Определение понятия и элементы системы российского права. Система права: понятие, структура

Характерные черты системы права:
    • единство и различие, взаимодействие юридических норм;
    • способность к делению (систематизации);
    • объективность;
    • материальная обусловленность.

Подробнее

Единство юридических норм , образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной ; во-вторых, единством , в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

В то же время различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д. Поэтому они подразделяются на отдельные части - отрасли, институты. В основе такого обособления лежат указанные выше особенности, и прежде всего разнообразие, специфика самих общественных отношений.

Однако объективная природа системы права не означает, что законодатель не может на нее повлиять. Он может вносить в систему права известные коррективы, изменения (например, выделить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.), но в принципе система права от него не зависит, нельзя ее заново создать, отменить, "перестроить".

Обособить можно только то, что объективно обособляется. Иными словами, государство, власть могут в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию, развитию, но не более того. Они не могут по своему "хотению" учредить, ввести декретом нужную, желаемую систему права.

Объективность - важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Великобритании право не систематизировано).

Систематизация - это всего лишь сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурные элементы системы права

К структурным элементам системы права относятся:

    • норма права (материальная или процессуальная);
    • подинститут права;
    • подотрасль права;
    • отрасль права.

Правовая норма - первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма - "исходный" элемент, "живая" клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность (С.С. Алексеев).

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт - составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов. Примеры правовых институтов: в уголовном праве - институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве - институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве - институт ; в административном - институт должностного лица; в семейном праве - институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом - как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость (качественная однородность той или иной сферы общественных отношений) предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет (протоколирует) эту потребность.

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:

    1. структура отдельного нормативного предписания;
    2. структура правового института;
    3. структура правовой отрасли;
    4. структура права в целом.

Материальное и процессуальное право

В правовой науке все юридические нормы подразделяются на

    • материальные - регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д.;
    • процессуальные - определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

1. Система права - внутреннее строение права, обусловленное ха­рактером регулируемых общественных отношений, социально-экономическими, политическими, культурными факторами.

2. Структурными элементами системы права являются:

норма права - установленное государством, обеспеченное го­сударственной защитой, общеобязательное, формально опреде­ленное правило поведения, которое устанавливает взаимные права и обязанности участников общественных отношений и являет­ся их регулятором. Норма права является своего рода кирпичи­ком, исходным элементом системы права;

институт права - совокупность правовых норм, регулирующих од­нородные общественные отношения внутри отрасли права. Ино­гда институт права регулируется нормами различных отраслей (так, институт залога является предметом регулирования только гражданского права, а институт собственности регулируется нор­мами конституционного, гражданского, семейного, админист­ративного и других отраслей права);

подотрасль права - совокупность правовых институтов, регули­рующих взаимосвязанные родственные отношения одной и той же отрасли. Например, в гражданском праве выделяют подотрасли:

обязательственного права;

отрасль права - логически объединенные и взаимосвязанные между собой правовые нормы, институты, подотрасли, кото­рые регулируют определенные крупные группы общественных отношений.

3. Основаниями для распределения норм права по отраслям являют­ся предмет и метод правового регулирования.

4. Предмет правового регулирования ~ это совокупность качест­венно однородных общественных отношений, на которую воз­действуют нормы определенной отрасли права. Метод правового регулирования - это совокупность юридических способов и приемов воздействия на общественные отношения. Суще­ствуют следующие методы правового регулирования: императивный - метод категорических, властных предписаний, не допускающий отступления от нормы права; основан на под­чинении, субординации. Характерен для уголовного, админи­стративного права;

диспозитивный метод (автономии) - способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами; предоставляет им выбор варианта поведения. Харак­терен для гражданского, семейного права. Отрасли права бывают двух основных видов:

материальные - непосредственно регулируют общественные отношения (к ним относится большинство отраслей права);

процессуальные - регулируют порядок (процедуру, процесс) рас­смотрения дел, споров в суде (уголовно-процессуальное, граж­данское процессуальное право).

Также для системы права характерно его деление:


на публичное право - объединяет отрасли, регулирующие отношения с участием государства и его органов (публичный порядок). Для данных отраслей характерен в основном императивный метод правового регулирования. К указанным отраслям относятся, на­пример, конституционное, административное, уголовное право;

частное право - объединяет отрасли, регулирующие отноше­ния преимущественно между физическими, юридическими ли­цами (частный порядок). Для данных отраслей характерен пре­имущественно диспозитивный метод правового регулирования. К ним относятся гражданское, семейное и др. отрасли права.

Основными отраслями российского права являются: конституционное право - ведущая отрасль национальной право­вой системы, регулирующая:

основополагающие права и свободы человека;

Основы государственного устройства;

базовые положения иных отраслей права;

гражданское право регулирует имущественные и личные неиму­щественные отношения;

гражданское процессуальное право регулирует порядок судебной и защиты имущественных и личных неимущественных отношений, а также семейных, трудовых и иных отношений;

уголовное право определяет круг общественно опасных деяний (преступлений) и наказаний за совершенные преступления;

административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, а также определяет круг правонарушений небольшой общественной опасности (админи­стративных правонарушений), наказаний (взысканий) и порядок их наложения;

семейное право регулирует правовую и имущественную сторону семейных отношений (но не сами семейные отношения);

трудовое право регулирует трудовые отношения - порядок за­ключения и расторжения трудового договора, права и обязан­ности работника и работодателя, режим рабочего времени и времени отдыха, порядок рассмотрения трудовых споров и др.;

международное право, состоящее из двух частей:

В соответствии с романо-германской правовой традицией во главе у каждой отрасли имеется базовый нормативно-правовой акт - кодекс (в переводе с гр. - "пень" - т. е. основа "корневой системы" каждой отрасли права).

Система права носит общественный характер. Отражая реально су­ществующую систему общественный отношений, право подразделяется на определенные части в зависимости от конкретного содержания общес­твенных отношений регулируемых его нормами. По содержанию отношения могут быть - имущественными, финансовыми, земельными, трудовыми и другими. Каждый вид отношений регулируется определенной группой пра­вовых норм. Поэтому системность общественных отношений придает сис­темные свойства праву и обуславливает его структурное построение. Основной элемент системы права - отрасль права. Это наиболее широ­кое объединение норм регулирующих все разнообразие определенного ви­да общественных отношений. Отрасль способна к самостоятельному фун­кционированию в общей системе права, она отражает и регулирует наи­более важные, относительно обособленные группы общественных отноше­ний. Отрасль права - это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих специфичес­кий вид общественных отношений. Например, нормы права, регулирующие земельные отношения, образуют отрасль земельного права.

Система права включает в себя следующие основные отрасли:

Среди всех отраслей системы права ведущее положение занимает государственное право. Это вытекает из особенностей общественных от­ношений, составляющих предмет правового регулирования данной отрас­ли. Таковыми являются общественные отношения, составляющие основы полновластия народа.

Нормы государственного права закрепляют общественное и госу­дарственное устройство, организацию, функции и взаимоотношения орга­нов государства, избирательную систему, основные права и обязаннос­ти граждан. Эти же нормы являются первичными по отношению ко всем другим нормам. Они служат как бы исходным нормативным материалом для других отраслей системы права и в этом смысле занимают ведущее поло­жение среди других отраслей.

Основными источниками российского государственного права яв­ляются Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации, иные законы, указы Президента РФ.

Близкое по значению к государственному праву занимает отрасль административного права. Предмет регулирования административного права составляют общественные отношения, возникающие в процессе ис­полнительно-распорядительской деятельности органов государства.

Особенностью этих общественных отношений является то, что од­ной из сторон здесь всегда выступает государственный орган или дол­жностное лицо. В качестве метода правового регулирования в админис­тративном праве большое значение имеет метод властных предписа­ний. Основные принципы административного права закреплены в Конститу­ции РФ, конституциях республик в составе Российской Федерации и нормативно-правовых актах иных субъектов РФ.

Большинство норм административного права содержится в многочис­ленных актах высших органов государственной власти и государственно­го управления РФ.

Финансовое право представляет собой систему правовых норм, ре­гулирующих финансовую деятельность государства, то есть дея­тельность по сбору и распределению денежных средств на нужды народ­ного хозяйства.

В качестве предмета регулирования выступают отношения между высшими органами государства и другими хозяйственными органами по поводу государственного бюджета, его составления, утверждения, ис­полнения, а также в связи со сбором налогов, государственным страхо­ванием, займами.

Нормы финансового права тесно связаны с государственным и адми­нистративным правом. Источниками финансового права является ряд кон­ституционных норм, содержащихся в законодательстве России и респуб­лик (например, законы о государственном бюджете, налогах), акты Ми­нистерства финансов РФ.

Земельное право как отрасль права включает в себя правовые нормы, регулирующие распределение государственного земельного фонда в соответствии с хозяйственным назначением между различными субъек­тами. Важнейшие юридические нормы земельного права представлены в Конституции РФ, закрепляющей формы собственности на землю. Другая часть правовых норм находится в законах РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" 1990 г., "О земельной реформе" 1990 г., "О плате за землю" 1991 г. и др.

Трудовое право объединяет юридические нормы, регулирующие отно­шения рабочих и служащих в процессе трудовой деятельности. Эти нормы определяют условия возникновения, изменения, прекращения трудовых отношений, а также регулируют тесно связанные с ними отношения по социальному обеспечению, пенсионному обслуживанию. Основными источ­никами трудового права являются Конституция РФ, Кодекс законов о труде РФ и другие нормативно-правовые акты.

Гражданское право есть совокупность правовых норм, регулирую­щих сферу имущественных и тесно связанных с ними личных неимущес­твенных отношений. В качестве предмета правового регулирования выс­тупают общественные отношения между государственными органами, пред­приятиями, общественными организациями и гражданами по поводу иму­щества, а также некоторые личные неимущественные отношения.

Предмет регулирования в гражданском праве сходен с общественны­ми отношениями, регулируемыми финансовым, административным и трудо­вым правом. Однако, особенностью гражданского права является то, что, во-первых, участники правовых отношений здесь пользуются авто­номией в выборе вариантов повеления, во-вторых, отсутствуют отноше­ния власти и подчинения между сторонами. Основными источниками граж­данского права является Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Зако­нодательство о собственности.

От гражданского права отпочковалась в виде отрасли группа пра­вовых норм, регулирующих отношения, связанные с браком и принадлеж­ностью к семье, - семейное право. Нормы семейного права определяют условия заключения и прекращения брака, обязанности членов семьи, имущественные и личные отношения, возникающие на основе брака. Основные нормы семейного права содержатся в Кодексе о браке и семье.

Уголовное право образует совокупность правовых норм, определяю­щих круг общественно-опасных деяний (преступлений) и устанавливаю­щих наказания, применяемые к преступникам. С помощью уголовно-право­вых норм государство охраняет от посягательств наиболее жизненно важные общественные отношения.

Основной метод регулирования общественных отношений, используе­мый в области уголовного права, - метод запретов. Основными источни­ками уголовного права являются Конституция и Уголовный кодекс РФ.

Исправительно-трудовое право представляет собой отпочковавшую­ся от уголовного и уголовно-процессуального права совокупность пра­вовых норм. Предметом регулирования здесь выступают общественные от­ношения, возникающие в процессе отбытия наказания и связанные с вос­питанием и перевоспитанием лиц, осужденных в уголовном порядке. Основные источники исправительно-трудового права - Исправи­тельно-трудовой кодекс РФ, а также специальные акты МВД и Прокура­туры РФ.

Уголовно-процессуальное право образует совокупность юридичес­ких норм, регулирующих деятельность органов следствия, прокуратуры, суда по расследованию преступлений и рассмотрению уголовных дел в суде.

Особенностью данной отрасли права является то, что она высту­пает как необходимое условие реализации норм уголовного права, уста­навливая четкую регламентацию прав и обязанностей органов и лиц в процессе следствия и судебного разбирательства. Основными источника­ми уголовно-процессуального права являются Конституция РФ и Уголов­но-процессуальный кодекс.

Гражданско-процессуальное право есть совокупность правовых норм, регулирующих судопроизводство по гражданским делам. Эти нормы: устанавливают права и обязанности спорящих сторон, судебных и про­курорских органов по поводу судебного разбирательства гражданских дел; определяют порядок подачи заявления в суд, подведомственность, подсудность и другие вопросы, связанные с разбирательством дел о праве гражданском. Источником гражданско-процессуального права яв­ляется Гражданско-процессуальный кодекс РФ.

Характеризуя систему отраслей российского права, особо следует остановиться на международном праве , нормы которого не входят в сис­тему отраслей внутригосударственного права. Международное право - это результат компромисса воль государств в межгосударственных отно­шениях. Такие нормы содержатся в международных договорах, конвен­циях, пактах и иных источниках международного права.

Экологическое (природоохранительное) право - система норм, регулирующих общес­твенные отношения, возникающие в связи с поддержанием экологическо­го равновесия в окружающей общество природе, нормальных естествен­ных условий жизнедеятельности человека и охраной природных объектов.

Право природопользования включает самостоятельные отрасли: зе­мельное, водное, лесное, горное право. Это относительно самостоя­тельные системы норм, регулирующих общественные отношения, возникаю­щие в связи с промышленным, сельскохозяйственным и иным использова­нием объектов природы и необходимостью их рационального освоения.

Предпринимательское право - это система норм, регулирующих эко­номические рыночные отношения, среди которых наиболее значимыми по содержанию являются имущественные (товарно-денежные) и управленчес­кие. Если в основе первых лежит юридическое равенство сторон (пред­принимателей), а их права возникают, как правило, из договора, то вторые - отношения предпринимателей с органами управления, харак­теризующиеся обязательностью адресованных предпринимателям управлен­ческих актов, принятых в пределах компетенции управленческого орга­на. Следует отметить, что не все юристы выделяют предпринима­тельское право в качестве самостоятельной отрасли, ссылаясь на то, что здесь используются разные методы правового регулирования.

Первичным элементом системы права (первокирпичиком) являются нормы права. Нормы права - это установленные и обеспеченные государством правила поведения людей по отношению друг к другу, указатель какие поступки они должны или могут совершать, а какие нет, а также иные юридические правила, определяющие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения.

Регулирующая роль нормы нрава выражается как в том, что орган, лицо, учреждение действует в соотношении с ее предписаниями или требует от других лиц, органов или учреждений соответствующего поведения, так и в том, что нарушение ее требований вызывает применение мер воздействия к правонарушителю. Если в первом случае, норма права выступает как мера поведения, как образец определенных отношений, то во втором случае - это средство оценки того или иного поступка, в качестве правомерного либо неправомерного, основа для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Кроме того, правовая норма - это предостережение потенциальным правонарушителям, что в случае ее нарушения будут применены меры государственного воздействия.

Норма права по сравнению с другими источниками права наиболее точно формулирует необходимые правила, выражается самым необходимым экономичным способом, облегчает надзор за их исполнением, борьбу с правонарушениями, эффективно обеспечивает порядок и четкость взаимоотношений людей и органов.

«Атом» нормы права более не делимый (хотя внутренняя организация нормы имеет «свою систему» - определенным образом взаимосвязанные диспозицию, гипотез и санкцию). В системной организации права правовые нормы существуют не обособлено, а соответственно своему предметному назначению, объединяются в более общее образование - институты права.

Правовой институт - это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений. Правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Эти нормы действуют в составе отрасли права. Правовые нормы образуют отрасль через правовые институты. Система права состоит из отраслей, а сами отрасли из пра­вовых институтов. Например, отрасль конституционного права включает институт "гражданства", отрасль уголовного права - институт "наказа­ния".

Родственные институты одной и той же отрасли права в своей со­вокупности образуют подотрасли права. Нормы подотрасли регулируют группы близких отношений определенного вида. Например, обязательное право в составе отрасли гражданского права объединяет целый ряд пра­вовых институтов (поставки, подряда, смены и другие). Подотраслью уголовного права являются военно-уголовные, предусматривающие ответ­ственность за военные преступления.

Итак, система права состоит из отраслей, включающих в себя по­дотрасли и правовые институты.

В теории права выделяются основные и комплексные отрасли права. К основным отраслям системы права относятся: государственное (кон­ституционное), административное, земельное, финансовое, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, исправительно-трудовое, граждан­ско-процессуальное, уголовно-процессуальное. При этом среди основ­ных отраслей можно выделить профилирующие (традиционные). Такое зна­чение имеют государственное, уголовное и гражданское право.

Комплексными отраслями являются морское, воздушное, водное, горное, лесное, жилищное и т.п. право. Думается, что в данном слу­чае мы имеем дело с возрастающим значением в жизни в обществе от­дельных правовых институтов, которые перерастают свои рамки, превра­щаясь в более или менее самостоятельные отрасли.

Итак, система права - это внутренне строение, которое выражает­ся в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоя­тельные части.

Все системы права условно включают в себя частные и публичные права. Это деление возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходящих от государства, право призвано охранять интересы всего общества, учитывая и интере­сы отдельных граждан. Охраняя собственные интересы, государство с помощью правовых норм охраняет в первую очередь и интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отражен­ные в праве, должны совпадать.

Но в жизни цивилизованного общества имеется определенная града­ция между общественным и частным интересом, которое находит объек­тивное отражение в системе права. Право в субъективном смысле рас­сматривается как частное или публичное в зависимости от того, при­надлежит ли оно частному лицу, отдельному гражданину, или члену го­сударственной организации.

В первом случае речь идет о праве частном (праве собственности), во втором случае - о праве публичном (праве участво­вать в выборе). В обоих случаях лицо обладает правом как часть об­щественного целого.

Однако в сфере частного права лицо действует по собственному праву, а в сфере публичного права по праву какого-нибудь обществен­ного целого. Понятно, что не существует вообще прав, которые принад­лежали бы лицу как изолированному индивиду. Все права, в том числе и частные, принадлежат лицу по отношению к другим лицам, по отношению к государству.

Деление права на частное и публичное условно, но оно необходимо. Естественным основанием для деления прав на частное и публичное является характер правовых отношений между человеком и государственными структурами общества. Всякое право заключает в себе отношения конкретного лица не только к другим лицам, но и к государству в целом. В зависимости от отношения субъекта права к общим государственным интересам право будет частным или публичным. Те пра­ва, где индивидуальное лицо является независимым, самостоятельным субъектом права - это права частные. К частному праву относятся те отрасли, которые призваны обеспечить интересы частных лиц (граждан­ское, банковское и т.п.). К публичному - отрасли государственного, административного, уголовного.

Критериями разграничения частного и публичного права являются:

Характер интересов, защищаемых правом: частное право призвано регулировать частные интересы, публичное - общественные, государственные;

Предмет правового регулирования: частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному -неимущественные;

Метод правового регулирования: в частном праве господствует метод координации, в публичном - субординации;

Субъектный состав: частное право регулирует отношения частных лиц между собой, публичное - частных лиц с государством либо между государственными органами.

Система права включает в себя и иные крупные блоки, например блок Внутригосударственного (национального) права и блок общепризнанных принципов и норм, а также блок международного права.

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Система права:

  • выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;
  • предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;
  • показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

Несмотря на единство, правовые нормы могут противоречить друг другу по содержанию, напри м ер из-за того, что законодатель не учел при разработке нормы уже существующих на тот момент норм, из-за большого их массива.

Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.

Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут (рис. 1).

Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.

Отрасль права - совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Род — широкое понятие, которое может включать довольно большое видовое разнообразие отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.

Рис. 1. Структура системы права

Элементы системы права

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементы системы права

(определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи.

Нормы права — своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.

— совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

— совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.

В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права. Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).

От системы права следует отличать правовую систему. Это понятие более широкое. Система права входит в правовую систему. Об этом речь пойдет ниже.

Понятие системы права и ее структура выделяются в научных и учебных целях. На практике чаще приходится иметь дело с понятиями «законодательство», « ». Об этих понятиях речь также будет идти ниже.

Строение системы права

Под системой права понимается внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих общественных отношений. Система права выступает как внутренняя форма права, обладающая органическим единством и целостностью.

Структурными элементами системы права как сложного многоуровнего комплекса, функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы.

Первичными структурными элементами системы права являются нормы права. Они исходят от государства и являются общеобязательными правилами поведения, регулирующими не все, а лишь наиболее важные общественные отношения (другие отношения регулируются неправовыми нормами).

Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Следует отметить, что в рамках наиболее крупных отраслей выделяются подотрасли (жилищное право, наследственное право являются подотраслями гражданского права, избирательное право является подотраслью конституционного права и т. д.). Институты и отрасли права органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга и составляют единую систему права.

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования (главный критерий) — это совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.

Метод правового регулирования (вспомогательный критерий) — это совокупность юридических приемов, способов, воздействия права на общественные отношения (императивный метод, диспозитивный метод, метод поощрения, метод рекомендаций, метод автономии и равенства сторон и т. д.).

Характеризуя частное и публичное право , следует обратить особое внимание на критерии, по которым система права разделяется на эти две большие группы: субъектный состав; предмет правового регулирования; метод правового регулирования.

Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли.

Материальные отрасли объединяют нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового и других отраслей права, регулирующие конкретные ситуации (в различных сферах общественной жизни). Процессуальные отрасли объединяют нормы, правила поведения организационно-процессуального характера, регламентирующие порядок, формы и методы реализации норм материального права: нормы гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.

Нормы, регулирующие другие виды процессов, образуют подотрасли названных отраслей права.

Наряду с системой права в теории права существует и такое понятие как «система законодательства», под которой понимается совокупность нормативных правовых актов государства, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности-права. В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система права по его содержанию — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников, т. е. систему нормативных правовых актов.

Система права складывается объективно в соответствии со сложившимися общественными отношениями, а система законодательства носит во многом субъективный характер, так как складывается по воле законодателя.

Первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства является нормативный правовой акт. Система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства и является важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.

Система законодательства по объему содержащегося материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. д.).

Система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические — по юридической силе нормативных правовых актов, а также имеет федеративную систему законодательства.

В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности, так как в основе деления системы права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету правового регулирования и не имеют единого метода.

Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права. Это объясняется тем, что при формировании отрасли законодательства нормы могут употребляться в разном сочетании.

Система права - это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства, а также в их распределении по отраслям и институтам права.

Иными словами, система права - это упорядоченное множество всех действующих юридических норм данного государства. Системность массива всех действующих норм права проявляется в их единстве, взаимосогласованности, непротиворечивости. Упорядоченность множества всех действующих норм права проявляется и в их распределении по отраслям и институтам

Структура системы права - это объективно существующее внутреннее строение права данного государства.

Основные структурные элементы системы права:

а) нормы права;

б) институты права,

в) отрасли права.

Нормы права - исходный компонент, те "кирпичики", из которых и складывается в конечном счете все "здание" системы права Норма права всегда является структурным элементом определенного института права и определенной отрасли права

Институт права- это обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений (например, право собственности, наследственное право - институты гражданского права).

Отрасль права - это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения).

Виды критериев распределения норм права по отраслям права:

а) предмет правового регулирования;

б) метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это вид качественно однородных общественных отношений, которые урегулированы правом.

Метод правового регулирования - это совокупность способов, приёмов, средств воздействия права на общественные отношения. Иными словами, метод правового регулирования представляет собой определённую совокупность юридического инструментария, посредством которого государство так или иначе воздействует на волевое поведение субъектов социального общения (участников общественных отношений). Основу метода правового регулирования составляют т. н. способы правового регулирования.

Среди способов правового регулирования различают:

а) обязывание;

б) дозволение;

в) запрещение.

При регулировании общественных отношений возможно различное соотношение применяемых способов. Например, в административном праве доминирует использование Законодателем обязывания в качестве способа правового регулирования, в уголовном праве - запрещения.

К конкретным методам правового регулирования, т. е. применяемым в тех или иных отраслях права обычно относят методы: императивный (метод властного приказа, как правило выраженного в виде нормы-запрета), диспозитивный (представляет возможность выбора в рамках закона того или иного варианта поведения), поощрительный (направлен на стимулирование определённых форм правомерного поведения), рекомендательный (субъектам права рекомендуются определённые формы поведения).