Жизнедеятельность организма человека. Режим жизнедеятельности человека - это что такое? Общее понятие Что включает в себя понятие жизнедеятельность человека

способ существования и нормальная повседневная деятельность и отдых человека. Жизнедеятельность протекает в постоянном контакте со средой обитания. Комфортными называются такие параметры окружающей среды, которые позволяют создать наилучшие для человека условия жизнедеятельности. В процессе своей деятельности человек находится в связи со всеми элементами своей среды обитания, которую можно разделить на бытовую и производственную. В производственной среде обитания человек, взаимодействуя с машинами и другими людьми, трудом добывает себе средства существования. Физический труд происходит за счет мышечной деятельности. Мышечная деятельность делится: на динамическую - переменное мышечное усилие с изменением длины мышцы и изменением положения тела; на статическую - постоянное усилие без изменения длины мышцы. При статической нагрузке мышцы долгое время находятся в одном состоянии, и, по сравнению с динамической нагрузкой, когда происходит чередование сокращений и расслаблений мышц, является более утомительной. При возбуждении мышц происходит превращение потенциальной энергии питательных веществ (углеводы, жиры и белки) и кислорода в работу с выделением тепла. В бытовой среде можно выделить как неспецифические для человека функции (питание и выделение), так и специфичные для некоторых млекопитающих (сон, секс для удовольствия). Для осуществления жизнедеятельности человек должен затратить определенное количество энергии, которую он получает с пищей. Если дефицит питания кратковременен, то он сказывается на жизнедеятельности человека незначительно и по мере восстановления питания, как правило, не имеет негативных последствий. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности среднего человека калорийность питания постоянно должна быть выше 2500 ккал/сут. Калорийность питания менее 2500 ккал/сут - недостаточна, а 1000-1500 ккал/сут - приводит к критической жизнедеятельности и значительному снижению продолжительности жизни. В зависимости от уровня потребления энергии выделяют три вида жизнедеятельности: оптимальная - при потреблении 2700-3500 ккал/сут; недостаточная - 1500-2500

Сохранение жизни и условий, необходимых для ее поддержания, является естественной потребностью всех живых существ. По мере развития человеческой популяции сформировались общественные системы жизнеобеспечения: вооруженная и правовая защита, медицина, производство и распределение пищевых продуктов, одежды и других средств поддержания жизни. В ХIХ и, особенно, ХХ веках производство техники и всплеск урбанизации общества потребовали создания новых систем обеспечения жизнедеятельности людей.

В настоящее время под «жизнедеятельностью», как правило, понимают совокупность процессов, протекающих в любом организме и составляющих сущность и проявления жизни.

По своей сути жизнедеятельность представляет собой процесс взаимодействия факторов внутренней среды организма с внешней, окружающей средой.

К наиболее известным проявлениям деятельности большинства биологических систем, как правило, относят: межклеточную коммуникацию, клеточное распознавание, физиологические процессы клетки, развитие, биологическое размножение, взаимодействие между организмами и другие процессы.

В отличие от других организмов, проявления жизнедеятельности человека более многочисленны. Их обстоятельное научное познание возможно лишь при четкой систематизации знаний на основе использования метода классификации по тем или иным критериям. Вместе с тем, право на существование имеют и иные точки зрения. Например, с позиции социологических наук явление жизнедеятельности человека «представляет собой основанную на материальном производстве и осуществляющуюся в системе общественных отношений, совокупность процессов сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития».

В зависимости от целевой установки организма его функции могут быть основными и вспомогательными.

Например, в общебиологическом аспекте основной функцией организма является репродуктивная функция, обеспечивающая воспроизводство себе подобных, а вспомогательной - функция выживания в реально существующих условиях.

Функция выживания, в свою очередь, интегрирует множество процессов и явлений, обеспечивающих максимальную продолжительность существования конкретного организма, продолжительность его жизни. В рамках этой интегральной функции можно выделить две группы вспомогательных функций: функции потребления и функции защиты.

Интегральная функция потребления включают в себя функции обеспечения организма питательными веществами, водой, кислородом, энергией, информацией и т.п.

Интегральную функцию защиты представляют функции реагирования или распознавания опасности и функции реакции или устранения вредного воздействия.

Распознавание опасности осуществляется организмом человека посредством предвидения (прогнозирования), функционирования органов чувств, иммунной системы и других функциональных систем организма.

Функция защитной реакции организма представлена группами функций по выделению, обезвреживанию и удалению опасных объектов.

В ходе эволюции репродуктивной функции и функции выживания у человека сформировались системы активной осознанной деятельности, т.е. функциональные системы по выполнению физической и психической работы.

Работоспособность (трудоспособность, боеспособность) и ее продолжительность приобретают особое общественное значение при рассмотрении человека в социальном аспекте, когда его организм используется в качестве орудия выполнения политических, экономических и других задач. Продолжительность трудоспособности, как и жизни вообще, зависит от выживаемости индивидуума, являясь в определенной степени результатом интегральной функции выживаемости.

Общеизвестно, что эффективность социально значимых функциональных систем обеспечения репродуктивности, работоспособности и выживаемости человека во многом зависит от эмоционального состояния организма, основу которого составляет эмоциональная реактивность - способность организма отвечать на изменения окружающей и внутренней сред возникновением эмоций.

Таким образом, жизнь человека, как биологического и общественного существа, проявляется, в основном, репродуктивностью, выживаемостью, работоспособностью и эмоциональной реактивностью, а под «жизнедеятельностью человека» следует понимать не только совокупность процессов, протекающих в его организме, но и процессов, осуществляемых человеком в окружающей среде с целью удовлетворения своих биологических и социальных потребностей.

Согласно Федеральному закону «О защите окружающей среды» под термином «окружающая среда» следует понимать совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных объектов и антропогенных объектов.

В свою очередь, природная среда (природа) является совокупностью компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Компонентами природной среды называют землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природными объектами называют естественные экологические системы, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект - это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

По отношению к природе и антропогенным объектам окружающая среда может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятной называют окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов. Неблагоприятной окружающая среда становится при ее изменении, например, при загрязнении.

Под загрязнением понимают поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на ее компоненты и объекты. Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Окружающая человека среда, то есть среда, в которой он осуществляет свою жизнедеятельность, называется средой обитания. Согласно школьным основам безопасности жизнедеятельности, среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Как и окружающая среда, среда обитания человека может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятной называют такую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Среду обитания и ее факторы с негативным действием принято называть неблагоприятными.

Человек, осуществляя свою жизнедеятельность, не только зависит от среды обитания, но и воздействует на нее, также оказывая благоприятное или неблагоприятное воздействие. Поэтому отношения человека с окружающей средой следует рассматривать в аспекте взаимности.

При более детальном анализе отношений организма с окружающей его средой выявляются и более сложные причинно-следственные связи, например, их взаимодействия могут быть жизненно необходимыми, полезными, индифферентными, вредными и даже опасными для обеих сторон.

В современном русском языке словом «опасность» обозначается возможность, угроза чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.

Наиболее широко распространено определение «опасности», как возможности возникновения явлений или процессов, способных губить людей, наносить им материальный ущерб, разрушительно действовать на среду обитания.

В сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности человека опасность - это потенциальное свойство окружающей среды, ее отдельных элементов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности. Опасностью обладают все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

В технической литературе, посвященной проблемам выживания человека в техносфере, под опасностью понимают «явление, процесс или объект, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека». При этом очевидно отождествление понятий «опасность» и «фактор». Более того, в системе безопасности труда и управления охраной труда, под термином «опасность» понимают «фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, а также - источник, ситуацию или действие, которые потенциально могут нанести вред человеку или привести к ухудшению здоровья или сочетание перечисленного».

В области охраны труда, а также в профилактической медицине, неблагоприятное воздействие производственной среды характеризуют как вредное и опасное. Согласно российскому трудовому законодательству: вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

При неблагоприятном (вредном или опасном) для организма человека взаимодействии с окружающей средой происходит ограничение или утрата тех или иных функций организма - человек теряет работоспособность или заболевает. Такая ситуация называется патогенной, т.е. приводящей к болезненным (патологическим) состояниям. Патологической ситуации, как правило, предшествует угроза или риск ее возникновения.

Понятие, заимствованного из французского языка слова «риск», означающего «действие наудачу, в надежде на счастливый исход», в современном русском языке трансформировалось в «возможную опасность», а в профессиональном техническом - в «вероятность проявления опасности с учетом возможных размеров вреда».

Специалисты в области создания технических систем, различают и изучают индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный, приемлемый и другие виды риска.

Наиболее широко применяют словосочетание «фактор риска». Фактором риска обычно называют фактор любой природы, который при определенных условиях может провоцировать или увеличивать риск развития нарушений здоровья. Например, по данным мировой статистики Всемирной организации здравоохранении за 2010 г. предотвратимыми факторами риска смерти и заболевания признаны:

  • - непригодная для питья вода и отсутствие средств санитарии;
  • - использование твердых видов топлива в домохозяйствах;
  • - низкая масса тела при рождении;
  • - неправильная практика кормления детей раннего возраста;
  • - недостаточное питание детей;
  • - избыточный вес или ожирение;
  • - вредное употребление алкоголя;
  • - употребление табака;
  • - небезопасный секс.

В Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. записано, что в России «существуют четыре основные фактора риска: высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя, вклад которых в структуре общей смертности составляет 87,5%».

Основными внешними факторами риска смерти в России также являются чрезмерное потребление крепких алкогольных напитков, дорожно-транспортные происшествия и самоубийства.

К факторам риска возникновения и развития гипертонической болезни относят: наследственную предрасположенность, курение, гиподинамию, ожирение, пьянство, стресс, пожилой возраст и другие факторы.

В научно-популярной литературе вредные факторы нередко разделяют на бытовые, производственные и экологические.

По влиянию на здоровье человека все факторы окружающей среды целесообразно распределять на 5 групп: жизненно необходимые, полезные, индифферентные, вредные и опасные.

Жизненно необходимые факторы - элементы среды обитания, без которых невозможна жизнь человека: воздух, вода, питательные вещества, микроорганизмы и другие. Их отсутствие приводит к смерти. Их недостаток приводит к патологическому состоянию (болезни).

Полезные факторы - элементы среды обитания, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность организма: солнечная радиация, музыка, половой партнер, физическая нагрузка и другие. Их отсутствие или недостаток приводит к патологическому состоянию (болезни).

Индифферентные факторы - элементы окружающей среды, влияние которых на организм, скорее всего, еще не изучено. Их наличие или отсутствие в среде обитания человека не оказывает на здоровье никакого воздействия.

Вредные факторы - элементы окружающей среды, воздействие которых на человека, в определённых условиях, приводит к болезни или другому нарушению здоровья, в том числе и к нарушению здоровья потомства: механические примеси во вдыхаемом воздухе, ультрафиолетовое излучение, шум, этанол, канцерогены, курение и другие.

Опасные факторы - элементы окружающей среды, воздействие которых на человека, в определённых условиях, приводит к острому заболеванию, травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья, смерти: ионизирующая радиация, боевые отравляющие вещества, движущиеся предметы, вирус лихорадки Эбола и другие.

При оценке факторов окружающей среды нужно помнить о том, что любой, даже жизненно необходимый фактор, в зависимости от интенсивности (доза) или продолжительности (время) воздействия, может стать вредным и опасным.

По составу элементов факторы окружающей среды можно объединить в 2 группы: единичные и комплексные. Это чисто теоретическая классификация. Она нужна для научных и образовательных целей. Фактически организм человека подвергается воздействию комбинации факторов.

В соответствии с классификацией компонентов и объектов окружающей среды комплексные факторы можно распределить на 3 основные группы и их подгруппы.

В качестве комплексных факторов природных и природно-антропогенных объектов могут изучаться:

  • - земля, недра, почвы;
  • - подземные и поверхностные воды;
  • - атмосферный воздух;
  • - растительный и животный мир;
  • - озоновый слой атмосферы;
  • - лучистая энергия (радиация) и другие.

В группе комплексных факторов антропогенных объектов большое значение для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека имеет выделение подгрупп социальных факторов, факторов обитаемости антропогенных объектов и факторов питания.

В подгруппе социальных факторов целесообразно выделять такие комплексные факторы как уклад жизни общества, социальных, профессиональных и семейных групп, а также уклад жизни индивидуума («образ жизни»). В укладе жизни профессиональных групп особый интерес представляет комплекс вредных и опасных производственных факторов, в подгруппе факторов питания - недостаточное и избыточное поступление в организм питательных веществ и т.д.

В соответствии с классификацией форм движения материи единичные факторы окружающей среды можно распределить на физические, химические, биологические и психофизиологические факторы. Эта классификация основана на Классификации вредных и опасных производственных факторов (ГОСТ 12.0.003-74) и по своей сути представляет ее модификацию.

В группу физических факторов включены:

  • - механические (движущиеся предметы, неподвижные опасные предметы, движение воздуха, примеси воздуха);
  • - акустические колебания окружающей среды;
  • - термические факторы;
  • - электромагнитные факторы;
  • - барометрическое давление;
  • - другие физические факторы.

Химические факторы, в свою очередь, распределяют:

  • - по химической структуре (химические элементы, химические соединения);
  • - в зависимости от пути проникновения в организм человека (вещества, проникающие через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и кожные покровы, слизистые оболочки);
  • - по характеру негативного воздействия на организм человека (токсические или общеядовитые вещества, вещества раздражающего действия, вещества сенсибилизирующего действия, канцерогенные вещества, мутагенные вещества и вещества, влияющие на репродуктивную функцию).

В группе биологических факторов целесообразно выделять:

  • - биологические вещества (аллергены, прионы, вирусы);
  • - микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности (бактерии, простейшие, грибки);
  • - макроорганизмы (растения, грибы, животные).

Среди психофизиологических факторов выделяют две подгруппы: физические и нервно-психические нагрузки. В свою очередь, среди физических нагрузок выделяют статические и динамические, а среди нервно-психических - интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки, монотонность, режим деятельности.

Результатом взаимодействия организма с окружающей средой является его состояние. Специфические особенности ее факторов, как правило, определяют характерные особенности состояния организма.

Состояния здоровья и болезни знакомы каждому человеку. И каждый человек знает, что одновременно можно быть и больным и здоровым, что наши ощущения отражают лишь отдельные, частные и не всегда существенные нарушения тех или иных функций организма. Несмотря на то, что человеку иногда кажется, что он полностью болен, вполне очевидно, что универсальной болезни нет. Естественно, что не может быть и универсального здоровья.

Для целей Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в его тесте дано следующее определение здоровья: «здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».


ЛЕКЦИЯ

Дисциплина:

31.05.02 – Педиатрия

САРАТОВ-2015 г.


ЛИТЕРАТУРА:

а) основная литература:

б) технические средства:

Персональный компьютер;

Мультимедийный проектор.


ВВЕДЕНИЕ – 2 мин.

Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации

Безопасность – «Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (ст.1. «Закона о безопасности»). Это социальная защищенность человека, обеспечивающая сохранность самого человека и его отдельных жизненно важных функций в соответствии с наибольшими возможностями общества. Безопасность должна быть гарантирована человеку в рамках и пределах социально возможного. Эти социальные гарантии проявляются в возложении определенных обязанностей по обеспечению безопасности конкретного человека на отдельных лиц либо на организации.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту граждан, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом. Проблема безопасности возникла в обществе как осознание угроз выживания человека, признания человека высшей и глобальной ценностью, осмысление особой предназначенности человека и перспектив его существования. В современных условиях гарантированный уровень безопасности жизнедеятельности государства и его отдельных граждан возможен лишь при наличии и постоянном ее обеспечении в природной, техногенной и биолого-социальной сферах. За ошибки в этой сфере деятельности вынуждены расплачиваться благополучием и жизнью миллионы людей. Политические руководители, государственные служащие, обеспечивающие их деятельность на всех уровнях государственного и общественного управления, в первую очередь должны быть высококлассными специалистами в области антикризисного управления. Должны уметь управлять в условиях дефицита времени и высокой степени неопределенности обстановки, что характерно для работы в ЧС, проявлять способность принимать нестандартные решения при встрече с неожиданностью, умение анализировать социальные источники опасностей в интересах их предупреждения в последующем, а также организовать социально-реабилитационную поддержку населения, пострадавшего в результате возникновения ЧС. Это и есть ключевые составляющие управления БЖД. И, хотя предотвращение ЧС в целом остается прерогативой государства, в настоящее время часть этих функций переходит к предпринимательским структурам и гражданам, такие как, например, охрана домов от террористов, деятельность казачьих дружин по охране границ и общественного порядка и др.

Управление безопасностью – система регулярных защитных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности в соответствии с изменяющимися условиями внутренней и внешней среды. Как и любая управленческая деятельность, управление БЖД основывается на законодательной базе. Рассмотрим основные из существующих в этой области нормативно-правовые документы:

Система нормативных документов безопасности жизнедеятельности – это совокупность нормативно-правовых, нормативно-технических и методических документов, относящихся к области охраны труда на производстве, охраны окружающей среды и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций .

Нормативно-правовые документы определяют правовые отношения субъектов (государства и гражданина, предприятия и работника) и устанавливают права, обязанности и нормы ответственности юридических и физических лиц в соответствующей области безопасности жизнедеятельности.

Нормативно-технические и методические документы устанавливают: правила, общие принципы или характеристики, касающиеся отдельных видов деятельности в области безопасности жизнедеятельности; требования к технологическим процессам и работам, оборудованию, помещениям, зданиям и сооружениям, а также средствам коллективной и индивидуальной защиты; предельно допустимые уровни вредных и опасных факторов и др.

Указы Президента РФ

1) «О государственном комитете при Президенте РСФСР по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 18 декабря 1991 г. №305

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – 1 мин.

Сегодня БЖД опирается на осознанную потребность общества, на правила безопасного поведения, выработанные практикой или смежными областями науки, на законы государства и международного права по безопасности и защите населения. Однако этого недостаточно. В основе БЖД должны быть систематизированные и обобщенные знания об объективных закономерностях существования и развития природы, человека и общества.

Специфической особенностью БЖД является то, что ее нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем. Поэтому здесь требуется своеобразный синтез методологий многих наук.

Разработал:

КАФЕДРА МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

Экз. №_____

ЛЕКЦИЯ

Дисциплина:Безопасность жизнедеятельности

Тема №1.1. Методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека

Для студентов, обучающихся по специальности:

31.05.02 – Педиатрия

САРАТОВ-2015 г.


ЛИТЕРАТУРА:

а) основная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.- 8-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2009. - 616 с.: ил.

2. Куценко С. А., Бутомо Н. В., Гребенюк А. Н. и др. Военная токсикология, радиобиология и медицинская защита: Учебник / Под ред. С. А. Куценко. - СПб: 000 «Издательство ФОЛИАНТ», 2004. - 528 с.: ил.

3. Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Курс лекций: [учебное пособие для мед.вузов] – М.,: ГЭОТАР – Медиа,2011. – С. 224-238.

б) дополнительная литература:

1. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. - М.: Высшая школа, 2007. - 592 с.

2. Кукин П.П. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк.- М.: Высшая школа, 2008. - 317 с.

3. Мастрюков Б.С. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков. - М.: Академия, 2009. – 320 с.

4. Михайлов Ю.М. Сборник инструкций по охране труда для работников медицины и фармацевтики / Ю.М. Михайлов. – М. : Издательство «Альфа-Пресс», 2010 г. - 208 с.

5. Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях: Руководство - М.: "МП Гигиена", 2006. - 580 с.

6. Технические индивидуальные и коллективные средства защиты. Учебное пособие / Под ред. проф. Гладких В. Д. - М.: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова 2010. – 78 с.

7. Травкин А.К. Пожарная безопасность в медицинских учреждениях. – М., Инфра-М, 2007. – 438 с.

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

а) наглядные пособия: мультимедийная презентация лекции.

б) технические средства:

Персональный компьютер;

Мультимедийный проектор.


ВВЕДЕНИЕ – 2 мин.

Культура безопасности жизнедеятельности, как уровень развития человека и общества в обеспечении безопасности в повседневной жизни и в условиях чрезвычайных ситуаций, находится в центре внимания представителей естественных и социальных наук. Одним из направлений ее совершенствования является внедрение в систему общего и профессионального образования мировоззрения, способов, средств и форм взаимодействия людей с окружающей средой, необходимых для жизни, производственной деятельности, социального взаимодействия, духовного и физического развития.

Возникнув в период интенсификации научно-технического прогресса, техническая проблема безопасности в системах «человек-машина» в настоящее время вышла за пределы техносферы и приобрела экологический характер. В связи с тем, что человек является одновременно и виновником, и мишенью экологического неблагополучия, введение в современное медицинское образование нового предмета «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» приобретает особое методологическое значение и побуждает к рассмотрению данной проблемы с позиций биологии и психологии человека.

Понятие о жизнедеятельности человека

Сохранение жизни и условий, необходимых для ее поддержания, является естественной потребностью всех живых существ. По мере развития человеческой популяции сформировались общественные системы жизнеобеспечения: вооруженная и правовая защита, медицина, производство и распределение пищевых продуктов, одежды и других средств поддержания жизни. В ХIХ и, особенно, ХХ веках производство техники и всплеск урбанизации общества потребовали создания новых систем обеспечения жизнедеятельности людей.

В настоящее время под «жизнедеятельностью», как правило, понимают совокупность процессов, протекающих в любом организме и составляющих сущность проявления жизни.

Сущность жизни заключается в эволюции специфического порядка обмена веществ посредством матричного синтеза структуры. Обмен веществом является непременным условием поддержания и воспроизведения структуры. Структура, в свою очередь, является непременным условием для осуществления обмена веществ и поддержания его специфичности. Жизнь прекращается с разрушением структуры, специфической для каждого вида организма. Жизнь изменяется с изменением структуры.

Специфичность структуры и обмена веществ обусловливается и поддерживается информацией, содержащейся в размножающихся матричным путем генетических программах. Эволюционные и случайные изменения организма происходят в процессе обмена веществом и энергией с окружающей средой. По своей сути жизнедеятельность представляет собой процесс взаимодействия факторов внутренней среды организма с внешней окружающей средой.

К наиболее известным проявлениям деятельности большинства биологических систем, как правило, относят:

Межклеточную коммуникацию;

Клеточное распознавание;

Физиологические процессы клетки;

Развитие;

Биологическое размножение;

Взаимодействие между организмами.

В отличие от других организмов, проявления жизнедеятельности человека более многочисленны. Их обстоятельное научное познание возможно лишь при четкой систематизации знаний на основе использования метода классификации по тем или иным критериям. Вместе с тем, право на существование имеют и иные точки зрения. Например, с позиции социологических наук «явление жизнедеятельности человека» представляет собой основанную на материальном производстве и осуществляющуюся в системе общественных отношений, совокупность процессов сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития.

Специалисты в области создания сложных технических систем, применяя для познания жизнедеятельности человека метод моделирования, рассматривают ее в качестве процесса. По их мнению, «модель процесса деятельности состоит из двух элементов: человека и среды, имеющих прямые связи - воздействие человека на среду, и обратные, обусловленные всеобщим законом реактивности материального мира». При этом, система «человек - среда» имеет двухцелевую направленность: достижение определенного эффекта (все виды человеческой активности: работа, отдых, быт, занятия спортом и т.д.) и исключение нежелательных последствий (ущерб здоровью и жизни человека, пожара, аварии, катастрофы и т.п.).

С позиции медицинской науки целесообразно рассматривать организм человека как открытую саморегулирующуюся многофункциональную суперсистему, а его жизнедеятельность - как совокупность процессов, обеспечивающих осуществление функций поддержания жизни, то есть - жизненно важных функций.

Согласно теории функциональных систем академика П.К. Анохина осуществление каждой функции обеспечивается временной или постоянной специфической системой различных процессов и структур. Например, для осуществления поворота головы временно создается функциональная система, включающая в себя: головной и спинной мозг, двигательные нервы, костно-мышечный аппарат шеи, а также системы, постоянно обеспечивающие обмен веществ в организме. Одной из постоянных систем является функциональная система, поддерживающая оптимальный для обмена веществ уровень углекислого газа и кислорода и для этого объединяющая органы дыхания, сердце, аппарат кровообращения и кровь, органы пищеварения и выделения, железы внутренней секреции и т.д.

В зависимости от целевой установки организма его функции могут быть основными и вспомогательными. Например, в общебиологическом аспекте основной функцией организма является репродуктивная функция, обеспечивающая воспроизводство себе подобных, а вспомогательной - функция выживания в реально существующих условиях.

Функция выживания, в свою очередь, интегрирует множество процессов и явлений, обеспечивающих максимальную продолжительность существования конкретного организма, продолжительность его жизни. В рамках этой интегральной функции можно выделить две группы вспомогательных функций: функции потребления и функции защиты.

Интегральная функция потребления включают в себя функции обеспечения организма питательными веществами, водой, кислородом, энергией, информацией и т.п.

Интегральную функцию защиты представляют функции реагирования или распознавания опасности и функции реакции или устранения вредного воздействия.

Распознавание опасности осуществляется организмом человека посредством предвидения (прогнозирования), функционирования органов чувств, интерорецепторов, иммунной системы и других функциональных систем.

Функция защитной реакции организма представлена группами функций по выделению, обезвреживанию и удалению опасных объектов (факторов, компонентов, элементов, субстратов и т.п.).

В ходе эволюции репродуктивной функции и функции выживания у человека сформировались системы активной осознанной деятельности, т.е. функциональные системы по выполнению физической и психической работы. Работоспособность и ее продолжительность приобретают особое общественное значение при рассмотрении человека в социальном аспекте, когда его организм используется в качестве орудия выполнения политических, экономических и других задач. Продолжительность трудоспособности, как и жизни вообще, зависит от выживаемости индивидуума, являясь в определенной степени результатом интегральной функции выживаемости.

Общеизвестно, что эффективность социально значимых функциональных систем обеспечения репродуктивности, работоспособности и выживаемости человека во многом зависит от эмоционального состояния организма, основу которого составляет эмоциональная реактивность - способность организма отвечать на изменения окружающей и внутренней сред возникновением эмоций.

Таким образом, жизнь человека, как биологического и общественного существа, проявляется, в основном, репродуктивностью, выживаемостью, работоспособностью и эмоциональной реактивностью, а под «жизнедеятельностью человека» следует понимать не только совокупность процессов, протекающих в его организме, но и процессов, осуществляемых человеком в окружающей среде с целью удовлетворения своих биологических и социальных потребностей.

Согласно Федеральному закону «О защите окружающей среды» под термином «окружающая среда» следует понимать совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных объектов и антропогенных объектов.

В свою очередь, природная среда (природа) является совокупностью компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Компонентами природной среды называют землю, недра, почву, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природными объектами называют естественные экологические системы, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект - это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

По отношению к природе и антропогенным объектам окружающая среда может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятной называют окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов. Неблагоприятной окружающая среда становится при ее изменении, например, при загрязнении.

Под загрязнением понимают поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на ее компоненты и объекты. Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ нормативы, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Окружающая человека среда, то есть среда, в которой он осуществляет свою жизнедеятельность, называется средой обитания. Согласно школьным основам безопасности жизнедеятельности, среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Как и окружающая среда, среда обитания человека может быть благоприятной и неблагоприятной. Благоприятной называют такую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Среду обитания и ее факторы с негативным действием принято называть неблагоприятной.

Человек, осуществляя свою жизнедеятельность, не только зависит от среды обитания, но и воздействует на нее, также оказывая благоприятное или неблагоприятное воздействие. Поэтому отношения человека с окружающей средой следует рассматривать в аспекте взаимности.

При более детальном анализе отношений организма с окружающей его средой выявляются и более сложные причинно-следственные связи, например, их взаимодействия могут быть жизненно необходимыми, полезными, индифферентными, вредными и даже опасными для обеих сторон.

В современном русском языке словом «опасность» обозначается возможность угрозы чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья.

Наиболее широко распространено определение «опасности», как возможности возникновения явлений или процессов, способных губить людей, наносить им материальный ущерб, разрушительно действовать на среду обитания.

В сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности человека опасность - это потенциальное свойство окружающей среды, ее отдельных элементов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности. Опасностью обладают все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

В технической литературе, посвященной проблемам выживания человека в техносфере, под опасностью понимают «явление, процесс или объект, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека». При этом очевидно отождествление понятий «опасность» и «фактор». Более того, в системе безопасности труда и управления охраной труда, под термином «опасность» понимают «фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, а также - источник, ситуацию или действие, которые потенциально могут нанести вред человеку или привести к ухудшению здоровья или сочетание перечисленного».

В медицинской среде принято употребление термина «опасность», как возможности причинения вреда организму - заболевания, травмы, ухудшения течения болезни или другого нарушения здоровья, а также как возможности смерти. Наиболее часто встречающиеся словосочетания: «опасность заболевания», «опасность осложнения», «опасность травмы», «опасность смерти» и т.д.

В области охраны труда, а также в профилактической медицине, неблагоприятное воздействие производственной среды характеризуют как вредное и опасное. Согласно российскому трудовому законодательству: вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

При неблагоприятном (вредном или опасном) для организма человека взаимодействии с окружающей средой происходит ограничение или утрата тех или иных функций организма - человек теряет работоспособность или заболевает. Такая ситуация называется патогенной, т.е. приводящей к болезненным (патологическим) состояниям. Патологической ситуации, как правило, предшествует угроза или риск ее возникновения.

Понятие, заимствованного из французского языка слова «риск», означающего «действие наудачу, в надежде на счастливый исход», в современном русском языке трансформировалось в «возможную опасность», а в профессиональном техническом - в «вероятность проявления опасности с учетом возможных размеров вреда».

Специалисты в области создания технических систем различают и изучают индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный, приемлемый и другие виды риска.

В российском здравоохранении термин «риск» также получил применение: «риск для здоровья» - вероятность развития патологического эффекта у человека или группы людей, подвергшихся определенному неблагоприятному воздействию.

Наиболее широко применяют словосочетание «фактор риска». Фактором риска обычно называют фактор любой природы, который при определенных условиях может провоцировать или увеличивать риск развития нарушений здоровья. Например, по данным мировой статистики Всемирной организации здравоохранении за 2010 г. предотвратимыми факторами риска смерти и заболевания признаны:

Непригодная для питья вода и отсутствие средств санитарии;

Использование твердых видов топлива в домохозяйствах;

Низкая масса тела при рождении;

Неправильная практика кормления детей раннего возраста;

Недостаточное питание детей;

Избыточный вес или ожирение;

Чрезмерное употребление алкоголя;

Употребление табака;

Небезопасный секс.

В Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. записано, что в России «существуют четыре основные фактора риска : высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя, вклад которых в структуре общей смертности составляет 87,5%».

Основными внешними факторами риска смерти в России также являются чрезмерное потребление крепких алкогольных напитков, дорожно-транспортные происшествия и самоубийства.

К факторам риска возникновения и развития гипертонической болезни относят: наследственную предрасположенность, курение, гиподинамию, ожирение, пьянство, стресс, пожилой возраст и другие факторы.

Так как явление опасности окружающей среды для жизнедеятельности человека рассматривается учеными с различных позиций, то и опубликованные классификации факторов, оказывающих воздействие на организм, отличаются разнообразием и противоречивостью.

До формирования современного учения об окружающей среде в качестве основных факторов влияния на заболеваемость и смертность нередко рассматривали, а социологи и клиницисты продолжают рассматривать демографические и социальные факторы. Демографическими факторами обычно называют возраст, расу и национальность, пол, сексуальную ориентацию, место проживания. К социальным, как правило, относят: социально-экономическое положение, культуру и воспитание, религиозные убеждения, жизненные события, социальную мобильность, социальные связи и т.п.

В научно-популярной литературе вредные факторы нередко разделяют на бытовые, производственные и экологические.

Приведенные классификации факторов, влияющих на здоровье человека, разработаны в процессе практической медицинской деятельности и, безусловно, имеют право на существование. Вместе с тем, они лишь отчасти отражают причинно-следственные связи патологических процессов и не в полной мере отражают опасности и угрозы повседневной жизнедеятельности человека.

С позиций обеспечения жизнедеятельности человека главным критерием в распределении факторов должен быть результат влияния.

По влиянию на здоровье человека все факторы окружающей среды целесообразно распределять на 5 групп: жизненно необходимые, полезные, индифферентные, вредные и опасные.

Жизненно необходимые факторы - элементы среды обитания, без которых невозможна жизнь человека: воздух, вода, питательные вещества, микроорганизмы и другие. Их отсутствие приводит к смерти. Их недостаток приводит к патологическому состоянию (болезни).

Полезные факторы - элементы среды обитания, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность организма: солнечная радиация, музыка, половой партнер, физическая нагрузка и другие. Их отсутствие или недостаток приводит к патологическому состоянию (болезни).

Индифферентные факторы - элементы окружающей среды, влияние которых на организм, скорее всего, еще не изучено. Их наличие или отсутствие в среде обитания человека не оказывает на здоровье никакого воздействия.

Вредные факторы - элементы окружающей среды, воздействие которых на человека в определённых условиях, приводит к болезни или другому нарушению здоровья, в том числе и к нарушению здоровья потомства: механические примеси во вдыхаемом воздухе, ультрафиолетовое излучение, шум, этанол, канцерогены, курение и другие.

Опасные факторы - элементы окружающей среды, воздействие которых на человека в определённых условиях, приводит к острому заболеванию, травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья, смерти: ионизирующая радиация, боевые отравляющие вещества, движущиеся предметы, «рецептуры ООИ» и другие.

При оценке факторов окружающей среды нужно помнить о том, что любой, даже жизненно необходимый фактор, в зависимости от интенсивности (доза) или продолжительности (время) воздействия, может стать вредным и опасным.

По составу элементов факторы окружающей среды можно объединить в две группы: единичные и комплексные. Фактически организм человека подвергается воздействию комбинации факторов.

В соответствии с классификацией компонентов и объектов окружающей среды комплексные факторы можно распределить на три основные группы и их подгруппы.

В качестве комплексных факторов природных и природно-антропогенных объектов могут изучаться:

Земля, недра, почвы;

Подземные и поверхностные воды;

Атмосферный воздух;

Растительный и животный мир;

Озоновый слой атмосферы;

Лучистая энергия (радиация) и другие.

В группе комплексных факторов антропогенных объектов большое значение для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека имеет выделение подгрупп социальных факторов, факторов обитаемости антропогенных объектов и факторов питания.

В подгруппе социальных факторов целесообразно выделять такие комплексные факторы как - уклад жизни общества, социальных, профессиональных и семейных групп, а также уклад жизни индивидуума («образ жизни»). В укладе жизни профессиональных групп особый интерес представляет комплекс вредных и опасных производственных факторов, в подгруппе факторов питания - недостаточное и избыточное поступление в организм питательных веществ и т.д.

Особое место занимает группа комбинации комплексных факторов, которая в настоящее время практически не исследуется.

В соответствии с классификацией форм движения материи единичные факторы окружающей среды можно распределить на физические, химические, биологические и психофизиологические факторы. Эта классификация основана на Классификации вредных и опасных производственных факторов (ГОСТ 12.0.003-74) и по своей сути представляет ее модификацию.

В группу физических факторов включены:

Механические (движущиеся предметы, неподвижные опасные предметы, движение воздуха, примеси воздуха);

Акустические колебания окружающей среды;

Термические факторы;

Электромагнитные факторы;

Барометрическое давление;

Другие физические факторы.

Химические факторы, в свою очередь, распределяют:

По химической структуре (химические элементы, химические соединения);

В зависимости от пути проникновения в организм человека (вещества, проникающие через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и кожные покровы, слизистые оболочки);

По характеру негативного воздействия на организм человека (токсические или общеядовитые вещества, вещества раздражающего действия, вещества сенсибилизирующего действия, канцерогенные вещества, мутагенные вещества и вещества, влияющие на репродуктивную функцию).

В группе биологических факторов целесообразно выделять:

Биологические вещества (аллергены, прионы, вирусы);

Микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности (бактерии, простейшие, грибки);

Макроорганизмы (растения, грибы, животные).

Среди психофизиологических факторов выделяют две подгруппы: физические и нервно-психические нагрузки. В свою очередь, среди физических нагрузок выделяют статические и динамические, а среди нервно-психических - интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки, монотонность, режим деятельности.

Результатом взаимодействия организма с окружающей средой является его состояние. Специфические особенности ее факторов, как правило, определяют характерные особ

Режим жизнедеятельности человека - это безопасность, залог здоровья и высокой продуктивности в повседневности. Термином принято обозначать такой распорядок, который стабильно установился и регулярно поддерживается. Как рассказывают в курсе ОБЖ, режим жизнедеятельности человека - это сложное комплексное понятие, в которое включаются самые разные аспекты повседневности. Это и пища, а также регулярность ее поглощения, отдых, в том числе долговременный сон. Безусловно, под режимом жизнедеятельности человека понимается и трудовая активность каждого отдельно взятого гражданина.

Общее представление

Считается, что самая значимая часть режима - это трудовая деятельность. Под этим термином в рамках понятия режима жизнедеятельности человека (это комплексное явление) принято осознавать только целесообразные действия, которые помогают формировать некоторый тип ценностей. Вполне возможно, это будут материальные аспекты, но не обязательно. Современный подход к формулировке общего понятия режима жизнедеятельности человека - это широкое рассмотрение аспекта трудовой активности, включающее производство духовных ценностей.

Внимание всем факторам

Чтобы человек мог гордиться продуктивной, разумной, современной и успешной жизнью, он должен ответственно относится к формированию своего режима. Жизнедеятельность человека включает в себя не только ту часть повседневности, которая посвящена труду, но именно эта составляющая ставится на первое место как самая значимая. Работа вынуждает подчинять свою повседневность строго определенному ритму. На основании этого формируется режим жизнедеятельности человека. Это образ жизни, в котором установлено, во сколько нужно просыпаться, вставать, какие действия совершать, когда и что кушать, где и как отдыхать.

Ритм как главное правило жизни

Ритм, в который укладывается принятый человеком общий режим жизнедеятельности - это жизненный закон, подчиняющий себе все сферы повседневности. Принято говорить, что это - база для труда, позволяющая сделать свою повседневность продуктивной и эффективной. Благодаря ритмичности можно сделать обыденность максимально рациональной. Сочетание упорядоченности, зацикленности, продуманности - это способ повышения продуктивности, касающийся как трудовой активности на рабочем месте, так и в рамках прочих задач, с которыми человек сталкивается в своей жизни.

Режим жизнедеятельности человека - это установленный порядок работы, предполагающий активное участие всего человеческого организма в решении определенных для себя задач. Труд напрямую связан с установлением физиологической ритмичности повседневности. Режим жизнедеятельности задает, в какие именно часы человек вынужден переносить нагрузки, что провоцирует активизацию метаболизма, кровообращения, дыхания. Режим жизнедеятельности человека - это установленный порядок работы, следующей за ней усталости и отдыха, в котором нуждается всякий. Когда приходит ощущение, что силы заканчиваются, необходимо дать себе небольшую передышку. В то же время режим предполагает наличие таких дней, когда нагрузка ниже средней. Подобное чередование позволяет восстановиться после нагрузок. Режим жизнедеятельности человека - это залог его продуктивности, способности работать длительный временной промежуток.

Научный подход

Особенное внимание тому, что это - режим жизнедеятельности человека, в своих работах уделял довольно известный отечественный ученый Введенский. В трудах этого физиолога можно найти перечисление тех условий, соблюдение которых помогает повысить человеческую работоспособность. В частности, он особенное внимание призывал уделять правильному началу рабочего процесса - входить в него нужно постепенно.

Режим жизнедеятельности человека - это еще и корректная последовательность рабочего процесса. Необходимо продумать действия, чтобы оптимизировать их. Наилучших результатов добивается тот, кто отрабатывает рабочий процесс буквально до автоматизма, становится в нем докой. База эффективного и комфортного режим жизнедеятельности человека - это, как указывает в своих работах упомянутый физиолог, корректное распределение нагрузок. Это означает, что наиболее высокой продуктивности добивается тот, кто в пределах дня, недели, года может распределить задачи, добиваясь эффективного решения минимальным приложением усилий.

Нагрузка и режим жизнедеятельности

Обычно человек вынужден существовать в неравномерном режиме дня. Некоторые временные промежутки он проводит в состоянии активности и даже спешки, в то время как другие отмечаются спокойствием и полным отсутствием продуктивной деятельности. Как говорят ученые, оба этих периода сказываются на здоровье отрицательно. Чтобы восстановиться, необходимо дать организму полноценный отдых. В это понятие включается не только покой, но и активность, деятельность, которая помогает вернуть работоспособность к высокому уровню, восстановить силы. Считается, что наиболее эффективный вариант подхода к восстановлению - это активный отдых. Именно он результативно поднимает работоспособность до прежнего уровня или даже выше.

По заверениям физиологов, человеку необходим ежедневный отдых. Незаменимым его видом будет сон, который всякий гражданин должен предоставлять себе по мере надобности. Если режим сна не соблюдается, это провоцирует переутомление. Такое нарушение режима жизнедеятельности может отрицательно повлиять на качество работы нервной системы. В ряде случаев это даже провоцирует очень серьезные нарушения здоровья.

Кушать тоже нужно правильно

Не менее значимый аспект режима жизнедеятельности человека - это систематизированное питание с соблюдением установленного графика, подчиненного особенностям здоровья. Врачи уже довольно давно пытаются привлечь внимание широкой общественности к тому, что именно правильное питание позволяет сохранить здоровье и поддерживать себя в хорошей форме. Откорректировав диету, составив режим и поддерживаясь его, можно тем самым подарить себе долгие годы жизни, каждый день встречать полным энергии и бодрым, готовым к трудовой активности.

Правильное питание - это не только режим, контролирующий временные промежутки между приемами пищи, а также частоту таковых. Жизнедеятельность требует определённых ресурсов, которые поступают с пищей. Человек должен обеспечивать приток необходимого количества углеводов, жиров, белков. Невозможно нормальное функционирование организма без солей минералов, витаминов. Особенное внимание следует уделять потребляемой жидкости.

Особенности питания

Физиологи и диетологи сходятся во мнении, что кушать нужно каждые три или четыре часа, если прием пищи не предполагал употребления мясных блюд. Если же человек съел мясное блюдо, тогда временной промежуток удлиняется вдвое.

Воду, равно как и прочие напитки, следует преимущественно пить до еды, а вот во время приема пищи, сразу после него врачи рекомендуют воздержаться от жидкости. Правильный подход к формированию режима питания позволяет эффективно снабжать организм расходными материалами для энергетических химических реакций, что дает человеку силы для повседневной активности, в том числе трудовой.

Особенности режима жизнедеятельности при посещении учебного учреждения

Эффективность процесса обучения в любом образовательном учреждении напрямую зависит от качества настроенного режима жизнедеятельности. Если обучающийся сталкивается с излишне большими нагрузками, это приводит к перегруженности, за счет чего полностью пропадают и интерес к занятиям, и мотивация. Подобный подход неприемлем. Чтобы предупредить негативные последствия большой нагрузки, необходимо ответственно отнестись к распределению занятий и заданий в период прохождения обучения. Корректировка режима жизнедеятельности позволяет подстроиться под программу учебного заведения и эффективно усваивать все данные.

В последнее время медицинская статистика показывает повышение частоты случаев разнообразных патологий, в том числе хронических, среди обучающихся в разных учреждениях. Это распространяется и на школьников, и на студентов. Доктора буквально бьют тревогу: уже к концу школьной программы у каждого четвёртого есть нарушение осадки или проблема с сердцем, сосудами. До трети всех школьников страдают близорукостью, а к завершению университетской программы этот процент вырастает еще существеннее. Считается, что оптимизировать ситуацию поможет корректировка режима жизнедеятельности. В первую очередь необходимо добавить физическую активность, корректно вписав ее в повседневность, чтобы не вызвать перегрузку организма. Оптимальным будет часовой режим физической активности ежедневно.

Возможности корректировки

Несмотря на общие заверения, что наилучшую работоспособность человек показывает при стабильном и постоянном режиме жизнедеятельности, важно понимать, что в случае надобности необходимо вносить коррективы в свою повседневность. Режим - это фактор, который желателен к учету, но не следует возводить его в ранг обязательства первой ступени. Если реальные обстоятельства принуждают отступить от принятого режима, необходимо подчиниться им и скорректировать день. При этом человек не должен грызть себя мыслями о несделанном из-за уступок. Важно понимать, что несовершенное сегодня будет закончено, выполнено завтра или в другой день, поэтому поводов для паники и психического напряжения нет.

В то же время доктора призывают по возможности четко следовать четырем основным пунктам программы. Через них каждому доступно осознание окружающего мира, знакомство с собой и своими потребностями, возможностями. Физическая нагрузка, умственная, питание, отдых, в том числе сон - все это позволяет сделать повседневность продуктивной и активной, а труд - результативным. Распределяя корректно время между этими пунктами, можно сформировать действительно полезный режим жизнедеятельности, при котором человек будет здоров и успешен.

Терминология: четкие формулировки

Под жизнедеятельностью принято понимать такой метод существования, который включает в себя нормальную повседневную активность. В рамках жизнедеятельности человек контактирует со средой вокруг. При этом подвергаются оценке параметры среды вокруг. Таковые могут быть комфортными, если у человека есть возможности формирования действительно подходящих для реализации жизнедеятельности условий.

Процесс жизнедеятельности сопряжен со взаимосвязями с элементами, формирующими окружающую среду. Все эти элементы в рамках определённого подхода принято делить на производственные, бытовые. Первые предполагают контакт с машинами, иными особями, формирующими социум, при этом цель такого взаимодействия - получения средств, посредством которых можно существовать в современных условиях. Это предполагает в том числе и физическую активность, трудовую, осуществляемую через мышечную ткань.

Особенности мышечной активности

Этот аспект человеческой активности принято разделять на две категории: динамическая, статическая. Первая предполагает переменность приложения усилий. Такой процесс сопряжен с переменой длины мышц, а человек одновременно с этим меняет положение тела в пространстве. А вот статическая мышечная активность - это постоянное усилие, при котором нет необходимости корректировки конфигурации мышц.

Статическая нагрузка позволяет долговременный временной промежуток сохранять постоянное состояние. Если сравнивать статику и динамику (в этом случае мышца то расслабляется, то сокращается), то первый вариант утомляет значительно больше. Процесс мышечного возбуждения сопряжен с переработкой питательных компонентов, в ходе чего продуцируется выброс энергии. Задействуются белки, углеводы, жиры. Одновременно с этим перерабатывается и кислород.

Жизнедеятельность и здоровый образ жизни

ЗОЖ (здоровый образ жизни) - это такая систематизация своей жизни человеком, когда осознанно происходит отказ от вредных привычек, вместе с этим контролируются разные аспекты поведения. Основная задача этого режима жизнедеятельности - поддержание здоровья на выбранном уровне.

Каждый день должен быть лучшим!

Под здоровьем принято понимать довольно сложное явление, имеющее несколько аспектов. Это и благополучие с разных точек зрения (социальная позиция, физическое состояние, психика и духовные аспекты), и функционирование организма, позволяющее человеку взаимодействовать с окружающей средой. Одновременно с этим под здоровьем принято понимать возможность выполнять функциональность, предполагаемую общественными ожиданиями. Также термин включает в себя способность корректировки поведения, иных особенностей человека под диктуемые внешними условиями параметры. Наконец, здоровье - это отсутствие заболеваний.

Режим жизнедеятельности призван сохранять человеческое здоровье, а при возможности улучшать его, повышая качество повседневности. ЗОЖ представляет собой комплекс мероприятий, оказывающих существенную помощь и в общем случае позволяющих достигнуть желаемого эффекта.

Хозяйственная деятельность отдельного человека, групп людей и общества в целом осуществляется при определенных условиях, в определенной обстановке, экономической среде.

Теория среды хозяйствования человека выделяет естественную и социальную среды.

Это объясняется тем, что хозяйственная деятельность людей ограничена и обусловлена

на, во-первых, -- природой, во-вторых, - общественной организацией.

Естественная среда определяет естественные условия хозяйствования. Сюда относятся климатические и почвенные особенности, наследственность, количество населения, качество питания, жилища, одежды и др. Мы уже знаем, что деятельность человека проходит в условиях естественной ограниченности ресурсов. Так, известно, что площадь земного шара равна 510,2 млн кв. км, причем большая часть (3/4) приходится на моря. При этом различны почвы земной коры, неодинаков объем полезных ископаемых, разнообразны флора и фауна, климатические условия жизнедеятельности людей. Так, жаркий пояс земной поверхности составляет 49,3%, умеренный - 38,5%, холодный - 12,2%. Все это обусловливает характерные черты. Климат определяет продолжительность и результативность сельскохозяйственных работ. Продолжительность сельхозработ в Европе колеблется от 11 до 4 мес. (в России - 4, в Германии - 7, в Южной Англии - 11 мес.).

По расчетам А. Гумбольдта, поле бананов, произрастающих в этих широтах, может прокормить в 133 раза больше людей, чем равное по размерам поле пшеницы. На урожайность влияет и количество осадков. Так, в Тульской области с сравнительно сухим климатом (не более 250 мм дождей в год) в дождливые годы урожайность повышается почти в 1,5 раза. Наиболее благоприятными для хозяйственной деятельности считаются регионы со средними осадками (от 250 до 1000 мм в год), к ним относятся Центральная и Западная Европа, Восточный Китай, восточная половина США.

Весьма существенную роль в достижении определенных хозяйственных результатов играет наследственность. В Древней Спарте убивали детей слабого телосложения, а на острове Кандиа существовал закон, по которому девушек и юношей, отличавшихся красотой и силой, принуждали вступать в брак с тем, чтобы улучшить “породу” человека. Наука сегодня безусловно признает законы наследственности. Дети наследуют не только внешнее сходство, но и психические качества, не только здоровье, но и болезни (диабет, артрит, рак, склероз, эпилепсия, истерия и др.). Бедность, сопряженная с плохим питанием, дурные гигиенические условия отражаются на росте смертности и заболеваний не только настоящего, но и будущего поколений. Очень важно помнить, что меры по улучшению положения населения оказывают благотворное влияние не сразу, а постепенно.

C позиций современной науки о жизнедеятельности людей в естественной среде необходимо учитывать и связь человека с космосом, о которой догадывались уже давно. В конце XVII в. голландский ученый X. Гюйгенс в работе “Кос- мотеорос” отмечал, что жизнь -- космическое явление. Эта идея получила всестороннее развитие в работах русского ученого В. И. Вернадского о ноосфере. Ноосфера - это новое понятие на Земле. В ноосфере человек впервые становится крупнейшей геологической силой, ибо он своим трудом и мыслью может коренным образом перестраивать свою жизнь, менять условия жизнедеятельности по сравнению C прошлым.

Мощь человека на Земле, согласно этой теории, связана не с его физической силой, а с его мозгом, разумом и направляемым разумом трудом.

Отделить человека от природы можно только мысленно. Ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все неразрывно и непрерывно связаны прежде всего питанием и дыханием с окружающей материально-энергетической средой. Земля и другие планеты не уединены, а находятся во взаимодействии. Космическое вещество попадает на Землю и оказывает влияние на людей, а земное (результаты жизнедеятельности) уходит в космическое пространство (так называемое дыхание Земли). Состояние биосферы всецело зависит от жизнедеятельности на Земле. Создание форм хозяйствования, все более усиливающих влияние жизни на окружающую среду, ведет к новому состоянию биосферы - ноосфере (царству человеческого разума).

Биологическое единство и равенство всех людей - это закон природы. Отсюда осуществление идеала равенства, а в хозяйственной жизни - принципа социальной справедливости закономерно и неизбежно. Идти безнаказанно против выводов науки нельзя.

В XX в. человечество становится единым целым, ибо сегодня нет ни одного уголка Земли, где не было бы связи, радио, телевидение, ЭВМ и т. д. В этих условиях на первый

план выдвигаются общечеловеческие ценности, и в развитии мировой экономики главными проблемами становятся глобальные общечеловеческие проблемы.

Нельзя не отметить, что XX в. характеризовался не только бурным экономическим развитием, но и постепенным ухудшением качества среды обитания, возрастанием опасности для жизни и здоровья человека, существования флоры и фауны. Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую среду возросло настолько, что мировое научное сообщество забило тревогу. Сегодня уровень антропогенных нагрузок на биосферу приблизился к критическому, что грозит Земле необратимыми последствиями.

В истории человечества можно найти немало примеров того, как неразумные действия человека приводили к тяжелым экологическим катастрофам, которые иногда меняли жизнь больших групп людей и даже целых народов. Выжигание лесов под пастбища и посевы периодически становилось причиной страшных лесных пожаров. Выпас больших стад сельскохозяйственных животных без учета способности природных комплексов к самовосстановлению обусловил пастбищную дегрессию почв, опустынивание. К опустыниванию вело и уничтожение кустарниковой растительности на топливо и строительные нужды.

В отличие от прошлых эпох XX в. стал веком чрезвычайных по масштабам техногенных катастроф, последствия которых можно сравнить с последствиями катаклизмов природного происхождения. Во второй половине XX в. на Земле происходит одна крупная авария в среднем за 2 года. Например, в результате аварии на комбинате “Маяк” (Че~ лябинск-40) вблизи г. Киштамя, где производили плутоний для ядерного оружия, в окружающую среду было выброшено 2,1 млн кюри радиоактивных веществ, которые загрязнили площадь в 15000 кв. км. Было выселено несколько деревень с населением более 10000. Последствия аварии продолжают изучать.

В 1976 г. в г. Севезе, недалеко от Неаполя, на химическом заводе произошел выброс крайне ядовитого газа - диоксина. Ядовитое облако, распространившись над городом, привело к отравлению нескольких десятков горожан. Население города было срочно эвакуировано, вокруг города образовалась запретная зона. Но даже спустя несколько лет в этой зоне наблюдаются подозрительные случаи гибели овец.

1979 г. был отмечен крупным взрывом на железнодорожных путях в канадском городе Миссисауги цистерн с ядовитым газом, В короткий срок 230 тыс. жителей города были срочно эвакуированы, а зона поражения площадью 120 кв. км оцеплена.

Одна из самых страшных аварий, связанных с химическим производством, произошла в 1984 г, в индийском городе Бхопале на заводе фирмы “Юнион Карбайд”. Из-за технических неполадок возникла утечка ядовитых газов, образовавших над городом газовое облако: 2,5 тыс. человек погибли сразу, а 500 тыс, отравились. У 70 тыс. человек отравление было столь сильным, что они стали инвалидами. Выброс произошел в ночное время, когда город спал, что усугубило ситуацию.

В 1986 г. в Базеле водой, которой тушили пожар на складе завода химического концерна “Сандос”, с территории склада было смыто около 30 т токсичных веществ, в том числе инсектициды, гербициды, растворители, около 50 кг ртути. От взрыва бочек с ядовитыми газами над Базелем образовалось ядовитое облако, которое быстро рассеялось. Однако Рейн оказался загрязнен на протяжении многих десятков километров вплоть до его устья. Более 25 тыс. жителей ряда городов ФРГ и Голландии на несколько суток остались без питьевой воды. Большой ущерб был нанесен водной и прибрежной флоре и фауне. Одних угрей погибло около 150 тыс. По мнению специалистов, на восстановление пораженных экосистем необходимы многие годы.

Важность и значение естественной среды для хозяйственной деятельности безусловны, но не следует преувеличивать их влияние, ибо человек так хитро создан, что его органы приспосабливаются к возникающим условиям, развиваются знания о свойствах материалов, умение ими пользоваться. Достижения науки и техники, рост уровня социальной культуры могут не только облегчать, но и затруднять взаимодействие человека с природой.

Хозяйственная деятельность людей осуществляется в рамках определенных правил игры, основными из которых являются отношения собственности. Именно эти отношения определяют социальную среду, что находит свое отражение в результативности хозяйствования. Адам Смит писал, что “человек, который не в состоянии приобретать никакой собственности, не может иметь никаких других интересов, как есть побольше и работать поменьше”. Мотивация к труду здесь или чрезвычайно слабая, или совсем отсутствует. Это теоретическое положение подтверждается практикой хозяйствования “посткоммунистических” стран, где до недавнего времени преобладала “ничейная” общественная собственность. Частная собственность создает условия свободной конкуренции и побуждает к инициативному, творческому и более результативному труду.

Существенное влияние на хозяйственную деятельность оказывают различного рода государственные организации, устанавливающие законы, правила хозяйствования, регламентирующие условия труда, а также общества, товарищества, партии и профсоюзы, требующие их улучшения. Замена абсолютно бюрократической системы хозяйствования свободными учреждениями как бы “очищает” социальную атмосферу, освобождая хозяйственников от гнетущего чувства связанности и подчинения, пробуждая в них личную инициативу, деловой размах, а у наемных рабочих -■ поднимая чувство собственного достоинства.

Отношения собственности порождают дифференциацию производителей. Появляются бедные и богатые. Воспитание, образование и средняя продолжительность жизни в этих социальных группах различны. Воспитание и образование содействуют физическому и умственному развитию организма человека, делают его более способным к труду и отражаются на наследственности. Французский физиолог Флоренс утверждал, что при благоприятных условиях человек в конце XIX в. мог бы прожить 100 лет, средняя же продолжительность жизни тогда составляла 40 лет (для сравнения: сегодня во Франции - 76; в России -- 59 лет). Французский доктор Дипсон показал, что средняя продолжительность жизни богатых в конце XIX в. составляла 57 лет, бедных - 37 лет.

Отношения собственности во многом определяют и условия труда. Еще древние понимали, что человек не может трудиться без отдыха. Заповедь Моисея гласит, что седьмой день недели должен посвящаться отдыху: a He делай в оный день никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих”. У иудеев кроме дня субботнего был еще и субботний год (каждый седьмой и юбилейный 50-летний). В это время пове- левалось прощать долги под страхом великих наказаний.

В период появления капитализма рабочий день составлял 15, 16, 17 и более часов в сутки. Сегодня российские фермеры трудятся столько же.

Стремление к “неразумному” увеличению рабочего дня вызвано ошибочной уверенностью, что прибыль зависит от длины рабочего дня. Человек может и должен работать без ущерба для своего организма только определенное количество часов в день. Предполагается, что в течение суток он должен работать 8 часов, спать 8 часов, отдыхать 8 часов, Если эти границы нарушаются, сокращается жизненный период, в течение которого человек будет способен к труду. Он становится жертвой преждевременной смерти.

Таким образом, поведение "‘экономического человека” определяется не только естественными, но и социальными условиями, а следовательно, не только общественными законами, но и законами биологии, космоса и всей системой законов естествознания. Отличие экономических законов от законов природы в том, что первые проявляются через деятельность людей, обладающих сознанием, и в тенденции носят исторически преходящий характер.