Функции прокуратуры рф закрепляются в. Прокуратура РФ: понятие, задачи, функции

Федеральный закон о прокуратуре указывает основную функцию прокуратуры - надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов. Но при этом прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. В п. 2 ст. 1 Закона содержится перечень основных функций прокуратуры.

Прокурорский надзор возникает не потому, что учреждается прокуратура, а потому, что с возникновением законности в государстве появляются органически связанные между собой объективные потребности в обеспечении ее единства и направленная на это функция надзора. Если правомочиями по обеспечению прав и свобод граждан, народовластия, правопорядка наделены высшие органы государственной власти, судебные, правоохранительные и иные органы, то осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов в целях обеспечения их верховенства, единства и укрепления законности - явление уникальное; в такой трактовке данная обязанность возложена только на один орган - прокуратуру РФ. Отмена этих надзорных полномочий прокуратуры возможна лишь с приданием их какому-либо иному властному органу, например, омбудсмену (уполномоченному по правам человека), и т.д. При ликвидации же надзора за исполнением законов неизбежно наступят анархия и правовой беспредел. Без независимого прокурорского надзора практически не будет механизма реагирования на нарушение законов судами. Мельников Н.В. Прокурорская власть//Государство и право. - 2002. - №2. - С.16.

Надзор за исполнением законов - сложная по содержанию функция прокуратуры, распространяется на многие урегулированные законом сферы правовых отношений. При этом акты прокурорского реагирования носят информационно-правовой характер. Когда прокурор опротестовывает незаконный правовой акт органа управления, он лишь требует от этого органа принять решение по существу установленных им правонарушений и обстоятельств, им способствовавших. Однако решение по протесту или по представлению прокурора об устранении нарушений закона принимает либо орган управления, либо суд. (Так, например, прокурором установлено, что преступление, совершенное гражданкой С. в отношении гражданина Н., предусмотренное ч. 1 ст. 107 УК РФ - убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием со стороны потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего - стало возможным ввиду отсутствия должного контроля со стороны участкового уполномоченного милиции, обслуживающего административный участок его проживания. На основании этого прокурором Тяжинского района внесено представление начальнику ОВД по Тяжинскому району).

В сфере осуществления дознания и предварительного следствия, а также исполнения наказаний полномочия прокурора носят властно-распорядительный характер и обязательны для исполнения (за исключениями, определенными законом). (Так, например, прокурор прокуратуры Тяжинского района направил в орган предварительного следствия - руководителю Тяжинского межрайонного следственного отдела - требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия - требований ч. 5 ст. 208 УПК РФ).

Прокурорский надзор состоит в наблюдении за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, в принятии предусмотренных законом мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. (Например, прокурором Тяжинского района главе Тяжинского района внесено представление об устранении нарушений требований Федерального закона «Об образовании», Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», Устава Тяжинского района в связи с несоблюдением порядка лицензирования образовательных учреждений района).

Статьей 27 Федерального закона о прокуратуре установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Статья 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ Федеральный закон «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 г. №138-ФЗ. уполномочивает прокурора на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае если они по состоянию возраста, недееспособности и другим уважительным причинам не в состоянии самостоятельно отстаивать в суде нарушенные интересы. (Например, в целях защиты законных интересов несовершеннолетнего К., оставшегося без попечения родителей, прокурор Тяжинского района обратился в суд с заявлением об установлении факта признания отцовства умершего гражданина Е. в отношении данного несовершеннолетнего К.).

Каждая из отраслевых функций надзора имеет относительно самостоятельный предмет ведения, или предмет надзора, который отражает специфику деятельности органов прокуратуры в соответствующей сфере правовых отношений. Полномочия прокуроров при осуществлении надзорных функций имеют во многом общие по форме правовые средства (или акты): требование, протест, постановление, представление, которые при решении вопроса об ответственности (уголовной, материальной, гражданско-правовой, административной, дисциплинарной) получают конкретную форму и содержание. Прокурор осуществляет надзор за исполнением вступивших в установленном порядке в силу международных договоров РФ. (Например, прокурор Тяжинского района осуществляет надзор за соблюдением органом опеки и попечительства в лице Управления образования Администрации Тяжинского района п. 1 статьи 19 Конвенции о правах ребенка). Конвенция о правах ребенка. Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. августа 1990 г. Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.

В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры, надзорная функция разделяется на подфункции:

· надзор за исполнением законов федеральными Министерствами, службами и агентствами, представительными (законодательными) (например, Совет народных депутатов Тяжинского района), и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления (например, Администрацией Тяжинского района), органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина названными выше субъектами правоприменения;

· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие (в частности, такой контроль в прокуратуре Тяжинского района за органом предварительного следствия - Тяжинским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Кемеровской области осуществляет заместитель прокурора);

· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Прокурор участвует во всех видах судопроизводства и судебных инстанциях. Он уполномочен вносить представление на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. При этом прокуроры не осуществляют надзор за судами, которые независимы при отправлении правосудия и подчиняются только закону.

Самостоятельная функция прокуратуры - осуществление уголовного преследования, а также надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, а в судебном производстве - поддержание государственного обвинения. Уголовное преследование представляет собой процессуальную деятельность, которая осуществляется стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Федеральный закон «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 №174-ФЗ. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в соответствии со своей компетенцией осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства. Прокуратура осуществляет эту функцию наряду с другими правоохранительными органами, наделенными функцией расследования преступлений путем предварительного следствия и (или) дознания. С принятием 5 июля 2007 года Федерального закона №87-ФЗ в связи с созданием Следственного комитета полномочия прокуроров по осуществлению уголовного преследования существенно перераспределены в пользу руководителей следственных органов, сокращены властно-распорядительные полномочия прокурора. Надзор и следствие разделили - количество претензий к следствию со стороны прокуроров возросло. Правда заключается в том, что прокуроры перестали закрывать глаза на те нарушения, которые, безусловно, и раньше имели место. И это - положительный эффект от изменения законодательства Н. Говорков. Хотели сделать лучше… //Законность. - 2008. - №7. - С.31..

Функцией прокуратуры является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Эта функция состоит в обеспечении согласованного взаимодействия правоохранительных государственных структур, наделенных специальными полномочиями в сфере противодействия преступности (дознание, предварительное следствие, ОРД). Координация преследует цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Таким образом, предметом координации является упорядочивание, оптимизация взаимодействия правоохранительных органов при выполнении их общей задачи, но осуществляемой посредством присущих каждому из этих органов правовых, организационных, информационных и иных средств, форм и методов.

Одна из функций прокуратуры - участие в правотворческой деятельности.

Конституция РФ не предусмотрела Генерального прокурора РФ в числе субъектов права законодательной инициативы. Статья 9 Закона о прокуратуре отчасти компенсирует отсутствие такого права. Участвуя в правотворческой деятельности, Генеральный прокурор РФ, подчиненные ему прокуроры вносят в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных правовых актов. Уставами ряда субъектов прокурорам предоставляется право законодательной инициативы в соответствующем законодательном (представительном) органе власти. (Например, п. 1 статьи 12 Устава Кемеровской области предусматривает право законодательной инициативы прокурора Кемеровской области). Закон Кемеровской области от 05 06.1997 №10-ОЗ. Устав Кемеровской области в ред. Законов Кемеровской области от 29.06. 2009 №71-ФЗ. Принят Законодательным Собранием Кемеровской области 09.04.1997.

Прокуроры всех уровней систематически накапливают и оценивают информацию о соответствии действующих законов потребностям правового регулирования общественных отношений, а также о пробелах и иных дефектах правового регулирования, о необходимости дать толкование законам и иным правовым нормам, реализуют ее путем внесения предложений о правовом регулировании компетентным органам соответствующего уровня, а при необходимости представляют ее вышестоящему прокурору.

Статья 9.1 Федерального закона о прокуратуре возлагает на прокурора обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов.

Прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.

О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

Закон о прокуратуре содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1, определяя понятие прокуратуры, законодатель раскрывает его через основную функцию - надзор за исполнением законов, при этом подчеркивая, что "прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами". В другой норме определяется, что "на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами" (ст. 3).

В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре содержится, по существу, перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем отсутствует общее определение понятия функции. По выражению В.П. Рябцева, понятие "функция" относится к числу правовых категорий, которые раскрывают и объясняют содержание структуры и пределы деятельности того или иного государственного органа.

Основные функции прокуратуры:

1. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, ведомствами военного управления, структурами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, ведомствами военного управления, структурами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.



3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов судебными приставами.

5. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

6.Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.

7.Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.(В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567, руководящая роль в координации возложена на органы прокуратуры.)

8.Участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами.

9.Опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов.

10.Участие в правотворческой деятельности. (В настоящее время 77 прокуроров субъектов РФ наделены правом законодательной инициативы конституциями (уставами) регионов. В большом числе субъектов РФ прокуроры городов и районов обладают правом нормотворческой инициативы в представительных органах согласно уставам муниципальных образований)

11.Осуществление международного сотрудничества(к примеру).

12.Участие в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.

13. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Как мы видим, законодатель закрепил за прокуратурой России достаточно много полномочий. Не случайно в учебной литературе о прокуратуре России говорится как о "многофункциональном органе". Необходимо отметить, что приведённый перечень функций российской прокуратуры не является исчерпывающим. Анализ федерального законодательства и практики деятельность прокуратуры даёт нам основания выделить также функцию профилактики правонарушений; правовое просвещение граждан; правообеспечительную функцию прокуратуры (функцию обеспечения прав и свобод человека и гражданина).

Поскольку и во внутренней политике государства, и в учебной литературе, и в законодательстве проблемы обеспечения, охраны, защиты, гарантирования прав и свобод человека и гражданина являются на сегодняшний день первостепенными, постольку вопрос о выделении правообеспечительной функции прокуратуры является своевременным и правомерным. Действительно, почти все направления деятельности и полномочия российской прокуратуры (общий надзор; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и др.) имеют единую цель - обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

По нашему мнению, правообеспечительная функция прокуратуры включает в себя:

1) деятельность прокуратуры по созданию предварительных условий для реализации прав и свобод человека и гражданина;

2) деятельность прокуратуры по охране прав и свобод человека и гражданина;

3) деятельность прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, правообеспечительная функция российской прокуратуры - это предопределённая правоохранительной функцией государства, независимая, самостоятельная, активная деятельность прокуратуры по созданию предварительных условий для реализации, а также по охране и защите прав и свобод человека и гражданина.

Помимо основных функций прокуратура выполняет ряд побочных. К примеру повышение правосознания населения страны, так исходя из данных Владимира Григорьевича Бессарабова опубликованных в статье "Функции современной российской прокуратуры" мы видим что начиная с 1960 года по настоящее время количество лекций и бесед на правовые темы увеличилось почти в 10 раз.


Глава 2. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

Место и роль прокуратуры в государственном механизме находят свою реализацию в ее функциях. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит перечень основных функций прокуратуры (п. 2 ст. 1), которые в методологическом плане могут быть разделены на две группы: надзор за исполнением законов и иные направления деятельности.

Надзор за исполнением законов - главное направление деятельности прокуратуры. С его помощью решается широкий круг задач прокурорской деятельности: соблюдение Конституции РФ, исполнение действующих на территории страны законов, обеспечение единства и укрепления законности, прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов личности, общества и государства. В зависимости от субъектов и характера тех общественных отношений, в сфере которых осуществляется надзор прокуратурой за исполнением законов, можно выделить определенные отрасли прокурорского надзора.

Надзор за исполнением закона органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и иными органами, негосударственными структурами (общий надзор).

Предмет надзора - исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

При осуществлении общего надзора прокурор вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения, где проводится проверка, требовать от должностных лиц предоставления,необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона. В случае установления таких фактов прокурор вправе освободить лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию; возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении.

Актами прокурорского реагирования на нарушение закона являются протест, представление, предостережение и постановление.

Протест приносится напротиворечащий закону правовой акт в орган или должностному лицу которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или путем обращения с заявлением в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневный срок. О результате рассмотрения в письменной форме уведомляется прокурор.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения и принять меры, исключающие их повторение. Срок рассмотрения представления - один месяц, о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Предостережение объявляется прокурором в письменном виде должностному лицу в целях предупреждения правонарушения при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении выносится прокурором исходя из характера нарушения закона должностным лицом и рас сматривается уполномоченным на то органом (должностным лицом) в установленном законом порядке.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, имеет целью соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений я сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Эта отрасль надзора в значительной мере связана с деятельностью органов Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, таможенных служб и некоторых других ведомств. На этом сложном и остром участке нередко затрагиваются права и свободы человека, поэтому деятельность прокурорадолжна быть эффективным средством противодействия возможным нарушениям и его полно.мочия включают не только те, о которых шла речь выше, но и другие, непосредственно связанные с работой правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступт лений.

При осуществлении надзора за проведением оперативно-розыскных действий в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскных действиях в Российской Федерации» по требованию прокурора ему представляются служебные документы, учетно-регистрационные материалы и ведомственные акты, регламентирующие порядок проведения соответствующих мероприятий. Оценивая законность этого вида государственной деятельности в связи с поступившей жалобой или в порядке плановой проверки, прокурор в рамках своих полномочий без вмешательства в тактику проведения оперативных мероприятий и использования сил и средств принимает решение.

Его решение затрагивает вопросы соблюдения закона, т.е. наличия оснований для проведения соответствующих мероприятий, соблюдения порядка получения разрешения на их проведение и способа их реализации. Прокурор вправе опротестовывать незаконные решения руководителей соответствующих органов, вносить представление об устранении допущенных нарушений, требовать отстранения провинившихся от оперативной работы в случаях наруше- J ния ими закона. При обнаружении признаков преступления решает вопрос о возбуждении уголовного дела.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определяются уголовно-процессуальным законодательством. Эти полномочия можно разделить на обязанность прокурора выявлять полноту регистрации уголовных правонарушений и обеспечения законности при проведении дознания и предварительного следствия.

Проверяя полнотурегистрации сообщений и заявлений о совершенных преступлениях, прокурор сопоставляет данные регистрации дежурных частей милиции с жалобами граждан, информацией медицинских и страховых учреждений, а также оценивает законность принятых решений об отказе в возбуждении уголовных дел.

Надзирая за законностью деятельности органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие, прокурор вправе давать обязательные для исполнения указания; отменять любые незаконные постановления дознавателей и следователей, возвращать дела для дополнительного расследования, отстранять от дальнейшей работы по делу следователей или дознавателей, допустивших нарушение закона.

Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу ставит целью решение двух задач:

    установления законности нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказаниеи меры принудительного характера, назначаемые судом;

    соблюдения установленных законодательством РФ прав иобязанностей задержанньгх, заключенных под стражу, осужденныхи лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка иусловий их содержания.

Осуществляя свои полномочия, прокурор вправе в любое время посещать места содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, и знакомиться с документами, на основании которых они помещены в соответствующие учреждения; требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях (до рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается); отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно осво бождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Особо следует остановиться на надзоре прокуратуры за обеспечением прав и свобод человека. ,

При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

S рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

s разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

/ принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

S использует иные полномочия, предусмотренные при осуществлении общего надзора, .

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. "

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Подчеркнем, что эта важнейшая функция органов прокуратуры обеспечивается не только путем надзора за исполнением законов в сфере общего надзора, надзора за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие, а также надзора за законностью задержания, ареста и в местах лишения свободы, но и во всех иных направлениях деятельности прокуратуры, о чем пойдет речь далее.

Иные направления деятельности прокуратуры, к которым относятся участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел, расследование преступлений и координация деятельности по борьбе с преступностью.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами - направление деятельности, содержание которой претерпело существенное изменение. Главное состоит в том, что прокурор не осуществляет надзор за судом, как это было в недалеком прошлом, а участвует как равноправная сторона в рассмотрении дел судами, которые Обрели реальную независимость.

Являясь равноправной стороной судебного процесса, прокурор, вместе с тем, имеет обязанности, связанные с обеспечением законности судебной процедуры, своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав гражданина и охраняемых законом интересов общества и государства.

В уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет уголов-. ное преследование, выступает в качестве государственного обвинителя, вносит представление об опротестовывании приговора, определения, постановления судов, в том числе и в тех случаях, когда он не участвовал при их вынесении. Прокурор участвует в рассмотрении дел в контрольных стадиях судопроизводства (кассационной и надзорной.) и при разрешении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.

В гражданском судопроизводстве в соответствии со ст. 45 Граж-. данского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не могут сами защищать свои права в суде, а также в защиту неограниченного круга лиц или интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Прокурор вступает в процесс и дает заключения по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и в некоторых других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В гражданском процессе прокурор выступает с заключением после состязания сторон и в необходимых случаях использует свое право на принесение представления об опротестовании принятого судом решения. В случае заявления прокурором иска в интересах одной из сторон процесса он выступает как процессуальный истец с некоторыми вытекающими отсюда особенностями (иск не облагается государственной пошлиной, невозможен встречный иск и мировое соглашение).

В арбитражном судопроизводстве (ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ) прокурор вправе обратиться в суд:

^ с заявлением об оспаривании нормативных правовых и иных актов органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

s иском о признании недействительными сделок, совершенных упомянутыми выше органами публичной власти, а также унитарными предприятиями, государственными учреждениями и юридическими лицами, в уставном капитале которых есть доля участия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;

S Иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами и юридическими лицами, перечисленными в предыдущем абзаце. Генеральный прокурор РФ в соответствии с законодательством РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представ-лениями"о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Расследование преступлений следователями Следственного комитета при органах прокуратуры - еще одно направление деятельности прокуратуры. Следствие производится по делам, отнесенным Уголовно-процессуальным кодексом РФ к их компетенции.

Особенность полномочий прокурора в этой сфере в том, что он может поручить следователю прокуратуры расследовать любое преступление альтернативной подследственности исходя из общественной значимости дела, уровня квалификации соответствующих работников и иных обстоятельств.

Координация деятельности по борьбе с преступностью: осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему проку-

рорами. В этих целях прокурор соответствующего уровня созывает координационное совещание руководителей органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенной службы и Федеральной службы наркоконтроля.

В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента,РФ от 18 апреля 19% г. № 567, координация осуществляется в следующих формах:

s на основе обмена текущей информацией разрабатываются и утверждаются плацы (полугодовые, перспективные) совместных мероприятий;

S проводятся совместные выезды для согласования деятельности и оказания необходимой помощи; / создаются совместные оперативно-следственные группы; S издаются совместные приказы и указания; s организуется взаимный обмен опытом работы и некоторые

другие мероприятия.

\ Для достижения целей координации мер по борьбе с преступностью используются материалы судебной практики и иные допустимые законом меры взаимодействия с судом.

Вопросы и задания для обсуждения

    Назовите основные исторические этапы развития прокуратуры в России.

    В чем назначение прокурорского надзора?

    Какие принципы определяют организацию и деятельностьорганов прокуратуры?

    Каковы требования к кадрам органов прокуратуры?

    Какими нормативными актами регулируется организация идеятельность органов прокуратуры?

    Опишите систему органов прокуратуры.

    Перечислите основные функции прокуратуры.

    Назовите отрасли прокурорского надзора.

    В чем заключается участие прокурора при рассмотрении делсудами?

    В чем состоит координационная деятельность прокуратуры по борьбе с преступностью?

О

ГЛАВА

РГАНЫ ЮСТИЦИИ

РОССИЙСКОЙ

Прокуратура - одна из важных структур в системе государственных органов. Ее сотрудники занимаются ведением надзора за соблюдением законодательства во всех сферах жизнедеятельности государства. Кроме этого, данная структура контролирует степень защиты свобод и правовых гарантий для граждан на территории отдельного государства, а также на орган, в соответствии с законами Российской Федерации, возлагается ряд других функций. Рассмотрим каждую из них по существу.

Общее понятие

Прокуратура - это государственная система, ведущая надзорную, координационную и правоохранительную деятельность во многих сферах государственной жизни. Основными направлениями работы прокуратуры являются обеспечение законности и верховенства права, а также защита свобод и правовых гарантий граждан. Кроме этого, орган занимается защитой прав и законных интересов не только людей, но также и самого государства. Сотрудники этой структуры занимаются представительством государства и отдельных граждан во время ведения судебных процессов, ведут расследования, а также координационную деятельность в коррупционной и преступной сферах. Все вышеперечисленные значения являются целями органов прокуратуры, которые они преследуют в процессе своей работы.

Деятельность структуры по большей части осуществляется в форме надзора. Он проводится во всех сферах, в частности, за соблюдением действующего законодательства. Кроме этого, ее представители обеспечивают надлежащее соблюдение принципа законности и верховенства права в ходе ведения расследования и судебного процесса. Структура также выполняет координационную деятельность, сотрудничая с другими органами, администрациями и исполнительной властью, разрабатывая новые программы по борьбе с преступностью.

Понятие и основные направления деятельности прокуратуры прописаны в содержании закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также в некоторых других отраслевых нормативно-правовых актах государства. Кроме этого, данный аппарат имеет свой индивидуальный узаконенный регламент, на основании которого он осуществляет свою деятельность.

Структура прокуратуры в РФ

В РФ данный орган был образован 17 января 1992 года. В настоящий момент прокуратура представляет собой большую структуру, которую возглавляет Генеральная прокуратура РФ. В ее ведомстве находятся более мелкие структурные образования - прокуратуры субъектов государства, а также городские и районные отделения. Кроме этого, в структуру органов входят специализированные подразделения ведомства, в числе которых имеются военная, пенитенциарная, транспортная, а также природоохранная прокуратуры. Имеется несколько специализированных подразделений, которые созданы на особо режимных объектах.

Будущих профессиональных сотрудников системы обучают в Академии Генпрокуратуры РФ. В ней преподают бывшие сотрудники ведомства, которые имеют отличный опыт работы и некоторые достижения. Кроме этого, имеется ряд других научных и учебных организаций, где могут готовить молодых специалистов. Примерами таковых заведений могут быть университеты, институты и академии, имеющиеся по всей территории России. Их выпускники также могут стать сотрудниками системы.

В структуру прокуратуры входят индивидуальные печатные издания и редакции, через которые производится уведомление населения о проведении основных направлений деятельности прокуратуры, а также связь с общественностью. Примерами тому могут послужить ведомственная газета "Вестник прокуратуры" и журнал "Законность".

Функции

Основные функции и направления деятельности прокуратуры также изложены в основном законе РФ, в котором регламентируются функции такого государственного органа. В нем указано, что главенствующие представители данного ведомства занимаются представлением стороны государства в ходе ведения судебного процесса. Особенно ярко данная роль заметна во время слушания дел, сутью которых являются совершенные уголовные преступления. В этом случае прокурор выступает в качестве обвиняющего со стороны государства. Также прокурор может представлять отдельных граждан в ходе проведения судебного слушания - данная практика очень широко распространена на просторах РФ.

Одно из основных направлений деятельности прокуратуры - это ведение надзора за тем, как другие государственные органы соблюдают законодательство, и правильно ли они его применяют в решении правовых вопросов. Надзор может быть проведен не только в отношении деятельности сотрудников полиции, а также над теми, кто занимается процедурой дознания, следствия в досудебном порядке, а также ведет оперативно-розыскную деятельность.

Еще одним из основных направлений деятельности прокуратуры РФ является надзор этого органа над тем, как применяется уголовное законодательство в конкретных случаях, как производится задержание заключенных под стражу или каким образом реализуются на практике другие виды наказаний за совершение преступлений. В процессе такой деятельности сотрудники оценивают справедливость применения данного вида наказания и его соразмерность содеянному в соответствии с законодательством.

Задачи

Если главная цель и основные направления деятельности прокуратуры прописаны в Конституции РФ, то более четкие задачи данного органа можно найти только в законе "О прокуратуре Российской Федерации". В нем прописаны отдельные задачи, которые представители такого ведомства должны ставить перед собой во время выполнения определенных функций.

Законодательством РФ указывается то, что основное направление деятельности прокуратуры в РФ - это представительство государства и отдельных лиц в ходе ведения судебного процесса. Данная деятельность подразумевает осуществление представителем этого органа всестороннего и полного рассмотрения дела по существу, а также соблюдение всех прав и обязанностей обвиняемого в ходе ведения процесса. Во время слушания дела в порядке судебного рассмотрения прокурор может вносить на рассмотрение ходатайства, жалобы, а также протесты, которые судья может как удовлетворить, так и отклонить. Кроме всего вышеперечисленного, по окончании слушания уголовного дела представитель прокуратуры должен оказать судье содействие в выборе оптимальной и соразмерной меры наказания в соответствии с действующими законными и подзаконными актами. Аналогичные задачи прокурор имеет и в делах, которые рассматриваются в порядке арбитражного или апелляционного судопроизводства.

Одной из задач в основных направлениях деятельности прокуратуры и ее структур является ведение надзора над тем, как заключенные отбывают наказания в СИЗО и иных местах содержания. В процессе ведения данной деятельности представитель органа обязан четко следить за тем, как соблюдаются права и свободы заключенных, а также законность их пребывания в данных местах.

Прокурорский надзор

Одно из основных направлений деятельности прокуратуры - это ведение прокурорского надзора за правильностью применения законодательства различными юридическими службами и структурами (органы внутренних дел, служба судебных приставов, ФСБ, таможенная служба, структуры по контролю за оборотом наркотиков и т. п.). Во время проведения такого вида деятельности сотрудники органов прокуратуры также занимаются выявлением различных нарушений закона со стороны проверяемых ведомств и служб. При наличии нарушений должен быть оговорен план их устранения, а в случае их отсутствия проводятся предупредительные работы.

Во многих странах прокуратура не относится ни к одной ветви власти. Данный орган создается исключительно для того, чтобы следить за правильностью применения и исполнения норм, прописанных в законодательной базе государства.

Направления прокурорского надзора

В отраслевом законодательстве предусмотрено пять основных направлений деятельности прокуратуры в отрасли прокурорского надзора.

  1. Контроль за исполнением различными высокопоставленными государственными структурами (министерства, органы местного самоуправления, службы военного управления, структуры исполнительной власти федерального значения и др.) своих обязанностей, а также законности принятых ими решений.
  2. Данная система контролирует законность и надлежащее качество исполнения федеральными министерствами и различными государственными службами своих обязанностей в отношении населения конкретного региона.
  3. Надзор за правильностью применения норм действующего законодательства структурами, которые занимаются осуществлением оперативной и розыскной деятельности. В данной функции прокуратура также уделяет большое внимание деятельности лиц, проводящих процедуру дознания и следствия, предшествующего судебному разбирательству.
  4. Надзор за соблюдением законности действий службы судебных приставов также входит в перечень основных направлений деятельности органов прокуратуры РФ.
  5. Проведение проверок в местах, где к лицам, признанным в совершении преступлений, применяются наказания. Примерами таковых мест могут послужить следственные изоляторы, а также изоляторы временного содержания. В ходе ведения такой деятельности отдельное внимание уделяется проверке администраций таких мест (СИЗО, Федеральная служба исполнения наказаний, ИВС).

Прокурорская проверка

Одной из разновидностей основных направлений деятельности прокуратуры является проведение проверок деятельности должностных лиц на предмет правильности применения законодательства в своей работе и отсутствие злоупотребления своими должностными полномочиями. Данная деятельность подразумевает истребование определенных документов при условии проведения надзора. В ходе такой работы прокурор имеет право ознакомиться с решениями должностных лиц в разных сферах деятельности, а также оценивать их в соответствии с законодательством. В том случае, если в решениях или в иных видах затребованных документов были обнаружены подозрения злоупотреблением предоставленными полномочиями, то в адрес виновного лица применяются меры прокурорского реагирования. В рамках данного вида деятельности прокурор может составить постановление о возбуждении уголовного дела в адрес виновного лица, протест, представление, предостережение или подать заявление в суд.

Данный вид действий, предписанных законом для совершения прокуратурой, имеет многогранное значение. Несомненно, он является очень важным, так как одна из отраслей функций в данной сфере - это борьба с преступностью и ее предотвращение. Основное ее значение состоит в том, что в результате проведенной деятельности разрабатываются планы по борьбе с преступностью, которые впоследствии реализуются, вследствие чего работа органов становится более эффективной. Кроме этого, население информируется о состоянии преступности в определенны регионах. Это тоже немаловажно. В результате осуществления координационной деятельности укрепляется правопорядок и законность в обществе, а также прогнозируются тенденции развития уровня преступности в будущем.

Основные направления и формы координационной деятельности прокуратуры содержатся в отраслевых нормативных правовых актах РФ, а также в должностных регламентах. В рамках проведения такого типа действия сотрудники органов прокуратуры занимаются проведением анализа преступности в отдельных районах, регионах или в стране в целом. В процессе могут быть определены некоторые тенденции и составлены прогнозы, которые впоследствии могут способствовать предотвращению совершения преступления. На основании сделанных выводов сотрудники данной государственной структуры разрабатывают отдельные планы по борьбе с преступностью, а также программы. В рамках координационной деятельности органов прокуратуры могут быть представлены планы по борьбе с преступностью в региональных и федеральных масштабах, которые должны быть выполнены до наступления определенного срока.

В процессе проведения координационной деятельности органы прокуратуры занимаются информированием вышестоящих членов системы о ходе проведения операций, передают статистические данные, а также разработанные планы. Генеральный орган всей структуры, в свою очередь, занимается информированием о проведении порученной деятельности Президента Российской Федерации, Собрание, а также Правительство государства. Местные районные администрации тоже в случае необходимости могут быть проинформированы о ходе ведения борьбы с преступностью в отдельном регионе.

По результатам проведенной координационной работы сотрудники органов прокуратуры занимаются информированием общественности с помощью средств массовой информации о положительном опыте в своей работе. Это тоже одно из основных направлений деятельности органов прокуратуры.

Уголовное преследование прокуратурой

В общей характеристике основных направлений деятельности прокуратуры всегда упоминается главенствующая функция данной системы органов - ведение надзора. Однако, прокуратура - это то ведомство, которое может самостоятельно осуществлять уголовное преследование - данная возможность предусматривается законом РФ "О прокуратуре".

Что такое уголовное преследование? Это, прежде всего, деятельность, которая осуществляется следователем прокуратуры с целью изобличения подозреваемого в совершении какого-либо конкретного преступления или обвинения того лица, на которое указывают улики.

В отличие от следователя полиции или дознавателя, прокурор ведет уголовное преследование в течение всего уголовного процесса, начиная с момента дознания и заканчивая этапом вынесения приговора в зале судебного заседания. Во время досудебного этапа прокурор выступает неким организатором работы всех следственных органов. В этот момент он наделяется государством властно-распорядительными полномочиями над теми структурами, которые производят процедуру расследования.

На сегодняшний момент, в связи с особенностями действующего законодательства, прокурор не имеет права возбуждать уголовное дело - этим занимаются следственные органы. Однако, данное должностное лицо в полном праве заниматься сбором материалов, указывающих на виновность или невиновность лица, которое подозревается в совершении преступления, а также участвовать в процессе ведения всех процедур, начиная с дознания. В случае допущения в процессе расследования нарушения закона со стороны органов дознания, прокурор вправе требовать их устранения и применять определенные санкции к лицам, допустившим их. В том случае, если дело, которое было вверено следователю, было изучено не так, как положено, прокурор вправе вернуть его на дорасследование с целью обнаружения дополнительных фактов или устранения недочетов в материалах. В ходе всех действий прокурор должен утверждать все постановления следователя-дознавателя, подкрепляя их своей подписью.

Участие прокурора в судебном разбирательстве

В ходе ведения слушания по уголовному делу сторону государства представляет прокурор. Это одна из его обязанностей. В такой момент он занимается выдвижением аргументов против лица, которое обвиняется в совершении преступления, приводя рассмотренные в ходе следствия аргументы.

В зале судебного заседания и в ходе рассмотрения дела по существу прокурор имеет право подавать прошения, ходатайства, заявления, отводы, которые могут стимулировать процесс. Пребывая в качестве стороны обвинения, сотрудник прокуратуры может допрашивать свидетелей, потерпевшего и обвиняемого в зале суда, а также проводить все меры, которые способствуют обеспечению законности, справедливости и обоснованности судебных решений. Также по окончании процесса слушания по делу прокурор обязан высказать свое мнение по всему вышеизложенному, а также предложить оптимальную меру наказания для совершившего преступление.

Кроме слушания в суде первой инстанции, прокурор обязан присутствовать на заседаниях, которые проводятся в рамках обжалования приговоров нижестоящих судов. В судах апелляционной инстанции данное должностное лицо имеет те же права, обязанности и полномочия, что и на слушаниях, которые проводятся в местных судах.

В том случае, если по результатам слушания в отношении конкретного уголовного дела прокурор считает вынесенное судьей решение несоответствующим законным требованиям, несправедливым или необоснованным, он имеет полное право подать прошение о пересмотре всего дела в суде надзорной инстанции, где все материалы должны быть вновь рассмотрены по существу, но уже под началом другого судьи.

Прокуратура Российской Федерации – совокупность органов, осуществляющих деятельность по надзору за соблюдением действующего законодательства. Все они призваны упрочнить законность и равенство. Также, осуществляя основные функции прокуратуры, регламентированные законодательством, эти учреждения обеспечивают соблюдение человеческих прав, оберегают общественные и государственные интересы.

Система

В систему органов прокуратуры входят несколько учреждений. Их перечень приведен ниже.

  1. Генеральная прокуратура России.
  2. Органы прокуратуры субъектов (городские, районные).
  3. Учреждения научного и образовательного характера.
  4. Иные специальные органы и военные прокуратуры.
  5. Следственный комитет, включающий в себя наличие специализированных управлений.

Принципы работы

Прокуратура в своей деятельности руководствуется основными принципами. Что это такое? Принципы прокуратуры - основополагающее начало, определяющее главные стороны, признаки и существующие условия, предъявляемые органам для регулирования их деятельности. Рассмотрим их более подробно.

  • Принцип законности является главенствующим основополагающим началом. Он обеспечивает деятельность и организацию работы комитетов прокуратуры. Все основано на соблюдении законодательства.
  • Принцип централизации отвечает за единство системы учреждений и органов прокуратуры. Также он обеспечивает их иерархичность по отношению друг к другу.
  • Принцип независимости состоит в том, что принятие решений и совершение действий сотрудниками основаны на их собственных убеждениях, и они руководствуются в своей деятельности нормативно-правовыми актами. Влияние на органы прокуратуры в отношении их работы и ее результата влечет установленную законодательством ответственность.
  • Принцип гласности или открытости обеспечивает доступность информации для обычных граждан и средств, через которые она поступает в массы. Он должен осуществляться таким образом, чтобы это не противоречило законодательству и не наносило вреда репутации органов прокуратуры и их сотрудников.
  • Принцип единства . Название говорит само за себя. Он обеспечивает единство всех органов прокуратуры, составляющих общую систему, руководствующуюся в своей деятельности основами законодательства РФ.
  • Принцип внепартийности работников прокуратуры . Это правило означает запрет для сотрудников быть членами политических организаций.

Основная функция органов прокуратуры

Основные функции прокуратуры и главный принцип существования этого органа – надзор за исполнением действующего законодательства. Что это значит? Надзор включает в себя контроль: дознавательных органов, представителей предварительного следствия и иных учреждений. В обязанности подконтрольных организаций входит исполнение и применение мер принудительного характера, назначенных соответствующими инстанциями. Также под надзором находится соблюдение человеческих свобод и прав. Контроль осуществляется и над действиями оперативно-розыскных органов. Ведь они не должны противоречить закону.

Осуществляя надзорную деятельность, прокуратура имеет право принимать акты реагирования. Они носят информационно-правовой характер. Опротестовывая незаконный нормативно-правовой акт, прокуратура требует у органа управления, который принял это решение, выполнить необходимые действия по существу установленных ею нарушений и обстоятельств, им способствовавших.

Иные функции

К функциям прокуратуры относится: рассмотрение жалоб, заявлений, а также иных обращений, содержащих сведения о нарушении закона; уголовное преследование и надзор за исполнением закона предварительным следствием и дознанием. В судебном производстве представитель рассматриваемого учреждения отвечает за поддержку государственного обвинения. Уголовное преследование осуществляется стороной обвинения в целях определения лица, совершившего преступление.

Таким образом обеспечивается регулирование борьбы с преступностью правоохранительными органами. Для этого прокурор организовывает координационные совещания, рабочие группы, истребует информацию и т. д. Сотрудник органа участвует в отправлении правосудия, то есть выступает в суде, направляет представления в вышестоящие инстанции.

Он задействован в правотворческом процессе путем выдвижения предложений об отмене, дополнении, принятии или изменении нормативно-правовых актов (приказов, указаний, распоряжений, положений, инструкций). Проще говоря, происходит согласованное взаимодействие правоохранительных государственных структур с органами прокуратуры и осуществляется контроль над их работой. В функции прокуратуры также входит причастность к издательской деятельности. Речь идет о выпуске специальной литературы.

Функции Генеральной прокуратуры

В основные функции прокуратуры РФ, входящие в компетенцию генерального органа, внесены следующие задачи.

  • Ведение надзора.
  • Сотрудничество с государствами, организациями международного уровня и другими органами.
  • Налаживание контактов с вышеуказанными учреждениями.
  • Принятие соглашений, способствующих оказанию правовой помощи и борьбе с преступностью.
  • Выпуск определенных изданий.
  • Оказание содействия в разработке международных договоров и других правовых актов.
  • Оперативное управление объектами хозяйственного и социально-бытового назначения, имеющимися в ведении Генеральной прокуратуры.

Функции прокурора в уголовном процессе

Прокурором является должностное лицо. В его компетенцию входит осуществление уголовного преследования, надзор за процессуальными действиями и поддержание обвинения в суде.

Условно функции прокуратуры можно разделить на две самостоятельных ветви. Каковы они? Это функции прокурорской деятельности в уголовном процессе. В предварительном следствии – надзор за возбуждением и расследованием дела, последующим преследованием. Вторая часть задачи заключается в участии в судебном процессе. Проводится поддержка обвинения и подается прошение в вышестоящую инстанцию в порядке надзора за решением нижестоящего органа власти.

Обязанности

В обязанности прокуратуры РФ входит рассмотрение сообщений, заявлений и жалоб о нарушении человеческих свобод и прав. Все виды обращений должны предъявляться в письменной форме. Все они рассматриваются в установленный законом срок. После этого заявитель получает ответ с результатом проверки. Работники рассматриваемого органа должны разъяснять пострадавшим порядок защиты их интересов и прав.

В обязанности прокуратуры входит осуществление мер пресечения и предупреждения возможных нарушений, возмещение причиненного ущерба и привлечение к уголовной ответственности тех людей, которые нарушили закон. Также этот орган осуществляет контроль над деятельностью территориальных и специализированных прокуратур; координирует работу по борьбе с преступностью; проводит экспертизы правовых актов с целью выявления коррупционных факторов.

Ограничения и запреты для работников прокуратуры

Основные принципы, обязанности, функции прокуратуры и ее работников дополнены ограничениями и запретами по отношению к ним. Рассмотрим их.

  • Прокурорские работники не имеют права являться членами созданных для политических целей различных общественных объединений.
  • Заниматься иной оплачиваемой или не приносящей прибыль деятельностью одновременно с основной работой (за исключением преподавательской, творческой и научной).