Форма правления. Теория государства и права

Понятие и признаки государства

Теория государства и права

К разделу 2 Государство и гражданское общество

К разделу 1. Теория государства

Основная

1. Алексеев С.С. Государство и право: Учеб. пособие / С.С. Алексеев. – М.: Проспект.2006.

2. Основы права и государства: учеб. пособие/под ред. В.М. Шафирова. – Красноярск: Сибирский федер. ун-т.2007.

3. Клименко А.В. Теория государства и права: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М., 2002.

Дополнительная

1. Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение / А.М. Барнашов. – Томск, 1988.

2. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность - Государство и право, 1993, № 12.

3. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки - Государство и право, 1993, № 7.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. – М., 1999.

5. Малько А.В. Теория государства и права: учеб. пособие / А.В. Малько. – М., 2000.

6. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко. – М., 2001.

7. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие / Г.В. Назаренко. – М., 2001.

8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права / Л.И. Спиридонов. – М., 1995.

9. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник / В.М. Сырых. – М., 2001.

10. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения / В.Е. Чиркин. – М.,1997.

1. Азаров А.Я. Права человека: новое знание А.Я. Азаров. – М,1995.

2. Башимов М.С. Институт омбудсмена в Российской Федерации и за рубежом / М.С. Башимов. – М., 1997.

3. Права человека: учебник / под. ред. Е.А.Лукашева. – М., 1999.

4. Хаманева Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти / Н.Ю. Хаманева. – М., 1999.

Теория государства и права:

рабочая программа курса

для студентов, обучающихся на базе

среднего (полного) общего образования

Составители Владимир Моисеевич Шафиров, Ирина Семеновна Чехлова

Редактор Т.И. Белоусова

Подписано в печать 10.02.11 г. г. Формат 60х84/16

Бумага типографская. Печать плоская.

Усл. печ. л. 0,9 Уч.-изд. л. ______

Тираж 50 экз. Заказ

Издательско-полиграфический комплекс

Сибирского федерального университета

660041, Красноярск, пр. Свободный, 79

Отдел оперативной полиграфии

Юридического института СФУ.

660075, Красноярск, ул. Маерчака, 6

1. Понятие и признаки государства.

2. Формы государства: понятие и основные элементы


3. Функции государства

3. Функции государства

4. Право: понятие, признаки, принципы, функции

5. Реализация права: понятие, основные формы

Государство - есть особая организация политической власти общества, обладающая публичной властью, суверенитетом, располагающая специальным аппаратом, осуществляющим на профессиональной основе функции управления, имеющая возможность принимать общеобязательные веления в отношении всех граждан, проживающих на ее территории.

Государство как социальный институт обладает следующими признаками :

1) территория, в пределах которой государство безраздельно осуществляет свою власть (внутренний суверенитет);

2) население (через институт гражданства);

3) публичная власть (наличие представительных органов власти и органов местного самоуправления);

4) возможность самостоятельно выступать в международных отношениях (внешний суверенитет);

5) аппарат управления (исполнительная власть);

6) аппарат принуждения (правоохранительные органы);

9) налоги.

Можно указать и такие дополнительные признаки государства, как единый государственный язык (хотя в некоторых государствах их может быть и несколько), единая денежная единица, единая транспортная и информационная системы, а также такие внешние признаки как государственный герб, флаг, гимн.

Форма государства как совокупность его признаков показывает, какова организация власти в данном государстве, какими органами и методами осуществляется власть. Форма государства характеризуется тремя элементами:

Форма правления,

Форма государственного устройства,

Государственный режим (часто используется термин «политический режим», хотя он скорее политологический, чем правовой).

Форма правления указывает порядок формирования органов государственной власти, их взаимоотношения между собой и с гражданами. Выделяют две формы правления – монархия и республика.

Монархия – это форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному лицу, получающему эту власть в порядке престолонаследия. Для монархии характерно пожизненное правление и юридическая безответственность монарха (однако имеются и «нетипичные» монархии, где монарх является выборной фигурой – Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия).

разновидности монархии – раннефеодальная и сословно-представительная (в историческом плане), абсолютная, дуалистическая и парламентарная.

Для абсолютной монархии характерно сосредоточение всей полноты власти - законодательной, исполнительной и судебной в руках монарха, представительный орган либо отсутствует, либо подконтролен монарху (Саудовская Аравия, Оман, Катар).

Дуалистическая монархия характеризуется распределением полномочий между монархом и представительным органом, при этом монарху принадлежат и законодательные полномочия, разделяемые им с парламентом, и исполнительные, и судебные. Представительный орган избирается, созывается и распускается по воле монарха (Иордания, Кувейт).

В парламентарной монархии , к которой относятся большинство современных монархий, четко разделены полномочия: единственный законодательный орган – это парламент, избираемый демократическим путем, формирующий правительство и осуществляющий контроль за его деятельностью. Без одобрения парламента ни один акт монаршей власти не будет иметь юридической силы (Великобритания, Бельгия, Япония).

Республика – это такая форма правления, при которой высшие органы власти и высшие должностные лица избираются, срок их полномочий конституционно ограничен. Различают такие виды республиканской формы правления, как президентская республика, парламентская республика, смешанная республика и суперпрезиденская.

Для президентской республики характерно:

Глава государства является и главой правительства,

Правительство формируется главой государства и несет ответственность только перед ним,

Глава государства не имеет права роспуска парламента. Типичным примером президентской республики является США.

Парламентская республика характеризуется следующими основными чертами:

Президент выполняет только функцию главы государства, исполнительную же власть возглавляет премьер-министр (председатель правительства, канцлер),

Президент избирается парламентом,

Правительство формируется парламентом, который осуществляет парламентский контроль за его деятельностью; выражение недоверия одному из членов кабинета министров приводит к отставке всего правительства;

Наличие у главы государства права на роспуск парламента.

К числу парламентских республик относятся Австрия, Италия, ФРГ, Финляндия.

Характерные черты смешанной республики :

Глава государства избирается населением,

Президент формирует правительство, но оно несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом,

Президент может отправить правительство в отставку и может распустить парламент.

К суперпрезидентским республикам можно отнести Францию, Россию.

Форма государственного устройства – это административно- территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. Из всех известных форм государственного устройства выделяют унитарное государство и федерацию.

Унитарное государство – это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно- территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. В унитарном государстве существуют единые представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими органами местного самоуправления. по степени зависимости местных органов власти от центральных подразделяют на централизованное (во главе местной власти стоят назначенные из центра чиновники) и децентрализованное (местные органы власти избираются населением).

Федерация – это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Можно выделить ряд признаков, характерных для большинства федераций:

Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти,

Конституция разграничивает полномочия субъектов федерации и самой федерации,

Субъекты федерации могут принимать свои конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты; они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти;

Имеется двойное гражданство;

Наличие двухпалатного парламента;

Двухканальная система налогов.

Федерации бывают территориальные и национальные .

Государственный режим означает совокупность приемов, методов и способов осуществления государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующий в стране.

Традиционно выделяются два режима: демократический и антидемократический.

Характерные черты демократического режима :

Органы власти формируются демократическим путем;

Действует многопартийная система. Запрещается действие только тех партий, которые призывают к насильственному ниспровержению основ конституционного строя;

Широкий круг демократических прав и свобод гражданина в совокупности с механизмом обеспечения их реализации и защиты;

Личность надежно защищена от неправомерного посягательства на ее интересы и со стороны государства, и иных лиц.

Тема: Форма государства

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

Студент должен:

знать:

Понятие формы государства и ее составляющих;

Признаки:

абсолютной, парламентской и дуалистической монархии;

парламентской, президентской и смешанной республик;

унитарного государства, федерации и конфедерации;

уметь:

Раскрывать содержание понятий темы, составляющих систему государственной власти, приводить соответствующие примеры.

воспитательные - способствовать воспитанию:

Профессионализма,

Чувства ответственности за порученное дело,

Самостоятельности,

Уважения друг к другу,

Дисциплинированности

развивающие :

Развивать интерес студентов к особенностям современных концепций юристов по вопросу о сущности правления, государственного и национально-территориального устройства, политического режима стран мира

Сформировать умение анализировать государства с позиции определения их формы

Обеспечение занятия:

Схема: «Форма государства»

Карточки с примерами государств с различными формами правления

Структура урока:

1.Организационный момент.

2. Индивидуальный опрос студентов.

3. Объяснение нового материала.

5. Закрепление изученного материала.

6. Подведение итогов занятия.

7. Домашнее задание.

План занятия:

    Форма государства и ее элементы. Соотношение типа и формы государства

    Формы правления

    Формы государственного устройства

    Политический режим

I . Форма государства – это способ организации государственной власти, включающий в себя форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» отвечает на вопросы: кто и как правит в государстве, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано с государством через различные политические образования, как осуществляется политическая власть.

Иными словами, форма государства – это его строение, на которое оказывают влияние социально-экономические, климатические, национальные, исторические, религиозные и иные факторы.

Форма правления – это организация верховной власти в государстве и порядок ее образования.

Форма правления дает ответы на вопросы: как формируются высшие органы государственной власти; какова их структура; каков срок полномочия государственных органов; каков характер взаимоотношений между гос. властью и населением?

К верховной власти относят главу государства, законодательный орган, правительство. По форме правления государства делятся на монархии и республики.

Форма государственного устройства – это способ территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями и центральными и местными органами власти.

Форма государственного устройства тесно связана с территориальным признаком. Она дает возможность понять, из каких территориальных единиц состоит государство, каков их статус и взаимоотношение с центром.

Политический режим – это совокупность способов осуществления государственной власти.

Часто в рамках одного исторического типа встречаются разные формы государства. Например, для рабовладельческого типа характерны монархии (Египет, Вавилон) и республики (Римская республика, Афинское государство). Для феодального типа характерны монархии (сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Новгород, Псков, Венеция). Для буржуазного типа - демократические республики и конституционные монархии.

С другой стороны, государства некоторых исторических типов имеют формы, присущие только им. Например, сословно-представительная монархия существовала лишь в феодальных государствах, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны лишь буржуазному типу государства.

Следовательно, государства одного типа не могут воплощаться в любые формы, которые противоречат их экономике и содержанию. Так в рабовладельческом государстве невозможна демократическая республика или ограниченная монархия с парламентом, а социалистическое государство не может существовать в форме монархии.

Конкретная форма государства определяется историческим типом государства. Но она зависит и от других факторов: уровня экономического развития общества, национальных и культурных традиций, соотношения классовых сил и т.д.

Таким образом, государства определенных исторических типов должны иметь ту форму правления и тот политический режим, которые соответствуют их экономический сущности.

II . Монархия (от греч. – единовластие) – это такая форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит монарху и передается по наследству.

Признаки монархии: бессрочность, передача власти по наследству; независимость монарха от населения (не предусмотрена ответственность монарха)

В теории государства выделяют абсолютную и ограниченную (конституционную) монархию. Последняя подразделяется на дуалистическую и парламентарную.

    Абсолютная монархия – форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена, т.е. отсутствует парламент и конституция. В лице монарха соединяются все ветви власти. Его действия никому не подконтрольны. (Монархии эпохи феодализма, в современном мире - Саудовская Аравия.)

    Ограниченная (конституционная монархия) - форма правления, при которой в силу конституции власть распределена между монархом и парламентом. В зависимости от объема полномочий этих двух органов выделяют:

    1. Парламентарная монархия : власть монарха значительно ограничена представительным органом. Правительство формируется парламентом и ему подотчетно. Власть монарха является символической, т.е. он «царствует, но не правит». Главой государства является не монарх, а глава правительства. (Великобритания, Япония и др.)

      Дуалистическая монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничена парламентом лишь в законодательной области. Правительство формируется монархом, который является его главой, и подотчетно ему. Кроме того, монарх имеет право «вето» (неутверждение законов) и право роспуска парламента. Парламент состоит из двух палат, при этом нижняя палата формируется выборным путем, а верхняя назначается монархом (Марокко, Иордания).

Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборным органом, который избирается населением на определенный срок, и несет ответственность перед избирателями.

Признаки республики: выборность власти; срочность полномочий органов власти; зависимость от избирателей (ответственность)

Различают следующие виды республик:

1. Президентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий полномочия главы государства и главы исполнительной власти. Он назначает Правительство и руководит его деятельностью. В установленных законом случаях президент может распустить парламент. В то же время и парламент может отстранить президента от власти (импичмент). Примером президентской республики являются США и Мексика.

2. Парламентская республика – это такая форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентом и подотчетно ему. Во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер), которое не может быть главой правительства. Обязанности главы государства ограничиваются лишь представительными функциями. Реально у власти – председатель правительства (Италия, Австрия, ФРГ)

3. Смешанная (полупрезидентская) республика – это такая форма правления, в которой сочетаются признаки парламентской и президентской республик. Характерна двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. Глава государства - Президент. Он назначает главу правительства и министров и утверждает их жрешения. Парламент контролирует правительство путем утверждения ежегодного бюджета и возможностью вынесения вотума недоверия. Так в РФ президент, формально не являясь главой правительства, выполняет многие его функции. Парламент может оказывать влияние на правительство, контролируя его деятельность. Другим примером смешанной республики является Франция.

III . По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство – это единое государство, не имеющее в своем составе государственных образований, обладающих признаками государственного суверенитета, в котором существует единые органы государственной власти и единое законодательство (Италия, Польша, Франция и т.д.)

Признаки унитарного государства:

    Единая система законодательства. Части государства не имеют права издавать свои законы

    Единая система органов власти

    Единая денежная единица

    Единая финансовая, налоговая, кредитная система

    Единое гражданство

    Единые вооруженные силы

    Единые атрибуты государства (гимн, флаг, герб)

    Составные части государства не обладают признаками суверенитета

Большинство современных государств - унитарные. Как правило, унитарные государства небольшие по территории и имеют однонациональный состав (Франция, Япония, Эстония и т.д.). Однако есть унитарные государства с многонациональным составом (Турция, Афганистан), а некоторые из них являются очень крупными территориальными образованиями (Китай).

Федерация – это сложное, союзное государство, возникшее в результате объединения нескольких государств (субъектов), обладающих государственным суверенитетом. Субъекты федерации добровольно передают часть своих функций единому федеративному государству и имеют высшие государственные органы и законодательство. Распределение функции между субъектами и центром осуществляется на основании союзной конституции. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзного государства, другая - субъектов федерации, третья – совместной компетенцией союза и его членов.

В состав современных федераций входит различное число субъектов: США – 50 штатов, Канада - 10 штатов, Бельгия – 3, Бразилия – 26, Индия – 25, Россия – 89 и т.д.

Признаки федерации:

    Двойная система законодательства. Субъекты федерации имеют право издавать свои законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству.

    Двойная система органов власти, состоящая из центральных органов гос. власти и органов гос. власти субъектов.

    Единая денежная единица

    Двойная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налоговой политике.

    Двойное гражданство. Наряду с федеральным гражданством существует гражданство субъекта федерации, которое имеет значение только внутри страны

    Единые вооруженные силы

    Субъекты федерации могут учреждать свои атрибуты гос. власти, которые существуют наряду с федеральными.

    Субъектам запрещено самостоятельно осуществлять внешнеполитическую деятельность и выходить из состава федерации.

Федерации могут быть построены по территориальному (США) и по национальному (Югославия) принципу. Второй вид федерации имеет место в многонациональном государстве, и его создание определяют национальные факторы. В основе же территориальной федерации лежат географические, транспортные и иные территориальные факторы. Россия имеет смешанное территориальное устройство. Национальными государственными образованиями в составе РФ являются республики, территориальными – области, края, города федерального значения. Особый статус имеют автономные округа и область.

Один из сложных вопросов федерации связан с правом наций на самоопределение и односторонним выходом из состава федерации (право сецессии). В большинстве современных федераций конституционно это право не закреплено. Такое право Конституция СССР предоставляла союзным республикам, что явилось формальным основанием для их выхода из состава СССР в начале 90-х гг.

После Второй мировой войны возникла новая форма государственного устройства - регионалистские государства . Территория такого государства состоит из автономных образований, которые имеют право принимать местные законы в определенной Конституцией сфере. В отличие от федерации такие образования не имеют совместной компетенции с центральными органами. Юристы рассматривают эту форму как переходную от унитаризма к Федерализму.

Конфедерация – это союз независимых государств, объединившихся для достижения общих целей. Для координации действий участников конфедерации могут создаваться конфедеральные органы, компетенция которых ограничивается целью создания конфедерации. Конфедерация – неустойчивое образование, которое либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Признаки конфедерации:

1. Не имеет единой системы законодательства. В государствах, входящих в конфедерацию, действуют свои законы

2. Нет единой системы органов власти

3. Как правило, нет единой денежной единицы

4. Нет единой финансовой системы, однако, создается Единый денежный фонд для достижения целей конфедерации

5. Отсутствует единое гражданство, но может быть упрощено перемещение граждан одного государства на территорию другого

6. каждое государство сохраняет свои вооруженные силы, но для достижения целей конфедерации вооруженные силы ее членов могут быть объединены

7. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из ее состава

В последние годы в мире возникло множество иных форм объединения государств. К их числу относится Европейский Союз, который во многом схож с конфедерацией.

После распада СССР из 12 бывших союзных республик возникло СНГ. К другим специфическим формам государственного содружества относятся империи (насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо в результате иного давления – экономического, политического и т.п.) Империи (Римская, Российская, Британская) существовали в различные исторические эпохи. Для них характерны обширная территория, сильная централизованная власть, разнородный этнический и культурный состав населения.

IV . Политические режимы делятся на демократические и антидемократические .

Демократия (греч. – власть народа) была хорошо известна еще в Древней Греции и Риме. Классически образцом демократии считаются Афины. В средние века возникали демократические города-государства (Новгород, Венеция). В настоящее время демократии в чистом виде не существует. Наиболее сильно в этом плане продвинулись несколько европейских государств: Германия, Франция, Швейцария, а также США.

Под демократией понимается политический режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Признаки демократического режима:

    Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

    Многопартийность, т.е. легальное существование различных политических партий и движений, в том числе оппозиционных правительству

    Выборность центральных и местных органов государственной власти населением посредством прямой демократии (референдумы) и выборной демократии (реализация власти через выборные органы)

    Широкие права и свободы граждан и гарантии их исполнения

    Гласность, свобода от цензуры СМИ

    Правовой характер деятельности государственных органов

Антидемократические режимы делятся на тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарный режим – это режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства.

Признаки тоталитарного режима:

    Наличие единственной партии, сросшейся с государственным аппаратом, во главе с лидером-диктатором, запрет оппозиции

    Наличие официальной господствующей идеологии (коммунизм, фашизм)

    Монопольный контроль государства над экономикой, культурой, религией,

    Права и свободы граждан носят лишь формальный характер, отсутствуют гарантии их реализации

    Применение насилия, массовых репрессий

Авторитарный режим носит переходный характер между тоталитарным и демократическим режимом. Это такой режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом или группой при минимальном участии народа.

    Носителем власти является один человек/группа лиц, народ отчужден от власти

    Запрещение политической оппозиции, все партии должны ориентироваться на линию, выбранную правящей партией частичный плюрализм

    Отсутствует единая идеология

    Нет полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни

    Права и свободы граждан провозглашаются, но реально не обеспечиваются

Деспотический режим есть абсолютно неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении тирана и жестких методах ее осуществления. В отличие от деспотии, власть тирана устанавливается насильственным путем, часто путем государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной группировки (хунты), установившейся в результате военного переворота. Армия превращается в господствующую политическую силу, создается большое количество военных органов для политического контроля над населением, борьбы с антиправительственными движениями и т.д. Конституция заменяется актами военных властей. Политические права и свободы граждан существенно ограничиваются.

Вопросы:

    Объясните понятие формы государства.

    Что такое форма правления?

    Какие формы правления вы знаете?

    Какие существуют виды монархии?

    Какие виды республик вы знаете? В чем их отличие?

    Как связана форма правления с типом государства?

    Дайте определение формы государственного устройства.

    Какова форма государственного устройства в РФ?

    Чем федеративное устройство РФ отличается от структуры федерации США?

    Что такое сессия и почему в большинстве федераций она запрещена?

    Чем конфедерация отличается от федерации и от унитарного государства?

    Что такое политический режим?

    Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режима.

    Как вы думаете, почему тоталитарные режимы недолговечны?

Домашнее задание:

1. В современной юридической науке утвердилось мнение, что монархия есть форма правления, время которой давно прошло. Подберите аргументы, подтверждающие эту точку зрения и опровергающие ее.

2. Приведите примеры государств из истории современности, заполните таблицу:

Форма правления

Форма государственного

устройства

Форма политического режима

3. Подготовьте сообщение на тему: «Современные федерации и их субъекты»

Список учебной и дополнительной литературы:

        1. Беляева О. М. Теория государства и права в схемах. Изд-во «Эксмо», 2009. – 96 с.

          Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник.-СПб.: Юрид. ин-т, 2008

          Лазарев В.В., Липень С.В. Теория права и государства: Учебник. М. - Юрайт, 2010.

          Малько А.В., Кулапов В.Л. Теория государства и права. Учебник. М.: НОРМА, 2009, 384 с.0

          Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. - М.:Проспект, 2009. – 144 с.

          Морозова Л.А. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Изд-во «Эксмо», 2009

          Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: Учебное пособие для студентов колледжей. - Ростов н/Д, 2007. - 523 с.

          Радько Т.Н. Теория государства и права. Учебник. Изд-во: Проспект, 2010. – 752 с.

          Теория государства и права: учебное пособие для ССУЗов / авт. – сост. А.Б. Венгеров. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2011.

          Чистяков Н.: Теория государства и права. Учебное пособие. – Изд-во Кнорус, 2010.

          Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для ВУЗов. –М.: Омега-Л, 2008. –384 с.

              1. Авдеев Д.А. Особенности российской модели формы правления // Государство и право. 2010. № 12

                Власов В.И. Динамика развития полупрезидентской (смешанной) формы правления в России // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. Вып. 9 Т. 1. 2009.

                Галиева И.Н.Некоторые вопросы формы государственного правления в России // Общество и право. Научно-практический журнал. 2008. № 1 (19)

                Гуледани И.Н., Ласкин А.А.Развитие формы правления в Российском государстве на современном этапе // Закон и право. 2010. № 4

                Князев Г.А. Конфедерации прошлого - сетевые государства будущего? // Правоведение. 2008. № 5

                Курскова Г.Ю. Политический режим Российской Федерации. Теоретико-правовой аспект. Монография. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

                Серегин А.В. Тоталитарные государственные режимы в условиях монархической формы правления // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 7

                Фомина Н.А. К вопросу об определении понятия и видов формы государственного устройства // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. Вып. 9 Т. 1, 2009.

                Хоменко С.М. Политический режим как элемент формы государства: теоретико-правовые и методологические особенности исследования // Юристъ-Правоведъ. 2010. № 4

                Шаблинский И. К истории рождения современной российской формы правления: взгляд с точки зрения теории сдержек и противовесов // Государство и право. 2008. № 6

Форма правления - организация верховной власти государства, то есть устройство высших органов государственной власти, их структура, порядок образования и взаимодействия друг с другом и с населением, компетенция этих органов, а также степень участия населения в их формировании. Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть. Форма правления зависит от многих факторов, среди которых решающее значение имеют:

  • - конкретные исторические условия возникновения и развития данного государства;
  • - уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (например, монархические традиции в Великобритании и Японии); ^ территориальные размеры страны, и в определенной степени географическое положение; ^ национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности); ^ соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени.

Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:

организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их образовании;

взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;

* компетенцию этих органов.

Монархическая форма правления .

Монархия (в переводе с греческого - единовластие) - такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу - монарху. Ее типичные черты (характерны, главным образом, для неограниченной монархии):

наличие единоличного правителя;

династическое наследование власти;

пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти;

концентрация в руках монарха всей полноты власти;

отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной.

Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республики пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы правления к республиканской. Среди монархий значительное распространение получили восточные деспотии , которые, будучи прообразом неограниченной монархии, представляли собой такую форму правления, при которой вся полнота власти принадлежала наследственному монарху, деспоту, единолично управляющему страной при опоре на сильный военно-бюрократический аппарат. Деспот приходит к власти законно.

Тирания - установленная насильственным путем форма правления, основанная на единоличном правлении и опирающаяся на мощную военную силу (имела место в Древней Греции и в ряде средневековых городах-государствах Италии).

При феодализме монархия занимала доминирующее положение. Ее основными разновидностями были: ^ Раннефеодальная монархия - создавалась в процессе завоевания и передела территорий, формирования крупных земельных собственников. Монархами создавались огромные раннефеодальные империи с сильной центральной властью, но неразвитыми экономическими, политическими иными связями между завоеванными территориями; Монархия периода феодальной раздробленности - завершала процесс феодализации земель и населения. Некоторые крупные земельные собственники приобретали значительное политическое и военное влияние. Монарх был вынужден довольствоваться положением «первого среди равных». Его власть в отношении крупных феодалов носила номинальный, иллюзорный характер ^ Сословно-представительная монархия - формально полновластный монарх осуществлял правление, опираясь на собрание представителей господствующих сословий (Земской собор в России Генеральные штаты во Франции); ^ Абсолютная монархия - отсутствие каких-либо органов, ограничивающих царскую власть.

Существуют две разновидности монархий:

Ограниченная - представлена двумя видами: дуалистической и парламентарной (конституционной).

Неограниченная (абсолютная) - форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, расходует казну без чьего-либо контроля. Абсолютная монархия в современных условиях - исключение, она сохранилась лишь в некоторых странах Азии (например, Бруней).

Дуалистическая (двойственная) монархия - наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через двухпалатный парламент (нижняя палата - выбирается, а верхняя - назначается монархом). Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето , то есть вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Дуалистическая монархия возникает в переходные периоды, когда феодалы уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять полноту политической власти. Считается, что дуалистические монархии существовали в Средние века, в настоящее время в классическом варианте их нет.

Парламентарная (конституционная) монархия - монарх «царствует, но не правит». Монарх лишь формально утверждает состав правительства; ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. Монарх - не больше, чем символ нации. Признаки парламентарной (конституционной) монархии:

полномочия монарха ограничены во всех сферах государственной власти;

исполнительная власть реализуется правительством, ответственным перед парламентом;

правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, или коалицией партий, получивших большинство в высшем законодательном органе;

главой правительства становится лидер партии (коалиции партий), обладающей большинством депутатских мест в парламенте;

законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает.

Республиканская форма правления:

верховная власть осуществляется выборными органами;

источником власти является народ - выборы высших и местных представителей органов и органов МСУ;

срочность полномочий высших представителей органов власти (парламент, президент);

использование институтов демократии в разнообразных формах;

юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц. В древние времена республиканская форма правления существовала в виде:

  • - аристократической республики - основная масса населения даже формально отстранялась от участия выборах высших органов государственной власти (Спарта, Римская республика V - II века до н.э.);
  • - демократической республики - к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения (Афины V - IV века до нашей эры - ведущая роль принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному Собранию и Совету Пятисот), которые решали наиболее ванные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции).

При феодализме республики носили городской характер. Они создавались по мере роста могущества и независимости некоторых крупных городов, устанавливающих господство не только над прилегающей сельской территорией, но и над некоторыми мелкими городами, а порой и колониями (Новгород, Псков, Венеция, Флоренция, Генуя).

В настоящее время республиканская форма правления - самая распространенная в мире. Принято выделять три вида республиканской формы правления:

1. Президентская республика - высшим должностным лицом является президент, обладающий полномочиями главы государства и правительства; правительство формируется президентом; президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом (США, Бразилия, Мексика, Аргентина):

президент - глава государства и глава правительства;

всеобщие выборы президента, т.е. он получает свой мандат непосредственно от народа;

  • 3) президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом.
  • (+) ее стабильность и большая эффективность, управленческое воздействие более целенаправленно, т.к. исходит из центра.
  • (-) чрезмерная концентрация власти в руках одного лица, возможность злоупотребления властью, что приводит к суперпрезидентской республике, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.
  • 2. Парламентарная республика - сильная законодательная власть и подчиненность ей исполнительной; главой государства является президент; его роль в управлении государством носит номинальный характер (Германия, Италия, Турция, Финляндия):

верховенство власти парламента;

президент избирается не всенародно, а парламентом или образуемой им специальной коллегией;

правительство формируется лидером партии, победившей на выборах;

парламент может вынести вотум недоверия правительству, после чего оно обязано уйти в отставку (Венгрия, Италия, Германия, Индия, Финляндия и другие).

правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом;

главой правительства является не президент, а лидер правящей партии;

объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку;

президент, как правило, не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума.

  • (+) более демократическая форма правления, т.к. правительство формируется коллегиальным органом -парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике, поэтому здесь отсутствуют предпосылки сосредоточения власти в одних руках. (-) при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы - частая смена правительства.
  • 3. Смешанная республика (Польша, Португалия, Россия, Болгария) :

Смешанные республики устанавливаются, главным образом, в странах, свергнувших тоталитарный режимы

  • (Россия, Болгария, Польша, Португалия и другие).
  • 1-й вариант - наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом.
  • 2-й вариант - повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.

Президентско-милитаристские республики: возникают в условиях военных режимов, чаще всего это временная форма, но в Алжире и Нигерии существовала более 10 лет.

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи) К ограниченным ᴏᴛʜᴏϲᴙтся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в кᴏᴛᴏᴩой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика – ϶ᴛᴏ форма правления, в кᴏᴛᴏᴩой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Республиканская форма правления берёт своё начало в рабовладельческих государствах. В наибольшей степени яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в т.ч. высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. При этом более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.

В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Стоит заметить, что она возникала в тех средневековых городах, кᴏᴛᴏᴩые имели право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.) Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.)

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство несет перед парламентом ответственность за ϲʙᴏю деятельность. Президент республики будет только главой государства, но не главой правительства. Стоит сказать - политически ϶ᴛᴏ означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе)

Президентская республика – ϶ᴛᴏ форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, кᴏᴛᴏᴩое несет перед ним ответственность за ϲʙᴏю деятельность.

В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства реализует президент.

Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в кᴏᴛᴏᴩых парламент и президент в той или иной мере делят ϲʙᴏй контроль и ϲʙᴏю ответственность по отношению к правительству.

Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы.

Форма государственного устройства

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под кᴏᴛᴏᴩой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них будут унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Унитарное государство – ϶ᴛᴏ целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы кᴏᴛᴏᴩого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местных представительных органов.

Важно знать, что большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, так как унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.

Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части кᴏᴛᴏᴩого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) будут государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. По϶ᴛᴏму федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. «При ϶ᴛᴏм федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют ϲʙᴏю “самостоятельность” и в чем они ее утратят.»

Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Стоит заметить, что они могут иметь ϲʙᴏи конституции, ϲʙᴏе гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения)

Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными будут два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов.

В литературе нередко отмечается, что федерация бывшего Советского Союза носила искусственный характер, что фактически СССР был унитарным государством. Некᴏᴛᴏᴩые основания для таких утверждений есть: в Союзе, особенно в период расцвета тоталитаризма, степень централизации государственной власти была очень высока. Важно заметить, что однако, при всем этом СССР обладал всеми признаками союзного (федеративного) государства.

Конфедерация – ϶ᴛᴏ союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.) Здесь союзные органы исключительно координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения кᴏᴛᴏᴩых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. К примеру, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства – США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.

Мы считаем, что у данной формы все же есть будущее: в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии, Северная и Южная Корея.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому будет Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее ϲʙᴏю жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него – и к федеративному всеевропейскому государству.

Стоит сказать - политический режим

С формой государства тесно связан политический режим, значение кᴏᴛᴏᴩого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. К примеру, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано ϶ᴛᴏ тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Стоит сказать - политический режим – ϶ᴛᴏ методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, кᴏᴛᴏᴩое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного феномена.

1. Стоит сказать - политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. В случае если ϶ᴛᴏ методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.

2. В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия будет стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и ϲʙᴏбоды человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Крайне недемократическим будет тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и ϲʙᴏбоды человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.

Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.

Монархия – форма правления, при которой:

1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.

Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).

Монархии могут быть двух видов:

1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;

2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.

Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.

Признаки парламентской монархии :

1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;

2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).

При дуалистической монархии:

1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;

2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.

Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики.

В президентской республике:

1) президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства;

2) правительство сформировывается внепарламентским путем;

3) жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.

Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.

В парламентарной республике:

1) правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;

2) глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;

3) правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной;

4) президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства.

Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.