, которые определены соответствующим приказом Главного военного
прокурора. . ..........

Глава 52. Расследование преступлений против военной службы
В частности, уголовные дела в отношении дезертиров и других уклоняющихся от прохождения военной службы относятся к подследственности военной прокуратуры по месту задержания военнослужащего. После выполнения в 20-дневный срок необходимых следственных действий такие дела могут передаваться по согласованию с ними военным прокурорам по месту службы задержанных только для расследования других совершенных ими же преступлений либо для расследования фактов неуставных проявлений в отношении задержанного.
Преступления, совершенные военнослужащими и гражданским персоналом Федеральной пограничной службы и подследственные органам военной прокуратуры, расследуются, за некоторыми исключениями, военными прокуратурами соответствующих пограничных округов.
Спорные вопросы определения подследственности между отдельными военными прокурорами различных округов решаются через Главную военную прокуратуру. В таком же порядке определяется подследственность преступлений, совершенных за пределами Российской Федерации в ликвидированных к настоящему времени группах войск или иных воинских формированиях на территории СНГ и стран Восточной Европы.

Возбуждение уголовного дела является важнейшим этапом в уголовно-процессуальной деятельности, и законодателем рассматривается как отдельная стадия уголовного процесса. Ей свойственны определенные цели и средства их достижения. Законом установлен круг участников данной стадии уголовного процесса, к которым относится и военный прокурор.
Возбуждение уголовного дела - первичная стадия уголовного судопроизводства, на которой полномочные органы и должностные лица устанавливают и проверяют наличие основания и повода для возбуждения уголовного дела и, обеспечивая права и законные интересы личности, организаций, общества и государства, принимают решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.
Несмотря на непродолжительность во времени рассматриваемой стадии, можно выделить следующие ее этапы: принятие (получение) заявления о преступлении или обнаружение государственным органом или должностным лицом данных о преступлении и их надлежащее процессуальное оформление; анализ полученной информации и при необходимости ее проверка допустимыми законом средствами; принятие законного и обоснованного решения по заявлению или иному сообщению о преступлении и его процессуальное оформление; определение органа или должностного лица, полномочного вести дальнейшее судопроизводство; извещение заинтересованных лиц о принятом решении по заявлению (сообщению) о преступлении.
Стадию возбуждения уголовного дела характеризуют ряд признаков, анализ которых подчеркивает важность обеспечения законности принимаемых органами расследования решений: непродолжительность во времени; ограниченность круга вопросов, подлежащих разрешению; потребность в строгом и правильном определении органа расследования, который полномочен вести производство по уголовному делу в случае его возбуждения; удостоверение в наличии или отсутствии признаков преступления; наделение органов и должностных лиц специфическими полномочиями, позволяющими эффективно решать задачи стадии возбуждения уголовного дела; возможность инициирования уголовно-процессуальной деятельности на данной стадии лицами, именуемыми заявителями, которые в дальнейшем при производстве по делу могут не являться участниками процесса; возможность принятия окончательного решения по сообщению о преступлении без последующего этапа расследования.
Поскольку при получении информации о преступлении далеко не всегда очевиден факт его совершения, законом определена обязанность соответствующих субъектов по проверке имеющихся данных. Какими действиями проверяется сообщение о преступлении, законом не определено. Во всяком случае, проверочные действия не должны включать в себя следственные действия. Исключением выступает осмотр места происшествия. В случае производства следственных действий до возбуждения уголовного дела полученные сведения расцениваются как полученные с нарушением закона и поэтому являются недопустимыми.
Каждая стадия уголовного процесса отличается и задачами, подлежащими разрешению. Так, на стадии возбуждения уголовного дела разрешаются следующие задачи:
установление наличия или отсутствия повода и основания для уголовного судопроизводства по индивидуальному факту;
в максимально возможный короткий срок реагирование на факт совершения преступления в целях его дальнейшего раскрытия, всестороннего и объективного расследования;
не допускать возбуждения уголовных дел по фактам, не содержащим признаков преступления. В этом смысле стадия возбуждения уголовного дела выступает в виде своеобразного барьера, исключающего уголовное производство, если в деянии отсутствуют признаки преступления. В противном случае органами расследования неосновательно расходовались бы значительные силы, средства, время без положительного результата, в ущерб расследованию действительных фактов совершения преступлений. Кроме того, на стадии возбуждения уголовного дела во многих случаях возможно определить перспективу расследования уголовного дела в случае его возбуждения и соответственно не возбуждать уголовное судопроизводство, когда возможно решение всех вопросов по конкретному случаю уже на стадии возбуждения уголовного дела с задействованием возможностей данной стадии.
Государство в лице своих органов ведет борьбу с преступностью. Это его конституционная обязанность. Об этом неоднократно указывалось и в программах борьбы с преступностью, и в Концепции национальной безопасности. Следовательно, возбуждение уголовного дела - и право, и обязанность полномочных субъектов при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела.
О значимости этапа возбуждения уголовного дела свидетельствует ряд обстоятельств. Вред охраняемым законом правам и интересам военнослужащих, воинских частей и подразделений может быть нанесен как необоснованным отказом в возбуждении уголовного дела, так и наоборот, не возбуждением или несвоевременным возбуждением уголовного судопроизводства при наличии к тому повода и основания. Обеспечение законности на этапе возбуждения уголовного дела является важнейшей обязанностью органов военной прокуратуры. Надзор военного прокурора в условиях ограниченности времени на принятие решения о возбуждении уголовного дела и при дефиците информации о происшедшем призван предупредить нарушения закона.
Военные прокуроры осуществляют надзор за досудебным производством по уголовным делам, и до сих пор показатели данной деятельности были весьма оптимистичными. От 95 до 98 % уголовных дел от числа возбужденных направлялись в военные суды для рассмотрения по существу. Согласно общероссийским показателям в суды для рассмотрения по существу направляется каждое третье уголовное дело из числа возбужденных.
Столь высокие показатели во многом обеспечивались действенным надзором военных прокуроров за возбуждением уголовных дел. Организация органов военной прокуратуры способствовала тому, что практически по каждому случаю решение о возбуждении уголовного дела принималось в ситуации, когда военный прокурор до принятия окончательного решения по сообщению о преступлении был знаком с ситуацией и фактически участвовал в принятии законного и обоснованного решения. Этому способствовали знания и опыт военного прокурора (в силу сложившихся традиций ранее прокурорским работником в военной прокуратуре мог стать только тот, кто занимал должности следователя, старшего следователя военной прокуратуры). Более того, нередко решения о возбуждении уголовного дела принимались самими военными прокурорами по результатам проведенных прокурором проверок. Все это позволяло уже на стадии возбуждения уголовного дела избегать расследования уголовных дел, не имевших судебной перспективы. Тем самым экономились значительные силы и средства, не отрывались от боевой подготовки и повседневной службы военнослужащие, а следовательно, это давало возможность концентрировать усилия органов расследования на расследовании уголовных дел, где действительно требуют защиты уголовными средствами интересы личности и общества. Согласно УПК РСФСР военный прокурор был вправе отменить незаконное или необоснованное постановление следователя военной прокуратуры о возбуждении уголовного дела и отказать в возбуждении уголовного дела, если по делу не производились следственные действия. В случае их выполнения прокурор вправе был прекратить уголовное дело. С принятием УПК РФ возбуждение уголовного дела возможно было только с согласия прокурора.
Примечательно, что в современный период на военного прокурора, как и прежде, возлагаются задачи по надзору за законностью возбуждения уголовных дел. Поскольку в законе не указано иное, предполагается, что данный надзор должен быть эффективным, оперативным, обеспечивающим законность и обоснованность принимаемых следователями решений. Надзор призван служить выполнению задач, которые свойственны данной стадии уголовного процесса, и гарантировать баланс интересов личности, общества и государства, т. е. исходя из характеристики стадии возбуждения уголовного дела, ее важности, задачи стадии, решаемые в ходе нее, остались прежними, прежними остались и задачи военной прокуратуры как надзирающего органа. Возникает вопрос о полномочиях прокурора - позволяют ли они военному прокурору осуществлять надлежащим образом надзорную функцию?
В настоящее время создается иная ситуация в связи с происшедшими изменениями уголовно-процессуального законодательства. Военный прокурор не вправе возбуждать уголовное дело. С одной стороны, это положительное решение законодателя - прокурор не связан началом производства по уголовному делу, и это дает ему возможность с большей степенью объективности надзирать за возбуждением уголовного дела и его расследованием. С другой стороны, обнаруживаемые прокурором (в том числе в ходе прокурорской проверки) факты совершения преступлений станут предметом уголовно-процессуального производства после того, как прокурор направит материалы в военно-следственные органы. Следователь военно-следственных органов в установленный законом трехдневный, а в ряде случаев и в более длительный срок вправе проверить наличие повода и основания к возбуждению уголовного дела. В связи с тем что военно-следственные органы структурно фактически обособлены от военной прокуратуры, период принятия решения о возбуждении уголовного дела возрастет с учетом времени, необходимого для пересылки материалов от прокурора в военно-следственный орган, а также с учетом необходимости проверки следователем поступившего сообщения о преступлении. Промедление с возбуждением уголовного дела в свою очередь может негативно сказаться на закреплении доказательств, раскрытии преступления, изобличении виновных и установлении обстоятельств совершенного преступления.
Не только приведенные, но и другие обстоятельства, с учетом сложившейся ранее положительной военно-следственной практики, не позволяют говорить о положительном аспекте происшедших изменений уголовно-процессуального законодательства. В частности, согласно положениям ст. 37 УПК РФ на прокурора возлагается осуществление функции уголовного преследования. Закон не ограничивает реализацию данной функции какой-либо стадией уголовного судопроизводства. Тогда почему прокурор не вправе начать уголовное преследование путем возбуждения уголовного дела? И в чем заключается осуществление уголовного преследования прокурором в ходе следствия? Анализ УПК РФ показывает, что прокурор реальными полномочиями для осуществления уголовного преследования в ходе следствия не обладает.
Действующее законодательство не позволяет военному прокурору в должной степени осуществлять надзор за законностью и обоснованностью возбуждения уголовного дела. Такой вывод следует из того, что возбуждение уголовного дела следователем имеет по отношению к прокурору уведомительный характер - следователь военно-следственных органов должен направить военному прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела. О законности и обоснованности возбуждения уголовного дела военный прокурор может судить по данному документу. Не всегда оценка принятого следователем решения может быть проведена на основании постановления о возбуждении уголовного дела. Нередко появляется необходимость изучения материалов, послуживших основанием к возбуждению уголовного дела. Однако истребовать материалы уголовного дела военный прокурор не вправе. Даже если прокурор потребует представления уголовного дела для проверки - у следователя или руководителя следственного органа отсутствует обязанность по выполнению такого требовании, т. е. представление материалов остается на усмотрение органов расследования.
Следственной и судебной практикой ч. 4 ст. 146 УПК РФ рассматривается как дающая право прокурору отменить постановление о возбуждении уголовного дела. На наш взгляд, такой вывод является ошибочным. В частности, закон устанавливает, что следователь направляет прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела. Далее речь идет об особенностях возбуждения уголовного дела капитанами морских судов и иными субъектами в исключительных случаях. И законодатель определяет, что прокурор вправе «не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела». Поскольку следователь направляет прокурору лишь копию постановления о возбуждении уголовного дела, а не «материалы» и речь идет о капитанах морских судов и иных субъектах, которые вправе возбуждать уголовные дела в исключительных случаях, то решения следователя прокурором отмене не подлежат, а прокурор вправе отменить решение о возбуждении уголовного дела лишь капитанов морских судов и приравненных к ним лиц.
Об отсутствии у прокурора права отмены постановления следователя о возбуждении уголовного дела свидетельствует следующее. В ст. 37 УПК РФ, нормы которой регулируют полномочия прокурора, отсутствует указание на это право прокурора, более того, «идеология» изменений уголовно-процессуального законодательства заключается в том, чтобы исключить непосредственное процессуальное воздействие прокурора на следователя. Прокурор иные постановления следователя в ходе следствия отменить не вправе, хотя они могут быть незаконными. Прокурор вправе только направить следователю требование об устранении нарушений закона, исполнение которого не является обязательным и безусловным. Законодатель допускает наличие собственной позиции у следователя.
Кроме того, если допустить, что прокурор вправе отменить постановление следователя о возбуждении уголовного дела, возникает вопрос: почему прокурор вправе отменить постановление, а не прекратить уголовное дело? К моменту поступления к прокурору копии постановления о возбуждении уголовного дела следователь наверняка выполнит неотложные следственные действия. Следовательно, необходимо наделять прокурора правом не по отмене постановления следователя о возбуждении уголовного дела, а по прекращению уголовного дела. Для принятия такого решения необходимы основания, указанные в ст.ст. 24-27 УПК РФ, установить которые без изучения материалов уголовного дела невозможно. А получить эти материалы прокурору, как уже отмечалось, весьма проблематично.
Таким образом, возлагая на прокурора обязанность по уголовному преследованию и осуществлению надзора за законностью возбуждения уголовных дел, законодатель не предоставил прокурору необходимые для этого полномочия. По нашему мнению, если на прокурора возлагается обязанность по осуществлению уголовного преследования, то прокурору необходимо вернуть право возбуждения уголовного дела. В целом требует тщательной законодательной проработки осуществление прокурором уголовного преследования в ходе досудебного производства в целях придания данной деятельности прокурора действенности и эффективности. Это относится в полной мере и к возложению на прокурора надзорной функции применительно как к возбуждению уголовного дела, так и к другим этапам досудебного производства.

_________________________________________
Более подробно о характеристике стадии возбуждения уголовного дела см.: Уголовный процесс / Под общ. ред. проф. В.М. Лебедева. М., 2003. С. 303-307.
Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ.