Гражданство — что это такое, и каковы его принципы. Смотреть что такое "Гражданство" в других словарях Принцип невозможности высылки граждан за пределы РФ и их выдачи иностранным государствам

Гражда́нство - устойчивая правовая связь человека и государства , выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Гражданство является одним из институтов конституционного права и обычно находит своё закрепление в конституции (основном законе) или конституционном акте государства и иных нормативно-правовых актах. Проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей; в свою очередь, гражданин безусловно соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Приобрести гражданство возможно несколькими способами:

    • Филиация (по рождению) - приобретение гражданства по факту рождения. Выделяется три формы филиации:
      • По праву крови (Jus sanguinis) или получение гражданства через брак родителей - ребёнок приобретает гражданство в случае, если его родители (или один родитель) имеет гражданство данного государства.
      • По праву почвы (земли) (Jus soli) - ребёнок приобретает гражданство государства, на территории которого был рождён. Свидетельство о рождении практически гарантирует получение свидетельства о гражданстве. Отказ от гражданства и лишение гражданства невозможны или затруднены, и наоборот, гражданство может быть легко восстановлено (США и др.) [ ]
      • По наследству - редкая форма, имеющаяся в законодательстве нескольких стран Европы. Так, лица, бывшие гражданами Латвийской Республики до 17 июня 1940 года, передают свои права на гражданство потомкам. Отличие от «права крови» можно проследить в ситуации, если родители ребёнка, граждане Латвийской Республики, юридически умерли до его рождения. Гражданский статус новорожденного при этом зависит от статуса его предков в день 17 июня 1940 года. Подобная практика наблюдается также и в Румынии.
    • Натурализация (укоренение) - вступление в гражданство лица по желанию. Порядок принятия в гражданство регулируется законодательством государства. Обычно для приобретения гражданства необходимо соблюдение ряда условий (знание языка, наличие жилья и т. д.). Термин «натурализация» (naturalization) исторически означает приобретение прав природных (natural) граждан (или подданных). В рамках натурализации иногда выделяют:
      • Регистрацию - приобретение гражданства по заявлению лица без каких-либо дополнительных условий (обычно категории лиц, имеющих право использовать данный способ, оговорены законом).
      • Дарование гражданства - обычно почётное дарование гражданства лицу главой государства за какие-либо заслуги (если подобное предусмотрено законодательством).
    • Оптация - выбор лицом гражданства при изменении границ государств. Процедура оптации регулируется международными договорами таких государств.
    • Трансферт - переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому.

    Восстановление гражданства

    • Реинтеграция - восстановление в гражданстве какого-либо государства лиц, ранее его имевших и затем утративших. Смысл реинтеграции чаще всего состоит в процедуре, которая в этих случаях применяется. Может предусматриваться в специальных законах и в обычном законодательстве о гражданстве. В последнем случае она может рассматриваться как разновидность натурализации.
    • Репатриация (лат. repatriate ) - возвращение на родину. Термин обычно употребляется в отношении военнопленных, перемещённых лиц, беженцев, эмигрантов с восстановлением в правах гражданства или возвращение в страну проживания застрахованного при наступлении страхового случая.

    Прекращение гражданства

    Законодательство большинства стран предусматривает возможность прекращения (выхода из) гражданства:

    • отказ от гражданства - прекращение гражданства по инициативе гражданина. (В России , с введением в действие Федерального закона от 31 мая г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» введена новелла, согласно которой выход гражданина Российской Федерации из гражданства запрещён, если ходатайствующий о выходе из гражданства не представит доказательства, подтверждающие приобретение им другого гражданства).
    • лишение гражданства - прекращение гражданства по инициативе государства. (В России , в соответствии с новой Конституцией Российской Федерации от 12 декабря г. гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства).
    • смена гражданства - переход из одного гражданства в другое гражданство. (По современному российскому законодательству такой возможностью фактически обладают только бипатриды , а также лица, которые могут оказаться на территории, передаваемой другому государству в связи с изменением государственной границы).
    • Экспатриация (от лат. ex - из и patria - родина, отечество) - временное или постоянное выдворение человека за пределы страны (своей географической или культурной родины), обычно сопряжённое с лишением гражданства.

    Апатриды и бипатриды

    избирательное право), участвовать в референдуме , занимать государственные должности т. д.

    Помимо перечисленных прав, предоставляемых только гражданам, граждане несут и определённый, присущий только им, круг обязанностей. Обычно к обязанностям граждан относится прохождение военной службы.

    Права лиц, имеющих гражданство более чем одного государства, обычно несколько отличны от прав других граждан. Этот вопрос регулируется международными договорами и соглашениями.

    Распространение на гражданина суверенной власти государства как внутри страны, так и за ее пределами. К примеру, совершение гражданином преступления и последующий за этим побег его за границу предусматривает принятие государством необходимых розыскных и следственных мер по его задержанию и привлечению к ответственности. (Вопрос о процедурно-процессуальных мерах конкретного характера, связанных с задержанием и привлечением к ответственности подозреваемого в совершении преступления, в том числе в связи с необходимостью выдачи потерпевшей стороне правительством государства, на территории которого находится или задержан подозреваемый, решается по-разному).

    Исходя из этого и учитывая, что выше было дано определение гражданства в самом широком, общем смысле, становится возможным дать определение гражданства в узком смысле, то есть применительно к внутригосударственному (национальному) праву отдельно взятого государства. Под таким углом зрения гражданство представляет собой совокупность норм права , предметом регулирования которых являются: а) критерии, определяющие принадлежность лица к данному государству; б) способы и процедуры приобретения и утраты гражданства; в) особенности правового положения, обусловленные способом приобретения гражданства либо фактом двойного (множественного) гражданства.

    Российское гражданство

    Отношения, связанные с гражданством республик в составе Российской Федерации, регламентируются их конституциями и соответствующими им законодательными и подзаконными актами

    В силу особой значимости института гражданства, Конституция РФ включила его в содержание главы 7, регулирующей «Основы конституционного строя ». Так, в ст. 6 Конституции РФ установлено:

    1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
    2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

    Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

    Помимо этих положений нормы, регулирующие отношения гражданства, содержатся и в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина». Например, гарантия защиты и покровительства за пределами российского государства для граждан РФ предусмотрена в ст. 61 Конституции. В ст. 62 впервые в истории конституционного законодательства закреплен институт двойного гражданства.

    В Законе РФ «О гражданстве в Российской Федерации» конституционные нормы и положения конкретизируются и развиваются. Данный закон призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных условий для каждого гражданина, защиту и покровительство граждан, находящихся за пределами Российской Федерации. («О гражданстве Российской Федерации» от 11.11.2003 г. №151-ФЗ).

    Подобное правовое положение возникает в тех случаях, когда существуют противоречия между нормами законодательных актов тех стран, на гражданство которых может претендовать конкретное лицо. Каковы ситуации, приводящие к возникновению возможности двойного гражданства? Ст.3 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», перечисляя основные понятия определяет, что двойное гражданство - это наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства.

    Натурализация без утраты предшествующего гражданства. Такая ситуация имеет место, когда: а) приобретение нового гражданства допускает возможность сохранения прежнего гражданства и б) когда лицо не выполнило необходимые требования, связанные с выходом из прежнего гражданства, до получения нового.

    Далеко не все страны в своих национальных законодательствах связывают натурализацию без утраты предшествующего гражданства. Скажем, в США натурализация всегда влечет утрату предшествующего гражданства. В Канаде, Боливии, на Филиппинах утрата предшествующего гражданства может наступить лишь при добровольном приобретении нового гражданства. В Турции, Швейцарии для утраты предшествующего гражданства нужно юридически оформить выход из него. Во Франции выход из прежнего гражданства совсем не означает условия для натурализации.

    Относительное безгражданство - безгражданство, наступающее с момента утраты лицом гражданства.

    Безгражданство, по большому счету, представляет собой несомненную правовую аномалию, отклонение от того общего правила, что в принципе всякий человек должен иметь определенную связь с каким-то государством, т.е. должен иметь гражданство. С точки зрения теории прав человека , только в таком случае (в случае наличия гражданства) у человека имеются наиболее эффективные гарантии его прав и свобод со стороны государства (государственные гарантии). В случае отсутствия такого гражданства эти гарантии сводятся на нет. Поэтому современные государства принимают различные совместные меры, чтобы устранить такое положение.

    Апатриды не могут, не должны быть бесправными. В принципе их правовое положение определяется внутренним национальным законодательством конкретного государства, на территории которого проживают эти лица. Отсюда: все государства обязаны (обязываются международными пактами и конвенциями) обеспечить для апатридов основные права человека в соответствии с политико-правовым режимом, который у каждого государства имеет свои особенности. Скажем, в России статус лиц без гражданства фактически приравнен к статусу иностранцев, за исключением одного момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им правовую и политическую защиту. Как и иностранцы, апатриды не несут воинской обязанности (а), не обладают избирательными правами (б), на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев (в) (п.3 ст. 62 и п. 1 ст. 63 Конституции РФ).

    К числу основных международных документов, имеющих отношение к вопросу о лицах без гражданства, относятся два:

    1. Конвенция о статусе апатридов (1954).

    Основная цель данной конвенции - не ликвидация случаев безгражданства, а установление на территории государств-участников Конвенции определенного режима для апатридов. Иными словами, Конвенция призвана защитить личный статус лиц без гражданства, их имущественные права , предусматривает свободу предпринимательства для них, некоторые льготы в области получения образования, трудоустройства, здравоохранения и др.

    2. Конвенция о сокращении случаев безгражданства (1961).

    Сфера применения данной Конвенция не очень велика в силу больших разногласий, возникших при ее заключении между сторонами. Особенность Конвенции в том, что она содержит положения, предусматривающие создание международного органа, в который могут обращаться непосредственно апатриды с жалобами на невыполнение участниками Конвенции ее постановлений. По решению Генеральной Ассамблеи ООН функции этого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

    Следует заметить, что, во-первых, Россия не участвует в данной Конвенции, а во-вторых, в Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» все же вопрос о сокращении безгражданства решается путем поощрения органами государственной власти РФ приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (ст.4 п.6). Кроме того, согласно ст.2 Конвенции, находящийся на территории государства найденыш предполагается родившимся на этой территории от родителей, имеющих гражданство этого государства. А теперь сравните: согласно Закону РФ «О гражданстве Российской Федерации» ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Российской Федерации. Наконец, еще одним методом предупреждения (или сокращения) безгражданства служит и такая норма: ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации.

    Иностранные граждане

    Правовой режим иностранных граждан (правовое положение иностранных граждан) принято определять как совокупность прав и обязанностей иностранных граждан на территории данного государства.

    Существуют три вида такого режима:

    • Национальный режим.
    • Режим наибольшего благоприятствовани.
    • Специальный режим.

    Национальный режим - это есть уравнивание иностранных граждан в той или иной области с собственными гражданами государства пребывания. Скажем, в ч. З ст. 62 четко сформулировано положение, что «иностранные граждане и граждане без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» (ФЗ от 25 июля 2002 г. №115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» ст. 1).

    Режим наибольшего благоприятствования - предоставление иностранным гражданам в какой-либо области таких прав и/или установление для них в какой-нибудь области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении. Такой режим встречается чаще всего в торговых договорах и устанавливается на основе взаимности. К примеру, существенные взаимные преимущества оговорены в документах Содружества Независимых Государств для граждан входящих в Содружество государств, в отношении въезда, пребывания, образования, социальной политики. Особенно этот режим характерен в отношениях между Россией и Республикой Беларусь. Так, гражданам данных двух государств было предоставлено право беспрепятственно обменивать жилые помещения на территории этих государств.

    Специальный режим означает предоставление иностранным гражданам в какой-либо области определенных прав и/или установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства. Часто это делается путем перечисления соответствующих прав и обязанностей (скажем, упрощенный переход государственной границы жителями пограничных районов для посещения родственников). Это - позитивный специальный режим. Есть и негативный специальный режим, например, запрет на включение иностранных граждан в состав экипажа воздушного судна).

    В чистом виде эти три режима не встречаются. Как правило, имеют место смешанные варианты (сочетания режимов).

    Политические права иностранных граждан. Чаще всего в этом случае речь идет об избирательных правах : по общему правилу, эти права иностранным гражданам не предоставляются. Однако, если бы эти права и предоставлялись, то, во-первых, это не противоречило бы нормам международного права , во-вторых, реализация избирательного права зависела бы только самих иностранцев: никто не вправе принудительно заставить иностранных граждан воспользоваться этими правами. В истории , к слову сказать, такие случаи предоставления иностранным гражданам избирательных прав встречались.

    В Российской Федерации иностранные граждане также не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления , а также участвовать в референдуме (ст. 12 п. 1 указанного ФЗ). В то же время иностранные граждане несут установленные дня российских граждан обязанности: они должны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, с уважением относиться к образу жизни, традициям и обычаям российского народа.

    Что касается других политических прав (право на объединение в политические организации, право на демонстрации и т.п.), то их предоставление иностранным гражданам определяется суверенитетом и безопасностью данного государства пребывания иностранного гражданина.

    Военная служба иностранных граждан. Иностранные граждане не несут воинской обязанности (ст. 15 указанного ФЗ), так как это явилось бы нарушением международного права. При этом исходят из того, что иностранный гражданин может оказаться в такой ситуации, когда он вынужден будет вопреки своей воле поднять оружие против своего государства. Однако в законодательстве ряда стран отход от такого общего правила иногда имеет место, что связано со спецификой военно-политического сотрудничества государств и соответствующей обстановкой в этих странах.

    В то же время добровольная служба в иностранных вооруженных силах не противоречит международному праву. Правда, может возникнуть деликатная проблема: иностранные граждане, добровольно служившие в иностранной армии, могут быть привлечены к ответственности в своем государстве. Однако решение этого вопроса находится вне сферы международного права. Добровольцы, если только они не получили разрешения на службу в иностранной армии от государства своего гражданства, действуют в этом отношении на свой страх и риск (уместно вспомнить в этой связи ситуацию в Югославии времен косовского конфликта, когда многие граждане России и других славянских государств участвовали в военных действиях в качестве добровольцев в составе югославских вооруженных сил).

    Юрисдикция. Каждое государство самостоятельно устанавливает пределы своей уголовной и иной юрисдикции в отношении собственных граждан. Иностранные же граждане, например, в принципе несут ответственность за все преступления , совершенные ими на территории государства своего пребывания и по законам этого государства. Но есть и различия в разных странах, например, по вопросам территории, где совершено преступление. Скажем, в ч. З ст. 12 УК Российской Федерации иностранные граждане, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по законам РФ, если это преступление было направлено против интересов России. Но есть и такие административные правонарушения и преступления, которые приложимы только к иностранным гражданам. Это, к примеру, нарушение иностранными гражданами режима пребывания в Российской Федерации (ст. 188 Кодекса об административных правонарушениях РФ), шпионаж (ст.276 УК РФ).

    Порядок въезда в государство и выезда из него. Практически во всех государствах в наше время существует разрешительный порядок въезда и выезда как собственных граждан, так и иностранных граждан. Относительно этого выработана и применяется особая юридическая процедура, имеющая свою специфику в разных государствах. Разрешительный порядок предполагает, что в выезде из страны или въезде в нее как иностранному гражданину, так и собственному гражданину государство может и отказать.

    Однако случаи отказа государства во въезде в страну или выезде из нее имеют свои отличия применительно к собственным гражданам государства и к иностранным гражданам. Иностранному гражданину государство не может отказывать систематически (к собственному гражданину это может быть сделано под самыми разными предлогами идеологического, политического, юрисдикционного характера). Дело в том, что дипломатическое представительство государства, гражданином которого является иностранец, может потребовать (и обычно так и бывает) аргументированного объяснения причин такого отказа. Задержка иностранного гражданина может быть оправдана лишь в том случаен, если находится под судом или следствием либо является гражданином государства, с которым государство пребывания находится в состоянии войны, либо по иным причинам.

    Государства устанавливают определенные нормы, связанные с проживанием и пребыванием иностранных граждан на территории страны и которые тесно связаны с вопросами их въезда и выезда. Причем последнее тесно связано с высылкой (выдворением) иностранного гражданина.

    В РФ к иностранным гражданам может применяться такая административная мера пресечения как административное выдворение. Помимо этого, административное выдворение применяется и как взыскание за административное правонарушение иностранным гражданином. Таким лицам в течение одного года со дня выдворения не разрешается въезжать на территорию Российской Федерации (ст. 34 КоАП РФ).

    Массовая высылка государствами иностранных граждан запрещается (ст.4 Протокола № 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). А в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 13) и указанной Европейской конвенции (ст.1 Протокола № 7) устанавливаются процедурные требования в отношении высылки иностранного гражданина, находящегося на законных основаниях на территории государства. Данное лицо может быть выслано только по решению, принятому в соответствии с законом. При этом ему должно быть дано право представить аргументы против своей высылки.

    С рассматриваемой темой тесно связана и проблема экстрадиции - выдачи иностранного гражданина. В конституциях многих стран процедура экстрадиции регулируется специальными актами. Скажем, в Италии не допускается выдача иностранного гражданина за совершение им политических преступлений. В Польше экстрадиция неприменима к лицам, подозреваемых в совершении преступления по политическим мотивам без применения насилия. В Венгрии запрещается выдача лиц, которые пользуются правом убежища. В Российской Федерации не допускается выдача иностранных граждан, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействие), не признаваемые в России преступлением (ч.2 ст.63 Конституции РФ).

    Дипломатическая защита иностранных граждан. Дипломатическая защита - один из важнейших институтов современного международного права. Дипломатическая защита не только включает в себя собственно защиту государством своих граждан за рубежом, но предполагает также и право заинтересованного государства получать через соответствующее представительство информацию о действиях, в совершении которых, например, обвиняется гражданин этого государства.

    Дипломатическая защита - это, прежде всего, средство, обеспечивающее соблюдение режима иностранных граждан в отношении данного конкретного лица или группы лиц. Если иностранный гражданин действительно нарушил внутреннее законодательство государства пребывания, то дипломатическая защита сводится к выяснению обстоятельств совершения правонарушений, подбору, если это необходимо, адвокатов и т.д.

    Если же в ходе оказания защиты выясняется, что было нарушено законодательство государства пребывания в отношении данного лица или группы лиц, тогда заинтересованное государство вправе потребовать соблюдения соответствующего законодательства и, в случае необходимости, наказания виновных, компенсации ущерба пострадавшему и т.п.

    Беженцы и переселенцы

    Во время Второй мировой войны и в условиях послевоенных вооруженных конфликтов , иных чрезвычайных ситуаций происходило и продолжается в наши дни массовое насильственное или вынужденное перемещение лиц из регионов постоянного проживания на какую-либо другую территорию , что разрушает их правовые связи с родиной или иным привычным местом жительства . Такого рода ситуации объективно вызывают потребности международно-правового и внутригосударственного регулирования статуса беженцев и перемещенных лиц.

    Основной международно-правовой акт по проблеме беженцев - Конвенция о статусе беженцев (1951). Российская Федерация присоединилась к этой Конвенции в 1992 году. В соответствии с Конвенцией (ст. 12) личный статус беженца определяется законами страны его домициля или, если такового у него не имеется, законами страны его проживания. Права беженца в отношении приобретения им движимого и недвижимого имущества должны быть не менее благоприятными, чем те, которыми пользуются обычно иностранные граждане . Конвенцией предусмотрено предоставление беженцам в отношении их права работы по найму наиболее благоприятного правового положения, которым пользуются граждане иностранных государств при тех же обстоятельствах.

    Каждый беженец имеет право свободного обращения в суды на территории всех государств - участников Конвенции. Что же касается государства, в котором находится обычное местожительство беженца, то на этой территории он пользуется в отношении права обращения в суд тем же положением, что и граждане этого государства (ст. 16 Конвенции).

    Государства - участники Конвенции договорились, «по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию беженцев» (ст.34 Конвенции), т.е. решать вопрос о гражданстве беженцев. В статье 19 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» закреплено положение.: если обычным условием приема в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства является постоянное проживание на территории РФ в течение 5 лет всего или 3 лет непрерывно до обращения с ходатайством, то для беженцев, признаваемыми таковыми законом или международным договором РФ, указанные сроки сокращаются вдвое.

    В Российской Федерации в 1993 году были приняты два закона: «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» («О беженцах». Федеральный закон от 19 февраля 1993 года. «О вынужденных переселенцах». Федеральный закон от 19 февраля1993 года. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1993. №12. Ст.ст. 426, 427; 1995. №52. Ст. 5110.).

    В соответствии с первым законом беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться ее защитой.

    Беженец пользуется всеми правами гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом.

    Вынужденные переселенцы - главным образом граждане РФ, которые по аналогичным основаниям покидают место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации.

    Уместно заметить, что названные два закона были приняты до принятия ныне действующей Конституции Российской Федерации . Поэтому сложилась ситуация, когда ряд норм законов и Конституции противоречат друг другу, что приводит на практике к различным коллизиям. Вот, скажем, ситуация со ст.5 закона «О беженцах». В этой статье записано: «беженец вправе в трехмесячный срок избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых ему органами Федеральной миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают его родственники, при условии их согласия на совместное проживание». А статья 27 Конституции устанавливает: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Как видим, противоречие налицо.

    Между государством и человеком существует устойчивая связь. Она наделяет людей определенными правами и обязанностями. Со своей стороны правительство обеспечивает определенные блага. Гражданство закреплено в Конституции. Без него человек, находящийся в стране, ограничен в своих правах. Поэтому каждый иностранец хочет его получить.

    Общие сведения

    Существуют разные определения гражданства. Это правовой статус личности, который обеспечивает связь между государством и человеком. Такая связь наделяет каждую сторону определенными правами и обязанностями. Само понятие закреплено в Конституции и нормативно-правовых актах. Подтверждением факта гражданства служат документы. В каждой стране они свои:

    • паспорт;
    • ID-карта;
    • отсутствуют (в Великобритании).

    В Конституции закреплено право на получение подданства. Но его можно лишиться при определенных обстоятельствах. Каждый человек должен понимать, что обретение статуса наделяет его определенными обязательствами.

    Это означает, что он должен:

    Социальная поддержка со стороны государства - вот что такое гражданство. В чем оно выражается на практике ,так это:

    • в обеспечении прав и свобод;
    • в равноправии;
    • в защите интересов гражданина за пределами страны.

    В Википедии гражданство относят к институту административного права. В гражданском обществе человек находится в отношениях с государством.

    Основания для прекращения

    Право на защиту своих интересов, получение бесплатного образования, оказание медицинских услуг - вот что дает гражданство и это неполный список возможных благ. Поэтому многие иностранцы стремятся получить этот статус . Однако некоторые могут хотеть от него отказаться.

    Законодательство предусматривает несколько причин для прекращения гражданства. На это имеет право каждый гражданин.

    По своей инициативе он может отказаться от своего подданства. Поправки в закон были внесены в 2002 году. Согласно им, нельзя лишить человека гражданства, пока он не представит доказательства получения правового статуса другой страны.

    Ранее законом предусматривалось принудительное лишение гражданства. Государство по своей инициативе могло лишать статуса человека. Но в 1993 году эту возможность упразднили. В 2017 году было сделано единственное исключение для этого закона - терроризм. Люди, которые будут участвовать в запрещенных группировках, будут лишены правового статуса .

    Смена гражданства редко встречается в современных условиях. Такую процедуру проходили лица, проживающие в Крыму, который ранее был территорией Украины.

    Некоторые лица подвергаются экспатриации. Такая процедура позволяет выдворить человека за пределы страны. Вместе с этим он лишается гражданства.

    Приобретение статуса

    Наделение человека разными благами - вот что значит гражданство. Поэтому многие люди заинтересованы в его получении. Самый просто способ - это приобретение по праву рождения. Здесь возможны три варианта. Согласно первому, ребенок получает его от одного из родителей, обладающего правовым статусом. Другой вариант - по праву земли. Дети, рожденные на территории страны, автоматически получают ее подданство (характерно для США и других стран). Третий вариант - по наследству. Подобная практика встречается в Латвии и Румынии. Статус детей зависит от статуса потомков.

    Понять схему «натурализации» не так просто. В ее ходе человек выполняет ряд условностей и получает желаемый статус . Обычно для приобретения гражданства нужно знать государственный язык, иметь легальный доход и обладать жильем.

    В редких случаях правительство может награждать статусом за особые заслуги перед страной. Это относится к ученым, ценным специалистам, людям искусства и другим личностям.

    В российском законодательстве предусматривается процедура восстановления статуса. Это относится к тем людям, которые когда-то уже обладали подданством страны, но отказались от него. Для этого они должны проживать на территории страны в течение трех лет.

    Юридические тонкости

    Каждая страна на свое усмотрение регулирует вопросы правового статуса личности. Законодательством РФ предусматривается возможность подданства разных стран (в Германии и Испании это запрещено). О наличии подданства другой страны человек обязан уведомить государственные органы.

    Некоторые государства предусматривают возможность «покупки» гражданства. Например, в Португалии достаточно купить недвижимость на сумму 500 тысяч евро. Через шесть лет это приобретение дает легальный правовой статус.

    Аналогичная возможность предоставляется законодательством Латвии. Для этого достаточно регулярно инвестировать большие суммы в развитие муниципальных районов. В Греции покупка недвижимости дает ВНЖ всем членам семьи. Легче всего получить статус в Турции: достаточно купить любое жилье.

    Сложнее всего получить подданство в ОАЭ и Кувейте. Это закрытые государства, которые не очень любят иностранцев.

    Многие официальные документы (анкеты, заявления, резюме) содержат информацию о гражданской принадлежности. Несложно догадаться, что речь идет о том, гражданином какой страны является человек, при этом национальность не имеет значения. В этом материале вы найдете исчерпывающий ответ на вопрос, что такое гражданство, узнаете, как устроен институт гражданства в России, какими правами и обязанностями наделен российский гражданин и другую полезную информацию по этой теме.

    Понятие гражданства и его юридическая сущность

    При рождении человек получает ряд прав, имя и статус гражданина . До определенного возраста этот статус является для него абстрактным понятием. Только получив паспорт, подросток начинает чувствовать себя гражданином своей страны, а в полной мере осознание своей гражданственности возникает с получением дополнительных прав после наступления совершеннолетия. Попробуем разобраться, что значит гражданство и в чем его суть.

    Данное понятие неоднозначно и может трактоваться по-разному. В одном из значений этот термин толкуется как возможность государства регулировать формально-правовое обособление определенной части населения, которой бы оно доверяло и на которую смогло бы опираться при решении поставленных задач.

    Таким образом, гражданство определяется как суверенное право государства диктовать условия и устанавливать порядок признания, приобретения или прекращения возможности быть гражданином.

    Второй смысл понятия тесно связан с предыдущим. В этом значении оно трактуется как конституционно-правовой институт, регулирующий двусторонние отношения между государством и его населением (гражданами, иностранцами, апатридам) посредством совокупности конституционных и обычных норм.

    В каждой из предыдущих дефиниций фигурирует отдельный человек, поэтому в третьем значении этот термин представляется как публично-правовое состояние индивида. Иными словами, гражданство – это принадлежность лица государству. Данное определение является общеизвестным, но неполным. На самом деле гражданство представляет собой состояние взаимной принадлежности. В отношении индивида это означает, что государство принадлежит гражданам, а они являются своего рода его собственниками, то есть, образуя коллектив, имеют статус субъекта верховной власти. Наиболее полное определение гражданства дает совокупность представленных выше значений.

    Значение гражданства для человека

    Вышеперечисленные значения термина передают его сущность, однако описывают только правовую и социальную стороны этого понятия, не охватывая духовно-нравственную составляющую, которая безусловно присутствует и для многих людей является очень важной. В то же время представленные трактовки совершенно явно позволяют понять, в чем состоит значение гражданства для человека.

    Став гражданином, человек к своим фундаментальным правам и свободам, которые являются общепризнанными, приобретает дополнительные права и свободы, гарантированные государством. Их объем зависит от конкретной страны. Давая гражданину права, государство в ответ формулирует свои требования через систему обязанностей и устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

    Как правило, статус гражданина, который есть первый и основополагающий элемент правового состояния личности, присваивается сразу же как человек родился. Это обычное желание родителей обеспечить ребенка защитой государства. Достигнув определенного уровня развития личности, индивид может самостоятельно решить, для чего нужно гражданство человеку, наполнив это понятие новым смыслом. Речь идет о людях с активной гражданской позицией, которая выражается в сопричастности, ответственности за судьбу собственного отечества и людей, проживающих в нем, в стремлении к живому участию в жизни государства.

    Международно-правовые вопросы гражданства

    Институт гражданства существует в каждом государстве и определяется нормами национального права. Так, приобретение и утрата гражданства устанавливается внутренним законодательством государства и может существенно различаться в разных странах: в Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, например, гражданином может стать только мусульманин, в Латвии критериями являются знание истории страны, латышского языка в совершенстве и наличие предков, проживавших в стране с начала XX века, в Австрии натурализованные граждане за определенные нарушения могут утратить свой статус в течение 6 лет после натурализации.

    Несмотря на то, что гражданство в каждой стране регулируется собственным законодательством, оно имеет и объективный характер, подкрепленный нормативно-правовыми актами Организацией Объединенных Наций. Приведение законодательства отдельных государств в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права является важной задачей в современном мире, что позволит избежать трений и конфликтов международного характера. Таким образом, понятие гражданства в международном праве означает институт, регулируемый одновременно нормами и международного и национального права.

    Гражданство в РФ: национальное законодательство

    Вопросы гражданства в Российской Федерации, как и в других странах, регулируются национальным законодательством и согласуются с международными стандартами. Основополагающий закон РФ – Конституция. В ней закреплены базовые принципы института (раздел I, глава 1, ст. 6), описаны права и свободы граждан РФ (раздел I, глава 2). Высшей инстанцией, согласно Конституции РФ, является Президент РФ (раздел I, глава 4, ст. 89).

    Таким образом, гражданство РФ по Конституции, как правовая категория, устанавливает, что граждане РФ:

    • пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданский статус по рождению или приобрели его по иным основаниях;
    • не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие различные права и обязанности;
    • находятся под защитой и покровитель­ством государства во время их нахождения за его пределами.

    Если Конституция провозглашает право человека быть гражданином, то сущность и проявление этого права описывают иные нормативные акты, которые регулируются такими полномочными органами, как Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Комиссия по делам гражданства при Президенте РФ, дипломатические представительства и консульства.

    Более полно эта норма права раскрывается в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года. Под гражданством в российском законодательстве понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей. Этот закон: описывает принципы российского гражданства, правила, на основании которых возникает правовая связь человека с государством; затрагивает вопросы получения статуса гражданина детьми и определяет удостоверяющие документы ; называет условия, при которых можно приобрести или потерять гражданство государства; предполагает определенный порядок действий при оформлении документов .

    Внутригосударственная реализация норм национального права о гражданстве обеспечивается действием других внутренних нормативных правовых актов: указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, приказами и положениями, затрагивающими узкие сферы этого явления.

    Активное взаимодействие России с другими странами предполагает возникновение вопросов в отношении иностранцев на территории РФ и россиян за границей.

    Для их регулирования используются международные договоры:

    • многосторонние – подписываются несколькими странами, яркий пример подобных документов – Европейская конвенция о гражданстве от 6 ноября 1997 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г.;
    • двусторонние – заключаются между двумя странами, такие договоры в России заключены с Киргизской Республикой, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.

    Приведение российского законодательства в соответствие с нормами международного права говорит о его совершенствовании в правозащитной деятельности. Так отчасти проявляется устойчивая правовая связь между гражданином и государством, обеспечивающая российским гражданам защиту их прав и интересов за пределами родной страны.

    Гражданство как право

    Россия является правовым государством. Это означает главенство закона во всех сферах общественной жизни, признание и гарантии прав и свобод человека согласно Конституции РФ и общепризнанным нормам международного права.

    Так, каждый человек имеет право на гражданство: это одно из основополагающих прав человека, записанное в статье 15 Всеобщей декларации прав человека; в то же время международные нормы дают государству право самостоятельно определять принципы гражданственности и устанавливать критерии предоставления или утраты этого статуса.

    Конституция РФ устанавливает единство и равенство гражданства для всех граждан страны, гарантирует его сохранение и право изменить. Иностранцы, пожелавшие стать гражданами России, могут претендовать на этот статус в рамках закона № 62-ФЗ. В нем, в частности, описано, кому дается право получить гражданство РФ в общем порядке, а кому упрощенным способом, кто имеет право на восстановление статуса и какие основания есть для отказа.

    Гражданство как конституционно-правовой институт

    Институт гражданства – один из основных правовых элементов государства. Совокупность нормативно-правовых актов РФ, регулирующих отношения между государством с одной стороны и гражданами, иностранцами и апатридами с другой, составляет конституционно-правовые основы гражданства РФ.

    В структуре института гражданства РФ выделяется несколько элементов:

    • субъекты – государство и физические лица;
    • объекты – общественные отношения, характеризующие политико-правовые связи между субъектами;
    • основания – условия приобретения и прекращения гражданства, установленные законом;
    • порядок принятия решений – система процедур и последовательность действий по оформлению принимаемых решений в административном или судебном порядке;
    • обжалование решений.

    Гражданство Российской Федерации как конституционно-правовой институт имеет характерные черты:

    • устойчивость – выражается в невозможности изменения статуса гражданина в одностороннем порядке;
    • двусторонний характер – означает наличие взаимных прав и обязанностей между гражданином и государством;
    • правовая основа – гарантирует рассмотрение вопросов гражданства на основании закона и нормативно-правовых актов;
    • политический характер – отражает политические права гражданина, возможность участвовать в политической жизни страны, взаимодействовать с властью непосредственно или через представителей.

    Помимо получения политических прав, преимущества российского гражданства заключаются в приобретении гражданином дополнительных прав в социальной сфере: возможности официально трудоустроиться, получать бесплатное образование и медицинскую помощь, социальные пособия, льготы и выплаты.

    О возможности введения в России регионального гражданства

    Россия – многонациональное государство с федеративным устройством, в составе которого 85 равноправных субъектов. Каждый из них имеет свою территорию, законодательную, исполнительную и судебную власть, то есть широкие полномочия во внутренней политике. Вполне закономерным является вопрос о том, могут ли субъекты РФ иметь свое гражданство, тем более что предыдущий закон от 28 ноября 1991 года № 1948-I предусматривал такую возможность (глава I, ст. 2).

    Действующий закон не содержит никакой информации относительно республиканского гражданства. Если рассматривать эту категорию как суверенное право государства в одностороннем порядке регулировать отношения с гражданами, то собственное гражданство субъектов Российской Федерации невозможно, поскольку ни один из них не обладает суверенитетом.

    Принципы российского института гражданства

    Институт российского гражданства строится на определенных принципах. Основные принципы – единства и равенства гражданства независимо от оснований его приобретения, недопустимости лишения и права изменить его – отражены в Конституции РФ (глава 1, ст. 6).

    Закон № 62-ФЗ дополняет текст Конституции другими принципами, отражающими особенности российского института:

    • принцип запрета дискриминации по любым основаниям (ст. 4, п. 2);
    • принцип экстерриториальности – сохранение статуса гражданина РФ за рубежом (ст. 4, п. 3);
    • принцип защиты и покровительства российских граждан – недопустимость высылки за пределы России или выдачи иностранному государству (ст. 4, п. 5);
    • принцип сокращения безгражданства – поощрение приобретения апатридами статуса гражданина РФ (ст. 4, п. 6);
    • принцип допущения бипатризма (ст. 6);
    • принцип невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса (статьи 8, 9).

    Права и обязанности гражданина РФ

    Двусторонний характер отношений между государством и гражданином предполагает взаимные права и обязанности. По сути, права гражданина – это обязанности государства по предоставлению гарантированных свобод, неукоснительному исполнению норм и законов. Справедливо и обратное: права государства обеспечиваются обязанностями его граждан. В этом заключается специфика двусторонних отношений.

    Гражданские права, согласно Конституции РФ (гл. 2), делятся на несколько групп:

    • политические – возможность участвовать в делах государства (статьи 31-33, 45-53);
    • социально-экономические – право на труд, социальное обеспечение, образование, лечение, имущество (статьи 34-37, 39-43);
    • духовные – право на интеллектуальную собственность, реализацию способностей и прочие функции (ст. 44).

    Обязанности гражданина РФ тесно связаны с его правами. Так, к основным обязанностям относятся соблюдение законов государства, его защита, получение основного образования, уплата налогов и сборов, бережное отношение к окружающей среде и природным богатствам, сохранение культурного наследия страны.

    Приобретение гражданства РФ

    Приобретению статуса российского гражданина посвящена глава II Закона № 62-ФЗ.

    Существует четыре основания, гарантирующих приобретение статуса российского гражданина:

    • рождение на территории РФ;
    • прием в гражданство иностранцев и апатридов на общих основаниях или по упрощенной схеме;
    • восстановление в гражданстве бывших граждан России;
    • получение российского гражданства на иных основаниях, не противоречащих российскому законодательству и международным договорам с Россией.

    Следуя принципу сокращения безгражданства, Россия предоставляет широкие возможности для получения статуса гражданина разным категориям населения. Однако есть и ограничения. В законе подробно перечислены условия вступления в гражданство для тех, кто может стать гражданином РФ, и обоснование отклонения заявлений для тех, кому будет отказано в обращении.

    Документы, подтверждающие гражданство РФ

    Изначально право пользоваться гражданскими преимуществами присваивается по факту рождения – как реализация права человека принадлежать государству. Этот факт не требует никакого подтверждения. Тем не менее даже новорожденный получает документ, подтверждающий его принадлежность государству, – свидетельство о рождении со штампом или вкладышем (выдавался до 2007 года и до сих пор имеет юридическую значимость).

    Рассмотрим, как определить гражданство человека, достигшего совершеннолетия.

    Подтвердить российское гражданство можно с помощью внутрироссийского , заграничного, дипломатического, служебного паспорта гражданина РФ или военного билета с вкладышем. Таким образом, перечень документов для взрослого человека шире.

    Прекращение гражданства РФ

    Конституция РФ гарантирует гражданину сохранение его статуса, но также дает право отказаться от него. Основания для прекращения гражданства установлены законом № 62-ФЗ (гл. III, статьи 18-19). Основное условие – добровольное волеизъявление. При отсутствии запретов со стороны государства (гл. III, ст. 20) заявление гражданина удовлетворяется.

    Двойное гражданство

    Двойное гражданство, или бипатризм, подразумевает наличие правовой связи и принадлежность лица двум государствам, что должно быть документально подтверждено.

    Отвечая на вопрос, какое гражданство у россиян может быть еще кроме российского, уточним, что бипатризм возможен только на основании заключения международного соглашения. В России Договор об урегулировании вопросов двойного гражданства заключен только с Республикой Таджикистан (ратифицирован 15 декабря 1996 г. № 152-ФЗ).

    Согласно законодательству РФ, гражданам России, то есть тем, у кого есть федеральное гражданство, разрешено иметь также паспорт другого государства. Факт существования у лица двух и более гражданств не умаляет его прав и свобод как гражданина РФ, но и не освобождает от обязанностей перед государством. Однако при отсутствии международного договора, речь идет, скорее, не о двойном, а о втором или множественном гражданстве.

    Как проверить наличие гражданства

    При отсутствии документа, подтверждающего статус гражданина РФ, или сомнениях в его подлинности проводится проверка гражданства. Обычно эта проверка инициируется полномочными органами (Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ от 14 ноября 2002 года № 1325). В подобной ситуации следует обратиться в органы МВД РФ или в российское консульство в стране проживания с заявлением об определении наличия гражданства РФ.

    Апатриды

    Лицо без гражданства, или апатрид, – это человек, как следует из названия, у которого отсутствует гражданская принадлежность к какому-либо государству. Апатриды обладают общечеловеческими правами и свободами, но ограничены в правах государством, на территории которого они проживают. Международное право демонстрирует тенденцию к сокращению числа апатридов (Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г.), Россия подписала Конвенцию, но не ратифицировала. Несмотря на этот факт, все нормы и элементы законодательства РФ, касающиеся апатридов, поощряют последних к приобретению российского гражданства, потому что одним из принципов российского законодательства также является сокращение безгражданства.

    Изучите детальную информацию о правах и обязанностях лиц без гражданства в России .

    Заключение

    Гражданство – сложное многогранное понятие, за которым скрывается еще более глубокие и множественные связи индивида с государством. Стремление индивида приобрести статус гражданина РФ связано с желанием получить гарантированную защиту своих прав и свобод, а также с готовностью служить государству. И в этом проявляются социально-нравственные, духовные, культурные ценности российского гражданина.

    Как получить гражданство России: Видео

    citizenship) - состояние в числе граждан данного государства, звание, права и обязанности гражданина. В монархических государствах, как правило, Г. соответствует подданство.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Гражданство

    термин, который указывает на устойчивую правовую связь человека с определенным государством. Эта связь означает, что, с одной стороны, человек имеет определенные права и обязанности по отношению к государству (например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и обязанность платить налоги), а с другой - государство имеет права и обязанности по отношению к гражданину (например, право соответствующих государственных органов запрещать деятельность организаций, цели и действия которых направлены на подрыв безопасности государства, и обязанность охранять достоинство личности). Существуют два основных способа обретения Г. Первый - по рождению, когда ребенок приобретает Г. родителей. Второй - натурализация, когда Г. предоставляется на основе заявления, поданного человеком в компетентные органы того государства, Г. которого отхотел бы получить. Однако получение Г. путем натурализации всегда ограничено рядом условий, установленных соответствующим законодательством. Г. в Российской Федерации регулируется Конституцией и законом «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями. Приобретение российского Г. возможно по рождению; в порядке регистрации, т. е. без процедуры получения разрешения для лиц, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином России; в порядке натурализации, когда любой человек, независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, достигший 18-летнего возраста и не состоящий в Г. Российской Федерации, может ходатайствовать о приеме в Г. Обычным условием приема в Г. является постоянное проживание на территории Российской Федерации от двух до пяти лет. Никто в России не может быть лишен своего Г. Однако человек имеет право сам шйти из Г., за исключением двух случаев: во-первых, после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания; во-вторых, если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓