Идеология. Что такое идеология? (Тезисная лекция)

Тема 1. Природа и предназначение политической идеологии

1.1. Сущность и основные модели формирования политической идеологии

Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики, является политическое сознание. Оно охватыва-ет ценности, убеждения, эмоции людей, определяющие их поведе-ние в сфере политических отношений. От политического сознания зависит содержание и характер политического процесса.

Основными формами существования политического сознания являются политическая идеология и психология. Политическая дея-тельность определяется системой взглядов, отражающих интересы людей. Эти интересы осознаются и в других формах - ре-лигии, искусства, науки и т. д., но идеологическое отражение дейст-вительности наиболее непосредственным образом связано с поли-тикой.

Термин «идеология» древнегреческого происхождения и бук-вально означает «учение об идеях». Впервые в научный оборот этот термин был введен в конце XVIII в. Антуаном де Траси , одним из последних представителей поколения французских просветителей. В многотомном сочинении «Элементы идеологии» (т. 1-4, 1805-1815) он охарактеризовал идеологию как «науку об идеях», которая должна быть такой же точной, как и все естественные науки, слу-жить средством воспитания гражданских добродетелей, обеспечи-вающих стабильность общества. По мнению де Траси, в мировос-приятии людей коренятся логические и психологические основы политики.

Де Траси был лидером организации под названием Институт, объединявшей видных философов того времени, которые считали, что идеология должна «изменить лицо мира». Вступивший в эту организацию в 1797 г. Наполеон Бонапарт впоследствии, 20 декабря 1812 г, публично осудил «первых идеологов», списав на идеологию все свои политические ошибки. С тех пор понятие «идеология» приобрело прежде всего политическую окраску и начало приме-няться в негативном смысле, поскольку ассоциировалось с внуше-нием, навязыванием и поддержанием диктата и принуждения

Появление понятия «идеология» в конце XVIII в. не означало отсутствия до этого времени идеологии как таковой. Ведь потреб-ность в ней как рациональной основе политики испытывали все об-щества. Можно полагать, что до европейской секуляризации (эпоха Просвещения) роль идеологии на протяжении столетий выполняла религия . Идеологии стали зарождаться в период Возрождения, когда начался процесс секуляризации, т. е. освобождения общественного и индивидуального сознания от религии. Постепенно на смену религиозной картине мира приходит рациональная система представлений о мире. Политика перестала быть прерогативой церковной власти, перейдя в разряд светских дел.

К числу ученых, занимавшихся историей идей непосредственно до возникновения термина «идеология», обычно относят таких французских просветителей, как Кондильяк, Дидро, Гольбах, Гель-веций, Ламетри .

В XIX - XX вв. О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Парето, К. Мангейм, Т. Парсонс и другие ученые исследовали такие аспекты проблематики идеологии, как ее природа, соотношение с наукой, взаимодействие с другими сферами жизни общества. По-явился даже термин «идеологоведение».

В дальнейшем в науке сложились разные взгляды на идеологию как объект научного анализа.

В работах создателей марксистской теории термин «идеология» в зависимости от контекста использовался в трех значениях:

1) со-знание определенного класса в целом;

2) теоретическое сознание;

3) ложное, извращенное сознание, порожденное противоречиями производственных отношений.

Марксизм исходит из обусловленности идеологических доктрин материальными условиями жизни общественных групп. В зависи-мости от места, которое занимает группа в общественных отноше-ниях, ее идеология является научной либо ненаучной. Согласно марксизму, идеология научна, если выражает классовые интересы, совпадающие с ведущими тенденциями общественного развития. Естественно, она рассматривалась как научная идеология рабочего класса, которому отводилась роль освободителя человечества от эк-сплуатации.

Такой подход к идеологии доминировал в СССР, претерпевая незначительные изменения и уточнения в основном фразеологиче-ского характера. Марксистская идеология обычно именовалась про-летарской, революционной, прогрессивной, научной и т. д. Все не-марксистские направления политической мысли определялись как буржуазные, империалистические, мелкобуржуазные, реакционные, иллюзорные, ложные и т. д.

В отличие от марксистского экономического детерминизма в трактовке идеологии Макс Вебер (1864-1920) обращал внимание на взаимообусловленность связей между материальной сферой и мировоззренческими системами. Он писал: «Интересы (материаль-ные и духовные), а не идеи господствуют непосредственно над дея-тельностью; но "образы мира", создаваемые "идеями", очень часто служили стрелками, указывающими путь, по которому действия были движимы динамикой интересов».

Итальянский мыслитель Вильфредо Парето (1848-1922), не от-рицая социальную обусловленность идей и концепций, тем не менее, акцентировал внимание на необходимости выработки таких ми-ровоззренческих систем, «чтобы то, что из них логически следует, не вступало в противоречие с условиями реальной жизни» .

В формировании мировоззренческих доктрин, предписываю-щих взгляды на окружающий мир, В.Парето отводил значительную роль факторам иррационального характера и доминиру-ющим в обществе устойчивым чувствам . По его мнению, эти чувства и составляют базовую основу наиболее распространенных идей.

Внимание ученого привлекали такие проблемы, как трансфор-мация мировоззренческих доктрин под воздействием ментальности народов, специфика мировосприятия идейных форм разными соци-альными слоями. Он полагал, что интерес низших слоев к социали-стической идее, которая зиждется на чувстве сострадания к бедам ближних и поиске способа избавления от подобных бедствий, пре-допределяет «желание покончить со своими бедами, овладев теми благами, которыми пользуются люди из высших слоев, порой это также зависть, жажда иметь то, что есть у других».

В западной политической науке преобладают интерпретации идеологии как надисторического явления, существующего вне зави-симости от социальных и политических условий.

Чаще всего идеологию характеризуют как систему ценностей и предпочтений (Д.Истон. М.Дюверже и др.) Благодаря ценностям осуществляется процесс дифференциации и иерархизации объектов по степени их значимости, что необходимо для стимулирования че-ловеческих действий.

Принципиальной позицией многих ученых является категори-ческое разведение идеологии и науки , отрицание у идеологии по-знавательных функций.

М.Вебер относил идеологию , как и другие мировоззренческие и религиозные образования, к области веры, отрицая тем самым саму постановку вопроса о ее научности. Как веру расценивает по-литическое мировоззрение и современный политолог У.Матц . Он считает, что идеологии не являются порождением социальных про-цессов, а сформированы интеллектуалами определенных соци-альных групп, навязаны ими западным обществам и нашли отклик прежде всего в мифологической составляющей общественного мнения.

Вслед за М.Вебером К.Мангейм рассматривает любую идеологию как неадекватное отражение действительности, как совокупность ложных представлений, обусловленных социально-историческими обстоятельствами, особенностями познания действительности, ин-тересами познающего субъекта . Зарождение феномена идеологии он связывает с трудами английского мыслителя Ф. Бэкона (учение об «идолах разума») и обнаруживает ряд высказываний об идео-логическом искаженном сознании в работах Н.Макиавелли и Д.Юма. Вместе с тем К. Мангейм уделял большое внимание функ-циональным характеристикам идеологии и, в частности, ее спо-собности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию .

Подход к феномену идеологии американского ученого С.Зизека можно рассматривать как своеобразную форму его критики . Анали-зируя взаимосвязь политики и идеологии, он понимает идеологию как систему идей, концепций и верований, претендующих на истин-ность, но на самом деле служащих определенным политическим интересам . Причинами искаженного отражения действительности теми или иными идеями, по его мнению, могут быть либо осознан-ное или неосознанное влияние совокупности общественных отно-шений, либо политические интересы создателей или приверженцев этих идей. Задачу исследователя С.Зизек видит в выявлении скры-того политического подтекста идеологий через различные симпто-мы (противоречия, умолчания, оговорки и пр.).

Свойства, отличающие политические идеологии от других форм политического сознания :

Ø претензия на тотальную значимость - любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи.

Ø нормативность - предлагаемая конкретной идеологией интерпретация требует преданности со стороны ее приверженцев ценностям и нормам, которые она культивирует.

Трактуя идеологию как систему ложных идей, искажающих и мистифицирующих действительность в интересах определенных социальных групп, известные западные социологи Р.Арон, Д.Белл, С.Липсет, К.Поппер, Э.Шиллз и другие предприняли попытку ее отрицания как механизма социальной регуляции . В 1950-е гг. они выд-винули концепцию «деидеологизации», которая основывалась на позитивистском тезисе о снижении значимости идеологических си-стем в связи с возрастающим влиянием науки на общественные процессы . По мнению адептов этой концепции, в условиях зрелого индустриального общества, где достигнуто общенациональное со-гласие и обеспечено сотрудничество интеллигенции с институтами власти, место идеологий как ценностного регулятора деятельности людей заняла «чистая», неангажированная социальная наука . Деидеологизация была одним из аспектов технократических теорий «индустриального общества» и конвергенции мировых обществен-ных систем.

В 1970-е гг. под воздействием обострения социальных конфликтов на Западе создатели концепции «деидеологизации», утверждавшей неизбежность «заката», «конца» идеологий, радикально пересмот-рели свои взгляды на перспективы феномена идеологии. Ими была разработана концепция «реидеологизации », которая исходила из того же основного посыла, что и концепция «деидеологизации», — о несовместимости идеологии и науки, но в противоположность последней обосновывала возрастающую роль социальных идей в современном мире. Одной из главных причин появления концепции «реидеологизации» явилась необходимость идеологически противо-стоять коммунистической идеологии.

В настоящее время существует несколько версий реидеологиза-ции .

Либеральная версия ориентирована на создание «глобальной», «вселенской» идеологии как основы планетарного единства, сред-ства примирения противоборствующих идеологий.

По мнению нео-консерваторов , «возрождение духа» предполагает обращение к за-бытым, утраченным ценностям и традициям .

Леворадикальная версия акцентирует внимание на поиске альтернативных форм со-знания и путей общественного развития .

Насильственное внедрение идеологии, или так называемая индоктринация, усиливает политическую напряженность в обществе.

Большинство ученых определяют идеологию как систематизи-рованную совокупность идей, выражающих интересы, цели и на-мерения больших социальных групп - классов, наций, партий и т. д . Идеология как разновидность корпоративного сознания от-ражает групповую точку зрения на политическое и социальное развитие. Она предназначена для внедрения в массовое сознание соответствующих критериев оценки настоящего и будущего разви-тия общества.

Любая идеология носит политический характер , но понятие по-литическая идеология употребляется в специфическом смысле - для характеристики рационально-ценностной мотивации полити-ческого поведения и мировоззренческой основы политики. Полити-ческая идеология обосновывает притязания общественных групп на власть и ее использование и потому предусматривает определенную стратегию действий. Она конкретизируется в программных доку-ментах партий, в заявлениях различных политических сил, обретая четкость, направленность на конкретные ситуации и властные меха-низмы. (Согласно интерпретации политической идеологии известным американ-ским ученым К.Фридрихом , «это целостная система идей о политических сред-ствах для сохранения или преобразования политического порядка. Это систе-мы идей, связанные с действием. Обычно они содержат программы и стратегию для их реализации вместе с главной функцией объединения организаций, выст-раивающихся вокруг них. Это совокупности идей, которые относятся к суще-ствующему политическому и общественному строю и нацелены на то, чтобы изменить либо защищать его»).

Перечисленные особенности политической идеологии свойственны, прежде всего, либерализму, консерватизму, марксизму, со-циал-демократизму, анархизму, фашизму. В меньшей степени они характерны для экологизма, пацифизма, феминизма.

Существуют четыре основные модели формирования полити-ческой идеологии .

Первая - модель конденсации. Механизм этой модели состоит в том, что в результате своеобразной конденсации испарений массо-вого сознания присущие ему представления трансформируются в идеологические структуры (например, идеология тред-юнионизма, экологизма. феминизма).

Вторая модель - интегративная . Для нее характерны синтез, конвергенция различных идей и представлений существующих идейно-политических течений (например, неолиберализм, неокон-серватизм)

Третья модель - дивергентная . В этом случае формирование новой политической идеологии происходит в результате дезинтегра-ции, расщепления существующей идеологии. Так, на базе марксиз-ма возникли большевистская и социал-демократическая идеология и политическая практика.

Четвертая модель - ревитализации идеологий, в результате ко-торой происходит возврат к старым идеям, их возрождение в моди-фицированной форме (например, попытки возврата к истокам марк-сизма, консерватизма и т. д.).

Следует отметить, что выделение этих моделей носит условный характер. В реальном процессе генезиса идеологий они нередко со-четаются и не встречаются в чистом виде. Вместе с тем знание этих моделей может помочь исследованию механизма возникновения идейных течений.

Политические идеологии различаются по двум основаниям:

1) по парадигмам, т е. предлагаемым моделям общества,

2) по степени охвата ими политических реалий;

3) по отношению к прогрессу и технологии его осуществления.

По парадигмам политические идеологии делятся на пра-вые, центристские и левые. Одним из самых распространенных классификаций политических идеологий является деление идеологий на левые и правые.

История деления идеологий на «правые» и «левые» относится к временам Великой Французской революции, когда 11 сентября 1789 г., во время заседания Учредительного Собрания Франции при обсуждении статей первой французской конституции сторонники короля разместились справа от председателя, а республиканцы - слева. С тех пор деление на левых и правых остается в основе многих классификаций идеологий.

Правые идеологии (либерализм, консер-ватизм и их модификации ) ориентированы на такую модель обще-ства, которая основывается на принципах демократии и рыночной экономики .

Левый политико-идеологический спектр составляют идеологии, для которых социальный прогресс сводится к достиже-нию равенства и социальной справедливости, созданию условий для всестороннего развития личности . Влиятельная левая идеоло-гия - марксизм связывает возможность реализации коммунистиче-ского идеала с применением радикальных, насильственных спосо-бов преобразования общества.

Как левая идеология под воздействием марксизма возник со-циал-демократизм . Последующая эволюция этой идеологии приве-ла ее к отказу от идеи революционного осуществления социальных преобразований, к ориентации на реформы как единственно целе-сообразный способ достижения равенства и справедливости. Пос-ледние трактуются не как равенство результатов, а равенство стар-товых возможностей и шансов для самореализации индивидов. Происшедшая за более чем столетие трансформация базовых прин-ципов и целей социал-демократизма превратила его в идеологию центристского характера .

Исходя из идеологических представлений, российские партии идентифицируют себя либо с правой политической ориентацией (СПС) и правоцентристской («Единая Россия»), либо с левой (КПРФ и другие коммунистические и социалистические организации) и левоцентристской ориентацией («Справедливая Россия», социал-демократы).

С учетом охвата идеологиями политических реалий они могут делиться на метаидеологии или глобальные , претендующие на объяснение глобаль-ных социальных и политических процессов, и частные , затрагиваю-щие отдельные конкретные аспекты политического бытия общества и личности.

Ко второй - анархизм, национализм, экологизм, феминизм, коммунитаризм , различные формы религиозно-по-литической идеологии, фашизм и неофашизм и др. Со временем частные идеологии могут трансформироваться в глобальные.

По отношению к прогрессу и технологии его осуществления идеологии противопоставляют радикалов , выступающих за постоянные глубокие революционные преобразования, консерваторам , стремящимся к сохранению установившегося политического порядка. Между ними располагаются силы с умеренными политическими ориентациями , предпочитающие путь постепенных реформ.

1.2. Функции политической идеологии

Политическая идеология выполняет ряд социальных функций :

Ø самоидентификации индивидов и групп в политическом простран-стве;

Ø легитимации власти правящих сил или права на власть оппозиции;

Ø артикуляции интересов групп и слоев общества;

Ø мобилизации и интеграции граждан, стимулирования целенаправ-ленных действий с их стороны;

Ø компенсации социальной неудовлетворенности надеждой на бла-гополучное изменение социального бытия.

Идеология как форма мотивации политического поведения ис-пользуется в демократических системах лишь на этапах концептуа-лизации групповых интересов. Абсолютизация роли идеологии , т. е. подчинение ей нравственных, правовых, культурных и иных духов-ных регуляторов жизни общества, характерна для так называемых «идеократических», тоталитарных режимов .

Идеологизация политики делает ее нефункциональной, неспо-собной определять и решать общественно значимые задачи. Пре-валирование идеологических ценностей над практическо-политическими и тем более социально-экономическими целями, как известно, стало одной из причин краха тоталитарных режимов в СССР и странах Восточной Европы.

Идеологизация международных отношений в XX в., особенно в период между 1945 и 1985 гг. означала их подчинение задачам межгосударственной борьбы по идеологическим мотивам. Мирное сосуществование социалистических и капиталистических госу-дарств рассматривалось в Советском Союзе как специфическая форма классовой борьбы на международной арене. Такой подход не раз подводил человечество к грани мировой войны.

Выход из создавшегося положения был найден в отказе от конф-ронтации, в деидеологизации и гуманизации международных отно-шений . Основными компонентами нового политического мышления являлись активный диалог различных идейных течений, возмож-ность свободного доступа каждого народа к культурным и духов-ным ценностям, созданным человечеством.

С завершением холодной войны идеологическое измерение про-должает оставаться значимым фактором мировой политики . Для него характерны:

1) доминирование западного либерализма и основывающихся на его ценностях международных институтов, играющих ключевую роль в экономике и политике;

2) выдвижение политико-прикладных концепций «демократиза-ции» мира, «размывания суверенитета» и «гуманитарного вмешательства» в качестве идеологической основы для сохранения авто-ритарно-иерархической модели мироустройства;

3) растущее противодействие многих государств унификатор-ским тенденциям со стороны Запада и все более активное дистан-цирование от него, в том числе в форме критики либерализма и за-падных ценностей;

4) использование многими негосударственными акторами раз-нообразных идеологем для обоснования своего видения грядущего миропорядка - от левых и постмодернистских (анархизм, неомарк-сизм, экологизм и др.) до консервативных (национализм, религиоз-ный фундаментализм и др.).

Поскольку политическая идеология предназначена для целевой и идейной ориентации политического поведения, различаются сле-дующие уровни ее функционирования.

Первый - теоретико-концептуальный . На нем формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, слоя, нации, государства.

Второй - программно-политический . Здесь социально-философ-ские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и тре-бования, формируя нормативную основу для принятия политиче-ских решений и стимулирования политического поведения граждан

Третий - актуализированный . Он характеризует степень усвое-ния гражданами целей и принципов данной идеологии и их вопло-щения в тех или иных формах политического участия. Этот уровень может охватывать довольно широкий спектр вариантов усвоения идеологии - от незначительного изменения позиций до формирова-ния глубинных мировоззренческих ориентиров.

Политическая идеология оказывает активное воздействие на об-щество, соединяясь с психологией людей. Практическое сознание субъекта властных отношений представляет собой политическую психологию

Если идеология является продуктом теоретического сознания, то политическая психология формируется в процессе практического взаимодействия людей между собой и институтами власти. Поэтому в содержании политической психологии доминирующую роль игра-ют чувственные и эмоциональные элементы сознания людей, кото-рые отражают их насущные интересы. Политическая идеология, воздействуя на политическую психологию, рационализирует ее.

Инструментом распространения идеологического влияния слу-жит пропаганда. Ее назначение заключается в целенаправленном соединении теоретического и обыденного уровней политического сознания, в формировании у людей готовности к определенному типу политического действия .

Идеологии не только влияют на политические процессы, но и сами подвергаются воздействию с их стороны . Возможны следую-щие варианты такого воздействия.

В одних случаях развитие идеологических воззрений, появле-ние новых идей и концепций может опережать сдвиги и изменения в политике.

В других - идеологии могут эволюционировать с уче-том происходящих перемен.

В третьих - возможно инерционное со-стояние идеологий, обусловленное живучестью устаревших пред-ставлений, исчерпавших свою социальную функцию. Отставание идеологий от сдвигов в политической жизни и социальных измене-ний чревато их деградацией, что сейчас характерно, в частности, для коммунистической идеологии.

Следовательно, при рассмотрении роли и места тех или иных идеологических течений в идейно-политической жизни общества должны учитываться оба аспекта взаимодействия идеологии и по-литики : влияние идеологических воззрений на политику и полити-ческую жизнь, в том числе на формирование и осуществление того или иного политического курса, и, наоборот, воздействие политиче-ских процессов на идеологические воззрения социальных общно-стей.

Таким образом, существование социально-структурированного общества порождает потребность в политической идеологии как систематизированном, теоретически оформленном способе соци-ально-группового мышления, являющегося существенным элемен-том отношений власти.

1.3. Идеологический дискурс

Важнейшим аспектом функционирования идеологий является их взаимодействие в политическом пространстве. Это явление обо-значается понятием «идеологический дискурс».

Взаимодействие идеологий, как правило, развивается в двух на-правлениях .

С одной стороны , по линии дистанцирования и поле-мики с оппонентами, что усиливает напряженность в обществе.

С другой стороны , по линии установления контактов между совмес-тимыми идеологиями, способствующих сближению и даже заим-ствованию теоретических и программных положений, требований, лозунгов. Такие контакты обогащают содержание идейных систем и доктрин и могут способствовать укреплению политической ста-бильности в обществе.

Первые примеры взаимовлияния идеологий имели место еще в XIX в. Буржуазный консерватизм воспринял либеральные новации XIX в. как собственные устои, требующие защиты от посягательств радикалов, и уже имел мало общего с концепциями Э.Берка и тем более Ж. де Местра. Социальный консерватизм О.Бисмарка, про-явившийся во введении системы государственного страхования по болезни, в случае увечья и пенсионного обеспечения по старости, отразил растущее влияние социалистических идей.

Европейские идейно-политические течения оказали существен-ное влияние на формирование отечественных либерализма и кон-серватизма, а взаимодействие между этими направлениями русской общественной мысли способствовало их становлению и развитию, появлению консервативного либерализма .

В XX в. процесс взаимовлияния идеологий принял еще более широкий размах. Уже в самом начале XX в. проявился агрессивный империалистический национал-консерватизм , а затем - в известной степени как его развитие - фашизм , синтезировавший национа-листические, консервативные и социалистические идеи. В свою очередь, классический либерализм все больше превращался в либе-рализм социальный , стремящийся примирить и согласовать концеп-ции и практику свободы и справедливости.

Процесс социал-демократизации либерализма особенно интен-сивно протекал в 30-е и 60-е гг. XX в. В 1930-е гг. он проявился в пре-образовании классического рыночного капитализма в социально-рыночный. В 1960-е гг. социал-демократическая тенденция получила развитие в программах «Новых рубежей» Дж.Кеннеди и «Великого общества» Л.Джонсона, ориентированных на создание «общества благосостояния».

Во встречном по отношению к либерализму направлении эво-люционирует социал-реформизм , вобравший к середине века ос-новные либерально-рыночные и либерально-демократические идеи, прежде всего идею свободы . Такие характерные черты социал-де-мократии, как стремление к обобществлению экономики и перерас-пределению национального дохода в пользу малоимущих, поддерж-ка государственного регулирования, коллективизм, либо ушли в прошлое, либо подверглись серьезной корректировке.

Современная социал-демократия уже не выдвигает смену обще-ственного строя даже в качестве отдаленной цели и ориентируется не столько на «демократический социализм », сколько на «соци-альную демократию ». В принятой на XVIII конгрессе Социнтерна (1989 г.) Декларации принципов рыночная экономика признается необходимой для достижения социального благосостояния, провоз-глашается курс на общественное регулирование в соответствии с фундаментальными ценностями солидарности и справедливости, но на основе эффективного функционирования капиталистической производственной системы.

Наконец, в последней четверти XX в. доминирующие позиции в общественной жизни стран Запада занял неолиберализм , сконцент-рировавший в себе основополагающие идеи переустройства обще-ства применительно к реалиям постиндустриализма . В США он по-лучил название неоконсерватизма .

Процесс синтезирования идеологий привел к уменьшению раз-личий между ними и частично - к их обесценению. К началу XXI в. кредо почти всех идеологических течений Запада стали рыночная экономика и оптимизация ее государственного регулирования, сво-бода, демократия, права человека . Полемика по поводу этих явлений сводится преимущественно к нюансировке интерпретаций. Идео-логизированная политика постепенно уступает место рационально-прагматической , движимой трезвым расчетом. Так, в Великобри-тании в 1990-е гг. лейбористы примирились с большей частью неоконсервативных реформ - приватизацией, переустройством рын-ка труда и т. д., а консерваторы отказались от свойственного тэтчеризму резко отрицательного отношения к вмешательству государ-ства в социальные отношения.

Известный исследователь немецкого консерватизма А.А.Френкин акцентирует внимание на дискурсе этой идеологии и либера-лизма в ФРГ: «Консерватизм противопоставляет себя либерализму. Но в то же время в консерватизме содержится определенный либе-ральный элемент. "Разгадка" этого реального противоречия в том, что обе концепции конкурируют, они не только выявляют слабости соперника, но и взаимодополняют одна другую».

Объективные процессы синтезирования идеологий и прагматизации политики могут вызывать негативные последствия , со-провождаться издержками. В этой связи представляется резонным мнение отечественного исследователя К.Г.Холодковского : «Поли-тический прагматизм при всей его оправданности и нарочитой трез-вости чреват скрытыми до поры до времени угрозами. Он способен сделать политиков близорукими, лишить политический проект ши-рокой перспективы, помешать ему стать вровень с углубляющимися проблемами современности. Своеобразной - и весьма опасной - имитацией политической идеологии в этих условиях может оказать-ся популизм , рассчитанный на аполитичную и не склонную к реф-лексии массу, воспитанную поверхностной, потребительской поп-культурой».

Идеологический дискурс протекает на нескольких уровнях . Он может носить характер полемики по наиболее общим проблемам всего человечества . Так, во второй половине XIX в. в условиях ин-тенсивного формирования и развития индустриального общества дискурс выражался в конкуренции социалистической и либераль-ной идеологий. В период с 1917 по 1945 г . дискурс проявился, преж-де всего, в остром соперничестве между социалистической и фаши-стской идеологиями. После разгрома государств фашистской оси основное содержание идеологического дискурса состояло в проти-воборстве социалистических и либерально-консервативных идей. В идейном споре на глобальном уровне участвовала также идеоло-гия социал-демократии.

В настоящее время главный водораздел идеологического дис-курса пролегает между идейными течениями, защищающими идеа-лы гуманизма и демократии, и доктринами, обосновывающими насилие и террор как приоритетные методы достижения политиче-ских целей.

Соответственно эволюционируют и идеологические си-стемы.

С одной стороны , сближаются политические доктрины либе-рализма, неоконсерватизма, социал-демократии, христианской демократии.

С другой стороны , консолидируются фашистские, экст-ремистские, шовинистические, расистские, фундаменталистские и прочие подобные течения.

Наряду с глобальными измерениями, идеологический дискурс имеет и определенные особенности на региональном и страновом уровнях . Так, в странах с устойчивыми демократическими традици-ями объектом идейных дискуссий являются в основном частные вопросы общественной жизни и текущей политики .

В странах же, где еще не завершены процессы модернизации и национальной кон-солидации, дискурс носит характер острой полемики между нацио-налистическими, либеральными и социалистическими воззрения-ми . В России от характера этого идеологического соперничества зависят формы и темпы реформирования страны.

Основные термины : идеология, политическая идеология, глобальные идеологии, частные идеологии, дискурс.

Контрольные вопросы :

1. Кем и когда был введен в научный оборот термин «идеология»?

2. В чем сущность основных исследовательских подходов к феномену идеологии?

3. Сформулируйте определение идеологии и раскройте содержание термина «политическая идеология».

4. Каковы структура и функции политической идеологии?

5. Охарактеризуйте основные модели формирования политической идеологии.

6. По каким основаниям классифицируют политические идеологии? Раскройте содержание классификации идеологий.

7. Какие варианты воздействия идеологий на политические процессы вам известны?

8. В чем проявляются взаимосвязь и взаимодействие между идеологией и политической психологией?

9. В чем сущность идеологического дискурса?

10. На каких уровнях протекает идеологический дискурс?

Литература

Сирота Н.М. Идеологии и идеологические течения: классическое наследие и современность. Учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. С.7-20.

Алексеева Т.А. Современные политические теории. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000. - 344 с.

Войтоловский Ф. Идеологическая рефлексия мировой политики // Международные процессы. 2007. Т. 5 № 3 (15).

Мангейм К. Идеология и утопия // Мангейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.

Сирота Н.М. Идеология и политика. М.: Аспект Пресс, 2011. - 216 с.

Славин Б. Идеология возвращается. М.: Социально-гуманитарные знания, 2009. - 650 с.

Соловьев А.И. Политическая идеология // Политология: Лексикон. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. С.346-365.

Тузиков А.Р. Идеология в теоретическом измерении: между прошлым и будущим. М.: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2005. - 360 с.

Хейвуд Э. Политология: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С.51-53.

Шварцмантель Дж. Идеология и политика. М.: Гуманитарный центр, 2009. - 312 с.

1. Определение идеологии

2. Суть идеологии

3. Типы идеологий

4. Идеология в современной России; проблемы, перспективы

5. Идеологические течение в современном мире

Классические идеологии

Радикальные и национальные идеологии

Идеология – это (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα - прообраз, идея; и λογος - слово, разум, учение) - учение об идеях.

И деология - это логическая и психологическая поведенческая основа системы политического управления.

И деология - это система взглядов и идей, политических программ и лозунгов, философских концепций, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ.

Идеология – это совокупность принципов, норм и правил определяющих, устанавливающих и регулирующих отношения внутри сферы общественного производства и потребления.

Определение идеологии

Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена.

Идеология по К. Марксу - ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающиеся за интересы всего общества.

Идеология по К. Маннгейму - искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; противопоставляется утопии.

Идеология по А.А. Шагину - классовая составляющая системы управления богатством государства, а также (Философия + Политическая экономия + Социология) × Метод познания.

Идеология по Ролану Барту - современный метаязыковой миф, коннотативная система, приписывающая объектам непрямые значения, и социализирующая их.

Идеология по Янко В. А. Идеология - в идеале - инструкция (констелляция идеологем или правил).

Идеология не наука (хотя может включать в себя научные знания). Наука стремится познать мир таким, какой он есть на самом деле. Наука объективна, беспристрастна, а идеология субъективна. Идеологии свойственно стремление к упрощению и стремление выдать одну сторону действительности за всю картину. Упрощённые идеи легче воспринимаются массой, чем сложная система научных доказательств, кроме того идеология выдвигает привлекательные (часто нереальные) идеи, которые воспринимаются народом. Каждая идеология стремится к широкому распространению среди населения (пропаганда). Пропаганда бывает: устная, печатная, наглядная, агитация и в ХХ, XXI веке появилось СМИ (средство массовой информации). Каждая идеология претендует на то, что именно она даёт верное знание о мире. Различные политические организации стремятся к распространению в обществе своих оценок прошлого и настоящего, и своё представление о будущем.

Политическая идеология, как и любая другая, складывается спонтанно или создается специально из набора (констелляции) идеологем с целью выполнения ею главной функции, а именно: обеспечивать протекание процессов в охватываемой ею области в наиболее эффективном режиме и связности, с определенным заданным ею содержанием, если последнее условие входит в идеологию, как составляющий ее атрибут.

Следует отличать идеологию вообще, от политической в частности. Тем более от содержательных интерпретаций ее идеологем или связей. Суть политической идеологии сводится к отправлению властных полномочий.

Это не призрачная иллюзия, возводимая нами для укрытия от невыносимой действительности, это по самой своей сути фантазматическая конструкция, служащая опорой для нашей «действительности»: «иллюзия», структурирующая наши конкретные, реальные общественные отношения и, кроме того, маскирующая невыносимую, реальную, непостижимую сущность (то, что Эрнесто Лакло и Шанталь Муфф называют «антагонизмом», то есть травматическое социальное подразделение, не поддающееся символизации).

Функция идеологии состоит не в том, чтобы предложить нам способ ускользнуть от действительности, а в том, чтобы представить саму социальную действительность как укрытие от некой травматической, реальной сущности.

Возникновение термина

Термин «идеология» был введён в научный оборот французским мыслителем начала XIX века А. Л. К. Дестют де Траси. Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, он ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому А. Л. К. Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права.

При всех дальнейших изменениях непосредственного значения этого термина смысловые оттенки первоначального содержания понятия «идеология» таковы:

быть теоретическим обобщением исходных чувственных представлений;

выступать наиболее существенным компонентом имеющихся в наличии знаний;

выполнять в связи с этим роль исходных принципов для практической деятельности

Суть идеологии

Идеология исходит из определенным образом познанной или "сконструированной" реальности, ориентирована на человеческие практические интересы и имеет целью манипулирование и управление людьми путем воздействия на их сознание.

Фундируется тем, что Джемс обозначал как людская "воля к вере". Значительный элемент иррационализма, необходимо присущий любой идеологи, обусловливает и реальный облик ее творцов: по мысли Лебона, "гениальные изобретатели ускоряют ход цивилизации, фанатики и страдающие галлюцинациями творят историю".

В рамках идеологии (в контексте осознания людьми собственного отношения к действительности, а также существа социальных проблем и конфликтов) содержатся цели и программы активной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. Ядром идеологии выступает круг идей, связанных с вопросами захвата, удержания и использования политической власти субъектами политики.

Идеология фундирована конфликтной природой мира политики, его выстроенностью по полюсной модели "враг - друг", кристаллизирующей сторонников той или иной идеологии. Степень разработанности и наглядности образа идеологического противника правомерно полагать главным основанием сплоченности социальной группы - носителя И. Маркс и Энгельс в "Немецкой идеологии" (1845-1846) и позднейших работах понимали под И.:

а) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей и принципов;

б) тип мыслительного процесса, когда его субъекты - идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определенных классов и объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей; в) сопряженный метод подхода к действительности, состоящий в конструировании мнимой реальности, которая выдается за саму действительность.

Согласно Марксу, "не в идеологии и пустынных гипотезах нуждается наша жизнь, а в том, чтобы мы могли бы жить, не зная смятения". Действительность, по Марксу, предстает в зеркале идеологии в искаженном, перевернутом виде. Идеология оказывается иллюзорным сознанием.

Марксово понимание идеологии трансформировалось благодаря Энгельсу, разделившему критический анализ иллюзий совпадения идей и интересов людей, осуществленный Фурье. Фурье критиковал "философов-идеологов" за их избыточный интерес к идеям, за ориентацию на изменение одного лишь сознания. В сложившемся марксизме идеологии понималась как "ложное сознание", порождаемое "классовым интересом" господствующих классов, стремящихся представить его "интересом всего общества".

В дальнейшем в марксистской традиции негативное восприятие идеологии "эксплуататорских классов" образовывало оппозицию с идеологией "социалистической", воспринимаемой сугубо позитивно.

Идеология обществ нетоталитарного (западного) типа характеризуется наличием самого мощного в истории идеологического аппарата, определенным "рамочным" плюрализмом (запрет на идеологию национал-социализма и расизма, "не поощрение" коммунистических взглядов), религиозной терпимостью, "рассеянностью" во всем объеме внеидеологических феноменов и т.п.

Появление принципиально новых средств и способов описания и объяснения социальной реальности в середине 20 в. обусловило формирование оригинальных концепций сути и функций идеологии Бахтин в своем истолковании идеологии попытался снять классово-политические контексты. "Идеологическое" для Бахтина - синоним семиотического, знакового вообще: "Ко всякому знаку приложимы критерии идеологической оценки (ложь, истина, справедливость, добро и пр.). Область идеологии совпадает с областью знаков. Между ними можно поставить знак равенства. Где знак - там и идеология.". Бахтин противополагал идеологию - психологии как области "внутреннего знака" и "внутренней речи".

Бахтин постулировал диалектический характер этого противопоставления, так как "внутренний знак" тоже знак, а значит, и идеология "индивидуальна", а в ряду социально-психологических явлений - выступает как "жизненная идеология". Все психологическое, по мнению Бахтина, имеет свои семиотические основания: "Вне объективации, вне воплощения в определенном материале (материале жеста, внутреннего слова, крика) сознание - фикция. Это плохая идеологическая конструкция, созданная путем абстракции от конкретных фактов социального выражения". Психологии Бахтин противопоставлял не идеологию вообще, а только ее социальные объективации в форме этических и правовых норм, религиозных символов и т.д. Для обозначения объективно существующих форм идеологии Бахтин использовал термин "идеологема".

Трактовка идеологии как универсального свойства всего семиотического препятствовала спецификации конкретных механизмов ее функционирования, хотя и элиминировала идеологические предпочтения ее исследователей, трансформируя их подход в объективно-семиотический (в отличие от политической ангажированности представителей марксизма).

Спецификация семиотических механизмов идеология явилась одной из вершин философского творчества Р.Барта. В "Мифологиях" (1957) Барт объединил миф и И., называя их "метаязыком". Барт не считал целесообразным проводить между И. и мифом семиотическое разграничение, определяя идеологию как введенное в рамки общей истории и отвечающее тем или иным социальным интересам мифическое построение. Следуя традиции определения знака как ассоциации означаемого и означающего, а языка - как системы знаков, Барт определил миф и идеологию как "вторичные семиотические системы", "вторичные языки". Смысл знаков первичной знаковой системы, исходного "языка" "опустошается", согласно Барту, метаязыком до полой формы (сохраняясь и в обескровленном состоянии), которая становится означающим как мифа, так и идеология.


Мерцающее существование первичных смыслов исполняет функции алиби для концептов метаязыка, т.е. для означаемых мифа и идеологии. Это алиби мотивирует идеологический знак, представляя связь формы с концептом как что-то "естественное" и "природное". Критическое отношение к мифу и идеологии приводит Барта к их описанию в образе вурдалака: "Миф же - это язык, не желающий умирать; из смыслов, которыми он питается, он извлекает ложное, деградированное бытие, он искусственно отсрочивает смерть смыслов и располагается в них со всеми удобствами, превращая их в говорящие трупы".

Миф и идеология звучат голосом языка-объекта, оживляя его для потребителя, чередуя его выпотрошенную форму с его исходным смыслом. Значение же самого метаязыка "натурализируется" в И. В "Основах семиологии" (1965) Р.Барт отмечал, что идеология - это постоянный поиск ценностей и их те-матизация. В случае же фигуративизации, по Барту, идеологический дискурс становится мифологическим. Кристева использовала для исследования идеологии термин Бахтина "идеологема".

Последняя определялась ею в качестве "интертекстуальной" функции, придающей тексту социальные и исторические координаты, а также связывающей текст с прочими практиками означивания, составляющими его культурное пространство.

Идеология, по Кристевой, присутствует также и в семиотических коннотациях самого исследователя идеологии, санкционирующих использование им тех или иных моделей и формализаций. Избавиться от данных предпосылок невозможно, но возможно их прояснение в акте саморефлексии. Эко рассматривал коммуникативные функции идеологии, которая "предохраняет нас от рассмотрения семантических систем в целокупности их внутренних взаимоотношений" благодаря ограничению области возможных коннотаций.

Идеологический субкод исключает нежелательные подразумевания семантической системы. Идеология выступает означаемым данного риторического субкода, и идеологические контексты формируются "склеротически отвердевшими сообщениями". Позже Эко описал идеологию как перекодирование первичного кода, придающее сообщениям вторичные смыслы. Перекодирование у Эко суть интерпретативная модификация первичного кода, приводящая к нестандартному употреблению прежнего правила и создающая новое правило. Например, риторические и иконологические правила наделяют макроскопические фрагменты первичных сообщений некоторым значением, перекодируют их.

В тоталитарных обществах идеология трансформируется в государственную религию с особыми догматами, священными книгами, апостолами, святыми, бого-человеками, литургией и т.д. Государство в этом случае выступает идеократической системой, в границах которой верховный жрец, могущий толковать и трансформировать постулаты идеологии, выступает и высшим чиновником, и политическим лидером.

Типы идеологий

В XIX веке сложились 5 основных идеологий:

Либеральная

Консервативная

Социалистическая (Коммунистическая)

Анархическая

Националистическая

В XX веке появилась фашистская идеология.

В последнее время все политики и партии в прагматических целях всё чаще отказываются от устойчивой идеологии, то есть берут на вооружение тактику антиидеологизма.

Поскольку идеология определяет отношения между участниками рынка в сфере общественного производства и потребления то, со всей очевидностью, существует всего две идеологии отличающиеся принципиально. Первая из них устанавливает равные права для всех участников рынка независимо от той собственности которой они обладают, а Вторая - устанавливает неравноправные отношения на основании какой либо из форм собственности используемой в ходе рыночных отношений. (Здесь уместно заметить, что власть так же является одной из форм собственности.) Достаточно очевидно, что вариантов реализации Второй идеологии весьма много и в зависимость от того какая собственность будет использоваться для оправдания несправедливости будет выбираться и название, но суть от этого меняться не будет, все будет делаться для оправдания эксплуатации.

Идеология в современной России; проблемы, перспективы

После крушения монопольного статуса коммунистической идеологии в общественном мнении сложилась ситуация, которую специалисты называли идеологическим вакуумом, т. е. идейно-целевые течения отсутствовали. Но она продолжалась недолго. Активность новых политических элит, пытавшихся отстоять интересы вступающих в борьбу за власть групп, а главное - стремление широких слоев населения концептуально оформить свои политические чувства, надежды и разочарования, породили всплеск различных идеологических доктрин. Временное затишье сменилось идеологическим бумом. Однако, несмотря на обилие идеологических конструкций в настоящее время доминирующее положение в политико-идеологическом пространстве занимают три идеологических течения: коммунистическое, национально-патриотическое и либерально-демократическое.

В то же время в коммунистической идеологии явно ощущаются две тенденции. Одна из них выражает стремление к либерализации этой доктрины, приближение ее к идеалам, разделяемым социал-демократией. Это находит свое выражение в признании права частной собственности, отказе от воинствующего атеизма, более лояльном отношении к правам человека, провозглашении норм правовой государственности и т.д. Однако и такие модификации, сочетаясь с идеями приоритетного положения общественной собственности, государственного регулирования экономики, сохранения социально-классовых приоритетов, жесткими геополитическими целями и рядом других традиционных положений показывают противоречивость и непоследовательность такой тенденции.


Наряду с ней существует и фундаменталистское течение, опирающееся на хорошо известные политические ценности и цели, исключающее саму возможность развития в стране отношений буржуазного типа. Учитывая же, что реальные социально-экономические и политические процессы в значительной мере связаны именно с такой перспективой развития общества, данное идеологическое течение нередко провоцирует экстремистские требования и формы политического протеста.

Всплеск активности национально-патриотических идеологий поставивших в центр своих требований образ Родины, обусловлен сложными процессами развития национального самосознания российского народа и особенно «кризисом» национальной идентичности, утратой чувств исторической перспективы и понимания уровня самооценки нации. По своему идейному и политическому содержанию - это самое противоречивое и разнообразное течение, собирающее под свои знамена как приверженцев самобытности России и ее культуры, ратующих за их обогащение и развитие в процессе равноправного диалога с иными культурами и цивилизациями, так и сторонников этногегемонизма, направленного против прав иных народов и враждебно настроенных к представителям других национальных групп.

Либерально-демократическая идеология, придерживаясь своих основополагающих ценностей, представлена тремя относительно самостоятельными идейными тенденцими. Так называемый радикальный либерализм настаивает на последовательном уменьшении регулирующей роли государства и поощрении стихийных процессов, видит главную задачу в осуществлении макроэкономических реформ и всемерной адаптации западного опыта, выступает против авторитаризма, но, тем не менее, допускает возможность преодоления сопротивления архаичных социальных структур насильственными мерами. В противоположность такой постановке задачи консервативный либерализм, испытывая страх перед сопротивлением традиционалистски настроенных слоев, выступает за максимальную ориентацию на сложившиеся хозяйственные связи, большую роль государства в осуществлении намеченных преобразований, достижение большего психологического комфорта для населения при проведении реформ.

Третья версия либерализма - это социал-либерализм. По своим установкам он достаточно близок к социал-демократической реологии. Главной ценностью в нем выступает свобода, понимаемая не только в духе классического либерализма как независимость от государства и других людей, но и как установление примерно равных для всех стартовых возможностей. Это предполагает позитивное отношение к государственным программам в области образования, здравоохранения и социального обеспечения, признание важности принципов социальной справедливости, ценности труда и т.д.

С теоретической точки зрения диалог отмеченных идеологических течений вполне может предполагать их определенное сближение и даже синтез отдельных положений. На практике же, хоть и происходит известное сближение позиций между ними, по ряду политических проблем (например, уважению прав человека, защите национальных интересов и некоторым другим вопросам) все же пока доминирует противостояние, оборачивающееся ростом политической напряженности и борьбы.

Как показывает опыт преобразований в обществах с переходными общественными отношениями, одним из важнейших условий стабилизации политической обстановки является выработка долговременной идейно-целевой доктрины, которой руководствуется государство в своей деятельности, которая обеспечивает интеграцию государства и общества, целостность всей социальной системы.

В свою очередь, условием выработки такого типа идеологии является достижение того минимального компромисса, который отразил бы как согласие основных групп общества относительно характера общественного строя и будущих перспектив развития. Здесь особая роль принадлежит позиции властей, их способности выражать интересы граждан и сохранять перед ними свои обязательства.

Еще одним условием эффективной выработки государственной идеологии является сохранение исторической преемственности поколений, внимательный учет национальных, исторических и географических особенностей страны.

России, видимо еще предстоит найти свою новую форму интегральной идеологии на основе творческого синтеза либеральных и национальных патриотических ценностей с лучшими традициями социалистической мысли и практики.

Идеологическ ие течение в современном мире

Классические идеологии

К основным типам политических идеологий, которые определяются наукой как классические, относятся либерализм, консерватизм, социализм.

Как самостоятельное идеологическое течение либерализм сформировался на базе политической философии английских просветителей в конце XVII - XVIII веках. Термин «либерализм» вошел в широкое употребление в первой половине XIX века в ряде западноевропейских государств и происходит от латинского «свободный», «имеющий отношение к свободе». Именно поэтому все определения либерализма включают в себя идеи личной свободы.

Истоки либерального мировоззрения восходят к Ренессансу. Вклад в формирование комплекса идей либерализма внесли представители европейского и американского Просвещения, немецкой классической философии, европейской классической политэкономии.

С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы политической ответственности граждан, веротерпимость, гуманизм. В комплекс идей классического либерализма входят:

в социальной сфере: утверждение абсолютной ценности человеческой личности и равенство всех людей, признание неотчуждаемых человеческих прав на жизнь, свободу, собственность;

в экономике: признание частной собственности, на основе которой базируется общественное хозяйство, требование отмены ограничений и регламентаций со стороны государства;

в политической сфере: признание прав человека, разделение законодательной и исполнительной властей, признание конкуренции.

Главной проблемой либеральной идеологии всегда являлось определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь человека, совмещение демократии и свободы.


Попытки решить эти вопросы и воплотить в жизнь идеи классического либерализма привели к возникновению в XX веке концепции «нового либерализма» или «неолиберализма». Неолибералисты проводят попытки реформирования классического либерализма, изменения его формы и идейного содержания. В основу политической программы неолибералов были положены идеи необходимости участия масс в политическом процессе, согласия между управляющими и управляемыми. В целом неолиберализм пытается смягчить некоторые крайности в идеях либерализма.

В России в конце XVIII века либерализм зарождался в постоянном противостоянии и преодолении традиций самодержавия и крепостничества, бюрократической безответственности. Он был направлен на признание за индивидом права на достойное существование. Для русской либеральной мысли в период ее появления характерна антидемократическая тенденция. На грани XIX - XX веков наметилась тенденция сближения концепции либерализма и демократических идей. Развитие либеральной мысли в России шло главным образом в русле исследования философско-правовой проблематики.

Таким образом, либерализм на разных этапах своего развития включал различные компоненты, разрабатывал новые доктрины. Это усиливало его дееспособность, привлекало сторонников, но и делало более противоречивым и неоднородным.

Политическая идеология либерализма все менее стала отвечать требованиям к научным доктринам. Произошло ослабление идейных и политических позиций либерализма. Сегодня либерализм стоит перед необходимостью пересмотра своей идейной базы, поиска новых внутренних течений и модификаций.

Следующим основным видом политической идеологии можно назвать консерватизм. Предпосылкой возникновения консерватизма стали неудачи либерализма после Французской буржуазной революции в XVIII веке. Впервые термин «консерватизм» был употреблен французским писателем Ф. Шатобрианом и обозначал идеологию феодально-аристократической реакции на буржуазную революцию. Сам термин происходит от латинского «сохраняю, охраняю».

Консерватизм как политическая идеология представляет собой не только систему политического сознания, предпочитающего прежнюю систему правления новой, независимо от ее целей и идейного содержания, но и принципы политического участия, отношения к государству, личности, общественному устройству.

Идейное и политическое значение консерватизма с трудом определяются, поскольку для этого существует ряд причин. Во-первых, наблюдается внутренняя разнородность политической идеологии консерватизма. В его структуре существуют два идейных направления. Одно из которых считает необходимым поддержание устойчивости общественной структуры в ее неизменной форме. Второе направлено на искоренение противодействия политических сил и предлагает воспроизводство прежних политических сил. Здесь консерватизм выступает как политическая идеология:

поддерживающая существующие порядки;

возвращающая к утраченному.

Но различные направления консерватизма имеют общие характерные черты: признание несовершенства человеческой природы и существования всеобщего морально-религиозного порядка, убеждение в неравенстве людей с рождения, необходимость классовой и социальной иерархии. В этом проявляется нехарактерный для консерватизма радикализм, стремление к силовым методам разрешения конфликтов, хотя в консерватизме присутствует уверенность в способности политики смягчать напряжение между социальными слоями.

Последние десятилетия в мире обычно выделяют три идеологических течения: традиционалистское, либертаристское и неоконсерватизм. Последнее сформировалось в качестве ответа на кризис мировой экономики в 70-е годы XX столетия.

Неоконсерватизм признает необходимость государственного вмешательства в экономику, но отводит значительную роль рыночным механизмам регулирования. В политической доктрине неоконсерватизма присутствует ряд приоритетных положений: подчинение индивида государству, обеспечение политической и духовной общности нации. Государство неоконсерваторов должно основываться на моральных принципах, обеспечивать индивиду необходимые жизненные условия на основе законности и правопорядка, при этом развивая институты гражданского общества, сохраняя уравновешенность отношений человека с природой. При этом всегда существует готовность неоконсерватизма использовать в отношениях с противником крайне радикальные средства.

В современной России консерватизм проявляет себя своеобразно. В период господства либерализма термин «консерватор» использовался для обозначения оппонентов из КПСС. Но вскоре консерватизму был возвращен истинный смысл и он заявил о себе как о мощном политическом течении. Сегодня консерватизм сохраняет и приумножает свое влияние, но не как политическая доктрина, а в роли интеллектуального течения.

Третья политическая идеология, условно определенная как классическая, - социализм. Возникновение социализма связано с многовековым желанием общественных масс социальной справедливости, социальной защиты личности. Следы мечтаний встречаются уже в античности, играют заметную роль в средние века, бросают вызов либерализму в конце XIX начале XX веков.

В период развития промышленного капитализма, которое вело к росту численности класса наемных рабочих, стали необходимостью выражение и защита интересов этого класса. В связи с этим складываются доктрины, предусматривающие коренное изменение структуры общества, замены капитализма социализмом без эксплуатации народных масс буржуазией. С распространением этих идей среди рабочих они стали называться социалистическими идеями и теориями. К середине XIX века сложились, а в конце окончательно оформились главные направления социалистической идеологии, имеющие определенную программу, теоретическое обоснование, многочисленных сторонников.

Последователи считали, что социализм - это общество, на знамени которого начертано «Все во имя человека, все для блага человека». Это общество, в котором:

средства производства в руках народа, навсегда покончено с угнетением человека человеком, социальным угнетением, нищетой и неграмотностью миллионов людей;

научно-технический прогресс ведет не к безработице, а к неуклонному повышению благосостояния народа;

обеспечено равное право на труд и его вознаграждение в соответствии с принципом «От каждого по способностям каждому по труду»;

устранено национальное неравноправие, утверждены равенство, дружба и братство всех наций;

идеи свободы, прав человека, обеспечивается единство прав и обязанностей, действуют одни законы и нормы нравственности, одна дисциплина для всех, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности;

сложился основанный на социальной справедливости, коллективизме и взаимопомощи социалистический образ жизни, дающий человеку уверенность в будущем.

В целом социализм недооценивает и даже вовсе отрицает значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд как предпосылки роста материального благополучия человека и общества.

Таким образом, главными преимуществами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, политика, а не экономика.

Для характеристики социализма в России основным является то, что социалистические идеи подкреплялись еще и практической организацией дела. Наиболее широко это отразилось в «народничестве» - этапе истории русского социализма. Средства реализации идей «народничества» были весьма разнообразными - от «хождения в народ» до « всеобщего бунта» с целью захвата власти народом. То есть социализм допускал любые приемы политической борьбы по принципу: «цель оправдывает средства».

Весьма характерной чертой XX-го столетия были многочисленные попытки модернизировать теоретическую основу социалистической идеологии. Но расхождение идей социализма с тенденциями мирового развития в XX веке и их явная склонность к силовым методам управления значительно ослабили политическое влияние социалистической идеологии в современном мире.

Радикальные и национальные идеологии

Важную часть политических идеологий современности составляют идеологии, развивающиеся в русле радикальных традиций. Радикальные идеологии находят необходимым изменение политического и общественного строя коренным образом. Различают правый и левый радикализм. Праворадикальная идеология проявила себя в различных формах и главным образом в виде фашистского движения.

В настоящее время сложилось двойственное восприятие фашизма. Одни понимают под ним конкретную форму политической идеологии, сформировавшуюся в Германии, Италии, Испании в 20-е годы XX столетия и служившие средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Другие считают, что фашизм - это идеология, не имеющая определенного содержания и возникающая там, где политические силы ставят цель подавления демократии, захвата и использования власти.

Политическая основа фашизма везде выражала интересы кругов общества, оказывавших финансовую и политическую поддержку и стремившихся подавить демократию.

Исторической родиной фашизма считается Италия и Германия, а родоначальником фашизма является бывший лидер итальянских социалистов Бенито Муссолини.


В центре фашистской идеологии находятся идеи военной экспансии, воинствующего антикоммунизма, расизма, шовинизма, а также применение крайних форм насилия против рабочего класса и всех трудящихся, широкое распространение государственно-монополистических методов регулирования политики и экономики, демагогия с целью создания массовой базы для фашистских партий и организаций.

Классической формой фашизма являлся национал-социализм А. Гитлера. Немецкая версия фашизма отличалась особым реакционным иррационализмом, высоким уровнем тоталитарной организации власти и крайним расизмом. В концепции германского фашизма основным являлось сохранение чистоты крови и расы. Теоретики германского национал-социализма выстроили свою идеологию, отдав приоритетное место в ней некоемому выдуманному народу - «арии». Следовательно, к настоящим «ариям» были отнесены немцы, англичане и ряд североевропейских народов. Государству отводилась второстепенная роль, первостепенным же стояло сохранение чистоты расы.

Фашизм сыграл решающую роль в развязывании Второй мировой войны, но потерпел военное и моральное поражение. Однако вскоре он возродился в форме неофашизма. Неофашистские силы применяют т.н. «стратегию напряженности», организуя террористические и другие акции, чтобы создать у политически неустойчивой части населения мнение о неспособности действующего правительства обеспечить общественный порядок, таким образом, толкая группы избирателей в «объятия» неофашистов. Действия «неофашистских» групп и движений ставили под угрозу демократические институты в различных странах, служили и служат возбудителем политических кризисов и напряженности.


Таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой фашизма (правого радикализма) явились доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, социальных, классовых, этнических групп общества. Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистическая, ни социалистическая идеология, основанные на принципе социального переустройства общества, сохраняя привилегированное положение для какой-либо социальной группы, слоя и предлагающие радикальные методы и средства для обеспечения этим группам соответствующего социального статуса.

Леворадикальное течение исторически возникло как реакция на социальную дифференциацию, ограниченность либеральной доктрины, элитарный характер демократии и т.д. В период победы нескольких буржуазных революций в Европе возникли самостоятельные леворадикальные движения. Одновременно с этим в Европе возникла леворадикальная идеология, которая при внутренней неоднородности и неопределенности имела ярко выраженный антиконсервативный и антилиберальный характер.

Развитие леворадикальной идеологии, комплекса идей и концепций происходит постепенно. Левый радикализм все чаще обращается к принципам и идеям, развивающимся в русле социалистической мысли, но главное в том, что леворадикальное течение всегда пыталось найти точку опоры, которая могла бы не только обосновать его позиции, но и быть символом протеста. Концепция левого радикализма опирается на широкий круг идей и принципов, что объясняется его скорой эволюцией в течение нескольких десятилетий и неоднородностью внутренней структуры. Объектом критики левого радикализма становились большой бизнес, военно-промышленный комплекс. На первый план выдвигались политические требования. Несмотря на правомерность большинства требований и их закрепление в Конституции, они воспринимались властью как некий вызов, политическая агрессия и встречали резкое противодействие. Поэтому в дальнейшем стали выдвигаться требования, носившие бунтарский характер, направленные на разрыв с устоявшейся системой и ее разрушение. Но система выстояла, и левый политический радикализм пошел на спад. Его участники разошлись по экстремистским и террористическим группам.

Вместе с вышеуказанными идеологиями в мире большую роль играют национальные идеологии, особенно в странах, где идет процесс становления национальных общностей. Национализм трактует «нацию» как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства. Для национализма характерны идеи национального единства и исключительности, получающие развитие в зависимости от исторической обстановки и межнационального общения.

В целом, идеологии этого типа выражают политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связаны с национальной принадлежностью. В соответствии с внешними условиями и уровнем национального самосознания населения политические силы могут выдвигать требования защиты культурной самобытности, увеличения геополитического пространства или защита собственных территорий и суверенитета от внешних посягательств.

В России в настоящее время национализм часто трактуется как принцип, требующий, чтобы совпадали политические и этнические единицы, а также, чтобы управляющие и управляемые силы внутри этих политических единиц принадлежали к одному этносу (Э. Геллнер). При таком подходе национализм может выступать как поле творческого раскрытия нации, средство ее очищения и саморазвития. В этом качестве национализм выступает не только на постсоветских территориях, но и в России, на ее исконно русских территориях. е только на постсоветских территориях, но и в России, на ее исконно русских территориях.

Мощной поддержкой национальных идеологий идет со стороны религиозных вероучений. В целом, сфера национальных отношений необычайно сложна. С позиций национальных идеологий может осуществляться политика защиты культурной самобытности и политических прав нации, собственных территорий и национального суверенитета от внешних посягательств. С этих же позиций могут стимулироваться настроения этнического гегемонизма, провоцироваться конфликты и прямые военные действия.

Источники

ru.wikipedia.org Википедия – свободная энциклопедия

www.gumer.info Библиотека Гумер - философия

revolution.allbest.ru Рефераты

traditio.ru Тридиция - руская энциклопедия

сформулируйте основные идеологические и эстетические принципы классицизма

Ответы:

Идеологические принципы: искусство и литература должны служить государству, они являются школой для воспитания молодежи, разъясняют обязанности перед обществом и монархом, формируют человека - гражданина. Эстетические принципы: 1. Образец для подражания - искусство Древней Греции и Рима. 2. В произведении все должно быть четко, рационально, вдохновение ни на что не влияет. 3. Жанры литературы строятся по определенным правилам, которые нельзя смешивать. "Высокий" штиль: трагедии, оды, поэмы. " Низкий " штиль: комедии, сатиры, басни. В "высоком" штиле требовалось писать царям, полководцам, о великих исторических событиях прошлого. В "низком" - о каждом дне, с юмором. Основные герои - простые люди. 4. Классицизм имел национальные особенности. В русской оде содержалось посвящение императрице Елизавете, которая тогда царствовала. Ее не просто восхвалял Ломоносов, но и говорил о том, что нужно сделать, чтобы остаться в памяти русской. Комедия " Недоросль " Фонвизина - это не только критика отрицательных черт характера человека, но и обобщающий портрет его. Действие происходит в одном месте в течение 24 часов, но сей факт не снижает воздействие произведения даже на современного читателя. Классицицизм имел положительное значение, потому что писатели обращали внимание своих современников на исполнение ими общественных обязанностей. Классицисты свои представления выражали в рамках разных жанров, привели в порядок язык и композицию произведения. Классики обратились к реальности "торжественным" или " веселым " слогом.

Современная политическая идеология как система представляет собой сложную многослойную структуру, в которой в зависимости от степени близости идеологических установок к повседневной жизни и их практического применения обычно выделяют три уровня функционирования, обеспечивающие ее воздействие на общество и превращение в ориентационно-мотивационную модель политического поведения.

I. Концептуальный уровень . На этом уровне формулируются основные положения, раскрывающие ценности, идеалы и установки определенного социального субъекта, обосновываются принципы общественно-политической жизни. Наличие такого процесса свидетельствует о способности определенной группы создать систематизированную, логически стройную картину общественной действительности. Научные данные здесь могут интерпретироваться в соответствии с идеологическими установками. Разработчики доктринальных положений на данном уровне (философы, ученые и т. д.) далеко не всегда сознательно стремятся навязывать свои идеи другим людям, а сформулированные учения по тем или иным причинам могут отразиться в массовом сознании в искаженном виде.

II. Программно-политический уровень. На этом уровне социально-философские и политические концепции формулируются в виде программ политических партий, конкретных лозунгов и требований политических сил, формируя, таким образом, основу для принятия управленческих решений и стимулирования политической активности. Идеология в этой связи снабжается политической пропагандой, и становится инструментом ведения политической борьбы, предполагающей нейтрализацию оппонентов.

III. Актуализированный уровень. Этот уровень характеризует степень освоения гражданами целей и принципов определенной идеологии, меру их воплощения в практической деятельности и поступках. На этом уровне проявляется эффективность пропаганды, которая приводит к различным формам политического участия и политической поддержки пропагандирующих свою идеологию сил. На данном уровне формируется идеологическое пространство с такими элементами, как идеологические требования, идеологическая цензура, идеологическая борьба.

Структуру идеологии образует взаимосвязь чувственно-эмоциональных и рациональных компонентов. Основными элементами идеологии являются убеждения, ценности, нормы и принципы.

Идеологические убеждения – это представления людей об обществе и путях его развития, в которые люди верят. Через убеждения происходит переход от знания к практической деятельности, и формируются мотивы участия в жизни общества.

Ценности – это значимые для людей явления или предметы (материальные блага, духовные и нравственные качества, идеи и др.), в существовании которых люди заинтересованы. Ценности выступают как ориентиры в деятельности человека, как своеобразные сверхзадачи, которые определяют ближайшие цели и пути их достижения. Так, например, ценность личности обусловливает цель построения демократического социального правового государства, способствующего ее полноценному существованию и гармоничному развитию.

Принципы – это практически значимые идеи, определяющие нормы поведения и деятельности (например, принципы гуманизма).

Нормы – это общепризнанные правила поведения и деятельности, существующие в виде запретов, дозволений и обязательств (например, правовые и моральные нормы).

К основным функциям идеологии относятся следующие.

ü Мировоззренческая функция связана с тем, что идеология создает определенную модель существующего общественного устройства, положения человека в обществе, по-своему объясняет социальный мир и дает человеку возможность ориентироваться в мире политики, как своего рода схема или карта.

ü Спекулятивная функция – конструирование возможного общественного строя и программы достижения этого будущего. Это выражается в создании общественно-политических программ, содержащих цели, задачи, методы и средства их достижения;

ü Оценочная функция состоит в предоставлении оснований для оценки социальной действительности с позиции интересов носителя данной идеологии. Одно и то же социальное явление разными субъектами воспринимается неодинаково и оценивается различным образом;

ü Социально-преобразовательная функция заключается в ориентировании масс на преобразование общества в соответствии с теми целями и идеалами, которые провозглашены субъектами данной идеологии;

ü Коммуникативная функция заключается в опосредовании общения, передачи социального опыта, связи поколений;

ü Воспитательная функция заключается в целенаправленном формировании особого типа личности, соответствующего ценностям определенной идеологии;

ü Нормативная функция задает социальному субъекту систему образцов (правил) социального поведения и деятельности;

ü Интегрирующая функция заключается в объединении людей посредством обоснования единства их интересов, укреплении целостности политического сообщества;

ü Мобилизующая функция заключается в организации деятельности определенного слоя, класса или иной социальной общности для реализации своих идеалов, целей.

1.4. Идеология и мировоззрение. Идеологию очень часто отождествляют с мировоззрением. Основанием такого отождествления является, видимо, сходство их функций – и идеология и мировоззрение служат средством ориентации человека в мире и формирования взгляда человека на мир и на его место в нем. Однако такое основание для отождествления этих понятий является недостаточным. Идеология и мировоззрение – это два качественно разные явления человеческой жизни. Прежде всего, принципиальное их отличие в том, что они различны по охвату реальности. Мировоззрение – это система взглядов, охватывающая весь мир в целом и все его явления, определяющая осмысленное поведение человека и стремящаяся объяснить взаимосвязь и взаимодействие всех фактов окружающей действительности. Таким образом, мировоззрение представляет собой целостный взгляд на бытие, который включает следующие главнейшие характеристики: понимание самого бытия, понимание смысла жизни человека, систему ценностей, нравственные принципы. Идеология в отличие от направленного на восприятие мира в целом мировоззрения связана, в первую очередь, с социальным бытием человека и выражает видение социальными группами своего места в той или иной системе общественных отношений, в определенной стране, в мировом сообществе, в конкретной исторической ситуации. Идеология, таким образом, по сравнению с мировоззрением, является более узким понятием, как по охвату реальности, так и по своему содержанию. Наконец, идеология принципиально отличается от мировоззрения тем, что всегда носит корпоративный характер, то есть принадлежит определенной социальной группе или слою, государству или объединению нескольких государств. По своему существу одна идеология не может быть пригодной для всех членов общества и социальных групп населения, если это идеология класса, для всех стран, если речь идет о национально-государственной идеологии. Первичность мировоззрения как основы идеологии заключается в том, что именно от того какое мировоззрение имеет человек, зависит идеология, которой он руководствуется в своей общественной деятельности. Мировоззрение носит общечеловеческий характер в том смысле, что не зависит от социальной общности, национальности или государственной принадлежности: оно может быть, например, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, но не может быть, буржуазным или пролетарским, английским или китайским. Так, среди идеологов, готовивших буржуазную революцию во Франции, можно встретить представителей самых разных мировоззренческих ориентаций, а среди российских социал-демократов начала XX в., претендовавших на роль выразителей пролетарской идеологии, были не только материалисты и атеисты, хотя В. Ленин считал, что пролетариату как классу должно быть присуще исключительно материалистическое и атеистическое мировоззрение. На этом примере видно, что социальные общности при построении своих идеологических систем пытаются опереться на тот или иной тип мировоззрения, адаптировать его применительно к своим потребностям и интересам. Поэтому мировоззрение и идеология иногда ошибочно воспринимаются как фактически тождественные понятия.

1.5 Идеология и политика . Идеология и политика тесно связаны друг с другом. Они имеют ряд общих черт и функций: обе они представляют собой явления общественного сознания и мобилизуют людей на реализацию поставленных целей, и та и другая направлены на обеспечение интеграции общества, политика достигает этой цели через социальные проекты, а идеология - через общественные идеалы, которые могут использоваться для легитимации и оправдания власти. Кроме того, идеологические доктрины позволяют разрабатывать подходы к определению текущих и перспективных целей политики и поиску оптимальных путей развития общества. Теоретические концепции воздействуют на политические решения, а практические оценки событий и явлений общественной жизни влияют на содержание идеологических концепций. Обычно, в основе кризиса политических общественных систем лежит, в конечном счете, идеологический кризис, а любое общественное возрождение начинается с очищения и обновления общественных идеалов и утверждения новой или переосмысления старой системы ценностей. В этой связи идеология рассматривается властью как способ социализации людей, т. е. усвоения каждым человеком определенных политических норм, ценностей и образцов. Такая тесная взаимосвязь политики и идеологии приводит к существованию и функционированию политической идеологии, которая обосновывает притязания определенной социальной группы на власть или ее применение. Одни политические идеологии направлены на стабилизацию, сохранение и укрепление сложившегося политического порядка; другие - выражают стремление к переменам в общественно-политической жизни, к смене властных элит и к политической модернизации.

Тем не менее, несмотря на теснейшее взаимодействие политики и идеологии, они не должны подменять друг друга, поскольку такая подмена приводит к нежелательным крайностям в их взаимоотношении.

Первая крайность – это чрезмерное идеологическое влияние на политику, или идеологизация политики . Такая крайность превращает политику в служанку или инструмент идеологии, догматизирует идеологические постулаты при принятии политических решений, не сообразуясь с реальной ситуацией. Монополия одной идеологии негативно сказывается на политике, на самой идеологии и в целом на состоянии всего общества, о чем свидетельствует опыт СССР.

Вторая недопустимая крайность – чрезмерное влияние политики на идеологию, или политизация идеологии , когда идеология испытывает на себе диктат политики господствующей элиты и ставится на службу монопольной власти. Опасным последствием политизации идеологии является преобладание узкогрупповых идей и ценностей над социально-нравственными принципами, признаваемыми всем обществом. Например, так называемая «шоковая терапия» и приватизация государственной собственности в России, проведенные в эпоху Б. Ельцина, были направлены не столько на легализацию принципа неприкосновенности частной собственности, сколько способствовали созданию и укреплению олигархической системы управления экономикой и политикой государства в интересах определенных групп состоятельных людей.

Исключение всякой монополии, идеологии или власти и их равноправное положение по отношению друг к другу является оптимальным вариантом взаимоотношений идеологии и политики.

1.6 Идеология и пропаганда. Идеология также тесно связана с таким важным явлением как пропаганда. Пропаганда каких-либо идей или взглядов базируется на основе определенной идеологии, однако идеологию и пропаганду нельзя отождествлять. Если идеология представляет собой совокупность идей, то пропаганда – это способ, система и характер распространения политических, философских, религиозных и других взглядов и идей с целью воздействия на сознание людей и изменения их поведения в желательном для пропагандиста направлении. Пропагандистское сообщение адресуется не столько к разуму, сколько к эмоциям людей. Термин пропаганда (лат. propaganda – подлежащее распространению ) вошел в политическую лексику, когда в 1622 г. Римский Папа Григорий XV основал в Риме миссионерское учреждение – «Конгрегация (объединение монашеских орденов) распространения веры», предназначенное для проповеди христианства среди язычников и уничтожения ересей. Реально значимым явлением социальной жизни пропаганда становится в XX в., тогда она начинает подразделяться на религиозную, политическую, социальную и коммерческую. Современные средства массовой коммуникации (газеты, радио, телевидение, Интернет) открыли большие возможности для распространения пропагандистского влияния. При этом можно также говорить об открытой пропаганде, когда источник используемой ею информации известен всем, и тайной, когда настоящий источник законспирирован. Тайная пропаганда обычно используется для ведения психологической войны и деморализации противника. Поскольку в пропаганде используются зачастую не совсем достоверные сведения, допускается приукрашивание действительности или наоборот сгущение темных красок, то порой у людей наблюдается определенное недоверие к самому этому термину. Но любая власть, как и любая оппозиция не могут обходиться без пропагандистских методов воздействия с целью популяризации своей идеологии и распространения призыва следовать ее принципам и установкам.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какой смысл вкладывал в понятие идеологии Антуан Дестют де Траси? Как понимали идеологию классики марксизма и В. Ленин? Что вкладывается в понятие «идеология» в настоящее время?

2. В чем смысл концепции деидеологизации и реидеологизации?

3. Опишите структуру идеологии, укажите уровни функционирования политической идеологии и ее функции.

4. Раскройте соотношение понятий «идеология» и «мировоззрение», «идеология» и «политика», «идеология» и «пропаганда».