27 кодекса рф об административных. Кодекс об административных правонарушениях коап рф


1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при...

1. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об...

1. Изъятые вещи подлежат оценке в случае, если: нормой об ответственности за административное правонарушение предусмотрено назначение административного...

1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в...

1. При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1,...

1. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении...

1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 29.4, пунктом 8 части 1 статьи 29.7 настоящего Кодекса, применяется привод физического лица либо законного представителя...

(введена Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ) 1. Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом...

(введена Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ) 1. Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток. 2. Срок временного запрета деятельности...

1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его...

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо...

1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего...

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи. 2. Лицо, в отношении...

1. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 настоящего Кодекса, либо в специальных учреждениях,...

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности,...

1. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении,...

1. Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности,...

Экспресс оценка перспектив дела

Оставление места ДТП (статья 12.27 КОАП РФ)

При наступлении дорожно-транспортного происшествия (ДТП) у водителя появляются обязательства, которые установлены законодательством. В Правилах дорожного движения указаны меры поведения водителя в таком случае, а в статье 12.27 КОАП РФ – ответственность за нарушение законодательных предписаний.

При наступлении ДТП водитель транспортного средства, причастный к ситуации, обязан остановиться и находиться на месте ДТП до прибытия сотрудников дорожных органов.

Его действия:

  1. Остановиться, не перемещая автомобиль с места ДТП, даже если он частично мешает остальным участникам дорожного движения. В случае если образовался затор, лучшим выходом в этом положении будет организация объезда. Так удастся сохранить все доказательства и улики.
  2. Как и при любой аварийной остановке, необходимо включить аварийные огни и поставить соответствующий знак. Знак устанавливается на расстоянии от транспорта 30 метров (для автомагистралей, трасс за чертой города) или 15 метров (в пределах населенных пунктов).
  3. Вызвать ГИБДД, скорую помощь при необходимости.
  4. Оказать помощь пострадавшим. При необходимости необходимо доставить раненых собственными силами в ближайшую больницу на собственном транспорте, после чего следует вернуться на место происшествия.

Если эти требования не выполнены, сотрудники ГИБДД не вызваны, а участник ДТП уехал, такой факт является нарушением и влечет за собой административную ответственность по статье 12.27 действующего Кодекса (часть вторая).

В каких случаях необходимо выполнять вышеуказанные предписания?

Если в момент движения автотранспортного средства произошло событие, повлекшее за собой ранение или смертельный исход пешеходов, водителей других транспортных средств, порчу другого транспорта или построек, сооружений, конструкций, грузов, законодательно такое происшествие требует вызова представителей ГИБДД. Необдуманное оставление места в таких случаях чревато серьезными последствиями.

Законодательная база

Как уже указывалось, основанием для установления ответственности является:

  • КОАП РФ, а именно часть первая, статья 12.27;
  • ПДД, пункты 2.5, 2.6 и 2.6.1.

Во второй части в статье 12.27 предусмотрены случаи, исключающие установление ответственности по делу правонарушения из-за оставления места на дороге, где была совершена авария. Состав правонарушения признается, если действия водителя противоречат пункту 2.5 ПДД. В 2007 году 24 июля Законом РФ были внесены дополнения к статье 12.27 – добавлена третья часть, где указаны наказания за прием спиртного и средств, изменяющих состояние водителя, после происшествия. Изменение редакции третьей части выполнено 23 июля 2013 года (Федеральный Закон № 196).

На практике чаще всего водители -участники происшествия стараются договориться, так как после возбуждения дела после обращения в дорожную полицию сделать это будет невозможно. Даже с учетом смягчающих обстоятельств, когда виновное лицо оплатит ремонт по нанесенному ущербу, это не отменит факта лишения прав или ареста, так как по закону после подачи заявления потерпевшей стороной, возбуждается административное расследование и возникает ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях.

Статья 27.5 часть 1 указывает, что на месте происшествия необходимо оставаться 3 часа. Если после звонка в ГИБДД прошло 3 часа, можно смело уезжать, предварительно сделав еще один звонок и указав на тот факт, что инспектор не прибыл. В таком случае обвинения могут быть полностью сняты, но желательно прийти к обоюдному согласию с пострадавшей или виновной стороной в письменном виде.

Что делать, если при ДТП пострадали люди?

В пункте 2.6 ПДД утверждены действия, которые должен выполнить водитель, если произошел наезд на пешехода. К этим действиям относится вызов полиции и скорой медицинской помощи. В экстренном случае требуется доставка раненного человека в больницу. И хотя Правилами указано, что отправка может быть выполнена попутным транспортом, чаще это происходит транспортом, который участвовал в дорожном происшествия.

По КОАП РФ, такое оставление расценивается не как нарушение, если после оставления пострадавшего водитель на этом транспортном средстве вернулся к месту происшествия. Важно! В момент регистрации раненного человека в больнице на посту необходимо оставить свои данные:

  • регистрационный номер автомобиля;
  • данные с удостоверения водительского или с паспорта.

При фиксировании личных данных в медицинском учреждении вместе с временем прибытия в дальнейшем во время судебного разбирательства будет исключен факт злоумышленного покидания места ДТП.

Кто понесет наказание?

Согласно КОАП РФ (глава 12), а также Пленума Верховного Суда РФ пункт 1 (постановление № 18 от 27.09.2006 г., постановление № 23 от 11.11.2008 г., постановление № 2 от 09.02.2012 г.), водителем является лицо:

  • управляющее транспортным средством (с правами и без прав);
  • обучающее вождению.

Основанием для возбуждения дела за оставление места ДТП является совокупность следующих признаков:

  1. а) установленный факт ДТП;
  2. б) установленная личность водителя;
  3. в) участник происшествия;
  4. г) пострадавшая сторона или факт нанесения ущерба;
  5. д) факт оставления места ДТП;
  6. е) заявление со стороны пострадавшего.

Отсутствие хотя бы одного пункта является основанием не открывать дело по оставлению водителем места, где произошло дорожно-транспортное происшествие.

Наказание

В КОАП РФ установлено, в случае, если водитель не выполнил своих обязанностей, предписанных в Правилах дорожного движения, он подвержен:

  • лишению водительских прав (срок от 1 до 1,5 года);
  • или административному аресту (срок до 15 суток, применяется не более чем в 5% случаев);

Многие лица, находясь в состоянии шока, испугавшиеся ответственности или перенеся большой стресс, могут для успокоения принять спиртное, успокоительное или препараты запрещенной группы. Если после ДТП, уехав с места происшествия, не пройдя освидетельствование, водитель принял запрещенные препараты (психотропные, наркотические) или алкоголь, налагаются следующие наказания, утвержденные пунктом 2.7 действующих ПДД и частью 3 в статье Кодекса:

  • административный штраф (размер 30000 рублей);
  • лишение прав на управление транспортным средством (на срок 1,5-2 года).

Принимать какие-либо препараты или спиртные напитки можно только тогда, когда принято решение сотрудниками полиции освободить водителя от прохождения освидетельствования или после прохождения этой процедуры в медицинском учреждении. Нарушение этих правил влечет установленную законом серьезную ответственность.

За оставление места ДТП статья 12.27 предусматривает суровое наказание, избежать которого можно только с помощью опытного юриста.

Оставление места ДТП в 98% карается законом, поэтому в случае необдуманного поступка рекомендуем заручиться поддержкой автоюристов. Чем раньше будет сделано обращение к эксперту, тем больше шансов понести минимальное наказание. Мы гарантируем качественную защиту и перспективную стратегию, при которой ваши права будут надежно защищены.

Несмотря на всю строгость закона, не всегда оставленное место ДТП считается нарушением Правил дорожного движения и попадает под статью 12.27 КОАП РФ

Исключения из правил

К оставлению места происшествия могут привести следующие ситуации:

  • В случае если экстренно нужно доставить пострадавшего человека в больницу, не дожидаясь приезда скорой помощи.
  • В случае если при аварийной остановке полностью перекрыта проезжая часть и невозможно движение других транспортных средств.

Статья 12.27 в перечисленных выше случаях оправдывает водителя, но только тогда, когда соблюдены все правила поведения в данных ситуациях.

Перед тем как уехать, на месте оставления необходимо найти несколько человек (очевидцев), у которых взять контактные данные и адрес. Свидетели должны своими подписями зафиксировать факт ДТП на бумаге, где предварительно следует нарисовать схему расположения транспорта до того, как автомобиль будет убран с дороги. Нелишним будет сделать несколько фото, снять видео. Прежде чем уехать с места ДТП, нужно обязательно вызвать сотрудников ДПС ГИБДД.

Также законодательно допускается оставление места ДТП тогда, когда оба водителя смогли договориться. В данной ситуации обязательным является фиксирование факта происшествия. При этом важно правильно начертить схему расположения автомобилей в момент ДТП на дороге с разметкой, указать расположение домов или других построек. После этого оба или более участников дорожного происшествия должны обратиться в пост ДПС, чтобы проинформировать службу о случившемся.

Уехать с места оставления ДТП разрешается, если водители, причастные к происшествию, смогли урегулировать спор самостоятельно. В этом случае допускается покинуть место, если ущерб незначительный и не превышает 25000 рублей. На таком месте ДТП статья имеет исключение, не требует штрафов и административных взысканий с лиц-участников дорожно-транспортного происшествия. Чтобы избежать судебных споров в будущем, нелишним будет обоим водителям составить два экземпляра схемы места ДТП, подписать расписку о возмещении ущерба с указанием его предварительной оценки. Далее следует ремонт транспортных средств, оплата за который осуществляется либо с личных средств водителей, либо страховой компанией по европротоколу.

Исключением из КОАП РФ 12.27 считается, если при действиях водителя был нанесен материальный ущерб (порча государственного или частного имущества, другого автомобиля, грузов), при этом самого происшествия водитель не заметил. За оставление места ДТП ответственное лицо не несет наказания, если доказан факт его неумышленного оставления. В случаях, если имеются доказательства остановки водителя при ДТП, выход из машины, оценка состояния авто и места происшествия, продолжение пути следования считается злоумышленным покиданием.

КОАП РФ имеет множество исключений, которыми можно воспользоваться, строя защиту виновного лица или ходатайствуя о прекращении судебного производства по делу оставления места ДТП.

Сроки давности

Даже если по каким-то причинам было скрытие с места происшествия, ответственность по КОАП РФ все равно придется понести. Для этого постараются сотрудники полиции, которые, согласно своих должностных инструкций, будут вести административное расследование, пока не будет найдено виновное лицо.

КРФоАП устанавливает срок исковой давности 1 год. Часть 1 пункт 6 КОАП РФ (статья 24.5) гласит, что не может быть начато производство по делу о нарушении дорожных правил и оставлении места, где произошло ДТП, если истек срок давности. Также, согласно этому Кодексу, производство по этому делу должно быть прекращено, если наступил срок давности. НО! В пункте 5 данной статьи указана возможность и порядок приостановления сроков давности, которыми может руководствоваться суд при вынесении решения об административной ответственности.

«Оставление места ДТП» найдет способ, как избежать лишения свободы или водительских прав, больших штрафных санкций, ели вы предпочли скрыться в состоянии паники с места происшествия.

Как доказывается правонарушение?

Если произошло столкновение, наезд, авария или нанесен незначительный ущерб во время движения транспорта на дороге или прилегающим к ним участкам, при этом водитель продолжил движение, не отреагировав на ситуацию, действия сотрудников дорожной службы следующие (если их вызвала пострадавшая сторона):

  1. На месте ДТП проводятся работы по сбору информации о происшествии с уст очевидцев, изъятию фото и видеоданных у свидетелей, снявших ситуацию на телефон или другой информационный носитель (камеру, регистратор).
  2. Заполняется документ, в котором пострадавшие описывают сложившуюся ситуацию во всех подробностях, зарисовываются схемы и указываются другие данные, касающиеся ДТП;
  3. Заполняется протокол о правонарушении.

После проделанной работы сотрудниками дорожной полиции непосредственно на месте ДТП статья 12.27 Кодекса может быть применена к правонарушителю после того, как возбуждено административное дело. После этого начинаются розыскные работы, устанавливается виновное лицо, определяется его фактическое место проживания. При наличии данных о транспортном средстве автомобиль или другой вид транспорта объявляется в оперативный розыск.

Поданное заявление о правонарушении со стороны пострадавшего и оставленное место ДТП виновником – предпосылки, которые вскоре перерастут в задержание, судебное разбирательство и наказание. Чтобы этого не случилось, при покидании мест происшествий лучше заручиться поддержкой опытного автоюриста, который сможет грамотно создать защитную стратегию и представить интересы в суде.

Можно ли не понести ответственность за оставление места ДТП?

Оставление места ДТП может быть переквалифицированно судом. Согласно КОАП (ст. 12.27 часть 2) есть исключения, при которых водитель не несет ответственности за то, что покинул место ДТП. В судебной практике широко применяется понятие крайней необходимости, когда водителю разрешается уехать, осознавая, что он произвел наезд, столкновение или совершил аварию. Уезжая с места, где случилось происшествие, водитель самостоятельно определяет степень крайней необходимости. Оправдываются в судебном порядке случаи, когда вред, причиненный во время аварии, был меньшим, чем предотвращенный.

Например, поцарапанный при обгоне чужой автомобиль является меньшим вредом, чем транспортируемая в родильное отделение рожающая женщина или человек с приступом болезни, чреватым фатальным исходом. Если действия водителя осуществлены при крайней необходимости, за оставление места ДТП статья 12.27 Кодекса об административных правонарушениях не предусматривает наказаний.

Обратившись к нам, опытные юристы сделают все возможное для того, чтобы доказать:

  • непричастность водителя к ДТП или его незнание о происшествии из-за малозначительности причиненного ущерба;
  • незначительную степень самого происшествия, что может уменьшить меру наказания;
  • отсутствие факта нарушения по КОАП РФ.

При изучении доказательств юристы могут опровергнуть объективность, достоверность данных, на которых строится обвинение в суде. Очень важно, как скоро будет осуществлено обращение к юристам после совершения ДТП. Обращаем ваше внимание на то, что после уезда с места ДТП шансы на то, что вас лишат прав, увеличиваются с каждым пройденным часом.

Смягчающие обстоятельства

Если место аварии было оставлено, но вовремя спохватившийся водитель быстро принял меры и обратился к автоадвокату, можно при правильной стратегии защиты рассчитывать на смягчающие обстоятельства. К ним, согласно ст. 4.2 ч.1 КОАП РФ относятся:

Также смягчающим является состояние аффекта и несовершеннолетие.

Особенности работы наших юристов

Оставленное место ДТП – повод для судебного производства по делу о дорожно-транспортном происшествии и оставлении места, где оно произошло. При обращении в нашу компанию, начинается тщательное изучение административного материала, который получен органами дорожной службы в ходе расследования и процессуальных действий при фиксировании ДТП. При исследовании данных могут быть обнаружены нестыковки, неправильное оформление документов, противоречащее законодательной базе РФ, и другие несоответствия, служащие основанием для обжалования материала и признания его неправомерным.

Не всегда имеющийся материал может в полной мере отобразить состав нарушения, события и повлекшие к нему обстоятельства. Для этого в пакете документов должны иметься грамотно составленные:

  • рапорт;
  • показания свидетелей;
  • протокол осмотра места ДТП;
  • акт осмотра транспортных средств;
  • фотоматериалы и видеоматериалы;

Фактическая и доказательная база часто имеет пробелы, которые в руках профессиональных автоадвокатов смогут стать вашим спасением и сохранением прав на вождение транспорта.

При тщательной проверке нередко на положительный исход влияет указанное время, фиксированное в документах, относящихся к материалам дела. Также построить эффективную защиту можно при отсутствии технической экспертизы, судебно-медицинской экспертизы лиц, пострадавших и выдвинувших обвинение. В случаях порчи транспорта (царапин или вмятин) только техническая экспертиза может быть объективным материалом, на который должен полагаться суд. Иные заключения, например, инспектора ДПС, не являются законным основанием для рассмотрения факта повреждения. Все нюансы, тонкости процессуальных дел знают адвокаты нашей команды.

Бывают ситуации, когда полностью оправдать виновника ДТП, скрывшегося с места происшествия, невозможно. В таких случаях целью работы адвоката является минимизация наказания. Квалифицированный специалист поможет определить адекватность оценки нанесенного ущерба другому автомобилю, грузу или сооружениям, здоровью человека.

Зачем это нужно? Даже если иск удовлетворен в пользу истца и страховая компания полностью покроет возмещение по материальному ущербу, в практике страховых компаний не редки случаи требования компенсации этих выплат у виновника-правонарушителя. С 2002 года стала законной компенсация страховых выплат у водителя, скрывшегося с места дорожно-транспортного происшествия.

Если вы скрылись по незнанию или умышленно, не хотите серьезных последствий, предусмотренных КОАП РФ, звоните нам, и мы сможем решить возникшую проблему с минимальным ущербом для вас.

Статья 27.3. Административное задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции - при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

6) должностные лица таможенных органов - при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, - орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Статья 27.3. Административное задержание

  • проверено сегодня
  • кодекс от 01.02.2020
  • вступила в силу 01.07.2002

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 04.05.2018 10.11.2017 20.07.2016 15.07.2016 20.03.2015 15.11.2014 04.02.2014 10.08.2012 09.06.2012 01.01.2012 08.12.2011 26.07.2011 01.03.2011 01.01.2011 18.11.2010 07.08.2010 01.02.2008 16.04.2007 01.01.2007 19.06.2006 15.05.2006 22.03.2005 01.07.2003 01.07.2002

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

  • 1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьёй 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьёй 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;
  • 2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
  • 3) должностные лица военной автомобильной инспекции - при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
  • 4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • 5) утратил силу с 1 июля 2003 г.;
  • 6) должностные лица таможенных органов - при выявлении нарушений таможенных правил;
  • 7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3 , 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
  • 8) утратил силу;
  • 9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьёй 20.27 настоящего Кодекса;
  • 10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);
  • 11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьёй 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.статьи 2.5 настоящего Кодекса, - орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.


1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
1) доставление;
2) административное задержание;
3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
4) изъятие вещей и документов;
5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
5.1) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения (пункт дополнительно включен с 1 июля 2008 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ);
6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
7) задержание транспортного средства;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
9) привод;
10) временный запрет деятельности (пункт дополнительно включен с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ);
11) залог за арестованное судно (пункт дополнительно включен с 26 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 198-ФЗ);
12) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 410-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 232-ФЗ.

2. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Комментарий к статье 27.1 КоАП РФ

1. Комментируемая статья закрепляет общий перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Цели, основания и процедура применения каждой из них конкретизируются в отдельных статьях главы 27 КоАП РФ. В целом целями применения указанных мер являются: 1) пресечение административного правонарушения; 2) установление личности нарушителя; 3) составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; 4) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; 5) исполнение принятого по делу постановления.

Важно отметить, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются только в связи с административным правонарушением и только специально уполномоченными на это лицами. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются разновидностью мер административного принуждения. Поэтому при их применении следует помнить, что в соответствии с ч. 3 ст. 1.6 КоАП РФ при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Отметим, что с 1 июля 2008 г. часть 1 статьи 27.1 будет дополнена пунктом 5.1, согласно которому к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении будет добавлено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

2. В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями от 25 мая 2006 г.) требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 27.1 КоАП РФ) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Другой комментарий к статье 27.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В комментируемой статье определены меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (меры административного пресечения), а также цели применения этих мер.

В соответствии с ч. 1 данной статьи применение мер пресечения предшествует последующим процессуальным действиям, определенным КоАП: возбуждению дел об административном правонарушении, подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, рассмотрению дела, вынесению постановления, определения по делу. Таким образом, меры пресечения могут быть применены к лицу, в отношении которого ведется производство по делу (лицу, подозреваемому в совершении административного правонарушения); об этом свидетельствует применение мер пресечения в виде изъятия вещей и документов, правовые последствия которых обусловлены результатами рассмотрения дела: при вынесении постановления о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, определенных ст. 24.5 КоАП, изъятые вещи и документы, не относящиеся к объектам гражданских прав, изъятым из оборота, подлежат возвращению их владельцу.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи применение мер административного пресечения возможно также и в случае исполнения принятого по делу постановления о назначении административного наказания. В указанных случаях конкретная мера пресечения применяется в отношении физического, юридического лица, вина которого в совершении административного правонарушения установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания.

Применение мер административного пресечения сопряжено с ограничением прав и свобод граждан, поэтому согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ они применяются только в случаях, установленных КоАП.

2. Как правило, следствием применения мер административного пресечения является ограничение имущественных прав граждан. В частности, осуществление досмотра вещей, досмотра транспортных средств, находящихся при физическом лице, осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей сопряжены с ограничением отдельных имущественных правомочий: права пользования, права распоряжения движимым имуществом или недвижимостью.

Ограничение имущественных прав, права на свободу передвижения (при применении административного задержания) в случаях, установленных КоАП, как правило, предусматривает бессудную процедуру осуществления указанных ограничений. Применительно к имущественным правам возможность бессудной (административной) конфискации предусмотрена п. 2 ст. 243 ГК , но только в тех случаях, когда она определена федеральным законом.

3. Применение мер административного пресечения допускается только в случаях, когда невозможно осуществление иных предусмотренных КоАП процессуальных действий, не сопряженных с ограничением прав и свобод человека. В частности, меры административного пресечения не могут быть применены при производстве по делам в случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется; как правило, это предусмотрено при совершении проступков, не представляющих значительной общественной опасности (см. комментарий к ст. 28.6).

Меры административного пресечения могут быть также применены, если лицо оспаривает наличие событий административного правонарушения, а также в случаях, когда предусмотрено назначение (наложение) административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа без составления протокола, если лицо считает применяемое к нему административное наказание несоразмерным административному правонарушению либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения.

4. Порядок осуществления мер административного пресечения предусматривает составление специального протокола, либо об их применении указывается в протоколах об административном правонарушении. В случае административного задержания наряду с протоколом об административном правонарушении составляется специальный протокол о применении данной меры пресечения.

5. О возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда, причиненных административным правонарушением, см. комментарий к ст. 4.7.

Согласно ст. 1070 ГК вред, причиненный гражданину в результате незаконного назначения административного наказания в виде административного ареста, подлежит возмещению в полном объеме независимо от виновности деяния должностных лиц, допустивших противоправное применение данного административного наказания.

По смыслу ч. 2 комментируемой статьи наряду с указанными случаями подлежит возмещению также и вред, причиненный юридическому лицу, физическому лицу незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

6. Умышленное невыполнение лицом, к которому применяется мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, указанная в п. 3 - 5, 7 - 9 ч. 1 комментируемой статьи, требований должностного лица, уполномоченного применять данную меру обеспечения производства по делу, квалифицируется по ст. 17.7 КоАП (умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении). См. также п. 3 комментария к ст. 27.12.

Следует различать статус процессуальных действий, осуществляемых при производстве по делу (гл. 26 - 30 КоАП) и на стадии исполнительного производства (гл. 31 - 32), и иметь в виду, что административная ответственность по ст. 17.7 КоАП квалифицируется только при производстве по делу об административном правонарушении.

7. Приказом МПС России от 11 ноября 2002 г. N 51 "О реализации Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (зарегистрирован в Минюсте России 19 декабря 2002 г. N 4047) установлено, что осуществлять процессуальные действия, предусмотренные ст. 27.2 (доставление), 27.3 (административное задержание), 27.7 (личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице), 27.9 (досмотр транспортного средства), 27.10 (изъятие вещей и документов), 27.14 (арест товаров, транспортных средств и иных вещей) КоАП, вправе следующие должностные лица ведомственной охраны МПС России:

Начальники (заместители начальников) стрелковых, стрелково-пожарных команд;

Начальники (старшины) стрелковых команд по охране искусственных сооружений и других важных объектов стратегического назначения;

Начальники отделений (групп) стрелковых, стрелково-пожарных команд, стрелковых команд по охране искусственных сооружений и других важных объектов стратегического назначения.

8. Согласно Положению о Госавтоинспекции, утвержденному Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. (в ред. Указа Президента РФ от 2 июля 2002 г. N 679), должностные лица Госавтоинспекции вправе осуществлять следующие меры административного пресечения:

Останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом (в соответствии с подп. "и" п. 12 Положения; см. п. 3 ч. 1 комментируемой статьи);

Направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения управляющих транспортными средствами лиц, которые подозреваются в совершении административного правонарушения в области дорожного движения и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения (в соответствии с подп. "л" п. 12 Положения; см. п. 6 ч. 1 комментируемой статьи);

Осуществлять административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях (согласно подп. "н" п. 12 Положения; см. п. 2, 3 ч. 1 комментируемой статьи).