Что такое закон яровой. Закон Яровой принят

Сложно найти россиянина, который ничего бы не слышал про так называемый пакет Яровой : текст законов пакета доступен в Интернете, а социальные сети пестрят мемами, предлагающими навсегда попрощаться с тайной переписки и цитирующими незабвенного Джорджа Оруэлла. В чем же суть пакета Яровой и как изменится Россия после его принятия?

Какова суть пакета?

«Антитеррористический» пакет законов был внесен на рассмотрение Госдумы депутатом и председателем думского комитета по безопасности Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым. 24 июля 2016 года Госдума приняла пакет, а 7 июля 2016 года – это день, когда был подписан пакет Яровой самим президентом В. Путиным . К слову, известный «борец за тайну переписки» Эдвард Сноуден выразил мнение , что эту дату стоит пометить как «черный день в истории России».

Полный текст пакета Яровой можно найти в конце статьи – стоит уделить внимание только сути антитеррористического пакета Яровой, не тратя времени на юридическую «шелуху».

  • Несообщение о преступлении. Статья 205 Уголовного Кодекса предполагает, что люди, не сообщившие полиции о преступлении, которое совершено или, возможно, совершится, будут получать реальный срок – до 1 года. Юристы почти сразу сменили массивную словесную конструкцию «Несообщение о преступлении» на более емкий термин «Недоносительство» . С лета 2016 года каждый гражданин России обязан доносить на других! Ситуация-исключение всего одна: если человек, обвиненный в недоносительстве, является родственником преступника, обвинения с него снимаются. Только благодаря этому исключению закон не опускает российское общество до уровня цинизма, описанного в известном романе «1984» (от ссылок на который удержаться невозможно). Закон предписывает сообщать компетентным органам о преступлениях разных видов: начиная с международного терроризма и заканчивая угрозой целостности РФ.

Ситуация, сложившаяся со статьями УК, связанными с доносительством, поистине парадоксальна: человек получает срок, если не сообщает об угрозе преступления (ст. 205), и также получает срок, если сообщает, но донос оказывается ложным (ст. 305). Разрешать юридический парадокс по-видимому никто не собирается, поэтому россиянин, случайно услышавший о «грядущем беспощадном бунте», точно окажется перед тяжелым выбором.

  • Оправдание терроризма = терроризм . «Новый порядок» ставит знак равенства между заявлениями, сделанными, скажем, по ТВ или радио, и размещенными в социальных сетях. Теперь подбирать слова, чтобы написать сообщение «Вконтакте», придется внимательно. Это не все: признание призыва к экстремизму, терроризму или сепаратизму «правильным» Уголовным Кодексом приравнивается к самому призыву. По ст. 205 УК как «трибуну революции», так и людям, его поддержавшим, грозит до 7 лет заключения.
  • Миссионерство . Согласно тексту антитеррористического пакета Яровой, пропагандировать какую-либо религию смогут только официально зарегистрированные организации – представителей этих организаций обяжут носить с собой документы, подтверждающие принадлежность.

Кроме того, вести пропаганду за пределами специально отведенных помещений (кладбищ, крематориев, религиозных школ) тоже будет запрещено. Пропаганда альтернативной религии в интернете под запретом: как было сказано, соцсети теперь – полноценные СМИ. Это значит, что уже привычных бабушек, раздающих на улицах буклетки «о вечной жизни», можно приравнять к нарушителям закона. Штраф за нарушение правил миссионерства запределен – 1 млн. рублей; с пенсии его оплатить едва ли получится.

  • «Ранняя» судимость. Представим ситуацию абсурдно: по тексту закона пакета Яровой можно судить детей! Есть ряд статей, по которым граждан будут предавать суду с 14-летнего возраста; все они касаются терроризма и экстремизма – это, например, участие в массовых беспорядках, покушение на общественного деятеля и даже прохождение обучения терроризму. Кстати говоря, за то самое недоносительство будут также присуждать статью с 14-ти.
  • Проверка почты. Сотрудники почтовых отделений ответственны за проверку посылок – так говорится в тексте пакета Яровой. Осуществлять проверку они могут наиболее удобными им способами – например, при помощи сканеров или металлоискателей, даже химической аппаратуры. «Запрещенными грузами» признаются оружие, наркотики, деньги, яды. Если такая посылка дойдет до адресата и государству станет об это известно, с руководителя почты спросят по всей строгости закона. Посылки с содержимым, которое сотрудники почты сочтут за запрещенное, согласно УК, могут быть уничтожены.
  • Международный терроризм – новое понятие УК.Ст. 361 Уголовного Кодекса устанавливает, что граждане, причастные к организации случившихся за рубежом террористических актов, жертвами которых стали российские граждане, будут осуждены за так называемый международный терроризм. По той же статье станут судить граждан, финансировавших акты терроризма. Наказание более чем сурово – вплоть до пожизненного срока.
  • «Большой брат». Наконец, самое «сладкое»: по «новым законам» силовики получат полный доступ к СМС-перепискам, перепискам по электронной почте и в социальных сетях, а также к телефонным переговорам. Все операторы связи обязаны хранить записи разговоров в течение 6 месяцев, а мета-данные (то есть сведения, когда тот или иной разговор состоялся, сколько длился) – в течение 3 лет. Та же обязанность «вменяется» «организаторам распространения информации в сети Интернет» - всем ресурсам, фигурирующим в этом списке (https://97-fz.rkn.gov.ru ). Операторы мобильной связи уже вовсю говорят о грядущем кризисе рынка: на данный момент технической возможности хранить такой огромный объем данных у провайдеров нет, а значит, деятельность провайдеров будет противоречить закону. Сам закон, разумеется, не уточняет, какими способами операторы будут вынуждены «выкручиваться» – законодателей вообще не интересует техническая сторона вопроса.

Цена «прослушки»

О неприкосновенности частной жизни упомянем лишь мельком – видимо, этическая сторона вопроса интересует законодателей меньше всего. Впору отметить экономическую проблему: за то, что силовики, по пакету Яровой, будут читать переписки, платить придется рядовым гражданам! Обратимся к финансовой статистике, которую уже широко распространили провайдеры сотовой связи (цифры, приведенные компаниями «большой четверки», немного рознятся, но в целом схожи): на разработку и установку оборудования, необходимого для того, чтобы хранить массив информации, предписанный законом, уйдет около 20 млрд. долларов! Проблема в том, что за один 2015 год вся «большая четверка» вместе заработала 18 млрд. долларов! То же касается и интернет-компаний: в частности, Mail.Group посчитала, что расходы на оборудование составят 2 млрд. долларов. Сумма кажется неподъемной, особенно если учесть, что ежегодная выручка Mail.Group примерно в 4 раза меньше.

Естественно, само государство не планирует оказывать финансовое содействие операторам сотовой связи – государство обнищало настолько, что отказывается индексировать выплаты льготникам на несколько процентов; если же вы спросите про миллиарды долларов, вам просто рассмеются в ответ. Все расходы лягут на плечи конечных потребителей услуг: министр связи и массовых коммуникаций Н. Никифоров предупредил, что стоимость телефонных переговоров может вырасти троекратно! При этом качество связи станет не лучше, а, наоборот, хуже из-за переориентации по вложению средств – компании будут инвестировать не в развитие телефонной связи и возведение новых вышек, а в то, чтобы соответствовать законодательству. Пресс-секретарь МТС Д. Солодовников отметил, что наиболее реальным сценарием выглядит снижение популярности телефонных звонков (такая тенденция уже присутствует) и переход абонентов на общение в интернете. Стремительный рост трафика приведет к искажениям голоса при звонках, перебоям при отправке СМС и выходе в глобальную сеть.

Что касается самого интернета, то он, похоже, станет недоступным удовольствием для многих россиян: эксперты, пытающиеся рассчитать, сколько будет стоить интернет после пакета Яровой, называют неутешительные цифры – 2-3 тыс. рублей ежемесячно. При этом пакет Яровой, по мнению законодателей, не должен помешать операторам запустить новый стандарт интернет-связи 5G к всемирному футбольному форуму ЧМ-2018 – именно такая задача стоит перед «большой четверкой». Повышение стоимости интернета в России не станет проблемой для иностранцев: для них платить по 50 долларов в месяц за доступ в сеть нормально. Цены на интернет в России - одни из самых низких по миру, но и уровень жизни наших граждан, будем честны, тоже невысок.

Интересно, что думает сама Ирина Яровая по поводу цен на сотовую связь? Депутат в интервью «Россия 24» отметила, что никаких конкретных решений по техническим вопросам еще не было принято – паниковать рано, никто никого не прослушивает, закон лишь дает правительству право принять определенное решение в течение 2-х лет. По мнению Яровой, провайдеры просто ищут причины, чтобы сорвать «большой куш», и нашли идеальное оправдание.

Поможет ли «прослушка» в борьбе с терроризмом?

Плавали – знаем: опыт других стран подсказывает, что, когда будет принят пакет Яровой, количество террористических актов едва ли изменится. США в свое время также использовали массовый сбор информации для предотвращения терактов, из-за чего и подверглись жесткой критике упомянутого уже Эдварда Сноудена. В Штатах функционирует организация АНБ (Агентство по национальной безопасности), принцип работы которой описан в книге Дэна Брауна «Цифровая Крепость» (пусть и с долей творческой фантазии автора). Однако в США к созданию программы для анализа метаданных подошли более подготовлено – государство частично компенсировало расходы компаний, участвовавших в проекте. Если учесть, что среди участников фигурировали такие гиганты, как Microsoft и Facebook, можно предположить, что расходы государства на этот проект были внушительными. Тем не менее, реализация проекта по безопасности никак не отразилась на благосостоянии граждан Америки.

Проблема заключается в том, что по всему миру распространяется шифрованный трафик (протокол HTTPS). Согласно аналитике Google, 81% трафика в России является именно шифрованным. Прочитать такую переписку можно, лишь пока пользователь находится в сети – как только он выходит, ключ шифрования удаляется. Хранить в данном случае просто нечего.

Граждане России легко могут уйти от тотального контроля «по Яровой», обмениваясь информацией через защищенные мессенджеры What’sApp, Viber и Telegram. Компания ViberMedia продала свой мессенджер малоизвестной японской компании в 2014 году, а What’sApp и вовсе принадлежит Facebook–очевидно, что владельцам мессенджеров совершенно плевать на российские законы и штрафы, которые по ним начисляются.

Telegram– это относительно новый продукт, принадлежащий одноименной компании и получивший огромную популярность за короткие сроки благодаря личности разработчика; создателем Telegram является интернет-гений Павел Дуров, основатель «Вконтакте». Дуров известен своим радикально неприязненным отношением к вмешательству в личную жизнь граждан, не сотрудничает со спецслужбами, а защищенность Telegram подается им как ключевая характеристика приложения.Интересно, что для разработки Telegram Дуров создал компанию под названием DigitalFortress («Цифровая Крепость») – возможно, саму идею он позаимствовал у Дэна Брауна: в книге американского журналиста так именовался шифр, который невозможно взломать.

Понятно, что для российских спецслужб (равно как и для спецслужб других государств) Telegram– враг №1. На программу почти сразу посыпались обвинения – в частности, есть информация, что именно этот мессенджер использовали террористы «ИГИЛ», планируя теракт в Париже 13 ноября. Однако на деле это обвинение очень смахивает на «дезу» - возможно, спецслужбы весьма цинично воспользовались несчастным случаем, чтобы «очернить» неугодного борца за тайну переписки.

Что дальше?

«Голь на выдумки хитра»: нет никаких сомнений, что террористы найдут способ общаться друг с другом в обход спецслужб, пусть даже им придется использовать для этого почтовых голубей. Есть подозрение, что при организации терактов в Париже использовалось не приложение Telegram, а функция чата, присутствующая в игровой приставке SonyPlayStation 4 – именно такую правоохранительные органы обнаружили на месте предполагаемого проживания террористов. Вице-премьер Бельгии уже заявил, что отследить общение в таком чате почти невозможно. Впрочем, российским спецслужбам нечего беспокоиться по этому поводу – если у арабских террористов деньги на современную приставку есть, то для рядовых российских граждан это слишком дорогостоящее удовольствие.

Кажется, Рунет сейчас интересуют всего 2 вопроса – когда примут пакет Яровой, что будет, и будет ли отменен пакет Яровой? Что касается второго вопроса, то его смело можно назвать беспочвенным – никто об отмене законов не говорит. Отвечая на первый, нужно заметить, что пакет уже принят, законы, включенные в него, уже действуют с 20 июля. Правда, пока немного нелепым образом – СМИ широко освещают курьезную историю, рассказывая о жителе Московской области, который за последний месяц ложно сообщил о 26 бомбах. Очевидно, что он читал тексты законопроектов пакета Яровой и просто боялся попасть под статью «Недоносительство» - но как с ним теперь поступить: дать награду или посадить на 3 года за ложный донос? Это тот момент, который из сути законов пакета Яровой неясен.

Законы, связанные с хранением данных, вступят в силу примерно через 2 года – летом 2018 года. Такой срок дается мобильным операторам и интернет-ресурсам, чтобы подготовиться с технической точки зрения. Поэтому у россиян еще есть время, чтобы насладиться последними деньками перед восхождением тоталитаризма.

Депутаты проголосовали во втором и третьем чтениях за принятие поправок о противодействии терроризму. Резкое изъятие из них пунктов о лишении гражданства и права на выезд депутаты назвали «поиском правильного решения»

Государственная дума РФ (Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

Госдума приняла во втором и третьем чтениях «антитеррористический пакет» депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова. Парламент раскололся: за поправки в законодательство проголосовали 287 депутатов, против — 147, один воздержался. Против выступили фракции КПРФ и ЛДПР. Аналогично проголосовали за вторую часть пакета — поправки в Уголовный кодекс: за — 277 депутатов, против —​​148.

Законопроект ужесточает наказание в большинстве «экстремистских» статей, снижает возраст уголовной ответственности за терроризм, вводит ряд новых ограничений, включая запрет на миссионерскую деятельность в жилых помещениях. Первая версия законопроекта предполагала такую процедуру, как лишение гражданства за террористические преступления, захват заложников и насильственный захват власти; там содержался запрет на выезд из страны в случае получения гражданином официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения террористических преступлений. Пакет разрабатывался при участии Совбеза, рассказывали собеседники РБК в комитете по безопасности.

Ко второму чтению в комитете по безопасности в понедельник убрали нормы о запрете на выезд в случае официального предостережения, но расширили перечень оснований для лишения гражданства, включив в них такие пункты, как работа в органах власти других государств и работа в иностранных НКО.

Второе чтение планировалось на среду, но неожиданно депутаты перенесли его на пятницу, а в четверг неожиданно убрали из проекта все нормы о лишении гражданства и выезде.

Почему депутаты передумали

Зампредседателя комитета по безопасности Эрнест Валеев объяснил спешную переработку резонансного «антитеррористического пакета» депутата Ирины Яровой. «Шел поиск правильного решения», — сказал РБК Валеев. На прямой вопрос РБК, почему в понедельник комитет одобрил лишение гражданства россиян и ограничение на выезд, а уже в пятницу отказался от этих норм, Валеев ответил: «Регламент не нарушен, законопроекты могут дорабатываться вплоть до их рассмотрения на пленарном заседании, это обычная практика».

На вопрос РБК, повлиял ли на решение изменить пакет общественный резонанс, Валеев не ответил однозначно, сказав, что «в обществе есть разные взгляды». «Под обществом я имею в виду и народ, и властные структуры, разные взгляды у думских фракций. Мы исходили из стремления все сделать лучше», — сказал депутат.

Помощница Яровой Мария Чекалдина на просьбу РБК прокомментировать отказ лишать гражданства и ограничивать выезд сказала, что передаст депутату вопросы, но та вряд ли будет это комментировать.

Смягчений по экстремизму не будет

Во время обсуждения пакета поправок Дума отклонила несколько предложений депутатов по смягчению законопроектов. Замруководителя фракции ЛДПР Алексей Диденко предложил исключить из законопроекта ужесточение наказаний по «экстремистским статьям» УК (ст.282). Фракция ЛДПР в целом выступает за отмену этих статей. «В прошлом году более 500 человек были приговорены по ст.282, и ни один из них не был террористом. В основном это лица, которые сделали какое-то заявление, репост в социальных сетях. Среди них есть представители молодежи, которые отличаются радикальными взглядами. Но глубокое убеждение фракции ЛДПР, что из-за этого с молодых лет нельзя ломать жизнь человеку», — объяснил Диденко. Но дума отклонила его предложение.

Гудков предложил исключить из пакета новый состав преступления — содействие экстремистской деятельности. Он привел несколько примеров того, как уголовные дела за экстремизм возбуждались за публикацию картинок в соцсетях. «А что такое содействие экстремизму? Таксист, который подвезет девушку, которая опубликовала картинку «ВКонтакте»? Я предлагаю отменить это и не позориться уже», — сказал Гудков. Дума отклонила его предложение.

Оппозиционный депутат также предложил отменить «людоедскую норму» о снижении возраста наступления уголовной ответственности по ряду статей УК до 14 лет. «За несообщение о преступлении нам предлагают сажать детей от 14 лет, за участие в массовых беспорядках, хотя у нас под массовыми беспорядками может пониматься все что угодно. Психика ребенка в этом возрасте не сформирована, это вам скажут любые психологи. Ребенку нужна реабилитация, а не тюрьма. Оттуда он выйдет готовым преступником», — недоумевал Гудков. «Уровень психофизического развития подростка в этом возрасте позволяет осознавать общественную опасность перечисленных деяний и ответственность за их совершение. Комитет этот вопрос обсуждал со специалистами», — парировал Валеев. Дума отклонила предложение Гудкова.

Гудков также выступил против уголовной ответственности за несообщение о преступлении. «Мальчик Вася где-то сгоряча скажет «Ненавижу чиновников-коррупционеров, расстрелять бы их всех», а мальчик Петя просто не сообщит об этом. Оба мальчика сядут в тюрьму, вот что предлагается», — привел пример депутат.

«Успех борьбы с терроризмом зависит не только от действий силовых структур и госорганов, но и от действий общественности. Мы считаем, что эта норма закона будет способствовать активизации действий населения по препятствию терроризму», — ответил Валеев. Предложение Гудкова было отклонено. Гудков также выступил против хранения данных о звонках и сообщениях операторами связи, мотивировав это убытками, которые понесет бизнес. Валеев ответил, что сроки хранения согласованы, и поправку Гудкова отклонили.

1 июля в России вступил в действие так называемый «закон Яровой». Согласно этому закону, все провайдеры должны хранить на своих серверах переписку и звонки пользователей в течение полугода. Такие меры обосновывают борьбой с терроризмом. Абоненты называют это началом тотальной слежки и ищут пути обхода, однако операторы говорят, что пока и у них самих нет возможности выполнять требования закона.

«Пакет Яровой» стал одним из самых громких и обсуждаемых законопроектов в России за последние три года. Ещё в 2016 году, когда документ был подписан президентом, пользователи соцсетей опасались, что теперь за любое неверное слово в переписке или разговоре по телефону .

Не меньше возмущались и мобильные операторы. На исполнение закона им нужна гигантская сумма. Позднее выяснилось, что покрыть затраты . Тогда же, в 2016 году, провайдеры предупреждали, что из-за «пакета Яровой» тарифы . 1 июля 2018 года закон вступил в силу.

Что должны делать провайдеры по «закону Яровой»

Согласно закону, с 1 июля 2018 года мобильные операторы и провайдеры должны начать хранить переписку, звонки и вообще весь пересылаемый абонентами контент в течение полугода, а с 1 октября - и интернет-трафик пользователей. За пять дней до вступления закона в силу в правительстве , что такая же обязанность ложится и на онлайн-сервисы (например, почту и мессенджеры). Пересылаемый контент операторы обязаны передавать по запросу в правоохранительные органы.

Как рассказывал «Ведомостям» главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян, требование закона потребует огромных затрат даже от крупнейших российских интернет-сервисов, не говоря про мелкие проекты. Это же говорил и директор «Вымпелкома» Василь Лацанич.

Все большие операторы смогут найти средства и так или иначе выполнить требования закона в разумные сроки, хотя это будет болезненно для бюджетов и акционеров. Но у меня большие сомнения, что это смогут сделать маленькие, особенно операторы фиксированной связи. Их в стране сотни. Большая часть их трафика приходится на торренты, видео, и это всё хранить, обрабатывать, давать доступ - эта задача и технически, и экономически для них нерешаемая.

Провайдеры и производители специализированного оборудование ранее предупреждали, что не смогут в срок подготовиться к реализации закона.

Почему операторы пока не могут выполнять «закон Яровой»

3 июля в «Россвязи» подтвердили «Коммерсанту» , что операторы и провайдеры в настоящий момент не имеют возможности законно хранить пользовательский контент. Для этого просто нет сертифицированного оборудования.

На текущий момент в системе сертификации в области связи отсутствуют сертификаты соответствия на технические средства накопления голосовой информации для оперативно-разыскных мероприятий.

При этом в Минкомсвязи ранее предупреждали операторов, что за использование несертифицированного оборудования их ждёт административная ответственность. Хотя 15 июня 2018 года глава министерства Константин Носков говорил, что «компании, подпадающие под «закон Яровой», уже активно выполняют требования».

Представители мобильных операторов также подтвердили, что в данный момент у них нет сертифицированного оборудования. Дело в том, что проводить аккредитацию оборудования в России имеет право только одна организация, но при этом она не имеет права выдавать сертификаты. Выдавать их планируют несколько организаций, но будут готовы к этому во втором-третьем квартале 2018 года, пояснили в испытательном центре сертификации и метрологии Центрального научно-исследовательского института связи.

Операторы не будут хранить данные на несертифицированном оборудовании, если они в трезвом уме и твёрдой памяти. Оборудование стоит денег. Если купить несертифицированное, оно может не соответствовать требованиям, - рассказал представитель оператора «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ).

В 2018 году из-за новых законов, касающихся интернета, а также блокировки сайтов и мессенджеров, пользователям пришлось невольно повышать интернет-грамотность и учиться использовать средства обхода. При этом 27 июня президент подписал закон о штрафах для владельцев VPN-сервисов и анонимайзеров. Штрафы предусмотрены немалые, но вот обычным людям за использование прокси и VPN .

После того как российским абонентам срочно потребовались сервисы для обхода блокировок, создавать их начали все неравнодушные, в том числе владельцы Telegram-каналов, а PornHub даже .

В пятницу, 24 июня, Госдума во втором и третьем чтении рассмотрит резонансный антитеррористический пакет законопроектов депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова. Российские интернет-компании уже отмечают, что принятие законов поставит под удар их бизнес и ограничит свободу в сети. «Лента.ру» объясняет, почему «пакет Яровой» не поможет в борьбе с терроризмом, но навсегда изменит судьбу российского интернета.

Что предлагают Яровая и Озеров

В «пакете Яровой» содержится целый ряд предложений по противодействию экстремизму и терроризму в сети. В частности, предлагается усилить ответственность за его пропаганду - оправдание террористических актов или призыв к ним предполагается карать лишением свободы сроком до семи лет.

Но наиболее резонансные поправки напрямую касаются российских интернет-компаний. В тексте законопроекта они названы «организаторами распространения информации в сети», так что под действие «пакета Яровой» потенциально попадают новостные порталы, почтовые сервисы, соцсети, мессенджеры, форумы и даже онлайн-магазины. Всех их обяжут хранить у себя информацию о передаче и обработке текстовых сообщений, изображений, звуковых файлов и видеозаписей пользователей. Спецслужбы смогут получить доступ к этим данным, если это потребуется для расследования или обеспечения государственной безопасности.

Кроме того, компании обяжут предоставить госорганам инструменты для дешифровки защищенных сервисов. Это коснется и владельцев сайтов, использующих интернет-протокол HTTPS. В случае отказа их ждет штраф до миллиона рублей.

Предлагаемые законы требуют, чтобы операторы связи в течение шести месяцев хранили записи всех звонков абонентов, а информация об их входящих и исходящих вызовах была доступна для спецслужб в течение трех лет. Причем законопроект никак не регулирует порядок хранения этих данных. Операторам также придется в течение 15 дней подтверждать подлинность личности пользователей.

Сколько это будет стоить

Российские компании заставят за свой счет установить всю необходимую аппаратуру и арендовать центры обработки данных для хранения информации. Это потребует огромных расходов прежде всего от мобильных операторов, вынужденных по полгода хранить записи всех входящих и исходящих звонков. В «МегаФоне» затраты оценили в 20,8 миллиарда долларов, в «Вымпелкоме» - в 18 миллиардов долларов, а в МТС - в 22,7 миллиарда долларов. А за весь 2015 год «большая тройка» и Tele2 заработали 17,8 миллиардов долларов.

Бьют тревогу и интернет-компании. В Mail.Ru Group посчитали , что на установку оборудования им придется потратить до 2 миллиардов долларов, ежегодные расходы на его поддержку составят еще 80-100 миллионов долларов. Выручка Mail.Ru за 2015 год - 592 миллиона долларов.

Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев прямо , что в пятницу Госдума рассмотрит «смертный приговор российскому телекому».

Пытаются ли интернет-компании помешать принятию закона

Да. Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), куда входит более 200 российских интернет-компаний, уже направила помощнику президента Игорю Щеголеву, министру связи Николаю Никифорову, спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко и главе комитета Госдумы по информационной политике Леониду Левину письма с просьбой предотвратить принятие «пакета Яровой».

В РАЭК вполне обоснованно считают, что законопроект приведет к вторжению в частную жизнь граждан. Их лишат права на тайну переписки, все их действия в соцсетях и разговоры будут записываться и полгода храниться на серверах компаний.

Кроме того, антитеррористический пакет поставит под угрозу национальную безопасность России. Хакеры и иностранные спецслужбы теоретически смогут получить доступ к хранящимся у государства ключам шифрования от защищенных сервисов. Этот же аргумент в мае 2015 года свел на нет попытки президента США Барака Обамы заставить Apple, Google и Microsoft предоставлять ФБР и ЦРУ доступ к зашифрованным данным.

Из-за огромных затрат на аренду серверов и установку оборудования интернет-компании и сотовые операторы сократят вложения в многие перспективные проекты. А это в том числе расширение сетей 4G и внедрение 5G, увеличение скорости интернета и развитие «интернета вещей», не говоря уже об исследованиях в сфере искусственного интеллекта и нейросетей.

К тому же оборудование для хранения данных в основном будет закупаться за рубежом, поскольку в России его сегодня либо нет, либо оно уступает западным аналогам. Это увеличит зависимость России от иностранных компаний вроде IBM, Cisco и Huawei, что прямо противоречит политике импортозамещения. К тому же защиту информации смогут обеспечить лишь крупные игроки рынка, а мелкие легко могут стать жертвами взлома, и данные пользователей попадут в сеть.

Антитеррористические поправки Яровой ставят под угрозу российский интернет-бизнес.

А иностранные компании вполне могут отказаться от соблюдения закона или же ограничить свое присутствие на рынке. Россияне лишатся доступа к новым опциям Google и Facebook, своевременным обновлениям iOS и Android, а также многим другим перспективным технологиям. Это приведет к общей деградации российской интернет-отрасли.

Поможет ли «пакет Яровой» бороться с терроризмом в интернете

Это очень спорный вопрос. Массовый сбор и обработка информации действительно способны помочь идентифицировать потенциальных террористов и экстремистов. Похожая программа анализа метаданных в США, по утверждениям ФБР, ЦРУ и АНБ, действительно способствовала предотвращению многих терактов, хотя и подверглась серьезной критике после разоблачений Эдварда Сноудена. Однако американцы потратили на ее реализацию миллиарды долларов, а также компенсировали расходы участвующим в проекте интернет-компаниям, в том числе Google, Facebook и Microsoft.

С другой стороны, во всем мире расширяется шифрованный трафик, и Россия тут не исключение. Глава Роскомнадзора Александр Жаров оценивает его долю в 15-20 процентов, но тот же Google утверждает, что у него в России на шифрованный протокол HTTPS приходится до 81 процента трафика, а у Ростелекома этот показатель составляет 50 процентов.

При использовании HTTPS все пересылаемые материалы видны интернет-сервису, например, администрации «ВКонтакте», но недоступны провайдеру. В некоторых случаях прочитать переписку можно только пока идет интернет-сессия, то есть пользователь находится в сети. Как только сеанс завершается, ключ шифрования автоматически удаляется. Это делает хранение данных бессмысленным, ведь теперь их все равно не расшифровать.

В то же время террористы предпочитают защищенные сервисы, в том числе мессенджер Telegram. Там действуют информационные каналы запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство», через которые ведется пропаганда экстремистских идей и вербовка новых боевиков. По имеющимся данным, взломать Telegram пока не представляется возможным, а его основатель Павел Дуров выступает резко против сотрудничества со спецслужбами.

Не выдают данные пользователей и недавно сквозное шифрование мессенджеры WhatsApp и Viber, а такие программы как FireChat вообще при пересылке сообщений могут обходиться без стандартных сетей операторов. Все эти компании, скорее всего, просто проигнорируют уведомления о миллионных штрафах за несоблюдение российского законодательства, ведь они зарегистрированы в других странах и, за исключением Viber, не имеют серверов в России. Точно так же поступит и Facebook, хранящий данные россиян на своих европейских и американских серверах.

Фото: Анастасия Кулагина / «Коммерсантъ»

Поправки Яровой никак не ограничат общение террористов через зашифрованные сервисы, в том числе мессенджер Telegram

Тем не менее такая блокировка требует постоянного мониторинга и мощных операционных ресурсов. В Китае и Иране ограничение работы тех или иных сервисов - распространенная практика, и государство ежегодно выделяет на это немалые средства. В Поднебесной уже более 10 лет функционирует уникальная система «Золотой щит», способная мониторить анонимайзеры и VPN-сервисы.

В России же практически нет опыта отслеживания зашифрованного трафика мобильных приложений, а тот же Роскомнадзор блокирует сайты только по домену. Более того, для ограничения доступа к защищенным мессенджерам необходимо разработать законодательную базу, которая на сегодня просто-напросто отсутствует.

Но даже если отечественным спецслужбам и удастся ограничить доступ к Telegram и WhatsApp, то террористы наверняка найдут другие способы коммуникации. Например, сеть Tor, взломать которую пока не по силам даже правительству США.

Скандальные антитеррористические законопроекты Ирины Яровой приняты парламентом и подписаны Президентом РФ Владимиром Путиным 6 июля, вопреки надеждам правозащитников и операторов связи на президентское вето. Надежды на вето вообще было мало, потому что с 2013 года Президент РФ не пользовался этим правом. Закон мог бы остановить Совет Федерации, который крайне редко, но всё же пользуется своим правом вето. Но и этого не произошло. Законы вступят в силу 20 июля 2016 года, за исключением некоторых положений, вступающих в силу позже.

Законы были приняты в короткие сроки: за три месяца они прошли и Государственную Думу, и Совет Федерации, и Президента РФ.

Мы уже проводили , поэтому сейчас есть смысл остановиться на тех изменениях, которые были внесены в первоначальный текст проектов.

Федеральный закон от 06.07.2016 №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии терроризму“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» состоит из 19 статей, первоначальный проект был дополнен девятью статьями.

В первоначальной редакции законопроекта №1039149–6 содержалась норма, согласно которой в целях обеспечения координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по профилактике терроризма по решению Президента РФ могут формироваться органы из представителей этих органов. Эти органы могут принимать решения по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений. Решения оформляются актами указанных органов и являются обязательными. В итоговом варианте норма дополнена полномочием субъектов РФ установить административную ответственность за неисполнение этих решений, в случае если она не предусмотрена федеральным законом.

Статьи 2-4 были включены в текст законопроекта его авторами в процессе работы над ним, они посвящены полномочиям спецслужб. ФСБ и СВР наделяются правом получать на безвозмездной основе от государственных органов и государственных внебюджетных фондов необходимые для выполнения возложенных на них обязанностей информационные системы и базы данных, в том числе путем получения возможности удаленного доступа к ним.

В Федеральном законе «О ФСБ» исключается второе предложение из нормы следующего содержания: «Военнослужащие органов федеральной службы безопасности не несут ответственность за вред, причиненный лицам и организациям при применении боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы, если применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Возмещение такого вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». Предполагается, что ответственность (гражданско-правовую) за причиненный законными действиями военнослужащих ФСБ несет сама ФСБ, однако исключение второго предложения из приведенной нормы вносит некоторую неопределенность в вопрос о том, будет ли ФСБ возмещать вред. При этом в Законе остаются общие положения о том, что государственные органы, организации и граждане вправе требовать от органов ФСБ возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного действиями должностных лиц органов ФСБ при исполнении ими служебных обязанностей.

Изменения в закон «Об оперативно-розыскной деятельности» вносят получение компьютерной информации в перечень оперативно-розыскных мероприятий. Мероприятия, связанные со снятием компьютерной информации, проводятся при участии ФСБ и органов внутренних дел только по судебному решению.

В закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» внесены изменения в части исключения выдачи обыкновенной гуманитарной визы лицам, осуществляющим профессиональную религиозную деятельность, в том числе миссионерскую. Первоначальное предложение о запрете на выезд из России в случае наличия у гражданина предостережения о недопустимости нарушения закона было исключено. Резонансная неконституционная статья 5 законопроекта, предполагавшая лишение гражданства РФ за совершение преступлений террористической направленности, также была исключена из закона по инициативе самих авторов законопроекта.

Возникает вопрос: когда законодатели Яровая и Озеров писали закон, они не знали, что другим законом запрещено лишать человека российского гражданства? А если знали, то зачем включили такое одиозное положение в проект? Как вариант - чтобы отвлечь внимание от других вопросов.

Уточнены некоторые положения закона «Об оружии»: конструктивно сходные с огнестрельным оружием изделия не должны содержать в своем составе основные части огнестрельного оружия, а при производстве таких изделий и определенных видов оружия запрещается использовать основные части не только боевого ручного стрелкового оружия и служебного огнестрельного оружия, но и снятого с учета в государственных военизированных организациях, а также списанного (статья 6).

Большие изменения вносятся в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»: в него вводится новое понятие миссионерской деятельности и соответствующая глава. Данной главы не было в первоначальной редакции законопроекта.

Миссионерская деятельность - это деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, сети «Интернет» либо другими законными способами. Миссионерской деятельностью не может заниматься представительство иностранной религиозной организации. Однако российские религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях осуществления профессиональной религиозной деятельности, в том числе миссионерской деятельности, по трудовому или гражданско-правовому договору с данными организациями.

Закон запрещает осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе, которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо законом «О противодействии терроризму». Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на нарушение общественной безопасности и общественного порядка; осуществление экстремистской деятельности и другие деструктивные цели.

За нарушение правил осуществления миссионерской деятельности предусмотрена административная ответственность.

Статья 9 Федерального закона №374-ФЗ с изменениями в закон «О почтовой связи» также появилась в процессе работы над законопроектом. Закон дополняется обязанностью операторов почтовой связи принимать меры по недопущению к пересылке в почтовых отправлениях запрещенных предметов и веществ. В этих целях могут использоваться рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение. По существу, закон зафиксировал то, что уже применяется на практике службой почтовой безопасности.

Самый большой резонанс вызвали изменения в закон «О связи». В итоговом документе число поправок увеличилось. Помимо резонансных поправок в закон вошла новая обязанность операторов связи прекратить при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оказание услуг связи в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах. Это означает, что могут перестать работать все «левые» сим-карты, выданные без указания паспортных данных в договоре, а также все сим-карты, использующиеся не тем лицом, на которое оформлен договор. За несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов вводится административная ответственность. Также в законе появилась обязанность операторов связи выдавать информацию о пользователях и оказанных им услугах связи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

В законе осталась норма о том, что операторы связи обязаны хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи - в течение трех лет. Однако следует предположить, что «информация о фактах» - это, по сути, так называемые логи, а не сама информация. В отношении самой информации - текстовых сообщений, голосовой информации, изображений, звуков, видео-, иных сообщений пользователей услугами связи - установлен срок хранения до шести месяцев. Важно, что порядок, сроки и объем хранения указанной в информации устанавливаются Правительством РФ. То есть до того как Правительство РФ установит этот порядок норма фактически не будет действовать. Для данной нормы предусмотрена отсрочка вступления в силу на два года: она начнет действовать с 1 июля 2018 года.

Аналогичные правила хранения информации с аналогичными оговорками вводятся в отношении организаторов распространения информации в сети «Интернет». Кроме того, провайдеры обязаны при использовании в электронных сообщениях пользователей сети «Интернет» дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в ФСБ информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых электронных сообщений. Как эта обязанность будет реализовываться на практике, пока не очень понятно.

Изменения в Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», предусмотренные статьей 6 законопроекта, оказались в статье 12 принятого Закона. Замечания Правового управления Госдумы и несоответствие данных норм предмету закона не стали препятствием для их сохранения в тексте. Кроме того, редакция была дополнена нормой о том, что при заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации (данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, выступающих стороной договора транспортной экспедиции), после чего отразить ее в договоре. За нарушение этой обязанности предусмотрена административная ответственность, формулировка уточнена в соответствии с замечаниями Правового управления Госдумы.

Федеральный закон от 06.07.2016 №375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» также увеличил количество статей вдвое по сравнению с проектом - с двух до четырех статей. Однако изменений по сравнению с проектом не так много.

По статье 205.6 Уголовного кодекса РФ «Несообщение о преступлении» учтены замечания Правового управления Думы: максимальное наказание уменьшено с трех лет лишения свободы до одного года.

В статье 208 «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем» санкции выросли по сравнению с тем, что было в проекте. В проекте закона предлагалось повысить на 2–3 года нижние пределы сроков лишения свободы, а в итоге на пять лет выросли и высшие пределы.

В статье 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», статье 282.3 «Финансирование экстремистской деятельности» предлагаемые безальтернативные санкции в виде лишения свободы с учетом замечаний юристов заменили на альтернативные - с наказаниями в виде штрафа, принудительных работ, лишения свободы.

Статья 282.4 «Содействие экстремистской деятельности» не вошла в итоговый закон.

Изменилась редакция изменений, которые вносятся в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. В целом, закон, вносящий изменения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, практически не изменился по сравнению с первоначально внесенным проектом.

ВЫВОДЫ

1. «Антитеррористический пакет» Яровой был существенно доработан с учетом поправок, однако это привело к ужесточению закона. Из самых громких положений законопроекта в закон не вошло только лишение гражданства, ограничение на выезд и статья 282.4 «Содействие экстремистской деятельности». Все остальные положения сохранились. Например, статья 205.6 «Несообщение о преступлении» будет действовать с 20 июля 2016 года.

2. Закон был дополнен новыми нормами, в частности, изменениями в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в который вводится новое понятие миссионерской деятельности и соответствующая глава.

3. Закон дополнился полномочиями органов, осуществляющих ОРД, и органов безопасности получать удаленный доступ к любым информационным системам и базам данных, а также, по решению суда, компьютерную информацию (электронные сообщения частных лиц). Надо полагать, что у спецслужб и так есть доступ к информационным системам и компьютерной информации.

4. Шум вокруг законов Яровой стал сводиться к переживаниям операторов связи и интернет-провайдеров о повышении их расходов в связи с необходимостью соблюдения закона и шутками пользователей в интернете на тему «большой брат следит за тобой». Однако по поводу «слежки» нельзя утверждать, что со вступлением в силу закона что-то должно кардинально измениться в сторону тотального нарушения тайны сообщений. Также нет смысла возмущаться ужесточением ответственности за терроризм. Странно, что в Интернете не поднялся такой же шум, например, по поводу уголовной ответственности за недоносительство.

5. Акцентирование внимания общественности на заведомо одиозных и непроходных положениях законопроектов приводит к тому, что действительно важные, значимые нормы и законопроекты, которые могут привести к нарушению прав рядовых граждан (не террористов), остаются в тени.