Понятие субъектов и основные субъекты международного права. Понятие и виды субъектов международного права – первичные и производные

Понятие субъектов международного права

Субъекты международного - это акторы (действующие субъекты, субъекты политики), которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей, и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

Таковыми являются:

  • государства;
  • международные организации;
  • нации, борющиеся за независимость;
  • государственно-подобные образования;
  • физические лица (индивиды) - в ограниченном объеме.

Основные признаки субъектов международного права:

1) субъекты международного права - это лица, участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами:

  • известная внешняя обособленность;
  • персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица);
  • способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную ;
  • способность участвовать в принятии норм международного права.

2) все субъекты международного права это такие лица, которые приобрели свойства субъекта в силу норм международного права. Иначе говоря, юридические нормы образуют обязательную основу деятельности акторов как субъектов международного права.

Виды субъектов международного права

Субъекты международного права могут быть:

  1. постоянными или временными.
  2. первичными (государство; нации, борющиеся за государственную независимость) или производными (международные организации; государственноподобные образования).

Постоянными субъектами являются государства.

Нация, борющаяся за свое освобождение, выступает как временный субъект лишь на период борьбы и создания независимого государства. Некоторые международные организации созданы для достижения определенных целей. В XX в. был ликвидирован ряд государственно-подобных образований (например, Данциг, Западный Берлин), а также международных организаций (например, Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Варшавского Договора).

Содержание международнойправосубъектности

Любой субъект международного права обладает:

  • дееспособностью;
  • деликтоспособностью.

Правоспособность - это способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности. Этой способностью обладают:

  • государства - в момент образования;
  • нации, борющиеся за независимость - с момента признания;
  • межправительственные организации - с момента вступления учредительных документов в силу;
  • физические лица - при наступлении ситуаций, определенных в соответствующих международных договорах.

Наличие правоспособности означает наличие юридической возможности у лиц своими действиями порождать субъективные права и юридические обязанности.

  1. способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность );
  2. способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность ).

Виды правосубъектности:

  • общая (государства, НОД);
  • отраслевая (межправительственные организации);
  • специальная.

Общая правосубъектность - это способность акторов ipsofacto быть субъектом международного права вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные государства. Они являются первичными субъектами международного права. Общей правосубъектностью теоретически обладают также нации, борющиеся за свою независимость.

Отраслевая правосубъектность - это способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации. Например, Международная морская организация (ИМО) вправе принимать участие в правоотношениях, затрагивающихмеждународное торговое судоходство, и может одобрять международно-правовые нормы относительно безопасности мореплавания, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения с судов и борьбы с ним.
Другими проблемами, помимо уставных, межправительственные организации заниматься не могут, и поэтому правосубъектность их ограничивается определенной отраслью или обособленной проблемой (например, разоружение, борьба с голодом, охрана природной среды Антарктики).

Специальная правосубъектность - это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью, например, обладают физические лица (индивиды). Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст. 6), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 2 и далее), Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. (ст. 8 и далее).

Таким образом, субъекты международного права должны обладать способностью самостоятельно участвовать в урегулированных международным правом международных отношениях, непосредственно вступать в юридическое взаимодействие с другими управомоченными или обязанными международным правом лицами.

Субъект международного права отличается от понятия «субъект правоотношения». Субъект международного права - это актор, обладающий правосубъектностью, т.е. лицо, потенциально способное быть участником международных правоотношений. Субъект правоотношения - это реальный участник данных правовых отношений. Таким образом, понятие участника правоотношения уже понятия субъекта права.

Правосубъектность в единстве с другими общими правами и обязанностями субъектов международного права охватывается понятием правового статуса. Основными элементами последнего являются права и обязанности акторов международного права в реальных правоотношениях, основанием возникновения которых служат императивные принципы международного права и соответствующий юридический факт. Так, согласно ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. каждое государство обладает правоспособностью заключать договор. Эта правоспособность государств базируется на таких общепризнанных принципах международного права, как принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств, а также принцип сотрудничества государств. В случае вооруженного нападения () каждое государство имеет неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону (ст. 51 Устава ООН).

Субъект международного права - это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.

К субъектам международного права, как правило, относят:

  • 1. государство,
  • 2. международные организации,
  • 3. нации и народы, борющиеся за независимость,
  • 4. государствоподобные образования.

Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные.

Первичные субъекты международного права - это государства.

Производный субъект международного права - это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.

Международная правосубъектность - это совокупность прав и обязанностей субъектов международного права, предусмотренных нормами международного права.

Международная правосубьекность государств. Государства являются основными субъектами международного права, поскольку только они обладают суверенитетом. Суверенитет основывается на наличии у субъекта территории и населения. Государства могут создавать новые субъекты международного права. Государство обладает всей полнотой власти на своей территории.

Государственный суверенитет - это право самостоятельно разрешать все вопросы внутренней и внешней политики. На территории государства могут быть сделаны исключения из его суверенитета.

От имени унитарного государства в международных отношениях действуют единые органы этого государства. Административно-территориальные единицы в составе унитарного государства обычно не наделяются правом участия в международных отношениях.

От имени федеративных государств в международных отношениях также участвуют единые федеральные органы, но субъекты федерации могут наделяться правом самостоятельно участвовать в международных отношениях. При этом федерация должна оценивать риск участия ее субъекта в международных отношениях. Если субъекты федерации не могут выполнить принятые на себя международные обязательства, то ответственность за них несет федерация в целом. Обычно субъекты федерации наделяются правом участвовать в социально-экономических отношениях. Субъекты федерации не могут открывать своих дипломатических или консульских представительств за рубежом. Но они могут открывать представительство субъекта (например, торгово-экономическое представительство). В РФ наиболее активным субъектом, участвующим в международных отношениях, является Татарстан.

Конфедеративные государства - это объединение суверенных государств для достижения общих для них целей. Субъекты конфедерации делегируют органам конфедерации свои полномочия, но сохраняют за собой право действовать параллельно с этими органами в международных отношениях. У субъектов конфедерации могут быть свои дипломатические и консульские представительства.

Предел распространения суверенитета государства определяется его государственными границами.

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость, носит объективный характер. Нации и народы, борющиеся за независимость, обладают правом на защиту со стороны международного права, вправе применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, вправе участвовать в международных организациях, заключать международные соглашения.

Международная правосубъектность международных организаций. Юридическая природа международных организаций состоит в том, что они являются производными субъектами международного права, поэтому их правосубъектность в международных отношениях является ограниченной, она зависит от их учредительных документов.

Виды международных организаций:

  • 1) в зависимости от круга участников выделяют универсальные (для всех стран, например, ООН) и региональные (членами которых могут быть государства одного региона, например, Организация американских государств), и межрегиональные (организации, которые объединяют государства смежных географических регионов, например, НАТО)
  • 2) в зависимости от характера полномочий: межгосударственные (не ограничивающие суверенитет государства) и надгосударственные (частично ограничивающие суверенитет государства; вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице ее органов).
  • 3) В зависимости от выполняемых функций: нормотворческие, консультативные, посреднические, операционные, информационные
  • 4) По порядку приема новых членов: открытые (любое государство может стать леном по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей)
  • 5) По компетенции: общей компетенции (ООН) и специальной компетенции (политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения, например, Всемирный почтовый союз)
  • 6) Международные параорганизации (клубы) - например, Большая восьмерка. Международные параорганизации, часто играя значительную роль в международных отношениях, не могут быть включены в классификацию международных институтов, так как не имеют официального статуса - не имеют устава, штаб-квартиры и прочего.

Международная правосубъектность государственноподобных образований. Государствоподобные образования являются производными субъектами международного права. Впервые государствоподобные образования образовались в Средние века и к ним относили города Ганзейского союза.

В международном праве выделяют 2 вида государствоподобных образований: политико-территориальные образования и религиозно-территориальные образования. Политико-территориальные образования (Гданьск, Западный Берлин) - образования, которые наделяются экономической свободой в международных отношениях, у них есть своя территория, свое население. Для создания таких государствоподобных образований есть политические причины; они существуют и учреждаются на основании международного договора.

В настоящее время существуют только религиозно-территориальные образования (Ватикан и Мальтийский остров). Они наделяются полномочиями выступать в отношениях культурного характера. Ватикан и Мальтийский остров являются членами ЮНЕСКО. Не так давно Ватикан стал членом Интерпола. Они могут поддерживать отношения с иностранными государствами. Их представительства не носят политический характер. В Ватикане есть 2 представительские должности: нуций и интернуций - лица, которые представляют интересы Ватикана в иностранных государствах. Нуций формально приравнивается к послу, а интернуций - к консулу. РФ поддерживает отношения с Ватиканом и Мальтийским островом через своего постоянного полномочного представителя при Ватикане и Мальтийском ордене. По своему статусу он приравнивается к послу РФ.

Международная правосубъектность нации, борющихся за самоопределение. Нации, борющиеся за самоопределение, не являются ни основными, ни производными субъектами международного права. Они не могут быть основными субъектами, потому что у них нет суверенного государства. И их нельзя относить к производным субъектам, поскольку они существуют не на основании международного договора, не по воле государств, а по историческим причинам.

Для того, чтобы быть субъектом международного права, нация, борющаяся за самоопределение, должна быть признана в качестве такового. Признание осуществляется Генеральной ассамблеей ООН. Таких наций в настоящее время не существуют.

Нации, борющиеся за самоопределение, следует отличать от национально-освободительных движений, от движений сопротивления, потому что национально-освободительные движения и движения сопротивления борются за освобождение оккупированного государства или части государства, которая была оккупирована.

Круг субъектов и их правовой статус обусловлены характе-ром системы международных отношений и уровнем развития международного права .

Субъекты международного права, в зависимости от своей пра-вовой природы и происхождения, подразделяются на две категории:

- основные (первичные) — государства, нации и на-родности, борющиеся за свое национальное освобожде-ние и создание собственного национального государства.

В силу присущего им государственного или национального су-веренитета они признаются носителями международ-ных прав и обязанностей. Именно суверенитет делает этих субъек-тов независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможностьих самостоятель-ного участия в международных отношениях.

Первичные субъекты международного права — это самостоятель-ные и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipso facto), становятся но-сителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективный характер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъекты международного права делают возмож-ным создание международного правопорядка и существование само-го международного права.

Основными субъектами международного права являются государства, что определяется их местом в системе междуна-родных отношений. Право же закрепляет то, что сложилось в жизни и необходимо для функционирования системы.

Госу-дарства — наиболее могущественные и организованные субъек-ты, сосредоточившие в своих руках основные средства воздей-ствия на международную жизнь;

Государства — главные субъ-екты управленческой деятельности на мировой арене. Они опосредуют и контролируют деятельность иных участников меж-дународных связей — административных единиц государства, общественных организаций, фирм, индивидов;

Государство — необходимый субъект в социально-политической сфере, пос-кольку ни одно общество не может существовать вне государ-ства, которое необходимо для организации внутренней и меж-дународной жизни.

Под влиянием национально-освободительного движения в международном праве нашла отражение концепция международно-правовой субъектности народа, нации, борющихся за создание независимого государ-ства. По существу, в таких случаях речь идет о правосубъектности государства, находящегося в процессе формирования.

Правосубъектность в этом случае отлична от правосубъектности государства: она носит временный, переходный харак-тер. Ее задача — определить правовой статус борющейся на-ции, движения, поставить их под покровительство междуна-родного права. В общих международных организациях и созывае-мых ими конференциях национально-освободительные движе-ния имеют статус наблюдателя.


- производные (вторичные) — к этой относятся образования, источником правосубъектности которых являются соглашения пер-вичных субъектов международного права, прежде всего государств, а в ряде случаев и между некоторыми производными субъектами международного права.

Производные (вторичные) субъекты международного права — это в основном межправительственные организации, реже — другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности.

Все они действуют в международных отношени-ях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами — уставами или другими правовыми актами. Международная правосубъектность межгосударственных организаций закреплена сегодня многими международными актами. Ее характерные черты отмечались Международным Судом ООН . Он, в частности, определил, что, будучи субъектом международного права, организация связана обязательствами, вытекающими для нее из норм международного права. Это значит, что для организации обязательны и такие нормы общего международного права, которые созданы государствами без ее участия.

Суд определил, что ничто в характере международных организаций не дает оснований рассматривать их как некую форму «сверхгосударства». Организация — орган сотрудничества госу-дарств, а не надгосударственная власть. Субъектность организации проистекает из полномочий, которыми ее наделили государст-ва. Компетенция организации ограничена теми задачами, во имя которых она создана. Поэтому правосубъектность органи-заций является производной от правосубъектности государств и специальной, т, е. ограниченной целями и полномочиями, как они определены уставом.

К нетипичным субъектам относятся государствоподобные образования, такие как вольный город и Ватикан. Вольный город самоуправляющееся политическое образование, кото-рому на основании договора предоставлен международно-пра-вовой статус, позволяющий ему участвовать в экономических, культурных и в определенной степени в политических между-народно-правовых отношениях. Образование вольного города определяется факторами международного порядка. Поэтому высшим юридическим актом для него является международ-но-правовой договор, которым определяется и особая между-народно-правовая субъектность вольного города.

В литературе ставится вопрос о существовании и таких субъ-ектов, как транснациональная корпорация, юридическое лицо, индивид.

Многие межгосударственные договоры посвящены урегулиро-ванию правоотношений между правительствами государств и их фи-зическими и юридическими лицами, в частности, в области обеспе-чения прав и основных свобод человека. Это объективно наделяет индивида некоторыми правами на основе международного права. Но во всех случаях эти права имеют исключительно вторичный характер, поскольку являются следствием соглашения участников соответствующих межгосударственных договоров.

Сторонники концепции международно-правовой субъектнос-ти индивида ссылаются прежде всего на то, что международное право непосредственно создает для него права и обязанности. Действительно, такие экстраординарные случаи имеют место. Известен ряд преступлений по международному праву: пират-ство, геноцид, апартеид. Все это особые случаи, когда при помо-щи только национального права задача не может быть решена.

Следует отметить, что правосубъектность физических лиц признана в целом ряде международных докумен-тов: во Всеобщей декларации прав человека 1948 года (статья 6); в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года (статья 2 и далее); в Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года (статья 8 и далее) и др. Это дает основание некоторым ученым говорить о тoм, что индивиды становятся участниками международных отношений, урегулированных нормами права, т.е. в определенном смысле, субъектами между-народного права. Это же относится и к МНПО, причем международная правосубъектность как индивидов, так и МНПО, ограничивается лишь правоприменительной сферой, в то время как функцией международного правотворчества на международной арене обладают толь-ко общепризнанные субъекты международного права.

С этой концепцией нельзя согласится. Физические лица (индивиды) не являются субъектами международного публичного права. Они находятся под исключительной юрисдикцией государств, внутренним законодательством которых определяется их правовой статус. Индивид сам по себе не имеет правовой возможности участвовать в международных отношениях, а также в создании норм международ-ного права. Соответственно, следует считать, что физические и юри-дические лица субъектами международного права не являются.

Транснациональные корпорации, компании (ТНК), средства которых нередко превосходят бюджеты некоторых государств. Такие компании действительно нуждаются в особом междуна-родном режиме, который, по возможности, освобождал бы их от власти государства. Поэтому утверждают, что корпорации являются субъектами международного права, что они явля-ются активными участниками развития публичного междуна-родного права.

Вопрос о правосубъектности транснациональных корпораций методологически схож с проблемой международной правосубъ-ектности индивидов. ТНК представляют собой качественно новый уровень международного разделения труда. Их организационная структура предусматривает строго централизованное управление фи-нансово-технологическими связями между входящими в ТНК филиа-лами и предприятиями, расположенными в различных государствах. ТНК от своего имени уже сейчас заключают соглашения как с от-дельными странами, так и с международными финансово-эконо-мическими организациями. Значительна роль ТНК в поддержании международных взаимоотношений производственного, научно-тех-нического, валютно-финансового характера, а также в области энер-гетики, связи, транспорта, новых технологий.

526 09.10.2019 4 мин.

Субъекты межнационального права – это действующие субъекты, которые по причине действия юридических норм способны выступать в роли носителей субъективных юридических прав и обязанностей. Кроме этого, субъекты межнационального несут международно-правовую ответственность.

Что оно из себя представляет

Как национальное, так и внутринациональное обладает своими категориями субъектов. К главным субъектам стоит отнести страны, нации, которые находится в борьбе за государственный суверенитет, а также межнациональные учреждения. Для главных субъектов характерно наличие элемента межнациональной правосубъективности. Она включает в себя важные права о том, как заключаются договора, кто может быть членом международных учреждений.

Помимо главных субъектов выделяют прочие. Некоторые из них представлен в виде государственно-подобных образований. Сюда можно отнести города в прошлом или в новое время. Например, особым статусом был наделен после Второй мировой войны Западный Берлин.

На видео – понятие и виды субъектов международного права:

Разновидности

Субъекты международного публичного права (традиционные) могут быть двух видов: постоянные и временные. К первому виду стоит отнести само государство. Нация, которая находиться в борьбе за свое освобождение, служит в качестве временного субъекта только на время борьбы и формировании независимого государства. И государство, и нация – это первичные субъекты международного права. К вторичным (или производным) субъектам относят международные организации и государственно-подобные образования. А вот в данной статье можно для себя подчеркнуть про

Субъекты (М-Н П) – это участники межнациональных взаимоотношений, которые могут выступать в качестве носителя субъективных прав и обязанностей юридической направленности.

В этом случае они должны быть наделены конкретными свойствами:

  1. Популярная внешняя обособленность.
  2. Персонификация.
  3. Возможность производить выработку и осуществлять автономною волю.
  4. Принимать участие в принятии норм.

Каждый субъект (М-Н П) должен облагать правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.

Итак, правоспособность – это возможность субъекта межнационального права обладать субъективными правами обязанности юридического типа. Такой возможностью обладают страны на момент формирования, нации, которые борются за суверенитет. Что из себя представляет , подробно указано в данной статье.

Дееспособность – это выполнение своих прав и обязанностей непосредственными субъектами (М-Н П). Что касается деликтоспособности, то это термин, который характеризует способность нести юридическую ответственность за выполненные правонарушения. Например, если придерживаться , то страна флага будут нести ответственность за любой ущерб или убыток, который был причине приграничной стране по причине невыполнения военным кораблем законов и правил приграничного государства.

На видео – классификация субъектов МП:

Нации и народы

Суть самоопределения народов – это один из основных принципов межнационального права. Особенно ярко (М- П) стало развиваться после Октябрьской революции 1918 г в России.

Как только был принят Устав ООН право нации на самоопределение подошло к логическому завершению в плане юридического оформления, как главный принцип (М-Н П). Конкретизация и развитие содержания данного принципа произошла после принятия декларации о предоставлении суверенности колониальным государствам и народам. Самое полное его содержание было выдвинуто в декларации о принципах межнационального права в 1970 г.

Современное межнациональное право обладает нормами, которые подтверждают правосубъективность наций, которые борются за свою независимость. Такие нации обретают защиту от межнационального права, они способны на объективном плане использовать меры принуждения относительно тех сил, которые не дают нации приобрести полную межнациональную правосубъективность народа. Субъектом межнационального права может быть признана та нация, которая обладает своей политической организацией, отдельно выполняет квазигосударственные функции. Другими словами, нация должна обладать догосударственной формой организации, народным фронтом, зачатками органов власти и управления.

Стоит принимать во внимание, что межнациональной правосубъективностью могут обладать не все, а только ограниченное число наций (это народ, который не оформлен в государство, но который стремится к его созданию согласно с межнациональным правом).

На основании этого можно сказать, что практически каждая нация может вполне стать субъектом правоотношений самоопределения. Причем право нации на самоопределения отмечалось для борьбы с колониализмом и его осложнениями. Если рассматривать ее как норму антиколониальной направленности, то в этом случае она полностью выполнила свою задачу.

На сегодняшний день большую роль стал приобретать другой аспект права наций на независимость. Сейчас стали активно говорить про развитие нации, но уже как о той, которая определили свой политический статус. В современном мире принцип права народа на независимость должен быть гармонизирован и согласовываться с прочими принципами межнационального права, а точнее, с принципом уважения государственной независимости и невмешательства во внутренние дела остальных стран. Таким образом, стоит рассуждать не о праве всех народов на межнациональную правосубъективность, а о праве нации, которая приобрела свою государственность, а также развивается без внешних вмешательств.

Нация, которая вступает в борьбу за право сотрудничества с государство, контролирующим данную местность, другими нациями и странами, межнациональными учреждениями. При участии в определенных межнациональных правоотношений она может получить дополнительные права и защиту.

На основании полученной информации становится понятным, что каждая борющая нация имеет все пава и обязанности претендовать за свое самоопределение. В данном случае ее гарантом выступает межнациональное право, субъектами которого они в данном случае и выступают. Таким образом, нация способна добиться выполнение ее требований, а также сформировать свое государство с определенными правами и обязанностями.

Рассмотрим понятие и виды субъектов международного права.

Субъектами международного права являются:

Суверенные государства;

Нации и народы, борющиеся за свою свободу и независимость;

Межправительственные международные организации.

Суверенные государства как субъекты международного пра­ва обладают рядом признаков:

Наличие определенной территории;

Наличие постоянно проживающего на ней населения;

Наличие государственной власти, гарантирующей защиту сво­их граждан и способной самостоятельно вступать в отношения с дру­гими государствами. Главная особенность государства как субъекта международного права состоит в том, что оно обладает суверените­том.

Нации и народы, борющиеся за свою независимость в ходе освободительной борьбы и реализуя право на самоопределение, вы­ступают как самостоятельные участники международных отношений. Их международная правосубъектность (т.е. право быть субъектом ме­ждународного права) по своей юридической природе близка к право­субъектности государств, поскольку тоже не зависит от воли и усмот­рения других субъектов.

Пока государство не создано, субъектом международного права является борющаяся нация (народ) в лице сформированной ею в про­цессе борьбы политической организации, которая воплощает суверен­ную волю нации или народа и предшествует государству. Элементами такой догосударственной политической организации становятся еди­ный национальный фронт (фронт национального освобождения), по­литические партии.

Международные организации являются производными, вто­ричными субъектами международного права. Их правосубъектность основывается на воле государств, выраженной ими в учредительном акте. Международные организации не обладают ни суверенитетом, ни территориальным верховенством.

Международные организации как субъекты международного права имеют определенные права и обязанности, которыми их наде­ляют государства-учредители. Кроме того, международные организа­ции своими действиями могут приобретать права и брать на себя обя­зательства, они несут международно-правовую ответственность за свои действия. Некоторые международные организации имеют свои представительства в государствах-членах, а последние - при междуна­родных организациях.

Центральное место в современных международных отношениях занимает универсальная международная организация - Организация Объединенных Наций (ООН). Решение о создании новой междуна­родной организации было сформулировано в Декларации четырех го­сударств по вопросу о всеобщей безопасности, принятой на Москов­ской конференции министров иностранных дел СССР, США и Вели­кобритании 30 октября 1943 года (она была подписана также предста­вителями Китая). ООН официально образовалась 24 октября 1945 го­да. Именно с этого момента вступил в силу Устав ООН. Он был рати­фицирован Советским Союзом, Китаем, Великобританией, США, Францией и другими подписавшими его государствами.

Главными органами ООН являются:

Генеральная Ассамблея - совещательный представительный орган, в котором представлены все государства - члены ООН;

Совет Безопасности - орган, на который Устав ООН возлагает главную ответственность за поддержание мира и безопасности. Он может быть созван в любое время, когда возникает угроза миру. Госу­дарства - члены ООН обязаны выполнять его решения. Совет состоит из 15 членов. Пять из них - Китай, Россия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Амери­ки и Франция - являются постоянными членами. Другие 10 членов избираются Ассамблеей на двухлетний срок;

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) ООН;

Совет по Опеке ООН;

Международный Суд - является главным судебным органом ООН. Он состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. Сторонами в делах, представленных на рас­смотрение Суда, могут быть только государства. Если какое-либо го­сударство не желает участвовать в судебном разбирательстве, оно вправе поступать таким образом. Но если оно соглашается стать сто­роной в деле, то обязано подчиниться решению Суда;

Секретариат ООН - работает для других органов ООН и руко­водит осуществлением их программ. Во главе Секретариата стоит Ге­неральный секретарь. Выполняя одну из своих многочисленных функ­ций, он может доводить до сведения Совета Безопасности любые во­просы, которые, по его мнению, угрожают международному миру и безопасности.

Рассмотрим признание как юридический факт, существующий в международном праве.

Еще по теме Понятие и виды субъектов международного права:

  1. 2.1. Юридические коллизии: понятие, виды, причины возникновения
  2. § 1. Понятие "потерпевший" в контексте уголовно-процессуального права
  3. § /. Регулирование сотрудничества по вопросам осуществления связи и передачи информации в международном праве
  4. § 1. Концепция экологической безопасности и международное право