Мчс присоединят к мвд. Процесс слияния минобороны и мчс запущен

На прошлой неделе масштабное наводнение, причинившее много неприятностей Дальнему Востоку, унесло первую человеческую жизнь. На подтопленной трассе Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре утонул «КамАЗ», за рулём которого находился военнослужащий. По решению главы военного ведомства Сергея Шойгу рядовой контрактник Баир Банзаракцаев будет посмертно представлен к государственной награде. «Наша Версия» разбиралась, почему военные всё чаще рискуют жизнью в зоне чрезвычайных ситуаций?

По данному факту заведено уголовное дело. Командиру роты, который вопреки запрету со стороны сотрудников ГИБДД приказал пересекать затопленный участок автомагистрали, грозит пять лет тюрьмы. Однако, несмотря на происшествие, Минобороны только наращивает число военнослужащих, которые помогают региону справиться с небывалым наводнением. В настоящее время 75% всех сил, которые борются с паводком на Дальнем Востоке и участвуют в ликвидации последствий наводнений, – это представители военного ведомства. Всего в Дальневосточном федеральном округе спасательными работами занимаются более 5 тыс. военнослужащих, задействованы 1 тыс. единиц специальной техники, 26 самолётов, 24 вертолёта и 39 катеров Минобороны. Солдаты участвуют в возведении дамб, помогают эвакуировать население. Военнослужащие также оказывают помощь местным жителям в оборудовании водоотводных каналов, восстановлении садово-огородных и фермерских хозяйств, расчистке дворов и приусадебных участков. По последним сообщениям из Минобороны, в настоящее время подразделения войск радиационной, химической и бактериологической защиты Восточного военного округа проводят послепаводковую дезинфекционную обработку: очищают освобождённую от воды территорию и проводят дезинфекцию питьевых колодцев в Амурской области.

Минобороны всегда участвовало в ликвидации последствий ЧС

На фоне Минобороны участие профильного спасательного ведомства МЧС куда скромнее: представительство спасателей в несколько раз меньше и составляет приблизительно шестую часть от всех участвующих в ликвидации последствий паводка сил и средств. По оценкам экспертов, это максимум, на что способно МЧС, – у них попросту нет ресурсов, чтобы одновременно заниматься ликвидацией последствий паводка сразу в пяти субъектах Дальневосточного федерального округа.

Нужно отметить, что Минобороны всегда активно участвовало в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в стране. Можно вспомнить, что при тушении масштабных пожаров в Подмосковье в 2010 году наиболее эффективными были трубопроводные батальоны Вооружённых сил. В прош­лом году при ликвидации последствий затопления в Крымске основные работы также выполнялись армией – к слову, именно военные очистили от завалов и грязи более половины затопленных территорий. При этом армия является главным участником ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций, несмотря на то что на это средства в бюджете не запланированы, по сути, военные помогают бесплатно.

Нужно заметить, что раньше армейцы участвовали в спасательных операциях под нажимом и по прямому указанию руководства страны. Наверное, самым ярым противником такого использования военнослужащих был предыдущий министр обороны Анатолий Сердюков. В период его руководства военным ведомством известны случаи, когда при обращении с просьбой оказать помощь ставились вопросы, кто будет компенсировать расходы, к примеру, за ГСМ и амортизацию техники. Шойгу в этом плане сильно отличается от своего предшественника. Порой создаётся впечатление, что он до сих пор ассоциирует себя с МЧС – министерством, которое нынешний министр обороны создавал с нуля и руководил им на протяжении 18 лет. К примеру, только по его личной инициативе по тревоге были подняты две бригады железнодорожных войск и в течение суток направлены в районы наводнения на Дальний Восток со всеми инженерными средствами: машинами разграждения, бульдозерами, самосвалами.

Идея объединить спасателей и военных сегодня буквально повисла в воздухе, не последнюю роль в этом играет харизма личности Сергея Шойгу, заработавшего себе славу в борьбе с различными катаклизмами. И нет ничего удивительного, что появившиеся в конце августа сообщения, что руководство России обсуждает предложение главы военного ведомства о реорганизации МЧС в структуру, которая будет подчинена Минобороны, были легко приняты на веру. И, несмотря на то что в Минобороны категорически опровергли предположения о слиянии двух министерств, ряд экспертов убеждены, что процесс объединения уже запущен, а вброшенная информация не что иное, как прощупывание общественного мнения.

При этом всё отчётливее проявляется ряд косвенных признаков, выдающих это намерение. В первую очередь это небывало возросшая в последнее время активность военных во время чрезвычайных ситуаций. Ранее также было объявлено, что создаётся центр робототехники Минобороны, который будет работать как для нужд военного ведомства, так и на МЧС. Признаки предстоящего слияния двух ведомств наблюдаются даже в мелочах. Так, форма нового образца, предназначенная для офицеров дежурных смен командных центров и управления оборонного ведомства и гражданских специалистов, поразительно похожа на форму МЧС.

На ключевые посты министр обороны активно расставляет офицеров МЧС

Кстати, в объединении Минобороны и МЧС нет ничего нового, ведь с 1971 года функции МЧС выполняли войска Гражданской обороны, входившие в Вооружённые силы, а командующий войсками ГО был первым заместителем министра обороны. Но в 1991 году было объявлено, что войска ГО не готовы к работе в условиях крупных аварий и катастроф, они были переданы в состав вновь созданной структуры. Дальше стараниями Сергея Шойгу МЧС выросло до размеров министерства, фактически обладающего своими вооружёнными силами и насчитывающего 350 тыс. человек, на содержание которого вкладывается до 10% средств, выделяемых на национальную оборону. Когда новое ведомство набрало силу, было решено, что Минобороны должно заниматься только вопросами обороноспособности, отражением внешней агрессии, а МЧС была поручена ликвидация последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Такое чёткое деление функций некоторые эксперты и сегодня считают наиболее сбалансированным.

Если обратное объединение всё же произойдёт, то, несомненно, большим плюсом станет существенная экономия бюджета, позволяющая сократить непомерно раздутый управленческий аппарат МЧС, где самая большая концентрация генералов из всех силовых структур. Структуру МЧС также можно будет дополнительно оптимизировать за счёт перераспределения функций спасателей и воинских подразделений. Также улучшится координация в действиях МЧС и Минобороны, что позволит эффективнее использовать имеющиеся ресурсы.

Кстати, в самом МЧС к возможному объединению относятся без видимого отторжения. Объяснение этому простое: если спасатели станут частью Вооружённых сил, то у офицеров МЧС появятся новые возможности для карьерного роста. Тем более что свои люди в Министерстве обороны уже есть, на ключевые посты министр обороны активно расставляет офицеров МЧС. Например, должности двух ключевых замминистра заняли бывшие служащие этого ведомства – Руслан Цаликов и Юрий Садовенко.

Если объединение случится, то за счёт единовременного укрупнения армии и слияния бюджетов двух структур новое силовое суперведомство будет обладать поистине неограниченными полномочиями, помноженными на финансовые и людские ресурсы. Также появится обоснование для оснащения МЧС вооружением и военной техникой, это позволит под видом спасателей посылать войска в горячие точки. Для руководства страны положительным моментом станет то, что окончательно закрепляется практика, когда, как в СССР (больше всего войск использовали при аварии на АЭС в Чернобыле и после землетрясения в Спитаке), армию без всяких бюрократических проволочек можно будет направлять ликвидировать чрезвычайные происшествия. Тогда под рукой всегда будет находиться большое количество рабочей силы, которую можно использовать при любом форс-мажоре без ущерба для бюджета.

Если верить мнению средствам массовой информации, то МЧС ждет реорганизация в форме присоединения. Подразделение станет частью министерства обороны РФ. Однако официальные источники эти данные пока не подтверждают. Поэтому нет оснований полагать, что подобная реформа будет проведена в ближайшее время.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Понятие

Реорганизация МЧС России – это прекращение действия ведомства, посредством объединения с Минобороны РФ. С такой просьбой обратился к Президенту РФ министр Обороны Сергей Шойгу.

Выполнение процедуры приведет к тому, что управляющий аппарат будет сокращен, а ведомство начнет подчиняться Министерству обороны.

Подразделения в регионах, например, пожарная служба, останутся. На армию могут быть возложены новые функции. Планируется усиление взаимодействия между военными и сотрудниками МЧС.

Окончательное решение по вопросу еще не принято.

Сотрудники государственных органов, на которых будет возложено проведение мероприятия, комментариев по этому поводу не дают. Однако реформа МЧС уже начата.

В грядущем году организацию ждут серьезные коррективы, которые в первую очередь коснутся управляющего персонала и людей, должности которых не являются профильными для МЧС.

Планируется масштабное сокращение.

Законодательство

Как и все мероприятия, реорганизация МЧС может выполняться только на основании закона.

Поэтому необходимо ознакомиться со следующими нормативными актами:

Все изменения, которые ожидают МЧС, будут выполнены в соответствии с . Изменения, которые противоречат положениям главного нормативно-правового акта, считаются незаконными. Как следствие не будут иметь юридической силы.

Видео: возможность

Причины

Сегодня все чаще всплывает информация о том, что будет проведена реорганизация МЧС в Минобороны и МВД.

Главной причиной мероприятия называется тот факт, что количество генералов в структуре составляй ¼ всех генералов Министерства обороны.

Такое количество руководящих должностных лиц не способствует эффективности работы подразделения. При этом во время устранения паводка на Дальнем Востоке военные и сотрудники МЧС работали вместе, показав высокую эффективность действий.

Опыт дал понять, что структуры неразрывно связаны и их объединение может плодотворно сказаться на функционировании подразделений.

Инициатором слияния выступил министр Обороны РФ Сергей Шойгу, который ранее возглавлял МЧС. Он, как никто другой знает все нюансы руководства подразделением и уверен, что подобная реорганизация пойдет на пользу структуре.

Однако нужно учитывать, что слияние МЧС и Минобороны РФ – это возможная информация. Официально данные подтверждены не были.

На сегодня указов или иных нормативно-правовых актов, призывающих к началу мероприятия, не существует. Чтобы узнать будет ли выполнена процедура на практике, необходимо изучать новости о реорганизации МЧС.

Официально подтвержденными сведениями является только информация о существенном сокращении численности сотрудников МЧС. Первая часть реформ уже проведена. Вторая будет осуществлена в 2019 году.

Общие положения

Что нового ждет МЧС? Пока точно неизвестно, будет ли осуществлено объединение подразделений.

Однако эксперты уже сейчас выделили основные положения, которые будет содержать грядущая реформа:

  1. Оптимизация штата.

    МЧС ждет масштабное сокращение. Возможно, полное упразднение управляющего аппарата структуры. Кроме того, будет уменьшена и общая численность сотрудников. Под сокращение могут попасть до 10% от общего количества работников МЧС.

  2. Объединение с Минобороны.

    Структура утратит самостоятельность и перейдет в подчинение Министерства Обороны РФ.

  3. Появление новых функций.

    Будет проведена работа по сближению военных и работников МЧС. У армии появятся новые функции. Военных станут чаще привлекать для устранения ЧС и последствий ударов стихии.

Эксперты уверены, что подобные действия положительно скажутся на функционировании подразделения. Уже сегодня присутствует перечень положительных примеров взаимодействия МЧС и Минобороны во время совместного устранения последствий происшествий.

Наличие общего руководства позволит лучше координировать действия структур и приведет к улучшению продуктивности их функционирования.

Сокращения

Реорганизация приведет к существенному сокращению штата сотрудников. План был объявлен еще в 2015 году. Тогда был поднят вопрос о необходимости финансирования боевых подразделений, кризисных центров и системе ВУЗов. Эти действия позволили бы решить вопрос недостаточной укомплектованности пожарных подразделений. Однако для реализации задумки требовались средства. По этой причине было принято решение о сокращении штата.

Изменения коснутся в основном руководящего состава МЧС. Планируется сократить 10% старших офицеров и 17% руководителей пожарной службы.

В июле 2019 года Президент подписал указ об уменьшении численности территориальных органов МЧС в регионах на 6 000 человек .

Количество сотрудников, относящихся к данной категории, будет сокращено до 20,3 тыс. человек . Общая предельная численность МЧС будет сокращена до 288 565 человек .

Штат распределится следующим образом:

Указ, подписанный Президентом РФ, приведет к тотальным переменам в структуре. Коррективы коснутся МЧС уже в 2017 году.

Оптимизация штаба

Какая реформа ждет штаб? Несмотря на ряд неподтвержденных данных, сегодня со 100% гарантией, можно сказать, что избежать оптимизации состава не удастся. В 2017 году сокращение в первую очередь коснется руководящего состава. Избежать увольнения не удастся и обычным работникам. На грядущий год запланировано сокращение 2 000 рядовых сотрудников МЧС.

Итого оптимизации станет сокращение общего штата работников на 10% , а гражданского персонала – на 15% .

Депутаты заявляют, что такие меры позволят существенно сократить траты и сэкономить бюджет. Сокращение расходов может стать причиной укрепления подразделения. Чиновники считают, что на эффективности функционирования службы подобные меры не отразятся. Сотрудники, которые продолжат работу в подразделении, смогут рассчитывать на индексацию заработной платы.

Государство постаралось минимизировать неприятные последствия проведения реформы для сокращенных работников и оставшихся сотрудников, которым предстоит выполнять большее количество работы.

Процедура оптимизации, которая пройдет в 2019 году, будет иметь следующие особенности:

  1. Сотрудники, которые попадут под сокращение, не будут уволены.

    Их переведут на гражданские должности. Мера позволит сбалансировать финансирование МЧС.

  2. Оставшиеся сотрудники могут рассчитывать на повышение размера заработной платы.

    Планируется проведение ежегодной индексации и приведение денежных выплат в соответствии с уровнем инфляции.

  3. Фонд заработной платы для сотрудников МЧС будет формироваться из 2 источников.

Однако, по мнению экспертов, грядущие меры не принесут существенных изменений. Аналитики дают прогнозы, что с изменениями, которые кардинально отразятся на функционировании подразделений, придется столкнуться после объединения МЧС и Минобороны. Впрочем, данные о слиянии пока не подтверждены.

Специалисты считают, что работа сотрудников служб под одним началом приведет к лучшей координации действий. Это повысит эффективность работы ведомств во время устранения последствий и ликвидации ЧС. Действия МЧС и Минобороны станут более связанными и логичными.

Непрофильные активы

Сокращение ждет и сотрудников, которые относятся к непрофильным активам МЧС.

Мероприятие может коснуться:

  • технических специалистов;
  • финансистов;
  • юристов;
  • программистов.

Сами сотрудники ведомства без энтузиазма отзываются о грядущих изменениях. Они уверены, что непрофильные специалисты обеспечивают адекватную работу всей структуры. Сокращение штата до минимума может стать причиной ухудшения функционирования МЧС. Увольнение приведет к существенному увеличению нагрузки на каждого работника.

Сокращение коснется не только людей. Еще в 2015 году было принято решение о списании имущества, которое не используется.

Под действие реформы могут попасть не только материальные ценности, не применяемые в ежедневной работе, но и целые части пустующих корпусов и зданий. Все планируемые изменения не будут осуществлены единовременно.

Старт реорганизации начался еще в 2015 году . Планируемые сокращения будут выполнены в начале 2017 года . Некоторые эксперты говорят, что в 2018 году МЧС будет включено в состав Минобороны РФ.

Указ Президента о реорганизации МЧС

На сегодня процесс объединения МЧС и Минобороны еще не подтвержден законодательно. Однако уже сейчас Президент РФ издал Указ, согласно которому будет существенно снижена планка максимальной численности сотрудников подразделения.

Согласно нормативно-правовому акту, общая численность сотрудников МЧС теперь не может превышать 288 565 человек.

На этом изменения не заканчиваются. Факты свидетельствуют о том, что планируются дальнейшие преобразования.

Прогнозы

Эксперты сходятся во мнении, что ожидать изменений все же стоит.

Существенное сокращение расходов на государственный орган и доказанная эффективность взаимодействия МЧС и Минобороны могут стать решающими факторами во время принятия решения.

Однако реорганизация планируется не раньше 2019 года. Пока точная информация о действии отсутствует, и предполагать дату его проведения рано.

Преимущества и сложности

Специалисты уверены, что реорганизация МЧС повлечет за собой ряд положительных последствий.

К ним относятся:

  • сокращение трат на министерство;
  • повышение качества работы МЧС и Минобороны;
  • увеличение эффективности выполнения задач из-за единого руководства.
  1. Однако пока непонятно, как будет осуществляться руководство объединенным подразделением, и кто возьмет на себя эту роль.
  2. Открытым остается вопрос и о точной численности подразделения.
количество ФПС увеличилось на 30 тыс чел.

Диву даешься. Ну, может в Самарской области численность в пожарных частях и удвоилась (а может, утроилась?), не знаю, не был. Однако уверен, что не утроилось. Скорее наоборот...

Вы задайтесь вопросом: что такое ФПС?

Ст. 5 ФЗ "О пожарной безопасности" № 69-ФЗ установлено, что Федеральная противопожарная служба включает в себя:

Структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора (далее - органы государственного пожарного надзора);
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Пожарно-технические, научные и образовательные организации, судебно-экспертные учреждения;
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 08.03.2015 N 37-ФЗ)

Пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения федеральной противопожарной службы);

Пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы);
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ)

Пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы);
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ)

Пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 234-ФЗ).

Возьмите последний абзац- договорные подразделения. Есть, остались, но без погон и без зарплат. Однако ФПС. По п. 1б) указа №386- 29 975 работников договорных подразделений ФПС ГПС. Кстати, после произведенных обрезаний и усекновений (до 1 января 2014 года их было 36 тыс.-постановление Правительства РФ от 29.05.2013 г. N 450) эта численность до одного человека совпадает с численностью п. 2 постановления Правительства о ФПС.

Теперь возьмите первый абзац - центральный аппарат. Попробуйте найти, сколько их было на 01.01.2013 (ПП РФ от 20.06.2011 N 484). А теперь скажите, на сколько увеличилось их количество.

Еще момент. Через месяц после утверждения Правительством Положения о ФПС появляется указ Президента РФ от 26 июля 2011 г. N 1010 "Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и соответствующих этим должностям специальных званий".

Улавливаете цепочку? Президенту преподнесли (кстати, совершенно справедливо), что ФПС-серьезная сила, более 221 тыс. чел. Ими же руководить надо. Он это понял и принял. В результате Указ состоялся.

Дальше пошло-поехало. Сегодня за счет ФПС введены ВОСЕМЬ должностей генерал-полковников внутренней службы (3 заместителя министра, 4 начальника РЦ, начальник ГУ по г. Москве), ДВАДЦАТЬ должностей генерал-лейтенантов внутренней службы (три директора департамента, начальник Управления стратегического планирования и организационной работы МЧС, 14 начальников ГУ, три начальника образовательных учреждений) и т.д. Только должности генерал-майоров внутренней службы за счет ФПС введены у 63 нач. ГУ субьектов...
http://base.garant.ru/55171808/

Теперь смотрите. Как объяснить, что должность директора ДКП (п. 3 указа 1010) содержится за счет ФПС? Он что, пожарный? Или ЧЕТЫРЕ заместителя начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях - старших оперативны дежурных на должностях генерал-майоров внутренней службы (п.19.1 указа 1010)? Какие они пожарные? Не пожарные вовсе. Зато осуществляют управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы...

Еще. В РФ есть численность ФПС, не предусмотренная законом. Так, в ст. 5 ФЗ-69 отстутствует, а в ч.5) п. 3 "Положения о ФПС" присутствуют подразделения обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
http://www.consultant.ru/cons/cgi/on...

Если обеспечивающие подразделения ввести в состав ЦА МЧС, то их легко можно сделать МЧС и без данного пункта постановления Правительства. А если подразделение на территории или в субъекте-то можно объявить, что оно обеспечивает деятельность ФПС. Например: бухгалтерия обеспечивает? Обеспечивает. Снабженцы обеспечиваю? Еще как... Ну и так далее.

Для полноты картины. В России в МЧС не должно было остаться пожарных частей ВООБЩЕ. Как не осталось гарнизонов пожарной охраны. Поскольку с 2015 года есть только пожарно-спасательные гарнизоны (Федеральный закон от 13.07.2015 N 234-ФЗ). Как теперь развести пожарных и спасателей, если придется...Как в мультфильме про золотую антилопу раджа золото в своем сундуке поделить не мог...

Реорганизация МЧС России в 2018 году является темой для обсуждения номер один, ведь уже в течение нескольких лет в нашей стране крупные силовые организации входит таких реформ и преобразований претерпели и подверглись серьёзным изменениям и преобразованиям.

Причём этот процесс в полную ногу идёт и в данный момент времени, причём по слухам довольно масштабная реорганизация ожидает в этом году силовые и военизированные структуры.

Почему МЧС?

Многие задаются вопрос – почему именно МЧС, возможно процесс реорганизации и модернизации затронет другие ведомства. Но специалисты и эксперты приводят ряд серьёзных домыслов и признаков в сторону именно МЧС. Что же это?

  • Во-первых, недавнее упразднение ФСКН и передача её основной функции полиции. На тот момент времени, многие эксперты такое решение просто-напросто расценили и связали с неэффективностью работы Федеральной службы, работники которой то и дел попадали и мелькали в различных довольно громких и бурных скандалах и разбирательствах.
  • Во-вторых, роспуск ФМС, деятельность которого была совершенно незаметна и не подвергалась совершенно никаким нареканиям со стороны. Но их ожидала та, же учесть, что и ФСКН.

На основании уже этих двух важных моментов, многие в 2018 году ожидают реорганизации и перемен в таких ведомствах, как МЧС, МВД, ФСБ. Причём большая часть специалистов и простых служащих сводились к единому мнению, что их, просто ожидает объединение с наиболее дееспособными спецподразделениями под единое командование и расширение их полномочий. Но, это лишь малая часть всех тех преобразований и изменений, которые их ожидают в процессе такой реорганизации.

Что будет и основные предпосылки реформы?

Стоит отметить, что пока ещё не было озвучено официально о каких-либо реформах МЧС в 2018 году, хотя ряд шагов к этому уже было сделано и очень даже успешно и эффективно. Одним из таких действенных шагов стал президентский Указ, который был ещё опубликован а августе прошлого года, по итогам которого в рядах МЧС должно произойти серьёзное сокращение. В результате, уже сегодня оглашены следующие цифры и данные, которые коснуться непосредственно этого года.

  1. 1.Общее количество сотрудников не должно быть более 288,5 тысяч человек.
  2. 2.К воинским формированиям, которые будут находиться непосредственно в подчинении министерства управления должно быть не менее 7,2 тысяч.
  3. 3.Гражданские должны составлять 30 тысяч человек.
  4. 4.Число работников министерского аппарата должно быть 820 сотрудников и не более того.

Наверное, даже простому служащему совершенно понятно и ясно о том, что такие преобразования являются хорошей подготовкой к серьёзным структурным изменениям и преобразованиям, в ходе которых избежать увольнения и сокращения многим сотрудникам просто-напросто невозможно. Хотя, многие утверждают, что такие довольно глобальные сокращения наблюдались ещё и ранее, но они не были поводом и основанием к изменениям, и никакой реорганизации за этим не последовало.


Ещё одним довольно важным фактором и моментом, о котором говорят эксперты, является формирование и создание 100-го отдельного полка материального обеспечения. Но что это такое и для чего он нужен? Сам по себе полк представляет собой оперативное подразделение, главной задачей которого является борьба со стихийными бедствиями, которое будет полностью подчиняться, и находиться под контролем Министерства обороны. Согласитесь, вот этот факт действительно может служить поводом для волнений и беспокойства, причём является хорошим и верным доказательством того факта, что в будущем времени пожарное ведомство частично станет военным.

МЧС или ФСБ?

Несмотря на то, что большая часть экспертов и аналитиков, всё же склоняется к тому мнению, что реформ стоит ожидать в системе МЧС, всё же спорным остаётся вопрос – ФСБ или МЧС, что же станет слухом, а, что реальностью. Пока в средствах массовой информации не было озвучено официально никакой информации в отношении этих двух ведомтсв и систем. Хотя всё-таки очень часто можно услышать о том, что в ближайшие годы следует ожидать двух довольно важных событий. Что же это за события? Прежде всего, это создание Министерства Государственной Безопасности, ближайшим родственником и предводителем которого называют и считают непосредственно существовавшее в советские времена КГБ. Основной для создания такого министерства, скорее всего, будет служить ФСБ, которому в свою очередь отдадут в подчинение ФСО, который занимается охранной деятельностью ключевых лиц в системе государственного управления, и СВР, деятельность которого неразрывно связана и переплетена с задачами Министерства обороны. А вторым важным событием станет реформирование МЧС, о котором также вскользь иногда упоминается. Но, всем служащим, деятельность которых связана с МЧС не стоит пока слишком пугаться и волноваться, так как вряд ли полное реформирование состоится в этом году, поэтому, вероятнее всего в 2018 году следует ожидать подразделения ведомства между армией и полицией.


В минувшую пятницу Владимир Путин подписал указ, согласно которому губернаторы будут охраняться Федеральной службой войск национальной гвардии РФ (Росгвардией). То есть, по-видимому, Федеральная служба охраны (ФСО), которая сейчас охраняет мэра Москвы, губернатора Санкт-Петербурга и глав некоторых других регионов, передаст эти полномочия Росгвардии. Лишатся статьи доходов и частные охранные компании, которые обеспечивают безопасность ряда губернаторов.
Как рассказал «НГ» советник главы Росгвардии, экс-начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Юрий Балуевский, данное решение главы государства закономерно, так как «любые носители особо важной государственной информации (а губернаторы ею обладают. – «НГ») должны быть надежно защищены». Между тем в осведомленных кругах уверены, что ожидаются новые указы главы государства, в которых Росгвардия получит другие, более широкие полномочия, связанные с защитой населения от внутренних потрясений, в том числе от различного рода стихий, пожаров и других бедствий.
Как сообщают источники из Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), в ближайшее время эта структура будет расформирована. А функции МЧС получит не Минобороны, чего давно добивался глава военного ведомства Сергей Шойгу, а Росгвардия, которую возглавляет генерал армии Виктор Золотов. Он, как известно, в свое время возглавлял Службу безопасности президента РФ. И, видимо, поэтому Владимир Путин доверит ему сформировать структуру, которая уже в скором будущем, не дублируя, а дополняя функции МВД и ФСБ, будет отвечать и обеспечивать внутреннюю безопасность и стабильность в обществе.
«Стихийные бедствия, пожары и другие катаклизмы в нынешних реалиях могут являться элементами гибридной войны, – считает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. – По законам РФ Минобороны отвечает за защиту государства от внешних угроз.
А кто отвечает за внутреннюю безопасность? Вроде ведомств много, а эффективность от их деятельности порой невысока. После распада СССР Россия пережила две гражданские войны в Чечне. Стране в глобальном масштабе по-прежнему угрожает терроризм, а также другие деструктивные явления, способные при определенных условиях разрушить общество. Противостоять этому сможет только очень хорошо подготовленная структура. Надо полагать, Путин делает ставку на Росгвардию».
Эксперт отмечает: «Если МЧС присоединят к Росгвардии, численность этой структуры увеличится почти вдвое. При этом можно будет сэкономить за счет сокращения управленческого аппарата». Неткачев напоминает, что, к примеру, функции МЧС в США выполняет именно Национальная гвардия: «Но в условиях России это обретает совсем другое качество».

Недавно первый заместитель директора Росгвардии генерал-полковник Сергей Меликов заявил, что ведомство создает в каждом федеральном округе Силы быстрого реагирования. Об этих силах говорил и генерал Золотов, выступая 25 октября в Совете Федерации. «В ближайшие три года основные усилия Росгвардии будут сосредоточены на создании в федеральных округах группировок войск, способных при резком обострении обстановки в кратчайшие сроки выполнить поставленные задачи – как в мирное, так и в военное время», – заявил он.
Грубая прикидка показывает, что если в Росгвардию (штатная численность – около 340 тыс. военнослужащих) вольется МЧС (290 тыс. сотрудников), численность этой силовой структуры составит более 630 тыс. человек. Это в два раза больше, чем численность Сухопутных войск Российской армии.
МЧС реализует новую стратегию развития, в которой не просматривается места для региональных центров. Их уже начали сокращать. Первой жертвой стал дальневосточный центр, о расформировании которого объявлено официально.
По словам начальника Сибирского регионального центра МЧС Сергея Диденко, более 300 работников Дальневосточного регионального центра МЧС России в Хабаровске будут сокращены в связи с его ликвидацией. Увольняемым специалистам помогут с трудоустройством или переводом в другие структуры ведомства.
Громкая новость совпала по времени с выходом Указа президента об увольнении со службы 13 генералов МЧС. Генеральский звездопад стал полной неожиданностью для многих. Освобожденными от должностей оказались руководители не только Дальневосточного, но и Северо-Кавказского, Приволжского и Уральского региональных центров.
Среди уволенных такие знаковые фигуры, как, скажем, генерал Агафонов, чей фактурный профиль регулярно появлялся на телеэкранах, шла ли речь о расследовании авиакатастроф в Египте или в Сочи. Отправился на пенсию и патриарх МЧС, блестящий офицер с большой буквы, генерал-полковник Юрий Ковалев, отвечавший за регионы. А генерал-лейтенант Соловьев и генерал-майор Волынкин всего несколько дней назад летали на вертолете вместе с министром по районам, пострадавшим от осеннего тайфуна "Лайонрок". И казалось тогда ничто не предвещало отставок. Но теперь они, а также бессменный и очень харизматичный лидер северо-кавказских спасателей генерал Литюк, в том самом списке уволенных.
Трудно даже перечислить в одной заметке всех тех, кто лишился должностей. По крайней мере, таких громких отставок разом в МЧС не припомнят. Но в ведомстве, как ни странно, паники нет. И это главное, что следует из случившегося. Отставок, перемен и реформирования ждали. Перемены произошли не вдруг и не спонтанно.
О грядущем расформировании двух региональных центров впервые открыто с высокой трибуны глава МЧС Владимир Пучков заявил еще в конце декабря прошлого года в Санкт-Петербурге. На подведении итогов работы Северо-западного округа он не назвал, кто из восьми центров будет сокращен первым, но тогда министр сказал, пожалуй, ключевую фразу о том, что региональные центры показали низкую эффективность.
Заявить так министру позволили результаты серьезных исследований, которые проводились в ведомстве на протяжении двух лет. Именно тогда президентом страны была поставлена задача оптимизировать работу министерства и сделать его еще более эффективным, определив стратегию развития на двадцать лет вперед.
В МЧС к выполнению этой задачи подошли так: сначала определили "слабые звенья". Ими оказались смежные и административные подразделения. Раздутыми оказались и аппараты. Их и решено было сокращать в первую очередь. Кстати, одним из первых глава МЧС Владимир Пучков сократил свой аппарат.
Затем определили общую стратегию развития министерства. О ней не раз Владимир Пучков говорил на многочисленных совещаниях как Москве, так и в регионах. Она довольна проста и понятна - развивать и усиливать реагирующие подразделения за счет административных и аппаратных.
Кто пойдет в огонь? Генерал не пойдет. Надзирающий инспектор, перекладывающие бумаги клерки - тоже. Значит надо повышать профессиональный уровень спасателей, пожарных, психологов, водолазов. Надо увеличивать им зарплаты, обеспечивать по максимуму соцпакет, а не так, чтобы сотрудник ведомства, дежурящий сутками у пульта получал копейки. Примерно так говорил министр на совещаниях не раз и не два.
Показательный случай произошел на днях в Приморье. Министр сразу по прилету во Владивосток пересел на вертолет и отправился в Хасанский район на открытие пожарно-спасательной части в поселке Балабаш. Ее построили всего за месяц, но на удивление качественно. Но Владимир Пучков лишь вскользь бросил взгляд на стены, а первым делом зашел в дежурку и спросил у молодой девушки-оператора, сколько она получает. Молодая девчонка, смущаясь, ответила, что 17 тысяч, из которых 6 тысяч уходит на оплату съемной квартиры. Было видно, как министр изменился в лице. "Надо это поправлять", - сказал он.
Вот эти поправки и начались. Пока подразделения МЧС России, дислоцированные на территории Дальнего Востока, перешли в подчинение Сибирского регионального центра, базирующегося в Красноярске. Очередной этап реформирования управленческой структуры министерства в рамках укрупнения Сибирского, Центрального и Южного региональных центров МЧС России будет закончен уже в этом году. Уволенных людей, как заявили в ведомстве не бросят.
С каждым из руководителей будет проведена беседа и их кандидатуры будут рассмотрены на другие должности в системе МЧС России. Тех, кто достиг пенсионного возраста после всех предусмотренных законом процедур с почетом проводят на пенсию, - сообщили в МЧС.
Но на этом оптимизация ведомства не закончится. Реформирование всех региональных центров продлится еще год. В МЧС видят ведомство как укомплектованные новейшей техникой управления и пожарно-спасательные части на местах с минимальным управленческим аппаратом.
Плюс у министерства должны быть мобильные подразделения, готовые быстро прибыть на усиление в любую точку не только страны, но и всей планеты. Роль таких отрядов уже успешно выполняют центры "Лидер" и "Центроспас". Их реформа не коснется. Так что сейчас дело только за региональными центрами.