Гражданственность включает чувство собственного достоинства. Хэмминг

Сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству; гражданская организованность и дисциплинированность.

Если человек ощущает свое участие в жизни общества, в его развитии, он создает не только материальные ценности для людей, он создает и самого себя, С работы, в которой ярко выражен дух гражданства, начинается истинное самовоспитание. Самовоспитание - это не что-то вспомогательное в воспитании, а крепкий его фундамент.

От того, какие идеи живут в сознании и сердце человека, какими идейными побуждениями вдохновляется он в своей личной жизни, зависит все: моральное лицо человека, единство его сознания и поведения, общественная деятельность, понимание ответственности перед обществом, народом, коллективом. Идейные побуждения - это костяк убежденности человека.

Гражданственность - это прежде всего ответственность, долг, та высшая ступень в духовной жизни человека, на которую он поднимается и отдает себя служению идеалу.

Гражданственность - это страсть человеческого сердца.

В годы немецко-фашистской оккупации в одном из соседних наших надднепровских сел произошло героическое и трагическое событие, в котором особенно выразительно раскрылись красота и доблесть гражданства. Об этом событии я всегда рассказывал детям, оно является как бы нашим первым традиционным уроком гражданства. На краю села в маленькой хатенке жила женщина с двумя детьми - мальчиком и девочкой. Муж ее воевал на фронте. Однажды среди ночи в хату постучался советский солдат. Раненный, он попал в плен, теперь бежал и просил пристанища, чтобы через несколько дней переправиться через Днепр и пробиваться к линии фронта. Женщина впустила солдата, спрятала его на чердаке, чтобы дети не видели. Утром пришли полицаи вместе с фашистским офицером: кто-то донес, что женщина прячет пленного. Долго искали фашисты, но ничего не нашли: тайник был надежным. Взбешенный офицер поставил посреди двора мальчика и девочку и сказал матери, что, если она не выдаст советского солдата, он расстреляет детей. Мать не сказала ни слова. Она плюнула в лицо фашисту. На ее глазах полицай убил детей. Потом расстреляли и мать. Ночью партизаны помогли пленному переправиться через Днепр. На высокой шелковице, что росла посреди двора, там, где пролилась кровь невинных детей, партизаны в ту же ночь повесили двух полицаев.

Наступает утро. У нас выходной день, мы идем с детьми в лес. Там, на опушке, среди чарующей красоты я рассказываю о подвиге матери. Детские сердца взволнованы, восхищены силой и благородством материнского горя, материнского героизма. Дети еще малы, им по семь с половиной лет, но до них доходит высокий смысл настоящего гражданства. В их сознании утверждается первое понятие о самом высоком человеческом долге - долге перед Родиной.

Рассказывая о подвиге матери, об ее верности Отчизне, я стремлюсь к тому, чтобы дети задумались над дорогим, самым родным для человека. Нужно показывать жизнь и борьбу в ярких образах. Ничто так не пробуждает искреннего желания быть морально красивым, благородным, верным высокой идее, как восхищение красотой, благородством и верностью. Восхищение гражданской красотой и доблестью - это искра, из которой разгорается огонь зрелого гражданства, желания стать настоящим сыном своей Родины.

Способность одухотворяться моральной красотой гражданства сама по себе является исключительно ценным душевным качеством, с него, по сути, начинается формирование человека в духе верности коммунистическим идеям. Чувство принадлежности к советскому народу, к его величию, героической истории, преданность интересам общества - все это можно сформировать в человеческой душе только в том случае, если она способна увлекаться высоким и благородным. Ведь из этих высочайших чувств как раз и рождается способность человека видеть самого себя, способность переживать гражданскую красоту и доблесть. Человек умеющий вдохновляться высоким и благородным, как линию личного поведения вырабатывает в себе непримиримость к аполитичности, равнодушию, к моральному злу.

Отрочество и юность - пора морального, идейного, гражданского самоутверждения. В этот период человек должен сам дать себе ответ на вопросы: как жить? Каким человеком я должен стать?

В знаменитом стихотворении Некрасова есть фраза: «Отечества достойный сын». Достойный! Сыновьями рождаются - достойными сыновьями становятся. И, значит, достойным сыном отечества вырастет тот, кто сумел воспитать в себе гражданственность. Гражданственность принадлежит к тем человеческим качествам, которые воспитываются всей нашей жизнью, но прежде всего они выковываются в результате самовоспитания.

Вникнем лучше в каждодневный, будничный смысл некрасовского определения гражданина. И для начала поразмыслим, не случалось ли нам утешать себя: мол, кто я такой, чтобы уже быть гражданином. Я-де ученик, то есть лицо, неизбежно подчиненное родителям и педагогам. Рамки моей жизни довольно жестки. Где же тут поле, на котором можно проявить гражданственность?

В действительности такое поле есть. И с возрастом оно становится все шире и шире. Простенькая ситуация: объявлен субботник по уборке школы, или трудовой десант в соседний колхоз, или лыжный кросс, во время которого твоя школа будет соревноваться с соседними. Проверь себя: почему ты участвуешь в любом из этих дел и как, с каким настроением? Потому ли, что боишься наказания или, скажем, неодобрения товарищей, или потому, что осознаешь значение своего участия, живешь по правилу: «Если не я, то кто же?»

Вот эта формула «если не я, то кто же?», может быть, и есть та лакмусовая бумажка, которая поможет определить степень твоей гражданской зрелости. Если ты уклонился от какого-то малоприятного дела под предлогом, что и без тебя обойдутся, народу много, значит, в тебе еще нет ни грана гражданственности.

Тот, в ком это свойство достаточно развито, всегда ощущает себя виноватым, ответственным за то, что общее дело получилось плохо. Он обязательно испытает ощущение вины от того, что собрание, или вечер, или поход никого не волнуют, на вечере скучно, а поход оказался неподготовленным. Следующий шаг гражданственности - это не пассивное недовольство, отношение не зрителя, не наблюдателя, а деятельное участие.

Не ждать, пока кто-то сделает жизнь класса интересной и содержательной, наладит отношения между ребятами, а самому в меру своих сил (часто сверх сил) браться за дело. Не допускать, чтобы в твоем присутствии обижали слабого, дразнили человека, унижали его достоинство.

Можно ведь быть в жизни «болельщиком». Как на стадионе. А можно «играть» самому. Гражданственность измеряется вот этим стремлением обязательно участвовать самому. Выпускники из школ различных областей, оставшиеся работать на полях и фермах родных деревень, - это, конечно, образец ответственного поведения. И твои товарищи, которые отдают свое время «трудным» мальчишкам в собственном дворе или на своей улице, тоже действуют как подлинные граждане. Словом, думается: некрасовский призыв к гражданину «для блага ближнего живи» в общем нисколько не устарел.

Но гражданственность предполагает, что человек, живущий «для блага ближнего», не жертвует при этом собой, своими интересами, не чувствует себя лишенным чего-то, ущемленным. Совсем напротив - он просто не может жить по-другому, только такой способ жизни дает ему острое ощущение счастья. Кстати, задумывался ли ты когда-нибудь над тем, что слово «счастье» означает сочастье, то есть счастлив лишь тот, кто ощущает себя частью целого, какой-то общности? А это значит, что гражданственность есть непременное условие счастья.

Об одном человеке говорят, что он «сын века», а о другом, что он «дитя века». Чувствуешь, какая разница между этими двумя состояниями? «Дитя», конечно, тоже вовлекается в водовороты века, но невольно, нечаянно, - главное же его стремление: спрятаться, переждать… А для сына века все исторические битвы - его битвы, он в мире боец. Будь это целина, или Нечерноземье, или другая стройка нашего времени.

Только нельзя допускать опасной путаницы в толковании этого понятия. В каждой школе есть бойкие мальчики и девочки, присяжные ораторы, умельцы говорить правильные слова. Но всегда ли эти слова точно совпадают с жизненной позицией и, главное, поведением того, кто их произносит? Говорит-то человек красиво, но как он действует? Не случайно один поэт подметил «несовместимость слова-гиганта и гнома-поступка». А синоним гражданственности - поступок. Способность говорить на «безупречном языке поступка» - первый и самый главный ее признак.

Многие из нас хотели бы жить правильно, по высокому счету, но не у всех хватает мужества. Так вот гражданственность предполагает в человеке мужество поступка. Если совесть подсказывает тебе образ действий, а малодушие останавливает и ты предпочитаешь хотя бы подождать, пока начнут действовать другие, значит, ты еще «дитя века».

Учение - казалось бы, какое отношение оно имеет к гражданственности? Осознаешь ли ты гражданский смысл учения? Если ты помнишь, что приобретаешь знания для того, чтобы отдать их, что именно в годы учения формируются «понятия, необходимые для составления гражданского общества», ты и учишься совсем по-другому.

Малое знание, полузнание, поверхностное знание - признаки будущего плохого работника, а значит, и гражданина. Способен ли ты понимать и осмысливать все, что творится в мире, во вселенной, внутри человека и вне его? Живешь ли ты в скорлупе или тебя волнуют события в Азии, в Африке?..

Ты, конечно, наблюдал, как по-разному работают твои товарищи. Класс ли убирают, пропалывают колхозную грядку или рисуют стенную газету. Один норовит сделать поменьше, как-нибудь - лишь бы отстали. После него на полосе остается чуть ли не половина сорняков или неубранного картофеля. А другой каждую травинку выполет, каждый клубень подберет. И ни за что не уйдет, пока не закончит порученного дела.

Ты скажешь: при чем тут гражданственность? Просто один более, а другой менее добросовестен. Нет! Речь о том, что гражданственность включает в себя очень многие человеческие достоинства, но окрашивает их особым образом, потому что каждое из этих достоинств, будучи свойством отдельного человека, становится в то же время общим достоянием, частью нашей жизни, создает активную позицию человека, группы людей, общества.

А в минуту испытаний, в трудный час это свойство обязательно проявится самым ярким образом. Оно не позволило летчику, спасая свою жизнь, бросить самолет, чтобы он упал на мирно спящий город. Это чувство продиктовало композитору Шостаковичу, голодавшему в блокадном Ленинграде, великую Седьмую симфонию. Это величайшее человеческое свойство вписало драгоценные страницы в отечественную историю. И каждому гражданину, каждому из вас дано прекрасное право вписать в эти страницы и свою строку.

ГРАЖДАНСТВЕННЫЙ, ая, ое; вен, венна. Присущий, свойственный гражданину (в 1 знач.). Гражданственное самосознание. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

гражданственность - высокая гражданственность … Словарь русской идиоматики

См. Цивилизация … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ж. отвлеч. сущ. по прил. гражданственный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Гражданственность, гражданственности, гражданственности, гражданственностей, гражданственности, гражданственностям, гражданственность, гражданственности, гражданственностью, гражданственностями, гражданственности, гражданственностях (Источник:… … Формы слов

гражданственность - гражд анственность, и … Русский орфографический словарь

гражданственность - (3 ж), Р., Д., Пр. гражда/нственности … Орфографический словарь русского языка

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ - личное качество, выраженное в глубоком осознании человеком своей принадлежности к обществу, в котором он живет, а также в осознании совокупности своих прав, обязанностей по отношению к обществу, в готовности добровольно следовать предписаниям его … Профессиональное образование. Словарь

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья. церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать вт всяких… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ - нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны … Педагогический словарь

Книги

  • , Щапов. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием Русской церкви и гражданственность в XVII веке и в первой половине XVII. Опыт исторического исследования о…
  • Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием Русской церкви и гражданственность в XVII веке и в первой половине XVII , Щапов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состояниемРусской церкви и…

Брызгалова Диана

Гражданское общество - общество граждан высокого социального, экономического, культурного и морального статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Это бесконечный процесс совершенствования общества и человека, охватывающий все стороны жизни.

Наличие гражданского общества - важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

XII Региональный конкурс молодых исследователей

«Ступень в науку»

Секция: Социология и политология

Тема : «Гражданственность как ценность современных подростков»

Место выполнения работы:

МБОУ СОШ № 25, 11«А» класс

Г. Владикавказ

Научный руководитель:

Бузоева Залина Султановна,

Учитель обществознания

МБОУ СОШ № 25

Владикавказ, 2014-2015

Введение 3

2. Формирование чувства гражданственности у современных школьников в МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е 16

Заключение 19

Список литературы 20

Приложение 21

В ведение

Гражданское общество - общество граждан высокого социального, экономического, культурного и морального статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Это бесконечный процесс совершенствования общества и человека, охватывающий все стороны жизни.

Наличие гражданского общества - важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни.

Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность - это высшая ступень развития нравственного сознания личности. В обществе выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.

Современная политическая и экономическая ситуация, складывающаяся в России, объективно выдвинула на первый план проблему формирования гражданского общества, без которого невозможно существование истинно демократического государства. В то же время нельзя говорить о гражданском обществе вне контекста формирования гражданственности людей, которые должны осознавать себя самостоятельными членами этого общества, наделёнными определёнными правами и свободами и, в то же время, несущими ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Проблема гражданского и патриотического воспитания занимала и по праву занимает одно из важных мест в общей тематике исследований.

В современной науке изучению влияния различных видов деятельности, на формирование гражданских качеств молодежи посвящены работы С.В. Анохина, А.В. Беляева, А.С. Гаязова, З.И. Васильевой, В.Н. Власовой, З.Н. Каландаршвили, Г.Г. Николаева, Т.Н. Османкиной, Т.П. Скребцовой. М.А. Шкробовой, Е.А. Ямбурга, Н.А. Вахрушевой, Л.В. Лазаревой, С.В. Митросенко, О.П. Песоцкой. Теоретические и методологические аспекты исследования проблем гражданственности и патриотизма отражены в работах А.В.Барабанщикова, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского, В.И.Лутовинова, Т.А. Стефановской, Н.А. Савотиной, Г.Н.Филонова.

Определяя в качестве цели воспитания формирование человека культуры, Е.В.Бондаревская указывает на необходимость развития в каждом человеке таких качеств как «высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, независимость суждений, способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, готовность принимать решения и нести ответственность за свои поступки». Несомненно, такой подход к воспитанию создает необходимые основания для обретения четкой мировоззренческой позиции, позволяющей личности определять свое отношение к обществу, поддерживать демократический климат в среде своего общения, проявлять готовность к социально-полезным действиям, идущим во благо своей страны. Этими характеристиками определяется гражданственность личности как важнейший приоритет ее воспитания.

Актуальность проблемы воспитания гражданственности, обусловленная потребностью общества в формировании нового типа личности.

Цель исследования - обосновать необходимость воспитания чувства гражданственности у школьников.

Объектом исследования является процесс изучения формирования чувства гражданственности у школьников в условиях общеобразовательного учреждения.

Предметом исследования воспитание гражданственности у школьников.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что воспитание гражданственности у детей школьного возраста создаст необходимые основания для обретения четкой мировоззренческой позиции, позволяющей личности определять свое отношение к обществу, поддерживать демократический климат в среде своего общения, проявлять готовность к социально-полезным действиям, идущим во благо самой личности и своей страны.

Исходя из определения цели и формулировки гипотезы, в исследовании, были поставлены следующие задачи:

Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования и уточнить содержание понятий: «Родина», «гражданственность» «гражданские права», «гражданские обязанности», «Патриотизм».

Определить сформированность чувства гражданственности у школьников.

Методы исследования :
-теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: беседы с подростками, наблюдение, диагностика, анкетирование, стандартные и адаптированные методики, метод количественного и качественного анализа полученных данных на основе методов обобщение результатов.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е. г. Владикавказа, РСО-Алании.

Структура работы . Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений.

Понятие «гражданственность - многозначно:

Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность - это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.

Гражданское самосознание - важная составная часть общественного сознания и общественного мнения. Являясь одной из основ социального сознания и ориентиром гражданского поведения, гражданское самосознание окрашивает в специфические тона социальное воспитание, формирование впечатлений о соотнесенности социальных событий.

Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы.

Чувство гражданственности вытекает из самосознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями.

Понятие гражданственность понимается и трактуется весьма неоднозначно, что создает определенные трудности в теоретическом осмыслении и воспитательной практике. Ряд ученых неправомерно далеко отделяет понятие гражданственность от понятия патриотизм. В результате чего, гражданское воспитание и патриотическое несколько отдаляются друг от друга. Так В.И. Лутовинов считает, что гражданское и патриотическое воспитание существенно отличаются: «…Гражданское воспитание социально ориентировано в большей степени на правовую, в меньшей степени на гуманитарную сферу»…, В системе патриотического воспитания «социальное соотносится с другим не менее значимым компонентом, в котором выделяются нравственные и патриотические основы».

Ряд ученых, незаслуженно сужает объем понятия «гражданственность», сводя его к честному выполнению своего профессионального долга. На наш взгляд, для определения гражданственности исходным является содержание понятия «гражданин», которым является социализированная личность, способная жить и активно создавать правовое, демократическое государство и гражданское общество, сознающая свои права и обязанности, патриотически настроенная, т.е способная защищать это государство и общество, терпимо-толерантно проявляющая себя в отношении других культур и народов, проживающих и сосуществующих в этом государстве и обществе.

Наиболее приемлемым на данный момент к практике воспитания можно считать интегрированное определение гражданственности, сформулированное Г.Н.Филоновым. «Гражданственность – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся, в отношениях и деятельности человека, при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности, в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной ориентации на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений».

«Патриот - это человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины».

«Патриотизм (греч. Patris) - отечество - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Что же такое «патриотизм» и, какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.

Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:

1. Наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им.

3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей Родины, ее обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями, в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, Отчизны в целом).

Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но, прежде всего его соотечественники.

Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины.

Патриотизм это гордость за свой народ, за свою культуру, это почитание символов, истории Отечества, бережное отношение к чести, достоинству, культуре и традициям народа. Без воспитания любви и уважения к своему народу, его традициям, языку и культуре невозможно воспитать человека-патриота своей Родины. Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Патриотизм и гражданственность, будучи своеобразно выражены в истории, сыграли весьма существенную роль в определении судьбы как государства и общества, лица нации, национальной мифологии и идеологии и продолжают иметь существенное значение в жизни нашего общества, во многом определяя его настоящее и будущее. На протяжении столетий нашей истории, патриотизм и гражданственность прошли сложный путь формирования и развития, и к настоящему времени Именно патриотизм и гражданственность народа является субъективной основой определения национальных целей.

Особое значение имеет степень развитости патриотизма и гражданственности у современного поколения молодежи. И от того, насколько это поколение обретет и освоит патриотические и гражданские ценности, во многом будет зависеть будущее нашей Родины.

На сегодня исследования фиксируют неуклонное снижение показателей патриотизма и гражданственности. Вместе с этим, хотя и медленно, идет освоение гражданского долга. Опыт исследований и наблюдений показывает, что в критических ситуациях выбора, связанного с судьбами страны, молодое поколение способно принять исторически правильное решение. Проблематичнее обстоит дело с выполнением гражданского долга по защите Родины, причем, наиболее остро этот вопрос стоит в столичных и сверхкрупных городах.

Сегодня мы наблюдаем и являемся участниками процесса становления поколения, которому суждено определять судьбу нашей Родины. При всей сложности ситуации и массе оговорок можно надеяться, что данное поколение во взаимодействии со старшими поколениями имеет возможность реализовать свою историческую миссию, преодолев разрушительные тенденции и исполнить тем самым свой патриотический и гражданский долг перед Родиной.

Любовь к Родине и служение интересам государства - вот что могло бы помочь подняться на ноги нашему современному обществу.

Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в образовательных учреждениях..

В современной России происходят изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются социальные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов. Постепенно, и порой болезненно наша страна вступает на путь формирования демократического, правового государства и становления гражданского общества. Успехи в этом зависят не только от развития экономики, совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых экономических и социально-политических условиях. Особую роль занимает в данном контексте система образования, которая была и остается одним из главных инструментов социализации, т.е. воспроизводства ценностных структур общества.

Гражданственность созидательна, а значит, формируется через деятельность каждого учителя, школьника, родителя, действующего в единой системе.

С просветительским аспектом тесно связан деятельностный аспект воспитания гражданственности в школьном коллективе. В сознании школьников, должна формироваться установка о том, что сама по себе учебная и профессионально-педагогическая деятельность является важной общественной и государственной задачей. Наряду с этим возможны различные внешкольные формы воспитательной деятельности: шефство над ветеранами труда и войны, посещение воинских частей и госпиталей, встречи с известными людьми, работа в школьной и периодической печати, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями, спортивными клубами, участие в экологических акциях. Подобные мероприятия будут иметь воспитательный эффект только в том случае, если будут творчески продуманы, организованы и проникнуты живым интересом всех участников, доведены до сведения всего школьного коллектива. Важно осознание того, что школьный коллектив, по сути дела представляет собой в миниатюре проекцию нынешнего и будущего гражданского общества.

В условиях интернационализации образовательного пространства и научной деятельности принципиальное значение имеет возможность приобщения к соответствующему международному опыту.

Сложная, ответственная, интересная работа по гражданскому воспитанию обучающихся обращена в будущее не только нашей страны, но и всего человечества. От того насколько качественно, компетентно, эффективно она будет реализовываться, зависят как внутренняя стабильность и процветание России, так и ее международный авторитет, степень интеграции в мировое сообщество.

Проблема гражданского воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.

Российское образование начала XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современной цивилизации, получившей название «информационное» или «постиндустриальное общество». В процессе реформирования школы перед образованием была поставлена задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского, национального просвещения.

В ходе реформы были достигнуты: гуманизация образования, инновационность обучения, делается упор на создание условий для развития ребенка как свободной, ответственной личности. Государство перестало масштабно контролировать образовательный процесс - отсутствует цензура. Образовательным учреждениям была предоставлена свобода выбора.

Фактически, уходя из образовательного пространства, государство упустило из внимания тот факт, что школа, помимо просветительской, обучающей функции, выполняет и воспитательную функцию, создавая активного, полезного для общества гражданина. И именно образовательные учреждения, в первую очередь, должны быть ориентированны на создание условий для становления гражданственности в образовательном пространстве подрастающего поколения.

Опыт работы общеобразовательного учреждения гражданской направленности показал, что такие понятия, как общественное благо, права человека, социальная справедливость, осознанная законопослушность, нравственность и правдивость в реальной деятельности - то есть совокупность ценностей, составляющих феномен гражданственности, лучше усваивается детьми и подростками через участие в общественно-полезной деятельности, через привлечение ребят к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной деятельности в обществе. Гражданское воспитание тесно связанно с патриотическим воспитанием.

Основной целью гражданского воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества. Можно привести примеры мероприятий, проводимых в нашей школе в рамках гражданского воспитания учащихся

Сбор материала об участниках войн, о героях труда, об истории района, города, поселка и т.п.; создание или пополнение выставки, школьного (или краеведческого) музея;

Выступление с устным журналом, «живой газетой», выпуск газеты-«молнии» по злободневным вопросам местной жизни;

Участие в благоустройстве населенного пункта, в оформлении школы, клуба и других общественных зданий и сооружений, например, способом трудовых атак;

Создание выставок, рисунков, поделок; проведение экскурсий и подготовка экскурсоводов из местных школьников; устройство вечеров поэзии, живописи, музыки;

Каковы же основные пути гражданского воспитания?

Гражданское воспитание – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения. Приоритетным направлением и составными частями образовательного процесса является гражданско-правовое и патриотическое воспитание школьников. Среди человеческих чувств выделяется необыкновенно прекрасное по своему благородству и бескорыстию чувство любви к Родине. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю и доходя до высокого гражданского звучания. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В школьные годы закладываются основы добрых чувств – любви к людям, к труду, к родной природе, к своей Родине. Чтобы иметь гражданскую позицию, нужно, чтобы даже ребенок осознавал себя личностью, осознавал свою значимость и важность в человеческом обществе. Особая роль в формировании гражданина, воспитании чувства патриотизма принадлежит школьному музею, где на конкретном материале ребята узнают о родной школе, о наших земляках, их военных и трудовых подвигах во имя Родины.

Воспитание гражданственности - воспитание человека, готовящее к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в жизни государства и был способен многое сделать для своей страны. Если в ребёнке с детства не воспитать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека.

В процессе гражданского воспитания школьников формируется опыт активного социального действия. Решению этой задачи способствует форма социальных проектов школьников, получившая распространение в современной школе.

Гражданское воспитание в российском образовательном пространстве имеет ряд особенностей:

Характерна специфика понимания гражданственности на духовно-нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом.

Наличие идеи сплоченности народа в интересах достижения государственных целей, основанной на историческом опыте России, страны полиэтничной и многоконфессиональной;

Поликультурный характер образовательной среды.

Исходя из цели и особенностей гражданского воспитания современные исследователи выделяют следующие основные задачи гражданского воспитания в школе:

Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей;

Создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданско-правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем;

- формирование первичных ценностных ориентаций;

- формирование гражданственности;

Формирование правовой культуры, гражданских умений и гражданского поведения;

- формирование навыков коллективной деятельности, сотрудничества;

формирование опыта овладения культурой своего и других народов;

Формирование таких понятий, как семья, государство, Родина, малая родина;

Формирование гражданского мировоззрения;

Ознакомление школьников с государственными символами России, Конституцией РФ,Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав человека;

Воспитание гражданского отношения к Отечеству, к «другому»;

Воспитание чувств: достоинства, самоуважения, индивидуальности, ответственности, уверенности и защищенности, чувства жизненной цели;

воспитание чувства принадлежности к семье, друзьям, школе, коллективу единомышленников, малой родине, России;

Воспитания толерантного отношения к инокультурным проявлениям в окружающей жизни;

развитие мотивационной сферы школьников по ознакомлению и взаимодействию с другими культурами.

Пробуждение и развитие осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям).

Гражданское воспитание школьников в российском образовательном пространстве основывается на принципах: народности, гуманизации, ненасилия, непрерывности преемственности воспитательного процесса культуросообразности и толерантности.

Принципы гражданского воспитания имеют направленность на:

Обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;

Гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;

Сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;

Формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов.

Основными результатами гражданского воспитания являются:

самоидентификация детей с образцами гражданского поведения, гражданского служения Родине;

Социальная активность детей (применение знаний, умений, ценностных ориентаций в социальной практике).

Таким образом, можно сделать следующие выводы. На современном этапе развития российского общества целю гражданского воспитания является воспитание граждан правового демократического общества и государства.

Задачи гражданского воспитания решаются с учетом особенностей российского образовательного пространства через ценности, свойственные российскому менталитету – патриотизм, достоинство.

Гражданское воспитание основывается на общих принципах гражданского воспитания, которые вместе составляют взаимосвязанную систему, обеспечивающую эффективное выполнение целей и задач воспитания.

Основным результатом гражданского воспитания является формирование общественно активной личности, наделенной гражданским самосознанием и чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их.
И так в процессе гражданского воспитания школьников формируется опыт активного социального действия. Решению этой задачи способствует форма социальных проектов школьников, получившая распространение в современной школе.

Формирование гражданского отношения к Отечеству невозможно без воспитания чувства любви к малой родине. Этому способствуют различные формы краеведческой работы (краеведческие кружки, туризм, полевая работа, конкурсы, пленэр, сбор материала для школьного краеведческого музея, выставки и т.д.).

Для того чтобы сформировать человека-гражданина, необходимо в процессе обучения и воспитания создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций, умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями.

Подводя итог вышеизложенного можно отметить следующие. Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач особое значение имеет гражданское образование и воспитание. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его гражданского становления. Главной целью гражданского воспитания в формирование активной жизненной позиции. Приобщение учащихся к правовой культуре, к культуре своего народа, истории своего Отечества, малой родины, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях – задачи воспитания гражданина.

2. Формирование чувства гражданственности у школьников в условиях общеобразовательного учреждения.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к гражданскому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начли формироваться ещё в древности.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечить свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путём обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Воспитание гражданственности осуществляется в процессе всей жизнедеятельности человека.

Для выявления уровня сформированности гражданских качеств личности нами было проведено исследование учащихся 5 «а» класса (37обучающихся) МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е. г. Владикавказа, РСО – Алания.

На первом этапе исследования было проведено наблюдение за учащимися в процессе учебной и внеучебной деятельности по четырем направлениям: отношение к отечеству, отношение к труду, отношение к людям, отношение к себе. В ходе наблюдения обращалось внимание на проявление таких качеств как: патриотизм, трудолюбие, доброта и отзывчивость, самодисциплина. (Приложение 1).

Знание родного края;

Толерантность;

Права ребенка;

Обязанности ребенка.

Исследуемые нами качества личности оценивались по 3-х балльной шкале:

0 баллов - качество личности не сформировано;

1 балл - низкий уровень сформированности качества;

2 балла - средний уровень;

3 балла - высокий уровень сформированности исследуемого качества личности.

Диагностика показала, что чувство патриотизма у 18 учащихся - 50% от общего числа учащихся имеют низкий уровень сформированности данного качества, у 10 учащихся, 35 % имеют средний от общего числа учащихся 7-

15 %, высокий уровень не сформирован.

Трудолюбие 4 учащийся- 10 % имеют низкий уровень, 32 учащихся - 90% средний уровень и 0% -высокий уровень сформированности данного качества личности.

Доброта и отзывчивость сформирована у всех учащихся 5-го класса, но в разной степени: 100% имеют средний-37 учащихся, 0% низкий, высокий уровень сформированности этого качества.

Самодисциплина - 4 учащихся - 40% от общего числа учащихся имеют низкий уровень сформированности данного качества, у 6 учащихся, 60 % имеют средний от общего числа учащихся и 0% высокий уровень самодисциплины не сформирован.

Из данных, полученных в ходе наблюдения, мы видим, что уровень сформированности гражданских качеств личности у учащихся нуждаются в освоении необходимых способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в типичных ситуациях взаимодействия с людьми в пределах собственной дееспособности; в усвоении на уровне общих представлений наиболее значимой информации о правилах и нормах взаимоотношений людей в обществе, о праве, его роли в жизни человека и общества, собственных правах, обязанностях и ответственности; осознании себя в качестве носителя прав и обязанностей.

Учитывая возрастные особенности школьников, можно сформировать у них систему обобщенных знаний о явлениях общественной жизни, которые являются предпосылкой их гражданского воспитания.

Воспитание гражданственности осуществляется в процессе жизнедеятельности детей, главной составляющей которой в этом возрасте является учение. В процессе обучения у школьников формируется целостная картина мира, необходимо закладывать фундамент мировоззрения человека-гражданина:

- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

Воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

Вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

Воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Заключение

Воспитание гражданственности у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что гражданское воспитание младших школьников в настоящее время очень актуально, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент формирования человека-гражданина.

Теория гражданского воспитания в России прошла в своем развитии ряд этапов. С конца XIX века до наших дней теория гражданского воспитания в отечественной педагогике развивалась в направлении утверждения понимания гражданственности как качества личности, гармонично сочетающего патриотические, интернациональные чувства, чувство собственного достоинства.

На современном этапе, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, цель гражданского воспитания определяется как воспитание «граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культурам других народов».

Изучив опыт по формированию гражданственности у школьников в условиях школы мы пришли к заключению, что именно в школе необходимо начать формировать гражданственность у школьников с помощью эффективных форм и методов гражданского воспитания. Большое внимание уделяется различным формам краеведческой работы.

Таким образом, в результате проведенных исследований уровня сформированности гражданских качеств личности у учащихся 5 «а» класса МБОУ СОШ №25 г. Владикавказа, РСО - Алании мы пришли к выводу, что у учащихся 5-го класса гражданские качества недостаточно сформированы.

Список литературы

1.Аванесян, Л. Р. Воспитание гражданина начинается в семье / Л. Р. Аванесян 2010. – № 11. – С. 9-11.

2.Аванесян, Л. Р. Актуальность взглядов В. А. Сухомлинского в свете проблемы воспитания гражданственности / Л. Р. Аванесян // Вестник Бурятского государственного университета. – Улан-Удэ, 2011. – № 1.– С. 3-5.

3.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. №4. 1995, с.32.

4.Врублевская, Е. А. Быть гражданином / Е. А. Врублевская // Народное образование. - 2007. - № 5. - С. 214-216.

5.Гаврилычева, Г. Ф. Воспитать гражданина. Как? / Г. Ф. Гаврилычева.

2006. - № 12. - С. 10-16.

6.Ерхова, М. В. Проблемы гражданского воспитания 2008. - № 5. – С. 78-82.

7.Данилюк А.Я. Нравственное и гражданское воспитание: взгляд компаративиста. - №8, 2008. – с. 112-116.

8.Капустина З.Я . Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России. 2003, №9.

9.Колотий, С. В. Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения / 14.С.В. Колотий // Инновации в образовании. – 2006. – № 6. – С. 142–145.

10.Кузнецова, Л. В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России / Л. В. Кузнецова.– 2006. - № 10. – С. 95-102.

11.Луначарский, А. В. О воспитании и образовании / А. В. Луначарский. - М.: Просвещение, 1976. - 565 с.

12.Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня№6. 2006, с.58

13.Макаренко, А.С. Сочинения: В 8 т. / А. С. Макаренко / - Т. 4. - М.: Просвещение, 1984. - 459 с.

14.Мичеева Н. Патриотическое воспитание через изучение истории региона. - №5, 2008. – с. 28-30.

15.Микрюков, В.Ю. Инновации в формировании и развитии у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота / В. Ю. Микрюков // Инновации в образовании. - 2006. - № 3. - С. 112-119

Приложение 1

Диагностика сформированности у детей чувства гражданственности для этого мы, использовали следующую анкету, состоящую из 4-х блоков :

Знание родного края;

Толерантность;

Права ребенка;

Обязанности ребенка.

Анкета

I блок

Знание о родном крае

1. В какой республике ты живешь? Как она называется?

2. Как называется столица (главный город) нашей Родины?

3. Какие еще города нашей Родины ты знаешь?

4. Как зовут президента нашей страны, республики?

5. Показывая флаг РФ, РСО - Алания задаем вопрос: Что это? Что означают цвета и символы на флаге нашей страны?

6. Прослушав отрывок гимна РФ, РСО - Алания задаем вопрос: Что это за музыка?

7. Показывая герб РФ, РСО - Алания, задаем вопрос: Что это? Что символизирует Барс?

II блок

Толерантность

1. Кто ты по национальности?

2. Кто по национальности твои близкие друзья?

3. Как ты считаешь, какая национальность самая лучшая?

4. Могут ли дружить дети разных национальностей?

5. Кто важнее девочки или мальчики?

6. А у тебя есть друзья девочки/ мальчики?

7. должны ли мальчики заступаться за девочек?

III блок

Права ребенка

1. Какие права у тебя есть? (что тебе разрешают, и что ты должен делать)?

IV блок

Обязанности ребенка

1. Какие обязанности у тебя есть (по отношению к детскому дому, к Родине)? 0-1 низкий уровень;

1-4 средний уровень;

5-7 высший уровень.

Подписи к слайдам:

Методы исследования
-
теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
-
эмпирические: беседы с подростками, наблюдение, диагностика, анкетирование, стандартные и адаптированные методики, метод количественного и качественного анализа полученных данных на основе методов обобщение результатов.

Права ребенка
4
учащийся- 10 %
низкий уровень;
32
учащихся - 90% средний уровень

0% -высокий
уровен
ь
Цель исследования
- обосновать необходимость воспитания чувства гражданственности у школьников
.
Задачи исследования
-
осуществить теоретический анализ литературы по проблеме исследования и уточнить содержание понятий: «Родина», «гражданственность» «гражданские права», «гражданские обязанности», «Патриотизм
».
-
определить
сформированность
чувства гражданственности у школьников.
Толерантность
-
100
% имеют
средний
- 0
% низкий,
высокий
Гражданственность
как ценность современных
подростков
Автор работы:
Брызгалова Диана
Гипотеза исследования
заключается в предположении о том, что воспитание гражданственности у детей школьного возраста создаст необходимые основания для обретения четкой мировоззренческой позиции, позволяющей личности определять свое отношение к обществу, поддерживать демократический климат в среде своего общения, проявлять готовность к социально-полезным действиям, идущим во благо самой личности и своей страны.
Знание родного края
25
учащихся -
75%
от общего числа учащихся имеют низкий
уровень;
10 учащихся -35
% имеют средний от общего числа учащихся
высокий
уровень не сформирован.
Предметом исследования
воспитание гражданственности у школьников.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!
Диагностика
сформированности
у детей чувства гражданственности
-
Знание
родного края;
-Толерантность;
-Права ребенка;
-Обязанности ребенка.
Объектом исследования
является процесс изучения формирования чувства гражданственности у школьников в условиях общеобразовательного учреждения.
База исследования

МБОУ СОШ №25
им
. Героя Советского
Союза
Остаева

А.Е. г.
Владикавказа
Обязанности ребенка
- 4
учащихся - 40% от общего числа учащихся имеют низкий
уровень;
6
учащихся, 60 % имеют средний
уровень;
0
% высокий уровень самодисциплины не сформирован.

Что такое Гражданственность? Значение и толкование слова grazhdanstvennost, определение термина

Гражданственность - - качество, свойство поведения человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности. Понятие «Г.» обычно используется как антитеза, противоположность понятиям аполитичность, абсентеизм, социально-политическая индифферентность, т.е. безучастность, безразличность, равнодушность. Но было бы неверно сводить Г. к лояльности по отношению к властям, законопослушному поведению и тем более к конформизму. С другой стороны, сама по себе политическая активность, тем более если она лишь внешняя, показная, популистская, не может служить показателем подлинной Г. Понятие «Г.» тесно связано с понятием « патриотизм ».

Гражданственность

Качество, свойство поведения человека, гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности. Понятие «Г.» обычно используется как антитеза, противоположность понятиям аполитичность, абсентеизм, социально-политическая индифферентность, т.е. безучастность, безразличность, равнодушность. Но было бы неверно сводить Г. к лояльности по отношению к властям, законопослушному поведению и тем более к конформизму. С другой стороны, сама по себе политическая активность, тем более если она лишь внешняя, показная, популистская, не может служить показателем подлинной Г. Понятие «Г.» тесно связано с понятием « патриотизм ».

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Юрисдикция - 1) Компетенция судебных органов по рассмотрению гражданских, уголовных...
Юрисконсульт - Постоянный консультант при учреждении или предприятии по правовым...
Юстиция - Правосудие; судебное ведомство, система судебных учреждении. ...
Ярлык - - слово или характеристика, употребляемая с целью дискредитировать...
Якобинство - в широком политическом смысле радикальное революционное течение, ...
Аэрократия - греч. " власть посредством воздуха". Силовой компонент...
Автократия - (греческое "autoz" "сам" и "kratoz" " ...

В российской литературе понятие «гражданственность» и сама категория гражданственности сложна, многогранна, в ней переплетается очень многое. Под данным понятием многие авторы подразумевают соблюдение социальных норм, эмоциональную симпатию к интересам государства и общества, долг и ответственность перед государством и его гражданами, определенную степень культуры граждан государства и общества, систему гражданских отношений, умение и готовность исполнять гражданские обязанности, активность и деятельность во благо государства и общества и другое. В истории российского общества тесно переплетены понятия «граждане», «гражданство», «гражданственность», «патриотизм». В литературе не разграничены данные понятия, и это создает объективные сложности в осмыслении социальных явлений, структурировании обоснованных научных выводов.
В российских энциклопедических публикациях определения понятий «гражданин» и «гражданственность» имеют значительные отличия. Так, понятие «гражданин» появилось значительно позже понятия «гражданственность». Сущность понятия последнего сводится в основном к умению убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать во благо родине, народа. Таким образом, гражданственность определяется как высшая ступень развития нравственной культуры личности.
В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля гражданин определен как «городской житель, горожанин, посадский, член общины или народа состоящего под одним общим управлением, каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство. Гражданином известного города называют приписанного к этому городу купца, мещанина или цехового...» . Также В. Далем соотнесено понятие «гражданский» с «относящимся к гражданам, к государству, к народному управлению и подданству». Им отмечено, что «гражданские обязанности двояки: по отношению к правительству и по отношению к ближнему» [там же]. В данном словаре приведены определения понятий «гражданская доблесть (мирная и военная)». В словаре Далем определено: «гражданственность – это состояние гражданской общины, понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества» [там же]. Таким образом, понятие «гражданственность» можно соотнести не только с правовым статусом человека, но и с уровнем его образованности, сформированным пониманием состояния общества и с социальной нормативностью .
В психолого-педагогической литературе причастность гражданина к Родине и само понятие «гражданственность» тесно связаны с понятием «патриотизм», под которым такие ученые-исследователи как А.В. Беляев, А.А. Гусейнов, И.С. Кон понимают социально-нравственный принцип и морально-психологическое состояние личности. В качестве социально-нравственного принципа патриотизм служит объединению, сплочению граждан для сохранения и развития Отечества как конкретно-исторической, социальной, политической и культурной среды. Морально-психологическое состояние патриотизма выражается в любви к Родине, в гордости за ее успехи, в переживании и сочувствии за неудачи, в готовности к защите родной страны .
В советскую эпоху патриотизм воспринимался обществом как побуждению людей к экономическому, социальному и культурному развитию своей родной страны, как охрана ее от иноземных захватчиков.
При этом следует обозначить, что понятия «гражданственность» и «патриотизм» не являются по смыслу одинаковыми. Сочетание свойств гражданина и патриота в личности может быть разным. Например, можно быть патриотом, но не быть гражданином, и наоборот.
Словарем современного русского литературного языка (1991 г.), определено понятие «гражданин» таким образом: «а) это лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все обязанности; б) это человек служащий Родине, народу, заботящийся об общественном благе» .
В Толковом словаре русского языка под ред. Д.Н. Ушакова приведено определение понятию «гражданский», которое имеет четыре лексических значения: первое означает «правовое положение граждан в государстве, их правовую принадлежность к государству»; второе и третье значения указывают на «существующие в обществе различия между гражданской жизнью и военной» - с одной стороны; «гражданской жизни и церковной» - с другой; четвертое значение связано с морально-этическим оцениванием образа жизни человека как гражданина. Он отличает его как сознательного и активного субъекта общества и служит прилагательным в выражениях: «гражданская активность», «гражданский долг», «гражданская позиция», «гражданская направленность» и т.д.
В энциклопедическом словаре «Политология» определено понятие «гражданственность» также многозначно. Гражданственность обозначена: во-первых, как «антитеза аполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; во-вторых –психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического общества; в третьих – способность и готовность выступать в роли гражданина; в четвертых – высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; в пятых - приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов» .
В Толковом словаре русского языка конца XX в. под ред. Г.Н. Скляревской раскрыты появившиеся в этот период в России новые словарные понятия: «гражданское неповиновение», «гражданское общество», «гражданское примирение», «гражданское согласие», что характеризовало усугубление проблемы достижения баланса интересов личности, общества, государства, проблемы формирования граждан демократического государства, воспитания гражданственности .
Проблема гражданственности в настоящее время является предметом специального изучения. В трудах ученых понятие гражданственности рассматривается неоднозначно, а в частности как: «единство правовой, политической и нравственной культуры; отношение или система отношений личности; позиция личности; качество или совокупность качеств; способность и готовность к реализации гражданских прав и обязанностей; ответственность личности; активность в исполнении гражданских обязанностей и долга; сознание и осознание личностью своего гражданского долга и ответственности; деятельность по реализации интересов государства и общества; свобода гражданина; интерес, ценность и мотив; способность исполнения гражданского долга и обязанностей; знание прав и обязанностей гражданина, истории своего государства; чувства и эмоции, связанные с любовью личности к обществу и государству; духовность, мораль и нравственность; долг, обязанность, признание» .
Понимание гражданственности как явления противоречиво и многогранно. Не случайно оно рассматривается в литературе как интегративное и сложное.
Актуальность изучения истории гражданственности связано с появлением теории цивилизации, которая опирается на историю общественных отношений .
Согласно мнению Е.Б. Черняка, определившего цивилизацию как целостную систему, имеющую свои собственные качества, можно выделить гражданственность как качество, а также качество граждан, определяющее среду обитания .
Исследователем А.В. Беляевым предложено рассмотрение гражданственности в пяти аспектах:
«В социально-правовом аспекте. Гражданственность служит характеристикой степени цивилизованности общества. Она определяет нормы и принципы социально-правового взаимодействия государства с отдельными гражданами. Это находит отражение и закрепление в правовых актах.
В педагогическом аспекте гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей, в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами.
В социально-педагогическом аспекте гражданственность конкретизируется через понятие «гражданская культура», которое в качестве структурных компонентов включает экономическую, правовую, нравственную, экологическую культуру. Критериями ее выступают соответствующие знания, уровень сформированности эмоционально-волевого облика личности, результаты практической деятельности.
В социально-психологическом аспекте гражданственность – это чувство единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимости.
В морально-этическом аспекте гражданственность понимается как уровень нравственной культуры общества, нравственный императив. Оценивается степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, неравнодушное отношение к жизненно важным проблемам, гуманность, милосердие» .
Как видно из исследований ученых-педагогов, психологов, философов в гражданственности важное значение играет понимание содержания и важнейших сторон проявления этих качеств и их эмоциональное переживание. На этой основе у подрастающего поколения воспитывается чувство любви к Родине, появляются собственные взгляды, убеждения и установки поведения. Основным инструментом в решении задачи формирования гражданственности является содержание воспитания. Но для повышения эффективности в данной работе необходимо способствовать формированию у молодого поколения социально-нравственных качеств с определенной внутренней логикой .
Процесс обновления российского социокультурного пространства в начале XXI века сказался на всех сферах жизнедеятельности общества. Переход к гражданскому обществу наметил ряд вопросов, среди которых было и воспитание гражданственности в условиях новой России.
В настоящее время главное место в формировании гражданственности, как и других элементов базовой культуры личности, отведено системе образования.
Гражданственность на современном этапе развития образования имеет такую цель как приобщение подрастающего поколения к ценностям как отечественной, так и мировой культуры, а также ставит общество перед необходимостью определения и осмысления общечеловеческих нравственных ориентиров, которые помогли бы современной цивилизации, имеющей такие глобальные проблемы, как экологический кризис, политические и межнациональные конфликты, развиваться в положительном направлении. Однако трудности общественного развития и прогресса приводят к тому, что в современной системе образования сложно осуществлять идеи, связанные с внедрением принципа гуманизма в теорию и практику воспитания.
Гражданственность в российском обществе предполагает постоянную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан с определенным государством, осуществляемую посредством их отношения к правам и обязанностям, закрепленным в действующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Понятие гражданственность у субъектов российского общества колеблется в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, которое в критические периоды может выходить за пределы, сдерживающие устойчивость системы страны .
Педагогические исследования системы российского образования убедительно показывают, что гражданственность исполняет роль сплачивающего общество фактора, который устраняет негативные явления и процессы и является мощным стимулом положительного развития личности и общества в целом. Являясь конкретно историческим понятием, гражданственность в каждую эпоху имело различное социальное и ценностное содержание. Но первооснова его оставалась той, что и структура составляющих его элементов: родной дом - родной край (малая родина) - территория обитания народа - страна в целом.
В политическом определении гражданственность как фундаментальная основа демократии состоит из таких приоритетных ценностей как: общественное благополучие, права человека, свобода выбора на основе законопослушности, социальная справедливость, равенство всех перед законом, плюрализм позиций, взглядов и убеждений, нравственность и правдивость в делах, семейно-бытовых отношениях, патриотизм и толерантность .
Следующее понятие тесно связанное с понятием «гражданственность» - «патриотизм». В педагогической литературе патриотизм определяется как чувство большой любви к Родине, к своему народу, гордости за его достижения и подвиги, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения. В теории педагогики условно разграничивают «большую» и «малую» Родину. Под большой Родиной понимают страну, где человек рос, живет и которая стала для него родной и близкой. Под малой Родиной понимают место рождения и становления человека как личности. Отечество – понятие близкое по значению «Родине», в которое вложено более глубокое содержание, прежде всего нравственное, духовное .
Как показывают данные педагогических исследований нашей страны за последние годы, в детско-молодежной среде участились такие негативные явления как жестокость в крайних явлениях, увеличилась и «помолодела» преступность. Многие дети оказываются сегодня вне воспитательной среды, на улице, где они осваивают нелегкие уроки воспитания в жестких условиях. За последние десятилетия (особенно в 90-е годы) наша страна лишилась целого поколения, представители которого могли бы стать патриотами и достойными гражданами и формировать гражданское воспитание у современного подрастающего поколения .
В результате посткризисных явлений, существующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, необходимо повышать уровень воспитания и образования нынешнего молодого поколения. Одним из главных направлений этой деятельности является формирование условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного защищать ее интересы. Это делает проблему гражданского и патриотического воспитания одной из актуальных в системе российского образования.
Для воспитания патриотизма и гражданственности в системе образовательной работы педагогам нужно руководствоваться не только знаниями о его сущности и содержании, но и о его внутренних психолого-педагогических компонентах. Такими компонентами, по определению И.Ф. Харламова, являются: «потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты» . Таким образом, значимость изучения системы гражданского воспитания детей заключается в том, что в образовательной деятельности воспитание гражданина страны подразумевается как одно из главных средств национального возрождения.
Практический интерес к гражданственности в современном образовании обусловлен необходимостью осознания сущности гражданского воспитания, как эффективного инструмента образовательной политики государства с учетом происходящих перемен и требований, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и модернизированный тип воспитанника.
Воспитание детей в современном российском обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно трансформировалось положение подрастающего поколения, особенности функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации. Поэтому в современной России возрастает роль образовательных учреждений, в рамках которых осуществляется духовно-нравственное развитие детей, подготовка их к самостоятельной жизни. Все большее значение приобретает образ мыслей о патриотизме как о важнейшей ценности, охватывающей не только социальный, но и духовный, нравственный, идеологический, культурно-исторический, патриотический и другие компоненты.
По мнению Лихачева Б.Т.: «Воспитание гражданской личности – это формирование у человека высоких патриотических чувств и социально значимых качеств, развитие его как настоящего патриота своего народа и своей страны. Стержнем гражданского воспитания являются патриотизм и гражданственность» .
Воспитывать гражданственность и патриотизм сложно без умения понимать, сопереживать другим людям, то есть без чуткого потенциала, под которым подразумевается интегративная характеристика личности, состоящая из целостности знаний, умений, навыков, способностей, потребностей, дающих возможность понимать, эмоционально откликаться и содействовать переживаниям других людей.

Гражданское воспитание в образовании является одним из основных направлений воспитания детей, которое подразумевает формирование патриотических, нравственных, культурных качеств с элементами активной общественной направленности, которая имеет социальный характер.
Формирование гражданственности у подрастающего поколения - это многогранный и трудоемкий процесс, который охватывает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать не только образовательные учреждения, но и семья, социальное окружение. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами своей страны.
Таким образом, приведенные определения понятия «гражданственности» позволили сформировать некоторое представление о ее сущности в связи с процессами, происходившими в современном гражданском обществе. Под гражданственностью личности мы понимаем не только ее принадлежность к определенному государству и осознаваемую возможность обладать всеми правами гражданина, гарантированными законами этого государства, но и гражданскую ответственность, осознанное желание выполнять определенные гражданские обязанности, служить государству, гражданам своей страны, заботиться об общественном благосостоянии и благополучии государства.

Литература

1. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи:Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01: Ставрополь, 1997 - 311c. РГБ ОД, 71:99-13/37-2.
2. Горбачевич К.С. (ред.). Словарь современного русского литературного языка. В 20 томах. Том 01. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык, 1991. - 864 с.
3. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: Проблемы становления и развития. - М.: Пед. о-во России, 2007. - 459 с.
4. Грин Д. Возвращение в гражданское общество. Социальное обеспечение без участия государства. - Издательство: Новое издательство, 2011. - 220 с.
5. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева; под общ. ред. Н. В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 510 с.
6. 20. Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б.– М.: АРКТИ, 2011,–С. 96.
7. Князев А.М. Воспитание гражданственности. – М.: РАГС при Президенте РФ, 2006. - 246 с.Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста