Договор военнослужащий. Что собой представляет служба по контракту

Заключение контракта о прохождении военной службы, пре­кращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, являются военно-служебными отношениями. Следовательно, нормы гражданского права, трудового и других отраслей права к отношени­ям, связанным с данным контрактом, применяться не могут.

Как уже отмечалось, поступление на военную службу по кон­тракту предусматривает заключение гражданином с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в ко­тором предусмотрена военная служба, контракта о прохождении во­енной службы, который заключается письменно по типовой форме.

Рассмотрим порядок заключения контракта.

Контракт о прохождении военной службы вправе заклю­чать:

Военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий кон­тракт о прохождении военной службы;

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие не менее 6 месяцев;

Граждане, пребывающие в запасе;

Граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, окончив­шие государственные, муниципальные или имеющие государствен­ную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования;

Граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

Другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ;

Граждане, поступившие в военные образовательные учрежде­ния профессионального образования на особых условиях;

Иностранные граждане, законно находящиеся на территории

Основаниями для отказа кандидату, поступающему на во­енную службу по контракту, в заключении с ним соответствую­щего контракта являются:

Отсутствие в ВС РФ, других войсках, воинских формировани­ях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю под­готовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;

Решение аттестационной комиссии воинской части, утвер­жденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта о прохождении военной службы с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;

Решение комиссии военного комиссариата или аттестацион­ной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступаю­щего на военную службу по контракту, требованиям, установленным ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен:

С гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание;

С гражданами, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд;

С гражданами, имеющими неснятую или непогашенную суди­мость за совершение преступления;

С гражданами, отбывавшими наказание в виде лишения свобо­ды;

С гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.

Командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее, чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.

В случае отказа гражданину (иностранному гражданину) в за­ключении контракта о прохождении военной службы он имеет право обжаловать данное решение в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать:

Граждане в возрасте от 18 до 40 лет;

Иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.

Первый контракт о прохождении военной службы заключа­ется на срок:

С гражданином РФ, поступающим на военную службу на во­инскую должность, для которой штатом предусмотрены воинские зва­ния солдата, матроса, сержанта, старшины;

С гражданином, прошедшим обучение по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государст­венном образовательном учреждении высшего профессионального образования и получившим воинское звание офицера.

С иностранным гражданином на должности солдат, матросов, сержантов, старшин;

С гражданином, поступающим на военную службу на воин­скую должность, для которой предусмотрены воинские звания пра­порщик, мичман или офицер;

на время обучения в образовательном учреждении и 5 лет военной службы после его окончания - с военнослужащим, обу­чающимся в военном образовательном учреждении профессионально­го образования.

Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может заключить первый контракт о прохождении военной службы на меньший срок при условии, что общая продолжительность его воен­ной службы по призыву и по первому контракту составит 3 года или 5 лет (для должностей солдат, матросов, сержантов и старшин).

С военнослужащими, проходящими службу по призыву и изъя­вившими желание поступить на службу по контракту в период чрезвы­чайных обстоятельств (ликвидация стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституци­онного порядка и т.п.) либо для участия в деятельности по поддер­жанию или восстановлению международного мира и безопасности, не ранее чем за 1 месяц до истечения срока военной службы по призы­ву может быть заключен контракт о прохождении военной службы от 6 месяцев до 1 года.

По истечении срока первого контракта военнослужащие - ино­странные граждане увольняются с военной службы. В случае приня­тия ими гражданства РФ, с ними может быть заключен новый кон­тракт.

Новый контракт заключается с военнослужащими, прохо­дящими службу по контракту в случаях:

Окончания срока предыдущего контракта;

Зачисления в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру;

Отчисления из военно-учебного заведения, адъюнктуры, воен­ной докторантуры;

Перевода из ВС РФ в федеральный орган исполнительной вла­сти и наоборот.

Новый контракт заключается на срок:

С гражданином, проходившим военную службу по контракту, - на 3 года, 5 лет, 10 лет либо на меньший срок до наступления пре­дельного возраста пребывания на военной службе;

При зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру, во­енную докторантуру - на время обучения и на 5 лет военной службы после их окончания;

С гражданином, проходившим службу по контракту или пре­бывающим в запасе в период чрезвычайных обстоятельств (ликвида­ция стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и т.п.) либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению ме­ждународного мира и безопасности, - на срок от 6 месяцев до 1 года.

Порядок подачи документов для заключения первого или ново­го контрактов, а также прохождение испытаний оговорены в феде­ральном законодательстве, регламентирующем порядок прохождения военной службы.

1. Ф.И.О., гражданство, воинское звание лица (военнослужаще­го), заключающего контракт, число, месяц и год его рождения.

2. Наименование федерального органа исполнительной власти, с которым заключается контракт, должность, воинское звание, фами­лия и инициалы должностного лица, подписывающего контракт от имени этого органа.

3. Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формиро­вания или органы, где гражданин (военнослужащий) будет проходить военную службу.

4. Дата подписания контракта гражданином (военнослужащим) и должностным лицом от имени федерального органа исполнительной власти.

5. Дата и номер приказа соответствующего должностного лица, в котором объявлено о вступлении контракта в силу.

6. Срок, в течение которого гражданин (военнослужащий) обя­зуется проходить военную службу.

7. Обязанности военнослужащего:

Проходить военную службу в ВС РФ, других войсках, воин­ских формированиях и органах в течение установленного контрактом срока;

Добросовестно исполнять все общие, должностные и специ­альные обязанности военнослужащих, установленные законодатель­ными и иными нормативными правовыми актами РФ, а также кон­трактом;

Соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

8. Права военнослужащего:

На отдых;

Социальную защиту его и членов семьи;

Денежное вознаграждение;

Льготы и компенсации;

Иные, предусмотренные нормативно-правовыми актами и за­конодательством РФ.

9. Обязанности органа, заключающего контракт, обеспечить не­обходимые условия для прохождения службы военнослужащим.

10. Взаимная ответственность сторон.

11. Основания прекращения данного контракта.

Контракт составляется в 2 экземплярах, каждый подписыва­ется лицами, его заключившими. Подпись должностного лица, подпи­савшего контракт, скрепляется гербовой печатью.

Первый экземпляр контракта после вступления его в силу при­общается к личному делу военнослужащего, заключившего контракт, а второй экземпляр выдается ему на руки.

Срок контракта исчисляется со дня (календарной даты) вступления его в силу (т.е. с момента издания специального приказа соответствующего должностного лица в зависимости от воинского звания военнослужащего).

Контракт прекращает свое действие со дня:

а) исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи:

С увольнением с военной службы;

Гибелью (смертью);

Признанием безвестно отсутствующим;

Объявлением умершим;

б) заключения с военнослужащим нового контракта;

в) назначения военнослужащего на должность руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотре­на военная служба;

г) со дня приостановления военной службы и в иных случаях, установленных федеральным законодательством.

Что представляет собой служба в армии по контракту? Это военная деятельность в вооруженных силах, осуществляемая на добровольной основе, когда гражданин, желающий проходить службу, подписывает контакт на определенный период. Служба по контракту имеет определенные условия для военнослужащих и предполагает наличие стабильной зарплаты, социального пакета, всевозможных льгот, денежных компенсаций, поощрений.

Мы подробно остановимся на важных деталях контрактной службы и расскажем вам в данной публикации о преимуществам службы по контракту в ВС РФ и требованиях, предъявляемых к контрактникам.

Требования и условия службы в армии по контракту

Условия, при которых гражданин заключает контракт и в дальнейшем поступает на добровольную военную службу, закреплены на законодательном уровне. Все требования к контрактникам регламентируются следующими нормативными документами:

  1. Главой V Закона «О воинской обязанности» (ФЗ №53 от 28.03.1998 года).
  2. Специальными правилами Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с этими законодательными актами к гражданам, которые поступают на добровольную контрактную службу в армию, предъявляется ряд обязательных требований:

  1. Возраст гражданина . Если заключается первый контракт, то гражданин РФ должен быть не младше 18 лет и не старше 40 лет.
  2. Образование . Принимаются граждане, имеющие образование, начиная от среднего и выше.
  3. Категории лиц . К прохождению контрактной службы допускаются граждане, которые ранее уже проходили армейскую службу - контрактную или по призыву; граждане, находящиеся «в запасе»; женщины, и другие категории граждан (ознакомиться с полным списком лиц, которые могут быть допущены к прохождению службы по контракту в ВС РФ, можно в Федеральном Законе «О воинской обязанности и военной службе» ст. 34).
  4. Состояние здоровья . К службе по контракту допускаются лица, прошедшие военно-врачебную комиссию и причисленные ей к одной из групп «А» (человек «годен» к военной службе) и групп «Б» (человек годен к военной службе с незначительными ограничениями).
  5. Уровень физической подготовки . Он должен соответствовать нормативам, прописанным в НФП-2009. Физическая подготовка контрактника оценивается по таким качествам, как быстрота, выносливость, сила. С целью оценки перечисленных параметров гражданин, поступающий на контрактную службу должен выполнить по одному упражнению по каждому из них для проверки.
  6. Ограничения по профессиональной пригодности . Во время отбора кандидатур на прохождение контрактной службы будут рассматриваться дела граждан, которые получили заключение о присвоении следующих категорий:
    - I. Данная категория присваивается гражданам, которые «рекомендуются в первую очередь»;
    - II. Эта категория означает, что граждане «рекомендуются»;
    - III. Означает, что гражданин «условно рекомендуется». При отсутствии первых двух категорий.

Как стать контрактником в Вооруженных Силах России?

Если вы приняли решение поступить на службу в армию по контракту , то первым делом требуется приехать в местный пункт отбора контрактников за подробной консультацией по вопросам относительно поступления на контрактную военную службу и условий ее прохождения. Для обратившегося гражданина будут представлены вакансии военных должностей, на которые он может претендовать, а также будет оформлена соответствующая рекомендация для предоставления в военный комиссариат.

После этого гражданин, претендующий на место контрактника, должен с паспортом обратиться в местный отдел военного комиссариата и подать там заявление, которое будет рассмотрено военным комиссаром. Далее будут назначены мероприятия, задача которых состоит в определении состояния здоровья претендента и уровня его физической подготовки. После того, как эти два этапа будут пройдены, принимается заключительное решение о том, возможно ли данного гражданина принять на военную службу по контракту.

Если все проверки и тесты пройдены гражданином успешно, то ему будет оформляется военный билет, после чего будет заключен контракт на военную службу в ВС РФ. Далее он направляется в военно-учебную часть, где он будет проходить в интенсивном режиме курс общевойсковой подготовки. В период обучения командный состав будет наблюдать за новоиспеченным контрактником, изучать его профессиональные, личные, физические качества. Также будет анализироваться его склонность к лидерству (необходима для сержантских должностей). После того, как учебный курс будет пройден, контрактник направляется на основное место, где будет проходить его служба в вооруженных силах.

Служба по контракту - зарплата контрактника в 2018 году

На текущий год есть два основных законодательных документа, которые устанавливают размер и виды денежного довольствия, причитающегося военнослужащим контрактной службы в ВС РФ:

  1. Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
  2. Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 N 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту».

Базовая зарплата военнослужащих по контракту, согласно упомянутым законам, складывается из двух частей:

  • Оклад по воинской должности;
  • Оклад по воинскому званию.

К основному денежному довольствию контрактника в Вооруженных Силах Российской Федерации ежемесячно добавляются различные надбавки за:

  1. Квалификацию.
  2. Выслугу лет.
  3. Риск здоровью и жизни.
  4. Особые условия несения военной службы.
  5. Работу с секретной информацией, которая является государственной тайной.
  6. Высокий уровень физической подготовки (после сдачи нормативов).
  7. Значительные достижения в армейской службе.
  8. Знание иностранных языков.

Дополнительно выплачивается ежегодная материальная помощь (ЕДВ) и премии за то, что военнослужащий отлично справляется со своими служебными должностными обязанностями.

Размер денежного довольствия военнослужащих контрактников

Остановим свое внимание на конкретных цифрах и озвучим средний размер денежного довольствия военнослужащих контрактников в 2018 году составил:

  • 30 000 рублей - средняя зарплата рядового контрактника.
  • 40 000 рублей - средняя зарплата сержантов и старшин.
  • 55 000 рублей - средняя зарплата лейтенантов.

Данные цифры по размерам зарплат военнослужащих по контракту ещё в 2017 году были озвучены Татьяной Шевцовой, заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающей за организацию финансового обеспечения Вооруженных Сил РФ. Кстати, Шевцова является единственной женщиной в России имеющей звание соответствующее генералу-армии - действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.

С 1 января 2018 года в 1,04 раза было повышено денежное довольствие военнослужащих (Постановление Правительства РФ от 21.12.2017 №1598 » О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти). Это повышение затронет и контрактников - размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Помимо денежного довольствия для контрактников установлены различного рода льготы и материальные компенсации. К ним относятся:

  • Компенсации за поднаем жилья (Постановление Правительства РФ от 18.09.2015 №989 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. №909»). Данная выплата позволяет военному частично возместить затраты по аренде жилья, в случае если служебная квартира не была предоставлена. Денежная компенсация выплачивается согласно установленным нормативам для региона (например, для городов Москвы и Санкт-Петербурга - это 15000 рублей по состоянию на 2019 год);
  • «Подъемные» - денежное пособие военнослужащему при переезде к новому месту службы, подъемное пособие выплачивается не только на контрактника, но и на всех членов семьи;
  • Единовременное пособие при увольнении с военной службы - выплачивается при увольнении с общей выслугой 20 лет и более в размере 7 окладов денежного довольствия (при выслуге менее 20 лет контрактник при увольнении получает 2 оклада).

Социальный пакет для военнослужащих по контракту

Стоит отметить, что для военнослужащих контрактной службы государство предусмотрело широкий пакет социальных льгот:

  1. Бесплатное медицинское обслуживание в военных лечебных учреждениях.
  2. На период службы военнослужащий обеспечивается служебным жильем. Также существуют программы военной ипотеки, и .
  3. Выход на пенсию в 45 лет (при выслуге 20 лет).
  4. Преимущества при поступлении в профессиональные училища и ВУЗы для контрактников.
  5. Обеспечение военной формой и продовольствием (либо постановка на котловое довольствие - бесплатное питание в армейской столовой).
  6. Страхование здоровья и жизни. Государством предусмотрены внушительные выплаты в случае признания военнослужащего негодным к службе вследствие травмы, полученной на службе (контрактник получит 2 млн. рублей). Существенные страховые выплаты семье в случае смерти (семья получит страховку в размере 3 млн. рублей).
  7. Бесплатный проезд*.

* Согласно ст. 20 «Проезд на транспорте. Почтовые отправления» Федерального закона №76-ФЗ от 27.05. 1998 «О статусе военнослужащих»:

1.1. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории Российской Федерации к месту использования основного (каникулярного) отпуска и обратно. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год к месту использования основного (каникулярного) отпуска на территории Российской Федерации и обратно.
1.2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

Плюсы и минусы службы по контракту в вооруженных силах

Контрактная армия в России – относительно новое явление, и прежде чем поступить на военную службу по контракту, следует знать какие плюсы и минусы вас ожидают.

Давайте заострим внимание на положительных моментах:

  1. Для многих граждан служба по контракту в армии является очень выгодным трудоустройством, особенно в отдаленных поселках и деревнях, где трудно найти работу.
  2. Военнослужащие контрактники имеют серьезный социальный пакет, включающий многочисленные льготы. Помимо статуса, служба в армии по контракту обеспечивает хорошую стабильную зарплату и возможность получить жилье.
  3. Современную службу по контракту в ВС РФ можно сравнить с обычной работой, в отличии от военнослужащих срочной службы имеющих ряд ограничений.

Говоря о плюсах службы по контракту нельзя не вспомнить и о минусах:

  1. Очевидный минус воинской службы по контракту - необходимость рисковать как своим здоровьем, так и жизнью.
  2. Ограничение личного пространства и свободы. Не каждый человек готов подчиняться приказам и безоговорочно выполнять требования командования, попросту говоря жизнь по уставу, это не санаторий.
  3. Не все выдерживают условий службы в армии, так например, статистика свидетельствует, что практически 20% тех, кто впервые подписал контракт, разрывают его, спустя несколько месяцев службы. У каждого на это есть свои собственные причины, однако, чаще всего это решение вызвано тем, что контрактник новобранец не справился с испытательным сроком. Иногда среди возможных причин разрыва контакта со стороны министерства обороны может быть злоупотребление алкоголем новоиспеченным военнослужащим, пьянству не место в армии!
  4. Не всем по душе вынужденные командировки, необходимость постоянного ношения формы, проживание в полевых условиях при необходимости.

Подводя итоги, можно отметить, что переход российской армии на службу по контракту - это новое перспективное решение, способное поднять престиж Вооруженных Сил, а также обеспечить выполнение стоящих перед армией задач, как в мирное время, так и в случае войны. Контрактная служба гарантирует стабильную достойную зарплату военнослужащим контрактникам, а также предлагает ряд преимуществ и привилегий.

Тем не менее, перед тем как принять окончательное решение, взвешенно обдумайте все плюсы и минусы службы в армии по контракту, вы должны понимать степень ответственности как за свою жизнь, за жизнь своих боевых товарищей, так и за жизнь тех, кого вы защищаете, служа в Российской Армии. Безусловно, служба по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации - это престижное и благородное дело.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

КОНТРАКТ О ПРОХОЖДЕНИИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ: ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН?

ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН?
/"Право в Вооруженных Силах", N 1, 1999/
Д.В. АЛЕКСИН
Алексин Д.В., капитан юстиции, юрисконсульт юридической службы Военно - Морского Флота.
Впервые нормы о прохождении военной службы по контракту появились в отечественном законодательстве с принятием Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. N 4455-1. Новизна и теоретическая непроработанность доселе неизвестного военному законодательству института вызвала массу теоретических и правоприменительных проблем в деятельности судов, органов военного управления и воинских должностных лиц. Да и в сознании военнослужащих не сразу появилось понимание смысла и содержания заключаемого в "добровольно - принудительном" порядке контракта.
Надо сказать, что Закон РФ "О воинской обязанности и военной службе" 1993 г. действительно ограничивался самым общим описанием контракта о прохождении военной службы (далее по тексту - контракт), практически устанавливая лишь необходимость его заключения, письменную форму, порядок заключения и виды таких контрактов. Сама же юридическая сущность этого института осталась за рамками правового регулирования, что дало основание военным судам применять к контракту в порядке аналогии закона общие положения о договоре, содержащиеся в гражданском законодательстве.
Вместе с тем гражданско - правовое регулирование договорных отношений далеко не вмещает в себя всех особенностей правоотношений между гражданином, проходящим военную службу по контракту и органом исполнительной власти, в котором он проходит военную службу, оставляя за рамками своего предмета административный характер отношений власти - подчинения, на которых основана военная служба, публично - правовой характер ее прохождения и главенствующую роль государства в решении всех вопросов, связанных с определением задач и характера деятельности военнослужащих. На необходимость учета этих обстоятельств неоднократно указывали ученые - юристы, занимающиеся проблемами военного права.
Особенность правового положения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, заключается в необходимости установления соотношения между нормами ст. ст. 37 и 59 Конституции РФ применительно к этой категории военнослужащих. Статья 59 Конституции РФ устанавливает: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом". Вместе с тем п. 1 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривает, что конституционное право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. При этом в соответствии с п. 1 ст. 37 Конституции РФ труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Так что же представляет собой прохождение военной службы по контракту - исполнение обязанности по защите Отечества или реализацию субъективного права на труд?
Очевидная необходимость более тщательной правовой проработки вопросов прохождения военной службы по контракту нашла свое отражение в принятых весной 1998 г. Федеральных законах "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 28 марта 1998 г. и "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. Новое законодательство о воинской обязанности и военной службе более последовательно подходит к определению правовой сущности контракта о прохождении военной службы.
Такое соотношение ныне установлено п. 1 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", который к воинской обязанности, которую несут граждане Российской Федерации в мирное время, не относит прохождение военной службы по контракту. В связи с этим представляется, что в смысле ст. 59 Конституции РФ обязанность гражданина Российской Федерации по защите Отечества включает:
- воинский учет;
- обязательную подготовку к военной службе;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе;
- призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
- прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
- военное обучение в период военного положения и в военное время.
Граждане Российской Федерации, исполнив воинскую обязанность в указанном выше объеме (кроме мероприятий, предусмотренных для военного времени), вправе проходить военную службу по контракту в добровольном порядке, реализуя свое конституционное право на свободный труд.
При этом не следует смешивать понятия воинской обязанности и воинского долга, который военнослужащие выполняют проходя военную службу как по контракту, так и по призыву. Понятие профессионального долга - категория больше не правовая, а морально - этическая и связана не с правовым статусом субъекта, а с комплексом моральных и деловых качеств, присущих представителю данной профессии (например, врачебный долг, долг учителя, воинский долг и т.д.). Но это тема отдельного разговора.
Итак, прохождение военной службы по контракту не является исполнением воинской обязанности гражданина РФ, однако упомянутая выше специфичность правового регулирования военной службы не позволяет отождествить контракт и трудовой договор. В связи с этим попытаемся уяснить место контракта о прохождении военной службы в системе российского законодательства.
Действующее законодательство предусматривает несколько форм реализации гражданами своей способности к труду. В рамках гражданского законодательства такими формами являются осуществление гражданином предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица либо выполнение работы по договорам подряда, поручения, об оказании услуг и т.п. (далее, говоря о гражданских договорах применительно к теме настоящей статьи будем иметь в виду именно эти виды сделок). Законодательство о труде предусматривает юридическое оформление отношений в области реализации гражданами своей способности к труду посредством трудового договора (контракта), заключаемого между работником и работодателем.
Следует заметить, что приведенные формы реализации права на труд далеко неоднородны по своему правовому содержанию и, в первую очередь, по характеру отношений сторон. Если гражданско - правовые договоры основаны прежде всего на автономии воли, свободе договора, имущественной самостоятельности и полной имущественной ответственности, то для трудового договора характерно выполнение работы по определенной специальности, квалификации, должности с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, ограничение размера материальной ответственности работника и т.д. И даже в рамках трудовых правоотношений наблюдается широкий спектр видов трудовых договоров, предусматривающих особенности труда конкретных категорий работников. Так, например, контракт, заключаемый с руководителем предприятия, весьма отличается от договора с сезонным работником. Но, несмотря на многочисленные различия, общим для всех перечисленных договоров является их межотраслевое значение - посредством заключения и исполнения этих договоров граждане реализуют свое конституционное право на труд.
На наш взгляд, п. 1 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих" позволяет контракт о прохождении военной службы отнести именно к этой межотраслевой группе договоров. При этом контракт о прохождении военной службы теснейшим образом примыкает именно к трудовым договорам.
Действительно, несмотря на многочисленные особенности, отличающие военную службу по контракту от труда работников и деятельности по гражданско - правовым договорам, общим признаком, который позволяет говорить о военной службе как о форме реализации права на труд, является осуществление военнослужащими в процессе своей служебной деятельности общественно полезной функции по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (ст. 1 ФЗ "Об обороне"). Именно этот общий признак военной службы и труда делает возможным засчитывать время нахождения на военной службе в общий трудовой стаж, распространять на военнослужащих другие нормы, характерные для регулирования труда работников.
Однако не только общественно полезный характер деятельности военнослужащих обусловливает теснейшую взаимосвязь контракта о прохождении военной службы именно с трудовым договором. Ведь деятельность субъектов трудовых правоотношений в конечном итоге тоже должна носить общественно полезный характер.
Почему же именно трудовой договор является наиболее близким к контракту о прохождении военной службы правовым институтом? Ответить на этот вопрос позволит анализ правового содержания отношений, возникающих из этих правовых институтов.
Статья 32 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" позволяет определить контракт о прохождении военной службы как добровольное соглашение между гражданином РФ и федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в силу которого гражданин обязуется проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполняя все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, а федеральный орган исполнительной власти обязуется соблюдать права гражданина и членов его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных нормативными актами, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
На основе этого определения и с учетом норм, регулирующих порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих, можно выделить следующие общие признаки трудового договора и контракта о прохождении военной службы:
- во-первых, предметом гражданско - правового договора, как правило, служит овеществленный результат исполненного обязательства, а регулирование отношений сторон в процессе его исполнения носит вспомогательный характер, в то время как предметом трудовых договоров и контракта о прохождении военной службы является непосредственно сам процесс труда работника (прохождения службы военнослужащим);
- во-вторых, наличие административных отношений власти - подчинения между субъектами таких соглашений в процессе их исполнения. Работники обязаны выполнять требования администрации, связанные с исполнением трудовых обязанностей, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка. Военнослужащие обязаны соблюдать требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников). Лицо же, исполняющее гражданско - правовое обязательство, само организует свою деятельность и не обязано выполнять требования кредитора относительно организации процесса своего труда;
- в-третьих, материальная ответственность военнослужащих в общем случае, так же как и материальная ответственность работников, носит ограниченный характер. По гражданско - правовым договорам их стороны несут имущественную ответственность в размере причиненных убытков и размер этой ответственности, как правило, не ограничен;
- в-четвертых, так же как и работники по трудовому договору, военнослужащие подлежат обязательному государственному личному страхованию.
Можно привести и другие общие признаки рассматриваемых видов соглашений.
Отличия трудового договора и контракта о прохождении военной службы как правовых институтов заключаются, в основном, в степени законодательного регулирования условий этих соглашений.
Наиболее существенным отличием этого вида соглашений от трудового и гражданско - правового договора является ограничение усмотрения сторон при заключении такого соглашения. Так же как и субъекты гражданского и трудового права, граждане свободны в решении вопроса о заключении или не заключении контракта о прохождении военной службы. Вместе с тем на этом свобода договора применительно к контракту заканчивается. Если при заключении трудового договора стороны вправе договориться практически о любых его условиях, лишь бы они не ухудшали положения работника по сравнению с условиями, предусмотренными законодательством о труде (ст. 5 КЗоТ), то заключая контракт о прохождении военной службы, гражданин и должностное лицо, подписывающее контракт со стороны органа исполнительной власти, не могут изменить его условия своим соглашением, поскольку элементы правоотношения, возникающего из контракта, установлены императивными нормами закона и не подлежат изменению по соглашению сторон.
Однако если права и обязанности сторон контракта о прохождении военной службы определены в законе, то каковы видообразующие признаки рассматриваемого договорного обязательства? Иными словами: о чем же должны договориться стороны, заключая контракт? Поскольку содержание правоотношения, возникающего из контракта о прохождении военной службы, установлено законом и носит императивный характер, ответ именно на этот вопрос содержит и ответ на вопрос о существенных условиях контракта (в трудовом праве соответствующую категорию договорных условий называют необходимыми условиями трудового договора).
В связи с этим представляется целесообразным подробнее рассмотреть правовую характеристику контракта о прохождении военной службы как вида правовых актов и ответить на вопрос: каковы существенные условия такого контракта?
Договор считается заключенным, если сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям и это соглашение надлежащим образом оформлено.
Контракт о прохождении военной службы, как и любое другое соглашение двух или более субъектов права об установлении, изменении или прекращении взаимных прав и обязанностей, может быть рассмотрен в трех аспектах: как основание возникновения правоотношения (юридический факт), как само правоотношение (взаимные права и обязанности сторон) и как форма существования этого правоотношения (документ).
Как для документа, ст. 32 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает для контракта о прохождении военной службы типовую письменную форму. То есть контракт должен быть, во-первых, письменно оформлен, во-вторых, соответствовать типовой форме, предусмотренной Положением о порядке прохождения военной службы. Поскольку нового положения о порядке прохождения военной службы еще не принято, в вопросе типовой формы контракта необходимо руководствоваться типовой формой, предусмотренной Приказом Министра обороны РФ от 6 февраля 1998 г. N 67 "О порядке заключения контрактов о прохождении военной службы и увольнения с военной службы офицеров, прапорщиков и мичманов Вооруженных Сил Российской Федерации". Такой порядок заключения и форма контракта корреспондирует с гражданско - правовым видом договоров - договором присоединения (ст. 428 ГК РФ).
Рассмотрим теперь контракт как правоотношение. Содержанием правоотношения, вытекающего из контракта, являются взаимные права и обязанности военнослужащего и федерального органа исполнительной власти, в котором гражданин проходит (собирается проходить) военную службу. Все эти права и обязанности определены законом и иными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения военной службы, права и обязанности военнослужащих, при этом закон не содержит указания на то, что стороны контракта вправе изменить их своим соглашением. Как уже было отмечено, это означает, что в контракте нельзя установить условия, отличные от установленного законом порядка прохождения военной службы, изменить объем прав, обязанностей и ответственности сторон.
В связи с этим представляется нецелесообразным включение в типовой образец контракта, предусмотренный временным порядком заключения контрактов о прохождении военной службы и увольнения с военной службы офицеров, прапорщиков и мичманов Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном Приказом Министра обороны РФ от 6 февраля 1998 г. N 67 графы "дополнительные условия контракта" и условия о том, что условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон. Данные пункты создают у заключающих контракт сторон иллюзию свободы договора, поскольку, в случае возникновения спора и рассмотрения его в суде, условия контракта, изменяющие права и обязанности его сторон по сравнению с условиями, установленными законодательством, подлежат признанию ничтожными, как противоречащие закону. В данных позициях типовой формы контракта правомерно только лишь продублировать наиболее важные, по мнению сторон, нормы законодательства, регулирующие порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.
П. 2 ст. 32 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает, что в контракте закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта.
Таким образом, если условия контракта определены в законе, то гражданину, желающему заключить контракт, и должностному лицу, наделенному полномочием подписи контракта в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, заключая контракт, необходимо прийти к соглашению о том, что воля гражданина свободно направлена на поступление на военную службу по контракту, а федеральный орган исполнительной власти согласен с этим волеизъявлением и закрепляет это обстоятельство в контракте. Именно в таком договорном порядке согласования воли заключающих контракт сторон осуществляется реализация конституционного принципа свободы труда и происходит акт свободного распоряжения гражданина своей способностью к труду, выбора рода деятельности и профессии. В этом и состоит основная правовая нагрузка и необходимость заключения контракта о прохождении военной службы. Поэтому добровольность поступления на военную службу и заключения контракта безусловно можно признать существенным условием контракта о прохождении военной службы.
Срок контракта с некоторыми ограничениями также можно отнести к существенным условиям контракта.
В ряде случаев правовое регулирование срока контракта носит императивный характер. Так п. 3 ст. 38 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает, что первый контракт заключается на фиксированный для определенных категорий военнослужащих срок (с поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, - на три года; с поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, - на пять лет; с военнослужащим, обучающимся в военном образовательном учреждении профессионального образования, - на время обучения в указанном образовательном учреждении и пять лет военной службы после его окончания). В этих случаях согласование воли сторон по вопросу о сроке контракта не требуется, и этот элемент правоотношения, так же как и остальные условия контракта, урегулирован императивной нормой, а поэтому не является существенным условием контракта, ибо достижения согласия между сторонами по этому вопросу не требуется.
В то же время при заключении нового контракта стороны вправе договориться об одном из сроков, перечисленных в пп. 5 и 6 ст. 38 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Закон не содержит указания на то, какой срок применяется, если стороны не установили его своим договором, поэтому поскольку контракт о прохождении военной службы в отличие от трудового договора не может быть бессрочным, представляется, что при заключении нового контракта о прохождении военной службы (за исключением нового контракта, заключаемого с гражданином, обучающимся в военном образовательном учреждении профессионального образования, на время обучения и пять лет после его окончания) его срок следует отнести к существенным условиям. В рассматриваемой ситуации, если стороны не пришли к соглашению о сроке контракта и надлежащим образом не оформили его, контракт следует считать незаключенным и не влекущим правовых последствий.
Таким образом, существенными условиями контракта о прохождении военной службы являются добровольность его заключения на условиях, предусмотренных законодательством и, в ряде случаев, срок контракта.
Не следует отождествлять эти существенные условия контракта с понятием существенного нарушения условий контракта о прохождении военной службы. Часто на практике наступление обстоятельств, влекущих предоставление военнослужащему права на досрочное увольнение с военной службы в связи с существенным нарушением в отношении него условий контракта связывают с существенными условиями контракта. Такая позиция представляется необоснованной. Дело в том, что по существенным условиям должно быть достигнуто соглашение в процессе заключения договора. Достижение такого соглашения и придание ему надлежащей формы является юридическим фактом, влекущим возникновение правоотношения по контракту. Поскольку содержание любого уже существующего договорного правоотношения (здесь мы говорим о контракте именно как о правоотношении) урегулировано либо нормами закона (неважно диспозитивными или императивными) или договорными условиями, то все его условия по отношению к этому правоотношению являются существенными.
В следующих номерах журнала мы продолжим рассмотрение правовой сущности контракта о прохождении военной службы и ответим на вопрос: в каких случаях нарушение условий контракта является существенным и влечет возникновение у военнослужащего права на досрочное увольнение с военной службы?

/"Право в Вооруженных Силах", N 2, 1999/
В первой части статьи, опубликованной в N 1 за 1999 г. журнала "Право в Вооруженных Силах", мы выделили общие признаки и различия гражданско - правового договора, направленного на процесс труда, трудового договора и контракта о прохождении военной службы и пришли к выводу, что эти правовые институты принадлежат к одному межотраслевому виду соглашений, посредством которых гражданами реализуется право на труд.
Придя к выводу о том, что данные соглашения, несмотря на значительные различия, имеют общую правовую природу, следует ответить и на важный с практической точки зрения вопрос: а возможно ли субсидиарное применение к правоотношениям, возникающим из контракта о прохождении военной службы норм гражданского и трудового законодательства? Ведь если признать, что к правоотношениям, возникающим из контракта, в части, не урегулированной законодательством о статусе военнослужащих и о воинской обязанности и военной службе, применяются нормы гражданского законодательства, то стало бы возможным, например, при задержке в выдаче денежного довольствия требовать возмещения убытков, а также применять нормы об ответственности за неисполнение денежного обязательства в порядке, предусмотренном статьей 395 ГК РФ. Применение к контракту трудового законодательства предоставляет возможность использовать такие институты трудового права, как взыскание среднего заработка за время вынужденного прогула при неправомерном увольнении, основания досрочного расторжения договора и т.д.
Попробуем ответить на эти вопросы, рассмотрев соответственно правовое регулирование гражданско - правовых и трудовых отношений.
Положение о том, что контракт о прохождении военной службы является видом соглашения об установлении, изменении или прекращении взаимных прав и обязанностей сторон (в том числе и имущественных), характеризующегося равенством сторон в момент его заключения, в общем, позволяет вписать его в предмет гражданского права: регулирование имущественных, а также личных неимущественных, связанных с имущественными отношений, основанных на равенстве участников, автономии воли, их имущественной самостоятельности и свободе договора.
Единственным препятствием для применения к контракту о прохождении военной службы в порядке аналогии закона норм гражданского права является п. 3 ст. 2 ГК РФ, устанавливающий, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. В процессе выполнения условий уже заключенного контракта как правоотношения между военнослужащим и командованием, представляющим своими действиями министерство или ведомство, с которым заключен контракт, имеют место именно властные отношения. Собственно на установление таких отношений, в частности, и направлен контракт. В то же время специальное законодательство не предусматривает возможности дополнительного применения норм гражданского права к имущественным отношениям, возникающим в процессе прохождения военной службы, следовательно, применение норм гражданского законодательства к таким отношениям невозможно.
Вместе с тем из этого правила существует исключение. Ст. 16 ГК РФ предусматривает, в частности, что убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежат возмещению Российской Федерацией. Аналогичная норма содержится и в ст. 1 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", которая устанавливает, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Ч. 6 ст. 7 вышеуказанного Закона предусматривает, что убытки, моральный вред, нанесенные гражданину признанными незаконными действиями (решениями) вышеупомянутых органов, а также представлением искаженной информации, возмещаются в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации порядке.
Стороной контракта о прохождении военной службы в соответствии со ст. 32 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" является Министерство обороны РФ или иной орган федеральной исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Помимо осуществления своей роли в качестве стороны контракта, указанные органы являются также и собственно государственными органами исполнительной власти, наделенными властными полномочиями по отношению к военнослужащему. В связи со сказанным и имея в виду, что реализация властных полномочий этими органами по отношению к военнослужащему является частью содержания контракта (как правоотношения), представляется, что в случае неправомерных действий со стороны должностных лиц этих органов военнослужащий может, ссылаясь на нормы гражданского законодательства о возмещении убытков и компенсации морального вреда, реализовывать соответствующие способы защиты своих прав в порядке, предусмотренном Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и главой 24.1 ГПК РСФСР.
Приведенное исключение не означает, однако, что гражданское законодательство в остальной части не имеет совершенно никакого отношения к контракту о прохождении военной службы. Именно гражданское законодательство содержит наиболее проработанные и веками отточенные методологические подходы к регулированию договорных моделей и, при определенных условиях, может служить основой для толкования норм, регулирующих отношения, вытекающие из договорной природы контракта о прохождении военной службы в порядке аналогии права. Подробнее об этом ниже.
Рассмотрим теперь возможность применения норм трудового права к отношениям, возникающим из контракта о прохождении военной службы.
Выше мы сказали, что наиболее близкой к контракту о прохождении военной службы договорной конструкцией является трудовой договор, и выделили общие признаки контракта и трудового договора. При этом контракт наиболее близок к такой разновидности трудового договора как трудовой договор на определенный срок. Помимо правовой нагрузки этих договорных моделей их сходство проявляется и в правовом регулировании соответствующих договорных отношений. Так, например, устанавливая основания досрочного расторжения срочного трудового договора, статья 32 КЗоТ РФ предусматривает, что он подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае:
- его болезни или инвалидности, препятствующих выполнению работы по договору;
- нарушения администрацией законодательства о труде, коллективного договора;
- по другим уважительным причинам.
Влияние подобного подхода к регулированию отношений работника и работодателя по срочному трудовому договору заметно в статье 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", устанавливающей, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы в случаях:
- в связи с признанием его военно - врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;
- в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;
- по семейным обстоятельствам.
Подобное сходство можно проследить и при сравнении оснований досрочного прекращения правоотношений по таким соглашениям по инициативе администрации (командования).
Несомненно, законодатель, формулируя нормы, регулирующие прохождение военной службы по контракту, исходил из ее теснейшей взаимосвязи с трудовыми отношениями. Это, в частности, позволило ему установить правило, согласно которому время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости, в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет (п. 3 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих").
Трудовое законодательство не содержит нормы, подобной норме, содержащейся в п. 3 ст. 2 ГК РФ и запрещающей применение норм гражданского законодательства к правоотношениям, не входящим в предмет гражданского права, без указания на то в законе. В связи с этим и ввиду указанной выше схожести и единой природы рассматриваемых правоотношений представляется обоснованным субсидиарное применение к отношениям, возникающим из контракта о прохождении военной службы, норм трудового законодательства, регулирующих сходные отношения.
Следует, правда, сразу оговориться, что такое применение возможно исключительно в тех случаях, когда правоотношение не урегулировано специальной нормой военного законодательства и когда оно действительно по своему содержанию аналогично трудовому. По всей видимости, в каждом конкретном случае вопрос о применении той или иной нормы трудового законодательства к правоотношениям, возникающим из контракта, должен решать суд.
Подводя итог сказанному выше, следует прийти к выводу, что к правоотношениям, возникающим из контракта о прохождении военной службы, нормы гражданского права, как правило, не применимы, за исключением случаев прямого указания в законе. Что же касается норм трудового права, то они могут быть применены судом к контракту о прохождении военной службы в порядке аналогии закона при отсутствии регулирования того или иного аспекта отношений специальным законодательством.
Наряду с более развернутым определением правовой сущности контракта о прохождении военной службы, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" содержит новеллу, на наш взгляд, отражающую тенденцию принципиального изменения подхода законодателя к правовому регулированию прохождения военной службы по контракту, - возможность досрочного расторжения контракта и увольнения с военной службы по инициативе военнослужащего в случае существенного или систематического нарушения в отношении него условий контракта. Данная норма олицетворяет собой еще один шаг на пути сближения правового регулирования военной службы и труда работников и является, несомненно, прогрессивным достижением с точки зрения обеспечения приоритета прав и свобод личности, реализации военнослужащими своих конституционных прав на свободный труд и свободное распоряжение способностями к труду.
В то же время новизна этого законоположения в военном законодательстве вызывает у командиров (начальников) и органов военного управления определенные проблемы в правоприменительной практике, связанные с вопросом: в каких же случаях возможно досрочное увольнение военнослужащего с военной службы в связи с существенным или систематическим нарушением в отношении него условий контракта (пп. "а" п. 3 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"). Ответ на этот вопрос позволил бы командирам обоснованно разрешать обращения военнослужащих по вопросам досрочного увольнения с военной службы по рассматриваемому основанию еще на досудебной стадии.
Содержанию понятия условий контракта о прохождении военной службы было посвящено немало внимания в первой части статьи, поэтому сейчас попытаемся уяснить, какие же обстоятельства являются существенным и (или) систематическим нарушением этих условий. Законодательство о военной службе и статусе военнослужащих не раскрывает понятий ни существенного, ни систематического нарушения условий контракта, следовательно, с учетом сказанного выше, для правильного применения рассматриваемой нормы необходимо прибегнуть к систематическому толкованию этих терминов.
Понятие существенного нарушения договорных условий не является исключительным для регулирования правоотношений, возникающих из контракта о прохождении военной службы, и широко используется в других отраслях права, регулирующих договорные конструкции. Наиболее фундаментальной отраслью в этой области, безусловно, является гражданское право.
Примечательно, что в данном случае правовое регулирование отношений сторон контракта о прохождении военной службы, в отличие от общей тенденции на сближение с трудовыми отношениями, придерживается именно гражданско - правовой концепции досрочного расторжения договора. Действительно, статья 450 ГК РФ, регулируя общие основания изменения или расторжения договора, устанавливает, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда, в том числе, только при существенном нарушении условий договора другой стороной. Статья же 32 КЗоТ РФ для досрочного расторжения трудового договора на определенный срок по инициативе работника не требует непременно существенного нарушения администрацией законодательства о труде, коллективного или трудового договора, здесь достаточно простого однократного нарушения соответствующих условий. Это обстоятельство не позволяет применить по аналогии данную норму трудового права к контракту о прохождении военной службы.
Иногда существенное нарушение условий контракта обосновывают ссылкой на ч. 3 ст. 25 КЗоТ, содержащую определение существенных условий труда (системы и размеры оплаты труда, льготы, режим работы и т.д.), связывая нарушение аналогичных условий контракта о прохождении военной службы с существенным нарушением его условий. С таким подходом вряд ли можно согласиться. Данное определение используется в трудовом законодательстве в совсем иных целях и может служить основанием для досрочного прекращения трудового договора по основанию, характерному для трудового права, - отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда (п. 6 ст. 29 КЗоТ РФ). В данной норме речь идет, в первую очередь, об изменении трудового договора (фактически о заключении нового на других условиях) и уже потом о прекращении действующего договора в связи с недостижением соглашения по существенным условиям измененного договора и невозможностью продолжить действующий, а не о нарушении условий действующего договора и его расторжении по инициативе одной из сторон. Если же говорить о недостижении соглашения по существенным условиям контракта о прохождении военной службы как юридического факта (добровольность заключения и срок контракта), то это обстоятельство должно обуславливать не расторжение контракта, а признание его незаключенным и влечь совершенно иные правовые последствия.
Поскольку трудовое законодательство в данном случае не дает возможности применить его к контракту о прохождении военной службы по аналогии (аналогия закона), то для толкования рассматриваемой нормы необходимо прибегнуть к аналогии права, опираясь на общие начала и смысл законодательства с учетом требований разумности и справедливости.
Принимая во внимание отсутствие в трудовом законодательстве определения существенного нарушения условий трудового договора, обратимся к гражданскому законодательству.
В соответствии со ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что вправе была рассчитывать при заключении договора. На наш взгляд, определение существенного нарушения договора, данное в ст. 450 ГК РФ, должно быть положено в основу толкования соответствующих терминов военного законодательства. При анализе нормы, содержащейся в данной статье, необходимо определить - на что же рассчитывает гражданин, заключая контракт о прохождении военной службы.
В процессе заключения контракта гражданин, в первую очередь, совершает акт распоряжения своей способностью к труду и этим реализует конституционное право на свободный труд. Вместе с тем в соответствии со ст. 37 Конституции РФ трудовые права любого лица без исключения, в том числе и военнослужащего, включают в себя права на свободный выбор рода деятельности и профессии, условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на отдых, обеспечиваемое установлением предельной продолжительности рабочего времени, предоставлением выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
Данные права военнослужащих, без сомнения, являются основополагающими при выполнении Министерством обороны (федеральным органом исполнительной власти) контракта о прохождении военной службы и с учетом специфики, установленной специальным законодательством, любое их нарушение можно принять за существенное нарушение условий контракта.
Законодательство, устанавливающее порядок прохождения военной службы и определяющее статус военнослужащих, конкретизирует реализацию этих и других прав применительно к рассматриваемой категории граждан, затрагивая не только трудовые, но и общегражданские права военнослужащих (права на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства, обеспечение жилыми помещениями, свободу слова, свободу совести и вероисповедания и т.д.), а также устанавливая льготы и преимущества военнослужащим, призванные компенсировать их ограничения в правах, связанные с особенностями выполнения задач военной службы. На реализацию этих своих прав, а также на получение предусмотренных законодательством льгот и преимуществ и рассчитывает гражданин, заключая контракт о прохождении военной службы.
Поскольку условия контракта предусмотрены законодательством, в принципе, любое необоснованное ограничение командованием военнослужащего в правах и свободах, в той или иной степени затронутых специальным законодательством о воинской обязанности и военной службе и о статусе военнослужащих, а также лишение его установленных законодательством льгот и преимуществ является нарушением условий контракта.
Следует обратить внимание, что не всякое ограничение военнослужащего в правах и льготах будет являться нарушением условий контракта, а только лишь то, которое произошло в результате действий или решений командования. Ведь за реализацию прав и льгот военнослужащих отвечает не только соответствующий федеральный орган исполнительной власти, в котором проходит службу военнослужащий (являющийся стороной контракта), но и органы, не состоящие с военнослужащим в договорных отношениях. Например, отказ в предоставлении военнослужащему льгот по установке и оплате квартирного телефона оператором связи по месту жительства военнослужащего не будет являться нарушением условий контракта о прохождении военной службы, а следовательно, и основанием для досрочного увольнения военнослужащего.
В смысле определения существенного нарушения договора, данного в ст. 450 ГК РФ, представляется, что в случае непредоставления командованием военнослужащему какого-либо права или льготы либо лишения его этого права, в отношении него будет иметь место существенное нарушение условий контракта. Например, военнослужащему по его рапорту не предоставлен ежегодный основной отпуск, отказано в предоставлении жилого помещения при наличии оснований для его предоставления и т.д.
Сложнее обстоит дело с ситуацией, когда военнослужащий не лишается какого-либо права, но существуют препятствия для его осуществления. Так, например, в случае задержки выплаты денежного довольствия военнослужащий не лишается права на получение вознаграждения за свою деятельность, но создаются препятствия для распоряжения военнослужащим причитающимися ему денежными средствами. Здесь значение имеет срок задержки выплаты денежного довольствия и размер невыплаченных сумм. Думается, что в такой ситуации при решении вопроса о досрочном увольнении военнослужащего командование либо суд должны принимать во внимание обеспеченность военнослужащего денежными средствами по сравнению с каким-либо объективным критерием. Таким критерием, к примеру, может служить прожиточный минимум, установленный для региона, в котором проходит службу военнослужащий.
Рассмотрим теперь вопрос: в каком случае нарушение условий контракта следует признавать систематическим?
Очевидно, что если нарушение (каждое в отдельности) условий контракта в отношении военнослужащего не носит существенного характера, но повторяется вновь и вновь, это создает значительные затруднения в осуществлении военнослужащим своих прав и льгот. Специальное законодательство также не раскрывает содержание этого понятия. Не содержится интересующее нас определение и в нормативных актах, принятых во исполнение соответствующих специальных законов.
Большая советская энциклопедия дает следующее определение системы: "Целое, составленное из частей, множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство". Аналогичные определения системы содержатся и во множестве других источников. Данное определение позволяет сделать два важных вывода. Во-первых, система должна состоять более чем из одного элемента. Во-вторых, эти элементы должны быть как-либо связаны.
Если спроецировать вышесказанное на контрактные отношения, то для признания нарушений условий контракта систематическими, таких нарушений (элементов системы) должно быть не менее двух и они должны находиться во взаимосвязи друг с другом. На наш взгляд, взаимосвязь между нарушениями условий контракта для признания их систематическими должна проявляться в однородном воздействии их на правоотношения сторон контракта: противодействии осуществлению военнослужащим своих прав и свобод, реализации льгот и преимуществ.
Приведенные рассуждения находят подтверждение и в судебной практике применения понятия "систематический", которая также понимает под систематическим наступление каких-либо обстоятельств два и более раза.
* * *
В заключение хочется сказать, что автор в приведенных рассуждениях не претендует на истину в последней инстанции и с интересом воспримет различные мнения по затронутым вопросам.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 11.06.1964)
"КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(утв. ВС РСФСР 09.12.1971)
ЗАКОН РФ от 11.02.1993 N 4455-1
"О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
ЗАКОН РФ от 27.04.1993 N 4866-1
"ОБ ОБЖАЛОВАНИИ В СУД ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВА И
СВОБОДЫ ГРАЖДАН"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.1996 N 61-ФЗ
"ОБ ОБОРОНЕ"
(принят ГД ФС РФ 24.04.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.1998 N 53-ФЗ
"О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
"О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 06.02.1998 N 67
"О ПОРЯДКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТОВ О ПРОХОЖДЕНИИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ И
УВОЛЬНЕНИЯ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ОФИЦЕРОВ, ПРАПОРЩИКОВ И МИЧМАНОВ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Право в Вооруженных Силах, NN 1, 2, 1999

Работа кадровых органов по заключению контрактов с военнослужащими осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон), Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации 1999 г. № 1237 (далее - Положение). Отдельные вопросы о порядке заключения контракта, находившиеся на рассмотрении военных судов, нашли отражение в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих».Положением предусмотрено, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и желающий продолжить ее прохождение, заключает новый контракт в следующих случаях: при окончании срока предыдущего контракта; зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру и отчислении из этих учреждений; переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, в другой.С военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившим желание продолжить военную службу, новый контракт может быть заключен по решению соответствующего должностного лица. Новый контракт может быть заключен с гражданином, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу по контракту, не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, при условии его соответствия требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, и при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 10 статьи 8 Положения, либо при зачислении в военно-учебное заведение.Контракт может быть заключен на один год, три года, пять лет, десять лет либо на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания на военной службе, на неопределенный срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе), а также на срок от шести месяцев до одного года (с гражданином, пребывающим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств для выполнения обязанностей в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий и в иных чрезвычайных ситуациях).Началом военной службы для граждан, поступивших на военную службу по контракту, считается день заключения контракта, который вступает в силу с момента его подписания должностным лицом. Должностными лицами новый контракт подписывается с военнослужащим: у которого заканчивается срок предыдущего контракта, - в день, следующий за днем окончания срока предыдущего контракта; проходящим военную службу по контракту, поступившим в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру (с гражданином, поступающим в военно-учебное заведение), - в день зачисления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру; проходящим военную службу по контракту, отчисленным из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры, - в день, следующий за днем зачисления в списки личного состава по новому месту военной службы; при переводе из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, в другой - в день зачисления в федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в котором предусмотрена военная служба (в Вооруженные Силы Российской Федерации).Контракт, ранее заключенный с переводимым военнослужащим прекращает действие со дня подписания нового контракта, заключаемого в день зачисления военнослужащего в федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в который он переведен. При этом днем зачисления в федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган) считается день прибытия военнослужащего в воинскую часть. Именно в этот день уполномоченное должностное лицо подписывает контракт.На практике вызывает затруднения вопрос, в какой день должен вступать в силу новый контракт о прохождении военной службы: в последний день действия предыдущего контракта или в первый день, следующий за днем окончания срока предыдущего контракта. С учетом того, что в последний день предыдущего контракта действие контракта не прекращается, новый контракт должен вступить в силу не позднее дня, следующего за днем окончания срока предыдущего контракта. Так, контракт, заключенный 5 марта, прекращает свое действие 4 марта (т. е. его действие распространяется на срок до 5 марта). Новый контракт заключается 5 марта. В случае ошибочного указания в приказе срока действия контракта (например, с 5-го по 5-е число), новый контракт будет заключен уже с 6 марта, и срок службы военнослужащего необоснованно увеличится.Следует учесть, что при заключении контракта неприменимы общие правила, установленные статьей 193 ГК РФ, в соответствии с которой, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. В данном случае военнослужащему и соответствующему должностному лицу нет необходимости в выходные (праздничные) дни выходить на службу. Документы могут быть оформлены и на следующий день, но с учетом указанной выше даты. Командир (начальник), правомочный заключать контракт с военнослужащим, желающим заключить новый контракт, принимает решение о заключении с военнослужащим нового контракта или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.Указом Президента Российской Федерации от 2 января 2017 г. № 5 в пункт 9 статьи 9 Положения внесены изменения: определен конкретный срок подачи рапорта о заключения нового контракта. Так, военнослужащий, у которого заканчивается срок действующего контракта, не менее чем за четыре месяца до истечения его срока подает по команде рапорт должностному лицу, правомочному заключать с ним новый контракт. Военнослужащий, не подавший по команде рапорт о заключении с ним нового контракта в установленный срок, представляется к увольнению с военной службы. До внесения этих изменений военнослужащему лишь рекомендовалось подавать рапорт о заключении нового контракта, а также отсутствовала норма о представлении его к увольнению с военной службы в случае неподачи рапорта, что допускало возможность обращения военнослужащего с рапортом о заключении контракта вплоть до дня окончания контракта.
Военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом, а также при наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 4 Положения.Исходя из положений абзаца первого пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 5 статьи 34 Федерального закона военнослужащему не может быть отказано в заключении нового контракта о прохождении военной службы, если он не достиг предельного возраста пребывания на военной службе, не приобрел право на пенсию за выслугу лет и отсутствуют основания для его досрочного увольнения с военной службы, установленные Федеральным законом, и обстоятельства, когда с таким военнослужащим в силу закона не может быть заключен новый контракт.Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и назначено наказание или ведется дознание либо предварительное следствие, или уголовное дело в отношении их передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы, а также с гражданами, подвергнутыми административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу приговором суда права занимать воинские должности в течение указанного срока.В силу статьи 148 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации до истечения установленного приговором суда срока наказания военнослужащий, осужденный к ограничению по военной службе, может быть уволен с военной службы по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом и Положением. В случае если до истечения установленного приговором суда срока наказания в виде ограничения по военной службе у осужденного военнослужащего истекает срок контракта, новый контракт с таким военнослужащим не заключается, и такой военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по истечении срока контракта. В этих случаях командир воинской части направляет представление в суд о замене оставшейся неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания.